
Воспитание, ориентированное на потребности родителей
Несколько лет назад во время урока в воскресной школе одна из моих учениц подняла руку и рассказала историю, которую я никогда не забуду. Со слезами на глазах она говорила: «Мисс Джилл, я не знаю, что мне делать. Я прошу Господа простить меня, но не могу забыть того, что видела и слышала вчера вечером».
Я хотела обнять ее, но она продолжала говорить: «Я думала, что если попрошу Господа о помощи, то, что я видела, сотрется из моей памяти... И я забуду те слова... Но они не хотят уходить».
Я подошла к ней, обняла, прижала к себе, а она рыдала горько и безутешно. Ее самая близкая подруга села рядом с ней и взяла ее за руку. Я предложила поговорить где-нибудь наедине, но девочка хотела высказаться прямо в классе.
В субботу вечером она собиралась пойти с друзьями в кино. Отец согласился ее отвезти, потому что в кинотеатре одновременно шел и другой фильм, который он сам хотел посмотреть. Когда они приехали в кинотеатр, билетов на детский фильм уже не было. И тогда, вместо того чтобы отвезти ребенка домой, отец повел девочку на взрослый фильм, в котором было множество жестоких и эротических сцен, то есть всего того, что в двенадцатилетнем возрасте ни видеть, ни слышать не следует.
Ночью девочка не могла уснуть. Она до утра проворочалась в постели, а в голове ее крутились сцены из фильма.
Почему такое случилось? Потому что отец поставил свои интересы выше интересов дочери.
Эгоистическая мотивация родителей не всегда столь очевидна. Как объясняла одна мама: «Все начинается с вполне естественного желания быть хорошими родителями и исправить те ошибки, которые, как мы думаем, совершали наши папы и мамы». Другая добавляла: «Здесь присутствует элемент страха. Ты боишься не сделать чего-то такого, о чем все говорят, что детям это полезно».
И все же в каждом конкретном случае можно определить мотивацию родителя, внимательно вслушиваясь в то, что и как он говорит. Вдумайтесь, к примеру, в следующие фразы:
• «Мы сделаем все, чтобы попасть в команду, чего бы нам это ни стоило».
• «Моему сыну шесть лет, но мне уже ясно, что он будет учиться в Гарварде».
• «Нас не приняли в единственный детский сад, гарантирующий поступление в самую лучшую начальную школу».
• «Я волнуюсь, что в свои четыре года моя дочь еще не прочла ни одной книжки. Она никогда не догонит других детей».
Достижениями своих детей родители нередко пытаются заполнить пустоту внутри себя. И это становится главным мотивом процесса воспитания. Такие родители испытывают жгучую потребность довести свое детище до «совершенства». Увы, подобные методы отнюдь не помогают детям сформировать собственную личность, их цель — реализация родительских потребностей в признании. О чем бы ни шла речь — об учебе или спортивных достижениях, — родители, центрированные на собственных интересах, всегда стремятся к тому, чтобы их дети во всем были первыми. Их девиз: «Никого не интересует, кто придет вторым».
В результате беременные женщины записывают своих будущих детей в лучшие дошкольные учреждения, а на вступительных собеседованиях малыши предъявляют портфолио, набитые художественными работами и видеозаписями танцевальных программ в собственном исполнении. Коммерческое образование в Соединенных Штатах превратилось в настоящую индустрию с ежегодным оборотом в три миллиарда долларов. Отчасти это объяснимо упованиями на то, что из успешных учеников получатся хорошие специалисты. Однако преподаватели, которые готовят школьников к тесту SAT1, рассказывают, как тринадцатилетние мальчишки и девчонки рыдают от психологических перегрузок, связанных со стремлением попасть в хороший колледж.
Энрид Норрис, консультант по вопросам семьи и брака, отмечает «рост потребления антидепрессантов среди детей, отчасти связанный с тем психологическим давлением, которое они испытывают в погоне за все лучшими результатами во все более раннем возрасте. Детям больше не разрешается быть детьми: они стали символами преуспеяния родителей, мерилом их собственного достоинства».
Когда мы принуждаем своих детей становиться тем, что нужно нам, а не тем, что задумал Бог, мы занимаемся не воспитанием, а насилием. Мы стараемся для себя, а не для них — и дети это знают. Обычно такой процесс приводит к тому, что мы выталкиваем ребенка либо из своей жизни, либо из жизни вообще. Яркой иллюстрацией может служить история, показанная в фильме «Общество мертвых поэтов».
Главный герой фильма, Джон Китинг (в исполнении Робина Уильямса), работает преподавателем в элитной школе-интернате для мальчиков. Он старается достучаться до сердец своих учеников, воспитывая их души. Он дружески общается с ними после школьных занятий и строго спрашивает на уроках. Он заставляет их думать и поощряет тягу к знаниям.
Отца Нейла Перри, одного из любимых учеников Китинга, интересуют только успехи сына. Отец не пытается понять Нейла, разобраться, что он за человек. О сыне у него давно сложились собственные представления: мальчику необходимо хорошее образование, ведь он должен стать таким же известным врачом, как отец. Но у Нейла редкие актерские способности, а медицина его совершенно не интересует. Одноклассники восхищаются талантом Нейла и поддерживают в нем тягу к театру.
Нейл решается на конфликт с отцом, а тот, чтобы повлиять на сына, разжигает в нем чувство вины:
— Я многим пожертвовал, чтобы ты мог здесь учиться. Ты же не станешь огорчать меня?
— Но ты никогда не спрашивал меня, чего хочу я.
— Перед тобой открываются такие возможности, о которых я не мог и мечтать. И я не позволю тебе...
— Но мне хочется сказать тебе, что я чувствую, — прерывает его Нейл.
Отец отвечает ему тихим, твердым голосом:
— Если ты опять об актерстве, то можешь забыть об этом.
Нейлу слишком хорошо знаком этот тон, и он уступает:
— Да, сэр.
Для отца разговор окончен. Он с удовлетворенной улыбкой хлопает сына по плечу:
— Ладно, пойдем спать.
— Но у меня же получалось. У меня действительно хорошо получалось, — в отчаянии шепчет Нейл самому себе, медленно спускаясь по лестнице.
