Поговорим о наших детях : сборник бесед, рассказов, очерков(фрагмент)



Л. С. СЛАВИНА

кан­ди­дат педа­го­ги­че­ских наук

КАК ПОМО­ГАТЬ В УЧЕНИИ ПЕР­ВО­КЛАС­С­НИКУ

(Беседа)

Все роди­тели, конечно, очень хотят, чтобы их дети учились отлично. Они готовы помо­гать ребенку, пока­зы­вать ему, как и что надо делать. Это хорошо. Но нужно учи­ты­вать, что разным детям нужно помо­гать по-разному. Правиль­ная, вовремя ока­зан­ная помощь часто имеет реша­ю­щее зна­че­ние для всей даль­нейшей учебы ребенка. Помощь неправиль­ная может при­не­сти ему огромный вред.

Какая же помощь будет правиль­ной и какая неправиль­ной? Прежде всего всем ли детям обя­за­тельно нужно помо­гать? Ведь даже среди нович­ков-пер­во­клас­с­ни­ков есть такие дети, которые сами, без помощи роди­те­лей, следуя только ука­за­нию учителя, могут справиться дома со всеми школь­ными зада­ни­ями.

Такие ученики есть почти в каждом классе. Обычно это те дети, которые пришли в школу хорошо под­го­то­в­лен­ными. Они забот­ливо и акку­ратно отно­сятся к своим учебным посо­биям, могут без напо­ми­на­ния сесть за при­го­то­в­ле­ние домаш­них уроков, без посто­рон­ней помощи их выпол­нить, не забы­вают, что именно им задано.

И роди­те­лям незачем вме­ши­ваться в при­го­то­в­ле­ние уроков, напри­мер: заста­в­лять ребенка лишний раз про­честь урок, помо­гать решать задачу, наста­и­вать, чтобы ребенок пере­пи­сал пример.

Нужда­ются ли, однако, такие дети в руко­вод­стве и кон­троле? Может быть, им надо пре­до­ставить полную свободу и совсем не вме­ши­ваться в их школь­ные дела?

Конечно, нет! Плохи как чрез­мер­ная опека, так и полная бес­кон­троль­ность.

Если малень­кий школь­ник с первых дней само­сто­я­тельно спра­в­ля­ется со своими делами, это еще не значит, что и дальше у него все пойдет хорошо. На его пути могут встретиться раз­лич­ные труд­но­сти, и вот тогда ему очень нужна будет помощь роди­те­лей, их совет. А вы сможете вовремя помочь своему ребенку, если всегда будете в курсе его школь­ных дел. Поэтому очень важно, чтобы у малень­кого школь­ника выра­бо­та­лась при­вычка делиться с роди­те­лями всем, что про­и­зо­шло в школе.

Вот ваш сын пришел из школы. Сколько новых впе­ча­т­ле­ний нако­пи­лось у него за то время, пока он не был дома: учи­тель­ница что-то объ­яс­няла, кого-то спра­ши­вали, какие-то уроки задали на завтра и т. д. Роди­те­лям следует найти время для того, чтобы выслу­шать ребенка и отне­стись к его рас­ска­зам серьезно и заин­те­ре­со­ванно. Если даже ребенок сам, по своей ини­ци­а­тиве, и не начи­нает сооб­щать о своих впе­ча­т­ле­ниях и не рас­ска­зы­вает о школе, надо его к этому побу­ждать и соз­да­вать у него при­вычку рас­ска­зы­вать дома о школь­ных делах.

«Ну, как у тебя дела, сынок?» — спра­ши­вает мать малень­кого Женю, только что вер­нув­ше­гося из школы. «Хорошо», — отве­чает кратко Женя и начи­нает играть с кошкой. Но мать не удо­вле­тво­ря­ется таким ответом. «Разве у вас сегодня учи­тель­ница никого не вызы­вала?» — спра­ши­вает она, и мальчик, ожи­вив­шись, рас­ска­зы­вает: «Конечно, вызы­вала и даже поставила отметки. Знаешь, сколько получил Витя? Ему за чтение — «пять», мне тоже «пять» — только за то, что я задачку решил». А дальше уже идет ожи­в­лен­ная беседа обо всем, что сегодня про­и­зо­шло в школе.

