Поговорим о наших детях : сборник бесед, рассказов, очерков(фрагмент)



Т. А. МАРКОВА

кан­ди­дат педа­го­ги­че­ских наук

ИГРЫ ДЕТЕЙ И ИХ ВОС­ПИТА­ТЕЛЬ­НОЕ ЗНА­ЧЕ­НИЕ

(Беседа)

КТО из нас, взро­с­лых, не помнит чудес­ных, увле­ка­тель­ных игр детства, кто не наблю­дал, как играют дети — и совсем еще малень­кие и под­ростки. Конечно, игры детей разного воз­ра­ста раз­личны по своему харак­теру, по своему содер­жа­нию, но хорошая игра имеет большое зна­че­ние для ребенка любого воз­ра­ста.

«Игра — путь детей к позна­нию мира, в котором они живут и который при­з­ваны изме­нить», — писал Алексей Мак­си­мо­вич Горький.

Играя, ребенок удо­вле­тво­ряет свою потреб­ность в актив­но­сти, в инте­рес­ной для него дея­тель­но­сти, зна­ко­мится со свойствами окру­жа­ю­щих вещей, пред­метов. В игре он изо­б­ра­жает то, что увидел, о чем узнал, и это углу­б­ляет его чувства, уточ­няет пред­ста­в­ле­ния. Отражая совре­мен­ную жизнь, паши совет­ские дети строят дома, заводы, совер­шают полеты на Север­ный полюс, защи­щают границы, водят поезда и ком­байны; они изо­б­ра­жают семью, члены которой рабо­тают, забо­тятся друг о друге, учат своих детей. Но дети не просто копи­руют то, что увидели, о чем узнали из книжки, нет, они по-своему изме­няют действи­тель­ность, выра­жают в игре свои чувства, желания.

Иногда в детской игре отра­жа­ются неко­то­рые отри­ца­тель­ные стороны жизни, пережитки про­шлого. Играя в «магазин», «про­давец» и «поку­па­тель» грубо говорят друг с другом, девочка бьет свою куклу-дочку, мальчик изо­б­ра­жает пьяного. Все это ребята увидели где-то, запо­мнили, и вот они уже в игре пере­дают свои впе­ча­т­ле­ния, не умея еще само­сто­я­тельно разо­браться в них и отли­чить хорошее от плохого.

При­гля­ди­тесь к игра­ю­щему ребенку. Вы увидите, как искренне пережи­вает он свою роль; и чувства, которые сопро­во­ждают игру, — это под­лин­ные, насто­я­щие чувства; взро­с­лые непре­менно должны с ними считаться.

Вспо­ми­на­ется такой случай. У шести­лет­ней Киры была любимая кукла — непре­мен­ная участ­ница почти всех игр девочки. Вид у этой куклы был довольно нека­зи­стый: краска на лице поли­няла, стер­лась, волосы растре­пались, нос сплю­щился, но малень­кая Кира питала к ней самые нежные чувства. В день рожде­ния девочки дядя подарил ей новую куклу — большую, кра­си­вую, с закры­ва­ю­щимися глазами.

— А старую надо сжечь, — сказал он. — Она вся грязная, никуда не годится.

— Нет! — Кира крепко прижала к себе куклу, защищая ее от опас­но­сти. — Не надо ее жечь!

На другой день дядя все же бросил куклу в печь. Девочка заметила это, когда игрушка уже дого­рала. Со слезами бро­си­лась она к печке, умоляла спасти ее куклу, но было уже поздно. Долго после этого Кира и смо­треть не хотела на новую наряд­ную куклу, все вспо­ми­нала свою любимицу.

Да, дядя малень­кой девочки не сумел понять, нас­колько искренни, сильны были чувства ребенка, его любовь, при­вя­зан­ность к игрушке. Отсюда и педа­го­ги­че­ская ошибка. Надо было под­дер­жать, одо­брить хорошие чувства девочки и помочь, нас­колько это воз­можно, при­ве­сти в порядок старую куклу, а не сжигать ее.

Ведь именно бла­го­даря этой под­лин­но­сти детских чувств игра так сильно влияет на лич­ность ребенка. И если игра будит хорошие чувства и мысли, вызы­вает поло­жи­тель­ные поступки, она имеет очень большое педа­го­ги­че­ское зна­че­ние.

