Родители и дети: (Воспитание детей в семье)(фрагмент)



3. Как орга­ни­зо­вать гиги­е­ни­че­ские условия жизни ребенка, питание и сон

Орга­низм ребенка растет и раз­ви­ва­ется, а процесс роста и раз­ви­тия требует зна­чи­тель­ной затраты энергии. По срав­не­нию с детьми стар­шего воз­ра­ста орга­низм дош­коль­ника более нежен, поэтому для ребенка до семи лет осо­бенно необ­хо­димо создать бла­го­при­ят­ную гиги­е­ни­че­скую обста­новку. Правиль­ные гиги­е­ни­че­ские условия быта имеют важное зна­че­ние, во-первых, для вос­пита­ния детей здо­ро­выми, физи­че­ски креп­кими, во-вторых, для того, чтобы с ранних лет вос­питать у них любовь к чистоте, порядку, разумную заботу о своем здо­ро­вье.

Каждая семья живет в отлич­ных от других семей бытовых усло­виях. Многие рабочие и слу­жа­щие имеют про­стор­ные, светлые комнаты, квар­тиры. Стро­и­тель­ство жилых домов идет у нас быстрыми темпами. Новые бла­го­устро­ен­ные квар­тиры полу­чают в первую очередь те, кто имеет детей. Правда, все еще немало семей живет стес­ненно. Но от старших членов семьи во многом зависит соз­да­ние в любых усло­виях чистоты, порядка и уюта.

Вос­пита­тель­ница дет­ского сада Мария Гор­де­евна побы­вала дома у несколь­ких детей своей группы.

Вот комната, где живет семья Толи. Толина мать встретила вос­пита­тель­ницу очень при­вет­ливо. Между ними завя­зался ожи­в­лен­ный раз­го­вор. Мария Гор­де­евна сразу заметила, что в комнате бес­по­ря­док; на кровати лежит одежда маль­чика, на диване и под диваном валя­ются игрушки. Стол заста­в­лен немытой посудой, а рядом с нею начатое шитье. На эта­жерке с книгами и тет­ра­дями также не при­брано. Мать начала жало­ваться, что сын неак­ку­ра­тен, не слу­ша­ется. Они с мужем никак не могут добиться даже того, чтобы он не трогал тетради и книги отца, который учится в вечер­нем тех­ни­куме. Мария Гор­де­евна тут же пред­ло­жила прежде всего прибить низко вешалку для пальто и для поло­тенца, чтобы Толя мог вешать их сам; раз­ме­стить его игрушки на тум­бочке и в ящике, а на диване он может играть, убирая потом все на место. Когда мальчик ушел гулять, вос­пита­тель­ница посо­вето­вала молодой матери, как при­у­чить ребенка к акку­рат­но­сти, под­дер­жи­вать чистоту и порядок в комнате.

В другой семье, живущей здесь же рядом, Мария Гор­де­евна увидела иную картину. Эта семья также зани­мает одну комнату, но здесь уютно, чисто. Игрушки детей, вещи лежат в опре­де­лен­ных местах. Ребята, по совету роди­те­лей, при­во­дят в порядок игрушки, купают своих кукол, стирают их одежду.

По ини­ци­а­тиве роди­те­лей для детей устро­ена хорошая пло­щадка возле дома. Здесь поса­жены кусты сирени и спиреи, устро­ены зеленые заборы из вью­щихся рас­те­ний; есть песок для игр. Школь­ники и старшие дош­коль­ники сами следят за чисто­той дворика, поли­вают цветы. Роди­тели сма­сте­рили для занятий и игр детей столы и ска­мейки. Зимой делают сообща горку. Дети имеют, таким образом, воз­мож­ность гулять и играть на чистой озе­ле­нен­ной пло­щадке, им есть чем заняться.

Зна­чи­тель­ную часть дня, осо­бенно в нена­ст­ное, холод­ное время года, дети про­во­дят в поме­ще­нии. Поэтому чистота в ком­на­тах, которая дости­га­ется регу­ляр­ной, тща­тель­ной уборкой, приток свежего воздуха и доста­точ­ное осве­ще­ние необ­хо­димы для здо­ро­вья ребенка и его пол­но­цен­ного физи­че­ского раз­ви­тия. Врачи-гиги­е­ни­сты реко­мен­дуют про­во­дить уборку поме­ще­ния влажным спо­со­бом: под­метать пол щеткой, обер­ну­той влажной тряпкой, или мокрым веником, иначе пыль только пере­ме­ща­ется с места на место, под­ни­ма­ется в воздух и скорее попа­дает в легкие вместе с микробами. После окон­ча­ния уборки пола выти­рают пыль с мебели чистой влажной тряпкой, а поли­ро­ван­ную и лаки­ро­ван­ную мебель — сухой мягкой тряпкой из вор­си­стого (не шер­стя­ного) мате­ри­ала.

Осо­бенно надо следить за тем, чтобы воздух в комнате был всегда свежим. Обыч­ного про­вет­ри­ва­ния бывает недо­ста­точно. Поэтому, когда дети уходят гулять, необ­хо­димо устра­и­вать сквоз­ное про­вет­ри­ва­ние.

