
ЗНАТЬ И ПОНИМАТЬ РЕБЕНКА
Для того чтобы понимать причины детских капризов, надо хорошо понимать ребенка и знать его особенности. Иногда взрослые склонны видеть капризы там, где их в действительности нет.
...Пятилетний Никита вместе с папой и мамой переехал в новую квартиру. Мальчику здесь все очень нравится. А главное — просторно! Пока вещей совсем немного, потому что старую мебель сюда не взяли, а новую еще не купили. Никиту это вполне устраивает: есть где побегать! А если крикнуть погромче, то голос звучит гулко, так, будто крикнул в бидон из-под молока... И Никита старается, на все лады выкрикивает:
— А-а-а! У-у-у! Ура-а-а! Алло-о-о!
— Перестань, Никита! — требует папа.
Но мальчик, обычно послушный, продолжает свое. Не помогло и замечание мамы. А когда от Никиты более строго потребовали прекратить крик, он вдруг расплакался, да так громко, что родители удивились.
— Ты что это, нарочно кричишь, что ли? — спрашивает мама.
— Вместо того чтобы радоваться новой квартире, ты безобразничаешь! — возмущается папа.
Никита не капризный ребенок, но сейчас он долго плачет и хнычет без слез, прислушиваясь к тому, как его голос раздается в пустой квартире. Делает он это с упоением, словно нарочно поддразнивая родителей: и тихо, и громко, и «на басах», и фальцетом... Родителям и впрямь кажется, что сын «назло» не подчиняется их требованиям, хочет вывести их из себя.
— Точно подменили ребенка! — недоумевают родители.
В чем же дело? Так ли уж необоснованно поведение Никиты? И действительно ли его можно заподозрить в злом умысле?
Прежде всего надо заметить, что без причин у ребенка никогда не бывает срывов в поведении. И прежде чем предъявить требование к ребенку, надо подумать над тем, что явилось причиной необычного для него поведения. Нужно уметь видеть мотивы детских поступков.
Никита под влиянием массы новых для него впечатлений — упаковка вещей, поездка на машине в кабине шофера через весь город, вид нового дома, двора и, наконец, сама квартира! — был в возбужденном состоянии. Как выразить этот восторг, эти переполняющие пятилетнего мальчугана чувства? Конечно же, в какой-то деятельности — движении, крике. А тут еще мальчик замечает, что в пустом помещении голос звучит как-то по-особенному. Это ново для него, и он «играет», «экспериментирует» звуками не только тогда, когда специально выкликивает разные слова, но и тогда, когда плачет.
Родители же, не вдумываясь в причины происходящего и не принимая во внимание особенности ребенка, усмотрели в поведении мальчика злостные капризы и упрямство.
Знание возрастных и индивидуальных особенностей ребенка необходимо взрослым для правильного его воспитания и, в частности, для правильного воздействия на него в том или ином конкретном случае.
В настоящей главе мы не будем останавливаться на всех возрастных и психологических особенностях детей дошкольного возраста, а рассмотрим лишь те из них, которые имеют непосредственное отношение к возникновению капризов.
Ребенок в раннем детстве живет больше чувствами, чем умом. Он на все реагирует быстро, непосредственно и очень эмоционально. С присущей детям импульсивностью маленький ребенок часто отвечает плачем и капризами на запрещение желаемого.
Понаблюдайте за детьми-дошкольниками и вы увидите, как у них быстро слезы сменяют смех, и наоборот. Чем меньше ребенок, тем более он эмоционален, тем неустойчивее его чувства. Они еще не подчиняются ни разуму, ни воле. Поэтому поведение ребенка в большой мере определяется чувствами, которые вызываются окружающим его миром и людьми.
Это должны учитывать взрослые. В некоторых случаях не надо моментально реагировать на капризы малыша. Есть дети, у которых капризы проявляются в очень бурной форме: ребенок падает на пол, топает ногами, пронзительно кричит. В таких случаях лучше всего сделать вид, что вы не обращаете на ребенка внимание. Прежде всего потому, что ребенок, находясь в столь возбужденном состоянии, «не услышит» ваших уговоров и требований. А также еще и потому, что столь бурное поведение малыша и его «глухота» к вашим просьбам прекратить крик невольно взволнуют и выведут из равновесия и вас. Как часто приходится слышать из уст взрослого, разгоряченного детскими капризами, стереотипную фразу: «Замолчи сейчас же!» Такое требование нелепо: прервать плач — непосильно для малыша, неспособного к волевым усилиям. Возбуждение ребенка еще более увеличивается от того, что ему передается возбуждение взрослого, и дело обычно кончается новым конфликтом. Хладнокровие дает взрослому возможность найти причину каприза и способ его устранения. У ребенка также постепенно проходит возбуждение, и он сможет спокойно выслушать, что от него хотят, понять свою вину.
