
„МОЖНО“, „НЕЛЬЗЯ“, „НАДО“
Малыш тянется ручонкой к желанному предмету, забавно растопырив пальчики, и лепечет:
— Дай-дай-дай!
И в ответ слышит от близких растроганное:
— На!
Стоит задуматься над тем, что означает это слово и действие. Пока «дай» произносится ребенком еще не осознанно. Но постепенно оно начинает звучать все более сознательно и настойчиво. Тут надо не пропустить момент, когда на требование «дай», «хочу» следует ответить категорическим «нельзя».
Важно с самых ранних лет приучать ребенка к слову «нельзя». Именно здесь желание ребенка, его «хочу», «дай», сталкивается с интересами окружающих. Ведь он не один живет на свете, а с другими людьми, с потребностями которых, желаниями, интересами он должен считаться. Ребенок должен это понять: он хочет, но этого нельзя, так как доставляет неудобства другому, это плохо. Можно не все. Ребенок, знающий ограничения, без капризов подчинится запрещению взрослого.
Уже на втором году жизни малыш способен понимать слово «нельзя». Это первое проявление его воли. Подчиняясь запрещению, ребенок делает усилие, чтобы отказаться от того, что ему хочется.
...Коле только что исполнился год. Теперь он уже самостоятельно ходит, и от этого его возможности познания окружающего намного расширились. Еще неуверенно переступая, обходит он все углы в комнате. Как много здесь интересного! На туалетной тумбочке столько привлекательных, блестящих предметов! Малыш протягивает к ним руку и тут же слышит:
— Нельзя, Коленька!
Протянувшаяся было к хрупкому предмету ручонка застывает на полпути.
«Нельзя» — это знакомое малышу слово. Конечно, это не совсем приятное для него слово: оно означает не трогать, не брать, можно только смотреть.
Колю, что называется «с пеленок», приучали к слову «нельзя». Например, нельзя, даже играя, замахиваться рукой на взрослого. Нельзя хватать котенка за хвост: ему больно, — но с ним можно играть. Нельзя брать без разрешения папины инструменты, но зато можно помочь папе спрятать их в ящик. Нельзя рвать книги и в них чертить карандашом, но можно рассматривать в них картинки, читать (делают это для Коли папа и бабушка) — в них много интересного, а если они разорваны, запачканы, их не удастся прочесть. Нельзя рвать цветы на клумбах, их можно только нюхать.
В дальнейшем, вместе с ростом Коли, многое из этих «нельзя» разъясняют ему (то, что он поймет), стараются создать у него осознанное отношение к собственным поступкам. Ведь если не приучишь ребенка с малых лет к тому, что нельзя, а что можно, то сформировать у такого ребенка послушание очень трудно.
Не думайте, что это «нельзя» мешает малышу полноценно по-детски жить, играть и резвиться, как, например, думают об этом родители Пети. Отец и мать считают, что их трехлетний сын настолько мал, что к нему еще невозможно предъявить никаких требований, а слово «нельзя» отнимает у ребенка непосредственность, радость. Мальчика невозможно оставить одного в комнате: однажды он отрезал ножницами кусок оконной занавески, в другой раз порвал папины чертежи...
Родители боятся огорчить ребенка отказом, боятся запрещением вызвать слезы, поэтому готовы идти на любые уступки. А каждая уступка влечет за собой последующие. В результате уже не взрослые, а ребенок диктует свои требования. Момент упущен, и «бразды правления» переходят в руки малыша.
Важно, чтобы ограничения и запреты опирались на сознание ребенка, были справедливы, а словом «нельзя» не злоупотребляли. Постоянные запреты дезориентируют ребенка, сбивают его с толку, держат его в напряжении, что, естественно, вызывает капризы. Чрезмерными запрещениями можно создать у ребенка привычку не реагировать на них. Надо, чтобы понятия «нельзя» и «можно» шли параллельно, как, например, поступают Колины родители. Тогда ребенок понимает, что не все нельзя, но и что-то можно, и начинает осознавать разницу между этими понятиями.
