
Игры дошкольников в семье
1. Воспитательное значение игр детей
Кто из взрослых не помнит чудесных, увлекательных игр детства, кто не наблюдал, как играют дети, — и совсем еще маленькие и постарше. Конечно, игры детей разного возраста различны по своему содержанию, но хорошая игра имеет очень большое воспитательное значение для ребенка любого возраста.
Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно, он хочет играть, он играет всем, отмечал А. М. Горький, подчеркивая одновременно, что в игре ребенок познает окружающий его мир.
В жизни дошкольников игра является важной деятельностью. И хотя к шести годам все большее значение приобретает посильный труд, различные занятия, игры по-прежнему необходимы для детей, дают им много радости, являются ценным средством их воспитания.
Играя, ребенок удовлетворяет свою потребность в практической деятельности; знакомится со свойствами различных вещей, закрепляет и уточняет представления об окружающем, развивается физически. Игра позволяет ему проявлять инициативу, быть вполне самостоятельным в своих замыслах и их выполнении. В ней могут проявляться и развиваться такие хорошие чувства, как любовь к труду, заботливость и ответственность, любовь к своей Родине, честность и правдивость и многие другие. Воспитательная ценность игры зависит в первую очередь от ее содержания.
2. Игры, которые придумывают сами дети
Многие игры дети придумывают сами. Они изображают в них то, что увидели, услышали, и особенно то, что хорошо им знакомо или что произвело на них большое впечатление.
Отражая в игре окружающую жизнь, наши советские дети строят дома, заводы, совершают полеты на Северный полюс и даже на Луну, защищают границы, водят поезда и комбайны, прорывают каналы, играют в праздничную демонстрацию. Они изображают семью, члены которой работают, заботятся друг о друге; учат своих детей.
Конечно, иногда в детской игре отражаются и отрицательные стороны жизни. Играя в магазин, «продавец» и «покупатель» грубо говорят друг с другом, девочка бьет свою куклу-дочку, мальчик изображает пьяного. Все это ребята увидели где-то, запомнили, и вот они уже в игре закрепляют свои впечатления, не умея часто разобраться в них и отличить хорошее от плохого.
Плохую игру можно, конечно, и запретить, объяснив, чем она плоха; но это не выход. Надо прежде всего позаботиться о том, чтобы дети видели хорошие образцы для подражания. Правильное поведение взрослых в семье — это первый пример, образец для дошкольника, для хорошей игры. Положительные примеры из жизни и деятельности окружающих ребенка советских людей и чтение детям содержательных, увлекательных книг также являются для них образцом.
Маленькие дети изображают в игре, как известно, не только людей, но и разные предметы, зверей, птиц, фантастические образы. Мальчики и девочки скачут по лугу, воображая себя конями; расставив руки, летают, как аэропланы; пыхтя и отдуваясь, выполняют сложные маневры паровоза или превращаются в деда-мороза, который оделяет ребят гостинцами.
Народный артист СССР С. В. Образцов, рассказывая о некоторых играх своего детства, говорит: «Очень хорошо помню себя коровой. Моя бабушка Капа сшила мне из материи рога, набив их ватой. Рога эти я привязывал ко лбу и бегал пастись в комнату нашего жильца на зеленый ковер. На ковре были цветы, и я их щипал, ползая на четвереньках». Это ощущение себя пасущейся коровой он помнит до сих пор, будто действительно был когда-то настоящей коровой, рыжей с белыми пятнами.
Изображая в игре животных, дети часто вкладывают в это определенное содержание: «собака» громко лает, охраняя дом; выслеживает зверей, она верно служит хозяину; в другом случае — спасает из огня «ребенка»; кот и петух дружно живут в избушке.
Необходимо внимательно относиться к детским играм. Это поможет понять психологию ребенка, дать игре хорошее направление. Ведь в игре проявляется склонность детей к подражанию, а также развивающаяся с возрастом и под влиянием взрослых наблюдательность. В игре же эти качества могут и совершенствоваться.
Играя, дети не просто копируют то, что увидели, о чем узнали из книжки, они искренне и непосредственно выражают свои чувства, мысли, желания. Дети почти никогда не играют молча. Ребенок во время игры разговаривает даже тогда, когда он играет один. Либо он сам изображает одновременно нескольких людей, либо ведет беседы с игрушками — участниками его игры. Мы узнаем иногда в его игре самих себя или близких людей, знакомых, соседей. И вместе с тем в эти образы он всегда вносит что-то новое, свое — он фантазирует в игре.
Вот в комнате играют две сестры — девочки пяти и семи лет. Они изображают жизнь своей семьи, передают разговоры, которые ведут родные дома. Но одновременно сестры фантазируют: все вместе они отправляются по Волге на пароходе, купаются. Это давнишняя мечта всех членов семьи, она осуществляется пока в игре.
Наблюдая детские игры, мы замечаем, что фантазия не уводит ребенка от правды жизни. Маленькие сестры знают, что у них «не по правде», но так бывает, так могло бы быть, и этого им достаточно.
Ребенок привязывается к любимой игрушке. Играя, он искренне переживает свою роль; чувства, которые испытывает ребенок в игре, — это подлинные, настоящие чувства, и взрослые непременно должны с ними считаться. В этом заключается большая воспитывающая сила игры. Поэтому-то так важно, чтобы ее содержание будило хорошие чувства, требовало от детей правильных поступков.
Вспоминается такой случай. У шестилетней Киры была любимая кукла — участница почти всех игр девочки. Кукла была старая: краска на лице ее полиняла, стерлась, волосы растрепались, нос откололся, но маленькая Кира питала к ней самые нежные чувства: заботливо одевала ее, кормила, водила гулять, разучивала с ней стихи и пела ей песенки. В день рождения девочки старший брат подарил ей новую куклу — большую, красивую, с закрывающимися глазами.
— А старую надо сжечь, — сказал он. — Она вся грязная, никуда не годится.
— Нет! — Кира крепко прижала к себе куклу, как бы защищая от опасности. — Не надо ее жечь!
На другой день брат все же бросил куклу в печь. Девочка увидела это, когда игрушка уже догорала. Со слезами бросилась она к печке, умоляя спасти ее куклу, но было уже поздно.
Долго после этого Кира и смотреть не хотела на новую нарядную куклу, все вспоминала свою любимицу.
Ошибка брата заключалась прежде всего в том, что он не сумел понять, насколько искренни, сильны были чувства Киры, ее любовь, привязанность к игрушке. Конечно, надо было бы поддержать, одобрить хорошие чувства девочки и помочь, насколько это возможно, привести в порядок старую куклу.
3. Игры с правилами
Значительное место среди детских игр занимают игры с правилами. Игры с правилами дети узнают от взрослых, от старших товарищей, многие из них передаются из поколения в поколение. Дети очень любят подвижные игры. Участие в них особенно ценно для физического развития, а также для воспитания воли ребенка. Правила подвижных игр помогают воспитанию таких важных качеств, как сообразительность, выдержка, настойчивость, смелость и др.
Вот, например, игра «Ключи» (для детей пяти-шести лет).
Дети чертят по кругу (на земле) маленькие кружки, в каждый кружок становится ребенок — это его «дом». Один ребенок — водящий. Водящий подходит по очереди то к одному, то к другому из играющих и спрашивает: «Где ключи?» — «Там поищи», — отвечают ему и указывают на другой «дом». Водящий идет в указанную сторону, а в это время участники игры стараются, перебегая в разных направлениях, меняться местами. Водящий же должен постараться занять в это время пустующее место.
В этой игре дети упражняются в беге, ловкости, у них воспитывается сообразительность, выдержка (перебежать тогда, когда водящий не видит), наблюдательность.
В игре «Горелки» (для детей пяти-шести лет), помимо ловкости, выдержки (бежать лишь после слов водящего), воспитывается чувство взаимопомощи — стремление выручить товарища.
