
Определение акцентуаций характера у подростков
В процессе обследования детей подросткового возраста часто бывает необходимо выявить акцентуации характера. Именно в этом возрасте акцентуации характера (т. е. «заострение» некоторых черт характера) выступают наиболее ярко и указывают на слабые места еще не сложившегося и не скомпенсированного жизненным опытом характера ребенка. Знание типа акцентуации позволяет предвидеть факторы, способные вызвать психогенные реакции, ведущие к дезадаптации подростка. Нередко родители имеют весьма неточное представление об особенностях личности своего сына или дочери, вследствие чего имеет место неправильное к ним отношение, неадекватные требования, а отсюда взаимное непонимание и конфликты.
Для определения типа акцентуации психологи чаще всего пользуются патохарактерологическим диагностическим опросником для подростков (ПДО) Н. Е. Личко, тестом-опросником Г. Шмишека.1 Мы предлагаем менее известный, но хорошо себя зарекомендовавший в практике консультирования опросник, разработанный А. А. Барановым и основанный, так же как и вышеуказанные тесты, на типологии акцентуаций личности по Карлу Леонгарду (Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1981).2 Опросник состоит из 72 утверждений, которые испытуемый должен принять («Да») или отвергнуть («Нет»), как соответствующие или несоответствующие его поведению, и позволяет определить доминирующие акцентуации темперамента, характера и стиля мышления.
Опросник эффективен также для экспертной оценки указанных параметров личности.
Текст опросника
1. Любит украшения, которые выделяют его среди других людей.
2. Долго помнит неприятные переживания.
3. Стремится к тому, чтобы все было на своих местах и в строгом порядке.
4. Легко впадает в гнев.
5. Инициативность — его главная черта.
6. Бывает так, что у него настроение меняется без видимых причин.
7. Чаще бывает пассивным.
8. Выделяется яркостью и искренностью чувств.
9. Можно сказать, что он человек робкий.
10. Он человек мягкосердечный.
11. У него преимущественно приподнятое настроение.
12. Отличается своеобразием мышления.
13. Ему легко удается вступать в контакты с незнакомыми людьми.
14. Можно сказать, что он человек честолюбивый.
15. Всегда придерживается правила: перед началом дел неоднократно все взвешивать.
16. Бывает прям и резок в отдельных суждениях.
17. Может и умеет ловчить и изворачиваться в затруднительном положении.
18. Он способен на неожиданный поступок.
19. Склонен все усложнять всевозможными условностями и морально-этическими запретами.
20. Склонен к альтруистическим поступкам.
21. Не умеет сколько-нибудь уверенно врать.
22. Хотя он человек настроения, но крайние реакции ему не свойственны.
23. Его высказывания и поступки большей частью импульсивные, не оцениваемые предварительно внутренне, мыслительно не оцененные.
24. Несколько «оторван» от бытия.
25. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, старается быть таким, каким его ожидают видеть.
26. Ему нелегко переключаться на новое дело, но потом, разобравшись, справляется с ним лучше других.
27. Отличается надежностью и точностью своих решений и действий.
28. В коллективе почти всегда претендует на роль лидера.
29. Ему удается быстро находить выход из тупиковых ситуаций.
30. Можно сказать, что он человек ситуации.
31. Склонен подчиняться и уступать.
32. Легковерен на всякие слухи.
33. Избегает ответственности.
34. Трудно переносит вид крови.
35. Его нрав прямой и открытый.
36. Может придерживаться мнения, которое резко отличается от мнения большинства.
37. Анализирует свое поведение в общении.
38. Может длительно бороться за свои взгляды, убеждения, идеи, не боясь потерять авторитет.
39. Склонен к нерешительности, рассуждательству.
40. Главным считает свой напор, а не силу противника.
41. Бывают случаи недостаточно серьезного отношения к своим обязанностям.
42. Иногда на некоторое время или несколько дней, а то и недель, «уходит в себя».
43. Его поведение определяется в первую очередь морально-политическими нормами общества.
44. Склонен к паникерству.
45. Доверчив в общении с друзьями.
46. Исполнителен, с чувством долга.
47. Его кредо — «куда подует ветер, туда и он».
48. Он человек малообщительный, общается преимущественно по необходимости.
49. Без особого труда может изменить свое настроение.
50. Не предпринимает первым мер к примирению, если был участником конфликта.
51. Нередко переносит исполнение дела на более поздний срок или на другой день недели.
