Образцов С. В.

Золотое детство



С. В. ОБРАЗ­ЦОВ, народ­ный артист СССР

ЗОЛОТОЕ ДЕТСТВО

<...>Я очень люблю детские рисунки, люблю выставки детских рисун­ков. Но всегда бываю огорчен, если на такой выставке про­ис­хо­дит преми­ро­ва­ние и какие-то рисунки офи­ци­ально квали­фи­ци­ру­ются как лучшие. Кри­те­рии на лучшее и худшее в искус­стве и вообще-то очень рас­плыв­чаты. Пред­ставьте себе, что перед вами висят пейзажи Гейн­сборо, Пуссена, Сезанна, Левитана, Коро­вина и Сарьяна. Попро­буйте ото­брать лучший. Уверяю вас, все дети-худож­ники могут ока­заться не менее разными по своим инди­ви­ду­аль­но­стям.

Что может служить кри­те­рием каче­ства дет­ского рисунка?

Мастер­ство? Конечно, нет. Насто­я­щего умения, а тем более мастер­ства не может быть в детском рисунке.

Талант? Но его еще труднее опре­де­лить, тем более что в период соз­да­ния рисун­ков дети в той или иной степени под­вер­га­ются влиянию взро­с­лых. Плохому или хоро­шему — это уже другой вопрос. Кто же в таком случае полу­чает премию? Ребенок или его индук­тор?

Малень­кие дети очень непо­сред­ственны в своем твор­че­стве. Детская непо­сред­ствен­ность, а иногда просто бес­по­мощ­ность нравится взро­с­лым. Это и есте­ственно. Сквозь бес­по­мощ­ность талант виднее. Мастер­ство слишком часто — броня без­дар­но­сти. Но, к сожа­ле­нию, в оценке дет­ского изо­б­ра­зи­тель­ного твор­че­ства взро­с­лые очень склонны саму бес­по­мощ­ность при­ни­мать за талант и, стре­мясь во что бы то ни стало сохра­нить «дет­с­кость» дет­ского рисунка, натал­ки­вают ребят на кокет­ство небреж­но­стью, на гаер­ни­че­ство штрихом и краской, на созна­тель­ное недо­ри­со­вы­ва­ние, недо­де­лы­ва­ние.

На вели­ко­леп­ной япон­ской выставке детских рисун­ков я видел рисунок, на котором была изо­б­ра­жена женщина с лицом безглаз. И подпись: «Мать». Один из посети­те­лей вос­хи­щался «обоб­щен­но­стью» дет­ского видения, а я голову даю на отсе­че­ние, что без под­сказки взро­с­лого ребенок не мог нари­со­вать лицо без глаз. Он рисует только знаемое. Он может очень плохо нари­со­вать собаку, но у нее всегда будет четыре ноги. Хорош или плох был рисунок с над­пи­сью: «Мать», но без­гла­зое лицо нужно целиком адре­со­вать педа­гогу. Ребенок тут ни при чем. Он не достоин ни премии, ни осу­жде­ния. А вот в издан­ном Дет­ги­зом альбоме рисун­ков совет­ских детей, к сожа­ле­нию, много совсем не детских, но уже по другому при­знаку — по сухости и нату­рализму. И это тоже на совести взро­с­лых. Нату­рализм детям не свойствен. Они активно вос­при­ни­мают окру­жа­ю­щий их мир, и к пас­сив­ной инвен­та­ри­за­ции види­мого их можно при­у­чить только путем дли­тель­ных упраж­не­ний.

Нет, педа­го­гов, может быть, и можно поощрять преми­ями за дости­же­ния их уче­ни­ков, но ребята, зани­ма­ю­щи­еся рисо­ва­нием, в таких поощре­ниях не нужда­ются. Сам процесс рисо­ва­ния и живо­писи, про­ник­но­ве­ние в это искус­ство, обо­стре­ние и обо­га­ще­ние глаза, ощу­ще­ние вза­и­мо­действия формы, цвета и ком­по­зи­ции настолько инте­ресны и радостны, что не требуют никаких поощри­тель­ных допин­гов.

