
«Когда уже это закончится?»
Слишком большие нагрузки
До 10-го класса я училась в престижной гимназии на четверки и пятерки. До средней школы все было неплохо, но после 6-го класса нагрузка стала серьезно увеличиваться. В 9-м классе занятия заканчивались в четыре-пять часов дня, а уроков задавали столько, что я каждый день сидела до двух часов ночи: у нас было много часов математики, английского, русского, и по каждому предмету ежедневно требовалось выполнять множество домашних заданий, как и по физике, химии, биологии. Плюс помимо основной углубленной программы были такие предметы, как МХК (мировая художественная культура), психология, черчение, испанский язык, труд, по которым тоже задавали немало.
Каждый педагог считал, что его предмет — самый важный. Доклады, сочинения, рефераты шли нескончаемой чередой. А на выходные задавали столько, что не было времени погулять или развлечься. Кружки, конечно же, при таком расписании тоже втиснуть было некуда. И только родители удивлялись, почему при интенсивной учебе и хороших отметках знаний остается так мало: почему я ничего не понимаю в физике, путаюсь в английской грамматике, хотя у нас преподавали носители языка, а по географии не могу запомнить даже названий европейских столиц.
А весной в 9-м классе у меня началась бессонница. Я лежала по несколько часов безумно уставшая, но не могла уснуть. И только часам к пяти утра, обессилев, наконец отключалась. Но в семь звонил будильник, и волей-неволей приходилось снова плестись на уроки. Не знаю, чем бы это закончилось, если бы встревоженные родители не перевели меня в семейную школу, невзирая на весь престиж гимназии и возможность поступить в вуз без экзаменов.
Формально моя новая школа была лицеем: понятия «семейной» школы тогда еще не существовало. Но, по сути, это была именно небольшая частная семейная школа с государственной аккредитацией, где в маленьких классах учились по десять человек. Располагалась она в многокомнатной квартире в старинном доме.
Первое, что меня поразило, — учителя не кричали на уроках, некоторые и вовсе называли учеников на «вы», разрешали принести прямо на занятие кружку чая и спокойно объясняли материал в домашней обстановке. А второй плюс, который я сразу оценила, — вдруг появилось много свободного времени, а знания прочно укладывались в голове. Сейчас я понимаю, что при колоссальных учебных нагрузках в предыдущей школе мой мозг попросту не успевал переваривать и запоминать такой большой объем информации. Рабочая память перегружалась, нервная система была истощена, концентрация внимания и работоспособность падали ниже всякого плинтуса.
Кроме того, я наконец начала высыпаться, а не ложиться за полночь из-за уроков. Исследования последних лет показали, что здоровый сон значительно улучшает память. В итоге, когда перегрузки исчезли, обучение стало более эффективным. Это ведь просто: в образовании важно не количество, а качество.
Однако в последние десятилетия детей в школах загружают все больше. «В основной школе с пятого по девятый класс нагрузка по сравнению с 1950-ми годами увеличилась в два раза только по количеству часов, я даже не беру информационную нагрузку и насыщенность, — говорила в интервью Марьяна Безруких, доктор биологических наук, главный научный сотрудник Института возрастной физиологии Российской академии образования. — Сейчас эту проблему пытаются решить. Но специалисты по разным учебным дисциплинам стараются выбить как можно больше часов на свой предмет, аргументируя это растущим объемом информации... Ребенок ничего с этим поделать не может. Он пытается лавировать между получением оценок и усвоением знаний, а это плохая ситуация. Ребенок, который пытается выучить все, зарабатывает себе невроз, и в итоге школу заканчивает обремененный знаниями невротик».
«Я не помню»
Невозможность усвоить программу
Прозвенел последний звонок, но далеко не все школьники после него отправляются домой или на продленку: многие посещают кружки или дополнительные занятия. И уже только после всего этого они оказываются дома, где их ждет... выполнение домашних заданий. Формально СанПиНы устанавливают предел времени, которое ученики должны тратить на домашку, — от 1,5 часа в первом классе до 3,5 ближе к выпуску из школы. Однако в реальности времени на нее у многих школьников уходит гораздо больше. Так, согласно опросам, у 65% российских школьников не хватает времени на выполнение домашнего задания, и у 59% подростков не остается времени для хобби.
Чрезмерно объемная программа и слишком высокий темп освоения материала мешают детям как следует погрузиться в какую-либо тему — только освоил одну, как учитель уже дает вторую, третью. Добавьте сюда недостаток отдыха, движения, прогулок на свежем воздухе — все-таки в сутках по-прежнему 24 часа, — и поймете, почему детям зачастую так трудно дается учебная программа. А платить за это в итоге приходится низким уровнем знаний.
Согласно результатам международного исследования PISA, которое оценивает читательскую, математическую и естественнонаучную грамотность 15-летних подростков, «около 22% учеников 7—9-х классов в России — потенциально не успешные [то есть могут столкнуться с проблемами в дальнейшей учебе из-за невысокого уровня грамотности]». А по мнению Роспотребнадзора, «каждый третий российский школьник не владеет даже базовыми знаниями по тем или иным предметам учебной программы». «Если брать все срезы, которые у нас есть, около 32—35% не осваивают минимальный набор знаний по тем или иным предметам. В странах-лидерах этот показатель — 5%», — говорил в интервью «Газете.ру» глава ведомства Анзор Музаев.
Конечно, кто-то может отмахнуться и сказать, что из троечников вырастают самые успешные бизнесмены и политики, или же поворчать о поколении тик-тока и свалить всё на пресловутое «клиповое Мышление». Однако если у 35% всех школьников в России (а это шесть миллионов человек) проблемы с успеваемостью, возможно, стоит внимательнее посмотреть на программу обучения?
Если изменить образовательный подход, могут кардинально поменяться и результаты. В начале XX века знаменитый немецкий психолог Герман Эббингауз, исследователь памяти и мышления, установил, что уже в течение первого часа после изучения новой информации забывается до 60% материала, через десять часов в памяти остается лишь 35%, а через шесть дней — около 20%. Но важно отметить: как показали последующие эксперименты, к таким результатам приводит заучивание плохо осмысленной информации. А если человек может как следует обдумать и усвоить то, что ему преподают, прочность запоминания гораздо выше: активизируются операционные и регулирующие механизмы памяти, и новый материал гармонично вплетается в стройную систему знаний.
Не секрет и то, что дольше сохранить информацию в памяти помогает повторение. По данным исследований, если повторять материал в первый же день после изучения, в памяти остается до 88% информации; через три-четыре дня — 84%; через месяц — 70%; через шесть месяцев — 60%. Но повторение должно быть разнообразным! Для этого опытные педагоги ставят перед учениками разные задачи: придумать примеры, ответить на вопросы, начертить схему, составить таблицу и так далее. То есть стараются один и тот же материал подать в разных вариантах и отработать в различных ситуациях. Тогда данные останутся в памяти надолго. К сожалению, мнемотехники и специальные методы эффективного обучения нечасто добираются до общеобразовательных школ.
