Никитина Л. А. и др.

Родителям ХХI века: (Как воспитать здорового ребенка)(фрагмент)



ЭНЕР­ГЕТИ­ЧЕ­СКОЕ ПРАВИЛО ДВИ­ГА­ТЕЛЬ­НОЙ АКТИВ­НО­СТИ (или энер­гети­че­ское правило ске­лет­ных мышц)

Если дви­га­юсь — расту, пока дви­га­юсь — живу

Как же про­ис­хо­дит это чудо: как из заро­дыша выра­с­тает сначала детский, а потом взро­с­лый орга­низм? Что движет этим про­цес­сом?

Долгое время наука считала, что в каждом орга­низме изна­чально — с яйце­клетки — заложен некий опре­де­лен­ный запас энергии, данный на всю жизнь. Израс­хо­ду­ешь этот запас — про­щайся с жизнью. Полу­ча­лось, что, чем больше эко­но­мишь свои силы, тем дольше про­жи­вешь. Кажется, верно: мед­ли­тель­ный слон живет куда дольше юркой, подвиж­ной мыши. Конечно, здесь играют роль и их размеры, недаром теория М. Рубнера, про­воз­гла­сив­шего «энер­гети­че­ское правило поверх­но­сти», долгое время опре­де­ляла каждому из нас «энер­гети­че­ский фонд» жизни.

В лабо­ра­то­рии Аршав­ского усо­мни­лись в этой теории, когда заметили, что оди­на­ко­вые по раз­ме­рам живот­ные (напри­мер, кролик и заяц или белка и крыса) живут не оди­на­ково долго: заяц дольше кролика в 2—3 раза, а белка — дольше крысы в 5—6 раз! А ведь зайцу и белке дви­гаться при­хо­дится куда больше и интен­сив­нее, чем кролику или крысе. Каза­лось бы, они должны быстро исчер­пать свой запас энергии, а полу­ча­лось нао­бо­рот: тратя силы, они удли­няли жизнь! Что за пара­докс?

Начались мно­го­лет­ние иссле­до­ва­ния, при­ведшие к важ­нейшему откры­тию, а затем и к теории ЭНЕР­ГЕТИ­ЧЕ­СКОГО ПРАВИЛА ДВИ­ГА­ТЕЛЬ­НОЙ АКТИВ­НО­СТИ. Схе­ма­ти­че­ски его можно изло­жить так: жизнь орга­низма, его рост, раз­ви­тие, состо­я­ние всех вну­трен­них органов и тканей (вплоть до кле­точ­ного уровня) зависят от дви­га­тель­ной актив­но­сти ске­лет­ных мыши.

Обез­дви­жен­ный орга­низм даже при пол­но­цен­ном питании нор­мально суще­ство­вать не может, он спо­со­бен только заплыть жиром, как рожде­ствен­ский гусь, под­ве­шен­ный в мешке к потолку. У детей, мало дви­га­ю­щихся, может задер­жаться рост, будут слабыми или болез­нен­ными все вну­трен­ние органы, их раз­ви­тие часто идет как бы враз­но­бой: одно опе­ре­жает, другое отстает, что также чревато разными непри­ят­но­стями, осо­бенно в отро­че­ском и под­рост­ко­вом воз­ра­сте. «Природа очень дорожит законом актив­но­сти и жестоко нака­зы­вает за его нару­ше­ния» (И. А. Аршав­ский).

Поста­ра­емся понять: если не хватит времени на дви­же­ние, его не хватит и на жизнь. Однако значит ли это, что надо жить «белкой в колесе» или каждому стать рекор­д­сме­ном по бегу, пла­ва­нию или другому интен­сив­ному виду спорта? Нет! Вспо­мните, что говорил Аршав­ский о том, что многие спорт­смены рано ста­но­вятся инвали­дами. ВСЕ ХОРОШО В МЕРУ. Но как ее опре­де­лить?

