
3. Как организовать гигиенические условия жизни ребенка, питание и сон
Организм ребенка растет и развивается, а процесс роста и развития требует значительной затраты энергии. По сравнению с детьми старшего возраста организм дошкольника более нежен, поэтому для ребенка до семи лет особенно необходимо создать благоприятную гигиеническую обстановку. Правильные гигиенические условия быта имеют важное значение, во-первых, для воспитания детей здоровыми, физически крепкими, во-вторых, для того, чтобы с ранних лет воспитать у них любовь к чистоте, порядку, разумную заботу о своем здоровье.
Каждая семья живет в отличных от других семей бытовых условиях. Многие рабочие и служащие имеют просторные, светлые комнаты, квартиры. Строительство жилых домов идет у нас быстрыми темпами. Новые благоустроенные квартиры получают в первую очередь те, кто имеет детей. Правда, все еще немало семей живет стесненно. Но от старших членов семьи во многом зависит создание в любых условиях чистоты, порядка и уюта.
Воспитательница детского сада Мария Гордеевна побывала дома у нескольких детей своей группы.
Вот комната, где живет семья Толи. Толина мать встретила воспитательницу очень приветливо. Между ними завязался оживленный разговор. Мария Гордеевна сразу заметила, что в комнате беспорядок; на кровати лежит одежда мальчика, на диване и под диваном валяются игрушки. Стол заставлен немытой посудой, а рядом с нею начатое шитье. На этажерке с книгами и тетрадями также не прибрано. Мать начала жаловаться, что сын неаккуратен, не слушается. Они с мужем никак не могут добиться даже того, чтобы он не трогал тетради и книги отца, который учится в вечернем техникуме. Мария Гордеевна тут же предложила прежде всего прибить низко вешалку для пальто и для полотенца, чтобы Толя мог вешать их сам; разместить его игрушки на тумбочке и в ящике, а на диване он может играть, убирая потом все на место. Когда мальчик ушел гулять, воспитательница посоветовала молодой матери, как приучить ребенка к аккуратности, поддерживать чистоту и порядок в комнате.
В другой семье, живущей здесь же рядом, Мария Гордеевна увидела иную картину. Эта семья также занимает одну комнату, но здесь уютно, чисто. Игрушки детей, вещи лежат в определенных местах. Ребята, по совету родителей, приводят в порядок игрушки, купают своих кукол, стирают их одежду.
По инициативе родителей для детей устроена хорошая площадка возле дома. Здесь посажены кусты сирени и спиреи, устроены зеленые заборы из вьющихся растений; есть песок для игр. Школьники и старшие дошкольники сами следят за чистотой дворика, поливают цветы. Родители смастерили для занятий и игр детей столы и скамейки. Зимой делают сообща горку. Дети имеют, таким образом, возможность гулять и играть на чистой озелененной площадке, им есть чем заняться.
Значительную часть дня, особенно в ненастное, холодное время года, дети проводят в помещении. Поэтому чистота в комнатах, которая достигается регулярной, тщательной уборкой, приток свежего воздуха и достаточное освещение необходимы для здоровья ребенка и его полноценного физического развития. Врачи-гигиенисты рекомендуют проводить уборку помещения влажным способом: подметать пол щеткой, обернутой влажной тряпкой, или мокрым веником, иначе пыль только перемещается с места на место, поднимается в воздух и скорее попадает в легкие вместе с микробами. После окончания уборки пола вытирают пыль с мебели чистой влажной тряпкой, а полированную и лакированную мебель — сухой мягкой тряпкой из ворсистого (не шерстяного) материала.
Особенно надо следить за тем, чтобы воздух в комнате был всегда свежим. Обычного проветривания бывает недостаточно. Поэтому, когда дети уходят гулять, необходимо устраивать сквозное проветривание.
Два-три раза в год рекомендуется производить большую уборку, когда выносится на воздух и выбивается одежда, а также мягкая мебель, выбрасываются, отдаются в утиль ненужные старые вещи. Не реже раза в неделю надо менять постельное белье ребенка, часто выбивать и проветривать подушки, одеяла, матрацы.
В некоторых семьях дети спят на одной кровати с родителями или с братом, сестрой, причем иногда это не вызывается теснотой помещения, а объясняется лишь капризом малыша. Спать ребенку с кем-либо, особенно со взрослыми, вредно, так как это не гигиенично. Если нет возможности поставить всем детям постоянные кровати, необходимо приобрести раскладную кровать.