52. Предпочитает жить реальной жизнью, а не планами на нее.
53. Иногда сам не знает, что ему надо.
54. Его настроение зависит от внешних обстоятельств.
55. Избегает и не любит шумное общество.
56. Обладает художественным вкусом.
57. Весьма тонко чувствует, кто и как к нему относится.
58. Его легко обидеть.
59. Для достижения цели предпочитает использовать апробированные способы, приемы, шаблоны, приемы действий.
60. В труде склонен раздумывать, как сделать лучше, быстрее, с меньшими затратами труда и сил.
61. Можно сказать, что он человек демонстративный.
62. Можно сказать, что он человек злопамятный.
63. Можно сказать, что он человек педантичный.
64. Можно сказать, что он человек импульсивный.
65. Можно сказать, что он яркий оптимист.
66. То оптимистичен, то вдруг пессимистичен.
67. Можно сказать, что он выраженный пессимист.
68. Можно сказать, что он человек пылкий, эмоциональный.
69. Можно сказать, что он достаточно тревожен.
70. Можно сказать, что он слишком миролюбивый.
71. Можно сказать, что он человек непосредственный, спонтанный.
72. Можно сказать, что он человек обособленный.
Обработка результатов
При обработке результатов учитываются лишь утверждения, на которые испытуемый (или эксперт) ответил утвердительно. В таблице 5 приведены цифры акцентуаций и номера утверждений, которые соответствуют этим акцентуациям. Так, например, циклический тип акцентуации характера (шифр — 66) будет наблюдаться у испытуемого, который считает, что утверждения 6, 18, 30, 42, 54, 66 соответствуют его поведению.
Различные утверждения в разной степени отражают выраженность акцентуации, поэтому следует присваивать им разные баллы. Например, утверждения с 49-го по 60-е в наименьшей степени характерны для соответствующих акцентуаций, поэтому за них присваивается 1 балл. Утверждения с 61-го по 72-е — в максимальной, поэтому за них присваивается 6 баллов. Все остальные имеют промежуточные значения баллов (см. табл. 5, левая колонка).
Таблица 5.
Типы акцентуаций, номера вопросов и баллы
|
Баллы за соответствующие поведению обследуемого утверждения |
Шифры акцентуаций личности (01—12) и номера соответствующих утверждений | |||||||||||
|
01 |
02 |
03 |
04 |
05 |
06 |
07 |
08 |
09 |
10 |
11 |
12 | |
|
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
4 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
|
3 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
36 |
|
2 |
37 |
38 |
39 |
40 |
41 |
42 |
43 |
44 |
45 |
46 |
47 |
48 |
|
1 |
49 |
. 50 |
51 |
52 |
53 |
54 |
55 |
56 |
57 |
58 |
59 |
60 |
|
6 |
61 |
62 |
63 |
64 |
65 |
66 |
67 |
68 |
69 |
70 |
71 |
72 |
|
Сумма баллов | ||||||||||||
Руководствуясь описанной таблицей, подсчитывается общая сумма баллов, набранных испытуемым, и определяются типы акцентуаций темперамента (05—10), характера (01—04) и стиля мышления (11—12).
ТИПЫ АКЦЕНТУАЦИИ ЛИЧНОСТИ (по К. Леонгарду)3
01. Демонстративный — развитая способность к вытеснению из памяти неприятных сведений и факторов, вследствие чего корректируются все сферы деятельности.
02. Злопамятный — преобладает стойкость эмоциональных состояний гнева или страха, которые держатся очень долгое время, хотя никакие новые переживания их не активизируют.
03. Педантичный — неприятные факты, травмирующие переживания часто довлеют в памяти; негибкость, инертность психических процессов.
04. Возбудимый — в основе поведения преобладают влечения, инстинкты и неконтролируемые побуждения, приводящие к разрядке в большей мере физической, нежели духовной.
05. Оптимист — приподнятость настроения, жажда деятельности, словоохотливость, живость мышления и возникновение идей по ходу беседы.
06. Циклический — сменяются, чередуясь, состояния энергичности и подавленности.
07. Пессимист — низкий основной уровень настроения, сосредоточенность больше на негативных сторонах жизни, чем на положительных.
08. Экзальтированны й — резкие переходы от восторга по поводу радостных событий к тревоге и отчаянию по поводу негативных.
09. Тревожный — тревожность, повышенная робость и пугливость.
10. Мягкосердечный — повышенная чувствительность и глубина переживаний в области тонких эмоций, связанных с проявлениями душевности, гуманности и отзывчивости; впечатлительность.
