Обмен веществ и питание
Что определяет у детей младшего школьного возраста особенности обмена веществ — этой сложной цепи химических превращений, которая начинается поступлением в организм пищи и кислорода? Как мы знаем, в человеческом организме, в клетках его происходят обменные процессы двух типов: распад сложных молекул до простых соединений — таких, как вода, углекислый газ и аммиак (диссимиляция), и синтез новых веществ (ассимиляция). В процессе распада выделяется энергия, которая используется для синтетических процессов, физической и умственной работы, поддержания температуры тела и т. д. Конечные продукты обмена веществ выводятся, из организма.
В организме взрослого также постоянно идет обновление клеток, но потребности детского растущего организма и в материале для созидания новых клеток, и в энергии, которая при этом должна быть затрачена, — более значительны. Дополнительная энергия требуется и для того, чтобы обеспечить очень большую подвижность детей. Поэтому на процессы распада, поставляющие энергию, ложится значительная нагрузка.
Питательные вещества в том виде, в каком мы их получаем, не могут быть непосредственно использованы организмом (за исключением воды, минеральных солей и витаминов). Пищу еще надо довести до такого вида, чтобы она могла быть усвоена. Этой задаче и служит пищеварение — процесс механической и химической обработки пищи в желудочно-кишечном тракте; в результате такой обработки сложные молекулы пищевых веществ превращаются в более простые соединения, которые и усваиваются организмом.
Химическая обработка пищи идет под влиянием особых веществ, содержащихся в соках пищеварительных желез, — ферментов; они обладают важной способностью ускорять биохимические реакции.
Начинается пищеварение уже во рту. Здесь пища измельчается, перемешивается и смачивается слюной. Слюна — это слизистый секрет, выделенный многочисленными железами в полости рта. Она обволакивает пищу, делая ее пригодной для глотания.
«Слюнки текут» — это о привлекательной для всех еде. Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка с едой были связаны положительные эмоции. Если он «не научится реагировать» на пищу (или если реакция тормозится неприятными переживаниями), то не сработают рефлекторные механизмы, которые в зависимости от характера пищи изменяют не только количество слюны, но и содержание в ней ферментов...
Итак, слюна смочила комочек пищи, обволокла его — теперь ребенок легко проглотит этот комочек. Нужно учитывать все-таки, что пищевод еще легко раним (нежна его слизистая оболочка), поэтому следует избегать пока грубой пищи.
Проглоченная пища попадает в желудок и задерживается в нем на несколько часов и подвергается дальнейшей обработке. Нормальный процесс пищеварения может протекать только при выделении достаточного количества желудочного сока. Здесь можно повторить то, что сказано о слюне: желудочный сок начинает выделяться при виде вкусной еды и даже при разговоре о ней. Напротив, отрицательные эмоции (недовольство, гнев, страх) или же неприятный вид и запах пищи тормозят отделение желудочного сока.
Из желудка пища поступает в двенадцатиперстную кишку, а затем в следующие отделы тонкого кишечника. Здесь под влиянием ферментов завершается расщепление белков, жиров и углеводов. Заметим, что ферментный состав пищеварительных соков также зависит от характера пищи. Соотношение белков, жиров и углеводов в привычных продуктах питания определяет количественное соотношение различных ферментов в пищеварительных соках. Таким образом, ферменты желудочно-кишечного тракта приспособлены к питанию определенным привычным набором пищевых продуктов. Чем шире этот набор, тем легче может быть переварена различная пища. Поэтому приучение ребенка к разнообразному питанию облегчит ему приспособление в необходимых случаях к любым изменениям в характере пищи.
Слизистая оболочка кишечника у детей развита хорошо, в ней много кровеносных и лимфатических сосудов — это способствует лучшему всасыванию продуктов пищеварения. Вместе с тем эластические волокна и мышечный слой кишечника у детей развиты слабее, чем у взрослых, поэтому стенки кишечника несколько вялы, движения, которыми проталкивается пища, слабее. Считается, что запоры, часто наблюдающиеся у детей, нередко можно объяснить этим. Отсюда необходимость соответствующих коррективов в режиме питания и рационе.
Пищеварение завершается в толстом кишечнике, где происходит основное всасывание воды. В толстом кишечнике развивается богатая микрофлора, состоящая из микробов брожения и гниения. Они полезны для организма, поскольку синтезируют ряд витаминов.
