Мурашова Е. В.

Ваш непонятный ребёнок: психологические проблемы детей(фрагмент)



Что такое гипер­ди­на­ми­че­ский синдром?

Данная группа пове­ден­че­ских и эмо­ци­о­наль­ных рас­стройств обычно начи­на­ется в очень раннем воз­ра­сте и харак­те­ри­зу­ется сочета­нием чрез­мерно актив­ного, слабо моду­ли­ру­е­мого пове­де­ния с выра­жен­ной нев­ни­ма­тель­но­стью и отсут­ствием упор­ства в выпол­не­нии поста­в­лен­ных задач.

Причины, при­во­дя­щие к подоб­ным состо­я­ниям, пока неиз­вестны, но пред­по­ла­га­ется, что в основе гипер­ди­на­ми­че­ского рас­стройства лежат микро­ор­га­ни­че­ские пора­же­ния голов­ного мозга, которые вызваны либо вну­три­утроб­ным кисло­род­ным голо­да­нием плода, либо асфик­сией плода в про­цессе родов, либо микро­ро­до­вой травмой иного рода. В этом случае в мозгу ребенка отсут­ствуют грубые орга­ни­че­ские повре­жде­ния, но есть мно­же­ство микро­по­вре­жде­ний коры и под­кор­ко­вых струк­тур. Часто такие нару­ше­ния под­сте­ре­гают чрез­мерно круп­ного или боль­ше­голо­вого ребенка, ребенка, родив­ше­гося при затяж­ных или, нао­бо­рот, стреми­тель­ных родах.

Основ­ные при­знаки гипер­ди­на­ми­че­ского син­дрома — это про­я­в­ля­ю­ща­яся с первых месяцев жизни ребенка дви­га­тель­ная рас­тор­мо­жен­ность и отвле­ка­е­мость вни­ма­ния. Гипер­ди­на­ми­че­ских детей в мла­ден­че­стве бук­вально не удер­жать в руках. Позже они часто бывают без­рас­судны и импуль­сивны, склонны попа­дать в несчаст­ные случаи и всегда нахо­дятся в списках злост­ных нару­ши­те­лей дис­ци­плины, хотя делают все совер­шенно несо­зна­тельно, не желая «ничего плохого». Глав­ными пове­ден­че­скими харак­те­ри­сти­ками таких детей явля­ются недо­ста­точ­ная настой­чи­вость в дея­тель­но­сти, тре­бу­ю­щей усид­чи­во­сти, спо­соб­ность пере­хо­дить от одного дела к другому, не завер­шая ни одного из них. Все это про­ис­хо­дит на фоне плохо орга­ни­зо­ван­ной, слабо регу­ли­ру­е­мой и чрез­мер­ной актив­но­сти.

С гипер­ди­на­ми­че­скими рас­стройствами часто сочета­ются и другие нару­ше­ния, такие, как соци­ально рас­тор­мо­жен­ные отно­ше­ния со взро­с­лыми, отсут­ствие нор­маль­ной осто­рож­но­сти и сдер­жан­но­сти, неу­ме­ние играть в струк­ту­ри­ро­ван­ные игры в кол­лек­тиве свер­ст­ни­ков, спе­ци­фи­че­ские рас­стройства в мотор­ном и речевом раз­ви­тии, а также труд­но­сти в чтении или другие школь­ные про­блемы. Позднее у таких детей срав­ни­тельно часто про­я­в­ля­ются асо­ци­аль­ное пове­де­ние, зани­жен­ная само­о­ценка и нару­ше­ния раз­ви­тия чувства соб­ствен­ного досто­ин­ства.

Гипе­рак­тив­ные дети чрез­мерно (отно­си­тельно кален­дар­ного воз­ра­ста) нетер­пе­ливы. Они могут бегать или прыгать вокруг, есть стоя, вска­ки­вать с места, когда пола­га­ется сидеть, шуметь или болтать, когда надо соблю­дать тишину.

