
А. В. ВЕДЕНОВ
кандидат педагогических наук
ВОСПИТАНИЕ ВОЛИ У ПОДРОСТКОВ
(Беседа)
Миша, ученик шестого класса, к удивлению своей мамы вдруг стал пить чай без сахара. Большой сластена, он заявил, что совсем не любит сладкого. Мама замечала и некоторые другие странности в его поведении. Хотя наступила зима, но Миша упорно отказывался надеть теплое пальто. Он пытался пойти в школу без головного убора, ворот его рубашки всегда был расстегнут.
Все дело в том, что Миша начал воспитывать свою волю. От сладостей он отказывался именно потому, что знал свое пристрастие к ним, — таким образом Миша испытывал свою стойкость. Он решил закаляться, приучать себя к холоду, всячески упражнял свою волю и проверял свою выносливость.
Одной из особенностей подростков является то, что многие из них начинают заниматься самовоспитанием. Дети в подростковом возрасте задумываются уже над своим характером, сравнивают себя с другими людьми. Они часто выбирают для себя идеального героя, на которого хотели бы походить. Обычно это герой гражданской или Великой Отечественной войны, персонаж какого-нибудь литературного произведения или кинокартины, а может быть, и кто-нибудь из близких знакомых или даже один из товарищей. Подростки подражают поведению своего любимого героя, стараются развить в себе качества, сходные с теми, которые они заметили в нем. Чаще всего они пытаются воспитывать свой характер, свою волю.
Безусловно, родителей может только обрадовать эта новая черта в поведении ребенка, его стремление заняться самовоспитанием. Очень хорошо, что он уже способен взглянуть на себя со стороны, что он замечает свои недостатки, хочет избавиться от них и воспитать у себя сильную волю, твердый, решительный, мужественный характер. Родители должны отнестись с большим вниманием, с глубокой серьезностью к этому стремлению сына или дочери, должны всячески поддерживать его.
Правда, приемы самовоспитания часто бывают у подростка не только курьезны, но даже опасны для его здоровья. Иногда и «любимый герой» выбран неправильно, и подражать ему вовсе не следует. Вот тут и нужно, чтобы родители сумели направить ребенка по верному пути, помогли ему выбрать предмет подражания и способы самовоспитания.
Это легко сделать только в том случае, если между подростком и родителями существует действительная близость, взаимное понимание, как говорят педагоги — контакт. Однако нередко бывает, что отец и мать теряют контакт с сыном-подростком. Происходит это обычно потому, что родители не учитывают особенностей его возраста. А эти особенности обязательно надо принимать во внимание. Дело в том, что подростки считают себя уже почти взрослыми и их очень обижает, когда родители продолжают относиться к ним, как к маленьким, говорят им: «Ты ничего не понимаешь», «Твое дело не рассуждать, а делать, как тебе велят» и т. п. Еще более оскорбительны для каждого подростка насмешки взрослых или даже только ироническое отношение к его интересам.
Совершенно неправильно поступила бы, например, Мишина мама, если бы она начала смеяться над тем, что Миша воспитывает свою волю, отказываясь от сладкого чая. Такое отношение матери, конечно, глубоко обидит Мишу. И мальчика в этом случае нельзя винить. Ведь намерения у него вполне серьезные, и он вправе ждать, что взрослые отнесутся к ним тоже с полной серьезностью. Отстаивая свое право на самостоятельность, чувствуя себя несправедливо обиженным, Миша либо начнет ссориться с мамой, упрямиться, настаивать на своем, либо замкнется, станет искать другие способы упражнения своей воли, которые будут теперь скрыты от взрослых и могут оказаться еще более опасными для его здоровья или даже жизни.
Родители при всех условиях остаются для подростка самыми близкими людьми. И в том случае, когда они с уважением отнесутся к его желаниям, внимательно и серьезно выслушают его, близость, взаимопонимание между ними и ребенком не будут нарушены, и родители смогут оказать на него необходимое воздействие. С Мишей можно спорить, можно и даже нужно решительно осуждать его способы самовоспитания, но при этом надо разговаривать с ним, как со взрослым человеком: он уже достаточно развит, он заслуживает, чтобы с ним говорили вполне серьезно, по-деловому. Задача родителей заключается в том, чтобы разъяснить ему, как в действительности формируются волевые качества личности, и помочь мальчику так организовать свою жизнь, чтобы эти качества у него выработались.
Для воспитания воли вовсе не надо придумывать какие-то специальные упражнения. Воля формируется и развивается в процессе всякой деятельности, если человек стремится к определенной цели и если для достижения этой цели необходимо преодолевать различные внешние и внутренние препятствия. И на обычном классном собрании иногда приходится проявить очень большое мужество, твердость характера и волю, если нужно выступить против своего близкого товарища, совершившего плохой поступок.
