Мурашова Е. В.

Ваш непонятный ребёнок: психологические проблемы детей(фрагмент)



Что такое под­рост­ко­вый кризис?

В общем ряду воз­раст­ных кри­зи­сов под­рост­ко­вый зани­мает особое место. Хотя бы потому, что о нем все знают. И весьма часто от совер­шенно несве­ду­щих в пси­холо­гии людей можно услы­шать: «Ну что вы хотите! Под­ро­сток! Под­рост­ко­вый кризис — все они такие в этом воз­ра­сте!»

Действи­тельно ли «все такие»? Что можно и что нельзя оправ­дать наступ­ле­нием под­рост­ко­вого воз­ра­ста? И что, в конце концов, такое этот самый «под­рост­ко­вый кризис»?

Один из очень рас­про­стра­нен­ных в обще­ствен­ном мнении сте­ре­оти­пов, под­дер­жи­ва­е­мый, впрочем, частью спе­ци­али­стов (как правило, врачами), говорит о том, что именно в этом воз­ра­сте в орга­низме чело­века про­ис­хо­дит мощная пере­стройка всей гор­мо­наль­ной системы, сопро­во­жда­ю­щая пре­вра­ще­ние девочки в девушку, а маль­чика — в юношу. Отсюда-де и растут все пси­холо­ги­че­ские про­блемы.

Но вот что уди­ви­тельно — гор­мо­наль­ная юно­ше­ская пере­стройка про­ис­хо­дит у всех людей без исклю­че­ния, однако в тра­ди­ци­он­ных обще­ствах и куль­ту­рах (пер­во­быт­ные и зем­ле­дель­че­ские куль­туры древ­но­сти, а также совре­мен­ные ана­ло­гич­ные обще­ства) ника­кого под­рост­ко­вого кризиса попро­сту не суще­ствует. Да и самого периода под­рост­ко­во­сти как тако­вого, в сущ­но­сти, нет. Человек взро­с­леет, очень рано при­об­ща­ется к тра­ди­ци­он­ному про­из­вод­ствен­ному циклу (помните — «с семи годков я гусей пасла и за малыми ходила...»), потом про­хо­дит ту или иную форму обряда ини­ци­а­ции (послед­нее наи­бо­лее харак­терно для пер­во­быт­ных обществ, в зем­ле­дель­че­ских куль­ту­рах ини­ци­а­ции, осо­бенно для девочек, часто совсем не выра­жены), и все — готовый новый член влился в обще­ство. Без всяких там под­рост­ко­вых кри­зи­сов.

Вни­ма­тельно отне­сясь к данному пласту фактов, нельзя не при­знать, что под­рост­ко­вый кризис — явление в первую очередь соци­аль­ное, а уже потом — биоло­ги­че­ское и инди­ви­ду­ально-пси­холо­ги­че­ское.

В совре­мен­ном инду­стри­аль­ном и пост­ин­ду­стри­аль­ном обще­стве разрыв между биоло­ги­че­ским, соци­аль­ным и интел­лек­ту­аль­ным созре­ва­нием инди­вида соста­в­ляет иногда 8—10 лет (первая мен­стру­а­ция в 12 лет, а окон­ча­ние инсти­тута и первый само­сто­я­тель­ный зара­бо­ток — в 22 года). Именно в этот «зазор» и вкли­ни­ва­ется так назы­ва­е­мая под­рост­ко­вость. Именно это балан­си­ру­ю­щее ощу­ще­ние зре­ло­сти-незре­ло­сти и пол­но­цен­но­сти-непол­но­цен­но­сти взра­щи­вает и питает ее. Под­ро­сток активен и выно­слив, но «твоя главная работа — это учеба». Выше­у­по­мя­ну­тые гормоны играют в крови и будо­ра­жат в жарких снах, но «мы в твоем воз­ра­сте не о маль­чи­ках думали, а о том, как бы про­фес­сию полу­чить». И так далее и тому подоб­ное. Во всех воз­мож­ных сочета­ниях. Сами пони­ма­ете — покорно мириться с подоб­ным поло­же­нием вещей может только закон­чен­ный флег­ма­тик. Каковых немного. Осталь­ные — начи­нают бун­то­вать. В той или иной форме.

Приметы под­рост­ко­вого кризиса

О, об этом все знают! Даже и писать ничего не надо. Под­рост­ко­вый кризис — это когда под­ро­сток не слу­ша­ется старших, грубит, плохо учится, курит и слушает какую-то дурац­кую музыку. Да, а еще у него поя­в­ля­ются подо­зри­тель­ные друзья... Я все пере­чи­с­лила?

А теперь — случай из прак­тики.

Эвелина попала ко мне как бы слу­чайно. Просто они с мамой шли по поли­кли­нич­ному кори­дору после посе­ще­ния гастролога (у Эвелины с детства — плохой аппетит и хро­ни­че­ский гастро­ду­о­де­нит), увидели табличку на двери моего каби­нета «Стучите — и вам откроют», перегля­ну­лись, дружно хихик­нули и... почему-то посту­чали. А у меня как раз не явился ребенок, запи­сан­ный именно на это время.

— У меня все в порядке, — с тонкой улыбкой заявила четыр­на­дца­ти­лет­няя Эвелина, изящно умо­стив­шись в кресле. — Это мама у нас все лечится. Только, вот беда, не помо­гает ничего...

Отправив Эвелину в другую комнату, я попро­сила ее нари­со­вать рисунок «Семья», а сама пока решила побе­се­до­вать с мамой. Мама по имени Анже­лика под­твер­дила слова дочери: действи­тельно, всего месяц назад она выпи­са­лась из клиники нев­ро­зов. Пока была в клинике — все было хорошо, а дома все вер­ну­лось опять — скачет дав­ле­ние, обмо­роки, тошнота, депрес­сия, не хочется жить...