Не всегда ценят родители, да и не всегда знают, прекрасные народные игры, имеющие огромное педагогическое значение. Это игры коллективные, большей частью с пением и движениями. В них особенно ценно то, что каждый из играющих может проявить свою инициативу. В этих играх необходимо преодолевать трудности, проявлять чувство товарищества, например в играх «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Зайчик», «По ровненькой дорожке» и других1.
Надо учитывать, что есть игры большой подвижности (с бегом, прыжками) и игры малой подвижности. Их следует чередовать, иначе дети переутомятся, а переутомление у дошкольника может проявиться не только в апатии, но часто, наоборот, в чрезмерном возбуждении.
Вот в день рождения вашей’ пятилетней дочери собрались ее сверстники. Обязательно нужно поиграть с детьми, чтобы на празднике было весело. Если этот день совпадает с теплым временем года, лучше организовать игры на воздухе.
После того как дети поиграли в «Гуси-лебеди», «Пятнашки», предложите им малоподвижную игру, например «Зайка серый умывается».
Один из детей назначается «зайкой». Все остальные становятся в круг, а «зайка» — в середине его. Дети, стоящие в кругу, говорят:
Зайка серый умывается,
Видно в гости собирается.
Вымыл носик,
Вымыл хвостик,
Вымыл ухо,
Вытер сухо!
Зайка проделывает все движения, соответствующие тексту. Затем он скачет на двух ногах (идет в гости) к кому-нибудь из стоящих в кругу. Тот становится на место «зайки», и игра повторяется.
После этого можно посоветовать игру «Найди, где спрятано». Один из детей выходит из комнаты или отворачивается, а остальные прячут какой-либо предмет; под музыку или под хлопки участников игры, водящий ищет предмет. Чем ближе он к спрятанному предмету, тем громче звучит музыка, громче хлопают в ладоши дети или говорят: «Тепло, еще теплее, жарко, совсем жарко...»
Есть специальные сборники с описанием игр, которым родители могут научить детей, например: «Подвижные игры дошкольников в детском саду» К. Конторович и Л. Михайловой, «Игры и упражнения для развития внимания у детей» Гельфана Е. М. В этих книжках приводится ряд игр для детей младшего и старшего дошкольного возраста.
Дети, живущие в городе, часто гуляют со взрослыми в скверах, парках. Но прогулки эти проходят нередко скучно, однообразно. Ребята заняты своими делами, играют обычно в одиночку, иногда ссорятся, а взрослые увлечены в это время разговорами и лишь иногда поглядывают на детей.
Некоторые же отцы и матери, няни, боясь инфекции или «дурного» влияния, водят своих детей за руку по отдаленным аллеям, удерживают около себя длительным чтением, забывая, как необходимы ребенку разнообразные занятия, подвижные игры, как важно для него общество товарищей, сверстников.
В коллективной игре малышу не только весело, в игре воспитываются у него чувства дружбы и товарищества, смелость, честность, преодолевается эгоизм.
Мать четырехлетней Тани Анастасия Фоминична, придя с работы, нередко собирает во дворе всю детвору и играет с нею в разные игры. Анастасия Фоминична заранее объясняет, кто с кем будет бежать, что делать, учит ребят играть дружно, не ссориться. Всем очень интересно, весело. Но вот беда — ее дочь Таня хочет быть во всем первой: быстрее всех бегать, дальше и выше всех прыгать, играть в ту игру, которую она любит, а не в другие и т. п.
Поведение девочки объяснимо. Она гордится тем, что именно ее мама, а не чужая так интересно играет, организует ребят. Отсюда возникает желание воспользоваться своим положением. С другой стороны, Таня «ревнует» мать, хочет чтобы мама делала все только для нее. Понимая это, Анастасия Фоминична внушает Танюше, как надо себя вести. Когда девочка спокойно соглашается участвовать в игре, предложенной другими, мать одобряет ее поведение; если Таня отличилась ловкостью среди сверстников, она ее похвалит, но вместе с тем ни в чем не выделяет дочь, не подчиняется ее требованиям. И это правильно. Она постепенно приучает девочку считаться с интересами коллектива, быть справедливой, воспитывает сдержанность.
Трехлетняя Леночка норовит отнять игрушку у товарища. Мама строго запрещает это, воспитывая у девочки умение уступать, делиться игрушками с другими детьми. Делает это она умело, не забывая о малом возрасте дочери.
«Если Лене очень не хочется отдавать игрушку, — говорит Валентина Петровна, — то я произвожу безболезненный обмен игрушками и удовлетворяю обе стороны. Или говорю: «Ладно, поиграй еще немножко, а потом дай Сашеньке. Смотри, он еще меньше тебя, и ему очень хочется поиграть с машиной». Когда она поступает хорошо, обязательно похвалю ее, а потом еще бабушке расскажу. Похвала на дочь очень хорошо действует.
Но если она смотрит исподлобья сердито и упрямо, не дает никому игрушки, я забираю детишек и играю с ними, а Лена стоит одна в стороне. Постоит, постоит одна — и вот идет, и сама отдает все игрушки».
Так стараются обе матери воспитывать у своих девочек сдержанность, умение считаться с интересами других.
Маленькие дети нередко ссорятся в совместных играх, отнимают друг у друга игрушки. Это объясняется тем, что они еще не умеют договориться, им бывает трудно поступиться своими желаниями, а склонность к подражанию приводит к тому, что ребенку непременно хочется иметь такую же игрушку, какую он увидел у товарища. Но, учитывая особенности возраста, родителям следует вместе с тем воспитывать в детях с первых лет жизни коллективные чувства, сдержанность. Надо учить их дружно играть сначала с одним, двумя сверстниками; не отнимать игрушки, делиться ими. Покупая игрушку и даря ее малышу, не подчеркивайте слишком: «Это тебе!» Одобряйте, когда он уступает игрушку другому, когда в игре не ссорится.
В детских садах воспитатели ежедневно проводят с детьми подвижные игры, специально направленные на развитие внимания, тех или иных движений, умения тормозить некоторые движения и т. д.
Подвижные игры с детьми особенно полезно и удобно проводить на воздухе: в парке, во дворе. Во время игры малыши очень быстро знакомятся, сближаются друг с другом.
Самые разнообразные игры, особенно подвижные и спортивные, хорошо проводить также за городом. Дети постарше, а по мере своих возможностей и малыши, могут здесь заниматься метанием шишек, прыгать, лазать, бегать наперегонки, играть в прятки. Надо обязательно доставить детям удовольствие и разрешить им поиграть у ручья. Вот что пишет о подобных играх А. П. Агафонов в своей книге «Воспитание ребенка-дошкольника в игре».
«На малых ручьях и речках мы строим целые морские флотилии из сосновой коры и сучьев. Некоторые корабли уходят в далекое плавание, иногда такое далекое, что приходится бежать вдоль ручья и разыскивать корабль, укрывшийся в какой-нибудь гавани.
Однажды много хлопот доставил нам сделанный из желудя «отчаянный старый морской капитан». У него была длинная рука с острым локтем, которой он все время указывал вперед. Вот он и увел самый лучший наш фрегат и запрятал его в укромной бухте, под прикрытием старой коряги. Но мы его все-таки разыскали: помог бинокль из двух кусков бересты, — простым глазом мы его не увидали бы. Сын долго думал, как наказать своевольного капитана и, наконец, решил перевести его простым матросом на шлюпку. С нами шутки плохи! Мы требуем дисциплины от судового состава, несмотря даже на занимаемый пост».
