
ДЕТСКИЕ ВРЕДНОСТИ И ЧТО С НИМИ ДЕЛАТЬ
Как эти дети каждый раз умудряются так меня достать? Что ни день — нервотрепка. Не слушаются, хоть ты что... Я не хочу на них орать — и все же ору. Как мне остановиться?
Умеем ли мы достойно выбираться из конфликтов, которые с завидной регулярностью устраивают нам дети? «Завидной», потому что остается только завидовать, как здорово это у них получается. Каждый ребенок подходит к этому делу творчески. Нестандартно.
А мы? Мы, подхваченные эмоциями, на детские вредности попадаемся — и заводимся. И реагируем так стандартно, что просто стыдно перечислять, так бедны наши методы. Вот они:
♦ Метод первый — увещевание и долгие уговоры — это когда стараемся убедить и внушить.
♦ Метод второй — сравнение с кем-то (или с чем-то).
♦ Метод третий — взывание к небесам (или к совести).
♦ Метод следующий — наказание. Наказание разного рода — от сурового выговора до бойкота, от шлепанья до... не хочется говорить.
Тема вертит на веревочке тяжелый болтик.
Спрашивает вежливо:
— Мамочка, я не попаду тебе в глаз?
Посмотрим, что получается
При регулярном использовании угроз и наказания ребенок, вполне вероятно, вредничать-капризничать поостережется — и в результате замкнется, перестанет вам доверять. При потакании и уговорах искренне сочтет, что из вас можно веревки вить. При регулярном сравнении с кем-то (не в его пользу) — кем он себя-то почувствует? Плохим, недостойным, приниженным существом. И в результате поведение вряд ли изменит, но расти будет с заниженной самооценкой. И вообще: на взлете эмоций доводы разума не помогают, увы.
И к какому бы результату мы ни пришли — побеждает капризный ребенок или побеждаете вы — отношения портятся. А это очень печально.
СКОРАЯ ПОМОЩЬ
Обойдемся без конфликтов?
Конфликтовать с собственными детьми и обидно, и неприятно, и трудно. А без конфликтов не обойтись: когда наша милая вредина начинает сопротивляться, волей-неволей приходится идти поперек. Но в наших силах в тот самый момент, когда капризный процесс у ребенка пошел (и набирает силу), шумность угомонить, а буйную детскую энергию перенаправить. На что-то другое, безвредное. И даже полезное — для них и для нас.
Как это сделать?
Сбить с толку!
Вот рассказ одной мамы, которую дети совсем довели. И посмотрите, что из этого вышло.
Собственно, ничего плохого они не делали (по крайней мере, намеренно). Просто веселились от души. Строили корабль. Был кок, капитан, была легкая драчка из-за матросов (все хотят быть начальниками!), «боцман» права качал... Ну, привязали простыню к люстре (а больше некуда, это парус)... Ну, расстелили на полу парадную скатерть (а где еще взять палубу для корабля?). Ну, перекочевали кастрюли и поварешки под стол, а кресло — на стол: как капитанский мостик. Это все — от азарта, от желания поиграть. Да разве это из вредности? Но я-то устала их уговаривать, убеждать, почему этого (именно этого) делать нельзя. Так вот, мучилась-злилась-страдала, а потом сорвалась. Влетела и как закричу: «Все, голубчики, хватит! Я тоже так хочу!» Забралась на стол, села в кресло да как заору: «Я капитан! Слушай мою команду!»
Дети опешили. Но ненадолго. Они закричали... «Ура!»
Вы не представляете, что же тут началось! Как мы играли здорово! А потом, когда совершенно устали и попили чай, быстренько все убрали. То есть убирали ребята, а я, как истинный капитан, вовсю отдавала команды. Слушались меня беспрекословно.
Зачем детей надо с толку сбивать, или Вредная доминанта
Доминанта — это очаг возбуждения. Он «зажигается» в головном мозгу, когда мы испытываем какое-то очень сильное желание/потребность. Например, вы смотрите увлекательный фильм, и тут вам резко захотелось, извините, в туалет. В мозгу возникает очаг возбуждения: «Хочу!» — и интерес к фильму стремительно перекрывается этой самой новенькой доминантой... и... вы побежите, и даже захватывающие кадры вас не смогут остановить. Доминанта — это своего рода господствующая в голове мысль, от которой никак не отделаться. И все дополнительные стимулы (что бы вам ни сказали, что бы вы ни увидели) только усиливают ее. Причем особенно остро доминанта работает в то самое время, когда не имеешь возможности удовлетворить (сей секунд!) эту возникшую вдруг потребность.