Вот еще один случай.

...Дети гуляли во дворе. Мама пору­чила семи­лет­нему Коле при­гля­ды­вать за младшей сестрен­кой — четы­рех­лет­ней Валей. Мальчик скучал, не зная, за что при­няться. Вдруг он оста­но­вился, глаза его забле­стели.

— Валя, смотри-ка, пароход! — и он указал на сухое дерево, только что спи­лен­ное и лежащее на земле.

— Правда! — согла­ша­ется Валя, и дети уса­жи­ва­ются на ствол дерева. Мальчик осма­т­ри­вает его со всех сторон и заме­чает неболь­шое дупло.

— Про­бо­ина! — зая­в­ляет он. — Надо в ремонт! — и начи­нает дея­тельно что-то заби­вать, высту­ки­вать вооб­ра­жа­е­мыми инстру­мен­тами. Скоро все готово.

— Отпра­в­ля­емся! — Коля ста­но­вится на «капитан­ский» мостик и коман­дует: — Отчалить! Полный ход, вперед!

К окну под­хо­дит мать ребяти­шек, Нина Сер­ге­евна.

— А мы на паро­ходе! — кричит ей девочка.

Куда же вы плывете? — спра­ши­вает мама.

Вопрос нео­жи­дан­ный, дети не поду­мали еще об этом. Но решение при­хо­дит момен­тально.

— На Север, — сооб­щает Коля, — везем про­дукты (отец недавно рас­ска­зы­вал ему о Дальнем Севере).

Как видим, вопрос матери помог детям наметить в игре опре­де­лен­ную цель, а это важно, так как раз­ви­вает мысль и вооб­ра­же­ние ребенка, помо­гает раз­ви­тию игры.

К ребятам подошел один из при­я­те­лей маль­чика, годом постарше, пер­во­клас­с­ник Леня.

— Можно, я буду играть?

— Можно. Только я капитан.

— Ладно, а я рулевой.

Согла­ше­ние состо­я­лось, игра про­дол­жа­ется.

Нина Сер­ге­евна вышла и села на крыльце с шитьем в руках. Время от времени она погля­ды­вает на игра­ю­щих.

Малень­кая Валя сидит скучная — она не умеет еще так играть, как маль­чики, ее жиз­нен­ный опыт еще мал. Но вот и ей пришла в голову инте­рес­ная мысль, девочка слезает с дерева.

— Куда ты, утонешь, пароход в откры­том море! — кричит ей Коля.

— Я за дочкой!

— Надо было сказать: «Спу­стите лодку».

Но малышка, не слушая брата, уже входит в дом. Сияющая, воз­вра­ща­ется она обратно с куклой в руках.

— Я хочу пока­тать дочку!

— Мы едем на Север, — говорит Леня, — мы не берем девочек, и ты все равно уже опо­з­дала, мы далеко отплыли от берега.

Коля быстро согла­ша­ется с ним. Нину Сер­ге­евну давно бес­по­коит, что сын очень легко под­да­ется влиянию других, — когда надо и когда вовсе не надо. Эта его черта про­я­ви­лась и в игре.

А Валя со слезами на глазах стоит у заме­ча­тель­ного паро­хода. Нине Сер­ге­евне жаль дочку, и, кроме того, она видит, что маль­чики посту­пают неправильно.

— Товарищ капитан, — говорит она сыну, — а может быть, Валя едет на Север совсем, она будет там жить? Не может ведь она уехать без дочки?

Идея матери нравится маль­чику.

— Ладно, садись, — раз­ре­шает он сестре и, обра­ща­ясь к своему помощ­нику, объ­яс­няет: — Как будто мы еще не отплы­вали!

Это «как будто», при­бли­жа­ю­щее игру к жиз­нен­ной правде, помо­гает маль­чику оправ­дать данное им раз­ре­ше­ние.

— Подъез­жаем к Северу! — сооб­щает Коля. — Гра­жданка, — говорит он сестре, — оде­вайте потеп­лее ребенка, сейчас будет очень холодно.

Валя начи­нает ежиться, морщит лицо: «Ой, уже холодно», ста­ра­тельно уку­ты­вает куклу, ласково с ней раз­го­ва­ри­вает.

