
3. Что побуждает детей к труду
Родителям важно знать, что воспитательное значение и качество труда подростков в семье в очень большой мере зависят от мотивов их труда, то есть от тех побуждений, которые заставляют детей работать.
Эти побуждения могут быть высокие, благородные, а могут быть и эгоистические. Наблюдения за школьниками и беседы с ними и их родителями позволили установить следующие мотивы труда подростков.
Стремление помочь старшим членам семьи, дать им возможность отдохнуть или доставить им удовольствие, выполнив какую-то работу.
Многие школьники, не ожидая, когда им что-то поручат родители, сами наводят порядок в квартире, приносят дрова, воду, к приходу родителей с работы разогревают .обед или ужин.
Очень многие школьники к праздничным дням или ко дню рождения готовят старшим членам семьи подарки, например: выпиливают рамку для фотографии, вышивают кофточку, рубашку, вяжут шарф и т. п. В большинстве случаев все это готовится тайно, чтобы порадовать родных неожиданным подарком. Все это формирует и укрепляет привычку заботиться о других, доставлять радость близким людям.
Факты показывают, что школьники, которые дома помогают родным, заботятся о них, охотно помогают и товарищам, проявляют самостоятельность, инициативу, по собственному желанию берутся за наиболее трудные дела. Так, например, когда учащиеся одной из сельских школ пришли работать в колхозный сад, семиклассница Валя Иванова вызвалась выполнять самую неприятную работу — подрезать сухие ветки у колючего шиповника. Примеру Вали последовали и ее подруги. Эта же девочка первая предложила коллективно вышить скатерть в подарок комсомолкам, уехавшим работать на целинные земли. Валя живет вдвоем с матерью и очень заботится о ней, стараясь освобождать ее от домашней работы.
Школьники, которых в семье приучили помогать старшим, трудиться для семьи, отличаются инициативностью, стремлением оказать помощь другим, чувством общественного долга.
И это естественно, так как советская семья — это трудовой коллектив, в котором при правильном воспитании дети получают первые навыки труда на общую пользу, чувство долга перед семьей перерастает затем в чувство долга перед обществом.
Желание завоевать уважение старших и занять достойное место в семейном коллективе.
Наблюдая жизнь своей семьи, семей товарищей, подростки видят, что уважением и любовью родных пользуются те, кто трудится. Если старшая сестра все свое свободное время отдает только развлечениям, а по хозяйству ничего не делает, — ее то и дело называют бездельницей, мать на нее всем жалуется, никто сестру в семье не уважает.
А если, например, старший брат освобождает мать от трудной физической работы, во всем ей помогает, если у него «золотые руки» и он, когда нужно, запаяет ведро или кастрюлю, починит забор — с ним считаются в доме, мать спрашивает у него совета, все его уважают, и он занимает в семье почетное положение.
Эти наблюдения помогают подростку понять: чтобы добиться уважения членов семьи, надо дома трудиться. И в самом деле, стоит ему предложить матери свои услуги, сходить в магазин или, по примеру старшего брата, наколоть дрова, принести воды, как мать уже называет его своим помощником, проявляет к нему больше внимания, уважения. И это для подростка лучший вид поощрения.
Желание закалить в труде волю и характер.
Для подростков характерно стремление к самовоспитанию. Прежде всего у многих из них возникает желание закалять свою волю и характер. Обычно это происходит под влиянием примера выдающихся людей, о которых они читали в книгах или слышали в школе, дома; причем подростки узнают, что сильная воля и твердый характер выковываются прежде всего в труде. Многие школьники специально берутся за неинтересную и трудную работу только для того, чтобы совершенствовать себя.
Ученица VII класса Лида настояла, чтобы мать разрешила ей стирать белье, хотя сама всегда говорила матери, что терпеть не может этой работы. Ее брат Леня, ученик VI класса, не желая отстать от сестры, вычистил запущенное стойло для коровы и починил изгородь.
Лида и Леня как-то заспорили, каким образом надо в дальнейшем закалять свой характер. Леня решил купаться в реке до первого мороза и, кроме того, каждое утро делать гимнастические упражнения с ломом. А Лида уверяла его, что это бессмысленно. Она посоветовала брату лучше вырыть погреб. А когда он возразил, сказав, что это «противная работа», она заявила: «Вот и хорошо. Это поможет сделать сильным твой характер». И Леня с ней согласился.
Стремление посредством труда готовить себя к будущей профессии.
Семиклассница Валя Б. предполагает после окончания средней школы работать на животноводческой ферме. Она усердно ухаживает дома за коровой, готовит для нее корм, чистит хлев.
Восьмиклассник Ваня В. мечтает стать геологом. Он зачитывается книжками о геологических разведках. Ване известно, что геолог должен уметь готовить пищу, чистить и мыть посуду, убирать жилище, чинить одежду, и мальчик усердно выполняет разнообразные «женские» дела, приобретая навыки, которые, он знает, непременно пригодятся ему в будущем.
Подобных примеров можно привести немало. Многие подростки вполне сознательно занимаются такими видами труда, которые уже сейчас в какой-то мере готовят их к избранной профессии. Этот мотив трудовой деятельности особенно характерен для тех подростков, которые решили выбрать профессию такую же, как и их родители.
Известно немало семей, где из поколения в поколение передаются трудовые традиции и любовь к определенной профессии. Родители не только умеют передать детям любовь к своему делу, но и возбуждают у них желание выработать в себе те качества, без которых успешная работа в этой области невозможна.
