
Воспитание нравственной чистоты
Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали.
В. И. Ленин.
1. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
Мораль, или нравственность, — это форма общественного сознания, которая включает в себя совокупность норм и правил поведения людей. Мораль — это взгляды и представления людей о том, каким должно быть их поведение. Это сознание, регулирующее поступки человека и позволяющее ему оценивать — одобрять или осуждать поведение свое и других.
А. С. Макаренко говорил, что организовать сознание, чтобы человек понял, как надо поступать, менее трудно, чем добиться того, чтобы правильное поведение стало для него привычным и единственно возможным. Когда человек чувствует, что неправильный поступок унижает его, роняет в собственных глазах, когда правильное поведение становится привычным, тогда человек воспитан.
Необходима привычка правильного поступка, т. е. необходимо такое состояние, когда человек поступает правильно не тогда, когда на него смотрят или его слышат и могут похвалить, но и тогда, когда никто не видит, никто не слышит, а надо поступить правильно для себя, во имя справедливости и долга перед самим собой.
Нравственность человека включает в себя несколько компонентов. Это, во-первых, знание человеком того, как надо себя вести в том или ином случае, во-вторых, соблюдение этих правил в своем поведении и, в-третьих, способность человека оценивать свои или чужие поступки и действия. Следовательно, только тогда нравственное воспитание детей даст свои результаты, когда родители будут не только вооружать ребят знанием нравственных норм, формировать нравственное поведение, но и будут воспитывать у них нравственные чувства.
Следует отметить, что усвоение основных правил поведения для школьника (слушать старших, не обижать малышей и заботиться о них, быть аккуратным, класть игрушки и вещи на свое место, быть вежливым, честным и т. д.) не представляет особого труда. Однако ребенку мало знать, как поступать, важно приучить его к правильным поступкам. А это достигается путем систематического повторения, правильного соблюдения норм поведения в определенных ситуациях, складывающихся в жизни ребенка и семьи.
Знание моральных норм есть предпосылка нравственного поведения, но еще не поступки, не само поведение. Поступки людей непосредственно определяются желанием, готовностью и способностью их совершать. Это желание, готовность и способность сознательно соблюдать нормы коммунистической нравственности могут быть воспитаны только в процессе длительной практики самого ребенка, только через совершение им моральных поступков. Поэтому главное в воспитании состоит в том, чтобы детская жизнь была организована как опыт, воспитывающий определенную группу привычек, подчеркивал А. С. Макаренко.
Известный советский писатель, автор многих произведений для детей С. Михалков в книге «Все начинается с детства» пишет, что люди часто не задумываются над тем, какие впечатления выносят дети из ранних лет своей жизни. Маленькие, мол, еще, что они понимают... На самом деле это не так. Человек и сказать-то еще не может о том, что он чувствует, а впечатления уже формируют его характер. Именно в детстве переживания особенно остры, а ум еще недостаточно подготовлен для того, чтобы правильно оценить все происходящее вокруг.
В детстве нет незаметных происшествий — мелочь, пустяк могут оказаться важнейшим событием для ребенка, навсегда запечатлеться в его памяти и сыграть свою роль, дурную или хорошую.
«...Человек начинается с детства, — подчеркивает С. Михалков, — Именно в детстве делается посев добра. Взойдет он лишь через годы, и тогда будет видно, взошел ли посев добра, или же сорняки зла заглушили его. Будет видно, какой человек вошел в жизнь и стал членом общества»1.
Ребенок еще не умеет говорить, но уже понимает слова «можно», «нельзя» и др. Первые годы жизни ребенка создают и определяют содержательную сторону сознания взрослого человека. Поэтому нет надобности доказывать, что моральное воспитание должно начинаться с первых лет жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте отец и мать формируют у ребенка первые нравственные переживания — человечность, доброту, уважение к товарищу, старшим, а главное — совесть, стыд, чувство вины. Эти чувства в будущем станут мотивами, которые будут определять поведение ребенка в различных жизненных ситуациях.
Воспитывать хороший нрав у маленьких детей можно лишь на фоне положительного эмоционального состояния ребенка. Поэтому детей в самом раннем возрасте необходимо предостерегать от отрицательных эмоций — плача и каприза. Плач и каприз — это сигналы о том, что с ребенком не все в порядке. Медицина рекомендует, чтобы при плаче принимались необходимые меры для успокоения малыша. И конечно же, не следует пользоваться, к сожалению, еще бытующей формулой: «Ничего, пусть немного поплачет. Это только на пользу». Применение этой формулы в воспитании ребенка вредно в двух отношениях. Во-первых, потому, что плач маленького ребенка снижает его жизненный тонус, делает его преждевременно нервным, перенапрягает нервную систему. Во-вторых, плач является, как правило, не результатом каприза ребенка, а определяет общее его состояние: или ребенок проголодался, или у него мокрая постель, или у него что-то болит. Поэтому родители должны предпринять все меры к тому, чтобы успокоить ребенка. Для этого необходимо прежде всего установить причины, вызвавшие плач, хотя сделать это не так-то легко.
Иногда в книжках для родителей мы находим категорические возражения против преждевременного кормления при плаче, против того, чтобы брать на руки и начать успокаивать и т. д. Можно ли с этим согласиться? Только отчасти. Все зависит от обстоятельств. Могут же быть случаи, когда ребенок, например, не высосал «норму» грудного молока и не выдерживает промежутка между кормлениями, испытывает голод и потому начинает плакать. А родители, придерживаясь указанной сомнительной инструкции, оставляют ребенка наедине с его неприятностями и думают, что вырабатывают у него выдержку.
Точно так же и со взятием на руки. Может быть, ребенок по каким-либо причинам испытывает боль (устал от длительного хождения или у него что-то болит), а на руках его боль снимается. Так разве это плохо?