Я знаю, что в про­фес­си­о­наль­ных школах музыки педа­гоги, заин­те­ре­со­ван­ные только в конеч­ном резуль­тате обу­че­ния уче­ни­ков своих классов, запре­щают им пуб­лич­ные выступ­ле­ния, кроме отчет­ных вечеров, носящих харак­тер под­ве­де­ния итогов. Нас­колько мне известно, кон­курсы на лучшее испол­не­ние Чайков­ского или Брамса ни в средних музы­каль­ных школах, ни на младших курсах кон­сер­ва­то­рии не устра­и­ва­ются. Но вот, к сожа­ле­нию, в кружках музы­каль­ной и вокаль­ной детской само­де­я­тель­но­сти домов пио­не­ров или про­фес­си­о­наль­ных клубов хва­стов­ством успе­хами круж­ков­цев очень зара­жены если не педа­гоги, то очень многие дирек­тора или «заве­ду­ю­щие сек­то­ром».

Однажды на каком-то празд­нич­ном вечере, в про­грамму кото­рого входили выступ­ле­ния детей, я увидел малень­кого пиа­ни­ста. Он был настолько мал, что с трудом залез на стул. Зрители засме­я­лись, мальчик сму­тился и начал играть. Играл он хорошо, нас­колько может хорошо играть спо­соб­ный шести­лет­ний ребенок. Успех у него был очень большой. Два раза он выходил, неловко кла­нялся. Конечно, он был счаст­лив. Ведь не могло же ему прийти в голову, что зрители апло­ди­руют не за его игру, а за вызы­ва­ю­щий уми­ле­ние возраст!

Через несколько месяцев я вновь увидел этого же маль­чика на каком-то другом, не менее празд­нич­ном вечере. Пови­ди­мому, взро­с­лые, обра­до­ван­ные успехом своего питомца, начали стричь купоны славы. Мальчик с несколько пре­у­ве­ли­чен­ным трудом, вызвав­шим тот же смех, залез на стул и очень лихо, с ненуж­ной ско­ро­стью сыграл все тот же турец­кий марш Бет­хо­вена. Опять успех был очень большой. Куда больше, чем у высту­пав­шей до него певицы Боль­шого театра. Кон­фе­ран­сье дал маль­чику кон­фетку, женщина-адми­ни­стра­тор его поце­ло­вала. Мальчик вел себя с досто­ин­ством. Счаст­ли­вая мама заку­тала сына, справи­лась, есть ли машина, и отбыла. Женщины зави­до­вали маме. А зави­до­вать было нечему.

Насту­пит пора, когда отве­чать маль­чику при­дется уже за каче­ство игры, а не за уми­ли­тель­ный рост. Лихость и само­у­ве­рен­ность пят­на­дца­ти­лет­него пиа­ни­ста из мнимых досто­ин­ств пре­вра­тятся в недо­статки. Вряд ли под­рос­шему маль­чику удастся тогда сыграть бет­хо­вен­ский марш с тем искрен­ним ощу­ще­нием музыки, какое было на его первом пуб­лич­ном выступ­ле­нии. Затих­нут апло­дис­менты зри­те­лей. Им не на что будет уми­ляться, а насла­ждаться станет нечем. Дай бог маль­чику пере­не­сти кризис пере­о­ценки соб­ствен­ных досто­ин­ств: он ведь и взро­с­лым-то часто бывает нев­мо­готу! А кризиса могло бы и не быть, кабы не зара­зили маль­чика зло­ка­че­ствен­ной болез­нью тще­славия. От нее трудно выле­читься. Мета­стазы почти неиз­бежны.

В юности я был пре­по­да­ва­те­лем рисо­ва­ния в детском доме. Летом ребят выво­зили в Рузу и раз­ме­щали в бывшем поме­щи­чьем доме на обры­ви­стом лесном берегу. Сейчас там выстроен огромный сана­то­рий. Лет мне было мало. Разница в годах между мной и младшими ребя­тами не пре­вы­шала десяти, а от старших отде­ляло три-четыре года. Конечно, на мне лежали обя­зан­но­сти и пре­по­да­ва­теля и вос­пита­теля, но в купанье, лапте и город­ках мы были почти на равных. Рисо­вать боль­шин­ство ребят любило, а малень­кие выре­зали из раз­но­цвет­ной бумаги яблоки, цветы, кошек, домики, паро­возы или просто кру­жочки, тре­у­голь­ники и ква­д­ра­тики, накле­и­вали их на бумагу, и мы раз­ве­ши­вали все это на бре­вен­ча­той стене веранды.