11. Экстраверт — больше обращен в сторону восприятий, чем представлений, может легко поддаваться влиянию окружения, стимулам извне.
12. Интраверт — живет не столько восприятиями и ощущениями, сколько своими представлениями. Внешние события на него влияют мало. Склонен к раздумьям, но слабая готовность к деятельности.
Самооценка ребенка и оценка ребенка родителем
Кроме акцентуации характера в качестве барьера общения между ребенком и взрослым выступают и особенности самооценки: адекватность, устойчивость, степень совпадения самооценки ребенка с оценкой окружающих.
Эмоциональный контакт, взаимопонимание возможны лишь в том случае, если представление подростка о себе и представление родителей о нем совпадают. Несовпадение же оценки подростка с оценкой родителей может стать дополнительной причиной конфликтов между ними. Поэтому в процессе консультирования психолог может использовать прием соотнесения самооценки подростка и оценки родителей, который способствует более глубокому осознанию родителями своих детей.
Это известная личностная методика модифицирована для получения информации о некоторых сторонах взаимоотношений между ребенком и взрослым (родителем).4
Процедура модифицированного варианта такова: ребенок заполняет с помощью стандартного или модифицированного бланка методики Дембо-Рубинштейн самооценку на себя (о процедуре проведения методики Дембо-Рубинштейн смотри ниже, с. 50). Видоизменение бланка методики состоит в обязательном включении в его состав шкал, фиксирующих те личностные особенности ребенка, по поводу которых и идет консультирование. Параллельно родитель в своем бланке дает по тем же самым шкалам оценку ребенка со своей точки зрения.
После этих заданий дается другое задание: ребенка просят на его бланке отметить оценки, которые, по его мнению, дал ему родитель. Родителя же просят на его бланке проставить оценки, которые, по мнению родителя, дал себе ребенок.
Таким образом, имеются четыре оценки:
1) ребенок оценивает себя; 2) родитель оценивает ребенка; 3) ребенок отгадывает как его оценил родитель; 4) родитель отгадывает как оценил себя ребенок. Важно, что среди оценок всегда присутствуют оценки ребенка, релевантные запросу родителей в консультацию (например, общительность-необщительность ребенка, драчливость, внимательность и лю-бые другие).
Сравнение оценок является установлением взаимоотношений. Это сравнение делают ребенок и взрослый совместно с психологом-консультантом. Процедура сравнения призвана проявить, высветить для консультируемых, и прежде всего для родителя, определенные особенности его отношения к ребенку, помочь развести родительские оценки личности ребенка и то, как ребенок оценивает себя сам. Сравнение оценок показывает и степень осознания каждым членом семьи особенностей его оценки со стороны партнера. Правда, за счет асимметрии процедуры результаты методики не равноценны для родителя и для ребенка. Со стороны ребенка — это информация о том, как он выглядит с точки зрения родителя, и о том, как точно он может это мнение предвидеть. Со стороны родителя — это информация о его собственной способности адекватно отразить самооценку ребенка, а также информация об уровне осознания ребенком того, как его оценивает родитель.
Исследование самооценки по методике Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан основано на прямом оценивании (шкалировании) ребенком ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д.5 Обследуемому предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у себя этих качеств (показатель самооценки) и уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял данного испытуемого (показатель уровня притязаний).
Испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание. (См. Приложение II).
Обработка результатов проводится по шести шкалам (первая, тренировочная, — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Размеры каждой шкалы равны 100 мм, в соответствии с этим ответы испытуемого получают количественную характеристику (например, 54 мм = 54 баллам)..
1. По каждой из шести шкал определяется:
а) уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;
б) высота самооценки — от 0 до знака « — »;
в) величина расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака « — », если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.
2. Определяется средняя величина каждого показателя по всем шести шкалам.
Таблица 6.
Оценка и интерпретация уровня притязаний и уровня самооценки
|
Параметр |
Количественная характеристика, балл | |||
|
Норма |
очень высокий | |||
|
низкий |
средний |
высокий | ||
|
Уровень притязаний |
менее 60 |
60—74 |
75—89 |
90—100 |
|
Уровень самооценки |
менее 45 |
45—59 |
60—74 |
75—100 |
Уровень притязаний. Норму, реалистический уровень притязаний характеризует результат от 60 до 89 баллов. Наиболее оптимальным является сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, свидетельствующий об оптимальном представлении о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно свидетельствует о нереалистическом, некритическом отношении испытуемых к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он является индикатором неблагоприятного развития личности.
