Монтессори М.

Полный курс воспитания(фрагмент)



КОМ­ПЛЕКС НЕПОЛ­НО­ЦЕН­НО­СТИ

Взро­с­лый не в состо­я­нии рас­по­знать зани­жен­ную само­о­ценку ребенка, потому что он думает прежде всего о красоте и совер­шен­стве своего ребенка и гор­дится им, свя­зы­вая с ним свою надежду на будущее. У него есть какая-то тайная, неясная сим­па­тия или твердое убе­жде­ние, что ребенок — бес­со­дер­жа­тель­ное, озорное суще­ство и его необ­хо­димо напол­нить содер­жа­нием, улуч­шить. Он зани­жает оценку ребенка. Это объ­яс­ня­ется тем, что ребенок, который проти­во­стоит взро­с­лому, — слабое суще­ство, а взро­с­лый по срав­не­нию с ним — могу­ще­стве­нен. При этом имеет даже право выра­жать небла­го­род­ные чувства, которые он спрятал бы стыд­ливо от других взро­с­лых. К ним отно­сятся ску­пость и вла­сто­лю­бие. Так, в четырех стенах роди­тель­ского дома под полой одежды отцов­ского авто­ри­тета ребенок при­хо­дит к мед­лен­ному, но посто­ян­ному раз­ру­ше­нию своего «я». Напри­мер, взро­с­лый видит ребенка, который берется за стакан, и сразу думает о том, что стакан может раз­лететься вдре­безги. Скупой взро­с­лый думает в этот момент о своем бес­цен­ном иму­ще­стве, и чтобы спасти его, запре­щает ребенку при­ка­саться к нему. Может быть, взро­с­лый — состо­я­тель­ный человек, который мечтает уде­ся­те­рить свое иму­ще­ство, чтобы его ребенок был еще богаче, чем он сам: но именно в тот момент он не думает ни о чем другом, как об этом доро­го­сто­я­щем стакане. Кроме того, взро­с­лый решает за ребенка, куда поставить стакан, что делать со ста­ка­ном там, где он поставит его. Он думает: владею ли я авто­ри­тетом, чтобы вещи стояли так, как я хочу? Но любит ли он своего ребенка, налагая на него запреты? Он мечтает о том, чтобы его ребенок стал зна­ме­ни­тым, вли­я­тель­ным чело­ве­ком. Но в тот осо­знан­ный момент в нем под­ни­ма­ется нечто тира­ни­че­ское, и он теря­ется, защищая обычный стакан. Если бы стакан сдвинул с места какой-нибудь слу­жа­щий, этот папа стал бы только сме­яться, а если бы его разбил какой-нибудь гость, он стал бы его убе­ждать, что действи­тельно ничего не про­и­зо­шло: стакан совер­шенно не имеет цен­но­сти.

Ребенок же с уни­что­жа­ю­щей зако­но­мер­но­стью уста­на­в­ли­вает, что только взро­с­лый видит опас­ность для пред­метов. Поэтому только ему одному раз­ре­ша­ется при­ка­саться к ним. И ребенок ощущает себя суще­ством низкой цен­но­сти. Он ниже сто­и­мо­сти пред­мета.

В вопросе постро­е­ния детской лич­но­сти следует обра­тить вни­ма­ние еще на один подход. У ребенка есть потреб­ность не только касаться пред­метов и рабо­тать с ними. Он хочет при­дер­жи­ваться после­до­ва­тель­но­сти отдель­ных действий. Это важ­нейший момент в постро­е­нии лич­но­сти.

Взро­с­лый не следит за ходом своих при­выч­ных еже­д­нев­ных занятий, так как они стали уже частью его бытия. Когда взро­с­лый встает утром, он знает, что необ­хо­димо сделать то-то или то-то, и он это делает, как будто это одна из самых простых вещей в мире. Действия следуют почти авто­ма­ти­че­ски одно за другим, и на них не обра­щают вни­ма­ния, как не следят за дыха­нием или бие­ни­ями сердца. Ребенок же, напротив, должен сначала создать для себя фун­да­мент. Но он никогда не сможет при­дер­жи­ваться плана: если ребенок занят игрой, то входит взро­с­лый, желая взять ребенка на про­гулку. Он одевает его и берет с собой. Или: ребенок занят какой-нибудь незна­чи­тель­ной дея­тель­но­стью, напри­мер запол­няет ведерко песком. В это время при­хо­дит подруга мамы, и мать отры­вает ребенка от работы, чтобы пока­зать его гостье. В мир ребенка непре­станно вры­ва­ется вла­сти­тель­ный взро­с­лый: он рас­по­ря­жа­ется всей его жизнью, ни о чем не спра­ши­вает, не счита­ется ни с чем, дока­зы­вая тем самым, что действия ребенка не имеют ника­кого зна­че­ния. Но, с другой стороны, ребенок видит, что между взро­с­лыми раз­го­вор не начи­на­ется без «пожа­луйста» или «раз­ре­шите». Ребенок чув­ствует, что он не такой же, как все. Ком­плекс соб­ствен­ной непол­но­цен­но­сти дает ему почув­ство­вать, что он унижен и стоит позади всех других.

