
Л. И. БОЖОВИЧ
кандидат педагогических наук
О ВРЕДЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАКАЗАНИЙ
(Беседа)
Есть семьи, в которых детей не только любят, но и умеют воспитывать: правильно организуют их режим, учитывают их силы и возможности, не требуют от детей того, чего они еще не могут выполнить, но вместе с тем никогда не снижают своей требовательности, если речь идет о том, что дети могут и должны делать.
В этих семьях родители хорошо понимают детей, понимают, почему ребенок совершил тот или иной поступок, какое побуждение лежало в его основе, и если в этом побуждении не было ничего дурного, то, как бы ни был плох сам поступок, ребенка не наказывают.
Естественно, что в таких семьях между взрослыми и детьми устанавливается контакт, взаимное понимание и дети, как правило, слушаются родителей с первого слова.
Иногда и в этих семьях бывают случаи, когда родители, не сдержавшись, шлепнут ребенка, чего, конечно, не следует допускать, но физическое наказание не становится здесь постоянной мерой воздействия и не меняет общего стиля отношений между взрослыми и детьми.
Но, к сожалению, есть у нас еще семьи, в которых детей наказывают физически постоянно и считают это вполне нормальным.
Правда, если вы спросите у таких родителей, согласятся ли они, чтобы их детей били в яслях, в детском саду, в школе, то они, безусловно, ответят отрицательно. Более того, они будут возмущаться и жаловаться, если кто-либо ударит их ребенка, но сами, у себя дома, своего ребенка они считают возможным бить, а иногда даже превращают такое наказание в систему.
Многие при этом убежденно доказывают, что физические наказания необходимы и даже полезны и что от родителей ребенок должен все стерпеть. Тут на помощь обычно привлекается опыт старших поколений: «Раньше, мол, всех били, и ничего, хорошие люди вырастали»; старые поговорки: «За битого двух небитых дают» и др. Одни защищают мысль, что наказывать ребенка надо пока он маленький, так как в старшем возрасте это может «морально тяжело отразиться на нем». Другие, напротив, считают, что бить следует, когда дети уже «войдут в разум». Очень часто родители рассуждают и так: «Постоянно бить детей нехорошо, но изредка, за дело — только полезно» и т. п.
Отцы и матери, защищающие физические наказания, найдут сторонников среди буржуазных педагогов. Многие из них не только оправдывали физические наказания, но и создавали «теории» в их защиту. Они говорили, что задача воспитания заключается в том, чтобы сломить, обуздать «злую волю» ребенка, подчинить ее авторитету более старшего и сильного. «Подчинение, — утверждал известный немецкий педагог Гербарт, — достигается силой, и сила должна быть достаточно большой и проявляться достаточно часто, чтобы достигнуть полного успеха прежде, чем в ребенке начнут обнаруживаться следы настоящей воли». Другой буржуазный педагог — Паульсен заявлял: «Без высшей формы страха — почтения, основанного на мысли о наказании, невозможно вообще никакое воспитание».
Однако в действительности ребенку вовсе не присуща с самого начала какая-то «злая воля», которую взрослый якобы должен сломить, подавить и подчинить своей воле. И ребенка вовсе не надо воспитывать в «трепете и повиновении», развивать в нем слепое и беспрекословное послушание, основанное на страхе перед наказанием. Такие задачи ставит перед собой буржуазная педагогика, которая стремится воспитывать в широких народных массах рабскую покорность и полное, безоговорочное признание права сильного.
Совсем иные цели преследует коммунистическое воспитание. Оно ставит перед собой задачу не подавлять, а всесторонне развивать способности ребенка, укреплять его волю, его характер. И даже в том случае, если кто-либо из наших детей или подростков совершит плохой поступок, мы и тогда не будем стремиться подавить его волю, тем более физическим наказанием, а будем искать иных, более правильных способов педагогического воздействия.
Но почему же некоторые родители все-таки продолжают и сейчас бить своих детей? Почему мы никак не можем отделаться от этого пережитка прошлого, который унижает взрослого и калечит душу ребенка?
По-видимому, многие и хотели бы воспитывать иначе, да не умеют, и им кажется, что, отказавшись от физических наказаний, они и вовсе не справятся с ребенком, он совсем «отобьется от рук». Иные родители не пользуются другими способами воспитания, так как эти способы требуют от них большего внимания, выдержки и терпения.