Итак, изучение опыта трудового воспитания детей в семье показало, что во многих случаях к труду подростков побуждает стремление оказать помощь членам семьи, желание завоевать у них уважение, стремление посредством труда закалить свою волю, выработать сильный характер и готовить себя к будущей профессии.
Все эти мотивы труда подростков содействуют формированию у них таких высоких нравственных качеств, как трудолюбие, чувство общественного долга, чуткость. Такую положительную направленность трудовой деятельности подростков надо всячески поддерживать.
Но в ряде случаев мотивы труда подростков бывают очень ограниченными или узкоэгоистическими, и тогда их трудовая деятельность не способствует формированию нравственных качеств.
Покажем это на примерах.
В двух соседних садах трудились семиклассницы Лида и Катя. Их все знали как юннатов-цветоводов. Торопясь управиться с работой до темноты, девочки бойко рыхлили и удобряли землю, делали лунки, бережно сажали в них клубни георгинов. Девочек отделяла друг от друга лишь низенькая изгородь, ничуть не мешавшая им вести беседу.
Лида обратилась к подруге:
— Завтра — последний вечер, когда еще можно сажать цветы, и я не успею. Повторяла алгебру — упустила время.
— А я со своими делами справилась, — откликнулась Катя. — Последний куст сажаю. И алгебру выучила.
— Помоги мне, Катя, — несмело попросила Лида.
— Что ты! Мне некогда.
— Так ты же все кончила.
— Ну и что же? Помидоры еще буду высаживать.
— Их можно позднее, а цветы нельзя, сама знаешь.
Катя в ответ пожала плечами и подруге так и не помогла.
Несомненно, в воспитании Кати был допущен серьезный пробел. Катя выполняла только ту работу, которая приносила пользу ей самой. Когда педагоги и родители спохватились и взялись за исправление Кати, они столкнулись с большими трудностями.
В школе Кате поручили «подтянуть» по алгебре ученицу, которая пропустила занятия по болезни. Катя начала грубо упрекать подругу за «неспособность» к математике, и та отказалась заниматься с Катей.
Путь был один: решительно осуждать эгоизм Кати, терпеливо, настойчиво и последовательно приучать ее помогать родным и товарищам, всячески поощрять каждую ее попытку оказать кому-либо помощь.
Мать говорила дочери:
— На твоих клумбах хорошие цветы, но это меня не радует, потому что ты только о своих растениях думаешь, а подругам не помогаешь, и они тебя сторонятся, считают плохим человеком. Мне это тяжело.
Когда Катя впервые по собственному желанию помогла Лиде произвести опыление цветов, мать приласкала дочь, сказала, что теперь она заслуживает хорошего отношения к себе.
Мать и дальше терпеливо развивала у дочери желание оказывать окружающим помощь. Настаивала, чтобы девочка помогала в различных делах то брату, то соседям, то школьным товарищам.
Иногда бывает так, что школьник с готовностью помогает родным, но лишь при условии, если труд ему интересен. Мотивом его трудовой деятельности является интерес к тем или иным видам работы.
Например, семиклассник Влас Л. увлекается электротехникой и без конца что-то конструирует, придумывает. О нем нельзя было бы сказать, что он не в состоянии применить свои знания на практике, в жизни. Влас вместе с другими членами школьного электротехнического кружка иллюминировал школу к 1 Мая, принимал участие в конструировании работающей модели электростанции. Власа нередко приглашают соседи, когда у кого-либо испортится электрический чайник, утюг, плитка, пылесос, перегорят пробки, — и мальчик с увлечением занимается починкой.
Но Влас охотно выполняет только эту работу, потому что она его увлекает. Если же мать попросит его помочь ей почистить картофель, помыть посуду, он всегда отказывается.
В этих случаях перед родителями возникает задача постепенно, но настойчиво приучать подростков выполнять неинтересную работу. Это поможет воспитанию у них воли и чувства долга.
В ряде случаев дети трудятся только потому, что боятся наказания или стремятся «заработать» за свое трудолюбие награду.
Ученица VII класса Таня К. всегда помогала матери по субботам убирать квартиру, по заданию учительницы естествознания она работала на школьном учебно-опытном участке — ухаживала за ягодником. Но в откровенном разговоре девочка призналась, что она все это делала, боясь наказания. Выяснилось, что, если Таня не помогала матери, та строго наказывала ее. А на школьном участке девочка трудилась потому, что боялась получить «двойку» по естествознанию. Летом, после экзаменов, когда уже не было опасности получить «двойку», Таня ни разу не зашла на участок. А когда мать уехала на неделю в гости к родным, девочка до самого ее возвращения не убирала в доме и накопила целую гору немытой посуды. Привыкнув трудиться только из-под палки, девочка чувствовала отвращение ко всякой работе.
Любовь и уважение к труду невозможно воспитать наказаниями. Надо стремиться вызывать у подростка сознательное стремление помогать старшим членам семьи и коллективу. Для этого очень важно вначале давать ему несложные трудовые задания. Например, перед праздником убрать комнату или помочь матери приготовить обед. Пусть девочка попробует под руководством матери испечь пирог, а мальчик — провернуть через мясорубку мясо, нарезать лук, почистить овощи. Дети могут ко дню рождений родителей приготовить подарки: что-то сшить, связать, смастерить из дерева. Подростки обычно с большим удовольствием принимают участие вместе с другими членами семьи в изготовлении елочных украшений или игрушек для маленьких братьев и сестер. Они с интересом берутся за такие дела, как сооружение во дворе катка, ледяной горки, площадки для дошкольников; если подростков умело организовать, они охотно сажают деревья и ухаживают за ними, разводят цветы в палисадниках и во дворах. И если их вовремя поощрить, а затем помочь им довести эту работу до конца, дать почувствовать радость успеха, это будет началом формирования у них коммунистического отношения к труду.
