От Я до Мы: Азбука семейной жизни(фрагмент)



Человек игра­ю­щий. Детство почти всегда ассо­ци­и­ру­ется с игрой. Что значит игра для ребенка и что такое детская игра для взро­с­лого?

Издавна пси­хологи и педа­гоги назы­вали дош­коль­ный возраст воз­ра­с­том игры. И это не слу­чайно. Почти все, чем зани­ма­ются малень­кие дети, пре­до­ста­в­лен­ные самим себе, они назы­вают игрой.

— Что ты делаешь?

— Я играю.

Это типич­ный ответ малень­кого ребенка, обо­зна­ча­ю­щий самые раз­но­об­разные его занятия: насы­па­ние песка в ведерко, бро­са­ние мяча, возню с при­я­те­лем, при­го­то­в­ле­ние куколь­ного обеда и пр. Другими словами, для ребенка игра — это его незави­си­мая дея­тель­ность, в которой он может реали­зо­вать свои желания и инте­ресы без оглядки на обя­за­тель­ность и необ­хо­ди­мость, тре­бо­ва­ния и запреты, столь свойствен­ные «миру взро­с­лых».

Для ребенка игра — сред­ство само­ре­али­за­ции и само­вы­ра­же­ния. Она поз­во­ляет ему выйти за пределы огра­ни­чен­ного мира «детской» и постро­ить свой соб­ствен­ный мир.

У ребенка есть и другие занятия, которые он игрой не назовет, хотя в них он тоже сво­бо­ден в реали­за­ции своих желаний. Это рисо­ва­ние, лепка, кон­стру­и­ро­ва­ние. Отличие их от игры заклю­ча­ется в том, что в них есть ощу­ти­мый, «мате­ри­аль­ный» резуль­тат — рисунок, постройка, а в игре его нет. От игры не оста­ется ничего внеш­него (так же, как от меч­та­ний или сво­бод­ной беседы взро­с­лых). Отсут­ствие прак­ти­че­ского, мате­ри­аль­ного резуль­тата — это еще один отли­чи­тель­ный признак детской игры.

Что же при­вле­кает ребенка в игре? — Сам процесс «действо­ва­ния». Но действие в игре особое, «нена­сто­я­щее», которое значит часто совсем не то, чем оно выгля­дит.

Уже к 3 годам дети начи­нают осо­зна­вать раз­ли­чие игры и неигры, а к 5—6 годам это раз­ли­чие насто­я­щего действия и игро­вого уже четко фор­му­ли­ру­ется ими в игре: «Это же пона­рошку...», «Давай, как будто я ехал...» и т. п.

Это «пона­рошку», «как будто» (т. е., по словам выда­ю­ще­гося совет­ского пси­холога Л. С. Выгот­ского, действие в «мнимой ситу­а­ции») и делает игру отлич­ным сред­ством само­ре­али­за­ции для ребенка.

Здесь нет таких проблем, как в прак­ти­че­ском действии, когда вещи не слу­ша­ются (попро­буйте-ка акку­ратно заш­ну­ро­вать ботинки!), или в рисо­ва­нии (краска течет не туда, куда нужно) — «не полу­ча­ется», «не выходит». В игре все выходит, на то она и игра.

В игре ребенок может делать все, что хочет, и все у него полу­ча­ется. В игре ребенок таков, каким ему хочется быть — добрый мальчик, кра­си­вая прин­цесса, путе­ше­ствен­ник и т. п.; в игре ребенок там, где ему хочется быть — на Луне, на дне моря, в школе и т. п. Он участ­ник инте­рес­ных и при­вле­ка­тель­ных событий — лечит больных, сра­жа­ется с дра­ко­ном, тушит пожар и т. п. Что из того, что ребенок не может водить насто­я­щую машину? Зато он может сколько угодно с упо­е­нием ездить в машине, постро­ен­ной из стульев, и крутить куп­лен­ный мамой в «Детском мире» руль; может устра­и­вать гонки малень­ких авто­мо­би­лей с ава­ри­ями и вся­че­скими дорож­ными про­ис­ше­стви­ями; строить гаражи для машин, ангары для само­летов и целые города. Если он еще не ходит в школу, как старший брат или сосед­ская девочка, тоже не беда. Ведь он может учить своих плю­ше­вых зайцев и мед­ве­дей, ставить им оценки и объ­яс­нять задачи. А может и сам стать уче­ни­ком, при­с­по­со­бив бабуш­кину сумку вместо ранца и ее же запис­ную книжку вместо тетради.

