От Я до Мы: Азбука семейной жизни(фрагмент)



Мои роди­тели и я как роди­тель. Каждый из нас в свое время был ребен­ком, поэтому почти нет чело­века, который бы так или иначе не пережил бы на себе эту детскую сторону роди­тель­ства. Не раз мы воз­вра­ща­емся в своем созна­нии к годам детства, к собы­тиям и впе­ча­т­ле­ниям детских лет, вспо­ми­наем чувства и пережи­ва­ния, сопро­во­ждав­шие нашу жизнь в кругу роди­тель­ской семьи. Хорошо известно, какое огром­ное зна­че­ние на всю после­ду­ю­щую жизнь чело­века ока­зы­вают детские годы.

Какими мы стали роди­те­лями, в зна­чи­тель­ной степени зависит от того, что мы видели, пережили, поняли в пове­де­нии соб­ствен­ных роди­те­лей. Здесь может оказать реша­ю­щее влияние все: какими были наши роди­тели, когда радо­вались и огор­чались, как сер­ди­лись, как хвалили и нака­зы­вали, как раз­ре­шали кон­фликты, какими были их семейные ссоры, как выра­жали роди­тели рас­поло­же­ние и неми­лость. Вся эта сложная гамма детских впе­ча­т­ле­ний от пове­де­ния роди­те­лей, часто помимо нашей воли и созна­ния, про­я­в­ля­ется в то время, когда мы сами ста­но­вимся роди­те­лями. Пси­хологи утвер­ждают, что эмоции детей, вызван­ные вза­и­мо­от­но­ше­ни­ями с роди­те­лями, обла­дают огром­ной моде­ли­ру­ю­щей силой. Что-то из этих впе­ча­т­ле­ний оста­ется с нами нав­се­гда. Не слу­чайно, что, рас­су­ждая о вос­пита­нии соб­ствен­ных детей, мы нередко говорим: «Мой отец или мать всегда были строги со мной, поэтому я стал поря­доч­ным чело­ве­ком»; или обрат­ное: «Мои роди­тели были слишком строги и холодны со мной, поэтому со своим ребен­ком я буду мягкой и доброй».

Можно ли про­с­ле­дить, как влияют детские вос­по­ми­на­ния на поя­в­ле­ние роди­тель­ских позиций у взро­с­лых людей? Это довольно сложный вопрос. В науке суще­ствуют раз­лич­ные точки зрения. В период рас­цвета пси­хо­а­нализа, теории, согласно которой вся жизнь чело­века счита­лась пре­до­пре­де­лен­ной пережи­ва­ни­ями раннего детства, в про­из­ве­де­ниях лите­ра­туры и искус­ства укре­пи­лась тра­ди­ция, под­чер­ки­ва­ю­щая связь дет­ского опыта и роди­тель­ского пове­де­ния. В связи с этим и пси­холо­ги­че­ская помощь роди­те­лям при затруд­не­ниях в общении с детьми заклю­ча­ется в подроб­ном анализе вос­по­ми­на­ний о детских годах, осо­зна­нии пережи­ва­ний и всего эмо­ци­о­наль­ного содер­жа­ния детства. Пси­холог изучал не столько реаль­ный опыт вза­и­мо­действия детей и роди­те­лей, сколько вну­трен­ние пережи­ва­ния взро­с­лого.

