Мир детства: младший школьник(фрагмент)



Обмен веществ и питание

Что опре­де­ляет у детей младшего школь­ного воз­ра­ста осо­бен­но­сти обмена веществ — этой сложной цепи хими­че­ских пре­вра­ще­ний, которая начи­на­ется поступ­ле­нием в орга­низм пищи и кисло­рода? Как мы знаем, в чело­ве­че­ском орга­низме, в клетках его про­ис­хо­дят обмен­ные про­цессы двух типов: распад сложных молекул до простых сое­ди­не­ний — таких, как вода, угле­ки­слый газ и аммиак (дис­сими­ля­ция), и синтез новых веществ (ассими­ля­ция). В про­цессе распада выде­ля­ется энергия, которая исполь­зу­ется для син­тети­че­ских про­цес­сов, физи­че­ской и умствен­ной работы, под­дер­жа­ния тем­пе­ра­туры тела и т. д. Конеч­ные про­дукты обмена веществ выво­дятся, из орга­низма.

В орга­низме взро­с­лого также посто­янно идет обно­в­ле­ние клеток, но потреб­но­сти дет­ского рас­ту­щего орга­низма и в мате­ри­але для сози­да­ния новых клеток, и в энергии, которая при этом должна быть затра­чена, — более зна­чи­тельны. Допол­ни­тель­ная энергия тре­бу­ется и для того, чтобы обес­пе­чить очень большую подвиж­ность детей. Поэтому на про­цессы распада, поста­в­ля­ю­щие энергию, ложится зна­чи­тель­ная нагрузка.

Пита­тель­ные веще­ства в том виде, в каком мы их полу­чаем, не могут быть непо­сред­ственно исполь­зо­ваны орга­низ­мом (за исклю­че­нием воды, мине­раль­ных солей и вита­ми­нов). Пищу еще надо довести до такого вида, чтобы она могла быть усвоена. Этой задаче и служит пище­ва­ре­ние — процесс меха­ни­че­ской и хими­че­ской обра­ботки пищи в желу­дочно-кишеч­ном тракте; в резуль­тате такой обра­ботки сложные моле­кулы пищевых веществ пре­вра­ща­ются в более простые сое­ди­не­ния, которые и усва­и­ва­ются орга­низ­мом.

Хими­че­ская обра­ботка пищи идет под вли­я­нием особых веществ, содер­жа­щихся в соках пище­ва­ри­тель­ных желез, — фер­мен­тов; они обла­дают важной спо­соб­но­стью уско­рять био­хими­че­ские реакции.

Начи­на­ется пище­ва­ре­ние уже во рту. Здесь пища измель­ча­ется, пере­ме­ши­ва­ется и сма­чи­ва­ется слюной. Слюна — это сли­зи­стый секрет, выде­лен­ный мно­го­чи­с­лен­ными желе­зами в полости рта. Она обво­ла­ки­вает пищу, делая ее при­год­ной для гло­та­ния.

«Слюнки текут» — это о при­вле­ка­тель­ной для всех еде. Поза­боть­тесь о том, чтобы у ребенка с едой были связаны поло­жи­тель­ные эмоции. Если он «не нау­чится реа­ги­ро­вать» на пищу (или если реакция тор­мо­зится непри­ят­ными пережи­ва­ни­ями), то не сра­бо­тают рефлек­тор­ные меха­низмы, которые в зави­си­мо­сти от харак­тера пищи изме­няют не только коли­че­ство слюны, но и содер­жа­ние в ней фер­мен­тов...

Итак, слюна смочила комочек пищи, обволо­кла его — теперь ребенок легко про­глотит этот комочек. Нужно учи­ты­вать все-таки, что пищевод еще легко раним (нежна его сли­зи­стая оболочка), поэтому следует избе­гать пока грубой пищи.

Про­гло­чен­ная пища попа­дает в желудок и задер­жи­ва­ется в нем на несколько часов и под­вер­га­ется даль­нейшей обра­ботке. Нор­маль­ный процесс пище­ва­ре­ния может про­те­кать только при выде­ле­нии доста­точ­ного коли­че­ства желу­доч­ного сока. Здесь можно пов­то­рить то, что сказано о слюне: желу­доч­ный сок начи­нает выде­ляться при виде вкусной еды и даже при раз­го­воре о ней. Напротив, отри­ца­тель­ные эмоции (недо­воль­ство, гнев, страх) или же непри­ят­ный вид и запах пищи тор­мо­зят отде­ле­ние желу­доч­ного сока.

Из желудка пища посту­пает в две­на­дца­типер­ст­ную кишку, а затем в сле­ду­ю­щие отделы тонкого кишеч­ника. Здесь под вли­я­нием фер­мен­тов завер­ша­ется рас­щеп­ле­ние белков, жиров и угле­во­дов. Заметим, что фер­мен­т­ный состав пище­ва­ри­тель­ных соков также зависит от харак­тера пищи. Соот­но­ше­ние белков, жиров и угле­во­дов в при­выч­ных про­дук­тах питания опре­де­ляет коли­че­ствен­ное соот­но­ше­ние раз­лич­ных фер­мен­тов в пище­ва­ри­тель­ных соках. Таким образом, фер­менты желу­дочно-кишеч­ного тракта при­с­по­со­б­лены к питанию опре­де­лен­ным при­выч­ным набором пищевых про­дук­тов. Чем шире этот набор, тем легче может быть пере­ва­рена раз­лич­ная пища. Поэтому при­у­че­ние ребенка к раз­но­об­раз­ному питанию облег­чит ему при­с­по­со­б­ле­ние в необ­хо­ди­мых случаях к любым изме­не­ниям в харак­тере пищи.

Сли­зи­стая оболочка кишеч­ника у детей развита хорошо, в ней много кро­ве­нос­ных и лим­фа­ти­че­ских сосудов — это спо­соб­ствует лучшему вса­сы­ва­нию про­дук­тов пище­ва­ре­ния. Вместе с тем эла­сти­че­ские волокна и мышеч­ный слой кишеч­ника у детей развиты слабее, чем у взро­с­лых, поэтому стенки кишеч­ника несколько вялы, дви­же­ния, кото­рыми про­тал­ки­ва­ется пища, слабее. Счита­ется, что запоры, часто наблю­да­ю­щи­еся у детей, нередко можно объ­яс­нить этим. Отсюда необ­хо­ди­мость соот­вет­ству­ю­щих кор­рек­ти­вов в режиме питания и рационе.

Пище­ва­ре­ние завер­ша­ется в толстом кишеч­нике, где про­ис­хо­дит основ­ное вса­сы­ва­ние воды. В толстом кишеч­нике раз­ви­ва­ется богатая микро­флора, состо­я­щая из микро­бов бро­же­ния и гниения. Они полезны для орга­низма, поскольку син­те­зи­руют ряд вита­ми­нов.

