Саммерс К.

Психосоматика у детей. Звоночек для родителей(фрагмент)



Три главные причины, почему ребенок нездо­ров

Пси­хо­со­ма­тика может про­я­виться у ребенка любого пола и воз­ра­ста. Физи­че­ская болезнь — един­ствен­ная воз­мож­ность орга­низма уйти от пережи­ва­ний и направить силы на кон­крет­ные про­блемы. Бороться с оче­вид­ными при­чи­нами проще, чем рас­пу­тать сложную цепочку пережи­ва­ний, устра­не­ние причин которых невоз­можно. При­чи­ной пси­хо­со­ма­ти­че­ских рас­стройств явля­ются вну­трен­ние пережи­ва­ния, которые поя­в­ля­ются из-за сле­ду­ю­щих обсто­я­тель­ств.

1. «Мне не хватает вни­ма­ния!»

Конечно, взро­с­лые посто­янно заняты и работой, и быто­выми про­бле­мами, и собой. Ребенку иной раз надо десять раз пов­то­рить слово «мам!», чтобы его наконец услы­шали. На помощь при­хо­дит опыт: малыш вспо­ми­нает, что когда заболел ангиной, то около него род­ствен­ники хоро­воды водили. Охали, ахали, при­читали, хло­по­тали, щупали лобик, ни на минуту не оста­в­ляли одного: «Что тебе, детка, купить: киндер? Новый планшет? В зоопарк когда-то хотел? Давай сходим, когда выздо­ро­ве­ешь?»

Детка хочет пов­то­рить празд­ник тесного общения и тогда разы­гры­вает сим­п­томы забо­ле­ва­ний, чтобы при­влечь вни­ма­ние к себе. Но такая игра чревата послед­стви­ями. Если обман вскры­ва­ется, то роди­тели сер­дятся, что еще больше отда­ляет их от своего чада. Ребенок начи­нает сильно пережи­вать, вну­тренне сдер­жи­вая слезы и обиды, и решает «нака­зать» себя болез­нью — недуг ста­но­вится реаль­ным. Роди­тели уже не верят: «Хватит симу­ли­ро­вать! Быстро вставай и иди в сад / школу!» Невоз­мож­ность оправ­даться («Я же действи­тельно не прав!»), огор­че­ние, отча­я­ние так заго­няют болезнь вглубь, что без вра­чеб­ной помощи тут уже не обойтись.

Но часто вза­и­мо­связь «вни­ма­ние — болезнь» поя­в­ля­ется бес­со­зна­тельно. Известны случаи, когда дети забо­ле­вают при долгой разлуке с близким чело­ве­ком. О таких случаях говорят, что ребенок так сильно скучал, что заболел. В этом есть доля истины.

2. «Не плакать! Не хныкать! Терпеть!»

Помимо дефи­цита вни­ма­ния дети еще стра­дают от запрета на выра­же­ние эмоций. Есть немало семей, где детей учат быть тише воды, ниже травы: кате­го­ри­че­ски запре­щают плакать, тоско­вать, печалиться, громко весе­литься, чем-то откро­венно востор­гаться и т. д. С меди­цин­ской точки зрения осо­бенно вредно сдер­жи­вать именно отри­ца­тель­ные эмоции.

Один раз можно при­крик­нуть на впав­шего в исте­рику сына или дочку или охла­дить их пыл, когда они откро­венно чем-то шумно востор­га­ются. Но если вы на них посто­янно цыкаете, то у малень­кого чело­века чувства не разо­вьются до такой совер­шен­ной стадии, когда их можно понять, объ­яс­нить, аде­кватно про­я­вить и сре­а­ги­ро­вать на про­я­в­ле­ние чужих пережи­ва­ний. Ему будет трудно разо­браться, почему он грустит, отчего не раду­ется, как все, что ему нравится или вызы­вает недо­воль­ство? Ребенок пере­стает заме­чать не только свои чувства, но и осо­бен­но­сти состо­я­ния своего орга­низма, который в этом случае будет пода­вать сначала слабые, а потом и сильные сигналы тревоги.

