В. И. МУРАДЕЛИ, народный артист РСФСР
ЗАМЕТКИ КОМПОЗИТОРА
Стоит ли доказывать, что страстное увлечение детей музыкой, всем ее неисчерпаемым богатством, возникает под непосредственным влиянием семьи, ее быта и прежде всего — под влиянием примера родителей. Как благотворна сила этого примера в том случае, если родители не только любят слушать музыку, но и отдают ей свой досуг, увлекаются домашним музицированием, собирают пластинки с хорошими записями не только бытовой, но и оперной, симфонической и камерной музыки!
Задумавшись о силе примера в области музыкального воспитания, я мысленно перенесся ко дням моего детства и юности.
В самом деле, что же побудило меня не только полюбить музыку с детства, но и посвятить ей всю свою жизнь? Какие испытанные мною влияния окружающей среды оказались решающими? Чем больше я размышляю на эту тему, тем сложнее мне дать однозначный ответ.
Да, действительно, мои родители очень любили музыку, отдавая ей предпочтение перед другими видами искусства. Должен сразу же оговориться, что в моей семье не было ни одного профессионального музыканта. Отец и мать были простыми людьми: отец — крестьянин, а впоследствии — рабочий консервного завода, мать — домохозяйка.
Думается, что до появления у человека самостоятельности в решении жизненных вопросов он, независимо от своих наклонностей, чрезвычайно сильно, а подчас и абсолютно подчиняется влиянию увлечений, наклонностей и вкусов старших в семье: отца, матери, братьев и сестер. Например, юноша, отец которого любит охоту, с детских лет увлекается ею, и притом так, что нередко это его увлечение остается на всю жизнь. Он с детства без всяких уговоров и принуждения становится знатоком всех собачьих пород; он великолепно знает все марки охотничьих ружей; он прекрасно осведомлен о повадках диких птиц и зверей и великолепно ориентируется в лесу, в поле, в горах и на болоте. Его знания не ограничиваются лишь охотой. Он начинает любить природу, проникая во многие ее сокровенные тайны. Он ярко чувствует не только прелесть зимы и лета, весны и осени, но и тонко ощущает малейшие оттенки и переходы каждого из времен года.
Как-то мне довелось увидеть по телевизору семью гроссмейстера Тиграна Петросяна. Оказалось, что его юный наследник не только увлекается шахматами, но и небезуспешно сражается со своим закаленным в битвах родителем. Я хорошо помню семейную любовь к футболу знаменитых братьев Старостиных. Советские люди знают много поколений замечательных артистов цирка — семью Дуровых. И не случайно, конечно, дети в этой славной семье становились профессионалами, мастерами великолепной дрессировки животных!
Примем как аксиому: для того чтобы дети увлекались искусством, в частности музыкой, нужен благотворный, «заразительный» пример родителей. Наша общественность должна быть обеспокоена поэтому воспитанием эстетического вкуса не только у детей, но и у родителей.
Но вернусь к воспоминаниям. Как я уже говорил, в нашей семье все очень любили музыку и вместе с тем все были музыкально одарены. Но почему-то из нас четырех (у меня сестра и два брата) лишь я особенно страстно увлекся крупными формами музыкального искусства. Почему же это произошло?
Брат моего отца — провизор городской аптеки — был страстным любителем оперной музыки. У него была богатейшая коллекция грампластинок с записями Шаляпина, Неждановой, Собинова, Петрова, Сибирякова и многих замечательных русских и зарубежных оперных певцов. Мы были с ним большими друзьями, и он разрешал мне часами заводить эти пластинки и слушать классическую музыку в прекрасном исполнении. В первое время я просто увлеченно слушал эти пластинки. Дальше, оставаясь один в доме, осмеливался подпевать им. Правда, плохо зная русский язык и совсем не зная итальянского, я произносил непонятные мне слова бессознательно, но мелодии этих арий я запоминал точно и с необъяснимым чувством радости пел их вместе с великими певцами. И эти восторженные встречи у старинного граммофона с корифеями мирового вокального искусства были самыми яркими праздниками моей юности.
Человек не может любить то, чего он не знает, не может увлекаться тем, чем никогда не приходилось ему заниматься. Само длительное знакомство с классической музыкой послужило одной из причин, пробудивших во мне любовь к ней. Поэтому столь важно сделать каждую семью очагом музыкальной культуры.
Многие родители склонны возлагать на школу главную ответственность за слабость музыкального развития детей. Они надеются, что если музыкальные уроки ввести с первого класса, то проблема будет сама собой разрешена. Конечно, если добиться такого положения, дело воспитания музыкального вкуса у нашей молодежи основательно двинется вперед. Однако дело не только в том, чтобы ввести уроки музыки. Главное — умело их проводить! В школе, в которой я учился, был обязательный урок рисования. Хорошо помню, что нас было в классе двадцать восемь учеников, но ни один из них не только не стал впоследствии художником, но даже и не увлекся просто изучением живописи. Почему это произошло? Наши занятия ограничивались в основном тем, что мы по мере сил и способностей своих срисовывали скульптурные портреты Древней Греции и надоевший всем горшок с чахлыми цветами. Нас не увлекали тогда величием и неповторимой красотой всего того, что окружало нас в жизни. Мы не рисовали живых людей, мы не рисовали родную природу, мы не рисовали прелестные уголки родного города, нам даже не разрешали делать зарисовки наших школьных знаменитостей. Никто не знакомил нас с живописью русских и западных художников-классиков.
