Родители и дети: (Воспитание детей в семье)(фрагмент)



3. Что побу­ждает детей к труду

Роди­те­лям важно знать, что вос­пита­тель­ное зна­че­ние и каче­ство труда под­рост­ков в семье в очень большой мере зависят от мотивов их труда, то есть от тех побу­жде­ний, которые заста­в­ляют детей рабо­тать.

Эти побу­жде­ния могут быть высокие, бла­го­род­ные, а могут быть и эго­и­сти­че­ские. Наблю­де­ния за школь­ни­ками и беседы с ними и их роди­те­лями поз­во­лили уста­но­вить сле­ду­ю­щие мотивы труда под­рост­ков.

Стрем­ле­ние помочь старшим членам семьи, дать им воз­мож­ность отдох­нуть или доставить им удо­воль­ствие, выпол­нив какую-то работу.

Многие школь­ники, не ожидая, когда им что-то поручат роди­тели, сами наводят порядок в квар­тире, при­но­сят дрова, воду, к приходу роди­те­лей с работы разо­гре­вают .обед или ужин.

Очень многие школь­ники к празд­нич­ным дням или ко дню рожде­ния готовят старшим членам семьи подарки, напри­мер: выпи­ли­вают рамку для фото­гра­фии, выши­вают коф­точку, рубашку, вяжут шарф и т. п. В боль­шин­стве случаев все это гото­вится тайно, чтобы пора­до­вать родных нео­жи­дан­ным подар­ком. Все это фор­ми­рует и укреп­ляет при­вычку заботиться о других, доста­в­лять радость близким людям.

Факты пока­зы­вают, что школь­ники, которые дома помо­гают родным, забо­тятся о них, охотно помо­гают и това­ри­щам, про­я­в­ляют само­сто­я­тель­ность, ини­ци­а­тиву, по соб­ствен­ному желанию берутся за наи­бо­лее трудные дела. Так, напри­мер, когда уча­щи­еся одной из сель­ских школ пришли рабо­тать в кол­хозный сад, семи­клас­с­ница Валя Иванова вызва­лась выпол­нять самую непри­ят­ную работу — под­ре­зать сухие ветки у колючего шипов­ника. Примеру Вали после­до­вали и ее подруги. Эта же девочка первая пред­ло­жила кол­лек­тивно вышить ска­терть в подарок ком­со­мол­кам, уехав­шим рабо­тать на целин­ные земли. Валя живет вдвоем с матерью и очень заботится о ней, ста­ра­ясь осво­бо­ждать ее от домаш­ней работы.

Школь­ники, которых в семье при­у­чили помо­гать старшим, тру­диться для семьи, отли­ча­ются ини­ци­а­тив­но­стью, стрем­ле­нием оказать помощь другим, чув­ством обще­ствен­ного долга.

И это есте­ственно, так как совет­ская семья — это тру­до­вой кол­лек­тив, в котором при правиль­ном вос­пита­нии дети полу­чают первые навыки труда на общую пользу, чувство долга перед семьей пере­ра­с­тает затем в чувство долга перед обще­ством.

Желание заво­е­вать ува­же­ние старших и занять достойное место в семей­ном кол­лек­тиве.

Наблю­дая жизнь своей семьи, семей това­ри­щей, под­ростки видят, что ува­же­нием и любовью родных поль­зу­ются те, кто тру­дится. Если старшая сестра все свое сво­бод­ное время отдает только раз­вле­че­ниям, а по хозяйству ничего не делает, — ее то и дело назы­вают без­дель­ни­цей, мать на нее всем жалу­ется, никто сестру в семье не уважает.

А если, напри­мер, старший брат осво­бо­ждает мать от трудной физи­че­ской работы, во всем ей помо­гает, если у него «золотые руки» и он, когда нужно, запаяет ведро или кастрюлю, починит забор — с ним счита­ются в доме, мать спра­ши­вает у него совета, все его уважают, и он зани­мает в семье почет­ное поло­же­ние.

Эти наблю­де­ния помо­гают под­ростку понять: чтобы добиться ува­же­ния членов семьи, надо дома тру­диться. И в самом деле, стоит ему пред­ло­жить матери свои услуги, сходить в магазин или, по примеру стар­шего брата, наколоть дрова, при­не­сти воды, как мать уже назы­вает его своим помощ­ни­ком, про­я­в­ляет к нему больше вни­ма­ния, ува­же­ния. И это для под­ростка лучший вид поощре­ния.

Желание закалить в труде волю и харак­тер.

Для под­рост­ков харак­терно стрем­ле­ние к само­вос­пита­нию. Прежде всего у многих из них воз­ни­кает желание зака­лять свою волю и харак­тер. Обычно это про­ис­хо­дит под вли­я­нием примера выда­ю­щихся людей, о которых они читали в книгах или слышали в школе, дома; причем под­ростки узнают, что сильная воля и твердый харак­тер выко­вы­ва­ются прежде всего в труде. Многие школь­ники спе­ци­ально берутся за неин­те­рес­ную и трудную работу только для того, чтобы совер­шен­ство­вать себя.

Ученица VII класса Лида насто­яла, чтобы мать раз­ре­шила ей стирать белье, хотя сама всегда гово­рила матери, что терпеть не может этой работы. Ее брат Леня, ученик VI класса, не желая отстать от сестры, вычи­стил запу­щен­ное стойло для коровы и починил изго­родь.

Лида и Леня как-то зас­по­рили, каким образом надо в даль­нейшем зака­лять свой харак­тер. Леня решил купаться в реке до первого мороза и, кроме того, каждое утро делать гим­на­сти­че­ские упраж­не­ния с ломом. А Лида уверяла его, что это бес­смы­сленно. Она посо­вето­вала брату лучше вырыть погреб. А когда он воз­ра­зил, сказав, что это «против­ная работа», она заявила: «Вот и хорошо. Это поможет сделать сильным твой харак­тер». И Леня с ней согла­сился.

Стрем­ле­ние посред­ством труда гото­вить себя к будущей про­фес­сии.

Семи­клас­с­ница Валя Б. пред­по­ла­гает после окон­ча­ния средней школы рабо­тать на живот­но­вод­че­ской ферме. Она усердно уха­жи­вает дома за коровой, готовит для нее корм, чистит хлев.

Вось­ми­клас­с­ник Ваня В. мечтает стать геоло­гом. Он зачи­ты­ва­ется книж­ками о геоло­ги­че­ских раз­вед­ках. Ване известно, что геолог должен уметь гото­вить пищу, чистить и мыть посуду, убирать жилище, чинить одежду, и мальчик усердно выпол­няет раз­но­об­разные «женские» дела, при­об­ретая навыки, которые, он знает, непре­менно при­го­дятся ему в будущем.

Подоб­ных при­ме­ров можно при­ве­сти немало. Многие под­ростки вполне созна­тельно зани­ма­ются такими видами труда, которые уже сейчас в какой-то мере готовят их к избран­ной про­фес­сии. Этот мотив тру­до­вой дея­тель­но­сти осо­бенно харак­те­рен для тех под­рост­ков, которые решили выбрать про­фес­сию такую же, как и их роди­тели.

Известно немало семей, где из поко­ле­ния в поко­ле­ние пере­да­ются тру­до­вые тра­ди­ции и любовь к опре­де­лен­ной про­фес­сии. Роди­тели не только умеют пере­дать детям любовь к своему делу, но и воз­бу­ждают у них желание выра­бо­тать в себе те каче­ства, без которых успеш­ная работа в этой области невоз­можна.

Итак, изу­че­ние опыта тру­до­вого вос­пита­ния детей в семье пока­зало, что во многих случаях к труду под­рост­ков побу­ждает стрем­ле­ние оказать помощь членам семьи, желание заво­е­вать у них ува­же­ние, стрем­ле­ние посред­ством труда закалить свою волю, выра­бо­тать сильный харак­тер и гото­вить себя к будущей про­фес­сии.

