
5. О наказаниях
Но как быть, если ребенок все же плохо слушается, если он достоин наказания? Нужно ли наказывать? Да, нужно, но «как можно реже, только в том случае, когда без наказания нельзя обойтись»1. И прежде чем наказывать, надо выяснить причину плохого поведения, проступка.
Трехлетняя Нина оторвала от своего нового мехового пальто пуговицу, обшитую кусочком меха, потому, что подруга попросила ее подарить ей «кисаньку».
Катя вымыла в луже новые туфли, «чтобы они лучше блестели». Петя разбивал ногами лед и промочил валенки: он хотел, оказывается, «только попробовать, крепкий лед или нет».
Эти дети были наказаны родителями потому, что последние обратили внимание лишь на результат поступка, а не на его причину. Между тем детям следовало только разъяснить, в чем они виноваты, и строго сказать, чтобы это не повторялось.
В семье рабочего Мартынова трое детей: сыновья — двенадцати и десяти лет и дочка шести лет. Дети очень дружные, трудолюбивые, усидчивые. Мальчики хорошо учатся и ведут себя; младшая Валя — примерная воспитанница детского сада. «Наказываю я ее очень редко, — говорит мать, — в исключительных случаях, если она слишком расшалится. Я сначала ее предупреждаю, что сегодня вечером не стану читать ей, не буду с ней играть и братьям не разрешу или что не пойду гулять, если она не исправится. И дочка сейчас же просит извинения, обещает больше не поступать плохо. Валя знает: как я сказала, так и сделаю».
В этой семье родители умело сочетают любовь и требовательность к детям, создают атмосферу дружбы, уважения к старшим. Поэтому и наказания здесь редки.
Между тем во многих семьях преувеличивается значение наказаний. А частое необдуманное их применение приносит только вред. Случается, что родители применяют физические наказания, которые советской педагогикой резко осуждаются. Эти родители считают их «безобидной» мерой. «Ведь только отшлепаешь его, а иногда лишь погрозишь ремешком — зато он боится и слушается», — говорят обычно отец или мать.
Таким родителям следует напомнить, что любое физическое наказание отрицательно действует на нервную систему ребенка. А главное, физическое наказание унижает его личность, человеческое достоинство. Все передовые педагоги прошлого страстно протестовали против применения любых физических наказаний. Советские педагоги категорически отрицают физическое наказание как метод воздействия на ребенка. Физические наказания воспитывают или забитого человека, или бездушного эгоиста, лицемера, лжеца.
Если ребенок привык к таким наказаниям, то все другие средства уже очень мало действуют на него. Многие родители, именно из числа тех, которые применяют физические наказания, сами сознаются, что эта мера или вовсе не помогает, или если и помогает, то на короткий срок.
Родители Коли (ему три с половиной года) говорят, что сын часто не слушается, и в большинстве случаев они прибегают к ремню. «Только этого и боится. А нередко ставим в угол. Но он сейчас же кричит, чтобы его простили, уверяет, что больше не будет никогда баловаться. Прощаешь его, а он через некоторое время снова принимается за свое. И так все время: не одно, так другое».
Когда знакомишься с жизнью детей в тех семьях, где малышей «шлепают», приходишь к ясному выводу: именно здесь не созданы необходимые условия, которые бы положительно влияли на поведение детей, на их дисциплину. У родителей не хватает терпения, настойчивости, и они избирают более быстрый и простой, на их взгляд, путь воздействия — физические наказания.
Нам приходилось наблюдать воспитание детей в семье колхозника в с. Чулково Московской области. Двое ребят 6 и 8 лет, постоянно занятые или полезной работой, или игрой, отличались послушанием, дисциплиной. Их почти не приходилось наказывать; ни родители, ни бабушка никогда не бьют детей. «Мы действуем строгостью и согласием, — говорит мать, Анна Ивановна. — Но нельзя сказать, что ребята у нас радости не видят, — что можем, делаем. Ну, а бить, какой с этого толк? Они «прибиваются», — образно выражается мать, — и ничего им тогда не внушишь».
Родителям важно выяснить причину плохого поступка (наказание сгоряча часто бывает несправедливым) и, решив, что ребенок действительно должен быть наказан, выполняют свое решение.
Шестилетний Витя разбил новую тарелку, а матери сказал, что это сделала младшая сестренка. Товарищ Вити, присутствовавший здесь же, с возмущением воскликнул: «Как не стыдно, это же ты разбил!» Вина была ясна, ребенок не только скрыл свой проступок, но обвинил другого. Мать поблагодарила товарища Вити, а сына наказала: не пустила кататься на коньках, которые ему только что подарили, а вечером обо всем рассказала отцу. В данном случае мать была права. Но ложь Вити была вызвана тем, что’ мать слишком строго относилась к такого рода провинностям — всегда ругала и наказывала сына; страх перед наказанием заставил Витю солгать.