Конечно, нельзя это делать каждый раз, повторяя изо дня в день, но и придерживаться этого требования, «яко слепой стены», тоже не следует. Всегда нужно выбирать что-то среднее. Ведь и со взрослым бывает так, что он чем-то недоволен, и человек не находит себе места. Если он лежал, — встает, если ходил — пытается сесть и т. д. Тем самым успокаивает себя.
Помнится такой случай. Молодые супруги с 11-месячным сынишкой приехали из Москвы в Минск. Мальчик был очень живой, подвижный, не плакса. Он никогда перед сном не капризничал. А тут вдруг стал вести себя беспокойно, не засыпал. Муж решил взять малыша на руки, поносить, пока он уснет. Жена, не признавая указаний из книжек, категорически стала возражать против этого, даже устроила скандал. Пришлось вмешаться в конфликт супругов и высказать мысль, что в действии мужа, быть может, нет ничего плохого: ведь мальчишка раньше не капризничал. Пусть папа на сей раз сделает это для него, взяв на руки: возможно, это поможет более быстрому успокоению ребенка.
После некоторого раздумья жена согласилась с этим доводом. Мальчишка уже через три минуты уснул на руках у папы. Он бережно положил ребенка в кроватку. Так поступать отцу пришлось еще 1—2 раза, а в дальнейшем сынишка засыпал уже в кроватке сам, без папиной помощи.
Видимо, причиной каприза мальчика перед сном был переезд в другой город, изменение привычного состава семьи. В Москве он был, как правило, только с мамой, а тут он увидел еще и папу — и, видимо, мальчику захотелось лишнюю минутку побыть с отцом: ведь он до этого целыми днями находился на работе. И очень правильно поступил папа, что своим участием, чуткостью и вниманием помог сыну войти в новую психологическую обстановку.
Еще К. Д. Ушинский писал, что именно в первые годы жизни ребенка в его нервной системе происходит подготовка основных элементов всей будущей психической деятельности: вырабатываются те предпосылки, которые со временем определят то, как человек станет относиться и к природе, и к людям. Существует, например, убеждение, — говорил он, — которое кажется многим суеверием: злая кормилица выкормит и злого ребенка; но это не совсем суеверие. Конечно, злость не может передаваться с молоком, хотя молоко возбужденной женщины вредит ребенку, но злая женщина со злостью обращается с младенцем и своим поведением, а не молоком сеет в нем семя злости или трусости.
Нельзя забывать, что первые представления о человеке создаются у ребенка в бессловесный период его жизни и что на образование этих представлений оказывают огромное воздействие те первые человеческие личности, с которыми сталкивается ребенок, впечатления, которые найдут свое отражение в душе ребенка и лягут в основу его будущего отношения к людям. И конечно, посчастливило ребенку, если отразившееся в нем первое человеческое лицо полно любви и ласки. А это значит, что молодые супруги в это время особенно должны относиться друг к другу с большим вниманием и уважением. Терпение, выдержка и забота мужа о своей супруге — молодой матери — должны быть в это время исключительными, чтобы оградить жену от лишней нервозности, создать у нее общее хорошее настроение, полную моральную удовлетворенность. Одним словом, чтобы она была счастливой. Такое общее состояние молодой матери как бы с ее молоком передается ребенку, и он будет расти жизнерадостным, счастливым и гуманным.
По мере того как у ребенка развивается речь, постепенно возрастают и возможности для осуществления его нравственного воспитания. Поэтому очень важно воспитывать в этом возрасте у ребенка уважение к старшим, к их труду и отдыху, приучать его заботиться о других. Стучит, например, ребенок по полу игрушкой — объясните ему, что внизу живут люди и им неприятно слушать его стук. Или, если дети с шумом бегут по лестнице, — напомните им, что ходить по лестнице нужно спокойно: ведь кругом живут люди, возможно, кто-то, придя с работы, отдыхает. Попять подобное объяснение ребенку вполне под силу, и он начинает сознавать, почему так поступать «плохо». Постепенно ребенок начинает разбираться в том, что «хорошо», а что «плохо». Объяснения будут подсказывать ребенку, как он должен вести себя в тех или иных условиях. Одобряя или осуждая то или другое действие, родители тем самым учат ребенка осознавать правильность или неправильность его поступка. «Ты сегодня разрешил Сереже кататься на своем велосипеде — молодец, ты поступил хорошо».
Опыт показывает, что в дошкольном возрасте дети активно усваивают нормы морали. У ребят возникают общественные мотивы деятельности в простейшей форме — побуждение сделать для другого что-то приятное. Они проявляют определенные чувства во взаимоотношениях со взрослыми и ровесниками, а также в отношении к героям сказок. Ребята недовольны, если, слушая рассказ, не понимают, кто «хороший», а кто «плохой». Они стремятся сразу определить положительных героев, проявляют симпатию к ним и резко осуждают отрицательных.
В дошкольном возрасте у ребенка уже пробуждается любовь к Родине; он понимает, что надо быть честным и правдивым, что к человеку нужно относиться с уважением. Конечно, это понимание не приходит само по себе, оно усваивается ребенком в процессе определенной работы родителей и дошкольных учреждений.
Все папы и мамы хотят, чтобы их ребенок не был избалован и капризен. Они хотят видеть своего ребенка ласковым, внимательным, отзывчивым, трудолюбивым. Превращение этого желания в действительность зависит прежде всего от самих родителей. Если их отношение к ребенку, к другим людям и друг к другу будет отличаться внимательностью, заботливостью, чуткостью и вместе с тем требовательностью, то и ребенок все это постепенно будет впитывать в свое сознание. Если же отец и мать будут проявлять недостаточную чуткость и внимание, заботу и требовательность к другим, то поведение таких родителей со временем окажет свое отрицательное влияние на ребенка.
