Покровская Т. И.

Здоровье вашего ребенка(фрагмент)



НАРУ­ШЕ­НИЯ В ПСИ­ХО­НЕ­В­РОЛО­ГИ­ЧЕ­СКОМ РАЗ­ВИ­ТИИ ДЕТЕЙ

Изу­че­ние нервной системы и психики детей на раз­лич­ных этапах раз­ви­тия поз­во­лило уста­но­вить опре­де­лен­ную зави­си­мость между теми или иными откло­не­ни­ями от нор­маль­ного раз­ви­тия во вну­три­утроб­ный период и раз­лич­ными нару­ше­ни­ями в пси­хо­не­в­роло­ги­че­ском раз­ви­тии ребенка на всех осталь­ных этапах.

Срав­ни­вая закон­чен­ность ана­то­ми­че­ского стро­е­ния в целом с фун­к­ци­о­ни­ро­ва­нием отдель­ных частей цен­траль­ной нервной системы, можно отметить, что к моменту рожде­ния степень зре­ло­сти разных отделов голов­ного мозга нео­ди­на­кова. Отно­си­тельно зрелыми явля­ются под­кор­ко­вые обра­зо­ва­ния, а самая большая и зна­чи­тель­ная часть мозга — большие полу­ша­рия почти не фун­к­ци­о­ни­руют. Сле­до­ва­тельно, жиз­не­де­я­тель­ность орга­низма на ранних этапах раз­ви­тия регу­ли­ру­ется под­кор­ко­выми ядрами. Повре­жда­ю­щие факторы тоже отра­жа­ются в самом раннем периоде на под­кор­ко­вых отделах мозга, что выра­жа­ется в раз­лич­ных сомато-вегета­тив­ных и дви­га­тель­ных рас­стройствах.

Реакции ребенка в первые месяцы жизни (крик, плач, дви­га­тель­ное бес­по­койство, «засты­ва­ние в опре­де­лен­ной позе»), воз­ни­ка­ю­щие в ответ на голод, холод, на нео­быч­ное поло­же­ние тела, явля­ются наи­бо­лее про­стыми формами выра­же­ния его отно­ше­ния к меня­ю­щейся вну­трен­ней или внешней среде. Вместе с тем они демон­стри­руют ведущее зна­че­ние в пове­де­нии ребенка этого воз­ра­ста сен­со­мо­тор­ных (чув­ственно-дви­га­тель­ных) реакций.

В случае откло­не­ний от нор­маль­ного раз­ви­тия про­ис­хо­дит задер­жка реакций, выра­жа­ется она запаз­ды­ва­нием дви­же­ния глаз за пере­ме­ща­ю­щимся пред­метом. При любом раз­дра­же­нии дети в таком случае отве­чают бурной дви­га­тель­ной реак­цией.

Осо­бенно рас­про­стра­нен­ными нервно-пси­хи­че­скими нару­ше­ни­ями среди детей раннего воз­ра­ста явля­ются фун­к­ци­о­наль­ные рас­стройства цен­траль­ной нервной системы, которые носят пре­хо­дя­щий харак­тер. Под вли­я­нием тех или иных фак­то­ров внешней среды они пери­о­ди­че­ски сгла­жи­ва­ются или уси­ли­ва­ются.

Эти фун­к­ци­о­наль­ные нару­ше­ния на каждом воз­раст­ном этапе могут иметь свои осо­бен­но­сти.

Для детей груд­ного воз­ра­ста наи­бо­лее харак­терны рас­стройства со стороны желу­дочно-кишеч­ного тракта (сни­же­ние аппетита, сры­ги­ва­ние и даже рвота, дисфун­к­ция кишеч­ника, выра­жа­ю­ща­яся в поносах или рвотах). Часто встре­ча­ю­щимся сим­п­то­мо­ком­плек­сом фун­к­ци­о­наль­ных рас­стройств ЦНС у детей груд­ного воз­ра­ста явля­ется нару­ше­ние сна, которое выра­жа­ется в мед­лен­ном засы­па­нии, неглу­бо­ком, бес­по­кой­ном пре­ры­ви­стом сне, вздра­ги­ва­нии, вскри­ки­ва­нии, дви­га­тель­ном бес­по­койстве.

У детей старше года и тем более двух лет наряду с выше­пе­ре­чи­с­лен­ными вегета­тивно-сома­ти­че­скими рас­стройствами могут наблю­даться откло­не­ния и в дви­га­тельно-эмо­ци­о­наль­ной сфере, которые про­я­в­ля­ются в посто­ян­ном бес­по­койстве, капри­зах, общей сует­ли­во­сти, навяз­чи­вых дви­же­ниях. Эти дети отли­ча­ются повы­шен­ной воз­бу­ди­мо­стью (на все бурно реа­ги­руют, бывают нетер­пе­ливы), или, нао­бо­рот, общей асте­нией с пре­о­б­ла­да­нием вялости, затор­мо­жен­но­сти.

У одного и того же ребенка могут наблю­даться поо­че­редно оба вари­анта пове­де­ния. Подоб­ную сим­п­то­ма­тику про­фес­сор Г. Е. Суха­рева назвала «вро­жден­ной нерв­но­стью» или «нев­ро­па­тией».

Для обо­зна­че­ния этой группы сим­п­то­мов пред­ла­га­ются и другие термины: «кон­сти­ту­ци­о­наль­ная нерв­ность», «нер­воз­ность». Фак­ти­че­ски это про­я­в­ле­ние невроза у детей раннего воз­ра­ста.

К нев­ро­зам или нев­ро­па­тиям относят группу забо­ле­ва­ний, в основе которых лежат вре­мен­ные фун­к­ци­о­наль­ные нару­ше­ния нервной системы, обу­сло­в­лен­ные пере­на­пря­же­нием основ­ных нервных про­цес­сов (воз­бу­жде­ния, тор­мо­же­ния) и нару­ше­нием их подвиж­но­сти. Эти фун­к­ци­о­наль­ные рас­стройства воз­ни­кают в случаях воз­действия на нервную систему чрез­мерно сильных раз­дра­жи­те­лей.

Пере­на­пря­же­ние тор­моз­ного про­цесса может насту­пить под вли­я­нием про­дол­жи­тель­ного сдер­жи­ва­ния одного из видов вну­трен­него тор­мо­же­ния. Напри­мер, если ребенок очень дли­тельно себя сдер­жи­вал в про­я­в­ле­нии своих реакций.

Пере­на­пря­же­ние подвиж­но­сти нервных про­цес­сов может воз­ник­нуть при быстрой и частой смене поло­жи­тель­ного раз­дра­жи­теля на тор­моз­ной или нао­бо­рот. Большую роль в изу­че­нии сущ­но­сти нев­ро­зов и их пато­фи­зи­оло­ги­че­ских меха­низ­мов сыграли иссле­до­ва­ния И. П. Павлова и его уче­ни­ков.

У любого здо­ро­вого ребенка с тем или иным типом нервной дея­тель­но­сти под вли­я­нием тяжелой или дли­тель­ной пси­хи­че­ской травмы может насту­пить срыв ВИД и воз­ник­нуть невроз.

У детей слабого или силь­ного неу­рав­но­ве­шен­ного типа ВИД легче воз­ни­кают неврозы. Неврозы воз­ни­кают легче, если нервная система осла­б­лена пере­не­сен­ной вну­три­утроб­ной гипок­сией, инфек­ци­он­ными забо­ле­ва­ни­ями или травмой головы во время родов. А сим­п­то­мо­ком­плекс невроза зависит от типа ВИД, также от пре­о­б­ла­да­ния первой или второй сиг­наль­ной системы, т. е. к худо­же­ствен­ному или мысли­тель­ному типу, по И. П. Павлову, отно­сится данный ребенок.