Два-три раза в год реко­мен­ду­ется про­из­во­дить большую уборку, когда выно­сится на воздух и выби­ва­ется одежда, а также мягкая мебель, выбра­сы­ва­ются, отда­ются в утиль ненуж­ные старые вещи. Не реже раза в неделю надо менять постель­ное белье ребенка, часто выби­вать и про­вет­ри­вать подушки, одеяла, матрацы.

В неко­то­рых семьях дети спят на одной кровати с роди­те­лями или с братом, сестрой, причем иногда это не вызы­ва­ется тес­но­той поме­ще­ния, а объ­яс­ня­ется лишь капри­зом малыша. Спать ребенку с кем-либо, осо­бенно со взро­с­лыми, вредно, так как это не гиги­е­нично. Если нет воз­мож­но­сти поставить всем детям посто­ян­ные кровати, необ­хо­димо при­об­ре­сти рас­клад­ную кровать.

Во время ночного сна важно под­дер­жи­вать в комнате чистый воздух. Поэтому очень хорошо, чтобы ребенок спал при откры­той фор­точке; в холод­ную погоду и при ветре ее можно затя­ги­вать марлей, тюлем.

У ребенка обя­за­тельно должно быть отдель­ное поло­тенце, своя мочалка; для полоска­ния рта — спе­ци­аль­ный ста­кан­чик, а с пяти лет — и зубная щетка; эти пред­меты следует раз­ме­стить так, чтобы ребенок мог их сам достать; должна быть и малень­кая ска­ме­ечка, сан­ти­мет­ров сорок высотой, если умы­валь­ник высок и малыш не может дотя­нуться до крана.

Правильно орга­ни­зо­ван­ное питание имеет исклю­чи­тельно большое зна­че­ние для здо­ро­вья, физи­че­ского раз­ви­тия ребенка не только раннего, но и более стар­шего воз­ра­ста.

Необ­хо­димо строго соблю­дать режим питания1. Прием пищи в опре­де­лен­ные часы улуч­шает пище­ва­ре­ние и аппетит. Многих роди­те­лей бес­по­коит плохой аппетит у детей. Причины его связаны большей частью с неправиль­ным режимом питания.

Во время еды ничто не должно ребенка рас­стра­и­вать, отвле­кать. Надо, чтобы сер­ви­ровка стола и вид пищи также спо­соб­ство­вали поя­в­ле­нию аппетита.

«...Полезная еда есть еда с аппети­том, — писал великий русский физи­олог И. П. Павлов. — ...Всякая другая еда, еда по приказу, по расчету, при­зна­ется уже в большей или меньшей степени злом»2.

Когда ребенок ест, нельзя ругать его за то, что он мед­ли­те­лен, лучше, нао­бо­рот, под­бо­дрить, сказать: «Ты уже немного быстрее ешь»; нельзя также раз­вле­кать его раз­го­во­рами, чтением. Все это мешает сосре­до­то­читься на еде, отвле­кает. Если же ребенок ест «меха­ни­че­ски», а осо­бенно если еда сопро­во­жда­ется слезами (мама рас­сер­ди­лась и накри­чала), слюна и желу­доч­ный сок выде­ля­ются в недо­ста­точ­ном коли­че­стве, пище­ва­ре­ние нару­ша­ется. В резуль­тате ребенок нередко худеет.

Спе­ци­аль­ные иссле­до­ва­ния3 пока­зы­вают, что при неправиль­ном, при­ну­ди­тель­ном кор­м­ле­нии пища плохо усва­и­ва­ется. Это часто длится многие месяцы и даже годы. И вот, несмо­тря на то что ребенок съедает как будто все, что при­ка­зы­вают роди­тели, орга­низм его усва­и­вает зна­чи­тельно меньше, чем ему тре­бу­ется.

К началу зав­трака, обеда, ужина ребенок обычно про­голо­да­ется. Ни в коем случае нельзя пере­би­вать аппетит, давая детям в про­ме­жут­ках между уста­но­в­лен­ными часами приема пищи сладкий чай, компоты и кисели, раз­лич­ные соки, пряники, конфеты, хлеб. Утром, перед зав­тра­ком, также не следует давать что-либо сладкое.

Малень­кие дети часто с недо­ве­рием отно­сятся к новым блюдам, которых им ранее есть не при­хо­ди­лось; одни блюда они любят, другие — нет. Надо учи­ты­вать вкусы ребят, однако необ­хо­димо при­у­чать их есть все, давая нелю­би­мые блюда вначале малень­кими пор­ци­ями, одобряя ребенка, когда он спо­койно, без капри­зов ест.

Неправильно посту­пают те роди­тели, которые при детях говорят об их плохом аппетите, о том, что они любят, а что нет. «Нина у нас не ест манной каши», — сооб­щает мать при­шедшей зна­ко­мой в при­сут­ствии дочери. Ребенок под­да­ется вну­ше­нию взро­с­лых (осо­бенно если ему действи­тельно не очень нравится блюдо), и «нелю­бовь» к нему уси­ли­ва­ется.

