
Все чаще и чаще встречаются теперь дети с типичными чертами нервной слабости, нервного истощения, неврастении.
Нервная слабость ребенка выражается частью в его поведении — то угнетенном, то чересчур живом, частью же в разных отступлениях от нормальных условий здоровья: характерных головных болях, бессоннице, слабости мускулов, боли в позвоночнике, желудочно-кишечных расстройствах и пр. Слабонервный ребенок легко раздражается, обыкновенно ленив, плохо учится, хотя нередко проявляет в то же время большие способности; при малейшей неудаче плачет.
Главная причина слабонервности детей кроется в унаследовании нервного расстройства родителей. Нередко, однако, бывает, что у вполне по-видимому нервно-здоровых родителей дети — неврастеники. Но нервность детей может явиться также последствием разных болезней родителей и предков, не имеющих ничего общего с нервною слабостью. Есть целый ряд болезней, которые, как доказано медициной, вызывают в потомстве нервные расстройства.
Так, в некоторых случаях причиной болезненной наследственности вполне основательно можно было считать чахотку, перемежающуюся лихорадку, алкоголизм, отравление свинцом и пр. и пр.
Рядом с влиянием наследственности очень важное значение имеет и другая располагающая причина: неправильное воспитание. Легко понять, что неправильное воспитание, создающее у детей дурные наклонности и извращение характера, может оказать пагубное влияние на их Физические и нравственные силы. Вследствие небрежности родителей и воспитателей, ребенок часто, вместо того, чтобы вступить в жизнь одаренным твердой волею и здоровым умом, становится существом своенравным, упрямым, лишенным крепкой воли и нравственных устоев. Если к этим недостаткам присоединится еще плохо регулированное обучение, недостаточное или неправильное физическое воспитание, то ребенок, так сказать, заранее обрекается на верную гибель в борьбе за существование — заранее становится неврастеником.
Многие приписывают распространение слабонервности детей школьному переутомлению.
Вопрос о школьном переутомлении уже лет десять занимает видное место среди вопросов, привлекающих к себе внимание гигиенистов. Он был предметом очень оживленных обсуждений в печати, в академиях и даже парламентах различных стран, и общественное мнение заставило произвести значительные улучшения в нашей школьной системе. Однако, необходима еще более широкая и полная реформа, хотя вредное влияние умственного переутомления в школах несомненно преувеличено. Можно даже еще спросить, действительно ли оно там существует и действительно ли школьники в состоянии переутомлять свои умственные способности?
Несомненно, что здоровье большинства учащихся в средних учебных заведениях очень неудовлетворительно и что среди них есть дети, представляющие отчетливые симптомы нервного истощения. Врачи, изучавшие признаки усталости, свойственной умственному переутомлению, замечают, что у школьников она представляется в двух формах: одна из них соответствует симптомам болезненного возбуждения, как-то: бессонница, раздражительность, нервный смех, сердцебиение; другая же проявляется в умственной вялости и неспособности к труду; она сказывается в зевоте, сонливости, невозможности сосредоточить на чем-либо внимание, в скучном и печальном выражении бледного и осунувшегося лица.
Однако, большая часть расстройств нервной системы, наблюдаемых у детей, у школьников всех возрастов и часто приписываемых умственному переутомлению, является результатом неблагоприятных гигиенических условий, в которых живут обыкновенно ученики закрытых учебных заведений; сюда относятся: чрезмерная продолжительность занятий и уроков, а следовательно и сидячая жизнь, продолжительное пребывание в испорченной атмосфере, отсутствие физических упражнений и недостаточная продолжительность сна. К такому же заключению приходит и большинство нейрологов, изучавших неврастению в средних учебных заведениях.
Но в то же время очень многие врачи подтверждают, что дети являются в школу уже с задатками нервной слабости, которая лишь развивается сильнее под влиянием неблагоприятных условий школы.
И так, дети приносят нервную слабость в школу из семьи и болезнь эта начинается у большинства детей в дошкольном возрасте. Причина же этого — неправильное нравственное воспитание в первые годы ребенка, а иногда и полное отсутствие такого воспитания.
