
ВОСПИТЫВАТЬ У ДЕТЕЙ РАЗУМНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И ЧУВСТВО ДОЛГА
Воспитание — процесс обоюдный: в нем участвуют обе стороны — воспитатель и воспитуемых От того, как строятся их отношения, чья линия становится ведущей, зависит педагогический эффект.
Родительская безотказность и детская безудержность желаний... Не трудно заметить прямую зависимость в этом. Где воспитание ребенка строится на уступках, там вольно или невольно ребенок растет потребителем, эгоистом, не способным ни к каким самоограничениям.
Некоторые родители связывают понятие «счастливое детство» с неограниченным предоставлением ребенку материальных удовольствий. С убежденностью они говорят:
— Почему не порадовать ребенка, если есть возможность?
Потребности — одна из основ нашей жизни. Потребности рождают желания. Однако если у ребенка не сформируют дисциплину желаний, то он никогда не будет по-настоящему счастлив, ему всегда чего-то будет недоставать: сначала самой малости — желанной игрушки, потом чуть больше — модных джинсов... мотоцикла... жар-птицы...
Воспитание на переизбытке — ничто иное, как воспитание попустительством. Главный просчет таких родителей в том, что их стремление создать безоблачное детство заслоняет перспективы завтрашнего дня, когда их сын (или дочь) станет взрослым. Такой ребенок не сможет всю жизнь быть лишь потребителем радостей, преподносимых близкими. Рано или поздно он выйдет на самостоятельный путь, и добывать радости ему придется своим трудом. А в жизни, и в труде, в любой профессии немало будничного, но важного и необходимого. И это потребует от него воли, самодисциплины, умения властвовать собой.
Надо с самого раннего детства формировать у детей разумные потребности, ибо они влияют на поведение, на образ жизни человека, на весь его моральный облик. «Каковы потребности человека, таков и он сам. Коммунизм предполагает удовлетворение разумных потребностей, т. е. таких потребностей, которые согласуются с возможностями общества... Сам термин «разумные потребности» предполагает возможность и необходимость контроля со стороны разума, каждый человек должен осознавать, что в его потребностях разумно, что ему действительно нужно, а что не нужно вовсе, является мнимой, искусственной потребностью, вредной «блажью», «баловством»1.
Дошкольник, конечно, еще не способен сам определять, что ему действительно нужно, а что является блажью, баловством. В этом ему должны помочь взрослые.
Почему, например, одни дети правильно реагируют на отказ в немедленном выполнении их желания, у других это вызывает эмоциональную бурю?
Марина никогда не настаивает, чтобы ей купили лакомство или игрушку. Правда, пятилетний человек пытается проявить «дипломатию». Увидит, например, на витрине игрушку, мимо которой трудно пройти, и скажет: -«Хороший медвежонок, красивый. В детском саду такой же. Мы все играем с ним, бережем его...» Или: «Я знаю, как в эту игру играть, она у Вики есть». На языке- Марины это означает «купи». Однако вслух это не произносится. Очевидно, девочка усвоила: если можно — купят, если нельзя — то и просить бесполезно.
А вот другой пример:
— Купи шоколадку! Хочу шоколадку! — требовательно хнычет розовощекий крепыш.
Мать наклоняется к нему, пытаясь уговорить его. Но он топает ногой, громко кричит, тянет мать к киоску...
Почему в аналогичных ситуациях так по-разному проявляют себя дети? Потребность к немедленному удовлетворению желания не возникает у ребенка из ничего, ее порождает не только предмет, но и соответствующее поведение родителей. Игорь усвоил: стоит захотеть, настоять и желание будет выполнено; Марина же знает: если ее желание не совпадает с возможностями близких, требовать бесполезно.