с. 29—30

В ГРА­НИ­ЦАХ ФИЗИ­ОЛО­ГИ­ЧЕ­СКОГО СТРЕССА

Изо всех сил, но на грани удо­воль­ствия

Ока­зы­ва­ется, в любой дея­тель­но­сти — и физи­че­ской, и умствен­ной — можно и «недо­бор­шить», и «пере­бор­щить». Не дотя­нешь — не будет роста, раз­ви­тия; пере­ста­ра­ешься — можешь надо­рваться. Природа и здесь строга и непре­клонна: и лени не простит, и излиш­няя прыть ей не нужна. А что нужно? Золотая сере­дина, т.е. опти­маль­ные нагрузки и напря­же­ния. Что это значит?

Слово СТРЕСС теперь всем знакомо и при­вычно. То и дело слышишь: «Стрес­со­вая ситу­а­ция», «На работе стрессы, дома стрессы — ужас!» «От этих стрес­сов голова кругом идет» и т.п. И всегда это слово озна­чает некие нега­тив­ные воз­действия на нашу нервную систему. «Стресс — источ­ник отри­ца­тель­ных пережи­ва­ний, а значит, и болез­ней, сле­до­ва­тельно, стрес­со­вых ситу­а­ций надо вся­че­ски избе­гать» — таково рас­хо­жее мнение. Между тем СТРЕСС по-русски озна­чает всего-навсего НАПРЯ­ЖЕ­НИЕ. Но напря­же­ние напря­же­нию рознь: есть патоло­ги­че­ские стрессы, действи­тельно вызы­ва­ю­щие исто­ще­ние орга­низма, а есть совер­шенно необ­хо­ди­мые для нор­маль­ной жиз­не­де­я­тель­но­сти физи­оло­ги­че­ские стрессы, без которых мы ока­зались бы просто непри­с­по­со­б­лен­ными к жизни.

Живое от нежи­вого и отли­ча­ется прежде всего тем, что может меняться в зави­си­мо­сти от обсто­я­тель­ств — ада­п­ти­ро­ваться, т.е. при­с­по­са­б­ли­ваться, к ним. Но и сама спо­соб­ность к ада­п­та­ции тоже меня­ется, она может быть тре­ни­ро­ван­ной, а может сойти на нет, если ее не упраж­нять.

На нас действуют многие внешние и вну­трен­ние раз­дра­жи­тели: тепло, холод, хими­че­ские веще­ства, вирус­ные воз­бу­ди­тели, мышеч­ные и пси­хи­че­ские нагрузки. Орга­низм отве­чает на них физи­оло­ги­че­ски однотипно, выделяя соот­вет­ству­ю­щие веще­ства и гормоны. Конечно, на это при­хо­дится тратить энергию, подчас немалую, но «игра стоит свеч» — так под­дер­жи­ва­ются и укреп­ля­ются наши ада­п­тив­ные (при­с­по­со­би­тель­ные) «меха­низмы», в том числе главный страж нашего здо­ро­вья — имму­ни­тет. Сле­до­ва­тельно, без ада­п­тив­ных стрес­со­вых реакций орга­низм будет слаб и без­за­щи­тен: лежа на печи да жуя калачи, только Илье Муромцу удалось бога­ты­рем стать после 33 лет сидения. В сказке и не такое воз­можно, а в жизни из лежебок только Илюши Обло­мовы полу­ча­ются. За них раньше все Захарки делали, а теперь сер­до­боль­ные мамы, бабушки и даже папы, сами вырос­шие без твер­дого муж­ского руко­вод­ства, напря­же­ний и труд­но­стей.