Для повы­ше­ния аппетита реко­мен­ду­ется, как пока­зы­вают иссле­до­ва­ния физи­оло­гов, врачей, допол­ни­тельно давать детям с пони­жен­ным аппети­том под­со­лен­ную пищу (напр., кусочек черного хлеба с солью) и за час до еды — про­хлад­ную под­ки­слен­ную воду; если ребенок с трудом жует и глотает, раз­ре­шать ему запи­вать еду водой, киселем или ком­по­том. Надо про­ве­рить состо­я­ние носо­глотки у ребенка: при ее забо­ле­ва­нии инфек­ци­он­ная жид­кость попа­дает в пище­ва­ри­тель­ный канал, а это пони­жает аппетит.

Если, несмо­тря на все при­ня­тые меры, аппетит у ребенка все же не улуч­ша­ется, роди­тели, пред­ва­ри­тельно посо­вето­вав­шись с врачом, могут исполь­зо­вать сле­ду­ю­щий прием: про­пу­стить одно и даже два кор­м­ле­ния. Часто это быстро дает хорошие резуль­таты. Иногда же, в случае если отри­ца­тель­ная реакция на еду из-за неправиль­ного кор­м­ле­ния закре­пи­лась, ощу­ти­мые резуль­таты поя­в­ля­ются не сразу. Взро­с­лые начи­нают бес­по­ко­иться — не голо­дает ли ребенок, не вредны ли столь про­дол­жи­тель­ные пере­рывы в еде. Или у них поя­в­ля­ются опа­се­ния, что он после этого вообще будет есть лишь два раза в день. И вот, они теряют веру в пред­ло­жен­ный способ и воз­вра­ща­ются к прежним: уго­ва­ри­вают, упра­ши­вают, снова начи­нают раз­вле­кать ребенка во время еды или сер­дятся, угро­жают — в общем насильно кормят.

Таким роди­те­лям необ­хо­димо знать, что если ребенок поест хотя бы один раз в день, но по соб­ствен­ному желанию, это при­не­сет его орга­низму больше пользы, чем два при­ну­ди­тель­ных кор­м­ле­ния. Уже то, что ребенка не при­ну­ждают есть, счита­ются с его жела­нием, спо­соб­ствует вос­ста­но­в­ле­нию аппетита. Если роди­тели проявят тер­пе­ние и выдер­жку, если они после­до­ва­тельно будут при­дер­жи­ваться правила: не при­ну­ждать ребенка есть, если он не хочет, — то аппетит его будет улуч­шаться и через 1—2 недели он станет есть охотно уже не один-два, а три-четыре раза в сутки.

Дош­коль­ника трех­лет­него и более стар­шего воз­ра­ста хорошо при­вле­кать к участию в при­го­то­в­ле­ниях к обеду, зав­траку: он при­но­сит ложку, тарелку, свою сал­феточку. К трем годам ребенка можно уже научить есть доста­точно акку­ратно: не крошить хлеб, не обли­ваться. Таким образом, правиль­ная орга­ни­за­ция питания необ­хо­дима и для здо­ро­вья и для вос­пита­ния детей.

Ребенок в течение дня много дви­га­ется, полу­чает немало раз­но­об­разных впе­ча­т­ле­ний. А нервная система дош­коль­ни­ков утом­ля­ется быстрее, чем у более старших ребят. Сон явля­ется лучшим отдыхом для нервной системы. Физи­ологи назы­вают его «охра­ни­тель­ным тор­мо­же­нием». Детям трех лет надо спать 14 часов в сутки, четырех-пяти — 13, пяти-семи — 12. Днем дети трех-четырех лет спят 2 часа; пяти-семи — 1,5. Очень хорошо, если есть воз­мож­ность орга­ни­зо­вать дневной сон на воздухе, осо­бенно для детей осла­б­лен­ных: зимой — в спе­ци­аль­ном спаль­ном мешке на веранде, летом — в саду, на зате­нен­ном балконе. Дети шести-семи лет, физи­че­ски доста­точно крепкие, могут и не спать днем. Но прежде чем исклю­чить дневной сон из режима, необ­хо­димо посо­вето­ваться с врачом.

Понятно, что во время сна детей, и осо­бенно перед тем, как они заснут, в комнате, где спит ребенок, не должно быть шума и яркого света. Иногда роди­тели не учи­ты­вают, как необ­хо­димо для спо­койного засы­па­ния и сна ребенка создать дома соот­вет­ству­ю­щую обста­новку. Нельзя допус­кать, чтобы ребенок вечером бегал, шумел, плясал, смотрел вол­ну­ю­щие его (тем более не детские) кино­кар­тины или теле­ви­зи­он­ные пере­дачи, слушал бы страш­ные сказки. Все это воз­бу­ждает нервную систему малыша, а значит, мешает нор­маль­ному засы­па­нию и сну.

Еще до школы ребенка надо при­у­чать ложиться и вста­вать в уста­но­в­лен­ное время. Эта при­вычка ока­жется очень полез­ной впо­след­ствии.