Про­ве­сти грань между нев­ро­зом и нев­ро­па­ти­че­ским син­дро­мом крайне трудно, поэтому так вари­а­бельна тер­ми­ноло­гия, отра­жа­ю­щая этот сим­п­то­мо­ком­плекс.

Допол­ни­тель­ным пси­хо­ген­ным фак­то­ром в раз­ви­тии нев­роти­че­ских реакций явля­ются кон­фликты в семьях, плохое отно­ше­ние к ребенку в кол­лек­тиве и тем более сти­хийные бед­ствия.

У детей более стар­шего воз­ра­ста (7—14 лет) при нев­ро­зах часто наблю­да­ются раз­лич­ные вегета­тив­ные нару­ше­ния по типу сосу­ди­стых рас­стройств (уча­ще­ние или уре­же­ние пульса, сер­д­це­би­е­ний, обмо­роки, похоло­да­ние конеч­но­стей), рас­стройств сна (бес­сон­ница, ночные страхи, хожде­ния во сне) и нару­ше­ний пове­ден­че­ских реакций (дети ста­но­вятся раз­дра­жи­тель­ными, невы­дер­жан­ными, грубыми или напротив, застен­чи­выми, впе­чат­ли­тель­ными, зам­кну­тыми, обид­чи­выми, плак­си­выми.

Что каса­ется пси­хи­че­ских функций при нев­роти­че­ских рас­стройствах в дош­коль­ном и младшем школь­ном воз­ра­сте, то откло­не­ний почти не наблю­да­ется. Дети сво­е­вре­менно овла­де­вают тех­ни­кой чтения, счета, живо инте­ре­су­ются всем, что им пред­ла­га­ется усвоить, т. е. могут хорошо учиться, но при­с­по­са­б­ли­ваться к усло­виям кол­лек­тива и дис­ци­пли­нар­ным тре­бо­ва­ниям им не всегда бывает легко. Иногда, напротив, заня­то­сть в школе ниве­ли­рует сим­п­томы невроза.

Неко­то­рые из таких детей обла­дают слабой рабо­то­с­по­соб­но­стью, усид­чи­во­стью, в резуль­тате этого они отстают в учебе от других детей, на что болез­ненно реа­ги­руют, а это лишь усу­гу­б­ляет их состо­я­ние.

Наи­бо­лее тяже­лыми формами нервно-пси­хи­че­ских рас­стройств у детей младшего воз­ра­ста явля­ются при­знаки пси­хи­че­ского недо­раз­ви­тия. Они обу­сло­в­лены оста­нов­кой на каком-то этапе раз­ви­тия моз­го­вых систем, дея­тель­ность которых лежит в основе многих пси­хи­че­ских про­цес­сов, и прежде всего позна­ва­тель­ных.

При­чи­ной воз­ник­но­ве­ния этих форм могут быть наслед­ствен­ные хро­мо­со­мные болезни и повре­жде­ния раз­ви­ва­ю­щейся нервной системы вред­ными фак­то­рами (инток­си­ка­ция, гипок­сия, инфек­ция) при небла­го­при­ят­ном течении вну­три­утроб­ного периода.

При­знаки общего пси­хи­че­ского недо­раз­ви­тия — оли­го­фре­ния — обна­ру­жи­ва­ются у ребенка тем раньше, чем больше глубина орга­ни­че­ского повре­жде­ния голов­ного мозга.

Очень рано выя­в­ля­ется глу­бо­кое пси­хи­че­ское недо­раз­ви­тие при наслед­ствен­ных хро­мо­со­мных забо­ле­ва­ниях (болезнь Дуана), которые сопро­во­жда­ются отчет­ливо выра­жен­ными откло­не­ни­ями или ано­мали­ями со стороны стро­е­ния тела или зна­чи­тель­ными нару­ше­ни­ями в обмене веществ, обу­сло­в­лен­ными вро­жден­ным отсут­ствием тех или иных фер­мен­тов.

Уже на первом году жизни у детей с пси­хи­че­ским недо­раз­ви­тием запаз­ды­вает ста­но­в­ле­ние таких умений, как удер­жа­ние головы, сидение, стояние, ходьба, напра­в­лен­ная реакция на звуки или другие раз­дра­жи­тели.

Такие дети мало или совсем не инте­ре­су­ются игруш­ками, чаще бывают вялы, сонливы, мало­по­движны.

Фор­ми­ро­ва­ние речи, дви­га­тель­ных умений у них зна­чи­тельно отстает от фор­ми­ро­ва­ния таковых у их свер­ст­ни­ков, трудно вос­пи­ты­ва­ются навыки опрят­но­сти.

В 2—3 года дети-оли­го­френы оста­ются бес­по­мощны, речь их слабо развита, затруд­нено и пони­ма­ние обра­щен­ной к ним речи. Они не про­я­в­ляют свойствен­ной нор­маль­ным детям любо­зна­тель­но­сти.

Даже в дош­коль­ном воз­ра­сте речь таких детей бедна сло­вар­ным запасом, чаще всего отли­ча­ется кос­но­я­зы­чием. Для их пове­де­ния харак­терно пре­о­б­ла­да­ние низших эмоций (бес­смы­слен­ный смех, гнев, страх), тогда как такие эмоции, как сочув­ствие, жалость, сопе­режи­ва­ние у них бывают сла­бо­вы­ра­жен­ными или вовсе отсут­ствуют.

С воз­ра­с­том у этих детей все более отчет­ли­вой ста­но­вится недо­ста­точ­ность позна­ва­тель­ных функций, что про­я­в­ля­ется в одно­об­ра­зии их игр, отсут­ствии вооб­ра­же­ния, под­ра­жа­тель­но­сти. Тем более у них отсут­ствует сооб­ра­зи­тель­ность, не фор­ми­ру­ется абстрак­т­ное мыш­ле­ние, они плохо раз­би­ра­ются в смысле сказок, сюжет­ных кар­ти­нок.

Раннее выя­в­ле­ние у ребенка оли­го­фре­нии и при­ме­не­ние к нему спе­ци­аль­ной системы вос­пита­ния и обу­че­ния в сочета­нии с лого­пе­ди­че­скими заняти­ями поз­во­ляет привить ребенку необ­хо­ди­мые навыки и оби­ход­ные умения, а иногда под­го­то­вить к обу­че­нию в спе­ци­аль­ной вспо­мо­га­тель­ной школе и пре­ду­пре­дить тем самым глу­бо­кую инвалид­ность.

Среди раз­лич­ных про­я­в­ле­ний откло­не­ний в пси­хи­че­ском раз­ви­тии менее тяжелым вари­ан­том явля­ется задер­жка темпов пси­хи­че­ского созре­ва­ния. При этом речь идет о более замед­лен­ном темпе пси­хи­че­ского раз­ви­тия, которое часто сочета­ется с задер­ж­кой и физи­че­ского раз­ви­тия. При­чи­нами задер­жки темпа раз­ви­тия ребенка могут быть недо­но­шен­ность, асфик­сия или неболь­шая травма в момент рожде­ния.

