
Л. И. БОЖОВИЧ
кандидат педагогических наук
НАКАЗАНИЕ — САМОЕ ТОНКОЕ И СЛОЖНОЕ СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ
(Беседа)
Один тринадцатилетний мальчик сказал своему товарищу:
— Если я опять не смогу сдержаться и буду разговаривать на уроке, то я отдам тебе свой билет на футбол.
Этот мальчик поставил перед собой задачу — развивать свою выдержку, волю, и наказание было для него тем дополнительным воздействием, которое помогало ему дисциплинировать себя. Даже взрослый человек, когда ему трудно сделать намеченное, иногда прибегает к подобным средствам воздействия на самого себя. Например, утром, лежа в постели, если очень не хочется вставать, хотя это давно уже надо бы сделать, человек решает: «Когда стрелка часов будет показывать ровно пять минут восьмого, я встану». И действительно, он внимательно следить за стрелкой, и, как только подойдет намеченный срок, он быстро вскакивает с постели. Или еще пример: раньше чем прыгнуть в воду, человек считает: «Раз, два, три...» — и на «три» прыгает. Разве и в этом случае он не использовал дополнительное воздействие, чтобы принудить себя сделать задуманное?
Но если взрослому приходится подчас прибегать к таким дополнительным воздействиям, то тем более это нужно ребенку, у которого еще не сформировалась внутренняя дисциплина, у которого непосредственное желание часто пересиливает принятое намерение.
Конечно, наказание — это не просто дополнительное воздействие. Оно отличается тем, что несет в себе осуждение поступка ребенка и, как правило, связано с неприятными для него переживаниями. Это может быть огорчение (не пустили в театр, кино, в гости), неловкость, стыд, недовольство собой, раскаяние, возникающие в результате упрека или порицания окружающих, и т. п. Однако именно эта сторона наказания делает его особенно действенным, способным сдержать одни проявления ребенка и побудить его к другим.
Наказание может действовать разными способами. Оно может (как в приведенном примере) заставить ребенка вести себя хорошо просто для того, чтобы избежать неприятных переживаний; но оно может действовать и другими, более сложными способами. Наказание может заставить ребенка задуматься над своим поведением, увидеть его связь с интересами и потребностями других людей, почувствовать ответственность перед этими людьми за результат своих действий.
Когда, например, ребенок школьного или даже старшего дошкольного возраста, зная, что отец или мать отдыхают, продолжает шуметь, не обращая внимания на предупреждения и просьбы окружающих, он не только может, но и должен быть наказан.
Наказание в таких случаях заставляет ребенка осознать тот факт, что, кроме него, есть другие люди, с которыми он обязан считаться; оно заставляет его убедиться, что существуют законы и правила, охраняющие покой и интересы этих людей, и что эти правила он не может нарушить, так как они важнее и сильнее его собственных желаний и прихотей. И чем старше ребенок, тем строже он должен быть в этих случаях наказан.
Таким образом, наказание, воздействуя на сознание ребенка, помогает создать те жесткие рамки поведения, подчиняясь которым ребенок будет накапливать нужный для него опыт, будет приобретать необходимые общественные навыки и привычки.
Из всего сказанного становится ясно, что наказание — вполне оправданный педагогический прием. Недаром выдающийся советский педагог Антон Семенович Макаренко защищал право воспитателя применять наказания и зло высмеивал тех, кто отрицал это право.
Однако, применяя наказание, родители должны знать, что это острый и тонкий инструмент воспитания и что пользоваться им надо осторожно, а главное, умеючи. Ведь наказание, будучи применено, никогда не остается нейтральным — оно либо приносит ребенку пользу, либо — вред.
Например, наказание, примененное в пылу раздражения, без учета всех обстоятельств, в которых был совершен поступок ребенка, может привести к нарушению контакта между родителями и детьми, может вызвать отчуждение, взаимное недоверие и даже озлобленность. Такое нарушение контакта неизбежно будет препятствовать дальнейшему воспитанию ребенка, так как он перестанет считаться с требованиями взрослых или даже начнет принимать их «в штыки». И так будет до тех пор, пока родителям не удастся сгладить последствия неудачного наказания и восстановить снова нарушенное равновесие.