Итак, стрессы в жизни необ­хо­димы, но сози­да­ю­щие — физи­оло­ги­че­ские, а не патоло­ги­че­ские, раз­ру­ша­ю­щие нас. Как же отли­чить их друг от друга? Как не обле­ниться и не надо­рваться? Это одна из важ­нейших задач вос­пита­ния и само­вос­пита­ния, поскольку границы физи­оло­ги­че­ского стресса сугубо инди­ви­ду­альны. Есть один надеж­ный способ опре­де­лить их: если во время какой-либо напря­жен­ной дея­тель­но­сти (физи­че­ской, умствен­ной, душев­ной) человек испы­ты­вает удо­воль­ствие, эмо­ци­о­наль­ный подъем, значит, все идет нор­мально. Тогда и большие нагрузки на пользу пойдут.

Недаром И. А. Аршав­ский часто напо­ми­нает (осо­бенно это каса­ется детей), что любые зна­чи­тель­ные воз­действия на орга­низм должны быть на грани удо­воль­ствия, при­но­сить поло­жи­тель­ные эмоции. Ника­кого насилия, в том числе и мани­пу­ли­ро­ва­ния, соблазна, под­начки. Это чрез­вы­чайно важно, и вот почему.

Человек, в том числе и ребенок, САМ опре­де­ляет уровень нагрузки, предел напря­же­ния, т.е. осу­ще­ст­в­ляет инди­ви­ду­аль­ный само­кон­троль. Так раз­ви­ва­ется необ­хо­ди­мое каче­ство здо­ро­вого орга­низма — само­ре­гу­ля­ция, не заме­ня­е­мая никакой дози­ров­кой извне. Это каче­ство поз­во­ляет без нервных срывов и пере­на­пря­же­ний не только под­дер­жи­вать все органы нашего тела в нор­маль­ном здо­ро­вом состо­я­нии, но и посте­пенно улуч­шать и укреп­лять их, испы­ты­вая от про­цесса и резуль­та­тов дея­тель­но­сти удо­вле­тво­ре­ние, радость и желание тру­диться дальше и больше. Недаром гово­рится: охота пуще неволи.

с. 31—32

ПРОЦЕСС ИЗБЫ­ТОЧ­НОГО ВОС­СТА­НО­В­ЛЕ­НИЯ (избы­точ­ного ана­бо­лизма)

Тратя запасы — уве­ли­чи­ваем их

Пока для нас оста­ется неясным, почему трата энергии и ее вос­ста­но­в­ле­ние в про­цессе питания вызы­вают не просто под­дер­жа­ние орга­низма в опре­де­лен­ном ста­биль­ном состо­я­нии, но и укреп­ляют, раз­ви­вают его, т.е. делают более сильным, более ловким, более смыш­ле­ным наконец? И за счет чего про­ис­хо­дит рост ребенка? Выше уже было сказано, что одним пита­нием тут не обойтись, нужны энер­гич­ные тре­ни­ровки, актив­ный, подвиж­ный образ жизни, раз­но­об­разные физи­оло­ги­че­ские стрессы. Но ведь это все траты энергии, рас­хо­до­ва­ние сил, а полу­ча­ется уве­ли­че­ние массы тела (у ребенка) или повы­ше­ние мощ­но­сти мыши, рабо­то­с­по­соб­но­сти вну­трен­них органов, даже мозга. Почему дви­же­ния, усилия не исто­щают, а укреп­ляют нас? Как это про­ис­хо­дит? Ответ на этот вопрос впервые был дан в лабо­ра­то­рии Аршав­ского. Раньше наука считала так: «Вос­ста­но­ви­тель­ные про­цессы харак­те­ри­зу­ются вос­пол­не­нием затра­чен­ного лишь до изна­чаль­ного исход­ного состо­я­ния». Проше говоря, сколько потра­тишь, столько и должен орга­низму вернуть. Но как же без при­бавки расти? Это даже в эко­но­мике известно: нет прибыли — нет и раз­ви­тия про­из­вод­ства. Лабо­ра­то­рия под­твер­дила этот, по-види­мому, общий закон раз­ви­тия, открыв явление ИЗБЫ­ТОЧ­НОГО АНА­БО­ЛИЗМА.