«Я с ними не дружу»
Негативная социализация в классе
Когда мой сын Гриша был во втором классе на семейном обучении, я случайно встретила на улице знакомую. «Кристина, ты так и не надумала отдать Гришу в школу? Такой сын у тебя замечательный растет, а ты его лишаешь социализации», — встревоженно спросила она. На мои объяснения, что Гриша много общается с друзьями, посещает четыре секции, ездит на турниры, играет в спектаклях, она только покачала головой: «Это все тепличные условия. Вот послушай: у нас в школе ЧП. Выяснилось, что ученик седьмого класса торгует наркотиками и сам употребляет. Такой переполох! Приезжала полиция, некоторых ребят поставили на учет, допросили всех учеников, учителей, психолог подключился, инспектор по делам несовершеннолетних. Представляешь, какой это колоссальный опыт для детей! И ты лишаешь Гришу таких важных вещей», — укорила меня знакомая.
Сейчас этот разговор вызывает у меня улыбку. А тогда я была настолько шокирована идеей, что детям для социализации нужно общаться с наркодилерами и полицией, что растерялась и в итоге просто ретировалась. Сегодня на подобную тираду я бы ответила, что в таком случае лучшая социализация для ребенка — в детском доме или колонии для несовершеннолетних.
На мой взгляд, многие люди не совсем понимают, что такое социализация, — а этот термин означает всего лишь принятие норм группы или общества, в котором живет или учится ребенок. Начинается социализация в семье: ребенок впитывает те нормы и правила, которые транслируют его домашние. Когда малыш идет в садик или школу, он учится подстраиваться под новый коллектив. В зависимости от того, какие правила царят в коллективе, социализация может приобретать самые разные формы, и не все они одинаково полезны. И если подросток проводит больше времени со своими сверстниками, а не с родителями, то на него сильнее повлияют нормы поведения, принятые именно среди ровесников.
И вот тут всегда стоит уточнить: что это за нормы? Например, если в классе принято драться, курить или изъясняться матом, ребенок неизбежно начнет играть по тем же правилам. Если они войдут в противоречие с его семейным укладом и воспитанием, неизбежно начнутся конфликты: либо с родителями, либо со сверстниками. Поэтому зачастую протесты десяти-двенадцатилетних детей, их резко испортившийся характер — это вовсе не неизбежное следствие раннего пубертата, а та самая школьная негативная социализация.
«Но как же быть? — спрашивают меня родители. — Ведь ребенок должен общаться со сверстниками!» Тут я обычно отвечаю, что важно не путать общение и социализацию. Без школьной социализации можно прожить, тем более что она очень специфична и немного напоминает армейскую. Сходств более чем достаточно: сначала детей набирают в школу, исходя исключительно из возраста и территориального принципа, а затем запирают в здании, где они должны находиться почти ежедневно с утра до обеда, общаться в основном с группой из одних и тех же 30 человек, и все это на протяжении целых десяти лет! Где еще, кроме армии и школы, мы такое встретим? В университет люди идут по своему желанию, их объединяют общие интересы. На работе — всё те же интересы плюс социальный статус. Кроме того, работу можно сменить, а школу — нет. Получается, школьный, навязанный опыт социализации не так уж и необходим?
А вот без общения действительно далеко не уедешь, но альтернативное обучение нисколько этому не мешает. В первую очередь нужно понять, что картинка, когда ребенок-хоумскулер одиноко сидит дома в четырех стенах, совершенно не соответствует действительности. Да, именно такой опыт пережили миллионы детей в период самоизоляции в 2020 году, когда школы массово перешли на дистанционку и не предлагали никаких вариантов общения, кроме уроков по зуму. Однако не стоит путать такое плохо организованное дистанционное обучение, которое ввели из-за экстремальной ситуации, с другими, более продуманными форматами.
Альтернативное обучение дает огромную свободу: у ребенка появляется масса времени, которое он может посвятить любимым занятиям. Так, мой сын играет в театре, занимается борьбой и шахматами, ездит с другими ребятами на соревнования и турниры. Ходит на лекции по биологии, этнографии, истории в «Школу юного историка» при МГУ, где после занятий гуляет и общается с другими детьми. Кроме того, несколько лет назад я организовала маленькую группу детей и родителей, и мы вместе ходили в Третьяковскую галерею.
Сегодня как на дрожжах растет число инициативных родительских групп, которые занимаются разными формами альтернативного обучения (организуют фестивали, семейные лагеря, встречи, совместные походы), поэтому отыскать единомышленников стало совсем несложно. В конце этой книги вы найдете список полезных групп, сайтов и блогов, где сможете встретить товарищей, а также найти клубы, центры семейников и альтернативные школы в вашем регионе. Впрочем, мой сын очень много общается и с обычными школьниками: разная форма обучения никак не влияет на дружбу. Более того, я вижу, что ребятам на семейном обучении в некотором смысле проще, потому что на них не давит закрытый коллектив и они всегда могут найти себе друзей где-то еще помимо школы.
Меняем сыну школу, — недавно поделился со мной старый друг. — Жена надеется, что в новом коллективе у ребенка появятся хоть какие-то увлечения помимо компьютерных игр. Потому что в районной школе, где он проучился четыре года, все интересы одноклассников вертятся вокруг игрушек. Они даже делят друг друга на определенные касты в зависимости от геймерского стажа. Никого не волнует, как ты учишься, что ты за человек, кто твои родители, что ты знаешь о мире. Главное — какого уровня мастерства ты достиг в компьютерных играх. Соответственно, те дети, которые много учатся и мало играют, оказываются за бортом, а самые нерадивые ученики становятся примером для подражания, душой компании, с ними все мечтают дружить.
Среда очень сильно влияет на формирование личности ребенка, его мотивацию и интересы. Если среда неблагоприятная, ребенку приходится или приспосабливаться, или становиться белой вороной. Если ребенка окружают геймеры или интернет-зависимые дети, то и он, скорее всего, с головой погрузится в виртуальный мир.
По результатам исследования «Лаборатории Касперского», в рамках которого эксперты опросили 500 российских семей, 59% детей в России выходят в сеть совершенно бесконтрольно. При этом среди опрошенных школьников около 21% сообщили, что сталкивались с жестоким контентом, 70% получали предложения дружбы от незнакомцев (в том числе 18% от взрослых), 34% сталкивались с порнографией. 39% детей, по сообщениям родителей, страдают из-за излишнего увлечения онлайн-играми.
Как видите, общение и социализация не всегда идут на пользу: иногда они способствуют нездоровым увлечениям и деструктивному поведению.
Кстати, верный способ уберечь ребенка от той же интернет-зависимости — дать ему возможность по-настоящему чем-то увлечься: спортом, музыкой, искусством, театром, конструированием и тому подобным. И обеспечить живое теплое общение с семьей и другими детьми, разделяющими его интересы.
По мнению исследователей Новосибирского государственного технического университета, зависимые или склонные к зависимостям (кстати, не только от интернета) люди острее переживают одиночество. Человеку, который постоянно находится в таком состоянии, кажется, что в близком окружении нет никого, кто его понимает, кто ему по-настоящему сочувствует, с кем можно поговорить по душам. Социальные сети, виртуальная реальность, компьютерные игры в этом случае являются неким замещением важной базовой потребности, однако в итоге еще сильнее отдаляют человека от родных, усиливая чувство изолированности, а значит, и склонность к зависимости.