Был в этом доме и дра­ма­ти­че­ский кружок. Я им мало инте­ре­со­вался. Во-первых, потому, что тогда вовсе не думал о каком бы то ни было театре, ни о дра­ма­ти­че­ском, ни о куколь­ном, а во-вторых, еще и потому, что руко­во­дил этим кружком томный молодой человек с усиками. Драм­кру­жок при­го­то­вил спек­та­кль из двух корот­ких пьес. Я не помню их назва­ния. Помню только, что в первой пьесе два маль­чика играли: один — сапож­ника, а другой — стран­ника. Вторая пьеса была инс­це­ни­ров­кой сказки, кажется андер­се­нов­ской, и там были богды­хан, шут и прин­цесса. Спек­та­кль всем очень понравился и пре­вра­тился в событие — веселое и радост­ное.

На меня большое впе­ча­т­ле­ние про­из­вела игра одного маль­чика по фамилии Шлёпов. Не знаю, какова его тепе­реш­няя про­фес­сия. Ему сейчас, навер­ное, уже пять­де­сят, а тогда было лет восемь или десять. Был он малень­кого роста, нос пуго­ви­цей, в дви­же­ниях мед­лен­ный и по-кре­стьян­ски рас­су­ди­тель­ный в оценке окру­жа­ю­щего. Как и все дети этого бывшего «сирот­ского дома», Шлёпов был круглым сиротой.

Так вот этот самый Шлёпов в первой пьесе играл сапож­ника. По сюжету пьесы во время беседы со стран­ни­ком сапож­ник должен был подойти к русской печке, вынуть горшок с кашей и уго­стить этой кашей гостя. На малень­кий шлё­пов­ский под­бо­ро­док накле­или здо­ро­вен­ную бороду, на стри­же­ную сирот­скую голову надели лох­ма­тый парик, на узень­кие плечи чью-то русскую рубаху, на ноги стоп­тан­ные сапоги двор­ника. Сел Шлёпов на табу­ретку, набил рот сапож­ными гвоз­дями и, дело­вито вынимая гвозди из-за щеки, стал вко­ла­чи­вать их в под­метку старого башмака. Пришел стран­ник, начался раз­го­вор. Пора угощать гостя кашей. Подошел Шлёпов к нари­со­ван­ной кар­тон­ной печке. Достал из про­ре­зан­ной в кар­тонке дырки горшок, загля­нул в него и, к ужасу режис­сера, сказал: «Не упрела!..» — и опять сунул в дыру. Потом спо­койно вер­нулся на свой табурет и про­дол­жал беседу с гостем в полной правде обсто­я­тель­ств, хотя слов, им про­из­но­си­мых, у автора не было. Сцена шла по крайней мере вдвое дольше, пока не «упрела» каша и пока оба боро­да­тых маль­чика не съели ее пустыми дере­вян­ными ложками.

Во второй пьесе Шлёпов играл богды­хана. На него надели довольно грязный доре­во­лю­ци­он­ный «шикар­ный» капот с поясом и кисточ­ками, при­над­ле­жав­ший самой пожилой учи­тель­нице. Когда богды­хан при­ни­мал под­чи­нен­ных, Шлёпов встал во весь свой малень­кий рост и с таким досто­ин­ством запах­нул полы богды­хан­ского халата и завязал пояс с кисточ­ками, будто он действи­тельно «сын солнца».

На утро Шлёпов был тем же Шлё­по­вым, что и раньше, и, рисуя серого волка, вытя­ги­вал язык, све­ши­вая его на сторону, как щенок, кото­рому жарко.

Нельзя было даже и поду­мать, что в этом маль­чике где-то живет и старый сапож­ник, и царь, и что он умеет стать и тем и другим.

