
Т. А. МАРКОВА
кандидат педагогических наук
ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(Беседа)
Воспитание в ребенке качеств, ценных для советского человека, надо начинать с малых лет, помня, что в дошкольном возрасте закладываются основы характера человека.
Именно в первые годы жизни ребенка особенно велико влияние на него семьи — ведь родители являются почти единственными его воспитателями, особенно если ребенок не посещает детского сада.
Поэтому так важно, чтобы отец и мать хорошо знали, какими особенностями отличается дошкольный возраст, и при воспитании детей обязательно учитывали эти особенности. К сожалению, в действительности нередко случается, что родители предъявляют маленьким детям требования, непосильные для их возраста.
Пятилетний Шурик собрался вместе с мамой и старшей сестрой в гости к любимому дяде Боре. Посещение дяди всегда очень радовало мальчика, так как он воспитывался без отца. Мать велела сыну подождать около дома и никуда не уходить. Шурик обещал выполнить распоряжение мамы. Но, когда она вышла на крыльцо, у дома ребенка не оказалось. Позвала — Шурик не откликнулся.
Мать рассердилась:
— Негодный мальчишка! Наверно, опять убежал с ребятами в соседний двор.
Так и есть! Вон он стоит и смотрит, как двое мальчиков запускают в небо большого бумажного змея.
Мать решила, что за непослушание непременно нужно наказать сына, и ушла без него, попросив бабушку присмотреть за ребенком.
Когда Шурик узнал, что мама ушла, он горько заплакал:
— Я так хотел к дяде Боре, — повторял он сквозь слезы, — я так хотел...
— Зачем же ты ушел, глупый? — журила его бабушка.
Но Шурик не мог ей объяснить этого, он только плакал.
Долго он не успокаивался, даже ночью очень плохо спал. «И до сих пор, — рассказывает его мать, — хоть с того дня прошло уже семь лет, сын не забыл этой истории, а у меня каждый раз прямо сердце сжимается, как вспомню, что я напрасно так сильно огорчила мальчика».
Почему же все-таки Шурик не послушался маму? Почему убежал? Объясняется это просто. Яркие впечатления захватили ребенка, и он забыл о своем обещании.
Родители иногда переоценивают способность ребенка дошкольного возраста поступать сознательно, а между тем необходимо помнить, что сознание eine недостаточно управляет поступками малыша. Дошкольники очень впечатлительны, задерживающие, тормозные центры нервной системы развиты у них еще слабо, внимание, связанное с усилием воли, неустойчиво — окружающий мир влияет прежде всего на чувства маленьких детей, а затем уже на разум. В большей мере это относится к детям до четырех-пяти лет, но и для старших дошкольников характерны эти особенности.
В истории с Шуриком мать проявила чрезмерную требовательность, педантизм, не учла возрастных особенностей сына.
Зная эти особенности дошкольника — впечатлительность, неустойчивость внимания, используя их, взрослые могут добиваться нужных воспитательных результатов.
Вот, например, ребенок возбужден, все делает по-своему, и никакие убеждения, даже приказания не помогают. Здесь можно использовать прием переключения внимания. «Посмотри скорей в окошко, — говорит отец трехлетнему сыну. — Видишь, как петух зерна клюет, кур созывает. Как он их зовет?» Малыш улыбается, начинает подражать голосу птицы. И вот он уже успокоился. Теперь можно внушать мальчику, как надо вести себя. Подобные простые приемы вполне применимы к детям двух-четырех лет. Но дошкольников постарше не так-то просто «перехитрить». Здесь переключение внимания должно уже носить иной характер. Хорошо напомнить ребенку о каком-то интересном деле, которое он намеревался выполнить, начать что-нибудь рассказывать ему, и внимание его переключается. Это дает возможность, спустя некоторое время повлиять на чувства, сознание ребенка, показать, в чем он неправильно себя вел, а значит, и добиться нужного.
Так мы сможем избежать ненужных волнений взрослых и детей, поберечь неокрепшую еще нервную систему малышей.