Таким образом, не наказания, а помощь детям в выборе посильной работы и поощрение их первых трудовых успехов — вот что важно для трудового воспитания.
Но некоторые родители при этом впадают в противоположную крайность и злоупотребляют поощрениями и наградами.
Семиклассник Сережа помогает матери убирать в комнате, мыть посуду, закупать в магазине продукты. Родители гордятся трудолюбием сына. Соседи частенько ставят Сережу в пример своим детям. Но, как выяснилось, Сережа за каждую даже самую незначительную выполненную им работу получает награду. Родители покупают ему то мороженое, то билеты в театр, игрушки, книги или просто дают деньги на «карманные расходы». Сережу непременно премируют деньгами или подарками и за каждую отличную отметку. Мальчик без всякого смущения заявляет, что бесплатно он не намерен ни помогать дома, ни учиться. Уроки он готовит только в те дни, когда предполагает, что учитель его может спросить.
Домашнюю работу Сережа также выполняет очень небрежно. Подметая пол, он заметает сор под шкаф. Если ему приходится мыть тарелки после обеда, он это делает кое-как, неаккуратно. Если мать настаивает, чтобы он сам себе постирал трусы и носки, он ограничивается тем, что без мыла прополаскивает их в воде. Короче говоря, Сережа, как правило, трудится недобросовестно и думает лишь о том, чтобы как-нибудь «заработать» награду.
Когда классный руководитель попытался разъяснить родителям Сережи их ошибку, они стали ему горячо возражать:
— Другие ребята вообще ничего не делают и учатся неважно, а наш сын не бездельник, получает даже отличные отметки. Значит, наши меры дают результаты.
— Но эти результаты нестойки, — не соглашался классный руководитель. — Попробуйте лишить вашего сына очередного «пряника» и от его показной старательности не останется и следа.
— Другие родители никаким «пряником» не могут заставить своих мальчишек работать, а мы все-таки заставляем, и у Сережи выработались многие навыки, — продолжали возражать отец и мать. Педагогам пришлось потратить немало сил и времени, чтобы убедить родителей отказаться от этой порочной системы и терпеливо развивать в мальчике чувство долга.
Родителям необходимо обращать внимание на мотивы трудовой деятельности школьников, своевременно исправлять недостатки в организации труда детей в семье. Лишь при этом условии труд детей станет решающим средством воспитания у них коммунистической нравственности, коммунистического отношения к труду.
Учебный труд подростка
Естественно, что родителей волнуют успехи детей в учении. Каждая отличная и хорошая отметка, полученная учеником в школе, доставляет отцу и матери большую радость. Каждая «двойка» — немалое огорчение.
Как правило, школьники, которым помогают в учебе родители, и учатся лучше. В чем же должна выражаться эта помощь? Прежде всего очень важно, чтобы дети чувствовали, что родители проявляют искренний интерес и уважение к их учебному труду. Нужно постараться создать такие отношения с детьми, чтобы они ощущали потребность рассказать родителям о том, как прошел учебный день, что было для них особенно интересно на уроках, как вел себя класс, наконец, если их вызывали отвечать, то, что было удачным и что неудачным в их ответах. Подростки охотно делятся всем этим с родителями, если те их выслушивают внимательно, с интересом, искренне радуются успехам класса, а свои критические замечания высказывают в тактичной форме и сами тоже рассказывают детям о своем рабочем дне, о жизни своего трудового коллектива.
Многие подростки нам признавались, что расспросы родителей о школе заставляли их быть внимательными на уроках.
«Моя мама всегда просит меня рассказать, что нового я узнала в школе на уроках, — рассказывает ученица VII класса Маруся. — Мне вначале не хотелось рассказывать. Очень трудно было вспоминать. Я даже раз поссорилась из-за этого с мамой. Но потом привыкла все рассказывать. На уроках я даже перестала шептаться ç ребятами, а все запоминала. И мама была довольна».
Проявляемый матерью живой интерес к учению дочери помогает ей лучше учиться. Она много читает и охотно рассказывает матери о прочитанном. Мать и дочь, работая на огороде или выполняя дома какие-либо хозяйственные дела, оживленно беседуют о прочитанных недавно рассказах Чехова, о путешествиях Пржевальского, об использовании атомной энергии в мирных целях. Нередко в этих беседах принимает участие и старший брат.
В этой семье искренний и постоянный интерес родных к учению девочки способствовал ее умственному развитию, заставлял ее тренировать свою память, напрягать волю, думать, рассуждать.
Огромное значение имел интерес старших членов семьи к учению Маруси для возникновения дружбы, близости между матерью, девочкой и ее старшим братом. Они всегда рассказывали друг другу о своих делах, взаимоотношениях с людьми. Однажды брат Маруси, осуждая неуспевающих учеников, одноклассников Маруси, сказал, что из них вряд ли получатся хорошие работники, а колхозу не нужны лодыри, безответственно относящиеся к делу. Девочка об этом сказала на классном собрании, где шла речь об отстающих учениках.
Таким образом, в семье интересовались всем, что происходило в школе, а Маруся свои учебные успехи уже начала в какой-то мере связывать с будущим своим участием в колхозном хозяйстве.
Одна из важнейших задач родителей — помочь формированию у подростков правильного отношения к учителям.