Самая важная часть воспитания вообще — это, бесспорно, нравственное воспитание, а между тем именно на нее меньше всего обращают внимания. Цель нравственного воспитания — развить в ребенке те нравственные качества, которые придают людям энергию и уравновешенность, т.-е. делают их способными успешно противостоять разрушительному влиянию Физических страданий и угнетающих волнений, являющихся действительными источниками столь многих случаев неврастении. Лишь надлежащее нравственное воспитание может выработать в человеке крепкую волю, веру в себя, решительность — словом, все качества, составляющие условие нравственной силы и здоровья. К сожалению, нравственное воспитание ребенка в большинстве семейств предоставляется случаю. Родители чаще всего не имеют даже надлежащего понятия о цели воспитания, в особенности, когда дети еще малы. «Чего требуют в семье от детей в нравственном отношении? — спрашивает Гюйо. — Требуют только, чтобы они не шумели, не ковыряли в носу, не клали пальцев в рот, не ели руками за столом и т. п. Иные требуют от ребенка, чтобы он был благоразумным! Многие родители считают благоразумным того ребенка, который является простой марионеткой, делающей движение лишь тогда, когда ее потянут за ниточку...> Это замечание вполне верно и нельзя не согласиться, что посвятить первые годы ребенка такой дрессировке — значит напрасно потратить драгоценное время: такая выправка не есть воспитание ребенка. Понятно, что при подобных условиях дурные инстинкты, в особенности если они унаследованы ребенком, получают полную свободу. Всякие странности характера, слабая и непостоянная воля, упрямство, эгоизм, податливость мгновенным импульсам, гневу и т. п., развиваются у детей неуравновешенных родителей, нейропатов, тем скорее, что они часто имеют перед глазами заразительный пример недостатков и странностей характера своих родителей.
Для того, чтобы нравственное воспитание имело надлежащий успех, оно должно начаться с первых лет жизни ребенка, когда у ребенка особенно сильна способность воспринимать впечатления и удерживать их в своей памяти. Ребенка не без основания сравнивали с загипнотизированным. Если и не все дети поддаются гипнозу, как некоторые утверждали, то все они чрезвычайно восприимчивы к внушению во время бодрствования. Поэтому они крайне легко поддаются всякому влиянию со стороны окружающей их среды. Все, что они слышат и видят, запечатлевается в их уме и может стать исходной точкой привычки, которая в состоянии утвердиться в них на всю жизнь. Это внушение отличается от гипнотического многими важными особенностями, но оно может вызывать ощущения, чувства, мысли, желания и поступки, а посредством повторения их — создавать привычки и инстинкты. Таким образом, внушение может послужить средством нравственного воспитания, могущественным рычагом для изменения наследственных наклонностей. По нашему мнению, оно должно быть одной из главных пружин нравственного воспитания детей, предрасположенных к нервности, так как эти дети особенно впечатлительны и восприимчивы к внушаемым им импульсам. Очень верно определил его Гюйо, как «введение в ум практической веры, которая сама собою реализируется».
Из сказанного вытекает, что все нравственное воспитание должно стремиться к следующей цели: убедить ребенка, что он склонен к добру и неспособен ко злу, чтобы придать ему силу делать добро и не делать зла; заставить ребенка верить, что у него сильная воля, что он может владеть собою, чтобы именно этим придать ему силу и выработать в нем привычку твердо желать и действительно управлять самим собою.
Мнение окружающих есть одна из самых сильных форм нравственного внушения. Если отец или мать говорят детям, что в них находят то или иное достоинство, то этим они часто могут заставить их напречь все усилия, чтобы оправдать хорошее мнение о себе. В виду этого детям следует возможно раньше привить сознание их хороших наклонностей, приписывать им такие качества, которые вы желаете видеть в них, считать их способными к добру, к добрым желаниям. Наоборот, воспитатель ни в коем случае не должен давать детям «перечня их недостатков». Говорить в присутствии ребенка, что он ленив, неспособен к тому или иному, значит внушать ему веру в свою леность или неспособность и прививать ему именно тот недостаток, который вы желаете устранить. По той же причине не следует истолковывать в дурную сторону какие-либо нехорошие поступки ребенка. Ребенок слишком невинен, чтобы иметь дурные намерения; приписывать ему твердое желание, решимость поступать нехорошо, значит быть несправедливым к нему, прививать ему дурной инстинкт и чувство, что он может умышленно совершить дурной поступок. В подобных случаях лучше сказать ему, что он ошибся, что он не предусмотрел последствий, к которым приведет его поступок, и т. п.