Высота самооценки. Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) свидетельствует о реалистической (адекватной) самооценке.
Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может свидетельствовать о личностной незрелости, неумении правильно оценивать результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неуспехам, замечаниям и оценкам окружающих Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способностей и тому подобное позволяет не прилагать никаких усилий.
Подростки о родителях
Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (подростки о родителях) изучает установки, поведение и методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом и юношеском возрасте.6
Основой служит опросник, который создал Шафер в 1965 г. Базируется эта методика на положении Шафера о том, что воспитательное воздействие родителей (так, как это описывают дети) можно охарактеризовать при помощи трех факторных переменных: принятие — эмоциональное отвержение; психологический контроль — психологическая автономия; скрытый контроль — открытый контроль. При этом принятие подразумевает, безусловно, положительное отношение к ребенку вне зависимости от исходных ожиданий родителей.
Эмоциональное же отвержение рассматривается как отрицательное отношение к ребенку, отсутствие к нему любви и уважения, а порой и просто враждебность. Понятие психологического контроля обозначает как определенное давление и преднамеренное руководство детьми, так и степень последовательности в осуществлении воспитательных принципов.
В результате использования опросника на выборке чехословацкой молодежи он был значительно переработан и адаптирован к социокультурным условиям З. Матейчиком и П. Ржичаном.
Модифицированный вариант опросника был предложен авторами в 1983 году.
В результате международного научного сотрудничества лаборатории клинической психологии Института им. В. М. Бехтерева с Институтом психодиагностики (Братислава, Словакия) эта методика была апробирована на подростках 13—18 лет в России и оказалась весьма полезной для отражения тех фактов семейного воспитания, которые оказываются скрытыми как от врачей и психологов, так и от самих родителей.
Процедура проведений исследования
Перед началом эксперимента подросток вводится в курс дела относительно целей и задач исследования, после чего ему предъявляется следующая инструкция:
«Просим Вас оценить, исходя из собственного опыта, какие из указанных положений более всего характерны для Ваших родителей. Для этого внимательно прочитайте каждое утверждение, не пропуская ни одного из них. Если Вы считаете, что утверждение полностью передает воспитательные принципы Вашего отца (или матери), то обведите в кружок цифру «2». Если Вы считаете, что данное высказывание частично подходит для Вашего отца (или матери), то обведите цифру «1». Если же, по Вашему мнению, утверждение не относится к Вашему отцу (или матери), то обведите цифру «0».
Затем подростку предъявляется регистрационный бланк для заполнения отдельно на каждого из родителей. Принципиальной разницы между ними нет: по отношению к матери все утверждения представлены в женском роде, а по отношению к отцу — в мужском. Причем заполняются бланки отдельно, т. е. вначале, например, по отношению к матери, затем этот бланк сдается экспериментатору и только после этого выдается бланк для заполнения, в котором отражаются воспитательные принципы отца.
Сам опросник выглядит следующим образом:
Опросник для подростков
|
Мой отец (Моя мать) |
Да |
Частично |
Нет |
|
1. Очень часто улыбается мне. |
2 |
1 | |
|
2. Категорически требует, чтобы я усвоил, что я могу делать, а что нет. |
2 |
1 | |
|
3. Не хватает терпеливости в отношении ко мне. |
2 |
1 | |
|
4. Когда я ухожу, сам решает, когда я должен вернуться. |
2 |
1 | |
|
5. Всегда быстро забывает то, что сам говорит или приказывает. |
2 |
1 | |
|
6. Когда у меня плохое настроение, советует мне успокоиться или развеселиться. |
2 |
1 | |
|
