Немцов Б. И.

Об увлечении



Б. И. НЕМЦОВ, писа­тель

ОБ УВЛЕ­ЧЕ­НИИ

ПОД­СКА­ЖИТЕ ЕМУ

<...>Если ребенка не научить мечтать, не про­бу­дить в нем жажду позна­ния, то вряд ли он сможет себе выбрать насто­я­щую дорогу в жизни. Без­думных созер­ца­те­лей у нас хватает. А роди­тели подчас уходят в сто­ронку, боясь хоть в какой-то степени пов­ли­ять на выбор пути. Дети — ведь они цветочки, пусть пока растут, раду­ются сол­нышку. И нечего им раньше времени заби­вать голову всякими серьезными вопро­сами.

Но ведь и серьезные вопросы можно пре­под­не­сти в увле­ка­тель­ной, инте­рес­ной форме. Еще Горький утвер­ждал, что с ребен­ком надо гово­рить забавно. Надо уметь заин­те­ре­со­вать его, под­дер­жать в деле, которое посте­пенно ста­но­вится для него любимым. Искать себя, свою будущую спе­ци­аль­ность ребенок начи­нает очень рано. Как только он нау­чится читать, его совет­чи­ком и другом ста­но­вится книга. И взро­с­лым надо вся­че­ски рас­ши­рять в его созна­нии мир славных про­фес­сий и увле­ка­тель­ных занятий. Пусть познает их и даже пощу­пает своими руками. Потом он решит, на что больше спо­со­бен.

На первых порах у детей про­я­в­ля­ется склон­ность к роман­ти­че­ским про­фес­сиям. Хочу быть лет­чи­ком! Моряком! Геоло­гом! Обычные детские мечты — кто же к ним отно­сится серьезно? Но когда это зая­в­ляет под­ро­сток, то невольно насто­ра­жи­ва­ешься.

Какие причины опре­де­лили его выбор? Можно ли целиком дове­ряться книгам? К сожа­ле­нию, так бывает часто. Будущий летчик никогда не строил ави­а­мо­де­лей и тем более никогда не летал на учебных пла­не­рах. «Моряк» не видел моря, и даже бумаж­ные кора­блики, те, что ребятишки пускают в ручейках, про­плыли мимо его детства. Будущий геолог был весьма удивлен, когда узнал, что рядом с его посел­ком школь­ники нашли полезные иско­па­е­мые.

И в то же время мил­ли­оны насто­я­щих будущих спе­ци­али­стов увле­ка­ются активно: строят ради­о­у­пра­в­ля­е­мые ави­а­мо­дели и корабли, участ­вуют в турист­ских походах, геоло­ги­че­ских экс­пе­ди­циях. Я знал шест­на­дца­ти­лет­него маль­чика, соби­ра­теля кол­лек­ции камней, для кото­рого ничего не стоило сразу же, чуть ли не с закры­тыми глазами, опре­де­лить любой минерал. Это было увле­че­ние, которое потом перешло в любовь. В любовь к своему делу, к трудной, подчас суровой про­фес­сии.

Это не только внешняя роман­тика — природа, чудес­ные пейзажи, ночевки у костра. Здесь про­ве­ря­ется сила стрем­ле­ния и про­яс­ня­ется смысл увле­че­ния, твоя будущ­ность рас­кры­ва­ется как бы изнутри. Бывает и так, что роди­тели не кри­ти­че­ски отно­сятся к стрем­ле­ниям ребенка посвятить себя якобы «легкой про­фес­сии», которая, как гово­рится, близко лежит, — о ней ему известно гораздо раньше, чем он познает хоть какой-нибудь труд. Это отно­сится к области искус­ства. Ребенок сочи­няет стихи, рисует кар­тинки, поет, танцует — все это пред­ста­в­ля­ется ему нео­бы­чайно инте­рес­ным, веселым. Он увлечен. Недаль­но­вид­ные роди­тели и вос­пита­тели, не умеющие отли­чить под­лин­ный талант от дилетан­т­ства, при­ни­мают это увле­че­ние за истин­ное при­з­ва­ние. Ребенок стал мнить себя поэтом или худож­ни­ком. А потом... потом он долго, а то и всю жизнь ходит в «непри­знан­ных гениях».

Очень многие молодые люди разоча­ро­вы­ва­ются в своей про­фес­сии. Веро­ят­нее всего разоча­ро­ва­ния про­ис­хо­дят лишь потому, что молодой человек, всту­па­ю­щий в жизнь, ничего или почти ничего не знает о своей будущей про­фес­сии. Даже будучи сту­ден­том, он порой не знает, что ждет его впереди, каким трудом он будет зани­маться!

Я помню прошлые годы. В Москве и других городах устра­и­вались вечера, посвя­щен­ные выбору про­фес­сии, своего пути в жизни. В биб­ли­о­теке имени В. И. Ленина, в Поли­тех­ни­че­ском музее, где вместе с пред­стави­те­лями разных спе­ци­аль­но­стей мне при­хо­ди­лось высту­пать перед десяти­клас­с­ни­ками, вольно или невольно чув­ство­ва­лось нечто вроде сорев­но­ва­ния. Каждый дока­зы­вал, что нет ничего лучше, чем быть физиком, химиком, учи­те­лем, врачом, лет­чи­ком, адво­ка­том. Почти все высту­пав­шие, умуд­рен­ные опытом и страстно влю­б­лен­ные в свое дело, умели так хорошо пре­под­не­сти десяти­клас­с­ни­кам роман­тику про­фес­сии, что я бук­вально физи­че­ски ощущал, как юноши и девушки, сидящие в ауди­то­рии, уже успели побы­вать физи­ками и хими­ками, спе­ци­али­стами самых раз­лич­ных про­фи­лей, и потом, оше­лом­лен­ные, не знали, что же делать дальше, какую дорогу выбрать?

Явление вполне зако­но­мер­ное: нужно раньше и шире рас­кры­вать перед моло­де­жью мир про­из­вод­ства, техники, науки, помо­гать им опре­де­литься как можно скорее.

Сейчас в связи с про­грес­сом школы и пере­стройкой системы высшего обра­зо­ва­ния выбрать дорогу легче. Приятно и полезно услы­шать от опытных людей, что сулит та или иная про­фес­сия. Но выби­рать ее надо не по совету, не по сва­тов­ству, а по любви. Для этого тебе открыта дорога в цехи, на поля, на стройки. При­с­мо­трись, узнай поближе свою избран­ницу, и если при­шлась она тебе по сердцу, бери на всю жизнь.

с. 38—40

Другие материалы из данного источника


Также в рубрике «Игра. Досуг»