... — Хочу на улицу! Гулять еще! — плача, требовала четырехлетняя Нина. Но так как мама не уступала ей, девочка упала на пол и начала кататься, громко крича и стуча ногами.
Вначале мама пыталась ее уговорить, но безуспешно. Казалось, что мама вот-вот потеряет невозмутимость и шлепнет девочку. Но все же она сдержала себя, поняла, что девочка капризничает не только потому, что избалована, но и потому, что переутомилась, перевозбуждена впечатлениями, полученными на детском утреннике, да к тому же и время обеда уже давно прошло.
Как же прекратить этот плач и катание по полу? Мама делает над собой усилие и старается казаться спокойной. Она входит в комнату, оставив Нину одну в прихожей. Дверь в прихожую мама не закрывает и краем глаза видит, что девочка, несмотря на свое возбуждение, наблюдает за ней. Почему же мама не берет на руки свою Нинусю? Почему не уговаривает? Почему она так спокойна? Крики затихают.
Мама спокойным тоном, как бы раздумывая вслух, говорит:
— Почему такой грязный пол в прихожей? Ах, да! Я забыла, что сегодня там еще не убирали.
Услышав это, Нина сразу садится: ведь на ней праздничное, любимое платье, в котором она была на утреннике! Все еще всхлипывая, она спрашивает сквозь слезы:
— А платье можно выстирать?
Мама молчит, занимается в комнате своими делами. Нина снова:
— А его можно выстирать?..
— После стирки платье может испортиться и уж не будет новым, — говорит мама спокойным тоном, как будто ничего не произошло.
Нина встает с пола и, еще всхлипывая, бежит к маме:
— Сними...
— Вот правильно, доченька! Переоденем платье, вымоем руки, лицо и будешь обедать. Уже пора...
У маленького ребенка нервная система еще очень неустойчива, возбуждение преобладает над торможением. Вот почему все, что связано с «тормозами», не всегда удается малышу. Этим же объясняется то, что у дошкольника недостаточно развита воля. Малыш, например, не способен ждать, согласиться с отменой обещанного (нельзя, например, его заставить долго ждать обеда, если он голоден), так как все это требует волевого усилия.
Если маленькому ребенку запрещают то, что для него является естественной потребностью, это вызовет капризы. Например, невозможно требовать от малыша, чтобы он долго сидел неподвижно, лишать общения с товарищами, лишать игры или внезапно прерывать игру.
Известно, что один и тот же подход к разным детям не даст одинаковых результатов. Например, на одного благоприятно влияет замечание, сделанное твердым, может быть, даже резким тоном, а для другого такое воздействие окажется «непосильным», он расплачется. Такой ребенок лучше реагирует на замечание в мягком тоне. Чем это объяснить? Конечно, здесь также играют роль условия воспитания, меры воздействия, к которым привык ребенок. Но дело еще в том, что каждый человек наделен от природы определенными особенностями нервной системы. В зависимости от этого одни дети более спокойны, малоподвижны, не столь шумливы, другие — более возбудимы, подвижны; третьи — уравновешены.
Эти особенности играют немаловажную роль в жизни человека, придают своеобразие его личности. У дошкольников особенно отчетливо проявляются эти различия.
Нина, о которой мы рассказывали, подвижна, неусидчива, быстро возбуждается, вспыльчива. Не всегда удается ей сдержать себя. Девочка очень впечатлительна.
Пример с Ниной показывает, что мама поступила правильно, спокойно отнесясь к ее капризу. Стоило бы маме «сорваться», как это вызвало бы новый конфликт. На такого ребенка нужно воздействовать терпеливо, мягко, но настойчиво.
Никита — уравновешенный, живой мальчик. Чувства непосредственно отражаются в его поведении, но они не сильны и быстро меняются. Поэтому он легко подчиняется требованиям взрослых. Так, например, зная особенности Никиты, нетрудно было его отвлечь от возбуждающей его игры каким-то интересным для него и не мешающим взрослым занятием.
Рита флегматична, отличается спокойствием, невозмутимостью; очень медлительна, с трудом переключается с одного вида деятельности на другой. Такие дети реже проявляют капризы. Требования к ним можно предъявлять строгим, не допускающим возражения тоном.
Вова отличается большой силой и длительностью переживаний. Пассивен, застенчив, любит играть один. Очень обидчив. На замечания в повышенном тоне реагирует сильно, и его трудно успокоить. К такому ребенку нужно обращаться всегда более мягким, спокойным тоном.
