Поговорим о наших детях : сборник бесед, рассказов, очерков(фрагмент)



Т. А. МАРКОВА

кан­ди­дат педа­го­ги­че­ских наук

КАК ПОД­ГО­ТО­ВИТЬ РЕБЕНКА К ПОСТУП­ЛЕ­НИЮ В ШКОЛУ

(Беседа)

1 СЕН­ТЯ­БРЯ в стенах школы поя­в­ля­ются новые ученики — малень­кие пер­во­клас­с­ники.

Всем им по семь лет, все они впервые пришли в школу, впервые начали учиться. Но как по-разному они себя ведут, как раз­лично отно­сятся к учению! Одни сидят на уроках спо­койно, вни­ма­тельно слушают учителя и ста­ра­ются выпол­нять его задания, другие непо­сед­ливы, все время вер­тятся на парте и иной раз даже поти­хоньку во что-нибудь играют. Одни само­сто­я­тельны, акку­ратны, другие неумелы и бес­по­мощны.

Многие из семи­лет­них детей могут подробно и довольно складно ответить на вопрос учителя, пере­ска­зать неболь­шой рас­ска­зик — речь у них уже хорошо развита. А от неко­то­рых учитель слышит только корот­кое — «да...», «нет...», «не знаю...»

Одни дети быстро сбли­жа­ются с това­ри­щами, чув­ствуют себя в школе хорошо, другие дичатся, сто­ро­нятся друг друга.

Посмо­тришь на иного малыша — как охотно, с какой радо­стью шел он в школу, как ему нравился вначале новый кол­лек­тив, новая обста­новка! Но прошло немного времени — и он уже начи­нает тяготиться школой, хочет остаться дома или снова пойти в детский сад, он с трудом садится за уроки, плохо усва­и­вает мате­риал.

В чем же здесь дело?

Почему неко­то­рым пер­во­клас­с­ни­кам с первых же дней бывает трудно учиться, хотя они нис­колько не усту­пают своим това­ри­щам в спо­соб­но­стях?

А дело в том, что у этих детей не вос­пи­ты­вались каче­ства, необ­хо­ди­мые для успеш­ного учения, — их плохо под­го­то­вили к школе.

Конечно, посту­пив в школу, ребенок обя­за­тельно встретится с извест­ными труд­но­стями, которые связаны с его новыми серьезными обя­зан­но­стями, новой обста­нов­кой. Но от роди­те­лей в большой мере зависит, нас­колько быстро и легко ребенок войдет в кол­лек­тив, при­выкнет к пов­се­д­нев­ному учеб­ному труду, к стро­гому школь­ному режиму.

Многие роди­тели знают, что надо заранее гото­вить детей к школе, и успешно спра­в­ля­ются с этим делом.

Но неко­то­рые отцы и матери действуют оши­бочно, считая, что при под­го­товке к школе самое главное — это научить ребенка читать.

Вот письмо одной матери:

«Помо­гите мне, пожа­луйста, — пишет она, — посо­ветуйте, как заставить моего шести­лет­него сына нау­читься читать. Вначале он с охотой взялся за букварь и даже начал было скла­ды­вать слова, а потом вдруг изменил свое отно­ше­ние. Я его уго­ва­ри­вала, внушала, сер­ди­лась — ничего не помогло. Тогда попро­бо­вала нака­зать (поставила в угол), а резуль­тат все тот же — учиться не хочет, даже плачет... Как тут быть?»

Понятно, что прежде всего этой матери надо посо­вето­вать: пере­станьте при­ну­ждать ребенка, не уса­жи­вайте его за букварь насильно, потому что так можно только запу­гать маль­чика, надолго отбить у него охоту учиться, он станет бояться одного вида книжки. Вообще не следует стремиться во что бы то ни стало научить ребенка читать до школы. Не это главное.