Такой подход бази­ро­вался на несколь­ких поло­же­ниях. Во-первых, при­зна­ва­лась фаталь­ная роль биоло­ги­че­ских инстин­к­тов, при­су­щих чело­ве­че­скому суще­ство­ва­нию с рожде­ния, при­над­ле­жа­щих самой биоло­ги­че­ской природе чело­века. Таких инстин­к­тов два: любовь и агрес­сия. Во-вторых, вся жизнь чело­века, все мно­го­об­ра­зие пси­холо­ги­че­ской инди­ви­ду­аль­но­сти чело­века объ­яс­ня­лись тем, как в детстве про­и­зо­шло рас­кры­тие этих двух инстин­к­тов. Счита­ется, что во всей после­ду­ю­щей жизни чело­века про­я­в­ля­ется «драма раннего детства». Это соста­в­ляет третье основ­ное поло­же­ние пси­хо­а­нали­ти­че­ского подхода. Само детство пред­ста­в­ля­ется как серия травм, нано­си­мых пер­вич­ным инстин­к­там тре­бо­ва­ни­ями жизни. Куль­ми­на­ци­он­ный момент этой драмы насту­пает при­мерно в воз­ра­сте от двух до трех лет, когда ребенок ока­зы­ва­ется во власти любви к матери и ста­но­вится сопер­ни­ком отца в стрем­ле­нии заво­е­вать и удер­жать ее любовь. Воз­ни­кает так назы­ва­е­мый ком­плекс «Эдипа», опи­сы­ва­ю­щий драму отно­ше­ний маль­чика к матери и отцу. Пове­де­ние девочек и драма их детства описаны в так назы­ва­е­мом ком­плексе «Электры», смысл кото­рого также в проти­во­ре­чи­вых чув­ствах к роди­те­лям. У девочек воз­ни­кает сво­е­об­раз­ное вле­че­ние к отцу, однако из-за раз­ли­чия полов эта при­вя­зан­ность не при­во­дит к полному ото­ж­де­ст­в­ле­нию, как это бывает у маль­чи­ков. Воз­ни­кает мучи­тель­ное проти­во­ре­чие, при котором девочки отда­ля­ются от матери, но не могут пол­но­стью усвоить нор­ма­тивы и цен­но­сти отца. Все опи­сан­ные пережи­ва­ния детства, с позиций пси­хо­а­нализа, по мере взро­с­ле­ния ребенка вытес­ня­ются из созна­ния, но про­дол­жают опре­де­лять жизнь чело­века, воз­действуя на его пове­де­ние. Выпол­не­ние роди­тель­ской роли как бы вновь уси­ли­вает, каза­лось бы, забытые детские пережи­ва­ния, теперь уже опре­де­ляя стиль отно­ше­ний и осо­бен­но­сти вза­и­мо­действия детей и роди­те­лей.

Совре­мен­ные пси­холо­ги­че­ские данные отри­цают пре­до­пре­де­лен­ность роди­тель­ского пове­де­ния вос­по­ми­на­ни­ями детства и тем более пол­но­стью отвер­гают пред­ста­в­ле­ние о при­чин­но­сти пси­хи­че­ского раз­ви­тия чело­века как о драме инстин­к­тов. Вместе с тем нельзя не согла­ситься с тем, что детский опыт все же ока­зы­вает какое-то влияние на роди­тель­ское пове­де­ние. Однако эти вза­и­мо­связи не столь непо­сред­ственны и просты.

Действи­тельно, довольно легко согла­ситься с утвер­жде­нием, что детские пережи­ва­ния добра, любви, заботы и ласки в даль­нейшем, когда ребенок сам ста­но­вится роди­те­лем, будут вос­про­из­ве­дены в его роди­тель­ском пове­де­нии. И нао­бо­рот, вос­по­ми­на­ния о нега­тив­ных пережи­ва­ниях — пода­в­ле­ния, жесто­ко­сти, ненави­сти — вызовут вос­про­из­ве­де­ние ана­ло­гич­ного эмо­ци­о­наль­ного отно­ше­ния. Но даже самые поверх­ност­ные наблю­де­ния пока­зы­вают, что дело обстоит не совсем так.

Попытки выяс­нить про­ис­хо­жде­ние роди­тель­ского чувства вызвали к жизни немало инте­рес­нейших теорий, стали объек­том острейшей научной полемики. И это не уди­ви­тельно. Законы, по которым стро­ится и про­я­в­ля­ется роди­тель­ская любовь, в какой-то мере ока­зы­вают влияние на соб­ствен­ный детский опыт.

Вспо­мним слова Я. Корчака: «Иссле­до­ва­тели решили, что человек зрелый руко­вод­ству­ется серьезными побу­жде­ни­ями, ребенок — импуль­сами, взро­с­лый логичен, ребенок во власти прихоти вооб­ра­же­ния, у взро­с­лого есть харак­тер и опре­де­лен­ный мораль­ный облик, ребенок запу­тался в хаосе инстин­к­тов и желаний. Ребенка изучают не как отли­ча­ю­щу­юся, а как низшую, более слабую и бедную пси­хи­че­скую орга­ни­за­цию». И далее: «Взро­с­лый — это сплош­ной вине­грет, захо­лу­стье взгля­дов и убе­жде­ний, пси­холо­гия стада, суе­ве­рие и при­вычки, лег­ко­мы­слен­ные поступки отцов и матерей... И детская серьез­ность и рас­су­ди­тель­ность, и урав­но­ве­шен­ность, солид­ные обя­за­тель­ства, опыт в своей области, капитал верных сужде­ний и оценок, полная такта уме­рен­ность тре­бо­ва­ний, и тон­кость чувств, безо­ши­боч­ное чувство справед­ли­во­сти».