Неумело наложенное наказание может привести и к тому, что у ребенка возникнет неприязнь к предъявляемым ему требованиям или к тому делу, за невыполнение которого его наказали, например неприязнь к учению или труду.
Значит, раньше, чем применять наказание, надо овладеть этим обоюдоострым орудием воспитания, понять, какие наказания и в каких обстоятельствах можно применять, а какие и когда применять безусловно не следует.
Наверное, некоторые родители ждут, что сейчас им скажут, за какие проступки какое именно наказание должен понести ребенок. Например, если не приготовил уроки — лишить развлечения, если нарушил запрет — лишить сладкого, если подрался во дворе с мальчишками — не разрешать некоторое время гулять.
Однако тех родителей, которые этого ждут, придется разочаровать: таких готовых рецептов нет и не может быть. А. С. Макаренко не раз говорил, что здесь не может быть общих правил, так как каждый поступок носит совершенно индивидуальный характер. Например, мальчик разбил стекло. Спрашивается: как он должен быть наказан? Но ведь каждому ясно, что этот вопрос будет решаться совсем по-разному в зависимости и от того, что представляет собой этот мальчик, и от обстоятельств, в которых он совершил недозволенный поступок, и еще от многих причин.
Значит, каждый раз родителям придется взвешивать все обстоятельства и причины недозволенного поступка и только после этого решать, имеют ли они основание наказать ребенка и каким должно быть это наказание.
Что же надо учитывать, применяя наказание?
Прежде всего надо помнить, что должны быть категорически исключены все наказания, унижающие личность ребенка, рассчитанные на физическую боль, страх перед такой болью, на то, чтобы подавить, сломать, затормозить волю ребенка. Должны быть исключены побои, замусоренные чуланы, темные комнаты, куда в наказание запирают иногда детей.
Наказания могут носить различный характер: можно лишить ребенка каких-либо удовольствий, наград, развлечений, можно ограничить ребенка в его поступках, правах и даже движениях (например, можно расшумевшегося ребенка посадить на стул и велеть ему сидеть до тех пор, пока он не успокоится). Наказания могут быть связаны с разного рода порицаниями, начиная от легкого выражения неудовольствия и кончая строгим выговором или даже временным прекращением общения с ребенком, но какой бы характер ни носили наказания, ребенок, подчиняясь им, не должен испытывать чувства унижения, потери собственного достоинства.
Для того чтобы наказание не унижало ребенка и чтобы оно не только пресекало дурное поведение, но и вызывало у ребенка активное желание вести себя лучше, надо соблюдать и многие другие условия и правила.
Одно из таких правил заключается вот в чем: наказывать ребенка можно за определенный конкретный проступок, а не вообще, так сказать «по совокупности».
Ведь если ребенок наказан за определенный проступок, то он понимает, чего от него требуют и что именно он должен изменить в своем поведении, чтобы избежать наказания. Например, он понимает, что раньше, чем идти гулять, он должен убрать комнату, наколоть дров, приготовить все свои уроки; что, гуляя во дворе, он не должен драться, бросать снегом в окна, бить кошек и собак и т. п. Более того, он знает, что стоит только ему не совершать тех проступков, за которые он был наказан, как он услышит одобрение или даже похвалу родителей. Все совершенно ясно: оставил на столе грязную посуду и мусор посреди комнаты — мама накажет, не пустит в кино. Чисто все прибрал — мама похвалит. Таким образом, в этом случае наказание воспитывает ребенка, так как оно возбуждает его активность, заставляет его действовать в нужном для родителей направлении.
А вот в другом случае, когда ребенка наказывают «по совокупности» — за то, что он вообще лентяй, вообще грубый, непослушный, хулиган и пр., — он не знает, что именно ему надо делать с собой, чтобы исправиться, чтобы все были им довольны. И он будет чувствовать себя «неисправимым», «отпетым», «никуда не годным человеком». А это в свою очередь заставит его либо просто смиряться перед наказанием, либо — в худшем случае — начать сознательно и нарочно делать то, что раньше он, может быть, делал лишь не подумав или не умея делать иначе.