Какое отношение это имеет к нашему разговору?
Закон доминанты действует всегда, как закон всемирного тяготения...
Когда власть берет доминанта, посторонние раздражители (ваши слова, например) действуют наоборот: они не останавливают, а возбуждают ребенка еще больше. То есть вы говорите ребенку: «Не надо», а его мозг продолжает: «Хочу! Хочу! ХАЧУ, ХАЧУ, ХАААААЧУ!»
Когда задействована доминанта, все остальное — фразы, приказы, убеждения, уговоры, запреты, увещевания и т. д. — действуют, как сухие дровишки, которые вы подкидываете в костер. Желание сопротивляться вам только увеличивается!
Чем можно костер погасить? Только противоположным — например, водой.
Неожиданный ход, когда вы сбиваете ребенка с толку (действуете нестандартно, нешаблонно), — и есть такой охлаждающий душ.
Сбить с толку — прекрасно, потому что тогда от неожиданности внутри все встряхнется и заработают «серые клеточки». Доминанта все-таки замолкнет. Это раз.
Второе: вы не зациклитесь на «так надо», вы сами не окажетесь во власти дурных эмоций, вы сможете гибко и сразу же реагировать на те нестандартные (и неприятные) ситуации, в которые дети с завидной периодичностью вовлекают любимых родителей. Вы сможете призвать к порядку, не унижая ребенка и даром не тратя собственных нервов.
Вы никогда не забудете:
Это не ребенок капризничает (ребенок хороший!): это выходит та вредность, которая в нем накопилась!
И поможете вредность — убрать, а ребенку — уравновеситься.
Третье, и, может быть, самое главное: ваш ребенок поймет, что вы не такой сухарь (нудный предок), закостеневший в своих трафаретах. С вами ухо надо держать востро! И еще — он поймет, что с вами не скучно. А там, где не скучно, — там смех и веселье, собственно говоря, та атмосфера, которой ребенок дышит, в которой он расцветает. Любовь, если вдуматься, — она противоположна нагрузке, хмурости и серьезности.
Она — сродни смеху, веселью, доверию, похлопыванию по плечу или дружескому пощипыванию, визгу и брызгам, битве на подушках, пряткам и салкам, перемазанным мордашкам и проказам, за которые папа или мама сурово погрозят, но... засмеются.
Конечно, избавиться от всех конфликтов, капризов и вредностей нам не удастся. Дети растут и очень быстро меняются, и то, что «на ура» проходило вчера, сегодня окажется неподходящим. Но ведь не только дети, родители тоже растут. И набираются опыта, и учатся понимать.
Взаимопонимание — это, пожалуй, самое важное, что у нас есть. Именно его стоит оберегать и хранить. Оно слагается не из уступок и не из твердокаменных требований, оно слагается из уважения, из доверия, из признания детской «самости», того, что личность каждая неповторима, и эту неповторимость (уникальность!) надо беречь.
Сначала дети — в кругу семьи, и тут они, как маленькие промокашки, впитывают все-все-все. Мы для них образец, причем такой, который сомнению не подвергается. Что «плохо», что «хорошо», они узнают от нас. А потом наши дети выходят из первого круга. И попадают в другой — общественный, социальный. Детский сад, школа, ровесники и компания, взрослые — от педагогов до соседей на лавочках — все оставляет след, все влияет. Но как бы там ни было, он, ваш ребенок, всегда возвращается в дом. И по домашним устоям он будет все остальное сверять. Чем дальше ребенок, тем самостоятельней он становится, но дом остается в основе — как опора, как гавань, как образец.
Из чего складываются наши отношения? Из мелочей, из самых обычных будней. Но каждая ситуация, которую подкидывает вам ребенок, работает на «минус» или на «плюс», то есть на то, как складываются сейчас и какими станут в будущем ваши взаимоотношения.
Любую «разборку» с ребенком желательно проводить в два этапа.
Сначала, когда бушуют эмоции, постараться порядок в них навести. Не силой, а верным действием.
Потом, когда страсти улягутся, — подумать, и разобраться (в чем дело? что заставляет мою детку вести себя так?), и, разобравшись, действовать соответственно.
Бывает, что ребенок капризничает просто потому, что устал. Бывает, потому, что привык вас не слушаться.
Бывает, оттого, что не понимает, что ведет себя дерзко. Причины бывают разные, и, соответственно, последствия (для ребенка) должны быть разные. И стратегия ваша будет меняться. Потом.
А пока, пока ребенок бушует, пока кипят эмоции/чувства, пока ситуация — пиковая, попробуйте не возмутиться, не разозлиться, не кидаться наказывать. Ищите свой ХОД. Делая это сейчас, вы работаете на перспективу, на будущие отношения.
