Мурашова Е. В.

Ваш непонятный ребёнок: психологические проблемы детей(фрагмент)



Про­блема под­го­товки ребенка к школе. Школь­ная зре­лость

Школь­ная зре­лость — это такой уровень раз­ви­тия спо­соб­но­стей и здо­ро­вья ребенка, при котором тре­бо­ва­ния систе­ма­ти­че­ского обу­че­ния, нагрузки, школь­ный режим жизни не будут чрез­мерно обре­ме­ни­тель­ными для ребенка и не окажут отри­ца­тель­ного воз­действия на его сома­ти­че­ское и пси­хи­че­ское здо­ро­вье. Опре­де­ле­ние школь­ной зре­ло­сти необ­хо­димо для уста­но­в­ле­ния опти­маль­ного воз­ра­ста начала школь­ного обу­че­ния, раз­ра­ботки инди­ви­ду­аль­ного подхода в обу­че­нии, сво­е­вре­мен­ного выя­в­ле­ния воз­мож­ных откло­не­ний в раз­ви­тии ребенка.

Обычно опре­де­ле­ние школь­ной зре­ло­сти про­во­дится за полгода-год до поступ­ле­ния ребенка в школу. На осно­ва­нии полу­чен­ных резуль­та­тов роди­тели ребенка полу­чают кон­суль­та­ции по улуч­ше­нию здо­ро­вья ребенка и кор­рек­ции воз­мож­ных недо­стат­ков и упу­ще­ний в раз­ви­тии ребенка и его под­го­товке к школь­ному обу­че­нию. Про­во­дит опре­де­ле­ние школь­ной зре­ло­сти пси­холог.

Счита­ется, что у боль­шин­ства детей школь­ная зре­лость насту­пает между шестью и семью годами. Именно в этом воз­ра­сте у ребенка наряду с непро­из­воль­ным вни­ма­нием раз­ви­ва­ется и про­из­воль­ное вни­ма­ние. К стар­шему дош­коль­ному воз­ра­сту в 2—2,5 раза воз­ра­с­тает про­дол­жи­тель­ность занятий одной и той же дея­тель­но­стью. К концу дош­коль­ного периода наряду с наглядно-образным мыш­ле­нием начи­нает фор­ми­ро­ваться мыш­ле­ние сло­весно-логи­че­ское, или понятийное (начи­нает, потому что пол­но­стью сло­весно-логи­че­ское мыш­ле­ние фор­ми­ру­ется только к под­рост­ко­вому воз­ра­сту).

Из фак­то­ров, которые могут задер­жать наступ­ле­ние школь­ной зре­ло­сти, необ­хо­димо упо­мя­нуть сле­ду­ю­щие:

а) ребенок родился недо­но­шен­ным или осла­б­лен­ным и, несмо­тря на усилия врачей и роди­те­лей, все еще не догнал свер­ст­ни­ков в пси­хо­мо­тор­ном раз­ви­тии;

б) ребенок родился доно­шен­ным, но имеет какой-либо нев­роло­ги­че­ский диагноз (нев­ро­па­тия, невроз, ММД);

в) ребенок стра­дает хро­ни­че­ским сома­ти­че­ским или пси­хо­со­ма­ти­че­ским забо­ле­ва­нием, из-за обо­стре­ний кото­рого часто нахо­дился в боль­ни­цах, лежал дома в постели (астма, тяжелый диатез, диабет, нефроло­ги­че­ские нару­ше­ния и т. д.);

г) ребенок здоров пси­хи­че­ски и сома­ти­че­ски, но с ним никогда не зани­мались, он педа­го­ги­че­ски запущен, и уровень его акту­аль­ных знаний совер­шенно неа­де­ква­тен его кален­дар­ному воз­ра­сту.

Для опре­де­ле­ния школь­ной зре­ло­сти пси­холог, как правило, поль­зу­ется стан­дарт­ным набором методик, поз­во­ля­ю­щих оценить:

— общую инфор­ми­ро­ван­ность;

— уровень вос­при­ятия;

— раз­ви­тие слу­хо­вой и зри­тель­ной памяти;

— раз­ви­тие мыш­ле­ния;

— пси­хо­со­ци­аль­ную зре­лость;

— уровень умствен­ной рабо­то­с­по­соб­но­сти.

Ответы ребенка и резуль­таты выпол­не­ния заданий оце­ни­ва­ются в баллах или других услов­ных еди­ни­цах. Потом баллы сум­ми­ру­ются и срав­ни­ва­ются со сред­ними данными, полу­чен­ными экс­пе­ри­мен­таль­ными пси­холо­гами путем иссле­до­ва­ния большой и стан­дар­ти­зи­ро­ван­ной выборки детей стар­шего дош­коль­ного воз­ра­ста. Обычно выде­ляют три уровня школь­ной зре­ло­сти.

Высокий уровень школь­ной зре­ло­сти. Ребенок готов к обу­че­нию в любой школе (в том числе и повы­шен­ного уровня), и есть доста­точ­ные осно­ва­ния пола­гать, что при вни­ма­нии и аде­кват­ной помощи со стороны роди­те­лей он успешно справится с любой пред­ло­жен­ной ему про­грам­мой обу­че­ния.

Средний уровень школь­ной зре­ло­сти. Ребенок готов к обу­че­нию по про­грамме мас­со­вой началь­ной школы. Обу­че­ние в школе повы­шен­ного уровня может ока­заться для него тяже­ло­ва­тым, и если роди­тели все же отдают его в такую школу, то по крайней мере в начале обу­че­ния они должны ока­зы­вать своему сыну или дочери очень суще­ствен­ную помощь, тща­тельно соблю­дать режим дня, соз­да­вать для ребенка щадящую атмо­сферу, по воз­мож­но­сти лишен­ную сильных стрес­сов. Иначе могут насту­пить пере­на­пря­же­ние и исто­ще­ние ада­п­та­ци­он­ных меха­низ­мов орга­низма ребенка. Сама по себе такая жизнь — пере­на­пря­же­ние в школе и щадящая обста­новка в семье — непо­лезна для раз­ви­тия и пси­хи­че­ского здо­ро­вья ребенка, и если амбиции роди­те­лей не чрез­мерно велики, то лучше не соз­да­вать такой ситу­а­ции. Лучше ком­фортно и хорошо закон­чить началь­ную школу, в конце ее еще раз пройти тести­ро­ва­ние и, если спо­соб­но­сти ребенка действи­тельно ока­жутся суще­ственно выше сред­него (за три года началь­ной школы имел место зна­чи­тель­ный про­гресс в раз­ви­тии спо­соб­но­стей ребенка), держать экзамен в какую-нибудь гим­на­зию.