Все пси­хи­че­ские каче­ства ребенка, умения, навыки, его эмо­ци­о­наль­ные осо­бен­но­сти и спо­соб­но­сти воз­ни­кают как резуль­тат фор­ми­ро­ва­ния в про­цессе сов­мест­ной дея­тель­но­сти ребенка и близких взро­с­лых, в про­цессе актив­ного усво­е­ния ребен­ком всех богат­ств, достиг­ну­тых обще­ством в целом. Вро­жден­ные спо­соб­но­сти как каче­ства, при­су­щие инди­виду, его орга­низму в целом, — лишь условие раз­ви­тия, дви­жу­щая сила кото­рого заклю­ча­ется во вза­и­мо­действии ребенка и взро­с­лого.

Теперь вер­немся к вопросу о влиянии детских впе­ча­т­ле­ний на роди­тель­ское пове­де­ние. Как следует ответить на этот вопрос, оста­ва­ясь на пози­циях совре­мен­ной научной пси­холо­гии?

Спо­соб­ность чело­века к любви, в том числе любви к соб­ствен­ным детям, — это при­об­рета­е­мая соци­аль­ная спо­соб­ность.

Пер­вич­ные потреб­но­сти ребенка, удо­вле­тво­ря­е­мые роди­те­лями, — это потреб­но­сти в пище и защите. Кор­м­ле­ние и обес­пе­че­ние безо­пас­но­сти — тот минимум, который тре­бу­ется от роди­те­лей, явля­ется соци­аль­ной обя­зан­но­стью роди­те­лей. Однако закон­ный минимум не счита­ется доста­точ­ным.

Обще­ство воз­ла­гает на роди­те­лей мораль­ные и эти­че­ские обя­зан­но­сти удо­вле­тво­рять жиз­нен­ные потреб­но­сти своих детей с любов­ной заботой. Другими словами, роди­тели дают ребенку чувство любви. Ребенок учится любить роди­те­лей, при­об­ща­ясь к соци­аль­ной эмоции, воп­ло­щен­ной в роди­тель­ских заботах, радо­стях, печалях, успехах. Роди­тели учат малыша улы­баться, сме­яться, играть, тру­диться, сдер­жи­вать слезы, пре­о­до­ле­вать труд­но­сти. Роди­тели учат ребенка любить, любя его самого. На основе при­об­рета­е­мой спо­соб­но­сти любить своих роди­те­лей ребенок может развить в себе и любовь к людям.

Разо­вьет ли он их, в действи­тель­но­сти будет зави­сеть от роди­те­лей. Если роди­тели по мере взро­с­ле­ния ребенка будут по-преж­нему отно­ситься с нежной заботой к удо­вле­тво­ре­нию все­воз­ра­с­та­ю­щих потреб­но­стей ребенка, его эмо­ци­о­наль­ных, интел­лек­ту­аль­ных и куль­тур­ных запро­сов, то любовь ребенка к роди­те­лям может воз­ра­с­тать, сое­ди­ня­ясь с ува­же­нием, вос­хи­ще­нием, жела­нием стать таким же, как они, или пре­взойти их и тем самым доставить роди­те­лям особую радость и гор­дость. И напротив, если роди­тели будут тре­бо­вать, не заслу­жив, то любовь ребенка вполне может пре­вра­титься в чувство обиды, воз­му­ще­ния, в крайних формах даже в чувство ненави­сти.

В жизни сего­д­няш­него обще­ства от роди­те­лей тре­бу­ются зна­чи­тель­ные усилия для дости­же­ния любов­ного вза­и­мо­по­ни­ма­ния с ребен­ком. И чем дети старше, тем больше труда должны вложить роди­тели в соз­да­ние и упро­че­ние любви к своему ребенку. Для этого совсем недо­ста­точно только хотеть любить, необ­хо­димо само­со­вер­шен­ство­ва­ние роди­те­лей: они должны стремиться к рас­ши­ре­нию соб­ствен­ных позна­ний в области искус­ства, лите­ра­туры, науки, чтобы привить ребенку любовь к позна­нию, развить в нем чувства любви и вос­хи­ще­ния, потреб­ность к соб­ствен­ным дости­же­ниям в любой области. Именно роди­те­лям пред­стоит раз­ви­вать и совер­шен­ство­вать спо­соб­ность своего ребенка к любви, в том числе спо­соб­ность любви к соб­ствен­ным будущим детям.

Вместе с тем, даже если роди­тели в чем-то ока­зались несо­вер­шенны, нельзя пола­гать, что соб­ствен­ное роди­тель­ское пове­де­ние пол­но­стью зависит от опыта, полу­чен­ного в детстве. Многое, очень многое человек может развить в себе вопреки про­шлому. Созна­тель­ная и актив­ная дея­тель­ность чело­века, работа по соб­ствен­ному само­со­вер­шен­ство­ва­нию откры­вают чело­века перед жизнью, соз­да­вая условия для его духов­ного роста.