Почти каждая семья покупает для детей различные настольные игры, такие, например, как шашки, домино, лото, летающие колпачки, народные игрушки-пирамидки, складные матрешки, яички, бочонки и т. п. Это так называемые дидактические, или обучающие, игрушки и игры. К ним относятся также интересные и полезные словесные игры, некоторые игры, связанные с движениями. С помощью дидактических игр ребенок знакомится с цветом, величиной, формой предметов или уточняет свои представления о них; эти игры развивают координацию движений, а также такие качества, как внимание, выдержка и др. Например, игра в детское лото требует внимания от играющих, иначе можно не услышать, как будет названа та или иная картинка. В подобного рода играх формируется произвольное внимание2, особенно ценное для будущего школьника, так как оно связано с усилием воли и еще слабо развито у дошкольника. В настольных играх с картинками дети уточняют свои знания о различных предметах, об их назначении; правила некоторых обучающих игр развивают такие нужные для умственного развития качества, как умение сравнивать, классифицировать предметы.
Вот, например, настольная игра с картинками «Кому что нужно». На одних карточках нарисованы люди разных профессий, на других — предметы, необходимые для их труда. Дети, играя, должны разложить картинки соответствующим образом. Портному положить ножницы, нитки, материю; ученику — книги, тетради, портфель и т. д.
Каждую игру можно усложнить. А с усложнением перед ребенком в игре возникает новая умственная задача, и, значит, эта же игра принесет еще большую пользу для его умственного развития. Если в дидактической игре ребенок уже не встречает затруднений умственного характера, значит она ничего не дает для его развития, да и самому ребенку становится неинтересной. Различные варианты игры обычно указаны в сопроводительных текстах, прилагаемых к играм, усложнения могут придумать и сами взрослые.
Некоторые родители используют в дидактических играх и самые обыкновенные игрушки и предметы.
Вот, например, игра, которая способствует развитию у детей произвольного внимания и запоминания, «Чего не стало», или «Какую игрушку спрятали» (в ней могут принять участие несколько детей, можно играть и с одним ребенком). На стол выставляется несколько игрушек (предметов): для детей трех-четырех лет — 3—4 игрушки, затем их количество можно увеличить до 5, а если дети старше — 8—10 игрушек. Одному из детей взрослый (или старший брат, сестра — кто организует игру) предлагает внимательно посмотреть и запомнить, какие игрушки стоят на столе. Затем ребенка просят отвернуться, и в это время одну игрушку убирают. Отгадывающий должен сказать, какую игрушку убрали. Как только взрослый замечает, что с такой задачей ребенок уже легко справляется, — усложняет ее. Например, убирает не одну, а две игрушки, сначала резко контрастные (мяч, собачка), затем более схожие (мяч, шарик); можно вовсе не прятать игрушки, а только менять их расположение, место. Дети пяти-шести лет могут уже дать ответ такого рода: кукла сидела с правой стороны, а теперь ее посадили слева и т. п. Так в игре будут закрепляться пространственные представления детей: справа, слева, посредине, с краю, вверху, внизу, около, сзади.
Можно научить детей играм, где главная роль принадлежит слову. Эти игры трудны для младших дошкольников, так как в них нет действия с конкретным предметом. Поэтому они доступны главным образом старшим дошкольникам.
Вот, например, игра «Наоборот» — в противоположные понятия. Кто-нибудь, начиная игру, произносит одно слово, другой — противоположное (день — ночь; холодно — жарко; высокий — низкий; широкий — узкий и т. д.). Оживляет игру постепенное ускорение темпа произнесения слов.
Есть игра на выделение звуков. «К» — каша», — говорит мать, а ребенок должен придумать другое слово, которое начинается также со звука «к». Усложняя игру, можно предложить детям придумать новое слово, начиная с того звука, которым оканчивается названное слово: «П» — пила», — говорит взрослый; «А» — арбуз», — продолжает ребенок. Так постепенно в игре шести-семилетние дети упражняются в выделении звуков в слове, слогов, что очень важно для подготовки их к обучению грамоте.
В этих и подобных им играх развивается и уточняется речь ребенка, воспитываются произвольное внимание, способность сосредоточиваться, умение классифицировать (когда выбираются нужные слова, определяются качества предметов). Словесные игры развивают ценные качества, необходимые будущему школьнику.
Некоторые игры с детьми требуют от взрослых специального времени, но во многие можно играть между делом: во время какой-то домашней работы, на прогулке.
Все виды игр — и придуманные самими детьми, и подвижные, и дидактические — интересны им, важны для их всестороннего развития.
Родители должны заботиться о создании условий, необходимых для игр детей.
Следует определить время для игры, в зависимости от того, какой установлен в семье режим. Надо создать удобную обстановку для игры ребенка. Надо также направлять игры детей: заботиться о том, чтобы они были разнообразны, воздействовать на содержание игр, придуманных детьми, не лишая их, конечно, самостоятельности.
Самое лучшее, когда у детей любого возраста есть «уголок» для игры, для различных занятий. Часть игрушек можно расположить на небольшом коврике; на полке, этажерке поместить другие, а также настольные игры; купить или смастерить маленький стол и стул.
Если в квартире тесно и выделить специальный уголок бывает трудно, можно обойтись и без него. Надо только всем взрослым вместе подумать, где и как хранить игрушки ребенка, его книги, различный материал. Может быть можно приспособить для игрушек ящик в шкафу или в комоде, подобрать специальный чемодан, коробку, а для книг, настольных игр — полочку. Играть дошкольник может в любом месте комнаты по совету взрослых и по своему желанию, а после игры убирать все на место.
Наблюдения показывают, что дети любят выбирать для игры укромные, уютные уголки: где-нибудь за дверью, ширмой, под столом, среди зелени сада, — в такой обстановке им, видимо, легче фантазировать. И надо разрешать детям по возможности быть в этом самостоятельными.
Важно учитывать правило: даже трех-, четырехлетний малыш должен приучаться самостоятельно пользоваться своими игрушками, без особого на то разрешения со стороны взрослых. А в некоторых семьях игрушки каждый раз «выдаются» ребенку, а потом взрослый же убирает их куда-нибудь подальше. Так, мол, сохраннее будут. Предоставляя ребенку самостоятельность, необходимо в то же время воспитывать у него умение и привычку убирать свои игрушки на место, заботиться об их чистоте. Так переплетаются игра и труд маленького ребенка.
Играя, он трудится: расставляет, моет игрушки, стирает кукольное белье, чинит сломанные игрушки вместе со взрослыми. Старший дошкольник уже сам может мастерить несложные игрушки для своих игр; родителям следует поощрять такого рода работу, помогать, когда нужно. Например, дети мастерят из бумаги фотоаппарат, затем играют в фотографию, делают из газетной бумаги пилотки для летчиков или выстругивают из коры и дерева лодочки, пароход. И надо сказать, когда дети сами что-то делают для игры или принимают участие в починке игрушек, они бережнее относятся к своим самоделкам и к покупным игрушкам, а игры их становятся содержательнее.
Бывает, что какая-нибудь игра, например в ту же фотографию или в больницу, длится не один день, а это важно для воспитания устойчивости замысла, целенаправленности.
Самый лучший метод предохранения ребенка от дурной привычки — портить, ломать игрушки — это терпеливое объяснение, требование, а главное регулярная уборка, починка их и пр. Но далеко не всегда дети, даже старшие дошкольники, охотно приводят в порядок комнату или свой уголок после игры. На это жалуются очень многие родители, которые рассказывают, что им с большим трудом удается заставить детей привести в порядок свое игрушечное хозяйство, а чаще, не добившись, они сами принимаются за эту работу.
Что же нужно делать, чтобы приучить ребенка всегда убирать свои игрушки после игры?
Прежде всего, игрушек, которые ребенок употребляет в игре, не должно быть слишком много (особенно у младших дошкольников). Обилие игрушек порождает небрежное отношение к ним, они перестают радовать его. Между тем ценность игрушки заключается именно в том, что она активизирует ум ребенка, его воображение.