Но самое главное — это то, что некоторым родителям кажется, будто физические наказания помогают. Эти родители читают книгу о вреде физических наказаний, слушают лекции на эту тему, а сами думают: «Э, что бы вы там ни говорили, как бы ни доказывали, а побьешь ребенка — и получается толк!»
Ошибочное впечатление, будто побоями можно исправить ребенка, создается потому, что часто дети действительно перестают делать то, за что их побили. Один пожилой рабочий, отец большого семейства, рассказывает: «Мой двенадцатилетний сын взял у матери из комода деньги. Я так его отстегал за это, что он теперь к комоду и подойти боится». Действительно, мальчик денег из комода больше не брал. Может показаться, что отец здесь добился цели. Однако это не так. История эта имеет свое типичное продолжение. Через некоторое время выяснилось, что мальчик утаил сдачу, потом он начал обманывать мать при покупках, наконец, стало известно, что он таскает деньги даже у своих товарищей. И это понятно: побои заставили ребенка не повторять того поступка, за который он был жестоко наказан, но причины поступка не уничтожили. Они ликвидировали лишь проявление порока, но не самый порок. Больше того: побои не только не принесли пользы, они принесли вред — сделали порок тайным.
Теперь перевоспитание ребенка стало более трудным. Хорошо еще, если родители достаточно наблюдательны, а мальчик недостаточно осторожен — тогда его дурное поведение будет быстро обнаружено. Но ведь есть такие родители, которые думают, что побои могут чему-то научить, что таким способом им удалось исправить своего ребенка, а ребенок тем временем спокойно продолжает обманывать родителей, и к уже имеющимся у него дурным качествам прибавляется еще одно — лживость, лицемерие.
Итак, первое, о чем следует подумать родителям, — это о том, что при физических наказаниях часто создается видимость успеха, за которой в действительности скрывается поражение родителей: дети, которых бьют, «исправляются» лишь в присутствии взрослых, но зато у них вырабатывается привычка делать все нехорошее исподтишка.
Но могут быть и другие случаи. Представим себе на минуту: наказание было так сильно, что страх перед ним подавил то внутреннее побуждение, которое толкнуло ребенка на нехороший поступок. Иначе говоря, могло случиться так, что, избитый отцом, мальчик не только перестал красть деньги из комода, но что у него вообще пропала охота красть. И так тоже бывает.
Но зададим себе вопрос: почему он перестал красть? Разве побои заставили его понять всю неблаговидность поступка и раскаяться в нем? Разве они вызывали у него желание исправиться? Нет. Физическое наказание принесло боль и обиду, унижение, оно вызвало у мальчика чувство страха, и если ребенок перестал делать то, за что его побили, значит, страх перед болью, перед физическим страданием победил в нем все другие чувства и желания. В этом случае отцу действительно удалось добиться желаемого результата, но он достиг этого дорогой ценой, усиливая в ребенке такие качества, как трусость, малодушие. Не следует забывать и о том вреде, который причиняют телесные наказания нервной системе ребенка: они нередко приводят к серьезным нервным заболеваниям.
Значит, и тогда, когда физическое наказание как будто приводит к цели, оно наносит огромный ущерб духовному, а часто и физическому развитию ребенка — такой ущерб, который не может быть оправдан никаким временным успехом.
Многие родители вступают на путь суровых физических наказаний стихийно, не намеренно. Сначала они наказывают ребенка от случая к случаю, не умея иначе воздействовать на него. Особенно часто это можно наблюдать в отношении маленьких детей. Шлепки, подзатыльники, удары по рукам — обычный способ воздействия в некоторых семьях. Этот способ кажется родителям настолько естественным по отношению к малышам, что они, не стесняясь, применяют его не только дома, но и в общественных местах: на улице, на бульваре, в трамвае. Вместо того чтобы уговорить расшалившегося ребенка, занять его каким-нибудь делом, переключить внимание малыша, родители угощают его шлепками — ведь это проще всего.
И в некоторых семьях такие наказания постепенно входят в систему, так как дети перестают реагировать на другие меры воздействия. Учащаясь и становясь системой, наказания вместе с тем и усиливаются. Сначала это были случайные шлепки, потом появляется ремень.