Мать Марины говорит: «С самого раннего возраста приучаем дочь к мысли: не все; что видишь, что нравится, что хочется, должно быть у тебя. Объясняем: это купим, но не теперь, сейчас нет денег. Уступает без капризов-, знает: обещанное будет выполнено. Иногда стараемся довести до сознания ребенка, почему покупка нецелесообразна. Как-то зашли с Мариной в Дом игрушки выбрать подарок ко дню ее рождения. Как зачарованная долго стояла она возле железной дороги. Вижу, нравится. Говорю, что эту игрушку покупать не будем: железная дорога большая, дома ее негде расположить, чтобы играть, да и собрать ее после игры сама не сможет. Поняла, послушалась. Нам хочется, чтобы дочь, подрастая, понимала, что жизнь — это не сказка, где по мановению волшебной палочки можно иметь все, что пожелаешь. Приучить ребенка ни в чем не встречать отказа — значит сделать его несчастным, не приспособленным к жизни».
А вот Игоря воспитывают, будто и впрямь ему предстоит быть обладателем волшебной палочки. Родители не понимают того, что у сына не должна складываться уверенность, что его желания — закон для’взрослых. Хуже, если таким детским прихотям потакают, прикрываясь, по их мнению, объективными причинами: «потому что мал», «потому что нездоровится», «потому что нервный, впечатлительный»...
О педагогической недальновидности таких родителей В. А. Сухомлинский писал: «...И мама, и папа радуются, когда он, сын, радуется... Чем дальше, тем больше вступает в действие закономерность: если поведение, поступки маленького человека продолжают диктоваться только его потребностями — человек вырастает уродом. У него развиваются ненормальные, повышенные требования к жизни и почти всякое отсутствие требований к себе.
Вот где зарождаются тонкие, нежные корешки, впоследствии питающие лень, безделье, тунеядство, бессердечие, равнодушие. С годами образуется пустота и разочарование у тех молодых людей, детство и отрочество которых было бездумным удовлетворением их потребностей»2.
Как не допустить, чтобы у ребенка возникла безудержность желаний? Какая сила способна противостоять этому пороку? Что способно окультивировать детские желания?
«Этой могучей силой является труд, который должен стать естественным состоянием человека, его привычкой», — говорил В. А. Сухомлинский. Воспитание через труд помогает растущему человеку в конечном счете осознать цену труда, затрачиваемого родителями на приобретение всего, чем пользуется семья, умение умерять свои запросы, не выходя за пределы общесемейного уровня потребностей.
Разумное равенство всех членов семьи — непременное условие в усвоении ребенком очень важного понятия: я не один на свете, рядом со мною отец, мать, бабушка, брат, сестра — у них также есть свои желания, с которыми приходится считаться. У брата и сестры — одинаковые права на любовь и внимание родителей, на лакомства и удовольствия.
Итак, на формирование потребностей детей огромное влияние оказывает весь уклад жизни семьи, ее социальные установки, интересы — личные и общественные. Ребенок — участник всех внутрисемейных событий — проникается всем, чем живут взрослые, впитывает их идеологию, судит их оценками.
Шестилетняя Катя делится с воспитателем:.
— Мы теперь дружим со Светой. А моя мама дружит с ее мамой: в кукольном театре были все вместе, собираемся на выставку поехать, а на будущий год вместе запишемся на фигурное катание.
Вмешивается Лена:
— А я перестала дружить со Светой!
— Почему? — интересуется воспитатель.
— Да ну ее! — с пренебрежением девочка машет рукой и поясняет: — Мама говорит: «Не подружка она тебе: ее одевают не модно... И дома у них паркет без лака. Уж хоть ковер был бы, а то играть плохо!»
Обращать пристальное внимание на то, чтобы потребности ребенка были в своей основе нравственны, — задача первостепенная. Вот почему нельзя сформировать у детей разумные потребности в отрыве от нравственного развития личности в целом. Важно, чтобы потребности ребенка приобретали общественную направленность, т. е. чтобы они не шли в разрез с требованиями семейного коллектива, согласовывались с мнением отца, матери, вытекали из чувства долга перед ними и окружающими людьми. Чем раньше в детскую жизнь войдет понятие долга перед близкими, тем разумнее будут потребности.