Поэтому, когда мы говорим о социализации и общении, важно, чтобы нормы сообщества, куда попадает ребенок, не входили в противоречие с нормами, принятыми в вашей семье, — тогда у ребенка не возникнет внутреннего конфликта. А общение со сверстниками должно быть качественным, то есть конструктивным, а не деструктивным.
Взгляд юриста
В этой главе вы найдете краткую информацию о том, как оформить переход на семейное обучение без лишней нервотрепки и с соблюдением всех необходимых формальностей. Начнем с небольшого юридического ликбеза. Главное, что нужно помнить о семейном обучении (хоумскулинге), — это абсолютно законная форма получения образования, закрепленная в федеральном законодательстве России, которая с правовой точки зрения ничем не уступает стандартным одиннадцати годам за партой. Все существующие формы образования закреплены в статье 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273.
В соответствии с законом ребенок может учиться:
• В организации, осуществляющей образовательную деятельность. В рамках организации существуют три формы образования: очная, очно-заочная, заочная.
• Вне образовательной организации. Здесь подвидов два: семейная форма образования и самообразование. Отличие заключается в том, что семейное обучение организовывают родители, а на самообразование школьник может перейти самостоятельно, но только в 10—11-м классе. Поскольку в этой книге мы говорим об учебе с самого раннего возраста, а не только о старших классах, ниже мы сосредоточимся на семейной форме обучения.
Формы образования
• Очная — та, к которой мы все привыкли: ежедневное посещение школы. Ее выбирают 99% родителей, часто даже не догадываясь о существовании других вариантов. Например, я даже не слышала о семейном обучении до 28 лет, а мои родители были крайне удивлены, узнав, что, оказывается, еще с начала 90-х годов могли бы учить детей дома. Без медицинского диагноза (как при домашнем обучении), а просто по своему желанию!
• Очно-заочная — форма, при которой школьник может на какие-то уроки ходить вместе с классом, а другие предметы сдавать заочно. График составляют индивидуально, по договоренности со школой. Например, если вашему сыну не хватает разговорной практики по английскому, он может посещать языковые уроки, а остальные предметы изучать дома. Или ходить на историю и математику, если нравится учитель, а другие предметы пропускать.
Дальше — чуть сложнее, именно заочная и семейная формы обучения вызывают больше всего вопросов, так как не сразу можно понять, чем именно они отличаются друг от друга. Более того, часть людей, которые выбирают семейное обучение (хоумскулинг), оформляются как заочники, а другие предпочитают именно семейную форму.
Заочная форма
Начнем с заочной формы как вида обучения внутри организации. Заочники входят в состав школы и обязаны каждый год проходить аттестации. Количество этих аттестаций, форма сдачи, программа, по которой сдают тесты, могут варьироваться. Например, есть школы, где вы можете проходить аттестации дистанционно, в других школах требуют очной явки. В любом случае количество контрольных и программу, по которой вы сдаете аттестацию, определяет школа. Главное — чтобы у нее была лицензия на проведение образовательной деятельности и соответствующая государственная аккредитация.
Семейная форма обучения
Семейная форма дает больше свободы. По закону дети, которые находятся на семейном обучении, чьи родители подали заявление о переходе в органы местного самоуправления, не числятся в контингенте школы (в отличие от заочников).
Соответственно, выбирая семейную форму образования, родители (или другие законные представители) отказываются от обучения в школе и принимают на себя всю ответственность за качество образования и его траекторию.
То есть дети при этой форме обучения прикрепляются к школе ТОЛЬКО на период сдачи аттестаций. И даже эти промежуточные аттестации за каждый год сдавать не обязаны! Кроме ГИА — государственной итоговой аттестации. Об этом напрямую говорится в законе «Об образовании»:
Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона о промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Как я уже упомянула, обязательной для детей на семейном образовании является только ГИА, которая включает в себя два этапа:
• ОГЭ — Основной государственный экзамен после 9-го класса;
В качестве допуска к ОГЭ необходимо сдать промежуточную аттестацию за 9-й класс. А для допуска к ЕГЭ — за 10-й и 11-й класс.
Таким образом, вы можете учить ребенка дома сами, с помощью репетиторов или в семейной школе, но никому не должны об этом отчитываться и можете не сдавать аттестации до 9-го класса. А можете и сдавать — если захотите. Я знаю многих семейников, которые сдают аттестации ежегодно, чтобы твердо знать, что не отстают от программы. Или чтобы в старших классах пойти в специализированную математическую школу. Или по другим причинам.
Некоторые выбирают и такой вариант: учат ребенка на семейной форме до 9-го класса, затем сдают аттестацию за 8-й класс, приходят в школу, приносят справку об этой промежуточной аттестации, зачисляются на заочную форму в 9-м классе и сдают в самой школе аттестации и ОГЭ. Это совершенно нормально: согласно закону «Об образовании», «допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения».
Иными словами, вы можете менять форму обучения так, как это удобно вам самим: когда считаете необходимым, перевести ребенка на семейное обучение, а затем перейти на заочное, очно-заочное или очное. При желании можно сочетать разные варианты. К сожалению, не всегда директора школ это знают и понимают, и в диалогах с ними иногда приходится ссылаться на конкретные статьи и пункты законодательства, потрясая страницами Федерального закона № 273 «Об образовании». Запомните — он ваш главный союзник в спорах с некомпетентными представителями школьных администраций, если такие возникнут на вашем пути.
Еще недавно школы могли придраться к справке с оценками из сторонней организации, но с 1 сентября 2021 года вступил в действие новый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности (от 22 марта 2021 года), в котором сказано: «Обучающиеся по общеобразовательной программе в форме семейного образования имеют право на зачет Организацией результатов промежуточной аттестации, пройденной в других Организациях...» Это важный и позитивный момент.
Правда, здесь стоит добавить: согласно приказу Минобрнауки и Минпросвещения (от 30 июля 2020 года) школа проводит такой зачет при соответствии результатов пройденного обучения своим внутренним стандартам. Говоря проще, если вы сдали тестирование (промежуточное или ГИА) в одной школе, а позже решили прикрепиться к другой, вторая школа может потребовать провести дополнительное тестирование или экзамены, как при переводе из одного учебного заведения в другое. Особенно если это не просто районная обычная школа, а гимназия. Поэтому к выбору школы для сдачи аттестаций в любом случае стоит подходить очень внимательно.
Важно помнить, что дистанционное обучение — это не форма образования, а способ получения знаний. Ребенок может числиться на семейной форме и при этом получать образование в онлайн-школе. А может быть учеником конкретной школы на очной форме, но учиться дистанционно, как это было совсем недавно во время пандемии коронавируса.
Мой сын Гриша учился и на семейной форме, и на заочной. На семейной форме он сдавал аттестации один раз в год, на заочной — два или три. Как я уже писала, условия сдачи аттестаций как на заочной, так и на семейной форме могут сильно отличаться от школы к школе. Согласно закону «Об образовании», каждая конкретная образовательная организация устанавливает форму и порядок проведения промежуточной аттестации индивидуально. В новом Порядке, который уточняет некоторые моменты ФЗ «Об образовании», добавилась норма о том, что график прохождения промежуточной аттестации утверждается образовательной организацией по согласованию с экстернами и их родителями.