— Давно ли это у вас нача­лось? — спра­ши­ваю я.

— Около двух лет, — вспо­ми­нает Анже­лика. — Вот как раз Лина у нас девуш­кой стала, а я — в тираж... — мило­вид­ное, хотя и несколько оплыв­шее лицо ее кри­вится в горькой усмешке.

— Рас­ска­жите о Лине, — прошу я.

Со слов Анже­лики передо мной раз­вер­ну­лась редкой бла­гост­но­сти картина. Эвелина учится на отлично в хорошей английской школе, среди подруг поль­зу­ется авто­ри­тетом бла­го­даря острому уму. Тонко пони­мает и чув­ствует чело­ве­че­ские досто­ин­ства и недо­статки. Харак­те­ри­стики, данные ей, часто как-то не по-детски точны и исчер­пы­ва­ющи. Всегда готова помочь друзьям, попав­шим в затруд­ни­тель­ное поло­же­ние. За урок пишет свое сочи­не­ние и два-три кратких кон­спекта для менее сооб­ра­зи­тель­ных одно­клас­с­ни­ков. Недавно три дня бук­вально про­си­дела у постели подруги, тяжело забо­лев­шей корью. Когда ей ука­зы­вали на воз­мож­ность зара­зиться, отма­хи­ва­лась (мать подруги, вос­пи­ты­ва­ю­щая ее одна, рабо­тает в частной фирме и не имеет воз­мож­но­сти взять бюл­летень по уходу за ребен­ком. Рабо­тайте или уходите — такова позиция руко­вод­ства фирмы). Лина любит и жалеет живот­ных — в квар­тире третий год живут выбро­шен­ный кем-то кот и недавно подо­бран­ный котенок с пере­ло­ман­ной лапой. Когда котенок сорвал повязку, нало­жен­ную ему в частной вет­ле­чеб­нице, Лина сама соо­ру­дила ему лубки и три раза в день про­ве­ряет их состо­я­ние, под­пра­в­ляет, чтобы не сме­сти­лись кости и все сро­с­лось правильно. Хочет быть юристом и уже второй год посе­щает какой-то соот­вет­ству­ю­щий клуб во Дворце дет­ского твор­че­ства на Невском.

— Вот повезло-то вам! — искренне вос­клик­нула я, когда рассказ был закон­чен. — Такая заме­ча­тель­ная девочка и к тому же кра­савица!

И тут совер­шенно нео­жи­данно для меня Анже­лика зары­дала. С ручьями слез, раз­ма­зы­ва­нием туши и шмы­га­ньем носом. С трудом успо­коив ее и попутно пере­брав все свои воз­мож­ные ошибки в беседе (совер­шенно рас­те­ряв­шись, я доду­ма­лась даже до того, что, может быть, Эвелина чем-нибудь без­на­дежно больна и именно близкий конец заме­ча­тель­ной дочери при­во­дит мать в такое отча­я­ние), я акку­ратно попро­сила Анже­лику объ­яс­нить причину столь бурной реакции.

— Я знаю, что она очень хорошая девочка. Я горжусь ею, — тоном адепта ауто­ген­ной тре­ни­ровки гнусаво про­из­не­сла Анже­лика. — Но я не могу этому радо­ваться! Я ее вообще послед­нее время видеть не могу!

— Почему? Что изме­ни­лось в послед­нее время в ваших отно­ше­ниях?

— Пони­ма­ете, это даже словами трудно описать. Она же очень умная, правда. Никогда не грубит, никогда голоса не повысит. Так, ерунда, три-четыре фразы в день... Не знаю даже, как вам объ­яс­нить...

— При­ве­дите, пожа­луйста, пример.

— Пример? Пожа­луйста. Вот я сижу перед трюмо, делаю макияж, вечером соби­ра­юсь в гости к своим друзьям. Лина поя­в­ля­ется в дверях, стоит молчит, потом совер­шенно невинно: «Мамочка, тебя можно? А, ты еще занята, да? Извини. Что ты делаешь? Все еще кра­сишься, да? А... Ну конечно, тебе теперь это необ­хо­димо. Раз ты в гости идешь. Что ж тут поде­ла­ешь — годы... И красься, не красься... Но чтобы хорошо выгля­деть, это, конечно, работа. Извини еще раз, что поме­шала. Когда осво­бо­дишься, загляни ко мне, пожа­луйста». — Пред­ста­в­ля­ете, как я себя после такого чув­ствую? И сказать ей нечего...

— Да, у вас тонкая девочка... — не скрывая своей обе­с­ку­ра­жен­но­сти, про­тя­нула я. — И давно у вас... такой оборот отно­ше­ний?

— Да тоже уж второй год, — печально вздох­нула Анже­лика, так же, как и я, при­по­мнив, по-види­мому, стаж своего невроза.

По моей просьбе мама и дочка поме­ня­лись местами. Но в эту встречу раз­го­вор между мной и Эве­ли­ной так и не состо­ялся. Девочка, победно заломив тонкую, собо­ли­ную бровь, лихо изло­жила мне свою версию сверх­бла­го­по­луч­ной судьбы умницы-отлич­ницы, а на вопрос о маминой болезни лишь изящно пожала плечами:

— Я в этом не понимаю. Это пусть спе­ци­али­сты раз­би­ра­ются. Лечиться, конечно, надо. Может быть, частным образом. Не знаю.

Лишь в рас­сказе о котенке и его пере­ло­ман­ной лапе про­мель­кнуло что-то чело­ве­че­ское, соб­ственно Линино.

