
Л. С. СЛАВИНА
кандидат педагогических наук
ПОМОЩЬ В УЧЕНИИ НЕУСПЕВАЮЩИМ ШКОЛЬНИКАМ
Большинство родителей не только хочет оказать своим детям помощь в их учебной работе, но и пытается это сделать. Однако нередко бывает, что все попытки отца или матери помочь детям в учении наталкиваются на сопротивление самих детей. Дети не принимают помощи родителей, стараются ее избежать.
Более того, иногда такое сопротивление дети проявляют не только в учебных делах, но и по отношению к любым требованиям родителей.
Чаще всего это происходит со старшими детьми, начиная с одиннадцати-двенадцати лет.
В чем причина этого сопротивления, противодействия детей, упрямого нежелания послушаться родителей?
Вот, например, мать пробирает сына за какую-нибудь провинность. Она нервничает, горячится, повышает голос, а он абсолютно спокоен, слушает ее с безучастным выражением лица, с опущенными в землю глазами, как будто бы все, что говорит мама, его совершенно не касается. Мать, окончательно выведенная из терпения невозмутимым спокойствием сына, заключает разговор фразой, которая, вероятно, знакома многим родителям:
— Это же невыносимо! Говоришь, говоришь с тобой, и все равно как об стену горох!
Это вот народное выражение — «как об стену горох» — очень верно отражает сущность явления, с которым мы тут имеем дело. В самом деле, будто какая-то стена стоит между матерью и сыном — стена, сквозь которую не проникают мамины увещевания и укоры.
Психологи так и говорят: у ребенка образовался смысловой барьер, и поэтому он не воспринимает того, что говорит ему сейчас мать.
Почему же между родителями и детьми возникает этот «барьер» и можно ли здесь что-нибудь изменить?
Только ответив на эти вопросы, мы поймем, что мешает многим родителям оказать детям помощь в учении, каким образом надо организовать эту помощь, чтобы дети ее принимали, чтобы они ей не противодействовали.
Прежде всего надо понять, как смысловой барьер образуется.
Причины его возникновения различны и довольно многочисленны. Чаще всего он возникает в тех случаях, когда родителям не удается понять подлинную причину того или иного поступка ребенка.
Ведь внешне одинаковые поступки могут быть вызваны совершенно различными мотивами. И далеко не всегда можно сразу установить, что именно заставило ребенка поступить так, а не иначе.
Представьте себе, например, что в какой-нибудь семье мальчик лет одиннадцати-двенадцати в течение некоторого времени не готовит уроков или готовит их небрежно. Предположим, что он увлекся постройкой модели или изготовлением какого-нибудь прибора. Но родители этого не знают, так как мальчик ходит мастерить к товарищу. Отец и мать, видя, что сын стал получать плохие отметки, сердятся на него, начинают обвинять его в лени, в бездельничании и т. д. Мальчик с этими обвинениями не согласен. Безразлично, промолчит ли он или будет возражать, важно то, что он не считает себя лентяем и бездельником. Он ведь упорно трудился, был все время занят и совершил большую, может быть, очень полезную работу. Однако внешне дело выглядит так, как если бы мальчик просто ленился: уроков он не готовил, и уважительной причины, объясняющей его поступки, родители не видят. Сгоряча, не разобравшись, они могут даже и наказать ребенка, лишить его какого-нибудь удовольствия. Представляете, какая обида, какое горькое чувство появится в душе у мальчика: родители не захотели его понять, не пытались выяснить, действительно ли он виноват, и несправедливо наказали его.
Увидев, что его не понимают, обидевшись, ребенок может замкнуться и вообще отказаться от объяснений. Если такие случаи будут повторяться, между родителями и их ребенком может нарушиться контакт, исчезнуть взаимопонимание. Возникает смысловой барьер.
Следующая причина появления смыслового барьера — это применение одних и тех же мер воздействия, особенно тогда, когда они не приводят к нужному результату. Дети привыкают к ним, перестают обращать на них внимание, даже не задумываются над их смыслом, то есть по отношению к этим мерам воздействия у детей создается смысловой барьер.