Отдельные дошкольники в общении с окружающими их людьми не всегда проявляют чувство уважения, вежливость. Встречаются поступки и другого порядка. Ребята дразнят друг друга, порой даже бьют своих сверстников, младших братьев и сестер, мучают животных и насекомых. Исследования показывают, что дети с этими чертами встречаются в тех семьях, где допускаются такого рода ошибки. Ребенок, например, может не знать, что кошке больно, когда ее дергают за хвост, что птицы зимой голодают, что даже дерево «плачет» (течет сок), если сломать ветку. Очень жаль, что взрослые не всегда об этом говорят детям.
Сердечность, человечность, чуткость — это те качества, которые у детей нужно формировать прежде всего. И если у ребенка эти чувства воспитывают по отношению ко всему живому — животным и растениям, то со временем они переносятся и на его ровесников, вообще на людей. Такой ребенок не ударит товарища, не оскорбит слабого, не будет черствым к родителям, потому что понимает, что от этого другому больно.
Как же рождаются у детей черты эгоистичности, жестокости не только по отношению к другим людям, но и к родителям? Видимо, все начинается с маленького, например с того, как вы кормили своего ребенка с ложечки и, чтобы он лучше ел кашу, приговаривали: «Кушай кашку, Сашенька. Видишь, кошка просит кашки, а мы ей не дадим. Сашенька сам съест». Мать топает ногой, а Саша смотрит и улыбается, что кошка убегает. Сын проглатывает ложку каши — и мать довольна. В этот момент в сознании ребенка и начинает формироваться представление о том, что не следует ни с кем ничем делиться, раз это нравится маме.
И мама продолжает:
— А бабушка тоже просит кашки, мы ей не дадим. Уходи, бабушка, Саша сам съест кашу!
И хотя бабушку прогнали шутя, но у Саши появилась еще одна отрицательная черта: с бабушкой тоже можно не считаться.
Естественно, что если маленький ребенок не приучен с первых месяцев и лет жизни уважать свою маму, папу, бабушку, то центром всего окружающего его мира становится он сам. Он, которому все дозволено, все разрешено, кому все должны угождать.
Пройдут годы. И не только родители, но и близкие будут страдать от этого эгоизма. Конечно, нельзя считать, что причиной всего плохого в сыне или дочери были именно эти сценки. Но вполне возможно предположить, что многое из того, что потом приносит слезы родителям (грубость, эгоизм ребенка и др.), начинается именно с этого. Можно не считаться с бабушкой, можно не жалеть маму, а то и шлепнуть ее по лицу. А потом потребовать от родителей, например, такой костюм, на который, возможно, у них и денег-то нет, и т. д.
Первые ростки коллективных, товарищеских взаимоотношений между людьми должны закладываться у детей в раннем дошкольном возрасте в форме уважительного отношения к другим ребятам, своим сверстникам. Эта работа организуется в детсадах, но родителям не следует полагаться только на детский сад. Необходимо и дома постоянно воспитывать эти качества.
Прежде всего следует приучать ребенка к тому, чтобы он стремился оказать помощь окружающим, делать другим услуги. Это может быть, проявлено в различных формах: поднять предмет, кем-то случайно оброненный, поднести сумку или сверток и т. д. Все это является элементом проявления благородства, доброжелательности и уважительного отношения к людям. С этой целью родители могут, например, организовать вечерами, когда дети приходят домой из детского садика, подвижные игры или, посадив вокруг себя ребят, прочитать им вслух интересную сказку или рассказ, пойти вместе на прогулку и т. д. В процессе таких занятий у ребят формируются общие интересы, элементы чувства коллективизма, симпатии и уважение друг к другу, стремление к коллективным формам своего бытия.
К сожалению, есть и такие родители, которые считают, что лучше воспитывать ребенка, изолировав его от других малышей, запретив играть и обмениваться игрушками с другими ребятами. Такие мамы заранее предупреждают своих детей, чтобы они отказывались от конфет, печенья, фруктов, которыми любят угощать ребята друг друга. Возможно, с гигиенической точки зрения в этом есть какой-то смысл. Но не следует забывать, что подобное поведение родителей может привести к возникновению у ребенка таких отрицательных черт, как индивидуализм и эгоизм.
Эгоизм возникает и в результате того, что родители желают накормить ребенка чем-то наилучшим, наиболее вкусным, выделить его среди других членов семьи. Или, например, часто бытует среди родителей такое средство успокоения ребенка: если он ушибся, упав через какую-либо преграду, — поколотить этот предмет. «Не плачь, доченька, ах, эта плохая палка, — говорит мама и бьет по палке, — это она виновата, что ты ушиблась!» Улыбается мама, наблюдая, как девочка, следуя ее примеру, с удовлетворением бьет по палке. Здесь двойная ошибка. Во-первых, мама приучает таким образом ребенка получать удовлетворение от того, что причиняет боль другому. Во-вторых, приучает ребенка искать виновного всех бед и неприятностей в ком угодно, только не в себе. Так вырастает эгоизм.
Уважение к людям является одним из важнейших требований коммунистической морали. Оно проявляется в доверии к человеку, внимательном отношении к его убеждениям, в скромности и чуткости, в справедливости и признании прав других людей.
Даже маленький ребенок должен понимать элементарные правила вежливости: не вмешиваться без разрешения в разговор взрослых, благодарить за услуги, при встрече уступать дорогу, разговаривая, смотреть в лицо, не допускать в разговоре грубых слов, не повышать голоса и т. д. Эти элементы вежливости дети должны проявлять и по отношению к своим сверстникам.
Большое значение в воспитании детей имеет пример самих родителей. Детям свойственно подражание, поэтому все, что они видят и слышат, впитывают в себя, как губка. В зависимости от того, как родители относятся друг к другу, к другим людям и к своим детям, у ребят будут складываться положительные или отрицательные нравственные качества. К сожалению, папы и мамы не всегда соблюдают установившиеся нравственные нормы таких отношений. Некоторые родители допускают грубые окрики в адрес взрослеющих сына или дочери, а то и совсем маленьких.
