
НАРУШЕНИЯ В ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ
Изучение нервной системы и психики детей на различных этапах развития позволило установить определенную зависимость между теми или иными отклонениями от нормального развития во внутриутробный период и различными нарушениями в психоневрологическом развитии ребенка на всех остальных этапах.
Сравнивая законченность анатомического строения в целом с функционированием отдельных частей центральной нервной системы, можно отметить, что к моменту рождения степень зрелости разных отделов головного мозга неодинакова. Относительно зрелыми являются подкорковые образования, а самая большая и значительная часть мозга — большие полушария почти не функционируют. Следовательно, жизнедеятельность организма на ранних этапах развития регулируется подкорковыми ядрами. Повреждающие факторы тоже отражаются в самом раннем периоде на подкорковых отделах мозга, что выражается в различных сомато-вегетативных и двигательных расстройствах.
Реакции ребенка в первые месяцы жизни (крик, плач, двигательное беспокойство, «застывание в определенной позе»), возникающие в ответ на голод, холод, на необычное положение тела, являются наиболее простыми формами выражения его отношения к меняющейся внутренней или внешней среде. Вместе с тем они демонстрируют ведущее значение в поведении ребенка этого возраста сенсомоторных (чувственно-двигательных) реакций.
В случае отклонений от нормального развития происходит задержка реакций, выражается она запаздыванием движения глаз за перемещающимся предметом. При любом раздражении дети в таком случае отвечают бурной двигательной реакцией.
Особенно распространенными нервно-психическими нарушениями среди детей раннего возраста являются функциональные расстройства центральной нервной системы, которые носят преходящий характер. Под влиянием тех или иных факторов внешней среды они периодически сглаживаются или усиливаются.
Эти функциональные нарушения на каждом возрастном этапе могут иметь свои особенности.
Для детей грудного возраста наиболее характерны расстройства со стороны желудочно-кишечного тракта (снижение аппетита, срыгивание и даже рвота, дисфункция кишечника, выражающаяся в поносах или рвотах). Часто встречающимся симптомокомплексом функциональных расстройств ЦНС у детей грудного возраста является нарушение сна, которое выражается в медленном засыпании, неглубоком, беспокойном прерывистом сне, вздрагивании, вскрикивании, двигательном беспокойстве.
У детей старше года и тем более двух лет наряду с вышеперечисленными вегетативно-соматическими расстройствами могут наблюдаться отклонения и в двигательно-эмоциональной сфере, которые проявляются в постоянном беспокойстве, капризах, общей суетливости, навязчивых движениях. Эти дети отличаются повышенной возбудимостью (на все бурно реагируют, бывают нетерпеливы), или, наоборот, общей астенией с преобладанием вялости, заторможенности.
У одного и того же ребенка могут наблюдаться поочередно оба варианта поведения. Подобную симптоматику профессор Г. Е. Сухарева назвала «врожденной нервностью» или «невропатией».
Для обозначения этой группы симптомов предлагаются и другие термины: «конституциональная нервность», «нервозность». Фактически это проявление невроза у детей раннего возраста.
К неврозам или невропатиям относят группу заболеваний, в основе которых лежат временные функциональные нарушения нервной системы, обусловленные перенапряжением основных нервных процессов (возбуждения, торможения) и нарушением их подвижности. Эти функциональные расстройства возникают в случаях воздействия на нервную систему чрезмерно сильных раздражителей.
Перенапряжение тормозного процесса может наступить под влиянием продолжительного сдерживания одного из видов внутреннего торможения. Например, если ребенок очень длительно себя сдерживал в проявлении своих реакций.
Перенапряжение подвижности нервных процессов может возникнуть при быстрой и частой смене положительного раздражителя на тормозной или наоборот. Большую роль в изучении сущности неврозов и их патофизиологических механизмов сыграли исследования И. П. Павлова и его учеников.
У любого здорового ребенка с тем или иным типом нервной деятельности под влиянием тяжелой или длительной психической травмы может наступить срыв ВИД и возникнуть невроз.
У детей слабого или сильного неуравновешенного типа ВИД легче возникают неврозы. Неврозы возникают легче, если нервная система ослаблена перенесенной внутриутробной гипоксией, инфекционными заболеваниями или травмой головы во время родов. А симптомокомплекс невроза зависит от типа ВИД, также от преобладания первой или второй сигнальной системы, т. е. к художественному или мыслительному типу, по И. П. Павлову, относится данный ребенок.
Провести грань между неврозом и невропатическим синдромом крайне трудно, поэтому так вариабельна терминология, отражающая этот симптомокомплекс.