В отличие от оли­го­фре­нии при­знаки задер­жки темпа пси­хи­че­ского раз­ви­тия довольно трудно обна­ру­жить в первые годы жизни. У таких детей бывает задер­жана не столько позна­ва­тель­ная дея­тель­ность, сколько эмо­ци­о­нально-волевая. Эти дети нес­по­собны к дли­тель­ному воле­вому усилию. Они не спра­в­ля­ются с зада­ни­ями, тре­бу­ю­щими усид­чи­во­сти, напря­же­ния, актив­ного вни­ма­ния. Инте­ресы их неу­стой­чивы. Они момен­тально пере­клю­ча­ются с одного вида дея­тель­но­сти на другой, любят полу­чать удо­воль­ствия, но не хотят затра­чи­вать усилий для дости­же­ния цели.

Мыш­ле­ние у них пре­и­му­ще­ственно кон­крет­ное, абстрак­т­ные понятия фор­ми­ру­ются с трудом.

Задер­жка пси­хи­че­ского раз­ви­тия ста­но­вится осо­бенно оче­видна у этих детей при поступ­ле­нии в школу. Они отстают в осво­е­нии про­грам­м­ного мате­ри­ала или части его. Им трудно под­чи­няться дис­ци­пли­нар­ным тре­бо­ва­ниям, тем не менее они довер­чивы, ласковы, не обид­чивы, не по воз­ра­сту откро­венны. Во время урока у них не хватает тер­пе­ния выси­деть, тем более долго чем-то зани­маться. Они начи­нают играть, зале­зают под парту, мешают другим детям.

Чтобы не ощу­ща­лась задер­жка раз­ви­тия, этих детей следует гото­вить к школе и несколько позже отда­вать в первый класс. При правиль­ном педа­го­ги­че­ском подходе отста­ва­ние в раз­ви­тии у них посте­пенно сгла­жи­ва­ется.

Особую группу психо-нев­роло­ги­че­ских рас­стройств или син­дро­мов соста­в­ляют пери­о­ди­че­ски пов­то­ря­ю­щи­еся при­ступы судорог, ночные страхи, когда ребенок во время сна вне­за­пно про­бу­жда­ется, вска­ки­вает, часто с криком, лицо его выра­жает ужас, окру­жа­ю­щих не узнает, приступ про­дол­жа­ется несколько минут и ребенок засы­пает и не помнит о слу­чив­шемся. Такие при­ступы склонны к пери­о­ди­че­скому пов­то­ре­нию. Ребенок может вста­вать с постели, ходить по комнате, совер­шать какие-то действия и ложиться спать.

Иногда для таких детей харак­терна общая дви­га­тель­ная рас­тор­мо­жен­ность. Они посто­янно нахо­дятся в состо­я­нии дви­га­тель­ного бес­по­койства, сует­ли­во­сти. Общая дви­га­тель­ная рас­тор­мо­жен­ность при этом сопро­во­жда­ется тиками, т. е. непро­из­воль­ными и часто пов­то­ря­ю­щимися сокра­ще­ни­ями отдель­ных мышц в виде мигания, намор­щи­ва­ния лба, пово­рота шеи, пока­чи­ва­ния головы, поче­сы­ва­ния лба и т. д.

Иногда у детей наблю­да­ется пси­хо­па­то­по­доб­ное пове­де­ние, т. е. у них бывают аффекты или при­ступы гнева, агрес­сии, даже ярости. Они могут сломать, разбить первую попав­шу­юся им под руки вещь, разо­рвать на себе одежду, ударить, укусить другого ребенка. Во время этого при­ступа гнева лицо ребенка ста­но­вится бледным, затем красным, высту­пают капли пота. Такие дети любят при­чи­нять мораль­ную или физи­че­скую боль окру­жа­ю­щим людям, иногда с особым удо­воль­ствием мучают живот­ных, рвут и топчут цветы.

Наряду с вли­я­нием небла­го­при­ят­ных фак­то­ров на вну­три­утроб­ный период раз­ви­тия или болез­нями в раннем воз­ра­сте при­чи­ной подоб­ного пове­де­ния может быть неправиль­ное, уро­ду­ю­щее вос­пита­ние с трав­ми­ру­ю­щими детскую психику ситу­а­ци­ями.

При особом залас­ки­ва­нии, чаше всего един­ствен­ных детей, удо­вле­тво­ре­нии любых их при­хо­тей и капри­зов, воз­ве­де­нии их в «кумира семьи» искус­ственно куль­ти­ви­ру­ются и уси­ли­ва­ются такие отри­ца­тель­ные черты лич­но­сти, как эгоизм, каприз­ность. Уже в раннем воз­ра­сте такие дети при отказе роди­те­лей выпол­нить их первое желание падают на пол, громко кричат и бьют ногами по полу, или отка­зы­ва­ются от еды, несмо­тря на уговоры.

При чрез­мерно строгом вос­пита­нии детей с нев­роти­че­скими чертами у них пода­в­ля­ется ини­ци­а­тива и поя­в­ля­ется неу­ве­рен­ность в себе, робость, тру­со­сть, застен­чи­вость, желание уеди­ниться. Такие дети очень плохо при­с­по­са­б­ли­ва­ются к кол­лек­тиву, с трудом учатся и вскоре теряют всякий интерес к школе, тем более, если там попа­дают в трав­ми­ру­ю­щую ситу­а­цию.

с. 72—78

ПОД­РОСТ­КО­ВЫЙ ПЕРИОД

После периода ново­ро­жден­но­сти и груд­ного воз­ра­ста, когда детский орга­низм осо­бенно чув­стви­те­лен к небла­го­при­ят­ным фак­то­рам окру­жа­ю­щей среды и не всегда может быстро при­с­по­со­биться к ним, пубер­тат­ный или под­рост­ко­вый возраст явля­ется третьим этапом, когда орга­низм чело­века нахо­дится перед физи­оло­ги­че­ским скачком коли­че­ствен­ного и каче­ствен­ного роста и перед резкой пере­стройкой боль­шин­ства органов и систем.

Несмо­тря на зна­чи­тель­ные успехи в изу­че­нии физи­оло­гии, пси­холо­гии под­рост­ко­вого воз­ра­ста, интим­ный меха­низм, дающий толчок поло­вому раз­ви­тию и бурной пере­стройке работы многих систем, еще окон­ча­тельно не выяснен. Даже нет опре­де­лен­ных четких границ пубер­тат­ного воз­ра­ста. Это объ­яс­ня­ется тем, что пре­вра­ще­ние орга­низма ребенка в орга­низм взро­с­лого чело­века имеет зна­чи­тель­ные инди­ви­ду­аль­ные коле­ба­ния, которые зависят от наслед­ствен­но­сти, кли­ма­ти­че­ских фак­то­ров, наци­о­наль­ной при­над­леж­но­сти и инди­ви­ду­аль­ных условий раз­ви­тия ребенка на каждом из предше­ству­ю­щих воз­раст­ных этапов.

В боль­шин­стве случаев дети начи­нают пре­вра­щаться в под­рост­ков в 11—12 лет. Сам по себе под­рост­ко­вый возраст — это период с 11 до 15 лет, что соот­вет­ствует уче­ни­кам V—VIII классов. Он харак­те­ри­зу­ется зна­чи­тель­ными эндо­крин­ными сдви­гами, отли­ча­ется особой дис­гар­мо­нией в раз­ви­тии: дис­со­нан­сами в настро­е­нии, угло­ва­то­стью в манерах и частыми срывами в пове­де­нии. Повы­шен­ная дея­тель­ность эндо­крин­ной системы, в част­но­сти коры над­по­чеч­ни­ков и половых желез, в этом воз­ра­сте обес­пе­чи­вает бурные реакции и огромные энер­гети­че­ские воз­мож­но­сти. Часто эта энергия выли­ва­ется в упрям­ство, непо­слу­ша­ние, раз­дра­жи­тель­ность и даже гру­бо­сть. Почему так?

