Островская Л. Ф.

Почему ребенок не слушается : пособие для воспитателей детского сада(фрагмент)



ВОС­ПИ­ТЫ­ВАТЬ У ДЕТЕЙ РАЗУМНЫЕ ПОТРЕБ­НО­СТИ И ЧУВСТВО ДОЛГА

Вос­пита­ние — процесс обо­юд­ный: в нем участ­вуют обе стороны — вос­пита­тель и вос­пи­ту­е­мых От того, как стро­ятся их отно­ше­ния, чья линия ста­но­вится ведущей, зависит педа­го­ги­че­ский эффект.

Роди­тель­ская безот­каз­ность и детская без­у­дер­ж­ность желаний... Не трудно заметить прямую зави­си­мость в этом. Где вос­пита­ние ребенка стро­ится на уступ­ках, там вольно или невольно ребенок растет потре­би­те­лем, эго­и­стом, не спо­соб­ным ни к каким само­о­гра­ни­че­ниям.

Неко­то­рые роди­тели свя­зы­вают понятие «счаст­ли­вое детство» с нео­гра­ни­чен­ным пре­до­ста­в­ле­нием ребенку мате­ри­аль­ных удо­воль­ствий. С убе­жден­но­стью они говорят:

— Почему не пора­до­вать ребенка, если есть воз­мож­ность?

Потреб­но­сти — одна из основ нашей жизни. Потреб­но­сти рождают желания. Однако если у ребенка не сфор­ми­руют дис­ци­плину желаний, то он никогда не будет по-насто­я­щему счаст­лив, ему всегда чего-то будет недо­ста­вать: сначала самой малости — желан­ной игрушки, потом чуть больше — модных джинсов... мото­ци­кла... жар-птицы...

Вос­пита­ние на пере­из­бытке — ничто иное, как вос­пита­ние попу­сти­тель­ством. Главный просчет таких роди­те­лей в том, что их стрем­ле­ние создать без­о­б­лач­ное детство засло­няет пер­спек­тивы зав­траш­него дня, когда их сын (или дочь) станет взро­с­лым. Такой ребенок не сможет всю жизнь быть лишь потре­би­те­лем радо­стей, пре­под­но­си­мых близ­кими. Рано или поздно он выйдет на само­сто­я­тель­ный путь, и добы­вать радости ему при­дется своим трудом. А в жизни, и в труде, в любой про­фес­сии немало буд­нич­ного, но важного и необ­хо­ди­мого. И это потре­бует от него воли, само­дис­ци­плины, умения властво­вать собой.

Надо с самого раннего детства фор­ми­ро­вать у детей разумные потреб­но­сти, ибо они влияют на пове­де­ние, на образ жизни чело­века, на весь его мораль­ный облик. «Каковы потреб­но­сти чело­века, таков и он сам. Ком­му­низм пред­по­ла­гает удо­вле­тво­ре­ние разумных потреб­но­стей, т. е. таких потреб­но­стей, которые согла­су­ются с воз­мож­но­стями обще­ства... Сам термин «разумные потреб­но­сти» пред­по­ла­гает воз­мож­ность и необ­хо­ди­мость кон­троля со стороны разума, каждый человек должен осо­зна­вать, что в его потреб­но­стях разумно, что ему действи­тельно нужно, а что не нужно вовсе, явля­ется мнимой, искус­ствен­ной потреб­но­стью, вредной «блажью», «балов­ством»1.

Дош­коль­ник, конечно, еще не спо­со­бен сам опре­де­лять, что ему действи­тельно нужно, а что явля­ется блажью, балов­ством. В этом ему должны помочь взро­с­лые.

Почему, напри­мер, одни дети правильно реа­ги­руют на отказ в немед­лен­ном выпол­не­нии их желания, у других это вызы­вает эмо­ци­о­наль­ную бурю?

Марина никогда не наста­и­вает, чтобы ей купили лаком­ство или игрушку. Правда, пяти­лет­ний человек пыта­ется про­я­вить «дипло­ма­тию». Увидит, напри­мер, на витрине игрушку, мимо которой трудно пройти, и скажет: -«Хороший мед­ве­жо­нок, кра­си­вый. В детском саду такой же. Мы все играем с ним, бережем его...» Или: «Я знаю, как в эту игру играть, она у Вики есть». На языке- Марины это озна­чает «купи». Однако вслух это не про­из­но­сится. Оче­видно, девочка усвоила: если можно — купят, если нельзя — то и просить бес­по­лезно.

А вот другой пример:

— Купи шоко­ладку! Хочу шоко­ладку! — тре­бо­ва­тельно хнычет розо­во­ще­кий крепыш.

Мать накло­ня­ется к нему, пытаясь уго­во­рить его. Но он топает ногой, громко кричит, тянет мать к киоску...

Почему в ана­ло­гич­ных ситу­а­циях так по-разному про­я­в­ляют себя дети? Потреб­ность к немед­лен­ному удо­вле­тво­ре­нию желания не воз­ни­кает у ребенка из ничего, ее поро­ждает не только предмет, но и соот­вет­ству­ю­щее пове­де­ние роди­те­лей. Игорь усвоил: стоит захо­теть, насто­ять и желание будет выпол­нено; Марина же знает: если ее желание не сов­па­дает с воз­мож­но­стями близких, тре­бо­вать бес­по­лезно.