Если вы видели фильм, то знаете, что заканчивается он трагически: эгоцентризм отца подтолкнул юношу к самоубийству.
Ответ всегда прост: проблема не в детях, а в родителях.
Старый мудрый филин Уилбер2
Воспитание, ориентированное на личность ребенка
Среди всех известных мне родителей Майк и Лиза Конн, пожалуй, самый яркий пример воспитателей этого типа. И судьбы их детей — веский довод в пользу избранного ими подхода.
Девочки — Али и ее старшая сестра Эшли — закончили школу с наивысшими баллами, получив стипендии на учебу в крупном университете. Они не курят, не увлекаются спиртным и не водят пьющих-курящих компаний.
Али недавно вернулась из шестинедельной поездки по Европе, о которой средний второкурсник может только мечтать. Чтобы собрать денег на эту поездку, девочка еще со школы подрабатывала во время каникул и при любой другой удобной возможности. Конечно, родители помогли ей небольшой суммой, но дорогу Али оплатила самостоятельно.
Обе девочки пользуются уважением и популярностью среди сверстников, несмотря на то, что они не такие, «как все». Шкафы их не набиты разнообразной одеждой, нет у них дорогих машин и других новомодных игрушек. Но девочки ни на что не жалуются — совсем наоборот.
Многие люди, получившие достойное воспитание, пренебрегают необходимостью устанавливать правила и ограничения при воспитании собственных детей...
Родители обязаны учить своих детей вежливости и великодушию, и, что самое главное, дети должны научиться говорить себе «нет». Это долг родителей перед детьми и обществом. Учите их уважать права друг друга, чтобы они умели по-детски радоваться и играть, не раня чувств других детей и не пользуясь чужими слабостями.
Наставник молодежи для семьи и общества (1896)
Эшли и Али умеют ставить перед собой цели и достигать их. Они умеют радоваться жизни и не нуждаются в развлечениях. Безо всяких усилий они вызывают к себе уважение, потому что всегда готовы прийти на помощь другу.
Никогда не видела девочек, которые бы так сильно любили своего отца, как Али и Эшли. Они не просто любят его, но уважают его мнение. Что касается мамы, то она — лучшая подруга и для Эшли, и для Али.
Когда старшие сестры уехали учиться, в родительском доме осталась Эми. Похоже, она идет по стопам своих сестер, радуя родителей.
Что же такого особенного делают родители, нацеленные на формирование личности ребенка? Чем их подход отличается от других типов воспитания? Самое главное — правильная расстановка приоритетов. Судите сами:
1. Родители, которые заботятся о формировании личности ребенка, всегда помнят, чего они хотят. Каждое решение, которое они принимают, направлено на воспитание почтительного отношения к Богу, другим людям и самому себе. Стефен Кови, автор книги «Семь привычек высокоэффективных людей» хорошо разъясняет эту концепцию:
«Пока вы не сможете сказать себе со всей уверенностью, каковы ваши цели, то не сумеете организовать свою жизнь так, чтобы она приносила вам удовлетворение. Тут не бывает ни «быстрых клавиш», ни готовых рецептов. Необходима мечта, собственное видение мира, а также умение ставить перед собой практические цели, что помогает двигаться по направлению к реализации своей мечты... Постарайтесь распределить свои усилия так, чтобы в конечном счете добиться исполнения заветного желания».
У родителей данного типа есть мечта — вырастить хорошо воспитанных детей. Большую часть своего внимания эти люди уделяют формированию характера ребенка. А если в сознании родителей постоянно присутствует желанная цель, то весь процесс воспитания становится осмысленным, а не ситуативным.
2. Родители, уделяющие внимание характеру ребенка, в общении с ним придерживаются Божьих заповедей. Они понимают, что в столь важном деле невозможно полагаться только лишь на себя и что не стоит доверять так называемым «экспертам по воспитанию» (вспомним, что именно эти «эксперты» во многом способствовали формированию тех проблем в воспитании, которые переживает сегодня наше общество). Поэтому такие родители больше полагаются на библейскую мудрость, чем на советы, почерпнутые из книжек по психологии. (За последние двести лет наше общество неоднократно меняло свои подходы к воспитанию, библейская же мудрость неизменна вот уже две тысячи лет.)
3. Родители, нацеленные на воспитание характера, держат свое слово. Я убеждена, что Матфей, автор первой книги Нового Завета, обращался именно к родителям, когда говорил: «...ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным... Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет...»3 Если наши дети нам доверяют, они будут нас слушать. И тогда у них появится уважение к нам и, в конечном счете, к Богу.
Не забывайте, что дети не способны отличить полуутвердительный ответ от обещания. А именно:
• Когда вы говорите: «Посмотрим», ребенок слышит: «Наверное, да. Конечно». А вы-то имели в виду: «Наверное, нет, но я еще подумаю».
• Когда вы говорите: «Дорогой, мне нужно об этом подумать», ребенок слышит: «Упрашивай меня дальше, я, наверное, уступлю».
А вы имели в виду: «Я не могу принять решение сейчас; мне эта идея не нравится, но у меня нет достаточного повода, чтобы отказать».
Ребенок не умеет различать в наших ответах оттенки серого, ведь его мир контрастен: там все или «хорошо», или «плохо». Поэтому, если вы имеете в виду «нет», говорите «нет».
4. Родители, нацеленные на воспитание характера, почитают Бога превыше всего: выше своего брака, детей, других людей и, конечно, себя. Осознаем мы это или нет, но у каждого из нас есть своя шкала ценностей. И решения наши зависят от того, что для нас важнее. Последствия таких решений могут быть разрушительными, а могут нести благо семье и другим людям.
Шкала жизненных ценностей родителей, нацеленных на воспитание личности ребенка
Бог
Муж — Жена
Дети
Другие люди
Я сам
Почти каждый из нас хотя бы в некоторых ситуациях стремится поставить на первое место собственные интересы, что разительно сказывается на детях. В основе самых пагубных решений в сфере воспитания лежит эгоцентризм взрослых. Вспомните хотя бы того отца, который повел свою дочь на фильм категории «R»4. Этот человек в своей шкале ценностей поставил свои интересы явно выше Господа Бога, который вряд ли стал бы показывать двенадцатилетней девочке такой фильм. Родитель, который заботится о личности ребенка, отвез бы дочь домой, пообещав сводить ее на тот фильм, который она хотела посмотреть.
