Сандалова К. Ю.

Звонок для родителя. Как дать ребёнку качественное образование вне школьных стен(фрагмент)



«Я просто упала»

Буллинг и травля

Зача­стую и руко­вод­ство школы, и учителя рав­но­душно отно­сятся к эмо­ци­о­наль­ному состо­я­нию детей — им просто не до того. Это жирный и опасный минус совре­мен­ного обра­зо­ва­ния: никто не заботится о соз­да­нии куль­туры нена­силь­ствен­ного вза­и­мо­действия.

Дети про­во­дят в стенах школы от четырех до восьми часов, их психика еще не до конца сфор­ми­ро­вана, многие не умеют общаться, выстра­и­вать границы, аде­кватно реа­ги­ро­вать на шутки. У многих детей еще плохо развит эмо­ци­о­наль­ный интел­лект, и задача взро­с­лых — помочь им усвоить нормы обще­ства, научить уважать других и решать спорные вопросы без агрес­сии. Но это воз­можно только в случае, если шпыняют, теряет интерес ко всему. Роди­тели не отдают себе отчет, что это стра­те­ги­че­ское непроти­в­ле­ние эмо­ци­о­наль­ному насилию, „не­об­хо­ди­мая тактика выжи­ва­ния в школе“, влияет на нео­креп­шее созна­ние ребенка. Он при­вы­кает мириться с любыми про­я­в­ле­ни­ями агрес­сии, лишь бы его не трогали. И даже когда все-таки начи­нают трогать, либо сра­ба­ты­вает инерция непроти­в­ле­ния, либо ребенок идет вразнос. И с ним никто уже не может справиться ни дома, ни в школе».

Снизить градус напря­же­ния в школах помогли бы про­граммы стресс-мене­джмента для учи­те­лей и уче­ни­ков. Но, к сожа­ле­нию, пока таких про­грамм почти нет, а ведь они могли бы при­не­сти очень большую пользу. Приведу в каче­стве примера историю моей зна­ко­мой, которая послед­ние годы живет на Кипре и недавно рас­ска­зала, как решают кон­флик­т­ные ситу­а­ции между детьми в меж­ду­на­род­ной школе, где учится ее сын. В школе есть ребята из самых разных стран, в том числе рус­ско­я­зыч­ные: у каждого свой опыт, куль­тур­ный багаж, наци­о­наль­ные осо­бен­но­сти. К тому же дети в младших классах не всегда пони­мают друг друга из-за недо­ста­точ­ного знания языка. Конечно, слу­ча­ются и кон­фликты — куда без них в детском кол­лек­тиве? Но инте­ресно, как руко­вод­ство школы ста­ра­ется их раз­ре­шить.

Хочу поде­литься при­ме­ром, как учителя меж­ду­на­род­ной школы спра­в­ля­ются с кон­флик­тами десяти­леток во дворе. Не могу точно сказать, кто там был прав или не прав: наш младший сын действи­тельно очень актив­ный товарищ, общи­тель­ность бьет через край, но сам говорит, что его вины нет. Больше всего меня вос­хи­щает дели­кат­ный тон отпра­в­лен­ного нам (роди­те­лям) письма в связи с инци­ден­том (дракой двух одно­клас­с­ни­ков. — Прим. авт.). Привожу перевод:

«Пишу, чтобы сооб­щить вам об инци­денте, который про­и­зо­шел сегодня во время пере­мены. К Максу обра­тился одно­клас­с­ник, чтобы разо­браться с про­бле­мой, которая его бес­по­ко­ила. У одно­клас­с­ника сло­жи­лось впе­ча­т­ле­ние, что Макс назвал его „глупым“ вчера после клуба „Гарри Поттера“. Оба маль­чика при­бегли к физи­че­ской силе, нача­лась драка. Чтобы разо­браться с этой про­бле­мой, мы сле­до­вали прин­ци­пам трех R, как описано в школь­ном руко­вод­стве „Поло­жи­тель­ная дис­ци­плина“. Оба маль­чика при­знали (Recognized), что сделали неправиль­ный выбор, когда решили при­ме­нить силу; затем они поми­ри­лись (Reconciled), изви­нив­шись друг перед другом. Чтобы решить (Resolve) эту про­блему, мы еще раз про­го­во­рили, что в ситу­а­циях, когда они испы­ты­вают сильные эмоции, им следует обра­титься к учителю или пойти в „зону раз­мыш­ле­ний“ (reflection zone) 5-го класса, чтобы рас­сла­биться и не реа­ги­ро­вать на про­ис­хо­дя­щее импуль­сивно. Ребята, как мне кажется, пришли в норму после того, как обсу­дили ситу­а­цию, у них состо­ялся зрелый раз­го­вор с нами. Мы разъ­яс­нили им обоим, что физи­че­ская агрес­сия не соот­вет­ствует поли­тике школы в области прав чело­века и явля­ется непри­ем­ле­мым спо­со­бом решения кон­флик­тов. Пожа­луйста, помо­гите ребенку закре­пить эту уста­новку дома... С ува­же­нием, учителя 5 «А» и 5 «Б» классов“».