Подобным же образом, на мой взгляд, порой обстоит дело и с музыкальными занятиями в школе. Нельзя, чтобы эти занятия превратились лишь в изучение нотной грамоты и знакомство с некоторыми фактами из истории музыки. В каждой школе должен быть уголок музыки, где учащиеся могут увидеть хорошо оформленные стенды, посвященные музыке, ее творцам и исполнителям. Здесь должен быть хороший радиоприемник, патефон с разнообразным набором пластинок и, конечно, фортепьяно. Надо позаботиться и о том, чтобы дети слушали живую музыку, а не только механическую запись ее.
Я называю «живой» ту музыку, которая звучит в музыкальных театрах, в концертных залах, на эстраде. Надо сделать так, чтобы наши дети стали любителями оперных спектаклей и симфонических концертов, хорового пения и музыкальной самодеятельности.
Порой в нашей педагогической среде, когда речь заходит об эстетическом воспитании советской молодежи, большую долю ответственности взваливают на Всесоюзное радио. Одни говорят, что его передачи часто бывают скучными и малоинтересными. Другие — что преобладают легкая эстрадная музыка и лирические песни сомнительного вкуса, частенько наигрывает джаз. Я внимательно ознакомился с программами музыкальной редакции Радиокомитета, и вот мое мнение: передачи по радио весьма разнообразны и построены с расчетом на удовлетворение эстетических потребностей различных по своей подготовленности групп радиослушателей. Нет нужды приводить примеры; достаточно внимательно ознакомиться с радиопрограммами.
Кстати, о джазе.
Слово «джаз», так же как и «симфонический» или «духовой» оркестр, определяет инструментальный состав оркестра, а не идейно-художественные достоинства произведений, исполняемых этим оркестром. Вопрос не в том, кто исполняет то или иное произведение, а в том, какое сочинение и как оно исполняется.
Исполнять плохую музыку или плохо исполнять могут как симфонические, так и джаз-оркестры.
Поэтому задача заключается не в том, чтобы изгонять джаз-оркестры как форму музыкального исполнительства, а в том, чтобы составы джаз-оркестров были высокопрофессиональными и чтобы исполняли они хорошую легкую эстрадную музыку, которая так же необходима советскому слушателю, как и оперная, симфоническая или камерная музыка.
Я далек от подозрения, что некоторые родители, возвращаясь домой после работы и застав своих детей слушающими симфоническую музыку, выключают радиоприемник. Но меня очень встревожило письмо одного мальчика в редакцию газеты «Пионерская правда». Он пишет: «Проживем и без оперной музыки. Вот ведь мои старшие братья не интересуются классической музыкой и неплохо живут; они хорошо зарабатывают». Это письмо до сих пор не выходит у меня из головы. Если родители не станут главными действующими лицами эстетического воспитания своих детей, общественные усилия в этом направлении не смогут привести к нужным результатам.
Ждет своего решения еще одна проблема. Не секрет, что у нас неблагополучно с кадрами музыкальных педагогов для наших школ. Мне иногда приходится быть свидетелем того, как уходящий на пенсию музыкальный деятель или совсем забрасывает занятия музыкой, или меняет профессию. Это — не по-хозяйски!
Почему бы, например, в большом государственном масштабе не организовать повсеместно курсы переподготовки музыкальных кадров для обеспечения наших школ учителями музыки? Уверен, что это было бы хорошим начинанием. Эти кадры могли бы оказать существенную помощь музыкальной самодеятельности, которая благотворно влияет на семейный быт и на подрастающее поколение.
Встречаясь долгие годы с большим количеством коллективов музыкальной самодеятельности и знакомясь с методом работы руководителей хоровых и музыкальных кружков, я подметил две основные, если так можно сформулировать, педагогические тенденции.
Одни руководители думают приблизительно так: для того чтобы увлечь участников кружка, надо ставить перед ними сложные художественные задачи. В процессе преодоления последних они будут мобилизовывать все свои творческие силы. Они увидят рост своего мастерства, что бесспорно окрылит их для штурма новых творческих вершин. Другие музыкальные педагоги склонны идти на поводу у молодежи, еще неискушенной в музыкальном искусстве. Успех своей педагогической работы они видят в том, как быстро и будто бы с удовольствием усваивают участники кружка примитивный музыкальный материал.
Для того чтобы не впасть в схоластический спор о методологии учебного процесса в кружках музыкальной самодеятельности, позволю себе опять-таки вернуться к годам своей учебы в музыкальном училище и в консерваториях.