4. Режим дня ребенка, орга­ни­за­ция его занятий

Необ­хо­димо уста­но­вить для детей режим дня и строго его выпол­нять. Режим обес­пе­чи­вает чере­до­ва­ние дея­тель­но­сти и отдыха, что соот­вет­ствует физи­оло­ги­че­ским потреб­но­стям орга­низма: в опре­де­лен­ное время человек хочет есть, спать, отды­хать. Режимом дня уста­на­в­ли­ва­ется также время для про­гу­лок, игр, занятий, посиль­ной помощи по дому и выпол­не­ния гиги­е­ни­че­ских про­це­дур. Чере­до­ва­ние раз­лич­ных занятий и отдыха обе­ре­гает орга­низм ребенка от пере­у­том­ле­ния. Посте­пенно он и сам при­вы­кает к уста­но­в­лен­ному рас­по­рядку дня. Твердый режим бла­го­т­ворно влияет на здо­ро­вье ребенка и очень важен для укреп­ле­ния его нервной системы.

Огром­ное зна­че­ние имеет режим для вос­пита­ния у детей нрав­ствен­ных качеств. С помощью взро­с­лых дош­коль­ники посте­пенно при­вы­кают выпол­нять режим точно, а это вос­пи­ты­вает орга­ни­зо­ван­ность, дис­ци­пли­ни­ро­ван­ность, при­у­чает к правиль­ному пове­де­нию, учит пре­о­до­ле­вать труд­но­сти.

Каждой семье надо стремиться уста­но­вить опре­де­лен­ный режим дня, наи­бо­лее для нее удобный и целе­со­об­разный. Осо­бен­но­сти его зависят от харак­тера работы взро­с­лых, от бытовых условий, от коли­че­ства детей и их воз­ра­ста. Так, напри­мер, в одной семье роди­тели рано уходят на завод. В 7 часов 20 минут они должны уже закон­чить завтрак. Конечно, если дома есть еще кто-то из старших, нет нужды под­ни­мать так же рано и детей. А вот ужин может быть орга­ни­зо­ван общий для всей семьи. В выход­ной день дети-дош­коль­ники, осо­бенно пяти-семи лет, могут обедать вместе с роди­те­лями, скажем в четыре часа, чтобы в этот день они могли больше времени быть с отцом и матерью. Но тогда им обя­за­тельно нужно дать второй завтрак, после кото­рого уложить спать, а ужин сделать более легким.

Уста­на­в­ли­вая целе­со­об­разный для семьи режим, надо, конечно, при­дер­жи­ваться обще­при­ня­тых норм. Напри­мер, перерыв между зав­тра­ком и обедом для дош­коль­ника должен быть не более 4 часов, между ужином и обедом — 6—7 часов, но в про­ме­жутке ребенку дается полдник. В течение дня дош­коль­ник должен не менее 4 часов нахо­диться на свежем воздухе.

Важно, чтобы уста­но­в­лен­ный режим обя­за­тельно выпол­нялся. Если сын или дочь уже могут само­сто­я­тельно оде­ваться, при­че­сы­ваться, засти­лать свою кровать, умы­ваться (а к шести годам это вполне доступно), значит надо доби­ваться, чтобы они еже­д­невно само­сто­я­тельно делали это в одно и то же время и в опре­де­лен­ной после­до­ва­тель­но­сти. Если же дети не могут еще все это делать само­сто­я­тельно, взро­с­лые им помо­гают.

При­мер­ный режим дня детей младшего и стар­шего дош­коль­ного воз­ра­ста, ука­зан­ный ниже, соста­в­лен на основе резуль­та­тов спе­ци­аль­ных иссле­до­ва­ний и с учетом опыта семейного вос­пита­ния.

При­мер­ный режим дня ребенка трех-четырех лет

Подъем, утрен­ние про­це­дуры с помощью взро­с­лых (оде­ва­ние, умы­ва­ние) ........................8.00—8.40

Утрен­ний завтрак...............8.40—9.10

Игры, занятия .................9.10—10.00

Про­гулка.......................10.15—12.15

Обед...........................12.30—13.00

Дневной сон ....................13.30—15.30

Игры в комнате.................15.30—16.00

Полдник .......................... 16.00

Про­гулка.......................16.30—18.30

Ужин.............................. 19.00

Спо­койные игры................. 19.30—20.00

Вечер­ний туалет (умы­ва­ние перед сном, полоска­ние рта, жела­тельно мытье ног).................. 20.00

Ночной сон..................... 20.30

При­мер­ный режим дня ребенка пяти-семи лет

Подъем, утрен­ние про­це­дуры с неко­то­рой помощью взро­с­лых (оде­ва­ние, уборка постели, гим­на­стика, жела­тельно обти­ра­ние).......8.00—8.40

Утрен­ний завтрак................8.40—9.00

Занятия, игры дома, участие в труде взро­с­лых..................9.00—10.00

Про­гулка.........................10.15—12.15

Обед ............................12.30—13.00

Дневной сон ...................13.30—15.00

Игры в комнате, раз­лич­ные занятия, помощь взро­с­лым.............15.00—16.00

Полдник ............................ 16.00

Про­гулка........................16.30—18.30

Ужин............................19.00—19.30

Спо­койные игры, занятия....... 19.30—20.30

Вечер­ний туалет (умы­ва­ние перед сном, чистка зубов, жела­тельно мытье ног) ................. 20.30—21.00

Ночной сон...................... 21.00

(летом ночной сон начи­на­ется несколько позднее)

Если дети ложатся одно и то же время — в 9 час. — 9 час. 30 мин., сон их будет здо­ро­вым, вос­ста­на­в­ли­ва­ю­щим потра­чен­ные за день силы; он будет давать полный отдых нервным клеткам голов­ного мозга. Если ребенок посе­щает детский сад, подоб­ного режима роди­тели могут при­дер­жи­ваться в выход­ной день.