При­об­рете­ние спо­соб­но­сти любви к детям — один из путей само­со­вер­шен­ство­ва­ния. Таким образом, только любовь к чело­веку и к жизни вообще, осно­ван­ная на любви к своим роди­те­лям, укреп­ля­ю­ща­яся в любви к своим детям, спо­собна пре­вра­тить мла­денца в зрелого чело­века, зрелого в полном смысле слова!

Роди­тель­ская любовь. Мы уже гово­рили о пси­холо­ги­че­ском изу­че­нии супру­же­ских отно­ше­ний, об «изме­ре­нии» любви супру­гов друг к другу. А любовь роди­те­лей к своему ребенку? Суще­ствуют ли пси­холо­ги­че­ские приемы изу­че­ния роди­тель­ских чувств? Да, такие приемы суще­ствуют. Общая осо­бен­ность пси­холо­ги­че­ских методов изу­че­ния состоит в попытке рас­сма­т­ри­вать роди­тель­скую любовь как резуль­тат всех семейных отно­ше­ний, как след­ствие супру­же­ских чувств. Поэтому неко­то­рые приемы схо­дятся с теми, что уже раз­би­рались выше.

Подобно тому как непо­в­то­рима лич­ность каждого чело­века, как непо­в­то­римы отно­ше­ния между супру­гами, так же сложны и отно­ше­ния роди­те­лей к своему ребенку, неод­но­значна роди­тель­ская любовь.

В своем ребенке можно любить пов­то­ре­ние себя, можно увидеть любимые или, нао­бо­рот, непри­ят­ные, отвер­га­е­мые черты его отца или матери. Отно­ше­ния с детьми, любовь к детям — сложное пере­п­лете­ние всех отно­ше­ний в семье. Вместе с тем ребенок не только полу­чает роди­тель­скую любовь, но, как член семьи, ока­зы­вает сильное влияние на чувства и отно­ше­ния роди­те­лей как к себе, так и к друг к другу. Дети, ста­но­вясь важ­нейшими членами семьи, фор­ми­руют тот или иной климат, атмо­сферу семей­ной жизни.

Наблю­де­ния за вос­пита­нием детей в раз­лич­ных семьях, над пове­де­нием роди­те­лей поз­во­лили пси­холо­гам дать опи­са­ние раз­лич­ных типов вос­пита­ния.

Одно из напра­в­ле­ний в опи­са­нии типоло­гии семейного вос­пита­ния — изу­че­ние вос­пита­тель­ных роди­тель­ских уста­но­вок и позиций. В самом общем виде были сфор­му­ли­ро­ваны опти­маль­ная и неоп­ти­маль­ная роди­тель­ские позиции.

Опти­маль­ная роди­тель­ская позиция отве­чает тре­бо­ва­ниям аде­кват­но­сти, гиб­ко­сти и про­гно­стич­но­сти.

Аде­кват­ность роди­тель­ской позиции может быть опре­де­лена как умение роди­те­лей видеть и пони­мать инди­ви­ду­аль­ность своего ребенка, заме­чать про­ис­хо­дя­щие в его душев­ном мире изме­не­ния.

Гиб­кость роди­тель­ской позиции рас­сма­т­ри­ва­ется как спо­соб­ность пере­стройки воз­действия на ребенка по ходу условий жизни семьи. Гибкая роди­тель­ская позиция должна быть не только измен­чи­вой в соот­вет­ствии с изме­не­ни­ями ребенка, она должна быть предвос­хи­ща­ю­щей, про­гно­стич­ной.

Про­гно­стич­ность роди­тель­ской позиции озна­чает, что не ребенок должен вести за собой роди­те­лей, а, нао­бо­рот, стиль общения должен опе­ре­жать поя­в­ле­ние новых пси­хи­че­ских и лич­ност­ных качеств детей. Только на основе про­гно­стич­ной роди­тель­ской позиции можно уста­но­вить опти­маль­ную дистан­цию, можно выпол­нить тре­бо­ва­ние незави­си­мо­сти вос­пита­ния.

В дис­гар­мо­нич­ных семьях, там, где вос­пита­ние ребенка при­об­рело про­блемный харак­тер, довольно отчет­ливо выя­в­ля­ется изме­не­ние роди­тель­ских позиций по одному или по всем трем выде­лен­ным пока­за­те­лям. Роди­тель­ские позиции неа­де­кватны, утра­чи­вают гиб­кость, ста­но­вятся повы­шенно устой­чи­выми, неиз­мен­чи­выми и непро­гно­стич­ными.

Суще­ствует попытка описать вос­пита­ние в семье через те роли, которые выпол­няет ребенок. Роль опре­де­ля­ется как некий набор шабло­нов пове­де­ния по отно­ше­нию к ребенку в семье, как сочета­ние чувств, ожи­да­ний, действий, оценок, адре­со­ван­ных ребенку от взро­с­лых членов семьи.

