Мурашова Е. В.

Ваш непонятный ребёнок: психологические проблемы детей(фрагмент)



Телик, видик и ком­пью­тер. Польза или вред?

Одни дети очень любят смо­треть теле­ви­зор или виде­о­фильмы. Другие могут подолгу про­си­жи­вать за игро­выми при­став­ками, выпра­ши­вая у роди­те­лей или выме­ни­вая у при­я­те­лей все новые и новые кар­три­джи. Счаст­ли­вые обла­да­тели насто­я­щих ком­пью­те­ров (которых, заметим, ста­но­вится все больше и больше) имеют еще большие воз­мож­но­сти для вре­мя­пре­про­во­жде­ния, включая работу, обу­че­ние или раз­вле­че­ния в сети Интер­нет. Как отно­ситься к этому? Держать и не пущать или, нао­бо­рот, пре­до­ставить собы­тиям раз­ви­ваться своим чередом, ссы­ла­ясь на то, что у каждого поко­ле­ния свои песни?

Автору кажется, что истина, как это часто слу­ча­ется, тяго­теет к сред­нему поло­же­нию на вооб­ра­жа­е­мом отрезке воз­мож­ных роди­тель­ских реакций.

Для начала нужно учи­ты­вать, с каким именно ребен­ком мы имеем дело. Сколько ему лет, пять или пят­на­дцать? Какой у него тем­пе­ра­мент? Как у него обстоят дела со здо­ро­вьем (в первую очередь нас инте­ре­сует состо­я­ние зрения и нервной системы)? Ответив на все эти вопросы, роди­тели выра­ба­ты­вают для себя инди­ви­ду­ально при­ем­ле­мую стра­те­гию обра­ще­ния с «чуде­сами XX века» и по воз­мож­но­сти строго ее при­дер­жи­ва­ются. Навер­няка недо­пу­стима такая ситу­а­ция: сегодня у вас бой­цов­ское настро­е­ние, и вы, под­ни­мая на щит инте­ресы ребенка, через полчаса после начала занятий отго­ня­ете его от теле­ви­зора или ком­пью­тера, при­зы­вая пои­грать, почитать книжку или помочь вам по хозяйству. А завтра к вам пришла подруга, и, чтобы ребенок не мешал вашей высо­ко­ин­тел­лек­ту­аль­ной беседе, вы сами отсы­ла­ете его к тому же (очень вред­ному вчера!) экрану и в течение трех часов не вспо­ми­на­ете о нем. Это ошибка, бьющая не столько по состо­я­нию здо­ро­вья ребенка, сколько по про­цессу вос­пита­ния в целом. В сле­ду­ю­щий раз, когда вы будете про­из­но­сить свой монолог о вреде ком­пью­тер­ных игр или непре­рыв­ного смо­тре­ния теле­ви­зора, ребенок вам попро­сту не поверит.

А теперь несколько советов, которые могут ока­заться полезными роди­те­лям, при­сту­пив­шим к выра­ботке этой самой «чудес­ной» стра­те­гии.

Совет первый. Огра­ни­чи­вайте время, которое ребенок про­во­дит перед экраном теле­ви­зора и ком­пью­тера. Обо­с­но­ванно безо­пас­ными счита­ются сле­ду­ю­щие сроки:

— для ребенка 3—5 лет: теле­ви­зор или видик — 3 раза в день по 20 минут, ком­пью­тер — 1 раз до 30 минут;

— для ребенка 5—7 лет: теле­ви­зор или видик — 3 раза в день по 30—40 минут, ком­пью­тер — 2 раза в день по 20—30 минут;

— для ребенка 7—10 лет: теле­ви­зор или видик — не больше двух часов в день с обя­за­тель­ными пере­ры­вами, ком­пью­тер — не больше полу­тора часов в день с обя­за­тель­ными пере­ры­вами после каждых 20 минут обу­че­ния или игры;

— для ребенка старше 10 лет: теле­ви­зор или видик — не больше трех часов в день с обя­за­тель­ными пере­ры­вами после каждого часа, ком­пью­тер — не больше двух часов еже­д­невно с обя­за­тель­ными пере­ры­вами каждые полчаса.

Совет второй. Не пре­не­бре­гайте обще­из­вест­ными прави­лами безо­пас­но­сти. Смо­треть совре­мен­ный цветной теле­ви­зор можно с рас­сто­я­ния не меньше 1,5 м. Для старых теле­ви­зо­ров это рас­сто­я­ние не должно быть меньше 2 м. Если на вашем ком­пью­тере не слишком совре­мен­ный монитор, обя­за­тельно при­об­ретите допол­ни­тель­ный защит­ный экран. В про­смо­тре теле­ви­зи­он­ных передач и работе на ком­пью­тере каждые 30—40 минут (для малень­ких детей каждые 20 минут) обя­за­тельно надо делать пере­рывы.

Совет третий. Если ребенок стра­дает нев­ро­па­тией, нев­ро­зом, ММД, ночными стра­хами или имеет другие нев­роло­ги­че­ские нару­ше­ния, необ­хо­димо суще­ственно огра­ни­чить про­смотр «стра­ши­лок», кро­ва­вых бое­ви­ков и чрез­мерно воз­бу­жда­ю­щих ребенка передач. Если у вас есть идея потре­ни­ро­вать нервную систему здо­ро­вого, но чрез­мерно пуг­ли­вого и осто­рож­ного ребенка, то начи­найте с чего-нибудь полегче и во время про­смо­тра все время нахо­ди­тесь рядом с ребен­ком (так, чтобы он в любой момент мог до вас дотро­нуться или при­жаться к вам). Если у ребенка серьез­ное, осо­бенно про­грес­си­ру­ю­щее, нару­ше­ние зрения, то время, ука­зан­ное в совете первом, следует сокра­тить в 1,5—2 раза. Если ребенок носит очки, то смо­треть теле­ви­зор и рабо­тать за ком­пью­те­ром он должен непре­менно в очках.

Совет чет­вер­тый. Не забы­вайте, что «чудеса XXI века» — это не только раз­вле­че­ние, но и мощное сред­ство для обу­че­ния и обра­зо­ва­ния ребенка. Именно поэтому целе­со­об­разно (если, конечно, поз­во­ляют сред­ства) иметь дома не игровую при­ставку к теле­ви­зору, а насто­я­щий ком­пью­тер (чуть-чуть уста­рев­шие, но вполне при­год­ные для обра­зо­ва­тель­ных целей модели стоят сегодня доста­точно дешево), не просто теле­ви­зор, а виде­о­маг­ни­то­фон. Совре­мен­ные видео- и ком­пью­тер­ные про­граммы могут помочь ребенку обу­читься ино­стран­ному языку, маши­но­писи и дизайну, нау­читься рабо­тать со спра­воч­ной лите­ра­ту­рой, в огром­ном объеме позна­ко­миться с миром живот­ных и мировой исто­рией, удо­вле­тво­рить свой позна­ва­тель­ный интерес прак­ти­че­ски в любой отрасли знания и найти себе новых друзей. Все это осо­бенно важно для детей мало­об­щи­тель­ных, мало подвиж­ных, часто боле­ю­щих и, разу­ме­ется, может стать насто­я­щим спа­се­нием для детей-инвали­дов.

с. 171—174