Из-за посто­ян­ных нака­за­ний и недо­воль­ства роди­те­лей ребенок думает, что про­я­в­лять эмоции и вести себя, как ему хочется, — это плохо. Он решает слу­шаться маму и папу, ущемляя свои желания, а иногда даже потреб­но­сти. В итоге поя­в­ля­ются про­блемы с пове­де­нием, пси­хи­кой. Пода­в­лен­ные эмоции выли­ва­ются в физи­че­скую болезнь (конечно, мы не берем крайние случаи, которые каса­ются непри­ем­ле­мых или агрес­сив­ных побу­жде­ний). Как это про­ис­хо­дит?

Каждая про­я­в­лен­ная эмоция откли­ка­ется на физи­оло­гии орга­низма. Напри­мер, когда человек чего-то боится, то у него замед­ля­ется или уча­ща­ется сер­д­це­би­е­ние. Если его посто­янно чем-то запу­ги­вают, и при этом он не может вып­лес­нуть свои эмоции, то физи­оло­ги­че­ские сдвиги ста­но­вятся устой­чи­выми: воз­ни­кает напря­же­ние в мышцах и нару­ше­ние сво­бод­ного про­те­ка­ния есте­ствен­ных про­цес­сов в орга­низме.

Напри­мер, сынишка попро­сил маму купить конфеты, та отка­зала (аллер­гия на сладкое — нельзя!), чем вызвала его горькое воз­му­ще­ние. Он прямо в мага­зине устра­и­вает исте­рику, колотит кулач­ками по ее ногам, кричит, рыдает. Да, непри­ят­ное зрелище! Но в этом случае можно быть спо­койным за свое чадо. Про­кри­чится и все забудет. Орга­низм выплю­нул отри­ца­тель­ную эмоцию, как при кашле отхар­кал слизь, — и на здо­ро­вье маль­чика никак не отра­зи­лась про­я­в­лен­ная злость.

Если в семье прямо или кос­венно тран­с­ли­ру­ется: «На маму сер­диться запре­ща­ется!», то как про­я­вить свой гнев ребенку? Ему оста­ется сорвать злость на ком-то более слабом, зави­си­мом от него: «Не мучай щенка!», «Отпусти лягушку!», «Не отнимай у сестренки мяч!». Очень часто ребенок может обра­тить скрытое недо­воль­ство и на самого себя — в этом случае велика веро­ят­ность воз­ник­но­ве­ния пси­хо­со­ма­ти­че­ского рас­стройства.

Бывают случаи, когда не раз­ре­шают выра­жать свою радость: «Сиди тихо, а то бабушку раз­бу­дишь», «Не прыгай / не бегай / не висни на мне; веди себя при­лично, люди смотрят, мне стыдно за тебя!». Бес­ко­неч­ные запреты иссу­шают душу, делают чело­века невос­при­им­чи­вым даже к своим и к чужим радо­стям и огор­че­ниям. Роди­тели потом уди­в­ля­ются: «В кого же ты такой бес­чув­ствен­ный?»

Поэтому нельзя запре­щать эмоции — нужно учить детей правильно их про­я­в­лять и владеть собой. Если видите, что не спра­в­ля­етесь само­сто­я­тельно, то стоит обра­титься за помощью к пси­хо­те­ра­певту или пси­хологу.

3. «Я боюсь... Мне страшно...»

Конечно, каждого совре­мен­ного ребенка еже­д­невно пре­сле­дуют стрессы, депрес­сии, тревоги. Часто нео­прав­дан­ные и пустые, которые взро­с­лые не могут просто объ­яс­нить и быстро помочь справиться с про­бле­мами. Редко, но бывают стрессы, свя­зан­ные с тра­ги­че­скими собы­ти­ями. Болезнь может быть вызвана потерей близких людей, дли­тель­ной раз­лу­кой, раз­во­дом роди­те­лей. Забо­леть можно и при рас­ста­ва­нии с домаш­ними питом­цами, люби­мыми вещами (как с пустыш­кой — помните?) и даже при смене места житель­ства. Стрес­со­вые ситу­а­ции опасны тем, что они вызы­вают шквал пережи­ва­ний и вол­не­ний, с кото­рыми нео­креп­ший еще орга­низм не спо­со­бен справиться.

Осо­бенно опасна тре­вож­ность, которую не следует путать с тре­во­гой.

