Покровская Т. И.

Здоровье вашего ребенка(фрагмент)



ВОЗРАСТ ОТ 2 ДО 5 ЛЕТ

Ребенок посте­пенно познает окру­жа­ю­щий мир, полный нераз­ре­ши­мых для него загадок и тайн. Каждая новая вещь откры­тие, каждое новое познан­ное явление — событие чрез­вы­чай­ной важ­но­сти. — Ребенок живо реа­ги­рует на любое изме­не­ние окру­жа­ю­щей обста­новки, причем выра­же­ние этой реакции бывает самое разное. Недо­ста­точ­ность жиз­нен­ного опыта, невоз­мож­ность кри­ти­че­ского осмы­сле­ния про­ис­хо­дя­щих событий зача­стую при­во­дят к тому, что вос­при­ни­мает он эти события совер­шенно в иных мас­шта­бах, чем взро­с­лые.

Безо­бид­ный лас­ко­вый песик, заис­ки­ва­ю­щий перед ребен­ком, может вызвать испуг, нервное рас­стройство, потому что ребенка до этого неод­но­кратно пугали соба­ками. А такое сти­хийное бед­ствие, как зем­ле­т­ря­се­ние, навод­не­ние может не вызвать у ребенка адэк­ват­ной реакции, так как соот­вет­ству­ю­щей оценки этого события он из-за недо­статка жиз­нен­ного опыта дать не может. Возраст от двух до пяти лет — возраст первого физи­оло­ги­че­ского криза. Ребенок посте­пенно из пух­лень­кого розо­во­ще­кого крепыша пре­вра­ща­ется уже в тонень­кого угло­ва­того, но очень подвиж­ного ребенка.

В связи с интен­сив­ным раз­ви­тием коры голов­ного мозга, состо­я­ние пас­сив­ного овла­де­ния окру­жа­ю­щей средой сме­ня­ется бурно про­сы­па­ю­щейся актив­но­стью, стрем­ле­нием к само­сто­я­тель­но­сти. Не упу­стите этот бла­го­при­ят­ный момент, чтобы выра­бо­тать у детей при­вычки, необ­хо­ди­мые для эле­мен­тар­ного само­об­слу­жи­ва­ния. Тер­пе­ливо отно­си­тесь к тому, если ребенок на левую ногу одел правый боти­но­чек, не на ту пуго­вицу застег­нул пальто или кофту, на левую сторону одел рубашку. Малышу все в новинку, а то, что при­вле­кает новиз­ной, что заста­в­ляет позна­вать, вызы­вает интерес, радует и выпол­ня­ется охотно. Он стремится все делать сам.

Не всегда роди­те­лей устра­и­вает, что ребенок залил супом или киселем одежду, поца­ра­пался об гвоздь, испач­кал ска­терть. Большую ошибку делают роди­тели, которые, не имея выдер­жки, стре­мятся все сделать сами.

Однако на помощь роди­те­лей дети отве­чают про­те­стом. Если посто­янно пода­в­лять тягу детей к само­сто­я­тель­но­сти, это неиз­бежно при­ве­дет к каприз­но­сти, упрям­ству, а иногда нев­ро­зам. Чем ребенок Сильнее будет стремиться к само­сто­я­тель­но­сти, тем и реакция на запрет будет сильнее.

Упрям­ства и капри­зов ребенка можно избе­жать, если в пре­де­лах разум­ного дать ему воз­мож­ность про­я­в­лять само­сто­я­тель­ность и незави­си­мость. Позднее, когда пси­хи­че­ское раз­ви­тие достиг­нет более высо­кого уровня, потреб­ность в само­сто­я­тель­но­сти найдет удо­вле­тво­ре­ние в более сложных действиях. Простые действия пере­ста­нут его при­вле­кать, при­ви­вать навыки само­об­слу­жи­ва­ния будет зна­чи­тельно труднее.

Прежде чем добиться, чтобы какое-то действие вошло в при­вычку, научите малыша хорошо его выпол­нять.

С полу­тора лет надо при­у­чать ребенка снимать и наде­вать одежду в опре­де­лен­ной после­до­ва­тель­но­сти и акку­ратно скла­ды­вать ее.

При­об­ретая те или иные навыки, ребенок каждый день делает для себя откры­тия в позна­нии окру­жа­ю­щего мира. Затем навыки пере­ра­с­тают в при­вычки, которые уже прочно входят, в жизнь ребенка. А они могут быть хоро­шими и плохими. Отсюда посло­вица: «Что посеешь, то и пожнешь». Про­я­вите мак­си­мум доброты, ласки, сочув­ствия к ребенку, когда он спо­койно что-либо просит, но не пота­кайте никаким капри­зам. Не огра­ни­чи­вайте на каждом шагу свободы ребенка, но твердо и реши­тельно обры­вайте его нетер­пи­мые поступки.