Но в это же сле­ду­ю­щее за спек­та­клем утро про­и­зо­шло нечто нео­жи­дан­ное с двумя другими участ­ни­ками спек­та­кля. Про­и­зо­шло и начало раз­ви­ваться со ско­ро­стью бук­вально ката­стро­фи­че­ской. Так как оба они, как я надеюсь, живы и здоровы, то я не буду назы­вать их фамилий и имен, чтобы не обидеть их. Это — девочка и мальчик.

Девочка играла царевну. Мальчик — шута. Девочка была кра­си­вая, а у маль­чика было лицо смешное и чуть лукавое. Веро­ятно, именно за эти каче­ства внеш­но­сти и выдал им режис­сер их роли.

О своей красоте девочка до спек­та­кля не имела ника­кого пред­ста­в­ле­ния, а значит, и маль­чики ее красоты не заме­чали. Дев­чонка и дев­чонка! Завили ей волосы, надели на голову бумаж­ную корону, сшили девочке из кисеи «воз­душ­ное» платье, подвели черным и без того черные рас­ки­ди­стые брови, нару­мя­нили щеки и напуд­рили лоб. Вышла царевна на сцену, и все маль­чики увидели, что «Верка-то, ока­зы­ва­ется, кра­савица!..»

Утром сле­ду­ю­щего дня на Вере не было ни короны, ни пудры, но кра­сави­цей она оста­лась. И для маль­чи­шек стала не просто девоч­кой и дев­чон­кой, а «кра­си­вая Вера». И Вера (я называю ее не насто­я­щим именем) вдруг поняла, что она красива, стала хлопать глазами и под­жи­мать рот. Красота ее стала непри­ят­ной, взро­с­лой.

Это было так наглядно и так обидно стало за Веру, что при­шлось при­бег­нуть к крайней мере: при всем классе высме­ять ее красоту и ее кри­вля­нье. Конечно, ей было больно, но с тех пор маль­чики стали гово­рить ей слово «кра­си­вая» в насмешку. — «Ну, завер­тела глазами, кра­си­вая!..» Вера пере­стала хлопать глазами и под­жи­мать рот, и через месяц вос­ста­но­вился статус кво. Она стала такой же, как все. Дев­чонка и дев­чонка. С кем-то ссо­ри­лась, с кем-то дру­жи­лась. Девочка она была хорошая, озорная и умная. Все в порядке.

Что же про­и­зо­шло с маль­чи­ком? (Пусть он будет Коля.) Его смешная физи­о­но­мия очень подошла для роли шута. Режис­сер научил его под­ни­мать палец и высоким голосом пищать «хи-хи-хи».

Все в зале сме­я­лись. И ребята и взро­с­лые. Коля имел успех. Он гри­мас­ни­чал, и ребята пока­ты­вались со смеху. С тех пор Коля начал шуто­вать. Я уверен, что многие пре­по­да­ва­тели знают, что такое шут в классе. Это кри­вляка, кото­рого нельзя оста­но­вить, потому что он имеет успех. Фак­ти­че­ски у этого «обще­ствен­ного шута» очень уни­зи­тель­ное поло­же­ние, но и он и все окру­жа­ю­щие так при­вы­кают к этому, что поло­мать соз­дав­ши­еся вза­и­мо­от­но­ше­ния между кол­лек­ти­вом и шутом очень трудно.

Но это было необ­хо­димо. И при­шлось без­жа­лостно дис­кре­ди­ти­ро­вать каждое желание Коли рас­сме­шить кого-нибудь — под­ра­жая ему, сделать его зна­ме­ни­тое «хи-хи-хи» просто глупым, чтобы ребята не сме­я­лись, а гово­рили: «Ну, завелся!..»

Что же я этим хочу сказать? Что всякая теа­т­раль­ная само­де­я­тель­ность детям вредна? Что не должно быть детских драм­круж­ков? Нет, я не соби­ра­юсь этого гово­рить. Мне хочется только обра­тить вни­ма­ние на то, что искус­ство влияет и на тех, кто его вос­при­ни­мает, и на тех, кто его создает, гораздо глубже, чем это кажется на первый взгляд. Это влияние может быть и очень полезным и очень вредным. Человек, вос­пи­ты­ва­ю­щий детей сред­ствами искус­ства или обу­ча­ю­щий их искус­ству, должен быть так же осто­ро­жен и вни­ма­те­лен к этому про­цессу, как осто­ро­жен врач, при­ме­ня­ю­щий то или другое лекар­ство.