Если присмотреться к тому, как наказывают своих детей разные родители, то нетрудно заметить, что одни соблюдают это правило, а другие — нет. Так например, одни родители говорят сыну: «Ты не пришел к обеду вовремя, хотя у тебя не было никаких для этого причин. Если в следующий раз ты опять опоздаешь, никто с обедом для тебя возиться не будет и тебе придется ждать до ужина». Если при этом ребенок даже и останется раз, другой без обеда, у него все же не будет оснований переживать чувство унижения или обиды, а будет лишь сознание законности наложенного на него наказания.
Однако есть родители, которые ведут себя в таких же случаях иначе. Каждое опоздание вызывает массу упреков: «Ты не желаешь считаться...», «Ты всегда был растяпа, неорганизованный...», «Тебя надо проучить, оставив без обеда...» В этих условиях наказание воспринимается ребенком как незаслуженное, ставит его в тупик, так как он сам не знает, как же ему стать организованным, любящим, заботливым и пр. Родители поставили перед ребенком слишком общую, неопределенную и потому невыполнимую задачу.
Для того чтобы наказание не унижало достоинство ребенка, не уничтожало его веру в свои силы, важно учитывать и следующее правило: никогда не надо напоминать ребенку ни о его плохом поступке, ни о том, что он был за него наказан, если этот поступок больше не повторялся. Ребенок должен знать: за плохой поступок он понес заслуженное наказание и все — с этим покончено. Его не должен давить груз прошлого, напротив, он постоянно должен ощущать возможность исправить свое поведение и стать лучше. Это также делает наказание средством не подавления, но исправления и воспитания ребенка.
Остановимся еще на нескольких условиях и правилах, которые необходимо соблюдать, для того чтобы наказание дало положительный педагогический результат.
Никогда нельзя наказывать ребенка за то, что он чего-то не умеет делать. Конечно, если речь идет о каких-нибудь практических умениях, то этого обычно никто и не делает. Никакая мать не станет наказывать ребенка за то, что ему неправильно дали сдачу, если знает, что ребенок не умеет считать, или за то, что он плохо прибрал комнату, если он это делает впервые. Однако многие родители наказывают ребенка за то, что он отвлекается во время занятий, за то, что он заигрался и забыл купить хлеб к обеду, за то, что он упал и разорвал себе штаны, а иногда даже за то, что ребенок не может сразу заснуть и вертится в кровати.
Но ведь ребенок, особенно маленький, часто не умеет быть внимательным, не умеет предусмотреть последствия своих поступков. В этих случаях его надо не наказывать, а учить правильному поведению. Если ребенок небрежно сделал уроки, гораздо полезнее заставить его сделать их заново, чем читать ему нравоучения, делать выговоры или не пускать в кино. Ведь старательности, аккуратности, ответственности надо учить детей, так же как их учат решать задачи. И до тех пор, пока вы не научили ребенка тому или иному делу, вы не можете и спрашивать с него за то, что он это дело не выполнил. Например, сегодня ребенок, раздеваясь, разбросал свои вещи, а вы их за него прибрали, завтра повторилось то же, послезавтра — то же. А потом вы начинаете упрекать и наказывать его за то, что он неаккуратно обращается со своими вещами, за то, что он не ценит ваш труд и заботу. А надо было не самому убирать вещи, а каждый раз требовать этого от ребенка, то есть приучать его к аккуратности.
Или другой случай. Долгое время вы не следите за тем, как учится ваш сын (или дочь), когда и как он готовит уроки, почему иной раз пропускает занятия. А потом вас вызвали в школу, рассказали о плохих успехах сына и вы начали его наказывать. Но ваш сын уже не может заставить себя усидчиво работать, он потерял интерес к занятиям, и ваши наказания только усугубят его нелюбовь к учению и заставят тщательно скрывать от вас свои неуспехи и неудачи в школе. Следовательно, и здесь гораздо целесообразнее начать систематически приучать ребенка работать.
Нельзя наказывать ребенка только за результаты его поступка, не поняв, чем этот поступок был вызван, каковы были в данном случае побуждения ребенка. Например, мать купила своему ребенку игрушку — заводную мышку или говорящую куклу. Однако не прошло и одного дня, как игрушка оказалась сломанной. Рассерженная мать наказывает за это ребенка. Но ведь ребенок мог сломать игрушку из естественного желания узнать, что находится у нее внутри, почему кукла разговаривает или почему бегает подаренная ему мышка.
