
Т. А. МАРКОВА
кандидат педагогических наук
КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ПОСТУПЛЕНИЮ В ШКОЛУ
(Беседа)
1 СЕНТЯБРЯ в стенах школы появляются новые ученики — маленькие первоклассники.
Всем им по семь лет, все они впервые пришли в школу, впервые начали учиться. Но как по-разному они себя ведут, как различно относятся к учению! Одни сидят на уроках спокойно, внимательно слушают учителя и стараются выполнять его задания, другие непоседливы, все время вертятся на парте и иной раз даже потихоньку во что-нибудь играют. Одни самостоятельны, аккуратны, другие неумелы и беспомощны.
Многие из семилетних детей могут подробно и довольно складно ответить на вопрос учителя, пересказать небольшой рассказик — речь у них уже хорошо развита. А от некоторых учитель слышит только короткое — «да...», «нет...», «не знаю...»
Одни дети быстро сближаются с товарищами, чувствуют себя в школе хорошо, другие дичатся, сторонятся друг друга.
Посмотришь на иного малыша — как охотно, с какой радостью шел он в школу, как ему нравился вначале новый коллектив, новая обстановка! Но прошло немного времени — и он уже начинает тяготиться школой, хочет остаться дома или снова пойти в детский сад, он с трудом садится за уроки, плохо усваивает материал.
В чем же здесь дело?
Почему некоторым первоклассникам с первых же дней бывает трудно учиться, хотя они нисколько не уступают своим товарищам в способностях?
А дело в том, что у этих детей не воспитывались качества, необходимые для успешного учения, — их плохо подготовили к школе.
Конечно, поступив в школу, ребенок обязательно встретится с известными трудностями, которые связаны с его новыми серьезными обязанностями, новой обстановкой. Но от родителей в большой мере зависит, насколько быстро и легко ребенок войдет в коллектив, привыкнет к повседневному учебному труду, к строгому школьному режиму.
Многие родители знают, что надо заранее готовить детей к школе, и успешно справляются с этим делом.
Но некоторые отцы и матери действуют ошибочно, считая, что при подготовке к школе самое главное — это научить ребенка читать.
Вот письмо одной матери:
«Помогите мне, пожалуйста, — пишет она, — посоветуйте, как заставить моего шестилетнего сына научиться читать. Вначале он с охотой взялся за букварь и даже начал было складывать слова, а потом вдруг изменил свое отношение. Я его уговаривала, внушала, сердилась — ничего не помогло. Тогда попробовала наказать (поставила в угол), а результат все тот же — учиться не хочет, даже плачет... Как тут быть?»
Понятно, что прежде всего этой матери надо посоветовать: перестаньте принуждать ребенка, не усаживайте его за букварь насильно, потому что так можно только запугать мальчика, надолго отбить у него охоту учиться, он станет бояться одного вида книжки. Вообще не следует стремиться во что бы то ни стало научить ребенка читать до школы. Не это главное.
В начале нынешнего учебного года нам пришлось наблюдать за многими первоклассниками. Вспоминается один из них — Юра. Это развитой, способный мальчик; он знает много стихов, прекрасно рассказывает. В школу он пришел, уже умея хорошо читать. Но учится Юра и ведет себя неважно. Он охотно занимается только тем, что ему интересно, а то, что не интересно, делает небрежно, кое-как. Пишет он плохо, очень грязно, потому что у него совсем нет терпения, да к тому же и рука недостаточно развита — мальчик больше привык говорить, чем что-либо делать. На уроках он постоянно перебивает учителя, всегда хочет быть первым, не считается с товарищами, и дети его за это уже не любят.
Нет, родители не сумели подготовить Юру к школе, хоть они и научили его и читать, и рассказывать. Его деятельность носила очень односторонний характер. Много ли пользы от того, что Юра читает, что у него хорошо развита память, если у мальчика не воспитаны трудолюбие, самостоятельность, усидчивость, если не развито его внимание, если он недисциплинирован, не умеет дружить с товарищами. Готовя ребенка к школе, необходимо заботиться о развитии всех сторон его личности. Учить детей грамоте до школы, конечно, можно и даже полезно, только надо это делать правильными методами, иначе учение покажется детям трудным и вы отобьете у них желание заниматься. Кроме того, учителю в школе придется заново переучивать их.
Лучше учить не по школьному букварю, а купить сыну или дочке азбуку-кубики; складывая их, ребенок будет знакомиться с начертаниями букв и постепенно овладевать грамотой. Надо учитывать при этом прежде всего следующее: произносить буквы следует кратко — б, в, г (а не «бе», «ве», «ге») — и обучать детей чтению по слогам, а не по буквам. Это способствует более легкому усвоению грамоты и выработке сознательного, плавного чтения. Но, повторяем еще раз, перед родителями не стоит пока обязательная задача — научить детей грамоте до поступления в школу. У родителей задачи иные.
Когда малышу исполнится пять-шесть лет, подготовке его к школе отец и мать должны уделить уже особое внимание, даже и в том случае, если он посещает детский сад.