Мать Марины говорит: «С самого раннего воз­ра­ста при­у­чаем дочь к мысли: не все; что видишь, что нравится, что хочется, должно быть у тебя. Объ­яс­няем: это купим, но не теперь, сейчас нет денег. Усту­пает без капри­зов-, знает: обе­щан­ное будет выпол­нено. Иногда ста­ра­емся довести до созна­ния ребенка, почему покупка неце­ле­со­об­разна. Как-то зашли с Мариной в Дом игрушки выбрать подарок ко дню ее рожде­ния. Как зача­ро­ван­ная долго стояла она возле желез­ной дороги. Вижу, нравится. Говорю, что эту игрушку поку­пать не будем: железная дорога большая, дома ее негде рас­поло­жить, чтобы играть, да и собрать ее после игры сама не сможет. Поняла, послу­ша­лась. Нам хочется, чтобы дочь, под­ра­с­тая, пони­мала, что жизнь — это не сказка, где по мано­ве­нию вол­шеб­ной палочки можно иметь все, что поже­ла­ешь. При­у­чить ребенка ни в чем не встре­чать отказа — значит сделать его несчаст­ным, не при­с­по­со­б­лен­ным к жизни».

А вот Игоря вос­пи­ты­вают, будто и впрямь ему пред­стоит быть обла­да­те­лем вол­шеб­ной палочки. Роди­тели не пони­мают того, что у сына не должна скла­ды­ваться уве­рен­ность, что его желания — закон для’­взро­с­лых. Хуже, если таким детским при­хо­тям пота­кают, при­кры­ва­ясь, по их мнению, объек­тив­ными при­чи­нами: «потому что мал», «потому что нездо­ро­вится», «потому что нервный, впе­чат­ли­тель­ный»...

О педа­го­ги­че­ской недаль­но­вид­но­сти таких роди­те­лей В. А. Сухом­лин­ский писал: «...И мама, и папа раду­ются, когда он, сын, раду­ется... Чем дальше, тем больше всту­пает в действие зако­но­мер­ность: если пове­де­ние, поступки малень­кого чело­века про­дол­жают дик­то­ваться только его потреб­но­стями — человек выра­с­тает уродом. У него раз­ви­ва­ются ненор­маль­ные, повы­шен­ные тре­бо­ва­ния к жизни и почти всякое отсут­ствие тре­бо­ва­ний к себе.

Вот где заро­жда­ются тонкие, нежные корешки, впо­след­ствии пита­ю­щие лень, без­де­лье, туне­яд­ство, бес­сер­де­чие, рав­но­ду­шие. С годами обра­зу­ется пустота и разоча­ро­ва­ние у тех молодых людей, детство и отро­че­ство которых было без­думным удо­вле­тво­ре­нием их потреб­но­стей»2.

Как не допу­стить, чтобы у ребенка воз­ни­кла без­у­дер­ж­ность желаний? Какая сила спо­собна проти­во­сто­ять этому пороку? Что спо­собно окуль­ти­ви­ро­вать детские желания?

«Этой могучей силой явля­ется труд, который должен стать есте­ствен­ным состо­я­нием чело­века, его при­выч­кой», — говорил В. А. Сухом­лин­ский. Вос­пита­ние через труд помо­гает рас­ту­щему чело­веку в конеч­ном счете осо­знать цену труда, затра­чи­ва­е­мого роди­те­лями на при­об­рете­ние всего, чем поль­зу­ется семья, умение умерять свои запросы, не выходя за пределы обще­се­мейного уровня потреб­но­стей.

Разум­ное равен­ство всех членов семьи — непре­мен­ное условие в усво­е­нии ребен­ком очень важного понятия: я не один на свете, рядом со мною отец, мать, бабушка, брат, сестра — у них также есть свои желания, с кото­рыми при­хо­дится считаться. У брата и сестры — оди­на­ко­вые права на любовь и вни­ма­ние роди­те­лей, на лаком­ства и удо­воль­ствия.

Итак, на фор­ми­ро­ва­ние потреб­но­стей детей огром­ное влияние ока­зы­вает весь уклад жизни семьи, ее соци­аль­ные уста­новки, инте­ресы — личные и обще­ствен­ные. Ребенок — участ­ник всех вну­три­се­мейных событий — про­ни­ка­ется всем, чем живут взро­с­лые, впи­ты­вает их иде­оло­гию, судит их оцен­ками.

Шести­лет­няя Катя делится с вос­пита­те­лем:.

— Мы теперь дружим со Светой. А моя мама дружит с ее мамой: в куколь­ном театре были все вместе, соби­ра­емся на выставку поехать, а на будущий год вместе запи­шемся на фигур­ное катание.

Вме­ши­ва­ется Лена:

— А я пере­стала дружить со Светой!

— Почему? — инте­ре­су­ется вос­пита­тель.

— Да ну ее! — с пре­не­бре­же­нием девочка машет рукой и пояс­няет: — Мама говорит: «Не подружка она тебе: ее одевают не модно... И дома у них паркет без лака. Уж хоть ковер был бы, а то играть плохо!»

Обра­щать при­сталь­ное вни­ма­ние на то, чтобы потреб­но­сти ребенка были в своей основе нрав­ственны, — задача пер­во­сте­пен­ная. Вот почему нельзя сфор­ми­ро­вать у детей разумные потреб­но­сти в отрыве от нрав­ствен­ного раз­ви­тия лич­но­сти в целом. Важно, чтобы потреб­но­сти ребенка при­об­ретали обще­ствен­ную напра­в­лен­ность, т. е. чтобы они не шли в разрез с тре­бо­ва­ни­ями семейного кол­лек­тива, согла­со­вы­вались с мнением отца, матери, выте­кали из чувства долга перед ними и окру­жа­ю­щими людьми. Чем раньше в детскую жизнь войдет понятие долга перед близ­кими, тем разум­нее будут потреб­но­сти.

Чувство долга, умение про­я­вить сынов­нее вни­ма­ние тогда, когда это будет необ­хо­димо, в более поздние годы, не при­хо­дит к чело­веку вдруг. Оно, это чувство, фор­ми­ру­ется всей предше­ству­ю­щей жизнью.