Из приведенных примеров видно, насколько важно знание особенностей ребенка для того, чтобы определить правильный индивидуальный подход к нему. Правда, надо отметить, что особенности нервной системы нельзя рассматривать как что-то раз навсегда данное человеку и неизменяющееся. Под влиянием воспитания поведение человека меняется. Например, воспитывая ребенка сильно возбудимого, надо тренировать его волю, умение сдерживать себя.
Особенности нервной системы нужно рассматривать в связи с особенностями характера, который начинает складываться очень рано.
— Мой Лешенька весь в маму: своеволен, да и капризен, как она! — говорит отец о своем сыне.
Когда родители думают, что черты характера ребенок наследует от родителей, они допускают ошибку. Сходство характеров объясняется отнюдь не наследственностью, а воспитанием, стремлением малыша подражать родителям, их примеру. И это происходит очень рано, так как личность ребенка начинает формироваться с первых дней его жизни.
Перенимаемые от окружающих черты закрепляются, когда взрослые часто говорят об этом при ребенке.
— Наш Лешенька — капризуля и упрямец, — вздыхает мама, и сразу становится ясным ее отношение к этому: «Что ж тут поделаешь!»
Слыша об этом постоянно, Леша по существу «получает право» на капризы и упрямство: ведь он весь в маму, что ж тут поделаешь!
Поступая так, родители забывают о большой внушаемости детей, присущей им в дошкольном возрасте. Если ребенку постоянно твердить, что он капризен, упрям, то он действительно станет таким.
Гораздо лучше, если ребенок слышит от родителей, что его каприз — что-то случайное, не присущее ему, из ряда вон выходящее. Здесь та же самая особенность — внушаемость будет использована для искоренения капризов и упрямства. Это важно, так как под влиянием окружающих условий и воспитания у ребенка очень рано начинают складываться привычные способы поведения по отношению к окружающим людям, устойчивые черты характера.
У избалованных детей, не приученных к выполнению элементарных требований, возникают зачатки эгоистического стремления подчинить себе окружающих, добиться от них удовлетворения своих желаний при помощи капризов. Все это идет в ущерб нравственному развитию личности.
Как уже говорилось, нередко причиной детских капризов может явиться нервная перегрузка. Что вызывает переутомление дошкольника? Можно впасть в ошибку, если считать, что ребенок устает от тех же причин, что и взрослые. Одна из характерных особенностей, присущая именно ребенку, — быстрая утомляемость не от движений, а от невозможности двигаться или от однообразной деятельности.
Иногда родители недоумевают: неужели малыш устал от того, что он долго сидел в вагоне метро, или на скамейке в сквере, или в детской коляске? Ведь он же сидел! Это просто каприз! И родители возмущены.
Известно, что дети подолгу могут играть, бегать, заниматься своими детскими делами и при этом не проявлять никаких признаков усталости.
— Целый день бегаешь, играешь и не устаешь, а как помочь маме — подержать прищепки для белья, пока я его развешу, — так ты уже устал! — укоряет мама своего четырехлетнего сына.
Действительно ли ребенок устал? Чем объяснить такую своеобразную детскую особенность — быструю утомляемость от ограничения движений или однообразной деятельности?
В основе этого явления лежит быстрая физиологическая утомляемость отдельных групп мышц и соответствующих им центров нервной системы ребенка. Если деятельность ребенка разнообразна, то, следовательно, и работа соответствующих групп мышц и нервных центров быстро сменяется. «Не работающие» в данный момент мышцы и нервные центры как бы «отдыхают», набираются сил. Когда ребенок долго находится в статичном положении (долго стоит, сидит и т. п.), то нагрузка падает на одни и те же группы мышц и нервные центры, которые быстро утомляются. Замечательный русский педагог К. Д. Ушинский писал: «Основной закон детской природы можно выразить так: дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью. Заставьте ребенка сидеть — он очень скоро устанет; лежать — то же самое; идти он долго не может, не может долго ни говорить, ни петь, ни читать и менее всего долго думать; но он резвится и движется целый день, переменяет и перемеживает все эти деятельности и не устает ни на минуту, а крепкого детского сна достаточно, чтобы возобновить детские силы на будущий день»1.
Отсюда вывод, напрашивающийся сам собой: всякая муштровка, к которой прибегают «строгие» родители — «сиди спокойно», «помолчи», «не шуми», «не бегай», — противоречит возрастным особенностям дошкольника.
Здесь нужна золотая середина — руководить деятельностью малыша так, чтобы не переутомлять его ни чрезмерными перегрузками, ни чрезмерными ограничениями. И то и другое может отрицательно сказаться на нервной системе дошкольника и вызвать капризы.
