
Мои родители и я как родитель. Каждый из нас в свое время был ребенком, поэтому почти нет человека, который бы так или иначе не пережил бы на себе эту детскую сторону родительства. Не раз мы возвращаемся в своем сознании к годам детства, к событиям и впечатлениям детских лет, вспоминаем чувства и переживания, сопровождавшие нашу жизнь в кругу родительской семьи. Хорошо известно, какое огромное значение на всю последующую жизнь человека оказывают детские годы.
Какими мы стали родителями, в значительной степени зависит от того, что мы видели, пережили, поняли в поведении собственных родителей. Здесь может оказать решающее влияние все: какими были наши родители, когда радовались и огорчались, как сердились, как хвалили и наказывали, как разрешали конфликты, какими были их семейные ссоры, как выражали родители расположение и немилость. Вся эта сложная гамма детских впечатлений от поведения родителей, часто помимо нашей воли и сознания, проявляется в то время, когда мы сами становимся родителями. Психологи утверждают, что эмоции детей, вызванные взаимоотношениями с родителями, обладают огромной моделирующей силой. Что-то из этих впечатлений остается с нами навсегда. Не случайно, что, рассуждая о воспитании собственных детей, мы нередко говорим: «Мой отец или мать всегда были строги со мной, поэтому я стал порядочным человеком»; или обратное: «Мои родители были слишком строги и холодны со мной, поэтому со своим ребенком я буду мягкой и доброй».
Можно ли проследить, как влияют детские воспоминания на появление родительских позиций у взрослых людей? Это довольно сложный вопрос. В науке существуют различные точки зрения. В период расцвета психоанализа, теории, согласно которой вся жизнь человека считалась предопределенной переживаниями раннего детства, в произведениях литературы и искусства укрепилась традиция, подчеркивающая связь детского опыта и родительского поведения. В связи с этим и психологическая помощь родителям при затруднениях в общении с детьми заключается в подробном анализе воспоминаний о детских годах, осознании переживаний и всего эмоционального содержания детства. Психолог изучал не столько реальный опыт взаимодействия детей и родителей, сколько внутренние переживания взрослого.
Такой подход базировался на нескольких положениях. Во-первых, признавалась фатальная роль биологических инстинктов, присущих человеческому существованию с рождения, принадлежащих самой биологической природе человека. Таких инстинктов два: любовь и агрессия. Во-вторых, вся жизнь человека, все многообразие психологической индивидуальности человека объяснялись тем, как в детстве произошло раскрытие этих двух инстинктов. Считается, что во всей последующей жизни человека проявляется «драма раннего детства». Это составляет третье основное положение психоаналитического подхода. Само детство представляется как серия травм, наносимых первичным инстинктам требованиями жизни. Кульминационный момент этой драмы наступает примерно в возрасте от двух до трех лет, когда ребенок оказывается во власти любви к матери и становится соперником отца в стремлении завоевать и удержать ее любовь. Возникает так называемый комплекс «Эдипа», описывающий драму отношений мальчика к матери и отцу. Поведение девочек и драма их детства описаны в так называемом комплексе «Электры», смысл которого также в противоречивых чувствах к родителям. У девочек возникает своеобразное влечение к отцу, однако из-за различия полов эта привязанность не приводит к полному отождествлению, как это бывает у мальчиков. Возникает мучительное противоречие, при котором девочки отдаляются от матери, но не могут полностью усвоить нормативы и ценности отца. Все описанные переживания детства, с позиций психоанализа, по мере взросления ребенка вытесняются из сознания, но продолжают определять жизнь человека, воздействуя на его поведение. Выполнение родительской роли как бы вновь усиливает, казалось бы, забытые детские переживания, теперь уже определяя стиль отношений и особенности взаимодействия детей и родителей.
Современные психологические данные отрицают предопределенность родительского поведения воспоминаниями детства и тем более полностью отвергают представление о причинности психического развития человека как о драме инстинктов. Вместе с тем нельзя не согласиться с тем, что детский опыт все же оказывает какое-то влияние на родительское поведение. Однако эти взаимосвязи не столь непосредственны и просты.
Действительно, довольно легко согласиться с утверждением, что детские переживания добра, любви, заботы и ласки в дальнейшем, когда ребенок сам становится родителем, будут воспроизведены в его родительском поведении. И наоборот, воспоминания о негативных переживаниях — подавления, жестокости, ненависти — вызовут воспроизведение аналогичного эмоционального отношения. Но даже самые поверхностные наблюдения показывают, что дело обстоит не совсем так.