Прежде всего нужно воспитывать у него интерес к школе, желание учиться, а также уважение к учителю и его труду.
Рассказывайте ребенку о школе и учителях, старайтесь вызвать интерес к знаниям. Покажите ему здание школы, в которой он будет учиться, читайте ему книги о школе.
Некоторые родители думают, что желание учиться появится само собой, а иногда даже запугивают ребенка предстоящими трудностями, строгостью учителей, предупреждают, что с началом учения в школе играть ему уже не придется. Понятно, что эти родители неправы. Пусть ребенок идет в школу с охотой, с радостью, безбоязненно — тогда он быстрее освоится в новой обстановке. А что касается привычных игр малыша, то и тут вы его успокойте, скажите ему, что все его куклы, лошадки и мишки останутся при нем и тогда, когда он уже будет школьником.
Но, конечно, недостаточно воспитать у ребенка правильное отношение к школе, к учению. Обязательно нужно выработать у него те навыки и привычки, которые помогут ему хорошо учиться.
Главное — это приучить ребенка к труду, воспитать его так, чтобы он не боялся работы, любил работать. Дети должны прийти в школу подготовленными в трудовом отношении. Это особенно важно иметь в виду теперь, когда основой воспитательной работы в школе стал труд.
Непременно установите для дошкольников пяти и особенно шести лет круг обязанностей, которые должны систематически выполняться.
Ведь как только ребенок переступит порог школы, у него сейчас же появятся определенные обязанности и ему будет очень трудно выполнять их, если раньше, в семье, он вообще никаких обязанностей не знал.
Обязательно нужно приучать детей и к умственному труду. Ребенок должен рисовать, лепить, вырезывать из бумаги разные фигуры и наклеивать их, разучивать стихи, несложные песенки, заниматься счетом, слушать чтение, детские радиопередачи и т. п. Все эти разнообразные занятия способствуют воспитанию привычки к посильной умственной деятельности.
Почти все отцы и матери читают детям вслух книги, рассказывают сказки. Это очень полезно. Так дети приучаются любить книгу, родную речь; книга — прекрасный воспитатель. Но не следует читать детям вслух слишком долго — это их утомляет; минут сорок подряд вполне достаточно. И обязательно нужно серьезно подумать над выбором книг. Они должны быть доступны ребенку по содержанию, то есть предназначены для дошкольников или для детей младшего школьного возраста, разнообразны по темам.
Некоторые родители думают, что чем больше книг лежит на полочке у их ребенка, тем лучше. В действительности ничего хорошего в этом нет. Оставьте ребенку лишь те несколько книжек, которые вы будете читать ему в ближайшие дни, а остальные спрячьте. И постепенно меняйте книги: если даете ребенку новую, уберите старую, которая уже не вызывает у него интереса. Через месяц-другой вы снова прочтете ему эту книжку, и малыш будет слушать вас с прежним удовольствием.
Научите дошкольника не только слушать чтение, но и пересказывать своими словами услышанное. Пересказывая художественное произведение, ребенок лучше усваивает его смысл, учится припоминать события, описанные в рассказе. Используйте для пересказывания коротенькие рассказы Л. Толстого, написанные для детей (например, «Косточка», «Лгун»), рассказы Ушинского, Осеевой, народные сказки.
Очень важно также, чтобы ребенок чисто и правильно произносил звуки. Тогда он в школе быстрее научится читать, будет правильнее писать. Если вы заметили, что ваши пяти-шестилетние сын или дочка не выговаривают такие звуки, как «р», «л», «ж», «щ», «ч», надо непременно поупражнять их в этом. Много полезных советов вы найдете в книге Городиловой и Радиной «Развитие речи ребенка» (она имеется в библиотеках).
Если самим вам не удастся исправить произношение у ребенка, обязательно сходите с ним к врачу-логопеду.
Желательно, чтобы шестилетний ребенок научился считать до двадцати, чтобы он умел складывать и вычитать в пределах первого десятка. Считать ребенок должен устно, на предметах, на игрушках. Пусть у него лежат в специальных коробочках палочки, камушки, желуди по десятку. Родители могут придумывать простые задачи для решения — сначала на сложение, затем на вычитание. Дети решают их на предметах, потом в «уме», а позже и сами придумывают задачи.
Те занятия, которые потребуют от ребенка большого умственного напряжения, например решение задач, пересказывание, должны продолжаться никак не более 20 минут. Рисовать, лепить, вырезывать шестилетний ребенок может уже минут 30—40. После того как он спокойно посидел за столом с карандашом, ножницами, ребенок должен подвигаться, размяться.
Когда ребенок рисует, лепит, вырезывает, вам, разумеется, незачем быть постоянно рядом с ним. Но и совсем без присмотра оставлять его тоже нехорошо. Время от времени подойдите, посмотрите, что у него получается. Вот, например, вы видите: сын нарисовал дом, а рядом — человека, да такого высокого, что не только в дверь ему не войти, но и в доме не поместиться. Посоветуйте нарисовать рядом другого человека, поменьше. Обязательно посмотрите, правильно ли ребенок держит карандаш, напомните, что верхний конец его должен быть направлен к плечу, а не вбок, а то ведь потом и ручку он будет держать неверно!