Слово «нельзя» приучает малыша к сдержанности. Ребенок, умеющий сдерживать свои желания, не станет капризничать, он осознанно воспримет запрет, в какой-то мере может тормозить свои желания, он осознает, почему то или другое нельзя, у него в какой-то мере это связано с проявлениями воли. Мы должны воспитывать у детей волю, зная, что воля — «это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда это нужно. Воля — это не просто желание и его удовлетворение, а это и желание и остановка, и желание и отказ одновременно. Если ваш ребенок упражняется только в том, что он свои желания приводит в исполнение, и не упражняется в тормозе, у него не будет большой воли»1.
Вот почему надо, чтобы ребенок рано научился понимать запрет, знал, что «нельзя», а что «можно». Ребенок растет, возрастают и его желания, поэтому у него должны быть своевременно воспитаны моральные тормозы.
Совершенно очевидно, что дети в возрасте 5—7 лет, которых правильно воспитывают, могут и должны проявлять волевые усилия, могут и должны в какой-то мере сдерживать свои чувства, управлять своими желаниями.
Сдержанность нужно воспитывать у ребенка с малых лет. Человек, не приученный к сдержанности в детстве, с трудом приобретает это качество в более поздние годы. Сдержанность, умение считаться с интересами окружающих, предотвращает появление капризов, эгоизма, потребительских взглядов на жизнь.
По мере роста ребенка к понятиям «нельзя» и «можно» прибавляется еще одно — «надо». Оно означает: ты не хочешь делать, но это необходимо, нужно для тебя, нужно для окружающих. Это сопряжено для малыша с выработкой воли, с умением быть сдержанным: хочется играть в шумную игру, но нельзя, так как папа отдыхает после работы; очень не хочется сидеть в постели, когда болен, но надо — это требование врача, он сказал, что иначе долго не выздоровеешь, и т. п.
Воспитание у ребенка с малого возраста желания выполнять определенные обязанности — одно из условий предупреждения и преодоления капризов. Обязанности, которые ребенок систематически выполняет, независимо от его желания и настроения, помогают предупреждать капризы.
Капризный ребенок доставляет немало огорчений родителям своим непослушанием. Привыкнув к капризам как к средству воздействия на взрослых, малыш с трудом поддается их распоряжениям. Как добиваться от таких детей послушания?
Прежде всего нельзя возводить каприз ребенка в нечто такое, перед чем взрослый непременно должен отступить. С самого раннего возраста воспитание ребенка должно основываться на твердых (и, разумеется, посильных) требованиях, которые бы приучали его к ответственности (в меру детских возможностей) за свои действия и поступки. Если в семье слишком долго обращаются с ребенком, как с беспомощным существом, несообразно его возрасту, то в ребенке развиваются беспомощность, капризы, эгоизм.
«Уступи ему, он маленький», «Ему хочется сладкого — ведь он еще маленький», «Освободите место маленькому ребенку» — все это, сказанное взрослыми, воспринимается ребенком как неоспоримое доказательство его прав. С него как бы снимается ответственность за его поступки потому, что он «маленький». Он раскапризничался, замахнулся, ударил, взял лучший кусок, отнял игрушку — все ему прощается, ему уступают, как меньшему. Постепенно он сам начинает требовать уступок, скидок не только от родных, но и от своих сверстников, других взрослых. Ведь маленькому не зазорно покапризничать, заплакать!
Зачастую ребенок знает своих близких лучше, чем они его. Он пользуется тем, что его считают «маленьким», и умеет из этого извлекать для себя выгоду. А родители и не заметили, что ребенок уже вырос, и то, что ему было непонятно вчера, понятно уже сегодня. Что он уже в состоянии выполнять определенные требования.
Родители допускают серьезную ошибку, если их требования к ребенку отстают от его роста и развития. Надо, чтобы требования, предъявляемые детям, соответствовали и их возрасту, и индивидуальным особенностям. «Линия поведения родителей должна определять линию развития ребенка. Она должна как бы шествовать впереди, освещая путь, вести ребенка от безусловного послушания к самостоятельности, к сознанию ответственности, к сознательной дисциплине, к самодисциплине»2, — писал известный врач-педагог Е. А. Аркин.