Фун­к­ци­о­ни­ро­ва­ние половых желез, начи­на­ю­ще­еся в период созре­ва­ния, резко нару­шает эндо­крин­ное рав­но­ве­сие в орга­низме, что в свою очередь при­во­дит к фун­к­ци­о­наль­ной и мор­фоло­ги­че­ской пере­стройке всего орга­низма. Про­ис­хо­дит уско­ре­ние роста — пубер­тат­ный скачок, меня­ются про­пор­ции тела чело­века.

В этот период чело­ве­че­ский орга­низм менее всего спо­со­бен проти­во­сто­ять воз­действиям как биоло­ги­че­ских, так и соци­аль­ных фак­то­ров, поэтому часто поя­в­ля­ются в нем ана­то­ми­че­ские откло­не­ния и фун­к­ци­о­наль­ные рас­стройства, выра­жа­ю­щи­еся в раз­лич­ных нару­ше­ниях и даже забо­ле­ва­ниях.

В этом периоде про­я­в­ля­ется ряд труд­но­стей пси­холо­ги­че­ского харак­тера, свя­зан­ных с проти­во­ре­чи­ями между половым раз­ви­тием и соци­аль­ной инфан­тиль­но­стью.

Интен­сив­ный рост и резкие анатомо-физи­оло­ги­че­ские сдвиги в орга­низме под­ростка могут при­во­дить к замет­ным патоло­ги­че­ским откло­не­ниям. В част­но­сти, нередко врачам при­хо­дится встре­чаться с откло­не­ни­ями в половом раз­ви­тии. Раннее половое созре­ва­ние чаще всего вызы­ва­ется изме­не­нием функции гипо­та­ла­муса вслед­ствие нару­ше­ния моз­го­вого кро­во­об­ра­ще­ния или травм мозга, которые ребенок мог пере­не­сти в период вну­три­утроб­ного раз­ви­тия, или в период ново­ро­жден­но­сти, а также при­чи­ной может быть менинго-энце­фалит, пере­не­сен­ный в любом периоде раз­ви­тия. Позднее половое созре­ва­ние или отсут­ствие при­зна­ков поло­вого раз­ви­тия бывает обу­сло­в­лено тяже­лыми сома­ти­че­скими и эндо­крин­ными сдви­гами или даже забо­ле­ва­ни­ями, в част­но­сти болез­нями гипо­та­ла­муса, над­по­чеч­ника, щито­вид­ной железы.

В период поло­вого созре­ва­ния воз­можны вари­анты физи­оло­ги­че­ских откло­не­ний. Напри­мер, у маль­чи­ков вре­менно могут поя­виться женские черты лица (опре­де­лен­ная округ­лость, неж­ность), у девочек — мужские. Позднее про­ис­хо­дит вырав­ни­ва­ние данных откло­не­ний и они уже не явля­ются столь резкими. Все это объ­яс­ня­ется вре­мен­ной дисфун­к­цией половых желез.

В неко­то­рых случаях при вре­мен­ном пре­вали­ро­ва­нии функции гипо­физа может наблю­даться уси­лен­ный непро­пор­ци­о­наль­ный рост конеч­но­стей, опре­де­лен­ная нес­клад­ность, общая непро­пор­ци­о­наль­ность. Чаще это бывает у маль­чи­ков.

При повы­шен­ной функции гор­мо­нов над­по­чеч­ника у маль­чи­ков и девочек иногда быстро при­ба­в­ля­ется вес, поя­в­ля­ется на коже много угрей, у девочек могут поя­виться волосы на теле. Потом эти сим­п­томы или при­знаки смяг­ча­ются или исче­зают вовсе. Однако в этот период все это доста­в­ляет под­рост­кам немало непри­ят­но­стей.

Половое созре­ва­ние счита­ется ранним, если оно насту­пает до 9—10 лет. Раннее половое созре­ва­ние начи­на­ется при выде­ле­нии перед­ним отделом гипо­физа (отдела мозга) доста­точ­ного коли­че­ства гор­мо­нов (гона­до­тро­пи­нов), которые сти­му­ли­руют действие спе­ци­фи­че­ских половых гор­мо­нов. Иногда раннее половое созре­ва­ние можно объ­яс­нить фак­то­ром наслед­ствен­но­сти. Во всех случаях раннего поло­вого созре­ва­ния вто­рич­ные половые при­знаки, как у маль­чи­ков, так и у девочек могут поя­виться не только рано, но и в нео­быч­ном порядке.

Есть такое эндо­крин­ное забо­ле­ва­ние адрено-гениталь­ный синдром (ложное половое созре­ва­ние), дети могут расти уси­ленно, поя­в­ля­ются наруж­ные при­знаки поло­вого созре­ва­ния, а на самом деле гормоны над­по­чеч­ника — андро­гены угнетают про­дук­цию гона­до­тро­пи­нов, и у детей наблю­да­ется непол­ное раз­ви­тие половых желез, оно про­я­в­ля­ется у девочек аме­но­реей, у маль­чи­ков азо­спер­мией, позже при вступ­ле­нии в брак у тех и других отме­ча­ется бес­пло­дие.

Полное отсут­ствие поло­вого созре­ва­ния бывает при более серьез­ном рас­стройстве эндо­крин­ных желез (чаще всего это болезни гипо­та­ла­муса отдела сред­него мозга). Гипо­та­ла­ми­че­ский инфан­ти­лизм иногда сопро­во­жда­ется ожи­ре­нием, иногда ожи­ре­нием и пси­хи­че­ской отста­ло­стью. Гипо­фи­зар­ный нанизм — кар­ли­ко­вость тоже сопро­во­жда­ется отсут­ствием поло­вого раз­ви­тия, но пси­хи­че­ски человек раз­ви­ва­ется вполне нор­мально.

Не так уж редко в под­рост­ко­вом воз­ра­сте встре­ча­ется ожи­ре­ние. Пубер­тат­ное ожи­ре­ние связано с рас­стройствами жиро­вого и угле­вод­ного обмена, которые больше чем в поло­вине случаев обу­сло­в­лены повы­шен­ным аппети­том и систе­ма­ти­че­ским пере­кор­мом ребенка еще с раннего дет­ского воз­ра­ста. К концу под­рост­ко­вого периода с уве­ли­че­нием физи­че­ской нагрузки и нор­мали­за­цией диеты ожи­ре­ние часто про­хо­дит и на даль­нейшем раз­ви­тии может не отра­зиться.

За послед­нее десяти­летие уве­ли­чился процент таких сочета­ний болез­ней у под­рост­ков, как ожи­ре­ние и сахар­ный диабет. Это не уди­ви­тельно, потому что ожи­ре­ние очень пере­гру­жает и исто­щает функцию пан­кре­а­ти­че­ской железы.

В под­рост­ко­вом воз­ра­сте почти не встре­ча­ются детские инфек­ции (корь, скар­ла­тина, диф­те­рия, паротит и т. д.), но такие забо­ле­ва­ния как рев­ма­тизм, хро­ни­че­ская пнев­мо­ния, вос­пали­тель­ные забо­ле­ва­ния почек встре­ча­ются довольно часто, а главное, что они при­об­ретают более тяжелое течение.

Рев­ма­тизм — инфек­ци­онно-аллер­ги­че­ское забо­ле­ва­ние. Суще­ствен­ную роль в раз­ви­тии его играет генети­че­ская пред­рас­поло­жен­ность. Забо­ле­вают рев­ма­тиз­мом обычно дети, пере­нес­шие острый тон­зил­лит или стра­да­ю­щие хро­ни­че­ским тон­зил­ли­том, так как микробы, нахо­дя­щи­еся в вос­пали­тельно изме­нен­ных мин­дали­нах (чаще всего это стреп­то­кокки), вызы­вают сен­си­би­ли­за­цию или аллер­ги­че­скую пере­стройку орга­низма.

