Парамонова Л. Г.

Как подготовить ребенка к школе(фрагмент)



Выбор типа школы для детей с отста­ва­нием в раз­ви­тии

Необ­хо­ди­мость затро­нуть и этот вопрос вызвана тем, что в про­цессе пов­се­д­нев­ных бесед с роди­те­лями мы посто­янно убе­жда­емся в их полной нео­све­дом­лен­но­сти в нем, что в совре­мен­ных усло­виях совер­шенно недо­пу­стимо.

Прежде всего роди­те­лям, чьи дети только начи­нают свой школь­ный путь или недо­ста­точно успешно по нему идут, необ­хо­димо знать о суще­ство­ва­нии целой сети спе­ци­аль­ных школ, рас­считан­ных на то, чтобы обес­пе­чить пол­но­цен­ное обу­че­ние детей с откло­не­ни­ями в раз­ви­тии. Имеются спе­ци­аль­ные школы для детей с нару­ше­ни­ями зрения, слуха, опорно-дви­га­тель­ного аппа­рата, а также для детей со сни­жен­ным интел­лек­том и с тяже­лыми нару­ше­ни­ями речи, затруд­ня­ю­щими процесс обу­че­ния ребенка в усло­виях обще­об­ра­зо­ва­тель­ной школы. Кроме того, в связи со все воз­ра­с­та­ю­щим в послед­ние десяти­летия числом детей с нерезко выра­жен­ными откло­не­ни­ями в раз­ви­тии, поя­ви­лись и школы для детей с задер­ж­ками пси­хи­че­ского раз­ви­тия. Для этой послед­ней кате­го­рии детей во многих обще­об­ра­зо­ва­тель­ных школах орга­ни­зу­ются также «классы вырав­ни­ва­ния», «классы педа­го­ги­че­ской под­дер­жки», в которых про­грамму началь­ной школы про­хо­дят не за три, а за четыре учебных года.

В спе­ци­аль­ных школах рабо­тают педа­гоги-дефек­тологи, имеющие спе­ци­аль­ное обра­зо­ва­ние и обла­да­ю­щие необ­хо­ди­мыми зна­ни­ями для того, чтобы помимо про­хо­жде­ния школь­ной про­граммы ока­зы­вать, нужда­ю­щимся в этом детям и необ­хо­ди­мую кор­рек­ци­он­ную помощь. Без такой помощи успеш­ное обу­че­ние этих детей невоз­можно.

Рас­ска­жем несколько подроб­нее о школах для детей с задер­ж­ками пси­хи­че­ского раз­ви­тия, или, как их иногда назы­вают, «школах вырав­ни­ва­ния». В этих школах обу­ча­ются дети с нор­маль­ным интел­лек­том, но имеющие более или менее выра­жен­ную задер­жку в пси­хи­че­ском, а нередко одно­вре­менно и в речевом раз­ви­тии. Про­грамма началь­ной обще­об­ра­зо­ва­тель­ной школы здесь про­хо­дится, как уже гово­ри­лось, не за три, а за четыре года, что и дает ребенку воз­мож­ность «выров­няться», тем более что ему все это время ока­зы­ва­ется спе­ци­аль­ная кор­рек­ци­он­ная помощь. Напол­ня­е­мость классов в этих школах — 10—12 человек, бла­го­даря чему педагог может уделить каждому ребенку необ­хо­ди­мое ему инди­ви­ду­аль­ное вни­ма­ние.

Если ребенок «вырав­ни­ва­ется» в своем раз­ви­тии, то он имеет воз­мож­ность перейти в обще­об­ра­зо­ва­тель­ную школу и про­дол­жить в ней даль­нейшее обу­че­ние, поскольку учебные про­граммы этих школ сов­па­дают по своему содер­жа­нию. В тех же случаях, когда полного «вырав­ни­ва­ния» по тем или иным при­чи­нам не про­ис­хо­дит, роди­те­лям следует считать за большое благо пре­бы­ва­ние их ребенка именно в этой, а не в обще­об­ра­зо­ва­тель­ной школе. Ведь если даже в соз­дан­ных для него наи­бо­лее бла­го­при­ят­ных усло­виях ребенок с трудом усва­и­вает школь­ную про­грамму, то какова была бы его судьба в обще­об­ра­зо­ва­тель­ной школе?