Попытки выяснить происхождение родительского чувства вызвали к жизни немало интереснейших теорий, стали объектом острейшей научной полемики. И это не удивительно. Законы, по которым строится и проявляется родительская любовь, в какой-то мере оказывают влияние на собственный детский опыт.
Вспомним слова Я. Корчака: «Исследователи решили, что человек зрелый руководствуется серьезными побуждениями, ребенок — импульсами, взрослый логичен, ребенок во власти прихоти воображения, у взрослого есть характер и определенный моральный облик, ребенок запутался в хаосе инстинктов и желаний. Ребенка изучают не как отличающуюся, а как низшую, более слабую и бедную психическую организацию». И далее: «Взрослый — это сплошной винегрет, захолустье взглядов и убеждений, психология стада, суеверие и привычки, легкомысленные поступки отцов и матерей... И детская серьезность и рассудительность, и уравновешенность, солидные обязательства, опыт в своей области, капитал верных суждений и оценок, полная такта умеренность требований, и тонкость чувств, безошибочное чувство справедливости».
Все психические качества ребенка, умения, навыки, его эмоциональные особенности и способности возникают как результат формирования в процессе совместной деятельности ребенка и близких взрослых, в процессе активного усвоения ребенком всех богатств, достигнутых обществом в целом. Врожденные способности как качества, присущие индивиду, его организму в целом, — лишь условие развития, движущая сила которого заключается во взаимодействии ребенка и взрослого.
Теперь вернемся к вопросу о влиянии детских впечатлений на родительское поведение. Как следует ответить на этот вопрос, оставаясь на позициях современной научной психологии?
Способность человека к любви, в том числе любви к собственным детям, — это приобретаемая социальная способность.
Первичные потребности ребенка, удовлетворяемые родителями, — это потребности в пище и защите. Кормление и обеспечение безопасности — тот минимум, который требуется от родителей, является социальной обязанностью родителей. Однако законный минимум не считается достаточным.
Общество возлагает на родителей моральные и этические обязанности удовлетворять жизненные потребности своих детей с любовной заботой. Другими словами, родители дают ребенку чувство любви. Ребенок учится любить родителей, приобщаясь к социальной эмоции, воплощенной в родительских заботах, радостях, печалях, успехах. Родители учат малыша улыбаться, смеяться, играть, трудиться, сдерживать слезы, преодолевать трудности. Родители учат ребенка любить, любя его самого. На основе приобретаемой способности любить своих родителей ребенок может развить в себе и любовь к людям.
Разовьет ли он их, в действительности будет зависеть от родителей. Если родители по мере взросления ребенка будут по-прежнему относиться с нежной заботой к удовлетворению всевозрастающих потребностей ребенка, его эмоциональных, интеллектуальных и культурных запросов, то любовь ребенка к родителям может возрастать, соединяясь с уважением, восхищением, желанием стать таким же, как они, или превзойти их и тем самым доставить родителям особую радость и гордость. И напротив, если родители будут требовать, не заслужив, то любовь ребенка вполне может превратиться в чувство обиды, возмущения, в крайних формах даже в чувство ненависти.
В жизни сегодняшнего общества от родителей требуются значительные усилия для достижения любовного взаимопонимания с ребенком. И чем дети старше, тем больше труда должны вложить родители в создание и упрочение любви к своему ребенку. Для этого совсем недостаточно только хотеть любить, необходимо самосовершенствование родителей: они должны стремиться к расширению собственных познаний в области искусства, литературы, науки, чтобы привить ребенку любовь к познанию, развить в нем чувства любви и восхищения, потребность к собственным достижениям в любой области. Именно родителям предстоит развивать и совершенствовать способность своего ребенка к любви, в том числе способность любви к собственным будущим детям.
Вместе с тем, даже если родители в чем-то оказались несовершенны, нельзя полагать, что собственное родительское поведение полностью зависит от опыта, полученного в детстве. Многое, очень многое человек может развить в себе вопреки прошлому. Сознательная и активная деятельность человека, работа по собственному самосовершенствованию открывают человека перед жизнью, создавая условия для его духовного роста.
Приобретение способности любви к детям — один из путей самосовершенствования. Таким образом, только любовь к человеку и к жизни вообще, основанная на любви к своим родителям, укрепляющаяся в любви к своим детям, способна превратить младенца в зрелого человека, зрелого в полном смысле слова!
Родительская любовь. Мы уже говорили о психологическом изучении супружеских отношений, об «измерении» любви супругов друг к другу. А любовь родителей к своему ребенку? Существуют ли психологические приемы изучения родительских чувств? Да, такие приемы существуют. Общая особенность психологических методов изучения состоит в попытке рассматривать родительскую любовь как результат всех семейных отношений, как следствие супружеских чувств. Поэтому некоторые приемы сходятся с теми, что уже разбирались выше.