В связи с тем, что у подростков развивается критичность мышления, они нередко склонны критически относиться к педагогам. Каждого учителя-предметника пятиклассники сравнивают с преподавателем, который учил их в начальных классах и уделял им много внимания. Сравнение не всегда получается в пользу новых учителей, которые не могут так же много времени и внимания уделять каждому ученику, как это делал учитель в младших классах. В семье нередко подростки заявляют, что «учитель арифметики плохо преподает», «учительница русского языка зря придралась к отличнику», «у учительницы географии есть «любимчики» и т. д.
Школьники иногда в присутствии родителей рассказывают о своих проделках в классе, дают учителям прозвища.
Родителям следует с необходимым тактом, но самым решительным образом пресекать эти разговоры, иначе у подростка может укрепиться неправильное отношение к учителю, а следовательно, и к изучению предмета, который он преподает. Надо разъяснить детям, что каждый учитель заинтересован в том, чтобы они хорошо усвоили его предмет. Пятиклассники это уже не малыши, и они обязаны помогать учителю хорошо провести урок своим внимательным отношением к каждому его слову, соблюдением строгой дисциплины, хорошей подготовкой домашних заданий.
Родители должны выражать возмущение неуважительным отношением своих детей к педагогам, напоминать, что советским учителям оказывают высокое доверие государство и Коммунистическая партия, об учителе с огромным уважением говорил Владимир Ильич Ленин.
Родителям необходимо лично познакомиться с учителями своих детей, систематически бывать в школе.
Следует настойчиво разъяснять подросткам, что только тот, кто по-настоящему овладевает знаниями, сможет стать полноценным работником и займет достойное место в советском обществе. Показывать это нужно на конкретных и понятных детям примерах. Подростки восхищаются выдающимися полководцами, героями труда, писателями, изобретателями, артистами. Надо подчеркивать, что эти люди завоевали всеобщее уважение прежде всего благодаря тому, что они всегда упорно овладевали знаниями.
Но мало содействовать воспитанию у подростков сознательного и ответственного отношения к учебному труду. Надо всячески помогать школе развивать у них пытливость и глубокий интерес ко всем учебным предметам, к различным отраслям знаний. Кому из родителей не приходится слышать от своих детей-подростков, что одни учебные предметы они любят, а другие нет. Здесь, конечно, многое зависит от педагогов, но немало могут сделать и родители. Предположим, подросток охотно учит уроки по литературе и истории, но «со скрипом» занимается физикой и математикой. Полезно приобрести для него книжки «Занимательная математика» и «Занимательная физика», купить технические игрушки, игры с которыми требуют решения интересных математических задач, сходить с подростком на строительную выставку, показать новые архитектурные сооружения и разъяснить, что, не зная физики и математики, невозможно было бы создать все это. Наконец, помочь школе в организации встреч детей с инженерами, передовыми рабочими и попросить их рассказать подросткам, какое значение для их профессий имеет знание точных наук.
В тех случаях, когда подростки интересуются только точными науками и пренебрежительно относятся к гуманитарным — русскому языку, истории, литературе, географии, — надо побывать с ними в литературном, историческом, краеведческом музеях, достать увлекательные книги, которые могут пробудить интерес к этим предметам, помочь подросткам почувствовать и оценить романтику путешествий, красоту русского языка, показать необходимость знания иностранных языков.
Родителям надо поддерживать постоянную связь с классным руководителем, встречаться с учителями-предметниками, чтобы знать, как продвигаются их дети в учении, какие замечены недостатки в их занятиях по каждому предмету, посоветоваться, что может сделать семья для того, чтобы ученик с большим интересом и добросовестностью готовил домашние задания.
Со своей стороны родители должны рассказать учителю о своих наблюдениях за школьником дома: достаточно ли серьезно он занимается каждым учебным предметом, что его затрудняет, что увлекает, как он реагирует на хорошие и плохие отметки, какие он задает вопросы, какие изменения наблюдаются в его волевых качествах: возрастают ли настойчивость, инициатива, упорство в учебном труде; в какой мере его волнуют успехи, неудачи в учебной работе его товарищей и всего класса.
Для того чтобы родители могли обо всем этом рассказать учителям, им необходимо внимательно наблюдать за детьми, создать с ними отношения доверия и дружбы.
Надо следить за тем, чтобы школьник выполнял режим дня и садился за приготовление уроков в определенное время, чтобы у него были нужные учебники и письменные принадлежности, которые должны содержаться в безукоризненном порядке.
Совершенно необходимо родителям ежедневно просматривать дневники детей. Дневник это очень важная форма повседневной связи между учителями и родителями. В нем учителя обычно пишут, на что школьнику надо обратить внимание для того, чтобы восполнить пробелы в знаниях, отмечают успехи учащихся в овладении учебным материалом, в выполнении практических задач, в поведении на уроках. Это дает родителям возможность узнавать о недостатках и достижениях в занятиях детей, делает их помощь детям более конкретной и эффективной.
В дневниках должны аккуратно записываться все заданные на дом уроки. Часто учащиеся, не записав в классе задания, дома затем не могут вспомнить, что задано.
Если в дневнике поставлена плохая отметка, следует, не откладывая, выяснить, за что она поставлена, принять меры к ее исправлению.
Но надо учитывать, что для ученика, который долго не успевал по какому-либо предмету, получить «тройку» — значит заслужить неплохую оценку, потому что эта «тройка» — плод его серьезных усилий.
И в то же время для способного ученика, которому легко дается учение, «тройка», а иногда и «четверка» могут считаться неудовлетворительными отметками.
Таким образом, беседуя с подростками по поводу их отметок в дневнике, надо учитывать те усилия, которые они затрачивают на усвоение знаний по тому или иному предмету.
