Поговорим о наших детях : сборник бесед, рассказов, очерков(фрагмент)



Л. В. ПИСА­РЕВА

кан­ди­дат меди­цин­ских наук, доцент

ПОДВИЖ­НЫЕ И «ЗАТОР­МО­ЖЕН­НЫЕ» ДЕТИ

(Беседа)

ОДНАЖДЫ, проходя через сквер, я присела отдох­нуть. Как обычно, на скве­рике было много ребят. Моим соседом тоже ока­зался маль­чу­ган, сидев­ший рядом с бабуш­кой, занятой вяза­нием. Я достала из порт­феля книгу и при­ня­лась читать. Но вскоре шум, под­ня­тый бегав­шими вокруг ребя­тами, заставил меня ото­рваться от книги. Больше всех бегал и кричал худень­кий мальчик лет четырех в синей мат­роске.

— Коля, Коленька! Не бегай так быстро — упадешь, — кричала молодая женщина, по-види­мому, мать, сидев­шая поодаль. Запы­хав­шись, Коля при­са­жи­вался на первую попав­шу­юся ска­мейку, но через несколько минут снова вска­ки­вал. И опять по скве­рику раз­но­сился бес­по­койный голос молодой женщины:

— Коля, не подходи к яме. Коля, не лезь на забор!

Но Коля не мог сидеть на месте. Он немного попры­гал, пытаясь дотя­нуться рукой до ветки моло­дого деревца, тут же схватил катив­шийся мимо чужой мяч и ударил по нему ногой так, что мяч полетел в дальний конец аллейки. За это ему попало от вла­дельца мяча. Коля громко заревел. Впрочем, через две минуты слезы высохли и он вместе с оби­дев­шим его маль­чи­ком уже играл в футбол.

— Вот беда-то. Зама­ешься с таким, — сочув­ственно заметила моя соседка. Отложив вязание, она тоже наблю­дала за Колей.

— Ну, куда, куда несется! — про­го­во­рила она сердито, когда Коля чуть было не налетел на малень­кого вело­сипе­ди­ста. — Нет, я бы такого и нянчить не стала. То ли дело мой птенчик: сидит спо­койненько с бабуш­кой, голу­бо­чек мой нена­гляд­ный. Любишь бабушку, Сашенька?

Я обра­тила вни­ма­ние на своего соседа. Он сидел, при­сло­нив­шись к бабушке, и наблю­дал за бегав­шими ребятиш­ками.

Я сказала ему:

— Иди и ты поиграй с ними, Саша.

Саша ничего не ответил и не сделал никакой попытки слезть со ска­мейки.

— Ну их, озор­ни­ков, пускай бегают, — всту­пи­лась бабушка, — а Сашенька у меня, не пове­рите, золотой ребенок. Я с ним и обед успеваю при­го­то­вить и в комнате убрать. Дам ему кубики или кату­шечки, он и сидит тихо­хонько.

— Что вы гово­рите! Так и сидит все время?

— Да, спо­койнень­кий мальчик. Не то что этот озорник.

Очень непри­ятно было мне огор­чать Сашину бабушку. Но ради Саши при­шлось сказать ей: зря она раду­ется тому, что мальчик все время тихо сидит на месте. Это совсем не так уж хорошо. Ведь дви­же­ние необ­хо­димо для рас­ту­щего орга­низма ребенка.

Взро­с­лые же часто не пони­мают этого и не раз­ре­шают ребенку бегать, раду­ются, когда он тихо сидит на одном месте и «не мешает». Такое вос­пита­ние может при­не­сти ребенку только вред.

Почему же это так важно, чтобы дети много дви­гались? Каждая мать, навер­ное, заме­чала, что, побегав, дети лучше едят. Про­ис­хо­дит это потому, что, когда ребенок нахо­дится в дви­же­нии, лучше рабо­тают его органы пище­ва­ре­ния. Когда ребенок бегает, он глубже дышит, у него раз­ви­ва­ется грудная клетка, улуч­ша­ется кро­во­об­ра­ще­ние.

Такие же дети, которые, как Саша, мало нахо­дятся в дви­же­нии, обычно едят без аппетита, обмен веществ у них часто нарушен.

Ребенку нужно пре­до­ставить воз­мож­ность сво­бодно дви­гаться, резвиться. Вместе с тем необ­хо­димо вос­пи­ты­вать у него и умение сдер­жи­ваться. Делать это нужно посте­пенно, учи­ты­вая возраст ребенка.

Всеми дви­же­ни­ями чело­века упра­в­ляет голов­ной мозг. Работа голов­ного мозга состоит из двух про­цес­сов: про­цесса воз­бу­жде­ния и про­цесса тор­мо­же­ния — задер­жи­ва­ния дея­тель­но­сти. Между ними как бы идет посто­ян­ная борьба.