Но почему в предложенной шкале ценностей взаимоотношения между родителями стоят выше взаимоотношений с детьми? Потому что детям очень важно чувствовать, что родители любят друг друга, ведь эта любовь лежит в основе и родительской любви. Если дети уверены в добрых взаимных чувствах родителей, они растут с ощущением безопасности. Но если любовь между родителями куда-то уходит, дети теряют почву под ногами и уверенность в том, что их любят. Вот почему развод может стать для детей очень болезненным переживанием. Родители, ориентированные на воспитание характера, уделяют своим взаимоотношениям внимания больше, чем взаимоотношениям с детьми, с другими людьми, и, конечно же, больше, чем интересам собственного эго!
Для таких родителей интересы детей важнее взаимоотношений с другими людьми. Пусть папа с мамой заняты нужными и полезными делами, но если при этом страдают дети, то от таких занятий больше вреда, чем пользы. Если три раза в неделю дети ужинают в Макдональдсе, потому что у мамы какие-то важные встречи, то в списке маминых приоритетов явный беспорядок. «Другие люди» стали для нее важнее детей.
Если упомянутая шкала ценностей нарушена, страдает семья. Но когда в семье Бог стоит на первом месте, а муж и жена почитают друг друга — все в порядке и с остальной частью этого списка:
• Родители в состоянии объединить свои усилия для воспитания детей.
• Вся семья взаимодействует с окружающими как единое целое.
• Бог заботится о каждом из вас, опекая почитающую Его семью.
РОДИТЕЛИ-НАСТАВНИКИ И РОДИТЕЛИ-«ФАНАТЫ»
Рассмотрим две ситуации:
Вариант 1. Закончился матч по бейсболу. Джонни бредет, склонив голову так низко, что можно рассмотреть пуговку на макушке его кепки. В одной игре он дважды выбил мяч за пределы поля, а затем пропустил передачу: когда он бросился ловить мяч, то запутался в собственных ногах и рухнул на спину. И теперь непонятно, что у Джонни болит сильнее: спина или больно задетое самолюбие.
У кромки поля стоит его мама, глядя как сын медленно приближается к ней на негнущихся ногах. «О, Джонни, я так тобой горжусь. Ты был лучшим в команде. Если бы все играли как ты... вы давно бы уже стали чемпионами штата!» — «Мама, не надо... не говори так». Но мама не унимается: «Джонни, ты лучший — всегда помни об этом!»
Вариант 2. Закончился матч по бейсболу. Джонни дважды выбил в аут, затем пропустил мяч, запутавшись в собственных ногах... И все это на глазах у тренеров, родителей, зрителей и товарищей по команде. Эта игра была решающей — а он ее бездарно провалил.
Каждый шаг дается ему с трудом, он не в силах поднять голову, думая лишь о том, чтобы скорее отсюда выбраться. Но эти жалкие неповоротливые ноги и сейчас не желают его слушаться. Самолюбие задето до боли в груди.
Наконец-то Джонни, самый последний из команды, доплелся до кромки поля. Тут его окликнула мама. Она села на корточки, чтобы встретиться с сыном глазами: «Джонни, сегодня была такая тяжелая игра. Когда ты выбил мяч за поле, я огорчилась, наверное, не меньше, чем ты. А эта передана... ноги просто не послушались тебя, ведь так?»
Джонни смотрит маме в глаза, чувствуя тепло ее объятий. Она продолжает: «А знаешь что? Давай в выходные я сделаю лимонад и напеку твоего любимого печенья. Мы пригласим приятелей папы, которые помогут тебе отработать удар и захват мяча». В ее голосе слышится сочувствие.
Джонни кивает в знак согласия.
Мама добавляет: «Если ты будешь и дальше тренироваться... у тебя обязательно получится. Просто нужна практика. Я знаю, что ты сможешь. Мы с папой тебе поможем».
В первом случае мама выступает в роли «фаната» собственного сына. Как могли повлиять на него ее слова? В свои десять лет Джонни уже прекрасно понимает, что он не был лучшим в команде, и знает, что сыграл сегодня неудачно. И его маме это тоже должно быть известно, если только она не пропустила большую часть игры.
Вот какую реакцию может вызвать подобная фальшивая похвала:
• Неужели мама мне лгала? Как она могла это сделать? (Родительская фальшь колеблет доверие ребенка.)
• Я завалил игру. Как она могла не увидеть, что я играл плохо? (Отказ матери признать реальное положение дел лишь ухудшил состояние Джонни. Теперь он оценивает свою игру еще ниже. Может, маме нет до него никакого дела, может, она ничего и не видела?)
• Понятно, что я не лучший игрок команды, но мне нравится бейсбол. Почему нельзя быть просто членом команды? (Мамина фальшивая похвала наталкивает Джонни на мысль, что он должен быть лучшим. Очевидно, другой вариант ее не устраивает).
• Я никогда не стану лучшим игроком команды — тогда какой смысл стараться? (Поскольку Джонни знает, что ему никогда не стать лучшим, у него пропадает желание совершенствовать свою игру.)
Во втором случае мама выступила в роли наставника Джонни. Она не стала прибегать к фальшивой похвале, чтобы подбодрить его. Вместо этого она дала сыну понять, что понимает его чувства, поддерживает его и постарается найти людей, которые помогли бы ему отработать технику игры. Она не пытается отрицать реальных фактов, однако дает Джонни надежду, что в будущем он сможет играть значительно лучше. В таком случае ее сын, скорее всего, подумает:
• Моя мама — самая лучшая. Она на самом деле меня любит. (Разделив беду сына, мама стала ему ближе. Ее слова показали, что его самый важный болельщик чувствует, как ему больно.)
• Я завалил игру, но мама все равно меня любит. (Ведь она не стала миндальничать, скрывая его ошибки. Джонни знает, что мамина любовь не зависит от его достижений.)
• Я рад, что мама и папа мне помогут. Возможно, мне все-таки удастся стать хорошим игроком. (Мама предложила помощь, и у Джонни появилась надежда, что он научится играть лучше.)