Дети с такими про­бле­мами про­хо­дят перед нашими глазами бук­вально еже­д­невно. При этом, что осо­бенно обидно и больно, нередко нам при­хо­дится встре­чаться и с теми роди­те­лями, которые обра­щались к нам за кон­суль­та­цией «на пороге школы». Уже тогда, на осно­ва­нии тща­тель­ного обсле­до­ва­ния их ребенка, нам было совер­шенно ясно, что он не сможет успешно обу­чаться в усло­виях обще­об­ра­зо­ва­тель­ной школы. Это мы всегда ста­рались объ­яс­нить и самим роди­те­лям. Но ко многим из них такое пони­ма­ние при­хо­дит слишком поздно — лишь через два-три года без­успеш­ных попыток обу­че­ния ребенка в «нор­маль­ной» школе.

Излишне гово­рить, что ко времени нашей пов­тор­ной встречи не только ребенок бывает пси­хи­че­ски сломлен, но и сами роди­тели уже нахо­дятся в состо­я­нии полной рас­те­рян­но­сти. В отча­я­нии они сетуют на то, что их ребенку очень трудно учиться, что выпол­не­ние домаш­них заданий затя­ги­ва­ется еже­д­невно до поздней ночи, что ребенок не высы­па­ется и совер­шенно не бывает на воздухе, что он делает уроки «только из-под палки» и вообще отка­зы­ва­ется ходить в школу, что дома из-за всего этого «очень напря­жен­ная обста­новка» и т.п. Неко­то­рых детей роди­тели уже лечат у нев­ро­па­толога, с неко­то­рыми обра­щались к дет­скому пси­хи­а­тру по поводу посто­янно угнетен­ного настро­е­ния ребенка или поя­в­ле­ния у него «каких-то непо­нят­ных» ночных или даже дневных страхов...

Во многих случаях роди­тели пыта­ются обви­нять во всем про­ис­шедшем школу или какого-то кон­крет­ного учителя, кото­рому до их ребенка якобы «нет ника­кого дела». И часто нам стоит очень больших усилий пога­сить воз­ник­ший кон­фликт и объ­яс­нить роди­те­лям, что дело здесь совсем не в учителе, а в самом ребенке. Действи­тельно, ведь учится же нор­мально у этого же самого учителя боль­шин­ство других детей?

Роди­те­лям, не явля­ю­щимся спе­ци­али­стами во всех этих вопро­сах, очень важно до конца понять одну простую, но прин­ци­пи­ально важную вещь. Основ­ная задача обще­об­ра­зо­ва­тель­ной школы (конечно, в рас­сма­т­ри­ва­е­мой нами здесь связи) состоит в том, чтобы дать детям необ­хо­ди­мую систему знаний и «научить их учиться», с тем чтобы в течение всей своей даль­нейшей жизни они могли само­сто­я­тельно при­об­ретать новые знания. Это не лечеб­ное и не кор­рек­ци­он­ное учре­жде­ние, поэтому рабо­та­ю­щие в нем педа­гоги не умеют и, более того, не должны уметь про­во­дить кор­рек­ци­он­ную работу с нужда­ю­щимися в ней детьми. Эти педа­гоги должны научить тех детей, которые к началу школь­ного обу­че­ния уже дости­гли необ­хо­ди­мой для этого нервно-пси­хи­че­ской и речевой зре­ло­сти. Поэтому сама мето­дика пре­по­да­ва­ния, сам стиль объ­яс­не­ний учителя обще­об­ра­зо­ва­тель­ной школы рас­считан именно на такую кате­го­рию «созрев­ших» детей. Вот почему ребенок с запаз­ды­ва­нием в раз­ви­тии пси­хи­че­ских и речевых функций ока­зы­ва­ется в сложном поло­же­нии — он просто-напро­сто попал в этот класс не по назна­че­нию и все объ­яс­не­ния учителя ори­ен­ти­ро­ваны и рас­считаны не на него... Обучать и «вырав­ни­вать» таких детей уже непо­сред­ственно в самом про­цессе обу­че­ния — дело дефек­толо­гов. Однако пони­ма­ние именно этой, каза­лось бы, такой оче­вид­ной вещи почему-то совер­шенно недо­ступно боль­шин­ству роди­те­лей. Об этом сви­детель­ствует их упорное стрем­ле­ние любым путем обя­за­тельно «устро­ить» своего ребенка в «нор­маль­ную» школу. Но ведь именно с этого самого момента и начи­на­ются всякие «ненор­маль­но­сти» не только с самим ребен­ком, но и со всей его семьей!