У дошкольника еще очень беден жизненный опыт и невелик запас знаний, особенно у детей в возрасте до трех-четырех лет. Отсюда невозможность критически мыслить и оценивать собственное поведение и поступки.
Этим же объясняется и то, что нотации и нравоучения не доходят до ребенка, они действуют на него как бы затормаживающе. Он может даже повторить нравоучение, слышанное от родителей, и даже сам «читает нотации» куклам, однако в своем поведении этими правилами не руководствуется. Поэтому взрослые часто недоумевают: «Все понимает, а делает по-своему».
Из-за недостаточного развития сознания «для ребенка не существует невозможного, потому что он не знает, что возможно и что нет»2. Когда маленькому ребенку говорят «куплю завтра» или «пойдем в гости на следующей неделе», малыш не всегда может понять, почему невозможно выполнить то, что он требует, немедленно, а не «завтра» и не на «следующей неделе». Это тоже может стать причиной детских капризов.
...Четырехлетней Любочке папа читал книгу о море и сказал ей, что летом она поедет к морю. Девочке очень хотелось, чтобы эта поездка совершилась не когда-то, а «сейчас». Малышка тут же стала раскладывать свои куклы и игрушки:
— Это возьму. И Мишку возьму к морю.
Весь вечер девочка не давала покоя родителям своими расспросами:
— Лето будет скоро? А когда к морю?
Разъяснения папы так и не помогли Любочке понять, почему непременно надо ждать, когда настанет лето. И уже вечером, в постели малышка, взбудораженная всем этим, громко расплакалась, причитая: «Хочу к морю!»
Бывает, что ребенок не понимает ваших указаний и продолжает делать по-своему, думая, что он поступает, как надо. Например, двухлетний мальчик, привыкший летом рвать цветы на лугу, в лесу, очутившись в городе, начинает рвать цветы на клумбах. Родители останавливают малыша, но он снова и снова забегает на газон и пытается рвать цветы. Мальчик недоумевает, почему ему запрещают то, за что раньше хвалили.
— Молодец, Коля, нарвал много цветов. А теперь набери еще вот таких беленьких, — часто говорила бабушка, гуляя с мальчиком в поле. Почему же теперь нельзя? И когда его остановили (в который раз!), малыш наконец потерял терпение и расплакался.
Мышление маленького ребенка отличается большой конкретностью. Поэтому неправильно поступают родители, когда вместо того, чтобы объяснить, чем плох поступок ребенка, говорят, например: «Плохая девочка, теперь не люблю тебя», — и малышка плачет еще громче: она не понимает, почему ее разлюбила мама, почему она плохая. Нужно говорить ребенку конкретно о его поступке, а не о нем самом.
«Туман — это пар?», «Из чего снег делают?», «Почему?», «Зачем?», «Для чего?» — то и дело спрашивают дети взрослых. Все эти вопросы свидетельствуют о развивающейся детской любознательности, о том, что дети стремятся познать мир, осмыслить причины окружающих явлений. Неправильно поступают родители, если отмахиваются от многочисленных вопросов своего сына или дочери: «Вот надоел со своими «почему»!», «Не видишь, что я занят», «Подожди», «Потом». Неудовлетворенная детская любознательность тоже может послужить возникновению детских капризов.
Взрослым нужно уметь использовать развивающееся сознание детей с целью предотвращения и преодоления капризов. Выдающиеся советские педагоги Н. К. Крупская и А. С. Макаренко неоднократно подчеркивали, что надо умело подходить к детям, учитывать их индивидуальные возможности, возрастные и психологические особенности и, исходя из этого, находить нужный подход, строить свои требования к детям, направляя их поведение в нужную для нас сторону.
ЧЕТКИЙ РЕЖИМ И СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ РЕБЕНКА — ЗАЛОГ УСПЕХА В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ КАПРИЗОВ
Четкий режим и неукоснительное его выполнение с первых дней жизни ребенка — основное условие предотвращения капризов. Правильное чередование сна, бодрствования, приема пищи и т. д. содействует воспитанию у ребенка устойчивых положительных привычек поведения.
А. С. Макаренко придавал исключительно важное значение режиму как средству воспитания. Он указывал, что режим в семье должен быть так организован, чтобы он способствовал развитию у детей устойчивых нравственных привычек.
Если родители стремятся к тому, чтобы ребенок с самых малых лет был приучен к порядку, чистоте, чтобы у него выработалась привычка вовремя есть, спать, гулять, играть и всегда с этой целью будут поддерживать заведенный распорядок в доме, то дети будут расти спокойными, уравновешенными, у них не будет причин для капризов. Твердый режим сохраняет ребенку здоровье, экономит его нервную энергию.