Игра поз­во­ляет ребенку оста­но­вить мгно­ве­ние, пов­то­рить и прожить его еще много раз. Напри­мер, он ездил с роди­те­лями на теп­ло­ходе, и теперь это при­ят­ное событие может посто­янно пов­то­ряться в игре. Игра помо­гает ребенку не только полу­чить удо­воль­ствие от пов­то­ре­ния при­ят­ных событий, но и избавиться от непри­ят­ных пережи­ва­ний, чувства неу­до­вле­тво­рен­но­сти, если что-то ему не удалось в действи­тель­но­сти. К примеру, девочке очень хоте­лось быть Сне­гу­роч­кой на детском празд­нике, но ей доста­лась всего лишь роль Снежинки. И вот она при­вле­кает бабушку в каче­стве зрителя, а сама несколько раз разы­гры­вает сце­на­рий уже про­шедшего в детском саду празд­ника, выпол­няя роль Сне­гу­рочки.

Таким образом, ребенку игра обес­пе­чи­вает эмо­ци­о­наль­ное бла­го­по­лу­чие, поз­во­ляет реали­зо­вать самые разные стрем­ле­ния и желания, и прежде всего желание действо­вать, как взро­с­лый, желание упра­в­лять вещами (которые на самом-то деле пока еще не очень ему под­чи­ня­ются).

Доста­точ­ное ли это осно­ва­ние, чтобы поощрять, раз­ви­вать у ребенка эту дея­тель­ность? Навер­ное, если бы зна­че­ние игры заклю­ча­лось лишь в удо­воль­ствии, можно было бы и пре­не­бречь ею в пользу более серьезных, зна­чи­мых для будущей жизни ребенка занятий.

Ока­зы­ва­ется, детская игра имеет чрез­вы­чайно важное зна­че­ние для раз­ви­тия ребенка.

Пожалуй, одним из первых, кто указал не только на «сию­ми­нут­ную», но и на пер­спек­тив­ную полез­ность игры, был немец­кий ученый К. Гроос, пред­ло­жив­ший рас­сма­т­ри­вать детскую игру как инстин­к­тив­ную под­го­товку к будущей взро­с­лой жизни: игра девочек в куклы — это упраж­не­ние мате­рин­ского инстин­кта, игра маль­чи­ков в войну — про­я­в­ле­ние охот­ни­чьего инстин­кта и т. п.

Совре­мен­ные ученые далеки от того, чтобы при­пи­сы­вать детской игре инстин­к­тив­ную природу и при­рав­ни­вать ее в этом смысле к игре живот­ных, как это делал К. Гроос, но выска­зан­ное им пред­поло­же­ние об огром­ном зна­че­нии игры для всей будущей жизни ребенка при­ни­ма­ется теперь иссле­до­ва­те­лями всего мира за аксиому.

Что же дает игра для пси­хи­че­ского раз­ви­тия ребенка?

Пси­холо­гами и педа­го­гами уста­но­в­лено, что прежде всего в игре раз­ви­ва­ется спо­соб­ность к вооб­ра­же­нию, образ­ному мыш­ле­нию. Это про­ис­хо­дит бла­го­даря тому, что в игре ребенок стремится вос­со­з­дать широкие сферы окру­жа­ю­щей действи­тель­но­сти, выхо­дя­щие за пределы его соб­ствен­ной прак­ти­че­ской дея­тель­но­сти, а сделать это он может только с помощью услов­ных действий. Сначала это действия с игруш­ками, заме­ща­ю­щими насто­я­щие вещи. Рас­ши­ре­ние содер­жа­ния игры (вос­со­з­да­ние все более сложных действий и событий из жизни взро­с­лых, их отно­ше­ний) и невоз­мож­ность реали­зо­вать его только через пред­мет­ные действия с игруш­ками влекут за собой переход к исполь­зо­ва­нию изо­б­ра­зи­тель­ных, речевых и вооб­ра­жа­е­мых действий (совер­ша­е­мых во вну­трен­нем плане, «в уме»).

Закла­ды­ва­ю­ща­яся у дош­коль­ника в игре спо­соб­ность опе­ри­ро­вать обра­зами действи­тель­но­сти «в уме» создает основу для даль­нейшего пере­хода к более сложной форме мыш­ле­ния — абстрак­тно-логи­че­ской. Кроме того, раз­ви­тие вооб­ра­же­ния важно и само по себе, ведь без него невоз­можна никакая, даже самая простая, спе­ци­фи­че­ски чело­ве­че­ская дея­тель­ность.

Игра имеет зна­че­ние не только для умствен­ного раз­ви­тия ребенка, но и для раз­ви­тия его лич­но­сти в целом.

При­ни­мая на себя в игре раз­лич­ные роли, вос­со­з­да­вая поступки людей, ребенок про­ни­ка­ется их чув­ствами и целями, сопе­режи­вает им, а это озна­чает раз­ви­тие у него чело­ве­че­ских, «соци­аль­ных» эмоций, начал нрав­ствен­но­сти.

