Б. И. НЕМЦОВ, писатель
ОБ УВЛЕЧЕНИИ
ПОДСКАЖИТЕ ЕМУ
<...>Если ребенка не научить мечтать, не пробудить в нем жажду познания, то вряд ли он сможет себе выбрать настоящую дорогу в жизни. Бездумных созерцателей у нас хватает. А родители подчас уходят в сторонку, боясь хоть в какой-то степени повлиять на выбор пути. Дети — ведь они цветочки, пусть пока растут, радуются солнышку. И нечего им раньше времени забивать голову всякими серьезными вопросами.
Но ведь и серьезные вопросы можно преподнести в увлекательной, интересной форме. Еще Горький утверждал, что с ребенком надо говорить забавно. Надо уметь заинтересовать его, поддержать в деле, которое постепенно становится для него любимым. Искать себя, свою будущую специальность ребенок начинает очень рано. Как только он научится читать, его советчиком и другом становится книга. И взрослым надо всячески расширять в его сознании мир славных профессий и увлекательных занятий. Пусть познает их и даже пощупает своими руками. Потом он решит, на что больше способен.
На первых порах у детей проявляется склонность к романтическим профессиям. Хочу быть летчиком! Моряком! Геологом! Обычные детские мечты — кто же к ним относится серьезно? Но когда это заявляет подросток, то невольно настораживаешься.
Какие причины определили его выбор? Можно ли целиком доверяться книгам? К сожалению, так бывает часто. Будущий летчик никогда не строил авиамоделей и тем более никогда не летал на учебных планерах. «Моряк» не видел моря, и даже бумажные кораблики, те, что ребятишки пускают в ручейках, проплыли мимо его детства. Будущий геолог был весьма удивлен, когда узнал, что рядом с его поселком школьники нашли полезные ископаемые.
И в то же время миллионы настоящих будущих специалистов увлекаются активно: строят радиоуправляемые авиамодели и корабли, участвуют в туристских походах, геологических экспедициях. Я знал шестнадцатилетнего мальчика, собирателя коллекции камней, для которого ничего не стоило сразу же, чуть ли не с закрытыми глазами, определить любой минерал. Это было увлечение, которое потом перешло в любовь. В любовь к своему делу, к трудной, подчас суровой профессии.
Это не только внешняя романтика — природа, чудесные пейзажи, ночевки у костра. Здесь проверяется сила стремления и проясняется смысл увлечения, твоя будущность раскрывается как бы изнутри. Бывает и так, что родители не критически относятся к стремлениям ребенка посвятить себя якобы «легкой профессии», которая, как говорится, близко лежит, — о ней ему известно гораздо раньше, чем он познает хоть какой-нибудь труд. Это относится к области искусства. Ребенок сочиняет стихи, рисует картинки, поет, танцует — все это представляется ему необычайно интересным, веселым. Он увлечен. Недальновидные родители и воспитатели, не умеющие отличить подлинный талант от дилетантства, принимают это увлечение за истинное призвание. Ребенок стал мнить себя поэтом или художником. А потом... потом он долго, а то и всю жизнь ходит в «непризнанных гениях».
Очень многие молодые люди разочаровываются в своей профессии. Вероятнее всего разочарования происходят лишь потому, что молодой человек, вступающий в жизнь, ничего или почти ничего не знает о своей будущей профессии. Даже будучи студентом, он порой не знает, что ждет его впереди, каким трудом он будет заниматься!
Я помню прошлые годы. В Москве и других городах устраивались вечера, посвященные выбору профессии, своего пути в жизни. В библиотеке имени В. И. Ленина, в Политехническом музее, где вместе с представителями разных специальностей мне приходилось выступать перед десятиклассниками, вольно или невольно чувствовалось нечто вроде соревнования. Каждый доказывал, что нет ничего лучше, чем быть физиком, химиком, учителем, врачом, летчиком, адвокатом. Почти все выступавшие, умудренные опытом и страстно влюбленные в свое дело, умели так хорошо преподнести десятиклассникам романтику профессии, что я буквально физически ощущал, как юноши и девушки, сидящие в аудитории, уже успели побывать физиками и химиками, специалистами самых различных профилей, и потом, ошеломленные, не знали, что же делать дальше, какую дорогу выбрать?
Явление вполне закономерное: нужно раньше и шире раскрывать перед молодежью мир производства, техники, науки, помогать им определиться как можно скорее.
Сейчас в связи с прогрессом школы и перестройкой системы высшего образования выбрать дорогу легче. Приятно и полезно услышать от опытных людей, что сулит та или иная профессия. Но выбирать ее надо не по совету, не по сватовству, а по любви. Для этого тебе открыта дорога в цехи, на поля, на стройки. Присмотрись, узнай поближе свою избранницу, и если пришлась она тебе по сердцу, бери на всю жизнь.