Поливалина Л. А.

Энциклопедия молодой семьи(фрагмент)



ОСНОВ­НЫЕ БОЛЕЗНИ ГРУДНЫХ ДЕТЕЙ

Все роди­тели хотят, чтобы их ребенок рос здо­ро­вым, крепким и веселым. Но почти все дети в тот или иной период жизни болеют. В семьях, где роди­тели вни­ма­тельно отно­сятся к здо­ро­вью ребенка, под­вер­гают его про­це­ду­рам закали­ва­ния, зани­ма­ются вместе с ним физи­че­скими упраж­не­ни­ями, дети болеют редко.

Болезнь ребенка — горе для роди­те­лей, осо­бенно если это — болезнь пер­венца. Если ребенок заболел, важно точно соблю­дать все реко­мен­да­ции квали­фи­ци­ро­ван­ного спе­ци­али­ста. Не зря еще в глу­бо­кой древ­но­сти один зна­ме­ни­тый врач сказал боль­ному: “Нас трое: ты, я и болезнь. Если мы двое будем вместе, то победим тре­тьего”. В случае с ребен­ком вас не трое, а четверо — есть еще роди­тели малыша. Первыми забо­ле­ва­ние у ребенка заме­чают роди­тели, которые должны обра­щать вни­ма­ние на пере­мену в пове­де­нии малыша, повы­ше­ние тем­пе­ра­туры его тела, вялость, рав­но­ду­шие к любимым игруш­кам и т. д.

Как мы уже гово­рили, ново­ро­жден­ный ребенок никогда не кричит без причины. Если он сух, накор­м­лен и тем не менее все время кричит, то необ­хо­димо вызвать врача. Не бойтесь быть мни­тель­ными и зря бес­по­ко­ить педи­а­тра. Это — ваш ребенок. И вы за него в ответе.

Итак, ребенок заболел. Иногда малыш “стойко” пере­но­сит болезнь. Немного пока­приз­ни­чав, он пере­во­ра­чи­ва­ется на другой бок и засы­пает. Но роди­тели по таким при­зна­кам, как вялость, затруд­нен­ность дыхания, должны понять, что малыш нездо­ров.

Измерьте ребенку тем­пе­ра­туру. Даже если тем­пе­ра­тура будет 37 гра­ду­сов, жела­тельно вызы­вать врача. В связи с этим нужно отметить, что у ново­ро­жден­ного тем­пе­ра­тура часто скачет в неболь­ших пре­де­лах. Одышка, раз­дра­же­ния кожи, гнойнички — все это сви­детель­ствует о забо­ле­ва­нии малыша.

Ухудше­ние аппетита, рвота (не отры­ги­ва­ние излиш­ков пищи!) также сви­детель­ствуют о болезни малыша.

Если у ребенка начался понос, то вызов врача просто необ­хо­дим. Ведь кишеч­ные инфек­ции пред­ста­в­ляют опас­ность не только для взро­с­лых, так же опасны они и для детей.

Что можно посо­вето­вать сделать роди­те­лям до приезда врача? Дайте выпить ребенку проти­во­ди­а­рейную настойку, напри­мер дубовой коры. При этом можно давать ребенку питье, при­го­то­в­лен­ное по сле­ду­ю­щему рецепту: 250 г воды, 1 ст. л. сахара, 3/4 ч. л. соли. Давайте ребенку по 100 г этой смеси, когда он не спит. Еще лучше иметь про запас капсулы “Бифи­дум­бак­те­рина” и, раз­ба­в­ляя их в кипя­че­ной воде, давать ребенку 1—2 раза в день. Если при этом вы будете соблю­дать все меры пре­до­сто­рож­но­сти при кор­м­ле­нии, то никакая дизен­те­рия вам не страшна.

Очень часто дети стра­дают от про­студ­ных забо­ле­ва­ний. Кроме того, про­студа обычно сопро­во­жда­ется всякого вида ослож­не­ни­ями. Напри­мер, ангиной.

Про­студ­ные забо­ле­ва­ния пона­чалу вызы­вают насморк, далее идут вниз к дыха­тель­ным путям, вызывая кашель и затруд­нен­ность дыхания. Больной ребенок кашляет, хрипит; у него наблю­да­ется обиль­ное течение из носовых отвер­стий.

Первая помощь, которую вы можете оказать ребенку, состоит в том, чтобы поме­стить ребенка в теплую комнату. Можно просто дать ребенку поды­шать над горя­чими испа­ре­ни­ями лекар­ствен­ных трав, накрыв поло­тен­цем. Пазухи носа про­грейте мешоч­ком с солью. Можно зака­пать в нос ребенку несколько капелек дет­ского наф­ти­зина. Затем либо вызы­вайте врача на дом, или посетите его сами. Педиатр назна­чит необ­хо­ди­мое лечение.