В начале нынеш­него учеб­ного года нам при­шлось наблю­дать за многими пер­во­клас­с­ни­ками. Вспо­ми­на­ется один из них — Юра. Это раз­ви­той, спо­соб­ный мальчик; он знает много стихов, пре­красно рас­ска­зы­вает. В школу он пришел, уже умея хорошо читать. Но учится Юра и ведет себя неважно. Он охотно зани­ма­ется только тем, что ему инте­ресно, а то, что не инте­ресно, делает небрежно, кое-как. Пишет он плохо, очень грязно, потому что у него совсем нет тер­пе­ния, да к тому же и рука недо­ста­точно развита — мальчик больше привык гово­рить, чем что-либо делать. На уроках он посто­янно пере­би­вает учителя, всегда хочет быть первым, не счита­ется с това­ри­щами, и дети его за это уже не любят.

Нет, роди­тели не сумели под­го­то­вить Юру к школе, хоть они и научили его и читать, и рас­ска­зы­вать. Его дея­тель­ность носила очень одно­сто­рон­ний харак­тер. Много ли пользы от того, что Юра читает, что у него хорошо развита память, если у маль­чика не вос­питаны тру­до­лю­бие, само­сто­я­тель­ность, усид­чи­вость, если не развито его вни­ма­ние, если он недис­ци­пли­ни­ро­ван, не умеет дружить с това­ри­щами. Готовя ребенка к школе, необ­хо­димо заботиться о раз­ви­тии всех сторон его лич­но­сти. Учить детей грамоте до школы, конечно, можно и даже полезно, только надо это делать правиль­ными мето­дами, иначе учение пока­жется детям трудным и вы ото­бьете у них желание зани­маться. Кроме того, учителю в школе при­дется заново пере­у­чи­вать их.

Лучше учить не по школь­ному букварю, а купить сыну или дочке азбуку-кубики; скла­ды­вая их, ребенок будет зна­ко­миться с начер­та­ни­ями букв и посте­пенно овла­де­вать гра­мо­той. Надо учи­ты­вать при этом прежде всего сле­ду­ю­щее: про­из­но­сить буквы следует кратко — б, в, г (а не «бе», «ве», «ге») — и обучать детей чтению по слогам, а не по буквам. Это спо­соб­ствует более легкому усво­е­нию грамоты и выра­ботке созна­тель­ного, плав­ного чтения. Но, пов­то­ряем еще раз, перед роди­те­лями не стоит пока обя­за­тель­ная задача — научить детей грамоте до поступ­ле­ния в школу. У роди­те­лей задачи иные.

Когда малышу испол­нится пять-шесть лет, под­го­товке его к школе отец и мать должны уделить уже особое вни­ма­ние, даже и в том случае, если он посе­щает детский сад.

Прежде всего нужно вос­пи­ты­вать у него интерес к школе, желание учиться, а также ува­же­ние к учителю и его труду.

Рас­ска­зы­вайте ребенку о школе и учи­те­лях, ста­райтесь вызвать интерес к знаниям. Пока­жите ему здание школы, в которой он будет учиться, читайте ему книги о школе.

Неко­то­рые роди­тели думают, что желание учиться поя­вится само собой, а иногда даже запу­ги­вают ребенка пред­сто­я­щими труд­но­стями, стро­го­стью учи­те­лей, пре­ду­пре­ждают, что с началом учения в школе играть ему уже не при­дется. Понятно, что эти роди­тели неправы. Пусть ребенок идет в школу с охотой, с радо­стью, без­бо­яз­ненно — тогда он быстрее осво­ится в новой обста­новке. А что каса­ется при­выч­ных игр малыша, то и тут вы его успо­койте, скажите ему, что все его куклы, лошадки и мишки оста­нутся при нем и тогда, когда он уже будет школь­ни­ком.

Но, конечно, недо­ста­точно вос­питать у ребенка правиль­ное отно­ше­ние к школе, к учению. Обя­за­тельно нужно выра­бо­тать у него те навыки и при­вычки, которые помогут ему хорошо учиться.