Во время ночного сна важно поддерживать в комнате чистый воздух. Поэтому очень хорошо, чтобы ребенок спал при открытой форточке; в холодную погоду и при ветре ее можно затягивать марлей, тюлем.
У ребенка обязательно должно быть отдельное полотенце, своя мочалка; для полоскания рта — специальный стаканчик, а с пяти лет — и зубная щетка; эти предметы следует разместить так, чтобы ребенок мог их сам достать; должна быть и маленькая скамеечка, сантиметров сорок высотой, если умывальник высок и малыш не может дотянуться до крана.
Правильно организованное питание имеет исключительно большое значение для здоровья, физического развития ребенка не только раннего, но и более старшего возраста.
Необходимо строго соблюдать режим питания1. Прием пищи в определенные часы улучшает пищеварение и аппетит. Многих родителей беспокоит плохой аппетит у детей. Причины его связаны большей частью с неправильным режимом питания.
Во время еды ничто не должно ребенка расстраивать, отвлекать. Надо, чтобы сервировка стола и вид пищи также способствовали появлению аппетита.
«...Полезная еда есть еда с аппетитом, — писал великий русский физиолог И. П. Павлов. — ...Всякая другая еда, еда по приказу, по расчету, признается уже в большей или меньшей степени злом»2.
Когда ребенок ест, нельзя ругать его за то, что он медлителен, лучше, наоборот, подбодрить, сказать: «Ты уже немного быстрее ешь»; нельзя также развлекать его разговорами, чтением. Все это мешает сосредоточиться на еде, отвлекает. Если же ребенок ест «механически», а особенно если еда сопровождается слезами (мама рассердилась и накричала), слюна и желудочный сок выделяются в недостаточном количестве, пищеварение нарушается. В результате ребенок нередко худеет.
Специальные исследования3 показывают, что при неправильном, принудительном кормлении пища плохо усваивается. Это часто длится многие месяцы и даже годы. И вот, несмотря на то что ребенок съедает как будто все, что приказывают родители, организм его усваивает значительно меньше, чем ему требуется.
К началу завтрака, обеда, ужина ребенок обычно проголодается. Ни в коем случае нельзя перебивать аппетит, давая детям в промежутках между установленными часами приема пищи сладкий чай, компоты и кисели, различные соки, пряники, конфеты, хлеб. Утром, перед завтраком, также не следует давать что-либо сладкое.
Маленькие дети часто с недоверием относятся к новым блюдам, которых им ранее есть не приходилось; одни блюда они любят, другие — нет. Надо учитывать вкусы ребят, однако необходимо приучать их есть все, давая нелюбимые блюда вначале маленькими порциями, одобряя ребенка, когда он спокойно, без капризов ест.
Неправильно поступают те родители, которые при детях говорят об их плохом аппетите, о том, что они любят, а что нет. «Нина у нас не ест манной каши», — сообщает мать пришедшей знакомой в присутствии дочери. Ребенок поддается внушению взрослых (особенно если ему действительно не очень нравится блюдо), и «нелюбовь» к нему усиливается.
Для повышения аппетита рекомендуется, как показывают исследования физиологов, врачей, дополнительно давать детям с пониженным аппетитом подсоленную пищу (напр., кусочек черного хлеба с солью) и за час до еды — прохладную подкисленную воду; если ребенок с трудом жует и глотает, разрешать ему запивать еду водой, киселем или компотом. Надо проверить состояние носоглотки у ребенка: при ее заболевании инфекционная жидкость попадает в пищеварительный канал, а это понижает аппетит.
Если, несмотря на все принятые меры, аппетит у ребенка все же не улучшается, родители, предварительно посоветовавшись с врачом, могут использовать следующий прием: пропустить одно и даже два кормления. Часто это быстро дает хорошие результаты. Иногда же, в случае если отрицательная реакция на еду из-за неправильного кормления закрепилась, ощутимые результаты появляются не сразу. Взрослые начинают беспокоиться — не голодает ли ребенок, не вредны ли столь продолжительные перерывы в еде. Или у них появляются опасения, что он после этого вообще будет есть лишь два раза в день. И вот, они теряют веру в предложенный способ и возвращаются к прежним: уговаривают, упрашивают, снова начинают развлекать ребенка во время еды или сердятся, угрожают — в общем насильно кормят.