Основ­ной довод, который при­во­дят при этом роди­тели, состоит в сле­ду­ю­щем: «Я не хочу, чтобы мой ребенок учился в школе для дураков»! Но причем здесь «дураки»? В школе для детей с задер­ж­ками пси­хи­че­ского раз­ви­тия учатся дети именно с задер­ж­кой раз­ви­тия, которая в усло­виях кор­рек­ци­онно-напра­в­лен­ного обу­че­ния посте­пенно пре­о­до­ле­ва­ется. Но и дети со сни­жен­ным интел­лек­том совсем не заслу­жи­вают такого обид­ного про­звища, тем более что в наше непро­стое время от подоб­ных жиз­нен­ных ситу­а­ций не может быть застра­хо­ван абсо­лютно никто — слишком много поя­ви­лось разного рода вре­до­нос­ных фак­то­ров, которые могут нару­шить нор­маль­ный ход раз­ви­тия голов­ного мозга ребенка еще во вну­три­утроб­ном периоде.

При­ве­дем хотя бы один кон­крет­ный пример, когда спе­ци­али­стам уже с самого начала бывает ясна неце­ле­со­об­раз­ность опре­де­ле­ния ребенка в обще­об­ра­зо­ва­тель­ную школу, но когда почти невоз­можно убедить в этой неце­ле­со­об­раз­но­сти роди­те­лей (при этом осо­бенно «несги­ба­е­мыми» бывают многие папы, чаще всего отсут­ству­ю­щие на приеме, но как бы нахо­дя­щи­еся на нем незримо).

Вспо­ми­на­ется одна мама, которая в ответ на все наши доводы довольно резко ответила: «Как Вы не можете понять, что я хочу дать ему шанс, а в школу для дураков попасть никогда не поздно!»

В этом на первый взгляд совер­шенно нео­про­вер­жи­мом по своей логич­но­сти выска­зы­ва­нии есть две стороны, на каждой из которых нам хоте­лось бы оста­но­виться отдельно. Во-первых, что значит «дать шанс»? Основ­ная цель обсле­до­ва­ния ребенка перед его поступ­ле­нием в школу как раз и заклю­ча­ется в том, чтобы, тща­тельно взвесив все «за» и «против», не лишить его этого самого «шанса». К тому же какой смысл затра­чи­вать на обу­че­ние ребенка лишние сред­ства (обу­че­ние в спе­ци­аль­ной школе обхо­дится госу­дар­ству намного дороже), если уровень его раз­ви­тия и нервно-пси­хи­че­ское состо­я­ние поз­во­ляют ему спо­койно обу­чаться в обще­об­ра­зо­ва­тель­ной школе, при напол­ня­е­мо­сти класса в 30—40 человек? И зачем без необ­хо­ди­мо­сти загру­жать дефек­толо­гов, которых у нас и без того не хватает?