Многие роди­тели уста­на­в­ли­вают опре­де­лен­ный режим для дош­коль­ни­ков и следят за его выпол­не­нием. Дети в опре­де­лен­ное время едят, спят, гуляют, отве­дено и время для игр и занятий. А вот гим­на­стика и обти­ра­ние, мытье ног на ночь с целью закали­ва­ния часто либо вовсе не про­во­дятся, либо про­во­дятся очень нере­гу­лярно. Между тем известно, как они полезны для закали­ва­ния орга­низма, для общего физи­че­ского раз­ви­тия ребенка, а также для вос­пита­ния воли4.

Нину Алек­се­евну и ее мужа бес­по­ко­ило здо­ро­вье детей. Саша и Володя (шести и семи лет) очень часто болели, осо­бенно гриппом и ангиной. Врач уси­ленно совето­вал Нине Алек­се­евне при­ме­нить закали­ва­ние. Получив от врача необ­хо­ди­мые ука­за­ния, Нина Алек­се­евна решила про­во­дить еже­д­невно с детьми гим­на­стику и обти­ра­ние. Нака­нуне вечером роди­тели сказали детям, что с зав­траш­него утра мама начнет с ними делать гим­на­стику, а потом обти­ра­ние. Теперь, гово­рили они, нужно вста­вать с постели, как только про­с­нешься, чтобы успеть все сделать вовремя. Это отно­си­лось главным образом к Саше, которая любила утром понежиться в постели.

Дети с охотой согла­си­лись; утром вско­чили первые, дружно зани­мались гим­на­сти­кой и потом с помощью мамы обти­рались. Так про­дол­жа­лось несколько дней, а затем Саша начала снова поле­ни­ваться. Но роди­тели были настой­чивы, утрен­ние про­це­дуры про­во­ди­лись регу­лярно, и дети посте­пенно стали при­вы­кать к уста­но­в­лен­ному порядку.

Вначале мать и отец бес­по­ко­и­лись: а вдруг они не будут успе­вать все делать до работы? А вдруг дети про­сту­дятся? Однако время шло, дети чув­ство­вали себя хорошо, спешки уже не было. Так прошло около полу­года, и резуль­таты начали ска­зы­ваться. Саша и Володя заметно окрепли.

Летом вся семья провела отпуск в деревне. Ребята еже­д­невно купались в речке в любую погоду. Теперь Саша уже учится в школе, а Володя про­дол­жает посе­щать детский сад. От былой лени Саши, от при­вычки валяться по утрам в постели не оста­лось и следа; про­с­нув­шись, девочка сразу встает, делает зарядку, обти­ра­ние. На сборы в школу у нее уходит очень мало времени: все она делает быстро, умело.

Когда дети были уже доста­точно зака­лены, роди­тели ввели после гим­на­стики вместо обти­ра­ния обли­ва­ние про­хлад­ной водой.

В этой семье настой­чи­вость, после­до­ва­тель­ность, умение заин­те­ре­со­вать детей дали пре­крас­ные резуль­таты. Если раньше Саша счита­лась слабым ребен­ком, то теперь, по заклю­че­нию школь­ного врача, состо­я­ние ее здо­ро­вья хорошее.

Не всегда дети бывают доста­точ­ное время на свежем воздухе, хотя многие роди­тели пре­красно знают, как это важно для их здо­ро­вья, укреп­ле­ния их нервной системы. Подчас сами же взро­с­лые задер­жи­вают ребенка в комнате: то ветер сильный, то мороз. А иногда не умеют насто­ять, если сын или дочка, заи­г­рав­шись, не желают идти на про­гулку. Задача эта облег­ча­ется, когда взро­с­лые заин­те­ре­суют ребенка пред­сто­я­щей про­гул­кой; важно, чтобы малышу было чем заняться во дворе, на буль­варе. Бояться же плохой погоды не следует.

Врачи на осно­ва­нии опыта требуют, чтобы дети гуляли почти в любую погоду. Так уста­но­в­лено, что в средней полосе Совет­ского Союза дети дош­коль­ного воз­ра­ста могут гулять даже при морозе в 25°, если нет силь­ного ветра и они одеты тепло. В Сибири дети гуляют и при 33—35° мороза — они должны при­вы­кать к климату, в котором живут. Во время силь­ного дождя или боль­шого сне­го­пада с ветром ребятишки могут, если есть воз­мож­ность, быть на веранде с откры­тыми окнами, в беседке.