В каждой избушке свои погремушки
Вот рассказы родителей, которые нашли выход из разных пиковых ситуаций.
♦ Переключить внимание. Когда моя Анечка начинает капризничать, я как бы не обращаю на это внимания. Просто сразу же стараюсь ее чем-то отвлечь. Вот вчера она проснулась — и давай плакать. Я ей говорю: «Ой, смотри... слышишь, дождинки кап-кап!..» Потом взяла на руки, подошла с ней к окошку, и мы вместе стали смотреть, как по стеклу бегут капельки, и слушать. О слезах она тут же забыла.
Почему помогает? Дети обладают одним изумительным свойством. Они умеют полностью погружаться в настоящий момент. Если ревут — то с наслаждением, если играют — то с головой уходят в свою игру. Самозабвенно. Поэтому они не могут удерживать внимание на двух объектах сразу. Переключаются — и меняется их настроение.
♦ Сказочный интерес. Малыша легко отвлечь, переключив его внимание на какой-то другой объект. Правда, чем старше ребенок, тем этот самый объект должен быть интереснее. Я делаю так, — рассказывает другая мама, — когда Иринка не хочет собираться в детский сад (а это случается частенько), я никогда с ней не спорю. Сразу начинаю ей что-то рассказывать — сказку какую-нибудь, она сказки очень любит. Причем начинаю обычным голосом, а потом говорю все тише и тише, так, чтоб ей прислушиваться приходилось. Тогда и спорить некогда: сказку-mo хочется послушать.
♦ Пробудить любопытство. Любопытство — такая сильная черта в человеке, что на нее покупаются и дети помладше, и дети постарше, и взрослые. Мы с Мишей долго гуляли в парке, он совсем устал и есть захотел. А тут рядом продавались беляши. Он стал просить, а я с мясом никогда не покупаю, опасно все-таки. Тогда Мишка сел на бордюр и говорит: «Никуда не пойду, пока не купишь». Я поуговаривала его — бесполезно. Тогда думаю: «Ну и сиди сколько влезет». Стою жду, делаю вид, что его не замечаю. А потом, от скуки, стала на облака глядеть, какие они разные, там еще самолет летел, потом за облаками скрылся. Стою, в общем, небо разглядываю. Миша мой посидел-посидел, а потом подошел, встал рядом. А я так тихонечко, как будто сама с собой, стою и рассуждаю: « Да где же она, никак не найду... а, вот она... какая красивая тучка... почему-то розовая... а, ее солнце так освещает...» Самое забавное, что какая-то женщина со своей девочкой тоже остановились и стали рассматривать. И еще один мальчик, и еще... Вскоре вся детская площадка любовалась на небеса...
Кстати, та же мама рассказывала, что они с сыном увлеклись астрономией. Даже бинокль купили, теперь вечерами ходят на звезды смотреть.
♦ Конкуренция. Набрала ванну, все приготовила к купанию, а Саша как уперлась: не хочу купаться, не буду! «Не будешь, — говорю, — ну и не надо, я Мальвину твою помою». Взяла куклу и давай ее купать. Мою и нахваливаю: какая водичка теплая... какая Мальвина молодец, как она хорошо купается... Сашуля ушла, потом снова вернулась, смотрю, еще одну куклу несет, скинула халатик и полезла в ванную, мыться и свою куклу мыть.
Дети обожают быть в центре внимания, и как только они из этого центра выпадают — готовы срочно принять меры. Не действует вредность? Придется маму послушаться, чтоб мама тобой занялась.
♦ Лови момент. Мама наша ушла в парикмахерскую, а Макс разошелся! Я с ним и так, и эдак, а он хуже и хуже. Ну, думаю, надоел ты мне, такой вредный. Спокойно так сажусь за стол, беру блокнот, альбом, нахожу в альбоме его фотографию, прикрепляю в блокноте. Полюбовалась, начинаю писать. Погляжу на его выкрутасы — и дальше записываю все его слова, а потом рисовать стала, как он на голове стоит. Он подошел: «Бабушка, ты чего делаешь?» Посмотрел-посмотрел, угомонился.
Почему помогает? Потому что ребенку весьма любопытно: а чего же вы там пишете, и зачем, и что у вас получается? Ребенок постарше быстро прикинет, что ему невыгодно документальное подтверждение собственного хулиганства. Можно взять фотоаппарат, можно — видеокамеру и нажать на кнопочку. Еще ни одна девочка не согласилась больше одного раза фотографироваться с зареванной мордашкой, красным носиком, потеками по щекам и опухшими глазками.