Сле­до­ва­тельно, рев­ма­тизм может рас­сма­т­ри­ваться как рас­про­стра­нен­ная аллер­ги­че­ская реакция на бак­те­ри­аль­ный, в данном случае стреп­то­кок­ко­вый антиген.

При рев­ма­тизме могут пора­жаться все органы, но пре­и­му­ще­ственно пора­жа­ются сердце и суставы. Как и при всяком инфек­ци­он­ном про­цессе, при рев­ма­тизме под­ни­ма­ется тем­пе­ра­тура, иногда даже до очень высоких цифр, наблю­да­ется пот­ли­вость, общее недо­мо­га­ние. А как аллер­ги­че­ское забо­ле­ва­ние рев­ма­тизм харак­те­ри­зу­ется вос­па­ле­нием суста­вов, поя­в­ле­нием сыпи, изме­не­нием состава крови. Сердце при рев­ма­тизме под­вер­га­ется изме­не­ниям тем глубже и тем необра­ти­мее, чем чаще бывают обо­стре­ния рев­ма­ти­че­ского про­цесса, т. е. пов­то­ря­ются рев­ма­ти­че­ские атаки.

Стреп­то­кокк β-гемо­ли­ти­че­ской группы А, явля­ю­щийся основ­ным микро­бом, вызы­ва­ю­щим рев­ма­тизм, имеет общую анти­ген­ную струк­туру с тканью сердца, в резуль­тате чего сердце так часто ока­зы­ва­ется вовле­чен­ным в патоло­ги­че­ский процесс.

При этом, кроме мышцы сердца, в него ока­зы­ва­ются вовле­чен­ными и клапаны, которые под вли­я­нием вос­пали­тель­ного про­цесса вначале изме­ня­ются, а затем смор­щи­ва­ются и функция сердца нару­ша­ется.

В зави­си­мо­сти от харак­тера течения забо­ле­ва­ния может насту­пить или полное выздо­ро­в­ле­ние (на ранней стадии лечения), или улуч­ше­ние общего состо­я­ния. Иногда, нао­бо­рот, забо­ле­ва­ние про­грес­си­рует, что ведет к нара­с­та­нию сим­п­то­мов сер­деч­ной недо­ста­точ­но­сти (одышка, отеки, цианоз губ).

В насто­я­щее время, бла­го­даря целому ком­плексу лечеб­ных меро­при­ятий, все реже встре­ча­ются тяжелые формы рев­ма­тизма, сопро­во­жда­ю­щи­еся пороком сердца или сер­деч­ной недо­ста­точ­но­стью. Хорошо поста­в­лен­ная про­фи­лак­ти­че­ская работа поз­во­лила зна­чи­тельно снизить забо­ле­ва­е­мость рев­ма­тиз­мом, но тем не менее у 1% детей это забо­ле­ва­ние все-таки встре­ча­ется и имеет в ряде случаев небла­го­при­ят­ное течение.

Пора­же­ние сердца может про­ис­хо­дить не только при рев­ма­тизме, но и при вирус­ных инфек­циях, т. е. при гриппе, пара­гриппе и других рес­пи­ра­тор­ных и энтеро-вирус­ных забо­ле­ва­ниях. Пора­же­ние мышцы сердца может быть пер­вично-инфек­ци­он­ное, инфек­ци­онно-аллер­ги­че­ское и токсико-аллер­ги­че­ское.

При этих мио­кар­дитах веду­щими могут быть раз­лич­ные при­знаки: болевой синдром в области сердца, нару­ше­ния ритма и про­во­ди­мо­сти сер­деч­ного импульса, нару­ше­ние кро­во­об­ра­ще­ния. Иногда сим­п­томы при мио­кар­дите бывают столь скудные, что диагноз уста­на­в­ли­ва­ется только на осно­ва­нии фун­к­ци­о­наль­ных методов иссле­до­ва­ния (элек­тро­кар­ди­о­граммы, фоно­кар­ди­о­граммы). По течению забо­ле­ва­ния раз­ли­чают острые, подо­стрые и хро­ни­че­ские мио­кар­диты. В пода­в­ля­ю­щем боль­шин­стве все они, в том числе и рев­ма­ти­че­ские, закан­чи­ва­ются бла­го­по­лучно, осо­бенно при сво­е­вре­мен­ном и целе­на­пра­в­лен­ном лечении.

Зло­ка­че­ствен­ный мио­кар­дит Абра­мова-Фидлера — наи­бо­лее тяжелый вариант мио­кар­дита. Мор­фоло­ги­че­ские изме­не­ния при этом забо­ле­ва­нии харак­те­ри­зу­ются обшир­ными некро­зами мышцы сердца с после­ду­ю­щим раз­ви­тием скле­роза. Ряд кли­ни­ци­стов рас­сма­т­ри­вает эту форму мио­кар­дита как крайний (наи­бо­лее тяжелый) вариант инфек­ци­онно-аллер­ги­че­ских и токсико-аллер­ги­че­ских мио­кар­ди­тов вирус­ной природы. Клиника забо­ле­ва­ния харак­те­ри­зу­ется тяже­стью течения и неу­клон­ным про­грес­си­ро­ва­нием про­цесса. У боль­ного очень рано раз­ви­ва­ется сер­деч­ная недо­ста­точ­ность.

Про­фи­лак­тика инфек­ци­он­ных мио­кар­ди­тов вклю­чает меро­при­ятия по пре­ду­пре­жде­нию инфек­ций. При забо­ле­ва­нии гриппом или другими инфек­ци­он­ными, в том числе вирус­ными забо­ле­ва­ни­ями, следует вести борьбу не только с вирус­ными инфек­ци­ями, но и следить за состо­я­нием сердца как в период разгара забо­ле­ва­ния, так и в фазе выздо­ро­в­ле­ния. Необ­хо­димо детей, пере­нес­ших острую инфек­цию, осво­бо­ждать от занятий и работ, свя­зан­ных с боль­шими физи­че­скими нагруз­ками и нерв­ными пере­на­пря­же­ни­ями.

Особое вни­ма­ние надо обра­щать на хро­ни­че­ские очаги инфек­ций, сво­е­вре­менно и ради­кально их лечить, так как они могут быть источ­ни­ками бак­те­ри­аль­ной сен­си­би­ли­за­ции орга­низма. Совре­мен­ный уровень знаний о мио­кар­дитах поз­во­ляет их вполне успешно лечить. Для этого необ­хо­димо соблю­дать правиль­ный режим, вначале постель­ный, затем щадящий, дли­тель­ность кото­рого может быть от 2-х недель до 2-х месяцев. Наряду с проти­во­вос­пали­тель­ным и десен­си­би­ли­зи­ру­ю­щим лече­нием реко­мен­ду­ется соблю­дать опре­де­лен­ную диету, огра­ни­чи­ва­ю­щую потре­б­ле­ние жид­ко­сти и пова­рен­ной соли, содер­жа­щую доста­точ­ное коли­че­ство вита­ми­нов, солей калия.

Если рев­ма­ти­че­ское и тем более вирус­ное пора­же­ние сердца встре­ча­ется почти во всех воз­раст­ных группах с неко­то­рым пре­о­б­ла­да­нием коли­че­ства этих забо­ле­ва­ний у под­рост­ков, то гипер­то­ни­че­ские состо­я­ния встре­ча­ются пре­и­му­ще­ственно после 10—12 лет, т. е. у под­рост­ков и юношей.