— Садись, Мишенька, заниматься, садись, — упрашивает бабушка внука. — Погляди-ка, сколько времени ушло у тебя зря, целый час уже ты играешь с кошкой. Иди, родной, порешай задачки, а там и снова поиграешь. Иди, голубчик, вон я тебе уже и стульчик принесла. Ты слышишь, что я тебе говорю, Мишенька?
Миша, конечно, слышит, что говорит бабушка, но слова ее по-настоящему не проникают в его сознание, никакого впечатления на него не производят. Смысловой барьер... И вчера, и позавчера, и месяц, и год назад все так же журчал ласковый бабушкин голос: «Садись, Мишенька, заниматься, садись, голубчик...»
Мальчик привык уже никак не реагировать на бабушкины уговоры, он попросту отмахивается от них.
Или по-другому бывает:
— Опять ты там гримасничаешь перед зеркалом, — сердито выговаривает мама другому мальчику. — Ну что ты за ребенок, просто наказание мое, а не ребенок! Так и будешь вечно двойки получать! Сядешь ты за уроки наконец, лодырь эдакий?
Но на сына мало действуют мамины бесконечные упреки, он привык к ним. Может быть, если бы мама неожиданно перестала ругать его, а заговорила бы с ним тихо и ласково, на мальчика это произвело бы впечатление, он вник бы в смысл маминых требований. Но ведь и маме трудно отказаться от привычной меры воздействия, хотя никакой пользы эта мера уже не приносит.
А иногда бывает и так. Папа, придя вечером с работы, решает поговорить с сыном спокойно и серьезно.
— Что же это ты, брат, опять запустил занятия? Ведь учение — это твой долг. Видишь, я стараюсь получше работать на заводе, выполняю свой долг, и ты выполняй свой — учись как следует. Надо же иметь совесть! Разве тебе не стыдно, что ты так плохо выполняешь свои обязанности...
Папа говорит долго, он произносит такие хорошие, значительные слова — «долг», «ответственность», «совесть». Но лицо мальчика делается все более и более безразличным.
Папа видит, что вся его продуманная речь не производит на сына никакого впечатления, он чувствует, что между ним и мальчиком будто какая-то стена вырастает.
Да, действительно, стена — смысловой барьер. Отчего же?
Оттого, что мальчик не воспринимает подлинного смысла тех слов, которые произносит отец. Вся беда его в том и состоит, что у него не воспитано чувство долга, ответственности.
У него нет стремления и желания добросовестно готовить уроки, нет переживаний оттого, что он их не выполняет, нет сознания, что это ему лично необходимо. Следовательно, упреки отца, обращение к отсутствующим у мальчика чувствам не находят в нем отклика, не влияют на него.
Отец не учел того, что он, взрослый человек, и двенадцатилетний сын по-разному относятся к одним и тем же словам. Оттого-то весь разговор был впустую, только углубил непонимание между отцом и сыном.
Таким образом смысловой барьер, непонимание между взрослым и ребенком может возникнуть по самым различным поводам.
Надо отметить, что чаще всего и легче всего смысловой барьер возникает у подростков. Подростковый возраст — это возраст роста и развития самосознания. Подросток особенно чувствителен к тому, как окружающие оценивают его деятельность, знания, умения, его личность вообще. Все эти особенности подростка, конечно, надо учитывать.
Ясно, что во всех случаях, когда между родителями и их ребенком возникает смысловой барьер, они теряют возможность влиять на своего сына или дочь, воспитывать их.
Что же делать родителям? Можно ли как-нибудь исправить дело? Безусловно, можно. Если действовать правильно, непонимание, существующее между родителями и детьми, можно уничтожить, контакт наладить, доверие восстановить, а тогда уж и воздействовать на ребенка станет значительно легче.
Основная задача здесь — выяснить, что именно послужило конкретным поводом для возникновения смыслового барьера.