Таким родителям необходимо знать, что если ребенок поест хотя бы один раз в день, но по собственному желанию, это принесет его организму больше пользы, чем два принудительных кормления. Уже то, что ребенка не принуждают есть, считаются с его желанием, способствует восстановлению аппетита. Если родители проявят терпение и выдержку, если они последовательно будут придерживаться правила: не принуждать ребенка есть, если он не хочет, — то аппетит его будет улучшаться и через 1—2 недели он станет есть охотно уже не один-два, а три-четыре раза в сутки.
Дошкольника трехлетнего и более старшего возраста хорошо привлекать к участию в приготовлениях к обеду, завтраку: он приносит ложку, тарелку, свою салфеточку. К трем годам ребенка можно уже научить есть достаточно аккуратно: не крошить хлеб, не обливаться. Таким образом, правильная организация питания необходима и для здоровья и для воспитания детей.
Ребенок в течение дня много двигается, получает немало разнообразных впечатлений. А нервная система дошкольников утомляется быстрее, чем у более старших ребят. Сон является лучшим отдыхом для нервной системы. Физиологи называют его «охранительным торможением». Детям трех лет надо спать 14 часов в сутки, четырех-пяти — 13, пяти-семи — 12. Днем дети трех-четырех лет спят 2 часа; пяти-семи — 1,5. Очень хорошо, если есть возможность организовать дневной сон на воздухе, особенно для детей ослабленных: зимой — в специальном спальном мешке на веранде, летом — в саду, на затененном балконе. Дети шести-семи лет, физически достаточно крепкие, могут и не спать днем. Но прежде чем исключить дневной сон из режима, необходимо посоветоваться с врачом.
Понятно, что во время сна детей, и особенно перед тем, как они заснут, в комнате, где спит ребенок, не должно быть шума и яркого света. Иногда родители не учитывают, как необходимо для спокойного засыпания и сна ребенка создать дома соответствующую обстановку. Нельзя допускать, чтобы ребенок вечером бегал, шумел, плясал, смотрел волнующие его (тем более не детские) кинокартины или телевизионные передачи, слушал бы страшные сказки. Все это возбуждает нервную систему малыша, а значит, мешает нормальному засыпанию и сну.
Еще до школы ребенка надо приучать ложиться и вставать в установленное время. Эта привычка окажется очень полезной впоследствии.
4. Режим дня ребенка, организация его занятий
Необходимо установить для детей режим дня и строго его выполнять. Режим обеспечивает чередование деятельности и отдыха, что соответствует физиологическим потребностям организма: в определенное время человек хочет есть, спать, отдыхать. Режимом дня устанавливается также время для прогулок, игр, занятий, посильной помощи по дому и выполнения гигиенических процедур. Чередование различных занятий и отдыха оберегает организм ребенка от переутомления. Постепенно он и сам привыкает к установленному распорядку дня. Твердый режим благотворно влияет на здоровье ребенка и очень важен для укрепления его нервной системы.
Огромное значение имеет режим для воспитания у детей нравственных качеств. С помощью взрослых дошкольники постепенно привыкают выполнять режим точно, а это воспитывает организованность, дисциплинированность, приучает к правильному поведению, учит преодолевать трудности.
Каждой семье надо стремиться установить определенный режим дня, наиболее для нее удобный и целесообразный. Особенности его зависят от характера работы взрослых, от бытовых условий, от количества детей и их возраста. Так, например, в одной семье родители рано уходят на завод. В 7 часов 20 минут они должны уже закончить завтрак. Конечно, если дома есть еще кто-то из старших, нет нужды поднимать так же рано и детей. А вот ужин может быть организован общий для всей семьи. В выходной день дети-дошкольники, особенно пяти-семи лет, могут обедать вместе с родителями, скажем в четыре часа, чтобы в этот день они могли больше времени быть с отцом и матерью. Но тогда им обязательно нужно дать второй завтрак, после которого уложить спать, а ужин сделать более легким.