Низкий уровень школь­ной зре­ло­сти. Осво­е­ние даже обычной про­граммы началь­ной школы будет пред­ста­в­лять для ребенка зна­чи­тель­ную труд­ность. Если, несмо­тря на это, принято решение в школу идти, то для такого ребенка необ­хо­димы спе­ци­аль­ные кор­рек­ци­он­ные занятия по под­го­товке к школе. Их может осу­ще­ст­влять как пси­холог, наблю­да­ю­щий ребенка, так и сами роди­тели с помощью соот­вет­ству­ю­щих пособий и в тесном кон­такте с пси­холо­гом. Как правило, при низком уровне школь­ной зре­ло­сти раз­лич­ные функции вос­при­ятия и мыш­ле­ния развиты нерав­но­мерно. Напри­мер, при непло­хом уровне общей инфор­ми­ро­ван­но­сти и пси­хо­со­ци­аль­ной зре­ло­сти очень плохая зри­тель­ная память и почти пол­но­стью отсут­ствует про­из­воль­ное вни­ма­ние. Или хорошая слу­хо­вая память (ребенок легко зау­чи­вает длинные стихи) и очень низкая умствен­ная рабо­то­с­по­соб­ность. Пси­холог под­ска­жет роди­те­лям, какие именно функции наи­бо­лее стра­дают у их сына или дочки, и поре­ко­мен­дует соот­вет­ству­ю­щие упраж­не­ния.

Очень низкий уровень школь­ной зре­ло­сти. Пси­холог обычно дает реко­мен­да­цию отло­жить поступ­ле­ние в школу на год и посвятить этот год пси­хо­фи­зи­оло­ги­че­скому закали­ва­нию и устра­не­нию недо­стат­ков в раз­ви­тии ребенка.

Гото­вить ребенка к школе можно само­сто­я­тельно (силами роди­те­лей, дедушек или бабушек), можно поло­житься на детское дош­коль­ное учре­жде­ние (если ребенок посе­щает детский сад), а можно отдать в спе­ци­аль­ные группы для под­го­товки к школе. Наи­луч­шие резуль­таты обна­ру­жи­вает, как обычно, сочета­ние всех трех методов.

Рискну пред­ло­жить сле­ду­ю­щий алго­ритм действий роди­те­лей в пред­ш­коль­ный для их чада год.

1. Если ваш ребенок не посещал до этого никакое детское дош­коль­ное учре­жде­ние, обя­за­тельно отдайте его в детский сад. Иначе при поступ­ле­нии в школу на вашего ребенка нава­лятся сразу три типа стрес­сов: имму­ноло­ги­че­ский (трид­цать детей в классе — это минимум и полторы тысячи в средней школе), соци­аль­ный (домаш­нему ребенку при­дется про­бо­вать себя во всех соци­аль­ных ролях, не имея никакой пред­ва­ри­тель­ной под­го­товки. «Обу­чалки-раз­ви­валки» не в счет, потому что там все про­ис­хо­дит под кон­тро­лем взро­с­лых) и наконец, соб­ственно учебный. Очень разумно первые два вида стрес­сов пережить раньше, чем ребенок пойдет в первый класс.

2. Сходите к пси­хологу и опре­де­лите уровень школь­ной зре­ло­сти вашего (еще шести­лет­него) ребенка.

3. Если уровень ока­зался средним и вы соби­ра­етесь в обычную бли­жайшую к вашему дому школу, то все в порядке. Вам будет доста­точно выпол­нить реко­мен­да­ции, которые даст пси­холог, и правильно сори­ен­ти­ро­вать ребенка на занятия по под­го­товке к школе в детском саду. Если же вы «зама­хи­ва­етесь» на школу с «уклоном», то пред­ш­коль­ный год для вас — это год интен­сив­ных занятий. Именно вам и именно в этот год нужно отда­вать ребенка в группу по под­го­товке к школе. Лучше всего, если это будет та самая школа, в которой вы хотите учиться. Ваш ребенок не слишком пла­сти­чен, ему будет ком­форт­нее, если к школе (а если повезет, то и к учи­тель­нице) он при­выкнет заранее. Тща­тельно выпол­няйте все домаш­ние задания, заранее при­с­по­са­б­ли­вайте режим дня ребенка к школь­ному обу­че­нию. Именно в этом случае раз­не­се­ние разных типов стрес­сов во времени и про­стран­стве просто жиз­ненно необ­хо­димо. Все сразу, да еще и спец­ш­колу в придачу ваш ребенок попро­сту не выдер­жит.

4. Если уровень школь­ной зре­ло­сти вашего ребенка ока­зался высоким или очень высоким, то это еще не повод почи­вать на лаврах. Спец­ш­кола для вас вполне доступна, но следует хоро­шенько поду­мать и взве­сить — куда именно отда­вать? Исхо­дить надо исклю­чи­тельно из инди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­стей ребенка и вашей семьи в целом. Как это учесть — будет сказано в сле­ду­ю­щем разделе. Ребенка с высоким уровнем школь­ной зре­ло­сти лучше гото­вить к школе на курсах по под­го­товке к школе. Но здесь уже можно выби­рать те курсы, про которые известно, что на них инте­ресно и они дают хорошие и крепкие знания. Такие курсы не обя­за­тельно рас­поло­жены в школе, в которую соби­ра­ется посту­пать ребенок. Они могут быть в клубе, в Доме дет­ского твор­че­ства или в спе­ци­аль­ном частном дош­коль­ном обра­зо­ва­тель­ном учре­жде­нии.

Как правильно выбрать школу?

Общее стра­те­ги­че­ское правило очень простое и вроде бы оче­вид­ное. Но именно оно почему-то часто не учи­ты­ва­ется роди­те­лями.

Именно в началь­ной школе опре­де­ля­ется интерес и пози­тив­ное отно­ше­ние ребенка к обу­че­нию (или отсут­ствие этого инте­реса и соот­вет­ственно нега­тив­ное отно­ше­ние к школе и обу­че­нию в ней). Дети, которые хорошо и с инте­ре­сом учились в началь­ной школе, а потом «съехали», встре­ча­ются, к сожа­ле­нию, довольно часто. А вот дети, которые бы в началь­ной школе учились плохо и совер­шенно без инте­реса, а потом вдруг вос­пы­лали бы к школе горячей любовью, автору вообще никогда не встре­чались (и даже рас­ска­зов о таких детях я никогда не слышала). Сле­до­ва­тельно, главное правило: школа должна быть такой, чтобы ребенок в началь­ной школе мог учиться хорошо, полу­чать хорошие отметки и похвалы учителя и роди­те­лей.

Вот из этого и надо исхо­дить в первую очередь. А все осталь­ное — потом.

Трижды поду­майте, прежде чем «запи­хи­вать» ребенка со сред­ними спо­соб­но­стями в сильную школу. Он будет там уста­вать, нерв­ни­чать, отста­вать от своих более спо­соб­ных свер­ст­ни­ков, ком­плек­со­вать и часто болеть. Стоит ли этого уси­лен­ная про­грамма по мате­ма­тике и изу­че­ние испан­ского языка с первого класса?

Для ребенка с низким уровнем школь­ной зре­ло­сти целе­со­об­разно подо­брать школу с про­грам­мой 1(4), то есть такую, где дети учатся в началь­ной школе 4 года. Слегка рас­тя­ну­тая про­грамма поз­во­лит вашему ребенку «дозреть» и к средней школе нагнать свер­ст­ни­ков.