В одних семьях дети перестали обращать внимание на выговоры, строгие замечания, в других, наоборот, — на ласковые уговоры и убеждения.
Во многих случаях смысловой барьер очень легко разрушить, если родители не будут применять эти привычные, переставшие влиять на ребенка способы воздействия и заменят их новыми.
В некоторых случаях достаточно просто изменить тон, прекратить упреки и выговоры, для того чтобы смысловой барьер был разрушен или обойден. Иногда надо перестать наказывать ребенка за проступки. А там, где слишком много уговаривают, упрашивают, надо быть строже, требовательнее.
Конечно, тут нельзя дать какой-то один рецепт, который бы годился на все случаи. Посмотрите сами, повнимательнее приглядитесь к своим детям, подумайте — и многое станет вам ясно. Почему сын или дочь поступают именно так, а не иначе? Что мешает им выполнить ваше требование? Какие переживания вызывают у них те меры воздействия, те наказания, которые вы применяете? Сами дети своим поведением подскажут вам, как лучше поступить, чтобы наладить с ними контакт, установить взаимопонимание. Вот об этом — об уничтожении смыслового барьера, в каком бы виде он ни проявлялся, — прежде всего и должны позаботиться родители.
А после этого они уже смогут успешно помогать своим детям в учении.
Предположим, родителям удалось преодолеть внутреннее сопротивление ребенка всем их требованиям, удалось достичь с ним взаимопонимания. И тут в большинстве случаев оказывается, что школьник и сам хотел бы учиться лучше, ему самому неприятно быть в классе среди отстающих и он готов принять все добрые советы родителей.
Как же родители могут помочь ему учиться?
Конкретная помощь будет различна в зависимости от того, что именно является причиной неуспеваемости ребенка.
Одной из причин, часто приводящей к неуспеваемости или низкой успеваемости, является недостаточная организованность ученика, его несобранность, неумение вовремя сесть за приготовление уроков, работать сосредоточенно, внимательно и быстро.
Такие ученики, растягивая выполнение домашних заданий на целый день, не успевают ни почитать, ни помочь матери по хозяйству, ни заняться спортом, ни отдохнуть. Но самое главное заключается в том, что и уроки они не успевают сделать как следует, хотя и сидят над ними много часов.
Естественно, что родителей сердит, раздражает такой способ работы, а также и плохая успеваемость детей. Как правило, в этих случаях отец, мать, бабушка и другие взрослые члены семьи не скупятся на выговоры, упрекают школьника в лени и безделии. Иногда детей совершенно лишают самостоятельности, устанавливают над ними строгий надзор, например их насильно усаживают за приготовление уроков, вынуждают читать в определенный час и т. д.
Но ни к чему хорошему все это не приводит. Прежде всего именно в этих случаях легко нарушается контакт между родителями и детьми.
Во-вторых, ни выговоры и упреки, ни принуждение и строгий надзор, ни тем более наказания не могут научить школьника работать организованно и систематически, а ведь именно этого добиваются родители.
Привычка все делать добросовестно, работать организованно воспитывается постепенно; формирование ее начинается еще до школы, и без помощи взрослых, самостоятельно ребенок не может создать у себя эту необходимейшую для жизни привычку.
Как же воспитать эту привычку?
Этого можно достигнуть различными путями.
Например, устройте так, чтобы ваш сын, которому не хватает собранности, организованности, готовил уроки не в одиночку, а вместе с кем-нибудь из товарищей, с аккуратным, хорошо работающим, организованным школьником. Само собой разумеется, что оба они должны добровольно согласиться работать вместе.
При этом очень важно, чтобы каждый из них мог в чем-то помочь товарищу, чтобы у них была действительная взаимопомощь, а не только помощь одного школьника другому. Скажем, один из них, более организованный, поможет товарищу наладить систематическую и планомерную работу, а товарищ в свою очередь окажет ему помощь при решении задач, послушает, как он выучил стихотворение. И никто из ребят не окажется в положении учителя, обладающего каким-то превосходством над другим, ничье самолюбие не будет ущемлено. Просто работают вместе два ученика, из которых один сильнее в одном, а другой — в другом. Оба они работают с охотой, и такие совместные занятия, как правило, дают прекрасный результат.
