Саммерс К.

Психосоматика у детей. Звоночек для родителей(фрагмент)



Холод­ная мать — «Снежная коро­лева»

Как только не назы­вают этот тип мате­рин­ского пове­де­ния: холод­ная, отсут­ству­ю­щая, отстра­нен­ная... Рядом с ней эмо­ци­о­нально холодно. Она не согре­вает ребенка теплом своего сердца, потому что оно закрыто. Такая женщина всегда занята только собой, ей больше ни до кого нет дела. Этот тип матери назы­вают «нар­цис­си­че­ским». Никаких обни­ма­шек, щеко­ту­шек, киданий подуш­ками и прочего балов­ства. Она может рано отдать ребенка няне или в детский сад, при­вле­кать к вос­пита­нию бабушек, пере­да­вать заботу о ребенке другим род­ствен­ни­кам. Много времени отдает работе, ездит в коман­ди­ровки, устра­и­вает личную жизнь отдельно от ребенка. Не станет утешать или обо­дрять малыша во время неудач на детской пло­щадке или в садике; не вос­хи­тится рисун­ками и подел­ками, не поможет с уроками или кон­флик­тами в классе. С одной стороны, может казаться, что мама ста­ра­ется научить ребенка само­сто­я­тель­но­сти, но, с другой стороны, ребенок такой мамы посте­пенно пере­стает ждать под­дер­жки и утра­чи­вает спо­соб­ность дове­рять и откры­ваться кому-либо.

Физи­оло­ги­че­ские потреб­но­сти ребенка удо­вле­тво­ря­ются по рас­пи­са­нию. Однако, не понимая или не желая пони­мать эмоций своего чада, «Снежная коро­лева» будет засло­нять своими тре­бо­ва­ни­ями его соб­ствен­ное «я». Она будет кормить его, когда он устал, будет укла­ды­вать спать, когда он хочет пого­во­рить, будет выби­рать ему одежду, игрушки и занятия, не осо­бенно учи­ты­вая его желания.

Ребенок «холод­ной» мамы полу­чает мало сочув­ствия и потому недо­о­це­ни­вает свои соб­ствен­ные эмоции и потреб­но­сти. Часто при­с­по­са­б­ли­ва­ется к ее отстра­нен­ному пове­де­нию, при­вы­кает игно­ри­ро­вать свои желания, не про­я­в­ляет сочув­ствия к самому себе, нормой для него ста­но­вится жить в стрессе. Однако эта про­блема устра­нима: любовь, соу­ча­стие и эмпатия раз­ви­ва­ются с прак­ти­кой, поэтому их можно «добрать» во взро­с­лом воз­ра­сте.

Но если ребенок растет с высоким уровнем тре­вож­но­сти, он напуган посто­ян­ной отстра­нен­но­стью матери, то любыми спо­собами пыта­ется заслу­жить ее бли­зо­сть: учится быть удобным и правиль­ным, не смеет про­я­в­лять свои личные чувства и желания. «Холод­ная» мама пыта­ется под­дер­жи­вать связь с ребен­ком из сооб­ра­же­ний необ­хо­ди­мо­сти или при­ли­чия. Ребенок инстин­к­тивно тянется к ней, но при физи­че­ском сбли­же­нии мама начи­нает оттал­ки­вать его каким-нибудь кос­вен­ным спо­со­бом: при­ди­ра­ется по пустя­кам, ссы­ла­ется на заня­то­сть.

В этом случае тре­вож­ность ребенка уси­ли­ва­ется: он ищет в себе недо­статки и устра­няет их, ста­ра­ясь быть лучше; учится терпеть пре­не­бре­же­ние собой. Выра­с­тая, часто сохра­няет эту позицию и ста­но­вится «удобным» для всех взро­с­лых, ста­ра­ется отве­чать ожи­да­ниям многих людей, при этом считая их опас­ными для себя.