Известно, что гипер­то­ни­че­ская болезнь не раз­ви­ва­ется вне­за­пно, ей всегда предше­ствует дли­тель­ный латен­т­ный период, когда больные чув­ствуют себя удо­вле­тво­ри­тельно, не зная о своем забо­ле­ва­нии. Гипер­то­ни­че­ская болезнь начи­на­ется с фун­к­ци­о­наль­ных нару­ше­ний со стороны нервной системы.

Одним из наи­бо­лее ранних про­я­в­ле­ний гипер­то­ни­че­ской болезни явля­ется нев­роти­че­ское состо­я­ние. Оно выра­жа­ется в повы­шен­ной раз­дра­жи­тель­но­сти, вспыль­чи­во­сти, в коле­ба­ниях умствен­ной рабо­то­с­по­соб­но­сти, в большой исто­ща­е­мо­сти нервной дея­тель­но­сти. Детям бывает трудно рабо­тать, отве­чать тре­бо­ва­ниям школы. Созна­ние своей несо­сто­я­тель­но­сти рождает у них чувство бес­по­койства и пода­в­лен­ное настро­е­ние. Это, в свою очередь, влияет на состо­я­ние сосудов, вызывая еще большие коле­ба­ния арте­ри­аль­ного дав­ле­ния.

К часто встре­ча­ю­щимся сим­п­то­мам гипер­то­ни­че­ской болезни отно­сится рас­стройство сна. Такие при­знаки утом­ле­ния, как поя­в­ле­ние зевоты, потя­ги­ва­ния, частная пере­мена поло­же­ния тела, жалобы на уста­лость, голов­ную боль, рас­се­ян­ность, нев­ни­ма­тель­ность, должны фик­си­ро­ваться роди­те­лями, педа­го­гами и, конечно, школь­ным врачом. На этом, тем более, следует зао­стрять вни­ма­ние, если в семье есть больные гипер­то­ни­че­ской болез­нью.

В системе про­фи­лак­ти­че­ских лечеб­ных меро­при­ятий, отно­ся­щихся к гипер­то­ни­че­ской болезни, большое зна­че­ние при­да­ется правильно орга­ни­зо­ван­ному режиму, физи­че­ским упраж­не­ниям и даже занятиям спортом, осо­бенно такими его видами как лыжи, пла­ва­ние, парус­ный и вело­сипед­ный спорт. Чтобы сво­е­вре­менно выявить гипер­то­ни­че­скую болезнь, необ­хо­димо изме­рять арте­ри­аль­ное дав­ле­ние в поло­же­нии сидя, в спо­кой­ной обста­новке в течение несколь­ких месяцев и даже года.

Тех под­рост­ков, у которых обна­ру­жено повы­шен­ное по срав­не­нию с соот­вет­ству­ю­щей воз­раст­ной нормой арте­ри­аль­ное дав­ле­ние или у которых отме­чены коле­ба­ния мак­си­маль­ного и мини­маль­ного арте­ри­аль­ного дав­ле­ния следует брать под особое наблю­де­ние. При обна­ру­же­нии повы­шен­ного арте­ри­аль­ного дав­ле­ния необ­хо­димо учи­ты­вать, что при­чи­ной его могут быть: нефрит, пороки раз­ви­тия моче­вы­де­ли­тель­ной системы, забо­ле­ва­ния ЦНС, эндо­крин­ного аппа­рата и сер­дечно-сосу­ди­стой системы.

При беседе с под­рост­ками, у которых обна­ру­жена гипер­то­ния, врачу необ­хо­димо про­я­вить мак­си­мум такта, чтобы не нанести вреда состо­я­нию боль­ного, а напротив, вселить уве­рен­ность в бла­го­при­ят­ном исходе забо­ле­ва­ния. Рас­про­стра­нен­ность гипер­то­ни­че­ской болезни среди под­рост­ков нахо­дится в опре­де­лен­ной зави­си­мо­сти от рас­про­стра­нен­но­сти нев­ро­зов.

Забо­ле­ва­ния желу­дочно-кишеч­ного тракта и желчных путей печени, хотя не доми­ни­руют в ста­ти­стике забо­ле­ва­ний под­рост­ко­вого воз­ра­ста, но при­об­ретают сво­е­об­раз­ное, часто реци­ди­ви­ру­ю­щее течение.

В этом воз­ра­сте чаще, чем в других, встре­ча­ется язвен­ная болезнь, может быть, потому, что под­ростки чаще нару­шают режим питания, а также отли­ча­ются большей нервной воз­бу­ди­мо­стью.

Язвен­ная болезнь никогда не раз­ви­ва­ется сразу — ей предше­ствует дли­тель­ный период рас­стройств пище­ва­ре­ния, нерв­ного пере­на­пря­же­ния, в резуль­тате чего и соз­да­ются условия для фор­ми­ро­ва­ния язвы.

Раз­ви­тию язвен­ной болезни спо­соб­ствуют острые пищевые отра­в­ле­ния, инфек­ци­он­ные забо­ле­ва­ния с локали­за­цией вос­пали­тель­ного про­цесса в желу­дочно-кишеч­ном тракте.

Раз­дра­жать сли­зи­стую желудка могут такие меди­ка­мен­то­зные сред­ства как аспирин, аналь­гин, многие анти­би­отики, хло­ри­стый кальций. Если их при­ни­мать часто, без соблю­де­ния необ­хо­ди­мых правил, то могут воз­ни­кать явления гастрита.

Нако­пив­шийся опыт пока­зы­вает, что язва желудка и 12-пер­ст­ной кишки чаще раз­ви­ва­ется у детей с отя­го­щен­ной наслед­ствен­но­стью и именно у тех из них, которые систе­ма­ти­че­ски недо­сы­пают, пере­у­том­ля­ются, неправильно пита­ются и часто испы­ты­вают нервное пере­на­пря­же­ние.

В тех семьях, где у роди­те­лей встре­ча­ется язвен­ная болезнь, необ­хо­димо осо­бенно тща­тельно обе­ре­гать от нее ребенка. Никак нельзя допус­кать, чтобы из рас­по­рядка дня под­ростка исчезли про­гулки. Актив­ный отдых на свежем воздухе укреп­ляет нервную систему, устра­няет кисло­род­ную недо­ста­точ­ность, которая бывает очень типична для детей с при­зна­ками пере­у­том­ле­ния и с гипо­ди­на­мией.

Если все пере­чи­с­лен­ные факторы явля­ются пред­рас­по­ла­га­ю­щими к забо­ле­ва­нию, то пси­хи­че­ская травма, которая сопро­во­жда­ется повы­шен­ным выбро­сом адре­налина и соляной кислоты, может обу­сло­вить воз­ник­но­ве­ние забо­ле­ва­ния. При воз­ник­но­ве­нии забо­ле­ва­ния очень важно обра­тить вни­ма­ние на первые его про­я­в­ле­ния. При болях в животе, дис­пеп­ти­че­ских рас­стройствах (тошнота, рвота, отрыжка, вздутие живота, неу­стой­чи­вый стул) необ­хо­димо тща­тельно обсле­до­вать ребенка.

При язвен­ной болезни желудка боль в эпи­га­страль­ной области обычно связана с приемом пищи и воз­ни­кает через 15—20 минут или через час-полтора после еды. Для язвы 12-пер­ст­ной кишки харак­терны «голод­ные» ночные боли. Боли бывают тупые, ноющие. Острая схват­ко­об­разная крат­ко­вре­мен­ная боль не типична для язвен­ной болезни, а чаще говорит о фун­к­ци­о­наль­ных нару­ше­ниях желудка или кишеч­ника, которые бывают про­я­в­ле­нием нев­ро­зов.