Я знаю истории, когда ребенок-заочник каждую четверть сдавал аттестации по всем предметам, а учителя придирались к оформлению и давали таким детям куда более сложные задания, чем школьникам на очной форме. Но встречаются и ситуации, когда тесты несложные и за оформление оценки не снижают, уделяя внимание только корректности ответов. Поэтому и на семейной, и на заочной форме очень многое зависит от того, как вы договоритесь с директором школы и какие у вас отношения. От человеческого фактора никуда не деться.
Мы выбираем те школы, где условия сдачи максимально комфортны. Например, в начальной школе часть предметов сын сдавал офлайн, по музыке или спорту — приносил справки из кружков, а по рисованию и технологии — два-три рисунка и поделки для годовой аттестации.
Частные школы с госаккредитацией, конечно, чаще лояльно относятся к семейникам, но далеко не всегда.
У нас был опыт сдачи аттестаций как в государственной школе, так и в частных. После обычной школы на Ленинском проспекте, где Гриша сдавал аттестации без всяких проблем (ушли оттуда из-за смены руководства и чехарды с кадрами), мы прикрепились к семейной. И каково же было мое изумление, когда там вдруг начались неприятные и необоснованные придирки к оформлению. Помню, снизили отметку за то, что слово «килограмм» в примере к задаче было написано в скобках в сокращенном варианте — кг. Оказывается, нужно было писать слово целиком, хотя в предыдущей школе на это внимания не обращали, и нас никто не предупредил о таких требованиях. Поскольку подобных эпизодов было немало, в итоге мы сменили школу на более комфортную. Несколько лет сын сдавал аттестации офлайн, а потом мы перешли в еще одну школу, где их можно проходить онлайн (а также можно сдать ОГЭ/ЕГЭ — правда, только офлайн), причем на заочной форме, которая по букве закона дает меньше свободы, но по факту — больше по сравнению с той семейной школой.
Поэтому обязательно изучайте условия и не бойтесь что-то менять, если результат вас не устраивает.
Ускоренное обучение
Один из больших плюсов семейного образования — ребенка можно обучать в соответствии с его личным темпом. Кто-то схватывает медленнее, кто-то быстро, но так же легко забывает. А бывает и так, что по каким-то предметам ребенок убежал на два-три класса вперед, а по каким-то идет вровень с общеобразовательной программой или даже немного отстает.
При этом в старших классах многие ребята уже задумываются о поступлении в вуз, а перед мальчиками встает вопрос с армией.
Плюс ускоренного обучения — именно с юридической точки зрения — в том, что оно позволяет быстрее закончить школу и сдавать ЕГЭ два раза или даже больше. К примеру, если мальчик окончил школу в 15 лет, он может три года подряд участвовать в сдаче ЕГЭ до тех пор, пока не наступит призывной возраст, что дает отличную возможность поступить в вуз и избежать службы, если он не хочет идти в армию. Но, пожалуй, важнее всего вот что: имея в запасе два или три года, юноша испытывает куда меньше стресса, что увеличивает шанс сдать экзамены успешно.
Какой вид альтернативного образования выбрать?
Альтернативное образование потому и называется альтернативным, что, в отличие от обычнойшкол ы с ее устоявшейся и несколько закостенелой системой, не предполагает единого, универсального подхода и ориентируется в первую очередь на нужды и запросы конкретной семьи и конкретного ребенка. Поэтому стоит заранее ответить на вопрос, как именно вы собираетесь учить своего сына или дочь. Ответа, который подходил бы всем, не существует.
Когда родители задумываются о семейном обучении, многие сперва ориентируются на готовые планы школы, штудируют методички, изучают чаты и форумы семейников в поиске «лучшей учебной программы». Однако постепенно понимают, что такой нет: существует несколько основных стратегий, у каждой из которых есть свои плюсы и минусы. Вы можете выбрать тот вариант, который лучше всего подходит именно вам, — а для этого стоит познакомиться с этими стратегиями хотя бы в общих чертах.
Стратегия 1: школа дома
Что такое «школа дома»? Пожалуйста, не путайте с домашним обучением, которое мы уже упоминали. Некоторые ошибочно думают, что, когда ребенок учится дома, к нему приходят учителя из школы. Такой вариант действительно возможен, и именно он называется «домашним обучением», но к нему прибегают только в случае, когда ребенок тяжело болеет. На домашнее обучение можно перейти исключительно по медицинским показаниям.
«Школа дома» подразумевает другой подход, когда родители учат ребенка сами или с помощью репетиторов, но стиль обучения ничем не отличается от типичного школьного. Мама или папа (обычно, как показывает практика, мама) составляют четкое расписание, вводят систему оценок и обязательных заданий, по некоторым предметам привлекают репетиторов, опираются на школьные методички и учебный план.
Плюсы
• Очень удобный и самый простой способ организации занятий. Можно взять готовую, давно проверенную программу и действовать по алгоритму.
Минусы
• Творческий и индивидуальный подход к ребенку сводится на нет. Темпы освоения программы и подходы к подаче материала усредненные, стандартные и соответствуют условиям школы, когда в классе 20—30 детей и у учителя физически нет возможности персонально заниматься с каждым учеником. А дома мама-энтузиастка рискует превратиться в «училку» в плохом смысле этого слова, которая начнет ставить песочные часы, требовать держать высокий темп, бесконечно оценивать и критиковать, подавать материал сухо и наукообразно.
Крайне редко, но я встречала мам на семейном обучении, которые к основным школьным предметам добавляли еще несколько языков и настаивали, чтобы ребенок заучивал большие объемы информации. В общем, превращали обучение в дрессуру. Из известных примеров, к чему приводит такой подход, можно вспомнить случай Полины Осетинской, пианистки, которую самостоятельно обучал отец, известный режиссер Олег Осетинский. Забрав ребенка у матери, он решил сделать из девочки звезду. «И с пяти лет я уже занималась по разработанной им программе. Проштудировав энное количество теоретических трудов музыковедов Бориса Асафьева, Бориса Яворского и Льва Баренбойма и дополнив выкладки собственными идеями, отец приступил к внедрению системы „дубль-стресс“. Из названия очевидно, что основным компонентом выступает стресс, призванный мобилизовать все способности организма».
Как пишет сама Полина Осетинская в автобиографической книге «Прощай, грусть», отец ввел жесткий распорядок дня, многочасовые репетиции на фортепиано, ежедневный забег на 4—5 километров в любую погоду, интенсивную учебу и скудное питание: завтрак из стакана яблочного уксуса, разбавленного водой, пяти таблеток поливитаминов и двадцати «аскорбинок», обед из куска засохшего сыра с ложкой меда; ужин предусматривался далеко не всегда. Чтобы снять нервные перегрузки, Полина ходила на каток, плавала, занималась гимнастикой, в один из выходных дней в качестве награды ей разрешалось посетить музей или зоопарк. В 13 лет девочка все-таки сбежала из дома и спустя много лет написала откровенную и пронзительную книгу-автобиографию, где подробно поведала о сложном детстве и деспотичном отце.