Игрушки необходимо время от времени просматривать вместе с детьми и некоторые из них откладывать для починки; затем чинить, протирать, мыть. В этой работе дети пяти-семи лет могут принимать участие. Малышам полезно наблюдать подобную работу, кое в чем помогать старшим.
Перед детьми хорошо ставить в работе какую-то определенную цель.
Например, мать говорит детям: «Вы уберите в своем уголке, а я в это время наведу порядок на письменном столе. Потом проверим, как у нас выполнена работа».
Понятно, что, предлагая это, мать должна учитывать время, которое необходимо для той или другой работы, практические умения детей: тогда соревнование на качество и быстроту даст хорошие результаты. Подобный прием можно применить к детям пяти-семи лет; для маленьких он не подходит, так как они не имеют, во-первых, нужных умений, во-вторых, будут отвлекаться.
Или перед детьми ставится такая цель: прибрать хорошо игрушки и показать затем работу маме или папе; можно посоветовать разложить определенным образом игрушки — для машин, например, устроить гараж, куклу, мишку уложить в кровать, собаку посадить, чтобы она сторожила дом, а остальные игрушки положить в ящик.
Чтобы вызвать интерес к уборке у ребенка трех-пяти лет, можно привлечь иногда в помощь игрушку, как бы включая ее в действия ребенка и матери. Так, скажем, кукла Маша или Мишка, или петрушка придут проверять работу, или кто-нибудь из них уже сидит на стуле, на полке и наблюдает. Это поможет малышу с большим интересом взяться за работу и охотнее ее выполнять.
Иногда у ребенка, особенно старшего дошкольника, возникает законное желание: сохранить сделанную в игре постройку, не убирать некоторые игрушки. Надо пойти ему навстречу, проследив, конечно, чтобы все выглядело аккуратно. Вова, например, очень любит строить депо, вагоны, паровоз — и это понятно: его папа машинист. Но перед сном игрушки надо убирать, так как из-за недостатка места в комнате у мальчика нет специального уголка, отдельного столика. «Сыну жалко бывает иногда ломать свою постройку, — говорит мать. — И мне жаль его трудов. Тогда я не заставляю Вову складывать игрушки, а говорю: «Ну что ж, пусть так и останется сегодня, — уж очень у тебя красиво». А на следующий день, сын снова играет, и уж затем сам охотно убирает, знает, что дальше оставлять нельзя, так как всем неудобно».
Родители поступают в данном случае разумно. С одной стороны, они требуют, чтобы сын убирал свои игрушки после игры, с другой — разрешают не делать этого, когда это возможно. Сохранение постройки или того расположения игрушек, которое было во время игры, способствует ее продолжению, развитию, и, кроме того, не возникает ненужных конфликтов между взрослыми и ребенком.
Как правило, нужно требовать, чтобы пяти-шестилетние дети убирали свои игрушки, а маленьким необходимо помогать; однако в каждом случае следует подходить индивидуально. Может быть, сегодня ребенок очень устал или ему нездоровится, значит, надо помочь или освободить его от этой работы, но обязательно обратить внимание сына или дочки, почему именно вы так поступаете. Постепенно у детей вырабатывается привычка заботиться о своих игрушках, воспитывается аккуратность, бережливость.
4. О детской игрушке
Какие игрушки нужны детям? Самые разнообразные, и, главное, чтобы они могли с этими игрушками действовать, а не только смотреть на них. Поэтому так важно, чтобы у куклы были подвижные руки и ноги, чтобы ее можно было одевать и раздевать, чтобы машину можно было двигать, возить за веревочку и сажать в нее кукол. Поэтому же так необходимо, чтобы у. каждого ребенка был строительный материал, грузовые и легковые машины, коляски. Используя разнообразные материалы «строителя», дети могут сооружать по своему замыслу и по совету родителей различные постройки, изменять их, совершенствовать. А заводные игрушки, действие которых предопределено замыслом конструктора, не представляют собой ценности для развития ума и творческой фантазии ребенка. Они вызывают обычно лишь любопытство, кратковременный интерес, приучают ребенка только созерцать, но не действовать. Поэтому не следует родителям увлекаться покупкой заводных игрушек.
Родители, покупая игрушки, должны учитывать возраст детей, их опыт, знания, возможность разумно применить ту или иную игрушку в игре. Например, не стоит покупать младшим дошкольникам (3—4 лет) сложные технические игрушки: подъемный кран, конвейер и т. п.
Серьезную ошибку допускают очень многие родители при подборе игрушек для мальчиков и девочек. Для мальчиков считают нужным покупать машины, игрушечные ружья, сабли и, как правило, совсем не покупают кукол. А девочкам, наоборот, покупают главным образом кукол, посуду и т. д. и довольно редко строительные материалы, конструкторы. Взрослые думают, что мальчики или девочки именно это и любят, что другое, мол, им неинтересно, и внушают подобные мысли детям. От этого в значительной мере зависит интерес детей к определенным игрушкам.
Правда, помимо внушения взрослых, на выбор ребенком игрушки влияет, конечно, и существующее в жизни разделение труда, и склонности каждого ребенка, которые надо учитывать. Но, если родители покупают мальчикам и кукол, они с увлечением с ними играют, проявляя в игре заботу, нежность. Ведь в игре кукла для ребенка воплощает в себе образ человека. Зачем же лишать мальчика такой игрушки? Почему непременно заменять для него куклу игрушечным медведем или каким-то другим животным?
Мальчики любят играть в войну, так как их увлекает героика. Играя в войну, дети, обычно старшие дошкольники, разбиваются на две стороны: на «наших» и «врагов».
Благодаря своей живой фантазии, благодаря тому, что чувства дошкольников имеют большую власть над их разумом, они могут так «войти в роль», что нередко игра заканчивается дракой. Пусть лучше враг будет воображаемый, если уж дети затеяли игру в войну.
Наблюдая за играющими детьми, мы замечаем, как разнообразно используют они предметы в игре. Палка превращается в лошадь, а маленькая палочка в термометр; камешки — в животных, перевернутые стулья и табурет — в корабль или трамвай.
Семилетний Андрюша и его младшие брат и сестра скачут на палочках верхом к реке купать коней. Река, а на самом деле канава, очень глубокая, Андрюша предупреждает: «Далеко не заплывайте, кони еще молодые, утонут». Наконец, купание окончено. «В конюшню ехать?» — спрашивает Вася — младший из братьев (дети, не сговариваясь, признают Андрюшу главным в игре). «Конечно, в конюшню: надо почистить и корм задать!»
Колхозную конюшню дети устраивают у забора. К жерди забора привязывают веревочками лошадей, Андрюша дает распоряжение почистить их. И каждый начинает усердно чистить лошадей скребками-щепочками.
«У моего «Воронка» уже шерсть блестит», — говорит Наташа.
«А моего «Красавчика» надо еще почистить», — сообщает Вася. Усердно «работая», дети переговариваются, затем бегут за травой и кормят лошадей. Вдруг Андрюша предлагает: «Ребята, повезем на выставку коней, я сейчас председателю скажу». Отходит в сторону, шепчет что-то, потом возвращается.
«Председатель говорит: «Повезем, только самых хороших».
Так играли трое сельских ребятишек. В этой игре они прекрасно заменяли готовые игрушки различными предметами. В игре отразились и закрепились знания детей об уходе за животными, в ней воспитывались такие ценные качества, как трудолюбие, заботливое отношение к делу.
