
Г. П. САЛЬНИКОВА
кандидат медицинских наук
КОГДА ДЕТИ ГОТОВЯТ УРОКИ, ДОЛЖНО БЫТЬ ТИХО
(Беседа)
Если в комнате тихо и ничто ребенка не отвлекает, все внимание его сосредоточено на задании. Но заговорило радио — и вот уже одним ушком он слушает передачу.
Ребенок невольно прислушивается ко всему, что делается вокруг него, — и к разговору взрослых, и к стуку за окном, и к тому, что говорят по радио. Чем он меньше, тем слабее у него способность сосредоточивать свое внимание на каком-нибудь одном предмете. Ребенку вообще-то трудно сосредоточиться, когда он готовит уроки, а если еще рядом шумят, то он не только решить задачу, но и понять ее как следует не может.
Наше внимание подобно лучу прожектора. Если луч направлен на один какой-нибудь предмет, то этот предмет виден ясно, отчетливо, во всех деталях. Осветите тем же лучом большее пространство, и нужный нам предмет как бы отойдет на второй план, многие детали пропадут.
В комнате стоит будильник. Прислушайтесь, и вы отчетливо услышите его тиканье. Попробуйте отвлечься, начните слушать и другие звуки или начните разговаривать — тиканье часов немедленно пропадет, как будто их нет в комнате. Снова сосредоточьте свое внимание на будильнике — и вы опять явственно услышите знакомое тиканье.
Этот пример показывает, что мы наиболее ясно видим и слышим тогда, когда все наше внимание целиком сосредоточено только на одном предмете.
Один школьник говорит: «Я привык делать уроки под радио». И действительно, он всегда занимается с включенным репродуктором. Это очень плохая привычка. Потому что хочет ребенок этого или не хочет, а внимание его постоянно рассеивается: то он читает книгу, то слушает радио.
При такой системе занятий ребенок быстрее устает, тратит на уроки времени больше, чем нужно.
Если школьник так занимается постоянно, изо дня в день, то он постепенно утрачивает способность сосредоточиваться, становится как будто менее понятливым. Работа над учебным материалом идет все хуже, медленнее, усталость наступает скорее.
Постарайтесь сделать так, чтобы в комнате было тихо, когда ваш сын или ваша дочь готовят уроки.
Это поможет детям выработать умение сосредоточиваться на своей работе, отдавать ей все свое внимание, все силы. Надо ли доказывать, что такое умение — залог многих жизненных, трудовых успехов в будущем!