Как видно из пред­ло­жен­ного режима, дети должны еже­д­невно при­ни­мать посиль­ное участие в труде, играть, зани­маться.

В ряде игр и занятий дети могут быть само­сто­я­тельны. Неко­то­рые же их занятия обя­за­тельно требуют участия в них взро­с­лых, напри­мер счет на палоч­ках или камеш­ках, когда роди­тели или старшие братья и сестры учат младших пере­счи­ты­вать пред­меты, учат их действию сло­же­ния и вычита­ния. Разу­ме­ется, дети не могут без участия взро­с­лых разу­чи­вать стихи.

Во всяком случае совер­шенно обя­за­тельно, чтобы в течение дня отец или мать, бабушка или дедушка уделяли занятиям с детьми хотя бы 30—40 минут. Это необ­хо­димо для их раз­ви­тия.

Если отец или мать, бабушка или дедушка умеют и сказку рас­ска­зать, и при­ду­мать инте­рес­ную игру, и сма­сте­рить игрушку, дети больше сбли­жа­ются с ними, больше уважают, слу­ша­ются. И важно укреп­лять такое отно­ше­ние детей к роди­те­лям, старшим членам семьи, в этом залог дружбы между детьми и роди­те­лями, залог укреп­ле­ния авто­ри­тета отца и матери в семье.

В то же время надо обя­за­тельно поощрять само­сто­я­тель­ные игры, занятия детей не только стар­шего, но и младшего дош­коль­ного воз­ра­ста.

Встре­ча­ются дети (как правило, не посе­ща­ю­щие детский сад), которые не умеют сами, без взро­с­лых, чем-то заняться, играть. Роди­тели не при­у­чили их в более младшем воз­ра­сте к само­сто­я­тель­ной дея­тель­но­сти, ста­рались вся­че­ски раз­вле­кать их. Исправить эту ошибку довольно просто: поиграв с ребен­ком, немного поза­ни­мав­шись с ним, следует пред­ло­жить ему какое-либо другое дело, посиль­ное и инте­рес­ное, или про­дол­жить начатое. Напри­мер, отец показал ребенку, как строить дом из кубиков. Затем советует ему самому постро­ить другой дом, дает для раз­ви­тия игры неболь­шие игрушки: авто­ма­шины, фигурки людей и т. п. Это непре­менно заин­те­ре­сует ребенка, посте­пенно он будет при­вы­кать играть само­сто­я­тельно.

Во многих семьях малень­кие дети под руко­вод­ством старших с увле­че­нием рисуют цвет­ными каран­да­шами и крас­ками, лепят из глины и пла­сти­лина, выре­зы­вают нож­ни­цами из бумаги раз­лич­ные фигурки, накле­и­вают их на бумагу. Роди­тели читают детям книги, разу­чи­вают с ними стихи и песенки, учат их счету.

Все эти занятия очень важны для вос­пита­ния дош­коль­ника, для его общего и осо­бенно умствен­ного раз­ви­тия. Раз­но­об­разные занятия делают жизнь детей содер­жа­тель­ной, инте­рес­ной.

На таких занятиях раз­ви­ва­ются умствен­ные спо­соб­но­сти и волевые каче­ства ребенка, так как здесь осо­бенно необ­хо­димо вни­ма­тельно выслу­шать взро­с­лого, дающего задание, и выпол­нить его.

Вот, напри­мер, ребенку читают сказку, с ним учат сти­хо­т­во­ре­ние. Ведь если он будет плохо слушать, отвле­каться, то ничего не запо­мнит. Инте­ресно орга­ни­зо­ван­ные занятия помо­гают детям сосре­до­то­чи­ваться, а когда ребенок дости­гает стар­шего дош­коль­ного воз­ра­ста, он уже начи­нает созна­тельно сдер­жи­вать себя.

Если в шесть лет ребенок неу­сид­чив, не умеет сосре­до­то­ченно зани­маться чем-либо — это должно серьезно тре­во­жить роди­те­лей. Значит надо уделять особое вни­ма­ние вос­пита­нию у него сдер­жан­но­сти, дис­ци­пли­ни­ро­ван­но­сти. Тут надо поду­мать, чем заин­те­ре­со­вать ребенка, в чем ему помочь; а может быть и о том, как его заставить зани­маться. Пусть вначале он даже и без охоты сядет рисо­вать или учиться счету; наша задача — увлечь его делом.

Ученик IX класса Виктор заметил, что его младший бра­тишка шести­лет­ний Коля не любит зани­маться счетом и вообще нев­ни­ма­те­лен, неу­сид­чив. Он пого­во­рил об этом с отцом, а затем и со своей учи­тель­ни­цей. По ее совету Виктор привлек Колю к изго­то­в­ле­нию палочек для счета. Старший брат строгал их, а младший зачищал наждач­ной бумагой. Достали резинку для скреп­ле­ния палочек, опре­де­лили место, где Коля станет хранить их. Затем ему было дано задание: найти две коро­бочки и в каждую из них собрать камеш­ков — больших и малень­ких. Виктор про­ве­рил, что знает Коля. Ока­за­лось, что брат не владеет поряд­ко­вым счетом до 10.