Как мы уже гово­рили, после­до­ва­тель­ность действий в сово­куп­но­сти с раз­ра­бо­тан­ным заранее планом крайне важны. Однажды взро­с­лый объ­яс­нит ребенку, что он должен отве­чать за свои действия. Главной пред­по­сыл­кой такой ответ­ствен­но­сти явля­ется пла­но­мер­ная вза­и­мо­связь действий между собой и пони­ма­ние их зна­че­ния. Но ребенок чув­ствует, что его действия не явля­ются зна­чи­мыми. Взро­с­лый, отец напри­мер, злится на то, что ему не удается, несмо­тря на его желание, про­бу­дить в своем ребенке это чувство ответ­ствен­но­сти за свои действия. Это взро­с­лый и никто другой был тот, кто шаг за шагом пода­в­лял его чувство соб­ствен­ного досто­ин­ства и стрем­ле­ние к изу­че­нию после­до­ва­тель­но­сти и вза­и­мо­свя­зей соб­ствен­ных действий. Ребенок несет в себе мрачное убе­жде­ние в своем бес­си­лии и непол­но­цен­но­сти. Чтобы суметь взять на себя какую-либо ответ­ствен­ность, должно иметь убе­жде­ние в том, что ты — гос­по­дин своих действий. Глу­бочайшее падение духа при­во­дит к убе­жде­нию, что ты чего-то «не умеешь». Пред­ставим себе хромого ребенка, очень подвиж­ного, кото­рого вызвали бы на сорев­но­ва­ние по бегу напе­ре­гонки: есте­ственно, хромой не захотел бы бежать. Если бес­по­мощ­ного карлика вывести на бок­сер­ский ринг против рас­то­роп­ного гиганта, то первый не захочет бок­си­ро­вать. Стрем­ле­ние, попытка пред­при­нять что-либо зату­хает, не про­я­вив­шись, и оста­ется чувство полного бес­си­лия. Взро­с­лый подви­гает ребенка на ини­ци­а­тиву, но в то же время и унижает его чувство уве­рен­но­сти, убеждая ребенка в неу­ме­нии. Взро­с­лому мало запретить ребенку действо­вать, он должен также сказать ему: «Ты не сможешь сделать это. Все твои попытки неу­дачны». Более грубые скажут даже так: «Глупый, зачем тебе это делать? Ты же видишь, что ты не спо­со­бен на это». И это каса­ется не только действий ребенка и порядка их про­те­ка­ния, но и лич­но­сти ребенка вообще.

Этот образ пове­де­ния взро­с­лого взра­щи­вает в ребенке убе­жде­ние, будто его действия незна­чимы и, даже еще хуже, что его лич­ность не при­годна ни к чему, что он не спо­со­бен действо­вать. Так ребенок при­хо­дит к отча­я­нию, недо­ве­рию к себе. Если кто-либо более сильный проти­во­действует нам, то мы думаем о том, что придет кто-нибудь более слабый и тогда мы осу­ще­ствим наши наме­ре­ния. Но если взро­с­лый говорит ребенку, что он не спо­со­бен что-либо сделать, то во вну­трен­ний мир ребенка все­ля­ются неко­то­рые про­я­в­ле­ния застен­чи­во­сти, страха и апатии. Эти три каче­ства ста­но­вятся в конце концов состав­ными частями вну­трен­ней кон­сти­ту­ции ребенка. Они ведут к нере­ши­тель­но­сти, которую пси­хо­а­нали­тики назвали ком­плек­сом непол­но­цен­но­сти. Это тор­мо­же­ние, чувство непри­год­но­сти и под­чи­не­ния другим оста­ется надолго. Оно делает невоз­мож­ным участие в экза­мене на жизнь в социуме, который при­хо­дится сдавать в пов­се­д­нев­ной жизни.

К этому ком­плексу отно­сятся робость, нере­ши­тель­ность, склон­ность к нео­жи­дан­ному отказу, если ребенок встре­ча­ется с пре­пят­ствием или кри­ти­кой. «Нор­маль­ная» детская природа, напротив, — это доверие себе, одна из чудес­нейших черт, уве­рен­ность в соб­ствен­ных действиях.

Когда ребенок из Сан-Лоренцо говорит гостям, при­шедшим в дни школь­ных каникул в школу, что они, дети, откроют класс и в отсут­ствие учи­тель­ницы будут рабо­тать там, то это озна­чает, что у детей есть энергия, которая власт­вует над ними.

Ребенок отдает отчет своим действиям и ста­ра­ется запо­мнить их после­до­ва­тель­ность, чтобы выпол­нять с лег­ко­стью. При этом у него не воз­ни­кает чувства, что он делает что-то осо­бен­ное. Он явля­ется хозя­и­ном своих дости­же­ний и действий.

с. 181—184

Другие материалы из данного источника