Гни­лост­ные микробы кишеч­ника в про­цессе своей жиз­не­де­я­тель­но­сти обра­зуют ряд ядо­ви­тых про­дук­тов гниения. Для орга­низма они, как правило, опас­но­сти не пред­ста­в­ляют, так как отте­ка­ю­щая от кишеч­ника кровь обя­за­тельно попа­дает в печень, где обез­врежи­ва­ются многие ядо­ви­тые веще­ства, всо­сав­ши­еся в кишеч­нике. Но в случае запора опас­ность инток­си­ка­ции орга­низма воз­ра­с­тает. Молоч­но­ки­слые про­дукты бла­го­т­ворно влияют на работу кишеч­ника, регу­ли­руя состав микро­флоры.

Сложная согла­со­ван­ная работа органов пище­ва­ре­ния регу­ли­ру­ется спе­ци­аль­ными нерв­ными цен­трами, рас­поло­жен­ными в раз­лич­ных отделах цен­траль­ной нервной системы.

В период интен­сив­ного роста в орга­низме ребенка часто воз­ни­кает нехватка тех или иных веществ. Пищевой центр тонко реа­ги­рует на изме­не­ние хими­че­ского состава вну­трен­ней среды орга­низма. Так воз­ни­кают инди­ви­ду­аль­ные, порой стран­ные, осо­бен­но­сти аппетита. Напри­мер, иногда у детей поя­в­ля­ется желание есть мел или шту­ка­турку — это сигнал того, что орга­низм испы­ты­вает повы­шен­ную потреб­ность в кальции.

Значит, нала­жи­вая питание ребенка, надо отда­вать себе отчет в том, что пред­по­чте­ние детьми тех или иных про­дук­тов и их пред­ста­в­ле­ния о вку­со­вых каче­ствах пищи могут дик­то­ваться вну­трен­ними потреб­но­стями орга­низма, а вовсе не «непо­нят­ными капри­зами».

С другой стороны, недо­ста­точ­ное вни­ма­ние к режиму питания и составу пищи, несо­блю­де­ние реко­мен­до­ван­ных норм, осно­ван­ных на изу­че­нии физи­оло­гии обмена веществ ребенка, могут при­ве­сти к закреп­ле­нию вредных пищевых при­вы­чек. Так, неко­то­рые дети при­вы­кают пить много воды — а ведь это создает допол­ни­тель­ную нагрузку на сер­дечно-сосу­ди­стую и выде­ли­тель­ную системы; с тече­нием времени воз­можны даже патоло­ги­че­ские нару­ше­ния в работе этих систем. Другой пример — при­вычка есть много сла­до­стей и мучных изделий; это в конеч­ном счете может при­ве­сти к ожи­ре­нию.

С осо­бен­но­стями работы пище­вого центра связаны неко­то­рые зна­ко­мые всем картины. Так, увле­чен­ный своими заняти­ями, ребенок отка­зы­ва­ется от еды в поло­жен­ное время. Это легко объ­яс­ня­ется тем, что эмо­ци­о­наль­ное воз­бу­жде­ние тор­мо­зит пищевой центр (аппетита нет). Однако аппетит может быть легко вос­ста­но­в­лен, если ребенок все же начнет есть. А побу­дить его к этому легче всего, пред­ло­жив ему вкусную закуску. При­вле­ка­тель­ный вид, запах и вкус пищи и сам акт еды, как показал И. П. Павлов, рефлек­торно рас­тор­ма­жи­вают пищевой центр. (Как гово­рится, «аппетит при­хо­дит во время еды».) А вот если неза­долго до обеда поесть немного, то это вызы­вает стойкое тор­мо­же­ние пище­вого центра («аппетит перебит»). Осо­бенно легко нару­шают аппетит сла­до­сти: угле­воды быстро вса­сы­ва­ются в кровь, уве­ли­че­ние коли­че­ства сахара в крови вызы­вает ощу­ще­ние сытости.

Иногда у детей младшего школь­ного воз­ра­ста наблю­да­ется стойкое отри­ца­тель­ное отно­ше­ние к еде. Пищевой центр пере­стает быть регу­ля­то­ром потреб­но­стей ребенка в пище, что может при­ве­сти к тяжелым нару­ше­ниям обмена веществ. Это состо­я­ние нередко воз­ни­кает по вине роди­те­лей, которые заста­в­ляют ребенка есть больше, или быстрее, или то, что ребенку кажется нев­кус­ным. В таких случаях нужно срочно при­ни­мать меры — причем роди­тели должны стать намного более тре­бо­ва­тель­ными к себе, чем к ребенку. (Однако в любом случае необ­хо­дима кон­суль­та­ция с врачом — стойкое отсут­ствие аппетита может быть связано порой с неко­то­рыми забо­ле­ва­ни­ями ребенка.)

Белки — часть пищи, наи­бо­лее важная для рас­ту­щего орга­низма: они пред­ста­в­ляют собой основ­ной мате­риал для постро­е­ния всех тканей тела.

Все мно­го­об­ра­зие белков постро­ено из 20 видов ами­но­ки­слот, сое­ди­нен­ных в разных ком­би­на­циях. Ами­но­ки­слоты могут син­те­зи­ро­ваться в клетке в резуль­тате обмен­ных пре­вра­ще­ний. Могут, но не все — 8 ами­но­ки­слот обя­за­тельно должны в орга­низм чело­века посту­пать извне, с пищей. Эти 8 ами­но­ки­слот назы­ва­ются поэтому неза­ме­ни­мыми. А для детей в период роста харак­терна нехватка еще одной ами­но­ки­слоты — гисти­дина, так что для них неза­ме­ни­мыми явля­ются 9 ами­но­ки­слот.

В живот­ных белках молока, яиц, творога, сыра содер­жатся все неза­ме­ни­мые ами­но­ки­слоты и в нужном соот­но­ше­нии. Так, состав неза­ме­ни­мых ами­но­ки­слот куриных яиц соот­вет­ствует составу ами­но­ки­слот жен­ского молока, т. е. иде­ально удо­вле­тво­ряет потреб­но­сти рас­ту­щего орга­низма. Роди­те­лям следует знать, что белки живот­ного про­ис­хо­жде­ния в питании детей 6—10 лет должны соста­в­лять несколько больше поло­вины потре­б­ля­е­мых белков.

Белки рас­ти­тель­ного про­ис­хо­жде­ния (за исклю­че­нием бобовых) не содер­жат доста­точ­ного коли­че­ства неза­ме­ни­мых ами­но­ки­слот. Их биоло­ги­че­ская цен­ность может быть повы­шена за счет сочета­ния с про­дук­тами живот­ного про­ис­хо­жде­ния.