Эта замена одного предмета другим, наделение его воображаемыми качествами не происходит совершенно произвольно, а бывает обычно в том случае, когда ребенок устанавливает какое-то сходство между предметом изображаемым и действительным. Например, градусником в игре служит палочка, но никак не кубик; длинный брусок, завернутый в тряпочку, малыш признает ребенком-куклой, но круглый мячик для этой цели он непременно отвергнет. Это замечают родители, когда наблюдают детские игры. Им становится ясным, почему дети так любят хранить у себя в карманах, в ящичках и других потайных местах всяческие «сокровища». Надо бережно относиться к материалам, нужным детям в игре, разрешать собирать и хранить их. Но, конечно, следует строго предупреждать, чтобы все складывалось в определенное место, чтобы дети не собирали грязные вещи и тем более на улице.
Мать шестилетнего Мити Нина Николаевна рассказывает, что у ее сына постоянно в ящике или в уголке коридора лежат палки и палочки, камешки, гвозди разных размеров, новые и старые, дощечки, фанерки, веревочки, катушки и т. п. И все это оказывается совершенно необходимым, и ничего нельзя выбросить. Время от времени маме с сыном все же приходится производить чистку, и ей с великим трудом удается убедить Митю найти все же кое-что менее нужное. Он отстаивает каждую палочку, каждый гвоздик: «ой, мама, мне это нужно», «мама, мне это пригодится».
В то же время в семье есть строгий уговор: во-первых, все эти вещи класть на место, во-вторых, не загрязнять карманы пальто, костюма.
Дети старшего дошкольного возраста, у которых уже опыт больше, знания шире и более развита фантазия, находят применение всем подобным вещам в своих играх. То они строят в песке дом и проводят электричество (провода — шпагат), то сцепляют проволокой машины, и «прицепы» перевозят грузы, то сколачивают для игры ящик, скамейку и т. п.
В этих играх есть элементы конструирования. А развитие этого умения необходимо для детей всех возрастов. Для развития конструктивных способностей родители покупают детям деревянные и железные конструкторы, строительный материал (настольный), дают для поделки игрушек бумагу, картон, дерево. Здесь важны совет, помощь взрослых. В возрасте пяти-семи лет детей учат пользоваться образцом для создания той или иной несложной конструкции (образцы продаются вместе с конструктором, строителем). Самодельные игрушки, постройки дети прекрасно используют в играх3.
Детей, особенно пяти-шести лет, очень интересуют такие игрушки, как паровоз, пароход, трактор, самолет, подъемный кран, автомобиль. Покупая подобные игрушки или мастеря их вместе с детьми, родители будут способствовать воспитанию у ребят с малых лет любви и интереса к технике.
С давних времен любимыми игрушками и мальчиков, и девочек являются мячи, обручи, вожжи, прыгалки (последними, как известно, особенно увлекаются девочки лет пяти-шести). Эти игрушки очень важны для развития самых разнообразных движений.
5. Как руководить играми дошкольников
Родителям, бабушке или дедушке, старшим братьям и сестрам надо интересоваться игрой детей, помогать выбирать такое время для игры, когда их не будут отвлекать; подбирать разнообразные игрушки и настольные игры — покупные и самодельные; обеспечивать место для игры; заботиться о том, чтобы у ребенка были товарищи по игре. Очень важно следить, чтобы ребенок играл честно, воспитывать товарищеские чувства. Скажем, трое детей играют в жмурки. Один из них присел в укромный уголок и не вылезает оттуда, пока другой водит. Спрятавшийся ни за что не попадется, зато его брату или сестре играть труднее. Конечно, надо в подобном случае объяснить ребенку, чем плох его поступок, добиться, чтобы он играл честно, если сами дети не сумеют этого сделать.
Сложнее дело обстоит с руководством играми, которые придумываются детьми. С одной стороны, надо помочь им, как говорилось, выбрать интересную полезную игру; с другой — позаботиться о том, чтобы участники ее правдиво передавали изображаемое, но не подавлять их инициативу, а развивать активность, воображение. Н. К. Крупская, высоко ценившая игры детей как средство воспитания, как насущную потребность ребенка, предупреждала о необходимости чуткого подхода со стороны взрослых, о том, чтобы взрослые, руководя игрой, не «вынимали душу из игры». Надо стараться войти в детскую игру, понять ее, проявить к ней интерес. В этом случае дети охотно принимают советы и помощь старших.
Вот, например, Вася с товарищем придумали игру в «жуликов». Вероятно, очень живо воспринят был ими рассказ кого-либо из взрослых, возможно кто-то из мальчиков, а может быть и оба, были свидетелями того, как ловили вора. И вот дети стали передавать запечатлевшееся в игре. Вася был «милиционером», его друг Костя — «жуликом». Дети бегали по двору, кричали. «Жулик» оказался более ловким — Вася никак не мог его поймать и уже чуть не плакал, а Костя его дразнил. Ясно, что подобная игра не может принести пользы. Ее можно было бы просто запретить, но тогда дети стали бы, пожалуй, играть так, чтобы не видели взрослые. Поэтому правильно поступил взрослый брат Васи: запретив игру в жуликов и объяснив, чем она плоха, он постарался заинтересовать мальчиков игрой в пограничников, в которой тоже необходимо было энергично действовать, преодолевать препятствия.
Васе много рассказывали о жизни пограничников. Но как играть в них, он себе слабо представляет. Брат советует: «Устройте во дворе штаб с телефоном, договоритесь, где будут посты наблюдения; проверяйте границу, не пробрался ли враг. Надо тренироваться в быстром беге, в стрельбе — пограничники ведь ловкие, меткие. Да позовите еще товарищей — так будет интереснее».
Предложение брата увлекло мальчиков, они деятельно принялись за дело. Устроить шалаш у стенки сарая детям помог тот же старший брат; Вася и его товарищи побежали к маме за шпагатом, чтобы провести телефон, затем мастерили шлемы из газет. Игра в пограничников продолжалась несколько дней. Совет брата направил по хорошему пути фантазию детей и помог мальчикам организовать интересную и ценную для воспитания игру. В ходе игры углублялась любовь детей к Родине, к советским пограничникам, развивались активность, сообразительность, ловкость, смелость и другие качества.
Увиденное и услышанное вызывает различные чувства детей и отражается в их игре большей частью лишь тогда, когда повторяется несколько раз, когда у ребят появляется к этому большой интерес. Поэтому очень ценно как для общего развития детей, так и для возникновения новой игры, если взрослые поведут, например, детей во второй, а может быть, и в третий раз на реку, где они увидят пароходы, или на стройку; прочитают вновь ту же сказку, рассказ, рассмотрят вместе картинки, поговорят о людях, труд которых дети наблюдали, о героях книг.
Сказки и рассказы, особенно такие, где есть действие, интересный сюжет, также отражаются в детской игре. Это не игра в театр, где имеются зрители и исполнители, а обычная игра «для себя», в которую вошли образы героев из сказки.
В сюжетных, творческих играх дети особенно любят самостоятельность, они не терпят проявления пустого любопытства со стороны взрослых, снисходительной улыбки. Обычно в таких случаях ребенок перестает быть естественным, у него снижается интерес к игре, а нередко он и вовсе прекращает ее. Зато искреннее внимание взрослых, их участие в игре дети всегда ценят.
Мать сшила шестилетней Наде красную шапочку, и девочка начала играть в сказку «Красная шапочка». Затем она устроила на столе кукольный театр, предварительно сшив и кукле красную шапочку. А к новогоднему празднику по совету мамы была подготовлена целая постановка «Красная шапочка», в которой участвовали и товарищи Нади, и старшая ее сестра.
Игры в «театр», в «представление» распространены в некоторых семьях. Для детей они очень полезны и радостны. В подобных играх есть большая возможность для развития речи и памяти, так как, «выступая» со стихами и песнями, показывая небольшие инсценировки на сюжет сказки, ребенок старается либо придерживаться текста, либо точно его передавать. Взятая ребенком роль артиста помогает ему преодолевать смущение, застенчивость. Игры в «театр», естественно, объединяют старших и младших детей в семье (вместе играют, вместе готовят костюмы), так как в чем-то старшие помогают малышам, являются их зрителями. С этой же точки зрения надо рассматривать ценность игр в кукольный и теневой домашний театры (см. приложения).