— Может ведь неправильно сра­стись, вы пони­ма­ете. Я слежу все время, чтоб было как поло­жено, но вы ведь знаете, он же дви­га­ется все время. Я боюсь — вдруг оста­нется хромым!

Я заве­рила Эвелину, что, по всей види­мо­сти, она делает все воз­мож­ное для бла­го­по­луч­ного раз­ре­ше­ния ситу­а­ции. Девочка взгля­нула на меня с явной бла­го­дар­но­стью и легко согла­си­лась на сле­ду­ю­щую встречу.

Потом были еще встречи, и раз от разу рас­сказы Эвелины ста­но­ви­лись все откро­вен­нее, а она сама все меньше напо­ми­нала мне без­моз­гло сияющую куклу Барби.

— Мама всегда инте­ре­со­ва­лась только собой, — рас­ска­зы­вала Эвелина. — Пока жива была бабушка, она со мной и зани­ма­лась, а мама — то в гостях, то в театре, то что-то где-то отме­чает. Пахло от нее всегда так, как от мага­зина «Галан­те­рея и пар­фю­ме­рия». Ника­кого опре­де­лен­ного запаха — все сразу, вы пони­ма­ете? При­хо­дила поздно, про­но­си­лась по квар­тире, как ветер, стучала каблуч­ками. Я не спала, ждала — зайдет или не зайдет. Она никогда не захо­дила, только спра­ши­вала у бабушки из кори­дора: «Линочка спит?» Как будто бы ее это инте­ре­со­вало. Но пока бабушка спро­со­нья сооб­ра­зит да ответит, ее уже в кори­доре и не было.

Папа ее любил... то есть и сейчас любит, навер­ное, и все ей прощал... Было что прощать — вы уж поверьте, я вам все-то рас­ска­зы­вать не буду, непри­лично это, про соб­ствен­ную-то мать... Но я все видела и все знала, хоть и малень­кая была.

Потом бабушка умерла, и я оста­лась одна. (Она именно так и сказала: «оста­лась одна», словно забыв о суще­ство­ва­нии матери и отца, самых близких, в сущ­но­сти, ребенку людей.) Вы только не поду­майте, что мне чего-то не хватало или мама меня как-то при­тес­няла. Мы хорошо живем, если с другими срав­ни­вать, и у меня все есть, что мне надо. Если я чего-нибудь разум­ное попрошу, мне всегда поку­пают. И мама мне всегда все раз­ре­шала — пойти куда-нибудь, дружить, с кем я хочу, или оде­ваться, как мне нравится. У многих моих подруг — не так. Но я им все равно иногда зави­до­вала, потому что их — видят. Пони­ма­ете? Ну злятся там на них, осу­ждают, забо­тятся, с глу­по­стями всякими при­стают, боятся за них. Но видят. А меня — нет. Как бабушка умерла, так только кошки и остались. Я их кормлю, лечу, они мне бла­го­дарны. Подруги еще. Там то же самое. У Евы всегда списать можно, Ева задачу решит, Ева денег взаймы даст — значит, Ева хорошая. Я не жалуюсь, так мир устроен, я понимаю, но иногда, знаете, так тошно... Хочется, чтобы просто так...

Раньше-то мне как-то все равно было, даже удобно — не при­стает никто. Да и бабушка была. А потом как-то вдруг стало нев­мо­готу. Я, знаете, даже хули­га­нить пыта­лась. Двоек несколько полу­чила, курила чуть ли не у дирек­тор­ского каби­нета, домой как-то с дис­ко­теки в пол­в­то­рого пришла...

Утром мама так паль­цами в воздухе пома­хала (Эвелина изо­б­ра­зила полуб­рез­гли­вый-полу­пре­зри­тель­ный жест, каким обычно отря­хи­вают запач­кан­ные лапы чисто­плот­ные домаш­ние кошки) и сказала: «Начи­на­ется! Господи, как это скучно! Вадим (это папу так зовут), скажи ей что-нибудь, мне надо к юбилею гото­виться...»

Папа что-то такое невра­зу­ми­тель­ное про­бор­мо­тал, я даже не дослу­шала. И убежал на работу. Больше я не хули­га­нила. Навер­ное, они в самом деле гени­аль­ные вос­пита­тели, правда? Что ваша наука об этом говорит?

Я соби­ра­юсь юристом быть, мама вам гово­рила? Это потому, что сейчас это очень пре­стиж­ная про­фес­сия и денег много. А для души? Для души я бы хотела зверей лечить. Как доктор Айболит. Всех, кто придет. Смешно? Мне самой смешно. Никто сейчас уличных собак не лечит, только тетки эти смешные, на бан­ди­ток похожие. Как вы думаете, на что они в самом деле деньги соби­рают? Нет, лечат, конечно, этих всяких, поро­ди­стых, с родо­слов­ной, кошек, собак — лица у них у всех такие тупые, словно им поло­вину мозгов спе­ци­ально удалили. И им, и хозя­е­вам. А вообще-то — у меня ведь не просто так, у меня ведь учеб­ни­ков по вете­ри­на­рии — целая полка. Там, правда, все больше про крупный рогатый скот, но и про другое есть. И собаку Марин­кину я от чумки выле­чила, когда от нее уже все врачи отка­зались. Мы с Марин­кой по очереди сидели, уколы делали и гово­рили ей, какая она хорошая и кра­си­вая. Я так велела. Маринка делала. Я знаю, что так надо. Это еще лучше лекар­ств. Папа Марин­кин потом сказал, что лучше б он все эти доллары мне запла­тил, чем этим шар­ла­та­нам. И Ваське я вчера лубки сняла, так больную лапу от осталь­ных трех и не отли­чишь. Он на нее сначала боялся опи­раться, а потом я бантик на ниточке пота­щила, он забыл, что лапа больная и... такой забав­ный...