Одним из самых сложных вопро­сов в теории и прак­тике вос­пита­ния явля­ется нака­за­ние. А. С. Мака­ренко считал, что нака­за­ние, вос­пи­ты­вая чувство ответ­ствен­но­сти, помо­гает сфор­ми­ро­ваться креп­кому чело­ве­че­скому харак­теру, тре­ни­рует волю. Но нака­за­ние только тогда при­об­ретает истин­ную вос­пита­тель­ную силу, когда оно вызы­вает в душе ребенка пережи­ва­ние соб­ствен­ной вины, сде­лан­ной ошибки, а не трав­ми­рует психику и не унижает его чело­ве­че­ского досто­ин­ства.

Дети, как и взро­с­лые, совсем не оди­на­ковы в своих реак­циях на те или иные раз­дра­жи­тели.

По-разному они реа­ги­руют при поме­ще­нии их в новую обста­новку или в новые условия.

Одни трудно рас­ста­ются с мамой, плачут, когда впервые при­хо­дят в детский сад, но уже через час вклю­ча­ются в игру и забы­вают, что пережили такую «горькую» минуту рас­ста­ва­ния.

Другие угрюмо стоят целый день у окна и ждут прихода мамы. Сле­до­ва­тельно, много самых разных пове­ден­че­ских реакций детей может быть в одних и тех же усло­виях. Чем это объ­яс­нить?

Еще древний врач Гип­по­крат, а также учение о высшей нервной дея­тель­но­сти чело­века поз­во­лили уста­но­вить, что среди людей, и среди детей, в част­но­сти, встре­ча­ются разные типы высшей нервной дея­тель­но­сти, т. е. разные тем­пе­ра­менты. Неко­то­рые осо­бен­но­сти реакций нервной системы, которые выра­жа­ются подвиж­но­стью, урав­но­ве­шен­но­стью, силой про­цес­сов воз­бу­жде­ния и тор­мо­же­ния, фор­ми­ру­ются еще вну­три­утробно, сле­до­ва­тельно, бывают наслед­ствен­ными. Другим вари­ан­том вро­жден­ных осо­бен­но­стей нервной системы явля­ется быстрая исто­ща­е­мость, чрез­мер­ная рани­мость, повы­шен­ная впе­чат­ли­тель­ность.

В резуль­тате выде­лены типы силь­ного воз­бу­ди­мого тем­пе­ра­мента чело­века, который за быстроту своих реакций получил назва­ние — холе­ри­че­ский, а также сильный, тоже доста­точно быстро на все реа­ги­ру­ю­щий, но менее воз­бу­ди­мый — сан­гви­ни­че­ский. Спо­койный, рас­су­ди­тель­ный тип чело­века, но несколько мед­ли­тель­ный в своих действиях, назван флег­ма­ти­ком. А дети, которые робки, застен­чивы, никогда не бывают ини­ци­а­то­рами, обид­чи­вые, плак­си­вые, отно­сятся к слабому типу нервной дея­тель­но­сти, к мелан­хо­ли­че­скому тем­пе­ра­менту. Влияет ли внешняя среда, вос­пита­ние на фор­ми­ро­ва­ние тем­пе­ра­мента, харак­тера? Тем­пе­ра­мент, как ука­зы­вал И. П. Павлов, есть сплав вро­жден­ных и при­об­ретен­ных свойств лич­но­сти, причем при­об­ретен­ные осо­бен­но­сти тем­пе­ра­мента зависят в большой степени от вос­пита­ния ребенка в раннем детском воз­ра­сте.

Тип нервной дея­тель­но­сти, в какой-то степени, опре­де­ляет, как ребенок ада­п­ти­ру­ется в той или иной среде, как он пережи­вает ту или иную ситу­а­цию, и даже, как он пере­но­сит ту или иную болезнь. Тем­пе­ра­мент суще­ственно выра­жа­ется в общем облике лич­но­сти, но он совсем не опре­де­ляет спо­соб­но­стей и соци­аль­ной зна­чи­мо­сти.

И. А. Крылов и М. И. Кутузов были флег­ма­ти­ками; Петр I, А. С. Пушкин, А. В. Суворов холе­ри­ками. Н. В. Гоголь, П. И. Чайков­ский — мелан­хо­ли­ками. Тем не менее все они были великие люди — гор­дость России:

Целе­на­пра­в­лен­ное вос­пита­ние спо­собно либо зна­чи­тельно усу­гу­бить те или иные неже­ла­тель­ные черты тем­пе­ра­мента, или, напротив, смяг­чить их или даже исправить.

Пода­в­ле­ние само­сто­я­тель­но­сти в грубой форме у детей бойких, воз­бу­ди­мых при­во­дит иногда к взрывам гнева, дети кричат, топают ногами, падают на пол, или куса­ются, цара­па­ются. Дети слабого типа нервной дея­тель­но­сти (мелан­хо­лики), напротив, быстро сми­ря­ются с волей старших, но ста­но­вятся вялыми, рав­но­душ­ными, пас­сив­ными и уже редко про­я­в­ляют ини­ци­а­тиву.

с. 11—15