7. Считает, что у меня должно существовать много правил, которые я обязан выполнять. |
2 |
1 | |
|
8. Постоянно на меня кому-то жалуется. |
2 |
1 | |
|
9. Предоставляет мне столько свободы, сколько мне надо. |
2 |
1 | |
|
10. За одно и то же один раз наказывает, а другой — прощает. |
2 |
1 | |
|
11. Очень любит делать что-то вместе. |
2 |
1 | |
|
12. Если назначает мне какую-нибудь работу, то считает, что я должен делать только ее, пока не закончу. |
2 |
1 | |
|
13. Начинает сердиться и возмущаться по поводу любого пустяка, который я сделал. |
2 |
1 | |
|
14. Могу идти, куда захочу и не спрашивать у него разрешения. |
2 |
1 | |
|
15. В зависимости от моего настроения отказывается от многих своих дел. |
2 |
1 | |
|
16. Когда мне грустно, пытается развеселить и воодушевить меня. |
2 |
1 | |
|
17. Всегда настаивает на том, что за все мои проступки я должен быть наказан. |
2 |
1 | |
|
18. Его мало интересует то, что меня волнует и чего я хочу. |
2 |
1 | |
|
19. Если бы я захотел, то мог бы идти куда захочу каждый вечер. |
2 |
1 | |
|
20. Имеет определенные правила, но иногда соблюдает их, иногда — нет. |
2 |
1 | |
|
21. Всегда с пониманием выслушивает мои взгляды и мнения. |
2 |
1 | |
|
22. Следит за тем, чтобы я всегда делал то, что мне сказано. |
2 |
1 | |
|
23. Иногда у меня возникает ощущение, что я ему противен. |
2 |
1 | |
|
24. Практически позволяет мне делать все, что мне нравится. |
2 |
1 | |
|
25. Меняет свои решения так, как ему придет в голову или как ему будет удобно. |
2 |
1 | |
|
26. Часто хвалит меня за что-либо. |
2 |
1 | |
|
27. Всегда точно хочет знать, что я делаю и где нахожусь. |
2 |
1 | |
|
28. Хотел бы, чтобы я стал другим, изменился. |
2 |
1 | |
|
29. Позволяет мне самому выбирать себе дело по душе. |
2 |
1 | |
|
30. Иногда очень легко меня прощает, а иногда — нет. |
2 |
1 | |
|
31. Старается открыто доказать, что любит меня. |
2 |
1 | |
|
32. Всегда следит за тем, что я делаю на улице или в школе. |
2 |
1 | |
|
33. Если я сделаю что-нибудь не так, постоянно и везде говорит об этом. |
2 |
1 | |
|
34. Предоставляет мне много свободы. Редко говорит мне «должен» или «нельзя». |
2 |
1 | |
|
35. Очень тяжело заранее определить, как поступит, когда я сделаю что-нибудь плохое или хорошее. |
2 |
1 | |
|
36. Считает, что я должен иметь собственное мнение по каждому вопросу. |
2 |
1 | |
|
37. Всегда тщательно следит за тем, каких друзей я имею. |
2 |
1 | |
|
38. Когда я его чем-то задену или обижу, не будет со мной говорить, пока я сам не начну. |
2 |
1 | |
|
39. Всегда легко меня прощает. |
2 |
1 | |
|
40. Хвалит и наказывает очень непоследовательно: иногда слишком много, а иногда слишком мало. |
2 |
1 | |
|
41. Всегда находит время для меня, когда это мне необходимо. |
2 |
1 | |
|
42. Постоянно указывает мне, как себя вести. |
2 |
1 | |
|
43. Вполне возможно, что в сущности меня ненавидит. |
2 |
1 | |
|
44. Проведение каникул я планирую по собственному желанию. |
2 |
1 | |
|
45. Иногда может обидеть, а иногда бывает добрым и признательным. |
2 |
1 | |
|
46. Всегда откровенно ответит на любой вопрос, о чем бы я‘ ни спросил. |
2 |
1 | |
|
47. Часто проверяет, все ли я убрал, как он велел. |
2 |
1 | |
|
48. Чувствую, что он пренебрегает мной. |
2 |
1 | |
|
49. Моя комната или уголок — это моя крепость: могу убирать ее или нет, он туда не вмешивается. |
2 |
1 | |
|
50. Очень тяжело разобраться в его желаниях и указаниях. |
2 |
1 |
Обработка и интерпретация данных
После того, как подросток заполнил оба бланка (на отца и на мать), все полученные данные сводятся в «оценочный лист» отдельно на мать и на отца. (См. Приложение III).
Затем по каждому параметру подсчитывается арифметическая сумма сырых баллов (ПОЗ — позитивный интерес, ДИР — директивность. ВРЖ — враждебность, АВТ — автономность и НЕП — непоследовательность). Далее сырые баллы переводятся в стандартизованные в соответствии с таблицами, приведенными в Приложении IV. Стандартизованные данные располагаются от 1 до 5 и нормой является среднее значение, т. е. 3.