Тер­пе­ливо всю зиму зани­мался Виктор с Колей; ста­рался при­ду­мы­вать инте­рес­ные задачки, при­вле­кал к этому брата. О своих дости­же­ниях он рас­ска­зы­вал матери и отцу — его одо­бряли. Взро­с­лые заме­чали, что, когда старший брат зани­мался с Колей, он уже не вер­телся; Коля нау­чился также скла­ды­вать и вычитать в пре­де­лах десятка на пред­метах и в уме.

Для занятий такого харак­тера лучше отво­дить время утром, когда ребенок не утомлен, или вечером, после днев­ного отдыха. Это поже­ла­ние осо­бенно отно­сится к стар­шему дош­коль­ному воз­ра­сту, так как многие занятия, пред­ла­га­е­мые детям шести-семи лет, требуют зна­чи­тель­ного умствен­ного напря­же­ния; кроме того, хорошо, если у ребенка еще до школы станет выра­ба­ты­ваться при­вычка зани­маться утром, после зав­трака.

В детском саду с ребя­тами про­во­дятся в опре­де­лен­ной системе раз­лич­ные занятия, игры. Если малыши посе­щают детский сад, — роди­те­лям важно про­дол­жать эту работу в семье. Вечером в будний день следует немного почитать своим ребятам, пои­грать с ними. При этом надо ста­раться, чтобы они были заняты раз­но­об­разными делами. Вы узнали, напри­мер, у вос­пита­тель­ницы, что сегодня детям рас­ска­зы­вали сказку, они кормили птичку, рыбок, наблю­дали за ними, играли в настоль­ные игры. Значит вечером можно посо­вето­вать ребенку пори­со­вать, можно и почитать ему немного. А бывает так: в детском саду с детьми, напри­мер старшей группы, про­во­дили занятия по счету, детям читали, а вечером роди­тели снова долго читают им, заста­в­ляют считать. Это утом­ляет детей.

В день отдыха роди­те­лям обя­за­тельно надо найти время для сов­мест­ных занятий с детьми. Они могут вместе выпол­нять необ­хо­ди­мые дела по дому. Если же дети само­сто­я­тельно заня­лись чем-нибудь, напри­мер масте­рят игрушки из коробок, плетут коврики из бумаги, как учили их в детском саду, поин­те­ре­суйтесь их делами, что-то посо­ветуйте, в чем-то помо­гите. Малыши очень ценят такое вни­ма­ние.

Если дети вос­пи­ты­ва­ются дома, обес­пе­чить опре­де­лен­ную систему в их вос­пита­нии, конечно, труднее. Ведь у матери, бабушки, кроме заботы о вос­пита­нии детей, еще много раз­лич­ных забот по хозяйству, обще­ствен­ных дел, отец также бывает дома только вечером. Однако и в усло­виях семейного вос­пита­ния можно сделать жизнь детей не только содер­жа­тель­ной, инте­рес­ной, но и достичь опре­де­лен­ной после­до­ва­тель­но­сти, систе­ма­тич­но­сти в их занятиях.

Читать детям или рас­ска­зы­вать им полезно еже­д­невно, но поне­многу: малышам трех-четырех лет не более 15—20 минут, детям пяти-семи — 25—40.

Надо раз­го­ва­ри­вать с детьми о том, что они делали в течение дня, что видели во время про­гулки и т. п. Дош­коль­ники должны слушать детские ради­о­пе­ре­дачи.

Для того чтобы у ребенка раз­ви­ва­лось мате­ма­ти­че­ское мыш­ле­ние, он должен упраж­няться в счете на кон­крет­ных пред­метах — мелких игруш­ках, желудях, камеш­ках, — а также учиться рас­кла­ды­вать число на соста­в­ля­ю­щие его части. Детей трех-четырех лет следует учить считать сначала до 3, потом до 5, наблю­дая, чтобы они делали это не меха­ни­че­ски, а умели пере­счи­ты­вать пред­меты, при­с­чи­ты­вать их по одному, раз­ли­чать «много» и «один». Этого нет­рудно достичь, если взро­с­лые то между делом, то в игре будут упраж­нять детей. С детьми пяти-семи­лет­него воз­ра­ста следует зани­маться счетом раза два в неделю (см. главу «Под­го­товка детей к школе»).

Иногда роди­тели спра­ши­вают, как часто стоит ребенку рисо­вать.

Рисо­вать цвет­ными каран­да­шами, а позднее и крас­ками одного-двух цветов для малышей трех-четырех лет доста­точно при­мерно раза четыре в месяц. Дети рисуют то, что им хочется. Кроме того, взро­с­лые могут научить детей про­во­дить линии в разных напра­в­ле­ниях, рисо­вать круги, четы­ре­х­у­голь­ники, свя­зы­вая их с извест­ными детям сход­ными по форме пред­метами — дорож­кой, мячиком, домом. Когда ребенок нау­чится их рисо­вать, можно пред­ло­жить ему нари­со­вать девочку, дерево, цветок. Роди­тели рисуют и сами в при­сут­ствии детей на отдель­ных листках. Но ни в коем случае не нужно выпол­нять рисунок за ребенка.