Устанавливая целесообразный для семьи режим, надо, конечно, придерживаться общепринятых норм. Например, перерыв между завтраком и обедом для дошкольника должен быть не более 4 часов, между ужином и обедом — 6—7 часов, но в промежутке ребенку дается полдник. В течение дня дошкольник должен не менее 4 часов находиться на свежем воздухе.
Важно, чтобы установленный режим обязательно выполнялся. Если сын или дочь уже могут самостоятельно одеваться, причесываться, застилать свою кровать, умываться (а к шести годам это вполне доступно), значит надо добиваться, чтобы они ежедневно самостоятельно делали это в одно и то же время и в определенной последовательности. Если же дети не могут еще все это делать самостоятельно, взрослые им помогают.
Примерный режим дня детей младшего и старшего дошкольного возраста, указанный ниже, составлен на основе результатов специальных исследований и с учетом опыта семейного воспитания.
Примерный режим дня ребенка трех-четырех лет
Подъем, утренние процедуры с помощью взрослых (одевание, умывание) ........................8.00—8.40
Утренний завтрак...............8.40—9.10
Игры, занятия .................9.10—10.00
Прогулка.......................10.15—12.15
Обед...........................12.30—13.00
Дневной сон ....................13.30—15.30
Игры в комнате.................15.30—16.00
Полдник .......................... 16.00
Прогулка.......................16.30—18.30
Ужин.............................. 19.00
Спокойные игры................. 19.30—20.00
Вечерний туалет (умывание перед сном, полоскание рта, желательно мытье ног).................. 20.00
Ночной сон..................... 20.30
Примерный режим дня ребенка пяти-семи лет
Подъем, утренние процедуры с некоторой помощью взрослых (одевание, уборка постели, гимнастика, желательно обтирание).......8.00—8.40
Утренний завтрак................8.40—9.00
Занятия, игры дома, участие в труде взрослых..................9.00—10.00
Прогулка.........................10.15—12.15
Обед ............................12.30—13.00
Дневной сон ...................13.30—15.00
Игры в комнате, различные занятия, помощь взрослым.............15.00—16.00
Полдник ............................ 16.00
Прогулка........................16.30—18.30
Ужин............................19.00—19.30
Спокойные игры, занятия....... 19.30—20.30
Вечерний туалет (умывание перед сном, чистка зубов, желательно мытье ног) ................. 20.30—21.00
Ночной сон...................... 21.00
(летом ночной сон начинается несколько позднее)
Если дети ложатся одно и то же время — в 9 час. — 9 час. 30 мин., сон их будет здоровым, восстанавливающим потраченные за день силы; он будет давать полный отдых нервным клеткам головного мозга. Если ребенок посещает детский сад, подобного режима родители могут придерживаться в выходной день.
Многие родители устанавливают определенный режим для дошкольников и следят за его выполнением. Дети в определенное время едят, спят, гуляют, отведено и время для игр и занятий. А вот гимнастика и обтирание, мытье ног на ночь с целью закаливания часто либо вовсе не проводятся, либо проводятся очень нерегулярно. Между тем известно, как они полезны для закаливания организма, для общего физического развития ребенка, а также для воспитания воли4.
Нину Алексеевну и ее мужа беспокоило здоровье детей. Саша и Володя (шести и семи лет) очень часто болели, особенно гриппом и ангиной. Врач усиленно советовал Нине Алексеевне применить закаливание. Получив от врача необходимые указания, Нина Алексеевна решила проводить ежедневно с детьми гимнастику и обтирание. Накануне вечером родители сказали детям, что с завтрашнего утра мама начнет с ними делать гимнастику, а потом обтирание. Теперь, говорили они, нужно вставать с постели, как только проснешься, чтобы успеть все сделать вовремя. Это относилось главным образом к Саше, которая любила утром понежиться в постели.
Дети с охотой согласились; утром вскочили первые, дружно занимались гимнастикой и потом с помощью мамы обтирались. Так продолжалось несколько дней, а затем Саша начала снова полениваться. Но родители были настойчивы, утренние процедуры проводились регулярно, и дети постепенно стали привыкать к установленному порядку.
Вначале мать и отец беспокоились: а вдруг они не будут успевать все делать до работы? А вдруг дети простудятся? Однако время шло, дети чувствовали себя хорошо, спешки уже не было. Так прошло около полугода, и результаты начали сказываться. Саша и Володя заметно окрепли.