— Паразит! Я тебя сейчас утоплю! Иди сюда, зараза! — эти слова, обращенные к трехлетнему сыну, приводит Н. Атаров в книге «Не хочу быть маленьким»2. Он продолжает далее:
«Оборачиваюсь на крик: в подмосковной березовой роще, на берегу озерка, поросшего кувшинками, хладнокровная фурия ведет к воде трехлетнего паразита, маленького, кудрявого, еще качающегося на ножках, — ведет, крепко держа его ушко, точно раскаленный уголек щипцами. Нет, она не усталая, не после рабочего дня, она приехала на автобусе в «зону отдыха трудящихся Фрунзенского района» вместе с другими женщинами и их детьми. Она сейчас отдыхает и, конечно, она не утопит ребенка, просто немножко его постращает. Она не понимает, что рожденный ею человек существует на свете не для ее удобства, не для ее забавы или каприза и что, когда она ведет его, уцепившись за ухо, образуется человек. Какой же он будет? Знает ли она самые простые правила: что можно и что нельзя делать с ребенком? Нельзя, например, чтобы младенец истошно кричал, требуя грудь, — уже и тут образуется человек. Нельзя в виде наказания укладывать в постель. И требовать от маленького можно только то, что он в силах выполнить»3.
После такого обращения с ребенком трудно ждать, чтобы он рос вежливым и чутким человеком.
Дети не рождаются плохими, но становятся такими, если перед их глазами ежедневный дурной пример родителей. Они ничего не забывают, а если забывают слова, то все же остается глубокий след в душе. И из этих следов «формируется фундамент его души» (Ф. Э. Дзержинский).
Н. Атаров подчеркивает, что детство — это сама жизнь, а детские годы — проба сил человека. И мы, старшие, должны помочь ребенку расправить плечи. Пусть они еще не совсем окрепшие, не беда, что дрожат на встречном ветру, но человек уже обретает себя, ищет свою дорогу в большую жизнь. Не дадим ему сбиться с пути.
«Детей нет, — пишет Я. Корчак, — есть люди, по с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувства. Помни, что мы их не знаем». Поэтому родители обязаны изучать своих детей, чтобы понять их сложный духовный мир, проникнуть в него, и, поняв, направить — предупредить неразумное, поддержать и развить доброе. Я. Корчак указывает, что ребенка надо учить не только ценить правду, но и распознавать ложь, не только любить, но и ненавидеть, не только уважать, но и презирать, не только соглашаться, но и возмущаться, не только подчиняться, но и бунтовать.
«Человечность, сердечность, чуткость, отзывчивость — этот моральный иммунитет против зла, — писал В. Сухомлинский, приобретается лишь тогда, когда человек в раннем детстве прошел школу доброты, школу подлинно человеческих отношений, а этой школой может быть только хорошая семья, только наглядный пример человеческого союза двух любящих сердец — отца и матери»4.
Уважение детей к старшим проявляется в послушании. Ребенок с первого года жизни должен понимать слова «можно» и «нельзя». Ребята очень скоро привыкают к этим требованиям и приучаются правильно на них реагировать. Но, чтобы учить всему тому, что можно и чего нельзя, сына или дочь, родители сами должны поступать так, так действовать, чтобы быть примером для детей. Действительно, можно ли говорить сыну о вреде табака, если сами не расстаемся с папиросой? Как можно учить и поучать, не задумываясь о себе, не перестраивая своей собственной жизни?
На эту сторону в воспитании обратил внимание еще Л. Н. Толстой. Он писал:
«...Все воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, т. е. самому двигаться, воспитываться. Только этим люди влияют на других, воспитывают их, и тем более на детей, с которыми они связаны»5. И дальше:
«Все трудности воспитания вытекают от того, что родители, не только не исправляясь от своих недостатков, но даже не признавая их недостатками, оправдывая их в себе, хотят не видеть эти недостатки в детях. В этом вся трудность и вся борьба с недостатками. Дети нравственно гораздо проницательнее взрослых, и они, часто не выказывая и даже не сознавая этого, видят не только недостатки родителей, но и худший из всех недостатков — лицемерие родителей, и теряют к ним уважение и интерес ко всем их поручениям»6.
Конечно, нельзя категорически утверждать, что каждое неосторожное слово, сказанное при ребенке, в конечном итоге приведет к выработке отрицательных качеств. Сын или дочь еще многое сами увидят в жизни, несомненно, поумнеют, а может быть станут и добрее, чем были их родители. Но такие качества, как деликатность или, наоборот, невоспитанность, грубость, во многом зависят от той психологической атмосферы, в которой живет семья.
Как же быть, если родители проглядели ребенка и сын или дочь приобрели отрицательные качества поведения? В этом деле шлепки и подзатыльники вряд ли помогут. Нужно спокойно и терпеливо, шаг за шагом приучать детей к тому, как нужно поступать, показывать им, в чем они правы и в чем неправы. Все видеть, но не все замечать, чтобы избегать излишних назиданий. Это сложный, трудный и длительный путь, требующий от родителей большой выдержки, терпения, духовных сил. Но зато он ведет, несомненно, к выработке положительных качеств у ребенка.
Честность и правдивость как неотъемлемые черты личности формируются не только путем разъяснений, бесед с ребятами, но и путем упражнения, приучения детей поступать честно. Лучше всего помогают воспитанию этих черт интересные сказки, короткие рассказы, раскрывающие в доступной форме эти понятия и всегда вызывающие у ребят определенные чувства.
Уже у детей дошкольного возраста необходимо формировать представление о признаках честного и правдивого человека, о необходимости говорить всегда правду, умение признать проступок (вину), не брать без разрешения чужих предметов и т. д. Дети должны уяснить, что попросить что-то открыто — это честно, а взять чужую вещь так, чтобы никто не видел, — нечестно.