• Я не сдамся. На следующей неделе я сыграю лучше. (Мамина поддержка вызвала у Джонни желание выстоять и добиться своего, несмотря на любые неудачи.)
Мы подробнее рассмотрим вопрос о том, почему родителям не следует становиться «фанатами» собственных детей. Я расскажу вам, что значит быть наставником, который так нужен вашему ребенку для правильного и гармоничного развития.
Не превращайтесь в «фаната»
Что же плохого в том, чтобы «фанатично» болеть за своего ребенка? Разве так уж плохо лишний раз напомнить ему, что он «классный»?
Если подумать, ответ очевиден. Фанаты ведь не помогают своей команде выиграть. Чем они заняты? Вопят да кричат, какая замечательная у них команда, даже если табло и турнирная таблица свидетельствуют совсем о другом. Мамы-«фанаты» пытаются поддержать бодрость духа в ребенке, когда он проигрывает в соревновании или проваливает экзамен, но они практически ничего не делают для того, чтобы помочь своему ребенку чему-то научиться и стать лучше.
Незаслуженная, ни на чем не основанная похвала всегда отдает фальшью. Поразмыслите над следующими ситуациями:
• Десятилетний мальчик хочет брать уроки у преподавателя, чтобы научиться играть на гитаре. Мама ему говорит: «Солнышко, ты у меня такой талантливый, тебе не нужны никакие уроки».
• Шестнадцатилетняя девочка вся в слезах: у нее на лице появились прыщи. Мама говорит: «Твое лицо прекрасно».
• Старшеклассник показывает маме свой весьма посредственный табель. Мама улыбается и говорит: «Милый, все в порядке. Мы и так знаем, что ты — самый умный в классе».
• Семилетний мальчик пришел домой после своего первого занятия музыкой и сыграл папе на фортепиано. Тот говорит: «Лучше просто не сыграешь».
• На конкурсе чтецов девочка несколько раз запнулась и забыла окончание своего отрывка. По окончании конкурса папа сказал ей: «Никогда не слышал, чтобы дети так хорошо выступали».
Обычно родители говорят такие вещи из лучших побуждений, но подобные слова скорее ранят, чем помогают. И вот почему.
Фальшивая похвала подрывает доверие
Ребенок прекрасно знает, когда у него получается хорошо, а когда — не очень. Невозможно смягчить боль поражения, уверяя, что «все получилось». К тому же при этом мы упускаем возможность укрепить свои взаимоотношения, ведь лицемерие подрывает доверие. Когда мы признаем, что сын был не на высоте, то говорим тем самым, что нам понятна его боль. После этого ребенок станет больше доверять нам, ведь он знает, что может на нас положиться: мы всегда скажем ему правду о нем самом, и скажем ее с любовью.
У каждого из нас есть друзья, которые иногда льстят нам. Вы знаете, о ком я говорю: о той подружке, которая скажет вам, что такой замечательной прически у вас еще никогда не было, что новый цвет волос делает вас моложе лет на десять или что в этом платье вы выглядите стройнее, хотя на самом деле оно вам просто мало. С мужчинами тоже случается подобное: Том может заверить Джима, что у того очень стильный галстук, хотя на самом деле он явно не подходит к рубашке. Такие вещи говорятся из самых лучших побуждений, но если вы захотите услышать честный ответ на свой вопрос, то вряд ли обратитесь по этому адресу.
Когда мне действительно нужно знать правду, какой бы горькой она ни была, я иду к своей подруге Джине. Почему? Потому что знаю по опыту, что она скажет мне правду, только правду и ничего кроме правды... даже когда слышать ее больно. Именно поэтому, когда мне нужна честность в вопросах более серьезных, чем моя прическа, я иду именно к ней. Я доверяю ей и ее мнению обо мне. Она никогда не льстила мне и всегда предлагает свою помощь.
Фальшивая похвала — самая настоящая ложь. Если вы говорите своему ребенку, что он самый лучший, когда это вовсе не так, вы ему лжете, явно и неприкрыто. Помните: мир ребенка контрастен, там очень мало оттенков серого цвета. Ваши слова для него или истинны, или ложны — дети не понимают полуправды. Поэтому когда родители-«фанаты» хвалят своего ребенка безо всяких на то оснований, ребенок ощущает, что ему лгут. И вместо того, чтобы ободрить, фальшь подрывает доверие к собственным родителям. Ведь каждый ребенок подумает: «А в чем еще мои родители лгут мне?»
Вы должны быть тем человеком, к которому ваш ребенок потянется, когда ему понадобится кто-то, кому можно доверять безоговорочно. И неважно, сколько ребенку лет. Пятилетняя дочь поссорится со своей лучшей подругой по детской площадке, пятнадцатилетний сын почувствует себя неудачником, не получив роль в школьном спектакле, — им нужно знать, что вам можно довериться, что от вас они узнают о себе только правду. Вашему ребенку нужно, чтобы вы признали: да, то, что случилось, очень неприятно, и вы понимаете, каково ему сейчас.
Попробуйте поступить следующим образом:
• Скажите пятилетней дочери: «Я знаю, как это тяжело — поссориться с другом. Давай поговорим о том, что случилось, — может, вам обеим стоит извиниться друг перед другом. Хорошо, давай я тебя покатаю на качелях, пока мы будем разговаривать».
• Пятнадцатилетнему сыну можно сказать: «Послушай, но не могут же все играть в одном спектакле. Может, у Стива и вправду получится лучше, он ведь ходит в театральный кружок. А у вас потом будет еще один спектакль в конце учебного года. Сыграешь в нем?»
Однако утрата доверия — не единственное следствие родительского притворства.
Фальшивая похвала подрывает желание совершенствоваться
Вот что пишет Джин Твенж, профессор психологии в университете Сан-Диего: «Это поколение детей уже отказалось от борьбы. Перед нами «поколение безразличия». Сейчас многие дети считают, что ничего собой не представляют».
Мы изо всех сил старались помочь детям выработать хорошее отношение к самим себе (высокую самооценку). Мы осыпали их фальшивыми похвалами, потому что не хотели огорчать. Но для того, чтобы хвалебное слово поощрило ребенка, внушая ему желание чего-то достичь, оно должно быть обоснованным.