Дополнительным психогенным фактором в развитии невротических реакций являются конфликты в семьях, плохое отношение к ребенку в коллективе и тем более стихийные бедствия.
У детей более старшего возраста (7—14 лет) при неврозах часто наблюдаются различные вегетативные нарушения по типу сосудистых расстройств (учащение или урежение пульса, сердцебиений, обмороки, похолодание конечностей), расстройств сна (бессонница, ночные страхи, хождения во сне) и нарушений поведенческих реакций (дети становятся раздражительными, невыдержанными, грубыми или напротив, застенчивыми, впечатлительными, замкнутыми, обидчивыми, плаксивыми.
Что касается психических функций при невротических расстройствах в дошкольном и младшем школьном возрасте, то отклонений почти не наблюдается. Дети своевременно овладевают техникой чтения, счета, живо интересуются всем, что им предлагается усвоить, т. е. могут хорошо учиться, но приспосабливаться к условиям коллектива и дисциплинарным требованиям им не всегда бывает легко. Иногда, напротив, занятость в школе нивелирует симптомы невроза.
Некоторые из таких детей обладают слабой работоспособностью, усидчивостью, в результате этого они отстают в учебе от других детей, на что болезненно реагируют, а это лишь усугубляет их состояние.
Наиболее тяжелыми формами нервно-психических расстройств у детей младшего возраста являются признаки психического недоразвития. Они обусловлены остановкой на каком-то этапе развития мозговых систем, деятельность которых лежит в основе многих психических процессов, и прежде всего познавательных.
Причиной возникновения этих форм могут быть наследственные хромосомные болезни и повреждения развивающейся нервной системы вредными факторами (интоксикация, гипоксия, инфекция) при неблагоприятном течении внутриутробного периода.
Признаки общего психического недоразвития — олигофрения — обнаруживаются у ребенка тем раньше, чем больше глубина органического повреждения головного мозга.
Очень рано выявляется глубокое психическое недоразвитие при наследственных хромосомных заболеваниях (болезнь Дуана), которые сопровождаются отчетливо выраженными отклонениями или аномалиями со стороны строения тела или значительными нарушениями в обмене веществ, обусловленными врожденным отсутствием тех или иных ферментов.
Уже на первом году жизни у детей с психическим недоразвитием запаздывает становление таких умений, как удержание головы, сидение, стояние, ходьба, направленная реакция на звуки или другие раздражители.
Такие дети мало или совсем не интересуются игрушками, чаще бывают вялы, сонливы, малоподвижны.
Формирование речи, двигательных умений у них значительно отстает от формирования таковых у их сверстников, трудно воспитываются навыки опрятности.
В 2—3 года дети-олигофрены остаются беспомощны, речь их слабо развита, затруднено и понимание обращенной к ним речи. Они не проявляют свойственной нормальным детям любознательности.
Даже в дошкольном возрасте речь таких детей бедна словарным запасом, чаще всего отличается косноязычием. Для их поведения характерно преобладание низших эмоций (бессмысленный смех, гнев, страх), тогда как такие эмоции, как сочувствие, жалость, сопереживание у них бывают слабовыраженными или вовсе отсутствуют.
С возрастом у этих детей все более отчетливой становится недостаточность познавательных функций, что проявляется в однообразии их игр, отсутствии воображения, подражательности. Тем более у них отсутствует сообразительность, не формируется абстрактное мышление, они плохо разбираются в смысле сказок, сюжетных картинок.
Раннее выявление у ребенка олигофрении и применение к нему специальной системы воспитания и обучения в сочетании с логопедическими занятиями позволяет привить ребенку необходимые навыки и обиходные умения, а иногда подготовить к обучению в специальной вспомогательной школе и предупредить тем самым глубокую инвалидность.
Среди различных проявлений отклонений в психическом развитии менее тяжелым вариантом является задержка темпов психического созревания. При этом речь идет о более замедленном темпе психического развития, которое часто сочетается с задержкой и физического развития. Причинами задержки темпа развития ребенка могут быть недоношенность, асфиксия или небольшая травма в момент рождения.
В отличие от олигофрении признаки задержки темпа психического развития довольно трудно обнаружить в первые годы жизни. У таких детей бывает задержана не столько познавательная деятельность, сколько эмоционально-волевая. Эти дети неспособны к длительному волевому усилию. Они не справляются с заданиями, требующими усидчивости, напряжения, активного внимания. Интересы их неустойчивы. Они моментально переключаются с одного вида деятельности на другой, любят получать удовольствия, но не хотят затрачивать усилий для достижения цели.
Мышление у них преимущественно конкретное, абстрактные понятия формируются с трудом.