Язвен­ная болезнь успешно лечится в том случае, если вра­чеб­ные назна­че­ния тща­тельно выпол­ня­ются, т. е. необ­хо­дим тесный союз врача и роди­те­лей. Наряду с меди­ка­мен­то­зными сред­ствами, которые назна­ча­ются в зави­си­мо­сти от локали­за­ции про­цесса, харак­тера кислот­но­сти и инди­ви­ду­аль­ной пере­но­си­мо­сти, необ­хо­димо дли­тель­ное соблю­де­ние диеты и соот­вет­ствен­ного режима дня. Наряду со ста­ци­о­нар­ным лече­нием очень важно пери­о­ди­че­ски вводить в жизнь ребенка сана­тор­ный режим, где лучшим образом орга­ни­зо­вано чере­до­ва­ние труда и отдыха и диети­че­ское питание. Очень жела­тельно, чтобы в каждой школе было так орга­ни­зо­вано питание для детей с пред­рас­поло­жен­но­стью к язвен­ной болезни, чтобы они посто­янно полу­чали необ­хо­ди­мый для них ассор­ти­мент блюд. Зна­чи­тель­ный удель­ный вес в перечне болез­ней пубер­тат­ного воз­ра­ста имеют забо­ле­ва­ния органов дыхания: наряду с хро­ни­че­ской пнев­мо­нией встре­ча­ются хро­ни­че­ские брон­хиты и брон­хи­аль­ная астма, тогда как острые брон­хо­ле­гоч­ные забо­ле­ва­ния (брон­хиты, пнев­мо­нии), хотя и встре­ча­ются, но нельзя сказать что часто, и редко имеют тяжелое течение.

Тубер­кулез легких у детей этого воз­ра­ста тоже встре­ча­ется редко, однако требует к себе особого вни­ма­ния, так как может иметь ковар­ное мало­за­мет­ное начало и затяж­ное течение, со склон­но­стью к гене­рали­за­ции, т. е. рас­про­стра­не­нию на другие органы.

Забо­ле­ва­ния крови в пубер­тат­ном воз­ра­сте имеют свои осо­бен­но­сти. Часто встре­ча­ется желе­зо­де­фи­цит­ная анемия, которая может служить одной из причин задер­жки поло­вого раз­ви­тия, осо­бенно у девочек. Тяжелые забо­ле­ва­ния крови (лейкозы, пан­ци­то­пе­нии) встре­ча­ются очень редко, но течение могут иметь мол­ни­е­нос­ное.

В под­рост­ко­вом воз­ра­сте среди причин смерт­но­сти первое место зани­мают травмы и несчаст­ные случаи. Это в зна­чи­тель­ной степени объ­яс­ня­ется пси­холо­ги­че­скими осо­бен­но­стями данного воз­ра­ста. Под­рост­ко­вый возраст — это возраст пытли­вого ума, жадного стрем­ле­ния к позна­нию всего нового, возраст исканий, кипучей энергии, часто отча­ян­ных поступ­ков. В этот период раз­ви­тия, осо­бенно для маль­чи­ков, не суще­ствует ни ворот, ни калиток, ни мостов. Самый лучший путь через забор, через канаву, где можно про­я­вить больше удали, сделать больше резких энер­гич­ных дви­же­ний. Если ехать на поезде или трамвае, то можно на под­ножке, если ехать в машине, то с самой большой ско­ро­стью. Если плавать, то на глубине. А игры этого воз­ра­ста тоже всегда с риском, если не для жизни, то для здо­ро­вья. Этот возраст полная проти­во­полож­ность смыслу мудрой посло­вицы «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

К сожа­ле­нию, в пода­в­ля­ю­щем боль­шин­стве случаев под­ростки на свои поступки огля­ды­ва­ются и оце­ни­вают их тогда, когда уже трудно что-либо поправить.

Тем не менее сущ­ность под­рост­ко­вого воз­ра­ста состоит в том, что под­ро­сток, созрев­ший для более актив­ного соци­аль­ного поло­же­ния, начи­нает бороться за это поло­же­ние, иными словами, дости­га­ется тот уровень раз­ви­тия, когда индивид начи­нает мыслить и чув­ство­вать на другом уровне, т. е. у него воз­ни­кают новые желания, которые он может реали­зо­вать только в поло­же­нии «взро­с­лого», а с ним обра­ща­ются как с ребен­ком, вот он утвер­ждая себя, и про­я­в­ляет крайно­сти.

Имея повы­шен­ную актив­ность, под­ростки многое хотят знать, а еще больше уметь, отсюда склон­ность за все браться, увле­каться то одним, то другим делом, не всегда завер­шая заду­ман­ное.

Наи­бо­лее харак­тер­ная черта этого воз­раст­ного периода — стрем­ле­ние к общению. Под­ростки совер­шенно по особому отно­сятся к дружбе. Они готовы идти на жертвы ради друга, ради това­рища. В своем свер­ст­нике они прежде всего ценят высокие чело­ве­че­ские каче­ства.

Этот возраст очень эмо­ци­о­на­лен. Пережи­ва­ния под­рост­ков подчас бывают глу­бо­кими, особое место в пережи­ва­ниях зани­мают про­блемы нрав­ствен­ного порядка: чувства вер­но­сти, справед­ли­во­сти, бла­го­род­ства или, напротив, тру­со­сти, лжи­во­сти, карье­ризма.

Следует отметить, что нервная система, а именно психика под­ростка, еще нахо­дится в стадии неза­кон­чен­ного фор­ми­ро­ва­ния и явля­ется отно­си­тельно несо­вер­шен­ной, чтобы выдер­жать дли­тель­ные и сильные раз­дра­жи­тели.

У под­рост­ков всегда есть свой кумир. Чем выше личный пример этого чело­века в глазах под­ростка, тем больше влияния на него могут ока­зы­вать мнения, вкусы и убе­жде­ния данного чело­века.

В людях под­рост­ков при­вле­кают внешние, броские про­я­в­ле­ния лич­но­сти. Они не всегда умеют рас­смо­треть за ними действи­тель­ные мотивы поступ­ков чело­века. Отсюда воз­можно под­чи­не­ние себя ложному авто­ри­тету, увле­че­ние псев­до­ге­ро­ями, игно­ри­ро­ва­ние глу­бо­ких, но скромных людей.

Чаще всего совре­мен­ные под­ростки отли­ча­ются хоро­шими зна­ни­ями, но неу­стой­чи­вым пове­де­нием. Тре­бо­ва­тель­ность к другим у них часто выше, чем к себе, поэтому далеко не всегда они отно­сятся вполне кри­тично к своему пове­де­нию.

Душев­ная жизнь под­ростка, как правило, очень проти­во­ре­чива. С одной стороны, повы­шен­ная рани­мость, нетер­пи­мость к чужому мнению, неа­де­кват­ная, часто болез­нен­ная реакция на любое заме­ча­ние или мнение окру­жа­ю­щих, с другой — мак­си­мализм во всем, пере­о­ценка себя, кате­го­рич­ность сужде­ний.

Нес­фор­ми­ро­ван­ность и неу­стой­чи­вость духов­ных стрем­ле­ний под­рост­ков, пери­о­ди­че­ски насту­па­ю­щая неу­пра­в­ля­е­мость эмо­ци­ями, любо­зна­тель­ность, но неу­стой­чи­вость инте­ре­сов требуют при­сталь­ного вни­ма­ния и забот­ли­вого отно­ше­ния к ним со стороны роди­те­лей и педа­го­гов.

