
1.2 Продуктивные и непродуктивные реакции членов семьи на болезнь ребёнка
Ввиду важности и актуальности вопроса оказания максимально эффективной помощи семьям детей с ограниченными возможностями изучению таких семей посвящено немало исследований1,2,3,4.
Болезнь ребёнка является серьёзным испытанием и для него самого, и для его семьи. Чтобы успешно пройти это испытание, необходимо решение нескольких задач:
1) формирование у родителей и других членов семьи адекватной/продуктивной реакции на болезнь ребёнка;
2) организация качественного лечения ребёнка;
3) обеспечение такой организация жизнедеятельности семьи, которая сделала бы семью ресурсом психологической поддержки ребёнка;
4) выбор родителями гармоничного стиля воспитания ребёнка;
5) организация обучения ребёнка и его социализации.
Все они крайне непростые и требуют серьёзных изменений в жизни семьи.
Решение важнейшей задачи — лечения ребёнка — зачастую оттесняет на второй план такие проблемы, как понимание внутреннего мира ребёнка и учёт его особенностей в процессе семейного воспитания, а также проблемы собственного здоровья и развития родителей и других членов семьи.
Задача специалиста, работающего с семьёй ребёнка с ОВЗ, помочь родителям понять, что без решения задачи по формированию у них и у других членов семьи адекватной/продуктивной реакции на болезнь ребёнка все остальные задачи не могут быть решены в полной мере.
Сформировать адекватную реакцию — значит создать в семье ситуацию, когда родители не парализованы негативными переживаниями, а готовы действовать разумно и эффективно. Безусловно, мгновенно справиться с нахлынувшим чувством родительского горя, неизбежно возникающим, когда родители узнают о наличии серьёзной болезни у ребёнка, невозможно.
Хотя реакции на болезнь ребёнка во многом зависят от личностных особенностей родителей, их эмоционального состояния, уровня интеллектуального развития, уровня культуры и образования, существует достаточно закономерная структурная последовательность реагирования в виде обычно описываемых при горевании этапов шокового состояния, переживания и принятия.
Переживание — это особая внутренняя деятельность человека, большая внутренняя работа, цель которой — восстановить утраченное душевное равновесие, найти эмоциональные ресурсы, чтобы обрести способность принимать правильные решения, не превращаться в навсегда застрявшую в горе жертву ситуации. Продукт работы переживания всегда есть нечто внутреннее и субъективное: душевное равновесие, осмысленность, умиротворённость, новое ценностное сознание5.
Группа ученых из Санкт-Петербурга показала6 что динамика принятия родителями болезни ребёнка может быть описана в формате концепции четырёх стадий, приведённой Э. Кюблер-Росс в книге «О смерти и умирании»7.
Стадия шока и отрицания по типу «этого не может быть» — первая реакция родителей. Сначала это состояние приносит некоторую пользу, потому что смягчает боль, однако в дальнейшем может вызвать трудности. Если через некоторое время, невзирая на очевидность, родители продолжают отрицать наличие болезни у ребёнка, то они могут слишком давить на ребёнка, принуждая его делать то, что ему не по силам. Они могут отказываться от адекватного лечения (порой сложного и тяжёлого) и бесконечно ходить по врачам, добиваясь приемлемого для них диагноза.
На стадии отрицания родители испытывают растерянность, оцепенелость, дезорганизацию и беспомощность. Некоторые родители, когда им сообщают диагноз ребёнка, как бы «отключаются» и почти перестают воспринимать информацию. Другие родители демонстрируют «магический», или «фантастический», тип мышления. В его основе лежит представление о том, что, если родители очень постараются, состояние ребёнка чудесным образом улучшится. Это улучшение должно стать «наградой» за старательно выполняемую работу, помощь другим или участие в каком-нибудь добром деле. Родители могут присоединяться к благотворительным или волонтёрским организациям. Ещё одно характерное проявление этой стадии — обращение к религии или ожидание чуда.
Затем наступает стадия гнева и обиды. По мере того как родители осознают, что чудесного исцеления не произойдёт, возникает гнев. Это может быть гнев на Бога («Почему именно я?»), на самого себя или на супруга — за то, что он произвёл на свет больного ребёнка, или за недостаточную помощь с его стороны. Часто гнев проецируется на специалистов, которые, по мнению родителей, не оказывают ребёнку достаточной помощи или плохо его обучают. Гнев может развиваться и из раздражения, причиной которого становятся недоброжелательные соседи, отсутствие адекватной помощи, усталость от долгого пребывания в больницах и т. д. Чрезмерное чувство вины, когда родитель винит в болезни себя самого, часто трансформируется в депрессию.
Каждый родитель имеет право выразить свой вполне понятный и объяснимый гнев. Но это нелегко для людей, воспитанных в представлении, что гнев — негативная эмоция, которую необходимо скрывать и подавлять. При этом ситуация, когда члены семьи избегают открыто выражать свои эмоции, опасна в том смысле, что невозможность выразить переживания отчуждает их друг от друга и может усилить их депрессию.