Есть и другой путь. Многим школьникам очень полезно готовить уроки не дома, а в специальной группе, под руководством учителя. Там также ребята быстро привыкают работать систематически, организованно. Если в школе, в которой учится ваш ребенок, такой группы нет, вы можете проявить инициативу, добиться, чтобы ее создали.
Но самый хороший результат получается в тех случаях, когда взрослым удается вовлечь школьника в работу по самовоспитанию, то есть когда школьник, осознав свои недостатки, сам начнет активно стремиться к тому, чтобы воспитать у себя организованность и усидчивость.
Конечно, одного стремления школьника недостаточно. Без участия взрослых, самостоятельно, ему трудно наладить свою работу. Вы ему окажете большую помощь, если вместе с ним составите режим дня, в котором будет четко указано, когда надо готовить уроки, когда помочь по хозяйству, читать, гулять, развлекаться.
Режим здесь имеет огромное значение.
Очень важно, чтобы он был составлен подробно и касался в основном именно тех дел, которые школьник выполняет наиболее неорганизованно.
Есть ребята, которые тратят очень много времени на сборы, на подготовку к занятиям. Открыл портфель — задумался; Вынул тетрадь — опять задумался. Долго, с остановками ищет ластик, промокашку. Сломался у него карандаш, надо очинить его и начинать работать, но мальчик принимается приводить в порядок все карандаши, какие только есть на столе. И когда, наконец, он берется за уроки, то оказывается, что времени на них осталось не так уж много. А ведь еще и погулять хочется. Значит, уроки делаются кое-как, наспех. У таких ребят в режиме должно быть строго указано: приготовить тетради, учебники, все, что нужно для работы, за определенный срок — скажем, за 5 минут.
Некоторые школьники очень долго одеваются, едят, убирают за собой. Они начинают заниматься поздно, уже уставшие. Для таких школьников именно на эти дела в режиме следует выделить определенное время, причем указать точно: он должен сделать зарядку, умыться, одеться, убрать постель за 30 минут, позавтракать — за 20 минут и т. д.
И очень часто этого бывает достаточно, чтобы школьник начал работать более организованно и сосредоточенно. Конечно, он не сразу расстанется со своей разболтанностью, но правильно составленный режим всегда приводит к хорошим результатам.
Родителям следует стремиться, чтобы школьник составлял режим самостоятельно и только в случае затруднения получал от взрослых совет и помощь.
Конечно, эта самостоятельность школьника очень относительна. Часто родителям фактически приходится и составить весь режим и предложить его ребенку. Но важно так повести себя, чтобы ребенок воспринимал это не как приказание, а как совет и помощь. Здесь часто все решается тоном, формой разговора. Предположим, вы скажете сердитым, повелительным тоном:
— Составь режим и изволь его выполнять, иначе у тебя ничего хорошего не получится!
Или:
— Вот тебе режим, теперь все делай по режиму, а то ты ничего не успеваешь и т. д.
Каков будет результат?
Скорее всего этот тон покажется ребенку обидным, и у него появится внутреннее сопротивление против того, что вы ему предлагаете. Никакого желания выполнять этот навязанный ему режим у него, разумеется, не будет.
А ведь можно сказать по-другому, можно спокойно и дружелюбно предложить сыну или дочери:
— Попробуй-ка, составь для себя самостоятельно режим дня, распредели свое время, чтобы успеть сделать все свои дела.
Как правило, ребенок без сопротивления принимает такое предложение, сам обращается к родителям за помощью, если встречает какое-либо затруднение. И родителям будет нетрудно подсказать ребенку именно тот распорядок дня, который для него наиболее полезен.
Каждый пункт надо предлагать очень осторожно, не обижая детей, не приказывая им, а только советуя и убеждая.