Поскольку соб­ствен­ные чувства «Снежной коро­левы» будто замо­ро­жены и она с ними не в кон­такте, то и ребенку она не может дать близ­кого душев­ного общения, под­дер­жки и при­нятия. Она не знает, как с ним общаться и как быть близкой.

Поэтому ребенок не может уста­но­вить эмо­ци­о­наль­ную связь с мамой; напитаться и полу­чить запас душев­ных сил, необ­хо­ди­мый для даль­нейших отно­ше­ний с людьми. Он пре­до­ста­в­лен самому себе и со своими эмо­ци­ями выну­жден спра­в­ляться сам. Но задача эта для любого ребенка непо­силь­ная, поэтому он будет испы­ты­вать чувство посто­ян­ной тревоги и расти неу­ве­рен­ным в себе. Ему будет трудно «пере­ва­рить» трудную ситу­а­цию и пре­о­до­леть страх перед небе­з­о­пас­ным миром.

Самый эффек­тив­ный для ребенка способ сбли­зиться с такой мамой — это забо­леть. В этом случае пси­хо­со­ма­тика обычно про­я­в­ля­ется сбоями в работе пище­ва­ри­тель­ной системы: тош­но­той, диареей, сни­же­нием аппетита, колитами, гастри­том, дуо­де­ни­том. У неко­то­рых детей раз­ви­ва­ется депрес­сия или нев­роло­ги­че­ская сим­п­то­ма­тика.

Еще одна причина регу­ляр­ных забо­ле­ва­ний ребенка — частые ссоры роди­те­лей. Ведь если мама не может найти общий язык с соб­ствен­ным ребен­ком, то и с мужем, как правило, у нее воз­ни­кают про­блемы. А когда роди­тели посто­янно кон­флик­туют, ребенок ста­но­вится «сол­да­том» этой войны и начи­нает спасать семью, отвле­кая от выяс­не­ния отно­ше­ний с помощью болезни. Малыш видит, что роди­тели наконец пере­клю­чи­лись от пере­бра­нок на него и хоть на время забыли о претен­зиях друг к другу. Для малень­кого чело­вечка — это большое счастье!

Но пси­хо­со­ма­тика дает о себе знать: ребенок не хочет слышать ругань — и воз­ни­кают про­блемы с ушами, когда слух вре­менно сни­жа­ется или воз­ни­кает боль в виде отита. Он не может оста­но­вить руга­ю­щихся роди­те­лей, сказать, что они должны любить друг друга, а не соба­читься. Не может выска­заться — про­гло­чен­ный гнев как бы кон­цен­три­ру­ется в горле. Теперь при­хо­дится лечить забо­ле­ва­ния носо­глотки: ангины, тон­зил­литы, аде­но­иды.

Гипе­ро­пе­ка­ю­щая мать — «наседка»

Она вос­при­ни­мает свое дитя как слабое и без­за­щит­ное, не дает сделать и шаг в сторону без ее ведома. Считает, что никто, кроме нее, не справится с ребен­ком и его про­бле­мами. Стремится огра­дить от невзгод и ошибок. Даже ценой изо­ля­ции от внеш­него мира. Она создает вокруг ребенка искус­ствен­ную среду, уютный кокон, в котором он будет расти: сте­риль­ный дом с мягкими насад­ками на углах сто­ли­ков и тум­бо­чек; полную тишину во время дет­ского сна; весь быт семьи под­чи­ня­ется дет­скому режиму; про­гулки про­ис­хо­дят только в чистой части двора; малыш окружен бди­тель­ной охраной от чужих детей и взро­с­лых с их мне­ни­ями и нравами; в школу чадо водят за ручку; ребенок такой матери мало обща­ется со свер­ст­ни­ками, его огра­ждают от реаль­ной жизни.

Забота мамы вызвана тре­во­гой, потому что она сама всего боится. Она пре­у­ве­ли­чи­вает опас­но­сти, которые пря­чутся у нее даже под кро­ва­тью. Свои напрас­ные опа­се­ния она пере­дает и ребенку. Настра­и­вает его на подо­зри­тель­ность, недо­вер­чи­вость, внушая мысль, что мир опасен и непред­ска­зуем. Всегда знает, что хочет ее ребенок, и делает это, жертвуя собой. Всю свою жизнь она вкла­ды­вает в ребенка, не давая ему поду­мать и сделать что-то само­сто­я­тельно.