Летом вся семья провела отпуск в деревне. Ребята ежедневно купались в речке в любую погоду. Теперь Саша уже учится в школе, а Володя продолжает посещать детский сад. От былой лени Саши, от привычки валяться по утрам в постели не осталось и следа; проснувшись, девочка сразу встает, делает зарядку, обтирание. На сборы в школу у нее уходит очень мало времени: все она делает быстро, умело.
Когда дети были уже достаточно закалены, родители ввели после гимнастики вместо обтирания обливание прохладной водой.
В этой семье настойчивость, последовательность, умение заинтересовать детей дали прекрасные результаты. Если раньше Саша считалась слабым ребенком, то теперь, по заключению школьного врача, состояние ее здоровья хорошее.
Не всегда дети бывают достаточное время на свежем воздухе, хотя многие родители прекрасно знают, как это важно для их здоровья, укрепления их нервной системы. Подчас сами же взрослые задерживают ребенка в комнате: то ветер сильный, то мороз. А иногда не умеют настоять, если сын или дочка, заигравшись, не желают идти на прогулку. Задача эта облегчается, когда взрослые заинтересуют ребенка предстоящей прогулкой; важно, чтобы малышу было чем заняться во дворе, на бульваре. Бояться же плохой погоды не следует.
Врачи на основании опыта требуют, чтобы дети гуляли почти в любую погоду. Так установлено, что в средней полосе Советского Союза дети дошкольного возраста могут гулять даже при морозе в 25°, если нет сильного ветра и они одеты тепло. В Сибири дети гуляют и при 33—35° мороза — они должны привыкать к климату, в котором живут. Во время сильного дождя или большого снегопада с ветром ребятишки могут, если есть возможность, быть на веранде с открытыми окнами, в беседке.
Как видно из предложенного режима, дети должны ежедневно принимать посильное участие в труде, играть, заниматься.
В ряде игр и занятий дети могут быть самостоятельны. Некоторые же их занятия обязательно требуют участия в них взрослых, например счет на палочках или камешках, когда родители или старшие братья и сестры учат младших пересчитывать предметы, учат их действию сложения и вычитания. Разумеется, дети не могут без участия взрослых разучивать стихи.
Во всяком случае совершенно обязательно, чтобы в течение дня отец или мать, бабушка или дедушка уделяли занятиям с детьми хотя бы 30—40 минут. Это необходимо для их развития.
Если отец или мать, бабушка или дедушка умеют и сказку рассказать, и придумать интересную игру, и смастерить игрушку, дети больше сближаются с ними, больше уважают, слушаются. И важно укреплять такое отношение детей к родителям, старшим членам семьи, в этом залог дружбы между детьми и родителями, залог укрепления авторитета отца и матери в семье.
В то же время надо обязательно поощрять самостоятельные игры, занятия детей не только старшего, но и младшего дошкольного возраста.
Встречаются дети (как правило, не посещающие детский сад), которые не умеют сами, без взрослых, чем-то заняться, играть. Родители не приучили их в более младшем возрасте к самостоятельной деятельности, старались всячески развлекать их. Исправить эту ошибку довольно просто: поиграв с ребенком, немного позанимавшись с ним, следует предложить ему какое-либо другое дело, посильное и интересное, или продолжить начатое. Например, отец показал ребенку, как строить дом из кубиков. Затем советует ему самому построить другой дом, дает для развития игры небольшие игрушки: автомашины, фигурки людей и т. п. Это непременно заинтересует ребенка, постепенно он будет привыкать играть самостоятельно.
Во многих семьях маленькие дети под руководством старших с увлечением рисуют цветными карандашами и красками, лепят из глины и пластилина, вырезывают ножницами из бумаги различные фигурки, наклеивают их на бумагу. Родители читают детям книги, разучивают с ними стихи и песенки, учат их счету.
Все эти занятия очень важны для воспитания дошкольника, для его общего и особенно умственного развития. Разнообразные занятия делают жизнь детей содержательной, интересной.
На таких занятиях развиваются умственные способности и волевые качества ребенка, так как здесь особенно необходимо внимательно выслушать взрослого, дающего задание, и выполнить его.
Вот, например, ребенку читают сказку, с ним учат стихотворение. Ведь если он будет плохо слушать, отвлекаться, то ничего не запомнит. Интересно организованные занятия помогают детям сосредоточиваться, а когда ребенок достигает старшего дошкольного возраста, он уже начинает сознательно сдерживать себя.