Неумение родителей следовать за ростом и развитием ребенка иногда проявляется в том, что они всячески ограничивают самостоятельность малыша, излишне его опекают. «Не трогай, ты не умеешь», «Я сама сделаю: разобьешь», «Ты еще маленький» — часто можно слышать по отношению к дошкольнику в тех семьях, где не верят в возможности ребенка. Подавление детской активности часто вызывает протест у малыша, проявляющийся в капризах, упрямстве, непослушании. Ведь ребенок от природы — деятельное существо.
На этой почве между взрослыми и детьми нередко возникают конфликты. Борьбу за «я сам» малыш ведет доступным для него способом — капризами.
... — Сама! Сама! Сама! — просит маленькая Таня маму.
Всего только второй год Тане, и еще нет у нее слов, чтобы выразить свое желание самостоятельно намыливать руки. Но маме некогда ждать, пока дочь управится со столь сложным для нее делом, как мытье рук. Мама отнимает мыло у Тани и торопливо намыливает ей руки.
— Ой! Сама! Сама! — еще громче кричит малышка и при этом топает ногами. Она вырывает руки, пытается отнять у матери мыло. Разгневанная мама шлепает девочку. Та громко плачет...
Всем известна тяга детей к самостоятельности. Даже самые маленькие пытаются самостоятельно есть, застегнуть пуговицу и т. п. Кому не приходилось наблюдать, как трехлетний малыш подолгу надевает ботинки, соображая, на какую ногу какой надеть. А затем терпеливо прицеливается шнурком в дырочку и завязывает шнурок оригинальным способом, известным ему одному. Ботинки смотрят носами в разные стороны, как педали у рояля, и пальчикам почему-то в них тесно... Но малыш терпит: ведь он сам обулся!
Надо, чтобы взрослые учитывали тягу детей к самостоятельности и давали им действовать, помогая там, где это необходимо. Многого еще не умеет малыш сделать так, как надо. И здесь должны прийти ему на помощь взрослые, показав, как надо, но не делая за ребенка того, что он может сделать сам. Если ребенка долго ограничивать в его стремлении к самостоятельности, то он в конце концов привыкнет к тому, что за него все делают взрослые. А в старшем возрасте заявит: «Не хочу», «Делай сама!»
Как чрезмерно заниженные требования, так и чересчур завышенные, не учитывающие детских возможностей, могут вызвать капризы. Если ребенок чувствует, что ему непосильны ваши требования, он начинает волноваться, плакать. Особенно если малыш отличается исполнительностью, послушанием, для него ваше слово — закон, а невозможность выполнить указание вызывает у него растерянность, слезы.
Требования, предъявляемые ребенку, всегда должны учитывать его возрастные и индивидуальные особенности. Тогда легче будет определить меру этих требований и форму, в какой они будут предъявлены.
Надо уметь давать распоряжения ребенку. И здесь все имеет-значение: тон, мимика, жест. Достаточно вспомнить, как реагирует на тон или мимику взрослого даже грудной ребенок, которому еще не понятен смысл ваших слов. Стоит лишь повысить голос, сделать сердитое выражение лица, как младенец ответит на это плачем.
Дети тонко ощущают все нюансы звучания вашего голоса. Фальшивый тон, к которому нередко прибегают взрослые, подделываясь под детские интонации, или нарочито «нравоучительный» не окажет на ребенка должного воздействия, а скорее, наоборот, вызовет отрицательную реакцию. Дети не любят, когда с ними разговаривают, «как с маленькими».
Указания должны звучать авторитетно, «надо уметь распорядиться коротко, один раз, распорядиться с таким видом и в таком тоне, чтобы ни у вас, ни у ребенка не было сомнений в правильности распоряжения, в неизбежности его выполнения. Родители должны научиться отдавать такие распоряжения очень рано, когда первому ребенку полтора-два года»3, — писал А. С. Макаренко.
В зависимости от того, в какой форме будут даны распоряжения, у ребенка возникает и соответствующая реакция. А распоряжения могут звучать очень различно. Покажем это на примерах.