Подобно тому как неповторима личность каждого человека, как неповторимы отношения между супругами, так же сложны и отношения родителей к своему ребенку, неоднозначна родительская любовь.
В своем ребенке можно любить повторение себя, можно увидеть любимые или, наоборот, неприятные, отвергаемые черты его отца или матери. Отношения с детьми, любовь к детям — сложное переплетение всех отношений в семье. Вместе с тем ребенок не только получает родительскую любовь, но, как член семьи, оказывает сильное влияние на чувства и отношения родителей как к себе, так и к друг к другу. Дети, становясь важнейшими членами семьи, формируют тот или иной климат, атмосферу семейной жизни.
Наблюдения за воспитанием детей в различных семьях, над поведением родителей позволили психологам дать описание различных типов воспитания.
Одно из направлений в описании типологии семейного воспитания — изучение воспитательных родительских установок и позиций. В самом общем виде были сформулированы оптимальная и неоптимальная родительские позиции.
Оптимальная родительская позиция отвечает требованиям адекватности, гибкости и прогностичности.
Адекватность родительской позиции может быть определена как умение родителей видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, замечать происходящие в его душевном мире изменения.
Гибкость родительской позиции рассматривается как способность перестройки воздействия на ребенка по ходу условий жизни семьи. Гибкая родительская позиция должна быть не только изменчивой в соответствии с изменениями ребенка, она должна быть предвосхищающей, прогностичной.
Прогностичность родительской позиции означает, что не ребенок должен вести за собой родителей, а, наоборот, стиль общения должен опережать появление новых психических и личностных качеств детей. Только на основе прогностичной родительской позиции можно установить оптимальную дистанцию, можно выполнить требование независимости воспитания.
В дисгармоничных семьях, там, где воспитание ребенка приобрело проблемный характер, довольно отчетливо выявляется изменение родительских позиций по одному или по всем трем выделенным показателям. Родительские позиции неадекватны, утрачивают гибкость, становятся повышенно устойчивыми, неизменчивыми и непрогностичными.
Существует попытка описать воспитание в семье через те роли, которые выполняет ребенок. Роль определяется как некий набор шаблонов поведения по отношению к ребенку в семье, как сочетание чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных ребенку от взрослых членов семьи.
В гармоничной семье дать описание роли трудно, потому что все отношения с ребенком гибки и изменчивы. Но в тех случаях, когда родительские позиции утрачивают гибкость, адекватность, детские роли довольно четко выявляются.
Наиболее типичны четыре роли: «козел отпущения», «любимчик», «примиритель», «беби». Первая роль возникает в семье, когда супружеские проблемы родителей, взаимное недовольство друг другом переходят на ребенка, он как бы отводит на себя негативные эмоции родителей, которые на самом деле они испытывают друг к другу. Вторая, внешне совершенно иная роль по своему психологическому содержанию, возникает тогда, когда родители не испытывают друг к другу никаких чувств, а эмоциональный вакуум заполняется преувеличенной заботой о ребенке, преувеличенной любовью к нему. Две другие роли по существу описывают степень близости родителей и ребенка. «Беби» отдален от родителей, он как бы вытесняется из семейной общности, ему раз и навсегда предписано быть в семье только ребенком, от которого ничего не зависит. Эта роль возникает при сильной близости супругов друг к другу. «Примиритель», рано включившийся в сложности семейной жизни, занимает важнейшее место в семье, регулируя и устраняя супружеские конфликты. Предотвращение супружеских конфликтов вынуждает ребенка играть роль взрослого, приближаться к родителям.
Уже из этих примеров видно, что, преломляясь через семейные отношения, родительская любовь видоизменяется, усложняется.
Некоторые авторы пытались положить в основу описания типов воспитания степень выраженности эмоционального отношения родителей к своему ребенку. Представлены два крайних типа, а все остальные отличаются по степени выраженности эмоций.
Воспитание по типу любви и принятия. Обобщенная формула родительского воспитания выражается утверждением: «Ребенок — центр моих интересов». В поведении родителей отмечаются нежность к детям, разнообразные занятия с ними, забота об их жизни и воспитании.
Воспитание по типу непринятия, отвержения ребенка. Обобщенная формула родительского отношения формулируется так: «Ненавижу этого ребенка, не буду о нем заботиться, беспокоиться». В поведении родителей проявляется невнимательность к ребенку, жестокость и желание как можно меньше общаться с ним.