В этом случае наказание может принести только вред ребенку. Оно может надолго потушить в нем любознательность — это важнейшее качество, без которого ребенок не может ни хорошо учиться, ни работать и которое надо всячески у него развивать. Но даже не это самое главное. Опыт показывает, что именно такие наказания — наказания, при которых не учитываются побуждения и мотивы совершенных детьми поступков, — вызывают у детей чувство обиды на взрослых, внутренний протест, лишают взрослого доверия ребенка, убивают у ребенка веру в справедливость налагаемых на него наказаний. А уверенность ребенка в том, что наказание справедливо, пожалуй, является самым главным условием его положительного влияния.
Между тем как часто именно это условие нарушается взрослыми! Увидев, например, что разбита хорошая чашка, огорченные этой потерей родители начинают кричать на сына, требуют, чтобы он «в другой раз не трогал то, что ему не полагается», и пр. А оказывается, мальчик разбил чашку нечаянно, когда мыл ее. Ребенку часто попадает за то, что он сломал ту или иную вещь, хотя он, может быть, хотел ее починить, за мокрую одежду, хотя он помогал счищать снег, за опоздание из школы, хотя он навещал больного товарища.
Дело здесь осложняется еще и тем, что даже в справедливо наложенном наказании ребенок может не увидеть его связи с поступком и воспринять наказание как произвол, как «придирку» взрослых. С этим также надо считаться родителям и постараться сделать так, чтобы ребенок понял эту связь и правильно отнесся к наказанию.
Но как добиться этого? Здесь очень большую роль играет то, насколько будет наглядна и ясна для ребенка связь между поступком, за который его наказывают, и характером самого наказания. Одно дело, если вы не пустили ребенка вечером к товарищу, так как, придя домой с работы, увидели, что он не сделал того, что ему было поручено (не убрал в комнате, не купил необходимые продукты и т. п.). Здесь связь между поступком и наказанием совершенно очевидна — он потратил время на другое, теперь ему придется пожертвовать развлечением ради выполнения своих обязанностей.
Другое дело, если за тот же самый поступок ребенка лишат, например, сладкого или обещанной ранее игрушки. Здесь нет естественной связи между поступком и характером наказания, и ребенок легко может воспринять наказание как произвол родителей. Конечно, нельзя всегда использовать наказания, только естественно вытекающие из самого поступка, но там, где это можно сделать, надо к этому стремиться.
Помогает ребенку осознать справедливость наказания и тем самым «внутренне принять» его и единство требований со стороны всех окружающих и, если так можно выразиться, единство в наложении наказания. Недопустимо, когда за один и тот же поступок отец наказывает ребенка, а мать или бабушка оставляют его безнаказанным. Так же недопустимо, чтобы сегодня родители за данный поступок наказали ребенка, а завтра при тех же обстоятельствах не обратили на него внимания и т. д.
Постоянство и систематичность связи между определенными поступками и определенными наказаниями (например, не вымыл руки — не разрешат сесть за стол, не выполнил поручения — не пустят гулять, небрежно обращаешься с вещью — ее временно или даже совсем отберут и пр.) также помогут ребенку увидеть в наказании его законную и справедливую силу, а не злую волю взрослых.
Заканчивая эту беседу, остановимся еще на одном, последнем, вопросе — на силе наказания. Многим родителям кажется, что чем сильнее они выбирают воздействие, тем сильнее оно повлияет на ребенка. Они убеждены, что ремень всегда сильнее слов. А между тем такое представление совершенно неправильно. Сила воздействия наказания зависит только от того, какой стиль отношений существует между взрослыми и детьми в той или иной семье — от их отношения друг к другу, доверия, любви, взаимного уважения — и от умения взрослых правильно применить наказание. В некоторых семьях, где установился правильный стиль отношений, даже легкое неудовольствие родителей, сделанный ими упрек, выражение огорчения оказывают на детей более сильное влияние, чем в других семьях разного рода лишения и даже физические наказания.
Возвращаясь к тому, что говорилось уже раньше, я хочу еще раз настойчиво повторить: наказание — самое трудное, самое тонкое и сложное средство воспитания, и тот, кто этого не понимает, не имеет права пользоваться этим сильно действующим средством!