Большое влияние ока­зы­вает игра и на раз­ви­тие у детей спо­соб­но­сти вза­и­мо­действо­вать с другими людьми. Кроме того, что ребенок, вос­про­из­водя в игре вза­и­мо­действие и вза­и­мо­от­но­ше­ния взро­с­лых, осва­и­вает правила, способы этого вза­и­мо­действия, в сов­мест­ной игре со свер­ст­ни­ками он при­об­ретает опыт вза­и­мо­по­ни­ма­ния, учится пояс­нять ‘свои действия и наме­ре­ния, согла­со­вы­вать их с другими детьми.

В игре ребенок полу­чает и опыт про­из­воль­ного пове­де­ния — учится упра­в­лять собой, соблю­дая правила игры, сдер­жи­вая свои непо­сред­ствен­ные желания ради под­дер­жа­ния сов­мест­ной игры со свер­ст­ни­ками, уже без кон­троля со стороны взро­с­лых.

Нет нужды объ­яс­нять, нас­колько все эти каче­ства важны для даль­нейшей жизни ребенка, а в первую очередь для пере­хода в школу, где он должен будет вклю­читься в большой кол­лек­тив свер­ст­ни­ков, сосре­до­то­читься на объ­яс­не­ниях учителя в классе, про­кон­тро­ли­ро­вать свои действия при выпол­не­нии домаш­них заданий.

Пси­холо­ги­че­ские иссле­до­ва­ния пока­зы­вают, что ребенок, который не доиграл в детстве, будет неваж­ным уче­ни­ком в школе, нетвор­че­ской лич­но­стью, будет испы­ты­вать труд­но­сти в нала­жи­ва­нии кон­так­тов, сотруд­ни­че­стве с другими людьми с гораздо большей веро­ят­но­стью, чем дети, имеющие богатый игровой опыт, осо­бенно опыт сов­мест­ной игры со свер­ст­ни­ками.

Отражая в игре жизнь и труд совет­ских людей, их подвиги в мирные и военные годы, дети как бы «впи­ты­вают» в себя уже в дош­коль­ном воз­ра­сте любовь к нашей стране, ее героям, тру­же­ни­кам. Наблю­дая игры детей, можно опре­де­лить, чем живет совет­ский народ в насто­я­щее время (вспо­мним игры в «челюс­кин­цев», «папа­нин­цев», «защит­ни­ков Москвы», в «Гага­рина», в «кос­мо­нав­тов» и др.), как совет­ские люди отно­сятся друг к другу в беде и в радости, на работе и дома. Игра явля­ется сво­е­об­раз­ной про­ек­цией окру­жа­ю­щей жизни, и если эта жизнь стро­ится по законам гума­низма, кол­лек­ти­визма, вза­и­мо­по­мощи, то дети уже с раннего детства усва­и­вают основы нрав­ствен­но­сти.

Кроме этих широких раз­ви­ва­ю­щих и вос­пита­тель­ных функций игра имеет и более узкое, педа­го­ги­че­ское зна­че­ние. В ней может про­ис­хо­дить усво­е­ние ребен­ком отдель­ных знаний, умений, навыков. Но это уже требует спе­ци­аль­ной педа­го­ги­че­ской орга­ни­за­ции детской игры — вклю­че­ния в нее такого содер­жа­ния, которое потре­бо­вало бы от ребенка акту­али­за­ции опре­де­лен­ных знаний, выпол­не­ния опре­де­лен­ных действий. Можно, напри­мер, так постро­ить игру в «школу», что ребенок будет с большим инте­ре­сом и охотой осва­и­вать азбуку, а спе­ци­ально орга­ни­зо­ван­ная игра в «магазин» может помочь закреп­ле­нию эле­мен­тар­ных счетных навыков. Но эти задачи могут быть решены только в сов­мест­ной игре детей со взро­с­лыми.

Иными словами, взро­с­лые должны осо­зна­вать, что игра вовсе не пустое занятие, а мощное сред­ство раз­ви­тия ребенка. И обще­ство должно куль­ти­ви­ро­вать детскую игру не только для того, чтобы доставить мак­си­мум удо­воль­ствия ребенку и высво­бо­дить время взро­с­лого, а для решения задачи вос­пита­ния пол­но­цен­ной лич­но­сти.

Ну а надо ли ребенку учиться играть? Этот вопрос снова воз­вра­щает нас к здра­вому смыслу. Полезно? Ну и отлично, пусть играет, сколько хочет. Не будем ему мешать. Тем более что было сказано: игра — дея­тель­ность, поз­во­ля­ю­щая ребенку быть незави­си­мым, эман­си­пи­ро­ваться от взро­с­лого.