Наи­бо­лее раз­но­об­разные про­блемы встают перед роди­те­лями детей с высоким уровнем школь­ной зре­ло­сти. Ребенок спо­соб­ный, надо что-то делать, но что?

Главное — это не гнаться за модой. В районе «гремит» мате­ма­ти­че­ская школа, ее ученики побе­ждают на меж­ду­на­род­ных олим­пи­а­дах, посту­пают без экза­ме­нов в уни­вер­си­тет. Решено — идем туда! А ваш ребенок вовсе не любит решать задачи. В «обу­чалке» ему больше всего нрави­лись занятия по музыке и английскому языку. В сво­бод­ное время он любит рас­сма­т­ри­вать кар­тинки и читать энци­к­ло­пе­дию про живот­ных.

А вот очень сильная школа с худо­же­ствен­ным уклоном. Там потря­са­ю­щие кружки народ­ных про­мы­слов, дети сами лепят горшки и ткут ковры, рас­пи­сы­вают посуду и шка­тулки, вместе с атте­ста­том полу­чают спе­ци­аль­ность. Скорее туда! Но ваш ребенок с трудом рисует корявые домики и машины, похожие на грибы, и вовсе не любит ничего делать руками. Он логик, сочи­няет потря­са­ю­щие истории с лихо закру­чен­ным сюжетом и мечтает стать сле­до­ва­те­лем по особо важным делам.

Начните выбор школы с инди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­стей ребенка. Ребенок явный «технарь», все соби­рает и раз­би­рает, часами сидит за кон­струк­то­ром «Лего»? Его не ото­рвать от ком­пью­тера? Он пред­по­читает логи­че­ские игры и очень любит задачки на сооб­ра­зи­тель­ность? Имеет смысл поду­мать о мате­ма­ти­че­ской школе.

Ребенок любит музыку и стихи, легко запо­ми­нает и пере­ска­зы­вает полю­бив­ши­еся книги, сочи­няет к ним про­дол­же­ния? Обла­дает хорошей, лите­ра­тур­ной речью, его любо­зна­тель­ность лежит не в плос­ко­сти решения задач. Он задает вопросы из области истории, гео­гра­фии, биоло­гии, даже фило­со­фии? Можно думать о гума­нитар­ной гим­на­зии.

Далее обра­тите свой взор на вашу семью. Если решено отда­вать ребенка в язы­ко­вую школу, сразу заду­майтесь над вопро­сом: а кто будет с ним зани­маться? Мама учила немец­кий в школе и в инсти­туте, папа — вроде бы английский, но в обычной школе и всегда имел по нему твердую тройку. Так кто же поможет ребенку? Ведь в язы­ко­вой школе сама про­грамма рас­считана на посто­ян­ную и квали­фи­ци­ро­ван­ную помощь роди­те­лей. Наймете репети­тора? Сле­ду­ю­щий вопрос.

Трезво оцените бла­го­со­сто­я­ние своей семьи. Вот пред­ла­гают очень пре­стиж­ный платный класс с углу­б­лен­ным изу­че­нием ряда пред­метов. Очень инте­ресно. Но сможете ли вы платить? Сможете, даже продав «послед­нюю рубашку»? Для ребенка ничего не жаль! А вы поду­мали о том, каково будет вашему ребенку в этом классе, где поло­вина детей «новых русских», где с самого раннего детства куль­ти­ви­ру­ются цен­но­сти, может быть, и непло­хие сами по себе, но абсо­лютно чуждые мен­тали­тету вашей семьи?! Вы хотите чужого чело­века в доме? Вы хотите, чтобы ребенок пережи­вал, жалел и пре­зи­рал вас за то, что у вас нет шикар­ной машины, за то, что вы не можете слетать отдох­нуть на Гавайи. Может быть, поис­кать что-нибудь другое, менее «совре­мен­ное»?

И наконец, послед­нее. Началь­ная школа (именно началь­ная, для средней школы ситу­а­ция меня­ется, потому что ребенок ста­но­вится взро­с­лее и крепче) не должна быть очень далеко от дома, осо­бенно недо­пу­стима долгая езда на обще­ствен­ном тран­с­порте. В этом случае ребенок уже при­хо­дит в школу утом­лен­ным, с гипок­сией и повы­шен­ным или пони­жен­ным дав­ле­нием, нады­шав­шись парами бензина и виру­сами пополам с микробами. И это пов­то­ря­ется день за днем, неделя за неделей, месяц за месяцем. Никакая «хоро­ше­сть» выбран­ной школы не иску­пает этой ситу­а­ции.

с. 109—116

Почему дети не успе­вают в началь­ной школе?

Школь­ные навыки, в отличие, напри­мер, от спо­соб­но­сти мла­денца сидеть, удер­жи­вать предмет или пере­во­ра­чи­ваться с живота на спину, не явля­ются только фун­к­цией биоло­ги­че­ского созре­ва­ния. Они должны быть пре­по­даны и усвоены. Поэтому понятно, что уровень при­об­рете­ния детьми школь­ных навыков неиз­бежно будет зави­сеть от семейных обсто­я­тель­ств и обу­че­ния в школе, а также от инди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­стей харак­тера. К сожа­ле­нию, далеко не всегда воз­можно уве­ренно отде­лить школь­ные труд­но­сти, обу­сло­в­лен­ные внеш­ними обсто­я­тель­ствами, от школь­ных труд­но­стей, при­чи­нами которых явля­ются неко­то­рые инди­ви­ду­аль­ные нару­ше­ния.

Есте­ственно поэтому, что причины, по которым дети не успе­вают в началь­ной школе, чрез­вы­чайно мно­го­об­разны, плавно пере­те­кают одна в другую, да еще и встре­ча­ются, как правило, не изо­ли­ро­ванно, а в сово­куп­но­сти. Очень условно их можно раз­де­лить на биоло­ги­че­ские, соци­аль­ные и эмо­ци­о­наль­ные.

Одна из самых рас­про­стра­нен­ных причин ранней неуспе­ва­е­мо­сти, которая скорее всего может быть отне­сена к биоло­ги­че­ской группе (хотя и отчет­ливо тяго­теет к соци­аль­ной), состоит в том, что часть детей при­хо­дит в первый класс, не достиг­нув уровня школь­ной зре­ло­сти. Это могут быть шести­лет­ние дети, которых роди­тели не захо­тели больше «держать» в детском саду, или дети, достиг­шие кален­дар­ных семи лет, но умствен­ный возраст которых на момент поступ­ле­ния в первый класс слегка меньше. Осла­б­лен­ные дети, которые в дош­коль­ном периоде много и часто болели. Кроме того, суще­ствует куль­ту­раль­ный сте­ре­отип, согласно кото­рому маль­чи­ков надо отда­вать в школу как можно раньше, потому что спустя один­на­дцать лет это будет как-то (автору так и не удалось уяснить, как именно) спо­соб­ство­вать улуч­ше­нию ситу­а­ции с армией. А ведь именно у маль­чи­ков в три — пять раз чаще наблю­да­ются задер­жка в раз­ви­тии речи и общая задер­жка раз­ви­тия. Если вопреки реко­мен­да­циям спе­ци­али­стов такие дети все-таки попа­дают в первый класс раньше, чем достиг­нут уровня школь­ной зре­ло­сти, они просто обре­чены на отста­ва­ние. Как правило, подер­жав таких детей еще год дома, вни­ма­тельно зани­ма­ясь с ними или отдав их на обу­че­ние по про­грамме 1(4) для шести­лет­них детей, удается суще­ственно снизить риск, а то и вовсе пре­дот­вра­тить их неуспе­ва­е­мость в началь­ной школе.