Целе­со­об­разно упо­тре­б­лять мясные и рыбные блюда с овощ­ными гар­ни­рами, каши сочетать с молоком.

Усва­и­ва­е­мость белка детским орга­низ­мом зависит от того, нас­колько гар­мо­нично сочета­ется белок в пище с жирами и угле­во­дами.

Жиры ухудшают, а угле­воды улуч­шают усво­е­ние белков. Наи­луч­шее соот­но­ше­ние белков, жиров и угле­во­дов в пище ребенка — 1:1:4. Для школь­ни­ков 6—10 лет нужно около 3 г белка на 1 кг массы их тела, т. е. в день 68 г в 6 лет и около 80 г в 7—10 лет. (После забо­ле­ва­ний, про­те­кав­ших с повы­ше­нием тем­пе­ра­туры, потреб­но­сти орга­низма в белке зна­чи­тельно воз­ра­с­тают.)

Если в пище недо­стает белка, то заметно замед­ля­ется рост ребенка, он плохо при­ба­в­ляет в массе, ухудша­ется сопроти­в­ля­е­мость инфек­циям, сни­жа­ется физи­че­ская и умствен­ная рабо­то­с­по­соб­ность. Неже­ла­тельно, однако, и избы­точ­ное бел­ко­вое питание: тогда белки пол­но­стью не усва­и­ва­ются, что вызы­вает уси­лен­ное раз­ви­тие гни­лост­ной микро­флоры в толстом кишеч­нике и инток­си­ка­цию орга­низма.

Угле­воды — важный источ­ник энергии. Именно оки­сле­ние глюкозы в тканях поста­в­ляет основ­ное коли­че­ство энергии, необ­хо­ди­мое орга­низму.

Часть глюкозы откла­ды­ва­ется как энер­гети­че­ский резерв в печени (в виде гли­ко­гена). Но емкость печени не без­гра­нична, поэтому при избытке угле­во­дов в пище они посту­пают в жировую ткань и пре­вра­ща­ются в жир. Так что излишек угле­во­дов в пище может при­ве­сти к ожи­ре­нию, осо­бенно если ребенок мало дви­га­ется. Суточ­ная потреб­ность в угле­во­дах детей младшего школь­ного воз­ра­ста соста­в­ляет 320 г.

Угле­воды содер­жатся главным образом в про­дук­тах рас­ти­тель­ного про­ис­хо­жде­ния (сахар, мед, кар­то­фель и другие овощи, крупы, хлеб). Усва­и­ва­ются все угле­воды легко, за исклю­че­нием клет­чатки, но зато она акти­ви­зи­рует дея­тель­ность кишеч­ника.

Жиры — другой важный энер­гети­че­ский источ­ник; за счет жиров удо­вле­тво­ря­ется не менее 30% потреб­но­сти орга­низма в энергии. Жиры участ­вуют также в постро­е­нии кле­точ­ных струк­тур, спо­соб­ствуют усво­е­нию жиро­рас­тво­ри­мых вита­ми­нов.

Высокая кало­рийность жиров опре­де­ляет их пищевую цен­ность. При полном рас­щеп­ле­нии 1 г жира осво­бо­жда­ется 9,8 ккал тепла, в то время как 1 г угле­во­дов или белков обра­зует всего лишь 4,1 ккал.

Жир, отло­жен­ный про запас, моби­ли­зу­ется орга­низ­мом в каче­стве энер­гети­че­ского мате­ри­ала при уси­лен­ной работе, голо­да­нии, болезни. У детей, в срав­не­нии со взро­с­лыми, запасы жиров более подвижны, легко исто­ща­ются.

Из живот­ных жиров наи­бо­лее пол­но­цен­ные жиры молока: в них содер­жатся вита­мины А и D, так необ­хо­ди­мые детям. Твердые жиры — баранье и говяжье сало усва­и­ва­ются детским орга­низ­мом плохо.

Большую цен­ность в питании детей пред­ста­в­ляют и рас­ти­тель­ные жиры. В рацион дет­ского питания рас­ти­тель­ное масло должно вклю­чаться обя­за­тельно.

Суточ­ная физи­оло­ги­че­ская норма жиров для младших школь­ни­ков — 68—79 г; из них 58—63 г живот­ного про­ис­хо­жде­ния и 10—16 г рас­ти­тель­ного. Избыток жиров в пище детей вызы­вает сни­же­ние аппетита и может при­ве­сти к нару­ше­нию обмена веществ.

В мине­раль­ных солях орга­низм детей и под­рост­ков испы­ты­вает повы­шен­ную потреб­ность (осо­бенно в кальции и фосфоре) — и это опять-таки связано с интен­сив­ным ростом и фор­ми­ро­ва­нием костной ткани.

Молоч­ные про­дукты обес­пе­чи­вают потреб­но­сти орга­низма в кальции и фосфоре в нужном соот­но­ше­нии. Молоко для рас­ту­щего орга­низма — продукт неза­ме­ни­мый не только по каче­ству белка и жира, но и по харак­теру сое­ди­не­ний кальция.

Кальций, содер­жа­щийся в других про­дук­тах (напри­мер, в хлебе, крупах, капусте), усва­и­ва­ется хуже; рацион с повы­шен­ным содер­жа­нием круп и мака­рон­ных изделий плохо влияет на обмен кальция у детей. В этих пищевых про­дук­тах кальция мало, к тому же в них при­сут­ствуют веще­ства, обра­зу­ю­щие с каль­цием труд­но­рас­тво­ри­мые сое­ди­не­ния. Фос­фо­ром богаты рыба, мясо, яичный желток, мозги, орехи, овес.

Обычная сме­шан­ная пища содер­жит доста­точ­ное коли­че­ство железа для удо­вле­тво­ре­ния потреб­но­сти детей. Зна­че­ние железа для орга­низма осо­бенно велико: доста­точно напо­мнить, что оно входит в состав гемо­гло­бина. Школь­ники должны полу­чать в сутки 10 мг железа. Осо­бенно богаты железом зелень, яблоки, печень.

Детям тре­бу­ется 8—10 г пова­рен­ной соли в сутки. Натрий, содер­жа­щийся в соли, — основ­ной мине­раль­ный ком­по­нент крови и меж­т­ка­не­вой жид­ко­сти. В клетках же пре­о­б­ла­дает калий; так что для нор­маль­ного роста он совер­шенно необ­хо­дим, и дети должны полу­чать его 2—3 г в сутки. Соли калия содер­жатся в про­дук­тах главным образом рас­ти­тель­ного про­ис­хо­жде­ния.

