
Л. В. ПИСАРЕВА
кандидат медицинских наук, доцент
ПОДВИЖНЫЕ И «ЗАТОРМОЖЕННЫЕ» ДЕТИ
(Беседа)
ОДНАЖДЫ, проходя через сквер, я присела отдохнуть. Как обычно, на скверике было много ребят. Моим соседом тоже оказался мальчуган, сидевший рядом с бабушкой, занятой вязанием. Я достала из портфеля книгу и принялась читать. Но вскоре шум, поднятый бегавшими вокруг ребятами, заставил меня оторваться от книги. Больше всех бегал и кричал худенький мальчик лет четырех в синей матроске.
— Коля, Коленька! Не бегай так быстро — упадешь, — кричала молодая женщина, по-видимому, мать, сидевшая поодаль. Запыхавшись, Коля присаживался на первую попавшуюся скамейку, но через несколько минут снова вскакивал. И опять по скверику разносился беспокойный голос молодой женщины:
— Коля, не подходи к яме. Коля, не лезь на забор!
Но Коля не мог сидеть на месте. Он немного попрыгал, пытаясь дотянуться рукой до ветки молодого деревца, тут же схватил катившийся мимо чужой мяч и ударил по нему ногой так, что мяч полетел в дальний конец аллейки. За это ему попало от владельца мяча. Коля громко заревел. Впрочем, через две минуты слезы высохли и он вместе с обидевшим его мальчиком уже играл в футбол.
— Вот беда-то. Замаешься с таким, — сочувственно заметила моя соседка. Отложив вязание, она тоже наблюдала за Колей.
— Ну, куда, куда несется! — проговорила она сердито, когда Коля чуть было не налетел на маленького велосипедиста. — Нет, я бы такого и нянчить не стала. То ли дело мой птенчик: сидит спокойненько с бабушкой, голубочек мой ненаглядный. Любишь бабушку, Сашенька?
Я обратила внимание на своего соседа. Он сидел, прислонившись к бабушке, и наблюдал за бегавшими ребятишками.
Я сказала ему:
— Иди и ты поиграй с ними, Саша.
Саша ничего не ответил и не сделал никакой попытки слезть со скамейки.
— Ну их, озорников, пускай бегают, — вступилась бабушка, — а Сашенька у меня, не поверите, золотой ребенок. Я с ним и обед успеваю приготовить и в комнате убрать. Дам ему кубики или катушечки, он и сидит тихохонько.
— Что вы говорите! Так и сидит все время?
— Да, спокойненький мальчик. Не то что этот озорник.
Очень неприятно было мне огорчать Сашину бабушку. Но ради Саши пришлось сказать ей: зря она радуется тому, что мальчик все время тихо сидит на месте. Это совсем не так уж хорошо. Ведь движение необходимо для растущего организма ребенка.
Взрослые же часто не понимают этого и не разрешают ребенку бегать, радуются, когда он тихо сидит на одном месте и «не мешает». Такое воспитание может принести ребенку только вред.
Почему же это так важно, чтобы дети много двигались? Каждая мать, наверное, замечала, что, побегав, дети лучше едят. Происходит это потому, что, когда ребенок находится в движении, лучше работают его органы пищеварения. Когда ребенок бегает, он глубже дышит, у него развивается грудная клетка, улучшается кровообращение.
Такие же дети, которые, как Саша, мало находятся в движении, обычно едят без аппетита, обмен веществ у них часто нарушен.
Ребенку нужно предоставить возможность свободно двигаться, резвиться. Вместе с тем необходимо воспитывать у него и умение сдерживаться. Делать это нужно постепенно, учитывая возраст ребенка.
Всеми движениями человека управляет головной мозг. Работа головного мозга состоит из двух процессов: процесса возбуждения и процесса торможения — задерживания деятельности. Между ними как бы идет постоянная борьба.
Новорожденный ребенок еще совсем не умеет управлять своими движениями. Если он не спеленут, то он безостановочно и без всякой цели болтает своими ручками и ножками. С ростом ребенка эти движения постепенно начинают приобретать некоторую целеустремленность. Он не просто двигает ручкой, но и в нужный момент задерживает свои движения, пытается что-то схватить, отдергивает руку. Он учится тормозить свои действия, управлять своими движениями. Чем старше ребенок, тем лучше умеет он управлять своими действиями. Но развитие этого умения идет очень медленно. И в дошкольном и даже в младшем школьном возрасте процесс возбуждения у детей преобладает над процессом торможения, дети не всегда умеют совладать со собой, вовремя остановиться. Такой мальчик, как Коля, и в десять лет может быть очень подвижным. Он вертится под ногами у взрослых, прыгает, шумит. Возвратившись из школы, он бросит портфель на первый попавшийся стул. Тут же начинает что-нибудь оживленно рассказывать. В театре это самый шумный зритель. Он возбуждается, бурно переживает вместе с героями пьесы. Его легко рассердить, но зато обиды он забывает быстро. Он может и поозорничать и подраться с товарищем.
— Противный мальчишка! Толкнул взрослого, налетел на малыша. Просто хулиган какой-то! — говорят иногда о таком не в меру живом мальчике. Но при этом не учитывают, что поступил он так не со злым умыслом, а все оттого же — из-за недостаточно развитой способности вовремя затормозить свои действия, вовремя остановиться.