Это яркая иллю­стра­ция, как быстро и легко можно раз­ре­шать спорные ситу­а­ции, если адми­ни­стра­ция заин­те­ре­со­вана в под­дер­жа­нии здо­ро­вого климата в школе. Такие методы, как правило, исполь­зу­ются и в аль­тер­на­тив­ных школах, и в семейных, где есть пони­ма­ние, что без здо­ро­вой пси­холо­ги­че­ской обста­новки детям невоз­можно дать каче­ствен­ное обра­зо­ва­ние.

с. 23—27

«Дневник — твое лицо»

Как не повре­дить психике и само­о­ценке?

Как мы поняли из пре­ды­ду­щего раздела, плохие отметки, без­у­словно, могут обре­зать ребенку крылья. Посто­ян­ная фик­са­ция на недо­стат­ках убивает желание учиться и при­во­дит к падению само­о­ценки.

Давайте поставим себя на место ребенка. Пред­поло­жим, шеф дал вам задание сделать анали­ти­че­ский отчет. Вы всё посчитали правильно, составили гра­мотно, вложили много сил, рабо­тали по вечерам. А шеф, не обращая вни­ма­ния на суть, стал чиркать красной ручкой, при­ди­ра­ясь к офор­м­ле­нию, запятым и отсту­пам! Не похвалил, а сделал выговор и сказал, что работа выгля­дит безо­б­разно и ее надо пере­де­лать. Какие чувства у вас это бы вызвало? Прилив энту­зи­азма? Ощу­ще­ние, что вас ценят? Желание полу­чить новое задание? Впрочем, полагаю, вы бы рас­стро­и­лись, а потом пошли бы пере­де­лы­вать. Без настро­е­ния, но с верой в «светлое будущее»: что после правок работу примут.

Но что, если эта ситу­а­ция пов­то­ря­ется каждый день? Как думаете, каково еже­д­невно чув­ство­вать себя неу­дач­ни­ком, ник­чемным сотруд­ни­ком, который не может запо­мнить «эле­мен­тар­ные вещи»? А дома вместо под­дер­жки и уте­ше­ния слышать: «Правильно шеф говорит! Ты что, не можешь сделать нор­мально? Все могут, а ты нет! Ну пре­красно! Тогда сиди и работай, пока не полу­чится». Именно так, к сожа­ле­нию, чув­ствуют себя дети, которых посто­янно ругают за плохие оценки.

У детей еще нет силы воли. Она фор­ми­ру­ется посте­пенно, когда они чув­ствуют свою зна­чи­мость и видят пози­тив­ные резуль­таты своих усилий. Ука­за­ния на ошибки и ощу­ще­ние своего бес­си­лия вовсе не помо­гают сфор­ми­ро­вать силу воли — напротив, вместо моти­ва­ции и любви к учебе дети полу­чают выу­чен­ную бес­по­мощ­ность.

Выу­чен­ная бес­по­мощ­ность — пси­хи­че­ское состо­я­ние, при котором живое суще­ство не чув­ствует связи между своими уси­ли­ями и резуль­та­том. Это явление открыл Мартин Селиг­ман в 1967 году. Исход­ной задачей его экс­пе­ри­мента было объ­яс­не­ние депрес­сии, которая в 1960—1970-е годы была главным диа­гно­зом времени. Изна­чально экс­пе­ри­менты по выу­чен­ной бес­по­мощ­но­сти про­во­ди­лись на живот­ных, в основ­ном на крысах и собаках. Их суть заклю­ча­лась в сле­ду­ю­щем: выде­ля­лись три группы подо­пыт­ных живот­ных, одна из которых была кон­троль­ной — с ней ничего не делали. Живот­ные из двух других групп поо­ди­ночке поме­щались в спе­ци­аль­ную камеру. Она была устро­ена так, что через цель­но­метал­ли­че­ский пол пода­вались доста­точно болез­нен­ные, хоть и не опасные для здо­ро­вья, удары элек­три­че­ским током. Собаки из основ­ной экс­пе­ри­мен­таль­ной группы неко­то­рое время нахо­ди­лись в таком поме­ще­нии. Они пытались каким-то образом избе­жать ударов, но это было невоз­можно.

Спустя опре­де­лен­ное время собаки убе­ждались в без­вы­ход­но­сти поло­же­ния и пере­ста­вали что-либо делать, просто заби­вались в угол и под­вы­вали, когда полу­чали оче­ред­ной удар. После этого их пере­во­дили в другое поме­ще­ние, которое было похоже на первое, но отли­ча­лось тем, что там можно было избе­жать удара током: отсек, где пол был изо­ли­ро­ван, отде­лялся неболь­шим барье­ром. И те собаки, которые не были под­вер­г­нуты пред­ва­ри­тель­ной «обра­ботке», довольно быстро нахо­дили решение. Осталь­ные же не пытались что-то пред­при­нять, несмо­тря на то что выход из ситу­а­ции был. Экс­пе­ри­менты на людях, которых, правда, не били током, а заста­в­ляли слушать непри­ят­ные звуки через науш­ники, дали схожие резуль­таты.