Игры маленьких детей (до четырех лет) еще бедны по содержанию, непродолжительны, довольно однообразны, и это естественно. Ведь жизненный опыт малышей очень незначителен, их фантазия развита слабо, а внимание недостаточно устойчиво. В своих играх дети этого возраста передают то, что им особенно знакомо, близко и понятно: кормят кукол-детей и укладывают их спать, водят в детский сад, лечат, возят машину и т. п. Они даже не всегда еще берут на себя определенную роль — мамы или папы, доктора, а просто передают основные их действия. Играют малыши чаще в одиночку или вдвоем, втроем, особенно, если воспитываются дома и не посещают детский сад. Лишь постепенно следует привлекать детей к играм в коллективе, так как на первых порах им бывает трудно сговориться между собой, установить общую цель в игре, поделить игрушки.
Учитывая особенности игр детей этого возраста, родителям следует почаще самим играть с ними, даже учить их играть; хорошо привлекать школьников к совместным играм с младшими ребятами, следя при этом, чтобы старшие оказывали хорошее влияние на малышей.
Маленькая Наташа часто играла со своей соседкой — первоклассницей Людой, девочкой довольно резкой и грубой. Родители часто наказывали Люду. Метод воспитания, применяемый ее родными, Люда отображала в игре, в отношении к куклам, а иногда и к самой Наташе. Во многом следовала ее примеру и Наташа: шлепала своих кукол, грубо ругала их, часто ставила в угол. Мать не раз говорила дочке, чтобы она этого не делала, но Наташа поступала по-своему. Когда девочке исполнилось три года, она стала посещать детский сад. Впечатлений было много, и Наташа начала по вечерам и в воскресенья с увлечением играть в детский сад. В игре принимали участие теперь все куклы, какие только были у девочки, и даже матрешки, и заяц, и петух, — ведь в их группе в детском саду много ребят. Девочка усаживала всех за игрушечный стол, раздавала еду и предлагала кушать аккуратно, не пачкаться и не сорить.
Но не все, оказывается, хорошо себя вели. Кто-то шалил, кто-то плохо ел. И Наташа шлепала кукол, ставила в угол.
Это огорчало мать и ее старшую сестру. Им очень хотелось, чтобы у Наташи с малых лет формировались такие черты, как доброжелательность, чуткость, поэтому они всегда внимательно следили за поведением девочки, за ее развитием. Ведь стоит пропустить несколько раз грубость, черствость, проявленные ребенком в игре, в общении с окружающими, как смотришь — эта черта начнет закрепляться.
Как-то тетя предложила Наташе:
— Давай, Наташенька, играть в детский сад. Ты будешь Мария Семеновна (воспитательница), а я мама — буду своих ребяток в сад приводить.
Наташа охотно согласилась.
— Вы знаете, Мария Семеновна, — говорит тетя, обращаясь к Наташе-воспитательнице, — моя дочка сегодня плохо спала, у нее головка болит.
Наташа смотрит внимательно, улыбается, но молчит.
— Скажи: «Бедная девочка! Отчего это у нее?» — шепчет тетя.
И Наташа важно, с выражением повторяет эти слова, затем берет куклу на руки, гладит ее и говорит:
— Я за ней посмотрю, мы ей градусник поставим и полечим... Игра повторялась неоднократно, вводились новые элементы. Так, например, девочка сажала кукол за стол, не вымыв им руки; взрослые напоминали ей, и Наташа стала тщательно мыть своим «воспитанникам» руки воображаемой водой из воображаемого умывальника и вытирать их. Затем малышка вспомнила, что в детском саду есть интересные музыкальные занятия; эти занятия вскоре стали проводиться с куклами.
Стоило тете Шуре появиться в дверях, как Наташа бежала ей навстречу и кричала:
— Тетя Шурочка, давайте играть в детский сад.
Игры продолжались, в них включилась и Люда. Тетя Шура ее тоже учила, как правильно вести себя, старалась внушить, в чем она должна показывать пример маленькой Наташе.
Как-то тетя похвалила Люду, заметив, что девочка стала вежливей, мягче. Она поговорила с матерью девочки, посоветовали и ей отметить некоторое улучшение в поведении Люды, пусть пока в игре.
Вскоре родные Наташи могли уже не беспокоиться о дурном влиянии на нее Люды. Теперь приходилось больше следить за тем, чтобы школьница не забирала всю инициативу в игре в свои руки, чтобы возможность быть активной оставалась и у Наташи.
Так, благодаря разумному влиянию взрослых, игры детей стали содержательнее, в них воспитывались такие чувства, как внимание, забота, вежливость.
Игра, которая способствует развитию хороших чувств, а также качеств, необходимых для детского труда, имеет очень большое воспитательное значение.
2. Как руководить играми школьников
Руководить играми школьников труднее, чем играми малышей. Маленьким детям легче было подсказать тему игры, помочь развить ее сюжет, так как их опыт меньше, воображение у них развито слабее. Школьники более самостоятельны в игре, у них больше выдумки, умений, они, как правило, сами и без труда находят, во что играть.
Многое в развитии игры, ее направлении зависит от родителей. Пионервожатые школы, учитель физкультуры подскажут матери и отцу, какие игры доступны детям того или другого возраста, в какие лучше играть во дворе, а в какие дома. Отцу и матери надо учесть, да и ребятам напомнить, что пионер — ученик III—IV класса должен уметь (по требованию первой «пионерской ступени») играть не менее чем в 3—5 игр (подвижных, настольных и игр на наблюдательность и смекалку).
Прежде всего надо позаботиться о создании благоприятных условий для игры детей. Дети любого возраста очень ценят внимание и интерес к их играм, радуются, когда взрослые одобряют игру, помогают в чем-то, а иногда и сами принимают в ней участие. Видя интерес к своим играм, дети станут рассказывать о них взрослым, делиться переживаниями, впечатлениями. А это очень важно, так как создает близость между детьми и родителями.
Не следует прерывать игры детей какими-либо замечаниями, нотациями, надо относиться к игре, как к весьма полезному для детей занятию. А между тем некоторые родители не ценят детскую игру и не только не стараются создать условия для игр детей, но, наоборот, противодействуют им.
У каждого школьника должны быть игрушки, настольные игры. Очень важно приобрести «конструктор», «строитель», и не только для мальчиков, но и для девочек. Ведь надо, чтобы и у девочки с детских лет развивались мышление, творческое воображение, вырабатывались полезные навыки. Вместе со школьником родители должны определить место, где будут храниться его игрушки, различные материалы для самодельных игр, например на этажерке, на стенной полочке; часть игрушек и материалов можно хранить в ящике.
Если в семье есть малыши, нельзя допускать, чтобы они портили игрушки школьника. Пока малыши еще не приучены к порядку, игрушки и материалы школьника должны лежать отдельно. А маленькому сыну или дочке надо внушать, чтобы он играл только своими вещами. Недопустимо, чтобы ребенок двух-трех лет все брал без разрешения и безнаказанно портил, ломал игры и материалы школьника.
Выбирая игрушки, родители обычно учитывают склонности и интересы своих детей. Так известно, что девочки младшего школьного возраста продолжают играть с куклами, особенно маленького размера, чтобы можно было шить для них, а мальчики, как правило, увлекаются конструктивными игрушками.
Нужно подбирать игрушки и в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Если мальчик, например, очень активен, подвижен, быстро возбуждается, среди его игрушек непременно должны быть такие, которые требуют усидчивости, внимания, сосредоточенности: шашки, шахматы для более старших ребят, домино, мозаика, конструктор, строитель.
У детей сравнительно малоподвижных обязательно должны быть прыгалки, обруч, мяч.