Выражение гнева часто выполняет очистительную, облегчающую функцию и помогает снизить чувство тревоги. Когда же родители понимают, что их гнев не может изменить состояние ребёнка, и полностью осознают хроническую природу его болезни или его нарушений и их последствия для всей семьи, на место гнева приходит следующая стадия — вины и навязчивостей.
Стадия вины и навязчивостей. Почти все родители страдают от чувства вины за болезнь ребёнка. Эти переживания могут быть разной интенсивности и проявляться явно или в завуалированной форме.
Родители винят себя за плохую наследственность, за недостаточно грамотную беременность, за несправедливое отношение к будущему ребёнку (если беременность была нежелательной), считая, что это отношение спровоцировало болезнь. В общем, винят себя за самые мелкие и незначимые проступки. Все эти переживания являются естественными и возникают почти всегда.
Иногда переживание вины затягивается у родителей на многие годы — тогда необходимо обращение к психотерапевту.
На этой стадии может возникнуть депрессия. Для многих родителей депрессия — временный эпизод, хотя нередко она принимает характер «хронической скорби». Тяжесть депрессии зависит от того, как семья интерпретирует состояние ребёнка, и от её способности справляться с трудностями. На этой стадии родители испытывают опустошённость и безразличие ко всему. Эта реакция означает, что родитель начинает против собственного желания признавать реальность нарушений. Таким образом, это является началом процесса адаптации.
Стадия принятия и реорганизации. Принятие ситуации характеризуется следующими изменениями, происходящими в семье:
— родители способны относительно спокойно говорить о проблемах ребёнка;
— родители способны сохранять равновесие между проявлением любви к ребёнку и поощрением его самостоятельности;
— родители способны в сотрудничестве со специалистами составлять краткосрочные и долгосрочные планы лечения и обучения ребёнка;
— у родителей восстанавливаются личные интересы, не связанные с ребёнком;
— родители способны что-либо запрещать ребёнку и при необходимости наказывать его, не испытывая чувства вины;
— родители не проявляют по отношению к ребёнку ни чрезмерной опеки (гиперпротекции), ни чрезмерной ненужной строгости, то есть в семье формируется гармоничный стиль воспитания.
Работая с родителями детей с ОВЗ, мы убедились, что обсуждение указанных стадий служит своего рода инструментом диагностики и помогает родителям определить своё актуальное состояние, увидеть цель своей внутренней работы по принятию ситуации.
У разных родителей длительность проживания каждой стадии разная. К сожалению, наблюдаются семьи, где родители (оба или по отдельности мать и отец) застревают на одной из первых трёх стадий. Главные причины этого — сопротивление самой мысли, что жизнь стала сложнее, но не закончилась; склонность считать себя жертвой, усвоенная от представителей предыдущих поколений (от своих родителей и пра-родителей, в семьях которых детей с ОВЗ не было, но сознание жертвы, сформированное другими драматическими обстоятельствами, присутствовало); крушение семьи из-за нежелания одного из родителей быть членом семьи, где у ребёнка ОВЗ.
В зависимости от того, как родители проживают стадии адаптации к болезни ребёнка, у них вырабатывается устойчивое отношение к ребёнку. Вот какие типы отношения могут сложиться.
Принятие ребёнка и его ограниченных возможностей здоровья: родитель принимает заболевание своего ребёнка, объективно его воспринимает, адекватно оценивает и поддерживает ребёнка и проявляет по отношению к нему любовь и привязанность. Родители вовлекают ребёнка в домашние дела, стараясь сформировать у него полезные бытовые привычки, навыки самообслуживания. Девиз такого родителя: «Это мой ребёнок, и моя задача — помочь ему».
Реакция отрицания: родитель отрицает, что ребёнок имеет ограниченные возможности здоровья, что его заболевание оказывает эмоциональное воздействие на родителей. Амбициозные планы относительно образования и профессии ребёнка свидетельствуют о том, что родитель не принимает и не признаёт для своего ребёнка никаких ограничений.
Реакция чрезмерной защиты и опеки: родители наполнены чувством жалости и сочувствия к ребёнку, переживают особенно тесные, эмоционально наполненные отношения с ним. Чрезмерная опека выражается в том, что родители стараются всё сделать за ребёнка и таким образом инфантилизируют его, считают социально несостоятельным, не дают развиваться его потенциальным способностям. Родители отстраняют ребёнка от семейных дел, он воспринимается как неприспособленный и неумелый.
Скрытое отвержение ребёнка: родители скрывают своё отрицательное эмоциональное отношение за чрезмерно заботливым, предупредительным, внимательным воспитанием. Родители «перегибают палку» в выполнении своих обязанностей, становятся педантично «зацикленными» на своей роли матери/отца.
Открытое отречение, отвержение ребёнка: родители воспринимают ребёнка с отвращением, причём полностью осознают свои враждебные чувства. Внешне это проявляется как нежелание родителей общаться с ребёнком. Родители не интересуются его занятиями, его потребностями и желаниями и чувствуют себя несчастными. Их преследуют ужасные и нелепые идеи. Например: «Я никогда не буду счастливой, потому что мой сын никогда не будет здоровым», «Моей семье никто не может помочь, и это нам наказание за грехи». Чем более человек подавлен, тем в большей степени он поддаётся таким идеям; он с трудом припоминает аргументы, противоречащие этим утверждениям, поскольку память также определённым образом страдает, услужливо снабжая его исключительно пессимистическими воспоминаниями.