Гнилостные микробы кишечника в процессе своей жизнедеятельности образуют ряд ядовитых продуктов гниения. Для организма они, как правило, опасности не представляют, так как оттекающая от кишечника кровь обязательно попадает в печень, где обезвреживаются многие ядовитые вещества, всосавшиеся в кишечнике. Но в случае запора опасность интоксикации организма возрастает. Молочнокислые продукты благотворно влияют на работу кишечника, регулируя состав микрофлоры.
Сложная согласованная работа органов пищеварения регулируется специальными нервными центрами, расположенными в различных отделах центральной нервной системы.
В период интенсивного роста в организме ребенка часто возникает нехватка тех или иных веществ. Пищевой центр тонко реагирует на изменение химического состава внутренней среды организма. Так возникают индивидуальные, порой странные, особенности аппетита. Например, иногда у детей появляется желание есть мел или штукатурку — это сигнал того, что организм испытывает повышенную потребность в кальции.
Значит, налаживая питание ребенка, надо отдавать себе отчет в том, что предпочтение детьми тех или иных продуктов и их представления о вкусовых качествах пищи могут диктоваться внутренними потребностями организма, а вовсе не «непонятными капризами».
С другой стороны, недостаточное внимание к режиму питания и составу пищи, несоблюдение рекомендованных норм, основанных на изучении физиологии обмена веществ ребенка, могут привести к закреплению вредных пищевых привычек. Так, некоторые дети привыкают пить много воды — а ведь это создает дополнительную нагрузку на сердечно-сосудистую и выделительную системы; с течением времени возможны даже патологические нарушения в работе этих систем. Другой пример — привычка есть много сладостей и мучных изделий; это в конечном счете может привести к ожирению.
С особенностями работы пищевого центра связаны некоторые знакомые всем картины. Так, увлеченный своими занятиями, ребенок отказывается от еды в положенное время. Это легко объясняется тем, что эмоциональное возбуждение тормозит пищевой центр (аппетита нет). Однако аппетит может быть легко восстановлен, если ребенок все же начнет есть. А побудить его к этому легче всего, предложив ему вкусную закуску. Привлекательный вид, запах и вкус пищи и сам акт еды, как показал И. П. Павлов, рефлекторно растормаживают пищевой центр. (Как говорится, «аппетит приходит во время еды».) А вот если незадолго до обеда поесть немного, то это вызывает стойкое торможение пищевого центра («аппетит перебит»). Особенно легко нарушают аппетит сладости: углеводы быстро всасываются в кровь, увеличение количества сахара в крови вызывает ощущение сытости.
Иногда у детей младшего школьного возраста наблюдается стойкое отрицательное отношение к еде. Пищевой центр перестает быть регулятором потребностей ребенка в пище, что может привести к тяжелым нарушениям обмена веществ. Это состояние нередко возникает по вине родителей, которые заставляют ребенка есть больше, или быстрее, или то, что ребенку кажется невкусным. В таких случаях нужно срочно принимать меры — причем родители должны стать намного более требовательными к себе, чем к ребенку. (Однако в любом случае необходима консультация с врачом — стойкое отсутствие аппетита может быть связано порой с некоторыми заболеваниями ребенка.)
Белки — часть пищи, наиболее важная для растущего организма: они представляют собой основной материал для построения всех тканей тела.
Все многообразие белков построено из 20 видов аминокислот, соединенных в разных комбинациях. Аминокислоты могут синтезироваться в клетке в результате обменных превращений. Могут, но не все — 8 аминокислот обязательно должны в организм человека поступать извне, с пищей. Эти 8 аминокислот называются поэтому незаменимыми. А для детей в период роста характерна нехватка еще одной аминокислоты — гистидина, так что для них незаменимыми являются 9 аминокислот.
В животных белках молока, яиц, творога, сыра содержатся все незаменимые аминокислоты и в нужном соотношении. Так, состав незаменимых аминокислот куриных яиц соответствует составу аминокислот женского молока, т. е. идеально удовлетворяет потребности растущего организма. Родителям следует знать, что белки животного происхождения в питании детей 6—10 лет должны составлять несколько больше половины потребляемых белков.
Белки растительного происхождения (за исключением бобовых) не содержат достаточного количества незаменимых аминокислот. Их биологическая ценность может быть повышена за счет сочетания с продуктами животного происхождения.
Целесообразно употреблять мясные и рыбные блюда с овощными гарнирами, каши сочетать с молоком.
Усваиваемость белка детским организмом зависит от того, насколько гармонично сочетается белок в пище с жирами и углеводами.
Жиры ухудшают, а углеводы улучшают усвоение белков. Наилучшее соотношение белков, жиров и углеводов в пище ребенка — 1:1:4. Для школьников 6—10 лет нужно около 3 г белка на 1 кг массы их тела, т. е. в день 68 г в 6 лет и около 80 г в 7—10 лет. (После заболеваний, протекавших с повышением температуры, потребности организма в белке значительно возрастают.)