Кроме упо­мя­ну­тых мине­раль­ных веществ в орга­низме чело­века содер­жатся кобальт, мар­га­нец, цинк, медь, никель, йод, фтор. Несмо­тря на то что они при­сут­ствуют в орга­низме в очень малых коли­че­ствах (поэтому и назы­ва­ются микро­эле­мен­тами), для орга­низма они совер­шенно необ­хо­димы. Так, медь необ­хо­дима для обра­зо­ва­ния гемо­гло­бина, цинк тре­бу­ется для нор­маль­ной работы под­же­лу­доч­ной железы, йод входит в состав гормона щито­вид­ной железы.

Из всех хими­че­ских веществ орга­низма на долю воды при­хо­дится самая зна­чи­тель­ная часть — 62% от общей массы тела. Две трети всей воды орга­низма нахо­дится в клетках (вну­три­кле­точ­ная вода), осталь­ная входит в состав крови, лимфы и тка­не­вой жид­ко­сти (вне­кле­точ­ная вода).

Вода в орга­низме содер­жится в посто­ян­ном дви­же­нии. Каждые 3—5 минут состав воды в клетке обно­в­ля­ется. Чем интен­сив­нее идет обмен веществ, тем больше ско­рость обмена воды в орга­низме. Поэтому у детей цир­ку­ля­ция воды совер­ша­ется быстрее, чем у взро­с­лых.

Ребенок полу­чает воду с пище­выми про­дук­тами (400—600 мл в сутки), она обра­зу­ется и в самом орга­низме (200—300 мл); кроме того, ребенок выпи­вает 0,8—1,2 л воды в сутки (включая чай, компот, молоко и т. д.).

Но орга­низм вместе с тем непре­рывно теряет воду. В основ­ном — с мочой; но суще­ственны и те потери, которые связаны с пото­от­де­ле­нием. Испа­ре­ние пота с поверх­но­сти кожи ведет по законам физики к уси­ле­нию теп­ло­от­дачи — это явление орга­низм обра­щает себе на пользу, когда надо под­дер­жи­вать посто­ян­ную тем­пе­ра­туру тела в жару или при уси­лен­ной мышеч­ной работе. Коли­че­ство выде­ля­е­мого пота в жаркое время может достиг­нуть 1 л (в сутки) и более, что срав­нимо с теми поте­рями воды, которые про­ис­хо­дят при моче­от­де­ле­нии.

Следует помнить, что при уси­лен­ном пото­от­де­ле­нии вместе с водой орга­низм теряет много солей, главным образом хло­ри­стого натрия (пот действи­тельно соленый!). Когда ребенок, потея, пьет воду, то он потеет еще больше, и, сле­до­ва­тельно, потери орга­низ­мом солей воз­ра­с­тают. Все это при­во­дит к нару­ше­нию водно-соле­вого рав­но­ве­сия, ухудше­нию общего состо­я­ния и сни­же­нию рабо­то­с­по­соб­но­сти. Вот почему в жаркое время года реко­мен­дуют за зав­тра­ком съедать немного соленой пищи (селедка, брынза); завер­шаться такой завтрак должен чаем. Это создает доста­точ­ный запас соли и воды в орга­низме.

Конечно, в тур­по­ходе, скажем, необ­хо­димо иметь запас кипя­че­ной воды во фляге; но в жаркое время, осо­бенно во время ходьбы, много пить воды не стоит. Вообще поста­райтесь научить ребят отли­чать насто­я­щую жажду от «ложной», свя­зан­ной с пере­сы­ха­нием полости рта; когда рот пересох, доста­точно про­полос­кать его водой.

Напря­жен­ность обмен­ных про­цес­сов в детском орга­низме объ­яс­няет повы­шен­ную потреб­ность детей в вита­ми­нах. Если вита­ми­нов в пище недо­ста­точно, это при­во­дит к воз­ник­но­ве­нию ряда забо­ле­ва­ний.

Когда питание раз­но­об­разно, когда исполь­зу­ются сезон­ные воз­мож­но­сти обо­га­ще­ния пищи свежими нату­раль­ными про­дук­тами, ребенок, как правило, полу­чает доста­точ­ное коли­че­ство вита­ми­нов. При обо­га­ще­нии пищи син­тети­че­скими вита­ми­нами необ­хо­дима осто­рож­ность. Ведь суточ­ные потреб­но­сти в вита­ми­нах исчи­с­ля­ются мил­ли­грам­мами, опти­маль­ную дозу пре­вы­сить легко. В научной лите­ра­туре описаны картины тяжелых забо­ле­ва­ний, вызван­ных пере­до­зи­ров­кой отдель­ных вита­ми­нов. Следите, чтобы дети не ели бес­кон­трольно вита­мин­ные драже!

Теперь кратко оста­но­вимся на харак­те­ри­стике неко­то­рых важ­нейших вита­ми­нов.

Витамин С (аскор­би­но­вая кислота) уси­ли­вает оки­сли­тель­ные про­цессы в орга­низме. Известно, что дети весной иногда ста­но­вятся вялыми, сон­ли­выми, у них сни­жа­ется рабо­то­с­по­соб­ность, сопроти­в­ля­е­мость инфек­ци­он­ным забо­ле­ва­ниям, может поя­виться кро­во­то­чи­вость десен — все это связано, в част­но­сти, и с недо­стат­ком вита­мина С в про­дук­тах питания. Аскор­би­но­вая кислота, рас­тво­ри­мое в воде нестойкое сое­ди­не­ние, раз­ру­ша­ется при нагре­ва­нии и при дли­тель­ном хра­не­нии про­дук­тов. В орга­низме витамин С не обра­зу­ется; он посту­пает только извне с про­дук­тами рас­ти­тель­ного про­ис­хо­жде­ния; его много в зелени, шипов­нике, апель­си­нах, грейп­фру­тах, лимонах... Зимой и весной основ­ные источ­ники вита­мина С — кар­то­фель, свежая и ква­ше­ная капуста, зеленый лук. Потреб­ность детей 6—10 лет в вита­мине С — 60 мг в сутки.

Вита­мины группы В играют очень важную роль в угле­вод­ном, жировом и бел­ко­вом обмене. Так, недо­ста­ток вита­ми­нов В6 и B12 при­во­дит к задер­жке роста и мало­кро­вию; недо­ста­ток вита­мина В2 вызы­вает оста­новку роста и вос­па­ле­ние рого­вицы глаза; при недо­статке в пище вита­мина B1 повы­ша­ется утом­ля­е­мость, нару­ша­ется сер­деч­ная дея­тель­ность, наблю­да­ются дви­га­тель­ные рас­стройства. Вита­мины группы В содер­жатся в хлебе, курином мясе, яйцах, сыре и осо­бенно в печени. Потреб­ность детей 6—10 лет в вита­ми­нах B1—1,0—1,4 мг, В2 и В6—1,3 мг, РР — 12—15 мг в сутки.