♦ Театр одного актера. Ребенок капризничает — мы принимаем меры. И это его активизирует. А если — наоборот? Если не делать ни-че-го? Оказывается, помогает. Однажды наш Петька так разбушевался! Оксану (это Петина мама) до слез довел. Началось с того, что не дали ему мультики посмотреть, а потом и пошло-поехало. На пол упал, ногами стучит, швыряется. Я тогда мамочку нашу взял в охапку и унес ее на кухню. Сидим. Слушаем, как в гостиной сынок бушует. Потом заглохло. Пошел я на цыпочках, поглядел в щелку — все нормально, жив-здоров, на полу сидит. Лицо такое хмурое-хмурое, а так ничего, не вопит.
Почему помогает? Ребенку просто надоест буянить. Не видели, не оценили, не реагируют. И зачем зря стараться?
♦ Зеркальное отражение. Я раз попробовал повторять все за Машкой. Она кривляется, и я стал кривляться. Она «стук» кулаком о стул — я тоже «стук», она... разозлилась еще больше. Потом как подскочит ко мне: «Ты что повторяешь?» И я как подскочу: «Ты что повторяешь?» Стоим, как петухи боевые. Потом долго смеялись.
Почему помогает? Ребенок постарше посмотрит на себя со стороны; он воочию увидит, как выглядит в данный момент, и вряд ли ему понравится такое отражение. Малышу же просто забавно: ой, что вытворяет мама! (Кстати, если у вас маленький ребенок, вы из такой забавы извлечете двойную пользу: а) малыша успокоите; б) будет шанс посмотреть на окружающее с той позиции, с которой мир видит он. Кстати, интересная картина предстанет пред вами: ноги да туловища — вот и все. А взрослых лиц почти и не видно: они где-то там, в вышине).
Я как-то не думала никогда, что моя малышка видит все не так, как мы. Легла я на пол, смотрю... представила себя маленькой-маленькой... прямо мир как перевернулся. И до меня дошло по-настоящему, как далеко мы находимся от детей. Говорю мужу: ложись и смотри. Будешь знать, почему они на ручки просятся. Теперь понимаю, почему советуют присесть, когда общаешься с ребенком, так, чтоб оказаться глаза в глаза.
♦ На ходу. Между делом сделать дело. Когда Витя с мальчиками играет, его невозможно дозваться. Я наловчилась. Вчера бегает, а похолодало, курточку пора надеть, а он ни в какую. Я выловила его, курточку натянула. Правда, сопротивлялся, но недолго, знает, что, если скинет, опять поймаю. Вылавливаете, одеваете и отпускаете — играй на здоровье.
Почему помогает? Вы поставили его перед свершившимся фактом, так зачем бунтовать дальше? Тем более что ребенку не терпится вернуться к своим играм.
♦ На рефлексе. Сделай, как я! У Ульяночки привычка все подбирать. А тут она схватила жучка. Я говорю: «Отпусти», нет, не отпускает. Тогда я сжала тоже кулак и ей показала. Потом говорю: «Сделай, как я!» — и быстро кулак разжала. Она тоже. Я жучка и стряхнула.
Почему помогает? Скорее всего, малыш рефлекторно повторит ваше действие: дети всегда подражают нам, взрослым.
♦ Приятная перспектива. Идем в магазин, опаздываем, вот-вот закроется, а Данька еле тащится, обиделся, что на горку не пустила. Но нам-то некогда! А он не понимает. Тут я вспомнила, что у меня в кармане печенье, говорю ему: «Посмотри, мы идем, а там нас ждут голуби (голубей у нас на бульваре полно), будем идти и кормить...»
Почему помогает? Желание «Хочу покататься» вы подменили другим, не менее интересным «Хочу покормить!». Детей постарше утешит перспектива отсроченного удовольствия. Пусть не сейчас, но ведь будет что-то приятное!
♦ Переложить ответственность. Домой идем, я всегда прошу: «Покажи мне дорогу». Теперь уже Лиза сама спрашивает: «Мам, ты забыла, где наш подъезд?» — берет за руку и ведет. И даже когда через дорогу переходим, остановится, посмотрит, какой свет горит, — и за руку меня берет.
Почему помогает? Обычно как бывает: мы взрослые, мы руководим. А тут ребенок чувствует, что вы без него не обойдетесь, — и это ему очень приятно. Старшие дети чувствуют ответственность за вас, за ваше благополучие, и это тоже очень для них приятно.