Иногда родители говорят, что пока сын был маленьким, — был честным, а теперь чаще слышат от него неправду. Такое действительно бывает. Но причина, видимо, кроется в том, что родители раньше не придавали должного значения его нечестным поступкам, которые, вероятно, случались, но редко. У ребенка было меньше поводов к этому. С возрастом, не научившись противостоять желаниям, а иногда чтобы избежать укора или наказания, ребенок начинает говорить неправду. Причины могут быть разные. Это, во-первых, излишняя строгость родителей, в связи с чем у детей появляется страх перед наказанием и они начинают обманывать. Во-вторых, старшие дети иногда заставляют младших говорить неправду. В-третьих, наглядный пример: дети видят нечестность во взаимоотношениях между родителями и т. д.
Если ребенок нарочито сказал неправду, то на первый раз вполне достаточно ограничиться спокойным, но серьезным разъяснением того, что так делать нельзя, что так поступают плохие люди, и выразить уверенность, что ребенок больше не сделает этого. При повторении обмана нужно уже резче выразить свое недовольство, высказать отрицательное отношение к поступку. Если это не поможет, ребенок может быть наказан, только не физически, а лишением какого-либо удовольствия.
Следует заметить, что иногда разъяснения родителей, педагогов бывают неубедительными (не задевают чувств ребенка) и, следовательно, безрезультатными. Тогда нужно прибегать к более сильным факторам воздействия — при помощи книжек (рассказов, сказок), осуществляя при этом не непосредственное, а косвенное воздействие на сознание ребенка. В связи с этим напомним вам рассказ А. П. Чехова «Дома»7, в котором очень хорошо показана беседа отца-юриста с маленьким сыном.
Сережа, которому было семь лет, совершил предосудительный поступок. Без разрешения отца брал у него табак и курил. Когда же отец поймал его на этом, он сознался, что курил. Отец начал разговор с сыном:
«...Я от тебя этого не ожидал. Во-первых, ты не имел права брать табак, который тебе не принадлежит. Каждый человек имеет право пользоваться своим добром; если он берет чужое, он плохой человек.
Во-вторых, ты куришь... Это очень нехорошо... Табак сильно вредит здоровью, и тот, кто курит, умирает раньше, чем следует. Особенно же вредно курить таким маленьким, как ты. У тебя грудь слабая, ты еще не окреп, а у слабых людей табачный дым производит чахотку и другие болезни. Вот дядя Игнатки умер от чахотки. Если бы он не курил, то, может быть, жил бы до сегодня».
Несмотря на то, что отец Сережи был юристом и полжизни упражнялся во всякого рода пресечениях и предупреждениях преступлений, перед мальчиком терялся.
Он не знал, что дальше сказать сыну:
«Чтобы как-то закончить разговор, отец попросил Сережу дать честное слово, что больше никогда курить не будет. Сережа сделал это с превеликим удовольствием.
«Честное слово! — запел Сережа, сильно надавливая на карандаш и нагибаясь к рисунку. — Чест-но-е сло-во! Во! Во!»
По тому, как мальчик пропел «Честное слово», легко можно было заметить, что значило оно немного. Сережа просто был доволен, что отделался от неприятного для него разговора»8.
Отец же признал свою педагогическую беспомощность.
Но рассказ этим не кончается. Здесь только подчеркивается, что как мало играет роль слово, если оно не затрагивает эмоциональную сферу ребенка, оставляет его равнодушным.
Отец имел обыкновение рассказывать Сереже сказки, которые пытался связывать с событиями дня, с интересами мальчика, с промахами в его поведении.
«Слушай, — начал он... — В некотором царстве, в некотором государстве жил-был себе старый, престарый царь с длинной седой бородой и... и с этакими усищами. Ну-с, жил он в стеклянном дворце, который сверкал и сиял на солнце, как большой кусок чистого льда...»
Отец очень образно, в ярких красках показал красоту дворца, счастливую жизнь царя. Но закончилась сказка печально:
«У старого царя был единственный сын и наследник царства. Такой же маленький, как ты. Это был хороший мальчик. Он никогда не капризничал, рано ложился спать, ничего не трогал на столе и... вообще был умница. Один только был у него недостаток — он курил.
Сережа напряженно слушал и, не мигая, глядел отцу в глаза. Прокурор продолжал и думал: что же дальше? Он долго еще говорил, но закончил так:
— От курения царевич заболел чахоткой и умер, когда ему было двадцать лет. Дряхлый и болезненный старик остался без всякой помощи. Некому было управлять государством и защищать дворец. Пришли неприятели, убили старика, разрушили дворец, и уж в саду теперь нет ни черешни, ни птиц, ни колокольчиков...
Так-то, братец...»
Такой конец отцу показался смешным и наивным, но на Сережу сказка произвела сильное впечатление: «...минуту он глядел задумчиво на темное окно, вздрогнул и сказал упавшим голосом:
— Не буду я больше курить...
Слова шли из глубины души. Они значили многое».
Этот рассказ лишний раз показывает не только родителям, но и педагогам, как необходимо подходить к убеждению детей. Все зависит от того, насколько удается вызвать соответствующие чувства у воспитанника — сострадание, раскаяние, огорчение, гнев, возмущение и т. д. Этому прежде всего служат хорошие книжки, которые, к сожалению, не всегда еще используются родителями. Хорошая книга развивает и формирует умственный и нравственный облик ребенка, обогащает его ум и чувства, расширяет кругозор, помогает в раздумье над выбором пути в жизни. Поэтому-то Горький и призывал детей любить книгу — источник знаний, и не случайно говорил писатель, что только знание спасительно, только оно может сделать людей духовно сильными, честными, разумными.
