Подростки. Несколько советов
Из простых советов
Когда ребёнок испытывает гнев, нужно понимать, что он связан не с вами. Гнев, агрессия, обида, недовольство обычно связаны с теми, кто когда-то бросил или обидел ребёнка, с его травмой. Отдавая всего себя им, вы не должны ждать любви и такой же самоотдачи обратно. Более того, с точки зрения ребёнка, ваша любовь ему не нужна. Часто ему нужна любовь тех, кто бросил его, — ушедшей от него мамы, дальней бабушки, тёти, значимого взрослого.
Соответственно, вы должны понимать, что это не вы причина его гнева. Просто он направлен сейчас на вас. Но вы не должны возвращать гнев ребёнку или отражать свой гнев на других, повышая голос или отстранённо читая лекцию о хорошем поведении.
Однажды в одном из сообществ, я услышал, как на собрании один взрослый сказал ребёнку: «Я никогда больше не смогу тебе доверять». Зачем этот взрослый так сказал? Конечно же, ему придётся доверять. Но для ребёнка, для которого мир делится на чёрное и белое — это сигнал закрыться. И вся наша работа начнётся сначала, и потребуется филигранное терпение и тонкость, чтобы возобновить отношения.
С детьми, и особенно с подростками, надо общаться осторожно, помня, что любое неосторожное слово или ваша реакция могут автоматически включить в них реакцию защиты.
Поэтому я призываю вас — меньше оценок, меньше реакций. Смотрите в себя — что вызвало реакцию?
Надо ли отвергать и критиковать? Или полезнее переспросить, уточнить, правильно ли вы поняли мысль растущего человека.
Ваши запреты и критика спровоцируют реакцию обиды и закрытия. Подросток внутренне не согласится, пойдёт на конфликт или затаится, решив больше не открывать вам свою душу.
По вашим жёстким реакциям и требованиям он поймёт, что вы его осуждаете и не принимаете, в ответ не будет принимать вас, будет таиться, скрывать свои истинные намерения.
Можно давлением заставить подростка изменить поведение, но так вы переведёте ваши отношения с ребёнком в зону конфликта и лишитесь возможности узнавать, что действительно у него на душе.
Взрослеющие дети обречены делать собственные ошибки, потому что могут верить только своим ощущениям. Критика для них малопереносима. Подросток может (как в соцсетях) «удалить вас из друзей». Связь прервётся. А вы потеряете возможность знать, что происходит в его сознании. Начиная войну против собственных детей, мы лишаемся возможности рассчитывать на их искренность, а заодно и на любовь.
Так устроена жизнь — любые изменения в программе подростков должны стать результатом их собственного опыта.
Из опасных советов
Дети нуждаются в соучастии — в возможности делать что-то реальное и важное вместе с нами. А мы отправили их в виртуальный мир интернета и рекламы. Перед цветными картинками в 3D и цветными обёртками они оказываются беззащитными.
Я говорю это не только о наших — русских детях. Я на практике изучал опыт английских и американских школ, там те же проблемы; дети не хотят напрягаться и думать о будущем. Им хватает магазинов и интернета. Пропадает потребность в родителях — учителя предельно вежливы и осторожны, полиция и юристы защищают права, телевизор отгоняет скуку. Родители не похожи на успешных героев сериалов — и фигуры не такие спортивные, и машины подешевле, и летать, как Бэтмен, не умеют. Поэтому родителям, особенно отцам, всё труднее добиваться уважения.
Ребёнок, заваленный материальными благами и презирающий окружающих, может и не понимать, чего его лишили, но безотчётный страх и одиночество будут всё равно тормозить его развитие, приводя к инфантилизму, нравственной деградации.
Но что могут сделать родители, если им противостоит всей своей мощью и авторитетом общество потребления и массовой культуры?
Выход? Позволить любимому чаду встретиться с реальностью, вернее самому налететь на препятствие. Именно боль от столкновения и позволит принять в сознание новый опыт, который до этого отвергался.
Или хотя бы поставит его перед необходимостью договариваться с мамой, перед которой раньше просто закрывал дверь.