Если в пище недостает белка, то заметно замедляется рост ребенка, он плохо прибавляет в массе, ухудшается сопротивляемость инфекциям, снижается физическая и умственная работоспособность. Нежелательно, однако, и избыточное белковое питание: тогда белки полностью не усваиваются, что вызывает усиленное развитие гнилостной микрофлоры в толстом кишечнике и интоксикацию организма.
Углеводы — важный источник энергии. Именно окисление глюкозы в тканях поставляет основное количество энергии, необходимое организму.
Часть глюкозы откладывается как энергетический резерв в печени (в виде гликогена). Но емкость печени не безгранична, поэтому при избытке углеводов в пище они поступают в жировую ткань и превращаются в жир. Так что излишек углеводов в пище может привести к ожирению, особенно если ребенок мало двигается. Суточная потребность в углеводах детей младшего школьного возраста составляет 320 г.
Углеводы содержатся главным образом в продуктах растительного происхождения (сахар, мед, картофель и другие овощи, крупы, хлеб). Усваиваются все углеводы легко, за исключением клетчатки, но зато она активизирует деятельность кишечника.
Жиры — другой важный энергетический источник; за счет жиров удовлетворяется не менее 30% потребности организма в энергии. Жиры участвуют также в построении клеточных структур, способствуют усвоению жирорастворимых витаминов.
Высокая калорийность жиров определяет их пищевую ценность. При полном расщеплении 1 г жира освобождается 9,8 ккал тепла, в то время как 1 г углеводов или белков образует всего лишь 4,1 ккал.
Жир, отложенный про запас, мобилизуется организмом в качестве энергетического материала при усиленной работе, голодании, болезни. У детей, в сравнении со взрослыми, запасы жиров более подвижны, легко истощаются.
Из животных жиров наиболее полноценные жиры молока: в них содержатся витамины А и D, так необходимые детям. Твердые жиры — баранье и говяжье сало усваиваются детским организмом плохо.
Большую ценность в питании детей представляют и растительные жиры. В рацион детского питания растительное масло должно включаться обязательно.
Суточная физиологическая норма жиров для младших школьников — 68—79 г; из них 58—63 г животного происхождения и 10—16 г растительного. Избыток жиров в пище детей вызывает снижение аппетита и может привести к нарушению обмена веществ.
В минеральных солях организм детей и подростков испытывает повышенную потребность (особенно в кальции и фосфоре) — и это опять-таки связано с интенсивным ростом и формированием костной ткани.
Молочные продукты обеспечивают потребности организма в кальции и фосфоре в нужном соотношении. Молоко для растущего организма — продукт незаменимый не только по качеству белка и жира, но и по характеру соединений кальция.
Кальций, содержащийся в других продуктах (например, в хлебе, крупах, капусте), усваивается хуже; рацион с повышенным содержанием круп и макаронных изделий плохо влияет на обмен кальция у детей. В этих пищевых продуктах кальция мало, к тому же в них присутствуют вещества, образующие с кальцием труднорастворимые соединения. Фосфором богаты рыба, мясо, яичный желток, мозги, орехи, овес.
Обычная смешанная пища содержит достаточное количество железа для удовлетворения потребности детей. Значение железа для организма особенно велико: достаточно напомнить, что оно входит в состав гемоглобина. Школьники должны получать в сутки 10 мг железа. Особенно богаты железом зелень, яблоки, печень.
Детям требуется 8—10 г поваренной соли в сутки. Натрий, содержащийся в соли, — основной минеральный компонент крови и межтканевой жидкости. В клетках же преобладает калий; так что для нормального роста он совершенно необходим, и дети должны получать его 2—3 г в сутки. Соли калия содержатся в продуктах главным образом растительного происхождения.
Кроме упомянутых минеральных веществ в организме человека содержатся кобальт, марганец, цинк, медь, никель, йод, фтор. Несмотря на то что они присутствуют в организме в очень малых количествах (поэтому и называются микроэлементами), для организма они совершенно необходимы. Так, медь необходима для образования гемоглобина, цинк требуется для нормальной работы поджелудочной железы, йод входит в состав гормона щитовидной железы.
Из всех химических веществ организма на долю воды приходится самая значительная часть — 62% от общей массы тела. Две трети всей воды организма находится в клетках (внутриклеточная вода), остальная входит в состав крови, лимфы и тканевой жидкости (внеклеточная вода).