Мне всегда казалось, что в моем сознании параллельно шли два музыкальных «канала»: канал восприятия и канал воспроизведения. Как мне помнится, эти каналы никогда не были равноценными. Уже радостно воспринимая сложные симфонические и оперные формы, я был еще далек от их воспроизведения. Говоря конкретно, я был в состоянии понять кантату «Москва» П. И. Чайковского, но спеть я мог лишь менее сложные хоровые произведения.
Вот почему, мне кажется, музыкальному руководителю целесообразно сочетать в своих занятиях два раздела: раздел слушания музыки и раздел разучивания музыки.
Слушание музыки будет постепенно расширять пределы музыкальной культуры и вкуса у участника кружка, тогда как разучивание музыкального произведения будет углублять его теоретические знания, технические навыки и исполнительское мастерство. Я хочу подчеркнуть, что все это касается лишь кружков художественной самодеятельности, но не учащихся музыкальных учебных заведений, где музыкальные занятия построены с таким расчетом, чтобы гармонично развивались в молодом музыканте возможности восприятия и воспроизведения.
Музыкальные занятия требуют от педагога необычного такта... Мне впервые пришлось заняться музыкальной учебой лишь после окончания трудовой школы. До восемнадцатилетнего возраста я не имел возможности систематически учиться музыке, хотя и успел горячо полюбить с юных лет крупные музыкальные формы. Естественно, что в процессе учебы я испытывал невероятные трудности. По программе нужно было играть сложные фортепьянные произведения, а мои пальцы, привыкшие больше к штанге и кольцам, к брусьям и вольной борьбе, были к этому мало приспособлены. Поэтому я не мог быстро осилить сложные фортепьянные произведения, не мог делать «скачков» в совершенствовании исполнительского мастерства. Занятия, связанные с игрой на фортепьяно, превращались для меня в тяжелое испытание.
И как водобоязнь не могут преодолеть даже самые решительные люди, так и самая незначительная психологическая травма иногда на всю жизнь остается в памяти неопытного молодого музыканта. Вот почему индивидуальный подход к участнику самодеятельности, терпеливое изучение его наклонностей и творческих мечтаний, умелое и постепенное втягивание его в сложные сферы музыкального чувствования является, как мне кажется, неотъемлемым условием музыкального воспитания юного поколения любителей музыки.
Несколько соображений о пении в семье, роль которого в эстетическом воспитании детей вряд ли нужно обосновывать.
Мы знаем и глубоко ценим многие уникальные народные хоровые коллективы, являющиеся украшением многонационального советского искусства.
Вспомните о совершенно уникальном пении русских народных хоров, о самобытности и неповторимости исполнительских почерков народных хоров Воронежской, Архангельской, Омской, Новосибирской, Курской, Рязанской и многих других краев и областей Российской Федерации.
Что же мешает при такой мощной базе профессионального хорового искусства быстрому росту наших самодеятельных хоровых коллективов, почему часто эти коллективы создаются от случая к случаю и, к сожалению, подчас в этих хорах существует такая текучесть состава, что почти невозможно установить свои творческие традиции, свой исполнительский стиль, а иногда и необходимый высокий уровень художественного исполнительства? Отвечу опять-таки примерами. Многие московские музыканты, возвращаясь из Грузии, говорят мне: «Что за чудо, стоит собраться трем грузинам, и ты слушаешь в их исполнении замечательное трехголосное полифоническое пение. Еще удивительнее то, что эти люди могли до встречи совершенно не знать друг друга. Как могут они так слаженно петь?»
На заключительном концерте Декады бурят-монгольского искусства и литературы в Москве в 1940 году выступала русская семья любителей хорового пения. Здесь был и глава рода — широкоплечий богатырь с окладистой бородой, рядом степенно стояли его жена, дети и внуки; его зять, обладатель красивого лирического тенора, выступал в семейном хоре в качестве солиста.
Нас, слушателей, поразило то, что этот семейный хор не только обладал превосходным строем и музыкальностью исполнения — он с замечательной легкостью, живо и непосредственно пел сложнейшие, многоголосные русские народные песни, не уступающие по хоровым краскам высоким образцам русской и западной хоровой классики.
Эти факты подсказывают мне, что одним из непременных условий дальнейшего развития хорового пения в нашей стране является проникновение в семейный быт хорового исполнительства. Это будет способствовать утверждению национально-самобытных исполнительских традиций, расширению основы советского профессионального и самодеятельного хорового искусства и всенародному охвату исполнительским творчеством.
Пора покончить с тем, что порой в наших семьях не поют, а, в буквальном смысле, кричат, уродуя тем самым музыкальный слух детей!
Как известно, в наших школах шесть учебных дней. Нельзя ли сделать так, чтобы один учебный день целиком посвящался искусству? В этот «день искусства» школы посещают художники и композиторы, певцы и музыканты, писатели, работники театра и кино. Ведь можно же эти дни превращать в настоящие праздники искусства! В эти дни можно организовывать посещение театров, концертов-утренников, музеев и художественных выставок. Я высказываю эту мысль потому, что только приведение в действие больших сил может обеспечить решение больших проблем.
А можно ли сомневаться в том, что вопрос гармоничного развития советской молодежи, будущих строителей коммунизма, является одной из главных задач нашей современности, одной из главных забот всех нас.