Пого­во­рим о маме? Не хочу я о ней гово­рить... Вы что хотите, чтоб я сказала? Вы думаете, я не знаю, что ее болезнь — это от меня? Знаю. Но ничего с собой поде­лать не могу. Что ж мне теперь — пове­ситься, что ли?! Я уже думала...

Такой вот под­рост­ко­вый кризис. С полным внешним бла­го­по­лу­чием — у девочки и кли­ни­кой нев­ро­зов — у матери. Не все ясно, правда? К Эвелине и ее про­бле­мам мы еще вер­немся, а сейчас, соб­ственно, приметы наступ­ле­ния под­рост­ко­вого кризиса.

Примета первая. Заметно изме­ня­ется пове­де­ние ребенка. Тихоня может вдруг стать отча­ян­ным шалуном, а бой-девка — затих­нуть и про­во­дить часы в непо­нят­ной задум­чи­во­сти.

Примета вторая. Настро­е­ние ста­но­вится неу­стой­чи­вым и легко изме­ня­ется. После над­рыв­ного плача может после­до­вать теле­фон­ный звонок и радост­ное щебета­ние в трубку. На фоне совер­шен­нейшего бла­го­по­лу­чия — вдруг ярость из-за какого-то пустяка, и дверь едва не слетает с петель от заклю­чи­тель­ного аккорда пустейшего, на ровном месте воз­ник­шего кон­фликта.

Примета третья. Изме­ня­ется физи­че­ский облик ребенка. Девочки «округ­ля­ются» или, нао­бо­рот, вытя­ги­ва­ются с изме­не­нием про­пор­ций туло­вища и конеч­но­стей, у маль­чи­ков лома­ется голос, волосы ста­но­вятся более жирными на ощупь, начи­на­ется оволо­се­ние лица и туло­вища по муж­скому типу. Главная зако­но­мер­ность — сам ребенок и окру­жа­ю­щие его люди заме­чают эти изме­не­ния.

Примета чет­вер­тая. В зая­в­ле­ниях ребенка, обра­щен­ных к роди­те­лям, поя­в­ля­ются новые лозунги и мотивы. Самые рас­про­стра­нен­ные из них: «Я могу сам решать, что (как, когда)...», «Вы меня никогда не пони­мали», «Ваше поко­ле­ние без­на­дежно отстало и вам не понять, что...», «Я сам буду решать свои про­блемы» и т. д.

Если две, а тем более три или четыре из выше­пе­ре­чи­с­лен­ных примет налицо, готовь­тесь — «процесс пошел».

Когда он начи­на­ется и когда закан­чи­ва­ется?

В среднем (для кли­ма­ти­че­ской зоны Север­ной Европы и Северо-Запада России): 11—16 лет — у девочек и 12—18 лет — у маль­чи­ков.

Но на прак­тике все про­ис­хо­дит сугубо инди­ви­ду­ально. В каче­стве пикан­т­ного эпизода хочу сооб­щить, что под­ростку Досто­ев­ского из одно­и­мен­ного романа — два­дцать один год. Не слабо, как говорят сами под­ростки, не правда ли?

Общие зако­но­мер­но­сти сле­ду­ю­щие.

Чем южнее, тем раньше под­рост­ко­вость начи­на­ется и раньше закан­чи­ва­ется. В среднем под­ростки в Италии слегка моложе, чем под­ростки-скан­ди­навы. Но если испанец или армянка роди­лись и живут в Санкт-Петер­бурге, то весьма высока веро­ят­ность того, что «голос крови» пред­по­чтет помол­чать и под­рост­ко­вый возраст южанина насту­пит тогда же, когда и у его север­ных свер­ст­ни­ков.

Далее. У пере­нес­ших травму, опе­ра­цию или тяжелую болезнь или просто осла­б­лен­ных детей наступ­ле­ние под­рост­ко­во­сти часто запаз­ды­вает на один — три года. Орга­низму нужно окреп­нуть, «под­ко­пить сил», чтобы во все­о­ру­жии встретить мно­го­пла­но­вую пере­стройку под­рост­ко­вого воз­ра­ста. Таким детям в пред­под­рост­ко­вом воз­ра­сте (9—11 лет) осо­бенно необ­хо­димо пол­но­цен­ное питание, посиль­ные занятия спортом, спо­койная атмо­сфера в семье.

Довольно часто наступ­ле­ние под­рост­ко­вого воз­ра­ста запаз­ды­вает и у детей, изба­ло­ван­ных вни­ма­нием взро­с­лых, прочно усво­ив­ших выгод­ную роль «милого ребенка». Таким детям совер­шенно не нужна свобода, за которую воюет свер­ст­ник-под­ро­сток. Все необ­хо­ди­мое «милое дитя» полу­чает и так, умело спе­ку­ли­руя на своей сла­бо­сти (в отличие от пре­ды­ду­щего пункта вооб­ра­жа­е­мой) и дет­с­ко­сти.

У детей, с самого раннего воз­ра­ста пре­до­ста­в­лен­ных самим себе, у «детей улицы», под­рост­ко­вый возраст часто насту­пает раньше свер­ст­ни­ков или вообще не опре­де­ля­ется. В этом про­я­в­ля­ется сход­ство их жиз­нен­ных условий и позиций с детьми из тра­ди­ци­он­ных обществ. Такие дети рано учатся сами заботиться о себе, доби­ваться своих целей, пола­га­ясь только на себя и свои силы. Но в отличие от детей из тра­ди­ци­он­ных обществ, чье раз­ви­тие тоже про­ис­хо­дит, минуя период под­рост­ко­во­сти, ада­п­та­ция «детей улицы» никогда не бывает пол­но­цен­ной, так как наше сего­д­няш­нее обще­ство, в котором им в конце концов при­хо­дится жить, суще­ствен­ным образом отли­ча­ется и от пер­во­быт­ного племени, и от кре­стьян­ской общины.