Вода в организме содержится в постоянном движении. Каждые 3—5 минут состав воды в клетке обновляется. Чем интенсивнее идет обмен веществ, тем больше скорость обмена воды в организме. Поэтому у детей циркуляция воды совершается быстрее, чем у взрослых.
Ребенок получает воду с пищевыми продуктами (400—600 мл в сутки), она образуется и в самом организме (200—300 мл); кроме того, ребенок выпивает 0,8—1,2 л воды в сутки (включая чай, компот, молоко и т. д.).
Но организм вместе с тем непрерывно теряет воду. В основном — с мочой; но существенны и те потери, которые связаны с потоотделением. Испарение пота с поверхности кожи ведет по законам физики к усилению теплоотдачи — это явление организм обращает себе на пользу, когда надо поддерживать постоянную температуру тела в жару или при усиленной мышечной работе. Количество выделяемого пота в жаркое время может достигнуть 1 л (в сутки) и более, что сравнимо с теми потерями воды, которые происходят при мочеотделении.
Следует помнить, что при усиленном потоотделении вместе с водой организм теряет много солей, главным образом хлористого натрия (пот действительно соленый!). Когда ребенок, потея, пьет воду, то он потеет еще больше, и, следовательно, потери организмом солей возрастают. Все это приводит к нарушению водно-солевого равновесия, ухудшению общего состояния и снижению работоспособности. Вот почему в жаркое время года рекомендуют за завтраком съедать немного соленой пищи (селедка, брынза); завершаться такой завтрак должен чаем. Это создает достаточный запас соли и воды в организме.
Конечно, в турпоходе, скажем, необходимо иметь запас кипяченой воды во фляге; но в жаркое время, особенно во время ходьбы, много пить воды не стоит. Вообще постарайтесь научить ребят отличать настоящую жажду от «ложной», связанной с пересыханием полости рта; когда рот пересох, достаточно прополоскать его водой.
Напряженность обменных процессов в детском организме объясняет повышенную потребность детей в витаминах. Если витаминов в пище недостаточно, это приводит к возникновению ряда заболеваний.
Когда питание разнообразно, когда используются сезонные возможности обогащения пищи свежими натуральными продуктами, ребенок, как правило, получает достаточное количество витаминов. При обогащении пищи синтетическими витаминами необходима осторожность. Ведь суточные потребности в витаминах исчисляются миллиграммами, оптимальную дозу превысить легко. В научной литературе описаны картины тяжелых заболеваний, вызванных передозировкой отдельных витаминов. Следите, чтобы дети не ели бесконтрольно витаминные драже!
Теперь кратко остановимся на характеристике некоторых важнейших витаминов.
Витамин С (аскорбиновая кислота) усиливает окислительные процессы в организме. Известно, что дети весной иногда становятся вялыми, сонливыми, у них снижается работоспособность, сопротивляемость инфекционным заболеваниям, может появиться кровоточивость десен — все это связано, в частности, и с недостатком витамина С в продуктах питания. Аскорбиновая кислота, растворимое в воде нестойкое соединение, разрушается при нагревании и при длительном хранении продуктов. В организме витамин С не образуется; он поступает только извне с продуктами растительного происхождения; его много в зелени, шиповнике, апельсинах, грейпфрутах, лимонах... Зимой и весной основные источники витамина С — картофель, свежая и квашеная капуста, зеленый лук. Потребность детей 6—10 лет в витамине С — 60 мг в сутки.
Витамины группы В играют очень важную роль в углеводном, жировом и белковом обмене. Так, недостаток витаминов В6 и B12 приводит к задержке роста и малокровию; недостаток витамина В2 вызывает остановку роста и воспаление роговицы глаза; при недостатке в пище витамина B1 повышается утомляемость, нарушается сердечная деятельность, наблюдаются двигательные расстройства. Витамины группы В содержатся в хлебе, курином мясе, яйцах, сыре и особенно в печени. Потребность детей 6—10 лет в витаминах B1—1,0—1,4 мг, В2 и В6—1,3 мг, РР — 12—15 мг в сутки.
Витамин А имеет большое значение для растущего организма; его называют иногда витамином роста. Его недостаток может быть обнаружен и по такому признаку, как снижение остроты зрения («куриная слепота»). При избытке этого витамина увеличивается ломкость костей. Витамин А содержится в рыбьем жире и сливочном масле, яйцах, печени. В зелени, помидорах, моркови содержится пигмент каротин, из которого в организме человека (а именно в печени) образуется витамин А. Витамин А растворим только в жирах, поэтому для лучшего усвоения овощные блюда следует приправлять маслом и сметаной. Суточная потребность в нем детей 6—10 лет составляет 500—700 мкл.