Гипер­ди­на­мич­ные дети не ходят, а бегают, дока­зы­вая что-то, не говорят, а кричат. Они никогда не унывают, легко пере­но­сят нака­за­ния, пос­со­рив­шись с кем-то, тут же идут мириться, легко дают все­воз­мож­ные обе­ща­ния и клятвы и также легко их нару­шают. У таких детей много при­я­те­лей и зна­ко­мых, поскольку они очень кон­так­тны и общи­тельны, но, как правило, с большим трудом скла­ды­ва­ются более глу­бо­кие и прочные дру­же­ские отно­ше­ния.

Роди­тели, а впо­след­ствии вос­пита­тели и учителя без­мерно устают от гипер­ди­на­мич­ных детей, так как своими посто­ян­ными про­ка­зами и про­ступ­ками они спо­собны вывести из тер­пе­ния кого угодно. Их посто­янно одер­ги­вают, стыдят, вос­пи­ты­вают, но все это как бы про­летает мимо их ушей. Ребенок вроде бы все пони­мает и искренне рас­ка­и­ва­ется в совер­шен­ном, обещает, что больше не будет, и... бук­вально через пять минут все пов­то­ря­ется сначала.

Пик про­я­в­ле­ний гипер­ди­на­ми­че­ского син­дрома при­хо­дится на пять — семь лет, и именно в этом воз­ра­сте окру­жа­ю­щим ребенка людям начи­нает казаться, что он в прин­ципе невос­пи­туем.

Как часто это встре­ча­ется?

Гипер­ди­на­ми­че­ский синдром — это один из самых рас­про­стра­нен­ных вари­ан­тов про­я­в­ле­ния мини­маль­ной моз­го­вой дисфун­к­ции (ММД). Согласно данным ста­ти­стики, ММД встре­ча­ется у каждого пятого-шестого ребенка, рожда­ю­ще­гося сегодня в нашей стране.

Прак­ти­че­ски в каждом первом классе любой про­из­вольно взятой школы есть два-три ребенка с отчет­ли­выми про­я­в­ле­ни­ями гипер­ди­на­ми­че­ского син­дрома. Это они спол­зают под парту во время уроков, устра­и­вают кучу-малу на пере­мене, это они забы­вают везде свой порт­фель и почти каждый день теряют ручки, каран­даши и ластики. Это их голова всегда повер­нута в сторону окна или соседа и почти никогда — в сторону доски. Это их так любят ругать на роди­тель­ских собра­ниях, про­из­нося в заклю­че­ние сакра­мен­таль­ную фразу: «Мог бы вполне неплохо учиться, если бы так не отвле­кался!»

Таким образом, не осо­бенно греша против истины, можно сказать, что на пят­на­дцать — два­дцать малышей дош­коль­ного воз­ра­ста обя­за­тельно при­дется один ребенок с при­зна­ками гипер­ди­на­ми­че­ского рас­стройства.

Кроме того, необ­хо­димо отметить, что у девочек данное рас­стройство встре­ча­ется в 3—4 раза реже, чем у маль­чи­ков.

Как вести себя с таким ребен­ком?

1. Самый главный совет роди­те­лям гипер­ди­на­мич­ных детей — не пытайтесь держать в себе все свои чувства.

Ника­кого, даже самого олим­пийского спо­койствия на гипер­ди­на­мич­ного ребенка не хватит. Един­ствен­ное, чего вы добьетесь, пытаясь годами сдер­жи­вать себя, это то, что один вид соб­ствен­ного чада будет вызы­вать у вас вну­трен­нюю дрожь или глу­бо­кое раз­дра­же­ние. Если вы в ярости — скажите или даже крик­ните об этом. Если в отча­я­нии — про­де­мон­стри­руйте его ребенку в полной мере. Если ребенку слу­чи­лось пора­до­вать вас — пора­дуйтесь от души, не огра­ни­чи­вайтесь нейтраль­ным: «Давно бы так...» или почти оскор­би­тель­ным: «Вот так и ведут себя нор­маль­ные дети...»

2. Тща­тельно отде­ляйте оценку поступ­ков ребенка от оценки его лич­но­сти.