В целом у девочек под­рост­ко­вый кризис про­те­кает в более мягкой форме, насту­пает раньше и кон­ча­ется быстрее, чем у маль­чи­ков. Может быть, это связано с тем, что тре­бо­ва­ния к само­о­пре­де­ле­нию юношей и мужчин в нашем обще­стве тра­ди­ци­онно жестче, чем ана­ло­гич­ные позиции для девушек и женщин.

Но, пов­то­ряю еще раз, и начало, и конец — дело сугубо инди­ви­ду­аль­ное, и любые точные пред­ска­за­ния в этом вопросе неиз­бежно будут носить харак­тер спе­ку­ля­ции.

Цели и задачи под­рост­ко­вого кризиса

Принято считать, что основ­ной целью под­рост­ко­вого кризиса явля­ется само­утвер­жде­ние под­ростка, отста­и­ва­ние себя как пол­но­цен­ной лич­но­сти. Отчасти это, разу­ме­ется, именно так и есть.

Как уже упо­ми­на­лось, соци­аль­ная, интел­лек­ту­аль­ная и биоло­ги­че­ская зре­лость чело­века в нашем сего­д­няш­нем обще­стве раз­не­сена во времени, то есть насту­пает не одно­вре­менно. И стало быть, какую-то из этих «зре­ло­стей» и отста­и­вает наш под­ро­сток. Но какую?

Понятно, что о биоло­ги­че­ской зре­ло­сти 11-летней девочки или 13-летнего маль­чика не может быть и речи.

Несмо­тря на груст­ный факт поя­в­ле­ния в нашей стране про­с­лойки детей, обра­зо­ва­ние которых закан­чи­ва­ется после пятого-шестого класса, основ­ная масса юно­ше­ства в этом воз­ра­сте все еще про­дол­жает пло­до­т­ворно (или не очень) учиться в школе. Сле­до­ва­тельно, насиль­ствен­ное или добро­воль­ное, но интел­лек­ту­аль­ное раз­ви­тие тоже еще на полпути.

Соци­аль­ная зре­лость насту­пает в нашей стране чуть ли не позже, чем в боль­шин­стве раз­ви­тых стран. Трид­ца­ти­лет­ний мужчина, имеющий соб­ствен­ную семью, кото­рому регу­лярно помо­гают ста­рички-роди­тели, — отнюдь не нонсенс, как в Совет­ском Союзе, так и в сего­д­няш­ней России. В послед­ние годы в связи с общей «аме­ри­ка­ни­за­цией» созна­ния и самой жизни вроде бы намети­лась тен­ден­ция к более раннему обо­со­б­ле­нию молодых людей от роди­тель­ской семьи. Но пока это только тен­ден­ция.

Так какую же зре­лость наш под­ро­сток отста­и­вает? Вооб­ра­жа­е­мую, как считают роди­тели, «постра­дав­шие» от под­рост­ко­вого кризиса? Или мы что-то упу­стили из виду? Разу­ме­ется, упу­стили. За звуч­ными тер­ми­нами мы не заметили глав­ного — самого чело­века. Одно­значно незре­лого по всем выше­о­пи­сан­ным (и многим другим) пози­циям, но также одно­значно суще­ству­ю­щего в нашем про­стран­ственно-вре­мен­ном кон­ти­ну­уме.

Когда ребенок рожда­ется, первые минуты своей жизни он связан с матерью пупо­ви­ной — мате­ри­аль­ной биоло­ги­че­ской струк­ту­рой, по которой к нему на про­тя­же­нии всей вну­три­утроб­ной жизни посту­пали необ­хо­ди­мые для этой самой жизни веще­ства. Потом пупо­вину обре­зают, но ребенок все еще связан физи­че­ски — кор­м­ле­ние грудью, тесный физи­че­ский контакт. Известно, что мла­денцы, лишен­ные тесного физи­че­ского кон­такта со взро­с­лым чело­ве­ком в первые месяцы жизни, часто поги­бают, даже если кор­м­ле­ние и гиги­е­ни­че­ский уход за ними близки к иде­аль­ным.

Когда ребенок начи­нает ходить, первое время он пред­по­читает пере­дви­гаться, держась за мате­рин­ский подол или палец. В даль­нейшем (2—3 года) ребенок очень нерв­ни­чает и пуга­ется, когда мама или папа куда-то уходят, оста­в­ляя его одного или с мало­зна­ко­мыми людьми.

Посте­пенно, однако, сфера само­сто­я­тель­ных действий ребенка рас­ши­ря­ется. Он сам играет в песоч­нице, посе­щает детский сад, бегает с другими ребя­тами во дворе. Но оби­жен­ный свер­ст­ни­ками, разбив коленку, он все равно идет к маме или папе за защитой, жало­стью и лаской. Иногда (с годами все реже) он при­хо­дит просто так, зале­зает на колени («Не стыдно тебе, такой большой!») или просто при­жи­ма­ется к мами­ному боку, испы­ты­вая потреб­ность в «под­за­рядке» все той же, биоло­ги­че­ской, по сути, общ­но­стью, без которой не могут выжить мла­денцы.