В других исследованиях внимание уделялось степени свободы ребенка в семье, тому, как родители регулируют его поведение. При таком подходе также описаны два крайних типа — чрезмерная опека и излишняя требовательность.
Воспитание по типу чрезмерной опеки. Воспитательная формула родителей: «Все сделаю для ребенка, полностью посвящу ему свою жизнь». В поведении родителей полное попустительство сочетается с чрезмерной опекой.
Воспитание по типу излишней требовательности. Воспитательная формула родителей может быть выражена утверждением: «Не хочу ребенка такого, какой есть». В воспитании усилена критика ребенка, отсутствуют похвалы, поощрения.
Во многих исследованиях психологи, пытаясь описывать типы воспитания, пришли к выводу, что более точной будет оценка воспитания не в одном, а одновременно в нескольких аспектах. Поведение воспитателя представляется в системе координат, одна из осей которых отражает эмоциональный аспект отношения к детям, а другая — поведенческий. Комбинации крайних значений дают четыре типа воспитания: 1) теплое отношение к ребенку в сочетании с предоставлением ему самостоятельности и инициативы; 2) холодное разрешающее воспитание, при котором некоторая холодность к ребенку, недостаточность родительских чувств сочетаются с предоставлением ему достаточной свободы; 3) теплое ограничивающее воспитание, которое характеризуется эмоционально ярким отношением к ребенку с излишним контролем за его поведением; 4) холодное ограничивающее воспитание, которое приводит к постоянной критике ребенка, к придиркам, а иногда и к преследованию любого самостоятельного поступка.
В самое последнее время наметился еще один подход, исходящий не из двучленной, а из трехчленной модели воспитания. Изложение этого подхода уже приводилось при описании отношений супругов, теперь покажем, как этот подход может быть применен для оценки типов воспитания ребенка. Выделены три спектра отношений, составляющих любовь родителей к своему ребенку: симпатия — антипатия, уважение — неуважение, близость — дальность. Сочетание этих аспектов отношений позволяет описать восемь типов родительской любви.
Действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Формула родительского семейного воспитания такова: «Хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом». Теплое эмоциональное отношение к ребенку, принимающее его личность, поведение, активное внимание к интересам ребенка, уважение его прав и признание обязанностей, оказание помощи при разумной требовательности.
Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция с ребенком). Формула семейного воспитания: «Смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня не так много времени для общения с ним». При таком стиле воспитания родители высоко оценивают ребенка, его внешний облик, его успехи, способности, однако мягкое обращение с детьми сочетается с недостаточным вниманием к их повседневным успехам, нуждам, с поверхностным знанием душевного мира. Внешнее любование ребенком сочетается с неумением помочь ему в его проблемах.
Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения). Формула воспитания ребенка такова: «Хотя мой ребенок недостаточно умен и физически развит, но все равно это мой ребенок и я его люблю». Такой стиль эмоционального отношения к ребенку характеризуется признанием действительных, а иногда мнимых отклонений в умственном и физическом развитии ребенка, в результате родители приходят к идее исключительности своего ребенка: «Мой ребенок не такой, как все», при этом имеется в виду, что ребенок не так хорош, как другие дети.
В общении с ребенком родители идут по пути предоставления особых привилегий, излишне опекают, затрачивают массу усилий на предохранение от вредных влияний. Родители внимательны к ребенку, их интересы сосредоточены на нем, но они как бы не доверяют ребенку, не верят в его возможности и способности.
Любовь по типу снисходительного отстранения (симпатия, неуважение, большая межличностная дистанция). Формула семейного воспитания выглядит примерно так: «Нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и физически развит». В общении с ребенком таким родителям свойственно не вполне осознанное оправдание неблагоприятных черт поведения или личностных свойств ребенка, его беспомощности ссылкой на его болезненность, на плохую наследственность и иные причины. Неблагополучие ребенка как бы негласно признается его правом, родители не вмешиваются в дела ребенка, в его контакты со сверстниками и другими людьми, недостаточно ориентируются в душевном мире своего ребенка, плохо знают его внутренние переживания.
Отвержение (антипатия, неуважение, большая межличностная дистанция). Такое отношение к детям встречается достаточно редко, формула позиции родителей выражается примерно такими словами: «Этот ребенок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание иметь с ним дело». Родитель пытается уменьшить всякое общение с ребенком, не замечать его присутствия, становится холодно-неприступным при его приближении, совершенно отстраняется тогда, когда ребенок нуждается в поддержке, в помощи.