Из текста Дмитрия Леон­тьева «Выу­чен­ная бес­по­мощ­ность» для обра­зо­ва­тель­ного портала «Пост­На­ука»48

Что делать?

В первую очередь ответить на вопрос: «Чего мы хотим?» Сфор­ми­ро­вать вну­трен­нюю моти­ва­цию, чтобы ребенок сам захотел учиться, стремился пре­о­до­ле­вать труд­но­сти? Или нам прин­ци­пи­ально важно, чтобы ребенок с первых дней иде­ально офор­м­лял работы и никогда не совер­шал ошибок, чтобы учитель ставил его в пример всему классу и повесил его портрет на доску почета?

Если второе, у меня плохие новости — как я писала выше, это прямой путь к неврозу и, с большой долей веро­ят­но­сти, выу­чен­ной бес­по­мощ­но­сти и потере моти­ва­ции.

Если же вам важнее первое, стоит для начала выки­нуть красную ручку и заме­нить ее на зеленую. Цвето­те­ра­певты говорят, что красный — цвет опас­но­сти. Зачем ассо­ци­и­ро­вать учебу с нега­ти­вом?

Кроме того, важно сме­стить акценты с ошибок на удачные места, под­чер­ки­вая сильные стороны работы:

Смотри, какая кра­си­вая буква! Просто изу­ми­тельно вышло! Еще недавно у тебя не полу­ча­лось так красиво, но ты ста­рался, при­ло­жил усилия — и смотри, какая красота!

И примеры уже почти все решены правильно, и офор­м­ле­ние стало лучше. Давай теперь решим еще одну задачу, только теперь еще запишем полный ответ, так будет понят­нее. Но какой же ты молодец! Горжусь тобой.

И пусть на деле офор­м­лено задание гряз­но­вато, а в при­ме­рах полно ошибок, наша задача — несмо­тря на все слож­но­сти, создать у ребенка ощу­ще­ние соб­ствен­ной успеш­но­сти, лич­ност­ного роста и про­гресса. Только когда человек видит резуль­тат своих усилий (а ребенок в началь­ной школе всегда смотрит на себя глазами взро­с­лых), он готов пре­о­до­ле­вать труд­но­сти и идти вперед.

Пожа­луйста, помните: если бы ребенок мог с первого раза выпол­нить задание без помарок и ошибок, он бы это сделал! Дети всегда стре­мятся соот­вет­ство­вать ожи­да­ниям взро­с­лых, им хочется быть успеш­ными. Поэтому, если у ребенка что-то не полу­ча­ется, это не значит, что он не ста­рался. Это значит, что ему трудно. И укорять, ругать, кри­ти­ко­вать — только лишать моти­ва­ции.

Не срав­ни­вать ребенка с другими детьми. Важно отслежи­вать личный про­гресс ребенка. Без­у­словно, если вы идете по пути семейного обу­че­ния (а не анску­линга), у вас должно быть пони­ма­ние, в какую точку вы хотите прийти, чему хотите научить ребенка, напри­мер, в течение года. Иначе вам самим будет сложно оценить методы пре­по­да­ва­ния, резуль­та­тив­ность тех или иных под­хо­дов. Когда у вас есть ори­ен­тиры, вы можете четко видеть про­гресс и ско­рость дви­же­ния к конеч­ной точке. Но при этом важно абстра­ги­ро­ваться от резуль­та­тов других детей. Не надо срав­ни­вать ребенка со стар­шими бра­тьями, сосе­дями, собой в детстве, сыном маминой подруги. Такой подход при­во­дит либо к нев­роти­че­ской тревоге, что ребенок не успе­вает за осталь­ными, либо к нездо­ро­вому стрем­ле­нию выле­пить из него вун­дер­кинда, если он сильно опе­ре­жает свер­ст­ни­ков. И у самого ребенка это может вызы­вать фик­са­цию на чужих успехах или про­ва­лах, а не на личном раз­ви­тии.

Не впадать в крайно­сти. Иногда роди­тели или педа­гоги чере­счур бук­вально вос­при­ни­мают реко­мен­да­цию хвалить ребенка и не срав­ни­вать с другими: «Что же теперь, совсем не ука­зы­вать на ошибки? Так мы далеко не уедем!» И вспо­ми­нают попу­ляр­ный ролик, где учи­тель­ницу выну­ждают согла­ситься с тем, что дважды два — это пять, чтобы она не давила на уче­ни­ков.