Чувство долга, умение проявить сыновнее внимание тогда, когда это будет необходимо, в более поздние годы, не приходит к человеку вдруг. Оно, это чувство, формируется всей предшествующей жизнью.
Почему некоторые дети, подрастая, утрачивают добрые чувства к родителям, перестают считаться с их мнением, забывают об ответственности и долге перед ними? Кто виноват в том, что взрослые (уже имеющие своих детей!) по-прежнему продолжают смотреть на родителей с точки зрения эгоиста и потребителя? Причин немало, но главная из них — воспитание на переизбытке, на родительской безотказности. Ребенок, вскормленный на избыточном потреблении всяческих благ, усваивает-: ему обязаны все, он — никому. Опыт отношений с родителями, приобретенный ребенком в детстве, не может не сказаться в дальнейшем, каким сыном или дочерью он станет, каким вырастет человеком, что он будет представлять собою как отец или мать своих детей, как член трудового коллектива.
Чувство долга по отношению к родителям глубоко социально, складывается оно по крупицам и вместе с взрослением ребенка перерастает в чувство более высокое — чувство долга к труду, обществу, Родине. «Воспитание есть процесс развития различных навыков, представлений и понятий, от самых простых и вытекающих из сегодняшней жизни ребенка до постепенно усложняющихся понятий гражданина, чести Родины, — говорил А. С. Макаренко. — Детское чувство долга, благодарности и т. д. со временем расширится и будет перенесено на Родину, партию, любовное и заботливое отношение к людям. Будет перенесено на все, чему гражданин нашей страны обязан своим счастьем»3.
В Конституции СССР — Основном Законе нашей жизни — сказано: «Дети должны заботиться о родителях и оказывать им помощь»4 (статья 66). Ответственность за подготовку детей к этой гражданской обязанности возлагается на родителей.
Только благодаря правильному воспитанию происходит закладка положительных качеств личности ребенка, только при этом условии можно говорить о формировании готовности его к активному, осознанному послушанию.
УЧИТЬ ДЕТЕЙ ПОСТУПАТЬ ПРАВИЛЬНО
Учить детей поступать правильно — это значит формировать у них готовность к активному, осознанному послушанию. Воспитатель направляет внимание детей на то, чтобы они усвоили основные правила, нравственные понятия, на основе которых ребенок постепенно научится оценивать свои поступки.
Следует помнить, что накапливание нравственных понятий происходит правильно лишь тогда, когда взрослые принимают во внимание возрастные возможности детей. Уже в раннем возрасте ребенок способен усваивать элементы нравственного поведения, простейшие правила общения с окружающими.
Так, нравственное воспитание детей 2—3 лет начинается с пробуждения у них добрых чувств, отзывчивости, доброжелательности, симпатии, привязанности, уважения ко всем членам семьи, к воспитателю, сверстникам; с установления положительных отношений ребенка с окружающими, с умения играть с детьми рядом и делиться с ними игрушками. Уже на этом возрастном этапе надо добиваться, чтобы элементарные нравственные понятия выражались в стремлении следовать указаниям воспитателя.
В три-четыре года ребенку доступны некоторые несложные формы организованного поведения: например, не мешать окружающим криком и шумом. Детям следует разъяснять, как они должны вести себя дома, чтобы не нарушать тишины, если родители отдыхают, на улице, в общественных местах.
В этом возрасте малыши уже могут играть дружно, сообща пользоваться игрушками и книгами, а по необходимости уступать друг другу. Важно побуждать ребенка оказывать внимание сверстникам, проявлять заботу о маленьких, о тех, кто нуждается в помощи.
