Детские капризы
«Дети — цветы жизни». Но разве таким определением можно выразить всю глубину счастья матери и отца при рождении ребенка. Малютка так много вносит в семью радостных волнений и забот, светлых надежд и упований!
Каждый прожитый день приносит родителям много счастливых минут. Их восхищает первое появление улыбки, первые признаки узнавания родителей, радуют протянутые к отцу или матери ручонки. Со счастливым выражением лица родители прислушиваются к певучему гулению ребенка. А первые произнесенные им слова «мама» или «папа» долго переживаются в семье как большое радостное событие. Так же взволнованно и радостно встречают родители его первые самостоятельные шаги. Им кажется, что полноценная, счастливая жизнь наступила для них только с появлением ребенка.
Надо сказать, что маленьких детей любят не только родители. Редкий взрослый может пройти мимо ребенка, чтобы не улыбнуться ему. Взрослые любят малышей за их непритворную наивность и непосредственность, за их жадное стремление к познанию окружающего, за веселый щебет и звонкий заразительный смех... А родителям кажется, что до конца своей жизни дети будут для них источником неиссякаемой радости, источником большого человеческого счастья.
Но вот неожиданно появляются первые тучки на безоблачном горизонте семейной радости...
Ребенок подрастает, он уже делает первые самостоятельные шаги. Научившись ходить, он начинает всем интересоваться, его привлекает все новое, незнакомое, ему хочется ближе познакомиться с окружающими его предметами, он что-то просит дать ему. Но взрослый, не понимая, что ребенку нужно, предлагает ему другое. Это раздражает малыша, он плачет и что-то настойчиво требует.
Раздраженный непонятным плачем ребенка, взрослый, повышая голос, приказывает замолчать. Повышенный тон обижает малыша, он плачет сильнее и уже от всего начинает отказываться. Настойчивые, нетерпеливые требования начинают возникать все чаще и чаще. При этом не только отказ в чем-нибудь или замена одного предмета другим, но даже не сразу выполненное взрослым требование приводит ребенка в состояние резкого нервного возбуждения. Чтобы избежать этого, родители стремятся выполнять желания ребенка незамедлительно. Несмотря на такую предупредительность, ребенок с каждым днем становится все более требовательным и настойчивым.
Капризы вызывают большую тревогу и растерянность у отца и матери. Между супругами вспыхивают ссоры, они обвиняют друг друга в избалованности ребенка, во время очередных капризов его начинают раздражаться и, не зная, как воздействовать на ребенка, переходят к другой крайности — кричат на него, а подчас и пребольно шлепают и тем самым еще больше осложняют дело. Ребенок, не испытавший ранее физических наказаний, приходит в неистовство, ожесточается и, чтобы досадить взрослым, начинает делать все наперекор.
Появление капризов принято объяснять возрастными особенностями детей.
Но такие объяснения не совсем верны.
На 2—3-м году жизни тормозные реакции у детей находятся еще в стадии формирования и волевые проявления очень слабы или совсем отсутствуют. Поэтому необходимо именно в этот период разумным воспитательным воздействием вызывать и закреплять у ребенка положительные поступки и предупреждать или ликвидировать отрицательные.
Можно ли согласиться с утверждением родителей, что ребенок капризничает без причины? Нет. Любое нервное возбуждение можно объяснить. Поведение капризного ребенка сопровождается упрямством, негативизмом. Негативизм — это отрицание всех внешних воздействий среды, желание делать все наперекор, противопоставляя свое «я» воле родителей. Например, ребенку предлагают одеваться, чтобы пойти на прогулку, а он, при всей заинтересованности в этом, отказывается одеваться и убегает. Он не хочет ложиться спать, хотя глазки сами закрываются от усталости; испытывая чувство голода, отказывается есть, и т. д. Из-за упрямства старается сделать то, что ему запрещают. Капризы, упрямство я другие отрицательные поступки ребенка могут стать более резкими, стойкими и длительными, если не будет правильного воздействия на него взрослых. С капризами не трудно бороться, надо только знать причины их возникновения.
