
Л. С. СЛАВИНА
кандидат педагогических наук
КАК ПОМОГАТЬ В УЧЕНИИ ПЕРВОКЛАССНИКУ
(Беседа)
Все родители, конечно, очень хотят, чтобы их дети учились отлично. Они готовы помогать ребенку, показывать ему, как и что надо делать. Это хорошо. Но нужно учитывать, что разным детям нужно помогать по-разному. Правильная, вовремя оказанная помощь часто имеет решающее значение для всей дальнейшей учебы ребенка. Помощь неправильная может принести ему огромный вред.
Какая же помощь будет правильной и какая неправильной? Прежде всего всем ли детям обязательно нужно помогать? Ведь даже среди новичков-первоклассников есть такие дети, которые сами, без помощи родителей, следуя только указанию учителя, могут справиться дома со всеми школьными заданиями.
Такие ученики есть почти в каждом классе. Обычно это те дети, которые пришли в школу хорошо подготовленными. Они заботливо и аккуратно относятся к своим учебным пособиям, могут без напоминания сесть за приготовление домашних уроков, без посторонней помощи их выполнить, не забывают, что именно им задано.
И родителям незачем вмешиваться в приготовление уроков, например: заставлять ребенка лишний раз прочесть урок, помогать решать задачу, настаивать, чтобы ребенок переписал пример.
Нуждаются ли, однако, такие дети в руководстве и контроле? Может быть, им надо предоставить полную свободу и совсем не вмешиваться в их школьные дела?
Конечно, нет! Плохи как чрезмерная опека, так и полная бесконтрольность.
Если маленький школьник с первых дней самостоятельно справляется со своими делами, это еще не значит, что и дальше у него все пойдет хорошо. На его пути могут встретиться различные трудности, и вот тогда ему очень нужна будет помощь родителей, их совет. А вы сможете вовремя помочь своему ребенку, если всегда будете в курсе его школьных дел. Поэтому очень важно, чтобы у маленького школьника выработалась привычка делиться с родителями всем, что произошло в школе.
Вот ваш сын пришел из школы. Сколько новых впечатлений накопилось у него за то время, пока он не был дома: учительница что-то объясняла, кого-то спрашивали, какие-то уроки задали на завтра и т. д. Родителям следует найти время для того, чтобы выслушать ребенка и отнестись к его рассказам серьезно и заинтересованно. Если даже ребенок сам, по своей инициативе, и не начинает сообщать о своих впечатлениях и не рассказывает о школе, надо его к этому побуждать и создавать у него привычку рассказывать дома о школьных делах.
«Ну, как у тебя дела, сынок?» — спрашивает мать маленького Женю, только что вернувшегося из школы. «Хорошо», — отвечает кратко Женя и начинает играть с кошкой. Но мать не удовлетворяется таким ответом. «Разве у вас сегодня учительница никого не вызывала?» — спрашивает она, и мальчик, оживившись, рассказывает: «Конечно, вызывала и даже поставила отметки. Знаешь, сколько получил Витя? Ему за чтение — «пять», мне тоже «пять» — только за то, что я задачку решил». А дальше уже идет оживленная беседа обо всем, что сегодня произошло в школе.
В другом случае ребенок не’ так легко откликнулся на вопросы матери. «Что у вас сегодня было в школе?» — спросила мать у маленькой Маши. «Ничего», — ответила Маша. «Что значит ничего? Разве не было уроков?» — «Были», — последовал опять краткий ответ.
Тогда мать перевела разговор на заданные уроки, поинтересовалась, что нового сегодня объясняла учительница. Маша подробно рассказала, и тут же вспомнила о происшествии с товарищем. Подобными ежедневными беседами мать добилась того, что у девочки появилась потребность рассказывать ей обо всем новом и интересном, что произошло в этот день.
Но в некоторых семьях бывает и так: пришел сын из школы, ему не терпится рассказать, что сегодня учительница поставила ему пятерку за то, что он хорошо прочитал стихи. Он еще с порога объявил об этом событии, а теперь хочет рассказать подробно, как все было, и даже прочитать стихи — ведь за это его и хвалила учительница. Но мама отнеслась к его рассказу без интереса.
— Пятерку получил? Ну, молодец, — проговорила она, не поворачивая головы, — а теперь не мешай мне обед готовить, иди гулять.
Мальчик ушел. Радость его сразу померкла. И то, что он получил пятерку, уже не казалось ему таким важным событием.
Быть всегда в курсе школьных дел ребенка, поддерживать его интерес к школе, к занятиям — это один из видов помощи, которую должны родители оказывать маленьким школьникам.