В другом случае ребенок не’ так легко отклик­нулся на вопросы матери. «Что у вас сегодня было в школе?» — спро­сила мать у малень­кой Маши. «Ничего», — ответила Маша. «Что значит ничего? Разве не было уроков?» — «Были», — после­до­вал опять краткий ответ.

Тогда мать пере­вела раз­го­вор на задан­ные уроки, поин­те­ре­со­ва­лась, что нового сегодня объ­яс­няла учи­тель­ница. Маша подробно рас­ска­зала, и тут же вспо­мнила о про­ис­ше­ствии с това­ри­щем. Подоб­ными еже­д­нев­ными бесе­дами мать доби­лась того, что у девочки поя­ви­лась потреб­ность рас­ска­зы­вать ей обо всем новом и инте­рес­ном, что про­и­зо­шло в этот день.

Но в неко­то­рых семьях бывает и так: пришел сын из школы, ему не тер­пится рас­ска­зать, что сегодня учи­тель­ница поставила ему пятерку за то, что он хорошо про­читал стихи. Он еще с порога объявил об этом событии, а теперь хочет рас­ска­зать подробно, как все было, и даже про­читать стихи — ведь за это его и хвалила учи­тель­ница. Но мама отне­слась к его рас­сказу без инте­реса.

— Пятерку получил? Ну, молодец, — про­го­во­рила она, не пово­ра­чи­вая головы, — а теперь не мешай мне обед гото­вить, иди гулять.

Мальчик ушел. Радость его сразу помер­кла. И то, что он получил пятерку, уже не каза­лось ему таким важным собы­тием.

Быть всегда в курсе школь­ных дел ребенка, под­дер­жи­вать его интерес к школе, к занятиям — это один из видов помощи, которую должны роди­тели ока­зы­вать малень­ким школь­ни­кам.

У ребенка могут воз­ник­нуть пробелы в знаниях, потому ли, что он болел, или от того, что был недо­ста­точно вни­ма­те­лен на уроках. И вот тогда роди­тели, которые в курсе дел и инте­ре­сов своего ребенка, сразу же обна­ру­жат это. Иногда им это легче сделать, чем учителю, у кото­рого много уче­ни­ков в классе. Роди­тели смогут сооб­щить учителю, какие именно пробелы у ребенка, и по его совету поза­ни­маться с малышом.

Как же еще вы можете помочь своему пер­во­клас­с­нику? Обя­за­тельно нужно нала­дить правиль­ный режим дня, чтобы ребенок вовремя поел, успел погу­лять и отдох­нуть перед тем, как сесть за уроки. Очень важно создать малышу такие условия для при­го­то­в­ле­ния уроков, при которых бы ничто его не отвле­кало и не мешало рабо­тать сосре­до­то­ченно и вни­ма­тельно.

Итак, есть много детей, которые уже в самом начале, при поступ­ле­нии в первый класс, могут хорошо и само­сто­я­тельно справиться со всеми школь­ными обя­зан­но­стями. Но и этим детям нужна помощь взро­с­лых.

К сожа­ле­нию, есть немало роди­те­лей, которые неправильно пони­мают, в чем должна заклю­чаться их помощь. Они обя­за­тельно ста­ра­ются помочь ребенку даже тогда, когда он не нужда­ется в этом, опекают его, выпол­няют за него его обя­зан­но­сти.

Вот малень­кий Алеша пришел из школы домой. Всего только месяц минул с тех пор, как он начал ходить в школу, а ему уже задали уроки на дом. И мать с тре­во­гой думает о том, справится ли мальчик, понял ли он все на уроке, сумеет ли правильно сделать то, что задано. Она следит, как он выводит буквы, и вдруг видит ошибку. «Ну вот, Алеша, ты не так написал», — с огор­че­нием говорит мать. Мальчик спо­койно зачер­ки­вает оши­бочно напи­сан­ную букву и про­дол­жает работу. Но через неко­то­рое время делает новую ошибку, которую заме­чает сам. Он снова зачер­ки­вает букву, но этого уже не может про­пу­стить мать. «Такую грязную работу нельзя отда­вать учи­тель­нице, пере­пиши», — кате­го­ри­че­ски зая­в­ляет она. Маль­чику пере­пи­сы­вать не хочется, он пробует про­те­сто­вать. Но мать наста­и­вает, и в конце концов сын поко­ря­ется.