♦ Попросить о помощи. Как мне утром уходить на работу — так Алиса в рев. И уговаривала, и объясняла, что вечером я приду, все равно ревет и цепляется. А тут я совсем опаздываю, и куда-то помада запропастилась. Я и попросила детку: «Помоги мне найти». Она побежала искать, нашла, принесла. Вижу, радостная такая. Я ее расцеловала, сказала «СПАСИБО!», помахала ручкой «Пока!» и ушла. Обошлось без рева!
Почему помогает? Вы переключили внимание ребенка с «мама сейчас уходит» на «я помогаю, я маме нужна». Да и привычка реветь, которая сформировалась, тоже «с толку сбилась».
♦ Займите ребенка делом. Направьте его энергию в нужное русло, дети часто вредничают от скуки.
В выходной день Леру и Вадика отвезли к бабушке. Шел дождь. Бабушка готовила обед, Лера играла в куклы, а Вадик изнывал от скуки. Поэтому приставал к сестре — то за косичку дернет, то кукольную одежку украдет и дразнится. Бабушка сделала ему внушение. Тогда Вадик стал утаскивать кукол и пачкать их фломастерами. Бабушка пришла, посмотрела, но ругаться не стала. Вадику вручила сломанную садовую тачку. «Не пойму, как ее отремонтировать, — сказала она, — может, у тебя получится?» А Лере предложила посмотреть, какие цветы из рассады уже достаточно подросли и их пора высаживать. Через пять минут все были заняты, через полчаса кончился дождь, через два часа то, что сделали дети, очень даже пригодилось — и возить рассаду, и высаживать.
Почему помогает? Дети не переносят скуки и капризничают часто именно оттого, что не могут придумать, чем бы заняться. Они обожают помогать взрослым. Особенно когда дело выгодное и интересное. Если, конечно, их не успели от этого отучить.
Займите ребенка полезным делом, таким, чтобы человек понимал, что делает что-то действительно нужное родителям, чтобы видел, как вы цените его вклад в общее дело.
♦ Чья сегодня очередь? Ванька у нас отличный парень, но иногда на него находит. Началось с того, что рисунок у него не получался, который по рисованию задали. Так сразу лист комкать, фломастеры швырять и скандалить на тему «гадкой школы». Пока он «выступал», мы сели на кухне и принялись обсуждать Ванькино поведение. Дверь оставили открытой, а квартира у нас маленькая, все слышно. Сын навострил уши. И завели такой диалог.
— Чья сегодня очередь Ивана наказывать?
— Твоя, ма, — говорю, — очередь, — а сам подмигиваю. — Нет, я не могу, мне его жалко, — это она отвечает. — Думаешь, мне приятно, в прошлый раз я всю ночь переживал... — это я уже ей. — Жалко, что нет другого выхода. Да, я тоже его очень люблю.
— Да-да, я понимаю, что это необходимо...
Сын притих. И задумался. Никаких наказаний и внушений ему больше не требовалось.
Почему помогает? Ребенок получил возможность посмотреть на себя глазами своих родителей. Он понял, что наказывать его им неприятно (но нужно, поскольку потворствовать ему не станут), а главное, понял: его по-прежнему любят («хоть я такая зараза», — это он сам сказал).
♦ Нет — значит нет. Дошколенок Сережа шнырял по саду с открытым секатором в руке. И срезал головки у всех цветов, которые попадались ему на глаза, и не только головки. На газонах уже валялись пышные жертвы — пионы, огрызки тюльпанов, длинные стебли вьюнка, побеги жасмина вперемежку с луком-пореем, кустиками помидоров, свеклой... Как только секатор отбирали — начинался невероятный рев. Замученная мама возвращала его в цепкие лапки, хотя смотреть на эту опасную игру не было никаких сил. Вечером приехал папа и сказал четко: «ОТДАЙ мне». Сын завыл, папа повторил просьбу — громко, четко, не агрессивно, но так, чтобы было понятно — придется отдать.
И только когда секатор перешел во взрослую руку, папа показал сыну «обглоданный» сад и рассказал, как мама с бабушкой растили эти цветы, поливали, заботились о них. И вот чем кончилось. А потом сказал: «Убери. Мы на речку сегодня не пойдем: не успеем. Убери все, что срезал».
Больше Сережа не срезал ни одного растения.
Почему помогает? «Нет» — значит «нет», никаких «если я постараюсь — повою, то мне все разрешат». Запреты должны быть обязательно. Разумные запреты. Но при этом, когда запрещаете, объясните ребенку кратко и просто, на доступном ему уровне, почему — нельзя. А если ребенок нарушил запрет — постарайтесь сделать так, чтобы он сам отвечал за последствия. Это избавит вас от повторения неприятной ситуации.
