Поговорим о наших детях : сборник бесед, рассказов, очерков(фрагмент)



А. В. ВЕДЕНОВ

кан­ди­дат педа­го­ги­че­ских наук

ВОС­ПИТА­НИЕ ВОЛИ У ДЕТЕЙ ДОШ­КОЛЬ­НОГО ВОЗ­РА­СТА

(Беседа)

КОЛЕ — семи­лет­нему маль­чику — пору­чено важное дело. Он должен купить в киоске для папы газету. Гордый таким серьезным пору­че­нием, мальчик идет к киоску, в кулаке у него зажата монета, которую он сейчас отдаст про­давцу. Но нав­стречу ему дви­жется колонна физ­куль­тур­ни­ков с орке­стром — редкое явление на этой улице. Коля поражен этим зре­ли­щем. Он стоит, широко открыв глаза и рот. Он не заме­чает, как монета выпа­дает из его руки. И вот Коля уже идет за орке­стром, забыв обо всем.

Дети, не только дош­коль­ники, но и младшие школь­ники, еще очень импуль­сивны, то есть их пове­де­ние часто опре­де­ля­ется не их наме­ре­ни­ями, не поста­в­лен­ной перед ними целью, а сло­жив­шейся обста­нов­кой, слу­чайными обсто­я­тель­ствами.

Многие роди­тели, зная эту черту детей, пола­гают, что воля, то есть спо­соб­ность осу­ще­ст­влять свои наме­ре­ния, планы, поя­в­ля­ется у ребенка сама собой, когда он ста­но­вится старше. К сожа­ле­нию, это не так. И среди взро­с­лых встре­ча­ются сла­бо­воль­ные люди, у которых пове­де­ние зависит не от их серьезных планов, а от совер­шенно слу­чайных причин. Конечно, все роди­тели хотели бы, чтобы их дети выра­с­тали людьми воле­выми, энер­гич­ными, дея­тель­ными, спо­соб­ными настой­чиво стремиться к поста­в­лен­ной цели, пре­о­до­ле­вать пре­пят­ствия, уме­ю­щими в случае необ­хо­ди­мо­сти пода­в­лять отдель­ные свои желания и чувства, под­чи­нять их главной задаче. И роди­тели должны знать, что твердая воля поя­в­ля­ется у чело­века только в резуль­тате правиль­ного вос­пита­ния.

Никаких спе­ци­аль­ных приемов и методов вос­пита­ния воли не суще­ствует. Я оста­но­в­люсь лишь на трех усло­виях, имеющих особо важное зна­че­ние для раз­ви­тия нрав­ствен­ных качеств и воли у детей.

Первое и обя­за­тель­ное условие правиль­ного вос­пита­ния — это орга­ни­за­ция само­сто­я­тель­ной дея­тель­но­сти ребенка. Как можно раньше нужно научить ребенка оде­ваться и раз­де­ваться, есть самому, убирать за собой игрушки. Те матери и отцы, которые делают за него то, что он может сделать сам, совер­шают гру­бейшую ошибку Они задер­жи­вают раз­ви­тие многих его спо­соб­но­стей, и в том числе воли.

Ребенка необ­хо­димо спе­ци­ально учить и само­об­слу­жи­ва­нию и умению само­сто­я­тельно играть. Все это очень важно для раз­ви­тия его волевых качеств: он учится владеть пред­метами, ору­ди­ями труда, вещами, учится под­чи­нять их себе Чулок легко натя­ги­ва­ется на ногу, тогда как раньше пятка почему-то всегда ока­зы­ва­лась наверху, кубики не раз­вали­ва­ются, каран­даш рисует, иголка шьет, а не впи­ва­ется го и дело в руку.

Приучая дегей к само­сто­я­тель­но­сти, где только воз­можно, мы вос­пи­ты­ваем у них чрез­вы­чайно ценное каче­ство — спо­соб­ность действо­вать целе­со­об­разно, целе­на­пра­в­ленно, го есть раз­ви­ваем их волю.

Второе важ­нейшее условие вос­пита­ния воли у детей заклю­ча­ется в том, чтобы при­у­чать их выпол­нять правила обще­ствен­ного пове­де­ния, слу­шаться взро­с­лых.

Вос­пи­ты­вая у ребенка само­сто­я­тель­ность, мы учим его быть актив­ным, дея­тель­ным, учим под­чи­нять себе пред­меты, вещи Приучая его строго соблю­дать правила обще­ствен­ного пове­де­ния, выпол­нять рас­по­ря­же­ния старших, мы вос­пи­ты­ваем у него умение упра­в­лять своим соб­ствен­ным пове­де­нием, орга­ни­зо­вы­вать самого себя.

С самого раннего воз­ра­ста ребенок должен знать слово «нельзя» и под­чи­няться ему. Достиг­нуть этого можно только при условии, если вос­пита­тели будут всегда тверды и настой­чивы в своих тре­бо­ва­ниях. Следует помнить, что тре­бо­вать от ребенка — это, конечно, не значит кричать на него, грозить ему. Вместе с тем недо­пу­стимо и обрат­ное: уго­ва­ри­ва­ние, упра­ши­ва­ние. Нужно спо­койно и твердо изо дня в день пов­то­рять опре­де­лен­ные тре­бо­ва­ния, и ребенок при­выкнет им под­чи­няться.