Лесть убивает желание стать лучше. Если ребенку говорят: «Ты самый лучший», то зачем ему стремиться к чему-то еще? Лесть и фальшивая похвала способны сформировать ложную уверенность в себе, и тогда ребенку уже не понадобятся ни ваша помощь, ни ваши советы и он не будет стараться и развивать свои способности. Но рано или поздно каждый ребенок поймет, что он представляет собой на самом деле.
Итак, осыпая ребенка похвалами и находя оправдания его весьма посредственным успехам, родители тем самым убивают в нем желание стать лучше. Именно так вела себя мама Билли. Она говорила мальчику, что он великолепно поет и когда-нибудь станет звездой эстрады. Но занятия вокалом Билли бросил, потому что его утомляли бесконечные упражнения и строгость преподавателя. Несколько месяцев спустя мальчик предложил свою кандидатуру на роль в школьном мюзикле, но роли не получил. Тогда его мама стала говорить всем своим знакомым:
«Джо опередил Билли, потому что его папа знаком с дирижером... должно быть, причина именно в этом».
«У Билли просто сел голос, он лишком много поет в церкви».
«Для Билли роль в этом спектакле — слишком низкий полет. Через месяц-другой он получит роль в спектакле местного театра».
Если у детей совсем нет желаний или стремлений, они не будут стараться стать лучше. При этом у них не выработается уважение к себе, ведь они не знают, что такое уверенность в своих силах, когда ты ставишь перед собой цель и достигаешь ее своим упорством и тяжелым трудом.
Если родители постоянно твердят детям, что они замечательные, умные и удивительные, эти дети растут, полагая, что так оно и есть, и от других людей ожидают такой же оценки. Главным мотивом их поступков становится не здоровое чувство уважения к себе или стремление помочь ближнему, а забота о том, что о них думают другие люди. Таким детям всегда хочется быть в центре внимания, и когда этого не происходит, они недоумевают и не знают, как себя вести.
Мне довелось наблюдать яркие тому примеры, когда мои сыновья заканчивали школу. Некоторые их одноклассники, долгое время получавшие только наивысшие оценки, вдруг стали отставать: им перестали писать хвалебные отзывы в еженедельных характеристиках, и ребята растерялись. После школы некоторые из них так и не поступили в колледж, не сделали карьеры. Им было не на что опереться, не ясно, куда идти, — ведь единственным, что указывало им путь во время учебы в старших классах, были похвалы учителей, которые сами по себе так и не помогли этим детям обрести самоуважение.
Фальшивая похвала препятствует достижению цели
Как правило, родители-«фанаты» вполне собой довольны: они думают, что прекрасно справляются со своими родительскими обязанностями, говоря своим детям только хорошее, а значит, повышая их самооценку. Но такие родители не понимают, что не дают своим детям того, в чем те нуждаются гораздо больше: они не подсказывают направления движения. Родители-«фанаты» любят говорить:
• «В этой неудаче нет твоей вины».
• «Не знаю, почему тренер не выставил тебя на игру. Ты ведь его лучший игрок».
• «Дорогой, ты был великолепен. Просто на этот раз тебе не повезло».
• «Да забудь ты, на следующей неделе выиграешь».
Безусловно, такие ободряющие слова могут поддержать ребенка в минуту печали, когда он не верит в свои силы, но в остальном они бьют мимо цели, поскольку не дают ребенку ориентира — того, что ему особенно необходимо для дальнейшего развития. Слова поддержки не приносят побед нашим детям — в этом помогает лишь напряженный труд. Победа в спорте, как и в жизни, зависит от уровня подготовки и дается лишь благодаря тренировкам.
Недостаточно сказать ребенку, что мы в него верим, а затем предоставить возможность делать все, что ему вздумается. Ребенку нужно, чтобы мы направляли его, научили всему, что понадобится в жизни.
Когда моим сыновьям исполнилось двенадцать, я посчитала, что они вполне созрели для того, чтобы стричь лужайку перед домом. В один прекрасный день я объявила им, что считаю их достаточно взрослыми, умными и сильными, чтобы справиться с этой нелегкой работой. После того как я произнесла эту пламенную речь, мы отправились в магазин за газонокосилкой. Дома я помогла сыновьям заправить бак бензином и запустить агрегат, велела им начать работу и с чувством выполненного долга удалилась в дом. Полчаса спустя Чад влетел на кухню:
— Мама, а ты что, не собираешься нам показать, как это делается?
— Милый, я же вам все рассказала. Я знаю, что у вас все получится, вы у меня сообразительные, — ответила я.
Чад подошел ко мне вплотную:
— Но, мама, ты не можешь нам просто рассказывать — ты должна показать, как это делается.
Опять сын заставил меня посмотреть в лицо правде. Недостаточно просто рассказать своему ребенку, что и как делать; нужно ему все показать. Вот почему детям нужны родители, которые будут наставлять их, «тренировать», а не станут, как фанаты, наблюдать за происходящим с трибун стадиона.
Хороший тренер делает две вещи: с одной стороны поддерживает и ободряет, с другой — показывает все на собственном примере.
Ободряйте
Пейтон Джордан, тренер олимпийской сборной США по легкой атлетике, привел нашу команду к золотым медалям на Олимпиаде в Мехико в 1968 году, а затем на протяжении тридцати лет тренировал легкоатлетов Стэнфордского университета — вот каких людей должны ставить себе в пример родители, которые хотят вырастить хорошо воспитанных детей. Коллеги и спортсмены называли Джордана учителем, наставником, другом, героем, образцом для подражания, лидером, специалистом по мотивации и формированию уважения к себе, вместилищем множества добродетелей, национальным достоянием и просто честным человеком с жесткой самодисциплиной.
Работая над этой книгой, я не раз обращалась к Джордану за консультацией. Мы подружились. Объясняя философию подготовки олимпийских спортсменов, он рассказал, что в основе его тренерской методики лежит поощрение. Как вспоминает Боб Мур, бывший спортсмен-легкоатлет, «У Джордана был талант внушить человеку веру в себя, заставить его поверить, что он способен принять любой вызов. Бывало, посмотрит он тебе прямо в глаза — и ты вдруг чувствуешь, что способен забраться на самую высокую гору или переплыть залив, кишащий акулами, лишь для того, чтоб оправдать его ожидания... ведь, что самое удивительное, его ожидания вдруг становились твоими!»