Пер­во­клас­с­нице Наде не при­хо­дится пере­пи­сы­вать свои работы, потому что мама так вни­ма­тельно следит за каждым ее дви­же­нием, что пре­ду­пре­ждает воз­мож­ность поя­в­ле­ния ошибки. «Ну, сколько ты здесь напи­шешь?» — спра­ши­вает мать. «Девять». — «Что ты? Меньше», — говорит мама. «Ну, восемь», — отга­ды­вает девочка и с одо­бре­ния матери запи­сы­вает правиль­ный ответ. «Что надо сделать — при­бавить или отнять?» — спра­ши­вает мать при решении другой задачи, и девочка снова пишет только после того, как мама под­твер­дит правиль­ность ее ответа.

И Алеша, и Надя пре­красно справи­лись бы сами с уроками. Может быть, в их тет­рад­ках и были бы помарки, может быть, кое-где вкра­лась бы ошибка, за которую учи­тель­ница снизила бы отметку. Ничего страш­ного в этом нет. Но мамам очень хочется, чтобы у их детей с первых же дней учения обя­за­тельно были пятерки, только пятерки.

Конечно с помощью мамы работа будет выпол­нена лучше, но такая помощь при­но­сит детям большой вред. У Алеши, кото­рого то и дело заста­в­ляют пере­пи­сы­вать задание, про­па­дает интерес к работе. Надя при­вы­кает рабо­тать с под­сказ­кой. А кроме того, учи­тель­ница, видя хорошо выпол­нен­ные работы, долго не сможет рас­по­знать, в чем у этих ребят пробелы, и потом навер­стать упу­щен­ное будет труднее.

Главное же, нужно помнить, что только само­сто­я­тель­ная работа поможет ребенку при­об­ре­сти необ­хо­ди­мые навыки. Ведь недаром гово­рится: на ошибках учатся.

Если же ребенка все время опекать, следить за каждым его шагом, у него не будет навыка само­сто­я­тель­ной работы. В младших классах такие дети с помощью роди­те­лей учатся неплохо. Но с каждым годом учебный мате­риал требует от школь­ни­ков большей само­сто­я­тель­но­сти, более напря­жен­ной работы мысли. Дети, при­вык­шие к опеке, очень часто в средних и старших классах нео­жи­данно для роди­те­лей начи­нают отста­вать.

С начала учения роди­тели этих детей как бы при­ни­мают на себя часть дел, стрем­ле­ний и пережи­ва­ний школь­ника. Ребенок уже сам не следит, в котором часу ему надо сесть за при­го­то­в­ле­ние уроков, он знает: это за него сделает мама. А поскольку ребенок сам не заботится об уроках, это ста­но­вится как бы не его делом. И то, что он не сел вовремя за уроки, уже волнует не его, а только мать.

Точно так же обстоит дело и с другими обя­зан­но­стями. Напри­мер, если о том, как выпол­нена работа: красиво или некра­сиво, акку­ратно или небрежно, правильно или неправильно, — судит мать, а не ребенок, если она решает, надо или не надо ему пере­де­лы­вать работу, то и все пережи­ва­ния, свя­зан­ные с этим, как бы пере­кла­ды­ва­ются на мать. Ребенок же к своим обя­зан­но­стям отно­сится с без­раз­ли­чием. У него не воз­ни­кает, не вос­пи­ты­ва­ется чувство ответ­ствен­но­сти за свои поступки.

Нередко бывает, что роди­тели не только чрез­мерно опекают школь­ника, следят бук­вально за каждым его дви­же­нием, когда он готовит уроки, но и раз­дра­жа­ются, сер­дятся при любой его ошибке. Вот, напри­мер, Коля готовит уроки. Он сел за стол в хорошем настро­е­нии, раскрыл тет­радку, обмак­нул в чернила перо. Написал букву. И вдруг слышит:

— Коля, ну куда же ты линию завел! Неужели нельзя поак­ку­рат­нее?