Одна мать, которая часто бьет своего тринадцатилетнего сына, сказала: «И хотела бы не бить, да не могу уже справиться. Бью, а сама плачу».
Когда физические наказания становятся обычным средством воздействия на ребенка, все его поведение определяется чувством страха перед этим наказанием. А это приводит к тому, что у ребенка вырабатываются скверные привычки, которые постепенно становятся его второй натурой.
Итак, телесные наказания могут привести ребенка к повиновению, но что это будет за ребенок и какой из него вырастет человек? Слабые дети становятся вследствие наказаний трусливыми и безответными; сильные — жестокими и дерзкими. И в обоих случаях наказания развивают в детях озлобление, лживость, хитрость, лишают их детской непосредственности, здоровой жизнерадостности и веселости.
Замечательный советский педагог Антон Семенович Макаренко говорит: «Из забитых и безвольных детей выходят потом либо слякотные, никчемные люди, либо самодуры, в течение всей своей жизни мстящие за подавленное детство».
Но разве таких людей хотели бы мы воспитывать?
Нет, конечно. Мы стремимся воспитывать смелых, активных людей, полных оптимизма, не безропотных исполнителей чужой воли, но людей сознательно дисциплинированных, обладающих решительностью и творческой инициативой. Только такой человек может быть подлинным строителем коммунизма, может познать всю полноту человеческого счастья.
Необходимо указать еще на одно тяжелое последствие физических наказаний: они обычно приводят к отчуждению между ребенком и родителями, а следовательно, лишают родителей возможности влиять на своих детей.
Очень часто в результате физических наказаний ребенок становится упрямым. Упрямство — это своеобразная форма самозащиты ребенка, особая форма его протеста. Будучи слабым и беззащитным, не имея возможности противопоставить свою волю воле взрослых людей, ребенок замыкается в себе, становится невосприимчивым, как бы глухим к воздействию окружающих, занимает позицию внутреннего, молчаливого сопротивления.
Таким образом, физическое наказание вредно еще и тем, что оно закрывает другие пути воспитания ребенка. А когда ребенок, которого постоянно наказывали физически, вырастает, отношения в семье становятся особенно сложными.
Недавно мы получили письмо от одной матери. Она пишет: «Я узнала, что моя дочь Таня, ученица десятого класса, встречается с юношей. Я ее выругала за это и сильно побила, но она с ним встретилась снова. Я ее снова побила, но она в тот же вечер опять побежала к этому парню. Что же мне с нею делать? Дайте мне, пожалуйста, правильный совет».
Теперь, когда дочь подошла к порогу совершеннолетия, мать наконец почувствовала, что в воспитании Тани не все обстоит благополучно, и обратилась за помощью к другим.
Оказалось, что никуда не годится вся воспитательная система, которая применялась в этой семье. Мать ничего не может поделать с дочерью. Дочь вышла из повиновения как раз тогда, когда ей больше чем когда-либо необходимо руководство старшего друга, опытного и разумного. Таня стала встречаться с юношей. Может быть, это очень хороший человек и дружба с ним будет только полезна девушке. Но возможно ведь и обратное. Возможно, что Таня подружилась с недостойным человеком, и сама, по своей молодости и житейской неопытности, не видит этого. И ей сейчас очень нужна помощь матери, ее серьезный и дружеский совет. Именно дружеский совет, а не ругань и побои.
Но в том-то и состоит большая, может быть непоправимая, беда Тани и ее матери, что Таня теперь уже не станет слушать материнских советов. Мать и дочь давно уже стали чужими людьми. Да ведь мать никогда и не стремилась к тому, чтобы между нею и Таней установилось взаимное понимание, настоящая душевная близость. «К чему это? — думала она. — Дочка слушается — и ладно».
Подводя итог всему сказанному, мы хотим обратиться ко всем родителям со словами: учитесь воспитывать своих детей, не применяйте физических наказаний! Ведь даже уход за растениями требует специальной подготовки, знания особенностей этих растений, способов их выращивания. Так не жалейте же времени для того, чтобы научиться воспитывать детей, растить из них людей, нужных и семье и нашему советскому обществу.