Какие же наказания следует применять? Наказанием может быть лишение ребенка любимой игрушки или всех игрушек (если, например, сын или дочка небрежно с ними обращаются); отмена очередного чтения вслух, прогулки, совместной с родителями работы, игры, вообще лишение ребенка какого-то удовольствия.
Не разрешив пойти в гости, к товарищу, подруге или пригласить их домой, мы также лишаем ребенка удовольствия.
Можно посадить ребенка на стул (ненадолго); старшему дошкольнику сказать при этом: «Сиди и думай, как ты вел себя, потом мне скажешь». «Ну, как думаешь?» — напомнить ему через некоторое время.
Наказанием для ребенка является сообщение о его поступке всей семье. И важно, чтобы ребенок почувствовал, что его осуждают все близкие, а не кто-нибудь один из них. Иногда можно рассказать о проступке ребенка соседям, знакомым, особенно тем, кого он уважает, любит. Их осуждение также окажет на него воздействие. Однако, прежде чем решиться на эту меру, надо обязательно продумать, как она может отразиться на вашем ребенке. Ведь есть дети (и в дошкольном возрасте) особенно самолюбивые, обидчивые; это важно учитывать, иначе результат может быть как раз обратный предполагаемому. Здесь иногда полезнее предупредить: «Да, придется об этом дяде Мише рассказать! А он-то думает, что ты послушный, дисциплинированный!» Не стоит также говорить о провинности ребенка в присутствии многих посторонних людей.
Строгий взгляд матери или отца, замечание или выговор, отказ поцеловать на ночь, отказ от разговора (минут на 20—30, иначе ребенок забудет об этом) являются наказанием для детей. И если дети привыкли ценить ласку родных, их внимание, привыкли к общению с ними, то этих как будто маленьких наказаний будет достаточно, и родителям не придется применять более строгих мер.
Вот пятилетний Слава вынес во двор игрушки и цветные карандаши. Играя, он разбросал карандаши по земле.
— Славик, что же у тебя карандаши валяются, они испортятся, — обращается к нему их сосед по квартире, Леонид Николаевич.
— Иди, иди, а то опоздаешь на работу, — насупившись отвечает мальчик.
— Почему ты так грубо разговариваешь? Я не стану теперь приглашать тебя в гости! И не будешь больше у нас котят смотреть!
Когда Леонид Николаевич вернулся с работы, Слава спросил: — Можно у вас котят посмотреть?
— Нет! Ты грубо разговариваешь.
— Я больше не буду, — обещает Слава.
Но он не получает сразу прощения.
— Вот когда ты будешь всегда вежливо разговаривать, тогда разрешу.
Через несколько дней, в воскресенье, когда Леонид Николаевич пилил с сыном дрова во дворе, к ним подошел Слава и опять спросил:
— Николаевич, можно я у вас, пожалуйста, котят посмотрю.
— А ты не будешь грубо разговаривать?
— Нет, я по-хорошему!
— А с карандашами будешь аккуратно обращаться, на землю не станешь бросать?
— Буду аккуратно!
— Ну, тогда иди.
За грубость мальчик был лишен удовольствия. И правильно сделал Леонид Николаевич, что не сразу простил Славу. Иногда мы слишком легко прощаем детям их провинности, и поэтому они с легкостью нарушают свои обещания.
Таким образом, послушание, умение правильно реагировать на указания взрослых о том, что «можно и чего нельзя», надо воспитывать у ребенка с первых лет его жизни; с тех пор как малыш пытается выражать свои желания и, особенно, когда он начинает ходить и говорить. Послушание является первой ступенью дисциплинированности. Воспитывая дисциплинированное поведение у дошкольников, мы должны не просто требовать от них что-то, заставлять выполнять указания, а стараться объяснить, почему это нужно. Так постепенно будет воспитываться сознательная дисциплина — это требование нашей советской педагогики. Конечно, в воспитании всегда надо соблюдать меру. Поэтому бесконечные разъяснения, уговоры вредны. Разъяснять надо коротко, иногда даже вначале потребовать, а потом объяснить.
К семи годам ребенок должен научиться слушаться своих родителей, с уважением к ним относиться, воздерживаться от плохих поступков, проявлять терпение, выполнять установленные в семье, в детском саду правила поведения. Воспитывая послушание, дисциплину, надо развивать и активность дошкольника. Главные условия воспитания дисциплины — это единство требований и действий взрослых членов семьи, воспитателей, понимание возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, его интересов, организация деятельности ребенка — игр, труда, занятий.
1 А. С. Макаренко. Соч., т. V, М., изд-во АПН РСФСР, 1951, стр. 50.