Еще не научившись читать, ребенок тянется к книге, внимательно рассматривает картинки, любит слушать, когда ему читают сказки, рассказы, стихи. Сказки радуют детей, учат мечтать, любить добро и ненавидеть зло, способствуют их духовному развитию. В сказочной форме окружающий мир выражается доступнее и понятнее для детей. Поэтому не случайно дети так любят сказки русских и зарубежных писателей-сказочников. Очень любят ребята «Приключения Буратино», книги Джанни Родари и других писателей. Мысли и чувства, вызванные к жизни чтением сказок в детстве, пригодятся в жизни и тогда, когда дети станут взрослыми. Такие сказки, как «Золотой ключик» А. Толстого, «Три толстяка» Юрия Олеши, «Приключения Незнайки» Николая Носова, «Баранкин, будь человеком!» Валерия Медведева, сказки белорусских писателей и многие другие, не могут не знать ребята.
В сказках и книгах для детей в доступной форме раскрываются идеи патриотизма, преданности Советской Родине, любви к созидательному, творческому труду. Такие произведения, как «Четыре дня на «Соколе» и «Костик» В. Баныкина, «Поездка к солнцу», «Его зовут Валерка», «Земные братья» Б. Костюковского, «Стожары», «На семи ветрах» М. Мусатова, «Генка Пыжов — первый житель Братска» и другие, рассказывают о том, как в труде, в неустанных исканиях мужает юная душа, как взрослеет человек.
Очень близки детям произведения Г. Скребицкого, Г. Снегирева, А. Иванова, М. Фарутина, раскрывающие красоту и поэзию родной природы, историю родной земли и прививающие любовь к природе, родному краю.
Книги показывают ребятам мир бессмертных деяний вождя революции В. И. Ленина и его боевых соратников.
Книги не только сообщают какие-то сведения, обогащают детей знаниями, но они заставляют и учат думать, чувствовать. Хорошая, интересная и прочитанная в ранней юности книга может стать основным ориентиром в жизни человека, определить его идеал.
В дошкольном возрасте необходимо воспитывать у ребят и более сложные чувства и представления, в частности любовь к Родине. Это чувство возникает на основе любви к родителям, родному дому, селу, городу. Поэтому с малых лет надо приучить детей видеть красоту природы, чувствовать ее величие, любоваться ею и охранять ее, что достигается только при общении с природой.
Чтение доступных для детей книг о героическом подвиге нашего народа, рассказы о героическом прошлом, экскурсии по городу, прогулки в лес, в поле, на луг — все это рождает у ребенка великое чувство любви к Родине.
Воспитание этого чувства неразрывно связано с формированием у детей бережливого отношения к общественной собственности. Детей надо приучать к тому, что нельзя портить игрушки, рвать цветы на клумбах, ломать деревья и кустарники. При этом нужно объяснить, почему так нельзя делать. Нельзя рвать цветы на клумбе и ломать насаждения потому, что в парк приходит много ребят и взрослых, чтобы отдохнуть среди зелени, полюбоваться красивыми цветами. Следовательно, дети, которые ломают зеленые насаждения и срывают цветы, плохие, так как делают неприятности другим детям и взрослым, лишают их удовольствия. Такое объяснение дети легко усваивают и потом сами будут останавливать тех ребят, которые попытаются срывать цветы, ломать кусты. Но одних только разъяснений недостаточно, необходимо также привлекать ребят к общественно полезному труду.
Если весной около вашего дома высаживают цветы, окапывают кусты и деревья или производят посадки осенью, привлекайте к этому полезному труду и своих ребят. Дайте сыну или дочери маленькую лопаточку — пусть они вместе с вами окапывают или придерживают куст при его посадке. К этой работе ребята обычно тянутся сами, но, к сожалению, папы и мамы часто пренебрегают желанием и помощью своих детей. А самое главное, что родители упускают очень важный воспитательный момент. После того как ребенок сам принимал участие в посадке цветов, кустов или деревьев, можно быть уверенным, что он не только не будет их рвать и ломать, но еще и остановит озорника. Так постепенно воспитывается очень важное чувство — бережливое отношение к окружающей природе.
Мы не случайно уделили сравнительно много внимания воспитанию нравственных начал дошкольника: ведь от того, как родители воспитали своего сына или дочь до школы, как развивали у них жажду к знаниям, пытливость ума и благородные чувства, будет зависеть их успех в учебе, в формировании их нравственной сферы сознания.
Методы, приемы и средства воздействия на дошкольников во многом соответствуют методам и приемам воздействия на ребят младшего школьного возраста. Особенность младшего школьника заключается в том, что он легко поддается влиянию учителя, школы и родителей. Поэтому родители обязаны поддерживать тесную связь с учителем, продолжать вместе с ним развивать и совершенствовать нравственные начала своих детей.
Более сложно воспитывать подростков (12—15 лет). От младших школьников подросток отличается меньшей податливостью при прямом воздействии на него со стороны родителей или учителей. Подростку свойственны заметные сдвиги во внешнем и внутреннем облике, порождающие острый интерес к самому себе. Усиленная деятельность щитовидной железы вызывает у него повышенную возбудимость и раздражительность. Он придает большое значение своему Я.
Подросток стремится строить свои взаимоотношений со взрослыми и сверстниками по типу отношений взрослых. Он более чувствительно реагирует на несоответствие между собственными потребностями и возможностями семьи. Подобное психологическое состояние школьника этого возраста создает неприятное эмоциональное состояние и порой приводит к конфликтам с родителями. Он уже не доволен пассивной ролью опекаемого ребенка, стремится к самостоятельности, хотя еще и не созрел для ответственной роли взрослого. Поэтому его тяга к самоутверждению часто принимает агрессивный характер. Подросток не терпит категорических, безоговорочных распоряжений и приказаний, безапелляционных требований и вместе с тем всегда охотно выполняет просьбу, слушает совет, доволен, когда с его мнением считаются. Подростка часто выводит из равновесия не то, что от него требуют, а то, как от него требуют. «Попробуй только опоздать домой!», «Без разговора ступай в магазин!» — и другие подобные этим категорические требования вызывают лишь отрицательную реакцию и раздражительность.