Обычно такие ребята доставляют немало беспокойства учителю в школе. Посидев некоторое время на уроке, ребенок устает от этого состояния сосредоточенного покоя, от того, что ему приходится сдерживаться. Он начинает вертеться на парте, возиться. При этом он, конечно, мешает другим, нарушает дисциплину.
Иначе обстоит дело с Сашей, у которого процесс торможения преобладает над процессом возбуждения.
Саша будет расти незаметно. Может быть, он попрежнему будет радовать бабушку тем, что не бегает, не дерется с товарищами. Не очень чуткие педагоги тоже не обратят внимания на такого мальчика, будут считать его благополучным учеником. На самом же деле, может быть, о нем следует беспокоиться больше, чем о Коле. Правда, Саша усидчив, умеет сосредоточиться, долго занимается каким-нибудь делом. Это очень хорошо. Но если Сашу воспитывать так, как воспитывает его бабушка, то прежде всего он будет расти неуклюжим, плохо развитым физически.
Нужно помнить и о том, что недостаточная двигательная деятельность часто является результатом неправильной работы желез внутренней секреции, и тут необходимо вмешательство врача.
Если же не обращать на Сашу внимания, то он так и будет оставаться пассивным. Такой ребенок с завистью смотрит, как дети играют в мяч, в салки. Ему хочется тоже принять участие в игре, но он не решается подойти к ребятам. Ведь он не привык бегать, быстро двигаться, он неловок, неповоротлив. Кроме того, ему мешает застенчивость, которая будет у него с годами усиливаться. Вот и сидит такой мальчик обычно где-нибудь в сторонке, ему скучно и одиноко. Это скажется в дальнейшем на его характере. И через несколько лет Сашина бабушка и его родители будут удивляться, почему такой хороший мальчик, который так спокойно и тихо рос, стал замкнутым, мрачным, нелюдимым, не имеет товарищей.
Такие дети, как Саша, требуют к себе особенно внимательного и бережного отношения.
Как же воспитывать Сашу?
Прежде всего его надо настойчиво и терпеливо привлекать к подвижным играм, выбирать на активные роли. Так как он не уверен в своих силах, его надо почаще подбадривать, хвалить. Тогда Саша скорей научится преодолевать свою заторможенность.
Но самое главное, о чем не должны забывать родители, — это о том, что для правильного развития ребенка его необходимо приучать к труду. Начав с маленьких несложных поручений, надо постепенно усложнять труд детей. Дети обычно любят работать. Даже в игре они постоянно придумывают себе всевозможные задания. А если задание дает им взрослый и это «настоящее дело», дети обычно бывают очень довольны. Хорошо, если ребенку предоставлена некоторая самостоятельность и он сам должен решить, как лучше выполнить то или иное дело, но при этом надо, конечно, ему незаметно подсказать решение, помочь советом. Ни в коем случае не ругайте его даже тогда, когда он что-нибудь сделал не так, как надо, не смейтесь над его неумелостью. Если ребенок почувствует, что выполнил работу хорошо, он станет смелее, активнее, у него появится вера в свои силы.
Конечно, бороться с пассивностью ребенка нужно очень осторожно, не насилуя его воли, постепенно давая ему все более трудные задания.
Умело преодолевая заторможенность ребенка, вы улучшите его физическое развитие, поможете воспитанию у него решительности, инициативы, и он со временем станет жизнерадостным, общительным, равноправным членом детского коллектива.
Ну, а как нужно воспитывать подвижных детей, у которых преобладает состояние возбуждения? Тут перед родителями стоят уже несколько иные задачи.
Конечно, ребенку обязательно нужно дать возможность повозиться, побегать, попрыгать. Но он должен знать, что в такое-то время нельзя шуметь и бегать, так как он мешает отцу или матери отдыхать, старшей сестре делать уроки. С возбудимыми детьми хорошо играть в такие игры, где ребенок по условиям игры должен уметь сдерживаться, например: постоять, не двигаясь, на одной ноге, посидеть какое-то время молча, подождать, пока дойдет его очередь бежать, когда играют в горелки. В более старшем возрасте таким детям очень полезно заниматься рыбной ловлей — с удочкой надо сидеть тихо и терпеливо выжидать, пока клюнет.
И конечно, подвижных детей, так же как и заторможенных, надо приучать к труду. Если предложенная ребенку работа заинтересует его, он уже не будет бесцельно бегать, мешать окружающим, бросаться от одного занятия к другому. Энергия его найдет выход не в озорстве, а в полезном деле.
Приучая ребенка к труду, надо учитывать его возрастные особенности. Любые движения осуществляются мышцами. Развитие мышц у детей идет постепенно. Сначала развиваются крупные мышцы, потом мелкие. В четыре-пять лет у ребенка уже неплохо развиты мышцы плеча и предплечья, но мышцы кисти руки еще развиты плохо. Поэтому такому ребенку можно, например, поручить полить цветы, но нельзя поручать работу, требующую мелких движений пальцами. А вот в шесть-семь лет ребенок уже может пришить себе пуговицу.
Надо помнить, что при движениях, требующих внимания и точности, дети быстро устают. Такие мелкие движения обязательно должны чередоваться со свободными, непринужденными. Посидев за лепкой или рисованием, дети должны затем побегать, размяться.
Для правильного развития ребенка очень полезны гимнастика и спорт. Возбудимому ребенку они дадут возможность разрядить его излишнюю энергию и вместе с тем дисциплинируют его внимание, волю, движения. Заторможенному ребенку эти упражнения полезны потому, что они будут активизировать его, развивать в нем инициативу, смелость и уверенность в своих силах.