Ваша поддержка может сформировать у вашего ребенка уважение к себе, а ее отсутствие — уничтожить его. Далее я привожу несколько идей, заимствованных из тренерской философии Пейтона Джордана. Пусть они помогут родителям вырастить своих детей достойными и благовоспитанными людьми.
Слова поддержки
Советуйте, предлагайте, побуждайте, подсказывайте, подстегивайте, стимулируйте, убеждайте, ободряйте, радуйтесь, вдохновляйте, вселяйте чувство уверенности, поднимайте настроение, приходите на помощь, ставьте превыше всего, развлекайте, будьте полезными, успокаивайте, умиротворяйте, утешайте, поддерживайте, вселяйте мужество, содействуйте, проявляйте заботу...
Прежде чем вы продолжите чтение, прошу вас внимательно прочитать эти слова. Пусть каждое из них глубоко проникнет в ваше сердце.
Хвалите искренне
Похвала нужна каждому из нас — ведь каждому важно знать, что он хорошо справился со своей работой. Признавая достижения вашего ребенка, вы помогаете ему сформировать представление о самом себе.
Ничто так не радует, как сознание того, что задуманное дело получилось и это оценил человек, которого вы любите и которому доверяете.
Фальшивая похвала разрушает мотивацию, но искренняя лишь усиливает ее. Когда дети слышат слова искреннего восхищения, им хочется стараться еще больше; они стремятся соответствовать вашим ожиданиям. Поэтому хвалите своих детей, когда они справляются с какой-нибудь задачей. Не говорите: «Я буду гордиться тобой, если ты справишься с этим рефератом». Скажите лучше: «Мой мальчик, вот увидишь, как ты будешь доволен собой, когда учитель отметит, что ты постарался сделать научный реферат». В своих репликах делайте упор на чувства самого ребенка. Так он поймет, что вы подбадриваете его для его же блага, а не для того, чтобы польстить собственному самолюбию.
Когда ваши дети берутся за дополнительную работу, чтобы заработать денег на подарок для дедушки, отдают любимую игрушку ребенку, у которого нет игрушек, или помогают другу в беде вместо того, чтобы пойти на «самую крутую вечеринку всех времен и народов», скажите им, что Бог всегда наблюдает за ними. Скажите, что Он делает это не для того, чтобы поймать их на плохом поступке, а чтобы улыбнуться, когда они совершают что-то хорошее. Мне нравится говорить, что в такие моменты «Бог нам подмигивает».
Наша задача — изменить мотивацию ребенка, чтобы он действовал не ради вашего одобрения, а исходя из собственных побуждений. Когда родители искренне хвалят ребенка, они помогают ему совершить этот переход.
Формируйте характер
— Все, он мне не нужен, — заявил восьмилетний Бойс, швырнув свой бейсбольный кубок на пол машины. — Ненавижу бейсбол. Ненавижу тренера. Ненавижу этот приз.
Я сделала паузу, чтобы оправиться от такого сюрприза, и все же повела себя не лучшим образом. Мой ответ прозвучал довольно резко:
— Бойс, так нельзя говорить о тренере и о кубке. Ты должен быть благодарен тренеру и гордиться завоеванным кубком.
— Мама, ты что, не понимаешь? — сказал Бойс презрительно.
Похоже, чего-то я и вправду не могла понять.
— Сынок, может, ты все-таки объяснишь, в чем дело, или нам придется решать, что делать с твоим странным поведением, — я вложила в эти слова весь доступный мне репертуар материнских интонаций.
— Мам, так их давали всем: каждому по одному. Так что он ничего не стоит, — ответил Бойс, съезжая вниз по сиденью.
Он был прав. Такой кубок и вправду ничего не стоит. Старался ребенок или нет, прикоснулся ли он хоть пару раз к мячу за этот матч или не успел — какая разница? Каждый член команды получил по кубку просто за участие в игре. Ничьи успехи не были отмечены. Не поймите меня превратно: мой сын огорчился не потому, что считал, будто он не получил заслуженного признания. Наоборот. Он думал, что не заслуживает кубка, поэтому не мог радоваться и быть благодарным за то, что получил его.
Совсем недавно чемпионаты «Малой лиги» выполняли воспитательную функцию: участие в них закаляло характер ребенка. Теперь в детском спорте воспитанников чаще балуют и опекают, чем побуждают к самосовершенствованию. Мы всех гладим по головке, стараясь никого не задеть, а дети теряют возможность испытать признательность за собственные достижения. Как можно помочь своему ребенку развить характер?
• Не придумывайте никаких оправданий для своего ребенка. Вместо того чтобы сочинять в очередной раз причину, почему ваше чадо показало не самый выдающийся результат, дайте ему понять, что вы верите в него и знаете, что он может лучше.
• Следите за уровнем своих ожиданий. Не снижайте его ради того, чтобы приспособиться к своему ребенку. Дети стараются соответствовать нашим ожиданиям, если то, чего мы ждем от них, достаточно трудно, но выполнимо. Зачем ограничиваться мечтами о том, что ваш ребенок будет играть второстепенную партию трубы в школьном оркестре, если, по вашему мнению, он способен на большее? Помогите своему ребенку, организуйте дополнительные уроки музыки, посидите и послушайте, как он репетирует.
• Мечтайте с ребенком о чем-то значительном. Помогите ему понять, что важно не то, чего он достиг сегодня, а то, каким он будет завтра. Разговор можно начать словами: «Каким бы ты хотел стать когда-нибудь?» Если в ответ вы услышите: «Самым великим изобретателем на свете», то расскажите сыну истории об известных изобретателях. Например, о Томасе Эдисоне, который однажды сказал: «Если я попробовал десять тысяч раз, а оно не заработало, — это не значит, что у меня ничего не получилось. Каждая неудачная попытка — это шаг вперед».
Пусть ребенок знает: все, к чему стоит стремиться, всегда дается нелегко.