Безусловно, это крайне негативный, экстремальный сценарий, но важно помнить, что стремление к академическим успехам не должно испортить ваши семейные отношения. Хотя бы потому, что психическое благополучие ребенка — фундамент для успешного обучения, самореализации и будущей жизни в обществе. Поэтому, на мой взгляд, родителям всегда важно помнить, что сын или дочь — отдельная личность, а не инструмент для удовлетворения их амбиций.
Семейное образование дает возможность отойти от авторитарной модели обучения, услышать голос самого ребенка, увидеть его потребности, желания и интересы. Но «школа дома» скорее мешает, чем помогает процессу индивидуализации, поскольку ребенок здесь выступает в роли пассивного потребителя готовых знаний. И если в массовой школе такая модель продиктована самой системой, дома ничто не мешает нам изменить стратегию на более демократичную.
Стратегия 2: определенная программа, но разные форматы обучения
Такой вариант подходит людям, которые хотят опираться на готовый образовательный каркас. Существует огромное количество доступных программ: кроме официально признанных, по которым учатся дети в государственных школах, есть и авторские, экспериментальные, зарубежные. Официальные программы, одобренные Министерством образования и соответствующие федеральным стандартам (ФГОС), отвечают главному требованию: позволяют ученику усвоить обязательный минимум знаний и сдать аттестацию. Другие программы могут не соответствовать российским стандартам. Поэтому, если вы выбираете зарубежную или авторскую программу, важно обратить внимание на темы, объем материала и содержание, чтобы при сдаче аттестации не столкнуться с проблемами.
Чем же этот вариант отличается от предыдущего? Тем, что родители берут за основу определенную программу, но сам материал могут подавать по-разному. То есть не обязательно строго идти по одному учебнику: можно посмотреть видеоурок или интересную передачу по теме, найти пояснение в другом пособии, сделать проект и так далее.
Плюсы
• Этот вариант удобен для родителей: им не нужно «изобретать велосипед» и придумывать собственную систему. При этом есть пространство для творчества — родители учитывают, как ребенок воспринимает материал и усваивает информацию, стараются его заинтересовать, найти книги, видео или игры, которые помогут раскрыть нужные темы ярко, живо и доходчиво.
Минусы
• Если какая-то тема «не идет», трудна для ребенка, такой подход требует много усилий со стороны родителей и может тормозить процесс.
«Мы занимались по одной из авторских программ в небольшой группе. После обычной школы это был глоток свежего воздуха. Но через полгода мне стало очевидно, что и этот вариант не подходит моей Маше. Потому что по математике она все понимала с лету, ей было скучно топтаться на заданиях, которые надо было выполнять в определенном порядке. А по русскому было очень трудно. Программа была составлена нестандартно: многие темы, которые изучают в старшей школе, здесь проходили в 5—6-м классах. Маше было невероятно сложно разобраться с синтаксисом, а объем заданий с каждым днем нарастал. Хотя многое мы проходили дома самостоятельно (группа собиралась всего раз в неделю) и я могла показать Маше разные варианты объяснений, она все равно буксовала. В итоге мы ушли из группы, стали ориентироваться на темы аттестаций, но использовать для обучения разные источники, а не одну программу или один учебник, и шли в своем темпе. Это помогло снизить стресс и пробудить интерес к предмету», — поделилась со мной знакомая мама-семейница.
Стратегия 3: своя программа с опорой на школьную
Такой вариант подразумевает, что вы сперва смотрите на план аттестаций, узнаете в школе, к которой вы прикрепились, какие темы ребенку нужно будет сдать в конце года. А затем, учитывая список этих тем, составляете собственную программу. При желании можете расширить какие-то темы или добавить новые, брать разные программы, учебники и миксовать: из одного учебника позаимствовать упражнения по теме «„Не“ с глаголами», а из другого — «„Не“ с прилагательными». Или даже брать задания по одной теме из разных пособий и книг. Никто вам не помешает использовать авторские программы, а также собственные наработки и идеи.
То есть в этом варианте вы, по сути, учитываете только темы аттестаций, а в остальном вольны делать все что угодно: пробовать разные подходы, использовать видеоуроки, передачи, книги — и смешивать их, исходя из интереса и потребностей вашего ребенка.
Вы можете менять темы местами, проходить их в том порядке, который удобен вам, и по тем книгам, видео, фильмам, которые интересны и понятны именно вашему ребенку. Если какая-то тема пока дается плохо, ее можно на время оставить, пройти другую, а затем вернуться, а на материалах, которые ребенка зацепили, остановиться подольше и как следует в них углубиться.
Плюсы
• Такой творческий подход учитывает темп ребенка, его склонности и интересы. При этом сохраняет связь со школьной программой, позволяет сдавать аттестации и при необходимости в любой момент снова вернуться в школу.
Минусы
• Родителям придется глубоко погрузиться в образовательный процесс: искать разные варианты подачи материала, проявлять креативность и педагогическую смекалку, особенно для того, чтобы интересно подать скучные темы, необходимые для сдачи аттестации.
Стратегия 4: своя программа без опоры на школьную
В этом случае вы сами составляете свою образовательную программу, которая может значительно отличаться от школьной, но зато полностью учитывать индивидуальные особенности ребенка и отражать ценности вашей семьи. Вы выбираете всё: способы подачи материала, темп обучения, предметы и темы — и идете абсолютно своим путем, не оглядываясь на школу.
Такой вариант возможен в том случае, если вы решили, что ребенок не будет сдавать промежуточные аттестации вплоть до старшей школы. В 9-м и 11-м классах аттестация (в рамках ОГЭ и ЕГЭ) обязательна для всех, поэтому готовиться в любом случае придется. Но до 9-го класса можно ориентироваться исключительно на собственные желания и потребности ребенка.
Плюсы
• Такой подход отличается максимальной гибкостью.
У родителей есть полная свобода в том, как продумывать и составлять программу, на какие предметы и навыки делать упор.
Минусы
• Если программа будет сильно отличаться от школьной, нужно понять, как ребенок будет сдавать аттестации. По закону сдача промежуточных аттестаций до 9-го класса — право, а не обязанность (то есть, по сути, их можно не сдавать), но вот ОГЭ и ЕГЭ в любом случае обязательны. А для допуска к ОГЭ ребенок должен сдать аттестацию за 9-й класс по всем предметам. Поэтому вопрос с подготовкой стоит обдумать и заранее принять все решения.
Стратегия 5: самонаправленное образование
Я знаю семьи, которые выбирают путь самонаправленного образования, когда программу определяет... сам ребенок. Он сам решает, чем именно ему или ей хотелось бы заниматься. Родители в таких семьях часто не только не давят на детей, но даже не подталкивают в каком-либо направлении: семья лишь помогает получить доступ к тем знаниям, к которым ребенок проявил интерес сам.