Вторая причина школь­ной неуспе­ва­е­мо­сти в младших классах, тяго­те­ю­щая к биоло­ги­че­ской группе, — это сома­ти­че­ски осла­б­лен­ные дети. Их школь­ная зре­лость несо­мненна, уровень интел­лекта доста­точно высок, кален­дар­ный возраст соот­вет­ствует обу­че­нию в первом классе, но... они часто болеют и про­пус­кают занятия, быстро устают и к тре­тьему-чет­вер­тому уроку уже не спо­собны ни на чем сосре­до­то­читься, а, сле­до­ва­тельно, вторая поло­вина школь­ного дня про­хо­дит для них впустую. Такие дети, разу­ме­ется, должны посе­щать школу, но нужда­ются в спе­ци­аль­ном режиме и системе реа­би­лита­ци­онно-закали­ва­ю­щих меро­при­ятий. Сюда же можно отнести детей с вро­жден­ными или при­об­ретен­ными нару­ше­ни­ями зрения и слуха.

Сле­ду­ю­щая биоло­ги­че­ская причина неуспе­ва­е­мо­сти в началь­ной школе — это ребенок-левша. У таких детей доми­нан­т­ное полу­ша­рие мозга не левое, как у боль­шин­ства людей, а правое, и с этим связаны вполне опре­де­лен­ные харак­те­ри­стики их лич­но­сти. Не вда­ва­ясь в тонкие нейро­фи­зи­оло­ги­че­ские и пси­холо­ги­че­ские осо­бен­но­сти этого состо­я­ния, отметим лишь, что пра­во­по­лу­шар­ные люди обла­дают особым «син­тети­че­ским» взгля­дом на мир, им зача­стую присуще тонкое, худо­же­ствен­ное и инту­и­тив­ное вос­при­ятие действи­тель­но­сти. Для обсу­жда­е­мого нами вопроса важно, что все (исклю­че­ние, быть может, соста­в­ляют про­граммы валь­до­р­ф­ских школ, но это сильно на люби­теля) про­граммы средней школы ори­ен­ти­ро­ваны на лево­по­лу­шар­ных детей с пре­о­б­ла­да­нием анали­ти­че­ского, а не син­тети­че­ского мыш­ле­ния. Кроме того, суще­ствует еще и тот мало­при­ят­ный (для левшей) факт, что мы в отличие от арабов и японцев пишем слева направо, и, сле­до­ва­тельно, ребенок-левша при письме левой рукой закры­вает то, что уже написал. Эта осо­бен­ность про­цесса, сами пони­ма­ете, тоже не доба­в­ляет ему успеш­но­сти. Здесь един­ствен­ный совет — тер­пе­ние, тер­пе­ние, тер­пе­ние. Среди аме­ри­кан­ских про­фес­со­ров левшей в 20(!) раз больше, чем пишущих правой рукой. Так что у вашего ребенка все впереди. Терпите и помо­гайте терпеть ему. Главное — это не отбить охоту учиться. Поощряйте, все­ляйте надежду. При бла­го­при­ятно сло­жив­шихся обсто­я­тель­ствах ребенок-левша после окон­ча­ния началь­ной школы быстро и уве­ренно дого­няет своих свер­ст­ни­ков. А там неда­леко и до аме­ри­кан­ского про­фес­сора!

Сле­ду­ю­щая около­би­оло­ги­че­ская причина — тот или иной нев­роло­ги­че­ский диагноз. Задер­жка пси­хи­че­ского раз­ви­тия, легкая степень умствен­ной отста­ло­сти, гипер- или гипо­ди­на­ми­че­ский синдром, послед­ствия ММД или еще что-нибудь, отдиф­фе­рен­ци­ро­ван­ное изо­б­рета­тель­ным умом врачей-нев­ро­па­толо­гов. Здесь все кор­рек­ци­он­ные и лечеб­ные меро­при­ятия про­из­во­дятся в тесном кон­такте с лечащим спе­ци­али­стом, а ребенку по мере воз­мож­но­сти внушают уве­рен­ность в том, что его про­блемы решаемы, а отста­ва­ние — пре­о­до­лимо. Как правило, так оно и есть.

Еще две причины могут быть условно отне­сены к соци­аль­ной группе. Одна из них — это педа­го­ги­че­ская запу­щен­ность ребенка. Причем хоте­лось бы отметить, что вовсе не обя­за­тельно речь здесь идет об опу­стив­шихся роди­те­лях-алко­го­ли­ках или детях, вырос­ших в нар­ко­ман­ских при­то­нах (слу­ча­ется, к сожа­ле­нию, и такое, но эти дети, как правило, вообще не посе­щают школу. Их судьба — наша общая боль и тревога, но сейчас мы говорим не о них). Педа­го­ги­че­ски запу­щен­ные дети встре­ча­ются в совер­шенно нор­маль­ных, очень при­лич­ных и даже в очень обес­пе­чен­ных семьях.

Роди­тели Володи решили стать фер­ме­рами. Пять лет они вели хозяйство где-то в Псков­ской области, боро­лись с труд­но­стями, но потом что-то окон­ча­тельно не зала­ди­лось, да и сына пришло время отда­вать в школу. Вер­ну­лись. Отец маль­чика убеждал меня, что Володя может без вреда для здо­ро­вья спать на снегу, про­бе­жать 40 км на лыжах, упра­в­лять трак­то­ром, заколоть поро­сенка и подоить корову. Охотно верю. Но мальчик не знает своей фамилии, дней недели, букв и с трудом считает до десяти, загибая пальцы.

Мама Веро­ники рабо­тает парик­ма­хе­ром в пре­стиж­ной гости­нице. Отец — биз­не­с­мен. Девочке поку­пают все, во что она ткнет пальцем. Соби­ра­ются отдать в частную школу. Веро­ника кате­го­ри­че­ски отка­зы­ва­ется учиться и все свое время про­во­дит перед «видиком» или в уголке с куклами Барби. Не знает абсо­лютно ничего, не может выпол­нить ни одного тесто­вого задания. Роди­тели не хотят «наси­ло­вать» ребенка. «Нас всю жизнь мор­до­вали, пусть хоть дочка оття­нется», — говорит мама-парик­ма­хер. «Нам было трудно, зато дети будут жить при ком­му­низме!» — похоже, правда? А говорят, моло­дежь теперь другая...

Нравится нам это или нет, но детей к школе сегодня нужно гото­вить. Об этом мы уже гово­рили, поэтому не будем пов­то­ряться. Но помните, что педа­го­ги­че­ская запу­щен­ность — это вовсе не обя­за­тельно гулящая мать и опухший от водки отец. Как и всегда в жизни, все несколько сложнее.