Дети пяти-семи лет могут рисо­вать каран­да­шами и крас­ками при­мерно 6—7 раз в месяц, рисуя то по соб­ствен­ному замыслу, то по совету взро­с­лых. Целе­со­об­разно совето­вать им рисо­вать не только отдель­ные пред­меты (двух- или трех­этаж­ный дом, мальчик, девочка, авто­мо­биль, цветы, поезд), но и выпол­нять сюжет­ные рисунки: дети идут в школу, малыши танцуют вокруг елки, празд­но­ва­ние Первого мая, годов­щины Октя­брь­ской рево­лю­ции, рисунки на сюжеты сказок. Полезно ука­зы­вать детям, как лучше выпол­нить рисунок, иногда задать вопрос, помо­га­ю­щий более точно пере­дать замысел: «А где шея у твоего чело­вечка? Разве поме­стится в доме эта девочка?» Иногда советуют ребенку вни­ма­тель­нее посмо­треть, как выгля­дит предмет в жизни, реко­мен­дуют обра­тить вни­ма­ние на игрушку, кар­тинку.

Раз­ви­вает худо­же­ствен­ный вкус ребенка, гла­зо­мер, вос­пи­ты­вает точ­ность дви­же­ний также и деко­ра­тив­ное рисо­ва­ние, то есть рисо­ва­ние и сри­со­вы­ва­ние узоров, орна­мен­тов. Не надо торо­питься с новыми зада­ни­ями, пусть ребенок упраж­ня­ется, пов­то­ряя старые, совер­шен­ствуя свои умения.

Лепить из глины, пла­сти­лина ребенку трех-четырех лет нужно также регу­лярно — раза три в месяц (пла­сти­лин необ­хо­димо пред­ва­ри­тельно размять); детям — дош­коль­ни­кам стар­шего воз­ра­ста можно и чаще.

Детям трех-четырех лет полезно зани­маться аппли­ка­цией (при­мерно 1 раз в месяц). Взро­с­лые выре­зают из цветной бумаги разные фигуры, а малыши рас­по­ла­гают их на листе бумаги и при­кле­и­вают вначале, как хотят, затем по прямой линии, а позднее — один в центре, осталь­ные по краям. В домаш­них усло­виях следует при­у­чать детей уже с четырех лет выре­зы­вать нож­ни­цами из плотной бумаги полоски, пря­мо­у­голь­ники.

Дош­коль­ники пяти-семи лет зани­ма­ются аппли­ка­цией один-два раза в месяц; они выре­зы­вают из цветной бумаги про­стейшие гео­мет­ри­че­ские фигуры, рас­по­ла­гают их на бумаге в виде неслож­ного сюжет­ного изо­б­ра­же­ния (домик, забор­чики, паровоз, вагоны и т. п.), а затем накле­и­вают. Или же соста­в­ляют узоры из форм, которые при­го­то­вили они сами или сделали взро­с­лые.

Но, конечно, все эти занятия детей рисо­ва­нием, лепкой, аппли­ка­цией строго огра­ни­чи­вать не следует. Лишь бы берегли они мате­ри­алы, свои работы, не бросали их неза­кон­чен­ными.

Руко­вод­ство со стороны роди­те­лей не лишает, конечно, детей воз­мож­но­сти выби­рать занятия и мате­риал по соб­ствен­ному желанию и замыслу. В рас­по­ря­же­нии детей должны быть каран­даши, краски, бумага, клей, пла­сти­лин, они могут брать их, пре­ду­пре­див взро­с­лых о своем наме­ре­нии заняться рисо­ва­нием, лепкой. Но инте­ресы ребят могут быть одно­сто­ронни, поверх­ностны. Поэтому и важно, чтобы роди­тели знали, чем и как полезно зани­маться их детям-дош­коль­ни­кам.

Раз­но­об­разные игры и занятия, тем более под руко­вод­ством старших, будут спо­соб­ство­вать раз­ви­тию у детей мыш­ле­ния и речи, памяти и вооб­ра­же­ния, вос­пита­нию наблю­да­тель­но­сти, акку­рат­но­сти и усид­чи­во­сти, нрав­ствен­ному вос­пита­нию. Игры и занятия выра­ба­ты­вают у детей прак­ти­че­ские навыки, раз­ви­вают мышцы рук, многие из них чрез­вы­чайно ценны для раз­ви­тия эстети­че­ских чувств. Все это важно для все­сто­рон­него вос­пита­ния детей дош­коль­ного воз­ра­ста, для под­го­товки их к школе.

с. 65—80

1 См. режим дня ребенка на стр. 72.

2 И. П. Павлов. Избр. труды, М., изд-во АПН РСФСР, 1951, стр. 126.

3 См. брошюру Дайхес М. Т. «Почему здо­ро­вые дети могут поте­рять аппетит», Учпед­гиз, 1957.

4 Как про­во­дить утрен­нюю гим­на­стику, обти­ра­ние и пр., см. в при­ло­же­ниях.