Задержка психического развития становится особенно очевидна у этих детей при поступлении в школу. Они отстают в освоении программного материала или части его. Им трудно подчиняться дисциплинарным требованиям, тем не менее они доверчивы, ласковы, не обидчивы, не по возрасту откровенны. Во время урока у них не хватает терпения высидеть, тем более долго чем-то заниматься. Они начинают играть, залезают под парту, мешают другим детям.
Чтобы не ощущалась задержка развития, этих детей следует готовить к школе и несколько позже отдавать в первый класс. При правильном педагогическом подходе отставание в развитии у них постепенно сглаживается.
Особую группу психо-неврологических расстройств или синдромов составляют периодически повторяющиеся приступы судорог, ночные страхи, когда ребенок во время сна внезапно пробуждается, вскакивает, часто с криком, лицо его выражает ужас, окружающих не узнает, приступ продолжается несколько минут и ребенок засыпает и не помнит о случившемся. Такие приступы склонны к периодическому повторению. Ребенок может вставать с постели, ходить по комнате, совершать какие-то действия и ложиться спать.
Иногда для таких детей характерна общая двигательная расторможенность. Они постоянно находятся в состоянии двигательного беспокойства, суетливости. Общая двигательная расторможенность при этом сопровождается тиками, т. е. непроизвольными и часто повторяющимися сокращениями отдельных мышц в виде мигания, наморщивания лба, поворота шеи, покачивания головы, почесывания лба и т. д.
Иногда у детей наблюдается психопатоподобное поведение, т. е. у них бывают аффекты или приступы гнева, агрессии, даже ярости. Они могут сломать, разбить первую попавшуюся им под руки вещь, разорвать на себе одежду, ударить, укусить другого ребенка. Во время этого приступа гнева лицо ребенка становится бледным, затем красным, выступают капли пота. Такие дети любят причинять моральную или физическую боль окружающим людям, иногда с особым удовольствием мучают животных, рвут и топчут цветы.
Наряду с влиянием неблагоприятных факторов на внутриутробный период развития или болезнями в раннем возрасте причиной подобного поведения может быть неправильное, уродующее воспитание с травмирующими детскую психику ситуациями.
При особом заласкивании, чаше всего единственных детей, удовлетворении любых их прихотей и капризов, возведении их в «кумира семьи» искусственно культивируются и усиливаются такие отрицательные черты личности, как эгоизм, капризность. Уже в раннем возрасте такие дети при отказе родителей выполнить их первое желание падают на пол, громко кричат и бьют ногами по полу, или отказываются от еды, несмотря на уговоры.
При чрезмерно строгом воспитании детей с невротическими чертами у них подавляется инициатива и появляется неуверенность в себе, робость, трусость, застенчивость, желание уединиться. Такие дети очень плохо приспосабливаются к коллективу, с трудом учатся и вскоре теряют всякий интерес к школе, тем более, если там попадают в травмирующую ситуацию.
ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД
После периода новорожденности и грудного возраста, когда детский организм особенно чувствителен к неблагоприятным факторам окружающей среды и не всегда может быстро приспособиться к ним, пубертатный или подростковый возраст является третьим этапом, когда организм человека находится перед физиологическим скачком количественного и качественного роста и перед резкой перестройкой большинства органов и систем.
Несмотря на значительные успехи в изучении физиологии, психологии подросткового возраста, интимный механизм, дающий толчок половому развитию и бурной перестройке работы многих систем, еще окончательно не выяснен. Даже нет определенных четких границ пубертатного возраста. Это объясняется тем, что превращение организма ребенка в организм взрослого человека имеет значительные индивидуальные колебания, которые зависят от наследственности, климатических факторов, национальной принадлежности и индивидуальных условий развития ребенка на каждом из предшествующих возрастных этапов.
В большинстве случаев дети начинают превращаться в подростков в 11—12 лет. Сам по себе подростковый возраст — это период с 11 до 15 лет, что соответствует ученикам V—VIII классов. Он характеризуется значительными эндокринными сдвигами, отличается особой дисгармонией в развитии: диссонансами в настроении, угловатостью в манерах и частыми срывами в поведении. Повышенная деятельность эндокринной системы, в частности коры надпочечников и половых желез, в этом возрасте обеспечивает бурные реакции и огромные энергетические возможности. Часто эта энергия выливается в упрямство, непослушание, раздражительность и даже грубость. Почему так?
Функционирование половых желез, начинающееся в период созревания, резко нарушает эндокринное равновесие в организме, что в свою очередь приводит к функциональной и морфологической перестройке всего организма. Происходит ускорение роста — пубертатный скачок, меняются пропорции тела человека.