Почему неко­то­рые дети, под­ра­с­тая, утра­чи­вают добрые чувства к роди­те­лям, пере­стают считаться с их мнением, забы­вают об ответ­ствен­но­сти и долге перед ними? Кто виноват в том, что взро­с­лые (уже имеющие своих детей!) по-преж­нему про­дол­жают смо­треть на роди­те­лей с точки зрения эгоиста и потре­би­теля? Причин немало, но главная из них — вос­пита­ние на пере­из­бытке, на роди­тель­ской безот­каз­но­сти. Ребенок, вскор­м­лен­ный на избы­точ­ном потре­б­ле­нии вся­че­ских благ, усва­и­вает-: ему обязаны все, он — никому. Опыт отно­ше­ний с роди­те­лями, при­об­ретен­ный ребен­ком в детстве, не может не ска­заться в даль­нейшем, каким сыном или дочерью он станет, каким выра­стет чело­ве­ком, что он будет пред­ста­в­лять собою как отец или мать своих детей, как член тру­до­вого кол­лек­тива.

Чувство долга по отно­ше­нию к роди­те­лям глубоко соци­ально, скла­ды­ва­ется оно по кру­пи­цам и вместе с взро­с­ле­нием ребенка пере­ра­с­тает в чувство более высокое — чувство долга к труду, обще­ству, Родине. «Вос­пита­ние есть процесс раз­ви­тия раз­лич­ных навыков, пред­ста­в­ле­ний и понятий, от самых простых и выте­ка­ю­щих из сего­д­няш­ней жизни ребенка до посте­пенно услож­ня­ю­щихся понятий гра­жда­нина, чести Родины, — говорил А. С. Мака­ренко. — Детское чувство долга, бла­го­дар­но­сти и т. д. со вре­ме­нем рас­ши­рится и будет пере­не­сено на Родину, партию, любов­ное и забот­ли­вое отно­ше­ние к людям. Будет пере­не­сено на все, чему гра­жда­нин нашей страны обязан своим сча­стьем»3.

В Кон­сти­ту­ции СССР — Основ­ном Законе нашей жизни — сказано: «Дети должны заботиться о роди­те­лях и ока­зы­вать им помощь»4 (статья 66). Ответ­ствен­ность за под­го­товку детей к этой гра­ждан­ской обя­зан­но­сти воз­ла­га­ется на роди­те­лей.

Только бла­го­даря правиль­ному вос­пита­нию про­ис­хо­дит закладка поло­жи­тель­ных качеств лич­но­сти ребенка, только при этом условии можно гово­рить о фор­ми­ро­ва­нии готов­но­сти его к актив­ному, осо­знан­ному послу­ша­нию.

с. 41—44

УЧИТЬ ДЕТЕЙ ПОСТУ­ПАТЬ ПРАВИЛЬНО

Учить детей посту­пать правильно — это значит фор­ми­ро­вать у них готов­ность к актив­ному, осо­знан­ному послу­ша­нию. Вос­пита­тель напра­в­ляет вни­ма­ние детей на то, чтобы они усвоили основ­ные правила, нрав­ствен­ные понятия, на основе которых ребенок посте­пенно нау­чится оце­ни­вать свои поступки.

Следует помнить, что нака­п­ли­ва­ние нрав­ствен­ных понятий про­ис­хо­дит правильно лишь тогда, когда взро­с­лые при­ни­мают во вни­ма­ние воз­раст­ные воз­мож­но­сти детей. Уже в раннем воз­ра­сте ребенок спо­со­бен усва­и­вать эле­менты нрав­ствен­ного пове­де­ния, про­стейшие правила общения с окру­жа­ю­щими.

Так, нрав­ствен­ное вос­пита­ние детей 2—3 лет начи­на­ется с про­бу­жде­ния у них добрых чувств, отзыв­чи­во­сти, добро­же­ла­тель­но­сти, сим­па­тии, при­вя­зан­но­сти, ува­же­ния ко всем членам семьи, к вос­пита­телю, свер­ст­ни­кам; с уста­но­в­ле­ния поло­жи­тель­ных отно­ше­ний ребенка с окру­жа­ю­щими, с умения играть с детьми рядом и делиться с ними игруш­ками. Уже на этом воз­раст­ном этапе надо доби­ваться, чтобы эле­мен­тар­ные нрав­ствен­ные понятия выра­жались в стрем­ле­нии сле­до­вать ука­за­ниям вос­пита­теля.

В три-четыре года ребенку доступны неко­то­рые неслож­ные формы орга­ни­зо­ван­ного пове­де­ния: напри­мер, не мешать окру­жа­ю­щим криком и шумом. Детям следует разъ­яс­нять, как они должны вести себя дома, чтобы не нару­шать тишины, если роди­тели отды­хают, на улице, в обще­ствен­ных местах.

В этом воз­ра­сте малыши уже могут играть дружно, сообща поль­зо­ваться игруш­ками и книгами, а по необ­хо­ди­мо­сти усту­пать друг другу. Важно побу­ждать ребенка ока­зы­вать вни­ма­ние свер­ст­ни­кам, про­я­в­лять заботу о малень­ких, о тех, кто нужда­ется в помощи.

У детей четырех-пяти лет необ­хо­димо фор­ми­ро­вать навыки кол­лек­тив­но­сти, при­об­щать их к сов­мест­ной дея­тель­но­сти, учить уважать общий замысел игры и под­чи­няться ее прави­лам. Основой таких отно­ше­ний явля­ются общи­тель­ность, умение сопе­режи­вать, про­я­в­лять чувства дру­же­лю­бия и вза­и­мо­по­мощи. Уде­ля­ется особое вни­ма­ние даль­нейшему вос­пита­нию ува­же­ния, при­вет­ли­во­сти, сдер­жан­но­сти к близким и окру­жа­ю­щим. Необ­хо­димо про­я­в­лять нетер­пи­мость к таким отри­ца­тель­ным про­я­в­ле­ниям, как назойли­вость, раз­вяз­ность, бес­це­ре­мон­ность, дер­зо­сть, жад­ность, потре­би­тель­ство, леность, лжи­вость, эгоизм, тще­славие, т. е. ко всему, что тор­мо­зит фор­ми­ро­ва­ние кол­лек­ти­визма, дис­ци­пли­ни­ро­ван­но­сти.