Тревога — это эпи­зо­ди­че­ские про­я­в­ле­ния бес­по­койства и вол­не­ния. Ее физи­оло­ги­че­ские при­знаки: уча­щен­ное сер­д­це­би­е­ние, поверх­ност­ное дыхание, сухость во рту, ком в горле, сла­бо­сть в ногах. У неко­то­рых детей тревога про­я­в­ля­ется в осо­бен­но­стях пове­де­ния: одни грызут ногти, другие кача­ются на стуле, третьи накру­чи­вают локоны на палец и др. Когда еди­нич­ные, воз­ни­ка­ю­щие время от времени про­я­в­ле­ния тревоги пере­ра­с­тают в устой­чи­вое состо­я­ние, то врачи уже говорят о поя­в­ле­нии тре­вож­но­сти. Она, в свою очередь, харак­те­ри­зу­ется склон­но­стью пережи­вать даже в тех ситу­а­циях, когда этого не тре­бу­ется. К ней отно­сятся:

— нео­пре­де­лен­ные опа­се­ния;

— обо­стрен­ные пережи­ва­ния, не имеющие под собой осно­ва­ний;

— нехо­ро­шие пред­чув­ствия;

— посто­ян­ное ожи­да­ние беды;

— сни­жен­ное настро­е­ние;

— депрес­сив­ные или тре­вож­ные мысли;

— страх за свою жизнь и жизнь близких людей;

— посто­ян­ное состо­я­ние напря­же­ния;

— бес­по­койный сон, труд­но­сти с засы­па­нием;

— повы­шен­ная тре­бо­ва­тель­ность к себе.

Тре­вож­ность может пре­сле­до­вать ребенка каждый день с утра до вечера: не будет ли мама торо­пить соби­раться в школу, все время покри­ки­вая «быстрей!»; не опоздаю ли на урок; вызовут ли сегодня на уроке; отвечу ли на пятерку; не забуду ли текст; правильно ли решу задачу; будет ли доволен мной учитель; согла­сится ли со мной играть сосед­ский мальчик во дворе и т. д.?

Чувство вну­трен­него напря­же­ния чаще ска­п­ли­ва­ется к вечеру. Ребенок ока­зы­ва­ется погру­жен в свое плохое настро­е­ние, которое со вре­ме­нем может пере­ра­сти в депрес­сию, осо­бенно это харак­терно для под­рост­ков. В этом случае вы даже не сможете заставить их выпол­нить домаш­ние задания, а на любое ваше даже невин­ное заме­ча­ние станут только огры­заться.

Во время бесед с пси­холо­гом нер­возные под­ростки при­зна­ются, что нахо­дятся в напря­жен­ном состо­я­нии, потому что вос­при­ни­мают все новое как потен­ци­ально опасное, излишне пережи­вают за будущее; опа­са­ются за жизнь близких, боятся за свою жизнь, стра­шатся смерти. Как правило, они с трудом засы­пают, сон поверх­ност­ный, тре­вож­ный, часто про­сы­па­ются среди ночи и тяжело про­бу­жда­ются.

Дети пом­ладше, нахо­дясь в тре­вож­ном состо­я­нии, раз­дра­жают роди­те­лей своей непо­сед­ли­во­стью, бол­тли­во­стью: «Ты можешь хотя бы пять минут спо­койно поси­деть?!», «Помолчи хотя бы минуту!». Даже выра­же­ние лица у таких детишек может сме­няться бук­вально за доли секунды от восторга до грусти, от испуга до плача. Для них источ­ни­ком стресса служит даже пустя­ко­вая критика — так они ранимы. Более того, у вну­ша­е­мых детей чувство недо­мо­га­ния воз­ни­кает при излиш­нем вни­ма­нии к их само­чув­ствию — по прин­ципу само­сбы­ва­ю­ще­гося про­ро­че­ства. Это пси­холо­ги­че­ский феномен и заклю­ча­ется он в сле­ду­ю­щем: пред­ска­за­ние чело­века кос­венно влияет на реаль­ность так, что в итоге ста­но­вится верным. Сила таких про­ро­че­ств заклю­ча­ется в том, что они спо­собны соз­да­вать зам­кну­тый круг мыслей и пове­де­ния. Если человек поверит во что-то, то начнет при­ни­мать решения в соот­вет­ствии с новыми убе­жде­ни­ями. В резуль­тате его пове­де­ние изме­нится, и это пов­ли­яет на мнение окру­жа­ю­щих. Уже отно­ше­ние посто­рон­них людей укрепит пер­во­на­чаль­ные убе­жде­ния чело­века о себе, других или о мире. Ана­ло­гич­ным образом люди могут вос­при­ни­мать чужие уста­новки. Напри­мер, если ребенку посто­янно говорят, что из него ничего тол­ко­вого не выйдет, то он может пове­рить в это, пере­стать зани­маться «бес­по­лез­ной» учебой и начать хули­га­нить. Его пове­де­ние вызовет ответ­ную реакцию со стороны окру­жа­ю­щих: это только укрепит его в убе­жде­нии о своей «бес­тол­ко­во­сти».