Хочу рассказать вам еще об одном тренере, в чьей жизненной мудрости можно почерпнуть немало полезного. На протяжении тридцати лет его успехи восхищали наших соотечественников. Он показал, как можно вести людей за собой, заражая своим примером, последовательностью и целеустремленностью.
Воспитывайте на собственном примере
Когда я училась в школе, одним из лидеров НФЛ5 была команда «Даллас ковбойз», а ее тренер Том Ландри пользовался всеобщим признанием. В своей неизменной фетровой шляпе он руководил командой с боковой кромки поля уверенно и хладнокровно, и его стиль перенимали один за другим его коллеги и болельщики. Ландри слыл человеком немногословным, и если уж он что-то говорил, — значит, это было важно.
Его звали «тренером Америки», он создал команду Далласа практически с нуля, всегда придерживаясь единой шкалы ценностей: «Бог, семья и футбол». На протяжении двадцати девяти лет в каждом тренировочном лагере, куда отправлялась его команда, он писал мелом на доске эти слова. Думаю, своим удивительно длительным и стабильным успехом Ландри обязан именно этой шкале ценностей.
В любой самой напряженной ситуации тренер Ландри излучал спокойствие и уверенность. Он подчинял себе игроков команды тем, что завоевывал их уважение. В феврале 2000 года, на похоронах любимого тренера, один из его самых знаменитых игроков, Роджер Стаубах, сказал со слезами на глазах: «Он был нашей опорой, нашей надеждой, нашим вдохновением... Он был нашим тренером».
Вот что значит быть настоящим наставником для своих детей! Станьте их опорой, надеждой и вдохновением.
Станьте опорой
Роджер Стаубах был далеко не единственным, кто назвал Ландри своей опорой. В газетах тренера Ландри нередко сравнивали с «гибралтарским утесом». Почему? Да потому, что этот человек с характером никогда не изменял самому себе. И в этом состоит урок для тех, кто хочет воспитать в своих детях уважение: вы должны стать опорой для своих детей, той скалой, на которой будет строиться их характер.
Буду повторять снова и снова: дети берут пример с нас, родителей. Если вы хотите воспитать в детях уважение, научитесь уважать себя. Детям нужно, чтобы вы были цельной личностью, чтобы в вашем сердце жила вера в Бога.
Иисус говорил: «Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне»6. Может ли ваша жизнь служить таким камнем, на котором ваши дети будут строить свою систему убеждений?
Один очень образованный человек однажды рассказал мне, что ему часто снится, будто он падает в бушующий океан. Волны швыряют его из стороны в сторону, потом он уходит под воду. Когда последняя надежда на спасение покидает его, ему вдруг каким-то чудом удается подняться на поверхность, чтобы вдохнуть спасительный глоток воздуха, а затем все начинается сначала. Я убеждена, что подобный повторяющийся сон означает, что в жизни человека не хватает прочной основы — веры. Со всем его образованием и успешностью, его душа не может найти себе пристанища.
Вашим детям нужно, чтобы вы заложили в них основы веры в Бога и доверия к родителям. Детям нужно знать, что вы — личность цельная и ваш характер тверд, как скала. Им нужно знать, что:
• Вы обладаете сформированной системой моральных ценностей и религиозных убеждений.
• Вас нельзя прельстить выгодным контрактом с компанией сомнительной репутации, даже если ваши деловые партнеры не видят в таком сотрудничестве ничего зазорного.
• Вы выступите против, если в школе, где учится ваш ребенок, на осенней ярмарке ради увеличения выручки предложат продавать спиртные напитки.
• Вы устоите перед соблазном завести интрижку на стороне, изменяя супругу, даже если ваш брак переживает трудные времена.
Если родители не идут на сделки с совестью, оставаясь честными перед самими собой, они дают детям твердую опору в жизни. Такие родители на собственном примере учат детей формировать в себе внутренний стержень.
Кроме того, хороший наставник олицетворяет надежду и подает пример оптимизма.
Не теряйте надежды
В начале своей работы с командой Ландри провел четыре неудачных сезона подряд. Несмотря на это, ему предложили подписать контракт на десять лет вперед, поскольку его верный настрой на создание сильной команды был очевиден. Когда Ландри спросили, в чем источник его неиссякаемого оптимизма, он ответил так: «Я понял, что каждое поражение приносит нам пользу». Такое отношение вселяло в спортсменов надежду, придавая игрокам стойкости и сил. Надежда стала для «Ковбоев» главной движущей силой, они не оставляли своих попыток выбиться в лидеры, и их усилия были вознаграждены: команда стала занимать верхние строчки в турнирных таблицах чемпионатов, выиграла два Суперкубка, пять чемпионатов страны, одержав в общей сложности около двухсот семидесяти побед.
Чувствуют ли ваши дети, что вы храните надежду, даже когда дела ваши обстоят хуже некуда? Проявляете ли вы настойчивость в стремлении изменить свою жизнь к лучшему? Не призываю читателя к наивности или простодушию: я говорю о надежде, основанной на вере в Бога.
Хороший урок надежды я получила, когда у меня возникла идея моей первой книги — «Воспитание сердца». Я уже сбилась со счета, во сколько издательств направила свое предложение, и все напрасно. Тогда мой друг-писатель сказал мне: «Прежде чем тебя захотят издать, придется получить двадцать пять отказов».
И вот у меня появился выбор: каждое новое письмо с отказом я могла считать еще одним сокрушительным ударом по своей мечте, а могла рассматривать его как еще один шаг, приближающий меня к ее воплощению. Разумеется, я выбрала второй вариант, и вместе с моими мальчиками мы стали праздновать получение каждого такого письма.
Если среди любых проблем и неудач вы излучаете надежду и уверенность, ваш сын не утратит самообладания, когда его вдруг оскорбят во время игры в футбол или ему придется пять раз подряд просидеть на скамье запасных. А ваша дочь не откажется от попыток стать солисткой в школьном оркестре, а станет больше времени уделять занятиям, чтобы однажды добиться своего.
Любовь... все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
Первое послание к Коринфянам 13:7
Если дети видят, что мы не сдаемся, когда терпим поражение или получаем отказ, то на нашем примере учатся настойчивости в достижении своих целей.