С поступ­ле­нием в школу сфера соци­аль­ных кон­так­тов ребенка стреми­тельно рас­ши­ря­ется. Поя­в­ля­ются первые насто­я­щие друзья «до гроба», первые недруги. Аль­тру­изм и пре­да­тель­ство, вер­ность и честь — все это теперь суще­ствует вне дома, в сфере соци­аль­ной жизни ребенка. Делится ли он дома своими побе­дами и пора­же­ни­ями, наход­ками и поте­рями — это зависит исклю­чи­тельно от пове­де­ния роди­те­лей, от их соб­ствен­ной нрав­ствен­ной позиции и от искрен­ней их заин­те­ре­со­ван­но­сти в том, чтобы ребенок не просто «не дрался», «не хули­га­нил», «дружил только с при­лич­ными детьми», а именно учился общаться, вести за собой и под­чи­няться другим, побе­ждать и терпеть пора­же­ние, нахо­дить выход в трудных, запу­тан­ных и не всегда понят­ных взро­с­лым ситу­а­циях вза­и­мо­от­но­ше­ний дет­ского социума. В это время (5—6 класс) наша вооб­ра­жа­е­мая связь-резинка между ребен­ком и роди­те­лями рас­тя­ги­ва­ется до мак­си­мума. Даль­нейшее ее рас­тя­же­ние ста­но­вится болез­нен­ным для одной или для обеих сторон.

И тут-то как раз и насту­пает под­рост­ко­вый возраст.

И его целью и задачей ста­но­вится обрыв этой самой когда-то жиз­ненно необ­хо­ди­мой, а теперь ско­вы­ва­ю­щей даль­нейшее раз­ви­тие связи.

«Я больше не ваш при­да­ток! — зая­в­ляет под­ро­сток. — Я само­сто­я­тель­ный человек».

Он пере­дер­ги­вает, блефует и на любой вопрос «в лоб» («В чем это ты такой само­сто­я­тель­ный?!») у него нет вра­зу­ми­тель­ного ответа. Есть только чувство дис­ком­форта от пере­ра­с­тя­ну­той «резинки». Если у роди­те­лей в момент самых первых зая­в­ле­ний хватит ума и сме­ло­сти самим пере­ре­зать эту связь («Хорошо, ты само­сто­я­тель­ный человек, живущий рядом с нами. Ты можешь сам при­ни­мать те решения, которые тебе по силам. Если ты с чем-то не справишься, мы поможем тебе, но уже не как суверен вассалу, а как твои самые близкие друзья»), то ребенок-под­ро­сток, как правило, пуга­ется вне­за­пно открыв­шейся пер­спек­тивы самому отве­чать за все и одно­вре­менно бла­го­да­рен роди­те­лям за доверие, про­я­в­лен­ное к его лич­ност­ным силам. В этом случае услов­ное рас­сто­я­ние между ним и роди­те­лями может стать даже меньше, чем было «до обре­за­ния».

Если же (что бывает гораздо чаще) роди­тели боятся пере­ре­зать эту морально и физи­че­ски «уста­рев­шую» связь с тем, чтобы заме­нить ее на новую («Это же все только слова, он же на самом деле еще глупый! Ничего не пони­мает! Жизни не знает!»), то «ножницы» берет сам под­ро­сток (иногда в ход идут когти и зубы) и вот именно тогда мы и имеем дело не просто с под­рост­ко­вым воз­ра­с­том, но с под­рост­ко­вым кри­зи­сом во всей его красе. Если под­ростку после долгих попыток все же удается пере­грызть охра­ня­е­мую роди­те­лями «резинку», то его по инерции относит так далеко, что на вос­ста­но­в­ле­ние дове­ри­тель­ных и пол­но­цен­ных отно­ше­ний могут потре­бо­ваться годы.

Если же роди­тели ока­зы­ва­ются сильнее и под­ро­сток сми­ря­ется с для­щимся поло­же­нием суверен — вассал, то его лич­ност­ное раз­ви­тие неиз­бежно иска­жа­ется и надолго сохра­няет инфан­тиль­ные черты. Иногда в этом случае раз­ви­ва­ется невроз.

Итак, целью и задачей под­рост­ко­вого кризиса явля­ется при­об­рете­ние не само­сто­я­тель­но­сти (она под­ростку еще и не нужна, и не по зубам), а лич­ност­ной авто­но­мии, необ­хо­ди­мой для даль­нейшего раз­ви­тия лич­но­сти по взро­с­лому типу, то есть, иными словами, для раз­ви­тия умения брать на себя ответ­ствен­ность за все послед­ствия своих взгля­дов, слов и действий.

Как вести себя роди­те­лям?

Во-первых, необ­хо­димо вни­ма­тельно отно­ситься к воз­раст­ному раз­ви­тию своего чада, чтобы не про­пу­стить первые, еще сма­зан­ные и неот­чет­ли­вые при­знаки наступ­ле­ния под­рост­ко­вого воз­ра­ста.

Как уже было сказано выше, под­рост­ко­вый возраст насту­пает у каждого ребенка в свое время и никакие общие правила здесь не могут быть догмой. Я видела 10-летнего маль­чика-грузина, который имел отчет­ли­вые усики и отчет­ли­вый под­рост­ко­вый кон­фликт с папой, который, в свою очередь, никак не мог в это пове­рить и тем­пе­ра­мен­тно объ­яс­нял мне, что у него самого ника­кого под­рост­ко­вого кризиса не было, и вообще в гру­зин­ских семьях такие безо­б­ра­зия не встре­ча­ются.

Видела я и 24-летнюю молодую женщину, которая пришла ко мне на прием вместе с встре­во­жен­ной мамой, которая гово­рила о том, что дочка окон­чила инсти­тут, вышла замуж, но жить само­сто­я­тельно отка­зы­ва­ется наотрез, по-преж­нему во всем совету­ется с мамой и живет как бы ее умом. Когда девочке было 14 лет, маму это нео­бы­чайно радо­вало и хоте­лось сохра­нить такое состо­я­ние отно­ше­ний подольше. Мама как лич­ность гораздо сильнее дочери, и у нее все полу­чи­лось. Но с трудом заво­е­ван­ный резуль­тат теперь почему-то радо­вать пере­стал.