Мама то и дело тор­мо­шит ребенка и про­ве­ряет, все ли у него в порядке, не дает ему побыть в покое и скон­цен­три­ро­ваться на своих малень­ких, но очень важных делах. Она весело или обес­по­ко­енно втор­га­ется в его занятия и про­цессы, чтобы убе­диться, что у ребенка все хорошо, под­дер­жи­вает его тем самым в пере­воз­бу­жден­ном состо­я­нии. Часто это выгля­дит как желание быть близкой с ребен­ком, под­дер­жи­вать дове­ри­тель­ные отно­ше­ния и посто­ян­ный контакт. Но ребенок это рас­це­ни­вает как втор­же­ние в его личную жизнь.

Поэтому он, как правило, растет тре­вож­ным. Его так обе­ре­гают и опекают, что он волей-неволей делает вывод: мир — источ­ник вра­ждеб­но­сти, без мамы и папы я не спра­в­люсь. Тем более, если мама пода­в­ляет само­сто­я­тель­ность ребенка и у него не нака­п­ли­ва­ется соб­ствен­ного опыта побед и пре­о­до­ле­ний, ему ста­но­вится не на что опе­реться. Оста­ется только тре­во­житься и наде­яться на помощь мамы. Отрок впи­ты­вает страхи, которые куль­ти­ви­ру­ются в семье: «Упадешь, про­сту­дишься, поре­жешься, обидят, побьют, попа­дешь под машину!» Чем большим коли­че­ством правил и пре­до­сте­ре­же­ний насыщен быт семьи, тем выше в ней тре­вож­ный фон, тем легче фор­ми­ру­ются детские страхи.

Из любви к такой маме дитя хочет оправ­ды­вать все ее ожи­да­ния, но не спра­в­ля­ется с навалив­шимся на него грузом — начи­нает без конца болеть: в част­но­сти стра­дает дыха­тель­ная система. Мама чрез­мерно опекает, «душит своей заботой», ему ста­но­вится «трудно дышать». Так воз­ни­кают забо­ле­ва­ния дыха­тель­ной системы: частые и затяж­ные брон­хиты и брон­хи­аль­ная астма.

Другая причина забо­ле­ва­ний детей матери — «наседки» — это посто­ян­ные запреты и тре­бо­ва­ния. Когда роди­тели слишком строги с ребен­ком, нака­зы­вают ни за что — «шаг влево, шаг вправо — рас­стрел», забы­вают лишний раз похвалить его кара­кули, он может остро ощущать свою несо­сто­я­тель­ность и чув­ство­вать себя недо­ста­точно хорошим или ни на что не спо­соб­ным. У него уко­ре­ня­ется страх что-то сделать не так, как хочет мама. В итоге он ста­но­вится неу­ве­рен­ным в себе, а, повзро­с­лев, начнет про­те­сто­вать и выра­жать агрес­сию.

Реакция на гипе­ро­пе­ка­ю­щую мать может про­я­в­ляться в виде голов­ных болей, голо­во­кру­же­ний, бес­сон­ницы, тошноты, болей в животе. Если ребенок не может выра­зить свой протест открыто, то начи­нает часто болеть ангиной: ведь речь, а с ней и сло­вес­ный протест, рожда­ется в горле.

Нару­ше­ние личных границ или непри­нятие ситу­а­ции иногда про­я­в­ля­ется в виде аллер­ги­че­ских реакций, потому что кожа — это тонкий щит между внешним и вну­трен­ним миром.