Первые два из перечисленных типов отношений, несмотря на их противоположность, являются положительными для ребёнка, так как они позволяют ему принимать участие в жизни семьи и обеспечивают возможности его разностороннего развития. Негативные реакции родителей, чрезмерная защита, протекция, скрытое или открытое отвержение, отречение задерживают развитие ребёнка и негативно влияют на формирование его личности.
Родителям ребёнка с ОВЗ нет никаких оснований ругать себя за периоды растерянности, шока и других острых переживаний. Эти периоды неизбежны. Задача родителей — сократить их, прожить их как можно быстрее. При этом не замыкаться в себе, а придерживаться в своих воспитательных усилиях следующих принципов (приводимый перечень полезно иметь в кабинете психолога-консультанта в качестве материалов, которые родители получают после консультации):
1. Любить своего ребёнка таким, каков он есть.
2. Быть примером для своего ребёнка в наличии оптимистичного взгляда на мир.
3. Прививать ребёнку сознание того, что жизнь — самая большая ценность.
4. Строить планы на будущее, намечать жизненные цели самим и учить этому ребёнка.
5. Поддерживать высокий уровень активности и самостоятельности у самих себя и у ребёнка.
6. Повышать уровень своей педагогической грамотности, чтобы быть способным выработать оптимальный стиль воспитания ребёнка на основе понимания психологических особенностей ребёнка, сформированных под влиянием болезни. («Ребёнок должен являться серьёзной причиной совершенствования представителей семьи»8.)
7. Развивать семейную сплочённость; грамотно распределять ответственность за разные сферы жизнедеятельности семьи между матерью, отцом, другими родственниками.
8. Знать и уметь пользоваться социальными источниками поддержки.
Поиск источников поддержки для родителей ребёнка с ОВЗ может стать довольно сложной задачей, поскольку прежние родственные и социальные связи могут быть разрушены по многим не зависящим от родителей причинам. Помощь психолога при решении данной проблемы может быть весьма полезной. Мы в своей консультативной практике часто и с хорошими результатами используем метод визуализации социально-психологических сетей, ранее подробно описанный нами в применении к ситуации утраты источников поддержки при разводе супругов9.
1.4 Внутренняя картина болезни; факторы, оказывающие влияние на её формирование; психологические особенности ребёнка, обусловленные наличием болезни
Знание психологии больного, его личностных особенностей и возможностей повышает эффективность медицинской и психологической помощи. Этой проблеме уделялось большое внимание на разных этапах развития клинической медицины10.
А. Р. Лурия сформулировал понятие «внутренняя картина болезни» (ВКБ)11. Под ней он понимал ощущения больного, его самочувствие и знание о причинах и сущности болезни. Он представлял ВКБ в виде огромного внутреннего мира больного, который состоит из весьма сложных сочетаний восприятия, эмоций и конфликтов.
Содержание ВКБ влияет на течение болезни, на отношения в семье, на успеваемость ребёнка, на его общее психическое и психологическое состояние и нередко оказывается причиной душевных конфликтов у ребёнка, которые приводят иногда к неврозам, присоединяющимся к основному заболеванию.
В зависимости от содержания ВКБ может быть либо положительным, либо отрицательным фактором в том, как заболевание проявляется, как проходит лечение. То есть либо способствовать лечению, либо мешать.
Понятие внутренней картины болезни так же важно, как и понятие внутренней картины здоровья (ВКЗ). Оно задаёт родителям направление усилий создания условий, при которых внутренний мир ребёнка помогал бы ему выздоравливать, социально адаптироваться.
Основными компонентами внутренней картины болезни являются:
— эмоциональное реагирование на болезнь,
— отношение к лечению,
— отношения с родителями,
— отношение к школе,
— тема смерти в переживаниях детей.
Разумеется, восприятие детьми их собственной болезни существенно разнится в зависимости от их возраста12.
В возрасте от 7 до 11 лет описание ребёнком болевых ощущений в основном касается отдельного органа и имеет глагольную форму: «стреляет», «ноет», «сжимает» и т. д. Редко упоминаются сила и продолжительность боли; болезнь «не вызывает никаких чувств»; болезнь не влияет на отношения с друзьями и близкими людьми; дети не знают возможных причин болезни. На вопрос, что поможет выздороветь, отвечают: «не знаю»; «врач»; «лекарства»; «после лечения я буду полностью здоров».
В возрасте от 12 до 15 лет дети описывают боль через эмоции и сравнения; эмоции: грусть; тоска, жалость к себе, сожаление; переоценивают тяжесть заболевания; болезнь не влияет на отношения с друзьями и близкими людьми; главные причины возникновения болезни: неправильное питание и поведение. На вопрос, что поможет выздороветь, дают следующие ответы: «соблюдение предписаний врача»; «лекарства»; «помощь близких»; «не верю, что после лечения я буду полностью здоров».