Обычно ребенок капризничает, когда не понимают его желаний и не удовлетворяют их.
Дети становятся капризными и легко возбудимыми, когда они переутомлены непосильным длительным бодрствованием или перегрузкой нервной системы, обилием впечатлений. Это чаще всего наблюдается тогда, когда ребенка берут в кино или на вечеринки. Гости считают своим долгом всячески развлечь малыша — берут на руки, подбрасывают вверх и т. д. Он при этом много смеется. Реакции его в это время слишком повышены и не соответствуют силе внешних раздражителей. Ребенок потом отказывается ложиться спать, очень шумно ведет себя в кроватке, выбрасывает постельные принадлежности и долго не засыпает.
Очень неблагоприятно действуют на ребенка частые запреты, постоянные одергивания «это нельзя», «положи на место», «туда не ходи», «дверью не хлопай», «не кричи» и т. д. Родителям надо знать, что ребенку трудно затормаживать свои желания, сдерживать свои устремления, свою двигательную активность. Он возбуждается, протестует против такого насилия и начинает делать все наоборот.
К капризам и негативизму может привести ребенка разнобой в подходе к нему со стороны взрослых, несогласованность их требований: один что-либо запрещает, а другой разрешает.
Недопустимо также непостоянство в требованиях: родители то неограниченно дают ребенку все, что он захочет, то вдруг запрещают пользоваться даже тем, на что он всегда имел право.
Вызывают упрямство частые окрики. Раздражительный тон отца или матери, их угрозы парализуют волю ребенка. Он не может сдвинуться с места и никак не реагирует на категорический тон и приказ.
Как же надо организовать жизнь ребенка, чтобы он не был капризным?
Основным мероприятием, организующим поведение ребенка, является правильный распорядок дня. Он должен строго в определенные часы кушать, спать и бодрствовать. Это поддерживает у него спокойное, бодрое настроение.
Нельзя перегружать нервную систему ребенка обилием впечатлений — водить в кино, в гости, где может собраться много народу.
Не злоупотреблять словом «нельзя». Если некоторые предметы, интересующие ребенка, хрупки или опасны, то их надо убрать, чтобы они не попадали в поле его зрения. Но то, что ему разрешалось брать раньше, надо разрешать всегда. И наоборот, невзирая на слезы ребенка, не удовлетворять его требований, если вначале отказали в этом. Только тогда он хорошо усвоит смысл слова «нельзя», когда увидит, что никакой настойчивостью не добиться удовлетворения желания, и перестанет настаивать.
Никогда не надо допускать насилия над ребенком (насильно вымыть руки, одеть, под страхом наказания заставить есть и т. д.). Попытка «переупрямить» ребенка вызывает у него большее сопротивление. А озлобление против взрослых, учинивших насилие или подвергших физическому наказанию, толкает его на активный негативизм. Ребенок не только отказывается подчиниться требованиям взрослых, но и старается досадить им, вызвать у них раздражение.
Бороться с негативизмом нужно другими мерами. Прежде всего, дать понять маленькому упрямцу, что своими отказами выполнить то или иное задание взрослых он никакого раздражения у них не вызывает, но сам во многом проигрывает. Он должен убедиться в невыгодности таких поступков: отказался одеваться перед прогулкой — лишился ее. Не стал мыть руки перед едой — остался голодным. При появлении негативизма взрослый не должен настаивать на выполнении своих требований, а спокойно заявить: «Не хочешь мыть руки — не надо, но с грязными руками кушать нельзя», «Не хочешь одеваться — значит, не пойдем гулять».
Видя такой оборот дела, ребенок сам просит, чтобы ему помыли руки или одели на прогулку.