Все эти мотивы труда под­рост­ков содействуют фор­ми­ро­ва­нию у них таких высоких нрав­ствен­ных качеств, как тру­до­лю­бие, чувство обще­ствен­ного долга, чут­кость. Такую поло­жи­тель­ную напра­в­лен­ность тру­до­вой дея­тель­но­сти под­рост­ков надо вся­че­ски под­дер­жи­вать.

Но в ряде случаев мотивы труда под­рост­ков бывают очень огра­ни­чен­ными или узко­эго­и­сти­че­скими, и тогда их тру­до­вая дея­тель­ность не спо­соб­ствует фор­ми­ро­ва­нию нрав­ствен­ных качеств.

Покажем это на при­ме­рах.

В двух сосед­них садах тру­ди­лись семи­клас­с­ницы Лида и Катя. Их все знали как юннатов-цвето­во­дов. Торо­пясь управиться с работой до темноты, девочки бойко рыхлили и удо­бряли землю, делали лунки, бережно сажали в них клубни геор­ги­нов. Девочек отде­ляла друг от друга лишь низень­кая изго­родь, ничуть не мешав­шая им вести беседу.

Лида обра­ти­лась к подруге:

— Завтра — послед­ний вечер, когда еще можно сажать цветы, и я не успею. Пов­то­ряла алгебру — упу­стила время.

— А я со своими делами справи­лась, — отклик­ну­лась Катя. — Послед­ний куст сажаю. И алгебру выучила.

— Помоги мне, Катя, — несмело попро­сила Лида.

— Что ты! Мне некогда.

— Так ты же все кончила.

— Ну и что же? Поми­доры еще буду выса­жи­вать.

— Их можно позднее, а цветы нельзя, сама знаешь.

Катя в ответ пожала плечами и подруге так и не помогла.

Несо­мненно, в вос­пита­нии Кати был допущен серьезный пробел. Катя выпол­няла только ту работу, которая при­но­сила пользу ей самой. Когда педа­гоги и роди­тели спо­хва­ти­лись и взялись за испра­в­ле­ние Кати, они стол­к­ну­лись с боль­шими труд­но­стями.

В школе Кате пору­чили «под­тя­нуть» по алгебре ученицу, которая про­пу­стила занятия по болезни. Катя начала грубо упре­кать подругу за «нес­по­соб­ность» к мате­ма­тике, и та отка­за­лась зани­маться с Катей.

Путь был один: реши­тельно осу­ждать эгоизм Кати, тер­пе­ливо, настой­чиво и после­до­ва­тельно при­у­чать ее помо­гать родным и това­ри­щам, вся­че­ски поощрять каждую ее попытку оказать кому-либо помощь.

Мать гово­рила дочери:

— На твоих клумбах хорошие цветы, но это меня не радует, потому что ты только о своих рас­те­ниях думаешь, а подру­гам не помо­га­ешь, и они тебя сто­ро­нятся, считают плохим чело­ве­ком. Мне это тяжело.

Когда Катя впервые по соб­ствен­ному желанию помогла Лиде про­из­ве­сти опы­ле­ние цветов, мать при­лас­кала дочь, сказала, что теперь она заслу­жи­вает хоро­шего отно­ше­ния к себе.

Мать и дальше тер­пе­ливо раз­ви­вала у дочери желание ока­зы­вать окру­жа­ю­щим помощь. Наста­и­вала, чтобы девочка помо­гала в раз­лич­ных делах то брату, то соседям, то школь­ным това­ри­щам.

Иногда бывает так, что школь­ник с готов­но­стью помо­гает родным, но лишь при условии, если труд ему инте­ре­сен. Мотивом его тру­до­вой дея­тель­но­сти явля­ется интерес к тем или иным видам работы.

Напри­мер, семи­клас­с­ник Влас Л. увле­ка­ется элек­тро­тех­ни­кой и без конца что-то кон­стру­и­рует, при­ду­мы­вает. О нем нельзя было бы сказать, что он не в состо­я­нии при­ме­нить свои знания на прак­тике, в жизни. Влас вместе с другими членами школь­ного элек­тро­тех­ни­че­ского кружка иллю­ми­ни­ро­вал школу к 1 Мая, при­ни­мал участие в кон­стру­и­ро­ва­нии рабо­та­ю­щей модели элек­тро­стан­ции. Власа нередко при­гла­шают соседи, когда у кого-либо испор­тится элек­три­че­ский чайник, утюг, плитка, пылесос, пере­го­рят пробки, — и мальчик с увле­че­нием зани­ма­ется почин­кой.

Но Влас охотно выпол­няет только эту работу, потому что она его увле­кает. Если же мать попро­сит его помочь ей почи­стить кар­то­фель, помыть посуду, он всегда отка­зы­ва­ется.

В этих случаях перед роди­те­лями воз­ни­кает задача посте­пенно, но настой­чиво при­у­чать под­рост­ков выпол­нять неин­те­рес­ную работу. Это поможет вос­пита­нию у них воли и чувства долга.

В ряде случаев дети тру­дятся только потому, что боятся нака­за­ния или стре­мятся «зара­бо­тать» за свое тру­до­лю­бие награду.

Ученица VII класса Таня К. всегда помо­гала матери по суб­бо­там убирать квар­тиру, по заданию учи­тель­ницы есте­ство­зна­ния она рабо­тала на школь­ном учебно-опытном участке — уха­жи­вала за ягод­ни­ком. Но в откро­вен­ном раз­го­воре девочка при­зна­лась, что она все это делала, боясь нака­за­ния. Выяс­ни­лось, что, если Таня не помо­гала матери, та строго нака­зы­вала ее. А на школь­ном участке девочка тру­ди­лась потому, что боялась полу­чить «двойку» по есте­ство­зна­нию. Летом, после экза­ме­нов, когда уже не было опас­но­сти полу­чить «двойку», Таня ни разу не зашла на участок. А когда мать уехала на неделю в гости к родным, девочка до самого ее воз­вра­ще­ния не убирала в доме и нако­пила целую гору немытой посуды. При­выкнув тру­диться только из-под палки, девочка чув­ство­вала отвра­ще­ние ко всякой работе.

Любовь и ува­же­ние к труду невоз­можно вос­питать нака­за­ни­ями. Надо стремиться вызы­вать у под­ростка созна­тель­ное стрем­ле­ние помо­гать старшим членам семьи и кол­лек­тиву. Для этого очень важно вначале давать ему неслож­ные тру­до­вые задания. Напри­мер, перед празд­ни­ком убрать комнату или помочь матери при­го­то­вить обед. Пусть девочка попро­бует под руко­вод­ством матери испечь пирог, а мальчик — про­вер­нуть через мясо­рубку мясо, наре­зать лук, почи­стить овощи. Дети могут ко дню рожде­ний роди­те­лей при­го­то­вить подарки: что-то сшить, связать, сма­сте­рить из дерева. Под­ростки обычно с большим удо­воль­ствием при­ни­мают участие вместе с другими членами семьи в изго­то­в­ле­нии елочных укра­ше­ний или игрушек для малень­ких братьев и сестер. Они с инте­ре­сом берутся за такие дела, как соо­ру­же­ние во дворе катка, ледяной горки, пло­щадки для дош­коль­ни­ков; если под­рост­ков умело орга­ни­зо­вать, они охотно сажают деревья и уха­жи­вают за ними, раз­во­дят цветы в пали­сад­ни­ках и во дворах. И если их вовремя поощрить, а затем помочь им довести эту работу до конца, дать почув­ство­вать радость успеха, это будет началом фор­ми­ро­ва­ния у них ком­му­ни­сти­че­ского отно­ше­ния к труду.

Таким образом, не нака­за­ния, а помощь детям в выборе посиль­ной работы и поощре­ние их первых тру­до­вых успехов — вот что важно для тру­до­вого вос­пита­ния.

Но неко­то­рые роди­тели при этом впадают в проти­во­полож­ную крайность и зло­у­по­тре­б­ляют поощре­ни­ями и награ­дами.