Но вер­немся к нашему кон­крет­ному примеру. Ребенок, о котором идет здесь речь, вошел к нам в кабинет с какой-то блу­жда­ю­щей улыбкой на лице и с большим плю­ше­вым мишкой в руках, кото­рого он непре­рывно целовал и гладил. В резуль­тате неко­то­рых усилий, с исполь­зо­ва­нием спе­ци­аль­ных приемов, удалось, наконец, при­влечь вни­ма­ние ребенка к про­цессу обсле­до­ва­ния, однако с боль­шин­ством пред­ло­жен­ных ему неслож­ных заданий он не справился. Спра­ши­ва­ется, что он будет делать в обще­об­ра­зо­ва­тель­ной школе и как ему удастся исполь­зо­вать данный матерью «шанс»? (Этот мальчик родился 6-месяч­ным и с самого рожде­ния нахо­дился на дис­пан­сер­ном учете у нев­ро­па­толога и пси­хи­а­тра).

Другая сторона вопроса состоит в том, что, по мнению мамы этого маль­чика, во вспо­мо­га­тель­ную школу попасть «никогда не поздно». Так ли это на самом деле? Если под­хо­дить к делу чисто фор­мально, то мама, без­у­словно, пол­но­стью права — двери этой школы для нужда­ю­щихся в ней детей всегда открыты. Но если всерьез заду­маться над судьбой этого ребенка, то такого рода «железная» логика не выдер­жи­вает никакой критики. И вот почему. Одно дело, когда ребенок, еще совсем не раз­би­ра­ю­щийся в спе­ци­фике школ, тор­же­ственно и с цветами сразу при­хо­дит в свою школу, радуясь тому, что он уже ученик, и имея в даль­нейшем полную воз­мож­ность успешно учиться, поскольку как школь­ная про­грамма, так и сам харак­тер обу­че­ния в этой школе пол­но­стью соот­вет­ствуют его воз­мож­но­стям. К тому же он с самого начала попа­дает в кол­лек­тив себе подоб­ных, что поз­во­ляет ему чув­ство­вать себя «на равных», а значит и пол­но­ценно (в воз­мож­ных для него пре­де­лах) раз­ви­ваться в лич­ност­ном отно­ше­нии.

И совсем другое дело, когда в эту же самую школу ребенок попа­дает после одного-трех лет пре­бы­ва­ния в «нор­маль­ной» школе, под сокру­шен­ные вздохи роди­те­лей, как «дво­еч­ник» и неу­дач­ник, уже хорошо пони­ма­ю­щий свою «несо­сто­я­тель­ность». Теперь и в новой школе ему будет уже непро­сто, потому что в прежнем классе у него остались старые друзья, а в новом уже успел сло­житься свой кол­лек­тив, в который нахо­дя­ще­муся не в лучшей форме «новичку» еще только пред­стоит войти. К тому же и основ­ная часть кор­рек­ци­он­ной работы, напра­в­лен­ной на вырав­ни­ва­ние «слабых звеньев», без чего невоз­можно было начать обу­че­ние, оста­лась уже позади. Таким образом, по воле своих же соб­ствен­ных роди­те­лей ребенок в подоб­ных случаях уже во второй раз попа­дает в небла­го­при­ят­ные для него условия обу­че­ния.

Более того, во многих случаях роди­тели пыта­ются опре­де­лять своих детей, имеющих задер­жку пси­хи­че­ского и рече­вого раз­ви­тия, в так назы­ва­е­мые «пре­стиж­ные» школы, чаще всего — в школы с углу­б­лен­ным изу­че­нием ино­стран­ного языка. После всего ска­зан­ного, по-види­мому, уже излишне объ­яс­нять, какую злую судьбу готовят они своему ребенку...