У детей в возрасте от 16 до 18 лет «эмоциональные» ответы почти отсутствуют, описания становятся чёткими, определёнными, с использованием медицинских терминов, с указанием на интенсивность и длительность ощущений; болезнь «не вызывает никаких чувств»; болезнь не влияет на отношения с друзьями и близкими людьми; главные причины возникновения болезни: неправильное питание и поведение, наследственность, «нервные переживания». Поможет выздороветь: «сотрудничество с врачом»; «надежда и упорство»; «организация здорового образа жизни»; «избегание нервных перегрузок»; «профилактика болезни»; «после лечения я буду стараться поддерживать здоровье».
В ситуации заболевания «мир больного ребёнка сужается до размеров палаты (комнаты), и восприятие мира его родителями сужается до самого ребёнка»13. В этот период дети особенно остро чувствуют, признаётся ли за ними право совершать выбор, влиять на текущие события; доверяют ли родители действиям медицинского персонала; верят ли в себя и свои силы либо всецело уповают на «судьбу», снижая тем самым собственную ответственность за происходящее, словно транслируя ребёнку: «Сложившаяся ситуация не подвластна контролю...» Не стоит также забывать, что, заболев, ребёнок может начать относиться к родителям по-другому, воспринимая их не такими «всесильными», как раньше, испытывая злость за то, что те позволили случиться тому, что случилось.
Дети, не имеющие в прошлом опыта преодоления длительной болезни, несколько абстрактно представляют себе, для чего нужно быть здоровым. И такие понятия, как «болезнь» и «здоровье», начинают приобретать для ребёнка понятный смысл только в тот момент, когда ограничения в связи с госпитализаций и тяжестью диагноза лишают его возможности жить, как прежде. Например, посещать учебное заведение, выполнять физические нагрузки, поддерживать старые дружеские связи, принимать участие в активных играх и т. д.
И чем старше ребёнок, тем сложнее ему принять ситуацию, в результате которой произошли изменения, отделяющие его от прошлого образа жизни.
Отягощать ситуацию может то, что на определённом этапе развития у ребёнка складывается идеальный образ себя, на который он начинает ориентироваться и стремится ему соответствовать. Болезнь же вносит существенные коррективы в этот процесс, влияя на внешний облик ребёнка, его поведение и характер взаимоотношений с окружающими (близкими родственниками, другими взрослыми, сверстниками и т. д.), снижая удовлетворённость собой, изменяя самооценку.
Как формируется ВКБ? Главным источником формирования являются родители.
Во-первых, ребёнок, как сверхчуткая антенна, улавливает переживания родителей по поводу его болезни, по поводу перспектив лечения, по поводу его будущего.
Негативное содержание ВКБ характеризуется наличием у ребёнка множества страхов14.
Родителям важно помнить, что самый прямой причиной появления у ребёнка страхов являются такие личностные особенности самих родителей, как тревожность и мнительность. Матери, ввиду более тесного биологического и эмоционального контакта с детьми, склонны в большей степени, чем отцы, передавать свои страхи. Причём матери чаще передают детям беспокойство и страхи, а отцы — мнительность, сомнения в правильности своих действий. Вместе это и порождает тревожно-мнительный способ реагирования у детей на болезнь: вслед за родителями их мучают страхи, опасения, дурные предчувствия, сомнения.
Большинство страхов родители передают детям неосознанно, но некоторые страхи, точнее, опасения, могут сознательно культивироваться родителями в процессе воспитания: родители специально запугивают ребёнка, чтобы добиться его послушания.
Во-вторых, на содержание ВКБ существенно влияют отношения ребёнка с родителями. Все больные дети по мере взросления начинают понимать, что для семьи их болезнь является серьёзной проблемой, большим испытанием.
Представления детей о переживаниях родителей по поводу их болезни достаточно разнообразны: от «мои родители волнуются» до «в моей семье сейчас горе».
Исследования российских учёных показали, что больные дети чувствуют себя намного ближе к отцу, чем здоровые. Для больных девочек мать существенно ближе, чем для мальчиков. Это говорит о достаточно сложных отношениях, возникающих во время болезни между ребёнком и его семьёй15.
Установлено, что большинство детей, поступающих на госпитализацию в связи с тяжёлым заболеванием (исследования проводились в детском онкологическом центре), считают, что родители, вся семья относятся с состраданием к их положению. Тем не менее, многие дети противопоставляют себя и семью, считают себя покинутыми. У детей с частыми госпитализациями устанавливаются следующие отношения с родителями16:
— деспотичное поведение, полное игнорирование интересов семьи, подчинение всех членов семьи обслуживанию «себя и болезни» (32 %);
— безразличное отношение к семье, уход в свои проблемы, связанные с болезнью (28 %);
— полная зависимость от семьи, полное послушание, чувство вины перед родителями (18 %);
— отношения в семье не изменились или изменились адекватно ситуации (22 %).
В этой связи медики и психологи рекомендуют родителям больных детей уделять внимание не только лечению, но и воспитанию ребёнка, выбирая оптимальный воспитательный стиль с наличием у ребёнка не только прав, но и обязанностей, не только получения заботы, но и самостоятельности.