Ново­ро­жден­ный ребенок еще совсем не умеет упра­в­лять своими дви­же­ни­ями. Если он не спе­ле­нут, то он безо­ста­но­вочно и без всякой цели болтает своими ручками и ножками. С ростом ребенка эти дви­же­ния посте­пенно начи­нают при­об­ретать неко­то­рую целе­устрем­лен­ность. Он не просто двигает ручкой, но и в нужный момент задер­жи­вает свои дви­же­ния, пыта­ется что-то схва­тить, отдер­ги­вает руку. Он учится тор­мо­зить свои действия, упра­в­лять своими дви­же­ни­ями. Чем старше ребенок, тем лучше умеет он упра­в­лять своими действи­ями. Но раз­ви­тие этого умения идет очень мед­ленно. И в дош­коль­ном и даже в младшем школь­ном воз­ра­сте процесс воз­бу­жде­ния у детей пре­о­б­ла­дает над про­цес­сом тор­мо­же­ния, дети не всегда умеют совла­дать со собой, вовремя оста­но­виться. Такой мальчик, как Коля, и в десять лет может быть очень подвиж­ным. Он вер­тится под ногами у взро­с­лых, прыгает, шумит. Воз­вра­тив­шись из школы, он бросит порт­фель на первый попав­шийся стул. Тут же начи­нает что-нибудь ожи­в­ленно рас­ска­зы­вать. В театре это самый шумный зритель. Он воз­бу­жда­ется, бурно пережи­вает вместе с героями пьесы. Его легко рас­сер­дить, но зато обиды он забы­вает быстро. Он может и поо­зор­ни­чать и под­раться с това­ри­щем.

— Против­ный маль­чишка! Толкнул взро­с­лого, налетел на малыша. Просто хулиган какой-то! — говорят иногда о таком не в меру живом маль­чике. Но при этом не учи­ты­вают, что посту­пил он так не со злым умыслом, а все оттого же — из-за недо­ста­точно раз­ви­той спо­соб­но­сти вовремя затор­мо­зить свои действия, вовремя оста­но­виться.

Обычно такие ребята доста­в­ляют немало бес­по­койства учителю в школе. Посидев неко­то­рое время на уроке, ребенок устает от этого состо­я­ния сосре­до­то­чен­ного покоя, от того, что ему при­хо­дится сдер­жи­ваться. Он начи­нает вер­теться на парте, возиться. При этом он, конечно, мешает другим, нару­шает дис­ци­плину.

Иначе обстоит дело с Сашей, у кото­рого процесс тор­мо­же­ния пре­о­б­ла­дает над про­цес­сом воз­бу­жде­ния.

Саша будет расти неза­метно. Может быть, он попреж­нему будет радо­вать бабушку тем, что не бегает, не дерется с това­ри­щами. Не очень чуткие педа­гоги тоже не обратят вни­ма­ния на такого маль­чика, будут считать его бла­го­по­луч­ным уче­ни­ком. На самом же деле, может быть, о нем следует бес­по­ко­иться больше, чем о Коле. Правда, Саша усидчив, умеет сосре­до­то­читься, долго зани­ма­ется каким-нибудь делом. Это очень хорошо. Но если Сашу вос­пи­ты­вать так, как вос­пи­ты­вает его бабушка, то прежде всего он будет расти неу­клю­жим, плохо раз­ви­тым физи­че­ски.

Нужно помнить и о том, что недо­ста­точ­ная дви­га­тель­ная дея­тель­ность часто явля­ется резуль­та­том неправиль­ной работы желез вну­трен­ней секре­ции, и тут необ­хо­димо вме­ша­тель­ство врача.

Если же не обра­щать на Сашу вни­ма­ния, то он так и будет оста­ваться пас­сив­ным. Такой ребенок с зави­стью смотрит, как дети играют в мяч, в салки. Ему хочется тоже принять участие в игре, но он не реша­ется подойти к ребятам. Ведь он не привык бегать, быстро дви­гаться, он неловок, непо­во­рот­лив. Кроме того, ему мешает застен­чи­вость, которая будет у него с годами уси­ли­ваться. Вот и сидит такой мальчик обычно где-нибудь в сто­ронке, ему скучно и одиноко. Это ска­жется в даль­нейшем на его харак­тере. И через несколько лет Сашина бабушка и его роди­тели будут уди­в­ляться, почему такой хороший мальчик, который так спо­койно и тихо рос, стал зам­кну­тым, мрачным, нелю­ди­мым, не имеет това­ри­щей.

Такие дети, как Саша, требуют к себе осо­бенно вни­ма­тель­ного и береж­ного отно­ше­ния.

Как же вос­пи­ты­вать Сашу?

Прежде всего его надо настой­чиво и тер­пе­ливо при­вле­кать к подвиж­ным играм, выби­рать на актив­ные роли. Так как он не уверен в своих силах, его надо почаще под­бадри­вать, хвалить. Тогда Саша скорей нау­чится пре­о­до­ле­вать свою затор­мо­жен­ность.