Не всегда родителям удается проявить выдержку и терпение, устанавливая режим для новорожденного, добиваясь, чтобы он ел и спал вовремя, по часам. А кто не знает, сколько требуется выдержки, чтобы накормить ребенка, тем более такого, который плохо ест!
...Когда родилась Марина, всеми членами семьи было решено строго соблюдать режим. Поэтому уже с первых дней старались организовать правильный распорядок жизни девочки. Результаты строгого режима не замедлили сказаться: у Марины выработалась привычка вовремя спать, есть, бодрствовать. Девочка росла спокойной, не плакала без причины.
Привычка всегда в одно и то же время ложиться спать и пробуждаться, вовремя есть, гулять, играть и в дальнейшем, когда Марина стала старше, помогала избегать ненужных споров, уговоров. Достаточно было сказать Марине: «Стрелочка на часах показывает спать», — чтобы она без капризов оставляла игру и начинала готовиться ко сну.
У девочки настойчиво вырабатывалась аккуратность. К трем годам у нее была твердая привычка мыть руки после прогулки, туалетной комнаты, перед едой. Марина сама просила сменить ей платье, если она запачкала его нечаянно. «Это газь (грязь)!» — говорила она, тыча пальчиком в платье, и тем самым давала понять, что платье надо заменить. Следила, чтобы бантики шнурков на ботинках были хорошо завязаны, а пуговицы у пальто все застегнуты. Если что было не так, то требовала исправить и даже проявляла беспокойство, когда не могла с этим справиться сама.
— Сначала, когда только появился ребенок в доме, нам, взрослым, трудно было не отступать от правил, выработанных «семейным советом», — говорит Маринина мама. — Девочка вначале была неспокойной, плакала по ночам. Бывало, расплачется, да так горько, что, казалось, вот-вот чувство жалости возьмет верх и никакие доводы разума о том, что укачивание и соска-пустышка — вред, не помогут. Но мы, взрослые, не сдавались... Зато вскоре наша выдержка окупилась: девочка стала спокойной...
Очень важно именно с первых дней установить правильный режим для ребенка и не нарушать его. В этом не только залог здоровья, но и воспитания первых элементов дисциплины, выработки положительных привычек. Стоит только раз-другой нарушить режим, начать потворствовать желаниям ребенка — и вернуться к прежнему порядку уже будет трудно. Каждая молодая мать знает, что уметь устоять, соблюсти заведенный порядок нелегко. И все-таки это должно быть раз и навсегда — и для себя, и для ребенка, и для окружающих.
Правильный, ритмичный распорядок жизни сберегает нервную энергию, а беспорядочный, бессистемный образ жизни излишне ее растрачивает и, следовательно, предрасполагает к капризам.
Как это происходит?
Замечали ли вы, что некоторые наши действия совершаются нами «машинально», т. е. бездумно? Это привычные для нас действия, которые совершаются нами ежедневно и при определенных условиях: утром, встав с постели, мы умываемся, одеваемся и т. п. Все это стало для нас настолько привычным, что на подобные действия не приходится затрачивать особых усилий, напряжения воли: движения совершаются как бы автоматически, а наши мысли могут быть заняты при этом другим. Например, вернувшись домой с улицы, о чем бы вы ни думали, вы непременно снимете верхнюю одежду и вытрете ноги, прежде чем пройдете в комнату, т. е. это является вашей привычкой.
Если ребенок с малого возраста приучен, например, перед едой мыть руки, аккуратно складывать свои вещи, готовясь ко сну, убирать за собой игрушки после игры, то он всегда это сделает без особого усилия, в силу сложившейся привычки. Он не станет капризничать и уклоняться от своих маленьких, детских обязанностей. Вот почему «нужно стремиться к тому, чтобы у детей как можно крепче складывались хорошие привычки, а для этой цели наиболее важным является постоянное упражнение в правильном поступке»3. От детей же, у которых не выработано положительных привычек, требуется немало усилий воли, напряжения внимания при выполнении самых простых действий, что не всегда удается ребенку в силу его психологических особенностей, и он на требования взрослых вымыть руки, убрать игрушки отвечает капризами.
Какой же вывод?
В семьях, где жизнь детей строится по строгому распорядку, дети растут спокойными, дисциплинированными. В семьях, где для детей не установлен режим, они могут стать раздражительными, капризными.