У ребенка могут возникнуть пробелы в знаниях, потому ли, что он болел, или от того, что был недостаточно внимателен на уроках. И вот тогда родители, которые в курсе дел и интересов своего ребенка, сразу же обнаружат это. Иногда им это легче сделать, чем учителю, у которого много учеников в классе. Родители смогут сообщить учителю, какие именно пробелы у ребенка, и по его совету позаниматься с малышом.
Как же еще вы можете помочь своему первокласснику? Обязательно нужно наладить правильный режим дня, чтобы ребенок вовремя поел, успел погулять и отдохнуть перед тем, как сесть за уроки. Очень важно создать малышу такие условия для приготовления уроков, при которых бы ничто его не отвлекало и не мешало работать сосредоточенно и внимательно.
Итак, есть много детей, которые уже в самом начале, при поступлении в первый класс, могут хорошо и самостоятельно справиться со всеми школьными обязанностями. Но и этим детям нужна помощь взрослых.
К сожалению, есть немало родителей, которые неправильно понимают, в чем должна заключаться их помощь. Они обязательно стараются помочь ребенку даже тогда, когда он не нуждается в этом, опекают его, выполняют за него его обязанности.
Вот маленький Алеша пришел из школы домой. Всего только месяц минул с тех пор, как он начал ходить в школу, а ему уже задали уроки на дом. И мать с тревогой думает о том, справится ли мальчик, понял ли он все на уроке, сумеет ли правильно сделать то, что задано. Она следит, как он выводит буквы, и вдруг видит ошибку. «Ну вот, Алеша, ты не так написал», — с огорчением говорит мать. Мальчик спокойно зачеркивает ошибочно написанную букву и продолжает работу. Но через некоторое время делает новую ошибку, которую замечает сам. Он снова зачеркивает букву, но этого уже не может пропустить мать. «Такую грязную работу нельзя отдавать учительнице, перепиши», — категорически заявляет она. Мальчику переписывать не хочется, он пробует протестовать. Но мать настаивает, и в конце концов сын покоряется.
Первокласснице Наде не приходится переписывать свои работы, потому что мама так внимательно следит за каждым ее движением, что предупреждает возможность появления ошибки. «Ну, сколько ты здесь напишешь?» — спрашивает мать. «Девять». — «Что ты? Меньше», — говорит мама. «Ну, восемь», — отгадывает девочка и с одобрения матери записывает правильный ответ. «Что надо сделать — прибавить или отнять?» — спрашивает мать при решении другой задачи, и девочка снова пишет только после того, как мама подтвердит правильность ее ответа.
И Алеша, и Надя прекрасно справились бы сами с уроками. Может быть, в их тетрадках и были бы помарки, может быть, кое-где вкралась бы ошибка, за которую учительница снизила бы отметку. Ничего страшного в этом нет. Но мамам очень хочется, чтобы у их детей с первых же дней учения обязательно были пятерки, только пятерки.
Конечно с помощью мамы работа будет выполнена лучше, но такая помощь приносит детям большой вред. У Алеши, которого то и дело заставляют переписывать задание, пропадает интерес к работе. Надя привыкает работать с подсказкой. А кроме того, учительница, видя хорошо выполненные работы, долго не сможет распознать, в чем у этих ребят пробелы, и потом наверстать упущенное будет труднее.
Главное же, нужно помнить, что только самостоятельная работа поможет ребенку приобрести необходимые навыки. Ведь недаром говорится: на ошибках учатся.
Если же ребенка все время опекать, следить за каждым его шагом, у него не будет навыка самостоятельной работы. В младших классах такие дети с помощью родителей учатся неплохо. Но с каждым годом учебный материал требует от школьников большей самостоятельности, более напряженной работы мысли. Дети, привыкшие к опеке, очень часто в средних и старших классах неожиданно для родителей начинают отставать.
С начала учения родители этих детей как бы принимают на себя часть дел, стремлений и переживаний школьника. Ребенок уже сам не следит, в котором часу ему надо сесть за приготовление уроков, он знает: это за него сделает мама. А поскольку ребенок сам не заботится об уроках, это становится как бы не его делом. И то, что он не сел вовремя за уроки, уже волнует не его, а только мать.
Точно так же обстоит дело и с другими обязанностями. Например, если о том, как выполнена работа: красиво или некрасиво, аккуратно или небрежно, правильно или неправильно, — судит мать, а не ребенок, если она решает, надо или не надо ему переделывать работу, то и все переживания, связанные с этим, как бы перекладываются на мать. Ребенок же к своим обязанностям относится с безразличием. У него не возникает, не воспитывается чувство ответственности за свои поступки.