Нужно с ранних лет приучать ребенка, чтобы он верил в себя. Для этого требуется, чтобы все окружающие ободряли его, снисходительно относились ко всему, что он делает и говорит по доброй воле; когда понадобится, можно сказать ему, что если бы он взялся за дело иначе, то лучше бы выполнил его или оно больше удалось бы ему. Крайне важно, чтобы ребенок никогда не падал духом. Ничто так не ослабляет самоуверенности ребенка, как если грубо сказать ему, что он не понимает, или не знает, или не умеет сделать чего либо, или когда начнут смеяться над его усилиями. «Человек так создан, — говорит Паскаль, — что если ему скажут, что он глуп, он верит этому; если он сам говорит себе, что он глуп, он убеждает себя в этом. Только человек рассуждает сам с собою и необходимо хорошо регулировать его рассуждения...» Ребенок в этом отношении совершенно таков же, как и взрослый человек. Воспитание должно всегда вселять в ребенке уверенность, что он может понять, может сделать то или иное, и научить его радоваться всякому усилию, сделанному им.
Необходимо также научить ребенка желать и приводить в исполнение свои желания, настаивать в них — словом, мочь. Для этого полезно давать ему надлежащие задачи. Задачи эти в течение долгого времени должны быть ниже сил ребенка и увеличиваться лишь по мере развития его сил. Если это условие не соблюдено, если ребенок постоянно чувствует себя не в силах сделать, что нужно, то предложенная ему задача, вместо того, чтобы послужить для него здоровым упражнением воли и внимания, лишь убедит его в собственном бессилии, лишит его самоуверенности. Он постепенно утратит веру в свои способности и станет сомневаться в самом себе. Если же это чувство укрепится в его сознании, оно может положить начало тому параличу воли, который называют безволием.
Лучшим средством против дурных инстинктов и побуждений тоже является внушение посредством наставлений и примера. Чтобы научить детей быть твердыми, надо самому проявлять твердую волю по отношению к ним. Сила воли, как и Физическая сила, у других людей поражает их, а так как они всегда берут за образец окружающих, то, чтобы сделать их твердыми, укрепить их волю, нужно самому служить примером твердости и иметь крепкую волю. Но необходимее всего раз навсегда выяснить им, что приказания, которые им даются, разумны, что они имеют в виду лишь их благо, и, таким образом, приучить их повиноваться из доверия в тех случаях, когда значение соответствующих приказаний не поддается их пониманию. Чтобы добиться от детей постоянного послушания, воспитатели должны стремиться к тому, чтобы в глазах детей казаться авторитетами. Нужно не ломать детскую волю механической дрессировкой, а лишь направлять ее так, чтобы она не впадала в противоречие с волею родителей.
Что же такое действительный авторитет и в чем он должен проявляться? Гюйо в своей прекрасной книге о наследственности и воспитании удачно определил авторитет в следующих словах: «Авторитет, — говорит он, — -слагается из трех элементов: 1) привязанности и нравственного уважения, 2) привычки подчиняться, созданной упражнением, 3) страха. Все эти элементы входят в состав авторитета, но над всеми ими господствует привязанность. Она делает излишними строгость и наказания». Ребенок, нуждающийся в наказании, не имеет привязанности и это чувство можно вызвать в нем лишь любовью. Привязанность родителей должна постоянно быть для ребенка самой высшей наградой, которую он может заслужить только хорошим поведением.
Третий элемент авторитета есть страх. Наказание, вызывающее его, должно быть справедливым и применяться лишь в исключительных случаях — напр., в случае каких-либо важных проступков, открытого сопротивления. Только характер исключительности придает ему педагогическое значение. Слишком частые наказания, выговоры отнимают всякое воспитательное влияние на ребенка. Если же ребенок вскоре после полученного им наказания снова совершит дурной поступок, то лучше посмотреть на это сквозь пальцы, сделать вид, будто вы не замечаете дурного намерения, резко изменить тон, отвлечь внимание ребенка и «этим предотвратить неприятные последствия». Будет ли наказание Физическим или каким-либо иным, оно постоянно должно назначаться без всякой грубости и гнева, чтобы ребенок, следуя примеру воспитателя, сам в свою очередь не стал грубым и раздражительным. Наконец, необходимо стараться, чтобы наказание носило нравственный характер, так как в душе ребенка следует вызывать не боязнь самого наказания, а нравственное сожаление о том, что оно заслужено.
Дурное настроение духа, печаль, неудовольствие окружающим, пессимизм, эгоизм представляют собою извращения характера, часто встречающиеся у нейропатов и лиц, психически неуравновешенных. Зародыши этих проявлений необщительности наблюдаются у детей при некоторых психических состояниях и хотя они не особенно тяжелы, но их необходимо подавить заблаговременно.