В этом воз­ра­сте у детей поя­в­ля­ется спо­соб­ность оце­ни­вать свои и чужие поступки, поэтому осо­бенно важно фор­ми­ро­вать у них вос­при­им­чи­вость ко всему поло­жи­тель­ному и отри­ца­тель­ное отно­ше­ние — к плохому.

В период стар­шего дош­коль­ного детства, когда понятия «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо» вос­при­ни­ма­ются уже осмы­сленно, необ­хо­димо доби­ваться того, чтобы ребенок при­дер­жи­вался основ­ных правил пове­де­ния как в при­сут­ствии взро­с­лых, так и в их отсут­ствии. Почему это важно? Осво­е­ние детьми нрав­ствен­ных понятий в старшем дош­коль­ном воз­ра­сте при­об­ретает особое зна­че­ние в связи с тем, что в скором времени дети посту­пят в I класс, где от них потре­бу­ется большая само­сто­я­тель­ность в общении со взро­с­лыми и свер­ст­ни­ками, на учебных занятиях, в тру­до­вой дея­тель­но­сти.

У детей фор­ми­руют ответ­ствен­ность за соб­ствен­ное пове­де­ние, орга­ни­зо­ван­ность, чувство това­ри­ще­ства, вза­и­мо­по­мощи, добро­же­ла­тель­ность, общи­тель­ность, т. е. те каче­ства, без которых невоз­можно выра­бо­тать дис­ци­пли­ни­ро­ван­ность. При этом особое вни­ма­ние следует уделять раз­ви­тию обще­ствен­ных навыков, умению соблю­дать нормы пове­де­ния в кол­лек­тиве, считаться с мнением окру­жа­ю­щих, а при необ­хо­ди­мо­сти отста­и­вать свое право в кор­рек­т­ной форме, без ссор и кон­флик­тов.

К шести-семи годам у детей рас­ши­ря­ются и углу­б­ля­ются знания об окру­жа­ю­щем. В связи с этим услож­ня­ются и задачи нрав­ствен­ного вос­пита­ния: раз­ви­тие таких, напри­мер, чувств, как любовь к Совет­ской Родине, к родной природе, любовь и ува­же­ние к вождю тру­дя­щихся и осно­ва­телю Совет­ского госу­дар­ства В. И. Ленину.

У детей следует вос­пи­ты­вать тру­до­лю­бие, стрем­ле­ние к труду, береж­ли­вость, акку­рат­ность, умение заме­чать непо­ря­док и устра­нять его по соб­ствен­ной ини­ци­а­тиве. Ребенок должен пони­мать, что в каждую вещь вложен труд людей, и поэтому он обязан бережно отно­ситься к обще­ствен­ному иму­ще­ству, ко всему, что окру­жает его дома, на улице, в обще­ствен­ных местах.

Для того чтобы нрав­ствен­ные нормы ста­но­ви­лись основой пове­де­ния ребенка, они должны найти опору в его соб­ствен­ном опыте. И задача взро­с­лых состоит не в том, чтобы навя­зы­вать дош­коль­нику готовые формулы, а в том, чтобы орга­ни­зо­вать его пове­де­ние в соот­вет­ствии с мораль­ными нормами. Этим самым соз­да­ется пред­по­сылка к фор­ми­ро­ва­нию актив­ного, созна­тель­ного послу­ша­ния.

Какие же пути и сред­ства имеются в рас­по­ря­же­нии вос­пита­те­лей и роди­те­лей для того, чтобы, опи­ра­ясь на созна­ние, а также на фор­ми­ру­ю­щи­еся мораль­ные пред­ста­в­ле­ния детей, учить их посту­пать правильно?

Про­фи­лак­тика непо­слу­ша­ния — одно из условий фор­ми­ро­ва­ния дет­ского пове­де­ния. Поскольку послу­ша­ние (актив­ное и осо­знан­ное) есть пока­за­тель правиль­ного вос­пита­ния, то будем рас­сма­т­ри­вать его в тесной вза­и­мо­связи со всеми сферами детской жизни. Раз­ви­вая в ребенке стрем­ле­ние посту­пать в соот­вет­ствии с обще­при­ня­тыми нормами, его обучают самым раз­но­об­разным прави­лам, свя­зан­ным с соблю­де­нием чистоты и порядка, с умением вести себя в детском саду, дома, на улице, в обще­ствен­ных местах, прави­лам, помо­га­ю­щим строить отно­ше­ния со свер­ст­ни­ками и окру­жа­ю­щими людьми, и др.

Вся­че­ски пре­дот­вра­щать нега­тив­ные про­я­в­ле­ния — значит не давать детям воз­мож­но­сти при­об­ретать опыт неправиль­ного пове­де­ния. Разъ­яс­не­ния, напо­ми­на­ния, показ — вот основ­ные приемы, которые отве­чают решению этой задачи.

Дети младшего дош­коль­ного воз­ра­ста только еще начи­нают осва­и­вать основ­ные правила пове­де­ния, и им часто при­хо­дится под­ска­зы­вать, как нужно себя вести: «Поз­до­ро­вайся», «Дай пои­грать своей игруш­кой», «Не отнимай, а попроси». Ока­зы­вая такую помощь, взро­с­лые как бы предвос­хи­щают детское непо­слу­ша­ние.