Если в шесть лет ребенок неусидчив, не умеет сосредоточенно заниматься чем-либо — это должно серьезно тревожить родителей. Значит надо уделять особое внимание воспитанию у него сдержанности, дисциплинированности. Тут надо подумать, чем заинтересовать ребенка, в чем ему помочь; а может быть и о том, как его заставить заниматься. Пусть вначале он даже и без охоты сядет рисовать или учиться счету; наша задача — увлечь его делом.
Ученик IX класса Виктор заметил, что его младший братишка шестилетний Коля не любит заниматься счетом и вообще невнимателен, неусидчив. Он поговорил об этом с отцом, а затем и со своей учительницей. По ее совету Виктор привлек Колю к изготовлению палочек для счета. Старший брат строгал их, а младший зачищал наждачной бумагой. Достали резинку для скрепления палочек, определили место, где Коля станет хранить их. Затем ему было дано задание: найти две коробочки и в каждую из них собрать камешков — больших и маленьких. Виктор проверил, что знает Коля. Оказалось, что брат не владеет порядковым счетом до 10.
Терпеливо всю зиму занимался Виктор с Колей; старался придумывать интересные задачки, привлекал к этому брата. О своих достижениях он рассказывал матери и отцу — его одобряли. Взрослые замечали, что, когда старший брат занимался с Колей, он уже не вертелся; Коля научился также складывать и вычитать в пределах десятка на предметах и в уме.
Для занятий такого характера лучше отводить время утром, когда ребенок не утомлен, или вечером, после дневного отдыха. Это пожелание особенно относится к старшему дошкольному возрасту, так как многие занятия, предлагаемые детям шести-семи лет, требуют значительного умственного напряжения; кроме того, хорошо, если у ребенка еще до школы станет вырабатываться привычка заниматься утром, после завтрака.
В детском саду с ребятами проводятся в определенной системе различные занятия, игры. Если малыши посещают детский сад, — родителям важно продолжать эту работу в семье. Вечером в будний день следует немного почитать своим ребятам, поиграть с ними. При этом надо стараться, чтобы они были заняты разнообразными делами. Вы узнали, например, у воспитательницы, что сегодня детям рассказывали сказку, они кормили птичку, рыбок, наблюдали за ними, играли в настольные игры. Значит вечером можно посоветовать ребенку порисовать, можно и почитать ему немного. А бывает так: в детском саду с детьми, например старшей группы, проводили занятия по счету, детям читали, а вечером родители снова долго читают им, заставляют считать. Это утомляет детей.
В день отдыха родителям обязательно надо найти время для совместных занятий с детьми. Они могут вместе выполнять необходимые дела по дому. Если же дети самостоятельно занялись чем-нибудь, например мастерят игрушки из коробок, плетут коврики из бумаги, как учили их в детском саду, поинтересуйтесь их делами, что-то посоветуйте, в чем-то помогите. Малыши очень ценят такое внимание.
Если дети воспитываются дома, обеспечить определенную систему в их воспитании, конечно, труднее. Ведь у матери, бабушки, кроме заботы о воспитании детей, еще много различных забот по хозяйству, общественных дел, отец также бывает дома только вечером. Однако и в условиях семейного воспитания можно сделать жизнь детей не только содержательной, интересной, но и достичь определенной последовательности, систематичности в их занятиях.
Читать детям или рассказывать им полезно ежедневно, но понемногу: малышам трех-четырех лет не более 15—20 минут, детям пяти-семи — 25—40.
Надо разговаривать с детьми о том, что они делали в течение дня, что видели во время прогулки и т. п. Дошкольники должны слушать детские радиопередачи.
Для того чтобы у ребенка развивалось математическое мышление, он должен упражняться в счете на конкретных предметах — мелких игрушках, желудях, камешках, — а также учиться раскладывать число на составляющие его части. Детей трех-четырех лет следует учить считать сначала до 3, потом до 5, наблюдая, чтобы они делали это не механически, а умели пересчитывать предметы, присчитывать их по одному, различать «много» и «один». Этого нетрудно достичь, если взрослые то между делом, то в игре будут упражнять детей. С детьми пяти-семилетнего возраста следует заниматься счетом раза два в неделю (см. главу «Подготовка детей к школе»).