Когда школьники выполняют домашние задания, надо следить, чтобы они соблюдали правильную позу при письме и чтении. К сожалению, на позу детей во время занятий очень мало обращают внимания и учителя, и родители. У подростков возникает сутулость, искривление позвоночника, что отрицательно отражается на развитии всего их организма.
Учащиеся V—VII классов во время домашних занятий должны делать 10—15-минутные перерывы через 45—50 минут.
Учебный труд требует от школьников значительного напряжения, и те подростки, у которых не развиты волевые стороны характера, требуют особенно строгого и систематического контроля со стороны родителей, ибо он их организует, дисциплинирует, помогает тренировать волю.
Но и добросовестных, и прилежных учащихся тоже целесообразно контролировать, однако здесь контроль может быть ограниченным и проводиться время от времени.
Подростки часто восстают против контролирования их учебной работы, говорят, что родители обижают их своим недоверием, что они уже немаленькие и т. д. Надо убедить школьников, что контроль необходим, что он помогает вовремя обнаружить и исправить недостатки, приучить подростков смотреть на проверку их знаний, как на естественную и обязательную.
Но, контролируя учебную работу подростков, родители иногда делают это неправильно. Например, проверяя выполнение устных заданий, они следят по учебнику, насколько хорошо школьник запомнил материал. И, если он рассказывает задание своими словами, родители упрекают его за то, что он плохо выучил урок. В результате учащийся начинает заданный текст просто-напросто зазубривать, и это, разумеется, приносит огромный вред.
Относительно характера и содержания контроля за выполнением учащимися домашних заданий по разным предметам непременно следует посоветоваться с учителем.
Родители, имеющие среднее и высшее образование, и старшие братья и сестры, обучающиеся в VIII—XI классах, в состоянии контролировать занятия учащихся V—VII классов по существу. Но не следует опекать школьников, подсказывать им решение задач по физике и математике, диктовать им планы и содержание домашних сочинений. Надо помнить о необходимости приучать подростков к самостоятельности, к преодолению трудностей в усвоении сложного учебного материала, к активной работе мысли. От того, насколько прочно у них будет выработана привычка к самостоятельному учебному труду • в подростковом возрасте, зависят их дальнейшие успехи в учении.
Некоторым школьникам учение дается легко, с уроками они справляются быстро и обычно получают хорошие и отличные отметки. Родители в этом случае считают, что контролировать учебную работу детей нет необходимости. Это ошибка. Родители должны время от времени проверять, достаточно ли глубоко и прочно усваивают школьники материал. Нередко ученик быстро все схватывает, но запоминает непрочно, знания у него поверхностные. Учителю не всегда удается это своевременно обнаружить, и ему очень серьезно могут помочь родители. Кроме того, привыкнув быстро выполнять домашние задания, школьник постепенно перестает быть упорным, усидчивым в учебном труде. Необходимо обратиться к учителям с просьбой давать такому учащемуся дополнительные задания, а самим требовать, чтобы, например, задаваемые на дом сочинения он писал обстоятельно, собрав достаточный материал, читал дополнительную литературу.
Есть школьники, которым, наоборот, усвоение учебного материала дается с трудом. Надо особенно внимательно отнестись к их режиму, стараться создать благоприятные условия для их занятий.
Порой родители делают ошибку, упрекая своих детей за то, что они не получают хороших и отличных отметок, тогда как эти школьники относятся к выполнению домашних заданий добросовестно, затрачивают на них немало времени. Прежде всего, посоветовавшись с учителями, необходимо решить, как помочь школьнику преодолеть трудности в учении. Надо поощрять каждое его усилие, каждый даже самый маленький успех. Очень полезно, чтобы учащийся готовил уроки вместе с более сильным товарищем. Коллективный учебный труд обычно проходит легче, успешнее, но очень важно следить за тем, чтобы каждый думал над заданием самостоятельно и не пользовался подсказками.
У слабоуспевающих школьников особенно важно создавать интерес к учебным предметам. Наглядно показать, какие возможности в будущем труде даст полученное ими в школе образование; указать примеры, когда отстававшие ранее ученики становились отличниками, благодаря внимательному отношению к объяснениям учителя на уроках, упорному труду над выполнением домашних заданий.
Когда подросток отстает в учении, родителям прежде всего необходимо разобраться в причинах его отставания. Если оно вызвано пропуском уроков по болезни, надо посоветоваться с учителем относительно того, как помочь учащемуся восполнить пробелы в знаниях и догнать своих товарищей. Нередко возникает необходимость в дополнительных занятиях с педагогом. Если отставание вызвано тем, что подросток слишком много времени уделяет художественной самодеятельности, спорту или другим внешкольным занятиям, вместе с учителем следует добиться, чтобы он прекратил эти занятия, пока не подтянется в учении. В тех же случаях, когда подросток отстает по лености, надо заставлять его изо дня в день систематически заниматься и доводить выполнение каждого учебного задания до конца. В этих случаях также очень помогает, если отстающий ученик занимается не один, а вместе с кем-нибудь из товарищей по классу.
Мы обращаем внимание родителей на то, что надо терпеливо заставлять подростка систематически заниматься и одновременно действовать на его лучшие чувства, напоминая ему о чести советского школьника, пионера, комсомольца, о том, что получение образования является его долгом перед семьей и государством.
Старшие члены семьи должны предъявлять подросткам следующие требования при подготовке ими домашних заданий:
1. Начинать подготовку с наиболее трудных предметов.
2. До начала работы просмотреть свои записи в тетради, припомнить и рассказать вслух, что объяснял учитель на уроке.
3. Внимательно прочитать по учебнику заданный материал (если сразу не усвоил, то прочитать два-три раза) и рассказать его вслух.