Коля зачер­к­нул букву, написал снова, и опять заме­ча­ние. Мама сер­дится, кричит на Колю и даже нака­зы­вает его. И так каждый раз. И вот при одном вос­по­ми­на­нии о том, что пора при­ни­маться за уроки, у Коли воз­ни­кают непри­ят­ные пережи­ва­ния. У него вообще про­па­дает охота учиться. Ребенок уже думает не о том, как лучше сделать урок, а как бы укло­ниться от непри­ят­ной обя­зан­но­сти. И все это — из-за неправиль­ной помощи.

Мы гово­рили о том, как помо­гать детям, которые пришли в школу хорошо под­го­то­в­лен­ными и могут рабо­тать само­сто­я­тельно. В этом случае роди­тели должны только под­дер­жи­вать интерес ребят к школе, быть в курсе школь­ной жизни своих детей, умело кон­тро­ли­ро­вать их. Они должны нала­дить режим, поста­раться создать дома условия, в которых детям будет легче учить уроки. В этом и будет заклю­чаться помощь роди­те­лей.

Но как быть, если ребенок плохо под­го­то­в­лен к школе и уже с первых дней занятий у него воз­ни­кают затруд­не­ния?

Прежде всего нужно опре­де­лить, по какой причине он начал отста­вать от това­ри­щей, какие черты, необ­хо­ди­мые школь­нику, у него не вос­питаны. А тогда уже и ясно будет, как ему лучше помочь.

Вот, напри­мер, пер­во­клас­с­ница Таня, у которой дома никогда никаких обя­зан­но­стей не было. Она и к школь­ным делам отно­сится без всякого чувства ответ­ствен­но­сти. Ее нис­колько не бес­по­коит, опо­з­дает она на урок или придет вовремя, взяла ли она с собой нужные книги и тет­радки.

— Вставай, — будит ее мать, — опо­з­да­ешь в школу. Но девочка не под­ни­ма­ется, хотя уже не спит.

— Таня, Танечка, скорей вставай, уже поздно, — под­хо­дит отец, но и это не помо­гает.

Только после неод­но­крат­ных напо­ми­на­ний девочка под­ни­ма­ется и, хотя уже очень поздно, начи­нает мед­ленно и спо­койно оде­ваться. Ее все время торопят, но она по-преж­нему не бес­по­ко­ится. Видя, что она опаз­ды­вает, мать начи­нает ей помо­гать. Наконец Таня готова. Мать помогла ей одеться, почи­стила ботинки, при­че­сала ее. И вдруг вспо­мнила, что не про­ве­рила, все ли нужное Таня поло­жила в порт­фель. Ока­зы­ва­ется, забыто руко­де­лие и книга для чтения.

Роди­те­лям Тани, конечно, не нравится такое без­раз­лич­ное отно­ше­ние девочки к своим обя­зан­но­стям, но они утешают себя: «Ничего, старше станет, поймет, сама будет заботиться обо всем». Однако время идет, а дело не меня­ется. У Тани поя­в­ля­ются в школе новые обя­зан­но­сти, но это только уве­ли­чи­вает заботу роди­те­лей, а не Тани.

«Что-то мы неправильно делаем, — думают роди­тели. — Надо что-то менять в вос­пита­нии дочки». И они правы. Действи­тельно, не так сле­до­вало бы помо­гать Тане в ее новой жизни. Ведь важно не то, чтобы Таня именно сегодня вовремя пришла в школу, сегодня взяла бы все необ­хо­ди­мые книги и тет­радки, а важно, чтобы она сама стреми­лась не опо­з­дать, сама заботи­лась о том, чтобы все было в порядке.

Пока дети малень­кие, они обычно под­чи­ня­ются тре­бо­ва­ниям роди­те­лей, выпол­няют их просьбы или при­ка­за­ния, а ведь более старших детей труднее заставить выпол­нить то, чего им не хочется. И многие школь­ники, которые при помощи роди­те­лей в младших классах спра­в­ля­лись со своими обя­зан­но­стями, иногда уже с тре­тьего класса попа­дают в число неуспе­ва­ю­щих уче­ни­ков. Правиль­ное отно­ше­ние к своим обя­зан­но­стям у них не выра­бо­та­лось, а роди­те­лям, которые вместо них заботи­лись об уроках, ребята пере­стали под­чи­няться.