Главное — это при­у­чить ребенка к труду, вос­питать его так, чтобы он не боялся работы, любил рабо­тать. Дети должны прийти в школу под­го­то­в­лен­ными в тру­до­вом отно­ше­нии. Это осо­бенно важно иметь в виду теперь, когда основой вос­пита­тель­ной работы в школе стал труд.

Непре­менно уста­но­вите для дош­коль­ни­ков пяти и осо­бенно шести лет круг обя­зан­но­стей, которые должны систе­ма­ти­че­ски выпол­няться.

Ведь как только ребенок пере­сту­пит порог школы, у него сейчас же поя­вятся опре­де­лен­ные обя­зан­но­сти и ему будет очень трудно выпол­нять их, если раньше, в семье, он вообще никаких обя­зан­но­стей не знал.

Обя­за­тельно нужно при­у­чать детей и к умствен­ному труду. Ребенок должен рисо­вать, лепить, выре­зы­вать из бумаги разные фигуры и накле­и­вать их, разу­чи­вать стихи, неслож­ные песенки, зани­маться счетом, слушать чтение, детские ради­о­пе­ре­дачи и т. п. Все эти раз­но­об­разные занятия спо­соб­ствуют вос­пита­нию при­вычки к посиль­ной умствен­ной дея­тель­но­сти.

Почти все отцы и матери читают детям вслух книги, рас­ска­зы­вают сказки. Это очень полезно. Так дети при­у­ча­ются любить книгу, родную речь; книга — пре­крас­ный вос­пита­тель. Но не следует читать детям вслух слишком долго — это их утом­ляет; минут сорок подряд вполне доста­точно. И обя­за­тельно нужно серьезно поду­мать над выбором книг. Они должны быть доступны ребенку по содер­жа­нию, то есть пред­на­зна­чены для дош­коль­ни­ков или для детей младшего школь­ного воз­ра­ста, раз­но­об­разны по темам.

Неко­то­рые роди­тели думают, что чем больше книг лежит на полочке у их ребенка, тем лучше. В действи­тель­но­сти ничего хоро­шего в этом нет. Оставьте ребенку лишь те несколько книжек, которые вы будете читать ему в бли­жайшие дни, а осталь­ные спрячьте. И посте­пенно меняйте книги: если даете ребенку новую, уберите старую, которая уже не вызы­вает у него инте­реса. Через месяц-другой вы снова про­чтете ему эту книжку, и малыш будет слушать вас с прежним удо­воль­ствием.

Научите дош­коль­ника не только слушать чтение, но и пере­ска­зы­вать своими словами услы­шан­ное. Пере­ска­зы­вая худо­же­ствен­ное про­из­ве­де­ние, ребенок лучше усва­и­вает его смысл, учится при­по­ми­нать события, опи­сан­ные в рас­сказе. Исполь­зуйте для пере­ска­зы­ва­ния коро­тень­кие рас­сказы Л. Тол­стого, напи­сан­ные для детей (напри­мер, «Косточка», «Лгун»), рас­сказы Ушин­ского, Осеевой, народ­ные сказки.

Очень важно также, чтобы ребенок чисто и правильно про­из­но­сил звуки. Тогда он в школе быстрее нау­чится читать, будет правиль­нее писать. Если вы заметили, что ваши пяти-шести­лет­ние сын или дочка не выго­ва­ри­вают такие звуки, как «р», «л», «ж», «щ», «ч», надо непре­менно поу­праж­нять их в этом. Много полезных советов вы найдете в книге Горо­ди­ло­вой и Радиной «Раз­ви­тие речи ребенка» (она имеется в биб­ли­о­те­ках).

Если самим вам не удастся исправить про­из­но­ше­ние у ребенка, обя­за­тельно сходите с ним к врачу-лого­педу.