Вот так выгля­дит опи­са­ние тре­вож­ных детей в меди­цин­ских спра­воч­ни­ках: «Тос­кли­вый. Кли­ни­че­ские про­я­в­ле­ния, как правило, ближе к типич­ным депрес­сиям взро­с­лых. Мало­ак­тивны, несколько затор­мо­жены. Лицо амимично, поза нередко сгор­б­лен­ная. Говорят тихим зату­ха­ю­щим голосом, с жалобно-про­си­тель­ными инто­на­ци­ями. Жалу­ются на скуку, чувство пода­в­лен­но­сти, грусть, печаль, отсут­ствие радости в жизни, нелю­бовь близких. Им — «всегда плохо», однако к вечеру дви­га­тель­ная актив­ность несколько воз­ра­с­тает и мимика ста­но­вится живее. Пери­о­ди­че­ски испы­ты­вают нару­ше­ния сна в виде бес­сон­ницы, иногда ранние подъемы с трудным засы­па­нием.

Пережи­ва­ния ребенка по любому поводу съедают массу его энергии. В конце концов орга­низм, пытаясь справиться с серьез­ной пси­холо­ги­че­ской нагруз­кой, пере­клю­чает вни­ма­ние с тре­вож­но­сти на болезнь. В этом случае ребенок ста­но­вится залож­ни­ком недуга. Причем иной раз стресс может усу­гу­бить суще­ству­ю­щее хро­ни­че­ское забо­ле­ва­ние. Напри­мер, девочка живет в семье, где все ее члены больны сахар­ным диа­бетом. Она видит пережи­ва­ния близких, вол­ну­ется за них, боится их поте­рять, остаться одна, без под­дер­жки. Чтобы успо­ко­иться, начи­нает нале­гать на сладкое: или в школе все деньги на завтрак тратить на сладкие пирожки, или дома по ночам, чтобы никто не видел, ест конфеты с пече­ньем, опа­са­ясь рас­сер­дить маму с папой — ведь по всем генети­че­ским пока­за­те­лям сладкое есть нельзя! В итоге ребенок еще сильнее тре­во­жится, соот­вет­ственно, больше ест, наби­рает лишние кило­граммы и тоже ста­но­вится диа­бети­ком. На первый взгляд, вроде бы не пси­хо­со­ма­тика, а если деталь­ней изучить про­блему — полу­ча­ется, она самая, только в другом обличье.

В любом случае надо знать, что пси­хо­ген­ные факторы нередко вызы­вают физи­че­ские сим­п­томы, но при этом отсут­ствуют иные при­знаки, соот­вет­ству­ю­щие кри­те­риям сома­ти­че­ского забо­ле­ва­ния. Напри­мер, боль в груди у ребенка может быть вызвана стрес­сом во время учебы. При этом никакие кар­ди­оло­ги­че­ские и иные физи­че­ские забо­ле­ва­ния не будут обна­ру­жены. То есть психика ребенка вызы­вает опре­де­лен­ные непри­ят­ные физи­че­ские ощу­ще­ния.

Напри­мер, когда школь­ник боится учи­те­лей или бес­по­ко­ится по поводу плохой оценки, у него могут поя­виться сим­п­томы страха и тревоги. На физи­оло­ги­че­ском уровне пани­че­ская боязнь про­я­вится в форме стес­не­ния и боли в зоне сердца. И сколько бы роди­тели ни пока­зы­вали своего отпрыска док­то­рам, с точки зрения физи­оло­гии ребенок будет признан здо­ро­вым.