Вторая соци­аль­ная причина — это плохое обу­че­ние в школе. Непро­фес­си­о­нализм педа­гога, его личные про­блемы, про­е­ци­ру­ю­щи­еся на детей. Кон­фликт между педа­го­гом и роди­те­лями, опять же отра­жа­ю­щийся на ребенке. Нездо­ро­вая атмо­сфера в классе, также замы­ка­ю­ща­яся на педа­гоге (напри­мер, наса­жда­е­мое учи­те­лем фис­каль­ство).

При­чи­ной плохой успе­ва­е­мо­сти может быть и неправильно выбран­ная про­грамма обу­че­ния. Напри­мер, ребенка с очень сред­ними спо­соб­но­стями пыта­ются обучать по про­грамме для ода­рен­ных детей или явно худо­же­ственно ода­рен­ного пра­во­по­лу­шар­ника запи­хи­вают в пре­стиж­ную мате­ма­ти­че­скую школу.

Сле­ду­ю­щая соци­аль­ная (и отчасти эмо­ци­о­наль­ная) причина плохой успе­ва­е­мо­сти (в началь­ной школе она встре­ча­ется отно­си­тельно редко, далее ее удель­ный вес резко воз­ра­с­тает) — это кон­фликты ребенка с одно­клас­с­ни­ками, неу­ме­ние или неже­ла­ние строить с ними аде­кват­ные дру­же­ские отно­ше­ния. Ребенок нелюдим или чрез­мерно застен­чив. Имеет какой-то недо­ста­ток внеш­но­сти или слишком вспыль­чив и агрес­си­вен. Его дразнят или избе­гают, ему не дают прохода, у него нет друзей, он не хочет идти в школу, посто­янно испы­ты­вает напря­же­ние, пережи­вает — в резуль­тате стра­дает успе­ва­е­мость.

И послед­няя, чисто эмо­ци­о­наль­ная, но довольно часто встре­ча­ю­ща­яся причина — личный кон­фликт, или просто непо­ни­ма­ние между учи­те­лем и уче­ни­ком. Иногда это просто несо­в­па­де­ние тем­пе­ра­мен­тов. В прак­тике автора был случай, когда девочка-флег­ма­тик отка­зы­ва­лась идти в школу и вообще учиться, утвер­ждая, что испы­ты­вает ненависть к учи­тель­нице. После разбора причин этой ненави­сти выяс­ни­лось, что учи­тель­ница (между прочим, имеющая звание заслу­жен­ный учитель) — холерик, мгно­венно вспы­хи­вает и гаснет, ведет уроки на сплош­ном порыве вдох­но­ве­ния и в течение урока может два раза гро­мо­по­добно обру­гать и два раза не менее экс­пан­сивно и искренне похвалить одного и того же ученика. Девочке такие пере­пады настро­е­ния были непо­нятны и непри­ятны (она сама с трудом «заво­ди­лась», но потом так же с трудом «осты­вала»), и в конце концов она решила, что учи­тель­ница просто «все врет», не испы­ты­вая на самом деле ровно ничего. Нахо­диться рядом с посто­янно лгущим чело­ве­ком ей было очень тяжело, и в каче­стве способа борьбы она избрала свойствен­ный флег­ма­ти­кам уход из ситу­а­ции, то есть решила в школу больше не ходить.

Раз­лич­ные типы нару­ше­ния школь­ных навыков

Нару­ше­ния успе­ва­е­мо­сти, вызы­ва­е­мые соци­аль­ными и эмо­ци­о­наль­ными при­чи­нами, мы здесь рас­сма­т­ри­вать не будем. Они могут выгля­деть как угодно, от (якобы) сни­же­ния памяти ребенка до кате­го­ри­че­ского отказа идти в школу. Каждый такой случай должен быть рас­смо­трен инди­ви­ду­ально с уча­стием роди­те­лей, школь­ного пси­холога и педа­гога, который непо­сред­ственно учит ребенка.

В этом разделе мы рас­смо­трим спе­ци­фи­че­ские рас­стройства раз­ви­тия школь­ных навыков (СРРШН). Эта группа рас­стройств про­я­в­ляет себя спе­ци­фи­че­ской и зна­чи­тель­ной недо­ста­точ­но­стью в обу­че­нии школь­ным навыкам. Эти нару­ше­ния, как правило, не явля­ются прямыми след­стви­ями других состо­я­ний (таких, как умствен­ная отста­лость, детский цере­браль­ный паралич, грубые нев­роло­ги­че­ские дефекты, неот­кор­рек­ти­ро­ван­ные зри­тель­ные или слу­хо­вые повре­жде­ния или зна­чи­тель­ные эмо­ци­о­наль­ные рас­стройства), хотя они и могут встре­чаться как сопут­ству­ю­щие им. СРРШН часто наблю­да­ются в сочета­нии с другими кли­ни­че­скими син­дро­мами, такими, как рас­стройство вни­ма­ния или рас­стройство пове­де­ния, или другими рас­стройствами раз­ви­тия, такими, как рас­стройство раз­ви­тия мотор­ных функций или спе­ци­фи­че­ские рас­стройства раз­ви­тия речи.

Про­ис­хо­жде­ние СРРШН неиз­вестно, но суще­ствует пред­поло­же­ние о ведущей роли биоло­ги­че­ских фак­то­ров, которые, однако, нахо­дятся в тесном вза­и­мо­действии с фак­то­рами неби­оло­ги­че­скими (такими, как обста­новка в семье, наличие бла­го­при­ят­ной воз­мож­но­сти для обу­че­ния и каче­ство обу­че­ния). Хотя данные нару­ше­ния связаны с биоло­ги­че­ским созре­ва­нием, все же это не значит, что дети с подоб­ным рас­стройством просто нахо­дятся на более низкой ступени нор­маль­ного раз­ви­тия и с тече­нием времени сами собой догонят свер­ст­ни­ков. Во многих случаях при­знаки этих нару­ше­ний могут про­дол­жаться в под­рост­ко­вом воз­ра­сте, сохра­ня­ясь и у взро­с­лых. Доста­точно часто этому рас­стройству предше­ствует задер­жка или нару­ше­ние раз­ви­тия речи в более ранние годы.

Среди рас­стройств группы СРРШН выде­ля­ются сле­ду­ю­щие:

1. Дислек­сия — спе­ци­фи­че­ское нару­ше­ние навыков чтения.

Основ­ной признак этого рас­стройства — спе­ци­фи­че­ское и зна­чи­тель­ное нару­ше­ние в раз­ви­тии навыков чтения, которое нельзя объ­яс­нить исклю­чи­тельно умствен­ным воз­ра­с­том, про­бле­мами остроты зрения или неа­де­кват­ного обу­че­ния в школе. Могут быть нару­шены навыки пони­ма­ния текста, техники чтения или выпол­не­ния заданий, тре­бу­ю­щих чтения. С труд­но­стями в чтении часто сочета­ются труд­но­сти в при­об­рете­нии навыков правиль­ного письма.