...Мать пятилетнего Юры рассказывает воспитательнице:
— Утром Юру трудно поднять с постели, капризничает, ноет. А вечером не уложить, все вымаливает у меня: «Еще минуточку поиграю». Часто уступаю ему. Утром Юра не хочет сам одеваться, продолжает лежать и, не открывая глаз, протягивает мне то одну, то другую ногу, чтобы я натянула ему чулки. Я одену его, а он, не умывшись, бежит к игрушкам, разбрасывает их, мне приходится убирать за ним. Я начинаю нервничать, так как опаздываю на работу. Чувствую, конечно, что я и сама виновата, а вот как правильно поступить, не знаю.
Долго беседуют Юрина мама и воспитательница, и обе приходят к следующему выводу: «Прежде всего быть требовательными к соблюдению режима и заведенного порядка в доме. Если установлено, что в девять часов вечера Юра должен быть в постели, то уж тут не должно быть никаких скидок: ребенок должен раз и навсегда почувствовать, что распоряжение мамы, папы или бабушки — «готовиться ко сну» — не может быть отменено ни под каким предлогом. Привычка вовремя засыпать облегчит и утренний подъем в определенные часы. Проснувшись в спокойном состоянии, мальчик не станет капризничать. При этих условиях легче требовать от Юры, чтобы он самостоятельно одевался, умывался. Постепенно у него это войдет в привычку. А выработка привычки достигается тренировкой и постоянством требований, что уж, конечно, зависит от взрослых».
«Режим тогда будет иметь воспитательное значение, если он соблюдается систематически. Если сегодня нужно чистить зубы, то нужно их чистить и завтра, если сегодня нужно убрать после себя постель, то нужно это сделать и завтра. Не должно быть так, что сегодня мать потребовала уборки постели, а завтра не потребовала и сама убрала. Такая неопределенность лишает режим всякого значения и обращает его в набор случайных, не связанных между собой распоряжений. Правильный режим должен отличаться определенностью, точностью и не допускать исключений, кроме таких случаев, когда исключения действительно необходимы и вызываются важными обстоятельствами»,4 — говорил А. С. Макаренко.
Отсутствие четкого режима в семье, а также несовпадение его с режимом детского учреждения (для детей, посещающих детский сад) могут создать предпосылки для возникновения детских капризов. Чем меньше ребенок, тем труднее он переносит отклонения от режима.
Например, ребенок, привыкший в детском саду днем спать и лишенный дневного сна дома по каким-либо причинам, становится раздражительным, капризным. Если не проветрена комната, где находится ребенок, или он мало был на свежем воздухе — это также может выбить его из привычной для него колеи: он плачет, долго не может уснуть. Несовпадения в организации режимных процессов также могут повлиять отрицательно на поведение ребенка.
...Четырехлетний Миша первый день в детском саду. До этого он находился дома с бабушкой. С мамой утром, когда она привела его в детский сад, расстался без слез, охотно пошел в группу. С увлечением играл в настольный строитель до самого завтрака. А вот во время завтрака упрямо отказывался от еды, плакал. Так ни к чему и не притронулся. То же самое повторилось и за обедом. С трудом удалось воспитательнице добиться, чтобы мальчик съел несколько ложек супу. Поведение Миши вызывало недоумение у воспитательницы: плакал Миша только во время еды за столом, в другое время он не скучал и не капризничал. Вечером воспитательница вместе с мамой безуспешно старались найти причину странного поведения мальчика. Лишь дома все выяснилось:
— Да!.. Там все вилкой едят и платком (т. е. салфеткой) вытираются... А я не умею!
Каждая мелочь в быту, весь уклад жизни семьи способствуют тому, будет ли ребенок расти спокойным, уравновешенным, дисциплинированным и послушным или его поведение будет отличаться непослушанием, капризами, своеволием. Будет ли ребенок выполнять все установленные правила в доме, подчиняться заведенному порядку, режиму — зависит исключительно от требовательности взрослых, от их собственного поведения, являющегося для малыша примером.
— Моя совсем ничего не ест, чем только жив ребенок?! — часто можно слышать от мам, пап и бабушек. — Как только за стол — начинаются капризы.
Сколько ошибок подчас допускают родители, стараясь накормить ребенка, который плохо ест.
Ребенок плохо ест, это, естественно, беспокоит родителей. Чтобы заставить малыша поесть, мамы, папы, бабушки используют любые способы. Суют на прогулке яблоко, апельсин или бутерброд, чтобы ребенок, увлекшись игрой, незаметно съел «лишний кусочек».
— Лишь бы ел! Хорошо, что еще так удается!
В таких семьях кормление малыша — целая трагедия. Во время завтрака, обеда, ужина взволнованные взрослые уговаривают ребенка, читают ему сказки, всячески стараются отвлечь от еды и незаметно сунуть ему в рот ложку пищи. Ребенок капризничает. У него уже выработалось отрицательное отношение к еде.