4. Выписать незнакомые слова, смысл которых непонятен, постараться найти их в словаре или спросить у старших членов семьи.
5. Законы, правила, важные формулировки заучивать наизусть.
6. Чисто и аккуратно выполнять письменные задания. Если они написаны небрежно или неправильно, переписать их заново.
7. Аккуратно и красиво выполнять чертежи и рисунки. В случае неудачи, терпеливо их переделать.
8. Старательно выполнять практические домашние задания: произвести нужные опыты, изготовить наглядные пособия, сделать измерения и т. д. (родители должны создать подросткам для этого необходимые условия).
9. Постоянно проверять себя, привыкать к самоконтролю. Непременно исправлять ошибки.
Добиться выполнения этих требований можно лишь при условии, если родители будут советоваться с учителями-предметниками, и, следовательно, иметь ясное представление о том, как их дети учатся в школе.
Для того чтобы помогать детям лучше учиться и содействовать школе в борьбе с неуспеваемостью школьников, родителям следует почаще обмениваться опытом.
Хорошие манеры
Совершенно недостаточно ограничиваться воспитанием у детей только вежливости. Одновременно надо воспитывать у них хорошие манеры.
К сожалению, не во всех семьях придается значение воспитанию хороших манер у детей. Некоторые родители даже считают понятие «хорошие манеры» отжившим. Само это понятие за последнее время очень редко употребляется в школах, в семьях и в педагогической литературе.
Между тем воспитание хороших манер совершенно необходимо. Кто не знает, что нередко даже в общем хорошо воспитанные дети производят неблагоприятное впечатление только потому, что они много жестикулируют, ходят вразвалку, не умеют держать себя за столом.
Родителям прежде всего следует воспитывать у ребят привычку держать себя просто и скромно, быть приветливыми, благожелательными и вместе с тем ни в коем случае ненавязчивыми.
Очень тягостно бывать в обществе людей, которые всегда хмурятся, разговаривают с окружающими сухо, холодно, высокомерно. К таким людям редко кто захочет обратиться за советом, помощью. Они, может быть, по существу и добрые, и чуткие, но из-за неприятной манеры держаться их сторонятся.
И, наоборот, приветливые, благожелательные люди, которые относятся к окружающим тепло, вызывают к себе положительное отношение. В их обществе все чувствуют себя свободно и легко.
Ведь одно дело поздороваться или пожелать «доброго утра» приветливо, благожелательно, и другое дело сказать это сухо, формально, грубым тоном. Вот подросток сидит за столом развалившись, раздирает ложкой кусок мяса, обливает скатерть чаем. Пусть он даже проявит вежливость и извинится за неуклюжесть и неаккуратность, но он уже успел испортить аппетит и вызвать неприятное чувство у всех окружающих.
Что же прежде всего относится к хорошим манерам?
Умение выражать приветливое и благожелательное отношение к людям. В любых условиях держать себя скромно: не быть суетливым, не жестикулировать, не заглядывать в зеркало, не поправлять без конца прическу, воротничок, пояс, галстук.
Здороваясь или прощаясь, не давать руку первым, держать ее на уровне локтя, соединив пальцы, слегка пожимать руку человеку, которого приветствуешь.
Следить за своей походкой, за позами, сидеть не разваливаясь, не расставлять ноги, не держать руки в карманах.
За столом сидеть прямо и подтянуто, не класть на стол локти, правильно пользоваться ложкой, ножом и вилкой; есть аккуратно, не ронять пищу, не обливаться, пододвигать соседям по столу столовые приборы.
Если подростка приглашают к столу и ему хочется есть, сказать «с удовольствием» и принять приглашение. Не следует говорить, что сыт, отказываться и «ломаться».
Не обращаться к собеседнику, наклоняясь корпусом через соседа.
Не говорить слишком много о себе, особенно о своих успехах, удачах, приобретениях, проявлять искренний интерес к жизни и делам человека, с которым беседуешь.
Если подросток закашлялся или почувствовал необходимость чихнуть, он должен немедленно воспользоваться платком.
Если подросток видит, что кто-то проявил неловкость, он должен не подавать вида, что заметил это.
При выходе из театра, из клуба, из автобуса не толкаться, не стремиться опередить других.
Подростки должны знать, что хорошие манеры — это непременный признак высокой культуры поведения.
Опыт показывает, что если родители упорно вырабатывают у детей хорошие манеры и достигают в этом отношении известных результатов, то они добиваются одновременно и дисциплины в их поведении.
Надо сказать, что выработка у детей хороших манер — дело трудное и кропотливое. Если подростки с малых лет не привыкли все делать красиво и у них создалось убеждение, что это необязательно, то переубедить их бывает непросто. Они порой сопротивляются, говоря, что все ребята держат себя так же и неудобно выделяться. Поэтому очень важно всем родителям учащихся данного класса на родительских собраниях договариваться между собой о воспитании у школьников хороших манер и быть в этом отношении очень последовательными.
Решающее значение в воспитании у подростков хороших манер имеет показ и упражнение. Подростков следует обучать хорошим манерам, показывая им, как надо поздороваться, проститься или извиниться, в какой позе следует сидеть, как надо исправить свою походку, как держать себя за столом во время еды.
Но мало показать подросткам, как все это делать, надо приучать их поступать именно таким образом.
В семье П. двое детей, Варя и Коля — близнецы. Оба учатся в VII классе. Родители долгое время не придавали значения воспитанию у своих детей хороших манер, но после бесед с педагогами начали самым настоящим образом тренировать ребят. Отец показывал сыну, как надо подавать пальто матери и сестре, а потом заставлял его это повторить, причем не один раз. И так во всем остальном. Родители настаивали, чтобы дети постоянно поступали так, как их учили отец и мать. Они строго следили за манерами детей, поощряли их успехи.