Если по параметру вышло 1—2 балла, то можно говорить, что он слабо выражен, если же 4—5 — то измеряемое качество выражено вполне отчетливо. Преимущества стандартных баллов перед сырыми общеизвестны. В то же время, применительно к опроснику «ADOR» следует обратить внимание и на последние.
Затем строятся оценочные профили отношений как к матери, так и к отцу, на специальном бланке, приведенном ниже в таблице 7.
Таблица 7.
Оценочный профиль отношений подростка к матери (отцу)

Интерпретация шкал
1. Оценка матери сыном
Шкала позитивного интереса (ПОЗ)
Прежде всего, психологическое принятие матери мальчики-подростки видят в относительно критическом подходе к ним. Подростки часто испытывают необходимость в помощи и поддержке матери, в большинстве случаев принимают ее мнение, склонны соглашаться с ней. Такие же формы поведения матери, как властность, подозрительность, тенденция к лидерству отрицаются. В то же время сыновья не ждут от матери чрезмерного конформизма, вплоть до тенденции «идти на поводу». Тем не менее, просто компетентное поведение, дружеский способ общения и нормальные эмоциональные контакты оказываются недостаточными для того, чтобы подросток мог утверждать, что мать испытывает по отношению к нему позитивный интерес. Подростки стремятся к сверхопеке сильного, взрослого и самостоятельного человека.
Шкала директивности (ДИР)
Директивность матери по отношению к сыну подростки видят в навязывании им чувства вины по отношению к ней, ее декларациям и постоянным напоминаниям о том, что «мать жертвует всем ради сына», полностью берет на себя ответственность за все, что сделал, делает и будет делать ребенок. Матерью как бы утверждается изначальная зависимость ее статуса и оценки окружающих от соответствия сына «эталону ребенка», исключая при этом возможность других вариантов самовыражения. Таким образом, мать стремится любым способом исключить неправильное поведение сына, чтобы «не ударить в грязь лицом». Простые же формы проявления со стороны матери отзывчивости, симпатии, вызывающие положительные эмоциональные отношения, отрицательно коррелируют с директивной формой взаимодействия матери и подростка.
Шкала враждебности (ВРЖ)
Враждебность матери в отношениях с сыном-подростком характеризуется ее агрессивностью и чрезмерной строгостью в межличностных отношениях. Ориентировка матери исключительно на себя, ее самолюбие, излишнее самоутверждение, как правило, исключает принятие ребенка. Он воспринимается, прежде всего, как соперник, которого необходимо подавить, дабы утвердить свою значимость. Для этого используются различного рода манипуляции. Так, эмоциональная холодность к подростку маскируется и зачастую выдается за сдержанность, скромность, следование «этикету» и даже подчиненность ему. В то же время может наблюдаться ярко выраженная подозрительность, склонность к чрезмерной критике в адрес сына и окружающих, целью которой является стремление унизить их в глазах окружающих. Наряду с этим, постоянно (главным образом, на вербальном уровне) демонстрируется положительная активность, ответственность за судьбу сына.
Шкала автономности (АВТ)
Автономность матери в отношениях с сыном понимается им как диктат, полное упоение властью, даже некоторая маниакальность в этом отношении, не признающая никаких вариаций. Мать при этом не воспринимает ребенка как личность, со своими чувствами, мыслями, представлениями и побуждениями, она являет собой «слепую» силу власти и амбиций, которой все, невзирая ни на что, обязаны подчиняться. При этом адаптивная форма авторитета матери, основанная на доверии и уважении, а также приемлемые формы жесткости и резкости (когда они учитывают ситуацию), оказываются не характерными для автономности матерей в отношениях с сыновьями-подростками. Также, по мнению сыновей, ни эмоциональная привязанность, ни дружеский стиль общения не могут быть связаны с отгороженностью, невовлеченностью матери в дела сына.
Шкала непоследовательности (НЕП)
Непоследовательность проводимой матерью линии воспитания оценивается подростками как некое чередование (в зависимости от степени информативной значимости) таких психологических тенденций, как господство силы и амбиций и покорность (в адаптивных формах), деликатность и сверхальтруизм и недоверчивая подозрительность.
Причем все они имеют тенденцию к экстремальным формам проявления (амплитуда колебаний максимальна).
2. Оценка отца сыном
Шкала позитивного интереса
Позитивный интерес в отношениях с сыном рассматривается как отсутствие грубой силы, стремления к нераздельной власти в общении с ним.