Презрение (антипатия, неуважение, малая межличностная дистанция). Такое отношение к детям соответствует родительской формуле следующего вида: «Я мучаюсь, беспредельно страдаю от того, что мой ребенок так неразвит, неумен, упрям, труслив, неприятен другим людям». В общении с ребенком родитель обычно не замечает ничего положительного в нем, совершенно игнорирует любые его достижения, но в то же время мучительно переживает свою связь с таким, как ему кажется, неудачным ребенком. Постоянное одергивание, требовательность, понукания, назидания заполняют все общение родителей и детей. Такие родители водят ребенка от одного специалиста к другому, желая «исправить» его.
Преследование (антипатия, неуважение, близость). Такой тип родительского отношения может быть описан формулой: «Мой ребенок негодяй, и я докажу ему это!» В воспитании присутствует твердая убежденность родителей, что их ребенок превратился в законченного негодяя и мерзавца, во всех проявлениях ребенка, на каждом шагу видят его «злую волю». Родители пытаются строгостью и жестким контролем переломить ребенка, выступают инициаторами привлечения к воспитанию общественности, нередко склонны к вынесению излишне строгих мер воздействия.
Отказ (антипатия, уважение и большая межличностная дистанция). Формула родительского отношения выглядит примерно так: «Я не хочу иметь дела с этим негодяем». В воспитании ребенка преобладает отстранение от его проблем, но родители как бы издали «следят» за ребенком, признают его силу, ценность некоторых личностных качеств. При заострении отношений такие родители охотно прибегают к помощи общественности, стремятся передоверить ребенка школе, другим воспитательным учреждениям, обращаются к врачам. В поведении родителей просматривается неосознанный призыв к тому, чтобы их оградили от ребенка, от «этого чудовища».
Несомненно, приведенные типы родительского отношения гротескны, заостренны. В жизни никогда не бывает так, чтобы все поведение родителей от рождения ребенка до его взросления описывалось одним типом отношений, в ходе воспитания под воздействием тех или иных событий отношение родителей изменяется, приобретает те или иные черты, приближаясь более или менее к какому-то из описанных типов. Чаще всего, как показывает практика, в поведении родителей смешаны несколько вариантов отношений.
Однако данный подход позволяет определить, какая именно установка на данный момент стала для родителей ведущей.
Необходимо также иметь в виду, что эффективность воспитания зависит не только от воспитательных позиций родителей, от отношений в семье. Результат воспитания зависит в большой степени и от самого ребенка, от типа его нервной системы, особенностей темперамента, присущих ему личностных качеств. Это нетрудно заметить, когда в сходных по стилю воспитания семьях вырастают совершенно непохожие по своим личностным качествам дети. Изучение связи типа воспитания и индивидуальности ребенка весьма и весьма сложно. Здесь неизбежны и упрощения, и схематизм. Покажем взаимодействие типа воспитания и особенностей ребенка только на одном примере. Допустим, что нервная система ребенка относится к так называемому слабому, чувствительному типу. Таким детям свойственна повышенная эмоциональность, склонность к уединению, фантазированию, мечтательность. Например, при излишне требовательном воспитании, стремлении насильно приучить ребенка к общительности, при обилии придирок, указаний на его слабости родители только усилят черты пассивности, заострят привычку к фантазированию, усложнят межличностные контакты ребенка.
Если же воспитывать такого ребенка в более демократичном духе, ослабить непосредственный контроль, осторожно стимулировать инициативу при глубоком эмоциональном контакте, внимании к сложному внутреннему миру, через некоторое время можно ожидать, что в поведении такого ребенка обязательно появятся черты активности, большей решительности. Он сможет развитым воображением, эмоциональностью привлечь к себе сверстников, разовьет в себе качества, необходимые для полноценного общения.
Из этого простого примера нетрудно сделать вывод, что мудрость родителей, родительская любовь должны подсказать, какой именно стиль отношений необходимо выбрать в воспитании ребенка.
Описанные выше наблюдения и размышления ученых приведены не только для того, чтобы познакомить читателей с психологической лабораторией по изучению семьи. Главное в том, что достижение гармонии семейной жизни, как уже не раз подчеркивалось, возможно лишь при постоянном изучении супругами самих себя, своих отношений, своего ребенка и стиля общения с ним. Попробуйте беспристрастно оценить свои семейные отношения, стиль воспитания детей по описанным шкалам. Может быть, вы узнаете что-то новое о самих себе? Очень полезно, если результаты такого самотестирования вы сможете коллективно обсудить.
Итак, не пожалейте времени на психологическое изучение особенностей своей семейной жизни и семейного воспитания. Польза такого изучения обнаружится очень быстро, ведь оно послужит началом созидательной, творческой работы, откроет пути для гармонизации семейной жизни, принесет семейное и родительское счастье!