Витамин А имеет большое зна­че­ние для рас­ту­щего орга­низма; его назы­вают иногда вита­ми­ном роста. Его недо­ста­ток может быть обна­ру­жен и по такому при­знаку, как сни­же­ние остроты зрения («куриная слепота»). При избытке этого вита­мина уве­ли­чи­ва­ется лом­кость костей. Витамин А содер­жится в рыбьем жире и сли­воч­ном масле, яйцах, печени. В зелени, поми­до­рах, моркови содер­жится пигмент каротин, из кото­рого в орга­низме чело­века (а именно в печени) обра­зу­ется витамин А. Витамин А рас­тво­рим только в жирах, поэтому для лучшего усво­е­ния овощные блюда следует при­пра­в­лять маслом и смета­ной. Суточ­ная потреб­ность в нем детей 6—10 лет соста­в­ляет 500—700 мкл.

Витамин D регу­ли­рует обмен кальция и фосфора, спо­соб­ствуя вса­сы­ва­нию их в кишеч­нике и отло­же­нию в костях; если этого вита­мина недо­ста­точно, рост костей нару­ша­ется. Витамин D содер­жится в жире печени неко­то­рых рыб, в сли­воч­ном масле. Под действием уль­тра­фи­о­лето­вых лучей витамин D обра­зу­ется и в орга­низме чело­века. Потреб­ность вита­мина D у детей младшего школь­ного воз­ра­ста соста­в­ляет 100 ME (меж­ду­на­род­ных единиц).

Интен­сив­ность энер­гети­че­ского обмена можно оценить, измеряя в кало­риях коли­че­ство тепла, выде­ля­е­мое орга­низ­мом в единицу времени. Эта теп­ло­вая энергия осво­бо­жда­ется в резуль­тате хими­че­ских пре­вра­ще­ний, которые претер­пе­вают полу­ча­е­мые нами извне пищевые веще­ства.

Для этой оценки важно знать уровень так назы­ва­е­мого основ­ного обмена. Он изме­ря­ется в усло­виях полного покоя, теп­ло­вого ком­форта и натощак. Для 8-летнего маль­чика вели­чина основ­ного обмена соста­в­ляет в среднем 1200 ккал в сутки. По абсо­лют­ной вели­чине это ниже, чем основ­ной обмен взро­с­лого — 1700 ккал в сутки. Однако если учесть разницу в массе тела взро­с­лого и ребенка и рас­считать вели­чину обмена на единицу массы тела, то ока­жется, что для этого ребенка интен­сив­ность обмена соста­в­ляет 46 ккал на 1 кг в сутки, тогда как у взро­с­лого — лишь 24 ккал на 1 кг в сутки.

Затраты энергии, свя­зан­ные с мышеч­ной дея­тель­но­стью, очень велики. Даже спо­койно сидящий ребенок тратит энергии на 20—30% больше, чем в поло­же­нии лежа. При ходьбе энер­го­траты воз­ра­с­тают более чем в 2 раза, а при беге — в 4—5 раз. Рас­считано, что дети младшего школь­ного воз­ра­ста тратят на дви­га­тель­ную актив­ность допол­ни­тельно 600—700 ккал в сутки.

Когда рас­счи­ты­вают коли­че­ство пищи, необ­хо­ди­мое для полного покры­тия потреб­но­стей орга­низма в энергии, учи­ты­вают, что около 10% пищевых веществ не усва­и­ва­ются в желу­дочно-кишеч­ном тракте (а также то, что 10—15% их теря­ется при кули­нар­ной обра­ботке). Суточ­ная потреб­ность детей 6—10 лет, таким образом рас­считан­ная, соста­в­ляет в среднем 1970—2300 ккал. Разу­ме­ется, эта вели­чина лишь при­бли­женно отра­жает истин­ные потреб­но­сти ребенка — они меня­ются в зави­си­мо­сти от сезона, кли­ма­ти­че­ских условий, подвиж­но­сти ребенка и т. д. Скажем, в холод­ных районах страны энер­го­за­траты уве­ли­чены — нужно допол­ни­тель­ное тепло на под­дер­жа­ние тем­пе­ра­туры тела. Заме­чено, что в дни, когда у школь­ни­ков есть спор­тив­ные занятия, а также во время каникул энер­го­за­траты воз­ра­с­тают на 10—15%.

Раз­но­об­раз­ной пищей, заменяя одни про­дукты питания другими, можно обес­пе­чить потреб­ность орга­низма ребенка во всех пищевых веще­ствах. При­ве­ден­ная здесь таблица поможет вам это сделать.

Режим питания. Детям не только нужно обес­пе­чить пол­но­цен­ное питание (об этом уже гово­ри­лось), но и поза­ботиться о том, чтобы пища хорошо усва­и­ва­лась. Спо­соб­ствует пище­ва­ре­нию раз­но­об­разная, правильно и вкусно при­го­то­в­лен­ная пища. При­у­чайте ребенка есть не спеша, хорошо про­же­вы­вать пищу и не зани­маться во время еды посто­рон­ними делами (осо­бенно читать).

Пищевой рефлекс имеет опре­де­лен­ную пери­о­дич­ность, в соот­вет­ствии с которой уста­на­в­ли­ва­ется и строго соблю­да­ется режим питания: прием пищи через каждые 3,5—4 часа; речь идет, таким образом, о 4—5-разовом питании. Отри­ца­тельно ска­зы­ва­ется на аппетите еда урыв­ками и много раньше уста­но­в­лен­ного времени. Подоб­ные нару­ше­ния в режиме питания могут при­ве­сти к уга­са­нию пище­вого рефлекса и рас­стройству пище­ва­ре­ния.

Для детей младшего школь­ного воз­ра­ста реко­мен­ду­ется сле­ду­ю­щее рас­пре­де­ле­ние кало­рийно­сти суточ­ного рациона питания между отдель­ными при­е­мами пищи: завтрак — 20—25%, обед — 30—35%, полдник — 20%, ужин — 20—25%.

На завтрак следует давать детям одно горячее блюдо, хлеб с маслом, чай, кофе или горячее молоко, яйцо всмятку, фрукты. В 10 ч — 10ч 30 мин реко­мен­ду­ется давать второй завтрак, более легкий. Этот завтрак ребенок должен полу­чить в школе.