Вот почему главная задача роди­те­лей — вос­питать у пер­во­клас­с­ни­ков чувство ответ­ствен­но­сти за свои школь­ные дела, при­вычку самому о них заботиться.

Конечно, нелегко вызвать у ребенка, при­вык­шего к посто­ян­ной опеке, стрем­ле­ние самому заботиться о своих делах.

С уче­ни­ками первого класса дело зна­чи­тельно облег­ча­ется бла­го­даря тому, что малень­кие школь­ники обычно с любовью отно­сятся к школе и учителю. И это нужно исполь­зо­вать. Ведь ребенку хочется заслу­жить похвалу и одо­бре­ние учителя, ему будет непри­ятно полу­чить заме­ча­ние из-за того, что он опоздал или забыл сделать уроки. Поэтому надо помочь ребенку только в том, чего он сам действи­тельно не может сделать, напри­мер вовремя раз­бу­дить (дети в этом воз­ра­сте легко могут прос­пать). Но после того, как ребенка раз­бу­дили, не надо его ни насильно под­ни­мать, ни без конца напо­ми­нать ему о том, чтобы он встал. Если он будет твердо знать, что теперь, после того как его раз­бу­дили, уже его дело встать и не опо­з­дать, он гораздо скорее при­выкнет и быстро вста­вать, и рас­счи­ты­вать время. Ведь опо­з­дать он и сам не хочет, а ведет он себя так, как Таня, только потому, что твердо уверен: роди­тели все равно не допу­стят, чтобы он опоздал.

То же и с зав­тра­ком. Перед уходом в школу ребенок должен успеть поесть. Но часто он так долго соби­ра­ется, что в конце концов у него не хватает на это времени. Как же должны в этом случае вести себя роди­тели? Конечно, малень­кому школь­нику завтрак нужно при­го­то­вить. Но не следует пока­зы­вать ему, что вас волнует, съест он завтрак или нет. Не надо помо­гать ребенку (напри­мер, раз­ре­зать все на кусочки, налить чай в блюдце и т. д.), не надо торо­пить его. Просто, раз и нав­се­гда надо уста­но­вить, что, пока он не съест всего, что поло­жено, он не пойдет в школу. Ребенок ни за что не захочет про­пус­кать школу. Только в редких случаях бывает, что пер­во­клас­с­ник в самом начале обу­че­ния не хочет ходить в школу, рад был бы про­пу­стить уроки. Это особые случаи, о которых и раз­го­вор должен быть спе­ци­аль­ный. Обычно же школь­ник в этом воз­ра­сте не хочет про­пу­стить школу, и, если, с одной стороны, он будет твердо уверен, что его не пустят в школу без зав­трака, а с другой стороны, ему не будут помо­гать этот завтрак про­гла­ты­вать, он нау­чится есть хорошо и быстро.

Незачем гово­рить, что точно так же обстоит дело и с умы­ва­нием, и с оде­ва­нием, и с другими его делами.

С первого дня поступ­ле­ния в школу малышу следует знать, что всё это его обя­зан­но­сти и, пока он их не выпол­нит, его не пустят в школу или же он опо­з­дает и получит заме­ча­ние от учителя. Если сразу поставить ребенку такое условие, может слу­читься, что он раз-другой и опо­з­дает в школу, но зато нау­чится отно­ситься к своим обя­зан­но­стям так, как нужно.

Конечно, следует облег­чить ему выпол­не­ние многих дел. Напри­мер, пока ребенок не нау­чился быстро оде­ваться, умы­ваться (если его до школы к этому не при­у­чили), если он мед­ленно ест и т. д., роди­тели должны это учесть и не ставить его сразу перед сверх­труд­ной задачей, которую он не сможет выпол­нить. В этих случаях можно помочь ему застег­нуть пуго­вицы, завя­зать шнурки, на завтрак давать еду, с которой можно быстро справиться. Но, конечно, не надо под­чер­ки­вать, что вот, мол, вы помо­га­ете ему, завя­зы­ва­ете, засте­ги­ва­ете сам он ничего не умеет, и т. п. Нао­бо­рот, нужно вся­че­ски под­дер­жи­вать у ребенка убе­жде­ние, что он все делает само­сто­я­тельно.