В гар­мо­нич­ной семье дать опи­са­ние роли трудно, потому что все отно­ше­ния с ребен­ком гибки и измен­чивы. Но в тех случаях, когда роди­тель­ские позиции утра­чи­вают гиб­кость, аде­кват­ность, детские роли довольно четко выя­в­ля­ются.

Наи­бо­лее типичны четыре роли: «козел отпу­ще­ния», «любим­чик», «прими­ри­тель», «беби». Первая роль воз­ни­кает в семье, когда супру­же­ские про­блемы роди­те­лей, вза­им­ное недо­воль­ство друг другом пере­хо­дят на ребенка, он как бы отводит на себя нега­тив­ные эмоции роди­те­лей, которые на самом деле они испы­ты­вают друг к другу. Вторая, внешне совер­шенно иная роль по своему пси­холо­ги­че­скому содер­жа­нию, воз­ни­кает тогда, когда роди­тели не испы­ты­вают друг к другу никаких чувств, а эмо­ци­о­наль­ный вакуум запол­ня­ется пре­у­ве­ли­чен­ной заботой о ребенке, пре­у­ве­ли­чен­ной любовью к нему. Две другие роли по суще­ству опи­сы­вают степень бли­зо­сти роди­те­лей и ребенка. «Беби» отдален от роди­те­лей, он как бы вытес­ня­ется из семей­ной общ­но­сти, ему раз и нав­се­гда пред­пи­сано быть в семье только ребен­ком, от кото­рого ничего не зависит. Эта роль воз­ни­кает при сильной бли­зо­сти супру­гов друг к другу. «Прими­ри­тель», рано вклю­чив­шийся в слож­но­сти семей­ной жизни, зани­мает важ­нейшее место в семье, регу­ли­руя и устра­няя супру­же­ские кон­фликты. Пре­дот­вра­ще­ние супру­же­ских кон­флик­тов выну­ждает ребенка играть роль взро­с­лого, при­бли­жаться к роди­те­лям.

Уже из этих при­ме­ров видно, что, пре­лом­ля­ясь через семейные отно­ше­ния, роди­тель­ская любовь видо­из­ме­ня­ется, услож­ня­ется.

Неко­то­рые авторы пытались поло­жить в основу опи­са­ния типов вос­пита­ния степень выра­жен­но­сти эмо­ци­о­наль­ного отно­ше­ния роди­те­лей к своему ребенку. Пред­ста­в­лены два крайних типа, а все осталь­ные отли­ча­ются по степени выра­жен­но­сти эмоций.

Вос­пита­ние по типу любви и при­нятия. Обоб­щен­ная формула роди­тель­ского вос­пита­ния выра­жа­ется утвер­жде­нием: «Ребенок — центр моих инте­ре­сов». В пове­де­нии роди­те­лей отме­ча­ются неж­ность к детям, раз­но­об­разные занятия с ними, забота об их жизни и вос­пита­нии.

Вос­пита­ние по типу непри­нятия, отвер­же­ния ребенка. Обоб­щен­ная формула роди­тель­ского отно­ше­ния фор­му­ли­ру­ется так: «Ненавижу этого ребенка, не буду о нем заботиться, бес­по­ко­иться». В пове­де­нии роди­те­лей про­я­в­ля­ется нев­ни­ма­тель­ность к ребенку, жесто­кость и желание как можно меньше общаться с ним.

В других иссле­до­ва­ниях вни­ма­ние уде­ля­лось степени свободы ребенка в семье, тому, как роди­тели регу­ли­руют его пове­де­ние. При таком подходе также описаны два крайних типа — чрез­мер­ная опека и излиш­няя тре­бо­ва­тель­ность.

Вос­пита­ние по типу чрез­мер­ной опеки. Вос­пита­тель­ная формула роди­те­лей: «Все сделаю для ребенка, пол­но­стью посвящу ему свою жизнь». В пове­де­нии роди­те­лей полное попу­сти­тель­ство сочета­ется с чрез­мер­ной опекой.

Вос­пита­ние по типу излиш­ней тре­бо­ва­тель­но­сти. Вос­пита­тель­ная формула роди­те­лей может быть выра­жена утвер­жде­нием: «Не хочу ребенка такого, какой есть». В вос­пита­нии усилена критика ребенка, отсут­ствуют похвалы, поощре­ния.