Иногда родители спрашивают, как часто стоит ребенку рисовать.
Рисовать цветными карандашами, а позднее и красками одного-двух цветов для малышей трех-четырех лет достаточно примерно раза четыре в месяц. Дети рисуют то, что им хочется. Кроме того, взрослые могут научить детей проводить линии в разных направлениях, рисовать круги, четырехугольники, связывая их с известными детям сходными по форме предметами — дорожкой, мячиком, домом. Когда ребенок научится их рисовать, можно предложить ему нарисовать девочку, дерево, цветок. Родители рисуют и сами в присутствии детей на отдельных листках. Но ни в коем случае не нужно выполнять рисунок за ребенка.
Дети пяти-семи лет могут рисовать карандашами и красками примерно 6—7 раз в месяц, рисуя то по собственному замыслу, то по совету взрослых. Целесообразно советовать им рисовать не только отдельные предметы (двух- или трехэтажный дом, мальчик, девочка, автомобиль, цветы, поезд), но и выполнять сюжетные рисунки: дети идут в школу, малыши танцуют вокруг елки, празднование Первого мая, годовщины Октябрьской революции, рисунки на сюжеты сказок. Полезно указывать детям, как лучше выполнить рисунок, иногда задать вопрос, помогающий более точно передать замысел: «А где шея у твоего человечка? Разве поместится в доме эта девочка?» Иногда советуют ребенку внимательнее посмотреть, как выглядит предмет в жизни, рекомендуют обратить внимание на игрушку, картинку.
Развивает художественный вкус ребенка, глазомер, воспитывает точность движений также и декоративное рисование, то есть рисование и срисовывание узоров, орнаментов. Не надо торопиться с новыми заданиями, пусть ребенок упражняется, повторяя старые, совершенствуя свои умения.
Лепить из глины, пластилина ребенку трех-четырех лет нужно также регулярно — раза три в месяц (пластилин необходимо предварительно размять); детям — дошкольникам старшего возраста можно и чаще.
Детям трех-четырех лет полезно заниматься аппликацией (примерно 1 раз в месяц). Взрослые вырезают из цветной бумаги разные фигуры, а малыши располагают их на листе бумаги и приклеивают вначале, как хотят, затем по прямой линии, а позднее — один в центре, остальные по краям. В домашних условиях следует приучать детей уже с четырех лет вырезывать ножницами из плотной бумаги полоски, прямоугольники.
Дошкольники пяти-семи лет занимаются аппликацией один-два раза в месяц; они вырезывают из цветной бумаги простейшие геометрические фигуры, располагают их на бумаге в виде несложного сюжетного изображения (домик, заборчики, паровоз, вагоны и т. п.), а затем наклеивают. Или же составляют узоры из форм, которые приготовили они сами или сделали взрослые.
Но, конечно, все эти занятия детей рисованием, лепкой, аппликацией строго ограничивать не следует. Лишь бы берегли они материалы, свои работы, не бросали их незаконченными.
Руководство со стороны родителей не лишает, конечно, детей возможности выбирать занятия и материал по собственному желанию и замыслу. В распоряжении детей должны быть карандаши, краски, бумага, клей, пластилин, они могут брать их, предупредив взрослых о своем намерении заняться рисованием, лепкой. Но интересы ребят могут быть односторонни, поверхностны. Поэтому и важно, чтобы родители знали, чем и как полезно заниматься их детям-дошкольникам.
Разнообразные игры и занятия, тем более под руководством старших, будут способствовать развитию у детей мышления и речи, памяти и воображения, воспитанию наблюдательности, аккуратности и усидчивости, нравственному воспитанию. Игры и занятия вырабатывают у детей практические навыки, развивают мышцы рук, многие из них чрезвычайно ценны для развития эстетических чувств. Все это важно для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста, для подготовки их к школе.
1 См. режим дня ребенка на стр. 72.
2 И. П. Павлов. Избр. труды, М., изд-во АПН РСФСР, 1951, стр. 126.
3 См. брошюру Дайхес М. Т. «Почему здоровые дети могут потерять аппетит», Учпедгиз, 1957.
4 Как проводить утреннюю гимнастику, обтирание и пр., см. в приложениях.