Следующим компонентом жизни ребёнка с ОВЗ, формирующим ВКБ, является отношение к школе. Школа является важным фактором социализации ребёнка и подготовки его к взрослому будущему. У тяжелобольных детей в силу сложившихся обстоятельств (частые госпитализации, массивная терапия, влияние болезни на интеллектуальные функции) и различных ограничений очень часто возникают школьные проблемы.
Самыми важными проблемами, отражающимися на взаимоотношениях со школьной жизнью, являются:
— невозможность посещения школы или частые пропуски;
— снижение успеваемости, трудности в усвоении материала;
— вынужденная изоляция от школьного коллектива, а иногда непонимание со стороны одноклассников. В связи с этим школа для больных детей является очень важным символом здоровья и полноценной жизни. Больные дети оценивают школу более положительно, чем здоровые, и неслучайно школа занимает существенное место в представлении о будущем у больных, чего нельзя сказать о здоровых детях.
Рекомендации психологов родителям: использовать инклюзивное образование, невзирая на имеющиеся трудности и преграды на этом пути; быть последовательным и настойчивым в организации обучения в школе.
Следующий важный компонент ВКБ — представление о будущем. У больных детей оно связано с прогнозом болезни, поэтому больные дети, как правило, оценивают своё будущее хуже, чем здоровые. При этом девочки более оптимистичны в отношении своего будущего, чем мальчики, хотя и считают, что в будущем вероятность выздоровления меньше. Старшим детям будущее представляется более плохим, чем младшим.
Таким образом, формирование такой ВКБ, которая помогала бы лечению болезни, адаптации ребёнка в социуме, — задача сложная. Поэтому лечение, воспитание, обучение ребёнка с ОВЗ обязательно должно осуществляться в условиях взаимодействия родителей, сотрудников образовательных учреждений, психолога, социального работника, медика. Важна открытость, гуманность, профессионализм, ответственность в отношениях.
Родители совместно со специалистами должны стремиться к тому, чтобы:
— создать в семье атмосферу доброжелательности и психологической безопасности;
— принимать ребёнка безоценочно;
— сравнивать успехи ребёнка только с его же достижениями, а не с другими детьми;
— ориентироваться на сохранённые у ребёнка навыки, его положительные личностные качества как потенциал для коррекции;
— удерживать позитивный взгляд на развитие ребёнка, не акцентировать внимание на особенностях;
— постепенно знакомить ребёнка с его реальными особенностями, развивать таланты, склонности, интересы, что будет формировать у ребёнка позицию самоуважения и самоценности.
Задачи обучения и программа коррекции подбираются индивидуально с учётом сохранных и нарушенных функций, ведущей особенности развития, диагноза, уровня речевого развития, интеллекта, двигательных возможностей. Эту работу выполняет психолог, сопровождающий семью.
Работа нашего консультативного центра показала, что эффективным инструментом просвещения родителей являются Памятки, подготовленные специалистами. В них мы формулируем принципы, которые служат ориентирами родителям в их взаимодействии с ребёнком в воспитательном процессе.
ПАМЯТКА «Для родителей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья».
1. Принимайте ребёнка таким, какой он есть.
2. Помните, что, несмотря на особенности, ребёнок живёт по общим закономерностям развития. Ребёнок — личность со своими правами, надеждами, мечтами, достоинствами.
3. Принимайте активное участие в процессе реабилитации ребёнка на основе знаний обо всех тонкостях болезни и перспективах коррекции; понимайте внутреннюю картину ребёнка.
4. Добейтесь согласования своих родительских позиций, распределите зоны ответственности и не пренебрегайте потребностями взрослых членов семьи.
5. Поддерживайте в семье открытость в общении, укрепляйте семейную сплочённость.
6. Цените и соблюдайте семейные традиции и ритуалы.
7. Умейте пользоваться поддержкой соответствующих специалистов и различных социальных источников.
СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ. ТИПИЧНЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ОШИБКИ В СЕМЬЯХ С РЕБЁНКОМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
3.1 Наиболее распространённые стили семейного воспитания: преимущества, недостатки, влияние на личность ребёнка
Понятие «стиль семейного воспитания» включает в себя весь комплекс педагогических воздействий родителей на ребёнка. Его основные компоненты:
— уровень опеки ребёнка,
— уровень понимания и удовлетворения его потребностей,
— уровень предъявляемых к ребёнку требований и возлагаемых на него обязанностей.
Обычно выделяют четыре стиля воспитания: авторитарный, либеральный, опекающий и демократичный. Каждый из них имеет свои особенности; их краткое описание приведено в таблице.