Жела­тельно, чтобы шести­лет­ний ребенок нау­чился считать до два­дцати, чтобы он умел скла­ды­вать и вычитать в пре­де­лах первого десятка. Считать ребенок должен устно, на пред­метах, на игруш­ках. Пусть у него лежат в спе­ци­аль­ных коро­боч­ках палочки, камушки, желуди по десятку. Роди­тели могут при­ду­мы­вать простые задачи для решения — сначала на сло­же­ние, затем на вычита­ние. Дети решают их на пред­метах, потом в «уме», а позже и сами при­ду­мы­вают задачи.

Те занятия, которые потре­буют от ребенка боль­шого умствен­ного напря­же­ния, напри­мер решение задач, пере­ска­зы­ва­ние, должны про­дол­жаться никак не более 20 минут. Рисо­вать, лепить, выре­зы­вать шести­лет­ний ребенок может уже минут 30—40. После того как он спо­койно посидел за столом с каран­да­шом, нож­ни­цами, ребенок должен подви­гаться, раз­мяться.

Когда ребенок рисует, лепит, выре­зы­вает, вам, разу­ме­ется, незачем быть посто­янно рядом с ним. Но и совсем без при­с­мо­тра оста­в­лять его тоже нехо­рошо. Время от времени подойдите, посмо­трите, что у него полу­ча­ется. Вот, напри­мер, вы видите: сын нари­со­вал дом, а рядом — чело­века, да такого высо­кого, что не только в дверь ему не войти, но и в доме не поме­ститься. Посо­ветуйте нари­со­вать рядом другого чело­века, поменьше. Обя­за­тельно посмо­трите, правильно ли ребенок держит каран­даш, напо­мните, что верхний конец его должен быть напра­в­лен к плечу, а не вбок, а то ведь потом и ручку он будет держать неверно!

Роди­тели непре­менно должны найти время для раз­лич­ных занятий с детьми.

В жизни дош­коль­ни­ков, как известно, большое место зани­мает игра. Как мы уже гово­рили, хорошая игра имеет важное зна­че­ние для фор­ми­ро­ва­ния лич­но­сти ребенка, для под­го­товки его к школе.

Многие настоль­ные игры, напри­мер разное лото, мозаика, шашки, домино и другие, закреп­ляют знания детей, спо­соб­ствуют раз­ви­тию речи, умению считать, раз­ви­вают усид­чи­вость, сооб­ра­зи­тель­ность.

Мать и отец, готовя ребенка к школе, должны серьезно заду­маться: вос­питаны ли у него това­ри­ще­ские чувства, первые черты кол­лек­ти­визма? Послу­шайте, что пишет нам Ганна Оле­фи­ренко из села Ива­новки, Чер­кас­ской области:

«У меня есть дочка Оля, ей пять лет. Оля очень любит играть в «школу», она знает много стихов. Стихи дочка читает выра­зи­тельно, знает буквы и умеет считать до два­дцати и даже больше. Моя Оля любит шить своим куклам, помо­гает мне по хозяйству; она слу­ша­ется старших Но есть у нее такой недо­ста­ток: дочка не любит играть с детьми, вообще плохо дружит с ними. Это меня очень бес­по­коит».

Все хорошо как будто бы в жизни и вос­пита­нии малень­кой Оли. Но вот нет у нее дружбы с детьми, и это волнует ее маму.

Товарищ Оле­фи­ренко права. Мы должны гото­вить детей к жизни в кол­лек­тиве, к участию в общем труде.