К нам в детское учреждение поступила девочка (подкидыш) двух с половиной лет Ло этого она побывала в других таких же учреждениях: в каждом из них девочка подвергалась различным воспитательным воздействиям, чаще всего диаметрально-противоположным. Разнобой в подходах сделал свое дело: ребенок стал злостным негативистом. В проявлении негативизма девочка оказалась исключительно изобретательной, ее поступки нервировали взрослых, доводя некоторых сестер-воспитательниц до слез. То запустит в голову своего сверстника тяжелым деревянным кубиком, то вскочит на стул и, открыв пианино, бьет ногами по клавишам. При этом, прежде чем учинить что-либо непозволительное, она всегда старалась обратить на себя внимание взрослого и только тогда выполняла свое намерение. Как-то, замахнувшись тяжелым предметом на ребенка, она услышала испуганный окрик сестры-воспитательницы: «Вера! Нельзя!» Вера повернулась на окрик и запустила деревянный кубик в воспитательницу. Удар пришелся в висок. Пострадавшая, закрыв ушибленное место рукой, пришла к руководителю учреждения и с плачем просила освободить ее от работы в старшей группе, так как не может сладить с Верой.
конечно, девочку не только никто не любил, но все испытывали к ней неприязнь. Она не слышала от взрослых ни одного ласкового слова, никогда ни у кого не протягивалась рука, чтобы погладить ее по головке. Ребенок, чувствуя это, мстил, как мог. Однажды во время обеда Вера обмочилась за столом и, обращаясь к сестре-воспитательнице, с издевательской улыбкой позвала: «Тетя! пи-пи». Сестра-воспитательница, измученная ее проделками, с раздражением сказала:
— Вера, как тебе не стыдно! Мне надо детей кормить, а ты отрываешь меня от работы. Почему на горшочек не попросилась?
Веру привели в порядок, вытерли лужу и снова посадили за стол. После этого случая Вера каждый день во время обеда оказывалась мокрой. Работники группы рассказали мне о ее проделках. Как же нужно было поступить с ней? Оставить ее без обеда? Это было бы воспринято ею, как месть взрослого, как насилие сильного над слабым, и я не сомневалась, что Вера своим буйным протестом и истерикой заставила бы нас спасовать и отказаться от такого рода наказания. Надо было так поступить, чтобы Вера не имела оснований на кого-либо обижаться, чтобы она почувствовала всю невыгодность для себя такого рода проделок.
На следующий день во время обеда Вера, как и следовало ожидать, снова оказалась мокрой и позвала сестру-воспитательницу. Но вместо сестры подошла к ней я и спокойно вывела ее из-за стола, сказав, что тетя занята, кормит детей. После переодевания Вера быстро подбежала к столу, но вдруг остановилась и растерянно посмотрела на меня. Стул остался мокрым.
— Что, Вера, стул мокрый? — удивленно заметила я. — На мокрый стул садиться нельзя. А тетя занята, вытереть его некому. Пока дети обедают, иди поиграй! — Но девочке было не до игры. Она обладала очень хорошим аппетитом, и остаться без обеда для нее было тяжелым лишением. А винить некого. Она видела, что тети действительно заняты и не могли вытереть стул.
Девочка, к удивлению сестры, даже не плакала. После обеда она вместе с детьми была уложена спать. При укладывании обычно она долго не засыпала, много шалила, вскакивала, выбрасывала постельные принадлежности. А на этот раз лежала тихо и вскоре заснула.
В полдник ей компенсировали недополученное в обед. На другой день во время обеда, в силу уже привычки. Вера почувствовала позывы к мочеиспусканию и испуганно закричала: «Тетя! пи-пи». Ее вывели из-за стола, она была сухая. После высаживания на горшок девочка вернулась к столу и с удовольствием стала кушать. Больше этого уже не повторялось.
Чтобы перевоспитать Веру и ликвидировать ее стойкий негативизм, на совещании персонала группы был установлен единый подход к ней. Было решено: отвлекать девочку игрушками от дурных поступков, оставаться спокойными при любых ее выходках, не добиваться выполнения требований путем насилия, оказывать внимание и ласку в той же мере, как и другим детям.