Стиль воспитания |
Краткая характеристика |
Авторитарный |
Строгая дисциплина, беспрекословное подчинение детей родителям, жёсткие правила и ограничения в отношениях. Ребёнок не имеет права выбора, не самостоятелен и не умеет нести ответственность |
Либеральный/ Попустительский |
Практически полное отсутствие каких-либо рамок и границ, незаинтересованность родителей в жизни своих детей, снятие с себя ответственности за их будущее |
Опекающий |
Постоянные ограничения в свободе детей родителями, у которых чаще всего присутствуют тревожные намерения и мотивы. Ребёнок боится окружающего мира, не уверен в себе, испытывает тревогу и чувство вины |
Демократический/ Авторитетный |
Основа — сотрудничество между детьми и родителями. Взрослые справедливы, сдержанны и последовательны, демонстрируют детям свою любовь и умеют выставлять гибкие границы. Дети учатся быть самостоятельными и ответственными, имеют право выбора и свободу голоса, но в разумных пределах |
Стиль семейного воспитания — важная часть взаимоотношений детей и родителей: от него зависит атмосфера, в которой растёт ребёнок, и то, какие качества личности у него формируются.
Авторитарный стиль присущ родителям, которые считают, что ребёнок не имеет права на своё мнение, свои желания; устанавливают жёсткие правила, регламентирующие поведение ребёнка, и за малейшие нарушения этих правил следует серьёзное наказание. Ребёнку не предоставляется выбор практически ни в чём, вся его жизнь определяется родителями. Взрослые решают всё: от того, какие кружки будет посещать их чадо, до того, в какое учебное заведение после школы пойдёт.
Свою позицию авторитарные родители выражают в таких фразах: «Делай так, потому что я так сказал», «Не смей возражать матери — мал ещё своё мнение иметь», «У тебя нос не дорос отцу указывать», «Мы всё для тебя делаем, а ты неблагодарный», «Подрастёшь, тогда и будешь высказываться».
Этот стиль присущ семьям патриархального типа, где единственным непререкаемым авторитетом является отец, а остальные члены семьи — его подчинённые. У стиля есть и преимущества, и недостатки. К преимуществам можно отнести следующие:
— у авторитарных родителей дети послушны, воспитанны и вежливы;
— практически идеально ведут себя в общественных местах;
— выполняют все просьбы;
— не спорят со взрослыми;
— родителям легко руководить своими детьми, диктуя своё мнение;
— родители стараются дать детям всё самое лучшее (что им самим представляется самым лучшим), чаще всего это касается материальных благ и успешного места в жизни.
К недостаткам отнесём:
— дефицит родительской нежности и ласки;
— отсутствие у детей умения принимать собственные решения; привычка, что всю ответственность за любой выбор берут на себя другие люди;
— дети не умеют отказывать, в том числе тогда, когда это необходимо: могут пойти с незнакомым человеком, под давлением более взрослой компании попробовать алкоголь или наркотики;
— нерешительность, ощущение своей неважности, подавленность и жизнь в постоянном страхе перед собственными родителями;
— утрата доверия к миру и взрослым.
Одно из главных последствий авторитарного стиля проявляется в подростковом возрасте. Став более свободным физически, почувствовав поддержку компании своих ровесников, подросток может полностью перестать слушать родителей, так как они теряют в его глазах свой авторитет. Привыкший к насильственным формам воспитания (крику, физическим наказаниям и угрозам), подросток перестаёт их воспринимать как воздействие на себя. Родители, привыкнув к беспрекословному выполнению их указаний, часто теряются и опускают руки, так как других форм воспитания для себя не представляют, а прежние перестают работать.
В зависимости от индивидуальных особенностей бывает и другая ситуация: человек на всю жизнь остаётся под родительским контролем, а после естественной кончины старших родственников продолжает жить по их правилам. Они выбирают за него учебное заведение, работу, супруга, место жительства и прочее. Добиться успеха такой человек не может, потому что не умеет принимать собственные решения, отстаивать свою точку зрения и противостоять тому, что ему не нравится.
Еще одно последствие: стиль воспитания собственных детей человеком, который вырос с авторитарными родителями. Первый вариант: он будет такой же, основанный на страхе и подавлении. Второй: противоположный, когда отпрыску всё разрешается, не устанавливается никаких границ, не обозначаются правила поведения. Оба варианта не приведут к развитию здоровой личности.
Либеральный (попустительский) стиль семейного воспитания характеризуется недостатком опеки и контроля над ребёнком со стороны родителей. В семье царит благодушие и спокойствие, от ребёнка ничего не требуют. То есть родители не хотят или не могут установить для ребёнка чёткие правила и границы допустимого в поведении. По сути, ребёнок делает всё, что хочет, не обращая внимания на социальные запреты, а родители снимают с себя ответственность за поведение и будущее своего ребёнка.
К преимуществам либерального/попустительского стиля воспитания можно отнести следующие:
— с раннего детства ребёнок понимает, что вся ответственность за его поступки лежит на нём самом;
— ребёнок не загружен домашними делами, его не заставляют делать уроки;
— он может искать себя и проявлять себя самостоятельно, никто не заставит его заниматься тем, что не нравится.