Поступки гипер­ди­на­мич­ного ребенка почти всегда ужасны, раз­дра­жа­ющи и неу­местны. К чему-то вы сумеете при­тер­петься с годами (напри­мер, к тому, что он ест на бегу, забы­вает в садике свои вещи и засы­пает, стоя на локтях и коленях). Что-то так и оста­нется нестер­пи­мым (напри­мер, то, что он всегда вбегает в комнату в грязных ботин­ках, и, поми­нутно обещая «Больше не буду», также поми­нутно нару­шает свои клятвы).

Но лич­ность ребенка — это не только осо­бен­но­сти его нервной системы, обу­сло­в­лен­ные микро­ор­га­ни­че­скими вну­три­утроб­ными пора­же­ни­ями голов­ного мозга. Иногда за ними трудно раз­гля­деть все осталь­ное, но нужно, необ­хо­димо, просто жиз­ненно важно для вашего ребенка, кото­рому и так доста­ется гораздо больше окриков и нра­во­у­че­ний, чем обычным детям. Вос­пита­тель в саду видит в нем нес­нос­ного шалуна, учитель в началь­ной школе — посто­янно отвле­ка­ю­ще­гося ученика, который к тому же отвле­кает других. Вы должны видеть — лич­ность.

Вот его досто­ин­ства — нез­ло­би­вость и отход­чи­вость, общи­тель­ность и кон­так­т­ность, щед­рость и готов­ность под­дер­жать любое начи­на­ние, лег­кость на подъем и неи­с­то­щи­мый оптимизм. Все это — его и ваш актив.

Вы осу­жда­ете непри­ем­ле­мые поступки ребенка и нака­зы­ва­ете его за них. Вы, не осо­бенно сдер­жи­вая себя, гово­рите о том, какие чувства вызы­вает в вас то, что он вот уже в триста два­дцать пятый раз... Но раз за разом вы гово­рите ребенку (и помните сами) о том, что нес­нос­ные поступки — это еще не лич­ность, что суще­ствуют резервы и досто­ин­ства, на основе которых все сего­д­няш­ние про­блемы, несо­мненно, будут пре­о­до­лены.

Можно сказать: «Я терпеть не могу, когда грязные ботинки стоят на тум­бочке. У меня руки опус­ка­ются и не хочется ничего делать...»

Но нельзя (по этому же поводу) сказать так: «Ты гряз­нуля и неряха, я терпеть тебя не могу. И не жди от меня ничего хоро­шего...»

3. Обя­за­тельно пре­до­ставьте ребенку как можно больше воз­мож­но­стей для реали­за­ции его физи­че­ской, мотор­ной актив­но­сти.

В доме, где растет ребенок с гипер­ди­на­ми­че­ским син­дро­мом, обя­за­тельно должен быть домаш­ний стадион, хотя бы в виде пере­кла­дины в дверном проеме, на которой висят кольца, лесенка или канат. Пусть ребенок до изне­мо­же­ния бегает во дворе, играя в футбол или хоккей, лазая на дво­ро­вых сна­ря­дах или катаясь с горки. Как только поз­во­лит возраст, обя­за­тельно отве­дите его в какую-нибудь спор­тив­ную секцию. Это может быть футбол или волейбол, но может быть и студия народ­ного танца или пан­то­мимы. Главное — чтобы там было как можно больше дви­же­ния и чтобы ребенку нрави­лось туда ходить. Гипер­ди­на­мич­ные дети редко сразу находят «свою» секцию, они ведь вообще быстро ко всему осты­вают. Но здесь вы должны про­я­вить настой­чи­вость. Не одно, так другое. Не другое, так третье. Гипер­ди­на­мич­ный ребенок как в воздухе нужда­ется в струк­ту­ри­ро­ван­ной физи­че­ской актив­но­сти. Иначе он и в десять лет будет так же бес­тол­ково носиться по двору, как носился в пять. Любые, даже самые незна­чи­тель­ные успехи ребенка в спорте (или искус­стве пан­то­мимы) должны поощряться. Ведь его так часто ругают...