В этот период человеческий организм менее всего способен противостоять воздействиям как биологических, так и социальных факторов, поэтому часто появляются в нем анатомические отклонения и функциональные расстройства, выражающиеся в различных нарушениях и даже заболеваниях.
В этом периоде проявляется ряд трудностей психологического характера, связанных с противоречиями между половым развитием и социальной инфантильностью.
Интенсивный рост и резкие анатомо-физиологические сдвиги в организме подростка могут приводить к заметным патологическим отклонениям. В частности, нередко врачам приходится встречаться с отклонениями в половом развитии. Раннее половое созревание чаще всего вызывается изменением функции гипоталамуса вследствие нарушения мозгового кровообращения или травм мозга, которые ребенок мог перенести в период внутриутробного развития, или в период новорожденности, а также причиной может быть менинго-энцефалит, перенесенный в любом периоде развития. Позднее половое созревание или отсутствие признаков полового развития бывает обусловлено тяжелыми соматическими и эндокринными сдвигами или даже заболеваниями, в частности болезнями гипоталамуса, надпочечника, щитовидной железы.
В период полового созревания возможны варианты физиологических отклонений. Например, у мальчиков временно могут появиться женские черты лица (определенная округлость, нежность), у девочек — мужские. Позднее происходит выравнивание данных отклонений и они уже не являются столь резкими. Все это объясняется временной дисфункцией половых желез.
В некоторых случаях при временном превалировании функции гипофиза может наблюдаться усиленный непропорциональный рост конечностей, определенная нескладность, общая непропорциональность. Чаще это бывает у мальчиков.
При повышенной функции гормонов надпочечника у мальчиков и девочек иногда быстро прибавляется вес, появляется на коже много угрей, у девочек могут появиться волосы на теле. Потом эти симптомы или признаки смягчаются или исчезают вовсе. Однако в этот период все это доставляет подросткам немало неприятностей.
Половое созревание считается ранним, если оно наступает до 9—10 лет. Раннее половое созревание начинается при выделении передним отделом гипофиза (отдела мозга) достаточного количества гормонов (гонадотропинов), которые стимулируют действие специфических половых гормонов. Иногда раннее половое созревание можно объяснить фактором наследственности. Во всех случаях раннего полового созревания вторичные половые признаки, как у мальчиков, так и у девочек могут появиться не только рано, но и в необычном порядке.
Есть такое эндокринное заболевание адрено-генитальный синдром (ложное половое созревание), дети могут расти усиленно, появляются наружные признаки полового созревания, а на самом деле гормоны надпочечника — андрогены угнетают продукцию гонадотропинов, и у детей наблюдается неполное развитие половых желез, оно проявляется у девочек аменореей, у мальчиков азоспермией, позже при вступлении в брак у тех и других отмечается бесплодие.
Полное отсутствие полового созревания бывает при более серьезном расстройстве эндокринных желез (чаще всего это болезни гипоталамуса отдела среднего мозга). Гипоталамический инфантилизм иногда сопровождается ожирением, иногда ожирением и психической отсталостью. Гипофизарный нанизм — карликовость тоже сопровождается отсутствием полового развития, но психически человек развивается вполне нормально.
Не так уж редко в подростковом возрасте встречается ожирение. Пубертатное ожирение связано с расстройствами жирового и углеводного обмена, которые больше чем в половине случаев обусловлены повышенным аппетитом и систематическим перекормом ребенка еще с раннего детского возраста. К концу подросткового периода с увеличением физической нагрузки и нормализацией диеты ожирение часто проходит и на дальнейшем развитии может не отразиться.
За последнее десятилетие увеличился процент таких сочетаний болезней у подростков, как ожирение и сахарный диабет. Это не удивительно, потому что ожирение очень перегружает и истощает функцию панкреатической железы.
В подростковом возрасте почти не встречаются детские инфекции (корь, скарлатина, дифтерия, паротит и т. д.), но такие заболевания как ревматизм, хроническая пневмония, воспалительные заболевания почек встречаются довольно часто, а главное, что они приобретают более тяжелое течение.
Ревматизм — инфекционно-аллергическое заболевание. Существенную роль в развитии его играет генетическая предрасположенность. Заболевают ревматизмом обычно дети, перенесшие острый тонзиллит или страдающие хроническим тонзиллитом, так как микробы, находящиеся в воспалительно измененных миндалинах (чаще всего это стрептококки), вызывают сенсибилизацию или аллергическую перестройку организма.
Следовательно, ревматизм может рассматриваться как распространенная аллергическая реакция на бактериальный, в данном случае стрептококковый антиген.