У детей четырех-пяти лет необходимо формировать навыки коллективности, приобщать их к совместной деятельности, учить уважать общий замысел игры и подчиняться ее правилам. Основой таких отношений являются общительность, умение сопереживать, проявлять чувства дружелюбия и взаимопомощи. Уделяется особое внимание дальнейшему воспитанию уважения, приветливости, сдержанности к близким и окружающим. Необходимо проявлять нетерпимость к таким отрицательным проявлениям, как назойливость, развязность, бесцеремонность, дерзость, жадность, потребительство, леность, лживость, эгоизм, тщеславие, т. е. ко всему, что тормозит формирование коллективизма, дисциплинированности.
В этом возрасте у детей появляется способность оценивать свои и чужие поступки, поэтому особенно важно формировать у них восприимчивость ко всему положительному и отрицательное отношение — к плохому.
В период старшего дошкольного детства, когда понятия «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо» воспринимаются уже осмысленно, необходимо добиваться того, чтобы ребенок придерживался основных правил поведения как в присутствии взрослых, так и в их отсутствии. Почему это важно? Освоение детьми нравственных понятий в старшем дошкольном возрасте приобретает особое значение в связи с тем, что в скором времени дети поступят в I класс, где от них потребуется большая самостоятельность в общении со взрослыми и сверстниками, на учебных занятиях, в трудовой деятельности.
У детей формируют ответственность за собственное поведение, организованность, чувство товарищества, взаимопомощи, доброжелательность, общительность, т. е. те качества, без которых невозможно выработать дисциплинированность. При этом особое внимание следует уделять развитию общественных навыков, умению соблюдать нормы поведения в коллективе, считаться с мнением окружающих, а при необходимости отстаивать свое право в корректной форме, без ссор и конфликтов.
К шести-семи годам у детей расширяются и углубляются знания об окружающем. В связи с этим усложняются и задачи нравственного воспитания: развитие таких, например, чувств, как любовь к Советской Родине, к родной природе, любовь и уважение к вождю трудящихся и основателю Советского государства В. И. Ленину.
У детей следует воспитывать трудолюбие, стремление к труду, бережливость, аккуратность, умение замечать непорядок и устранять его по собственной инициативе. Ребенок должен понимать, что в каждую вещь вложен труд людей, и поэтому он обязан бережно относиться к общественному имуществу, ко всему, что окружает его дома, на улице, в общественных местах.
Для того чтобы нравственные нормы становились основой поведения ребенка, они должны найти опору в его собственном опыте. И задача взрослых состоит не в том, чтобы навязывать дошкольнику готовые формулы, а в том, чтобы организовать его поведение в соответствии с моральными нормами. Этим самым создается предпосылка к формированию активного, сознательного послушания.
Какие же пути и средства имеются в распоряжении воспитателей и родителей для того, чтобы, опираясь на сознание, а также на формирующиеся моральные представления детей, учить их поступать правильно?
Профилактика непослушания — одно из условий формирования детского поведения. Поскольку послушание (активное и осознанное) есть показатель правильного воспитания, то будем рассматривать его в тесной взаимосвязи со всеми сферами детской жизни. Развивая в ребенке стремление поступать в соответствии с общепринятыми нормами, его обучают самым разнообразным правилам, связанным с соблюдением чистоты и порядка, с умением вести себя в детском саду, дома, на улице, в общественных местах, правилам, помогающим строить отношения со сверстниками и окружающими людьми, и др.
Всячески предотвращать негативные проявления — значит не давать детям возможности приобретать опыт неправильного поведения. Разъяснения, напоминания, показ — вот основные приемы, которые отвечают решению этой задачи.
Дети младшего дошкольного возраста только еще начинают осваивать основные правила поведения, и им часто приходится подсказывать, как нужно себя вести: «Поздоровайся», «Дай поиграть своей игрушкой», «Не отнимай, а попроси». Оказывая такую помощь, взрослые как бы предвосхищают детское непослушание.
