
Т. А. МАРКОВА
кандидат педагогических наук
ИГРЫ ДЕТЕЙ И ИХ ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ
(Беседа)
КТО из нас, взрослых, не помнит чудесных, увлекательных игр детства, кто не наблюдал, как играют дети — и совсем еще маленькие и подростки. Конечно, игры детей разного возраста различны по своему характеру, по своему содержанию, но хорошая игра имеет большое значение для ребенка любого возраста.
«Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить», — писал Алексей Максимович Горький.
Играя, ребенок удовлетворяет свою потребность в активности, в интересной для него деятельности, знакомится со свойствами окружающих вещей, предметов. В игре он изображает то, что увидел, о чем узнал, и это углубляет его чувства, уточняет представления. Отражая современную жизнь, паши советские дети строят дома, заводы, совершают полеты на Северный полюс, защищают границы, водят поезда и комбайны; они изображают семью, члены которой работают, заботятся друг о друге, учат своих детей. Но дети не просто копируют то, что увидели, о чем узнали из книжки, нет, они по-своему изменяют действительность, выражают в игре свои чувства, желания.
Иногда в детской игре отражаются некоторые отрицательные стороны жизни, пережитки прошлого. Играя в «магазин», «продавец» и «покупатель» грубо говорят друг с другом, девочка бьет свою куклу-дочку, мальчик изображает пьяного. Все это ребята увидели где-то, запомнили, и вот они уже в игре передают свои впечатления, не умея еще самостоятельно разобраться в них и отличить хорошее от плохого.
Приглядитесь к играющему ребенку. Вы увидите, как искренне переживает он свою роль; и чувства, которые сопровождают игру, — это подлинные, настоящие чувства; взрослые непременно должны с ними считаться.
Вспоминается такой случай. У шестилетней Киры была любимая кукла — непременная участница почти всех игр девочки. Вид у этой куклы был довольно неказистый: краска на лице полиняла, стерлась, волосы растрепались, нос сплющился, но маленькая Кира питала к ней самые нежные чувства. В день рождения девочки дядя подарил ей новую куклу — большую, красивую, с закрывающимися глазами.
— А старую надо сжечь, — сказал он. — Она вся грязная, никуда не годится.
— Нет! — Кира крепко прижала к себе куклу, защищая ее от опасности. — Не надо ее жечь!
На другой день дядя все же бросил куклу в печь. Девочка заметила это, когда игрушка уже догорала. Со слезами бросилась она к печке, умоляла спасти ее куклу, но было уже поздно. Долго после этого Кира и смотреть не хотела на новую нарядную куклу, все вспоминала свою любимицу.
Да, дядя маленькой девочки не сумел понять, насколько искренни, сильны были чувства ребенка, его любовь, привязанность к игрушке. Отсюда и педагогическая ошибка. Надо было поддержать, одобрить хорошие чувства девочки и помочь, насколько это возможно, привести в порядок старую куклу, а не сжигать ее.
Ведь именно благодаря этой подлинности детских чувств игра так сильно влияет на личность ребенка. И если игра будит хорошие чувства и мысли, вызывает положительные поступки, она имеет очень большое педагогическое значение.
Вот еще один случай.
...Дети гуляли во дворе. Мама поручила семилетнему Коле приглядывать за младшей сестренкой — четырехлетней Валей. Мальчик скучал, не зная, за что приняться. Вдруг он остановился, глаза его заблестели.
— Валя, смотри-ка, пароход! — и он указал на сухое дерево, только что спиленное и лежащее на земле.
— Правда! — соглашается Валя, и дети усаживаются на ствол дерева. Мальчик осматривает его со всех сторон и замечает небольшое дупло.
— Пробоина! — заявляет он. — Надо в ремонт! — и начинает деятельно что-то забивать, выстукивать воображаемыми инструментами. Скоро все готово.
— Отправляемся! — Коля становится на «капитанский» мостик и командует: — Отчалить! Полный ход, вперед!
К окну подходит мать ребятишек, Нина Сергеевна.
— А мы на пароходе! — кричит ей девочка.
Куда же вы плывете? — спрашивает мама.
Вопрос неожиданный, дети не подумали еще об этом. Но решение приходит моментально.