Семи­клас­с­ник Сережа помо­гает матери убирать в комнате, мыть посуду, заку­пать в мага­зине про­дукты. Роди­тели гор­дятся тру­до­лю­бием сына. Соседи частенько ставят Сережу в пример своим детям. Но, как выяс­ни­лось, Сережа за каждую даже самую незна­чи­тель­ную выпол­нен­ную им работу полу­чает награду. Роди­тели поку­пают ему то моро­же­ное, то билеты в театр, игрушки, книги или просто дают деньги на «кар­ман­ные расходы». Сережу непре­менно преми­руют день­гами или подар­ками и за каждую отлич­ную отметку. Мальчик без всякого сму­ще­ния зая­в­ляет, что бес­платно он не намерен ни помо­гать дома, ни учиться. Уроки он готовит только в те дни, когда пред­по­ла­гает, что учитель его может спро­сить.

Домаш­нюю работу Сережа также выпол­няет очень небрежно. Под­метая пол, он заметает сор под шкаф. Если ему при­хо­дится мыть тарелки после обеда, он это делает кое-как, неак­ку­ратно. Если мать наста­и­вает, чтобы он сам себе пости­рал трусы и носки, он огра­ни­чи­ва­ется тем, что без мыла про­по­лас­ки­вает их в воде. Короче говоря, Сережа, как правило, тру­дится недо­бро­со­вестно и думает лишь о том, чтобы как-нибудь «зара­бо­тать» награду.

Когда клас­с­ный руко­во­ди­тель попы­тался разъ­яс­нить роди­те­лям Сережи их ошибку, они стали ему горячо воз­ра­жать:

— Другие ребята вообще ничего не делают и учатся неважно, а наш сын не без­дель­ник, полу­чает даже отлич­ные отметки. Значит, наши меры дают резуль­таты.

— Но эти резуль­таты нестойки, — не согла­шался клас­с­ный руко­во­ди­тель. — Попро­буйте лишить вашего сына оче­ред­ного «пряника» и от его показ­ной ста­ра­тель­но­сти не оста­нется и следа.

— Другие роди­тели никаким «пря­ни­ком» не могут заставить своих маль­чи­шек рабо­тать, а мы все-таки заста­в­ляем, и у Сережи выра­бо­тались многие навыки, — про­дол­жали воз­ра­жать отец и мать. Педа­го­гам при­шлось потра­тить немало сил и времени, чтобы убедить роди­те­лей отка­заться от этой пороч­ной системы и тер­пе­ливо раз­ви­вать в маль­чике чувство долга.

Роди­те­лям необ­хо­димо обра­щать вни­ма­ние на мотивы тру­до­вой дея­тель­но­сти школь­ни­ков, сво­е­вре­менно испра­в­лять недо­статки в орга­ни­за­ции труда детей в семье. Лишь при этом условии труд детей станет реша­ю­щим сред­ством вос­пита­ния у них ком­му­ни­сти­че­ской нрав­ствен­но­сти, ком­му­ни­сти­че­ского отно­ше­ния к труду.

Учебный труд под­ростка

Есте­ственно, что роди­те­лей волнуют успехи детей в учении. Каждая отлич­ная и хорошая отметка, полу­чен­ная уче­ни­ком в школе, доста­в­ляет отцу и матери большую радость. Каждая «двойка» — немалое огор­че­ние.

Как правило, школь­ники, которым помо­гают в учебе роди­тели, и учатся лучше. В чем же должна выра­жаться эта помощь? Прежде всего очень важно, чтобы дети чув­ство­вали, что роди­тели про­я­в­ляют искрен­ний интерес и ува­же­ние к их учеб­ному труду. Нужно поста­раться создать такие отно­ше­ния с детьми, чтобы они ощущали потреб­ность рас­ска­зать роди­те­лям о том, как прошел учебный день, что было для них осо­бенно инте­ресно на уроках, как вел себя класс, наконец, если их вызы­вали отве­чать, то, что было удачным и что неу­дач­ным в их ответах. Под­ростки охотно делятся всем этим с роди­те­лями, если те их выслу­ши­вают вни­ма­тельно, с инте­ре­сом, искренне раду­ются успехам класса, а свои кри­ти­че­ские заме­ча­ния выска­зы­вают в так­тич­ной форме и сами тоже рас­ска­зы­вают детям о своем рабочем дне, о жизни своего тру­до­вого кол­лек­тива.

Многие под­ростки нам при­зна­вались, что рас­с­просы роди­те­лей о школе заста­в­ляли их быть вни­ма­тель­ными на уроках.

«Моя мама всегда просит меня рас­ска­зать, что нового я узнала в школе на уроках, — рас­ска­зы­вает ученица VII класса Маруся. — Мне вначале не хоте­лось рас­ска­зы­вать. Очень трудно было вспо­ми­нать. Я даже раз пос­со­ри­лась из-за этого с мамой. Но потом при­вы­кла все рас­ска­зы­вать. На уроках я даже пере­стала шеп­таться ç ребя­тами, а все запо­ми­нала. И мама была довольна».

Про­я­в­ля­е­мый матерью живой интерес к учению дочери помо­гает ей лучше учиться. Она много читает и охотно рас­ска­зы­вает матери о про­читан­ном. Мать и дочь, работая на огороде или выпол­няя дома какие-либо хозяйствен­ные дела, ожи­в­ленно бесе­дуют о про­читан­ных недавно рас­ска­зах Чехова, о путе­ше­ствиях Прже­валь­ского, об исполь­зо­ва­нии атомной энергии в мирных целях. Нередко в этих беседах при­ни­мает участие и старший брат.

В этой семье искрен­ний и посто­ян­ный интерес родных к учению девочки спо­соб­ство­вал ее умствен­ному раз­ви­тию, заста­в­лял ее тре­ни­ро­вать свою память, напря­гать волю, думать, рас­су­ждать.

Огром­ное зна­че­ние имел интерес старших членов семьи к учению Маруси для воз­ник­но­ве­ния дружбы, бли­зо­сти между матерью, девоч­кой и ее старшим братом. Они всегда рас­ска­зы­вали друг другу о своих делах, вза­и­мо­от­но­ше­ниях с людьми. Однажды брат Маруси, осуждая неуспе­ва­ю­щих уче­ни­ков, одно­клас­с­ни­ков Маруси, сказал, что из них вряд ли полу­чатся хорошие работ­ники, а колхозу не нужны лодыри, безот­вет­ственно отно­ся­щи­еся к делу. Девочка об этом сказала на клас­с­ном собра­нии, где шла речь об отста­ю­щих уче­ни­ках.

Таким образом, в семье инте­ре­со­вались всем, что про­ис­хо­дило в школе, а Маруся свои учебные успехи уже начала в какой-то мере свя­зы­вать с будущим своим уча­стием в кол­хоз­ном хозяйстве.

Одна из важ­нейших задач роди­те­лей — помочь фор­ми­ро­ва­нию у под­рост­ков правиль­ного отно­ше­ния к учи­те­лям.

В связи с тем, что у под­рост­ков раз­ви­ва­ется кри­тич­ность мыш­ле­ния, они нередко склонны кри­ти­че­ски отно­ситься к педа­го­гам. Каждого учителя-пред­мет­ника пяти­клас­с­ники срав­ни­вают с пре­по­да­ва­те­лем, который учил их в началь­ных классах и уделял им много вни­ма­ния. Срав­не­ние не всегда полу­ча­ется в пользу новых учи­те­лей, которые не могут так же много времени и вни­ма­ния уделять каждому ученику, как это делал учитель в младших классах. В семье нередко под­ростки зая­в­ляют, что «учитель ариф­метики плохо пре­по­дает», «учи­тель­ница рус­ского языка зря при­дра­лась к отлич­нику», «у учи­тель­ницы гео­гра­фии есть «любим­чики» и т. д.

Школь­ники иногда в при­сут­ствии роди­те­лей рас­ска­зы­вают о своих про­дел­ках в классе, дают учи­те­лям про­звища.