Напри­мер, малышам, воз­вра­тив­шимся с про­гулки, вос­пита­тель говорит: «Сейчас раз­де­немся, сложим вещи в шкаф. Посмо­трим, кто у нас самый акку­рат­ный». Или: «Кто помнит, что нужно сделать перед мытьем рук, чтобы не замо­чить рукава?» Напо­ми­ная детям, как надо посту­пать, педагог про­грам­ми­рует их действия, пре­ду­пре­ждая воз­мож­ные ошибки и шалости. Для дош­коль­ни­ков пяти-шести лет можно услож­нить вос­пита­тель­ные приемы, напри­мер исполь­зо­вать ситу­а­цию, при которой ребенка как бы ставят перед необ­хо­ди­мо­стью посту­пать правильно. Мать пре­ду­пре­ждает сына: «Не шуми, а то раз­бу­дишь малень­кую сестренку. Тогда при­дется оставить игру и смо­треть за ней, пока я занята уборкой». Или: «Не промочи варежки, а то нечего будет надеть, когда пойдешь со мной в магазин, руки замерз­нут да и не сможешь помочь мне нести покупки».

В фор­ми­ро­ва­нии актив­ного, осо­знан­ного послу­ша­ния исклю­чи­тель­ное зна­че­ние при­об­ретает рас­кры­тие детям нрав­ствен­ных мотивов правил пове­де­ния, помо­га­ю­щих глубже осмы­слить их суть. Задача педа­гога — довести до созна­ния ребенка, что надо слу­шаться не только потому, что это необ­хо­димо ему самому, но и потому, что это связано с инте­ре­сами окру­жа­ю­щих. Напри­мер: если ты за столом жести­ку­ли­ру­ешь, раз­ма­хи­ва­ешь ложкой, то мешаешь соседу, можешь испач­кать ему и себе платье; если ты раз­го­ва­ри­ва­ешь громко в авто­бусе, то мешаешь пас­са­жи­рам; если про­би­ра­ешься сквозь толпу с моро­же­ным, можешь неча­янно испач­кать кому-нибудь костюм; если ты не убрал после себя игрушки, то это при­дется делать за тебя другим — вос­пита­телю или няне.

Даже старшие дош­коль­ники не всегда спо­собны связать с послед­стви­ями допус­ка­е­мые ими нару­ше­ния уста­но­в­лен­ных правил. Напри­мер, мальчик, убе­жав­ший на улицу без раз­ре­ше­ния, аргу­мен­ти­рует свой посту­пок тем, что товарищ сделал так же. Он не пони­мает, что своим пове­де­нием заставил вол­но­ваться мать, отца, бабушку.

Чем меньше ребенок, тем труднее ему решить, как надо посту­пать в той или иной ситу­а­ции. Поэтому, знакомя детей с прави­лами пове­де­ния, полезно еще и пока­зать способы их выпол­не­ния. Напри­мер, как сидеть за столом, держать ложку, вилку, поль­зо­ваться сал­фет­кой, брать пищу, отла­мы­вать хлеб и т. п. Показ в сочета­нии со словом вносит кон­крет­ность в вос­при­ятие тре­бо­ва­ний, дети лучше пони­мают, что от них хотят.

Хорошо исполь­зо­вать прием парал­ле­лизма, пре­до­ста­в­ля­ю­щий ребенку воз­мож­ность делать вместе или рядом то же самое таким же образом, как это делают другие дети или взро­с­лые. В связи с этим пред­ло­же­ние взро­с­лого «делай, как я» или «делай, как твой товарищ» ста­но­вится кон­крет­ным, нагляд­ным спо­со­бом обу­че­ния.

Прием парал­ле­лизма, опи­ра­ю­щийся на детскую под­ра­жа­тель­ность и стрем­ле­ние к само­сто­я­тель­но­сти, исклю­чает излиш­ние нази­да­ния, наста­в­ле­ния. Ребенку легко рав­няться на образец, так как он видит и действует одно­вре­менно. Этим приемом широко поль­зу­ются и педа­гоги и роди­тели.

Известно, что чем младше ребенок, тем менее он спо­со­бен кон­тро­ли­ро­вать свои действия. Даже зная правила пове­де­ния, дети часто их нару­шают, так как не всегда могут руко­вод­ство­ваться ими в новой ситу­а­ции. Напри­мер, в детском саду ребенок всегда убирает за собой игрушки, а дома не делает этого, так как не может сам при­ме­нить извест­ное ему правило «убирай на место» в новой обста­новке, а роди­тели не напо­ми­нают ему об этом.

Фор­ми­руя у детей готов­ность к послу­ша­нию, вос­пита­тель при­ме­няет также кос­вен­ные приемы. Так, старшим дош­коль­ни­кам иногда доста­точно лишь наметить линию пове­де­ния: «Ты большой, и навер­ное, не стоит напо­ми­нать тебе, как нужно вести себя». «Ты большой» — это один из сти­му­лов мораль­ного роста ребенка. Такой прием рас­считан на есте­ствен­ное стрем­ле­ние дош­коль­ника быть похожим на взро­с­лых, на про­бу­жда­ю­ще­еся в нем чувство соб­ствен­ного досто­ин­ства.

Вос­пита­тели и роди­тели часто исполь­зуют кос­вен­ные приемы и по отно­ше­нию к малышам. Напри­мер, мать говорит трех­лет­ней дочери: «Как только ты уберешь свои игрушки, пойдем гулять». Такое ука­за­ние звучит мягко и кате­го­рично. Пря­мо­ли­нейное рас­по­ря­же­ние: «Убери сейчас же свои игрушки» — может вызвать у ребенка отпор. В первом случае малышу кажется, что он сам хочет сделать так, как говорят старшие; во втором — тре­бу­ется меха­ни­че­ское под­чи­не­ние, ребенку отво­дится лишь пас­сив­ная роль испол­ни­теля.