Витамин D регулирует обмен кальция и фосфора, способствуя всасыванию их в кишечнике и отложению в костях; если этого витамина недостаточно, рост костей нарушается. Витамин D содержится в жире печени некоторых рыб, в сливочном масле. Под действием ультрафиолетовых лучей витамин D образуется и в организме человека. Потребность витамина D у детей младшего школьного возраста составляет 100 ME (международных единиц).
Интенсивность энергетического обмена можно оценить, измеряя в калориях количество тепла, выделяемое организмом в единицу времени. Эта тепловая энергия освобождается в результате химических превращений, которые претерпевают получаемые нами извне пищевые вещества.
Для этой оценки важно знать уровень так называемого основного обмена. Он измеряется в условиях полного покоя, теплового комфорта и натощак. Для 8-летнего мальчика величина основного обмена составляет в среднем 1200 ккал в сутки. По абсолютной величине это ниже, чем основной обмен взрослого — 1700 ккал в сутки. Однако если учесть разницу в массе тела взрослого и ребенка и рассчитать величину обмена на единицу массы тела, то окажется, что для этого ребенка интенсивность обмена составляет 46 ккал на 1 кг в сутки, тогда как у взрослого — лишь 24 ккал на 1 кг в сутки.
Затраты энергии, связанные с мышечной деятельностью, очень велики. Даже спокойно сидящий ребенок тратит энергии на 20—30% больше, чем в положении лежа. При ходьбе энерготраты возрастают более чем в 2 раза, а при беге — в 4—5 раз. Рассчитано, что дети младшего школьного возраста тратят на двигательную активность дополнительно 600—700 ккал в сутки.
Когда рассчитывают количество пищи, необходимое для полного покрытия потребностей организма в энергии, учитывают, что около 10% пищевых веществ не усваиваются в желудочно-кишечном тракте (а также то, что 10—15% их теряется при кулинарной обработке). Суточная потребность детей 6—10 лет, таким образом рассчитанная, составляет в среднем 1970—2300 ккал. Разумеется, эта величина лишь приближенно отражает истинные потребности ребенка — они меняются в зависимости от сезона, климатических условий, подвижности ребенка и т. д. Скажем, в холодных районах страны энергозатраты увеличены — нужно дополнительное тепло на поддержание температуры тела. Замечено, что в дни, когда у школьников есть спортивные занятия, а также во время каникул энергозатраты возрастают на 10—15%.
Разнообразной пищей, заменяя одни продукты питания другими, можно обеспечить потребность организма ребенка во всех пищевых веществах. Приведенная здесь таблица поможет вам это сделать.
Режим питания. Детям не только нужно обеспечить полноценное питание (об этом уже говорилось), но и позаботиться о том, чтобы пища хорошо усваивалась. Способствует пищеварению разнообразная, правильно и вкусно приготовленная пища. Приучайте ребенка есть не спеша, хорошо прожевывать пищу и не заниматься во время еды посторонними делами (особенно читать).
Пищевой рефлекс имеет определенную периодичность, в соответствии с которой устанавливается и строго соблюдается режим питания: прием пищи через каждые 3,5—4 часа; речь идет, таким образом, о 4—5-разовом питании. Отрицательно сказывается на аппетите еда урывками и много раньше установленного времени. Подобные нарушения в режиме питания могут привести к угасанию пищевого рефлекса и расстройству пищеварения.
Для детей младшего школьного возраста рекомендуется следующее распределение калорийности суточного рациона питания между отдельными приемами пищи: завтрак — 20—25%, обед — 30—35%, полдник — 20%, ужин — 20—25%.
На завтрак следует давать детям одно горячее блюдо, хлеб с маслом, чай, кофе или горячее молоко, яйцо всмятку, фрукты. В 10 ч — 10ч 30 мин рекомендуется давать второй завтрак, более легкий. Этот завтрак ребенок должен получить в школе.
Обед (13 ч 30 мин — 14 ч) должен состоять из 2—3 блюд: первое блюдо (щи, борщ, суп на мясном отваре), приправленное свежей зеленью (зеленый лук, ботва петрушки); второе блюдо — мясное, овощное или различные каши; третье блюдо — витаминизированные кисели (в готовый кисель добавляется ягодный сок). Употребление только второго блюда не вызывает достаточного отделения желудочного сока, пища долгое время задерживается в пищеварительном канале, подвергается брожению, раздражает слизистую оболочку. С течением времени такое неправильное питание приводит к болезненным изменениям в аппарате пищеварения.