При чтении наблю­да­ются:

— мед­лен­ный темп чтения;

— про­пуски, замены, иска­же­ния или допол­не­ния слов или частей слова;

— попытки начать чтение заново, дли­тель­ные запинки или «потеря места» в тексте и неточ­но­сти в выра­же­ниях;

— пере­ста­новка слов в пред­ло­же­нии или букв в словах.

Может быть также недо­ста­точ­ность в пони­ма­нии чита­е­мого, выра­жа­ю­ща­яся:

— в нес­по­соб­но­сти вспо­мнить факты из про­читан­ного;

— в нес­по­соб­но­сти сделать заклю­че­ние или выводы из сущ­но­сти про­читан­ного;

— в том, что для ответов на вопросы о про­читан­ной истории исполь­зу­ются скорее общие знания, чем инфор­ма­ция из кон­крет­ного рас­сказа.

2. Дис­гра­фия — спе­ци­фи­че­ское нару­ше­ние навыков письма.

При этом рас­стройстве нару­ша­ется как спо­соб­ность устно про­из­но­сить слова по буквам, так и писать слова правильно. Наблю­да­ется замена букв, пропуск букв и слогов. Очень часто сочета­ется с нару­ше­ни­ями навыков чтения или следует за ними, то есть навыки чтения посте­пенно ста­но­вятся удо­вле­тво­ри­тель­ными или даже хоро­шими, а в тет­рад­ках по-преж­нему «полный бардак».

3. Акаль­ку­лия — спе­ци­фи­че­ское нару­ше­ние ариф­мети­че­ских навыков.

Здесь дефект каса­ется основ­ных вычи­с­ли­тель­ных навыков — сло­же­ния, вычита­ния, умно­же­ния и деления или решения задач. Труд­но­сти, которые отме­ча­ются в этом случае, могут вклю­чать недо­ста­точ­ность в пони­ма­нии понятий, лежащих в основе ариф­мети­че­ских опе­ра­ций, отсут­ствие пони­ма­ния мате­ма­ти­че­ских тер­ми­нов или знаков, нерас­по­зна­ва­ние чис­ло­вых знаков, труд­ность в усво­е­нии поряд­ко­вого выстра­и­ва­ния чисел или в усво­е­нии десятич­ных дробей или знаков во время вычи­с­ле­ний, плохая про­стран­ствен­ная орга­ни­за­ция ариф­мети­че­ских вычи­с­ле­ний, нес­по­соб­ность удо­вле­тво­ри­тельно выучить таблицу умно­же­ния.

4. Труд­но­сти в обу­че­нии — сме­шан­ное рас­стройство школь­ных навыков.

Здесь отме­ча­ется сочета­ние действия двух или трех выше­о­пи­сан­ных рас­стройств, часто сопро­во­жда­ю­ще­еся с нару­ше­ни­ями вни­ма­ния, памяти и низкой умствен­ной рабо­то­с­по­соб­но­стью. При этом часто наблю­да­ются эмо­ци­о­наль­ные и пове­ден­че­ские рас­стройства, выра­жен­ные в большей или меньшей степени.

Вечный вопрос: «Что делать?»

Для начала, разу­ме­ется, необ­хо­димо уста­но­вить причину (или причины) неуспе­ва­е­мо­сти. Для этого во всех случаях надо посо­вето­ваться со спе­ци­али­стом. Опти­маль­ным вари­ан­том здесь была бы «трех­сто­рон­няя» встреча — учи­тель­ница, роди­тели, школь­ный пси­холог, — пред­при­ня­тая, разу­ме­ется, не для того, чтобы уста­но­вить «Кто виноват?», а исклю­чи­тельно в инте­ре­сах ребенка.

В зави­си­мо­сти от уста­но­в­лен­ных причин стро­ится и даль­нейшая стра­те­гия и тактика меро­при­ятий, напра­в­лен­ных на кор­рек­цию неуспе­ва­е­мо­сти.

Если выя­в­лен­ная причина (причины) тяго­теет к биоло­ги­че­ской группе, то в первую очередь необ­хо­димо думать о правиль­ном лечении основ­ного забо­ле­ва­ния, нала­жи­ва­нии режима работы и отдыха ребенка. В послед­ние годы автор с ужасом наблю­дает совер­шенно проти­во­е­сте­ствен­ную тен­ден­цию в режиме дня уче­ни­ков младших классов. На вопрос: «Сколько при­бли­зи­тельно времени зани­мает у вашего ребенка при­го­то­в­ле­ние уроков?» роди­тели, не коле­б­лясь, отве­чают: «Все сво­бод­ное время. Вот пришли из школы, поели — и за уроки. И до позд­него вечера».

Подоб­ное поло­же­ние вещей недо­пу­стимо ни с какой точки зрения. Здесь, несо­мненно, речь идет о неправиль­ной орга­ни­за­ции рабо­чего времени ребенка. Сколько бы ни зада­вали в школе (напо­мним, речь идет о младших классах) и каким бы нес­по­соб­ным ни был ребенок, при­го­то­в­ле­ние уроков в течение шести — восьми часов недо­пу­стимо. Как правило, подоб­ное извра­ще­ние нор­маль­ного про­цесса наблю­да­ется у детей с нару­ше­ни­ями кон­цен­тра­ции вни­ма­ния. Такой ребенок не столько делает уроки, сколько глядит в окно, поти­хоньку играет в игрушки, смотрит теле­ви­зор или просто мечтает. Все его соб­ствен­ные волевые про­цессы (и так не осо­бенно сильные и раз­ви­тые) заме­щены, как правило, воле­выми про­цес­сами матери или бабушки, которая и «уса­жи­вает» ребенка за уроки, и следит за тем, чтобы он не отвле­кался (что обычно не полу­ча­ется, потому что у мамы или бабушки свои дела, ребенок не чув­ствует никакой своей ответ­ствен­но­сти за про­ис­хо­дя­щее — отсюда шесть — восемь часов выма­ты­ва­ю­щего и абсо­лютно непро­дук­тив­ного вре­мя­пре­про­во­жде­ния). Осо­бенно часто такое поло­же­ние наблю­да­ется у детей с той или иной сте­пе­нью выра­жен­но­сти гипер­ди­на­ми­че­ского син­дрома. Здесь можно посо­вето­вать сле­ду­ю­щее. Отдайте ребенка в какую-нибудь очень подвиж­ную спор­тив­ную секцию (не в шахматы!). Это одно­вре­менно будет рабо­тать и как кор­рек­ция основ­ного рас­стройства (гипер­ди­на­мии), и как соб­ствен­ный стимул ребенка к тому, чтобы побы­стрее закон­чить при­го­то­в­ле­ние уроков. У него будет четкая, понят­ная ему самому цель — вовремя пойти на футбол, и ради этой цели его сла­бень­кие воз­мож­но­сти воли и кон­цен­тра­ции вни­ма­ния будут рабо­тать в полную силу. Более того, известно, что дети, с удо­воль­ствием посе­ща­ю­щие кружки по соб­ствен­ному (!) выбору, всегда успе­вают лучше, чем дети с таким же уровнем учебных спо­соб­но­стей, никаких кружков не посе­ща­ю­щие и все свое время посвя­ща­ю­щие при­го­то­в­ле­нию уроков. За много лет работы автор не видела ни одного исклю­че­ния. Все это — вопрос орга­ни­за­ции времени. И это закла­ды­ва­ется именно в началь­ной, а не в средней, как думают неко­то­рые роди­тели, школе.