Например, малышам, возвратившимся с прогулки, воспитатель говорит: «Сейчас разденемся, сложим вещи в шкаф. Посмотрим, кто у нас самый аккуратный». Или: «Кто помнит, что нужно сделать перед мытьем рук, чтобы не замочить рукава?» Напоминая детям, как надо поступать, педагог программирует их действия, предупреждая возможные ошибки и шалости. Для дошкольников пяти-шести лет можно усложнить воспитательные приемы, например использовать ситуацию, при которой ребенка как бы ставят перед необходимостью поступать правильно. Мать предупреждает сына: «Не шуми, а то разбудишь маленькую сестренку. Тогда придется оставить игру и смотреть за ней, пока я занята уборкой». Или: «Не промочи варежки, а то нечего будет надеть, когда пойдешь со мной в магазин, руки замерзнут да и не сможешь помочь мне нести покупки».
В формировании активного, осознанного послушания исключительное значение приобретает раскрытие детям нравственных мотивов правил поведения, помогающих глубже осмыслить их суть. Задача педагога — довести до сознания ребенка, что надо слушаться не только потому, что это необходимо ему самому, но и потому, что это связано с интересами окружающих. Например: если ты за столом жестикулируешь, размахиваешь ложкой, то мешаешь соседу, можешь испачкать ему и себе платье; если ты разговариваешь громко в автобусе, то мешаешь пассажирам; если пробираешься сквозь толпу с мороженым, можешь нечаянно испачкать кому-нибудь костюм; если ты не убрал после себя игрушки, то это придется делать за тебя другим — воспитателю или няне.
Даже старшие дошкольники не всегда способны связать с последствиями допускаемые ими нарушения установленных правил. Например, мальчик, убежавший на улицу без разрешения, аргументирует свой поступок тем, что товарищ сделал так же. Он не понимает, что своим поведением заставил волноваться мать, отца, бабушку.
Чем меньше ребенок, тем труднее ему решить, как надо поступать в той или иной ситуации. Поэтому, знакомя детей с правилами поведения, полезно еще и показать способы их выполнения. Например, как сидеть за столом, держать ложку, вилку, пользоваться салфеткой, брать пищу, отламывать хлеб и т. п. Показ в сочетании со словом вносит конкретность в восприятие требований, дети лучше понимают, что от них хотят.
Хорошо использовать прием параллелизма, предоставляющий ребенку возможность делать вместе или рядом то же самое таким же образом, как это делают другие дети или взрослые. В связи с этим предложение взрослого «делай, как я» или «делай, как твой товарищ» становится конкретным, наглядным способом обучения.
Прием параллелизма, опирающийся на детскую подражательность и стремление к самостоятельности, исключает излишние назидания, наставления. Ребенку легко равняться на образец, так как он видит и действует одновременно. Этим приемом широко пользуются и педагоги и родители.
Известно, что чем младше ребенок, тем менее он способен контролировать свои действия. Даже зная правила поведения, дети часто их нарушают, так как не всегда могут руководствоваться ими в новой ситуации. Например, в детском саду ребенок всегда убирает за собой игрушки, а дома не делает этого, так как не может сам применить известное ему правило «убирай на место» в новой обстановке, а родители не напоминают ему об этом.
Формируя у детей готовность к послушанию, воспитатель применяет также косвенные приемы. Так, старшим дошкольникам иногда достаточно лишь наметить линию поведения: «Ты большой, и наверное, не стоит напоминать тебе, как нужно вести себя». «Ты большой» — это один из стимулов морального роста ребенка. Такой прием рассчитан на естественное стремление дошкольника быть похожим на взрослых, на пробуждающееся в нем чувство собственного достоинства.
Воспитатели и родители часто используют косвенные приемы и по отношению к малышам. Например, мать говорит трехлетней дочери: «Как только ты уберешь свои игрушки, пойдем гулять». Такое указание звучит мягко и категорично. Прямолинейное распоряжение: «Убери сейчас же свои игрушки» — может вызвать у ребенка отпор. В первом случае малышу кажется, что он сам хочет сделать так, как говорят старшие; во втором — требуется механическое подчинение, ребенку отводится лишь пассивная роль исполнителя.
Необходимо добиваться, чтобы указания вызывали у ребенка положительную реакцию.