У подростка сильно развито чувство стыда. Он очень чуток к мнению окружающих. Боясь осуждения взрослых, он часто стыдится хорошего: доброты к окружающим, проявления нежности к матери и т. д. И наоборот, грубости не стыдится, видя в этом проявление взрослости. Он легко идеализирует окружающих людей и отношения, но быстро в них разочаровывается, как только обнаруживает несоответствие с идеалом. Вот почему мальчишка, который в четвертом классе был послушным, исполнительным, становится вдруг в шестом классе ершистым, грубым, начинает приносить двойки. А родители, не зная об этих особенностях подростка, порой не замечают его духовного роста, стремления к самоутверждению и даже удивляются происходящему, продолжая по-прежнему строить свои отношения с сыном или дочерью, как с маленькими. Между тем эти бывшие маленькие давно уже начали взрослеть, изменяться и, естественно, требуют к себе другого отношения. При этом главное требование сводится к признанию их как личности, с тем чтобы их уважали и считались с ними.
Разве не об этом свидетельствует письмо, напечатанное в «Комсомольской правде» от 9 мая 1968 г.: «Мне стыдно и больно писать об этом. Я очень долго думал, как быть. Мне ваша помощь не нужна. Я — очень сильный человек. Я поставил себе задачу: стать капитаном атомной подлодки. Не сомневайтесь! Головой стенку пробью, но стану. Учусь в восьмом классе. Отметки — «4» и «5». Закаляю себя физически. В классе и нашем переулке меня мало кто поборет. С ребятами я дружен, учителя ко мне хорошо относятся. Люблю книги про войну, но нравится мне и Пушкин, и Шевченко, Гоголь (особенно «Тарас Бульба»), «Овод» Войнич, «Чапаев» Фурманова, «Тихий Дон» Шолохова. Я прочитал уже больше 600 книг. Читаю газеты и журналы. Почти всего Горького прочитал и о жизни Ленина. Думаю поступать в комсомол. А комсомолец должен быть передовым человеком.
Но я не о себе. А о маме, о сестрах, о папе. Больше всего о папе.
Детей нас трое в семье: меня зовут Владимир, а еще есть сестра, она учится в школе, другой сестренке пять лет. Мама работает уборщицей, получает 60 рублей в месяц. Папа работает шофером, но теперь не работает — запьянствовал. В доме у нас часто бывают из-за него скандалы, драки. Иногда совсем нечего есть. Я-то выдержу — в жизни все может пригодиться, а мама, а сестренки?.. Да и на папу жалко смотреть, когда после попойки его колотит озноб. Я люблю его, очень люблю. Он шофер первого класса, водит машину как ас. Нежадный, последнее людям отдает. Меня никогда и пальцем не тронул и с мамой, когда трезвый, не дерется. Всегда нас спрашивает, как дела в школе, любит, когда рассказываешь ему о прочитанной книжке. Мне говорит, чтобы я не пил и не курил. Я и не курю и даже пива в рот никогда не брал. Когда его дружки суют мне стаканчик, папка всегда ругается: «Не трожь Вовку! Не приучай к гадости...»
Когда я прошу не пить, он говорит мне: «Вовка, ты зелен еще папку учить, понял?» Конечно, он прав. Я понимаю. А вот если бы, ну, скажем, коммунисты, что ли, или начальник ОТК, где он работает, или начальник милиции разъяснили бы ему вред пьянства и поинтересовались бы его приятелями, папку можно было бы спасти...
Я хочу, чтобы папка.., стал передовиком труда, ...чтобы, вступая в комсомол, мне не стыдно было отвечать на вопрос: кто мой отец... Владимир».
Итак, восьмиклассник уверенно заявляет, что ему, дескать, помощь не нужна. «Я — очень сильный человек». И, в подтверждение сказанного, он приводит достаточно убедительные аргументы: хорошо учится, закаляет себя физически, с ребятами дружен, учителя к нему хорошо относятся. Именно в этом особенность психологии подростка. Он стремится утвердить свое Я и добивается этого делом. Он не безразличен к судьбам своих близких, и это составляет главный смысл приведенного письма. Вместе с тем он отмечает, что отец считает его еще «зеленым», чтобы учить «папку».
Если вдуматься в содержание этого письма, то и впрямь есть чему поучиться отцу у сына, хотя он еще и «зелен». Письмо показывает, что родителям следует не только учить и поучать своих детей, но и учиться у них. Тогда, несомненно, формирование нравственных качеств у непрерывно развивающихся детей будет более правильным. Подростки не случайно с такой отзывчивостью реагируют на доверительные обращения взрослых, например: «Ты уже большой, и мне хочется поговорить с тобой не как с маленьким ребенком, а как мужчина с мужчиной».
Конечно, каждый подросток требует индивидуального подхода, особого отношения, однако общие принципы обращения применимы ко всем подросткам. Может быть различным тон разговора: не только мягким, но и строгим. Но строгость ничего общего не имеет с грубостью и злыми оскорбительными оценками в адрес сына или дочери.
Еще опаснее, когда родители прибегают к физическому наказанию, которое, как правило, вызывает у подростка бурный взрыв. И дело тут не столько в причиняемой боли, сколько в том, что подросток воспринимает такие наказания как унижение его личного достоинства. Применение физических мер может быть и принудит ребенка к чему-то, только не убедит его в необходимости того, во имя чего было совершено это воздействие. Исход применения физического наказания по своему характеру всегда отрицателен. Можно заставить сына или дочь изображать напускное послушание, но тогда они, сломленные и подавленные, озлобясь, замкнутся в себе. А третий исход может оказаться для родителей еще печальнее, как это случилось в примере с Сережей С. (после физического наказания отцом он ушел на три дня из дому, а когда вернулся, то предупредил отца: если тот хоть еще раз его тронет, — уйдет навсегда. Таким образом, «победителем» в этом поединке оказался подросток).