При ревматизме могут поражаться все органы, но преимущественно поражаются сердце и суставы. Как и при всяком инфекционном процессе, при ревматизме поднимается температура, иногда даже до очень высоких цифр, наблюдается потливость, общее недомогание. А как аллергическое заболевание ревматизм характеризуется воспалением суставов, появлением сыпи, изменением состава крови. Сердце при ревматизме подвергается изменениям тем глубже и тем необратимее, чем чаще бывают обострения ревматического процесса, т. е. повторяются ревматические атаки.
Стрептококк β-гемолитической группы А, являющийся основным микробом, вызывающим ревматизм, имеет общую антигенную структуру с тканью сердца, в результате чего сердце так часто оказывается вовлеченным в патологический процесс.
При этом, кроме мышцы сердца, в него оказываются вовлеченными и клапаны, которые под влиянием воспалительного процесса вначале изменяются, а затем сморщиваются и функция сердца нарушается.
В зависимости от характера течения заболевания может наступить или полное выздоровление (на ранней стадии лечения), или улучшение общего состояния. Иногда, наоборот, заболевание прогрессирует, что ведет к нарастанию симптомов сердечной недостаточности (одышка, отеки, цианоз губ).
В настоящее время, благодаря целому комплексу лечебных мероприятий, все реже встречаются тяжелые формы ревматизма, сопровождающиеся пороком сердца или сердечной недостаточностью. Хорошо поставленная профилактическая работа позволила значительно снизить заболеваемость ревматизмом, но тем не менее у 1% детей это заболевание все-таки встречается и имеет в ряде случаев неблагоприятное течение.
Поражение сердца может происходить не только при ревматизме, но и при вирусных инфекциях, т. е. при гриппе, парагриппе и других респираторных и энтеро-вирусных заболеваниях. Поражение мышцы сердца может быть первично-инфекционное, инфекционно-аллергическое и токсико-аллергическое.
При этих миокардитах ведущими могут быть различные признаки: болевой синдром в области сердца, нарушения ритма и проводимости сердечного импульса, нарушение кровообращения. Иногда симптомы при миокардите бывают столь скудные, что диагноз устанавливается только на основании функциональных методов исследования (электрокардиограммы, фонокардиограммы). По течению заболевания различают острые, подострые и хронические миокардиты. В подавляющем большинстве все они, в том числе и ревматические, заканчиваются благополучно, особенно при своевременном и целенаправленном лечении.
Злокачественный миокардит Абрамова-Фидлера — наиболее тяжелый вариант миокардита. Морфологические изменения при этом заболевании характеризуются обширными некрозами мышцы сердца с последующим развитием склероза. Ряд клиницистов рассматривает эту форму миокардита как крайний (наиболее тяжелый) вариант инфекционно-аллергических и токсико-аллергических миокардитов вирусной природы. Клиника заболевания характеризуется тяжестью течения и неуклонным прогрессированием процесса. У больного очень рано развивается сердечная недостаточность.
Профилактика инфекционных миокардитов включает мероприятия по предупреждению инфекций. При заболевании гриппом или другими инфекционными, в том числе вирусными заболеваниями, следует вести борьбу не только с вирусными инфекциями, но и следить за состоянием сердца как в период разгара заболевания, так и в фазе выздоровления. Необходимо детей, перенесших острую инфекцию, освобождать от занятий и работ, связанных с большими физическими нагрузками и нервными перенапряжениями.
Особое внимание надо обращать на хронические очаги инфекций, своевременно и радикально их лечить, так как они могут быть источниками бактериальной сенсибилизации организма. Современный уровень знаний о миокардитах позволяет их вполне успешно лечить. Для этого необходимо соблюдать правильный режим, вначале постельный, затем щадящий, длительность которого может быть от 2-х недель до 2-х месяцев. Наряду с противовоспалительным и десенсибилизирующим лечением рекомендуется соблюдать определенную диету, ограничивающую потребление жидкости и поваренной соли, содержащую достаточное количество витаминов, солей калия.
Если ревматическое и тем более вирусное поражение сердца встречается почти во всех возрастных группах с некоторым преобладанием количества этих заболеваний у подростков, то гипертонические состояния встречаются преимущественно после 10—12 лет, т. е. у подростков и юношей.
Известно, что гипертоническая болезнь не развивается внезапно, ей всегда предшествует длительный латентный период, когда больные чувствуют себя удовлетворительно, не зная о своем заболевании. Гипертоническая болезнь начинается с функциональных нарушений со стороны нервной системы.