Конечно, не будем дово­дить ситу­а­цию до абсурда: можно и нужно испра­в­лять работы детей, ука­зы­вать на ошибки и даже при­во­дить примеры правильно выпол­нен­ного задания. Все зависит от того, как вы этого делаете! Одно дело — когда вы пока­зы­ва­ете ребенку пример абстрак­т­ной кра­си­вой прописи и уве­ря­ете, что при должной тре­ни­ровке и тер­пе­нии малыш обя­за­тельно нау­чится писать красиво. Под­бо­дрите, скажите, что он уже на верном пути и все обя­за­тельно полу­чится. А другое — когда вы срав­ни­ва­ете резуль­тат его трудов с про­пи­сью соседа по парте, под­чер­ки­вая, что сосед — ста­ра­тель­ный ученик, а «кое-кто вечно вер­тится и отлы­ни­вает».

Хвалить за усилия, а не за спо­соб­но­сти. Уста­новки, полу­чен­ные в детстве, ока­зы­вают огром­ное влияние на успех ребенка в будущем, стрем­ле­ние к само­ре­али­за­ции и веру в себя. Любящие роди­тели ста­ра­ются вселить в ребенка уве­рен­ность, но похвала может как под­тал­ки­вать вперед, так и тор­мо­зить. Очень инте­ресно об этом пишет аме­ри­кан­ский пси­холог, про­фес­сор Стэн­фор­д­ского уни­вер­си­тета Кэрол Дуэк. Вместе с другими экс­пер­тами она иссле­до­вала моти­ва­цию школь­ни­ков и то, как пси­холо­ги­че­ские уста­новки влияют на резуль­таты обу­че­ния. Как показал их экс­пе­ри­мент, если хвалить ребенка за ум, талант и бле­стя­щий резуль­тат, многих детей это побу­ждает в будущем избе­гать действи­тельно трудных задач. Причина проста: при­выкнув к статусу «побе­ди­теля», дети боятся оши­баться, чтобы не поте­рять звание «гения». А если хвалить за ста­ра­ния и усердие, то дети не боятся повы­шать планку и браться за более сложную работу. Школь­ники усва­и­вают: успех — это 10% таланта и 90% усилий. Такая похвала раз­ви­вает вну­трен­нюю моти­ва­цию, не зави­ся­щую от мнения окру­жа­ю­щих.

Одно из таких иссле­до­ва­ний подробно описано в книге Кэрол Дуэк «Гибкое созна­ние. Новый взгляд на пси­холо­гию раз­ви­тия взро­с­лых и детей»:

Мы иссле­до­вали несколько сотен школь­ни­ков, главным образом младшего под­рост­ко­вого воз­ра­ста. Сначала мы давали всем уче­ни­кам под­борку довольно трудных задач из невер­баль­ной части IQ-mecma. Боль­шин­ство школь­ни­ков справи­лись с зада­нием очень неплохо, и мы их похвалили.

Часть школь­ни­ков мы похвалили за про­я­в­лен­ные спо­соб­но­сти: «Надо же, ты получил 80 баллов. Это очень хороший пока­за­тель. Должно быть, ты в этом деле пони­ма­ешь».

Вторую группу уче­ни­ков мы хвалили за пред­при­ня­тые усилия: «Надо же, ты получил 80 баллов. Это очень хороший пока­за­тель. Должно быть, ты изрядно потру­дился». Этим ребятам не гово­рили, что они обла­дают каким-то особым талан­том. Их хвалили за то, что они сделали все необ­хо­ди­мое для успеха.

В начале экс­пе­ри­мента успе­ва­е­мость обеих групп была абсо­лютно оди­на­кова. Но сразу после похвалы намети­лись раз­ли­чия. Как мы и боялись, похвала за спо­соб­но­сти вогнала уче­ни­ков в уста­новку на дан­ность. Когда мы пре­до­ста­в­ляли им выбор, они отка­зы­вались от сложных задач, из которых могли узнать что-то новое. Они не хотели делать ничего, что могло раз­о­б­ла­чить их недо­статки и поставить под сомне­ние их талант.

В отличие от уче­ни­ков первой группы, ребята из второй, которых мы хвалили за ста­ра­ние, в боль­шин­стве своем выра­жали желание полу­чать еще больше сложных заданий, которые могли научить их чему-то новому.

Мы раздали школь­ни­кам из обеих групп сле­ду­ю­щую порцию трудных задач, с кото­рыми они справи­лись уже не так хорошо. «Ода­рен­ные» под­ростки теперь стали думать, что они, видимо, вовсе не так умны. Если успех озна­чает, что они обла­дают интел­лек­том, то любая труд­ность сви­детель­ствует об обрат­ном.

А «ста­ра­тель­ные» под­ростки решили, что затруд­не­ния, с кото­рыми они стол­к­ну­лись, озна­чают лишь, что нужно при­ла­гать больше усилий. Они не вос­при­ни­мали труд­но­сти как провал и не считали, что это мерило их интел­лекта.

Мы при­гля­де­лись к резуль­та­там. После опыта с особо труд­ными зада­чами резуль­таты уче­ни­ков, которых хвалили за спо­соб­но­сти, резко упали и оста­вались низкими даже тогда, когда мы давали им больше отно­си­тельно легких задач. Потеряв веру в свои спо­соб­но­сти, они спра­в­ля­лись с работой хуже, чем вначале. А ребята, которых хвалили за ста­ра­ния, демон­стри­ро­вали всё более и более высокие резуль­таты. Они исполь­зо­вали трудные задачи, чтобы усо­вер­шен­ство­вать свои умения, а потому, когда им снова дали легкие задачи, они рас­щел­кали их как орешки.