4. До опре­де­лен­ного момента и опре­де­лен­ной степени будьте органом пла­ни­ро­ва­ния и органом для оценки послед­ствий поступ­ков, совер­шен­ных вашим ребен­ком.

Это то, в чем он сам тра­ги­че­ски слаб. Пред­ви­деть, что будет, оценить, что потом, спла­ни­ро­вать, как сделать, чтобы все полу­чи­лось, — все это гипер­ди­на­мич­ному ребенку в бук­валь­ном смысле орга­ни­че­ски недо­ступно. По крайней мере до поры до времени. И вот здесь ему при­хо­дят на помощь роди­тели. Именно они ста­но­вятся на время как бы «вну­трен­ним голосом» ребенка, который нена­вяз­чиво, в доступ­ных ребенку выра­же­ниях, не раз­ве­ши­вая ярлыков, пре­ду­пре­ждает, советует, пла­ни­рует, анали­зи­рует и оце­ни­вает резуль­таты.

— Это может быть опасным, так как...

— Воз­можно, Коля оби­делся потому, что ты...

— Если ты сейчас посту­пишь именно таким образом, то в сле­ду­ю­щий раз...

— Вот этот путь раз­ре­ше­ния ситу­а­ции ока­зался явно удачнее пре­ды­ду­щих, так как привел к... Веро­ятно, в сходных обсто­я­тель­ствах всегда имеет смысл посту­пать именно так...

5. Никогда пуб­лично не при­со­е­ди­няйтесь к окру­жа­ю­щим в оценке вашего ребенка, даже если, по сути, вы согласны с ней.

Вы, роди­тели, его един­ствен­ный оплот и защита. Вы знаете его лучше всех, и только вы видите в нем за про­я­в­ле­ни­ями син­дрома сим­па­тич­ную, по-своему стра­да­ю­щую лич­ность. Пока ребенок будет знать, что кто-то видит в нем не только без­на­деж­ного шалуна и ребенка-«ката­строфу», кто-то наде­ется и верит в воз­мож­ность пози­тив­ных перемен, до той поры у него самого сохра­ня­ется стимул к само­о­буз­да­нию и само­вос­пита­нию.

6. Гипер­ди­на­мич­ный ребенок поверх­но­стен не только в своих увле­че­ниях, но в своей эмо­ци­о­наль­но­сти. Ста­райтесь побольше гово­рить ему о чув­ствах, которые испы­ты­ва­ете вы сами и другие люди, про­яс­няйте для него нрав­ствен­ную и эти­че­скую глубину ситу­а­ций, которые про­ис­хо­дят на его глазах, в теле­ви­зи­он­ных фильмах, в книгах. Сам ребенок может не заин­те­ре­со­ваться этим и даже не заметить воз­мож­но­сти «заглу­биться» в про­ис­хо­дя­щее. Это вам тоже при­дется сделать за него. Потом он при­выкнет и у него про­я­вится воз­мож­ность поль­зо­ваться для анализа ситу­а­ции зало­жен­ными вами алго­рит­мами.

7. Самая рас­про­стра­нен­ная реко­мен­да­ция для роди­те­лей гипер­ди­на­мич­ных детей, име­ю­ща­яся прак­ти­че­ски во всех соот­вет­ству­ю­щих спра­воч­ни­ках и посо­биях: «Роди­тели должны тща­тельно, неу­станно и как можно раньше при­у­чать ребенка к усид­чи­во­сти и вни­ма­тель­но­сти». Пре­крас­ная реко­мен­да­ция. Если кто-нибудь знает, как ее испол­нить, — флаг ему в руки. Со своей стороны могу пред­ло­жить одну старую, сред­не­ве­ко­вую игру, которая пре­красно тре­ни­рует про­из­воль­ное вни­ма­ние (кото­рого так не хватает гипер­ди­на­мич­ному ребенку) и заодно тре­ни­рует бег­лость мыш­ле­ния (которая вообще никому никогда не вредила).

«Что хотите, то берите,

Да и нет — не гово­рите,

Черного и белого не назы­вайте,

О красном — не вспо­ми­найте!

Вы поедете на бал?..»