Например, если он вдруг захотел заниматься биологией, ему помогут выбрать книги или видеоуроки, но не будут дополнительно инструктировать, увлекать и мотивировать. А если решил бросить — не станут отговаривать. Идея самонаправленного образования в том, что дети сами чувствуют, что им нравится. Ведь именно в этом кроются таланты личности, поэтому нужно слушать зов души, а не навязывать ребенку собственные увлечения и идеи.
Плюсы
• Такой подход позволяет увидеть истинные потребности и склонности ребенка, глубоко погрузиться в то, что ему по-настоящему интересно, не отвлекаясь на другие задачи. Например, ребенок может несколько месяцев изучать только историю: читать книги, смотреть видео, ездить по музеям и экскурсиям, рисовать, делать тематические поделки, проекты и тому подобное. Я знаю детей, которые именно такими блоками изучали многие предметы, и в этом есть логика. Зачастую человеку проще погрузиться на несколько месяцев в одну тему, не беспокоясь о других предметах или аттестациях. Однако такой подход приносит позитивные плоды только в тех семьях, где сама атмосфера предполагает любовь к знаниям. Если ребенок предоставлен сам себе и главные его увлечения — компьютерные игры, то результат, скорее всего, будет прямо противоположный.
Минусы
• Есть риск, что, когда наступит пора сдачи аттестаций, ребенок не будет готов не только в плане знаний, но и психологически. Впрочем, психологию можно наверстать, если ребенок занимается в каких-то секциях, где есть соревнования, выставки, презентации, а знания всегда можно добрать с помощью репетиторов. Однако в любом случае стоит заранее продумать, как готовиться к аттестации за 9-й класс и сдаче ОГЭ. И еще учитывать риск, что ребенок на самонаправленном обучении в какой-то момент может почувствовать себя не очень успешным по сравнению с другими детьми, которые успевают и сдавать экзамены, и ходить на кружки.
• Кроме того, нужно всегда помнить, что законы могут измениться и нет никаких гарантий, что для всех детей не введут обязательные аттестации за каждый класс. Поэтому, на мой взгляд, при составлении программы все-таки стоит учитывать необходимый школьный минимум.
***
Как видите, у каждого варианта есть свои плюсы и минусы, но некоторые элементы можно сочетать — например, идти по своему плану, но по каким-то предметам обратиться за помощью в онлайн-школу. Или вы можете сперва попробовать самонаправленное образование, а после — прийти к выводу, что вам нужен план с опорой на школьную программу. Семейное обучение вариативно: вы можете жонглировать возможностями и создавать свою неповторимую композицию.
В нашей семье в первые два года Гришиного обучения мы практиковали нечто среднее между самонаправленным образованием и своей программой с опорой на школьную. В первую очередь мы ориентировались на интересы сына, но при этом сдавали аттестации. Как мы это сочетали — расскажу на примере.
Грише с большим трудом давалось письмо. Поэтому я не торопила его, не давила с ежедневными упражнениями, но периодически предлагала разные варианты прописей, просила написать открытку, отправить письмо Деду Морозу, чтобы постепенно вовлечь и заинтересовать. А вот к истории у него и так был невероятный интерес, поэтому мы читали много книг, ставили аудиоэнциклопедии на исторические темы, смотрели передачи, ходили в музеи.
Для сдачи аттестаций по русскому мы договорились о максимально лояльных условиях, потому что те нехитрые правила, которые изучают в 1—2-м классе, сын выучил легко, но писал медленно и коряво. В конце года ему дали тесты, которые он смог заполнить без особого труда, потому что там почти не нужно было писать. А к концу 3-го класса проблемы исчезли: произошло это фактически само по себе, без упорных тренировок и тысячи упражнений, — видимо, дозрели зоны мозга, отвечающие за письмо. После этого аттестации вообще перестали представлять какую-то проблему.
Но важнее всего для меня было то, что у Гриши не возникло никакого протеста против родного языка, как это было бы в случае давления. И за это время он настолько погрузился в историю, которой мы могли уделять основное внимание, что прошел всю программу за 5-й и 6-й классы в начальной школе, но не по учебникам, а по интересным книгам, фильмам и передачам.
Проекты альтернативного образования
После того как вы выбрали, какая стратегия — или сочетание элементов разных стратегий — лучше всего подходит именно вашему ребенку, стоит познакомиться и с различными проектами, которые объединяют педагогов и родителей — приверженцев альтернативного образования. Как правило, эти проекты больше похожи не на стандартные школы с их жесткой структурой и нерушимым сводом правил, а на клубы, где энтузиасты помогают друг другу найти лучшие варианты обучения детей и создания комфортной, развивающей среды. К ним не обязательно присоединяться — но это как минимум хорошие места, чтобы найти единомышленников и узнать больше о методах семейного обучения.
Школы-парки
Помните историю про английскую школу «Саммерхилл», где детям дают максимальную свободу творчества и развития? Ее аналоги есть и в России. Самый известный вариант — это система «Школа-парк», концепцию которой разработал профессор МГУ Милослав Балабан еще в 1993 году.
В школах-парках тоже нет звонков, общего расписания и отметок. Нет здесь и деления по годам рождения, поэтому в одной студии могут оказаться дети разного возраста. В результате младшие ученики ориентируются на старших, быстрее учатся, перенимают их умения и знания и становятся более самостоятельными. А у старших развивается терпимость и сочувствие, они учатся помогать младшим и делиться знаниями.
В школах-парках работают разнообразные студии, которые охватывают все школьные предметы и множество дополнительных: от керамики и вязания до физики, литературы и истории. Ученики могут посещать любые занятия по своему выбору и свободно уходить в любой момент.
«Более десяти лет назад проект „Парк открытых студий“ показал, что, если дать ученикам право выбора парк-студий „здесь и сейчас“, они предпочитают учиться, а не отлынивать от занятий, — говорит Ольга Леонтьева, которая координирует экспериментальную апробацию парк-школ с 1996 года. — Сначала многие пятиклассники не поверили, что это возможно, поэтому переходили с одной студии на другую почти постоянно. Но всего через пару недель ситуация изменилась, и большинство ребят создали свое личное расписание. Даже если учитель не мог прийти на работу (например, из-за болезни), ученики продолжали выполнять задания, которые сами себе наметили. Обычно они предпочитали менять студию через два-три академических часа — за это время можно спокойно выбрать себе конкретное задание, выполнить его и продемонстрировать результаты учителю и другим членам студии».
Многие думают, что такая свободная структура занятий расслабляет. Но Леонтьева подчеркивает: напротив, она вырабатывает у учеников способность к самоорганизации и самостоятельному обучению, без подчинения приказам и постоянного контроля.
Школы-парки отличаются и демократическим самоуправлением по примеру «Саммерхилла». Все важные решения здесь принимаются на общем собрании детей и взрослых, где дети имеют такое же право голоса, как родители и педагоги. Такой подход, по мнению организаторов, учит детей ответственности и взаимоуважению. А у тех, кто не согласен с большинством, всегда есть возможность высказать свое мнение, быть услышанными и повлиять на решение.
Отметок в школах-парках не ставят, при этом учителя дают родителям и самим детям подробную обратную связь, какие новые навыки и умения приобрели дети в процессе обучения. Что касается аттестаций и экзаменов, родители, как правило, самостоятельно оформляют ребенка на заочное или семейное обучение, и дети аттестуются либо в районной школе, либо в частной, либо через онлайн-сервисы.