Подчас сужде­ния под­рост­ков напра­в­лены на уста­но­в­ле­ние истины и справед­ли­во­сти, что связано с само­утвер­жде­нием соб­ствен­ной позиции и лич­но­сти в целом.

Основ­ной осо­бен­но­стью психики под­ростка явля­ется проти­во­ре­чие между при­тя­за­нием и воз­мож­но­стями. Очень часто под­ростки хотят безот­ла­га­тельно совер­шать подвиги, откры­вать новые мате­рики, лететь в космос, а им при­хо­дится зани­маться буд­нич­ным делом — учиться, с чем они не всегда согласны и отно­сятся к чему как к непри­ят­ной обя­зан­но­сти.

Тем не менее, когда под­ро­сток стремится к фак­ти­че­ской реали­за­ции своих наме­ре­ний, часто обна­ру­жи­вает вну­трен­нюю непод­го­то­в­лен­ность: недо­ста­ток знаний, настой­чи­во­сти, тру­до­лю­бия. Вот почему благие наме­ре­ния часто ока­зы­ва­ются незавер­шен­ными. В тех случаях, когда эти проти­во­ре­чия под­рост­ком осо­зна­ются, то он стремится к работе над собой, само­вос­пита­нию.

В про­цессе обу­че­ния, само­вос­пита­ния, дея­тель­но­сти фор­ми­ру­ется система знаний, опре­де­лен­ное отно­ше­ние к действи­тель­но­сти, что можно рас­сма­т­ри­вать как убе­жде­ние. Убе­жде­ния под­рост­ков отли­ча­ются бес­ком­про­мис­с­но­стью выска­зы­ва­ний, кате­го­рич­но­стью. В вос­при­ятиях действи­тель­но­сти у них пре­о­б­ла­дает эмо­ци­о­наль­ная сторона, спо­соб­ству­ю­щая воз­ник­но­ве­нию страст­ной увле­чен­но­сти и склон­но­сти к иде­аль­ным пережи­ва­ниям.

Фор­ми­ро­вать и раз­ви­вать у под­ростка чувство нового, жажду знаний, стрем­ле­ние к твор­че­ской дея­тель­но­сти — одна из основ­ных задач школь­ного обу­че­ния и вос­пита­ния.

По мере при­бли­же­ния к пубер­тат­ному периоду воз­ни­кают сек­су­ально-эро­ти­че­ские ори­ен­та­ции. Воз­ра­с­тает вни­ма­ние к пред­стави­те­лям другого пола, закла­ды­ва­ются нрав­ственно-мораль­ные основы пове­де­ния, скла­ды­ва­ются уста­новки муже­ствен­но­сти и жен­ствен­но­сти, отсюда начи­на­ются отно­ше­ния с позиции пола.

Без учета этих осо­бен­но­стей, т. е. муже­ствен­но­сти и жен­ствен­но­сти, невоз­можно правильно фор­ми­ро­вать лич­ность. Девоч­кам в этом воз­ра­сте больше свойственны сопе­режи­ва­ния, более тонкая чув­стви­тель­ность, а маль­чики более выно­сливы, более спо­собны про­ду­ци­ро­вать твор­че­ские идеи.

Все маль­чишки-под­ростки с радо­стью вос­при­ни­мают уве­ли­че­ние роста, накоп­ле­ние мышеч­ной силы. Про­би­ва­ю­щи­еся усы одних радуют, других смущают.

У девочек в период половой зре­ло­сти воз­ни­кает больше проблем, изме­ня­ется фигура, поя­в­ля­ются регулы, что вносит в их жизнь совер­шенно новые ощу­ще­ния.

На пороге юности тех и других начи­нает вол­но­вать и бес­по­ко­ить про­блема любви, и хотя многие еще не знакомы е этим чув­ством, но оно все больше начи­нает их инте­ре­со­вать.

Период поло­вого созре­ва­ния сов­па­дает по времени с поя­в­ле­нием поло­вого вле­че­ния. Половой инстинкт властно зая­в­ляет о себе. Однако воз­мож­ность есте­ствен­ной реали­за­ции его в этом воз­ра­сте, как правило, отсут­ствует, так как вопрос о браке стоять еще не может. Между вре­ме­нем поя­в­ле­ния выра­жен­ного поло­вого стрем­ле­ния и началом семей­ной жизни про­хо­дит несколько лет. Довольно часто в таких случаях молодые люди при­бе­гают к само­у­до­вле­тво­ре­нию поло­вого желания — она­низму, или мастур­ба­ции.

Вреден ли онанизм? Одно­значно ответить да или нет на этот вопрос трудно. Но так или иначе это рас­сма­т­ри­ва­ется как ненор­маль­ная при­вычка, которая, как правило, отра­жа­ется на состо­я­нии нервной системы ребенка или под­ростка. Иногда это явля­ется при­чи­ной тяжелых сек­су­аль­ных пережи­ва­ний.

Толчком к занятию она­низ­мом до наступ­ле­ния половой зре­ло­сти явля­ются пре­не­бре­же­ние прави­лами гигиены половых органов у маль­чи­ков и девочек, а также глисты-острицы, вызы­ва­ю­щие зуд. Тол­к­нуть под­ростка на путь мастур­ба­ции может эро­ти­че­ская лите­ра­тура, крепкие напитки (вино, кофе), под­смо­трен­ные сцены из жизни взро­с­лых или «уроки» раз­вра­щен­ных свер­ст­ни­ков.

Бес­смы­сленно детям рас­ска­зы­вать о вредных послед­ствиях она­низма, тре­бо­вать от них клятвы, что они бросят эту вредную при­вычку. Иногда фик­са­ция вни­ма­ния, все­воз­мож­ные нака­за­ния не дают поло­жи­тель­ных резуль­та­тов. Надо взять под кон­троль все сво­бод­ное время ребенка.

Важная роль в пре­ду­пре­жде­нии и даже лечении она­низма отво­дится физи­че­ской куль­туре, инте­рес­ным занятиям и играм, где была бы доста­точ­ная затрата физи­че­ских и духов­ных сил. Все это явля­ется хорошим сред­ством пере­клю­че­ния половой энергии на другой род дея­тель­но­сти и ведет к раз­рядке половых желаний.

В силу того, кто и под каким углом зрения смотрит на под­рост­ко­вый возраст, и суще­ствуют разные харак­те­ри­стики его.

— Трудный возраст, — взды­хают педа­гоги, — но общаться с под­рост­ками инте­ресно. Их пытли­вость, их нео­жи­дан­ность посто­янно ставят нас в новые условия, сле­до­ва­тельно, воз­ни­кает необ­хо­ди­мость все новой и новой шли­фовки педа­го­ги­че­ского искус­ства.

— Опасный возраст, — раз­мыш­ляют юристы. — Надо зорко следить за моти­вами их поступ­ков и фор­ми­ру­ю­щимися потреб­но­стями.

— Пере­ход­ный возраст, — говорят врачи. — Все органы и системы рабо­тают на новом уровне и в новом ритме, часто не совсем согла­со­ван­ном. Этот возраст требует вни­ма­ния, так как и болеют под­ростки не так, как дети, и не так, как взро­с­лые, а по-особому.

Тем не менее это пре­крас­ный возраст. Он, как алмаз, в нем столько граней, и каждая излу­чает свой цвет и свет.

Редкая острота чувств, такая искрен­ность и яркость само­вы­ра­же­ния, такая энергия. Разве это обычно?! Разве это не инте­ресно?!

с. 79—91

Также в рубрике «От 0 до 3-х (ранний возраст)»