Нередко бывает, что родители не только чрезмерно опекают школьника, следят буквально за каждым его движением, когда он готовит уроки, но и раздражаются, сердятся при любой его ошибке. Вот, например, Коля готовит уроки. Он сел за стол в хорошем настроении, раскрыл тетрадку, обмакнул в чернила перо. Написал букву. И вдруг слышит:
— Коля, ну куда же ты линию завел! Неужели нельзя поаккуратнее?
Коля зачеркнул букву, написал снова, и опять замечание. Мама сердится, кричит на Колю и даже наказывает его. И так каждый раз. И вот при одном воспоминании о том, что пора приниматься за уроки, у Коли возникают неприятные переживания. У него вообще пропадает охота учиться. Ребенок уже думает не о том, как лучше сделать урок, а как бы уклониться от неприятной обязанности. И все это — из-за неправильной помощи.
Мы говорили о том, как помогать детям, которые пришли в школу хорошо подготовленными и могут работать самостоятельно. В этом случае родители должны только поддерживать интерес ребят к школе, быть в курсе школьной жизни своих детей, умело контролировать их. Они должны наладить режим, постараться создать дома условия, в которых детям будет легче учить уроки. В этом и будет заключаться помощь родителей.
Но как быть, если ребенок плохо подготовлен к школе и уже с первых дней занятий у него возникают затруднения?
Прежде всего нужно определить, по какой причине он начал отставать от товарищей, какие черты, необходимые школьнику, у него не воспитаны. А тогда уже и ясно будет, как ему лучше помочь.
Вот, например, первоклассница Таня, у которой дома никогда никаких обязанностей не было. Она и к школьным делам относится без всякого чувства ответственности. Ее нисколько не беспокоит, опоздает она на урок или придет вовремя, взяла ли она с собой нужные книги и тетрадки.
— Вставай, — будит ее мать, — опоздаешь в школу. Но девочка не поднимается, хотя уже не спит.
— Таня, Танечка, скорей вставай, уже поздно, — подходит отец, но и это не помогает.
Только после неоднократных напоминаний девочка поднимается и, хотя уже очень поздно, начинает медленно и спокойно одеваться. Ее все время торопят, но она по-прежнему не беспокоится. Видя, что она опаздывает, мать начинает ей помогать. Наконец Таня готова. Мать помогла ей одеться, почистила ботинки, причесала ее. И вдруг вспомнила, что не проверила, все ли нужное Таня положила в портфель. Оказывается, забыто рукоделие и книга для чтения.
Родителям Тани, конечно, не нравится такое безразличное отношение девочки к своим обязанностям, но они утешают себя: «Ничего, старше станет, поймет, сама будет заботиться обо всем». Однако время идет, а дело не меняется. У Тани появляются в школе новые обязанности, но это только увеличивает заботу родителей, а не Тани.
«Что-то мы неправильно делаем, — думают родители. — Надо что-то менять в воспитании дочки». И они правы. Действительно, не так следовало бы помогать Тане в ее новой жизни. Ведь важно не то, чтобы Таня именно сегодня вовремя пришла в школу, сегодня взяла бы все необходимые книги и тетрадки, а важно, чтобы она сама стремилась не опоздать, сама заботилась о том, чтобы все было в порядке.
Пока дети маленькие, они обычно подчиняются требованиям родителей, выполняют их просьбы или приказания, а ведь более старших детей труднее заставить выполнить то, чего им не хочется. И многие школьники, которые при помощи родителей в младших классах справлялись со своими обязанностями, иногда уже с третьего класса попадают в число неуспевающих учеников. Правильное отношение к своим обязанностям у них не выработалось, а родителям, которые вместо них заботились об уроках, ребята перестали подчиняться.
Вот почему главная задача родителей — воспитать у первоклассников чувство ответственности за свои школьные дела, привычку самому о них заботиться.
Конечно, нелегко вызвать у ребенка, привыкшего к постоянной опеке, стремление самому заботиться о своих делах.
С учениками первого класса дело значительно облегчается благодаря тому, что маленькие школьники обычно с любовью относятся к школе и учителю. И это нужно использовать. Ведь ребенку хочется заслужить похвалу и одобрение учителя, ему будет неприятно получить замечание из-за того, что он опоздал или забыл сделать уроки. Поэтому надо помочь ребенку только в том, чего он сам действительно не может сделать, например вовремя разбудить (дети в этом возрасте легко могут проспать). Но после того, как ребенка разбудили, не надо его ни насильно поднимать, ни без конца напоминать ему о том, чтобы он встал. Если он будет твердо знать, что теперь, после того как его разбудили, уже его дело встать и не опоздать, он гораздо скорее привыкнет и быстро вставать, и рассчитывать время. Ведь опоздать он и сам не хочет, а ведет он себя так, как Таня, только потому, что твердо уверен: родители все равно не допустят, чтобы он опоздал.