Сле­до­ва­тельно, помощь Тане должна заклю­чаться в том, чтобы с первых же дней занятий предъ­я­вить ей опре­де­лен­ные тре­бо­ва­ния и орга­ни­зо­вать все так, чтобы девочке было легко эти тре­бо­ва­ния выпол­нять. Но ответ­ствен­ность за выпол­не­ние всех этих дел уже лежит на ней самой. И она должна это знать. А если вы при этом не забу­дете похвалить Таню за то, что она сама хорошо все выпол­нила, сама поза­боти­лась, дела пойдут на лад еще быстрее.

Так нужно помо­гать тем ребятам, у которых не вос­питано чувство ответ­ствен­но­сти за свои поступки.

Вот другой случай. Володя еще до школы любил и масте­рить, и рисо­вать, но у него не было при­вычки делать это акку­ратно. Мать считала, что, пока он малень­кий, от него ничего не надо тре­бо­вать. Как нари­со­вал, так и хорошо, как смог, так и наклеил кар­тинку. Посту­пив в школу, Володя так же начал выпол­нять и свои уроки. Напи­сана буква не по лине­ечке — это его не волнует, грязная тетрадь — ну и ладно. Но к учебным делам Володи мать отно­си­лась уже совсем иначе. Ей очень хоте­лось, чтобы у маль­чика все было хорошо и акку­ратно напи­сано, чтобы он тща­тельно выпол­нял все, что от него тре­бу­ется. Иногда дело дохо­дило даже до кон­флик­тов между ними.

— Ты опять не ста­рался! — в отча­я­нии вос­кли­цает мать, видя грязную тетрадь маль­чика. — Сейчас же пере­пи­сы­вай.

— Не буду, сколько раз я должен пере­пи­сы­вать?

— Столько, сколько нужно, чтобы было чисто, — отве­чает мать. — Все равно не пойдешь гулять, сейчас же Садись за работу.

Володя пере­пи­сы­вает раз, другой, третий, без всякой охоты, не видя в этом необ­хо­ди­мо­сти, только под­чи­ня­ясь тре­бо­ва­нию матери.

Воло­дина мама посту­пает неправильно. Она насильно заста­в­ляет сына пере­де­лы­вать работу, насильно уса­жи­вает его за при­го­то­в­ле­ние уроков. Это не может дать хороших резуль­та­тов. Ведь у ребенка не только не поя­в­ля­ется стрем­ле­ние хорошо выпол­нить уроки, но даже нао­бо­рот, он легко может начать плохо к ним отно­ситься, потому что с уроками связаны у него непри­ят­ные вос­по­ми­на­ния о выго­во­рах и нака­за­ниях.

С Володей дело обстоит точно так же, как с Таней. Не о сего­д­няш­нем уроке нужно заботиться Воло­ди­ной маме, а о том, чтобы вос­пол­нить пробел в вос­пита­нии маль­чика, вообще при­у­чить его к акку­рат­но­сти, вызвать у него желание рабо­тать хорошо.

Конечно, при­ну­жде­ние тут при­не­сет только вред.

Как же следует посту­пать в таких случаях? Мы уже гово­рили о том, что в самом начале учеб­ного года дети с удо­воль­ствием ходят в школу, хотят заслу­жить одо­бре­ние и похвалу учи­тель­ницы. Если они придут в школу с плохо выпол­нен­ными или невы­пол­нен­ными уроками и получат за это заме­ча­ние учи­тель­ницы, то им будет непри­ятно, они захотят изме­нить свое пове­де­ние. Можно попро­сить учи­тель­ницу спе­ци­ально обра­тить вни­ма­ние на вашего ребенка. Пред­ставьте себе, что Володя так и пришел в школу с плохо выпол­нен­ными уроками. И учи­тель­ница, которую он очень уважает, говорит ему:

— Как нехо­рошо ты написал. Грязно, неак­ку­ратно. Поста­райся сделать лучше. Я проверю. И попроси маму, чтобы она помогла тебе.