Взрослый говорит спокойным тоном, не допускающим возражений:
— Нельзя на ступеньки садиться. Здесь ходят, поэтому грязно. Пальто запачкаешь.
Раздраженным тоном:
— Опять садишься на ступеньки! Вот неряха! Встань сейчас же! Кому я сказала?!
Равнодушным тоном, в форме вопроса:
— Зачем ты сел на ступеньки?
Ребенок, конечно, ответит так же, в тон, продолжая играть:
— А я играю в камешки...
И начнутся пререкания.
Ясно, какое из этих распоряжений скорее окажет на ребенка нужное воздействие.
Распоряжение, сделанное в форме вопроса, лишь только отдалит его выполнение. Не должно в нем звучать и раздражения, злобности. Даже если взрослый выведен из себя капризами и упрямством ребенка, надо уметь сдержаться. Ребенок, почувствовав в тоне взрослого злость, раздражение, хотя и испугается, но не перестанет капризничать. Наоборот, на раздражение взрослого ребенок ответит тем же.
Иногда требование, предъявляемое ребенку, может быть выражено в форме просьбы или в форме предупреждения. Это особенно уместно по отношению к старшему дошкольнику, когда его самосознание уже более развито и когда вы заранее хотите предупредить возникновение капризов. Например: «Хорошо, я беру тебя с собой в гости, но ты сдержишь свое слово? Будешь хорошо себя вести, чтобы мне не пришлось за тебя краснеть?» Или: «Я выполню свое обещание — куплю сейчас тебе персики. А ты их будешь есть дома. Согласен? Немытые есть нельзя, да и на улице это неприлично». Такой прием целесообразнее, если вы знаете, что у вашего ребенка в подобной ситуации уже не раз возникали капризы.
Особенно оправданным будет ваше напоминание о поведении малыша, если уже однажды у вас был разговор с ним на эту тему. Если ребенок осознает необходимость требования, тогда требование для него перестает быть насилием и не вызовет уже протеста.
Однако в этих случаях ваши требования и распоряжения не должны превращаться в упрашивания — они лишь будут способствовать разжиганию капризов.
Тон должен быть твердым и серьезным, а указание понятным ребенку, тогда оно звучит убедительно. Важно, чтобы у ребенка не возникло сомнений в том, стоит ли выполнять ваше распоряжение или, быть может, оно не обязательно.
Может ли распоряжение звучать в форме приказания? Да, и, пожалуй, чаще всего. Но здесь особенно важно суметь уловить, каким должен быть его тон. Если приказание звучит обидно, грубо, то здесь уж капризов наверняка не избежать.
Взрослый, добиваясь от ребенка выполнения своего требования, должен владеть всеми оттенками интонации. Важно уметь почувствовать, когда и при каких обстоятельствах можно применить тот или иной тон.
Бесстрастный, равнодушный тон, равно как и покрикивание, вряд ли будет способствовать достижению желаемого результата. Лишь в самых крайних случаях можно повысить голос. Подчеркиваем — в крайних случаях! Тогда этот тон воспринимается ребенком как что-то особенное и заставляет его соответствующим образом реагировать. Очень плохо, если крик в обращении с ребенком стал системой. Дети привыкают к нему, перестают на него обращать внимание. Недаром хороший педагог почти никогда не кричит на детей и добивается от них послушания, а плохой хотя и говорит с детьми все время в повышенном тоне, однако не достигает желаемого.
Родители должны следить за собой, чтобы не допускать ненужных окриков, разговоров в возбужденном тоне по поводу детских капризов. Это предупреждает развитие капризов и помогает воспитанию уравновешенного поведения детей.
Взрослые иногда не замечают, как сами способствуют возникновению детских капризов. У некоторых родителей запрет звучит категорически, так что ребенок знает: если папа сказал «нет», то так и будет, он не уступит и просить бесполезно. У других родителей это выглядит иначе: они запрещают и одновременно подают надежду. Ребенок знает, что хотя ему и отказали, но все же надеяться можно, если пустить в ход капризы. Достаточно ребенку почувствовать неуверенность в тоне взрослых, как он начнет хныкать и выпрашивать желаемое.