Отец ведет своего четырехлетнего сына в детский сад и беседует с ним:
— Ты и сегодня будешь слушаться воспитательницу, не правда ли? Конечно, и плакать не будешь при расставании... А вечером, когда я приду за тобой, воспитательница опять похвалит тебя. Мне будет приятно, что у меня такой послушный сын.
Этот прием, основанный на знании психологических особенностей дошкольников (внушаемость, стремление быть хорошим), создает у них желание оправдать доверие старших. Конечно, это не значит, что ребенок всегда и во всех случаях будет действовать так, как предполагают взрослые. Также не всегда и не во всех случаях можно предусмотреть возможные отрицательные проявления. Однако, хорошо зная ребенка и его особенности, можно предвидеть его реакцию.
Одним из действенных средств нравственного воспитания является игра. Нельзя не учитывать, что ребенок не всегда способен вникнуть в суть объяснений. Зато все, что связано с игрой, для него близко и понятно и выполняется им без напряжения.
Например, не всегда можно заставить малыша убрать за собой игрушки. Но если взять в руки любимого мишку или зайку и от его имени попросить ребенка об этом, то результат будет положительный.
Игровые приемы — это самые мягкие способы, создающие у детей желание слушаться. Их можно сравнить с волшебной палочкой, которая в руках опытного педагога дает возможность руководить поведением детей, не испытывая никакого сопротивления с их стороны.
...Кубики строительного материала изображают ряды солдат. Саша громко отдает приказания.
— Саша, складывай свои кубики и собирайся гулять, — говорит воспитатель мальчику.
— Какие же это кубики! Это солдаты, а я их капитан.
— Все ребята уже готовы, тебя ждут.
— Ну и что! Я командир, а командиром не командуют!
Кажется, назревает конфликт. Педагог хорошо знает своего новичка — упрямец! Но она находит нужный подход к нему.
— Товарищ капитан, слушайте мою команду! Я майор, ваш начальник. Приказываю немедленно собираться на прогулку.
Разве можно ослушаться, если старший по чину отдает приказ!
Игровой прием создает видимость добровольного подчинения, исключает какое-либо принуждение. Малышу кажется, что он действует так по своему желанию, в то время как он подчиняется воле взрослого. В этом особая ценность игровых приемов, они с успехом могут применяться и к малышам, и к детям старшего дошкольного возраста, особенно склонным к проявлению капризов и упрямства. Нужно только, чтобы образы, с помощью которых взрослые воздействуют на ребенка, были интересны, близки и понятны ему.
В нравственном воспитании ребенка огромную роль играет детская художественная литература, народные потешки, пословицы, поговорки. Меткие сравнения, близкие детям художественные образы, добрая ирония (а не насмешка!) хорошо доходят до их сознания. К месту приведенные цитаты из таких произведений, как «Вот какой рассеянный» С. Я. Маршака, «Мойдодыр», «Федорино горе» К. И. Чуковского, «Девочка чумазая», «Девочка ревушка» А. Л. Барто, «Что такое хорошо и что такое плохо?» В. В. Маяковского, «Неумейка» Я. Акима и др., заставляют ребенка сравнивать себя с теми героями, о которых в них говорится. Кому из ребят хочется быть похожими на Неумейку или неряху Федору, ведь над ними он подсмеивался сам.
Можно долго объяснять ребенку, что такое быть вежливым и он останется равнодушным к этим рассуждениям. Если же прочитать ему стихи С. Я. Маршака: «...ежели вы вежливы, поможете вы маме, и помощь ей предложите без просьбы — то есть сами», или: «...И ежели вы вежливы, — тому, кто послабее, вы будете защитником, пред сильным не робея», то результат будет положительный.
Такая потешка, как «водичка, водичка, умой Маше личико», способна снять сопротивление малыша, не желающего умываться.