Чем объ­яс­нить, что со Шлё­по­вым, до уди­ви­тель­но­сти талан­тливо сыграв­шим и сапож­ника и богды­хана, ничего не про­и­зо­шло, а в Колю и Веру про­ни­кли бациллы успеха и чуть не пока­ле­чили их души?

Да прежде всего тем, что оба соз­дан­ные Шлё­по­вым образа не опи­рались на его внешние данные. Шлёпов не себя пока­зы­вал с помощью богды­хана, он не кокет­ни­чал и не кри­в­лялся, он изо­б­ра­жал его, как изо­б­ра­жают дети маму, доктора, поку­па­тель­ницу или про­давца мага­зина, играя во дворе без всяких зри­те­лей. Коля же и Вера зани­мались само­по­ка­зом, и в этом вина режис­сера. Он был только режис­се­ром и подыс­ки­вал для своей поста­новки наи­бо­лее выгод­ные типажи, а должен был быть прежде всего вос­пита­те­лем. При­ме­не­ние выгод­ного типажа для успеха спек­та­кля или дет­ского кон­церта очень рас­про­стра­нено среди многих режис­се­ров и руко­во­ди­те­лей детской само­де­я­тель­но­сти. Недаром в конце детской про­граммы обычно высту­пают самые малень­кие. Как бы они ни плясали польку — успех обес­пе­чен.

Но если бы дело огра­ни­чи­ва­лось только полькой! К сожа­ле­нию, очень часто на чьем-нибудь юби­лей­ном вечере вдруг поя­в­ля­ются пяти­летки с цветами, и самому малень­кому из них пору­ча­ется сказать при­вет­ствие. Если он шепе­ля­вый, тем лучше. Большим будет успех. Осо­бенно нравится, когда при этом про­из­но­сятся слова сугубо взро­с­лые.

Выходит малень­кая девочка с огромным бантом на ангель­ски белых волосах и говорит: «Мы кля­немся холосо уситься, собы сесно слузить насей великой лодине!» Гром апло­дис­мен­тов. А ведь, по суще­ству, это про­фа­на­ция детства и про­фа­на­ция вели­кого слова «Родина».

Дети не забава для взро­с­лых, не предмет для спе­ку­лятив­ных упраж­не­ний режис­сера.

Искус­ство — огром­ная сила. Детям оно нужно так же, как и взро­с­лым. Вос­пита­ние сред­ствами искус­ства — это очень действен­ное и актив­ное вос­пита­ние. И именно поэтому надо всегда думать о резуль­тате этого действия, о том, напри­мер, что чувства героя пьесы неиз­бежно вызы­вают соот­вет­ству­ю­щие чувства испол­ни­теля роли. Перед тем как дать роль маль­чику или девочке, поду­майте, сколько им лет, не рано ли, а значит, и не вредно ли искус­ственно сти­му­ли­ро­вать воз­ник­но­ве­ние в них тех или иных эмоций.

Поручая маль­чику или девочке при­вет­ство­вать кого-нибудь на сцене, а это бывает и необ­хо­димо и правильно, не делайте из этого аттрак­ци­она в угоду взро­с­лым и не пору­чайте таких при­вет­ствий одним и тем же, чтобы не поя­вился у них штамп пафоса, чтобы не стали они раз­вязными, чтобы не нау­чи­лись любо­ваться собой и слушать свои голоса. Будьте прежде всего вос­пита­те­лями, и не беда, если вам при­дется насту­пать иногда на горло своей соб­ствен­ной режис­сер­ской песне. Знайте, что самая основ­ная задача вос­пита­теля и педа­гога — научить ребят любить искус­ство в себе, а не себя в искус­стве.