Отне­си­тесь серьезно к инди­ви­ду­аль­ным темпам раз­ви­тия вашего ребенка. Не считайте его малень­ким, когда он уже начи­нает ощущать себя под­рост­ком. Но и не тол­кайте в под­рост­ко­вость насильно. Воз­можно, вашему сыну или дочке нужно на год или два больше времени, чем его свер­ст­ни­кам. Ничего страш­ного в этом нет.

Во-вторых, отне­си­тесь серьезно ко всем декла­ра­циям вашего под­ростка, какими бы глупыми и незре­лыми они вам ни казались.

Обсу­дите и про­а­нали­зи­руйте вместе с сыном или дочкой каждый пункт. Добейтесь того, чтобы вы оди­на­ково пони­мали, что именно значит, напри­мер, фраза: «Я все могу решать сам!» Что именно за ней стоит? Я могу сам решать, какую куртку мне надеть на про­гулку? Или я могу сам решать, ноче­вать ли мне дома? Дистан­ция, согла­си­тесь, огром­ного размера. Кроме того, серьез­ное, лишен­ное насмешки и пре­не­бре­же­ния обсу­жде­ние важно еще и потому, что под­ро­сток довольно часто делает свой запрос «с запасом», так же, как назы­вает цену рыноч­ный тор­го­вец. Именно для того, чтобы можно было тор­го­ваться и усту­пить. А роди­тели иногда вместо того, чтобы увидеть эту «рыноч­ность» запроса, пуга­ются непо­мер­но­сти тре­бо­ва­ний и начи­нают пани­ко­вать и запре­щать все подряд.

В-третьих, как уже было сказано выше, пре­красно, если вы сами и вовремя пере­ре­жете «связь-резинку».

Как можно раньше дайте вашему под­ростку столько само­сто­я­тель­но­сти, сколько он может съесть. Уто­ми­тельно и занудно советуйтесь с ним по каждому пустяку («Как ты думаешь, какие лучше обои купить? Поде­ше­вле и похуже или получше, но подо­роже?», «А огурцы какие будем в этом году сажать? Как в прошлом году или попро­буем новый сорт?»). Без­за­стен­чиво впу­ты­вайте его в свои про­блемы и про­блемы семьи («Сегодня мой началь­ник опять ругался, что клиенты жалу­ются... А что я могу сделать, если поло­вина из них явно нужда­ются в помощи пси­хи­а­тра! Как бы ты на моем месте посту­пила?», «Опять у бабушки почка болит. Что будем делать? Вызвать врача или опять те таблетки купить, что в прошлый раз помо­гали?»). Пусть под­ро­сток поймет, что вы, действи­тельно, не на словах, а на деле видите в нем равного вам члена семьи.

В-чет­вер­тых, обя­за­тельно сами делайте то, чего вы хотите добиться от своего сына или дочки.

Звоните домой, если где-то задер­жи­ва­етесь. Рас­ска­зы­вайте не только о том, куда и с кем вы ходите, но и о содер­жа­нии вашего вре­мя­пре­про­во­жде­ния. Давайте раз­вер­ну­тые и по воз­мож­но­сти мно­го­пла­но­вые харак­те­ри­стики своим друзьям и зна­ко­мым. Это поз­во­лит вам побольше узнать о друзьях вашего сына или дочки. Чаще при­гла­шайте к себе гостей. Если у вас, роди­те­лей, откры­тый дом, вы, скорее всего, будете видеть тех, с кем про­во­дит время ваше чадо. И вовремя сможете принять меры, если что-то пойдет напе­ре­ко­сяк. Рас­ска­зы­вайте о своих чув­ствах и пережи­ва­ниях. Воз­можно, иногда что-то рас­ска­жет и ваш ребенок. Дели­тесь с под­рост­ком своими про­бле­мами. Не стес­няйтесь попро­сить у него совета. Вопреки рас­про­стра­нен­ному мнению иногда под­ростки очень чув­стви­тельны и так­тичны в оценке и кор­рек­ции именно чужих ситу­а­ций. Кроме того, в этом случае суще­ственно повы­ша­ется веро­ят­ность того, что и со своей про­бле­мой чадо пойдет именно к вам, а не в бли­жайший подвал.

В-пятых, поста­райтесь обна­ру­жить и исправить те ошибки в вос­пита­нии, которые вы допус­кали на пре­ды­ду­щих этапах.

Если вы, конечно, не сделали этого раньше. Отно­си­тельно «обна­ру­жить» проблем обычно не бывает. Потому что именно в под­рост­ко­вом воз­ра­сте все допу­щен­ные ранее ошибки лезут наружу и зацветают пышным цветом.

Помните Эвелину?