Чтобы разо­браться в этом вопросе, нам при­дется совер­шить неболь­шой экскурс в область пред­ста­в­ле­ний о зако­но­мер­но­стях пси­хи­че­ского раз­ви­тия ребенка.

Почему ребенок раз­ви­ва­ется? В чем источ­ник этого раз­ви­тия? В нем самом. Вот ответ тра­ди­ци­он­ной пси­холо­гии XIX — начала XX в. Орга­низм ребенка созре­вает, раз­ви­ва­ются и зало­жен­ные в нем изна­чально задатки — ста­но­вятся совер­шен­нее память, вооб­ра­же­ние, мыш­ле­ние. Обучать ребенка можно, только опи­ра­ясь на уже созрев­шие пси­хи­че­ские функции. А игра — это что-то вроде сопут­ству­ю­щего явления, неко­то­рая осо­бен­ность дет­ского вооб­ра­же­ния, мыш­ле­ния. Созре­вает ребенок, пере­хо­дит от образ­ного мыш­ле­ния к логи­че­скому, и игра исче­зает. При­мерно так пред­ста­в­ляли раз­ви­тие ребенка и место игры в нем такие выда­ю­щи­еся пси­хологи, как Т. Рибо, К. Бюлер и другие и даже, с неболь­шими ого­вор­ками, совре­мен­ный швейцар­ский пси­холог Ж. Пиаже, к иссле­до­ва­ниям кото­рого, посвя­щен­ным детской игре, мы не раз будем апел­ли­ро­вать.

Л. С. Выгот­ский, харак­те­ри­зуя эти кон­цеп­ции и осно­ван­ную на них педа­го­гику, говорил, что здесь «обу­че­ние плетется вслед за раз­ви­тием». С именем Л. С. Выгот­ского, соб­ственно, связан пере­во­рот во взгля­дах на природу пси­хи­че­ского раз­ви­тия ребенка. В своих тео­рети­че­ских работах он выска­зал пред­поло­же­ние, что исто­ри­че­ски высшие пси­хи­че­ские функции суще­ство­вали как внешние действия, раз­де­лен­ные между людьми, а только затем стали «вну­трен­ними» фун­к­ци­ями чело­века. И в онто­ге­незе (т. е. про­цессе инди­ви­ду­аль­ного раз­ви­тия) пси­хи­че­ское раз­ви­тие осу­ще­ст­в­ля­ется через «инте­ри­о­ри­за­цию» — переход во внутрь внешних действий, пер­во­на­чально раз­де­лен­ных между ребен­ком и взро­с­лым. Сов­мест­ная дея­тель­ность ребенка и взро­с­лого, по словам Л. С. Выгот­ского, создает «зону бли­жайшего раз­ви­тия», под­тя­ги­вает ребенка вперед, обес­пе­чи­вает более быстрое его раз­ви­тие. Иначе говоря, любые чело­ве­че­ские спо­соб­но­сти у ребенка воз­ни­кают в ходе обу­че­ния, и в этом смысле пси­хи­че­ское раз­ви­тие не есть простое раз­вер­ты­ва­ние наслед­ственно зало­жен­ных в ребенке задат­ков.

Теперь надо выяс­нить два момента: может ли быть игра при­чи­с­лена к вну­тренне при­су­щим ребенку свойствам, или она есть что-то другое и что пред­ста­в­ляет собой обу­ча­ю­щая дея­тель­ность, которая опре­де­ляет раз­ви­тие? Оба вопроса тесно связаны друг с другом. Мы начнем со второго, ответить на который нам помогут работы совет­ских пси­холо­гов А. В. Запо­рожца, А. Н. Леон­тьева, Д. Б. Эль­ко­нина, В. В. Давы­дова и других.

В работах этих ученых полу­чили даль­нейшую раз­ра­ботку взгляды Л. С. Выгот­ского об обще­ственно-исто­ри­че­ском про­ис­хо­жде­нии психики чело­века, где раз­ви­тие ребенка пони­ма­ется не как раз­вер­ты­ва­ние вну­трен­них задат­ков, наслед­ственно обу­сло­в­лен­ных, а как «при­сво­е­ние» им соци­аль­ного опыта — мате­ри­аль­ной и духов­ной куль­туры, соз­дан­ной обще­ством.

Этот выра­бо­тан­ный на про­тя­же­нии истории чело­ве­че­ства опыт усва­и­ва­ется ребен­ком в течение всего детства и опре­де­ляет не только содер­жа­ние его знаний и умений, но и сами осо­бен­но­сти, струк­туру его пси­хи­че­ских функций.