Во многих иссле­до­ва­ниях пси­хологи, пытаясь опи­сы­вать типы вос­пита­ния, пришли к выводу, что более точной будет оценка вос­пита­ния не в одном, а одно­вре­менно в несколь­ких аспек­тах. Пове­де­ние вос­пита­теля пред­ста­в­ля­ется в системе коор­ди­нат, одна из осей которых отра­жает эмо­ци­о­наль­ный аспект отно­ше­ния к детям, а другая — пове­ден­че­ский. Ком­би­на­ции крайних зна­че­ний дают четыре типа вос­пита­ния: 1) теплое отно­ше­ние к ребенку в сочета­нии с пре­до­ста­в­ле­нием ему само­сто­я­тель­но­сти и ини­ци­а­тивы; 2) холод­ное раз­ре­ша­ю­щее вос­пита­ние, при котором неко­то­рая холод­ность к ребенку, недо­ста­точ­ность роди­тель­ских чувств сочета­ются с пре­до­ста­в­ле­нием ему доста­точ­ной свободы; 3) теплое огра­ни­чи­ва­ю­щее вос­пита­ние, которое харак­те­ри­зу­ется эмо­ци­о­нально ярким отно­ше­нием к ребенку с излиш­ним кон­тро­лем за его пове­де­нием; 4) холод­ное огра­ни­чи­ва­ю­щее вос­пита­ние, которое при­во­дит к посто­ян­ной критике ребенка, к при­дир­кам, а иногда и к пре­сле­до­ва­нию любого само­сто­я­тель­ного поступка.

В самое послед­нее время наметился еще один подход, исхо­дя­щий не из дву­член­ной, а из трех­член­ной модели вос­пита­ния. Изло­же­ние этого подхода уже при­во­ди­лось при опи­са­нии отно­ше­ний супру­гов, теперь покажем, как этот подход может быть при­ме­нен для оценки типов вос­пита­ния ребенка. Выде­лены три спектра отно­ше­ний, соста­в­ля­ю­щих любовь роди­те­лей к своему ребенку: сим­па­тия — анти­па­тия, ува­же­ние — неу­ва­же­ние, бли­зо­сть — даль­ность. Сочета­ние этих аспек­тов отно­ше­ний поз­во­ляет описать восемь типов роди­тель­ской любви.

Действен­ная любовь (сим­па­тия, ува­же­ние, бли­зо­сть). Формула роди­тель­ского семейного вос­пита­ния такова: «Хочу, чтобы мой ребенок был счаст­лив, и буду помо­гать ему в этом». Теплое эмо­ци­о­наль­ное отно­ше­ние к ребенку, при­ни­ма­ю­щее его лич­ность, пове­де­ние, актив­ное вни­ма­ние к инте­ре­сам ребенка, ува­же­ние его прав и при­зна­ние обя­зан­но­стей, ока­за­ние помощи при разум­ной тре­бо­ва­тель­но­сти.

Отстра­нен­ная любовь (сим­па­тия, ува­же­ние, но большая дистан­ция с ребен­ком). Формула семейного вос­пита­ния: «Смо­трите, какой у меня пре­крас­ный ребенок, жаль, что у меня не так много времени для общения с ним». При таком стиле вос­пита­ния роди­тели высоко оце­ни­вают ребенка, его внешний облик, его успехи, спо­соб­но­сти, однако мягкое обра­ще­ние с детьми сочета­ется с недо­ста­точ­ным вни­ма­нием к их пов­се­д­нев­ным успехам, нуждам, с поверх­ност­ным знанием душев­ного мира. Внешнее любо­ва­ние ребен­ком сочета­ется с неу­ме­нием помочь ему в его про­бле­мах.

Действен­ная жалость (сим­па­тия, бли­зо­сть, но отсут­ствие ува­же­ния). Формула вос­пита­ния ребенка такова: «Хотя мой ребенок недо­ста­точно умен и физи­че­ски развит, но все равно это мой ребенок и я его люблю». Такой стиль эмо­ци­о­наль­ного отно­ше­ния к ребенку харак­те­ри­зу­ется при­зна­нием действи­тель­ных, а иногда мнимых откло­не­ний в умствен­ном и физи­че­ском раз­ви­тии ребенка, в резуль­тате роди­тели при­хо­дят к идее исклю­чи­тель­но­сти своего ребенка: «Мой ребенок не такой, как все», при этом имеется в виду, что ребенок не так хорош, как другие дети.

В общении с ребен­ком роди­тели идут по пути пре­до­ста­в­ле­ния особых при­ви­ле­гий, излишне опекают, затра­чи­вают массу усилий на пре­до­хра­не­ние от вредных влияний. Роди­тели вни­ма­тельны к ребенку, их инте­ресы сосре­до­то­чены на нем, но они как бы не дове­ряют ребенку, не верят в его воз­мож­но­сти и спо­соб­но­сти.