Намеченные мероприятия проводились твердо и не замедлили отразиться на поведении девочки. Буквально за один только месяц Вера совершенно изменилась. Негативистические поступки постепенно угасали...
Не следует при капризах уговаривать ребенка, упрашивать, ласкать, хвалить. Лучше предоставить его самому себе, но незаметно следить за его поведением. Хорошо в это время заняться какой-нибудь работой, которая могла бы отвлечь внимание ребенка. Например, посмотреть в журнале картинки, починить игрушку или заняться уборкой шкафа. Отвлекшись, ребенок быстро успокоится и сам начнет помогать взрослому.
Нельзя неожиданно для ребенка обрывать его игру, так как ему трудно сразу переключиться на другой вид деятельности. Внезапный вынужденный перерыв в игре вызовет у ребенка энергичный протест, слезы, отказ подчиниться требованию взрослого.
Вспоминается такой случай. Маленькая девочка сидит за столиком и «кормит» свою куклу Лялю. Она увлечена игрой и не замечает подошедшей к ней матери. Мать грубо отбирает у нее куклу и, взяв за руку, пытается куда-то увести. Ребенок бурно сопротивляется, тянется к кукле и кричит: «дай, дай!» Можно ли такую реакцию девочки квалифицировать как каприз, упрямство? Конечно, нет. Неожиданное, бесцеремонное вторжение в детскую игру, на которой девочка сосредоточила все свое внимание, не дало возможности ребенку быстро затормозить игровую деятельность и сразу переключиться на что-то другое. В этом можно убедиться и на другом примере.
Та же игра. К девочке подошла сестра-воспитательница и, не прерывая ее занятий, сказала:
— Женя, принесли обед, сейчас пойдем мыть ручки, а потом будем кушать.
Все это дошло до сознания девочки прежде, чем прервали ее игру. Затем сестра-воспитательница предложила Жене посадить свою куклу на окно. Она без протеста выполнила предложение воспитательницы и спокойно пошла мыть руки.
Очень нежелательно давать детям новые игрушки перед кормлением или сном. Увлеченные новой игрой, они отказываются от еды или сна, проявляя стойкое упрямство.
Иногда неправильные подходы к детям доводят их до истерических форм протеста или требования.
Основной ошибкой в этом является легкомысленное отношение родителей к разным запретам. Если ребенок что-либо просит спокойно, то чаще всего ему отказывают, а когда он начинает истерически кричать, ему предлагают все, чего бы он ни захотел. Притом его уговаривают, ласкают, стараются успокоить. Это убеждает ребенка в том, что истерика — самый эффективный способ вымогательства, перед которым родители не могут устоять.
В борьбе с детскими истериками особенно нужна выдержка. Ребенок во время истерики не забывает следить за взрослыми, за их поведением. Он следит за тем, какое впечатление производит на родителей своим истерическим криком — криком без слез. Лучше всего в таких случаях уйти из комнаты. Увидев, что в комнате никого нет и не перед кем «играть роль», ребенок успокаивается. А убедившись, что истерики не приводят к желаемым результатам, он вообще перестает к ним прибегать.
В моей многолетней практике встречались такие случаи. Передо мной сидит молодая мать. У нее первый ребенок. Она жалуется на истеричность и упрямство своей двухлетней дочки... А виновница тревоги родителей в это время спокойно играет с куклой, покачивает ее на руках и тихо напевает: «бай, бай, бай!» Мать между тем взволнованно продолжает рассказывать:
— Надя моя очень нервная, упрямая, требовательная. Что ни увидит, кричит: «Дай!» А если откажешь, да еще прикрикнешь, то тут уж не знаешь, что и делать с ней. Бросается на пол и кричит на весь дом. Бьется об пол головой, руками, ногами. Никаких уговоров не слушает. Если пытаешься поднять ее с пола, вырывается из рук... Тогда предлагаешь ей все, что она хочет, лишь бы успокоить. Иначе никак не уймешь...