При­сво­е­ние ребен­ком соци­аль­ного опыта осу­ще­ст­в­ля­ется через его актив­ную дея­тель­ность. От харак­тера этой дея­тель­но­сти, уровня ее сфор­ми­ро­ван­но­сти, типич­ных отно­ше­ний между ребен­ком и окру­жа­ю­щими людьми, скла­ды­ва­ю­щихся при этом, зависит и напра­в­ле­ние его раз­ви­тия. Опре­де­лен­ный тип дея­тель­но­сти требует спе­ци­фи­че­ских осо­бен­но­стей от ребенка и как бы ответ­ствен за их раз­ви­тие.

На про­тя­же­нии всего детства выде­лено несколько типов такой дея­тель­но­сти, которая опре­де­ля­ется как ведущая для опре­де­лен­ного периода детства: для мла­денца (до года) это эмо­ци­о­наль­ное общение со взро­с­лым; для ребенка раннего воз­ра­ста (1—3 года) это пред­метно-мани­пу­лятив­ная дея­тель­ность; для ребенка дош­коль­ного воз­ра­ста (3—7 лет) это игра; для ребенка после 7 лет это учебная дея­тель­ность.

Игра явля­ется ведущей дея­тель­но­стью в дош­коль­ном воз­ра­сте. Через нее ребенок усва­и­вает в общем виде мотивы, задачи и способы чело­ве­че­ской дея­тель­но­сти, в ней про­ис­хо­дит раз­ви­тие его вооб­ра­же­ния, мыш­ле­ния.

Таким образом, игра ребенка-дош­коль­ника не вну­тренне при­су­щее ему каче­ство, а основа его раз­ви­тия.

Но каким образом сменяют друг друга и скла­ды­ва­ются типы ведущей дея­тель­но­сти? Ока­зы­ва­ется, переход от одного типа ведущей дея­тель­но­сти к другому опре­де­ля­ется воз­рос­шими пси­хи­че­скими воз­мож­но­стями ребенка, кото­рому рамки данной дея­тель­но­сти и сло­жив­ши­еся в ней вза­и­мо­от­но­ше­ния с окру­жа­ю­щими ста­но­вятся тесны. Этот переход может быть внешне означен и зада­ваться изме­не­нием условий жизни ребенка и соот­вет­ственно изме­не­нием его вза­и­мо­от­но­ше­ний с другими людьми.

Наи­бо­лее отчет­ливо это видно на примере смены игровой дея­тель­но­сти учебной: она должна осу­ще­ствиться при пере­ходе ребенка из дет­ского сада в школу. Момент пере­хода от пред­метно-мани­пу­лятив­ной дея­тель­но­сти к игровой внешне менее оче­ви­ден (в самом деле, ребенок, каза­лось бы, даже не меняет места своего пре­бы­ва­ния в детском саду — просто входит в сосед­нюю дверь младшей группы вместо ясель­ной), однако и он связан с изме­нив­шимися тре­бо­ва­ни­ями к ребенку со стороны взро­с­лых и воз­мож­но­стями его в мире взро­с­лых (после 3 лет его считают уже «большим», но и требуют иначе, чем раньше).

Конечно, это вовсе не значит, что ведущая дея­тель­ность вытес­няет пол­но­стью все другие (дош­коль­ника инте­ре­суют свойства нового пред­мета, с которым он при озна­ком­ле­нии мани­пу­ли­рует, как пред­до­ш­коль­ник, а школь­ник еще про­дол­жает играть, как дош­коль­ник), но, как пока­зы­вают спе­ци­аль­ные иссле­до­ва­ния, для раз­ви­тия ребенка она дает больше.

Несмо­тря на то что переход к новой ведущей дея­тель­но­сти часто зада­ется извне доста­точно резко, ста­но­в­ле­ние ее про­ис­хо­дит посте­пенно и зависит от особых воз­действий взро­с­лого, в той или иной форме зада­ю­щего образцы этой дея­тель­но­сти ребенку (это может про­ис­хо­дить, напри­мер, в виде непо­сред­ствен­ного общения с кон­крет­ным взро­с­лым — учи­те­лем или опо­сре­до­ванно — через пред­меты, сти­му­ли­ру­ю­щие эту дея­тель­ность).

Напри­мер, при пере­ходе в школу ребенок только фор­мально ста­но­вится уче­ни­ком, — овла­де­вая спе­ци­аль­ными зна­ни­ями, он должен при этом еще и нау­читься быть уче­ни­ком: уметь при­ни­мать учебную задачу, выби­рать сред­ства ее решения, кон­тро­ли­ро­вать свои действия.

Не явля­ется исклю­че­нием и игра. Для того чтобы само­сто­я­тельно играть и быть незави­си­мым от взро­с­лого, ребенок должен прежде овла­деть этой дея­тель­но­стью, стать «чело­ве­ком игра­ю­щим», нау­читься играть. И взро­с­лый может ему в этом помочь, задать ему образцы игровой дея­тель­но­сти, сфор­ми­ро­вать ее у ребенка.