Роди­те­лям следует с необ­хо­ди­мым тактом, но самым реши­тель­ным образом пре­се­кать эти раз­го­воры, иначе у под­ростка может укре­питься неправиль­ное отно­ше­ние к учителю, а сле­до­ва­тельно, и к изу­че­нию пред­мета, который он пре­по­дает. Надо разъ­яс­нить детям, что каждый учитель заин­те­ре­со­ван в том, чтобы они хорошо усвоили его предмет. Пяти­клас­с­ники это уже не малыши, и они обязаны помо­гать учителю хорошо про­ве­сти урок своим вни­ма­тель­ным отно­ше­нием к каждому его слову, соблю­де­нием строгой дис­ци­плины, хорошей под­го­тов­кой домаш­них заданий.

Роди­тели должны выра­жать воз­му­ще­ние неу­ва­жи­тель­ным отно­ше­нием своих детей к педа­го­гам, напо­ми­нать, что совет­ским учи­те­лям ока­зы­вают высокое доверие госу­дар­ство и Ком­му­ни­сти­че­ская партия, об учителе с огромным ува­же­нием говорил Вла­димир Ильич Ленин.

Роди­те­лям необ­хо­димо лично позна­ко­миться с учи­те­лями своих детей, систе­ма­ти­че­ски бывать в школе.

Следует настой­чиво разъ­яс­нять под­рост­кам, что только тот, кто по-насто­я­щему овла­де­вает зна­ни­ями, сможет стать пол­но­цен­ным работ­ни­ком и займет достойное место в совет­ском обще­стве. Пока­зы­вать это нужно на кон­крет­ных и понят­ных детям при­ме­рах. Под­ростки вос­хи­ща­ются выда­ю­щимися пол­ко­вод­цами, героями труда, писа­те­лями, изо­б­рета­те­лями, арти­стами. Надо под­чер­ки­вать, что эти люди заво­е­вали все­об­щее ува­же­ние прежде всего бла­го­даря тому, что они всегда упорно овла­де­вали зна­ни­ями.

Но мало содейство­вать вос­пита­нию у под­рост­ков созна­тель­ного и ответ­ствен­ного отно­ше­ния к учеб­ному труду. Надо вся­че­ски помо­гать школе раз­ви­вать у них пытли­вость и глу­бо­кий интерес ко всем учебным пред­метам, к раз­лич­ным отра­слям знаний. Кому из роди­те­лей не при­хо­дится слышать от своих детей-под­рост­ков, что одни учебные пред­меты они любят, а другие нет. Здесь, конечно, многое зависит от педа­го­гов, но немало могут сделать и роди­тели. Пред­поло­жим, под­ро­сток охотно учит уроки по лите­ра­туре и истории, но «со скрипом» зани­ма­ется физикой и мате­ма­ти­кой. Полезно при­об­ре­сти для него книжки «Зани­ма­тель­ная мате­ма­тика» и «Зани­ма­тель­ная физика», купить тех­ни­че­ские игрушки, игры с кото­рыми требуют решения инте­рес­ных мате­ма­ти­че­ских задач, сходить с под­рост­ком на стро­и­тель­ную выставку, пока­зать новые архи­тек­тур­ные соо­ру­же­ния и разъ­яс­нить, что, не зная физики и мате­ма­тики, невоз­можно было бы создать все это. Наконец, помочь школе в орга­ни­за­ции встреч детей с инже­не­рами, пере­до­выми рабо­чими и попро­сить их рас­ска­зать под­рост­кам, какое зна­че­ние для их про­фес­сий имеет знание точных наук.

В тех случаях, когда под­ростки инте­ре­су­ются только точными науками и пре­не­брежи­тельно отно­сятся к гума­нитар­ным — рус­скому языку, истории, лите­ра­туре, гео­гра­фии, — надо побы­вать с ними в лите­ра­тур­ном, исто­ри­че­ском, кра­е­вед­че­ском музеях, достать увле­ка­тель­ные книги, которые могут про­бу­дить интерес к этим пред­метам, помочь под­рост­кам почув­ство­вать и оценить роман­тику путе­ше­ствий, красоту рус­ского языка, пока­зать необ­хо­ди­мость знания ино­стран­ных языков.

Роди­те­лям надо под­дер­жи­вать посто­ян­ную связь с клас­с­ным руко­во­ди­те­лем, встре­чаться с учи­те­лями-пред­мет­ни­ками, чтобы знать, как про­дви­га­ются их дети в учении, какие заме­чены недо­статки в их занятиях по каждому пред­мету, посо­вето­ваться, что может сделать семья для того, чтобы ученик с большим инте­ре­сом и добро­со­вест­но­стью готовил домаш­ние задания.

Со своей стороны роди­тели должны рас­ска­зать учителю о своих наблю­де­ниях за школь­ни­ком дома: доста­точно ли серьезно он зани­ма­ется каждым учебным пред­метом, что его затруд­няет, что увле­кает, как он реа­ги­рует на хорошие и плохие отметки, какие он задает вопросы, какие изме­не­ния наблю­да­ются в его волевых каче­ствах: воз­ра­с­тают ли настой­чи­вость, ини­ци­а­тива, упор­ство в учебном труде; в какой мере его волнуют успехи, неудачи в учебной работе его това­ри­щей и всего класса.

Для того чтобы роди­тели могли обо всем этом рас­ска­зать учи­те­лям, им необ­хо­димо вни­ма­тельно наблю­дать за детьми, создать с ними отно­ше­ния доверия и дружбы.

Надо следить за тем, чтобы школь­ник выпол­нял режим дня и садился за при­го­то­в­ле­ние уроков в опре­де­лен­ное время, чтобы у него были нужные учеб­ники и пись­мен­ные при­над­леж­но­сти, которые должны содер­жаться в без­у­ко­риз­нен­ном порядке.

Совер­шенно необ­хо­димо роди­те­лям еже­д­невно про­сма­т­ри­вать днев­ники детей. Дневник это очень важная форма пов­се­д­нев­ной связи между учи­те­лями и роди­те­лями. В нем учителя обычно пишут, на что школь­нику надо обра­тить вни­ма­ние для того, чтобы вос­пол­нить пробелы в знаниях, отме­чают успехи уча­щихся в овла­де­нии учебным мате­ри­а­лом, в выпол­не­нии прак­ти­че­ских задач, в пове­де­нии на уроках. Это дает роди­те­лям воз­мож­ность узна­вать о недо­стат­ках и дости­же­ниях в занятиях детей, делает их помощь детям более кон­крет­ной и эффек­тив­ной.

В днев­ни­ках должны акку­ратно запи­сы­ваться все задан­ные на дом уроки. Часто уча­щи­еся, не записав в классе задания, дома затем не могут вспо­мнить, что задано.

Если в днев­нике поста­в­лена плохая отметка, следует, не откла­ды­вая, выяс­нить, за что она поста­в­лена, принять меры к ее испра­в­ле­нию.

Но надо учи­ты­вать, что для ученика, который долго не успевал по какому-либо пред­мету, полу­чить «тройку» — значит заслу­жить непло­хую оценку, потому что эта «тройка» — плод его серьезных усилий.

И в то же время для спо­соб­ного ученика, кото­рому легко дается учение, «тройка», а иногда и «чет­верка» могут считаться неу­до­вле­тво­ри­тель­ными отмет­ками.

Таким образом, беседуя с под­рост­ками по поводу их отметок в днев­нике, надо учи­ты­вать те усилия, которые они затра­чи­вают на усво­е­ние знаний по тому или иному пред­мету.

Когда школь­ники выпол­няют домаш­ние задания, надо следить, чтобы они соблю­дали правиль­ную позу при письме и чтении. К сожа­ле­нию, на позу детей во время занятий очень мало обра­щают вни­ма­ния и учителя, и роди­тели. У под­рост­ков воз­ни­кает суту­лость, искри­в­ле­ние позво­ноч­ника, что отри­ца­тельно отра­жа­ется на раз­ви­тии всего их орга­низма.

Уча­щи­еся V—VII классов во время домаш­них занятий должны делать 10—15-минут­ные пере­рывы через 45—50 минут.