Плюсы
• У ребенка есть возможность прислушиваться к себе, своим интересам, опираться на собственные сильные стороны. Много самостоятельности, свободы выбора.
Минусы
• При создании такой школы порой сложно финансово обеспечить широкий выбор студий и занятий, сравнимый с тем, который существует в «Саммерхилле».
Нешколы
Помимо парков-студий к альтернативным проектам относятся так называемые нешколы: это объединения педагогов и родителей, которые совместными усилиями создают образовательные пространства для обучения детей. У нешкол нет лицензий, уставных документов, чеков, кассы, договоров. Есть только инициативные родители, которые решили обучать детей самостоятельно. Они могут приглашать педагогов по каким-то предметам, а часть занятий вести сами: здесь все построено на договоренностях, структура и правила «школы» могут меняться. Поэтому нешколы также называют демократическими школами (помните, что я говорила о терминологических сложностях?)
В отличие от частной школы, в нешколах нет жестких критериев соответствия определенной программе (они могут выбрать любую по своему усмотрению или сочетать разные авторские программы по разным предметам) и нет цели заработать. Чаще всего это и вовсе убыточные предприятия, зато в определенных случаях они дают детям максимально комфортную и творческую среду. Группы могут быть разновозрастными, часто применяются принципы, схожие с принципами школ-парков: на уроках дети чувствуют себя свободно, по-домашнему, объединенные общими задачами и целями. Они вместе экспериментируют, путешествуют, исследуют, посещают музеи и экскурсии, играют, гуляют, ходят друг к другу в гости.
Как говорит Анна Турчанинова, один из организаторов подобного объединения: «Мы уже не готовы делегировать государству и профессионалам воспитательную инициативу и формирование системы ценностей. Хотим сами быть как минимум квалифицированными заказчиками и соисполнителями. Поэтому создание семейных нешкол — это вполне предсказуемый ответ зрелых, адекватных родителей на бесконечные, непонятные, разнонаправленные действия государства по изменению системы образования».
Среди моих друзей и знакомых многие либо присоединялись к нешколам, либо сами были инициаторами создания таких образовательных пространств. Например, моя подруга и коллега из команды организаторов журнала «Семейное образование» и фестиваля альтернативного образования «Я живу — я учусь» Алина Шарова шесть лет назад вместе с единомышленниками создала проект «Дубравушка» в подмосковных Химках. Вот ее рассказ:
Нас было шесть-семь семей, все родители первоклассников, и мы раздумывали, куда отдавать детей учиться. Сперва определили свои ценности, обсудили, чего хотим от образовательной среды, и поняли, что такой школы в России точно нет: придется ее создавать самим. Затем посетили семинар Ольги Леонтьевой по организации школы-парка, все лето перечитывали Толстого, Джона Холта, Александра Нилла, писали концепцию — и в сентябре запустились.
Изначально мы ориентировались на формат школы-парка. У нас были спортивный зал и основной общий зал с различными студиями. И мы сразу договорились, что школа будет демократической: все решения будут приниматься сообща. Однако на начальных этапах это было мало похоже на демократию, скорее — на систему, где руководят взрослые, которые иногда снисходительно выслушивают детей.
Со временем наша нешкола изменилась, более того — разделилась на две. Потому что одна группа родителей решила, что им ближе мягкий вариант образовательной среды, но все-таки с фиксированным расписанием, программой занятий и ограниченной свободой. Когда нет никаких ограничений, ребенок вообще не ходит на уроки. А вторая группа решила, что принципы свободы выбора, которые мы декларировали изначально, должны стоять во главе угла. Я принадлежу ко второй группе.
Несколько взрослых вели творческие студии: кто-то — по каллиграфии, кто-то — клуб о русской культуре и театральном искусстве. Все студии мы создавали исходя из собственных возможностей и интересов. При этом дети посещают занятия по желанию, мы никого ни к чему не принуждаем.
Поскольку мы не частная школа, а кооперация взрослых, если у кого-то из родителей возникают определенные пожелания к обучению — например, чтобы ребенок начал читать, — этот родитель должен сам придумать и воплотить свою идею: создать студию, найти подход или педагога. Со временем это стало напоминать рабочие группы, самоорганизующиеся под определенную задачу. Современный бизнес-мир движется в этом направлении, и именно такие умения важно развивать в детях. Наши ребята видят перед собой пример и в результате сами приобретают навыки организации проектов. Например, если захотели устроить ярмарку — распределились, кто и что на себя берет, и воплотили идею в жизнь.
Основа обучения в нашей нешколе — ролевая модель взрослого, который действует, руководствуясь понятиями «Хочу», «Важно», «Вижу смысл», а не: «Опять меня никто не слушает! Сколько еще осталось до конца урока?»
Конечно, было много сложностей и вопросов, ведь мы идем дорогой, которой в России никто еще не ходил. Даже школа Тубельского отличается.
«Школа Тубельского» — одна из самых известных в России и в мире демократических школ. С 1985 по 2007 год под руководством Александра Наумовича Тубельского и в соответствии с его же идеями создавалась «Школа самоопределения», суть которой в стремлении к тому, «чтобы вся ее (школы) жизнь формировала у детей опыт ненасилия и нормального, демократического поведения». Александр Наумович Тубельский — президент Ассоциации демократических школ, кандидат педагогических наук.
Стало легче, когда мы подружились с «Саммерхиллом», его нынешним руководителем Генри Редхедом, и стали общаться с европейскими демократическими школами, имеющими за плечами опыт длиной 30—50 лет. Нам непросто перенимать их подход, основанный на уважении к личности ребенка, ведь мы сами росли в школах, где на детей смотрят сверху вниз, где считается, что они ничего не знают и не умеют.
Сложно перейти на другие рельсы. Но все-таки радует, что наши дети хотят идти на занятия, с удовольствием проводят тут время.
Сейчас у нас 45 детей от четырех до двенадцати лет. Количество студий сократилось, но зато стало много творчества и игры. Кроме того, образовательный процесс построен на общих кругах принятия решения, на обязательном участии детей в рассудительном комитете. Он проходит каждую неделю, и мы на равных, взрослые и дети, обсуждаем и разрабатываем правила, решаем конфликтные ситуации, проговариваем риски принятия тех или иных решений. Через неделю мы снова встречаемся и смотрим, сработала идея или нет. Это история про аргументацию и расширение границ: ребенок слышит множество разных мнений и вариантов решения одной и той же проблемы, учится анализировать и приводить доводы.
Кроме того, мы делаем акцент на самостоятельности и труде. У нас нет приходящей уборщицы, поэтому все дети и родители сами наводят порядок в доме: моют полы, посуду; пылесосят. Интересно, что дети с удовольствием выполняют трудовые обязанности, потому что им нравится участвовать в общем деле наравне со взрослыми.