Итак, совре­мен­ная наука утвер­ждает, что игра не особое каче­ство, спо­соб­ность, изна­чально при­су­щая ребенку, а спе­ци­фи­че­ская дея­тель­ность, на основе и внутри которой про­ис­хо­дит раз­ви­тие ребенка и которую надо фор­ми­ро­вать у малыша — учить его играть.

Итак, мы выяс­нили, что игра не явля­ется вну­трен­ним каче­ством ребенка. И тем не менее она все-таки ассо­ци­и­ру­ется с детским воз­ра­с­том. Что же такое детский возраст и детство вообще?

Ока­зы­ва­ется, детство в нашем пони­ма­нии (т. е. пони­ма­нии, обу­сло­в­лен­ном совре­мен­ной евро­пейской куль­ту­рой) — явление не уни­вер­саль­ное, период детства и отно­ше­ние к нему в разных куль­ту­рах раз­личны. Уни­вер­саль­ными явля­ются лишь обще­че­ло­ве­че­ские при­род­ные осо­бен­но­сти, с кото­рыми ребенок поя­в­ля­ется на свет и которые в резуль­тате воз­действий куль­туры (часто сти­хийных, тра­ди­ци­он­ных, не осо­зна­ва­е­мых кон­крет­ными взро­с­лыми) полу­чают опре­де­лен­ное напра­в­ле­ние раз­ви­тия — одни каче­ства и свойства поощря­ются, другие, напротив, пода­в­ля­ются.

Сам период детства и свойствен­ные для него типы дея­тель­но­сти ребенка обна­ру­жи­вают тесную связь с куль­ту­рой обще­ства — как с уровнем его эко­но­ми­че­ского раз­ви­тия, так и с тра­ди­ци­он­ными сти­хийно сло­жив­шимися пред­ста­в­ле­ни­ями о том, каким должен быть ребенок на каждом воз­раст­ном этапе (т. е. с воз­раст­ным сим­во­лиз­мом и воз­раст­ными сте­ре­оти­пами), цен­ност­ными ори­ен­та­ци­ями данной куль­туры вообще. В одних куль­ту­рах период детства кон­ча­ется, как только ребенок отлу­ча­ется от мате­рин­ской груди, в других — рас­тя­нут до 18 лет.

Детство евро­пейского или севе­ро­а­ме­ри­кан­ского ребенка во многом отли­ча­ется от детства детей в афри­кан­ских или вос­точ­но­а­зи­ат­ских куль­ту­рах. В част­но­сти, это отличие связано с суще­ство­ва­нием спе­ци­али­зи­ро­ван­ных соци­аль­ных учре­жде­ний, фун­к­цией которых являете,; вос­пита­ние детей. Мы при­вы­кли к тому, что наши дети ходят в детский сад, а затем в школу, в период дош­коль­ного детства они осво­бо­ждены от обя­за­тель­ного труда. А дети, напри­мер, неко­то­рых поли­не­зийских племен, как опи­сы­вает аме­ри­кан­ская иссле­до­ва­тель­ница-этно­граф М. Мид, очень рано и с необ­хо­ди­мо­стью вклю­ча­ются в полез­ную дея­тель­ность. Основ­ной фун­к­цией ребенка 4—7 лет явля­ется уход за младшими детьми. Поскольку дети очень рано вклю­ча­ются в тру­до­вую дея­тель­ность, к 10—12 годам они по своим соци­аль­ным фун­к­циям прак­ти­че­ски не отли­ча­ются от взро­с­лых. Вос­пита­ние здесь осу­ще­ст­в­ля­ется тра­ди­ци­он­ным путем — через вклю­че­ние ребенка в сов­мест­ную тру­до­вую дея­тель­ность со взро­с­лыми, а не через спе­ци­аль­ное вос­пита­ние и обу­че­ние в детских садах и школах.

Даже осво­бо­жде­ние детей от обя­за­тель­ного труда, наличие досуга еще не опре­де­ляют харак­тера детских занятий. Напри­мер, если для евро­пейского ребенка-дош­коль­ника типич­ными заняти­ями явля­ются сюжет­ная игра, рисо­ва­ние, то у ряда афри­кан­ских народов наи­бо­лее рас­про­стра­нены среди детей игры-упраж­не­ния на лов­кость, силу, которые счита­ются важными для ребенка и поощря­ются взро­с­лыми. Пре­о­б­ла­да­ние тех или иных видов детской дея­тель­но­сти в зна­чи­тель­ной мере зависит от закреп­ле­ния их в куль­тур­ных тра­ди­циях.