Но самое главное, о чем не должны забы­вать роди­тели, — это о том, что для правиль­ного раз­ви­тия ребенка его необ­хо­димо при­у­чать к труду. Начав с малень­ких неслож­ных пору­че­ний, надо посте­пенно услож­нять труд детей. Дети обычно любят рабо­тать. Даже в игре они посто­янно при­ду­мы­вают себе все­воз­мож­ные задания. А если задание дает им взро­с­лый и это «насто­я­щее дело», дети обычно бывают очень довольны. Хорошо, если ребенку пре­до­ста­в­лена неко­то­рая само­сто­я­тель­ность и он сам должен решить, как лучше выпол­нить то или иное дело, но при этом надо, конечно, ему неза­метно под­ска­зать решение, помочь советом. Ни в коем случае не ругайте его даже тогда, когда он что-нибудь сделал не так, как надо, не смейтесь над его неу­ме­ло­стью. Если ребенок почув­ствует, что выпол­нил работу хорошо, он станет смелее, актив­нее, у него поя­вится вера в свои силы.

Конечно, бороться с пас­сив­но­стью ребенка нужно очень осто­рожно, не насилуя его воли, посте­пенно давая ему все более трудные задания.

Умело пре­о­до­ле­вая затор­мо­жен­ность ребенка, вы улуч­шите его физи­че­ское раз­ви­тие, помо­жете вос­пита­нию у него реши­тель­но­сти, ини­ци­а­тивы, и он со вре­ме­нем станет жиз­не­ра­дост­ным, общи­тель­ным, рав­но­прав­ным членом дет­ского кол­лек­тива.

Ну, а как нужно вос­пи­ты­вать подвиж­ных детей, у которых пре­о­б­ла­дает состо­я­ние воз­бу­жде­ния? Тут перед роди­те­лями стоят уже несколько иные задачи.

Конечно, ребенку обя­за­тельно нужно дать воз­мож­ность пово­зиться, побе­гать, попры­гать. Но он должен знать, что в такое-то время нельзя шуметь и бегать, так как он мешает отцу или матери отды­хать, старшей сестре делать уроки. С воз­бу­ди­мыми детьми хорошо играть в такие игры, где ребенок по усло­виям игры должен уметь сдер­жи­ваться, напри­мер: посто­ять, не дви­га­ясь, на одной ноге, поси­деть какое-то время молча, подо­ждать, пока дойдет его очередь бежать, когда играют в горелки. В более старшем воз­ра­сте таким детям очень полезно зани­маться рыбной ловлей — с удочкой надо сидеть тихо и тер­пе­ливо выжи­дать, пока клюнет.

И конечно, подвиж­ных детей, так же как и затор­мо­жен­ных, надо при­у­чать к труду. Если пред­ло­жен­ная ребенку работа заин­те­ре­сует его, он уже не будет бес­цельно бегать, мешать окру­жа­ю­щим, бро­саться от одного занятия к другому. Энергия его найдет выход не в озор­стве, а в полез­ном деле.

Приучая ребенка к труду, надо учи­ты­вать его воз­раст­ные осо­бен­но­сти. Любые дви­же­ния осу­ще­ст­в­ля­ются мышцами. Раз­ви­тие мышц у детей идет посте­пенно. Сначала раз­ви­ва­ются крупные мышцы, потом мелкие. В четыре-пять лет у ребенка уже неплохо развиты мышцы плеча и пред­пле­чья, но мышцы кисти руки еще развиты плохо. Поэтому такому ребенку можно, напри­мер, пору­чить полить цветы, но нельзя пору­чать работу, тре­бу­ю­щую мелких дви­же­ний паль­цами. А вот в шесть-семь лет ребенок уже может пришить себе пуго­вицу.

Надо помнить, что при дви­же­ниях, тре­бу­ю­щих вни­ма­ния и точ­но­сти, дети быстро устают. Такие мелкие дви­же­ния обя­за­тельно должны чере­до­ваться со сво­бод­ными, непри­ну­жден­ными. Посидев за лепкой или рисо­ва­нием, дети должны затем побе­гать, раз­мяться.

Для правиль­ного раз­ви­тия ребенка очень полезны гим­на­стика и спорт. Воз­бу­ди­мому ребенку они дадут воз­мож­ность раз­ря­дить его излиш­нюю энергию и вместе с тем дис­ци­пли­ни­руют его вни­ма­ние, волю, дви­же­ния. Затор­мо­жен­ному ребенку эти упраж­не­ния полезны потому, что они будут акти­ви­зи­ро­вать его, раз­ви­вать в нем ини­ци­а­тиву, сме­лость и уве­рен­ность в своих силах.

с. 47—52