А в это время между маль­чи­ками про­ис­хо­дит ссора. Леня хочет сменить Колю на капитан­ском мостике, но Коля не усту­пает и оттал­ки­вает его.

— Ну ты, совет­ские капитаны не дерутся!

— А ты скажи вежливо: «Товарищ капитан, раз­ре­шите вас сменить!»

Мир вос­ста­на­в­ли­ва­ется, так как оба поняли, что вели себя неправильно.

Однако детям надо закан­чи­вать игру — пора ужинать. Мать пред­ло­жила «морякам» сделать про­дол­жи­тель­ную оста­новку, а завтра дои­грать. Дома Коля ста­рался делать все быстро, четко, как насто­я­щий моряк. И Валя в спо­кой­ном, хорошем настро­е­нии, без всяких капри­зов гото­ви­лась ко сну.

Игра воз­ни­кла у ребят слу­чайно. В ней отра­зи­лось отно­ше­ние детей к изо­б­ра­жа­е­мым собы­тиям, они при­ме­нили свои знания, свой жиз­нен­ный опыт. Вни­ма­тель­ная мать очень так­тично, не стесняя свободы детей, сумела помочь им поставить цель в игре, задав вопрос, куда плывет пароход; она изме­нила неправиль­ное отно­ше­ние маль­чи­ков к девочке, помогла сыну не под­даться отри­ца­тель­ному влиянию това­рища. Хорошо, что она не вме­ша­лась в ссору «путе­ше­ствен­ни­ков» — они сами все верно рас­су­дили. Ценно, что Нина Сер­ге­евна не пре­рвала игру, а как бы вклю­чи­лась в нее, пред­ло­жив сделать «про­дол­жи­тель­ную оста­новку до завтра», что она назы­вала ребят «това­рищи моряки», «капитан». А ведь Нина Сер­ге­евна не имеет спе­ци­аль­ного педа­го­ги­че­ского обра­зо­ва­ния. Она просто вни­ма­тельно, чутко отно­сится к детям, к их занятиям, ста­ра­ется вник­нуть в игру ребят, понять ее, исполь­зо­вать для вос­пита­ния.

Выда­ю­щийся совет­ский педагог Антон Семе­но­вич Мака­ренко говорил, что каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда выра­стет. Ведь в каждой хорошей игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли. Хорошая игра похожа на хорошую работу.

Мы, взро­с­лые, должны помо­гать детям в орга­ни­за­ции игр, должны заботиться о том, чтобы игры были содер­жа­тель­ными, вос­пи­ты­ва­ю­щими. Эта задача посильна всем роди­те­лям. Нужно лишь желание.

Такие, напри­мер, игры, как «Палочка-выру­ча­лочка», «Салочки», «Гуси-лебеди», помо­гают вос­пита­нию у ребят воли, вни­ма­ния, това­ри­ще­ских чувств. Однако здесь необ­хо­димо после­дить, честно ли выпол­няет ребенок правила, раз­но­об­разны ли его игры.

Роди­те­лям необ­хо­димо вни­ма­тельно отно­ситься к детским играм, наблю­дать их, когда есть для этого сво­бод­ный час или во время домаш­ней работы, которая поз­во­ляет отцу и матери при­гля­деться, при­слу­шаться к занятиям ребят.

Иногда следует принять участие в игре. Дети быстро заме­чают интерес роди­те­лей к их играм, раду­ются этому, сами начи­нают рас­ска­зы­вать, во что и с кем они играли, чем зани­мались, а ведь это для нас, отцов и матерей, очень ценно.

Надо раз­ре­шать детям при­гла­шать домой това­ри­щей для сов­мест­ных игр, даже если в квар­тире у вас тес­но­вато. Осо­бенно это необ­хо­димо, когда в семье растет един­ствен­ный ребенок, не посе­ща­ю­щий дет­ского сада. В сов­мест­ных играх у детей с малых лет вос­пи­ты­ва­ются това­ри­ще­ские чувства, чувство кол­лек­ти­визма — важ­нейшие каче­ства совет­ского чело­века.