В воспитании детей разного возраста очень важное значение имеет пример. На дошкольников он влияет необычайно сильно потому, что малыши не имеют еще достаточных знаний и жизненного опыта, они отличаются большой впечатлительностью; склонность к подражанию у них настолько велика, что дети часто во всем копируют поступки взрослых. Характерна для них и так называемая внушаемость. Уверенные, твердые слова взрослых или их поведение часто так влияют на ребенка, что он и чувствовать, и думать, и действовать начинает соответствующим образом. А ведь порой мы, взрослые, не отдаем себе отчета, насколько наше собственное поведение, наши разговоры, взаимоотношения с другими людьми влияют на детей.
Хороший пример самых близких для маленького ребенка людей — отца, матери, бабушки и дедушки, которых он любит, с которыми постоянно общается, — необходим для успешного воспитания.
Конечно, надо сказать, как ни велика роль примера, но воспитать ребенка лишь одним примером нельзя. Только в самостоятельной деятельности, при выполнении правил поведения, которые устанавливаются в семье, у детей воспитываются хорошие чувства, правильное поведение, полезные навыки, привычки.
Взрослые часто жалуются на непослушание маленьких детей. Почему это происходит? Многие родители излишне балуют детей, выполняют их неразумные капризы, не умеют быть настойчивыми в своих требованиях. «Подрастет — поумнеет, будет слушаться», — успокаивают они себя и не замечают, что у малыша уже выработался, как говорят, «навык непослушания».
Вот один из примеров подобной ошибки. Володя — единственный сын в семье. Его очень любят, каждый по-своему балует. Особенно потакают ему бабушка и дедушка: «Пусть внучек не знает ни в чем отказа, теперь не то время, в какое мы жили», — говорят они. По любому поводу Володя начинает плакать, кричать и обычно добивается своего. Так повелось почти с самого рождения ребенка. Володя привык быть центром семьи, он упрям, никого не слушается, не умеет ничего делать.
Взрослые уже со страхом стали задумываться: что же будет с мальчиком дальше, если сейчас, в шесть лет, он так себя ведет? Видно, с воспитанием его не все обстоит благополучно. Родители решили посоветоваться со знакомой воспитательницей детского сада, поговорили с соседкой по квартире, у которой росли трое хороших, дисциплинированных ребят. И им стало ясно: воспитание сына необходимо в корне изменить.
Начали с того, что все взрослые — отец, мать, бабушка с дедушкой — договорились во всем действовать согласованно, затем позвали мальчика и сказали ему:
— Тебе уже шесть лет, а ведешь ты себя, как маленький — ничего не делаешь сам, не слушаешься, капризничаешь. Постарайся исправиться.
Помня советы воспитательницы о том, что нельзя загружать ребенка сразу многими обязанностями, одновременно предъявлять ему большое число требований, родители поставили перед Володей две главные задачи: во-первых, он должен научиться аккуратно и быстро одеваться; во-вторых, приходить с прогулка сразу, как только бабушка позовет его. Конечно, остальные воспитательные задачи не отменялись, но этим двум временно уделялось особое внимание.
Так серьезно, все вместе взрослые еще никогда не говорили с Володей, поэтому разговор произвел на него впечатление.
Плохие привычки уже довольно сильно укрепились у Володи, и много сил, терпения, такта требовалось сейчас от взрослых — гораздо больше, чем если бы они с самого начала воспитывали ребенка правильно.
Как-то вечером дедушка читал Володе вслух книжку. Взглянув на часы, дедушка сказал:
— А тебе пора спать, внучек. Дочитаем сказку завтра.
— Нет, — закричал Володя, — читай дальше, читай, читай, дедушка, открой книжку!
Мальчик стал грубо вырывать книгу из рук деда и в конце концов порвал ее.