Вспо­мнили игру из своего детства? Пре­красно, при­сту­пайте. Только не забы­вайте чере­до­ваться, не только вы должны «ловить» ребенка, но и он вас. В эту игру можно играть всей семьей, по дороге в школу, моя посуду и стирая белье.

Не вспо­мнили? Тогда объ­яс­няю. Один — спра­ши­вает, осталь­ные (их может быть много) — отве­чают. Нельзя гово­рить: «да», «нет», «красное», «белое», «черное». Задача водя­щего — запу­тать игра­ю­щих быстрыми вопро­сами и заставить их сказать одно из «запрет­ных» слов. Тот, кто «про­го­во­рился», ста­но­вится водящим.

Чего можно ожидать в будущем?

Как уже упо­ми­на­лось, пик про­я­в­ле­ний гипер­ди­на­ми­че­ского син­дрома при­хо­дится на дош­коль­ный и младший школь­ный возраст. При бла­го­по­луч­ном сте­че­нии обсто­я­тель­ств с воз­ра­с­том про­ис­хо­дит обрат­ное раз­ви­тие про­цесса, про­я­в­ле­ния син­дрома посте­пенно осла­бе­вают и к 15—16 годам бывшие гипер­ди­на­мич­ные дети прак­ти­че­ски ничем не отли­ча­ются от свер­ст­ни­ков. Их подвиж­ность и повы­шен­ная отвле­ка­е­мость, разу­ме­ется, сохра­ня­ются, но уже как вариант нормы. Таким под­рост­кам по-преж­нему нужны подвиж­ные игры и занятия. Спорт, походы и дис­ко­теки нав­се­гда оста­нутся для них более пред­по­чти­тель­ными раз­вле­че­ни­ями, чем биб­ли­о­теч­ные столы, зава­лен­ные пыль­ными ману­с­крип­тами. Про­фо­ри­ен­ти­руя таких под­рост­ков, не стоит пред­ла­гать им про­фес­сию летчика, бух­гал­тера, лите­ра­ту­ро­веда или селек­ци­о­нера. А вот такие про­фес­сии, как адвокат, геолог, гид или ком­ми­во­я­жер, — вполне подойдут.

Однако если ребенку успели еще в детском садике и младшей школе объ­яс­нить, что он «самый плохой», «самый бес­тол­ко­вый» и «при его нев­ни­ма­тель­но­сти из него никогда не выйдет ничего путного», а измо­тан­ные роди­тели не нашли воз­мож­но­стей встать на защиту своего чада, то у такого ребенка про­я­в­ле­ния гипер­ди­на­ми­че­ского син­дрома именно к под­рост­ко­вому воз­ра­сту осо­бенно сильно начи­нают ска­зы­ваться на его даль­нейшей судьбе.

«Самый плохой», «самый трудный» — он и идет к плохим и трудным, ста­но­вится членом под­рост­ко­вой груп­пи­ровки с асо­ци­аль­ным или откло­ня­ю­щимся пове­де­нием. Здесь его бес­стра­шие, импуль­сив­ность, пре­зре­ние к уве­ще­ва­ниям и нака­за­ниям впервые ока­зы­ва­ются очень уместны, вызы­вают ува­же­ние свер­ст­ни­ков. Отвер­г­ну­тый «нор­маль­ным» миром, он именно здесь находит сочув­ствие и пони­ма­ние. И тогда, учи­ты­вая интел­лек­ту­аль­ную и эмо­ци­о­наль­ную поверх­ност­ность гипер­ди­на­мич­ного ребенка-под­ростка, его нес­клон­ность к раз­мыш­ле­ниям, анализу и про­счету послед­ствий, нужны какие-то экс­траор­ди­нар­ные меры и события, чтобы заставить его свер­нуть с выбран­ного им пути.

Поэтому, несо­мненно, стоит спо­хва­титься раньше и защи­тить своего ребенка от подоб­ного небла­го­при­ят­ного раз­ви­тия событий на более ранних этапах его взро­с­ле­ния, не дожи­да­ясь под­рост­ко­вого воз­ра­ста.

с. 30—38