Дети легко запоминают понравившиеся четверостишия, прибаутки, пословицы, нередко сами используют их в соответствующей ситуации. Например: «когда я ем — я глух и нем», «кончил дело — гуляй смело». Произнося их, они как бы утверждаются в правильности собственного поведения. Дошкольник неравнодушен к оценке его поступков окружающими.
Хорошо воздействует на самых маленьких детей так называемый прием отвлечения и переключения.
Трехлетний малыш, увидев у соседа игрушку, пытается силой завладеть ею, а когда это не удается, поднимает крик. Воспитатель старается отвлечь малыша: «Пойдем, я тебе дам такую же игрушку, только еще красивее». Но собственный крик не позволяет ему расслышать предложение педагога. Тогда она приносит ему такого же мохнатого медвежонка, и мальчик, увидев, что медвежонок «протянул» ему лапу, успокаивается.
Мнение сверстников как фактора, регулирующего поведение ребенка, трудно переоценить. Детский коллектив — это своего рода школа, где каждый ребенок имеет возможность упражняться в умении устанавливать контакты с товарищами. В общении со сверстниками он поставлен перед необходимостью применять на практике то, чему учат его педагог, взрослые. Он то и дело сталкивается с необходимостью «примерять» усваиваемые им способы поведения, приспосабливая их к разнообразным, складывающимся конкретным ситуациям.
Что скажут о тебе, твоем поведении товарищи? Это всегда значительно для ребенка, подчас даже более весомо, чем слово педагога.
Дети, усвоившие то или иное правило поведения, очень внимательно относятся к его выполнению другими. Они бурно реагируют, когда кто-либо из их сверстников преднамеренно нарушает эти правила. Особенно небезразлично мнение товарищей старшему дошкольнику: оно становится для него большой побудительной силой.
Руководя поведением детей, воспитатель использует один из распространенных приемов — замечание. Как делать ребенку замечание? Такт и доброжелательность — лучшие помощники воспитателя в том, чтобы замечание не вызвало у ребенка раздражения, а создавало лишь чувство неловкости. Например, замечание, основанное на контрастных понятиях «хорошо» и «плохо», оказывает положительное воздействие на детей.
— Удивляюсь, как ты, такая хорошая хозяюшка, а поступила плохо: бросила все дела, не закончив их. Разве ты не помнишь правило: после себя убирать все на место?
Девочка понимает, что в данном случае отступление от правил — случайность, ошибка, которая не должна повториться.
Старшему дошкольнику в беседе о его поведении иногда уместно сказать: «А если бы с тобой поступили так, как ты поступил со своим товарищем, тебе было бы приятно?» При этом полезно напомнить: «Не делай другим того, чего сам не желаешь».
В отдельных случаях рекомендуется обсудить плохой поступок сверстника, причем разговор должен идти ненавязчиво, тактично. Цель такого разговора — убедить ребенка, что он неправ, а не навязывать готового мнения.
Шестилетний Никита говорит о своем друге:
— Володя сильный, кого хочешь поколотит!
— А разве быть драчуном хорошо?
— Ну и что ж, зато он сильный и никого не боится! — в голосе Никиты восхищение своим другом.
Как развенчать ореол славы драчуна, показав мальчику истинную цену драчливости?
Воспитатель спрашивает у него:
— По-твоему, кто дерется, тот храбрый?
— А то как же!
— Ты помнишь, как вчера Володя обидел Лялю? А Ляля меньше его, значит, он храбрец против маленьких, да еще против девочек!.. А когда за Лялю заступился Леша (а он ведь меньше Володи!), так твой храбрец испугался и убежал. Разве тот, кто обижает младших, может считаться сильным и храбрым?
Иногда приходится прибегать к прямому вмешательству, чтобы пресечь недозволенный способ поведения. В таких случаях экстренной мерой является запрещение. Например: «Нельзя отвечать дерзко маме, это очень плохо».