...Костя «ноет»: мама не пустила его к мальчику-соседу поиграть. Мама уговаривает сына, и в ее голосе слышатся нотки сочувствия:
— Не надо плакать. Уже поздно, надо спать ложиться.
Костя плачет без слез... Мама уговаривает:
— Не надо плакать. Завтра поиграешь с Вовой. Не плачь, сыночек. Завтра...
Голос Кости звучит все настойчивее, требовательнее. Тут мама не выдерживает:
— Да перестань же!
Затем она обращается к отцу:
— Ну скажи же ты Косте, чтобы он послушал меня!
Вмешивается отец. Он поддерживает требование матери. Костя прекращает плач, идет умываться.
Хорошо, что отец поддержал требования матери. Но все ли было как надо? Костя постоянно слышит, как мама обращается к папе с просьбой воздействовать на сына: «Скажи Косте, что так нельзя делать», «Скажи сыну, чтобы он слушал меня», «Скажи ты ему, раз он меня не понимает», «Скажи, скажи...» — и все это при сыне. Мама как бы расписывается в своем бессилии запретить, распорядиться, напомнить сыну и постоянно прибегает к помощи мужа. И сын привык, что слушать нужно тогда, когда скажет свое веское слово отец. Пятилетний мальчик, хотя еще не осознает, но уже улавливает, что мама одна без папы не может распорядиться, а вот папа — это другое дело!
Такое поведение родителей неправильно; ребенок должен подчиняться требованиям всех взрослых. Нельзя показывать детям своих слабых сторон, они заметят ваши слабости и будут использовать их в своих интересах.
Всегда надо проявлять разумную настойчивость в требованиях и следить, чтобы распоряжение было непременно выполнено, отучая таким образом ребенка от капризов. Нельзя допускать, чтобы распоряжение сначала давалось, а затем отменялось. Такое противоречие не только снижает авторитет указаний взрослых, но и предрасполагает к капризам.
Надо следить также, чтобы указание, данное одним из взрослых членов семьи, непременно поддерживалось всеми остальными, тогда малыш никогда не будет искать «защиты» то у бабушки, то у мамы или папы.
К ребенку надо предъявлять требования не только «прямолинейные» («не трогай», «надо сделать вот так»), но и «косвенные», при которых у малыша складывается впечатление, что это он сам поступает так, как он хочет, тогда как в действительности он выполняет то, что от него требуют взрослые. Такой прием особенно ценен по отношению к детям, склонным к капризам и упрямству: это предвосхищает возможные капризы и упрямство.
Поясним на примере.
...Четырехлетняя Лариса с увлечением играет на сквере с детьми в песок. Они «пекут» куличи и пирожки, игра в самом разгаре. Но пора домой. Взять Ларису и силой увести от детей — значит вызвать надолго слезы и капризы. Мама, зная свою дочь, предвидит возможный конфликт и поступает так:
— Товарищ повар, — говорит она Ларисе, — ваш рабочий день окончен. Вот уже и звонок, — постукивает совочком по ведерку, — пора домой: там вас дети ждут, их нужно кормить.
Лариса собирает формочки и торопливо шагает рядом с мамой.
— Соскучились мои детки, — говорит она.
К старшему дошкольнику нужен несколько иной подход, рассчитанный на более высокое сознание. Например, отец требует, чтобы- сын убрал свои игрушки после игры, не в форме прямого указания («убери»), а обращается с вопросом:
— Ты, наверное, сегодня уберешь свои игрушки еще аккуратнее, чем вчера? Мама придет и скажет: «Вот это порядок!»
Такие «косвенные» требования опираются на психологические особенности дошкольников — склонность к. самостоятельности, внушаемости, подражанию. Подобная форма требований более мягка, чем прямолинейная, и почти всегда приносит желаемый результат.
1 А. С. Макаренко, Соч., т. IV, М., изд. АПН РСФСР, 1951, стр. 462.
2 Е. А. Аркин, Вопросы советского дошкольного воспитания, М., изд. АПН РСФСР, 1950, стр. 143.
3 А. С. Макаренко, Соч., т. IV, М., изд. АПН РСФСР, 1951, стр. 369—370.