Одним из наиболее ранних проявлений гипертонической болезни является невротическое состояние. Оно выражается в повышенной раздражительности, вспыльчивости, в колебаниях умственной работоспособности, в большой истощаемости нервной деятельности. Детям бывает трудно работать, отвечать требованиям школы. Сознание своей несостоятельности рождает у них чувство беспокойства и подавленное настроение. Это, в свою очередь, влияет на состояние сосудов, вызывая еще большие колебания артериального давления.
К часто встречающимся симптомам гипертонической болезни относится расстройство сна. Такие признаки утомления, как появление зевоты, потягивания, частная перемена положения тела, жалобы на усталость, головную боль, рассеянность, невнимательность, должны фиксироваться родителями, педагогами и, конечно, школьным врачом. На этом, тем более, следует заострять внимание, если в семье есть больные гипертонической болезнью.
В системе профилактических лечебных мероприятий, относящихся к гипертонической болезни, большое значение придается правильно организованному режиму, физическим упражнениям и даже занятиям спортом, особенно такими его видами как лыжи, плавание, парусный и велосипедный спорт. Чтобы своевременно выявить гипертоническую болезнь, необходимо измерять артериальное давление в положении сидя, в спокойной обстановке в течение нескольких месяцев и даже года.
Тех подростков, у которых обнаружено повышенное по сравнению с соответствующей возрастной нормой артериальное давление или у которых отмечены колебания максимального и минимального артериального давления следует брать под особое наблюдение. При обнаружении повышенного артериального давления необходимо учитывать, что причиной его могут быть: нефрит, пороки развития мочевыделительной системы, заболевания ЦНС, эндокринного аппарата и сердечно-сосудистой системы.
При беседе с подростками, у которых обнаружена гипертония, врачу необходимо проявить максимум такта, чтобы не нанести вреда состоянию больного, а напротив, вселить уверенность в благоприятном исходе заболевания. Распространенность гипертонической болезни среди подростков находится в определенной зависимости от распространенности неврозов.
Заболевания желудочно-кишечного тракта и желчных путей печени, хотя не доминируют в статистике заболеваний подросткового возраста, но приобретают своеобразное, часто рецидивирующее течение.
В этом возрасте чаще, чем в других, встречается язвенная болезнь, может быть, потому, что подростки чаще нарушают режим питания, а также отличаются большей нервной возбудимостью.
Язвенная болезнь никогда не развивается сразу — ей предшествует длительный период расстройств пищеварения, нервного перенапряжения, в результате чего и создаются условия для формирования язвы.
Развитию язвенной болезни способствуют острые пищевые отравления, инфекционные заболевания с локализацией воспалительного процесса в желудочно-кишечном тракте.
Раздражать слизистую желудка могут такие медикаментозные средства как аспирин, анальгин, многие антибиотики, хлористый кальций. Если их принимать часто, без соблюдения необходимых правил, то могут возникать явления гастрита.
Накопившийся опыт показывает, что язва желудка и 12-перстной кишки чаще развивается у детей с отягощенной наследственностью и именно у тех из них, которые систематически недосыпают, переутомляются, неправильно питаются и часто испытывают нервное перенапряжение.
В тех семьях, где у родителей встречается язвенная болезнь, необходимо особенно тщательно оберегать от нее ребенка. Никак нельзя допускать, чтобы из распорядка дня подростка исчезли прогулки. Активный отдых на свежем воздухе укрепляет нервную систему, устраняет кислородную недостаточность, которая бывает очень типична для детей с признаками переутомления и с гиподинамией.
Если все перечисленные факторы являются предрасполагающими к заболеванию, то психическая травма, которая сопровождается повышенным выбросом адреналина и соляной кислоты, может обусловить возникновение заболевания. При возникновении заболевания очень важно обратить внимание на первые его проявления. При болях в животе, диспептических расстройствах (тошнота, рвота, отрыжка, вздутие живота, неустойчивый стул) необходимо тщательно обследовать ребенка.
При язвенной болезни желудка боль в эпигастральной области обычно связана с приемом пищи и возникает через 15—20 минут или через час-полтора после еды. Для язвы 12-перстной кишки характерны «голодные» ночные боли. Боли бывают тупые, ноющие. Острая схваткообразная кратковременная боль не типична для язвенной болезни, а чаще говорит о функциональных нарушениях желудка или кишечника, которые бывают проявлением неврозов.