Если ребенок, особенно 6-летнего возраста, остается в школе на продленный день, ему должны быть обеспечены помимо горячего завтрака обед и полдник.
На полдник (16 ч — 16 ч 30 мин) следует давать стакан молока с хлебом, сырые овощи, фрукты.
Ужин (19 ч) состоит из более легких блюд: овощных, рыбных, молочных. Можно дать суррогатный кофе с молоком, фрукты, сладкое.
Посуда столовая — лучше всего фаянсовая, фарфоровая или эмалированная. Кружки и тарелки из пластмасс для детей особенно не желательны, так как в горячую жидкую пищу из пластмасс выделяются, хотя в небольших количествах, различные химические вещества; среди них могут оказаться такие, которые организму ни к чему.
Всё — по режиму
Великий физиолог И. П. Павлов не раз говорил, что ничто так не облегчает работу нервных клеток головного мозга, как определенный распорядок жизни. Такой определенный распорядок, режим дня чрезвычайно важен для учащихся. Всему свое время в режиме дня, а иначе и работа ладиться не будет, не пойдет на пользу.
Если не налажено правильное чередование различных видов деятельности, если продолжительность ночного сна недостаточна, если мало отводится времени для отдыха на открытом воздухе — все это приводит к тому, что нервная система быстро истощается. Результат — снижение работоспособности школьника. Вот почему семья, так же как и школа, должна обратить серьезное внимание на организацию времени бодрствования и сна учащихся.
Педагогам нередко приходится наблюдать, что некоторым ребятам на уроке крайне трудно сосредоточить внимание на том, что происходит в классе. Такое впечатление, что ребенок болен — к тому же он жалуется на головную боль, слабость, желание спать. Иногда выясняется, что ребенок действительно нездоров, но в очень многих случаях причина в ином: он не придерживается режима дня, у него нет определенных часов для приготовления уроков, ему не хватает времени для прогулок, спать он ложится поздно, потому что засиживается у телевизора. Каждое отдельное отступление от режима кажется невинным, но, накапливаясь изо дня в день, последствия таких отступлений начинают сказываться все сильнее. Что нужно теперь такому ребенку? Скажем сразу: он не нуждается ни в каком лечении. Хороший отдых, а затем неукоснительное выполнение распорядка дня избавят маленького школьника от головных болей, вялости, постоянного чувства усталости. Он снова будет внимательным, усидчивым и хорошо успевающим.
Правильно организовать режим дня школьника — это:
обеспечить ему достаточный по продолжительности сон со строго установленным временем подъема и отхода ко сну;
предусмотреть регулярный прием пищи; установить определенное время приготовления уроков;
выделить время для отдыха на открытом воздухе, творческой деятельности, свободных занятий и помощи семье.
Конечно, трудно приучить ребенка следовать всем пунктам режима; но если проявить настойчивость, ему будет все легче и легче это делать — начинает играть свою роль привычка, и ребенок поймет, что режим помогает жить.
Потребность детей в сне тем больше, чем младше ребенок. С возрастом продолжительность сна уменьшается, а время бодрствования соответственно увеличивается. Вместе с тем в самом времени бодрствования — в связи с повышением работоспособности — нарастает удельный вес занятий в школе, домашних учебных занятий, «дополнительных» внешкольных занятий.
Школьники должны вставать в 7 ч утра (независимо от того, в какую смену они занимаются). Следующие 50 мин уходят на утреннюю зарядку, обтирание, туалет и завтрак. Затем ребята, занимающиеся в первую смену, отправляются в школу. Положим на дорогу 30 мин. Те, кто учится во вторую смену, могут использовать это время на помощь семье или прогулку. Но и им надо приняться за учебные дела в то же время, когда начинаются уроки у первой смены; у них в первой половине дня будет еще время для занятий творческой деятельностью по собственному выбору, для подвижных игр на открытом воздухе — прежде чем пора будет обедать и идти в школу.
После учебных занятий в школе учащиеся первой смены обедают и отдыхают: играют на открытом воздухе в подвижные игры, а затем выполняют уроки. Время, оставшееся до сна, уделяют творческой деятельности, свободным занятиям, помогают семье.
Учащиеся, занимающиеся в школе во вторую смену, после занятий и общественной работы не менее одного часа должны погулять, а затем оставшееся до сна время использовать для свободных занятий. К приготовлению уроков лучше приступить с самого утра. Те, кто учится в первую смену, после школы, конечно, должны отдохнуть, а затем, около 4 часов дня, приняться за выполнение домашних заданий. Откладывать это на более позднее время никак нельзя — общая работоспособность к вечеру сильно упадет; о быстром и качественном приготовлении уроков говорить не придется. И сразу же после прихода из школы готовить уроки тоже нецелесообразно — отдых, повторяем, необходим, причем отдых достаточно длительный, полноценный.