Обед (13 ч 30 мин — 14 ч) должен состо­ять из 2—3 блюд: первое блюдо (щи, борщ, суп на мясном отваре), при­пра­в­лен­ное свежей зеленью (зеленый лук, ботва пет­рушки); второе блюдо — мясное, овощное или раз­лич­ные каши; третье блюдо — вита­ми­ни­зи­ро­ван­ные кисели (в готовый кисель доба­в­ля­ется ягодный сок). Упо­тре­б­ле­ние только второго блюда не вызы­вает доста­точ­ного отде­ле­ния желу­доч­ного сока, пища долгое время задер­жи­ва­ется в пище­ва­ри­тель­ном канале, под­вер­га­ется бро­же­нию, раз­дра­жает сли­зи­стую оболочку. С тече­нием времени такое неправиль­ное питание при­во­дит к болез­нен­ным изме­не­ниям в аппа­рате пище­ва­ре­ния.

Если ребенок, осо­бенно 6-летнего воз­ра­ста, оста­ется в школе на про­д­лен­ный день, ему должны быть обес­пе­чены помимо горя­чего зав­трака обед и полдник.

На полдник (16 ч — 16 ч 30 мин) следует давать стакан молока с хлебом, сырые овощи, фрукты.

Ужин (19 ч) состоит из более легких блюд: овощных, рыбных, молоч­ных. Можно дать сур­ро­гат­ный кофе с молоком, фрукты, сладкое.

Посуда столо­вая — лучше всего фаян­со­вая, фар­фо­ро­вая или эмали­ро­ван­ная. Кружки и тарелки из пласт­масс для детей осо­бенно не жела­тельны, так как в горячую жидкую пищу из пласт­масс выде­ля­ются, хотя в неболь­ших коли­че­ствах, раз­лич­ные хими­че­ские веще­ства; среди них могут ока­заться такие, которые орга­низму ни к чему.

с. 20—28

Всё — по режиму

Великий физи­олог И. П. Павлов не раз говорил, что ничто так не облег­чает работу нервных клеток голов­ного мозга, как опре­де­лен­ный рас­по­ря­док жизни. Такой опре­де­лен­ный рас­по­ря­док, режим дня чрез­вы­чайно важен для уча­щихся. Всему свое время в режиме дня, а иначе и работа ладиться не будет, не пойдет на пользу.

Если не нала­жено правиль­ное чере­до­ва­ние раз­лич­ных видов дея­тель­но­сти, если про­дол­жи­тель­ность ночного сна недо­ста­точна, если мало отво­дится времени для отдыха на откры­том воздухе — все это при­во­дит к тому, что нервная система быстро исто­ща­ется. Резуль­тат — сни­же­ние рабо­то­с­по­соб­но­сти школь­ника. Вот почему семья, так же как и школа, должна обра­тить серьез­ное вни­ма­ние на орга­ни­за­цию времени бодр­ство­ва­ния и сна уча­щихся.

Педа­го­гам нередко при­хо­дится наблю­дать, что неко­то­рым ребятам на уроке крайне трудно сосре­до­то­чить вни­ма­ние на том, что про­ис­хо­дит в классе. Такое впе­ча­т­ле­ние, что ребенок болен — к тому же он жалу­ется на голов­ную боль, сла­бо­сть, желание спать. Иногда выяс­ня­ется, что ребенок действи­тельно нездо­ров, но в очень многих случаях причина в ином: он не при­дер­жи­ва­ется режима дня, у него нет опре­де­лен­ных часов для при­го­то­в­ле­ния уроков, ему не хватает времени для про­гу­лок, спать он ложится поздно, потому что заси­жи­ва­ется у теле­ви­зора. Каждое отдель­ное отступ­ле­ние от режима кажется невин­ным, но, нака­п­ли­ва­ясь изо дня в день, послед­ствия таких отступ­ле­ний начи­нают ска­зы­ваться все сильнее. Что нужно теперь такому ребенку? Скажем сразу: он не нужда­ется ни в каком лечении. Хороший отдых, а затем неу­кос­ни­тель­ное выпол­не­ние рас­по­рядка дня избавят малень­кого школь­ника от голов­ных болей, вялости, посто­ян­ного чувства уста­ло­сти. Он снова будет вни­ма­тель­ным, усид­чи­вым и хорошо успе­ва­ю­щим.

Правильно орга­ни­зо­вать режим дня школь­ника — это:

обес­пе­чить ему доста­точ­ный по про­дол­жи­тель­но­сти сон со строго уста­но­в­лен­ным вре­ме­нем подъема и отхода ко сну;

пре­ду­смо­треть регу­ляр­ный прием пищи; уста­но­вить опре­де­лен­ное время при­го­то­в­ле­ния уроков;

выде­лить время для отдыха на откры­том воздухе, твор­че­ской дея­тель­но­сти, сво­бод­ных занятий и помощи семье.

Конечно, трудно при­у­чить ребенка сле­до­вать всем пунктам режима; но если про­я­вить настой­чи­вость, ему будет все легче и легче это делать — начи­нает играть свою роль при­вычка, и ребенок поймет, что режим помо­гает жить.

Потреб­ность детей в сне тем больше, чем младше ребенок. С воз­ра­с­том про­дол­жи­тель­ность сна умень­ша­ется, а время бодр­ство­ва­ния соот­вет­ственно уве­ли­чи­ва­ется. Вместе с тем в самом времени бодр­ство­ва­ния — в связи с повы­ше­нием рабо­то­с­по­соб­но­сти — нара­с­тает удель­ный вес занятий в школе, домаш­них учебных занятий, «допол­ни­тель­ных» вне­ш­коль­ных занятий.

Школь­ники должны вста­вать в 7 ч утра (незави­симо от того, в какую смену они зани­ма­ются). Сле­ду­ю­щие 50 мин уходят на утрен­нюю зарядку, обти­ра­ние, туалет и завтрак. Затем ребята, зани­ма­ю­щи­еся в первую смену, отпра­в­ля­ются в школу. Положим на дорогу 30 мин. Те, кто учится во вторую смену, могут исполь­зо­вать это время на помощь семье или про­гулку. Но и им надо при­няться за учебные дела в то же время, когда начи­на­ются уроки у первой смены; у них в первой поло­вине дня будет еще время для занятий твор­че­ской дея­тель­но­стью по соб­ствен­ному выбору, для подвиж­ных игр на откры­том воздухе — прежде чем пора будет обедать и идти в школу.

После учебных занятий в школе уча­щи­еся первой смены обедают и отды­хают: играют на откры­том воздухе в подвиж­ные игры, а затем выпол­няют уроки. Время, остав­ше­еся до сна, уделяют твор­че­ской дея­тель­но­сти, сво­бод­ным занятиям, помо­гают семье.