С одной мамой, не желав­шей даже слышать ни о какой спе­ци­аль­ной школе, в которой крайне нуждался ее ребенок, нам при­шлось пойти на такой экс­пе­ри­мент. Мы дали ей очень подроб­ную кон­суль­та­цию и спе­ци­аль­ное пособие для занятий с ребен­ком и пред­ло­жили поза­ни­маться с ним дома, с тем чтобы через две недели вместе с нею про­ве­рить достиг­ну­тый резуль­тат (пред­по­ла­га­лось пов­торно обсле­до­вать маль­чика по тем же самым зада­ниям). Однако обсле­до­вать больше не при­шлось. Едва пере­сту­пив порог каби­нета, мама очень воз­бу­жден­ным голосом сказала бук­вально сле­ду­ю­щее: «Девайте Вы его куда хотите, он меня с ума свел за эти две недели. Сто раз объ­яс­ня­ешь одно и то же — и как об стену горох!» А как же может научить этого ребенка учитель обще­об­ра­зо­ва­тель­ной школы, не вла­де­ю­щий ника­кими спе­ци­аль­ными мето­дами?

Поэтому очень важно, чтобы роди­тели поняли, что советы спе­ци­али­стов в отно­ше­нии опре­де­ле­ния ребенка в какую-либо спе­ци­аль­ную школу про­дик­то­ваны не стрем­ле­нием «закрыть ему путь» в обще­об­ра­зо­ва­тель­ную школу, а исклю­чи­тельно сооб­ра­же­ни­ями искрен­ней заботы о ребенке, о соз­да­нии опти­маль­ных условий для его успеш­ного обу­че­ния. Такого рода забота о детях с откло­не­ни­ями в раз­ви­тии имеет у нас глу­бо­кие исто­ри­че­ские корни. Но если в доре­во­лю­ци­он­ной России и в первые десяти­летия совет­ской власти она рас­про­стра­ня­лась лишь на детей с резко выра­жен­ной умствен­ной и другой патоло­гией, то теперь поло­же­ние дел суще­ственно изме­ни­лось, осо­бенно в послед­нее время. Теперь в такой спе­ци­аль­ной заботе со стороны обще­ства стали нуждаться и многие дети с нерезко выра­жен­ными и порою неза­мет­ными для нес­пе­ци­али­стов откло­не­ни­ями в раз­ви­тии, чем и вызвана необ­хо­ди­мость орга­ни­за­ции соот­вет­ству­ю­щих школ для этих детей. Если раньше такие дети могли еще как-то успе­вать и в усло­виях обще­об­ра­зо­ва­тель­ной школы, то теперь, в наш ком­пью­тер­ный век, при зна­чи­тель­ном услож­не­нии харак­тера и общего объема той инфор­ма­ции, которую ребенок должен усвоить за годы обу­че­ния в школе, даже неболь­шие откло­не­ния в его раз­ви­тии могут стать суще­ствен­ной, а иногда и непре­о­до­ли­мой пре­гра­дой на пути усво­е­ния знаний. А поскольку совре­мен­ный уровень раз­ви­тия меди­цины и дефек­толо­гии поз­во­ляет сво­е­вре­менно выя­в­лять и пре­о­до­ле­вать эти неболь­шие откло­не­ния, то было бы непро­сти­тель­ной ошибкой не исполь­зо­вать такую воз­мож­ность.

Ввиду всего ска­зан­ного хочется посо­вето­вать роди­те­лям сле­ду­ю­щее.

Во-первых, поста­райтесь совер­шенно бес­при­страстно сами про­ве­рить своего ребенка по всем при­ве­ден­ным в этой книге «пара­мет­рам».

Во-вторых, при выя­в­ле­нии у него каких-либо «слабых звеньев» при­ло­жите все усилия к тому, чтобы, поль­зу­ясь име­ю­щимися здесь реко­мен­да­ци­ями, выправить небла­го­при­ят­ное поло­же­ние дел до прихода его в школу.

В-третьих, в случае полу­че­ния не вполне удо­вле­тво­ри­тель­ного резуль­тата обра­ти­тесь к спе­ци­али­стам по вопросу о выборе типа школы для Вашего ребенка и вни­ма­тельно при­слу­шайтесь к их реко­мен­да­циям.

с. 362—374

Другие материалы из данного источника


Также в рубрике «Мой ребенок особенный»