Что я могу сказать спустя пять лет существования «Дубравушки»? Обучение идет наиболее эффективно, когда ребенку надо решить конкретную задачу или удовлетворить внутренний интерес. И когда ребенок утолил свои детские потребности и желания, наигрался и набегался, когда ребенок не травмирован, не сталкивается с постоянной критикой, когда его принимают, любят и поддерживают, у него возникают свои личные цели и пробуждается интерес к изучению тех или иных предметов.
Одним из самых животрепещущих вопросов в контексте альтернативного образования остается вопрос аттестаций и поступления в вуз: это то, что тревожит почти всех родителей, которые слышат или читают про демократические школы. Причем многих — еще до того, как их ребенок пойдет в первый класс...
Но при выборе или создании школы-парка или демократической школы важно помнить, что образовательный процесс и аттестации зачастую никак не связаны между собой. В нешколе ребенок может изучать предметы, которые ему никогда не придется сдавать. И вообще, такая школа может быть заточена на достижение совершенно других целей, в отличие от традиционной образовательной системы. Как поясняет Алина Шарова:
Для нас важно, что из демократических школ, как правило, выходят дети с активной жизненной позицией — «авторы своей жизни»: они работают в сферах, которые им действительно интересны, твердо знают, чего хотят, умеют учиться, самообразовываться, переучиваться на ходу, договариваться, принимать самостоятельные и ответственные решения. Если они идут в вуз, они учатся там осознанно. Именно учатся, а не просто проводят время. У них есть большой опыт организации проектов, самостоятельность и установка «если я чего-то хочу, я предпринимаю шаги для достижения цели».
Поэтому чаще всего родители из таких объединений самостоятельно оформляют детей на заочное или семейное обучение и решают вопрос с промежуточными аттестациями: сдают их либо в районной школе, либо на онлайн-платфор-мах, или же не сдают вовсе, а к обязательным аттестациям готовят ребенка отдельно, ближе к подростковому возрасту.
Плюсы
• Родители создают максимально комфортное пространство для своих детей с полной свободой выбора программы, подходов, методик и педагогов. Порой в роли учителей могут выступать и сами родители.
Минусы
• В такой системе каждой семье необходимо отдельно решать вопросы с аттестациями. Кроме того, такие проекты нередко закрываются, когда дети организаторов вырастают, поскольку нешкола — в целом, как правило, проект довольно ситуативный и не выстроенный как устойчивая бизнес-модель.
Что делать, если вы хотите организовать образовательное сообщество. Советы Алины Шаровой
• В первую очередь предъявите себя: опишите свое видение сообщества или школы/нешколы, разместите текст в социальных сетях.
• Разместите объявления о своей инициативе в районных группах, обязательно укажите хештег района.
• Устраивайте встречи по семейному или альтернативному образованию в своем районе/ городе. Сначала придет один человек, потом три, через два месяца — пять, через год — двадцать. Потому что многие родители устают от школы: ребенок неожиданно теряет интерес к учебе, сталкивается с выгоранием, буллингом или другими проблемами, и родители, как и вы, ищут выход.
• Когда у вас сформируется сообщество, определите ценности, напишите концепцию, подумайте, как распределить ресурсы, обязанности и ответственность, как вы будете решать конфликты и преподавать те или иные предметы.
• Делитесь своим опытом в сообществах в социальных сетях, знакомьтесь с руководителями других альтернативных школ/центров, общайтесь, взаимодействуйте, обменивайтесь информацией.
• Не бойтесь что-то менять.
Онлайн-школа
Сейчас мы переживаем настоящий бум онлайн-образования. Буквально за последние пять лет появилась масса курсов, вебинаров, онлайн-школ. Для некоторых родителей, особенно тех, кто пока боится пускаться в свободное плаванье, или тех, у кого дети учатся в средней и старшей школе с ОГЭ и ЕГЭ на носу, онлайн-школа может стать подходящим выходом, поскольку даст четкую структуру обучения и поможет ребенку подготовиться к экзаменам. Тем более сейчас есть возможность обучать ребенка не только в русской онлайн-школе, но и в зарубежной, а затем получить иностранный диплом. Процесс обучения в этом случае обычно напоминает стандартную школу: четкая программа, общие правила, проверочные работы и тесты.
Как правило, в каждой школе есть несколько вариантов обучения. Например, какие-то программы включают домашние задания, контрольные и аттестации с проверкой учителем, а какие-то — нет. Но в любом случае родители могут отслеживать прогресс своего ребенка и даже присутствовать на уроках.
Кроме того, в онлайн-школах вы можете взять пробный период: посмотреть, подходит ли вам такой формат, выбрать углубленный курс или попроще, присмотреться к педагогам и даже взять только определенные предметы. То есть какие-то дисциплины вы можете изучать в онлайн-школе, а какие-то — самостоятельно. Также во многих школах предусмотрена возможность сдавать аттестации онлайн. Однако у всех школ разный допуск к аттестациям — тут все индивидуально.
Плюсы
• Учиться можно из любой точки мира. Есть план и график, не надо ничего придумывать. Родители, в свою очередь, могут отслеживать прогресс, сменить преподавателя, присутствовать на уроке.
• Поскольку онлайн-формат дает возможность пересматривать уроки, ребенок всегда может вернуться к предыдущей теме и освежить в памяти материал.
• Благодаря этому формату дети могут учиться у сильных и харизматичных педагогов, где бы они ни жили: многие онлайн-школы стараются сотрудничать с учителями, известными в педагогических кругах.
Минусы
• Нет живого общения. Некоторые онлайн-школы стараются устраивать для детей офлайн-встречи, экскурсии и праздники, но далеко не все ученики могут посещать такие мероприятия, потому что проживают в другом регионе или стране. Поэтому живого общения может не хватать и его надо организовывать дополнительно.
• Дети испытывают дополнительную нагрузку на зрение, поэтому важно следить, сколько времени они проводят перед монитором.
• Гиподинамия. Когда ребенок ходит на занятия, он так или иначе больше двигается. Если учиться исключительно онлайн, нужно уделить дополнительное внимание занятиям спортом, кружкам и прогулкам, чтобы сохранить здоровье ребенка.
Зарубежные онлайн-школы
Интересный вариант для семей, которые рассматривают возможность отправить ребенка учиться в зарубежный вуз. Можно выбрать школу, которая имеет госаккредитацию РФ и может принимать государственные экзамены (ОГЭ, ЕГЭ), а также выдает аттестаты международного образца и помогает с поступлением в университеты другой страны. Как правило, преподавание идет на иностранных языках, что позволяет ребенку выучить язык на уровне носителя.
Плюсы
• Те же, что и в обычной онлайн-школе. Кроме того, ребенок может получить зарубежный аттестат помимо российского.
Минусы
• Смотрите выше минусы обычной онлайн-школы.
Как вы видите, сегодня нет недостатка в видах альтернативного образования — как с точки зрения методов, так и с точки зрения различных проектов, объединяющих педагогов и родителей, которые стараются подобрать самый подходящий для детей вариант обучения. Помните главное: что бы вы ни выбрали, в первую очередь стоит ориентироваться на то, как чувствует себя ваш ребенок. Если потребуется, решение всегда можно изменить и подобрать что-то более подходящее. Ведь ключевая составляющая альтернативного образования — именно свобода выбора.