Неиз­мен­ный спутник игры — игрушка, покуп­ная или само­дель­ная. Много радости дает она ребенку, помо­гает детям при­ду­мы­вать и раз­ви­вать игру, будит раз­но­об­разные чувства. И дело вовсе не в коли­че­стве игрушек, как думают неко­то­рые роди­тели, а в том, чтобы игрушки были раз­но­об­разны и давали бы ребенку воз­мож­ность активно действо­вать, а не только созер­цать. Хорошо, чтобы мишку, куклу ребенок мог сам одевать и раз­де­вать, а в школь­ном воз­ра­сте и шить для них одежду; чтобы колеса у авто­ма­шины вер­те­лись и в нее можно было бы поса­дить куклу. Нео­це­нимы в этом смысле кубики, раз­лич­ные кон­струк­торы, стро­и­тель­ный мате­риал.

Дети очень любят само­дель­ную игрушку. Пусть эта игрушка не так красива, как покуп­ная, но она сделана своими руками. А недо­ста­ю­щие ей каче­ства ребенок допол­нит своим вооб­ра­же­нием.

Нам, взро­с­лым, надо хорошо понять склон­ность малень­кого ребенка к фан­та­зи­ро­ва­нию, его любовь к игре и тогда легче будет найти ключ к его уму и сердцу, уяснить осо­бен­но­сти его пове­де­ния.

Вот что рас­ска­зы­вает об играх своего сына, кото­рому пошел шестой год, Клавдия Ива­новна Ахметова из деревни Починки, Яро­с­лав­ской области:

«Больше всего Юра любит играть в «трак­то­ри­ста». В избе его не удер­жишь: «Мне надо поско­рей, мама, а то я опоздаю на работу. Знаешь, сколько у меня работы!» И вот соби­рает он разные желе­зины, даже малень­кую печку желез­ную раздо­был где-то на дворе — она уже без дела лежала. Поставил ее и говорит: «Это мой трактор, я на нем работаю». Зали­вает воду и вроде заводит.

Если я отброшу какую-нибудь железку, он даже запла­чет: «Мама, это же часть от трак­тора, он теперь рабо­тать не будет». Ну, я, конечно, кладу тогда ее обратно и говорю: «Бери, бери, я ведь не знала, что от трак­тора...»

Одно­вре­менно мать советует малень­кому трак­то­ри­сту держать все части своего трак­тора в порядке, скла­ды­вать их на место, и сын охотно это выпол­няет, при­у­ча­ясь с помощью игры быть забот­ли­вым, акку­рат­ным. Юре очень нравится, что мама с инте­ре­сом отно­сится к его играм. Он рас­ска­зы­вает ей о них, он лучше слу­ша­ется, когда Клавдия Ива­новна обра­ща­ется к нему как к насто­я­щему трак­то­ри­сту, вникает в игру.

Вот еще пример, также пока­зы­ва­ю­щий, как необ­хо­димо взро­с­лым учи­ты­вать любовь малыша к игре, склон­ность к фан­та­зи­ро­ва­нию.

Пяти­лет­нему Славе соседи раз­ре­шили пои­грать кра­си­вым игру­шеч­ным китайским петуш­ком. Мальчик не может ото­рвать от него глаз, гладит его, что-то шепчет. Уже пора ложиться спать, мать зовет сына домой, но Слава не желает рас­ста­ваться с игруш­кой, крепко держит ее и вот-вот запла­чет.

— Славик, петушку тоже надо спать, — говорят ему, — поставь его сюда, на абажур, он завтра должен раз­бу­дить Таню, чтобы она не опо­з­дала на работу.

Настро­е­ние у маль­чика сразу меня­ется. Улы­ба­ясь, он ставит петуха на ука­зан­ное место. А утром спра­ши­вает девушку:

— Петушок раз­бу­дил тебя?

Взро­с­лые сумели без «нажима», без ненуж­ного морали­зи­ро­ва­ния пов­ли­ять на ребенка через игру и доби­лись не только выпол­не­ния правил, обя­зан­но­стей, но и повы­сили интерес к ним, вызвали желание посту­пать хорошо.

Игра — это очень важная для ребят дея­тель­ность, которая при­но­сит им много радости и вместе с тем служит сред­ством их все­сто­рон­него вос­пита­ния.

с. 53—59


Также в рубрике «Игра. Досуг»