Однажды она потребовала будильник, а когда я дала, бросила его на пол, и часы стали. А сколько побила посуды, порвала книжек с картинками! Все острое — ножи, вилки, ножницы — от нее прячем. Игрушки быстро ломает. Последнее время я просто перестала их покупать...
Была у невропатолога. Нервного заболевания как будто нет. Врач рекомендовал делать ежедневные длительные прогулки, давать бром, но что-то ничего не помогает...
Девочка хорошо развивается, говорит фразами, все понимает. Любит играть с другими детьми, но тоже иногда истерично кричит, если кто-либо из них не дает ей свою игрушку. Тут уж приходится всячески задабривать чужого ребенка, чтобы он уступил Наде...
Ведь она у нас одна, мы ее так любим и бережем! Бывает, конечно, и прикрикнешь на нее (не без того!). Но девочка очень обидчива. Чуть что — сейчас же в слезы. И почему она у нас такая?! У других дети, как дети — спокойны и слушаются, а Надя ничем не может заняться, такая беспомощная. Даже кормим ее с ложечки. Но эта беспомощность нас не тревожит, будет постарше — всему научится. Пугают только истерики. В два года и уже — истеричка! Вот что страшно!
Девочка в это время играла в сторонке: уложила куклу и занялась рассматриванием картинок.
Из рассказа матери и из ответов на дополнительные вопросы обрисовалась ясная картина бытовых условий жизни девочки.
Отец работает на заводе. Мать — домохозяйка. Она решила все свое внимание и досуг посвятить Наде. При этом следует заметить, что мать Нади сама нервно неуравновешенная. Когда у нее хорошее настроение, она ни в чем не ограничивает дочь, но как только настроение ухудшилось — кричит на нее без всякого повода: «туда нельзя», «посиди смирно», «этого не трогай», «не вертись под ногами» и т. д. Такие одергивания приводят ребенка в возбужденное состояние. Ребенок недоумевает: почему несколько часов назад можно было делать все, что хотелось, а сейчас все запрещается? Надя ломает и разбрасывает игрушки, рвет книжки с картинками и, как правило, кончает истерикой, протестуя против несправедливой обиды. Легко сказать: «сиди смирно!» А разве можно долго усидеть на месте, когда хочется бегать, играть, вообще чем-нибудь заниматься?!
И Надя усвоила, что только бурный протест и истерика могут вернуть ей власть над мамой, что только этим путем она может добиться удовлетворения любого желания, вызвать ласку мамы. Как же Наде не прибегать к этому испытанному способу?
О детской агрессии
Иногда первенец в семье становится забавой, игрушкой; с ним можно поиграть на досуге, научить его каким-нибудь смешным номерам, показать, например, как можно побить папу или маму. Конечно, вначале смешно и забавно смотреть, как 8-ми месячный малыш неумело шлепает по лицу ручонкой папу, маму или других членов семьи. Но подобные забавы могут привести к печальным последствиям. Покажем это на конкретном примере.
...В семье с нетерпеньем ждут появления на свет первенца. В долгие зимние вечера будущие родители мечтают о предстоящем радостном событии в их жизни. Отец очень хочет, чтобы родился сын. Супруга — тоже не против этого. И вот в весенний солнечный день появилось, наконец, это долгожданное дитя. К общей радости, родился мальчик, крепкий и полновесный, но немного беспокойный. Жизнь матери заполнилась заботой о малютке, о его здоровье. Она боялась, как бы не простудить ребенка, и, несмотря на летние жаркие дни, тепло закутывала его. Прежде чем положить спать в кроватку, носила и укачивала его на руках. При каждом плаче, чтобы успокоить, давала ему грудь, хотя отлично знала, что кормить надо только в установленные часы.