Для детей с нару­ше­ни­ями каких-то опре­де­лен­ных функций, напри­мер крат­ко­вре­мен­ной или дол­го­вре­мен­ной слу­хо­вой памяти, образ­ного вос­при­ятия, про­цес­сов анализа или обоб­ще­ния, умствен­ной рабо­то­с­по­соб­но­сти и т. д., необ­хо­димы спе­ци­аль­ные кор­рек­ци­он­ные занятия для вос­ста­но­в­ле­ния и тре­ни­ровки пора­жен­ных или просто отста­ю­щих в раз­ви­тии функций. Напри­мер, иногда неуспе­ва­е­мость ребенка по письму или чтению связана не с дис­гра­фией или дислек­сией, а с тем, что у него чрез­вы­чайно мал объем крат­ко­вре­мен­ной памяти. После соот­вет­ству­ю­щих занятий объем крат­ко­вре­мен­ной памяти воз­ра­с­тает, ребенок начи­нает пони­мать, что, соб­ственно, он читает или пишет, и, есте­ственно, резко улуч­ша­ется успе­ва­е­мость по этим пред­метам. Такие занятия могут про­во­дить и сами роди­тели, соот­вет­ствен­ным образом про­ин­струк­ти­ро­ван­ные, но лучше, конечно, если это будет делать школь­ный пси­холог. Со спе­ци­фи­че­скими нару­ше­ни­ями школь­ных навыков (такими, как дис­гра­фия и т. п.) рабо­тают по спе­ци­аль­ным про­грам­мам педа­гоги или опять же школь­ные пси­хологи.

Если ребенок левша, то, как уже гово­ри­лось, главным спо­со­бом терапии его школь­ных неуспе­хов явля­ется все­мер­ная под­дер­жка и все­ле­ние уве­рен­но­сти в том, что име­ю­щи­еся труд­но­сти вре­мен­ные и будут успешно пре­о­до­лены. Левшей никогда не ругают за двойки по письму. Левшам как можно раньше, на доступ­ном им уровне, разъ­яс­няют осо­бен­ность их пси­хо­мо­тор­ного устройства, рас­кры­вают их сильные и слабые стороны.

Впрочем, выше­ска­зан­ное отно­сится прак­ти­че­ски ко всем детям с любыми при­чи­нами школь­ной неуспе­ва­е­мо­сти. Роди­те­лям следует не столько понять (кто же этого не пони­мает!), сколько взять на действен­ное воо­ру­же­ние простую истину — ребенок не ста­но­вится сильнее и умнее от пере­чи­с­ле­ния и мно­го­крат­ного пов­то­ре­ния списка его недо­стат­ков. Это, разу­ме­ется, отно­сится не только к детям, но и ко всем людям вообще, но младшие школь­ники в этом отно­ше­нии осо­бенно уязвимы. От дош­коль­ни­ков еще ничего осо­бен­ного не требуют, а более старшие дети и взро­с­лые уже могут проти­во­сто­ять и не согла­шаться с ярлы­ками, которые на них пыта­ются накле­ить. У младших же школь­ни­ков само­о­ценка еще только фор­ми­ру­ется, и если ребенку часто гово­рить, что он тупой без­дель­ник и ни на что не годен, то он довольно быстро сам в это поверит и будет в даль­нейшем вести себя соот­вет­ственно.

Вторая, в общем-то баналь­ная, истина гласит: для фор­ми­ро­ва­ния целост­ного образа себя дети младшего школь­ного воз­ра­ста стре­мятся вести себя в соот­вет­ствии с тем, что о них говорят зна­чи­мые взро­с­лые. Зна­чи­мые взро­с­лые — это роди­тели, бабушка с дедуш­кой, старшие братья или сестры, учителя в школе. Осо­знали ответ­ствен­ность? Оценка должна быть взве­шен­ной и акку­рат­ной. Безо­глядно хвалить ребенка так же непо­лезно, как и посто­янно ругать. Ресурс, на который будет опи­раться ребенок в своем росте, совер­шен­ство­ва­нии и пре­о­до­ле­нии име­ю­щихся недо­стат­ков раз­ви­тия, должен быть под­лин­ным, иначе ребенок потер­пит неудачу и пере­ста­нет вам верить. Помните, у Аркадия Гайдара: «Чук был таким, таким и еще таким, зато Гек умел петь песни...»

Под­лин­ный и зна­чи­мый ресурс можно отыс­кать у любого ребенка. Супе­р­оп­тими­сти­че­ская рас­хо­жая фраза о том, что все дети, мол, непре­менно талан­тливы, как-то не пол­но­стью укла­ды­ва­ется у автора в голове. Вроде бы я видела детей, которые талан­тли­выми ни в коем случае не явля­лись. Но ресурс, пов­то­ряю, есть у любого ребенка. Известно, напри­мер, что прак­ти­че­ски все дети с син­дро­мом Дауна (тяжелое и прак­ти­че­ски неиз­ле­чи­мое наслед­ствен­ное забо­ле­ва­ние) исклю­чи­тельно добро­же­ла­тельны и склонны к прочным, эмо­ци­о­нально поло­жи­тель­ным при­вя­зан­но­стям.

Ребенок должен сам знать о своих ресур­сах. Сооб­щить ребенку о его недо­стат­ках — это за нами не задер­жи­ва­ется. А вот так же вдум­чиво и подробно рас­ска­зать ему о его реально суще­ству­ю­щих досто­ин­ствах — часто ли такое встре­ча­ется? Осо­бенно если речь идет о ребенке, не успе­ва­ю­щем в школе. А ведь ему-то знание своих ресур­сов необ­хо­димо куда больше, чем его и так пре­успе­ва­ю­щему свер­ст­нику.

Теперь кратко кос­немся причин соци­аль­ных. Здесь основ­ной совет сле­ду­ю­щий: если ваш ребенок плохо успе­вает в началь­ной школе, никогда не ругайтесь со школь­ной учи­тель­ни­цей своего ребенка. Ничего хоро­шего из этого не выйдет, а вот плохое запро­сто может после­до­вать. Что бы ни гово­рила вам учи­тель­ница, даже если вы с ней кате­го­ри­че­ски не согласны, никогда не спорьте. Можете зада­вать вопросы, можете уточ­нять, объ­яс­нять причины или спра­ши­вать совета. Лучше всего просто кивать головой и гово­рить: «Да, Марья Пет­ровна! Будем рабо­тать, Марья Пет­ровна! Уже рабо­таем, Марья Пет­ровна!»