♦ Я тебя понимаю. Если у нас случается рев, то я сначала позволяю Юле как следует «оторваться». Потом, когда она немного выпустит пар, стараюсь подойти, обнять, погладить. «Я тебя очень-очень люблю. Я хочу, чтоб тебе стало легче». А потом стараюсь чем-то заняться по дому, если чувствую, что ей хочется одной побыть... И только потом, вечером за чаем, мы возвращаемся к разбору ситуации. Причем так: «А как ты думаешь, почему это так вышло?» и «Что надо было сделать, чтобы...» Думаю, нужно позволить человеку быть таким, как есть, а не кричать, не насмешничать. Останавливать сразу и тут же спрашивать «что случилось» — только провоцировать, они и так плачут, поскольку не могут справиться с ситуацией. Надо набраться терпения и подождать — а потом обсудить. И рецидивов не будет.
Почему помогает? У всех нас бывают стрессы, неприятности, у всех нас накапливаются негативные чувства. Сидящие внутри, они тяжелы, как воздух перед грозой. Капризничая, буяня, ребенок избавляется от такого негатива, выплескивает его. Не подставляйтесь, а создайте условия — позвольте иногда ему побыть таким. Постарайтесь потом, когда ребенок придет в себя, обсудить ситуацию. Возможно, ему нужна ваша помощь.
ПОСМОТРИМ ГЛУБЖЕ!
Прислушаться!
Малышу прощается многое, мы старательно ищем способ (и находим) договориться с ним по-мирному, легко идем на компромисс. Чем старше ребенок — тем критичней к нему относимся. И вдруг оказывается, что хорошо отработанные приемы перестают приносить нужный результат. Это вовсе не значит, что вы действовали неправильно. То, что работало вчера, может не подействовать завтра, потому что ваш ребенок стал старше. Дети растут так быстро, что мы, родители, порою не успеваем психологически перестроиться, осознать, что новый возраст требует нового подхода.
Прислушивайтесь к ребенку, думайте, почему он делает и поступает так, а не иначе. Возможно, у него есть очень уважительная причина. Не сдавайтесь. Находчивость, нестандартный подход и юмор отлично нас выручают!
В любой ситуации стоит поставить себя на место своего ребенка и его глазами посмотреть на этот красивый мир.
И тогда вы поймете: ничего страшного не происходит. Просто ребенок ошибся. Просто ошибку допустили вы. Вы помогаете ее исправить. Ему и себе помогаете.
Что дальше?
Итак, капризничанье остановлено, конфликт (слава богу) не состоялся. А дальше что?
А дальше начинается самое главное.
Ведь вам не хочется, чтобы подобное повторялось и повторялось? Значит, нужно:
♦ понять, что случилось, что заставляет ребенка так несимпатично себя вести;
♦ принять определенные меры, чтоб подобное больше не повторялось.
Конечно, избавиться от всех «капризов» нам не удастся. То, что на «ура» проходило вчера, сегодня окажется неподходящим.
Капризный ребенок — это тот ребенок, которого не понимают.
Очень часто то, что мы называем капризами, на самом деле призыв: «Помоги мне, ну пожалуйста, помоги!»
Мы все хотим, чтобы наши дети нам стали друзьями. Но в этом тандеме «ребенок — взрослый» главная ответственность за отношения лежит все-таки на родителях. Хотя бы потому, что мы уже выросли и все это уже проходили сами. И даже на собственной шкурке имели возможность почувствовать, как обидно, как плохо, когда тебя не понимают. И держат за маленького. И командуют. И пристают.
Отношения «взрослый — ребенок» строятся на уважении и равноправии. Но ответственность за отношения лежит на взрослых.
Всегда.
СКУЧНО-О-О-О!
Я уже просто боюсь появляться с сыном в общественном месте. Он совершенно не умеет себя вести в очередях, в общественном транспорте, у меня на работе — скулит, кричит, к людям пристает. Понятно, что ему скучно, но перерастет ли он это?! Пока с «возрастом» он становится только шумнее...
Мы сами часто провоцируем детей вредничать. Просто создаем такие условия, что ребенок вынужден вести себя недисциплинированно. Провоцируем — и не замечаем. Такое случается, если родители забывают: дети — не взрослые, они на нас не похожи. И то, что для нас вполне терпимо, для них — невозможно как тяжело.
Вот вчера мы стояли в очереди у банкомата. Перед нами — симпатичная мама и ребенок, девочка лет так пяти. Девочка, постояв две-три минуты, начинает вертеться.
— Стой смирно! — говорит ей мама.