Пагубность применения физических мер наказания в «воспитательных» целях очевидна.
С утверждением своего Я связана еще одна особенность подростка. Он не любит излишнего контроля, бесконечных запретов, чрезмерной опеки. Все это расценивается в его сознании как недоверие к нему, принижение его достоинства, отрицание его права на самостоятельность суждений и решений. И подросток тревожится, так как в этом он видит одно: взрослые по-прежнему считают его маленьким.
Очень правильно поступают родители, которые, как бы подтверждая взрослость подростков, обращаются к ним примерно так:
— Ну, Валерий, ты уже в V классе, не маленький, приучайся к самостоятельности. Я не собираюсь продолжать контролировать тебя, как до сих пор. Составляй теперь расписание дня и следи сам за точным его выполнением. Попробуй без напоминаний вовремя готовить уроки, отдыхать, ложиться спать и вставать.
Это окрыляет сына или дочь, они довольны, что им доверяют, что их уже считают самостоятельными. Конечно, на первых порах родители должны все же проследить, как подросток выполняет свой распорядок, ио делать это нужно незаметно для него, пока не убедишься, что все идет нормально. Несомненно, здесь не исключены и срывы и нарушения, но этого не следует бояться, а тем более упрекать ребенка в его недисциплинированности. Пройдет время, и сын или дочь, оправдав доверие родителей, станут более самостоятельными. Строгий же контроль за подростком приводит лишь к тому, что школьник привыкает все делать только по указке и у него как бы формируется психология безответственности за свои поступки и дела.
Раздражают подростка и чрезмерное проявление со стороны родителей ласки и нежности к нему в присутствии сверстников. Родителям следует знать, что подобное с собой обращение ребенок допускает еще в III, IV классах, но не позднее. Папы и мамы должны из этого сделать для себя выводы.
Очень болезненно переживает подросток, когда подчеркивают его недостатки, укоряют его в неисправимости. Особенно ранят сердце подростка, например, такие выражения родителей: «Была уверена, что солжешь!», «Кроме гадостей, я от тебя ничего не жду», «Ты, я вижу, неисправим!» Эти и подобные им обвинения, на которые порой не скупятся папы и мамы, кроме вреда, ничего в себе не несут, ибо они по своей сути оскорбительны.
Воспитание у подростка таких качеств, как настойчивость, трудолюбие, выдержка, целеустремленность, тесно связано с появлением у него более глубоких и разнообразных интересов по сравнению с младшим школьником. Интерес подростка иногда приобретает силу увлечения, которое захватывает его в ущерб занятиям. Если, например, сын или дочь увлекаются чтением, то они читают и ночами, на переменах, а то и на уроках. У детей этого возраста могут быть разнообразные интересы, и родителям не следует бояться, что их сын или дочь так разбрасываются иногда в ущерб учению. Нужно вести борьбу не с многообразием интересов подростка, а помочь ему найти среди многих интересов наиболее близкий его духу и способностям. Для поддержания интересов необходимо выделять подростку время для его любимого дела, не занимать это время домашними поручениями, примириться с некоторыми неудобствами в виде шума или нарушения принятого порядка в комнате, помочь в организации специального места, оборудованного для любимого дела, и т. д.
Большое значение в формировании сознания детей имеют просмотренные фильмы, прочитанные книжки, которые могут послужить основой для оценочных суждений об отдельных нравственных качествах героев фильмов и книг. Однако, обсуждая с детьми героев книг, кинофильмов и делая на основе этого определенные выводы, нельзя требовать, чтобы дети без каких-либо оговорок следовали этим выводам. Иначе это отобьет у ребят желание обсуждать с родителями книги и кинофильмы. Важнее другое — заставить детей задуматься над этими выводами, осмыслить их.
К сожалению, не только родители, но и учителя часто сознательно или бессознательно сравнивают детей друг с другом, руководствуясь при этом какими-то идеальными образцами. Вот как, например, характеризуется ученик Николай П.: «Коля скромный, спокойный, старательный, вежливый, трудолюбивый, а Толя В. не обладает скромностью, недостаточно старательный, в школу может прийти в модном пиджаке. Он пренебрегает школьной формой» и т. д. Такие сравнения часто пугают родителей. В самом деле, разве можно считать Николая лучше Толи только потому, что он скромен и носит школьную форму? Очевидно, правильнее смотреть на детей и принимать их такими, какие они есть, т. е. видеть особенности каждого, ценить достоинства и, конечно же, учитывать слабости, а не сравнивать с каким-то эталоном и, исходя из которого, ломать натуру ребенка.
Ломать характер — идея не новая и выдвинута была давно, но ведь все виднейшие педагоги прошлого осуждали такую систему воспитания. Категорически против этой системы выступал и выдающийся советский педагог А. С. Макаренко.
1 С. Михалков. Все начинается с детства.
2 Н. А. Атаров. Не хочу быть маленьким. М., «Молодая гвардия», 1967, стр. 25—26.
3 Н. А. Атаров. Не хочу быть маленьким. М., «Молодая гвардия», 1967, стр. 25—26.
4 «Литературная газета» от 3 июня 1965 г.
5 Л. Н. Толстой. Полн. собр. соч., т. 65, 1954, стр. 253—254.
6 Там же, т. 68, стр. 280.
7 А. П. Чехов. Соч., т. 5, М., 1962, стр. 104—113.
8 А. П. Чехов. Соч., т. 5. М., 1962, стр. 104—113.