В работе детских кружков насто­ра­жи­вает тот факт, что число ребят, зани­ма­ю­щихся тех­ни­кой, биоло­гией, гео­гра­фией и даже спортом, слишком мало в срав­не­нии с коли­че­ством ребят, занятых в кружках худо­же­ствен­ной само­де­я­тель­но­сти. Среди взро­с­лых коли­че­ство людей, про­фес­сия которых искус­ство, куда меньше, чем людей других про­фес­сий. Значит, и во вне­ш­коль­ной работе этот процент должен в какой-то степени сохра­няться.

Я знаю, что люди, занятые худо­же­ствен­ным вос­пита­нием ребят, скажут мне, что они вовсе и не соби­ра­ются гото­вить из своих вос­питан­ни­ков актеров, чтецов, певцов, тан­цо­ров. Пусть они будут инже­не­рами, врачами, педа­го­гами, но пусть они любят искус­ство. Это все, конечно, правда, но только в таком случае этот будущий инженер или врач должен и в детском воз­ра­сте помимо увле­че­ния драм­круж­ком еще увле­каться и тех­ни­кой или биоло­гией. Иначе не мино­вать ему бродить по «откры­тым дверям» в поисках про­фес­сии. Вот почему, мне кажется, все вне­ш­коль­ные учре­жде­ния должны прежде всего рас­ши­рить работу кружков тех­ни­че­ских, биоло­ги­че­ских, агро­но­ми­че­ских, физико-мате­ма­ти­че­ских, хими­че­ских, кра­е­вед­че­ских.

Дома в наших городах растут как грибы, и мы знаем, что ком­му­наль­ные квар­тиры в неда­ле­ком будущем оста­нутся только в «вос­по­ми­на­ниях совре­мен­ни­ков». Но для взро­с­лых два или три года, отде­ля­ю­щие нас от въезда в отдель­ную квар­тиру, это почти скоро, а вот для наших детей это слишком долго. Ведь детство у них действи­тельно золотое. Каждый год, каждый месяц на вес золота. И если на просьбу матери: «Шел бы ты, Петя, погулял!..» — Пете иначе как во двор или на улицу идти некуда, значит, мы тут что-то не догля­дели. Значит, пока у Пети нет своей комнаты, нужно, чтобы такая комната была у всех детей этого дома или хотя бы несколь­ких домов. Я знаю, что в отдель­ных домах такие детские комнаты, детские клубы орга­ни­зо­ваны. Орга­ни­зо­вана и вне­ш­коль­ная работа во многих дворах. Надо, чтобы это было систе­мой. Надо, чтобы в каждом стро­я­щемся квар­тале часть нижнего этажа одного из домов отво­ди­лась бы под детский клуб.

Я не знаю, должны ли эти пер­вич­ные клубные ячейки под­чи­няться район­ному Дому пио­не­ров или бли­жайшей школе, но оставить их только на попе­че­ние домовой обще­ствен­но­сти тоже нельзя.

И в то же время при­влечь обще­ствен­ность дома к работе этих клубов необ­хо­димо. Есте­ственно, что очень большую роль в орга­ни­за­ции детских клубов должны сыграть пио­нер­ская и ком­со­моль­ская орга­ни­за­ции. Пусть они не орга­ни­зо­вы­вают там докла­дов или дис­пу­тов на тему «Дружба и това­ри­ще­ство» или «Мораль­ный облик совет­ского школь­ника», а воз­гла­вят работу ради­о­лю­би­те­лей, аква­ри­у­ми­стов, фото­кружка, орга­ни­зуют турист­ские походы, и тогда в сов­мест­ной работе, в увле­че­нии ею, в страсти, в мечте вопросы поли­ти­че­ские, вопросы совет­ской морали, вопросы дружбы и това­ри­ще­ства при­об­ретут кон­крет­ность и уди­ви­тель­ную ясность.

И золотое детство каждого ребенка станет действи­тельно золотым вре­ме­нем ста­но­в­ле­ния каждого совет­ского чело­века, будущая сози­да­тель­ная дея­тель­ность кото­рого ока­жется есте­ствен­ным про­дол­же­нием его детской мечты, его таланта, его страсти, рожден­ных стра­стью, мечтой и талан­том его народа.

с. 23—31

Другие материалы из данного источника