...В кормлении трехлетней Ирочки участвуют все взрослые члены семьи: один отвлекает малышку сказками, прибаутками, другой — фокусами, а третий в это время старается незаметно впихнуть ей в рот ложку с пищей. Ирина, заметив это, начинает капризничать:
— Не хочу, чтоб бабушка кормила! Мама корми!
Ложку берет мама. Но и это не помогает, находятся новые причины для капризов: «невкусно», «соленое», «тарелка не такая», «горячо».
Меняли тарелку, наливали «несоленый» суп, все разом дули на суп, чтобы остудить его. А затем перед девочкой на стол высадили в ряд всех кукол. Иру кормили поочередно с куклами. Она ела и плакала, но все же ела потому, что куклы «все поедят и ей ничего не оставят».
В угоду принципу «лишь бы ела» забывается о том огромном вреде, который наносится такими «методами» кормления воспитанию ребенка. Родители невольно воспитывают у малышки жадность, эгоизм. Ребенок ест потому, что если он не съест, то обед отдадут или куклам, или кошке Мурке, или соседскому мальчику, а то, пожалуй, и бабушка съест.
Иногда Ира делает одолжение и ест ложку «за маму, за папу, за бабушку», при этом идет спор о том, что ложка слишком полная, что в ней много «густоты». А мама, папа и бабушка на все лады хвалят малышку за каждый глоток.
Разумеется, что и здоровью ребенка такое кормление наносит вред. Пища, съеденная машинально, без аппетита, хуже усваивается при насильном кормлении. А отрицательные эмоции, возникающие при насильном кормлении, ухудшают пищеварение.
А как быть, если ребенок отказывается от еды? Прежде всего нужно выяснить причину его плохого аппетита. Иногда ребенок отказывается от еды потому, что он нездоров. Это особый случай, и на нем мы не будем останавливаться. Здесь необходима консультация врача.
Бывает, что малыш попадает в необычную для него обстановку, отчего перевозбуждается, теряет желание есть. Например, иногда это происходит в дороге в поезде, где много новых впечатлений, отвлекающих внимание ребенка от еды.
Случается, что малыш, находясь первые дни в детских яслях, детском саду, скучает по дому, по маме, поэтому теряет аппетит, который сразу же налаживается, как только он начинает привыкать к новой для него обстановке.
Иногда, увлекшись интересной игрой, ребенок не хочет отрываться от нее, отказывается от обеда, ест плохо, наспех, с капризами, так как торопится снова играть.
Все это надо учитывать, и тогда взрослые найдут нужный подход к ребенку.
Ребенка надо кормить всегда в одно и то же время. Тогда у него вырабатывается положительная привычка есть в определенное время, и к этому времени у него будет возникать желание есть. Вид пищи вызовет аппетит, начнется выделение слюны, желудочного сока, что создаст готовность организма к приему пищи и условия для лучшего ее усвоения.
В детских садах подготовка к обеду уже сама по себе настраивает детей на еду. Мытье рук, накрывание на стол, расстановка обеденных приборов — все это создает у детей желание есть, содействует хорошему аппетиту и усвоению пищи, а самый процесс еды становится для детей важным делом.
Дети, которые в семье не приучены к определенному режиму, установленному порядку, обычно недисциплинированны, с трудом подчиняются требованиям взрослых.
В режиме должно быть предусмотрено время для игр, занятий, выполнения трудовых поручений, т. е. для всего того, от чего зависит полноценное психическое развитие ребенка.
Дети по своей природе очень деятельны и активны. Надо, чтобы эта активность могла проявляться в полезных играх, занятиях, посильном труде. Если малыш слоняется из угла в угол, не находя для себя дела, то может так случиться, что его активность будет искать выхода в бесполезной беготне, шумной возне. Это мешает взрослым, ребенку делают замечания, одергивают его. Все это создает почву для возникновения детских капризов. Чтобы этого не случилось, надо руководить детской деятельностью.
Правильно организованный быт, содержательная интересная жизнь ребенка — одно из основных условий предотвращения капризов. Даже при самой большой занятости всегда можно найти время, чтобы поинтересоваться, чем занят малыш, принять участие в его ребячьих делах, научить новой игре и т. п.
Папа что-то мастерит, и сын рядом: то молоток отцу подаст, то гвоздик отыщет. Когда мама вечером занимается, малыш снова возле нее: или рисует, или строит что-то из кубиков. Несколько фраз, обращенных к ребенку, сказанных мамой между делом, дают новое направление его занятию, подсказывают интересный замысел его рисунку, постройке.
Когда ребенок чем-то занят, что-то мастерит, рисует, лепит или «помогает» старшим по дому, ему «некогда» капризничать. Его энергия расходуется на полезные ребячьи дела.