Можно сказать, что похвала спо­соб­но­стям пони­зила коэф­фи­ци­ент интел­лекта уче­ни­ков. А похвала за усилия повы­сила его.

Без­у­словно, хорошо гово­рить ребенку, что он умный, но когда дело каса­ется учебы, лучше делать акцент на ста­ра­нии, стрем­ле­нии пре­о­до­ле­вать труд­но­сти и тру­до­лю­бии и хвалить именно за эти каче­ства.

Встаньте на сторону ребенка, будьте коман­дой. Детям очень важно ощущать под­дер­жку, осо­бенно в сложном деле. Рас­ту­щему деревцу на первых порах нужны под­порки, чтобы вырасти в сильное кра­си­вое дерево, и в вашей помощи нет ничего плохого. Более того, дети обожают делать что-то вместе с роди­те­лями. Вы навер­няка заме­чали, что ребенок куда охотнее убирает комнату или моет посуду вместе с вами. Малень­кие дети и вовсе с радо­стью хва­та­ются за пылесос или швабру, потому что им хочется при­об­щиться ко всему, что делают взро­с­лые. Многие мамы говорят, что дети иногда просят просто поси­деть рядом, когда они выпол­няют домашку, хотя ребенок легко спра­в­ля­ется само­сто­я­тельно. Это не прихоть, а стрем­ле­ние к пси­холо­ги­че­скому ком­форту. Чем больше в такой ситу­а­ции наста­и­вать на само­сто­я­тель­но­сти, тем сильнее это будет вгонять в нев­роти­че­ское состо­я­ние ребенка, который и так боится «стоять без опоры». Поэтому не бойтесь помо­гать ребенку, если ему трудно.

Здесь, без­у­словно, нужно искать «золотую сере­дину»: важно избе­гать гипе­ро­пеки. Как говорит Милана, автор книги «Как про­гу­лять школу с пользой»:

Чтобы вос­питать в детях само­сто­я­тель­ность, в первую очередь нужно убе­диться, что взро­с­лые эту само­сто­я­тель­ность не пода­в­ляют. Бывает так, что роди­тели посто­янно нео­со­знанно пере­хва­ты­вают ини­ци­а­тиву и ребенок даже не успе­вает принять какое-то решение. Важно не исполь­зо­вать такие фразы, как «у тебя ничего не полу­ча­ется, я быстрее сделаю» или «иди лучше, я сама спра­в­люсь». Второй момент — личный пример. Если у самих роди­те­лей при­нятие решений вызы­вает про­блемы, ребенок копи­рует это пове­де­ние и тоже может стать нере­ши­тель­ным.

Чтобы раз­ви­вать само­сто­я­тель­ность, стоит начать с каких-то незна­чи­тель­ных вещей: пору­чить ребенку неболь­шое задание и затем похвалить, как бы коряво он его ни выпол­нил. Кстати, когда роди­тели стали дове­рять мне серьезные дела, я сперва испы­ты­вала тревогу, потому что пережи­вала, что все испорчу и не оправ­даю доверия. Но посте­пенно, когда тебя под­дер­жи­вают, когда ты пони­ма­ешь, что всем свойственно оши­баться, страхи уходят. Важно объ­яс­нять детям, что взро­с­лые тоже совер­шают ошибки и часто не могут что-то сделать с первого раза.

Как помочь ребенку стать само­сто­я­тель­нее:

• Вселить уве­рен­ность, что в случае ошибок его не будут ругать, что оши­баться — абсо­лютно нор­мально и есте­ственно. Не оши­ба­ется только тот, кто ничего не делает.

• Сфор­ми­ро­вать уста­новку, что при необ­хо­ди­мо­сти вы всегда готовы помочь, что просить о под­дер­жке — абсо­лютно нор­мально (и в ответ на просьбу никогда не ведите себя так, будто делаете одол­же­ние);

• Не спешить навя­зы­вать свое видение, не торо­питься испра­в­лять ошибки или пытаться выпол­нить всю работу за ребенка. Сдер­жи­ваться, даже когда видите, что сын или дочь решает задачу с ошибками, но хочет сделать это само­сто­я­тельно. Поз­во­лить ребенку оши­биться и исправиться, полу­чить опыт.

• Обя­за­тельно хвалить ребенка за само­сто­я­тель­ность, усид­чи­вость, желание справиться со сложным зада­нием, пусть даже попытка окон­чи­лась без­успешно.