Уча­щи­еся, зани­ма­ю­щи­еся в школе во вторую смену, после занятий и обще­ствен­ной работы не менее одного часа должны погу­лять, а затем остав­ше­еся до сна время исполь­зо­вать для сво­бод­ных занятий. К при­го­то­в­ле­нию уроков лучше при­сту­пить с самого утра. Те, кто учится в первую смену, после школы, конечно, должны отдох­нуть, а затем, около 4 часов дня, при­няться за выпол­не­ние домаш­них заданий. Откла­ды­вать это на более позднее время никак нельзя — общая рабо­то­с­по­соб­ность к вечеру сильно упадет; о быстром и каче­ствен­ном при­го­то­в­ле­нии уроков гово­рить не при­дется. И сразу же после прихода из школы гото­вить уроки тоже неце­ле­со­об­разно — отдых, пов­то­ряем, необ­хо­дим, причем отдых доста­точно дли­тель­ный, пол­но­цен­ный.

Вот почему перерыв между школь­ными и домаш­ними заняти­ями должен соста­в­лять 3—3,5 ч. Большую часть этого времени ребенку необ­хо­димо про­ве­сти на откры­том воздухе.

Для пер­во­клас­с­ни­ков, вто­ро­клас­с­ни­ков (и более старших детей с осла­б­лен­ным здо­ро­вьем) жела­те­лен дневной сон: час-полтора при откры­той фор­точке, который хорошо вос­ста­на­в­ли­вает рабо­то­с­по­соб­ность.

После домаш­них учебных занятий ребенку обя­за­тельно надо пои­грать на откры­том воздухе час-полтора. Еще раз под­чер­к­нем зна­че­ние дви­га­тель­ной актив­но­сти. Дети, которые мало дви­га­ются, отстают в раз­ви­тии, часто имеют избы­точ­ный вес, плохо сопроти­в­ля­ются инфек­циям, не могут быстро при­с­по­са­б­ли­ваться к смене тем­пе­ра­туры воздуха и атмо­сфер­ного дав­ле­ния; поэтому часто и дли­тельно болеют, выну­ждены про­пус­кать занятия в школе, отстают от това­ри­щей.

Нельзя при­знать разумным запре­ще­ние детям про­гу­лок и игр на воздухе в нака­за­ние за какие-либо про­ступки. Неправильно также отме­нять дневные про­гулки, доба­в­ляя время, которое ушло бы на них, к вечер­ним, после того как при­го­то­в­лены уроки, — в это время уже нет целеб­ных, биоло­ги­че­ски актив­ных уль­тра­фи­о­лето­вых лучей.

Для полу­че­ния про­фи­лак­ти­че­ской дозы уль­тра­фи­о­лето­вых лучей ребенку нужно было бы пробыть на откры­той пло­щадке в полдень при без­о­б­лач­ном небе в течение 6—8 мин в июне — июле и 26 мин — в декабре. Это чисто услов­ная мера: реально мы никогда не нахо­димся в иде­аль­ных усло­виях — воздух не всегда чист, солнце часто бывает закрыто обла­ками и на часах не всегда полдень. Так что ребенку надо быть на воздухе зна­чи­тельно большее время. Напри­мер, с ноября по февраль даже в около­по­лу­ден­ное время для этого тре­бу­ется 1,5—2 ч.

Про­гулки и игры детей на воздухе именно днем, а не вечером (так же как и гиги­е­ни­че­ски пол­но­цен­ная осве­щен­ность рабо­чего места) важны для про­фи­лак­тики рас­стройств зрения. Многие гиги­е­ни­сты и офталь­мологи считают, что бли­зо­ру­кость раз­ви­ва­ется у школь­ни­ков как след­ствие нака­п­ли­ва­ю­щейся изо дня в день свето­вой и уль­тра­фи­о­лето­вой недо­ста­точ­но­сти.

Общее время пре­бы­ва­ния ребенка на свежем воздухе — до 4 ч в день. (Сюда входит и время, затра­чи­ва­е­мое на дорогу в школу и обратно.) Всякий лишний час, про­ве­ден­ный на воздухе, очень ценен для здо­ро­вья школь­ни­ков, осо­бенно осла­б­лен­ных и пере­нес­ших забо­ле­ва­ния.

В режиме дня школь­ни­ков необ­хо­димо пре­ду­смо­треть время, которое исполь­зу­ется ими в соот­вет­ствии с их соб­ствен­ными наклон­но­стями и инте­ре­сами. Ребенок должен быть уверен, что у него всегда найдутся часы и для чтения любимых книг, и для кон­стру­и­ро­ва­ния или рисо­ва­ния, и для занятий спортом, и для того, чтобы пойти в кино или посмо­треть теле­пе­ре­дачу.

Конечно, все эти сво­бод­ные занятия также должны быть гиги­е­ни­че­ски правильно орга­ни­зо­ваны. В част­но­сти, особый кон­троль следует уста­но­вить за про­смо­тром теле­ви­зи­он­ных передач. Очень неже­ла­тельно, если ребенок про­во­дит у теле­ви­зора более часа и чаще, чем три раза в неделю. Осо­бенно строго при­дер­жи­ваться этих реко­мен­да­ций нужно в отно­ше­нии уча­щихся, зани­ма­ю­щихся во второй смене. Для них про­смотр теле­ви­зи­он­ных передач (обычно вечером) — зна­чи­тель­ная допол­ни­тель­ная нагрузка. Следите за тем, чтобы дети не сидели слишком близко к экрану (для экрана, размер кото­рого по диа­го­нали 59 см, мини­маль­ное рас­сто­я­ние соста­в­ляет 2 м; для экрана боль­шего размера — 2,5 м); если пере­дача идет в темное время суток, зажи­гайте в комнате неяркую лампу (рас­по­ла­га­ется она за спинами зри­те­лей).

К «ручным» занятиям, которые должны быть зало­жены в режиме дня, также предъ­я­в­ля­ется ряд тре­бо­ва­ний гиги­е­ни­че­ского харак­тера. Осо­бенно следует помнить, что у малень­ких детей процесс око­сте­не­ния фаланг пальцев еще не закон­чен, мелкие мышцы кистей рук развиты слабо, точ­ность коор­ди­на­ции дви­же­ний оста­в­ляет желать лучшего. Всякое новое упраж­не­ние, которым овла­де­вают дети, всегда связано с напря­же­нием многих групп мышц. Напри­мер, осво­е­ние письма вначале вызы­вает зна­чи­тель­ное напря­же­ние нервно-мышеч­ного аппа­рата пальцев, кисти рук и даже всего тела. При этом дети устают, у них даже высту­пает пот на лбу, хотя видимых затрат энергии нет.