Любовь по типу снис­хо­ди­тель­ного отстра­не­ния (сим­па­тия, неу­ва­же­ние, большая меж­лич­ност­ная дистан­ция). Формула семейного вос­пита­ния выгля­дит при­мерно так: «Нельзя винить моего ребенка в том, что он недо­ста­точно умен и физи­че­ски развит». В общении с ребен­ком таким роди­те­лям свойственно не вполне осо­знан­ное оправ­да­ние небла­го­при­ят­ных черт пове­де­ния или лич­ност­ных свойств ребенка, его бес­по­мощ­но­сти ссылкой на его болез­нен­ность, на плохую наслед­ствен­ность и иные причины. Небла­го­по­лу­чие ребенка как бы негласно при­зна­ется его правом, роди­тели не вме­ши­ва­ются в дела ребенка, в его кон­такты со свер­ст­ни­ками и другими людьми, недо­ста­точно ори­ен­ти­ру­ются в душев­ном мире своего ребенка, плохо знают его вну­трен­ние пережи­ва­ния.

Отвер­же­ние (анти­па­тия, неу­ва­же­ние, большая меж­лич­ност­ная дистан­ция). Такое отно­ше­ние к детям встре­ча­ется доста­точно редко, формула позиции роди­те­лей выра­жа­ется при­мерно такими словами: «Этот ребенок вызы­вает у меня непри­ят­ные чувства и неже­ла­ние иметь с ним дело». Роди­тель пыта­ется умень­шить всякое общение с ребен­ком, не заме­чать его при­сут­ствия, ста­но­вится холодно-непри­ступ­ным при его при­бли­же­нии, совер­шенно отстра­ня­ется тогда, когда ребенок нужда­ется в под­дер­жке, в помощи.

Пре­зре­ние (анти­па­тия, неу­ва­же­ние, малая меж­лич­ност­ная дистан­ция). Такое отно­ше­ние к детям соот­вет­ствует роди­тель­ской формуле сле­ду­ю­щего вида: «Я мучаюсь, бес­пре­дельно страдаю от того, что мой ребенок так нераз­вит, неумен, упрям, труслив, непри­я­тен другим людям». В общении с ребен­ком роди­тель обычно не заме­чает ничего поло­жи­тель­ного в нем, совер­шенно игно­ри­рует любые его дости­же­ния, но в то же время мучи­тельно пережи­вает свою связь с таким, как ему кажется, неу­дач­ным ребен­ком. Посто­ян­ное одер­ги­ва­ние, тре­бо­ва­тель­ность, пону­ка­ния, нази­да­ния запол­няют все общение роди­те­лей и детей. Такие роди­тели водят ребенка от одного спе­ци­али­ста к другому, желая «исправить» его.

Пре­сле­до­ва­ние (анти­па­тия, неу­ва­же­ние, бли­зо­сть). Такой тип роди­тель­ского отно­ше­ния может быть описан фор­му­лой: «Мой ребенок негодяй, и я докажу ему это!» В вос­пита­нии при­сут­ствует твердая убе­жден­ность роди­те­лей, что их ребенок пре­вра­тился в закон­чен­ного негодяя и мер­завца, во всех про­я­в­ле­ниях ребенка, на каждом шагу видят его «злую волю». Роди­тели пыта­ются стро­го­стью и жестким кон­тро­лем пере­ло­мить ребенка, высту­пают ини­ци­а­то­рами при­вле­че­ния к вос­пита­нию обще­ствен­но­сти, нередко склонны к выне­се­нию излишне строгих мер воз­действия.

Отказ (анти­па­тия, ува­же­ние и большая меж­лич­ност­ная дистан­ция). Формула роди­тель­ского отно­ше­ния выгля­дит при­мерно так: «Я не хочу иметь дела с этим него­дяем». В вос­пита­нии ребенка пре­о­б­ла­дает отстра­не­ние от его проблем, но роди­тели как бы издали «следят» за ребен­ком, при­знают его силу, цен­ность неко­то­рых лич­ност­ных качеств. При зао­стре­нии отно­ше­ний такие роди­тели охотно при­бе­гают к помощи обще­ствен­но­сти, стре­мятся пере­до­ве­рить ребенка школе, другим вос­пита­тель­ным учре­жде­ниям, обра­ща­ются к врачам. В пове­де­нии роди­те­лей про­сма­т­ри­ва­ется нео­со­знан­ный призыв к тому, чтобы их огра­дили от ребенка, от «этого чудо­вища».