Отме­чайте победы ребенка. Пока вну­трен­няя моти­ва­ция только фор­ми­ру­ется, нет ничего дурного в том, чтобы под­дер­жи­вать ребенка пози­тив­ными внеш­ними сти­му­лами. Даже взро­с­лому чело­веку приятно полу­чать бонусы за отлично выпол­нен­ную работу, что уж гово­рить о детях! Как отме­чает член-кор­ре­с­пон­дент РАН, научный руко­во­ди­тель Инсти­тута высшей нервной дея­тель­но­сти и нейро­фи­зи­оло­гии Павел Балабан: «Если что-то вызы­вает у нас нега­тив­ные эмоции, мы не хотим это пов­то­рять. Поэтому нужно связать свои действия с чем-то пози­тив­ным. Напри­мер, вы точно знаете, что вам с утра нужно пять раз отжаться, но очень не любите это делать. Тогда надо при­ду­мать для себя какую-нибудь награду».

Но важно, чтобы эти стимулы были не денеж­ными. Плата за учебу снижает под­лин­ный интерес к пред­мету, убивает вну­трен­нюю моти­ва­цию. Как пишет автор книги «Драйв: что на самом деле нас моти­ви­рует?» Дэниел Пинк, аме­ри­кан­ский писа­тель и эксперт по пове­ден­че­ской науке: «Когда деньги исполь­зу­ются в каче­стве внеш­него воз­на­гра­жде­ния за какую-либо дея­тель­ность, люди теряют к этой дея­тель­но­сти живой, искрен­ний интерес... Воз­на­гра­жде­ние может на корот­кое время поднять рабо­то­с­по­соб­ность, так же как доза кофеина может дать несколько допол­ни­тель­ных часов бод­ро­сти. Но эффект сходит на нет и, что еще хуже, может снизить у чело­века дол­го­вре­мен­ную моти­ва­цию к про­дол­же­нию работы».

Поэтому пози­тив­ное под­креп­ле­ние лучше выра­зить в чем-то нема­те­ри­аль­ном: напри­мер, сыграть вместе с ребен­ком в нас­толку, почитать ему перед сном или, если победа зна­чи­тель­ная, сходить в кино, отправиться на выход­ные в место, куда ребенок давно мечтал поехать. То есть сделать что-то, что еще больше вас сблизит и вызовет поло­жи­тель­ные эмоции.

Кроме того, дости­же­ние цели, похвала и пози­тив­ное под­креп­ле­ние вызовут выброс дофа­мина, гормона-нейро­ме­ди­а­тора, который явля­ется частью системы воз­на­гра­жде­ния в мозге. С одной стороны, именно дофамин дает нам пер­во­на­чаль­ный заряд, который побу­ждает нас дви­гаться к цели, с другой — он же при­но­сит чувство удо­вле­тво­ре­ния, радости и гор­до­сти, когда мы этой цели дости­гли. Поэтому, когда мы отме­чаем победу ребенка (напри­мер, его первый само­сто­я­тельно напи­сан­ный рассказ или успешно сданную атте­ста­цию), мы уве­ли­чи­ваем выброс дофа­мина, создаем поло­жи­тель­ный эмо­ци­о­наль­ный фон и побу­ждаем ребенка ставить новые цели.

Здесь только важно не пере­у­сер­д­ство­вать, помнить, что обу­че­ние не должно пре­вра­щаться в гонку «быстрее, выше, сильнее», чтобы не сделать из ребенка нев­ротика. Наша задача — взра­стить вну­трен­нюю моти­ва­цию, уве­рен­ность в своих силах, сфор­ми­ро­вать умение ставить цели и дости­гать их.

Учите раз­би­вать большую цель на задачи. «Ничего не доводит до конца, все бросает на полпути» — одна из самых частых жалоб роди­те­лей. И хотя далеко не каждое дело надо дово­дить до конца, осо­бенно в период, когда дети ищут и пробуют разные занятия, умение ставить цели и дости­гать их — все-таки очень важный навык, которым даже среди взро­с­лых могут похва­статься далеко не все. Воз­можно, и вы много лет меч­та­ете сбро­сить вес, но никак не можете начать ходить в спорт­зал регу­лярно, или поку­па­ете онлайн-курсы, чтобы изучить историю искус­ств или основы детской пси­холо­гии, а потом бро­са­ете после первого занятия. И даже не все, кто купил эту книгу, прочтут ее до конца.

По данным неко­то­рых иссле­до­ва­ний, 92% людей не дости­гают поста­в­лен­ных в начале года целей.

Чаще всего это связано с про­кра­сти­на­цией, когда люди откла­ды­вают важные дела из-за их объема. Если задача сложная, нам ста­но­вится страшно: мы не знаем, как к ней под­сту­питься. Страх парали­зует, и мы пред­по­читаем не кидаться на амбра­зуру, а решать текущие при­выч­ные дела. Но стоит только разбить большую задачу на малень­кие под­за­дачи с кон­крет­ными дед­лайнами, как дело пере­стает казаться таким уж неподъемным (вспо­мните пре­сло­ву­тое правило: «слона нужно есть по кусоч­кам»). Почему этот метод рабо­тает? Конечно, из-за дофа­мина: выпол­не­ние каждой малень­кой под­за­дачи, осо­бенно под­креп­лен­ное пози­тив­ным сти­му­лом, вызы­вает гор­мо­наль­ный всплеск, а значит, поя­в­ля­ется моти­ва­ция дви­гаться дальше.