Роди­тели должны помнить, что их ребенок встретится с боль­шими труд­но­стями в школь­ном кол­лек­тиве, если он до школы не при­выкнет под­чи­няться рас­по­ря­же­ниям взро­с­лых. Ему и дальше в жизни будет нелегко, если роди­тели не приучат его к само­дис­ци­плине, к умению упра­в­лять собой, своим пове­де­нием.

Круг тре­бо­ва­ний, который предъ­я­в­ля­ется ребенку, зависит от его воз­ра­ста. Но от каждого дош­коль­ника нужно тре­бо­вать соблю­де­ния режима дня, выпол­не­ния основ­ных правил веж­ли­во­сти, акку­рат­но­сти, опрят­но­сти и, начиная со стар­шего дош­коль­ного воз­ра­ста, выпол­не­ния опре­де­лен­ных обя­зан­но­стей.

Наличие обя­зан­но­стей — это третье и, пожалуй, самое важное условие вос­пита­ния воли.

Выпол­няя обя­зан­но­сти, ребенок при­выкнет быть полезным окру­жа­ю­щим его людям. Если не при­у­чать его к этому, он станет эго­и­стом, который заботится только о себе. Вообще очень многие недо­статки поя­в­ля­ются у детей, когда они растут без обя­зан­но­стей.

Никогда не поздно исправить ошибки вос­пита­ния и при­у­чить ребенка заботиться о других. Но, конечно, если ребенок подрос, добиться этого будет нелегко. Теперь уже при­дется ломать уко­ре­нив­ши­еся у него дурные при­вычки, а это потре­бует от роди­те­лей большой выдер­жки, твер­до­сти и настой­чи­во­сти.

Поэтому надо ребенку с малых лет внушать мысль, что он должен вместе со взро­с­лыми участ­во­вать в труде. Вот, напри­мер, четы­рех­лет­ний малыш идет с матерью из мага­зина. Он только дер­жится за сумку, в которой мать несет покупки, но в его памяти сохра­нится пред­ста­в­ле­ние о том, что он помог матери нести тяжелую сумку. Когда ребенок под­ра­стет, надо давать ему пору­че­ния, которые он будет выпол­нять само­сто­я­тельно. Раньше он мыл посуду вместе с мамой, теперь моет сам. А еще позже у ребенка поя­в­ля­ются посто­ян­ные обя­зан­но­сти.

Конечно, обя­зан­но­сти у дош­коль­ника пре­дельно просты и нем­но­го­чи­с­ленны, но они ста­но­вятся зна­чи­тель­ным еже­д­нев­ным собы­тием в его жизни. И самая важная задача у роди­те­лей здесь — это вос­питать у него при­вычку что-то делать не только для своего удо­воль­ствия или раз­вле­че­ния, но и потому, что это нужно окру­жа­ю­щим его людям. Роди­те­лям следует вся­че­ски отме­чать ту пользу, которую при­но­сит своим трудом малыш, ока­зы­вая какую-нибудь услугу маме, папе, бабушке, сестре.

Наличие обя­зан­но­стей фор­ми­рует нрав­ствен­ный облик ребенка и вместе с тем укреп­ляет его волю, так как он при­у­ча­ется делать важное и нужное дело даже тогда, когда ему хочется заняться чем-либо другим. Хорошо выпол­няя пору­че­ния роди­те­лей, дош­коль­ник заранее гото­вится к пред­сто­я­щему ему школь­ному труду.

Надо следить за тем, чтобы обя­зан­но­сти ребенка были бы ему под силу. В любом деле, если ребенок испы­ты­вает затруд­не­ние, необ­хо­димо помочь ему. Прийти на помощь малышу нужно прежде всего затем, чтобы научить его спра­в­ляться с труд­но­стями, а также и для того, чтобы под­чер­к­нуть важ­ность пору­чен­ного ему дела: «Раз ты не можешь справиться один, я тебе помогу, потому что это дело нельзя бросать неза­кон­чен­ным, его обя­за­тельно надо выпол­нить».

А когда работа сделана и сделана успешно — пусть и сов­мест­ными уси­ли­ями, — ребенок полу­чает заслу­жен­ное мораль­ное удо­вле­тво­ре­ние. И к новому само­сто­я­тель­ному заданию он теперь при­сту­пит с большей охотой, с большей готов­но­стью довести дело до конца.

Эти три условия — само­сто­я­тель­ность, умение под­чи­няться и выпол­не­ние обя­зан­но­стей — явля­ются важ­нейшими для раз­ви­тия у детей волевых качеств.

Воля будет раз­ви­ваться у ребенка по мере услож­не­ния его обя­зан­но­стей, по мере того, как он при­у­чится само­сто­я­тельно спра­в­ляться со все более труд­ными зада­ни­ями, пре­о­до­ле­вая раз­лич­ные затруд­не­ния, воз­ни­ка­ю­щие на его пути. И он будет расти энер­гич­ным, настой­чи­вым чело­ве­ком, станет дея­тель­ным, целе­устрем­лен­ным участ­ни­ком ком­му­ни­сти­че­ского стро­и­тель­ства.

с. 77—80


Также в рубрике «Характер»