В дошкольном возрасте игра — основной вид деятельности. Игра организует поведение ребенка, является хорошим средством воспитания. Чтобы ребенок мог увлеченно играть, ему необходимо для этого создать условия. У малыша должен быть свой уголок, где бы он мог спокойно играть. Совсем не обязательно, чтобы там было слишком много игрушек. Не это определяет интерес ребенка к игре. Напротив, чрезмерное обилие игрушек рассеивает внимание ребенка, мешает сосредоточенной игре.
Иногда родители удивляются, почему малыш капризничает, не хочет чем-то заняться или поиграть: ведь у него так много интересных и разнообразных игрушек! Оказывается, еще недостаточно только лишь накупить массу игрушек, надо их «обыграть» вместе с ребенком: показать, как можно играть с той или иной игрушкой, подсказать, какие игры можно придумать, вначале вместе поиграть с малышом. Подчас ребенок не знает, как играть с игрушкой, и от этого его интерес к ней пропадает.
... — У тебя столько игрушек! И новый конструктор тебе купили, и настольный строитель, а ты не играешь с ними, только разбрасываешь по комнате! — говорит мама своему сыну Кирюше. — Иди и играй, не мешай мне своим нытьем.
А когда соседский мальчик-школьник однажды стал играть вместе с Кирюшей, оказалось, что и с конструктором и со строителем можно затеять столько интересных игр! Теперь эти игрушки стали любимыми, и Кирюша больше не разбрасывал их по комнате.
Если ребенок знает, как играть с игрушкой, она приобретает в его глазах ценность, он бережет ее, не ломает, аккуратно убирает после игры. В этом случае игрушка организует поведение ребенка.
Бывает, что игрушки надоедают малышу и он перестает в них играть. В таких случаях полезно часть игрушек спрятать, а через некоторое время, когда вы их снова дадите ребенку, он обрадуется им, как новым.
Для того чтобы игра имела воспитательную ценность, необходимо, как уже говорилось, руководить ею. Для этого не требуется специального времени, надо только следить, чтобы содержание игр способствовало формированию у детей лучших человеческих качеств, выявлению инициативы, самостоятельности. Зная о том, что в играх дети отражают все что их окружает, родители должны направлять внимание детей на явления, характерные для нашей советской действительности: грандиозное строительство, развитие техники, освоение космоса, гуманные отношения между людьми.
Руководя игрой детей, следует обратить внимание на то, умеют ли дети договориться между собой при распределении ролей в игре. Все это позволит вовремя отвлечь от нежелательного содержания игры или предотвратить назревающий конфликт между детьми. Вовремя предложенная игрушка, деталь костюма способствуют обогащению сюжета и устойчивости игры. Даже к месту брошенная взрослым реплика может дать нужное направление детской игре.
Надо приучать ребенка играть одному, а не только со взрослыми или товарищами. Если он привыкнет, что с ним постоянно занимаются взрослые, он будет капризничать, требуя, чтобы они его развлекали.
Хорошо, если родители привлекают малыша к посильным трудовым делам. Ребенок трех-четырех лет может убирать за собой игрушки, отнести на кухню после обеда ложки, убрать хлеб, принести пришедшему с работы папе домашние туфли и т. п. Более старшие дети помогают накрыть на стол, после обеда собирают посуду, выполняют и другие хозяйственные дела — подметают пол, вытирают влажной тряпочкой пыль с растений, с подоконника, убирают постель.
Ребенку приносит большое удовлетворение сознание, что он трудится вместе со взрослыми. Пусть выполняемая им работа не сложна и польза семье от нее не велика, важно ее воспитательное значение.
Время ребенка, имеющего обязанности в семье, заполнено интересными делами, ему некогда бездельничать, скучать. А безделье и скука — хорошие союзники капризам.
Кроме того, ребенок, имея определенные обязанности по отношению к окружающим, выполнение которых от него требуют неукоснительно, будет поставлен перед необходимостью преодолевать возникающее нежелание работать. Это учит его выдержке, умению соразмерять свои желания с возможностями, учит ценить труд других людей. Даже самые маленькие обязанности у самых маленьких детей закладывают основу для их нравственного воспитания.
1 К. Д. Ушинский, Избр. пед. соч., М., Учпедгиз, 1945, стр. 255.
2 К. Д. Ушинский, Собр. соч., т. VIII, М., изд. АПН РСФСР, 1950, стр. 430.
3 А. С. Макаренко, Лекции о воспитании детей, М., Учпедгиз, 1952, стр. 34.
4 А. С. Макаренко, Лекции о воспитании детей, М., Учпедгиз, 1952, стр. 34.