Несо­мненно, при­ве­ден­ные типы роди­тель­ского отно­ше­ния гро­те­скны, зао­стренны. В жизни никогда не бывает так, чтобы все пове­де­ние роди­те­лей от рожде­ния ребенка до его взро­с­ле­ния опи­сы­ва­лось одним типом отно­ше­ний, в ходе вос­пита­ния под воз­действием тех или иных событий отно­ше­ние роди­те­лей изме­ня­ется, при­об­ретает те или иные черты, при­бли­жа­ясь более или менее к какому-то из опи­сан­ных типов. Чаще всего, как пока­зы­вает прак­тика, в пове­де­нии роди­те­лей смешаны несколько вари­ан­тов отно­ше­ний.

Однако данный подход поз­во­ляет опре­де­лить, какая именно уста­новка на данный момент стала для роди­те­лей ведущей.

Необ­хо­димо также иметь в виду, что эффек­тив­ность вос­пита­ния зависит не только от вос­пита­тель­ных позиций роди­те­лей, от отно­ше­ний в семье. Резуль­тат вос­пита­ния зависит в большой степени и от самого ребенка, от типа его нервной системы, осо­бен­но­стей тем­пе­ра­мента, при­су­щих ему лич­ност­ных качеств. Это нет­рудно заметить, когда в сходных по стилю вос­пита­ния семьях выра­с­тают совер­шенно непо­хо­жие по своим лич­ност­ным каче­ствам дети. Изу­че­ние связи типа вос­пита­ния и инди­ви­ду­аль­но­сти ребенка весьма и весьма сложно. Здесь неиз­бежны и упро­ще­ния, и схе­ма­тизм. Покажем вза­и­мо­действие типа вос­пита­ния и осо­бен­но­стей ребенка только на одном примере. Допу­стим, что нервная система ребенка отно­сится к так назы­ва­е­мому слабому, чув­стви­тель­ному типу. Таким детям свойственна повы­шен­ная эмо­ци­о­наль­ность, склон­ность к уеди­не­нию, фан­та­зи­ро­ва­нию, меч­та­тель­ность. Напри­мер, при излишне тре­бо­ва­тель­ном вос­пита­нии, стрем­ле­нии насильно при­у­чить ребенка к общи­тель­но­сти, при обилии при­ди­рок, ука­за­ний на его сла­бо­сти роди­тели только усилят черты пас­сив­но­сти, зао­стрят при­вычку к фан­та­зи­ро­ва­нию, услож­нят меж­лич­ност­ные кон­такты ребенка.

Если же вос­пи­ты­вать такого ребенка в более демо­кра­тич­ном духе, осла­бить непо­сред­ствен­ный кон­троль, осто­рожно сти­му­ли­ро­вать ини­ци­а­тиву при глу­бо­ком эмо­ци­о­наль­ном кон­такте, вни­ма­нии к слож­ному вну­трен­нему миру, через неко­то­рое время можно ожидать, что в пове­де­нии такого ребенка обя­за­тельно поя­вятся черты актив­но­сти, большей реши­тель­но­сти. Он сможет раз­ви­тым вооб­ра­же­нием, эмо­ци­о­наль­но­стью при­влечь к себе свер­ст­ни­ков, разо­вьет в себе каче­ства, необ­хо­ди­мые для пол­но­цен­ного общения.

Из этого про­стого примера нет­рудно сделать вывод, что муд­рость роди­те­лей, роди­тель­ская любовь должны под­ска­зать, какой именно стиль отно­ше­ний необ­хо­димо выбрать в вос­пита­нии ребенка.

Опи­сан­ные выше наблю­де­ния и раз­мыш­ле­ния ученых при­ве­дены не только для того, чтобы позна­ко­мить чита­те­лей с пси­холо­ги­че­ской лабо­ра­то­рией по изу­че­нию семьи. Главное в том, что дости­же­ние гар­мо­нии семей­ной жизни, как уже не раз под­чер­ки­ва­лось, воз­можно лишь при посто­ян­ном изу­че­нии супру­гами самих себя, своих отно­ше­ний, своего ребенка и стиля общения с ним. Попро­буйте бес­при­страстно оценить свои семейные отно­ше­ния, стиль вос­пита­ния детей по опи­сан­ным шкалам. Может быть, вы узнаете что-то новое о самих себе? Очень полезно, если резуль­таты такого само­те­сти­ро­ва­ния вы сможете кол­лек­тивно обсу­дить.

Итак, не пожа­лейте времени на пси­холо­ги­че­ское изу­че­ние осо­бен­но­стей своей семей­ной жизни и семейного вос­пита­ния. Польза такого изу­че­ния обна­ру­жится очень быстро, ведь оно послу­жит началом сози­да­тель­ной, твор­че­ской работы, откроет пути для гар­мо­ни­за­ции семей­ной жизни, при­не­сет семейное и роди­тель­ское счастье!

с. 198—207

Другие материалы из данного источника