Именно поэтому я реко­мен­дую соста­в­лять план, рас­пи­са­ние (пусть и при­бли­зи­тель­ное) и майнд-карты. Кстати, согласно иссле­до­ва­нию Дэвида Боули из Уни­вер­си­тета Джонса Хоп­кинса, оценки уча­щихся, которые поль­зу­ются майнд-картами, выше на 12%. Майнд-карты поз­во­ляют визу­ально упо­ря­до­чить инфор­ма­цию, увидеть все вза­и­мо­связи, понять необ­хо­ди­мый объем задач и про­цес­сов. Кроме того, опи­ра­ясь на майнд-карты, можно составить график и «дорож­ную карту» с кон­крет­ными целями и под­за­да­чами. Еще один несо­мнен­ный плюс такого метода — он активно задействует ассо­ци­а­ции и образы, что помо­гает лучше и быстрее запо­ми­нать мате­риал, поскольку мы мыслим именно обра­зами. Это один из приемов мне­мо­тех­ники — спо­со­бов запо­ми­на­ния инфор­ма­ции.

Как составить майнд-карту?

Соста­в­лять карту можно и на бумаге, и в про­грам­мах (напри­мер, Figma, Tilda и другие, их легко можно найти в интер­нете — как платные, так и бес­плат­ные вари­анты). Я больше люблю рисо­вать на бумаге от руки, потому что лучше запо­ми­наю, когда пишу или рисую.

Итак, прин­ципы соста­в­ле­ния майнд-карты таковы.

• Лист бумаги рас­поло­жите гори­зон­тально. В центре поме­стите блок, кото­рому посвя­щена карта. Напри­мер, «семейное обра­зо­ва­ние».

• Затем про­ве­дите стрелки-ветви к клю­че­вым блокам, а от них к под­бло­кам — по иерар­хии.

• Все блоки и линии от них выде­ляйте разными цветами. И для каждого блока при­ду­мы­вайте значок-ассо­ци­а­цию.

• Если вы соз­да­ете майнд-карту для ребенка, то делайте ее вместе с ним и не под­ска­зы­вайте ассо­ци­а­ции-образы. У каждого свои ассо­ци­а­ции нато или иное слово, а мы лучше запо­ми­наем соб­ствен­ные образы. Поэтому, если вы начнете при­ду­мы­вать ассо­ци­а­ции за ребенка, карту точно запо­мните вы, а вот ребенок — вряд ли.

• Заклю­чайте каждый клю­че­вой блок в визу­аль­ную рамку и пишите печат­ными буквами.

• Минимум слов, больше образов.

• Отдель­ными стре­лоч­ками обо­значьте вза­и­мо­связи.

Напри­мер, на моей карте сразу понятно, что подблок «Права и обя­зан­но­сти» в блоке «Атте­ста­ции» связан с «Юри­ди­че­ским блоком», а подблок «Атте­ста­ции» в блоке «Орга­ни­за­ция про­цесса» связан с блоком «Атте­ста­ции».

Вы можете рас­крыть каждый блок, написав рядом с ним нужную инфор­ма­цию. Так, рядом с под­бло­ком «Онлайн и офлайн» в блоке «Атте­ста­ции» можно указать школу, с которой вы пла­ни­ру­ете заклю­чить договор на про­хо­жде­ние про­ме­жу­точ­ной атте­ста­ции. А рядом с под­бло­ком «Уход из школы» составить пере­чень доку­мен­тов, которые вам нужно будет забрать.

Ставьте в меру сложные задачи. В пси­холо­гии есть такое понятие, как «зона бли­жайшего раз­ви­тия», его ввел совет­ский пси­холог Лев Выгот­ский в начале 1930-х годов. Согласно этому опре­де­ле­нию, обу­че­ние при­но­сит резуль­тат, только когда про­хо­дит в зоне бли­жайшего раз­ви­тия — в сфере задач, с кото­рыми ребенок пока еще не может справиться само­сто­я­тельно, но решает их с помощью взро­с­лого. Область, в которой ребенок сам решает задачи без чьей-либо помощи, назы­ва­ется «зоной акту­аль­ного раз­ви­тия». Для эффек­тив­ного обу­че­ния ребенок должен полу­чать задания и уроки, которые нахо­дятся в зоне бли­жайшего раз­ви­тия, чтобы посте­пенно новые умения и навыки пере­хо­дили в зону раз­ви­тия акту­аль­ного.