Вот почему перерыв между школьными и домашними занятиями должен составлять 3—3,5 ч. Большую часть этого времени ребенку необходимо провести на открытом воздухе.
Для первоклассников, второклассников (и более старших детей с ослабленным здоровьем) желателен дневной сон: час-полтора при открытой форточке, который хорошо восстанавливает работоспособность.
После домашних учебных занятий ребенку обязательно надо поиграть на открытом воздухе час-полтора. Еще раз подчеркнем значение двигательной активности. Дети, которые мало двигаются, отстают в развитии, часто имеют избыточный вес, плохо сопротивляются инфекциям, не могут быстро приспосабливаться к смене температуры воздуха и атмосферного давления; поэтому часто и длительно болеют, вынуждены пропускать занятия в школе, отстают от товарищей.
Нельзя признать разумным запрещение детям прогулок и игр на воздухе в наказание за какие-либо проступки. Неправильно также отменять дневные прогулки, добавляя время, которое ушло бы на них, к вечерним, после того как приготовлены уроки, — в это время уже нет целебных, биологически активных ультрафиолетовых лучей.
Для получения профилактической дозы ультрафиолетовых лучей ребенку нужно было бы пробыть на открытой площадке в полдень при безоблачном небе в течение 6—8 мин в июне — июле и 26 мин — в декабре. Это чисто условная мера: реально мы никогда не находимся в идеальных условиях — воздух не всегда чист, солнце часто бывает закрыто облаками и на часах не всегда полдень. Так что ребенку надо быть на воздухе значительно большее время. Например, с ноября по февраль даже в околополуденное время для этого требуется 1,5—2 ч.
Прогулки и игры детей на воздухе именно днем, а не вечером (так же как и гигиенически полноценная освещенность рабочего места) важны для профилактики расстройств зрения. Многие гигиенисты и офтальмологи считают, что близорукость развивается у школьников как следствие накапливающейся изо дня в день световой и ультрафиолетовой недостаточности.
Общее время пребывания ребенка на свежем воздухе — до 4 ч в день. (Сюда входит и время, затрачиваемое на дорогу в школу и обратно.) Всякий лишний час, проведенный на воздухе, очень ценен для здоровья школьников, особенно ослабленных и перенесших заболевания.
В режиме дня школьников необходимо предусмотреть время, которое используется ими в соответствии с их собственными наклонностями и интересами. Ребенок должен быть уверен, что у него всегда найдутся часы и для чтения любимых книг, и для конструирования или рисования, и для занятий спортом, и для того, чтобы пойти в кино или посмотреть телепередачу.
Конечно, все эти свободные занятия также должны быть гигиенически правильно организованы. В частности, особый контроль следует установить за просмотром телевизионных передач. Очень нежелательно, если ребенок проводит у телевизора более часа и чаще, чем три раза в неделю. Особенно строго придерживаться этих рекомендаций нужно в отношении учащихся, занимающихся во второй смене. Для них просмотр телевизионных передач (обычно вечером) — значительная дополнительная нагрузка. Следите за тем, чтобы дети не сидели слишком близко к экрану (для экрана, размер которого по диагонали 59 см, минимальное расстояние составляет 2 м; для экрана большего размера — 2,5 м); если передача идет в темное время суток, зажигайте в комнате неяркую лампу (располагается она за спинами зрителей).
К «ручным» занятиям, которые должны быть заложены в режиме дня, также предъявляется ряд требований гигиенического характера. Особенно следует помнить, что у маленьких детей процесс окостенения фаланг пальцев еще не закончен, мелкие мышцы кистей рук развиты слабо, точность координации движений оставляет желать лучшего. Всякое новое упражнение, которым овладевают дети, всегда связано с напряжением многих групп мышц. Например, освоение письма вначале вызывает значительное напряжение нервно-мышечного аппарата пальцев, кисти рук и даже всего тела. При этом дети устают, у них даже выступает пот на лбу, хотя видимых затрат энергии нет.
Занятия лепкой, аппликацией, строгание, пиление и другие работы совершенствуют навыки, способствуют развитию у детей мелких мышц руки. Укрепляют их специальные тренирующие упражнения — штриховка в различных направлениях: слева направо, справа налево, сверху вниз, по горизонтали. Во время таких занятий, а также при овладении письмом хорошо помогают расслабить кисть простые движения — сжимание и разжимание пальцев в такт произносимым словам: «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали».