Необ­хо­димо доби­ваться, чтобы ука­за­ния вызы­вали у ребенка поло­жи­тель­ную реакцию.

Отец ведет своего четы­рех­лет­него сына в детский сад и бесе­дует с ним:

— Ты и сегодня будешь слу­шаться вос­пита­тель­ницу, не правда ли? Конечно, и плакать не будешь при рас­ста­ва­нии... А вечером, когда я приду за тобой, вос­пита­тель­ница опять похвалит тебя. Мне будет приятно, что у меня такой послуш­ный сын.

Этот прием, осно­ван­ный на знании пси­холо­ги­че­ских осо­бен­но­стей дош­коль­ни­ков (вну­ша­е­мость, стрем­ле­ние быть хорошим), создает у них желание оправ­дать доверие старших. Конечно, это не значит, что ребенок всегда и во всех случаях будет действо­вать так, как пред­по­ла­гают взро­с­лые. Также не всегда и не во всех случаях можно пре­ду­смо­треть воз­мож­ные отри­ца­тель­ные про­я­в­ле­ния. Однако, хорошо зная ребенка и его осо­бен­но­сти, можно пред­ви­деть его реакцию.

Одним из действен­ных средств нрав­ствен­ного вос­пита­ния явля­ется игра. Нельзя не учи­ты­вать, что ребенок не всегда спо­со­бен вник­нуть в суть объ­яс­не­ний. Зато все, что связано с игрой, для него близко и понятно и выпол­ня­ется им без напря­же­ния.

Напри­мер, не всегда можно заставить малыша убрать за собой игрушки. Но если взять в руки люби­мого мишку или зайку и от его имени попро­сить ребенка об этом, то резуль­тат будет поло­жи­тель­ный.

Игровые приемы — это самые мягкие способы, соз­да­ю­щие у детей желание слу­шаться. Их можно срав­нить с вол­шеб­ной палоч­кой, которая в руках опыт­ного педа­гога дает воз­мож­ность руко­во­дить пове­де­нием детей, не испы­ты­вая ника­кого сопроти­в­ле­ния с их стороны.

...Кубики стро­и­тель­ного мате­ри­ала изо­б­ра­жают ряды солдат. Саша громко отдает при­ка­за­ния.

— Саша, скла­ды­вай свои кубики и соби­райся гулять, — говорит вос­пита­тель маль­чику.

— Какие же это кубики! Это солдаты, а я их капитан.

— Все ребята уже готовы, тебя ждут.

— Ну и что! Я коман­дир, а коман­ди­ром не коман­дуют!

Кажется, наз­ре­вает кон­фликт. Педагог хорошо знает своего новичка — упрямец! Но она находит нужный подход к нему.

— Товарищ капитан, слу­шайте мою команду! Я майор, ваш началь­ник. При­ка­зы­ваю немед­ленно соби­раться на про­гулку.

Разве можно ослу­шаться, если старший по чину отдает приказ!

Игровой прием создает види­мость добро­воль­ного под­чи­не­ния, исклю­чает какое-либо при­ну­жде­ние. Малышу кажется, что он действует так по своему желанию, в то время как он под­чи­ня­ется воле взро­с­лого. В этом особая цен­ность игровых приемов, они с успехом могут при­ме­няться и к малышам, и к детям стар­шего дош­коль­ного воз­ра­ста, осо­бенно склон­ным к про­я­в­ле­нию капри­зов и упрям­ства. Нужно только, чтобы образы, с помощью которых взро­с­лые воз­действуют на ребенка, были инте­ресны, близки и понятны ему.

В нрав­ствен­ном вос­пита­нии ребенка огромную роль играет детская худо­же­ствен­ная лите­ра­тура, народ­ные потешки, посло­вицы, пого­ворки. Меткие срав­не­ния, близкие детям худо­же­ствен­ные образы, добрая ирония (а не насмешка!) хорошо доходят до их созна­ния. К месту при­ве­ден­ные цитаты из таких про­из­ве­де­ний, как «Вот какой рас­се­ян­ный» С. Я. Маршака, «Мойдо­дыр», «Федо­рино горе» К. И. Чуков­ского, «Девочка чумазая», «Девочка ревушка» А. Л. Барто, «Что такое хорошо и что такое плохо?» В. В. Мая­ков­ского, «Неу­мейка» Я. Акима и др., заста­в­ляют ребенка срав­ни­вать себя с теми героями, о которых в них гово­рится. Кому из ребят хочется быть похо­жими на Неу­мейку или неряху Федору, ведь над ними он под­сме­и­вался сам.

Можно долго объ­яс­нять ребенку, что такое быть веж­ли­вым и он оста­нется рав­но­душ­ным к этим рас­су­жде­ниям. Если же про­читать ему стихи С. Я. Маршака: «...ежели вы вежливы, помо­жете вы маме, и помощь ей пред­ло­жите без просьбы — то есть сами», или: «...И ежели вы вежливы, — тому, кто посла­бее, вы будете защит­ни­ком, пред сильным не робея», то резуль­тат будет поло­жи­тель­ный.

Такая потешка, как «водичка, водичка, умой Маше личико», спо­собна снять сопроти­в­ле­ние малыша, не жела­ю­щего умы­ваться.

Дети легко запо­ми­нают понравив­ши­еся чет­ве­ро­сти­шия, при­ба­утки, посло­вицы, нередко сами исполь­зуют их в соот­вет­ству­ю­щей ситу­а­ции. Напри­мер: «когда я ем — я глух и нем», «кончил дело — гуляй смело». Про­из­нося их, они как бы утвер­жда­ются в правиль­но­сти соб­ствен­ного пове­де­ния. Дош­коль­ник нерав­но­ду­шен к оценке его поступ­ков окру­жа­ю­щими.