Можно пре­ду­пре­дить частые про­студ­ные забо­ле­ва­ния ребенка, если почаще гулять с ним на улице. Учеными всего мира уста­но­в­лен нео­с­по­ри­мый факт того, что человек, при­вык­ший к про­хлад­ной погоде, зака­лен­ный, выра­ба­ты­вает спо­соб­ность сопроти­в­ляться болез­ням. Поэтому не следует одевать ребенка в большое коли­че­ство одежды, выходя с ним на про­гулку, если только на улице не соро­ка­гра­дус­ный мороз.

Роди­тели иногда сами не подо­зре­вают, нас­колько у их детей велика при­с­по­со­б­ля­е­мость к окру­жа­ю­щему изме­не­нию тем­пе­ра­туры. И если роди­тели путем посте­пен­ного закали­ва­ния высво­бо­дят этот при­род­ный потен­циал своего ребенка, то никаких проблем с про­сту­дами больше не будет.

Травмы — пожалуй, самое рас­про­стра­нен­ное, что может слу­читься у детей. Дви­же­ния малышей пока недо­ста­точно ско­ор­ди­ни­ро­ваны. Но заставить ребенка поси­деть спо­койно хотя бы минутку — прак­ти­че­ски не выпол­ни­мая задача. Он может забраться на жур­наль­ный столик и с него упасть, может пои­грать с нео­сто­рожно оста­в­лен­ным или забытым острым пред­метом и поре­заться.

К полу­чен­ному синяку при­кла­ды­вают холод­ный предмет или лед, обер­ну­тый тканью. Ранку же обра­ба­ты­вают 3%-ной пере­ки­сью водо­рода, на края наносят немного йода. Потом надо нало­жить сте­риль­ную повязку. Если рана или ссадина глубока или загряз­нена, необ­хо­димо срочно обра­титься к врачу.

Теперь о том, как при­ни­мать лекар­ства. Горькие лекар­ства сме­ши­вают с чем-нибудь сладким. Напри­мер, варе­ньем, медом или сахар­ным сиропом. Можно рас­тво­рить таблетки в каком-нибудь напитке. Причем этот напиток не должен быть изве­стен ребенку, иначе стран­ный привкус вызовет у него подо­зре­ние и ребенок отка­жется его при­ни­мать.

Малень­кий нюанс. Вы должны давать лекар­ства малышу как бы между прочим. Если вы будете напря­жены, вести себя нее­сте­ственно, то ребенок быстро вас “рас­ку­сит”, и тогда ника­кими пря­ни­ками его не заставишь съесть подо­зри­тель­ную смесь.

Кроме того, в аптеках в послед­нее время поя­ви­лось много уже готовых к упо­тре­б­ле­нию лекар­ств импорт­ного про­из­вод­ства в виде сиропов или сладких микстур. В своей основе они содер­жат самые обычные “горькие” лекар­ства, ада­п­ти­ро­ван­ные ко вкусу ребенка.

Со своей стороны напо­мним, что дорогое лекар­ство не значит самое лучшее. Поэтому если есть воз­мож­ность купить аналог оте­че­ствен­ного про­из­вод­ства, то не пре­не­бре­гайте таким шансом.

Для пре­ду­пре­жде­ния раз­лич­ных забо­ле­ва­ний регу­лярно посе­щайте врача. В первый год жизни делайте это раз в месяц, не про­пус­кая кон­троль­ные взве­ши­ва­ния и про­фи­лак­ти­че­ские при­вивки. Помните, что даже обычный кашель или рас­стройство желудка вызы­ва­ются самыми разными болез­нями. И только врач сможет в каждом кон­крет­ном случае выявить причину и назна­чить правиль­ное лечение.

с. 364—367

О ВОС­ПИТА­НИИ РЕБЕНКА

Вос­пи­ты­вать своего малыша роди­тели начи­нают с самого его рожде­ния. Даже если и сами не подо­зре­вают об этом. Они при­у­чают его к опре­де­лен­ному рас­по­рядку дня. Улы­ба­ются ему, когда тот про­из­но­сит первые слова, чмокает роди­те­лей в щеку своим малень­ким ротиком, или нао­бо­рот, ругают, если малыш порвал новую книгу или памят­ную фото­гра­фию. Все это и есть процесс вос­пита­ния. Роди­тели и ребенок при­с­по­са­б­ли­ва­ются друг к другу, и это не всегда про­хо­дит гладко.

Дети, учась ходить и ползать, одно­вре­менно начи­нают активно позна­вать мир, ста­но­вясь “раз­ру­ши­те­лями” домаш­него порядка, нанося суще­ствен­ный урон семей­ному бюджету: если не при­ни­мать соот­вет­ству­ю­щих мер безо­пас­но­сти, то очень скоро можно остаться без посуды, маг­ни­то­фона и многих других полезных и нужных вещей.