Внутри одной куль­туры могут обна­ру­жи­ваться влияния, обу­сло­в­ли­ва­ю­щие более тонкие осо­бен­но­сти детской дея­тель­но­сти, в том числе и детской игры. Напри­мер, харак­тер и содер­жа­ние игр маль­чи­ков и девочек, вос­пи­ты­ва­ю­щихся в усло­виях одной евро­пейской куль­туры, могут сильно раз­ли­чаться уже на ранних этапах детства, и обу­сло­в­лено это не только биоло­ги­че­скими харак­те­ри­сти­ками пола. Эти раз­ли­чия во многом зависят от того, какие суще­ствуют в обще­стве пред­ста­в­ле­ния о типич­ном поло-ролевом пове­де­нии (поло-ролевые сте­ре­отипы). Как пока­зы­вают инте­рес­ные иссле­до­ва­ния аме­ри­кан­ских и английских пси­холо­гов, взро­с­лые очень рано (и чаще всего нео­со­знанно) начи­нают куль­ти­ви­ро­вать в детях типич­ные черты пола: это про­я­в­ля­ется в выборе роди­те­лями игрушек для детей, поощре­нии игр, которые, как считают роди­тели, соот­вет­ствуют полу ребенка, и пода­в­ле­нии неа­де­кват­ных полу игр. Такие реакции взро­с­лых воз­ни­кают уже на первом году жизни ребенка. Осо­бенно пока­за­тель­ным явля­ется выбор роди­те­лями игрушек. Для самих детей в раннем детстве еще не суще­ствует игровых пред­по­чте­ний — все они, и девочки, и маль­чики, с удо­воль­ствием играют самыми разными игруш­ками. Но вот иссле­до­ва­тель Г. Рейн­гольд обна­ру­жила, что детские комнаты маль­чи­ков и девочек обо­ру­ду­ются по-разному чуть ли не от рожде­ния ребенка. Она провела обсле­до­ва­ние 96 комнат маль­чи­ков и девочек от 1 года до 6 лет. Ока­за­лось, что у маль­чи­ков пре­о­б­ла­дают тран­с­порт­ные игрушки, игру­шеч­ные звери, голо­воломки и раз­но­об­разные пред­меты, не явля­ю­щи­еся соб­ственно игруш­ками. У девочек пре­о­б­ла­дают куклы и раз­лич­ные атри­буты к ним. У маль­чи­ков было обна­ру­жено 375 тран­с­порт­ных игрушек, а у девочек — всего 17. Мальчик 2 лет имел, по крайней мере, 3 такие игрушки, 3 лет — уже 11, а девочки этого воз­ра­ста — ни одной. Только маль­чики имели железные дороги и игрушки, изо­б­ра­жа­ю­щие оружие. У девочек же были куколь­ные дома, плиты, наборы посуды, колы­бели для кукол и куклы-мла­денцы.

Итак, обще­ство сти­хийно, через сло­жив­ши­еся в куль­туре цен­но­сти и сте­ре­отипы, ока­зы­вает свое влияние на ребенка, опре­де­ляя то, каким он должен быть и какими должны быть его занятия, в част­но­сти игра. В этом смысле детская игра явля­ется эле­мен­том куль­туры обще­ства.

У каждого куль­тур­ного фено­мена есть своя история, про­ис­хо­жде­ние. Какова же история игры?

Еще в XIX в. Г. В. Пле­ха­нов выска­зал пред­поло­же­ние, что игра — дитя труда. Совет­ский ученый Д. Б. Эль­ко­нин, раз­ви­вая эту мысль, ука­зы­вал, что, по-види­мому, игра прежде поя­ви­лась как дея­тель­ность взро­с­лых, заме­ща­ю­щая и изо­б­ра­жа­ю­щая реаль­ный тру­до­вой процесс. Про­и­зо­шло это на ранних этапах ста­но­в­ле­ния чело­ве­че­ского обще­ства, когда действен­ное изо­б­ра­же­ние было наи­бо­лее доступ­ным чело­веку сред­ством общения, пред­ва­ри­тель­ного согла­со­ва­ния тру­до­вых действий и сооб­ще­ния о них. Такое действен­ное изо­б­ра­же­ние реаль­но­сти полу­чило в даль­нейшем функции маги­че­ских риту­а­лов, обрядов, при­но­ся­щих удачу, и т. п.

Дети втя­ги­вались как в сам процесс труда, так и в процесс совер­ше­ния обрядов и риту­а­лов. По мере услож­не­ния про­из­во­ди­тель­ного труда они могли вклю­чаться только в обря­до­вую сторону его, вос­со­з­да­вав­шую смыслы тру­до­вой дея­тель­но­сти и отно­ше­ний в ней взро­с­лых. Так, по пред­поло­же­ниям совре­мен­ных иссле­до­ва­те­лей, воз­ни­кла детская игра.