Большинство школьников, поверив, что режим им поможет и что родители не в наказание, а для помощи советуют им вставить тот или иной пункт, охотно согласится на все предложения отца и матери.
А добровольное стремление самого ребенка составить и выполнять режим является в данном случае залогом успеха.
Конечно, не сразу же после составления режима школьник сможет его хорошо выполнять, тут возможны и естественны ошибки, срывы. Но постепенно дело налаживается, если родители не ослабляют своего контроля.
Очень важно, чтобы школьник сам ежедневно проверял, выполняется ли им режим: успевает ли он вовремя сесть за уроки, гуляет ли, читает ли в отведенное для этого по режиму время. Такая ежедневная проверка помогает школьнику увидеть, в чем именно для него заключаются трудности, что ему удается, а чего он еще не научился делать.
Родители могут во многом помочь школьнику, поддерживая в нем желание добиться успеха, вместе с ним выясняя, что именно помешало ему выполнить режим.
Лучше всего дело идет в тех случаях, когда родители, проявляя интерес к выполнению режима и помогая ребенку, если режим составлен неудачно, не вмешиваются активно, предоставляют школьнику относительную самостоятельность. Так у него быстрее воспитывается чувство ответственности, стремление наилучшим образом выполнить свою работу.
Теперь посмотрим, как могут родители помочь тем ребятам, которые отстали от класса из-за того, что у них по той или иной причине образовались пробелы в знаниях.
Самому школьнику часто очень трудно осознать, в чем заключаются его пробелы, чего он не знает, что им усвоено плохо, и, даже если он представляет себе, что именно у него пропущено, ему трудно самостоятельно восполнить пробелы в знаниях.
Таким образом, взрослые должны тут помочь детям: во-первых, выявить пробелы, во-вторых, указать те способы, которые помогут наверстать упущенное.
Проанализировать знания школьника может только учитель, поэтому прежде всего следует обратиться к нему, попросить, чтобы он точно указал те параграфы, упражнения и задачи, которые необходимо школьнику проработать, чтобы догнать товарищей.
Легко может случиться, что тому или иному школьнику не захочется обращаться с этой просьбой к учителю. У них могли сложиться неправильные взаимоотношения, ученик может смущаться и т. п.
Ко всем этим переживаниям сына или дочери родителям следует отнестись с уважением, учесть их, и, если ребенку трудно обратиться с такой просьбой к учителю, родители должны сами получить в школе необходимые указания.
После того как будет точно известно, какая дополнительная работа предстоит школьнику, всю эту работу следует распределить во времени.
Как это ни странно, но часто только из-за того, что взрослые не помогли школьнику четко организовать занятия, многим ребятам так и не удается догнать класс.
Очень важно сделать так, чтобы у ребенка не было перегрузки, чтобы занимался он равномерно. Ведь эта работа растянется до конца учебного года, и здесь ничего нельзя добиться рывком.
Необходимо, чтобы дети успевали погулять, отдохнуть, непременно помогали дома по хозяйству.
Поэтому режим и правильная организация всей жизни школьника приобретают и здесь очень большое значение. Часто дети сами не умеют учесть, сколько времени необходимо для выполнения той или иной работы. Иногда достаточно только предложить ребенку выполнить работу за меньший срок, и он уже начнет работать быстрее.
Дело родителей продумать режим, найти наиболее рациональную для своего ребенка организацию жизни и распределить его работу на определенные отрезки времени.
Успешнее всего и здесь пойдет дело, если школьнику предоставят максимальную самостоятельность, а родители будут как бы его помощниками, советчиками.
Это понятно: ребенок будет чувствовать, что все зависит от него самого, что взрослые доверяют ему, и потому он с большей охотой, с большей ответственностью возьмется за дело. А мы как раз этого и хотим — вызвать у сына или дочери желание делать именно то, что надо.
Воспитание заключается ведь не в том, чтобы заставить своего ребенка беспрекословно выполнять приказания.
Самое ценное — добиться того, чтобы дети охотно и самостоятельно, по доброй воле выполняли все то, что необходимо, что родители считают нужным.