Подростки говорят о позитивном интересе в случаях, когда отцы стремятся достигнуть их расположения и почитания отцовского авторитета, не прибегая к декларациям догм. Психологическое принятие сына отцом основано, прежде всего, на доверии. При подобных отношениях характерно находить всякую истину в споре, прислушиваясь к различным аргументам и отдавая предпочтение логике здравого смысла. Здесь полностью отрицается какого-либо рода конформизм.
Шкала директивности
Директивность в отношениях с сыном отец проявляет в форме тенденции к лидерству, путем завоевания авторитета, основанного на фактических достижениях и доминантном стиле общения. Его власть над сыном выражается, главным образом, в управлении и своевременной коррекции поведения ребенка, исключая амбициозную деспотичность. При этом отец четко дает понять подростку, что ради его благополучия жертвует некоторой имеющейся у него частичкой власти; что это не просто покровительство, а стремление решать все мирно, невзирая на степень раздражения, которую он испытывает к сыну.
Шкала враждебности
Жестокие отцы всегда соглашаются с общепринятым мнением, слишком придерживаются конвенций, стремятся удовлетворить требования других быть «хорошим» отцом и поддерживать положительные отношения. Воспитывая, они пытаются вымуштровать своего сына в соответствии с принятым в данном обществе и в данной культуре представлением о том, каким должен быть идеальный ребенок.
Отцы стремятся дать сыновьям более широкое образование, развивать различные способности, что зачастую приводит к непосильной нагрузке на юношеский организм. Наряду с этим, проявляется полная зависимость от мнения окружающих, боязнь и беспомощность, невозможность противостоять им. В то же время по отношению к сыну отец суров и педантичен. Подросток постоянно находится в состоянии тревожного ожидания низкой оценки его деятельности и наказания родительским отвержением по формуле: «Как ты смеешь не соответствовать тому, что ждут от тебя, ведь я жертвую всем, чтобы сделать из тебя человека». Тут же звучит постоянное недовольство, скептическое отношение к достижениям сына, что неизбежно снижает мотивацию его деятельности.
Шкала автономности
Автономность отца в отношениях с сыном проявляется в формальном отношении к воспитанию, в излишней беспристрастности в процессе общения. Взаимодействие основывается на позициях силы и деспотичности. Отец «замечает» сына только в случаях, когда тот что-нибудь натворил, причем даже на разбор случившегося, как правило, «не хватает времени». Отец слишком занят собой, чтобы вникать в жизнь и проблемы сына. О них он узнает только из его просьб помочь или посоветоваться в том или ином вопросе, не особо перетруждая себя объяснениями. Его не интересуют увлечения сына, круг его знакомств, учеба в школе, он только делает вид, что его это беспокоит. Часто его просто раздражает, когда сын обращается к нему. По его мнению, сын «сам должен все знать».
Шкала непоследовательности
Непоследовательность применяемых отцом воспитательных мер по отношению к сыновьям-подросткам последние видят в непредсказуемости реакций на их поведение. Они практически не имеют возможности предвидеть как их отец отреагирует на ту или иную ситуацию, событие — подвергнет ли сына суровому наказанию за мелкие проступки или слегка пожурит за что-нибудь существенное, просто приняв заверения последнего о том, что это больше не повторится; такой отец либо долго и педантично будет «промывать косточки», либо примет на веру заверения сына в невиновности и т. п.
3. Оценка матери дочерью
Шкала позитивного интереса
Положительное отношение к дочери со стороны матери, основанное на психологическом принятии, описывается подростками-девочками, как отношение к маленькому ребенку, который постоянно требует внимания, заботы, помощи, который сам по себе мало что может.
Такие матери часто одобряют обращение за помощью дочерей в случаях ссор или каких-нибудь затруднений, с одной стороны, и ограничение самостоятельности — с другой. Наряду с этим, девочки отмечают фактор потворствования, когда мать находится как бы «на побегушках» и стремится удовлетворить любое желание дочери.
Шкала директивности
Описывая директивность своих матерей, девочки-подростки отмечали жесткий контроль с их стороны, тенденцию к легкому применению своей власти, основанной на амбициях, и не приветствуя при этом выражения собственного мнения дочери. Такие матери больше полагаются на строгость наказания, упрямо считая, что они «всегда правы, а дети еще слишком малы, чтобы судить об этом».
Шкала враждебности
Враждебность матерей их дочерьми-подростками описывается как подозрительное отношение к семейной среде и дистанция по отношению к ее членам (в частности к детям). Подозрительное поведение и отказ от социальных норм приводят их, как правило, к отгороженности и возвышению себя над остальными.