Гнев есть лишь первое проявление необщительности. Возможность сердиться доставляет удовольствие ребенку: ему приятно сердиться на того, кто его не одобряет; самолюбие его удовлетворяется тем, что он противодействует воле других и не считает себя побежденным. Если вы позволите ребенку сердиться после всякого выговора, то вы приучите его отстаивать свои ошибки; он не станет делать никаких усилий для исправления их и не будет чувствовать никаких угрызений совести. В виду этого необходимо приучать детей сейчас же мириться с теми, кто сделал им выговор. Таким образом, они привыкнут никогда не сердиться ни на кого, стремиться к исправлению своих ошибок и с нетерпением ожидать примирительного слова, которое бы успокоило их.
Дурное настроение духа часто вырабатывается воспитанием. Ребенок, которого преследуют постоянными упреками, которому напрасно и беспрестанно противоречат, становится замкнутым и сосредоточивает внимание на своих неприятностях и огорчениях; он постепенно привыкает к грусти и впоследствии это больше всяких иных причин предрасположит его к пессимизму, психической подавленности и малодушию.
Есть еще одно извращение характера, которое необходимо уничтожить в самом раннем детстве, — именно: тщеславие; в нем заключается зародыш исключительной и чрезмерной заботливости о собственном «я», которая так часто наблюдается у ипохондриков и наследственных нейрастеников.
Крайнее возбуждение тоже очень часто встречается у детей. В особенности это касается детей, обремененных невропатической наследственностью, и развитию ее необходимо воспрепятствовать. Возбуждение, несомненно, зависит от врожденного предрасположения нервной системы; благодаря этому предрасположению, малейшее нравственное потрясение, малейшее противоречие вызывает в нервных центрах болезненный отклик, который, отражаясь во всех органах, производит в них тягостные ощущения, сказывающиеся в виде крайнего возбуждения. Но в детстве это состояние представляет собою лишь наклонность, которую можно ослабить или даже совершенно уничтожить целесообразным Физическим и нравственным воспитанием, — точно так же, как ее можно усилить и укрепить, если только не противодействовать ее развитию. Для устранения этого недостатка следует прибегнуть к различным средствам. В значительной степени устранению его способствует воспитание воли, укрепляя центры головного мозга, задерживающие рефлекторные движения. Физическое воспитание, телесные упражнения, водолечение, укрепляя нервную систему, ослабляют ее впечатлительность. Напротив, нет ничего опаснее страшных рассказов, Фантастических описаний различных чудовищ, которыми так часто раздражают воображение детей. Они развивают у детей чувство страха и вызывают у них тяжелые кошмары, тревожащие их сон. Затем, нет ничего заразительнее возбужденного состояния; поэтому родители и воспитатели ни в коем случае не должны делать детей свидетелями своих возбуждений, проявлений тоски, страха и вспышек гнева. Иными словами, дети не должны с ранних лет принимать участие в жизни окружающих их лиц. Их следует держать подальше от всего, что вызывает излишнее возбуждение и волнение. В городах им до двенадцати — пятнадцати лет нужно запрещать участие в светских собраниях, посещение театра и т. п.
Какие же физические упражнения нужно считать самой лучшей гимнастикой для нервных детей?
Гимнастика в таком виде, в каком она преподается теперь в учебных заведениях, требует от занимающегося ею настоящей умственной работы и приводит в действие больше его психические способности, чем мускульную силу. Упражнения, которые можно рекомендовать детям и молодым людям, одержимым нервною слабостью, должны удовлетворять следующим требованиям:
a) Они должны быть легкими, иными словами — не должны требовать от лица, занимающегося ими, долгого учения и, следовательно, продолжительного умственного напряжения. Если же Физические упражнения не удовлетворяют этому условию, то они могут вызвать нервную раздражительность или нервное истощение.
b) Они должны требовать довольно напряженной мускульной работы и вызывать усиленное дыхание. В таком случае они способствуют развитию грудной клетки, окислению крови и правильному питанию, т.-е., противодействуют вредным последствиям сидячей жизни (недостаточное окисление крови, плохое питание и т. п.), а этого только и нужно требовать от физических упражнений.
c) Они должны быть достаточно привлекательны для детей и, по мере возможности, производиться на открытом воздухе.
Самыми легкими и полезными упражнениями являются маршировка, беганье в перегонку и взапуски, а для девочек — прыгание через веревочку и т. п.