То же и с завтраком. Перед уходом в школу ребенок должен успеть поесть. Но часто он так долго собирается, что в конце концов у него не хватает на это времени. Как же должны в этом случае вести себя родители? Конечно, маленькому школьнику завтрак нужно приготовить. Но не следует показывать ему, что вас волнует, съест он завтрак или нет. Не надо помогать ребенку (например, разрезать все на кусочки, налить чай в блюдце и т. д.), не надо торопить его. Просто, раз и навсегда надо установить, что, пока он не съест всего, что положено, он не пойдет в школу. Ребенок ни за что не захочет пропускать школу. Только в редких случаях бывает, что первоклассник в самом начале обучения не хочет ходить в школу, рад был бы пропустить уроки. Это особые случаи, о которых и разговор должен быть специальный. Обычно же школьник в этом возрасте не хочет пропустить школу, и, если, с одной стороны, он будет твердо уверен, что его не пустят в школу без завтрака, а с другой стороны, ему не будут помогать этот завтрак проглатывать, он научится есть хорошо и быстро.
Незачем говорить, что точно так же обстоит дело и с умыванием, и с одеванием, и с другими его делами.
С первого дня поступления в школу малышу следует знать, что всё это его обязанности и, пока он их не выполнит, его не пустят в школу или же он опоздает и получит замечание от учителя. Если сразу поставить ребенку такое условие, может случиться, что он раз-другой и опоздает в школу, но зато научится относиться к своим обязанностям так, как нужно.
Конечно, следует облегчить ему выполнение многих дел. Например, пока ребенок не научился быстро одеваться, умываться (если его до школы к этому не приучили), если он медленно ест и т. д., родители должны это учесть и не ставить его сразу перед сверхтрудной задачей, которую он не сможет выполнить. В этих случаях можно помочь ему застегнуть пуговицы, завязать шнурки, на завтрак давать еду, с которой можно быстро справиться. Но, конечно, не надо подчеркивать, что вот, мол, вы помогаете ему, завязываете, застегиваете сам он ничего не умеет, и т. п. Наоборот, нужно всячески поддерживать у ребенка убеждение, что он все делает самостоятельно.
Следовательно, помощь Тане должна заключаться в том, чтобы с первых же дней занятий предъявить ей определенные требования и организовать все так, чтобы девочке было легко эти требования выполнять. Но ответственность за выполнение всех этих дел уже лежит на ней самой. И она должна это знать. А если вы при этом не забудете похвалить Таню за то, что она сама хорошо все выполнила, сама позаботилась, дела пойдут на лад еще быстрее.
Так нужно помогать тем ребятам, у которых не воспитано чувство ответственности за свои поступки.
Вот другой случай. Володя еще до школы любил и мастерить, и рисовать, но у него не было привычки делать это аккуратно. Мать считала, что, пока он маленький, от него ничего не надо требовать. Как нарисовал, так и хорошо, как смог, так и наклеил картинку. Поступив в школу, Володя так же начал выполнять и свои уроки. Написана буква не по линеечке — это его не волнует, грязная тетрадь — ну и ладно. Но к учебным делам Володи мать относилась уже совсем иначе. Ей очень хотелось, чтобы у мальчика все было хорошо и аккуратно написано, чтобы он тщательно выполнял все, что от него требуется. Иногда дело доходило даже до конфликтов между ними.
— Ты опять не старался! — в отчаянии восклицает мать, видя грязную тетрадь мальчика. — Сейчас же переписывай.
— Не буду, сколько раз я должен переписывать?
— Столько, сколько нужно, чтобы было чисто, — отвечает мать. — Все равно не пойдешь гулять, сейчас же Садись за работу.
Володя переписывает раз, другой, третий, без всякой охоты, не видя в этом необходимости, только подчиняясь требованию матери.
Володина мама поступает неправильно. Она насильно заставляет сына переделывать работу, насильно усаживает его за приготовление уроков. Это не может дать хороших результатов. Ведь у ребенка не только не появляется стремление хорошо выполнить уроки, но даже наоборот, он легко может начать плохо к ним относиться, потому что с уроками связаны у него неприятные воспоминания о выговорах и наказаниях.