Каждая спе­ци­аль­ность вносит в психику чело­века свои осо­бен­но­сти. Очень сво­е­об­разные люди мате­ма­тики, пси­хологи, летчики-испы­та­тели, артисты цирка. То же отно­сится и к учи­те­лям началь­ных классов. Излиш­ний плю­рализм, видимо, как-то пре­пят­ствует каче­ствен­ному испол­не­нию ими про­фес­си­о­наль­ных обя­зан­но­стей, поэтому мыш­ле­ние боль­шин­ства орто­док­саль­ных учи­те­лей в той или иной степени дог­ма­тично. А на вашем ребенке уже висит ярлык — «неуспе­ва­ю­щий ученик». Поэтому не надо «драз­нить гусей» — рабо­тайте над пре­о­до­ле­нием этого отста­ва­ния, обес­пе­чи­вайте дома, в семье все­мер­ную под­дер­жку ребенку и опору на ресурсы и с бла­го­дар­но­стью выслу­ши­вайте все советы учи­тель­ницы (вне зави­си­мо­сти от того, нас­колько аде­кват­ными и под­хо­дя­щими именно для вашего ребенка они вам кажутся). Если же атмо­сфера в классе откро­венно нездо­ро­вая или кон­фликт вашего ребенка с учи­те­лем зашел слишком далеко, опять же не следует «ломать копья», даже если вы борец по природе. «В жизни всегда есть место подвигу», но будет лучше, если вы пере­ве­дете ребенка в другую школу или класс и под­бе­рете себе другое место для бой­цов­ских свер­ше­ний. Пси­хи­че­ское здо­ро­вье ребенка, без­у­словно, дороже ваших сомни­тель­ных «побед» в борьбе с педа­го­гом. В конце концов плохих педа­го­гов не меньше, чем плохих про­дав­цов или инже­не­ров, а сколько у вас детей?

Если же речь идет о кон­фликте ребенка со всем классом (включая или не включая учителя), то ваша тактика должна быть кар­ди­нально другой. Здесь не поможет перевод ребенка в другой класс или школу. Все свои про­блемы он пере­не­сет туда с собой. Необ­хо­димо разо­браться, в чем причина нару­ше­ния ком­му­ни­ка­ции ребенка со свер­ст­ни­ками, и, если надо, опре­де­лить ребенка в пси­хо­те­ра­пев­ти­че­скую группу, где име­ю­щи­еся нару­ше­ния будут откор­рек­ти­ро­ваны.

Воз­мож­ные послед­ствия неуспе­ва­е­мо­сти в началь­ной школе

Самым главным и, несо­мненно, самым печаль­ным послед­ствием ранней неуспе­ва­е­мо­сти явля­ется то, что ребенок в самом начале своих школь­ных лет теряет интерес и стимул к учению. Зачем ста­раться, если все равно я нес­по­соб­ный, самый тупой? Все равно у меня ничего не выйдет! Я и не хочу ничего знать и уметь! Если роди­тели упорно борются с этой уста­нов­кой, то иногда ее удается пре­о­до­леть, несмо­тря на плохие отметки. Ребенок пишет с чудо­вищ­ными ошибками, но любит решать задачи и голо­воломки, охотно экс­пе­ри­мен­ти­рует со словами, читает. И это пре­красно. Про­блемы с русским языком, какими бы глу­бо­кими и тяже­лыми они ни были, не исчер­пы­вают школь­ного обу­че­ния в целом. Ведь впереди история, физика, химия. Кто знает, какой предмет в будущем может при­влечь интерес ребенка! Но до них еще надо дожить, сохра­нить интерес и пози­тив­ное отно­ше­ние к школе и к учебе в целом.

Свято место, как известно, пусто не бывает, и, если ребенок не любит учиться, а позна­ва­тель­ные инте­ресы у него не сфор­ми­ро­ваны, то ему нужно найти что-то взамен. Неко­то­рые отста­ю­щие в учебе дети с флег­ма­тич­ным по пре­и­му­ще­ству тем­пе­ра­мен­том могут про­во­дить целые дни дома перед теле­ви­зо­ром, ком­пью­те­ром или скла­ды­вая детали кон­струк­тора. Но боль­шин­ство этим не огра­ни­чи­ва­ется. И их основ­ная эмо­ци­о­наль­ная и умствен­ная жизнь начи­нает про­те­кать где-то вне пре­де­лов школы, среди таких же, как они, «тупых», «нес­по­соб­ных» детей из плохих семей. К сожа­ле­нию, воз­мож­ные пути раз­ви­тия такой жизни слишком оче­видны, чтобы была необ­хо­ди­мость их пере­чи­с­лять. Чтобы это пре­дот­вра­тить, следует как можно раньше, пока он еще подат­лив и упра­в­ляем, пред­ло­жить неуспе­ва­ю­щему ребенку другие, отлич­ные от школь­ных (где поло­жи­тель­ных эмоций мало, а отри­ца­тель­ных — пруд пруди) инте­ресы. Если ребенок музы­ка­лен, пусть зани­ма­ется музыкой (не обя­за­тельно серьезно, в музы­каль­ной школе, можно и попроще — кружок при каком-нибудь клубе, Доме дет­ского твор­че­ства и т. д.). Если подви­жен, гипе­рак­ти­вен — пусть танцует, зани­ма­ется ска­у­тин­гом, спортом. Если ребенок флег­ма­ти­чен и меш­ко­ват и мысль о подвиж­ных играх вызы­вает у него скуку или голов­ную боль, пусть зани­ма­ется авиа- или судо­мо­де­ли­ро­ва­нием, стро­гает, пилит, паяет, шьет, вяжет или лепит горшки в соот­вет­ству­ю­щей студии или секции. Вполне веро­ятно, что это не станет делом его жизни или даже сколько-нибудь дол­го­вре­мен­ным и серьезным увле­че­нием, но это отвле­чет его от помоек, драк, под­ва­лов и бес­цель­ного шатания по улицам.

Кроме того, пси­холо­ги­че­ским послед­ствием неуспе­ва­е­мо­сти в началь­ной школе может стать чрез­мерно низкая само­о­ценка ребенка, его неу­ве­рен­ность в себе. Ребенок уже давно перерос свои ранние про­блемы и вполне при­лично учится, но по-преж­нему до тошноты боится кон­троль­ных, стес­ня­ется отста­и­вать соб­ствен­ные инте­ресы, идет на поводу у других, более актив­ных свер­ст­ни­ков, вопреки оче­вид­ному, твердо уверен в своей лич­ност­ной непри­вле­ка­тель­но­сти и мало­цен­но­сти. Что нужно делать для пре­ду­пре­жде­ния такого раз­ви­тия событий, было сказано выше. Но если это все же про­и­зо­шло, то роди­те­лям такого ребенка необ­хо­димо обра­титься к спе­ци­али­сту-пси­хологу. Чаще всего в таких случаях при­ме­ня­ется инди­ви­ду­аль­ная или (по пока­за­ниям) семейная пси­хо­те­ра­пия. Как правило, при актив­ном вза­и­мо­действии с семьей спе­ци­али­сту удается довольно быстро повы­сить само­о­ценку ребенка до вполне аде­кват­ных величин.

с. 143—157