Матери, наблюдавшей всю эту сцену, очень хотелось схватить сына и как следует отшлепать его, но она знала, что такая мера пользы не принесет, и сдержалась. Подойдя к мальчику, она сказала, что он поступил очень плохо, и потребовала, чтобы он извинился перед дедушкой. Хоть и с трудом, но ей удалось этого добиться. Потом она сказала Володе, что листы в книжке надо подклеить, она поможет ему в этом.
Вечером следующего дня сын и мать дружно работали. Видя, что мальчик трудится с усердием, мать его похвалила.
Володя взял порванный лист и сказал:
— Как жалко, что я порвал книжку, я больше не буду так.
Видно было, что мальчик задумался над своим поступком, что он хочет быть лучше и уже на деле доказывает это.
Сейчас Володя стал более дисциплинированным, усидчивым, уже многое умеет делать самостоятельно — одевается, наводит порядок в своем уголке — и, что самое ценное, проявляет некоторую заботу о взрослых.
Родители Володи добились успехов потому, что серьезно задумались над воспитанием мальчика, проявили настойчивость и выдержку, включили ребенка в посильные для него дела.
Настоящая родительская любовь должна быть требовательной. Определенные требования предъявляются уже самому маленькому ребенку. Выполнение их дисциплинирует малыша, организует его поведение, приучает в какой-то мере владеть своими желаниями, управлять своими поступками, а это уже значит, что в характере ребенка появляются первые волевые качества. Вместе с активностью мы развиваем у ребенка и умение тормозить свои действия, приучаем к сдержанности.
Целый ряд хороших желаний ребенка надо, конечно, выполнять. Но в чем-то родители должны быть абсолютно непреклонны: нельзя, скажем, прикасаться к штепселю, подходить к горящей печке, шалить со спичками, нельзя без спросу брать чужие вещи.
С самого начала в семье должно быть установлено, что можно делать ребенку и чего нельзя. Малыш полутора-двух лет не все поймет даже из коротких объяснений взрослых (а именно такими они и должны быть), но он привыкнет выполнять требования родителей.
Если мы будем последовательны, дети довольно быстро усвоят, что можно, а чего нельзя, и не станут тратить свои силы на выпрашивание, на капризы, на слезы.
Но нередко дети плохо понимают родительское «нельзя». Это происходит по ряду причин, и в значительной мере от того, что взрослые им все разрешают. Но главная беда все-таки в другом. Часто указание, запрещение взрослого оказывается не очень нужным, необязательным. Сам запрещающий это чувствует, невольно снижает тон. Или, что очень распространено, у родителей не хватает настойчивости, терпения, чтобы добиться выполнения своего указания. Короче говоря, это родительское «нельзя» выливается на деле в «можно» и так и воспринимается детьми.
Но, конечно, важно иметь в виду, что бесконечные отказы, запреты, окрики тоже очень вредны.
Ведь у растущего, развивающегося организма ребенка есть потребность в активной деятельности, и не только в физической, но и в умственной. А иная мать то и дело одергивает малыша: не бегай, ходи спокойней, не приставай с вопросами. Эти бесконечные запреты задерживают нормальное развитие ребенка. С другой стороны, нужно помнить, что предоставление ребенку полной свободы также вредно — он возбуждается, начинает вести себя неровно, беспорядочно. Деятельность ребят нужно организовать, необходимо следить за тем, чтобы подвижные игры чередовались у них со спокойными занятиями.
Воспитание идет успешнее и ребенок растет здоровее, если в семье установлен определенный распорядок дня — режим, если родители организуют содержательную, деятельную жизнь ребенка. При этом его организм привыкает к известному ритму, и у малыша постепенно появляется потребность в определенное время есть, спать, гулять, заниматься, играть.
Правильный режим — это важнейшее средство воспитания у дегей организованности, дисциплинированности. О том, как наладить режим детей в семье, можно посоветоваться с врачом, с воспитателем детского сада.
Приведем примерные режимы дня для детей дошкольного возраста.
Режим дня ребенка трех-четырех лет
Подъем, утренние процедуры с помощью взрослых (одевание, умывание)........... 8 час. — 8 час. 30 мин.