Занятия лепкой, аппли­ка­цией, стро­га­ние, пиление и другие работы совер­шен­ствуют навыки, спо­соб­ствуют раз­ви­тию у детей мелких мышц руки. Укреп­ляют их спе­ци­аль­ные тре­ни­ру­ю­щие упраж­не­ния — штри­ховка в раз­лич­ных напра­в­ле­ниях: слева направо, справа налево, сверху вниз, по гори­зон­тали. Во время таких занятий, а также при овла­де­нии письмом хорошо помо­гают рас­сла­бить кисть простые дви­же­ния — сжи­ма­ние и раз­жи­ма­ние пальцев в такт про­из­но­си­мым словам: «Мы писали, мы писали, наши паль­чики устали».

Найдите место в режиме дня посиль­ному труду детей — обще­ственно полез­ному, в помощь семье, свя­зан­ному с личным само­об­слу­жи­ва­нием.

Дома младшим школь­ни­кам вполне можно пору­чать уборку комнат, мытье посуды, не говоря уже о том, что они могут следить за состо­я­нием своей одежды и обуви, стирать мелкие личные вещи, убирать свою постель и свое рабочее место. Важно учить их правиль­ным навыкам выпол­не­ния всех этих работ.

К сожа­ле­нию, дети часто недо­ста­точно хорошо знакомы с самыми эле­мен­тар­ными прави­лами, скажем, уборки поме­ще­ния. Они берутся выти­рать пыль сухими тряп­ками, под­метать пол сухим веником — а в резуль­тате запы­лен­ность воздуха и загряз­нен­ность его микро­ор­га­низ­мами воз­ра­с­тает в несколько раз.

Следует напо­ми­нать детям о необ­хо­ди­мо­сти выпол­нять правила личной гигиены, осо­бенно о том, что после работы надо тща­тельно мыть руки.

На все виды само­об­слу­жи­ва­ния, в том числе на утрен­нюю гим­на­стику, закали­ва­ю­щие про­це­дуры и питание младшим школь­ни­кам тре­бу­ется не менее 2,5 ч.

Утрен­няя зарядка вместе с выпол­ня­е­мыми после нее водными про­це­ду­рами (обти­ра­нием, обли­ва­нием и утрен­ним туа­летом) зани­мает не более 30 мин.

Столько же при­мерно времени потре­бу­ется ребенку для «отхода ко сну». За это время ему необ­хо­димо само­сто­я­тельно при­ве­сти в порядок свой костюм, пальто, обувь, пришить, если надо, оторвав­шу­юся пуго­вицу, выпол­нить обще­при­ня­тые правила личной гигиены.

Два­дцать — два­дцать пять минут нужно выде­лить для зав­трака и для ужина и 30—35 мин — для обеда.

После напря­жен­ной дневной работы орга­низму школь­ника, его цен­траль­ной нервной системе нужен пол­но­цен­ный отдых. Такой отдых может доставить только сон.

Сон доста­точ­ной про­дол­жи­тель­но­сти обес­пе­чи­вает высокую рабо­то­с­по­соб­ность ребенка в течение зна­чи­тель­ного времени. При недо­сы­па­нии это время сокра­ща­ется, рабо­то­с­по­соб­ность падает. Систе­ма­ти­че­ское недо­сы­па­ние просто опасно — оно небла­го­при­ятно ска­зы­ва­ется на состо­я­нии нервной системы ребенка. Он ста­но­вится легко воз­бу­ди­мым, рас­се­ян­ным, во время работы часто отвле­ка­ется, неправильно реа­ги­рует на заме­ча­ния.

Крайне важна не только необ­хо­ди­мая про­дол­жи­тель­ность сна, но и доста­точ­ная его глубина. Неглу­бо­кий ночной сон, пре­ры­ва­ю­щийся про­бу­жде­ни­ями, даже при доста­точ­ной его про­дол­жи­тель­но­сти, не обес­пе­чи­вает пол­но­цен­ного отдыха.

Для того чтобы сон ребенка был глу­бо­ким, следует соблю­дать самые простые, но строгие правила. Прежде всего: при­у­чите его ложиться спать и вста­вать в одно и то же время. В тех случаях когда ребенок ложится спать в опре­де­лен­ный час, его нервная система и весь орга­низм заранее под­го­то­в­ля­ются ко сну. Он легче и быстрее засы­пает и, сле­до­ва­тельно, дольше отды­хает. Если же уста­но­в­лен­ные часы отхода ко сну нару­ша­ются, то орга­низм теряет воз­мож­ность настра­и­ваться соот­вет­ству­ю­щим образом. Ложась в постель в разное время, дети подолгу не могут заснуть, а утром их бывает трудно поднять с постели.

Важно также, чтобы время перед сном про­хо­дило в занятиях, успо­ка­и­ва­ю­щих нервную систему. Это могут быть спо­койные игры, кон­стру­и­ро­ва­ние, выши­ва­ние. Шумные игры, а также свя­зан­ное с эмо­ци­о­наль­ными пережи­ва­ни­ями чтение мешают быстрому засы­па­нию и глу­бо­кому сну.

Очень хорошо школь­ни­кам перед сном спо­койно погу­лять минут 20—30, а затем про­вет­рить комнату и про­ве­сти вечер­ний туалет; в него следует вклю­чить мытье ног водой ком­нат­ной тем­пе­ра­туры. Такие водные про­це­дуры, помимо их гиги­е­ни­че­ского и закали­ва­ю­щего зна­че­ния, ока­зы­вают бла­го­при­ят­ное влияние на нервную систему. Еже­д­нев­ное выпол­не­ние этих про­це­дур в опре­де­лен­ный час перед сном спо­соб­ствует более быстрому наступ­ле­нию сна.

Когда ребенок засы­пает (и когда он спит), не нужно его тре­во­жить. Если у него нет своей комнаты, в тот час, когда он засы­пает, жизнь семьи должна зати­хать. Если невоз­можно пол­но­стью исклю­чить небла­го­при­ят­ные факторы, следует стремиться довести их влияние до мини­мума: умерить свет, сделав так, чтобы он не падал на засы­па­ю­щего или спящего, радио при­глу­шить, раз­го­ва­ри­вать негромко. Все это отно­сится и к послед­ним часам сна, когда воз­бу­ди­мость цен­траль­ной нервной системы повы­ша­ется и малейший шум может раз­бу­дить ребенка, сокра­тив про­дол­жи­тель­ность его сна.

Спо­кой­ному, глу­бо­кому сну пре­пят­ствует и слишком поздний прием пищи, поэтому ужин у ребенка должен быть не позже чем за 1,5 ч перед сном. Постель — без­у­словно отдель­ная, не тесная, не слишком мягкая, но и не жесткая.

Очень важно, чтобы дети и во время сна дышали свежим воз­ду­хом. Комнату перед сном нужно хорошо про­вет­рить; еще лучше при­у­чить детей спать при откры­той фор­точке. Тем­пе­ра­тура воздуха в спальне не должна пре­вы­шать +16—17°.

с. 57—62

Другие материалы из данного источника