При­мерно такую же историю имеет и детская игрушка. С одной стороны, пред­меты, изо­б­ра­жа­ю­щие чело­века, живот­ных-тотемов, вклю­чен­ные в риту­аль­ные действия, перешли, как и сами эти действия, в детскую игру. С другой стороны, детская игра стала обслу­жи­ваться спе­ци­ально соз­да­ва­е­мыми взро­с­лыми копиями насто­я­щих орудий труда. Когда ребенок втя­ги­вался в тру­до­вую жизнь взро­с­лых, он получал в свое рас­по­ря­же­ние умень­шен­ные орудия труда, с кото­рыми он по-насто­я­щему действо­вал. Однако по мере услож­не­ния про­из­во­ди­тель­ного труда и, есте­ственно, орудий труда ребенок уже не мог исполь­зо­вать их для тру­до­вых опе­ра­ций и получал от взро­с­лых уже не насто­я­щий предмет, а его услов­ную копию, которая поз­во­ляла при­об­щить его если не к самому про­цессу труда, то хотя бы к его смыслу (ими­ти­ро­вать действия взро­с­лого, «как будто» делать то же самое).

В жизни взро­с­лых по мере спе­ци­али­за­ции дея­тель­но­сти маги­че­ские ритуалы и воз­ник­шая на основе их игровая дея­тель­ность тран­с­фор­ми­ро­вались в более сложные формы заме­ща­ю­щей, моде­ли­ру­ю­щей реаль­ность про­дук­тив­ной дея­тель­но­сти — формы искус­ства, с одной стороны, и пере­ро­ди­лись в игры с прави­лами и спор­тив­ные игры, с другой стороны. Напри­мер, совет­ский фоль­к­ло­рист В. Я. Пропп в своей работе «Исто­ри­че­ские корни вол­шеб­ной сказки» убе­ди­тельно показал, что при пере­ходе от мифоло­ги­че­ского созна­ния к при­чинно-след­ствен­ному мыш­ле­нию совре­мен­ного чело­века про­ис­хо­дит пере­ме­ще­ние обрядов из сферы маги­че­ски-рели­ги­оз­ной в сферу свет­скую, где они теряют свою действен­ную основу и начи­нают фун­к­ци­о­ни­ро­вать в чисто вер­баль­ной форме в виде устного фоль­к­лора — сказки, — от кото­рого идет путь к лите­ра­тур­ному твор­че­ству.

Игровая дея­тель­ность детей в силу ее моде­ли­ру­ю­щего харак­тера сти­хийно ста­но­вится сред­ством вос­пита­ния. Это про­ис­хо­дит постольку, поскольку ребенок должен быть при­об­щен к жизни и труду взро­с­лых, а непо­сред­ствен­ное вклю­че­ние его в труд без пред­ва­ри­тель­ной под­го­товки ста­но­вится невоз­мож­ным. Через игру осу­ще­ст­в­ля­ется ори­ен­ти­ровка ребенка в жизни обще­ства.

Все это, конечно, исто­рико-логи­че­ские рекон­струк­ции, хотя и доста­точно убе­ди­тель­ные. Как и когда реально поя­ви­лась игра — об этом трудно судить. Однако архе­оло­ги­че­ские находки (пред­меты, которые архе­ологи рас­це­ни­вают как игрушки) ука­зы­вают на то, что возраст игры исчи­с­ля­ется, по крайней мере, тыся­че­лети­ями.

В народ­ной (тра­ди­ци­он­ной) педа­го­гике игра как вос­пита­тель­ное сред­ство исполь­зу­ется очень давно.

Научная же педа­го­гика игры обычно свя­зы­ва­ется с именем выда­ю­ще­гося немец­кого педа­гога Ф. Фрёбеля, впервые соз­дав­шего систему раз­ви­ва­ю­щих игр для малень­ких детей. Она поя­ви­лась вместе с соз­да­нием спе­ци­аль­ных инсти­ту­тов вос­пита­ния детей до школы — детских садов (или, как они и сейчас назы­ва­ются в ряде евро­пейских стран, мате­рин­ских школ). Если школа как соци­аль­ный инсти­тут вос­пита­ния имеет мно­го­ве­ко­вые тра­ди­ции, то детские сады поя­ви­лись не так давно — при­мерно в сере­дине про­шлого века; тогда же и игра стала основ­ным педа­го­ги­че­ским сред­ством вос­пита­ния детей-дош­коль­ни­ков.

В насто­я­щее время боль­шин­ство детей от 3 до 7 лет в нашей стране посе­щают детские сады (как и во многих других странах мира). Вос­пита­ние дош­коль­ника стало не только делом семьи, но и задачей всего обще­ства, которое готовит спе­ци­али­стов-вос­пита­те­лей детских садов.

с. 244—253

Другие материалы из данного источника


Также в рубрике «Игра. Досуг»