Утренний завтрак . . . 8 час. 30 мин. — 9 час.
Игры, занятия .... 9 час. — 10 час.
Прогулка............10 час. 15 мин. — 12 час .15 мин.
Обед................12 час. 30 мин. — 13 час.
Дневной сон.........13 час. 30 мин. — 15 час. 30 мин.
Игры в комнате ... 15 час. 30 мин. — 16 час. Полдник.............16 час.
Прогулка............16 час. 30 мин. — 18 час. 30 мин.
Ужин................19 час.
Спокойные игры ... 19 час. 30 мин. — 20 час.
Вечерний туалет (умывание перед сном, полоскание рта, желательно мытье ног). . 20 час.
Ночной сон..........20 час. 30 мин.
Режим дня ребенка пяти-семи лет
Подъем, утренние процедуры с помощью взрослых (одевание, уборка постели, гимнастика, умывание, желательно обтирание) 8 час.
Утренний завтрак . 8 час. 45 мин.
Занятие, игры дома, помощь взрослым . 9 час. — 10 час.
Прогулка . ... 10 час. 15 мин. — 12 час. 15 мин.
Обед 12 час. 30 мин. — 13 час.
Дневной сон, . . 13 час. 30 мин. — 15 час.
Игры в комнате, различные занятия 15 час. — 16 час.
Полдник . . 16 час.
Прогулка . 16 час. 30 мин. — 18 час. 30 мин.
Ужин 19 час.
Спокойные игры, занятия . . . . 19 час. 30 мин. — 20 час. 30 мин.
Вечерний туалет . 20 час. 30 мин.
Ночной сон ... 21 час.
Основная деятельность дошкольника — это игра1. Она дает детям радость, но это не только забава, а и серьезное занятие. В игре ребенок отражает впечатления окружающей жизни, приучается выполнять определенные правила; игра требует от него инициативы, усилия мысли, фантазии, физического усилия. В каких бы условиях ни жила семья, отец и мать могут позаботиться о том, чтобы у дошкольников были игрушки, определить место их хранения; они должны дать ребенку возможность спокойно играть, не дергая, не отрывая его поминутно. Хорошо иной раз и посоветовать, во что поиграть, как правильно вести себя в игре.
Обязательно надо приучать ребят к труду. Несложный труд детей, особенно трех-четырехлетнего возраста, еще тесно связан с игрой, однако посредством него родители приучают детей к самостоятельности, аккуратности, воспитывают уважение к труду, заботливое отношение к порученному делу, к своим обязанностям, желание помочь старшим. Во время работы дети приобретут и ряд знаний.
Очень важно для воспитания детей, для их умственного развития общение с отцом и матерью, с другими членами семьи во время прогулок и разнообразных занятий. Наблюдая вместе с ребенком строящийся дом, работу трактора, комбайна, бывая с ним в парке и в лесу, читая ему книгу, взрослые стараются расширить мир малыша, приблизить его к природе, к жизни Родины.
Общение взрослых с ребятами во время игр и различных занятий сближает их, помогает старшим лучше понять ребенка, познать его интересы, желания, а значит, и вернее направить их.
Иногда родителей беспокоит, что в одной семье и как будто при одинаковом воспитании дети растут совсем разные: один послушен, другой капризен, один аккуратен, другой неряшлив, один любит учить стихи, а другой нет. Конечно, у каждого ребенка есть свои индивидуальные черты, поэтому нельзя воспитывать детей всех одинаково, по трафарету. Очень верно сказал по этому поводу один отец: «Я и ласкаю-то каждого из ребят по-разному».
Заботясь о хорошем воспитании детей, применяя общеизвестные методы, взрослые непременно должны внимательно приглядываться к детям, подмечать особенности каждого. Это поможет правильно подойти к ребенку, лучше повлиять на него.
1 Играм, а также труду детей посвящены в нашем сборнике специальные статьи.