Нет большей награды для родителя, чем видеть, что ребенок воспринял его урок. Я всегда старалась показать своим сыновьям, что никогда не теряю надежды, — можете представить себе, как радостно мне было наблюдать за тем, как оправдались однажды ожидания моего сына.
Чад любил футбол и занимался им с четвертого класса. У него было твердое намерение стать хорошим или даже выдающимся игроком. Но я знала, что шансов у него немного, потому что его тело, судя по всему, не собиралось расти в том темпе, который по всем правилам должен был соответствовать его возрасту. Во время каждого матча мальчишка уходил в игру с головой, бегая вдоль боковой линии из одного конца поля в другой вслед за игроками. А когда его товарищи возвращались, он особо приветствовал каждого из них, похлопывая по плечу. Чад продолжал тренироваться и старался изо всех сил, начал выступать в некоторых играх и все надеялся, что однажды станет тем игроком, каким он видел себя в мечтах.
Каждый год, когда начинались летние тренировки, мы вместе с Чадом надеялись, что этим летом он наконец-то «вытянется». Я искала сведения о футболистах-«малышах», игроках невысокого роста, которые благодаря своему искусству достигли выдающихся успехов в профессиональном футболе. Я приводила их Чаду в пример, доказывая, что рост — не помеха хорошей игре. Когда это было нужно, я напоминала Чаду, как его товарищи по команде ценят его вклад, его желание играть и как им нужна его поддержка. Мы живо и подробно обсуждали каждый сыгранный матч, и я обязательно отмечала его успехи, признавая, что, хотя его «звездный час» еще не настал, Чад уже превратился в важного члена команды. Мой сын действительно приносил немало пользы своим товарищам хотя бы тем, что постоянно старался усовершенствовать свою игру.
Однажды в седьмом классе тренер поставил Чада в важную игру. Защитник команды соперников подал длинный пас, и Чад поймал этот мяч прямо перед носом игрока, которому этот мяч предназначался! Я была так горда своим сыном, что в ту минуту забыла обо всем на свете! Но не только я радовалась за него: вся команда ликовала, переживая с Чадом мгновение его славы. Почему? Да потому что они знали: он сделал для команды все, что мог. Чад вложил в игру всю свою душу. Он жил надеждой на это мгновение, и все его товарищи хотели разделить с ним радость, ведь надежда оказалась не напрасной.
Надежда — это пульс, который бьется в вашем сердце и в сердце вашей семьи. Любите свою семью, дарите ей надежду, — не страшно, что в жизни не все идет гладко. И...
Станьте источником вдохновения для своих близких
На одном из семинаров под названием «Деловой этикет» я попросила участников написать на листочке десять качеств, которые они хотели бы видеть в сотруднике своей компании. Мы собрали все ответы, объединив их в единый перечень. Затем я спросила, может ли кто-то из присутствующих назвать себя идеальным сотрудником.
Давайте проделаем сейчас нечто подобное. Как, по-вашему, мог бы выглядеть идеальный родитель-наставник? А какие качества вы хотели бы увидеть в своих детях?
Ответьте как можно подробнее на эти вопросы и поставьте перед собой задачу выработать в себе недостающие вам качества.
• Хотите, чтобы ваши дети показали все, на что способны? Тогда потребуйте того же и от себя.
• Хотите, чтобы дети считались с тем, что вы говорите? Тогда держите свое слово.
• Хотите, чтобы дети говорили правду? Тогда и сами никогда не кривите душой. Не нужно ничего приукрашивать или прибегать к полуправде.
• Вы хотите, чтобы дети проявляли бескорыстие? Тогда оказывайте помощь тем, кто в этом нуждается.
• Хотите, чтобы ваши дети проявляли настойчивость в достижении цели? Тогда не сдавайтесь сами, даже когда идти вперед все труднее.
• Вам хочется, чтобы ваши дети были обязательными? Тогда выполняйте свои обещания.
• Хотите, чтобы дети не теряли самообладания? Тогда не теряйте его сами.
• Хотите, чтобы дети были терпеливы? Тогда не раздражайтесь, достойно выносите все невзгоды.
• Хотите, чтобы ваши дети уважали других людей? Тогда и сами проявляйте уважение ко всем, начиная со своего супруга. Отец должен научить детей уважать их мать. Мать должна научить их уважать отца. Вместе вы научите детей с уважением относиться к другим людям.
Если вы сами обретете в себе те качества, которые перечислили в своем списке, то и дети постараются следовать вашему примеру. Никто из нас не идеален, но каждый может стать хоть чуточку лучше.
Делайте все, на что вы способны!
Хорошо сказал об этом тренер Джордан: «Быть тренером — это значит сделать все, что в твоих силах, задействуя все способности, дарованные тебе Господом».
Если вы серьезно относитесь к своей роли наставника собственных детей, то однажды ваши дети скажут о вас то, что сказал о Джордане один из его спортсменов: «Он искренний поборник вечных ценностей: человек с твердыми принципами, с сильным характером, смелый и решительный».
Проверьте себя
Подумайте над следующими вопросами:
1. Можете ли вы назвать себя человеком, который никогда не сдается, несмотря на любые трудности?
2. Вы считаете себя наставником или «фанатом» своих детей?
3. Хвалите ли вы порой своих детей неискренне, чтобы они не расстраивались и чувствовали себя увереннее?
4. Знают ли ваши дети, чего вы ждете от них?
5. Говорите ли вы своим детям правду об их достижениях в спорте, учебе или музыке?
6. Помогаете ли вы своим детям словом и делом добиться поставленной перед ними цели?
7. Как вы думаете, если бы ваши дети пошли по вашим стопам, было бы это для них правильным решением?
1 Scolastic Aptitude Test — стандартный тест при поступлении в американский колледж или университет. — Прим. перев.
2 Филин Уилбер — персонаж, придуманный автором этой книги. Он встречается в сказках и назидательных историях, которые Джилл Ригби использует в своих обучающих программах. — Прим. перев.
3 Евангелие от Матфея 5:36,37.
4 Категория «R» присваивается в США фильмам, которые не рекомендуются для просмотра детям до 17 лет без сопровождения взрослых. — Прим. перев.
5 НФЛ — Национальная футбольная лига США в американском футболе. — Прим. перев.
6 Евангелие от Матфея 7:24