Тре­вож­ная мать — «пани­керша»

Такая мама хочет защи­тить дитя от всего мира, не понимая, что это невоз­можно. Мозг тре­вож­ной матери бук­вально не поз­во­ляет ей рас­сла­биться, а она не поз­во­ляет сво­бодно дышать своим детям. Вот ее излю­б­лен­ные фразы: «Нельзя к друзьям, сейчас пан­демия — зара­зишься», «Без меня гулять не пойдешь — вдруг машина собьет», «В поход не отпущу — клещи кругом». В итоге ребенок замы­ка­ется в себе, не идет на контакт со свер­ст­ни­ками, порой даже ста­но­вится изгоем. Чрез­мер­ные запу­ги­ва­ния «кругом маньяки», «собаки поку­сают», «сосуль­кой убьет» поро­ждают недо­ве­рие к окру­жа­ю­щему миру.

В итоге — домо­сед­ство, инфан­тиль­ность, потеря инте­реса к само­раз­ви­тию. Акцент на ошибках «опять упадешь и разо­бьешь нос», «мало тебе одного раза было» поро­ждает ком­плексы непол­но­цен­но­сти.

Излиш­няя тре­вож­ность и поро­жден­ная ею чрез­мер­ная опека угнетают ребенка. Подвиж­ная психика и посто­янно вну­ша­е­мый страх влияют на здо­ро­вье. Напри­мер, из-за посто­ян­ных запретов тор­мо­зится физи­че­ское раз­ви­тие — ребенок растет хилым и нес­пор­тив­ным. Имму­ни­тет не выра­ба­ты­ва­ется, есте­ствен­ная сопроти­в­ля­е­мость низкая. Орга­низм дает серьезный сбой. Поя­в­ля­ются ВСД, фобии, заи­ка­ние, недер­жа­ние мочи, тре­вож­ный синдром, пани­че­ские атаки, ипо­хон­дрия и другие неврозы.

Главное, что такие мамы сами склонны к ипо­хон­дрии. Много вни­ма­ния уделяют своему здо­ро­вью и походам по врачам. Любое недо­мо­га­ние у себя и у ребёнка вызы­вает всплеск тревоги.

Каждый чих немед­ленно лечится пре­па­ра­тами. Дети зача­стую копи­руют подоб­ное пове­де­ние, ста­но­вятся тре­вож­ными и мни­тель­ными и, сле­до­ва­тельно, часто болеют.

Мама впадает в панику, папа бросает все дела и мчится в аптеку. При таком сце­на­рии велик риск быстрого закреп­ле­ния сим­п­то­мов и переход от еди­нич­ных пси­хо­со­ма­ти­че­ских реакций к фор­ми­ро­ва­нию хро­ни­че­ского или часто пов­то­ря­ю­ще­гося забо­ле­ва­ния. Так сама мама, посто­янно раз­ду­вая про­блему и слишком опекая ребенка, при­у­чает ребенка вос­при­ни­мать болезнь как дан­ность: «Все детки болеют, и ты не исклю­че­ние!»

Дети — хитрецы: сразу чув­ствуют скрытую выгоду от своих даже легких недо­мо­га­ний. Пони­мают, что стоит слегка покаш­лять: и в сад они не пойдут, и муль­тики раз­ре­шат смо­треть, и целый день валяться в постели, еще и бабушка вкусных пирож­ков напечет. И даже роди­тели пере­стают без конца ссо­риться, на цыпоч­ках ходят, ласково раз­го­ва­ри­вают. В семье воца­ря­ется мир и покой. Не болезнь, а кани­кулы! Так входят во вкус, что боль­нич­ные выпи­сы­вают один за другим. Тера­певты лишь пожи­мают плечами: «Пси­хо­со­ма­тика».

Другой при­чи­ной частых забо­ле­ва­ний служит нере­али­зо­ван­ность мам — «пани­керш» в социуме, за пре­де­лами домаш­него быта. Дело в том, что если вся ее жизнь кру­тится вокруг семьи и у нее нет посто­ян­ной работы, тогда болезнь ребенка будет помо­гать ей чув­ство­вать себя «нужной». Девиз такой мамы: «Про­па­дет он без меня!».

с. 43—54