Язвенная болезнь успешно лечится в том случае, если врачебные назначения тщательно выполняются, т. е. необходим тесный союз врача и родителей. Наряду с медикаментозными средствами, которые назначаются в зависимости от локализации процесса, характера кислотности и индивидуальной переносимости, необходимо длительное соблюдение диеты и соответственного режима дня. Наряду со стационарным лечением очень важно периодически вводить в жизнь ребенка санаторный режим, где лучшим образом организовано чередование труда и отдыха и диетическое питание. Очень желательно, чтобы в каждой школе было так организовано питание для детей с предрасположенностью к язвенной болезни, чтобы они постоянно получали необходимый для них ассортимент блюд. Значительный удельный вес в перечне болезней пубертатного возраста имеют заболевания органов дыхания: наряду с хронической пневмонией встречаются хронические бронхиты и бронхиальная астма, тогда как острые бронхолегочные заболевания (бронхиты, пневмонии), хотя и встречаются, но нельзя сказать что часто, и редко имеют тяжелое течение.
Туберкулез легких у детей этого возраста тоже встречается редко, однако требует к себе особого внимания, так как может иметь коварное малозаметное начало и затяжное течение, со склонностью к генерализации, т. е. распространению на другие органы.
Заболевания крови в пубертатном возрасте имеют свои особенности. Часто встречается железодефицитная анемия, которая может служить одной из причин задержки полового развития, особенно у девочек. Тяжелые заболевания крови (лейкозы, панцитопении) встречаются очень редко, но течение могут иметь молниеносное.
В подростковом возрасте среди причин смертности первое место занимают травмы и несчастные случаи. Это в значительной степени объясняется психологическими особенностями данного возраста. Подростковый возраст — это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию всего нового, возраст исканий, кипучей энергии, часто отчаянных поступков. В этот период развития, особенно для мальчиков, не существует ни ворот, ни калиток, ни мостов. Самый лучший путь через забор, через канаву, где можно проявить больше удали, сделать больше резких энергичных движений. Если ехать на поезде или трамвае, то можно на подножке, если ехать в машине, то с самой большой скоростью. Если плавать, то на глубине. А игры этого возраста тоже всегда с риском, если не для жизни, то для здоровья. Этот возраст полная противоположность смыслу мудрой пословицы «Семь раз отмерь, один раз отрежь».
К сожалению, в подавляющем большинстве случаев подростки на свои поступки оглядываются и оценивают их тогда, когда уже трудно что-либо поправить.
Тем не менее сущность подросткового возраста состоит в том, что подросток, созревший для более активного социального положения, начинает бороться за это положение, иными словами, достигается тот уровень развития, когда индивид начинает мыслить и чувствовать на другом уровне, т. е. у него возникают новые желания, которые он может реализовать только в положении «взрослого», а с ним обращаются как с ребенком, вот он утверждая себя, и проявляет крайности.
Имея повышенную активность, подростки многое хотят знать, а еще больше уметь, отсюда склонность за все браться, увлекаться то одним, то другим делом, не всегда завершая задуманное.
Наиболее характерная черта этого возрастного периода — стремление к общению. Подростки совершенно по особому относятся к дружбе. Они готовы идти на жертвы ради друга, ради товарища. В своем сверстнике они прежде всего ценят высокие человеческие качества.
Этот возраст очень эмоционален. Переживания подростков подчас бывают глубокими, особое место в переживаниях занимают проблемы нравственного порядка: чувства верности, справедливости, благородства или, напротив, трусости, лживости, карьеризма.
Следует отметить, что нервная система, а именно психика подростка, еще находится в стадии незаконченного формирования и является относительно несовершенной, чтобы выдержать длительные и сильные раздражители.
У подростков всегда есть свой кумир. Чем выше личный пример этого человека в глазах подростка, тем больше влияния на него могут оказывать мнения, вкусы и убеждения данного человека.
В людях подростков привлекают внешние, броские проявления личности. Они не всегда умеют рассмотреть за ними действительные мотивы поступков человека. Отсюда возможно подчинение себя ложному авторитету, увлечение псевдогероями, игнорирование глубоких, но скромных людей.
Чаще всего современные подростки отличаются хорошими знаниями, но неустойчивым поведением. Требовательность к другим у них часто выше, чем к себе, поэтому далеко не всегда они относятся вполне критично к своему поведению.
Душевная жизнь подростка, как правило, очень противоречива. С одной стороны, повышенная ранимость, нетерпимость к чужому мнению, неадекватная, часто болезненная реакция на любое замечание или мнение окружающих, с другой — максимализм во всем, переоценка себя, категоричность суждений.
Несформированность и неустойчивость духовных стремлений подростков, периодически наступающая неуправляемость эмоциями, любознательность, но неустойчивость интересов требуют пристального внимания и заботливого отношения к ним со стороны родителей и педагогов.
Подчас суждения подростков направлены на установление истины и справедливости, что связано с самоутверждением собственной позиции и личности в целом.