Хорошо воз­действует на самых малень­ких детей так назы­ва­е­мый прием отвле­че­ния и пере­клю­че­ния.

Трех­лет­ний малыш, увидев у соседа игрушку, пыта­ется силой завла­деть ею, а когда это не удается, под­ни­мает крик. Вос­пита­тель ста­ра­ется отвлечь малыша: «Пойдем, я тебе дам такую же игрушку, только еще кра­си­вее». Но соб­ствен­ный крик не поз­во­ляет ему рас­слы­шать пред­ло­же­ние педа­гога. Тогда она при­но­сит ему такого же мох­на­того мед­ве­жонка, и мальчик, увидев, что мед­ве­жо­нок «про­тя­нул» ему лапу, успо­ка­и­ва­ется.

Мнение свер­ст­ни­ков как фактора, регу­ли­ру­ю­щего пове­де­ние ребенка, трудно пере­о­це­нить. Детский кол­лек­тив — это своего рода школа, где каждый ребенок имеет воз­мож­ность упраж­няться в умении уста­на­в­ли­вать кон­такты с това­ри­щами. В общении со свер­ст­ни­ками он поста­в­лен перед необ­хо­ди­мо­стью при­ме­нять на прак­тике то, чему учат его педагог, взро­с­лые. Он то и дело стал­ки­ва­ется с необ­хо­ди­мо­стью «при­ме­рять» усва­и­ва­е­мые им способы пове­де­ния, при­с­по­са­б­ли­вая их к раз­но­об­разным, скла­ды­ва­ю­щимся кон­крет­ным ситу­а­циям.

Что скажут о тебе, твоем пове­де­нии това­рищи? Это всегда зна­чи­тельно для ребенка, подчас даже более весомо, чем слово педа­гога.

Дети, усво­ив­шие то или иное правило пове­де­ния, очень вни­ма­тельно отно­сятся к его выпол­не­нию другими. Они бурно реа­ги­руют, когда кто-либо из их свер­ст­ни­ков пред­на­ме­ренно нару­шает эти правила. Осо­бенно небез­раз­лично мнение това­ри­щей стар­шему дош­коль­нику: оно ста­но­вится для него большой побу­ди­тель­ной силой.

Руко­водя пове­де­нием детей, вос­пита­тель исполь­зует один из рас­про­стра­нен­ных приемов — заме­ча­ние. Как делать ребенку заме­ча­ние? Такт и добро­же­ла­тель­ность — лучшие помощ­ники вос­пита­теля в том, чтобы заме­ча­ние не вызвало у ребенка раз­дра­же­ния, а соз­да­вало лишь чувство нелов­ко­сти. Напри­мер, заме­ча­ние, осно­ван­ное на кон­траст­ных понятиях «хорошо» и «плохо», ока­зы­вает поло­жи­тель­ное воз­действие на детей.

— Уди­в­ля­юсь, как ты, такая хорошая хозя­юшка, а посту­пила плохо: бросила все дела, не закон­чив их. Разве ты не помнишь правило: после себя убирать все на место?

Девочка пони­мает, что в данном случае отступ­ле­ние от правил — слу­чайность, ошибка, которая не должна пов­то­риться.

Стар­шему дош­коль­нику в беседе о его пове­де­нии иногда уместно сказать: «А если бы с тобой посту­пили так, как ты посту­пил со своим това­ри­щем, тебе было бы приятно?» При этом полезно напо­мнить: «Не делай другим того, чего сам не желаешь».

В отдель­ных случаях реко­мен­ду­ется обсу­дить плохой посту­пок свер­ст­ника, причем раз­го­вор должен идти нена­вяз­чиво, так­тично. Цель такого раз­го­вора — убедить ребенка, что он неправ, а не навя­зы­вать гото­вого мнения.

Шести­лет­ний Никита говорит о своем друге:

— Володя сильный, кого хочешь поколотит!

— А разве быть дра­чу­ном хорошо?

— Ну и что ж, зато он сильный и никого не боится! — в голосе Никиты вос­хи­ще­ние своим другом.

Как раз­вен­чать ореол славы драчуна, показав маль­чику истин­ную цену драчли­во­сти?

Вос­пита­тель спра­ши­вает у него:

— По-твоему, кто дерется, тот храбрый?

— А то как же!

— Ты помнишь, как вчера Володя обидел Лялю? А Ляля меньше его, значит, он храбрец против малень­ких, да еще против девочек!.. А когда за Лялю засту­пился Леша (а он ведь меньше Володи!), так твой храбрец испу­гался и убежал. Разве тот, кто обижает младших, может считаться сильным и храбрым?

Иногда при­хо­дится при­бе­гать к прямому вме­ша­тель­ству, чтобы пресечь недо­з­во­лен­ный способ пове­де­ния. В таких случаях экс­трен­ной мерой явля­ется запре­ще­ние. Напри­мер: «Нельзя отве­чать дерзко маме, это очень плохо».