Тонкая и богато ода­рен­ная девочка пришла к под­рост­ко­вому воз­ра­сту с совер­шенно нераз­ви­той эмо­ци­о­наль­ной сто­ро­ной лич­но­сти. Бабушка заботи­лась о ней и навер­няка по-своему любила внучку. Звучит пара­док­сально, но если бы у девочки действи­тельно не было роди­те­лей, то ситу­а­ция могла бы быть более эмо­ци­о­нально бла­го­по­луч­ной. Эвелина вос­при­ни­мала бы бабушку как един­ствен­ного, данного судьбой «учителя жизни» и училась бы у нее не только мыслить, но и чув­ство­вать, и отве­чать на чувства. Но роди­тели были здесь, рядом, жили в одной квар­тире, и девочка невольно обра­щала свой взор на них. Но в ответ на свои вполне зако­но­мер­ные ожи­да­ния раз за разом полу­чала не нелю­бовь даже (которая при всей своей раз­ру­ши­тель­но­сти явля­ется все же четким эмо­ци­о­наль­ным откли­ком), а пустоту. Ее «не видели», по словам самой девочки. И тогда талан­тли­вая наблю­да­тель­ная Эвелина постро­ила соб­ствен­ную схему эмо­ци­о­наль­ной жизни мира. И образ­цом для этого ей послу­жили... кошки и прочие зве­рюшки, у которых все было ясно и понятно. «Ты — мне, я — тебе». Эвелина как твор­че­ское, актив­ное начало пред­по­читала высту­пать в каче­стве первого звена. Она активно творила добро (сначала среди кошек, а потом полу­чен­ные зако­но­мер­но­сти небе­з­успешно пере­не­сла и в среду одно­клас­с­ни­ков) и неиз­менно полу­чала поло­жи­тель­ную обрат­ную связь. Ее любили, ей были бла­го­дарны. Чуткая девочка ощущала неко­то­рую ущер­б­ность заво­е­ван­ных позиций («Иногда так хочется, чтобы просто так...»), но само­сто­я­тельно изме­нить ситу­а­цию не могла.

В отно­ше­ниях с матерью действо­вал тот же закон. Поумнев и окон­ча­тельно уве­ро­вав в то, что «мир так устроен», Эвелина попро­сту воз­вра­щала матери то изо­щрен­ное, лишен­ное поло­жи­тель­ной эмо­ци­о­наль­но­сти вни­ма­ние-нев­ни­ма­ние, которое она так болез­ненно ощущала на себе в детстве. Полная внешняя бла­го­при­стойность, без­у­ко­риз­нен­ная веж­ли­вость, види­мость заботы и вместе с тем — пустота, отсут­ствие «видения» и сопе­режи­ва­ния.

С самого начала мне было ясно, что с Анже­ли­кой и Эве­ли­ной надо рабо­тать отдельно. И мать, и дочь легко согла­си­лись попро­бо­вать. Надо отметить, что пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ская работа с дочерью про­дви­га­лась гораздо быстрее и успеш­нее. Анже­лика наста­и­вала на том, что она больна и надо лечить именно ее болезнь, а не анали­зи­ро­вать ее отно­ше­ния с дочерью и сам стиль ее жизни, осо­бенно в тот период, когда она, Анже­лика, была абсо­лютно здорова.

Эвелина же, как только поняла, что ее отно­ше­ния с матерью мешают ей увидеть какие-то иные грани окру­жа­ю­щего мира, тут же начала демон­стри­ро­вать чрез­вы­чайно кон­струк­тив­ное и твор­че­ское отно­ше­ние к работе и доста­точно быстрый про­гресс. Довольно быстро девочка осо­знала, что именно ее рас­чет­ли­вость и посто­ян­ное под­ве­де­ние баланса в области чувств привели к тому, что у нее нет насто­я­щих друзей. При­знала, что мир чувств и эмоций может быть непо­сред­ствен­ным и непо­сле­до­ва­тель­ным. Увидела досто­ин­ства непо­сред­ствен­ного пережи­ва­ния эмоций у своих свер­ст­ни­ков (раньше она считала это непро­сти­тель­ным недо­стат­ком).

Однажды на сессии (это слу­чи­лось месяца через два после начала лечения) Эвелина задум­чиво сказала мне:

— А ведь я зря на мать нападаю. Теперь-то я понимаю, что она ведь такая же, как и я. Все всегда рас­счи­ты­вала. Да еще и оши­б­лась в рас­четах. То есть насчет папы она все правильно рас­считала. Оши­б­лась насчет меня. Если бы правильно, то надо было меня заранее при­ру­чить, чтобы я потом не цара­па­лась...

— Тебя бы устро­ило, если бы мама насчет тебя все с самого начала рас­считала правильно? — спро­сила я.

— Нет... Теперь — нет. Теперь я понимаю, что есть еще другое. Так, как бабушка. Так, как дев­чонки в школе. А знаете... — Эвелина сму­щенно поту­пи­лась и покрас­нела. Я уди­ви­лась — в начале наших отно­ше­ний такая реакция у нее пока­за­лась бы мне невоз­мож­ной. — Меня Дима Сквор­цов на лодках кататься позвал... В Парк Победы...

— Ты пойдешь?

— Я уже ходила. В это вос­кре­се­нье. Он мне знаете что сказал... Что я ему давно нра­в­люсь, потому что я умная и кра­си­вая. Только он раньше ко мне подойти боялся... потому что я какая-то холод­ная была... а теперь — потеп­лела. Смешно, правда? Он сказал: «Как будто Снежная Коро­лева рас­та­яла, а там — обычная хорошая дев­чонка...» Смешно, правда?

— Тебе действи­тельно смешно?

— Нет. Мне приятно. Это у меня при­с­казка такая оста­лась. От раньше. Вроде защиты. Я теперь понимаю. Я когда начи­нала что-нибудь чув­ство­вать, сразу гово­рила: «Смешно».

— А мама? Ваши отно­ше­ния как-то изме­ни­лись?

— Что — мама? Пускай себе. Я раньше думала, что это я ей мщу, а теперь понимаю — полу­ча­лось-то, что мщу себе. Сама у себя краду. Глупо ведь. Зачем мне это надо? Так что больше этого не будет. А она... Пускай она сама свои про­блемы решает. Может, и ей кто-нибудь поможет... А может, я когда и там рас­та­ять сумею...

с. 287—304