Основной особенностью психики подростка является противоречие между притязанием и возможностями. Очень часто подростки хотят безотлагательно совершать подвиги, открывать новые материки, лететь в космос, а им приходится заниматься будничным делом — учиться, с чем они не всегда согласны и относятся к чему как к неприятной обязанности.
Тем не менее, когда подросток стремится к фактической реализации своих намерений, часто обнаруживает внутреннюю неподготовленность: недостаток знаний, настойчивости, трудолюбия. Вот почему благие намерения часто оказываются незавершенными. В тех случаях, когда эти противоречия подростком осознаются, то он стремится к работе над собой, самовоспитанию.
В процессе обучения, самовоспитания, деятельности формируется система знаний, определенное отношение к действительности, что можно рассматривать как убеждение. Убеждения подростков отличаются бескомпромиссностью высказываний, категоричностью. В восприятиях действительности у них преобладает эмоциональная сторона, способствующая возникновению страстной увлеченности и склонности к идеальным переживаниям.
Формировать и развивать у подростка чувство нового, жажду знаний, стремление к творческой деятельности — одна из основных задач школьного обучения и воспитания.
По мере приближения к пубертатному периоду возникают сексуально-эротические ориентации. Возрастает внимание к представителям другого пола, закладываются нравственно-моральные основы поведения, складываются установки мужественности и женственности, отсюда начинаются отношения с позиции пола.
Без учета этих особенностей, т. е. мужественности и женственности, невозможно правильно формировать личность. Девочкам в этом возрасте больше свойственны сопереживания, более тонкая чувствительность, а мальчики более выносливы, более способны продуцировать творческие идеи.
Все мальчишки-подростки с радостью воспринимают увеличение роста, накопление мышечной силы. Пробивающиеся усы одних радуют, других смущают.
У девочек в период половой зрелости возникает больше проблем, изменяется фигура, появляются регулы, что вносит в их жизнь совершенно новые ощущения.
На пороге юности тех и других начинает волновать и беспокоить проблема любви, и хотя многие еще не знакомы е этим чувством, но оно все больше начинает их интересовать.
Период полового созревания совпадает по времени с появлением полового влечения. Половой инстинкт властно заявляет о себе. Однако возможность естественной реализации его в этом возрасте, как правило, отсутствует, так как вопрос о браке стоять еще не может. Между временем появления выраженного полового стремления и началом семейной жизни проходит несколько лет. Довольно часто в таких случаях молодые люди прибегают к самоудовлетворению полового желания — онанизму, или мастурбации.
Вреден ли онанизм? Однозначно ответить да или нет на этот вопрос трудно. Но так или иначе это рассматривается как ненормальная привычка, которая, как правило, отражается на состоянии нервной системы ребенка или подростка. Иногда это является причиной тяжелых сексуальных переживаний.
Толчком к занятию онанизмом до наступления половой зрелости являются пренебрежение правилами гигиены половых органов у мальчиков и девочек, а также глисты-острицы, вызывающие зуд. Толкнуть подростка на путь мастурбации может эротическая литература, крепкие напитки (вино, кофе), подсмотренные сцены из жизни взрослых или «уроки» развращенных сверстников.
Бессмысленно детям рассказывать о вредных последствиях онанизма, требовать от них клятвы, что они бросят эту вредную привычку. Иногда фиксация внимания, всевозможные наказания не дают положительных результатов. Надо взять под контроль все свободное время ребенка.
Важная роль в предупреждении и даже лечении онанизма отводится физической культуре, интересным занятиям и играм, где была бы достаточная затрата физических и духовных сил. Все это является хорошим средством переключения половой энергии на другой род деятельности и ведет к разрядке половых желаний.
В силу того, кто и под каким углом зрения смотрит на подростковый возраст, и существуют разные характеристики его.
— Трудный возраст, — вздыхают педагоги, — но общаться с подростками интересно. Их пытливость, их неожиданность постоянно ставят нас в новые условия, следовательно, возникает необходимость все новой и новой шлифовки педагогического искусства.
— Опасный возраст, — размышляют юристы. — Надо зорко следить за мотивами их поступков и формирующимися потребностями.
— Переходный возраст, — говорят врачи. — Все органы и системы работают на новом уровне и в новом ритме, часто не совсем согласованном. Этот возраст требует внимания, так как и болеют подростки не так, как дети, и не так, как взрослые, а по-особому.
Тем не менее это прекрасный возраст. Он, как алмаз, в нем столько граней, и каждая излучает свой цвет и свет.
Редкая острота чувств, такая искренность и яркость самовыражения, такая энергия. Разве это обычно?! Разве это не интересно?!