Поговорим о наших детях : сборник бесед, рассказов, очерков(фрагмент)



Г. П. САЛЬ­НИ­КОВА

кан­ди­дат меди­цин­ских наук

КОГДА ДЕТИ ГОТОВЯТ УРОКИ, ДОЛЖНО БЫТЬ ТИХО

(Беседа)

Если в комнате тихо и ничто ребенка не отвле­кает, все вни­ма­ние его сосре­до­то­чено на задании. Но заго­во­рило радио — и вот уже одним ушком он слушает пере­дачу.

Ребенок невольно при­слу­ши­ва­ется ко всему, что дела­ется вокруг него, — и к раз­го­вору взро­с­лых, и к стуку за окном, и к тому, что говорят по радио. Чем он меньше, тем слабее у него спо­соб­ность сосре­до­то­чи­вать свое вни­ма­ние на каком-нибудь одном пред­мете. Ребенку вообще-то трудно сосре­до­то­читься, когда он готовит уроки, а если еще рядом шумят, то он не только решить задачу, но и понять ее как следует не может.

Наше вни­ма­ние подобно лучу про­жек­тора. Если луч напра­в­лен на один какой-нибудь предмет, то этот предмет виден ясно, отчет­ливо, во всех деталях. Осветите тем же лучом большее про­стран­ство, и нужный нам предмет как бы отойдет на второй план, многие детали про­па­дут.

В комнате стоит будиль­ник. При­слу­шайтесь, и вы отчет­ливо услы­шите его тиканье. Попро­буйте отвлечься, начните слушать и другие звуки или начните раз­го­ва­ри­вать — тиканье часов немед­ленно про­па­дет, как будто их нет в комнате. Снова сосре­до­точьте свое вни­ма­ние на будиль­нике — и вы опять явственно услы­шите зна­ко­мое тиканье.

Этот пример пока­зы­вает, что мы наи­бо­лее ясно видим и слышим тогда, когда все наше вни­ма­ние целиком сосре­до­то­чено только на одном пред­мете.

Один школь­ник говорит: «Я привык делать уроки под радио». И действи­тельно, он всегда зани­ма­ется с вклю­чен­ным репро­дук­то­ром. Это очень плохая при­вычка. Потому что хочет ребенок этого или не хочет, а вни­ма­ние его посто­янно рас­се­и­ва­ется: то он читает книгу, то слушает радио.

При такой системе занятий ребенок быстрее устает, тратит на уроки времени больше, чем нужно.

Если школь­ник так зани­ма­ется посто­янно, изо дня в день, то он посте­пенно утра­чи­вает спо­соб­ность сосре­до­то­чи­ваться, ста­но­вится как будто менее понятли­вым. Работа над учебным мате­ри­а­лом идет все хуже, мед­лен­нее, уста­лость насту­пает скорее.

Поста­райтесь сделать так, чтобы в комнате было тихо, когда ваш сын или ваша дочь готовят уроки.

Это поможет детям выра­бо­тать умение сосре­до­то­чи­ваться на своей работе, отда­вать ей все свое вни­ма­ние, все силы. Надо ли дока­зы­вать, что такое умение — залог многих жиз­нен­ных, тру­до­вых успехов в будущем!

с. 120—121