С Володей дело обстоит точно так же, как с Таней. Не о сегодняшнем уроке нужно заботиться Володиной маме, а о том, чтобы восполнить пробел в воспитании мальчика, вообще приучить его к аккуратности, вызвать у него желание работать хорошо.
Конечно, принуждение тут принесет только вред.
Как же следует поступать в таких случаях? Мы уже говорили о том, что в самом начале учебного года дети с удовольствием ходят в школу, хотят заслужить одобрение и похвалу учительницы. Если они придут в школу с плохо выполненными или невыполненными уроками и получат за это замечание учительницы, то им будет неприятно, они захотят изменить свое поведение. Можно попросить учительницу специально обратить внимание на вашего ребенка. Представьте себе, что Володя так и пришел в школу с плохо выполненными уроками. И учительница, которую он очень уважает, говорит ему:
— Как нехорошо ты написал. Грязно, неаккуратно. Постарайся сделать лучше. Я проверю. И попроси маму, чтобы она помогла тебе.
Теперь, когда ребенок сядет за уроки, он уже сам будет стремиться к тому, чтобы сделать работу лучше. А это, как мы уже говорили, — самое главное. И помощь родителей должна заключаться в том, чтобы поддержать это стремление и подсказать ребенку, как и что делать (например, как лучше сидеть, держать ручку, не торопиться, когда пишешь, и т. д.).
Очень важно заинтересовать ребенка той работой, которую ему не хочется выполнять. Попробуйте сказать ему:
— Давай работать вместе. Я сяду рядом с тобой и буду шить, а ты будешь писать, а потом покажем друг другу, кто как сделал свою работу.
Ребенок будет чувствовать себя уверенней и работать веселей.
Многие дети охотнее работают вместе с товарищем. В том же классе, где учится ваш ребенок, можно легко найти старательного и прилежного ученика и сделать так, чтобы дети готовили уроки вместе. Но к этому следует подходить очень осторожно. Нельзя, чтобы кто-нибудь из детей в этом возрасте был в положении учителя, а другой — ученика. Самолюбивого ребенка это может оттолкнуть от товарища, и из совместных занятий ничего не выйдет.
Труднее всего, пожалуй, приходится с детьми, которые не приучены к труду. Первоклассница Катя даже не желает садиться за приготовление уроков и тяготится своими обязанностями. Она работает охотнее, если ей разрешают делать все понемногу. Мать может помочь ребенку разделить задание на части, условиться, сколько времени он будет отдыхать после выполнения каждой части, чем будет заниматься.
Бывают еще и другие случаи, когда ребенок нуждается в помощи. Например, первоклассник Гриша сам заботится о том, чтобы сесть вовремя за приготовление уроков. Вот он аккуратно переписал пример, теперь нужно сосчитать, сколько будет, если к пяти прибавить два. Но для него эта задача трудна.
— Мама! — кричит он. — Пять и два будет восемь?
— Нет, не восемь, Гриша.
— А сколько?
— Решай сам.
— Я не знаю.
Гриша сидит, смотрит в окно, потом снова спрашивает мать.
— К пяти прибавить два — сколько?
Мать сердится на мальчика, стыдит за то, что он не умеет считать, ленится думать, но в конце концов либо Гриша угадывает правильный ответ, либо мать подсказывает его. И Гриша преспокойно записывает ответ в тетрадку.
Но разве при такой помощи Гриша научится думать? Нет, конечно. Он догадался, какой ответ нужен, а мать его догадку подтвердила или даже просто подсказала ему правильный ответ.
А между тем Гришу надо научить считать. Это та единственная помощь, которая ему нужна. Если родители не знают, как правильно учить считать маленьких детей, им следует спросить у учительницы, как это делать, и под ее руководством позаниматься с мальчиком. Значит, здесь важно не просто заставить ребенка правильно выполнить то или иное задание, а восполнить пробел в его воспитании, с которым он пришел в школу.
Итак, мы видим, что во всех случаях, когда у первоклассника что-нибудь не ладится в учении, нужно искать главную причину этого. Если он сам не заботится о своих школьных делах — значит, у него вообще не воспитано чувство ответственности; если он небрежно, грязно пишет — значит, он вообще не приучен к аккуратности. Следовательно, мало пользы будет, если вы станете добиваться, чтобы ребенок непременно, во что бы то ни стало получил высокую оценку именно за сегодняшний урок. Важно другое — заняться систематическим воспитанием тех качеств, которых ребенку недостает. Только такая помощь даст хорошие результаты.