Время для вос­пита­ния у Оли чувств дружбы и това­ри­ще­ства, которые про­я­вятся на деле, конечно, есть. Правда, задача эта несколько ослож­ня­ется тем, что Оля един­ствен­ный ребенок в семье и она не посе­щает дет­ского сада. Но и в этих усло­виях можно многое сделать. Прежде всего мы посо­ветуем Олиной маме пона­блю­дать, да и Олю спро­сить, с кем из детей она все-таки ближе, с кем лучше играет. Позо­вите к себе домой этого ребенка, а может быть, и двух ребят. Поста­райтесь найти время, чтобы хоть для первого раза побыть с ними вместе. Лучше всего будет, если вы займетесь с детьми какой-нибудь инте­рес­ной работой, ну, напри­мер, устройте стирку куколь­ной одежды — пусть ребята при­не­сут вещи своих кукол. Кол­лек­тив­ный труд, посиль­ный для дош­коль­ни­ков, вызы­вает у них чувство дружбы; перед малы­шами стоит общая цель, они вместе тру­дятся, видят, каковы резуль­таты их сов­мест­ного труда. Полезно пои­грать с детьми и в какую-нибудь настоль­ную игру, скажем в лото. Если дети хотя бы более или менее дружно играли, похвалите их, а Оле потом скажите о своем удо­вле­тво­ре­нии. Вообще отме­чайте ее хорошие поступки по отно­ше­нию к това­ри­щам, про­дол­жайте разъ­яс­нять, почему надо дружить. В сле­ду­ю­щий раз, когда при­гла­сите к себе Олиных това­ри­щей, пре­до­ставьте детям полную само­сто­я­тель­ность в играх, занятиях. Можно лишь посо­вето­вать им, чем лучше заняться, если сами они не при­ду­мают, да время от времени погля­ды­вать, что они делают. Не торо­пи­тесь вме­ши­ваться, если дети вдруг пос­со­рятся, — пусть-ка попро­буют сами разо­браться. Поду­майте, не может ли Оля поза­ботиться о ком-нибудь из детей — ну, напри­мер, наве­стить забо­лев­шую девочку и при­не­сти ей немного гостин­цев, поу­ха­жи­вать за чьим-нибудь малышом. Читайте ей книжки и рас­ска­зы­вайте сказки о дружбе, напри­мер, сказку «Кот, лиса и петух», рассказ писа­тель­ницы В. Осеевой «Что подумал еж»1 и другие. Посте­пенно вы вос­пита­ете у дочки чувства дружбы и това­ри­ще­ства, у нее поя­вится желание играть со своими свер­ст­ни­ками, быть в детском кол­лек­тиве.

Следует поза­ботиться и о том, чтобы у ребенка рас­ши­рялся кру­го­зор, чтобы он зна­ко­мился со всем, что его окру­жает, с родной при­ро­дой. Вот вы идете с ним по улице. Обра­тите его вни­ма­ние на то, как сажают деревья, как тру­дятся рабочие. Вместе с ним наблю­дайте за теми изме­не­ни­ями, которые про­ис­хо­дят в природе. Отве­чайте на его вопросы, хоть иной раз это бывает и очень уто­ми­тельно — ответить на бес­чи­с­лен­ные детские «почему?», «как?», «зачем?». Вопросы дош­коль­ника говорят о росте его созна­ния, о раз­ви­тии мыш­ле­ния и речи, о желании позна­вать жизнь. Вни­ма­тель­ное отно­ше­ние взро­с­лых к вопро­сам ребенка спо­соб­ствует его раз­ви­тию. Так при­об­рета­ются у него знания, растут наблю­да­тель­ность и любо­зна­тель­ность, вос­пи­ты­ва­ется любовь к своему городу, селу, к Родине.

Орга­ни­зуя раз­но­об­разные занятия, игры детей, роди­тели должны помнить о необ­хо­ди­мо­сти твер­дого режима в жизни ребенка. Правиль­ный режим не только укрепит здо­ро­вье малыша, но и выра­бо­тает у него при­вычку делать все по порядку, в опре­де­лен­ное время, дис­ци­пли­ни­рует его. А в школе эти каче­ства будут ему необ­хо­димы.

Советы, которые мы даем, может выпол­нить любая совет­ская семья. Каждый отец и каждая мать могут заранее под­го­то­вить своего ребенка к поступ­ле­нию в школу и тем самым облег­чить ему переход к новым усло­виям жизни, сделать успеш­нее его занятия в школе.

с. 89—96

1 Из книги В. Осеевой «Вол­шеб­ное слово».