Полу­ча­ется, важно выби­рать для ребенка не слишком сложные, но и не чере­счур легкие задания. Когда задачи слишком легкие, ника­кого раз­ви­тия не будет, ребенку быстро станет скучно. Я знаю несколько историй, когда моти­ви­ро­ван­ные, чита­ю­щие и любящие книги дети пошли в школу, а в 1-м классе их заставили читать по слогам, чтобы не выде­лять среди других уче­ни­ков. А сын моей подруги, который к моменту поступ­ле­ния в 1-й класс уже нау­чился умно­жать и делить, очень тоско­вал на уроках мате­ма­тики, где ребята только учились скла­ды­вать в пре­де­лах десятка. Мате­ма­тика стала ассо­ци­и­ро­ваться у него с чем-то скучным и прими­тив­ным. Кроме того, когда человек слишком легко спра­в­ля­ется с тем или иным делом, воз­ни­кает ощу­ще­ние, что победы не так уж важны. А значит, не стоит даже к ним стремиться.

Но не стоит впадать и в другую крайность: чере­счур трудные задания тоже нега­тивно отра­жа­ются на моти­ва­ции: они фрустри­руют и пугают детей, заста­в­ляют сомне­ваться в своих силах и очень утом­ляют. А если попытки закан­чи­ва­ются неу­да­чей, ребенок и вовсе теряет к теме интерес. Отсут­ствие инте­реса и нега­тив­ная эмо­ци­о­наль­ная окраска душат всякую моти­ва­цию.

Поэтому задания должны быть труд­ными, но в меру. Здесь важно ори­ен­ти­ро­ваться на кон­крет­ного ребенка. Один в первом классе бегло читает, но с трудом решает задачки в одно действие. Другой читает мед­ленно и с большим напря­же­нием пере­ска­зы­вает тексты, но зато легко скла­ды­вает дву­знач­ные числа. У каждого из детей своя «зона бли­жайшего раз­ви­тия».

Как же понять, что задание в меру трудное? Если ребенок на первых порах спра­в­ля­ется только с вашей помощью, но быстро учится и вскоре выпол­няет его само­сто­я­тельно, значит, вы подо­брали задание удачно. Ребенок должен при­ло­жить усилия, но затем быстро дви­гаться вперед — тогда новое умение или навык пере­хо­дит в «зону акту­аль­ного раз­ви­тия». При таком рас­кладе ученик чув­ствует удо­вле­тво­ре­ние, радость и гор­дость, что его усилия и напря­же­ние увен­чались успехом. Тогда воз­ни­кает желание учиться дальше, и ребенок с удо­воль­ствием и даже азартом при­сту­пает к новой теме.

Когда вы ставите ребенку задачи и пишете план обу­че­ния, непло­хое под­с­по­рье — метод поста­новки целей SMARТ. Этот простой подход помо­гает четко сфор­му­ли­ро­вать цель и составить дорож­ную карту по ее дости­же­нию.

Цель должна быть...

Кон­крет­ной (Specific) и изме­ри­мой (Measurable). Необ­хо­димо четко опре­де­лить, чего вы хотите достичь. Напри­мер, выучить английский на хорошем уровне — цель абстрак­т­ная и раз­мы­тая. Что озна­чает «хороший уровень английского»? Для одного чело­века это умение объ­яс­ниться с офи­ци­ан­том в ресто­ране в Европе, для другого — вла­де­ние на уровне носи­теля, чтобы без проблем учиться в зару­беж­ном вузе. Поэтому ставьте кон­крет­ные и изме­ри­мые цели. Так, цель «выучить английский до уровня В2» — четкая и изме­ри­мая.

Большие цели раз­би­вайте на более мелкие — так вам вместе с ребен­ком будет проще «съедать слона».

Дости­жи­мой (Achievable). Цель должна быть аде­кват­ной, то есть соот­вет­ство­вать воз­мож­но­стям ребенка. Если ваш сын или дочь только учат английский алфавит, вряд ли к концу года они достиг­нут уровня В2, даже если вы пере­е­хали жить в другую страну и ребенок схва­ты­вает все на лету. Труд­но­до­сти­жи­мые цели могут при­ве­сти к провалу, а это снизит само­о­ценку и моти­ва­цию. Поэтому не надо ори­ен­ти­ро­ваться на неве­ро­ят­ный резуль­тат сосед­ского маль­чика или дочери извест­ного блогера: надо смо­треть на реаль­ные воз­мож­но­сти своего ребенка.

Реле­ван­т­ной (Relevant). Кроме того, цель должна быть акту­аль­ной и соот­вет­ство­вать потреб­но­стям ребенка. Он и вы должны пони­мать: зачем нужна эта цель, что она при­не­сет? Она действи­тельно так важна или это наши страхи/амбиции/ком­плексы? А если важна, то почему именно сейчас? И спо­со­бен ли ребенок ее достичь?

Огра­ни­чен­ной во времени (Time-bound). Если нет дед­лайна, кон­крет­ной точки во времени, к которой вы хотите достичь той или иной цели, дело может затя­нуться на годы. Неко­то­рые люди учат английский всю жизнь и так и не доби­ва­ются резуль­тата. Поэтому обя­за­тельно ставьте дед­лайны. Но, разу­ме­ется, аде­кват­ные, чтобы учеба не пре­вра­ти­лась в забег с пре­пят­стви­ями.

с. 188—204