Теперь, когда ребенок сядет за уроки, он уже сам будет стремиться к тому, чтобы сделать работу лучше. А это, как мы уже гово­рили, — самое главное. И помощь роди­те­лей должна заклю­чаться в том, чтобы под­дер­жать это стрем­ле­ние и под­ска­зать ребенку, как и что делать (напри­мер, как лучше сидеть, держать ручку, не торо­питься, когда пишешь, и т. д.).

Очень важно заин­те­ре­со­вать ребенка той работой, которую ему не хочется выпол­нять. Попро­буйте сказать ему:

— Давай рабо­тать вместе. Я сяду рядом с тобой и буду шить, а ты будешь писать, а потом покажем друг другу, кто как сделал свою работу.

Ребенок будет чув­ство­вать себя уве­рен­ней и рабо­тать веселей.

Многие дети охотнее рабо­тают вместе с това­ри­щем. В том же классе, где учится ваш ребенок, можно легко найти ста­ра­тель­ного и при­леж­ного ученика и сделать так, чтобы дети гото­вили уроки вместе. Но к этому следует под­хо­дить очень осто­рожно. Нельзя, чтобы кто-нибудь из детей в этом воз­ра­сте был в поло­же­нии учителя, а другой — ученика. Само­лю­би­вого ребенка это может оттол­к­нуть от това­рища, и из сов­мест­ных занятий ничего не выйдет.

Труднее всего, пожалуй, при­хо­дится с детьми, которые не при­у­чены к труду. Пер­во­клас­с­ница Катя даже не желает садиться за при­го­то­в­ле­ние уроков и тяготится своими обя­зан­но­стями. Она рабо­тает охотнее, если ей раз­ре­шают делать все поне­многу. Мать может помочь ребенку раз­де­лить задание на части, усло­виться, сколько времени он будет отды­хать после выпол­не­ния каждой части, чем будет зани­маться.

Бывают еще и другие случаи, когда ребенок нужда­ется в помощи. Напри­мер, пер­во­клас­с­ник Гриша сам заботится о том, чтобы сесть вовремя за при­го­то­в­ле­ние уроков. Вот он акку­ратно пере­пи­сал пример, теперь нужно сосчитать, сколько будет, если к пяти при­бавить два. Но для него эта задача трудна.

— Мама! — кричит он. — Пять и два будет восемь?

— Нет, не восемь, Гриша.

— А сколько?

— Решай сам.

— Я не знаю.

Гриша сидит, смотрит в окно, потом снова спра­ши­вает мать.

— К пяти при­бавить два — сколько?

Мать сер­дится на маль­чика, стыдит за то, что он не умеет считать, ленится думать, но в конце концов либо Гриша уга­ды­вает правиль­ный ответ, либо мать под­ска­зы­вает его. И Гриша пре­с­по­койно запи­сы­вает ответ в тет­радку.

Но разве при такой помощи Гриша нау­чится думать? Нет, конечно. Он дога­дался, какой ответ нужен, а мать его догадку под­твер­дила или даже просто под­ска­зала ему правиль­ный ответ.

А между тем Гришу надо научить считать. Это та един­ствен­ная помощь, которая ему нужна. Если роди­тели не знают, как правильно учить считать малень­ких детей, им следует спро­сить у учи­тель­ницы, как это делать, и под ее руко­вод­ством поза­ни­маться с маль­чи­ком. Значит, здесь важно не просто заставить ребенка правильно выпол­нить то или иное задание, а вос­пол­нить пробел в его вос­пита­нии, с которым он пришел в школу.

Итак, мы видим, что во всех случаях, когда у пер­во­клас­с­ника что-нибудь не ладится в учении, нужно искать главную причину этого. Если он сам не заботится о своих школь­ных делах — значит, у него вообще не вос­питано чувство ответ­ствен­но­сти; если он небрежно, грязно пишет — значит, он вообще не приучен к акку­рат­но­сти. Сле­до­ва­тельно, мало пользы будет, если вы станете доби­ваться, чтобы ребенок непре­менно, во что бы то ни стало получил высокую оценку именно за сего­д­няш­ний урок. Важно другое — заняться систе­ма­ти­че­ским вос­пита­нием тех качеств, которых ребенку недо­стает. Только такая помощь даст хорошие резуль­таты.

с. 129—140