Лучше, полезнее, если игрушки будут разнообразны, так как каждая из них по-разному влияет на содержание игры.
Однако недостаточно позаботиться лишь о том, чтобы у школьников были игры, игрушки и место для игры.
В игре должны воспитываться товарищеские взаимоотношения и другие ценные качества. А для этого надо руководить детскими играми. Между тем непосредственному руководству играми детей, особенно школьного возраста, многие родители не уделяют никакого внимания. В учении они помогают детям, а вот в играх предоставляют их самим себе.
Чтобы удачно направлять игры школьников, надо хорошо знать, какие игры они любят, как они ведут себя в игре. В этом помогут наблюдения за играми, беседы со своими детьми и их друзьями. Видя игры детей, отец и мать лучше узнают особенности своего сына, дочери.
Как-то мать Олега, ученика IV класса, была во дворе, когда ребята играли в прятки. Олег «водил». Мать обратила внимание на беспомощность, неуклюжесть и даже «сварливый» характер сына. Если бы не малыши, которые тоже участвовали в игре, водить бы Олегу да водить!
Мать заметила, что Олег во многом отстает от сверстников. Наблюдение за этой игрой и некоторыми другими играми помогло ей лучше узнать своего сына, явилось толчком, который заставил ее изменить кое в чем свой воспитательные методы. Она поняла, как была неправа, оберегая единственного сына от всяких усилий и трудностей, от мнимых опасностей, оправдывая его жалобы на якобы несправедливое, насмешливое отношение к нему товарищей.
Родители могут посоветовать детям, в какие игры им поиграть. Отец и мать видят, например, что дети играют во дворе в однообразные игры и предлагают новую подвижную игру.
Младшие школьники любят так называемые «сюжетные» игры с правилами и определенным содержанием. Они доступны детям, интересны им. Часть таких игр переходит из дошкольного детства. Так, дети семи-девяти лет с удовольствием играют в «Гуси-лебеди», «Пауки и мухи», в «Прятки» и «Салочки», «У медведя во бору», «Кот и мыши».
Хорошо научить ребятишек и таким играм, которые совершенствуют их движения, особенно организуют поведение. Например, «Гонка мячей», «Слушай сигнал». Школьная программа по физической культуре очень рекомендует игры этого типа, как и игры с бегом, прыжками. У учащихся I—II класса появляется большой интерес к соревнованию. Предложите детям состязаться, например, в парном беге, в прыжках через скакалку, в бросании мяча.
Школьникам, которые учатся в III—IV классах, родители могут посоветовать более сложные игры, требующие дисциплины, проворности, организованности, наблюдательности.
Игры, если в них участвуют и родители, приносят детям особенно большую радость. К тому же дети учатся у взрослых правильному поведению, умению выполнять правила игры.
В семье колхозника Шилина взрослые и дети нередко в воскресные вечера играют в бабки и городки. От отца мальчики и научились впервые строить замысловатые фигуры городков — «пушка», «звезда», «заказное письмо», «самолет» и другие. Иногда включается в игру даже дедушка. Ребята готовы выполнить все поручения взрослых по дому, стараются вести себя как можно лучше, лишь бы отец дал согласие поиграть с ними. Глядя на соседей, некоторые колхозники тоже затевают игры в городки со своими детьми.
Семьи, живущие в городе, нередко выезжают в воскресные дни за город. В лесу дети и взрослые мастерят стрелы и луки или игрушки из шишек и желудей, устраивают соревнования в беге и прыжках.
В начале мы рассказывали о педагогическом значении таких игр, как «Лапта». Достаточно сложных действий требует также игра «Подвижная цель». Дети девяти-десяти лет любят игры, в которых участники делятся на команды (к ним относится, например, игра «Охотники и утки», «Прятки на местности»). Школьники сами стараются правильно распределить играющих.
Помня, что для всестороннего развития полезны игры, в которых движения разнообразны, сильное напряжение чередуется с более спокойным состоянием, с частичным или полным отдыхом, надо по возможности оберегать ребят от чрезмерной беготни, напряжения; просить старших школьников, чтобы они помогали в этом родителям.
Иногда дети собираются дома у одного из товарищей и не знают, чем заняться. Можно предложить им настольные игры, в которых должно быть несколько участников. Например, «Кегли», «Настольный крокет», «Прыгуны». В комнате есть условия и для малоподвижных игр, таких, как «Телефон», «Пословица хором», «Слова на одну букву» (см. в приложениях). Интересна игра «Журавль». «Журавль» — шуточная игра. Дети садятся друг против друга (получается узкий проход — «коридор»); вытягивают ноги так, чтобы касаться ног сидящего напротив. Одного выбирают «журавлем». Затем говорят: «Ты должен пройти по проходу, не задев ноги товарищей», — завязывают глаза, а детям тихонько предлагают убрать вытянутые ноги, оставив «коридор» свободным. «Журавля» подводят к играющим; советуют ему повыше поднимать ноги, осторожно идти. Дети весело хохочут, видя, как старается «Журавль», уверенный, что преодолевает трудности. Затем повязка снимается — смеется и сам «журавль».
Конечно, в этой игре должен принять участие кто-либо из старших.
Мы уже говорили, что в творческих играх детей отражаются различные стороны окружающей жизни, содержание книг, кинофильмов. Если жизнь детей содержательна, то и игры их бывают обычно более интересными, оказывают на детей положительное, воспитывающее влияние.
Хорошую по содержанию игру надо поддержать. Замечено, что дети младшего школьного возраста часто продолжают играть со своими старыми игрушками, сохранившимися еще со времени дошкольного детства, девочки, например, с куклами. У Оли, ученицы II класса, есть большая кукла — Сережа. Ее подарили Оле, когда ей было около четырех лет. Девочка и сейчас играет с Сережей: гуляет с ним, лечит его. Вечером, перед тем как ложиться спать, Оля непременно уложит куклу.
— Любишь ты со своим Сережкой играть? — спросила ее как-то мама.
— Я не так уж люблю теперь с Сережкой играть, — ответила девочка, — я просто его люблю.
Мать, поощряя хорошие чувства дочки, обещала скроить для Сережи новое пальто, чтобы дочка сшила его.
А некоторые родители считают, что школьницы не должны играть в куклы и смеются над своими дочерьми. Так, мать Гали на вопрос, любит ли Галя играть в куклы, смеясь, ответила: «Любит, только играет с ними на чердаке, здесь стесняется, пора бы уж кончать эту забаву — не маленькая».
Галя рассказывала, как она играет. Они с подругой шьют для кукол, вышивают, убирают их «дом»; играют в «колхоз», одна кукла у них звеньевая, вторая — бригадир.
Другая мать иначе относится к игре своих дочерей в куклы: «Я сама долго играла в куклы, пусть и мои дочери играют, учатся шить и вышивать, заботиться о других».
Игра в куклы — это прекрасное средство воспитания у девочек младшего школьного возраста хороших чувств, а также обучения их домоводству.
Постепенно с помощью старших дети приучаются правильно делать швы, подшивать края; девочки десяти-одиннадцати лет могут уже сшить платья для кукол как следует. Позаботьтесь, чтобы у детей были цветные лоскуты, цветные нитки; помогите скроить одежду для кукол. Вместе с детьми смастерите игрушечную мебель. Дети охотно станут вязать крючком или на спицах шарфики, носочки, варежки. Изготовление вещей для кукол дает детям удовлетворение; в то же время они овладевают полезными навыками.
Иногда у младших школьников игры бывают однообразны: девочки изо дня в день играют в школу, мальчики — в военные игры. Посоветуйте детям устроить дома или во дворе театр, помогите выбрать пьесу, подобрать для выступления что-нибудь из одежды, сделать некоторые костюмы. Девочки, и подростки и старшеклассницы, могут в этом помочь младшим. Хорошо приурочить спектакль к какому-нибудь знаменательному дню. С некоторым участием взрослых дети младшего школьного возраста могут смастерить теневой театр (см. в приложении).