Недостатки:
— ребёнок не в полной мере осознаёт правила поведения в обществе, поэтому иногда может вести себя достаточно неприлично;
— без ощущения каких-либо психологических границ ребёнок оказывается неподготовленным к сопротивлению со стороны других людей;
— иногда подросток, воспитывающийся в такой семье, оказывается в настоящей опасности, так как родители предоставляют ему слишком много свободы: позволяют ему гулять до поздней ночи и совсем не отслеживают, в какой компании друзей он находится;
— дети с попустительствующими родителями чувствуют себя неуверенно, так как им кажется, что родители к ним равнодушны;
— зачастую эти дети не слишком хорошо учатся, у них низкая школьная успеваемость, потому что они чувствуют незаинтересованность родителей в своей учебной жизни;
— пытаясь обратить на себя внимание, ребёнок может прибегать к девиантным формам поведения: проявлять агрессию, становиться задирой, сквернословить, портить имущество в школе, драться. Распознать такого родителя довольно легко по его излюбленным фразам: «Сын, я своё уже отучилась, теперь твоя очередь; это твоя школа; учись, как знаешь», «Мне всё равно, во сколько ты придёшь, главное — меня не разбуди», «Мне неважно, что ты делаешь в школе, пусть только на тебя никто не жалуется».
Каковы последствия либерального/попустительского стиля воспитания? Дети часто ввязываются в дурные компании, так как именно там, а не в семье они получают порцию необходимого им внимания. Также это связано с ощущением ненужности своим родителям и отсутствием правил в семье.
Подростки из таких семей часто до зрелого возраста не могут найти себя и определиться с выбором профессии/рода деятельности. Они не уверены в себе и своих силах, не умеют аргументированно защищать свою точку зрения, потому что в родительской семье этого не требовалось. Сами став родителями, они и своих детей обычно воспитывают в том же стиле: они же не представляют, как делать это иначе. Иногда пытаются использовать авторитарный стиль, но не всегда могут жёстко держать границы, в результате дети быстро перестают их слушаться.
Другой весьма распространённый у современных родителей тип семейного воспитания — опекающий.
Опекать своего ребёнка, заботиться об удовлетворении его потребностей — одна из важнейших обязанностей родителей. Проблемы начинаются тогда, когда опека превращается в гиперопеку.
Гиперопекающими родителями становятся очень тревожные люди: им кажется, что ребёнок очень долгое время остаётся беспомощным, не способным к самостоятельным действиям и решениям. Ребёнок становится центром такой семьи; всё устраивается так, чтобы ребёнку было хорошо, даже если это доставляет неудобство взрослым. Самостоятельность ребёнка пресекается любыми способами, ему постоянно транслируются установки об опасности и враждебности окружающего мира.
Преимущества гиперопеки:
— спокойный ребёнок, который не полезет лишний раз на высокую горку и не станет испытывать свойства спичечного коробка;
— он всегда под контролем, не говорит и не делает ничего лишнего;
— первые несколько лет ребёнок безоговорочно доверяет маме, слушаясь её при каждом действии. Недостатки опекающего стиля:
— тревожность, ощущение ребёнком своей беспомощности, задержка личностного развития;
— возникающее чувство вины при попытках проявить самостоятельность и обойти родительские наказы;
— не чувствует, что ему доверяют;
— ребёнок растёт несамостоятельный, пассивный, безынициативный;
— испытывает недоверие и страх по отношению к миру, так как родители постоянно транслируют информацию об опасностях вокруг.
Примеры излюбленных фраз гиперопекающих родителей: «Ты ещё слишком маленький, дай, я сама», «Ну и что, что все дети катаются с горки? Тебе нельзя, упадёшь и ударишься», «Не трогай кошку, вдруг она блохастая», «Не бегай, а то упадёшь».
Каковы последствия для ребёнка? Человек, выросший у гиперопекающих родителей, может стремиться и свои взрослые годы провести под одной крышей с ними: социально значимых умений и навыков у него не сформировано, мотивация к достижению успехов отсутствует. Самому устраивать своё будущее — страшно и неохота, брать на себя ответственность на работе — опасно и не хочется, отказываться от налаженного мамой быта дома: а зачем?..
Если же, повзрослев, такой ребёнок сможет отделиться от родителей, он тоже вряд ли станет успешным, потому что у него низкая самооценка, он не умеет постоять за себя, всего боится и за всё тревожится. Таких работников не ценят, о таких супругах не мечтают.
Демократичный (его ещё называют авторитетным) стиль семейного воспитания считается наиболее гармоничным. Он возможен в семье, где все друг к другу доброжелательны, умеют понять и поддержать друг друга, найти взаимно приемлемые компромиссы в сложных ситуациях. Ребёнок получает адекватную его возрасту самостоятельность, знает и понимает зоны своей ответственности и правила социально одобряемого поведения.
Преимущества демократического стиля воспитания:
— ребёнок чувствует любовь и поддержку;
— учится брать на себя ответственность и быть самостоятельным;
— имеет право выбора;
— может принимать решения соответственно возрасту;
— не боится обратиться за помощью к родителям;
— знает правила поведения в обществе;
— чётко осознает свои психологические границы и границы окружающих;
— умеет ставить цели и достигать их;
— ребёнок чувствует себя уважаемым и учится так же относиться к другим;
— всегда открыт для новых знаний, умений и ощущений;
— менее подвержен влиянию негативных компаний;
— ребёнок имеет адекватную самооценку, он уверен в себе и своих силах.