Родители непременно должны найти время для различных занятий с детьми.
В жизни дошкольников, как известно, большое место занимает игра. Как мы уже говорили, хорошая игра имеет важное значение для формирования личности ребенка, для подготовки его к школе.
Многие настольные игры, например разное лото, мозаика, шашки, домино и другие, закрепляют знания детей, способствуют развитию речи, умению считать, развивают усидчивость, сообразительность.
Мать и отец, готовя ребенка к школе, должны серьезно задуматься: воспитаны ли у него товарищеские чувства, первые черты коллективизма? Послушайте, что пишет нам Ганна Олефиренко из села Ивановки, Черкасской области:
«У меня есть дочка Оля, ей пять лет. Оля очень любит играть в «школу», она знает много стихов. Стихи дочка читает выразительно, знает буквы и умеет считать до двадцати и даже больше. Моя Оля любит шить своим куклам, помогает мне по хозяйству; она слушается старших Но есть у нее такой недостаток: дочка не любит играть с детьми, вообще плохо дружит с ними. Это меня очень беспокоит».
Все хорошо как будто бы в жизни и воспитании маленькой Оли. Но вот нет у нее дружбы с детьми, и это волнует ее маму.
Товарищ Олефиренко права. Мы должны готовить детей к жизни в коллективе, к участию в общем труде.
Время для воспитания у Оли чувств дружбы и товарищества, которые проявятся на деле, конечно, есть. Правда, задача эта несколько осложняется тем, что Оля единственный ребенок в семье и она не посещает детского сада. Но и в этих условиях можно многое сделать. Прежде всего мы посоветуем Олиной маме понаблюдать, да и Олю спросить, с кем из детей она все-таки ближе, с кем лучше играет. Позовите к себе домой этого ребенка, а может быть, и двух ребят. Постарайтесь найти время, чтобы хоть для первого раза побыть с ними вместе. Лучше всего будет, если вы займетесь с детьми какой-нибудь интересной работой, ну, например, устройте стирку кукольной одежды — пусть ребята принесут вещи своих кукол. Коллективный труд, посильный для дошкольников, вызывает у них чувство дружбы; перед малышами стоит общая цель, они вместе трудятся, видят, каковы результаты их совместного труда. Полезно поиграть с детьми и в какую-нибудь настольную игру, скажем в лото. Если дети хотя бы более или менее дружно играли, похвалите их, а Оле потом скажите о своем удовлетворении. Вообще отмечайте ее хорошие поступки по отношению к товарищам, продолжайте разъяснять, почему надо дружить. В следующий раз, когда пригласите к себе Олиных товарищей, предоставьте детям полную самостоятельность в играх, занятиях. Можно лишь посоветовать им, чем лучше заняться, если сами они не придумают, да время от времени поглядывать, что они делают. Не торопитесь вмешиваться, если дети вдруг поссорятся, — пусть-ка попробуют сами разобраться. Подумайте, не может ли Оля позаботиться о ком-нибудь из детей — ну, например, навестить заболевшую девочку и принести ей немного гостинцев, поухаживать за чьим-нибудь малышом. Читайте ей книжки и рассказывайте сказки о дружбе, например, сказку «Кот, лиса и петух», рассказ писательницы В. Осеевой «Что подумал еж»1 и другие. Постепенно вы воспитаете у дочки чувства дружбы и товарищества, у нее появится желание играть со своими сверстниками, быть в детском коллективе.
Следует позаботиться и о том, чтобы у ребенка расширялся кругозор, чтобы он знакомился со всем, что его окружает, с родной природой. Вот вы идете с ним по улице. Обратите его внимание на то, как сажают деревья, как трудятся рабочие. Вместе с ним наблюдайте за теми изменениями, которые происходят в природе. Отвечайте на его вопросы, хоть иной раз это бывает и очень утомительно — ответить на бесчисленные детские «почему?», «как?», «зачем?». Вопросы дошкольника говорят о росте его сознания, о развитии мышления и речи, о желании познавать жизнь. Внимательное отношение взрослых к вопросам ребенка способствует его развитию. Так приобретаются у него знания, растут наблюдательность и любознательность, воспитывается любовь к своему городу, селу, к Родине.
Организуя разнообразные занятия, игры детей, родители должны помнить о необходимости твердого режима в жизни ребенка. Правильный режим не только укрепит здоровье малыша, но и выработает у него привычку делать все по порядку, в определенное время, дисциплинирует его. А в школе эти качества будут ему необходимы.
Советы, которые мы даем, может выполнить любая советская семья. Каждый отец и каждая мать могут заранее подготовить своего ребенка к поступлению в школу и тем самым облегчить ему переход к новым условиям жизни, сделать успешнее его занятия в школе.
1 Из книги В. Осеевой «Волшебное слово».