Девочка встала смирно, но ясно, что ножки ее на месте стоять не хотят.
Затопала ножками. Мама:
— Угомонись! — Ножки угомонились, теперь заработали ручки: потянулись к «молнии» и расстегнули курточку.
— Ты что делаешь, сломаешь! — снова останавливает ее мама. Девочка зацокала языком:
— Мам, посмотри, я белочка!
Мама молчит. Девочка подергала маму за юбку. Мама:
— Да что же такое! Ты можешь смирно стоять?!
Нет, представьте себе, не может. Дети не могут стоять просто так и ничего не делать!
И пошло-поехало дальше:
— Я кому сказала!.. Не крутись!... Я в последний раз говорю!
Конечно, она что-то нейтральное время от времени тоже говорила... но... За совсем не длинный промежуток времени мы насчитали 14 замечаний.
Порою думается: какое счастье, что дети умеют пропускать наши слова мимо ушей!
Столько вредных слов, когда можно было сказать лишь два, и оба хорошие, и — девочка повела бы себя прекрасно. «Давай поиграем».
«Давай поиграем» — просто волшебные слова.
Отчего девчушка вертелась? От скуки. Дети вообще не умеют скучать. Они с трудом переносят всяческие ожидания, когда — делать нечего, когда — ничего интересного и никакой информации, да еще и попрыгать-подвигаться нельзя.
У взрослых есть хорошая палочка-выручалочка как средство спасения. Когда делать нечего, мы легко погружаемся в свой внутренний мир. Мысли плывут, мы раздумываем, с кем-то там внутри себя разговариваем. У детей внутреннего мира пока еще нет, точнее, он только выстраивается, прорисовывается, и они его не уловили, так что погрузиться они могут только во внешний. И здесь искать способ, как от скуки себя спасти.
Займите ребенка, когда ему нечего делать! Или не мешайте хотя бы самому найти! А если мешает вам — подскажите, чем можно заняться и как.
Это не так и трудно. Это полезно: вы заняты общим делом, а общее дело объединяет. Заняты, и занимаете, и занимаетесь с ребенком, и вам на него даже не требуется выкраивать лишнего времени: вы используете то, что есть. (Родители часто сетуют, что не хватает времени заняться с ребенком. Но ведь найти его так просто! Просто использовать полноценно то, когда вы находитесь рядом.)
СКОРАЯ ПОМОЩЬ
Нет ничего хуже, когда вас ни за что ни про что обрекают на простой. Просто стой и ничего не делай — в очереди, в официальных учреждениях, перед открытием магазина, в том же поезде, наконец. Зачем убивать свое «лишнее» время? Из любой ситуации, даже из такой нудной, как стояние в очередях, можно извлечь пользу и удовольствие.
Вот несколько способов занять ребенка в очереди и в других скучных местах. И самим не соскучиться. Выбирайте по возрасту, придумывайте свои.
1. Физ-ра, ура! — чтобы взбодрить себя и ребенка. Расправьте плечи и чуть приподнимите подбородок. А теперь поднимитесь на носочки выше, выше! Чуть-чуть помедлите и — резко опуститесь. У кого каблучки громче стукнули? После нескольких таких повторов исчезает тяжесть в голове и усталость.
2. Тайная тренировка. Главное и единственное условие — это и все подобные упражнения выполняются медленно. Как можно медленнее. А «работать» можно с любой частью своего тела. Кстати, если такому тайному упражнению вы научите своего ребенка и ему понравится, представляете, какая будет польза для фигуры да и для здоровья вообще?! Например, тренируешь мышцы брюшного пресса. Медленно считаешь до шести и все это время так же медленно втягиваешь живот. Втянула? — подержать так (счет до шести). Теперь медленно-медленно отпускаешь мышцы, возвращая живот в исходное положение. И еще раз: на шесть втянула, на шесть подержала максимально худым, на шесть распрямила. По этому же принципу можно напрягать и отпускать все остальные мышцы тела. По-научному это называется «статическая гимнастика». Первое время обязательно считайте вслух, потом привыкнете — и можно будет обходиться без счета. Тренируйтесь — и телу полезно, и никто не обратит внимания, и время даром не пропадет. Кстати, можете делать то же самое на нудном совещании — вы, на нудном уроке — ваш ученик. Во время езды в метро или на трамвае. Пока все тело понапрягаете — уже приедете в любом случае.