Однако пси­хо­со­ма­ти­че­ские про­блемы пере­ра­с­тают в хро­ни­че­ские забо­ле­ва­ния не у всех. Им под­вер­жена опре­де­лен­ная кате­го­рия детей.

Вот их полный пси­холо­ги­че­ский портрет, соста­в­лен­ный спе­ци­али­стами:

• мало­об­щи­тель­ные, живущие в своем мире;

• тре­вож­ные;

• не умеют спра­в­ляться со стрес­сом;

• нахо­дятся в пес­сими­стич­ном настро­е­нии, всегда ждут непри­ят­ной ситу­а­ции или подвоха;

• нахо­дя­щи­еся под посто­ян­ным кон­тро­лем взро­с­лых;

• дефицит вни­ма­ния со стороны роди­те­лей;

• мало говорят с близ­кими людьми о своих личных про­бле­мах и пережи­ва­ниях;

• очень ранимые;

• мало­эмо­ци­о­наль­ные;

• не умеют радо­ваться, не умеют гото­вить для других сюр­призы и подарки, дарить радость другим;

• боятся не соот­вет­ство­вать завы­шен­ным тре­бо­ва­ниям, которые предъ­я­в­ляют к ним роди­тели, педа­гоги, вос­пита­тели;

• не могут соблю­дать режим дня, не высы­па­ются или плохо пита­ются;

• болез­ненно и сильно при­ни­мают во вни­ма­ние чужое мнение;

• хро­ни­че­ское чувство вины;

• пода­в­лен­ная агрес­сия, гнев;

• неу­ве­рен­ность в себе;

• зави­си­мость от мнения и оценки окру­жа­ю­щих;

• не любят рас­ста­ваться с прошлым: выбра­сы­вать старые сло­ман­ные игрушки, заво­дить новых друзей, пере­ез­жать на новое место житель­ства;

• склонны к частым депрес­сиям.

В под­рост­ко­вом воз­ра­сте поя­в­ля­ются и другие каче­ства:

• реши­тель­ность;

• импуль­сив­ность;

• ори­ен­та­ция на немед­лен­ное испол­не­ние желаний, быстрое полу­че­ние удо­воль­ствия и удо­вле­тво­ре­ния;

• склон­ность действо­вать, эмо­ци­о­нально исходя из сло­жив­шейся ситу­а­ции;

• нелю­бовь к пла­ни­ро­ва­нию, гра­ни­ча­щая с нес­по­соб­но­стью пре­д­у­га­ды­вать будущее;

• тяга к при­клю­че­ниям и рис­ко­ван­ным поступ­кам.

Конечно, по отдель­но­сти каждая пере­чи­с­лен­ная осо­бен­ность может быть харак­терна для любого ребенка. Но, как уже не раз под­чер­ки­ва­лось, триг­ге­ром служит дли­тель­ность тяже­лого пережи­ва­ния или депрес­сии. Именно поэтому опасно долгое уныние, а не одно­ра­зо­вая апатия, страшна усто­яв­ша­яся фобия, а не минут­ный испуг.

Еще хуже, если ребенок начи­нает напра­в­лять на себя загнан­ный внутрь гнев. Таким образом поя­в­ля­ется склон­ность к само­раз­ру­ше­нию: дети не заду­мы­ва­ются, что опасно, а что нет. Они никогда не сомне­ва­ются и не анали­зи­руют свои поступки на предмет безо­пас­но­сти. Нао­бо­рот, посто­янно вовле­кают себя в непри­ят­ные ситу­а­ции. Они даже под­со­зна­тельно хотят навре­дить своему здо­ро­вью: «Вот слу­чится со мной что-то, и вы обо всем пожа­ле­ете». Как помните в том анек­доте: «Назло бабушке отмо­рожу уши!»

Вы, как роди­тель, должны запо­мнить раз и нав­се­гда: любая трав­ми­ру­ю­щая, при­но­ся­щая душев­ный дис­ком­форт ситу­а­ция (уста­новка) должна быть про­ра­бо­тана и вып­лес­нута из под­ра­с­та­ю­щего орга­низма. При «долгом хра­не­нии» она спо­собна вызвать хро­ни­че­ское забо­ле­ва­ние!

с. 20—33


Также в рубрике «Здоровье»