— На Север, — сообщает Коля, — везем продукты (отец недавно рассказывал ему о Дальнем Севере).
Как видим, вопрос матери помог детям наметить в игре определенную цель, а это важно, так как развивает мысль и воображение ребенка, помогает развитию игры.
К ребятам подошел один из приятелей мальчика, годом постарше, первоклассник Леня.
— Можно, я буду играть?
— Можно. Только я капитан.
— Ладно, а я рулевой.
Соглашение состоялось, игра продолжается.
Нина Сергеевна вышла и села на крыльце с шитьем в руках. Время от времени она поглядывает на играющих.
Маленькая Валя сидит скучная — она не умеет еще так играть, как мальчики, ее жизненный опыт еще мал. Но вот и ей пришла в голову интересная мысль, девочка слезает с дерева.
— Куда ты, утонешь, пароход в открытом море! — кричит ей Коля.
— Я за дочкой!
— Надо было сказать: «Спустите лодку».
Но малышка, не слушая брата, уже входит в дом. Сияющая, возвращается она обратно с куклой в руках.
— Я хочу покатать дочку!
— Мы едем на Север, — говорит Леня, — мы не берем девочек, и ты все равно уже опоздала, мы далеко отплыли от берега.
Коля быстро соглашается с ним. Нину Сергеевну давно беспокоит, что сын очень легко поддается влиянию других, — когда надо и когда вовсе не надо. Эта его черта проявилась и в игре.
А Валя со слезами на глазах стоит у замечательного парохода. Нине Сергеевне жаль дочку, и, кроме того, она видит, что мальчики поступают неправильно.
— Товарищ капитан, — говорит она сыну, — а может быть, Валя едет на Север совсем, она будет там жить? Не может ведь она уехать без дочки?
Идея матери нравится мальчику.
— Ладно, садись, — разрешает он сестре и, обращаясь к своему помощнику, объясняет: — Как будто мы еще не отплывали!
Это «как будто», приближающее игру к жизненной правде, помогает мальчику оправдать данное им разрешение.
— Подъезжаем к Северу! — сообщает Коля. — Гражданка, — говорит он сестре, — одевайте потеплее ребенка, сейчас будет очень холодно.
Валя начинает ежиться, морщит лицо: «Ой, уже холодно», старательно укутывает куклу, ласково с ней разговаривает.
А в это время между мальчиками происходит ссора. Леня хочет сменить Колю на капитанском мостике, но Коля не уступает и отталкивает его.
— Ну ты, советские капитаны не дерутся!
— А ты скажи вежливо: «Товарищ капитан, разрешите вас сменить!»
Мир восстанавливается, так как оба поняли, что вели себя неправильно.
Однако детям надо заканчивать игру — пора ужинать. Мать предложила «морякам» сделать продолжительную остановку, а завтра доиграть. Дома Коля старался делать все быстро, четко, как настоящий моряк. И Валя в спокойном, хорошем настроении, без всяких капризов готовилась ко сну.
Игра возникла у ребят случайно. В ней отразилось отношение детей к изображаемым событиям, они применили свои знания, свой жизненный опыт. Внимательная мать очень тактично, не стесняя свободы детей, сумела помочь им поставить цель в игре, задав вопрос, куда плывет пароход; она изменила неправильное отношение мальчиков к девочке, помогла сыну не поддаться отрицательному влиянию товарища. Хорошо, что она не вмешалась в ссору «путешественников» — они сами все верно рассудили. Ценно, что Нина Сергеевна не прервала игру, а как бы включилась в нее, предложив сделать «продолжительную остановку до завтра», что она называла ребят «товарищи моряки», «капитан». А ведь Нина Сергеевна не имеет специального педагогического образования. Она просто внимательно, чутко относится к детям, к их занятиям, старается вникнуть в игру ребят, понять ее, использовать для воспитания.
Выдающийся советский педагог Антон Семенович Макаренко говорил, что каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Ведь в каждой хорошей игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли. Хорошая игра похожа на хорошую работу.
Мы, взрослые, должны помогать детям в организации игр, должны заботиться о том, чтобы игры были содержательными, воспитывающими. Эта задача посильна всем родителям. Нужно лишь желание.