Малыш пыта­ется сломать все, что видит и до чего может дотя­нуться. И его нельзя в этом упре­кать — таким спо­со­бом ребенок познает мир. С такой про­бле­мой стал­ки­ва­ются все роди­тели. И если у вас все обстоит как раз нао­бо­рот, то необ­хо­димо бить тревогу.

Поэтому вся­че­ски поощряйте жажду позна­ния ребенка. Помо­гите юному экс­пе­ри­мен­та­тору и иссле­до­ва­телю в изу­че­нии тех пред­метов, которые вызвали в нем живой интерес.

Иногда для малыша бывает полезным набить себе шишку (в разумных пре­де­лах, есте­ственно), т. к. это учит осмо­три­тель­но­сти. Ребенок, раз­би­рая или ломая вещь, познает ее. Тут есть два выхода: либо спря­тать на верхних полках и антре­со­лях все “сомни­тель­ные” пред­меты, под­вер­жен­ные “позна­ва­нию”, либо позна­вать их вместе с ребен­ком. Чтобы обе­з­о­па­сить пред­меты от воз­мож­ной поломки. Для раз­ви­тия ребенка второй вариант пред­по­чти­тель­нее. Помогая ребенку в его иссле­до­ва­ниях, вы тем самым спо­соб­ству­ете его раз­ви­тию. И чем больше будете воз­му­щаться и злиться, тем быстрее он утратит интерес ко всему новому.

К сожа­ле­нию, жиз­нен­ная необ­хо­ди­мость, а иногда и просто безо­пас­ность ребенка требует и другого подхода к вос­пита­нию. Увлек­шийся иссле­до­ва­тель иногда пыта­ется влезть на под­о­кон­ник откры­того кухон­ного окна, попасть нож­ни­цами в глаза или попро­бо­вать кар­то­фель­ные очистки. В этом случае ребенку необ­хо­димо доступно объ­яс­нить, почему этого делать ни в коем случае нельзя. Такие ситу­а­ции необ­хо­димо пре­д­у­га­ды­вать и не допус­кать их пов­то­ре­ния. Попытки же решить дело криком или нака­за­нием не при­ве­дут к жела­е­мому резуль­тату. Нужно в таких случаях пере­клю­чать вни­ма­ние ребенка на другие, не менее инте­рес­ные пред­меты.

Несмо­тря на реко­мен­ду­е­мую свободу, ваш ребенок должен четко знать, что можно, а что нельзя. Этому учат посте­пенно и нена­вяз­чиво. Напри­мер, если на улице ребенок намочил руки в луже, то подойдите к нему, похло­пайте по рукам и слегка сер­ди­тым голосом скажите: “Нельзя!” То же надо сделать, когда он пред­при­мет наме­рен­ные попытки испач­кать одежду или залезть своей ладо­ш­кой в пасть собаки. Рано или поздно ребенок поймет зна­че­ние этого слова.

Очень часто молодые роди­тели зада­ются вопро­сом: как вос­пи­ты­вать ребенка — авто­ритарно или демо­кра­тично, уповая на то, что ребенок сам до всего дойдет своим умом?

Суще­ствует несколько сте­ре­оти­пов, которых при­дер­жи­ва­ются роди­тели в вос­пита­нии своих чад.

Многие мамы, которых вос­пи­ты­вали строгие роди­тели, уповая на то, что они сами выросли пол­но­цен­ными членами обще­ства, авто­ма­ти­че­ски пере­но­сят на своих детей пове­де­ние соб­ствен­ных роди­те­лей, считая, что стро­гость, даже суро­вость во вза­и­мо­от­но­ше­ниях с ребен­ком очень жела­тельны.

Кроме того, известны случаи, когда роди­тели, сами вос­пи­ты­ва­ясь в стро­го­сти, начи­нают поз­во­лять своему чаду бук­вально все, чего были лишены сами.

Другие, нао­бо­рот, проведя детство в теп­лич­ных усло­виях и стол­к­нув­шись в жизни с боль­шими труд­но­стями ада­п­та­ции, винят во всех бедах роди­те­лей, чье вос­пита­ние было, на их взгляд, слишком мягким.

И в том, и в другом случае дети ста­но­вятся жерт­вами ком­плек­сов своих роди­те­лей.