Очень важным условием воспитания воли является строгое соблюдение режима дня, аккуратное выполнение различных учебных, общественных и домашних обязанностей. Все это требует часто больших усилий, напряжения воли, подавления различных желаний: ведь обязанности должны выполняться всегда самым добросовестным образом и в отведенное для этого время, если даже у человека и нет подходящего настроения и ему хочется сейчас заняться чем-либо другим. Когда Миша решительно откладывает в сторону увлекательную книгу, прерывает чтение на самом интересном месте и принимается за решение грудных и скучноватых для него задач по алгебре, он в это время и проверяет, насколько сильна его воля, и одновременно воспитывает, тренирует ее. Преодоление своих случайных желаний и настроений ради того, чтобы вовремя и наилучшим образом выполнить намеченное дело, — это и есть самый верный путь воспитания воли.
Нужно все это хорошо разъяснить подростку.
Но одних лишь разъяснений недостаточно. Необходимо и практически помочь ему в самовоспитании. Эта помощь выразится прежде всего в высокой требовательности к нему. Высокие требования — это первый признак уважения и доверия к человеку. Подросток вступает в тот возраст, когда он может сам следить за своим поведением. Именно поэтому родители и должны предъявлять к нему самые высокие требования. Они напоминают ему об его обязанностях и каждый раз решительно требуют их выполнения.
Требуя от подростка соблюдения режима дня, точного выполнения своих обязанностей, нужно помочь ему воспитать в себе деловитость — эту важнейшую черту волевого человека. Деловитый человек всегда полностью использует свое рабочее время для труда, не смешивает дела с бездельем.
Ребята должны знать, что безделье вообще расслабляет, обезволивает человека. Если же он ничего не делает во время, предназначенное для работы, то это действует на него самым разлагающим образом.
Встречаются такие подростки, которые просиживают за своими уроками долгие часы, но часто они только тратят много времени, а практически делают очень мало. Они поминутно отвлекаются от уроков и занимаются всякими посторонними делами, то вдруг задумываются, начнут мечтать о чем-нибудь, соблюдая при этом видимость напряженной работы. Не говоря уже о бесполезной затрате времени, это приводит и к переутомлению, так как подросток хоть и не работает, но и не отдыхает.
Отсутствие воли у подростков выражается также и в том, что некоторые из них, получив то или иное поручение дома или в школе, долго «раскачиваются», прежде чем приступят к его выполнению. Они пользуются любым поводом, чтобы оттянуть время, оправдать свое безделье. Все это признаки начинающейся лени, которая характерна для слабовольных людей.
Подростку надо не только объяснить это, но и помочь ему исправиться. Для этого его поведение необходимо взять под строгий контроль. Когда он готовит уроки, нужно наблюдать за ним, следить, чтобы он не отвлекался, не мечтал, а быстро, целеустремленно выполнял задание учителя. Повседневный контроль необходим будет до тех пор, пока у сына или дочери не разовьется привычка напряженно и упорно работать, не отвлекаясь ничем посторонним.
Воля развивается в процессе труда. Чем сложнее и труднее деятельность, чем больше препятствий приходится преодолевать подростку, тем лучше развивается его воля.
Родители должны побуждать подростка к волевой деятельности, предъявляя ему высокие требования и тем самым выражая свое доверие и уважение к нему. Но требования к детям надо всегда соизмерять с их действительными силами и возможностями. Хотя подростки и уверены в том, что они уже взрослые, однако в их поступках еще много ребячества, много детского. Это особенно сильно проявляется в случаях неудач, когда подросткам не удается выполнить что-либо так, как им хотелось бы. Часто они бросают начатое дело, как только возникнут серьезные препятствия. Тем более они не любят начинать свою работу сначала, если их первые попытки не увенчались успехом. Во всех случаях неудач надо помочь подростку разобраться в их причинах и закончить начатое дело, может быть повторив все сначала или применяя совсем другие способы работы.
Подростки часто болезненно и неправильно реагируют на неудачи, легко теряют веру в свои силы. Для человека, не верящего в свои силы, даже ничтожное затруднение становится непреодолимой преградой. Он еще не приступал к делу, а у него уже заранее опустились руки. Конечно, человек в таком состоянии не способен сделать над собой усилие, совершить волевой поступок. Поэтому нужно помогать подростку добиваться успехов в любом полезном деле, которым он займется. Успех будет воспитывать у него веру в свои силы, готовность идти навстречу трудностям.
Причиной неудач у ребят чаще всего бывает отсутствие необходимых знаний, умений или навыков. Поэтому, прежде чем давать сыну или дочери какое-нибудь серьезное поручение, необходимо проверить, имеются ли у них нужные знания, умения. Часто бывает необходимо сперва научить ребят, внимательно проинструктировать их, наметить вместе с ними план работы и только потом разрешать приступить к делу.
Причиной неудачи может быть и недостаток у подростка терпения, выдержки, усидчивости. Во всех этих случаях помощь взрослых должна выражаться в постоянном контроле, в ясных, твердых и неуклонных требованиях.
Таковы основные условия воспитания воли и твердости характера у детей подросткового возраста.