Ока­за­лось, что, активно действуя (напо­мним, в гра­ни­цах физи­оло­ги­че­ского стресса!), орга­низм, есте­ственно, затра­чи­вает энергию, но после каждой оче­ред­ной актив­но­сти вос­ста­на­в­ли­вает затра­чен­ное с избыт­ком, как бы воз­вра­щает долг с «про­цен­тами»! Это и назы­ва­ется ИЗБЫ­ТОЧ­НЫМ АНА­БО­ЛИЗ­МОМ, или ИЗБЫ­ТОЧ­НЫМ ВОС­СТА­НО­В­ЛЕ­НИЕМ. Оно харак­терно для всего живого мира, без него невоз­можно было бы инди­ви­ду­аль­ное раз­ви­тие всех живых систем.

Важно, что эта зако­но­мер­ность действует и в целом орга­низме, и в отдель­ном органе, и даже в каждой клетке. За счет полу­чен­ной «прибыли» и про­ис­хо­дит уве­ли­че­ние не только живой массы, но и энер­гети­че­ских ресур­сов. Вот почему воз­можны рост и раз­ви­тие ребенка, нор­маль­ное про­те­ка­ние вос­ста­но­ви­тель­ных про­цес­сов в орга­низме взро­с­лого и даже уве­ли­че­ние твор­че­ских воз­мож­но­стей каждого из нас, поскольку этот уди­ви­тель­ный процесс каса­ется и клеток голов­ного мозга, без кото­рого не обхо­дится жиз­не­де­я­тель­ность любого чело­века. Бла­го­даря ему про­ис­хо­дит обно­в­ле­ние всех тканей нашего тела, т.е. его посто­ян­ное омоло­же­ние.

Итак, наша дея­тель­ная актив­ная жизнь побу­ждает вос­ста­но­ви­тель­ные про­цессы рабо­тать с заделом на будущее, с рас­четом на раз­вер­ты­ва­ние дея­тель­но­сти всех струк­тур орга­низма, «...человек как бы сам заводит часы своей жизни, обес­пе­чи­вая себе физи­оло­ги­че­ски пол­но­цен­ное раз­ви­тие» (И.А.Аршав­ский).

Ком­форт­ное суще­ство­ва­ние делает прямо проти­во­полож­ное: ведет нас к болез­ням, быстрому ста­ре­нию и твор­че­скому бес­си­лию. Недаром одно интер­вью с Аршав­ским было названо «Ковар­ство ком­форта». Сам Илья Арка­дье­вич, прожив долгую (93 года) трудную жизнь, почти до конца своих дней сохра­нял ясность ума, твор­че­скую актив­ность и спо­соб­ность радо­ваться жизни во всех ее про­я­в­ле­ниях. Срав­ните его бла­го­род­ную ста­рость с таким потря­са­ю­щим фактом, услы­шан­ным мной недавно по радио «Свобода».

Сначала я поду­мала, что ослы­ша­лась, и до сих пор цифра мне кажется неве­ро­ят­ной. Вот она: четыре мил­ли­она ста­ри­ков Америки стра­дают стар­че­ским сла­бо­у­мием! Дай Бог, чтобы я оши­б­лась в числе, но мил­ли­оны-то были названы дважды... Может быть, в этом отчасти виноват и комфорт обес­пе­чен­ной ста­ро­сти — без внуков, без работы, без хлопот и забот, без твор­че­ских и физи­че­ских усилий и напря­же­ний. Поне­воле поду­ма­ешь: «Минуй нас пуще всех печалей» такое вот циви­ли­зо­ван­ное дожи­ва­ние никому не нужной жизни. Однако циви­ли­за­ция подоб­ную жизнь навя­зы­вает людям с мла­ден­че­ства, закла­ды­вая стойкие пове­ден­че­ские доми­нанты на всю жизнь. Вот об этом я и про­должу свой рассказ.

с. 33—34