Для того чтобы правильно «организовать» осознанное послушание, необходимо контролировать, умеют ли дети руководствоваться известными им правилами в повседневной жизни: на занятиях, в играх, в труде, в отношениях со сверстниками и взрослыми, в детском саду, дома и общественных местах. Но контроль не должен осуществляться в виде навязчивых руководящих указаний: «Так не полагается», «Как ты себя ведешь!», «Извинись», «Уступи» и т. д. А. С. Макаренко говорил: «Не нужно надоедать ребенку постоянными проверками, а тем более постоянным недоверием. Нужно просто уметь видеть его поведение в порученной ему области»5. Это напоминание приобретает особое значение, когда речь идет о детях старшего дошкольного возраста. Они отрицательно реагируют на недоверие взрослых. Недопустимо, чтобы ребенок часто слышал: «Смотри, проверю...», «Все равно узнаю» и т. п. Это унижает его.
В жизни дошкольника возникает множество ситуаций, когда он должен самостоятельно решить, как ему поступить: так, как ему хочется, или в соответствии с известными правилами. Наблюдая за ребенком в таких условиях, воспитатель может сделать вывод, насколько правила поведения стали для него руководством к действию.
Организация детского поведения должна сочетать в себе контроль с предоставлением разумной самостоятельности. Только тогда можно быть уверенным, что послушание, проявленное ребенком, осознанное.
Индивидуализация в применении методов и приемов — непременное условие в воспитании детского послушания. Если ребенок ведет себя одинаково и в присутствии взрослых, то в этом случае можно предположить, что осознанное послушание стало для него нормой.
Принято говорить: «Нет правил без исключения». Это утверждение тем более оправдано, когда речь идет об индивидуальном подходе к детям. Отступления от общепринятых правил допустимы, например, по отношению к вновь пришедшим в детский сад ребятам, которые еще не знают «законов» жизни группы, к детям, возвратившимся в детский сад после долгого отсутствия по каким-либо причинам и потому отвыкшим от определенной обстановки, к детям, которые медленно овладевают правилами поведения, застенчивым, болезненно реагирующим на замечания.
Допускать исключения — это не значит не требовать, не учить, не напоминать о соблюдении правил поведения. Просто в каждом конкретном, случае необходимо учитывать детскую индивидуальность.
Каждая ситуация обязывает взрослых находить наиболее доходчивый способ влияния на детей. В одном случае можно мягко, но требовательно, тоном, не допускающим возражений, сказать: «Так не обращаются к старшим. Полагается называть взрослых на «вы». В другом — сделать замечание, взывающее к совести ребенка: «Как же ты так мог? Это не похоже на тебя». В третьем — воздержаться от замечания, но при случае напомнить: «Ты вел себя некрасиво. Мне пришлось краснеть за себя». В четвертом — спросить: «Как ты думаешь, ты хорошо себя вел?» В пятом — обратить внимание детей на действия окружающих: «Он поступил правильно, так, как ему сказала воспитательница».
Любой прием должен побуждать ребенка к сознательному послушанию, не вызывая в нем внутреннего сопротивления требованиям взрослых. Только тогда он достигает цели. Каждый способ воздействия — будь то категорический приказ или спокойное указание, твердый запрет или просьба, совет или напоминание, предупреждение или отказ — должен всегда опираться на сознание ребенка.
В распоряжении взрослых — целый арсенал методов, начинать надо всегда с мягких мер: это и предупреждение возможных срывов в детском поведении, и обращение в форме просьбы (но не упрашивание!), и разговор по душам (но не панибратство!), и игровой подход. И только в крайнем случае можно делать замечание в строгом тоне, прибегать к приказной форме обращения, требующей непременного подчинения. Начиная с мягкой меры, взрослые всегда имеют в запасе еще несколько способов воздействия и не будут испытывать растерянности, когда дети их не слушаются.
1 Киселев В. П. Нравственное самовоспитание. М., 1977, с. 43.
2 Сухомлинский В. А. Родительская педагогика. М., 1978, с. 45.
3 Макаренко советует родителям. М., 1970, с. 37.
4 Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. М., 1977.
5 Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей, с. 72.