Особенно важно направлять поведение играющих детей, воспитывать товарищеские взаимоотношения. В зависимости от того, как ведет себя школьник в игре, как складываются его взаимоотношения с товарищами, полезность игры, ее воспитывающее влияние будут различны. Ребенок вышел во двор, его товарищами стали многие мальчики, девочки. Как ни заняты родители, они должны найти время для того, чтобы узнать товарищей своих детей, узнать, как их собственный ребенок ведет себя в коллективе, что есть хорошего, а что плохого в играх школьников.
Родители не всегда достаточно сознают важность общения детей между собой. Между тем оно становится особенно необходимым, когда дети подрастают и значительная часть их жизни проходит в коллективе. Бывает, что отцы и матери недовольны тем, как ведут себя дети, их взаимоотношениями в игре, а поговорить об этом друг с другом, посоветоваться — не находят времени.
Можно привести немало таких примеров, когда внимание, инициатива матери или отца направляли в нужную сторону игры детей. Так, Елена Павловна, мать ученицы сельской школы рассказывала нам, как она с помощью некоторых родителей руководила играми детей с их улицы. Елена Павловна — большая общественница. Дом, в котором она живет, стоит на окраине поселка. Движения на этой улице почти совсем не бывает, и она заросла травой. Ребятам есть, где поиграть. Но они довольно часто ссорятся. Вот бежит дочка Елены Павловны, третьеклассница Мила:
— Мама, они опять нас прогоняют с нашего места!
— Кто они?
— Старшие мальчишки!
— Ну, а вы с ними договоритесь.
— Они не договариваются!
— Тетя Лена! — жалуются мальчики и девочки лет десяти-двенадцати вышедшей за ворота Елене Павловне. — Они в нас камнями кидают! Мы им и по-хорошему, все равно кидаются.
— Почему вы так делаете? — спрашивает Елена Павловна мальчиков, среди которых есть ученики I—II классов и дошкольники.
— Да, они нас не принимают, — с обидой отвечают малыши.
— А чего их принимать, они плохо играют! — раздаются недовольные голоса.
— Они еще не умеют, — поясняет кто-то более миролюбиво.
Елена Павловна терпеливо, но настойчиво разговаривает с детьми. Советует им играть в некоторые игры вместе. Доказывает малышам, что иногда большим мальчикам и девочкам надо действительно играть отдельно, им же можно и посмотреть. Просит ребят постарше устроить отдельное место для игр младших.
«Кое-какое действие мои советы и разговоры оказывали, — говорит Елена Павловна, — но ненадолго. Основное зло было в том, что отцы и матери не стояли заодно. Некоторые проявляли безразличие, а другие при детях ругали родителей их товарищей, да и практически мы мало в чем помогали детям».
Наконец, поговорив с двумя-тремя родителями, с наиболее активными ребятами, Елена Павловна вместе со своими помощниками повела агитацию среди взрослых и детей. Родителей просили не торопиться с вмешательством в ссоры детей, давать им возможность самим разбираться по справедливости, предоставлять иногда это право старшим братьям и сестрам.
Общими силами оборудовали площадку для игры в волейбол и баскетбол, отгородили вьющимися растениями площадку для младших в одном из дворов.
«Не сразу все у нас стало хорошо, — говорит Елена Павловна, — но достижения есть большие. Часто теперь играют вместе дети разных возрастов, девочки и мальчики, а если идет командная игра больших ребят, малыши обычно не мешают. Сидят на краю площадки и «болеют» за ту или иную команду».
Наблюдения показывают, что споры и ссоры возникают между младшими школьниками в тех случаях, когда в их играх не участвуют старшие дети. Младшие школьники настолько «входят» в игру, что забывают ее правила. Например, требуется бросать мяч в ноги противнику, а они метят иногда в лицо или в живот; большая активность и вместе с тем еще недостаточно развитая воля иногда приводят к тому, что за упавшим мячом бежит не один, как положено, а двое, трое и даже больше ребят. Они выхватывают мяч друг у друга, так как все хотят бросить его. На этой почве возникают ссоры. Хорошо, когда подростки руководят играми «командного» характера, где требуется особенно точное выполнение правил. Старшие дети силой своего авторитета делают игру организованной, «правильной».
Ценно, когда родители помогают организации игр и в случае конфликта не спешат стать на сторону своего ребенка, а учитывают интересы других детей.
Необходимо узнать, кто «вожак» детей в играх, — такие вожаки ведь всегда есть среди играющих. Если поведение «вожака» может служить примером другим детям, следует поддерживать его авторитет. Если его влияние на детей нежелательно, надо найти время, чтобы поговорить с самим школьником, с его родителями; научить новой игре других детей, чтобы и они стали инициаторами игр.
Наблюдения воспитателей и родителей свидетельствуют о том, что дети обычно не хотят побеждать в игре нечестным путем, не любят легкие победы, достигаемые с чьей-то помощью. Напротив, младшие школьники бывают довольны, когда успех в игре добыт ими собственными силами; в этом случае игра дает ребенку удовлетворение. Поэтому родителям не следует помогать ему в игре (бросать за него мяч, подсказывать, где спрятались товарищи), так как тогда игра не приносит ребенку удовлетворения и лишается своих воспитательных качеств.
В коллективных играх имеется возможность развивать и закреплять нравственные стороны личности: чувство товарищества, честность, правдивость. В этих играх коллектив активно выступает против тех детей, которые пытаются достичь первенства в игре при помощи обмана или хитрости. Дети их не терпят и беспощадно исключают из игры. И родителям не следует вступаться за «обиженных». Пусть они почувствуют силу коллектива, требующего честности в игре.
Игры являются естественным упражнением детей в подчинении требованиям коллектива. Точное выполнение правил всеми участниками — обязательное условие любой игры.
Иногда, наблюдая за детскими играми, мы слышим, как дети употребляют грубые выражения, смеются над неловкостью своих товарищей в игре. Иногда неписаный текст игры бывает грубым. Например, игра в классы заканчивается тем, что ребенок с закрытыми глазами должен пройти по «классам», не наступив на линии, начерченные на земле. При этом, если он не наступил на черту, ему говорят «мак», а если наступил, то — «дурак». Как должны поступить родители в этих случаях? Если сделать замечание детям во время игры, то им не захочется играть, игра прекратится. Лучше дома поговорить с ребенком о том, что игра интересная, но очень плохо, что в ней произносятся такие грубые слова; посоветовать изменить текст, чтобы тоже было складно, например, «мак» — «не так». Надо попросить и других родителей побеседовать об этом со своими детьми.
Важно оберегать ребят от чрезмерной нагрузки во время игр. Не замечая усталости, школьники могут бегать и прыгать до изнеможения. Такая игра вредит здоровью. Вредны также игры с однообразными движениями. Например, среди мальчиков распространена игра в «чеканочку». Мальчик много раз подряд делает одни и те же резкие движения ногой, подбрасывая кверху тряпичный мяч, а иногда и просто шапку, либо свою, либо товарища.
А ведь организм младшего школьника еще нежен, недостаточно устойчива сердечная деятельность, ребенок относительно быстро утомляется.
Внимание родителей к детским играм поможет осуществлению задач физического и умственного воспитания детей, воспитания их воли, товарищеских взаимоотношений и других ценных качеств личности советского ребенка, будет содействовать подготовке их к труду, к практической жизни.
1 См. описание игр по возрастам в приложении.
2 Произвольное внимание — сознательно направленное внимание, когда человек специально, с определенной целью наблюдает те или иные предметы, явления.
3 В. Г. Нечаева. Конструирование в детском саду. М., Учпедгиз, 1955.