Дальше всё будет зависеть от того, насколько последовательными и сильными окажутся родители. Смогут ли они действительно объяснить молодому нигилисту, что продукты в холодильнике оказываются в результате их усилий, как впрочем, и компьютер в его комнате.
Впрочем, до начала объяснения необходимо сделать ещё кое-что, чтобы у недоросля возникла потребность в этих объяснениях. Из холодильника должны пропасть продукты. Если вы боитесь, что ребёнок умрёт с голоду, оставьте гречневую кашу и хлеб. Содержимое кладовки надо вывезти к соседям, а деньги и ценности запереть.
«Страшно. А вдруг убежит».
Конечно, есть риск, что тинейджер уйдёт из дома. Но я скажу ещё одну страшную вещь — бывает, что и уход из дома приносит пользу. Пусть свободная личность столкнётся с реальностью. Пусть реально прикинет свои шансы выжить в мире без родителей. Пусть научится принимать самостоятельные решения и нести ответственность за свои поступки.
Ваше поведение как родителя должно быть очень мощным, внутренне обоснованным и последовательным, чтобы не допустить у подростка мысли о возможности манипулирования или управления вами.
Подростки, убегающие от жёсткой реальности в компьютер, редко выполняют свои угрозы.
Скорее уж бунтующий «хакер» начнёт закатывать истерики родителям. И вот это, конечно, очень трудно выдержать. Особенно любящей матери. А что делать? Потакать? И готовить себя к безрадостной перспективе кормить тунеядца до гробовой доски?
Родители на многое могут влиять, если проявят нерушимое намерение и неколебимость.
Не надо ни в чём обвинять. Надо просто спокойно и чётко объяснять устройство взрослого мира.
По собственному опыту знаю, что взрослый может быть убедителен, если придерживается приблизительно следующей модели разговора:
«Мы тебя любим. Ты пользуешься всем, что заработано нашим трудом.
Теперь хотелось бы услышать, как ты к нам относишься.
(Ответ обычно хамский или невнятный.)
Нам очень жаль, но, судя по твоему поведению, в тебе нет ни благодарности, ни уважения к нам. Ты считаешь себя взрослым. Отлично. Докажи себе и нам, что это так. Давай, определим твои обязанности по дому. Наши ожидания такие: уборка, подготовка домашних уроков, предельная вежливость. Если в дневнике появятся хорошие отметки, и мне будет приятно с тобой общаться, я верну продукты в холодильник и компьютер. Или сам заработай и купи. Свобода начинается тогда, когда у тебя появляется шанс увидеть реальность, а не холст с похлёбкой в каморке папы Карло. Только когда ты уткнёшься носом в этот холст и порвёшь его, ты можешь начать бороться за собственное счастье».
И не ждите чуда. Скорее всего, он будет требовать, возмущаться, угрожать сыновней ненавистью. В состоянии обиды подростки могут находиться неопределённо долгое время. На этот период найдите себе какое-нибудь интересное занятие или утешение. Иначе вы сами первые не выдержите и сдадитесь.
Не сдавайтесь, дайте подростку шанс самому удариться о реальность. Иначе он вас не услышит!
Если в образе мира зияют чёрные дыры неизвестности, то разум спешит закрыть их первой попавшейся иллюзией — верой, сказкой или научной гипотезой. А это означает, что и запланированные действия и их вероятные результаты не приведут к ожидаемым целям.
Тогда юные создания оказываются перед выбором — признать ошибку и внести изменения в своё понимание мира или начать искать виноватых и сетовать на неудачные обстоятельства... Как это ни абсурдно, дети чаще выбирают второй вариант поведения — он требует меньших затрат энергии, то есть не связан с болью напряжения.
Умение получать удовольствие от взаимодействия с миром, способность ощущать радость бытия и открытость человеческому общению — всё это вместе даёт некую гарантию, что ваш ребёнок при встрече с трудностями или скукой не уйдёт в наркоманию, не завязнет в зависимости от компьютерных игр.