Шкала автономности
Автономность матерей исключает какую-либо зависимость от ребенка, его состояния, требований. Отрицаются также какие-либо формы заботы и опеки по отношению к дочерям. Такие матери оцениваются подростками как снисходительные, нетребовательные. Они практически не поощряют детей, относительно редко и вяло делают замечания, не обращают внимание на воспитание.
Шкала непоследовательности
Под непоследовательностью воспитательной практики со стороны матери девочки понимают резкую смену стиля, приемов, представляющих собой переход от очень строгого к либеральному, и наоборот, переход от психологического принятия дочери к эмоциональному ее отвержению.
4. Оценка отца дочерью
Шкала позитивного интереса
Позитивный интерес отца к дочери последние описывают как отцовскую уверенность в себе, уверенность в том, что не пресловутая отцовская строгость, а внимание к подростку, теплота и открытость отношений между отцом и дочерью-подростком является проявлением последнего. Психологическое принятие дочери характеризуется отсутствием резких перепадов от вседозволенности к суровым наказаниям, то есть доминируют теплые дружеские отношения с четким осознанием границ того, что можно и чего нельзя.
Отцовские запреты же в данном случае действуют только на фоне отцовской любви.
Шкала директивности
Девочки-подростки представляют директивность отца в качестве образа «твердой мужской руки», готовой то сжаться в кулак, то указать на ее место в обществе и, в частности, в семье. Директивный отец как бы направляет растущую девушку на путь истинный, заставляя ее подчиниться нормам и правилам поведения, принятым в обществе, и определенной культуре, вкладывая в ее душу заповеди морали.
Шкала враждебности
В данном случае речь идет о таком неблагоприятном типе отцовского отношения к дочери, как сочетание сверхтребовательности, ориентированной на эталон «идеального ребенка» и соответствующей слишком жесткой зависимости, с одной стороны, и эмоционально-холодным, отвергающим отношением — с другой. Все это ведет к нарушениям взаимоотношений между отцом и дочерью-подростком, что в свою очередь обуславливает повышенный уровень напряженности, нервозности и нестабильности последней.
Шкала автономности
Девочки-подростки описывают автономность отцов, как претензию на лидерство, причем лидерство недосягаемое, недоступное для взаимодействия с ним. Он представляется человеком отгороженным от проблем семьи как бы невидимой стеной, существующей параллельно с остальными членами семьи. Отцу абсолютно все равно, что происходит вокруг, его действия зачастую не согласуются с потребностями и запросами близких, интересы которых полностью игнорируются.
Шкала непоследовательности
Здесь отец представляется человеком совершенно непредсказуемым. С достаточно высокой степенью вероятности в его поведении могут проявляться совершенно противоречащие друг другу психологические тенденции, причем амплитуда колебаний — максимальна.
Область применения опросника «Поведение родителей и отношение подростков к ним» достаточно широка. Это диагностика отношений родителей в случае семейных конфликтов, развода, когда необходимо определить отношение ребенка к отцу и матери. При этом конфликт можно рассмотреть в нескольких плоскостях: между родителями сквозь призму их взаимоотношений с детьми (единая воспитательная практика или разнородная), а также на уровне «мать-ребенок». Здесь же можно определить степень глубины конфликта и его содержательные стороны (психологические) особенности: носит ли конфликт тотальный характер или касается только отдельных сторон жизни членов семьи.
Опроснику всегда должна предшествовать предварительная беседа с подростками, в результате которой выясняются основные данные о его семье и о его роли и положении в ней. ADOR редко используют в качестве первого, изолированного от других теста. Однако он имеет огромное значение в комплексе других психологических методов при психологической диагностике подростков.
1 См.: Е. И. Рогов. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос. 1995. С. 138—166.
2 См.: Шевандрин Н. И. Применение методов психодиагностики в педагогической практике. Ростов-на-Дону. 1993.
3 Названия акцентуаций представлены в виде общеупотребительных (бытовых) терминов, а не в клинических понятиях.
4 См. Основы возрастно-психологического консультирования./Под ред. А. Г. Лидерса. М.: Изд-во МГУ, 1991. С. 24—25.
5 Прихожан А. М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психологических методик. М., 1988. С. 110—118.
6 Вассерман Л. И., Горьковская И. А., Ромицына Е. Е. Психологическая методика «Подростки о родителях» и ее практическое применение, М.: Фолиум, 1994.