Отсутствие режима питания вызывало у Вовы частые расстройства желудочно-кишечного тракта. Это еще больше приковывало к нему внимание родителей: все только ему, все только для него!
Очень рано Вова стал для родителей игрушкой, забавой. Пришел с работы отец. Он очень соскучился по своему первенцу. Вове уже 8 месяцев, он хорошо узнает своих родителей. Приход домой отца всегда радует мальчика. Начинается веселая игра в переброску ребенка с рук на руки. Папа и мама по очереди с ним забавляются. Они то подбрасывают его вверх, то размашисто раскачивают, тормашат, щекочут под мышками, подбородком... Вдоволь наигравшись, отец вдруг говорит:
— Вовочка, твоя мама нехорошая, бяка. Побей маму.
Ребенок непонимающе смотрит на отца.
— Не знаешь, как побить? А вот так (берет ручку Вовы и шлепает ею жену по голове). — Вот как мы ее побили. Смотри, заплакала!
Мать действительно притворно плачет. Потом она отнимает руки от лица и смеется. Вова тоже смеется. Мать переманивает его к себе. Потормошив ребенка и вызвав у него принудительный смех, она говорит:
— Это, Вовочка, не я, а твой папа нехороший, он не любит Вову. Побей папу!
По примеру мужа, она учит ребенка, как надо побольней ударить.
— Вот так мы его побили, пусть не обижает Вову. — Папа закрылся рукой и тоже притворно плачет. Вова и мама смеются.
В последующие месяцы Вова уже без чьей-либо помощи шлепал ручонкой и папу и маму. Шлепал по голове и по лицу. При этом громко смеялся. Забавно было родителям, когда шлепки малютки не причиняли им ощутимой боли. Но, спустя некоторое время, Вова уже не только шлепал папу или маму, но начал царапаться, дергать за волосы, щипать. Слово «побей» уже давно вышло из обихода, перестало забавлять родителей. Иногда отец с раздражением давал Вове отпор и пребольно шлепал его самого. Вова обижался, плакал и еще более ожесточался.
Правда, в отношении отца он редко прибегал к агрессии, но зато вымещал все свои обиды на матери, которая не оказывала ему сопротивления. Если он что-либо требовал и его желания не выполняли, он с кулаками набрасывался на мать, дрался, щипался и научился кусаться. И, конечно, всегда добивался своего.
В конце концов такое агрессивное поведение стало для Вовы основным средством в борьбе за достижение цели, ибо только таким путем он мог добиться выполнения любого его желания.
Время незаметно шло, мальчик рос и набирался сил. Но эту силу ему не ла что было растрачивать. Вову чрезмерно опекали и ни в чем не давали ему проявить своей самостоятельности. Он уже давно научился самостоятельно ходить и многое понимать из того, о чем говорили с ним родители, но мальчик стал очень нетерпим к замечаниям. Ему ни в чем нельзя было отказать. Он не признавал никаких «нельзя», «подожди». Вова всегда требовал немедленного выполнения его желаний. Бывали, конечно, и минуты затишья, когда Вова играл или спал.
Однажды он сидел на полу и пытался сложить что-то из кубиков. Кубики падали с его постройки и откатывались в сторону. Неподалеку от Вовы сидела кошка и подозрительно следила за откатывающимися кубиками. Ей, по-видимому, хотелось поиграть с кубиком, покатать его лапкой. И только она нацелилась прыгнуть на откатившийся кубик, как Вова неожиданно запустил в нее игрушкой. Кошка стремглав вылетела в приоткрытую дверь. Мать, наблюдавшая за игрой Вовы, громко рассмеялась:
— Ай-да Вова! Вот как испугалась тебя кошка! Метко ты ударил ее. Как она быстро выскочила!
Вова тоже громко смеялся. Он был готов повторить только что разыгранную сценку, но кошка куда-то бесследно скрылась. После этого кошке не стало житья от маленького тирана.
Чем же все это кончилось?