Обычно этим грехом стра­дают матери. Они имеют наи­боль­шее влияние на вос­пита­ние ребенка, и потому это больше отно­сится к ним. Но иногда такая угроза может исхо­дить и от отца. Главное здесь — понять, что резуль­тат вос­пита­ния опре­де­ля­ется не жест­ко­стью или мяг­ко­стью, а вашими чув­ствами к ребенку. И теми жиз­нен­ными прин­ци­пами, которые вы ему при­ви­ва­ете. Добрые, пони­ма­ю­щие роди­тели, которые не боятся насто­ять на своем, полу­чают хорошие резуль­таты.

Таким образом, каким бы видом вос­пита­ния вашего ребенка вы ни поль­зо­вались, наи­луч­ших резуль­та­тов вы достиг­нете, если не будете доби­ваться от своего ребенка послу­ша­ния путем нака­за­ний. Не нужно также впадать в другую крайность — идти у ребенка на поводу. В идеале вос­пита­ние должно про­хо­дить нена­вяз­чиво, неза­метно для ребенка.

Тре­бо­ва­ния к вос­пита­нию ребенка могут быть без­гра­нич­ными. Как без­гра­нично все позна­ние чело­ве­че­ства. Един­ствен­ным при­о­ри­тетом во всех этих твор­че­ских экс­пе­ри­мен­тах по вос­пита­нию оста­ется един­ствен­ное тре­бо­ва­ние — безо­пас­ность вашего ребенка. Безо­пас­ность как физи­че­ская, так и пси­холо­ги­че­ская.

Многие роди­тели хотят видеть своих детей умными, сооб­ра­зи­тель­ными и хорошо ада­п­ти­ру­ю­щимися в соци­аль­ных усло­виях. Неко­то­рые матери и отцы хотят видеть в своих детях гениев. И пыта­ются добиться этого при помощи спе­ци­аль­ных обу­ча­ю­щих и раз­ви­ва­ю­щих методик.

Коли­че­ство лите­ра­туры, рас­ска­зы­ва­ю­щей о том, как вос­питать вун­дер­кинда, просто колос­сально. Там счаст­ли­вые мамы и папы в красках опи­сы­вают фено­ме­наль­ные спо­соб­но­сти своих чудо-детей. И довольно часто именно они и явля­ются соав­то­рами таких “экс­пе­ри­мен­тов” над детской при­ро­дой.

С одной стороны, такие роди­тели заслу­жи­вают вся­че­ского поощре­ния и ува­же­ния обще­ства. Действи­тельно — ведь они вос­пи­ты­вают гениев для страны! Как это можно не при­вет­ство­вать?

Но это для тех, кто не знаком с обрат­ной сто­ро­ной этого явления. А знаете ли вы, какой процент раз­лич­ных пси­хи­че­ских рас­стройств бывает у таких детей в после­ду­ю­щие годы их жизни? Так вот — больше поло­вины “искус­ствен­ных” вун­дер­кин­дов под­вер­жены в после­ду­ю­щем тем или иным формам пси­хи­че­ских забо­ле­ва­ний. А все потому, что сосре­до­то­чив­шись только на интел­лек­ту­аль­ном раз­ви­тии своих детей, роди­тели не учли целый ком­плекс других, не менее важных фак­то­ров в вос­пита­нии. Это и про­блема ада­п­та­ции к кол­лек­тиву и обще­ству в целом, физи­че­ское раз­ви­тие, спо­соб­ность любить и пони­мать окру­жа­ю­щий мир.

Обычно очень чув­стви­тель­ная психика и обо­стрен­ное эмо­ци­о­наль­ное вос­при­ятие, а также не без осно­ва­ния завы­шен­ная само­о­ценка не поз­во­ляют таким детям, ста­но­вясь старше, найти достойного его спут­ника жизни. Кроме того, могут воз­ник­нуть про­блемы с работой, так как не всегда руко­во­ди­те­лями таких людей ста­но­вятся еще более умные пред­стави­тели чело­ве­че­ства. Обычно бывает как раз нао­бо­рот. Стол­к­нув­шись со всем этим “нело­гич­ным” поло­же­нием вещей, повзро­с­лев­ший вун­дер­кинд впадает в депрес­сию, гро­зя­щую раз­виться в хро­ни­че­скую форму.

Поэтому прежде чем вы в угоду своим амби­циям решите лепить из своего малыша вун­дер­кинда, поду­майте — а стоит ли это того? Сможете ли вы пол­но­стью кон­тро­ли­ро­вать весь процесс? Может, просто отдать свой неу­емный пыл на вос­пита­ние счаст­ли­вого и здо­ро­вого ребенка? Ведь жизнь — это большая дистан­ция. И если выло­житься на первой же сто­мет­ровке, то до финиша можно не добраться. Всегда помните об этом.

В основ­ном же роди­те­лям тре­бу­ется не так много — вос­питать и выра­стить умного и здо­ро­вого ребенка.

с. 367—371

Также в рубрике «От 0 до 3-х (ранний возраст)»