3. Танцевалки. Вы танцуете, только мысленно, про себя. Можно тихо напеть мелодию, не разжимая губ. Можно вообразить себя в бальном зале, на дискотеке, хоть на спортплощадке. Суть такого танца: когда мы думаем, то есть сосредоточиваемся на какой-то части своего тела (группе мышц), эти мышцы обязательно среагируют на наши мысли. Мышцы напрягаются и сокращаются в заданном (нами) ритме. А воображение довершит остальное. Кстати, обратите внимание, какой танец вы выбираете. Его характер и темп могут указать на то, чего в вашей жизни недостает (романтический вальс, или страстную латину, рэп или танец живота). Интересно, а что станцует ваш дорогой ребенок?
4. Запоминалка. Подобные упражнения хорошо тренируют ментальную память. Внимательно посмотрите на что-то (или кого-то) с полминуты. Потом отвернитесь и перечислите (в уме), что вы там заметили-запомнили. Кто больше? Потом поворачивайтесь и сверяйте. Например, сколько человек стоит у столба? В каких позах? Сколько мужчин? А дети есть? Что они делают? В какую сторону смотрят? У кого в руках пакет? Какие часы на руке, у кого? А у кого мобильный телефон? И т. п. в том же духе. Кстати, лучше всего мы запоминаем то, что нас подспудно очень интересует. Обратите внимание, что больше всего заинтересовало вашего ребенка, осознайте, что больше заинтересовало вас. Заметили, что — разное? Вот вам еще одно доказательство, как детские интересы отличаются от взрослых.
5. Воображалки. Вот прекрасная тренировка правого полушария мозга и одновременно — отдых для левого, ведь в наше время в основном нагружают его. У детей прекрасное воображение, у взрослых с этим проблемы. А может быть, нет? Выберите какого-то человека из очереди и представляйте его кем-нибудь (или чем-нибудь) другим. Что он, например, — это не он, а какой-то зверек, или птица, или дерево. А какое? И почему? Да на кого же он больше всего похож? Можно повоображать, с каким животным/птицей/деревом дружит, откуда он родом, зачем пришел именно сюда. Кстати, если большинство людей у вас или вашего ребенка окажется тараканами, скунсами да макаками, это повод задуматься, а как вы и/или он на самом деле относитесь к людям.
6. Сочинялки. Случайно долетевший до ваших ушей разговор может превратиться в начало сказки. «Жил-был банкомат... И надоело ему стоять на месте. Вот он и подумал: пойду-ка я путешествовать. И однажды ночью взял да и ушел...» Что будет дальше? «Пришли утром люди и увидели...» А что увидели люди? И что подумали и сказали? А может, пошли искать (и куда, и что там нашли)? А может, решили пожить без денег (и что из этого вышло)? А может, наняли сыщика-добермана и тот унюхал какой-то другой, подозрительный след?..
7. Рифмовалки. Сочиняйте стихи, а если сразу не получается, просто придумывайте всякие рифмы. Повод — тот, что видите перед собой. Например, сберкасса — зараза. Бананы — сунем в карманы, букашка — рубашка... А потом попробуйте сочинять строфы по заданным рифмам («Вот ползет букашка в новенькой рубашке»). Кстати, неплохо всегда иметь при себе блокнот и ручку. А вдруг выйдет маленький шедевр?
8. Угадайка. Один из вас описывает три приметы какого-то человека из очереди, а другой угадывает, какого человека вы загадали. Например: волосы лохматые, сумка на ремешке, колечко на пальце. Условие: человека в очереди нельзя выискивать глазами, просто вспоминаешь по памяти.
9. Загадки. Угадай, что я вижу. Опять-таки, нужно по описанию узнать, что загадано. Например: круглое, веточки торчат в разные стороны, оно на дереве — что это? Или: по земле бежит, хвостиком вертит, землю нюхает. Похоже на загадки, которые так любят все дети?
10. Поймать на удочку. Протягиваете ребенку руку ладошкой вниз. Он прикасается к ладони одним пальцем. Вы говорите: «Ловись, рыбка, мала и велика...» — и быстро закрываете ладонь, стараясь поймать детский пальчик. А ваша рыбка старается не попасться: быстро пальчик отдергивает. Сюда же относятся «ладушки» и «киса-киса, брысь под лавку». Вероятно, очереди существуют уже многие века, и наши разумные предки к ним тоже как-то приспосабливались.
Самая большая польза от любого из этих развлечений такова: вы полноценно общаетесь (а не нудно убиваете время), вы учитесь принимать и ситуации, и людей такими, какие они есть. И не мечтать о том, как было бы, если бы... и не злиться понапрасну. Вы учитесь извлекать пользу из любых обстоятельств, которые подкидывает жизнь. И обучаете этому своих детей.
Теперь вас очередью или нудной дорогой не запугаешь...