Учебный труд требует от школь­ни­ков зна­чи­тель­ного напря­же­ния, и те под­ростки, у которых не развиты волевые стороны харак­тера, требуют осо­бенно стро­гого и систе­ма­ти­че­ского кон­троля со стороны роди­те­лей, ибо он их орга­ни­зует, дис­ци­пли­ни­рует, помо­гает тре­ни­ро­вать волю.

Но и добро­со­вест­ных, и при­леж­ных уча­щихся тоже целе­со­об­разно кон­тро­ли­ро­вать, однако здесь кон­троль может быть огра­ни­чен­ным и про­во­диться время от времени.

Под­ростки часто вос­стают против кон­тро­ли­ро­ва­ния их учебной работы, говорят, что роди­тели обижают их своим недо­ве­рием, что они уже нема­лень­кие и т. д. Надо убедить школь­ни­ков, что кон­троль необ­хо­дим, что он помо­гает вовремя обна­ру­жить и исправить недо­статки, при­у­чить под­рост­ков смо­треть на про­верку их знаний, как на есте­ствен­ную и обя­за­тель­ную.

Но, кон­тро­ли­руя учебную работу под­рост­ков, роди­тели иногда делают это неправильно. Напри­мер, про­ве­ряя выпол­не­ние устных заданий, они следят по учеб­нику, нас­колько хорошо школь­ник запо­мнил мате­риал. И, если он рас­ска­зы­вает задание своими словами, роди­тели упре­кают его за то, что он плохо выучил урок. В резуль­тате уча­щийся начи­нает задан­ный текст просто-напро­сто зазу­б­ри­вать, и это, разу­ме­ется, при­но­сит огромный вред.

Отно­си­тельно харак­тера и содер­жа­ния кон­троля за выпол­не­нием уча­щимися домаш­них заданий по разным пред­метам непре­менно следует посо­вето­ваться с учи­те­лем.

Роди­тели, имеющие среднее и высшее обра­зо­ва­ние, и старшие братья и сестры, обу­ча­ю­щи­еся в VIII—XI классах, в состо­я­нии кон­тро­ли­ро­вать занятия уча­щихся V—VII классов по суще­ству. Но не следует опекать школь­ни­ков, под­ска­зы­вать им решение задач по физике и мате­ма­тике, дик­то­вать им планы и содер­жа­ние домаш­них сочи­не­ний. Надо помнить о необ­хо­ди­мо­сти при­у­чать под­рост­ков к само­сто­я­тель­но­сти, к пре­о­до­ле­нию труд­но­стей в усво­е­нии слож­ного учеб­ного мате­ри­ала, к актив­ной работе мысли. От того, нас­колько прочно у них будет выра­бо­тана при­вычка к само­сто­я­тель­ному учеб­ному труду • в под­рост­ко­вом воз­ра­сте, зависят их даль­нейшие успехи в учении.

Неко­то­рым школь­ни­кам учение дается легко, с уроками они спра­в­ля­ются быстро и обычно полу­чают хорошие и отлич­ные отметки. Роди­тели в этом случае считают, что кон­тро­ли­ро­вать учебную работу детей нет необ­хо­ди­мо­сти. Это ошибка. Роди­тели должны время от времени про­ве­рять, доста­точно ли глубоко и прочно усва­и­вают школь­ники мате­риал. Нередко ученик быстро все схва­ты­вает, но запо­ми­нает непрочно, знания у него поверх­ност­ные. Учителю не всегда удается это сво­е­вре­менно обна­ру­жить, и ему очень серьезно могут помочь роди­тели. Кроме того, при­выкнув быстро выпол­нять домаш­ние задания, школь­ник посте­пенно пере­стает быть упорным, усид­чи­вым в учебном труде. Необ­хо­димо обра­титься к учи­те­лям с прось­бой давать такому уча­ще­муся допол­ни­тель­ные задания, а самим тре­бо­вать, чтобы, напри­мер, зада­ва­е­мые на дом сочи­не­ния он писал обсто­я­тельно, собрав доста­точ­ный мате­риал, читал допол­ни­тель­ную лите­ра­туру.

Есть школь­ники, которым, нао­бо­рот, усво­е­ние учеб­ного мате­ри­ала дается с трудом. Надо осо­бенно вни­ма­тельно отне­стись к их режиму, ста­раться создать бла­го­при­ят­ные условия для их занятий.

Порой роди­тели делают ошибку, упрекая своих детей за то, что они не полу­чают хороших и отлич­ных отметок, тогда как эти школь­ники отно­сятся к выпол­не­нию домаш­них заданий добро­со­вестно, затра­чи­вают на них немало времени. Прежде всего, посо­вето­вав­шись с учи­те­лями, необ­хо­димо решить, как помочь школь­нику пре­о­до­леть труд­но­сти в учении. Надо поощрять каждое его усилие, каждый даже самый малень­кий успех. Очень полезно, чтобы уча­щийся готовил уроки вместе с более сильным това­ри­щем. Кол­лек­тив­ный учебный труд обычно про­хо­дит легче, успеш­нее, но очень важно следить за тем, чтобы каждый думал над зада­нием само­сто­я­тельно и не поль­зо­вался под­сказ­ками.

У сла­бо­успе­ва­ю­щих школь­ни­ков осо­бенно важно соз­да­вать интерес к учебным пред­метам. Наглядно пока­зать, какие воз­мож­но­сти в будущем труде даст полу­чен­ное ими в школе обра­зо­ва­ние; указать примеры, когда отста­вав­шие ранее ученики ста­но­ви­лись отлич­ни­ками, бла­го­даря вни­ма­тель­ному отно­ше­нию к объ­яс­не­ниям учителя на уроках, упор­ному труду над выпол­не­нием домаш­них заданий.

Когда под­ро­сток отстает в учении, роди­те­лям прежде всего необ­хо­димо разо­браться в при­чи­нах его отста­ва­ния. Если оно вызвано про­пус­ком уроков по болезни, надо посо­вето­ваться с учи­те­лем отно­си­тельно того, как помочь уча­ще­муся вос­пол­нить пробелы в знаниях и догнать своих това­ри­щей. Нередко воз­ни­кает необ­хо­ди­мость в допол­ни­тель­ных занятиях с педа­го­гом. Если отста­ва­ние вызвано тем, что под­ро­сток слишком много времени уделяет худо­же­ствен­ной само­де­я­тель­но­сти, спорту или другим вне­ш­коль­ным занятиям, вместе с учи­те­лем следует добиться, чтобы он пре­кра­тил эти занятия, пока не под­тя­нется в учении. В тех же случаях, когда под­ро­сток отстает по лености, надо заста­в­лять его изо дня в день систе­ма­ти­че­ски зани­маться и дово­дить выпол­не­ние каждого учеб­ного задания до конца. В этих случаях также очень помо­гает, если отста­ю­щий ученик зани­ма­ется не один, а вместе с кем-нибудь из това­ри­щей по классу.

Мы обра­щаем вни­ма­ние роди­те­лей на то, что надо тер­пе­ливо заста­в­лять под­ростка систе­ма­ти­че­ски зани­маться и одно­вре­менно действо­вать на его лучшие чувства, напо­ми­ная ему о чести совет­ского школь­ника, пионера, ком­со­мольца, о том, что полу­че­ние обра­зо­ва­ния явля­ется его долгом перед семьей и госу­дар­ством.

Старшие члены семьи должны предъ­я­в­лять под­рост­кам сле­ду­ю­щие тре­бо­ва­ния при под­го­товке ими домаш­них заданий:

1. Начи­нать под­го­товку с наи­бо­лее трудных пред­метов.

2. До начала работы про­смо­треть свои записи в тетради, при­по­мнить и рас­ска­зать вслух, что объ­яс­нял учитель на уроке.

3. Вни­ма­тельно про­читать по учеб­нику задан­ный мате­риал (если сразу не усвоил, то про­читать два-три раза) и рас­ска­зать его вслух.

4. Выпи­сать незна­ко­мые слова, смысл которых непо­ня­тен, поста­раться найти их в словаре или спро­сить у старших членов семьи.