Между прочим, родители П. отмечали, что, как только они ослабляли свое внимание к детям, те вновь начинали держать себя по-прежнему. Поэтому родители постоянно контролировали детей и тренировали их до тех пор, пока хорошие манеры не вошли у них в привычку.
Важно отметить, что отец и мать очень много делали для того, чтобы выработать хорошие манеры также у подруг и товарищей своих детей. Варя и Коля, со своей стороны, старались влиять на одноклассников и нередко делали им дружеские замечания по поводу неумения правильно себя держать.
Сдержанность
Сдержанность означает умение согласовывать личные интересы, желания и свое поведение с интересами коллектива, в частности, с интересами членов семьи. Если подросток ведет себя сдержанно, он тем самым проявляет уважение к окружающим его людям.
Конкретно сдержанность выражается в выполнении примерно следующих правил поведения:
Если родители, педагоги или товарищи критикуют подростка за недостатки в учебной работе или поведении, он должен спокойно выслушать все до конца. В случае если он с чем-то не согласен, он может возразить, но непременно в тактичной форме.
Не следует выражать слишком бурно негодование, если что-нибудь не нравится или возмущает.
Относительно замеченных недостатков в поведении или внешнем виде кого-то из товарищей или подруг лучше сказать им наедине, причем благожелательным тоном (например, что не следует слишком громко смеяться на улице, что у товарища мятый костюм, нелепая прическа и т. д.).
Если подростка что-то восхищает или радует, он должен выражать свои чувства так, чтобы это не мешало окружающим (особенно об этом важно помнить, когда школьники находятся в общественных местах, смотрят спектакль, кинофильм и т. д.). Вообще слишком громко смеяться не следует.
Проявлять терпение, выдержку, не «ныть», если приходится ждать выполнения какого-либо обещания, начала театрального представления, стоять в очереди и т. д.
Не вступать в ссору с младшими братьями и сестрами, не кричать на них, если они шумят или без разрешения берут игрушки, книги, письменные принадлежности, а спокойно останавливать и разъяснять, что этого делать нельзя.
Если подросток присутствует на утреннике, на вечере или в гостях и ему хочется выступить с декламацией, с пением, он должен подождать, когда его попросят, в крайнем случае скромно высказать свое желание.
В ответ на приглашение — не ломаться, а охотно дать согласие. Если слушателям исполнение не понравилось, — не дуться, благожелательно отнестись к успеху других.
Если школьнику удалось завладеть вниманием окружающих, не следует этим злоупотреблять. Надо дать возможность проявить инициативу и активность другим участникам вечера.
Такое качество, как сдержанность, прямым образом зависит от воспитания у подростков воли, от их умения управлять собой. Следует приучать их быть сдержанными при любых обстоятельствах. Для этого надо разъяснять им указанные правила и проследить за тем, чтобы они непременно их выполняли.
Но случается и так, что подросток, казалось бы, целеустремлен, решителен, настойчив, инициативен, умеет себя контролировать, он очень хорошо понимает, в чем должна проявляться сдержанность, и все же часто бывает несдержан, нетерпелив, резок, легко возбуждается, мешает окружающим и т. д. В чем тут дело?
Иногда это зависит от недостаточно уравновешенной или же расстроенной нервной системы подростка. В этих случаях необходимо серьезно заняться его лечением. Но во многих случаях такое поведение вызывается неправильным отношением к подростку со стороны взрослых, которые бывают бестактны, разговаривают с ним резким тоном. Дети переживают чувство глубокой обиды и начинают вести себя вызывающе, не считаясь с требованиями взрослых. Им кажется, что этим они доказывают свое право на «взрослость».
Поэтому, если родители хотят приучить подростка быть сдержанным, то им необходимо, наряду с требовательностью, проявлять по отношению к нему такт, справедливость и уважение, разговаривать с ним спокойно, не оскорблять его достоинства.
Очень важно обратить внимание подростков на то, что нередко они склонны осуждать других за отсутствие у них выдержки, а между тем сами ее не проявляют. Здесь опять-таки следует использовать стремление подростка быть похожим на взрослого. Сказать ему, что шумливость, капризы, бурные проявления недовольства, нетерпеливость, бестактность обычно свойственны только плохо воспитанным маленьким детям, и если все это проявляется у подростка, — значит, окружающие будут к нему относиться, как к маленькому.
Воспитывая у подростков сдержанность, нельзя ограничиваться только запретами. Это качество следует вырабатывать в процессе организации жизни и труда детей. Например, если подросток стремится быстро выполнить учебное задание с тем, чтобы скорее уйти играть на улицу, надо напомнить ему о необходимости готовить уроки тщательно, не спеша.
Если подросток взялся за какую-то работу и она у него не получается, нельзя допускать, чтобы он бросил ее незаконченной. Следует его подбодрить, помочь ему, требовать, чтобы он довел работу до конца.
При организации игр необходимо следить за тем, чтобы дети не очень кричали, не возмущались, когда оказываются побежденными, не поднимали визга при удачах и победах. Если при этих обстоятельствах подростки будут вести себя сдержанно, то у них постепенно выработается способность затормаживать себя во всех необходимых случаях.
Для воспитания сдержанности следует очень широко использовать метод поощрения. Как только родителям удастся добиться в воспитании у подростка сдержанности хотя бы небольших успехов, необходимо закреплять это путем поощрения. Выразить школьнику свое одобрение, сказать ему, что, оказывается, у него довольно сильная воля и он умеет брать себя в руки.