Для того чтобы правильно «орга­ни­зо­вать» осо­знан­ное послу­ша­ние, необ­хо­димо кон­тро­ли­ро­вать, умеют ли дети руко­вод­ство­ваться извест­ными им прави­лами в пов­се­д­нев­ной жизни: на занятиях, в играх, в труде, в отно­ше­ниях со свер­ст­ни­ками и взро­с­лыми, в детском саду, дома и обще­ствен­ных местах. Но кон­троль не должен осу­ще­ст­вляться в виде навяз­чи­вых руко­во­дя­щих ука­за­ний: «Так не пола­га­ется», «Как ты себя ведешь!», «Изви­нись», «Уступи» и т. д. А. С. Мака­ренко говорил: «Не нужно надо­е­дать ребенку посто­ян­ными про­вер­ками, а тем более посто­ян­ным недо­ве­рием. Нужно просто уметь видеть его пове­де­ние в пору­чен­ной ему области»5. Это напо­ми­на­ние при­об­ретает особое зна­че­ние, когда речь идет о детях стар­шего дош­коль­ного воз­ра­ста. Они отри­ца­тельно реа­ги­руют на недо­ве­рие взро­с­лых. Недо­пу­стимо, чтобы ребенок часто слышал: «Смотри, проверю...», «Все равно узнаю» и т. п. Это унижает его.

В жизни дош­коль­ника воз­ни­кает мно­же­ство ситу­а­ций, когда он должен само­сто­я­тельно решить, как ему посту­пить: так, как ему хочется, или в соот­вет­ствии с извест­ными прави­лами. Наблю­дая за ребен­ком в таких усло­виях, вос­пита­тель может сделать вывод, нас­колько правила пове­де­ния стали для него руко­вод­ством к действию.

Орга­ни­за­ция дет­ского пове­де­ния должна сочетать в себе кон­троль с пре­до­ста­в­ле­нием разум­ной само­сто­я­тель­но­сти. Только тогда можно быть уве­рен­ным, что послу­ша­ние, про­я­в­лен­ное ребен­ком, осо­знан­ное.

Инди­ви­ду­али­за­ция в при­ме­не­нии методов и приемов — непре­мен­ное условие в вос­пита­нии дет­ского послу­ша­ния. Если ребенок ведет себя оди­на­ково и в при­сут­ствии взро­с­лых, то в этом случае можно пред­поло­жить, что осо­знан­ное послу­ша­ние стало для него нормой.

Принято гово­рить: «Нет правил без исклю­че­ния». Это утвер­жде­ние тем более оправ­дано, когда речь идет об инди­ви­ду­аль­ном подходе к детям. Отступ­ле­ния от обще­при­ня­тых правил допу­стимы, напри­мер, по отно­ше­нию к вновь при­шедшим в детский сад ребятам, которые еще не знают «законов» жизни группы, к детям, воз­вра­тив­шимся в детский сад после долгого отсут­ствия по каким-либо при­чи­нам и потому отвык­шим от опре­де­лен­ной обста­новки, к детям, которые мед­ленно овла­де­вают прави­лами пове­де­ния, застен­чи­вым, болез­ненно реа­ги­ру­ю­щим на заме­ча­ния.

Допус­кать исклю­че­ния — это не значит не тре­бо­вать, не учить, не напо­ми­нать о соблю­де­нии правил пове­де­ния. Просто в каждом кон­крет­ном, случае необ­хо­димо учи­ты­вать детскую инди­ви­ду­аль­ность.

Каждая ситу­а­ция обя­зы­вает взро­с­лых нахо­дить наи­бо­лее доход­чи­вый способ влияния на детей. В одном случае можно мягко, но тре­бо­ва­тельно, тоном, не допус­ка­ю­щим воз­ра­же­ний, сказать: «Так не обра­ща­ются к старшим. Пола­га­ется назы­вать взро­с­лых на «вы». В другом — сделать заме­ча­ние, взы­ва­ю­щее к совести ребенка: «Как же ты так мог? Это не похоже на тебя». В третьем — воз­дер­жаться от заме­ча­ния, но при случае напо­мнить: «Ты вел себя некра­сиво. Мне при­шлось крас­неть за себя». В чет­вер­том — спро­сить: «Как ты думаешь, ты хорошо себя вел?» В пятом — обра­тить вни­ма­ние детей на действия окру­жа­ю­щих: «Он посту­пил правильно, так, как ему сказала вос­пита­тель­ница».

Любой прием должен побу­ждать ребенка к созна­тель­ному послу­ша­нию, не вызывая в нем вну­трен­него сопроти­в­ле­ния тре­бо­ва­ниям взро­с­лых. Только тогда он дости­гает цели. Каждый способ воз­действия — будь то кате­го­ри­че­ский приказ или спо­койное ука­за­ние, твердый запрет или просьба, совет или напо­ми­на­ние, пре­ду­пре­жде­ние или отказ — должен всегда опи­раться на созна­ние ребенка.

В рас­по­ря­же­нии взро­с­лых — целый арсенал методов, начи­нать надо всегда с мягких мер: это и пре­ду­пре­жде­ние воз­мож­ных срывов в детском пове­де­нии, и обра­ще­ние в форме просьбы (но не упра­ши­ва­ние!), и раз­го­вор по душам (но не пани­брат­ство!), и игровой подход. И только в крайнем случае можно делать заме­ча­ние в строгом тоне, при­бе­гать к при­каз­ной форме обра­ще­ния, тре­бу­ю­щей непре­мен­ного под­чи­не­ния. Начиная с мягкой меры, взро­с­лые всегда имеют в запасе еще несколько спо­со­бов воз­действия и не будут испы­ты­вать рас­те­рян­но­сти, когда дети их не слу­ша­ются.

с. 73—81

1 Киселев В. П. Нрав­ствен­ное само­вос­пита­ние. М., 1977, с. 43.

2 Сухом­лин­ский В. А. Роди­тель­ская педа­го­гика. М., 1978, с. 45.

3 Мака­ренко советует роди­те­лям. М., 1970, с. 37.

4 Кон­сти­ту­ция (Основ­ной Закон) Союза Совет­ских Соци­али­сти­че­ских Рес­пу­б­лик. М., 1977.

5 Мака­ренко А. С. Лекции о вос­пита­нии детей, с. 72.



Также в рубрике «Нравственное воспитание»