5. Законы, правила, важные фор­му­ли­ровки зау­чи­вать наи­зусть.

6. Чисто и акку­ратно выпол­нять пись­мен­ные задания. Если они напи­саны небрежно или неправильно, пере­пи­сать их заново.

7. Акку­ратно и красиво выпол­нять чертежи и рисунки. В случае неудачи, тер­пе­ливо их пере­де­лать.

8. Ста­ра­тельно выпол­нять прак­ти­че­ские домаш­ние задания: про­из­ве­сти нужные опыты, изго­то­вить нагляд­ные пособия, сделать изме­ре­ния и т. д. (роди­тели должны создать под­рост­кам для этого необ­хо­ди­мые условия).

9. Посто­янно про­ве­рять себя, при­вы­кать к само­кон­тролю. Непре­менно испра­в­лять ошибки.

Добиться выпол­не­ния этих тре­бо­ва­ний можно лишь при условии, если роди­тели будут совето­ваться с учи­те­лями-пред­мет­ни­ками, и, сле­до­ва­тельно, иметь ясное пред­ста­в­ле­ние о том, как их дети учатся в школе.

Для того чтобы помо­гать детям лучше учиться и содейство­вать школе в борьбе с неуспе­ва­е­мо­стью школь­ни­ков, роди­те­лям следует почаще обме­ни­ваться опытом.

с. 247—260

Хорошие манеры

Совер­шенно недо­ста­точно огра­ни­чи­ваться вос­пита­нием у детей только веж­ли­во­сти. Одно­вре­менно надо вос­пи­ты­вать у них хорошие манеры.

К сожа­ле­нию, не во всех семьях при­да­ется зна­че­ние вос­пита­нию хороших манер у детей. Неко­то­рые роди­тели даже считают понятие «хорошие манеры» отжив­шим. Само это понятие за послед­нее время очень редко упо­тре­б­ля­ется в школах, в семьях и в педа­го­ги­че­ской лите­ра­туре.

Между тем вос­пита­ние хороших манер совер­шенно необ­хо­димо. Кто не знает, что нередко даже в общем хорошо вос­питан­ные дети про­из­во­дят небла­го­при­ят­ное впе­ча­т­ле­ние только потому, что они много жести­ку­ли­руют, ходят враз­валку, не умеют держать себя за столом.

Роди­те­лям прежде всего следует вос­пи­ты­вать у ребят при­вычку держать себя просто и скромно, быть при­вет­ли­выми, бла­го­же­ла­тель­ными и вместе с тем ни в коем случае нена­вяз­чи­выми.

Очень тягостно бывать в обще­стве людей, которые всегда хму­рятся, раз­го­ва­ри­вают с окру­жа­ю­щими сухо, холодно, высо­ко­мерно. К таким людям редко кто захочет обра­титься за советом, помощью. Они, может быть, по суще­ству и добрые, и чуткие, но из-за непри­ят­ной манеры дер­жаться их сто­ро­нятся.

И, нао­бо­рот, при­вет­ли­вые, бла­го­же­ла­тель­ные люди, которые отно­сятся к окру­жа­ю­щим тепло, вызы­вают к себе поло­жи­тель­ное отно­ше­ние. В их обще­стве все чув­ствуют себя сво­бодно и легко.

Ведь одно дело поз­до­ро­ваться или поже­лать «доброго утра» при­вет­ливо, бла­го­же­ла­тельно, и другое дело сказать это сухо, фор­мально, грубым тоном. Вот под­ро­сток сидит за столом раз­валив­шись, раз­ди­рает ложкой кусок мяса, обли­вает ска­терть чаем. Пусть он даже проявит веж­ли­вость и изви­нится за неу­клю­жесть и неак­ку­рат­ность, но он уже успел испор­тить аппетит и вызвать непри­ят­ное чувство у всех окру­жа­ю­щих.

Что же прежде всего отно­сится к хорошим манерам?

Умение выра­жать при­вет­ли­вое и бла­го­же­ла­тель­ное отно­ше­ние к людям. В любых усло­виях держать себя скромно: не быть сует­ли­вым, не жести­ку­ли­ро­вать, не загля­ды­вать в зеркало, не попра­в­лять без конца при­че­ску, ворот­ни­чок, пояс, галстук.

Здо­ро­ва­ясь или про­ща­ясь, не давать руку первым, держать ее на уровне локтя, сое­ди­нив пальцы, слегка пожи­мать руку чело­веку, кото­рого при­вет­ству­ешь.

Следить за своей поход­кой, за позами, сидеть не раз­вали­ва­ясь, не рас­ста­в­лять ноги, не держать руки в кар­ма­нах.

За столом сидеть прямо и под­тя­нуто, не класть на стол локти, правильно поль­зо­ваться ложкой, ножом и вилкой; есть акку­ратно, не ронять пищу, не обли­ваться, подо­дви­гать соседям по столу столо­вые приборы.

Если под­ростка при­гла­шают к столу и ему хочется есть, сказать «с удо­воль­ствием» и принять при­гла­ше­ние. Не следует гово­рить, что сыт, отка­зы­ваться и «ломаться».

Не обра­щаться к собе­сед­нику, накло­ня­ясь кор­пу­сом через соседа.

Не гово­рить слишком много о себе, осо­бенно о своих успехах, удачах, при­об­рете­ниях, про­я­в­лять искрен­ний интерес к жизни и делам чело­века, с которым бесе­ду­ешь.

Если под­ро­сток закаш­лялся или почув­ство­вал необ­хо­ди­мость чихнуть, он должен немед­ленно вос­поль­зо­ваться платком.

Если под­ро­сток видит, что кто-то проявил нелов­кость, он должен не пода­вать вида, что заметил это.

При выходе из театра, из клуба, из авто­буса не тол­каться, не стремиться опе­ре­дить других.

Под­ростки должны знать, что хорошие манеры — это непре­мен­ный признак высокой куль­туры пове­де­ния.

Опыт пока­зы­вает, что если роди­тели упорно выра­ба­ты­вают у детей хорошие манеры и дости­гают в этом отно­ше­нии извест­ных резуль­та­тов, то они доби­ва­ются одно­вре­менно и дис­ци­плины в их пове­де­нии.

Надо сказать, что выра­ботка у детей хороших манер — дело трудное и кро­пот­ли­вое. Если под­ростки с малых лет не при­вы­кли все делать красиво и у них соз­да­лось убе­жде­ние, что это нео­бя­за­тельно, то пере­у­бе­дить их бывает непро­сто. Они порой сопроти­в­ля­ются, говоря, что все ребята держат себя так же и неу­добно выде­ляться. Поэтому очень важно всем роди­те­лям уча­щихся данного класса на роди­тель­ских собра­ниях дого­ва­ри­ваться между собой о вос­пита­нии у школь­ни­ков хороших манер и быть в этом отно­ше­нии очень после­до­ва­тель­ными.

Реша­ю­щее зна­че­ние в вос­пита­нии у под­рост­ков хороших манер имеет показ и упраж­не­ние. Под­рост­ков следует обучать хорошим манерам, пока­зы­вая им, как надо поз­до­ро­ваться, про­ститься или изви­ниться, в какой позе следует сидеть, как надо исправить свою походку, как держать себя за столом во время еды.

Но мало пока­зать под­рост­кам, как все это делать, надо при­у­чать их посту­пать именно таким образом.

В семье П. двое детей, Варя и Коля — близ­нецы. Оба учатся в VII классе. Роди­тели долгое время не при­да­вали зна­че­ния вос­пита­нию у своих детей хороших манер, но после бесед с педа­го­гами начали самым насто­я­щим образом тре­ни­ро­вать ребят. Отец пока­зы­вал сыну, как надо пода­вать пальто матери и сестре, а потом заста­в­лял его это пов­то­рить, причем не один раз. И так во всем осталь­ном. Роди­тели наста­и­вали, чтобы дети посто­янно посту­пали так, как их учили отец и мать. Они строго следили за мане­рами детей, поощряли их успехи.