Недостатков у демократического стиля воспитания практически нет, только установить его у себя в семье и последовательно придерживаться родителям очень непросто. Потому что в его основе лежит безусловная любовь и принятие ребёнка, терпение, уважение, родительская мудрость. Если самих родителей воспитывали авторитарно или опекающе, то им придётся приложить немало усилий для формирования такого стиля воспитания в своей собственной семье.
Вот как демократичные родители разговаривают с ребёнком: «я понимаю твои чувства», «я верю в твои силы», «я знаю, что ты справишься», «давай обсудим это», «попробуем вместе».
Резюмируя анализ воспитательных стилей, можно сделать следующие выводы:
— стиль семейного воспитания оказывает серьёзное влияние на развитие ребёнка и формирование его личности;
— от стиля семейного воспитания зависит, будет ли ребёнок самостоятельным, уверенным, успешным, социально ответственным, коммуникабельным; насколько хорошо будут развиты у него высшие психические функции: память, внимание, мышление;
— чем лучше родителям удаётся установить баланс «родительский контроль — самостоятельность ребёнка», тем лучше и быстрее он развивается;
— у авторитарных и гиперопекающих родителей дети растут удобными и спокойными, но не самостоятельными; у либеральных/попуститель-ствующих — самостоятельными, но без ощущения собственной значимости и без понимания своих и чужих границ; в семье с демократическим/ав-торитетным стилем воспитания у ребёнка есть все шансы вырасти успешным человеком, ценным работником и примерным семьянином, так как он уверен в своих силах, умеет договариваться и проявлять любовь к близким.
Чтобы закрепить понимание этих выводов, родителям полезно иметь вот такую памятку.
1. Стремитесь к авторитетному стилю воспитания. В любой ситуации постарайтесь слышать себя и своего ребёнка, учитесь договариваться с ним и обсуждать семейные дела. Даже если он ещё мал, давайте ребёнку возможность принимать соответствующие возрасту решения.
2. Давайте ребёнку право выбора всегда, когда это возможно.
3. Устанавливайте здоровые границы (непреложные правила поведения дома и в обществе): «врать, изворачиваться нехорошо»; «грубить старшим недопустимо».
4. Высказывая ребёнку своё недовольство, говорите о его поступке, не переходя на его личность. Не «ты плакса и нытик», а «мне очень неприятно, когда кто-то ноет».
5. Определите зону обязанностей ребёнка в семье в соответствии с его возрастом: дошкольник может поливать цветок, а подросток — пропылесосить квартиру. Ребёнок должен с раннего возраста привыкнуть, что он несёт ответственность за свои дела.
6. Давайте ребёнку больше свободы, даже если за него тревожно. Старайтесь не говорить ему фразы типа: «ты не справишься», «у тебя всё равно не получится», «ты упадёшь». Поддерживайте ребёнка, говорите о своей вере в него и его силы.
7. Объясняйте ребёнку всё, что его интересует. Иногда задаются очень неожиданные вопросы, в этом случае можно взять тайм-аут, но потом обязательно обсудить на доступном языке.
8. Не применяйте физические наказания; старайтесь максимально редко повышать голос. Эти действия порождают в ребёнке страх, а также демонстрируют бессилие родителей перед его поведением.
9. Проводите больше времени в общении с ребёнком — и в беседах, и в совместной деятельности (смотрите фильмы и мультики, гуляйте, занимайтесь совместным творчеством).
10. Старайтесь оставаться доброжелательным в любой ситуации, чтобы ребёнок знал: что бы ни случилось, родители всегда его поддержат и поймут.
1 Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. — СПб., Речь, 2003.
2 Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
3 Ткачева В. В. Гармония семейных отношений. — М: Гном, 2000.
4 Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. — 2-е изд., перераб, и дополн. — СПб.: Речь, 2005.
5 Ильин Е. П. Эмоции и чувства. — СПб: Питер, 2001.
6 Шац И. К. Больной ребёнок и его семья: формы и возможности психологической помощи. Учебное пособие. — СПб.: СпецЛит, 2016.
7 Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании. — М.: София, 2001.
8 Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребёнка и его значение, изд.8. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010.
9 Цветкова Н. А. Консультативная работа с семьями в ситуации развода методом визуализации социально-психологических сетей. — Развитие личности, 2013. — №4. — С. 160—170.
10 Психосоматика: телесность и культура: Учебное пособие для вузов / под ред. Николаевой. — М.: Академический проект, 2009
11 Лурия А Р. Внутренняя картина болезни и иатрогенные заболевания. — М.: Медицина, 1977.
12 Исаев Д. Н. Психосоматические расстройства у детей: руководство для врачей. — СПб.: Питер, 2000.
13 Дунай В. И., Чепик Ю. И. Психология больного ребёнка: курс лекций. — Минск: БГУ, 2006.
14 Александрова О. В., Ткаченко А. Е., Кушнарева И. В. Психологические особенности детей и подростков в восприятии ими болезни на разных этапах её течения // Педиатр. — 2018. — Т. 9. — № 3. — С. 124—127.
15 Специальная педагогика/ Под ред. Н. М. Назаровой. — М.: Амфора, 2012.
16 Шац И. К. Больной ребёнок и его семья: формы и возможности психологической помощи.Учебное пособие. — СПб.: СпецЛит, 2016.