Обычно это помогает подростку почувствовать, что у него есть некоторые достижения в работе над своим характером. Он радуется успехам, начинает больше себя уважать и, естественно, стремится к дальнейшему совершенствованию.
3. Воспитательное значение примера поведения взрослых
Успех воспитания у подростков вежливости, сдержанности и хороших манер в большой мере зависит от культуры поведения окружающих их взрослых и, в частности, старших членов семьи.
Многие взрослые люди не могут содействовать формированию у детей вежливости и хороших манер потому, что сами ими не обладают?
Вот отец и сын входят в трамвай и сталкиваются с женщиной, которая держит в руках коробку. Отец второпях толкнул женщину, та выронила коробку. Вместо того, чтобы извиниться и поднять ее, отец на замечание женщины резко ответил:
— Надо держать вещи в руках покрепче, — и увлек сына вперед.
Несколько пассажиров высказали свое возмущение.
— Она сама виновата, — неожиданно огрызнулся мальчик, — нужно было раньше выходить.
Совершенно очевидно, что именно отец дал сыну повод для грубого, бесцеремонного поведения.
А вот иной случай.
Отец, мать, сын-подросток и дочь-дошкольница, входя в вагон метро, столкнулись с женщиной, которая несла в бумажном пакете яблоки. Кто-то из них нечаянно задел женщину, она выронила пакет, и яблоки покатились по платформе.
Семья тотчас вышла из вагона, родители извинились перед женщиной, затем все дружно принялись собирать яблоки и укладывать их в пакет.
Эти родители показали детям пример правильного, культурного поведения.
На детей оказывает большое положительное влияние хороший пример не только родителей, но и вообще всех взрослых.
Валя, ученица V класса, подошла к колонке, чтобы набрать воды. Сзади нее встала женщина с ведрами. Валя обернулась к ней и сказала:
— Пожалуйста, наливайте, а я потом.
— Ничего, девочка, я подожду, — улыбнулась женщина.
— Нет, пожалуйста, — настаивает Валя, которая не раз видела, как эта женщина уступала очередь ее матери.
Трудно преуменьшить воспитательное значение для детей примера старших. Каждый взрослый человек не только сам должен быть образцом вежливости и сдержанности, но и постоянно требовать выполнения правил вежливости и сдержанности от всех окружающих. Если в семье все относятся друг к другу вежливо и заботливо, если члены семьи культурно ведут себя в повседневной жизни, то дети с малых лет овладевают хорошими манерами, и это становится естественной формой их поведения. При таких условиях не возникает необходимость специально тренировать школьников.
Нередко родители спрашивают: как быть, если в общей квартире или по соседству живут взрослые люди, которые постоянно ведут себя некультурно, развязно, ругаются?
Такое окружение губительно для детей. Тревога родителей законна.
Надо разъяснять этим людям, что так вести себя недопустимо. Иногда об их безобразном поведении в быту надо сообщать в партийные и профсоюзные организации, по месту работы этих людей, о них следует ставить вопрос на собраниях жильцов дома, разъяснять, что их грубость отрицательно влияет на молодое поколение, единодушно требовать от них сдержанного и вежливого поведения, особенно в присутствии детей. Этот вопрос не может считаться частным, второстепенным, ибо от правильного воспитания молодой смены зависит успех великого дела строительства коммунизма.
Некоторые родители делают ошибку, пытаясь оправдать недостойное поведение взрослых людей. Они говорят детям: «Этот человек хороший, но нервный», «Наша соседка добрая, но она устает на работе и потому так раздражается».
Разумеется, бывает итак, что вежливые люди порой допускают резкости. Детям это так и следует объяснить. Но если грубость, развязность и бесцеремонность у того или иного человека проявляется систематически, нет необходимости его оправдывать.
Родители порой возражают, говоря, что дети должны уважать всех старших без исключения, особенно родственников, — значит, поневоле приходится оправдывать их поведение.
Но ведь дело в том, что дети чрезвычайно проницательны. Особенно это относится к подросткам. В этом возрасте школьники вырабатывают свою точку зрения и в большинстве своем осуждают грубость и развязность. Если же подростки видят, что родители, которые им нередко напоминают о необходимости быть вежливыми и подтянутыми, снисходительно относятся к грубому, некультурному поведению взрослых, — они разочаровываются в самих родителях, начинают считать их неискренними людьми. Когда родители честно и прямо дают отрицательную оценку некультурному поведению любого человека, независимо от того, родственник он или не родственник, то подростки видят, что родители последовательны в своих суждениях, они одинаково требовательно относятся ко всем людям.
Многие родители в таких случаях говорят подросткам: «Да, этот человек не умеет культурно себя вести, он плохо воспитан. К сожалению, у нас еще встречаются такие люди. Но они могут измениться только в том случае, если на них будут влиять все окружающие, и вам, школьникам, нужно быть по отношению к ним сдержанными и вежливыми».
Подобные беседы помогают оградить подростков от пагубного влияния этих людей и вместе с тем предупреждают проявление детьми бестактности по отношению к таким людям.
Необходимо добиваться, чтобы все школьники вели себя культурно не только в школе и дома, но и в метро, автобусах, трамваях, в кино, театре и других общественных местах.
Порой мы очень остро реагируем на проявление невежливости и развязности со стороны наших собственных детей, но совершенно равнодушно относимся к некультурному поведению и грубым поступкам других школьников. Между тем если бы родители не мирились с таким поведением у всех учащихся, то они тем самым помогали бы друг другу в воспитании детей.