Между прочим, роди­тели П. отме­чали, что, как только они осла­б­ляли свое вни­ма­ние к детям, те вновь начи­нали держать себя по-преж­нему. Поэтому роди­тели посто­янно кон­тро­ли­ро­вали детей и тре­ни­ро­вали их до тех пор, пока хорошие манеры не вошли у них в при­вычку.

Важно отметить, что отец и мать очень много делали для того, чтобы выра­бо­тать хорошие манеры также у подруг и това­ри­щей своих детей. Варя и Коля, со своей стороны, ста­рались влиять на одно­клас­с­ни­ков и нередко делали им дру­же­ские заме­ча­ния по поводу неу­ме­ния правильно себя держать.

Сдер­жан­ность

Сдер­жан­ность озна­чает умение согла­со­вы­вать личные инте­ресы, желания и свое пове­де­ние с инте­ре­сами кол­лек­тива, в част­но­сти, с инте­ре­сами членов семьи. Если под­ро­сток ведет себя сдер­жанно, он тем самым про­я­в­ляет ува­же­ние к окру­жа­ю­щим его людям.

Кон­кретно сдер­жан­ность выра­жа­ется в выпол­не­нии при­мерно сле­ду­ю­щих правил пове­де­ния:

Если роди­тели, педа­гоги или това­рищи кри­ти­куют под­ростка за недо­статки в учебной работе или пове­де­нии, он должен спо­койно выслу­шать все до конца. В случае если он с чем-то не согла­сен, он может воз­ра­зить, но непре­менно в так­тич­ной форме.

Не следует выра­жать слишком бурно него­до­ва­ние, если что-нибудь не нравится или воз­му­щает.

Отно­си­тельно заме­чен­ных недо­стат­ков в пове­де­нии или внешнем виде кого-то из това­ри­щей или подруг лучше сказать им наедине, причем бла­го­же­ла­тель­ным тоном (напри­мер, что не следует слишком громко сме­яться на улице, что у това­рища мятый костюм, нелепая при­че­ска и т. д.).

Если под­ростка что-то вос­хи­щает или радует, он должен выра­жать свои чувства так, чтобы это не мешало окру­жа­ю­щим (осо­бенно об этом важно помнить, когда школь­ники нахо­дятся в обще­ствен­ных местах, смотрят спек­та­кль, кино­фильм и т. д.). Вообще слишком громко сме­яться не следует.

Про­я­в­лять тер­пе­ние, выдер­жку, не «ныть», если при­хо­дится ждать выпол­не­ния какого-либо обе­ща­ния, начала теа­т­раль­ного пред­ста­в­ле­ния, стоять в очереди и т. д.

Не всту­пать в ссору с младшими бра­тьями и сестрами, не кричать на них, если они шумят или без раз­ре­ше­ния берут игрушки, книги, пись­мен­ные при­над­леж­но­сти, а спо­койно оста­на­в­ли­вать и разъ­яс­нять, что этого делать нельзя.

Если под­ро­сток при­сут­ствует на утрен­нике, на вечере или в гостях и ему хочется высту­пить с декла­ма­цией, с пением, он должен подо­ждать, когда его попро­сят, в крайнем случае скромно выска­зать свое желание.

В ответ на при­гла­ше­ние — не ломаться, а охотно дать согла­сие. Если слу­ша­те­лям испол­не­ние не понрави­лось, — не дуться, бла­го­же­ла­тельно отне­стись к успеху других.

Если школь­нику удалось завла­деть вни­ма­нием окру­жа­ю­щих, не следует этим зло­у­по­тре­б­лять. Надо дать воз­мож­ность про­я­вить ини­ци­а­тиву и актив­ность другим участ­ни­кам вечера.

Такое каче­ство, как сдер­жан­ность, прямым образом зависит от вос­пита­ния у под­рост­ков воли, от их умения упра­в­лять собой. Следует при­у­чать их быть сдер­жан­ными при любых обсто­я­тель­ствах. Для этого надо разъ­яс­нять им ука­зан­ные правила и про­с­ле­дить за тем, чтобы они непре­менно их выпол­няли.

Но слу­ча­ется и так, что под­ро­сток, каза­лось бы, целе­устрем­лен, реши­те­лен, настой­чив, ини­ци­а­ти­вен, умеет себя кон­тро­ли­ро­вать, он очень хорошо пони­мает, в чем должна про­я­в­ляться сдер­жан­ность, и все же часто бывает несдер­жан, нетер­пе­лив, резок, легко воз­бу­жда­ется, мешает окру­жа­ю­щим и т. д. В чем тут дело?

Иногда это зависит от недо­ста­точно урав­но­ве­шен­ной или же рас­стро­ен­ной нервной системы под­ростка. В этих случаях необ­хо­димо серьезно заняться его лече­нием. Но во многих случаях такое пове­де­ние вызы­ва­ется неправиль­ным отно­ше­нием к под­ростку со стороны взро­с­лых, которые бывают бес­так­тны, раз­го­ва­ри­вают с ним резким тоном. Дети пережи­вают чувство глу­бо­кой обиды и начи­нают вести себя вызы­ва­юще, не счита­ясь с тре­бо­ва­ни­ями взро­с­лых. Им кажется, что этим они дока­зы­вают свое право на «взро­с­лость».

Поэтому, если роди­тели хотят при­у­чить под­ростка быть сдер­жан­ным, то им необ­хо­димо, наряду с тре­бо­ва­тель­но­стью, про­я­в­лять по отно­ше­нию к нему такт, справед­ли­вость и ува­же­ние, раз­го­ва­ри­вать с ним спо­койно, не оскор­б­лять его досто­ин­ства.

Очень важно обра­тить вни­ма­ние под­рост­ков на то, что нередко они склонны осу­ждать других за отсут­ствие у них выдер­жки, а между тем сами ее не про­я­в­ляют. Здесь опять-таки следует исполь­зо­вать стрем­ле­ние под­ростка быть похожим на взро­с­лого. Сказать ему, что шум­ли­вость, капризы, бурные про­я­в­ле­ния недо­воль­ства, нетер­пе­ли­вость, бес­так­т­ность обычно свойственны только плохо вос­питан­ным малень­ким детям, и если все это про­я­в­ля­ется у под­ростка, — значит, окру­жа­ю­щие будут к нему отно­ситься, как к малень­кому.

Вос­пи­ты­вая у под­рост­ков сдер­жан­ность, нельзя огра­ни­чи­ваться только запретами. Это каче­ство следует выра­ба­ты­вать в про­цессе орга­ни­за­ции жизни и труда детей. Напри­мер, если под­ро­сток стремится быстро выпол­нить учебное задание с тем, чтобы скорее уйти играть на улицу, надо напо­мнить ему о необ­хо­ди­мо­сти гото­вить уроки тща­тельно, не спеша.

Если под­ро­сток взялся за какую-то работу и она у него не полу­ча­ется, нельзя допус­кать, чтобы он бросил ее неза­кон­чен­ной. Следует его под­бо­дрить, помочь ему, тре­бо­вать, чтобы он довел работу до конца.

При орга­ни­за­ции игр необ­хо­димо следить за тем, чтобы дети не очень кричали, не воз­му­щались, когда ока­зы­ва­ются побе­жден­ными, не под­ни­мали визга при удачах и победах. Если при этих обсто­я­тель­ствах под­ростки будут вести себя сдер­жанно, то у них посте­пенно выра­бо­та­ется спо­соб­ность затор­ма­жи­вать себя во всех необ­хо­ди­мых случаях.

Для вос­пита­ния сдер­жан­но­сти следует очень широко исполь­зо­вать метод поощре­ния. Как только роди­те­лям удастся добиться в вос­пита­нии у под­ростка сдер­жан­но­сти хотя бы неболь­ших успехов, необ­хо­димо закреп­лять это путем поощре­ния. Выра­зить школь­нику свое одо­бре­ние, сказать ему, что, ока­зы­ва­ется, у него довольно сильная воля и он умеет брать себя в руки.