Найдите место в режиме дня посильному труду детей — общественно полезному, в помощь семье, связанному с личным самообслуживанием.
Дома младшим школьникам вполне можно поручать уборку комнат, мытье посуды, не говоря уже о том, что они могут следить за состоянием своей одежды и обуви, стирать мелкие личные вещи, убирать свою постель и свое рабочее место. Важно учить их правильным навыкам выполнения всех этих работ.
К сожалению, дети часто недостаточно хорошо знакомы с самыми элементарными правилами, скажем, уборки помещения. Они берутся вытирать пыль сухими тряпками, подметать пол сухим веником — а в результате запыленность воздуха и загрязненность его микроорганизмами возрастает в несколько раз.
Следует напоминать детям о необходимости выполнять правила личной гигиены, особенно о том, что после работы надо тщательно мыть руки.
На все виды самообслуживания, в том числе на утреннюю гимнастику, закаливающие процедуры и питание младшим школьникам требуется не менее 2,5 ч.
Утренняя зарядка вместе с выполняемыми после нее водными процедурами (обтиранием, обливанием и утренним туалетом) занимает не более 30 мин.
Столько же примерно времени потребуется ребенку для «отхода ко сну». За это время ему необходимо самостоятельно привести в порядок свой костюм, пальто, обувь, пришить, если надо, оторвавшуюся пуговицу, выполнить общепринятые правила личной гигиены.
Двадцать — двадцать пять минут нужно выделить для завтрака и для ужина и 30—35 мин — для обеда.
После напряженной дневной работы организму школьника, его центральной нервной системе нужен полноценный отдых. Такой отдых может доставить только сон.
Сон достаточной продолжительности обеспечивает высокую работоспособность ребенка в течение значительного времени. При недосыпании это время сокращается, работоспособность падает. Систематическое недосыпание просто опасно — оно неблагоприятно сказывается на состоянии нервной системы ребенка. Он становится легко возбудимым, рассеянным, во время работы часто отвлекается, неправильно реагирует на замечания.
Крайне важна не только необходимая продолжительность сна, но и достаточная его глубина. Неглубокий ночной сон, прерывающийся пробуждениями, даже при достаточной его продолжительности, не обеспечивает полноценного отдыха.
Для того чтобы сон ребенка был глубоким, следует соблюдать самые простые, но строгие правила. Прежде всего: приучите его ложиться спать и вставать в одно и то же время. В тех случаях когда ребенок ложится спать в определенный час, его нервная система и весь организм заранее подготовляются ко сну. Он легче и быстрее засыпает и, следовательно, дольше отдыхает. Если же установленные часы отхода ко сну нарушаются, то организм теряет возможность настраиваться соответствующим образом. Ложась в постель в разное время, дети подолгу не могут заснуть, а утром их бывает трудно поднять с постели.
Важно также, чтобы время перед сном проходило в занятиях, успокаивающих нервную систему. Это могут быть спокойные игры, конструирование, вышивание. Шумные игры, а также связанное с эмоциональными переживаниями чтение мешают быстрому засыпанию и глубокому сну.
Очень хорошо школьникам перед сном спокойно погулять минут 20—30, а затем проветрить комнату и провести вечерний туалет; в него следует включить мытье ног водой комнатной температуры. Такие водные процедуры, помимо их гигиенического и закаливающего значения, оказывают благоприятное влияние на нервную систему. Ежедневное выполнение этих процедур в определенный час перед сном способствует более быстрому наступлению сна.
Когда ребенок засыпает (и когда он спит), не нужно его тревожить. Если у него нет своей комнаты, в тот час, когда он засыпает, жизнь семьи должна затихать. Если невозможно полностью исключить неблагоприятные факторы, следует стремиться довести их влияние до минимума: умерить свет, сделав так, чтобы он не падал на засыпающего или спящего, радио приглушить, разговаривать негромко. Все это относится и к последним часам сна, когда возбудимость центральной нервной системы повышается и малейший шум может разбудить ребенка, сократив продолжительность его сна.
Спокойному, глубокому сну препятствует и слишком поздний прием пищи, поэтому ужин у ребенка должен быть не позже чем за 1,5 ч перед сном. Постель — безусловно отдельная, не тесная, не слишком мягкая, но и не жесткая.
Очень важно, чтобы дети и во время сна дышали свежим воздухом. Комнату перед сном нужно хорошо проветрить; еще лучше приучить детей спать при открытой форточке. Температура воздуха в спальне не должна превышать +16—17°.