Такие, например, игры, как «Палочка-выручалочка», «Салочки», «Гуси-лебеди», помогают воспитанию у ребят воли, внимания, товарищеских чувств. Однако здесь необходимо последить, честно ли выполняет ребенок правила, разнообразны ли его игры.
Родителям необходимо внимательно относиться к детским играм, наблюдать их, когда есть для этого свободный час или во время домашней работы, которая позволяет отцу и матери приглядеться, прислушаться к занятиям ребят.
Иногда следует принять участие в игре. Дети быстро замечают интерес родителей к их играм, радуются этому, сами начинают рассказывать, во что и с кем они играли, чем занимались, а ведь это для нас, отцов и матерей, очень ценно.
Надо разрешать детям приглашать домой товарищей для совместных игр, даже если в квартире у вас тесновато. Особенно это необходимо, когда в семье растет единственный ребенок, не посещающий детского сада. В совместных играх у детей с малых лет воспитываются товарищеские чувства, чувство коллективизма — важнейшие качества советского человека.
Неизменный спутник игры — игрушка, покупная или самодельная. Много радости дает она ребенку, помогает детям придумывать и развивать игру, будит разнообразные чувства. И дело вовсе не в количестве игрушек, как думают некоторые родители, а в том, чтобы игрушки были разнообразны и давали бы ребенку возможность активно действовать, а не только созерцать. Хорошо, чтобы мишку, куклу ребенок мог сам одевать и раздевать, а в школьном возрасте и шить для них одежду; чтобы колеса у автомашины вертелись и в нее можно было бы посадить куклу. Неоценимы в этом смысле кубики, различные конструкторы, строительный материал.
Дети очень любят самодельную игрушку. Пусть эта игрушка не так красива, как покупная, но она сделана своими руками. А недостающие ей качества ребенок дополнит своим воображением.
Нам, взрослым, надо хорошо понять склонность маленького ребенка к фантазированию, его любовь к игре и тогда легче будет найти ключ к его уму и сердцу, уяснить особенности его поведения.
Вот что рассказывает об играх своего сына, которому пошел шестой год, Клавдия Ивановна Ахметова из деревни Починки, Ярославской области:
«Больше всего Юра любит играть в «тракториста». В избе его не удержишь: «Мне надо поскорей, мама, а то я опоздаю на работу. Знаешь, сколько у меня работы!» И вот собирает он разные железины, даже маленькую печку железную раздобыл где-то на дворе — она уже без дела лежала. Поставил ее и говорит: «Это мой трактор, я на нем работаю». Заливает воду и вроде заводит.
Если я отброшу какую-нибудь железку, он даже заплачет: «Мама, это же часть от трактора, он теперь работать не будет». Ну, я, конечно, кладу тогда ее обратно и говорю: «Бери, бери, я ведь не знала, что от трактора...»
Одновременно мать советует маленькому трактористу держать все части своего трактора в порядке, складывать их на место, и сын охотно это выполняет, приучаясь с помощью игры быть заботливым, аккуратным. Юре очень нравится, что мама с интересом относится к его играм. Он рассказывает ей о них, он лучше слушается, когда Клавдия Ивановна обращается к нему как к настоящему трактористу, вникает в игру.
Вот еще пример, также показывающий, как необходимо взрослым учитывать любовь малыша к игре, склонность к фантазированию.
Пятилетнему Славе соседи разрешили поиграть красивым игрушечным китайским петушком. Мальчик не может оторвать от него глаз, гладит его, что-то шепчет. Уже пора ложиться спать, мать зовет сына домой, но Слава не желает расставаться с игрушкой, крепко держит ее и вот-вот заплачет.
— Славик, петушку тоже надо спать, — говорят ему, — поставь его сюда, на абажур, он завтра должен разбудить Таню, чтобы она не опоздала на работу.
Настроение у мальчика сразу меняется. Улыбаясь, он ставит петуха на указанное место. А утром спрашивает девушку:
— Петушок разбудил тебя?
Взрослые сумели без «нажима», без ненужного морализирования повлиять на ребенка через игру и добились не только выполнения правил, обязанностей, но и повысили интерес к ним, вызвали желание поступать хорошо.
Игра — это очень важная для ребят деятельность, которая приносит им много радости и вместе с тем служит средством их всестороннего воспитания.