Однажды тихим, погожим вечером пришла ко мне незнакомая женщина. По ее внешнему виду и небрежной одежде безошибочно можно было определить, что женщина переживает большое человеческое горе. Изможденный вид, страдальческое выражение глубоко запавших глаз невольно вызывали к ней сочувствие, желание оказать помощь, облегчить ее переживания.
— Вы педагог? — спросила женщина.
— Педагог. Что вас ко мне привело?
— У меня есть сын. Я вчера была с ним в детской консультации у врача. Врач мне сказала, что мой ребенок, судя по его поведению, дефективный. Она посоветовала еще побывать у вас и дала ваш адрес. При этом предупредила, что вы в отпуске. А я не могу больше ждать. Умоляю вас, примите завтра моего ребенка, не откажите в моей просьбе. Ваша консультация — это последняя надежда на спасение семьи. Если он дефективный, я...
Дальше она не могла говорить. Долго сдерживаемые рыдания прорвались с неудержимой силой... Кое-как успокоив измученную мать, я с участием спросила, что ее довело до такого отчаяния. Вместо ответа женщина быстро сняла с себя блузку. Неожиданно моему взору представилось такое зрелище, что я невольно вскрикнула. Руки, грудь и плечи у несчастной женщины были сплошь покрыты синяками, кровоподтеками и следами укусов.
— Кто это вас так истязал? — взволнованно спросила я.
— Сын Вова, — ответила женщина.
— Сколько же ему лет?
— Два года.
Такой невероятный случай меня ошеломил. Никак не укладывалось в сознании, что двухлетний ребенок мог так истязать свою мать.
— Как вы могли допустить такое издевательство над собой, как боролись с этим?
— Никак, — последовал ответ. — Он меня щиплет, кусает, а я только плачу. — При этом снова по ее страдальческому лицу покатились слезы.
«Редкий, исключительный случай. Передо мной, по-видимому, психопатка мать и действительно дефективный ребенок», — думала я.
— Ну, успокойтесь, мамаша. Приходите завтра со своим маленьким деспотом к 10 часам в консультацию. Может быть, ничего страшного и нет. Не надо падать духом.
Я старалась успокоить женщину, подать ей надежду на исправление сына. И мои слова возымели некоторое действие на убитую горем мать. Точно светлый луч скользнул по ее лицу, в глазах затеплилась надежда. Женщина ушла от меня с чувством заметного облегчения.
После ее ухода я представляла себе, что завтра ко мне приведут какого-нибудь психически больного ребенка. И каково же было мое изумление, когда утром на консультацию ко мне пришел обыкновенный 2-летний малыш, располагающий к себе своей детской наивной непосредственностью. В комнате было много игрушек и картинок. У мальчика буквально разбежались глаза — он то подбегал к картинкам и, указывая пальчиком, спрашивал: «что это?», то увлекался какой-нибудь игрой. Казалось невероятным, чтобы такой обыкновенный ребенок мог проявлять неслыханную жестокость. Слушая мать, я наблюдала за мальчиком, и у меня сжималось сердце от жалости к нему: до чего довели ребенка неразумные родители!
Мать между тем продолжала:
— Его нельзя выпустить во двор, он хватает камни, обломки от кирпичей и бросает их без разбора, в кого придется: в детей, домашнюю птицу, кошек, собак. Начались ссоры с соседями. Они сейчас требуют выселения нас из квартиры. По улице ходить с ним тоже нельзя. Что ни увидит, сейчас же требует: «дай!» Если же невозможно выполнить его требование, он падает на тротуар и кричит на всю улицу, как припадочный, или налетает на меня и кусает, щиплет, собирая около себя толпу прохожих. Жить стало невозможно. Помогите мне, пожалуйста, скажите правду, он действительно дефективный? Какое счастье было бы для нас, если бы он умер.
— Зачем вы так говорите?! Ваш ребенок вовсе не дефективный, вы просто испортили его неправильным воспитанием.