Обычно это помо­гает под­ростку почув­ство­вать, что у него есть неко­то­рые дости­же­ния в работе над своим харак­те­ром. Он раду­ется успехам, начи­нает больше себя уважать и, есте­ственно, стремится к даль­нейшему совер­шен­ство­ва­нию.

3. Вос­пита­тель­ное зна­че­ние примера пове­де­ния взро­с­лых

Успех вос­пита­ния у под­рост­ков веж­ли­во­сти, сдер­жан­но­сти и хороших манер в большой мере зависит от куль­туры пове­де­ния окру­жа­ю­щих их взро­с­лых и, в част­но­сти, старших членов семьи.

Многие взро­с­лые люди не могут содейство­вать фор­ми­ро­ва­нию у детей веж­ли­во­сти и хороших манер потому, что сами ими не обла­дают?

Вот отец и сын входят в трамвай и стал­ки­ва­ются с жен­щи­ной, которая держит в руках коробку. Отец вто­ро­пях толкнул женщину, та выро­нила коробку. Вместо того, чтобы изви­ниться и поднять ее, отец на заме­ча­ние женщины резко ответил:

— Надо держать вещи в руках покрепче, — и увлек сына вперед.

Несколько пас­са­жи­ров выска­зали свое воз­му­ще­ние.

— Она сама вино­вата, — нео­жи­данно огрыз­нулся мальчик, — нужно было раньше выхо­дить.

Совер­шенно оче­видно, что именно отец дал сыну повод для грубого, бес­це­ре­мон­ного пове­де­ния.

А вот иной случай.

Отец, мать, сын-под­ро­сток и дочь-дош­коль­ница, входя в вагон метро, стол­к­ну­лись с жен­щи­ной, которая несла в бумаж­ном пакете яблоки. Кто-то из них неча­янно задел женщину, она выро­нила пакет, и яблоки пока­ти­лись по плат­форме.

Семья тотчас вышла из вагона, роди­тели изви­ни­лись перед жен­щи­ной, затем все дружно при­ня­лись соби­рать яблоки и укла­ды­вать их в пакет.

Эти роди­тели пока­зали детям пример правиль­ного, куль­тур­ного пове­де­ния.

На детей ока­зы­вает большое поло­жи­тель­ное влияние хороший пример не только роди­те­лей, но и вообще всех взро­с­лых.

Валя, ученица V класса, подошла к колонке, чтобы набрать воды. Сзади нее встала женщина с ведрами. Валя обер­ну­лась к ней и сказала:

— Пожа­луйста, нали­вайте, а я потом.

— Ничего, девочка, я подожду, — улыб­ну­лась женщина.

— Нет, пожа­луйста, — наста­и­вает Валя, которая не раз видела, как эта женщина усту­пала очередь ее матери.

Трудно пре­у­мень­шить вос­пита­тель­ное зна­че­ние для детей примера старших. Каждый взро­с­лый человек не только сам должен быть образ­цом веж­ли­во­сти и сдер­жан­но­сти, но и посто­янно тре­бо­вать выпол­не­ния правил веж­ли­во­сти и сдер­жан­но­сти от всех окру­жа­ю­щих. Если в семье все отно­сятся друг к другу вежливо и забот­ливо, если члены семьи куль­турно ведут себя в пов­се­д­нев­ной жизни, то дети с малых лет овла­де­вают хоро­шими мане­рами, и это ста­но­вится есте­ствен­ной формой их пове­де­ния. При таких усло­виях не воз­ни­кает необ­хо­ди­мость спе­ци­ально тре­ни­ро­вать школь­ни­ков.

Нередко роди­тели спра­ши­вают: как быть, если в общей квар­тире или по сосед­ству живут взро­с­лые люди, которые посто­янно ведут себя некуль­турно, раз­вязно, руга­ются?

Такое окру­же­ние губи­тельно для детей. Тревога роди­те­лей законна.

Надо разъ­яс­нять этим людям, что так вести себя недо­пу­стимо. Иногда об их безо­б­раз­ном пове­де­нии в быту надо сооб­щать в пар­тийные и проф­со­юзные орга­ни­за­ции, по месту работы этих людей, о них следует ставить вопрос на собра­ниях жильцов дома, разъ­яс­нять, что их гру­бо­сть отри­ца­тельно влияет на молодое поко­ле­ние, еди­но­душно тре­бо­вать от них сдер­жан­ного и веж­ли­вого пове­де­ния, осо­бенно в при­сут­ствии детей. Этот вопрос не может считаться частным, вто­ро­сте­пен­ным, ибо от правиль­ного вос­пита­ния молодой смены зависит успех вели­кого дела стро­и­тель­ства ком­му­низма.

Неко­то­рые роди­тели делают ошибку, пытаясь оправ­дать недо­стойное пове­де­ние взро­с­лых людей. Они говорят детям: «Этот человек хороший, но нервный», «Наша соседка добрая, но она устает на работе и потому так раз­дра­жа­ется».

Разу­ме­ется, бывает итак, что веж­ли­вые люди порой допус­кают рез­ко­сти. Детям это так и следует объ­яс­нить. Но если гру­бо­сть, раз­вяз­ность и бес­це­ре­мон­ность у того или иного чело­века про­я­в­ля­ется систе­ма­ти­че­ски, нет необ­хо­ди­мо­сти его оправ­ды­вать.

Роди­тели порой воз­ра­жают, говоря, что дети должны уважать всех старших без исклю­че­ния, осо­бенно род­ствен­ни­ков, — значит, поне­воле при­хо­дится оправ­ды­вать их пове­де­ние.

Но ведь дело в том, что дети чрез­вы­чайно про­ни­ца­тельны. Осо­бенно это отно­сится к под­рост­кам. В этом воз­ра­сте школь­ники выра­ба­ты­вают свою точку зрения и в боль­шин­стве своем осу­ждают гру­бо­сть и раз­вяз­ность. Если же под­ростки видят, что роди­тели, которые им нередко напо­ми­нают о необ­хо­ди­мо­сти быть веж­ли­выми и под­тя­ну­тыми, снис­хо­ди­тельно отно­сятся к грубому, некуль­тур­ному пове­де­нию взро­с­лых, — они разоча­ро­вы­ва­ются в самих роди­те­лях, начи­нают считать их неис­крен­ними людьми. Когда роди­тели честно и прямо дают отри­ца­тель­ную оценку некуль­тур­ному пове­де­нию любого чело­века, незави­симо от того, род­ствен­ник он или не род­ствен­ник, то под­ростки видят, что роди­тели после­до­ва­тельны в своих сужде­ниях, они оди­на­ково тре­бо­ва­тельно отно­сятся ко всем людям.

Многие роди­тели в таких случаях говорят под­рост­кам: «Да, этот человек не умеет куль­турно себя вести, он плохо вос­питан. К сожа­ле­нию, у нас еще встре­ча­ются такие люди. Но они могут изме­ниться только в том случае, если на них будут влиять все окру­жа­ю­щие, и вам, школь­ни­кам, нужно быть по отно­ше­нию к ним сдер­жан­ными и веж­ли­выми».

Подоб­ные беседы помо­гают огра­дить под­рост­ков от пагуб­ного влияния этих людей и вместе с тем пре­ду­пре­ждают про­я­в­ле­ние детьми бес­так­т­но­сти по отно­ше­нию к таким людям.

Необ­хо­димо доби­ваться, чтобы все школь­ники вели себя куль­турно не только в школе и дома, но и в метро, авто­бу­сах, трам­ваях, в кино, театре и других обще­ствен­ных местах.

Порой мы очень остро реа­ги­руем на про­я­в­ле­ние невеж­ли­во­сти и раз­вяз­но­сти со стороны наших соб­ствен­ных детей, но совер­шенно рав­но­душно отно­симся к некуль­тур­ному пове­де­нию и грубым поступ­кам других школь­ни­ков. Между тем если бы роди­тели не мири­лись с таким пове­де­нием у всех уча­щихся, то они тем самым помо­гали бы друг другу в вос­пита­нии детей.

с. 293—300


Также в рубрике «Нравственное воспитание»