Мать посмотрела на сына и как-то вся преобразилась, даже заулыбалась. Она была так поражена его сосредоточенной игрой, что не удержалась от восклицания:
— Нет, моего Вову кто-то подменил! Я его не узнаю. Ведь он дома никогда так спокойно не играл.
— А есть у него игрушки? — спросила я.
— Нет, теперь мы ему игрушек не покупаем, не стоит он этого.
— Так чего же вы удивляетесь, что он так хорошо играет? Видите, как он стосковался по игрушкам?!
— Я думала, что он все тут переломает и будет кричать на- весь дом. Но что же мне делать с ним? Ведь когда мы вернемся домой, он опять станет прежним.
Вову, действительно, нельзя было оставлять у родителей, и мы взяли его сначала на летнюю площадку, а потом, после ее закрытия, перевели в базовые ясли № 1. Вся обстановка яслей, обилие разнообразных игрушек и заинтересованность ими отвлекали ребенка от проявления агрессии, переключали его живость, подвижность на полезный вид деятельности. Достаточно было нескольких месяцев, чтобы заглушить детскую жестокость, его агрессивные выпады не только в яслях, но и дома.
Родителей часто посещал ясельный педагог и в задушевной беседе учил их правильным методам воспитания. Благодарные родители встречали педагога как самого близкого, родного человека, вернувшего им сына и радость жизни. Семейной трагедии пришел конец. Б возрасте 3 лет Вова вполне нормальным ребенком был переведен в детский сад.
Итак, «безнадежно дефективный» мальчик под влиянием благоприятной среды и правильного подхода к нему стал вполне нормальным и полноценным ребенком. Как это было достигнуто?
Всегда и во всем поощрялась самостоятельность ребенка. Благодаря этому он научился самообслуживанию, стал опрятно кушать, мыть руки перед едой, самостоятельно раздеваться, одеваться. Научился пользоваться салфеткой во время еды. Активно участвовал в занятиях, играх и проч.
Для Вовы был установлен правильный режим. Он всегда вовремя ложился спать, в определенные часы кушал. В яслях игнорировали его настойчивые крики и плач при неосуществимых требованиях. Воспитывались тормозные реакции на слова: «нельзя», «подожди». Но особенно благотворное влияние оказывала на него могучая сила коллектива, организованность детей, положительные взаимоотношения их между собой, покровительственное отношение к младшим товарищам. Он понял, что в коллективе надо считаться с другими. Его первоначально проявляемые агрессивные поступки встречали отпор у более старших детей.
— Зачем укусил Борю? Уходи, мы не будем с тобой играть, — говорили старшие дети, замахиваясь на Вову ручонками. Это порицание товарищей действовало на него сильнее, чем порицание, высказанное взрослым, и он в дальнейшем начал сдерживать свои буйные порывы.
В яслях от агрессии отвлекали Вову игрушки, с которыми он с увлечением занимался, организованные занятия, прогулки. Он сжился с детьми группы, познал радость совместных игр. Дома у него тоже появились игрушки, с которыми он охотно занимался и все реже и реже прибегал к агрессии.
Да и сама мать, выполняя советы педагога, стала вести себя иначе: отказывалась удовлетворять его безрассудные требования, не давала себя истязать...
Итак, общими усилиями семьи и яслей мнимо-дефективного ребенка привели в нормальное состояние. Агрессивные поступки малыша совсем исчезли.
В учебнике о детских болезнях проф. Доброхотовой «детская агрессия» квалифицируется как особое проявление детской нервности — результат неправильного воспитания или неблагоприятной семейной обстановки, в которой живет и воспитывается ребенок. Детская нервозность может (возникнуть также и в результате перенесенных различного рода заболеваний. Но в наших примерах, приведенных в этой книге, исключены случаи органических нервных заболеваний детей. Все дефекты поведения детишек, о которых идет здесь речь, являются только результатом неблагоприятных семейных условий.