Майер П. Д., Рэтклифф Д. Е.

Воспитание ребёнка: от рождения до двенадати лет(фрагмент)



Нев­роти­че­ские при­вычки

Не стоит бес­по­ко­иться, если ваши дети иногда грызут ногти. Этим зани­ма­ются и многие сту­денты вузов. Однако нервные тики — частое при­щу­ри­ва­ние, подер­ги­ва­ние частей тела, посто­ян­ное покаш­ли­ва­ние, чтобы про­чи­стить горло — могут являться при­зна­ками эмо­ци­о­наль­ных кон­флик­тов. В этих случаях тре­бу­ется кон­суль­та­ция спе­ци­али­ста. Обычно после раз­ре­ше­ния кон­флик­тов нервные тики про­хо­дят. Суще­ствует много лекар­ствен­ных пре­па­ра­тов, помо­га­ю­щих избавиться от них за считан­ные часы. Но если у чело­века есть глубоко скрытые вну­трен­ние кон­фликты, то после пре­кра­ще­ния курса лекар­ствен­ной терапии тики поя­в­ля­ются снова.

Заи­ка­ние у детей дош­коль­ного воз­ра­ста счита­ется явле­нием нор­маль­ным и на него не следует обра­щать вни­ма­ния. Чем больше вы будете обра­щать вни­ма­ние на заи­ка­ние, тем труднее будет потом от него избавиться, потому что вни­ма­ние либо может рас­це­ни­ваться ребен­ком как одо­бре­ние, либо разо­вьет у него застен­чи­вость. Почти всегда к шести годам заи­ка­ние про­хо­дит. Причина заи­ка­ния кроется в том, что в дош­коль­ный период знания и сло­вар­ный запас ребенка попол­ня­ются зна­чи­тельно быстрее, чем про­ис­хо­дит раз­ви­тие арти­ку­ля­ци­он­ного аппа­рата. Если заи­ка­ние не про­хо­дит к шести годам, необ­хо­димо про­кон­суль­ти­ро­ваться у лого­педа. Также можно обра­титься к пси­хи­а­тру, и он назна­чит меди­ка­мен­то­з­ное лечение. С помощью пре­па­рата Haldol, при­ни­мая его неболь­шими дозами в течение двух дней, можно выле­чить заи­ка­ние даже у взро­с­лого, стра­дав­шего им всю жизнь.

Ожи­ре­ние

Стрем­ле­ние избавиться от лишнего веса стало для нашего обще­ства навяз­чи­вой идеей. Согласно послед­ним газет­ным пуб­ли­ка­циям, почти всех извест­ных мане­кен­щиц можно считать боль­ными ано­рек­сией (забо­ле­ва­ние пси­хи­че­ского харак­тера, выра­жа­ю­ще­еся в стреми­тель­ной потере веса в резуль­тате пред­на­ме­рен­ного голо­да­ния). Мане­кены в боль­шин­стве мага­зи­нов тоже сделаны чрез­вы­чайно худыми.

Эта одер­жи­мость тонкими формами стала овла­де­вать и детьми. Недавно один теле­ви­зи­он­ный канал провел опрос девяти-десяти­лет­них девочек, которые настой­чиво зая­в­ляли, что им необ­хо­димо быть худыми, чтобы считаться кра­си­выми. Одна болез­ненно худая девочка сказала, что считает себя слишком полной. Неу­ди­ви­тельно, что сегодня ано­рек­сию можно считать эпи­демией.

Зани­ма­ясь вос­пита­нием детей, нам следует реально смо­треть на вещи. Иногда нам хочется, чтобы обще­ство заду­ма­лось над своими цен­но­стями, но наши дети выну­ждены жить в таком мире, какой он есть. Поэтому мы настой­чиво реко­мен­дуем вам сделать все воз­мож­ное, чтобы не допу­стить у своих детей ожи­ре­ния. Избы­точ­ный вес ведет к зани­же­нию само­о­ценки у ребенка и вызы­вает неу­ва­же­ние со стороны свер­ст­ни­ков. Дош­коль­ни­кам и уче­ни­кам началь­ных классов свойственны бес­так­т­ность и желание обсу­ждать недо­статки окру­жа­ю­щих с первым встреч­ным. Конечно, это неправильно, но это про­ис­хо­дит. Поэтому давайте смо­треть на про­блему реально. Однако если у вашего ребенка среднее тело­сло­же­ние, не пот­вор­ствуйте его стрем­ле­нию поху­деть. Напри­мер, если вы, смотря с ребен­ком теле­ви­зор, будете обра­щать вни­ма­ние на то, что худые теле­ве­ду­щие выгля­дят нездо­ро­выми, у него, воз­можно, про­па­дет всякое желание поху­деть. Ста­райтесь не обсу­ждать свой вес в при­сут­ствии детей. Учите их обра­щать вни­ма­ние на вну­трен­ний мир чело­века, а не на его внеш­ность.

Депрес­сия и сильный стресс

С этими про­бле­мами дош­коль­ники стал­ки­ва­ются не так уж и редко. Детская депрес­сия обычно выра­жа­ется в зам­кну­то­сти, дли­тель­ном пре­бы­ва­нии в унынии, а также либо в замет­ном повы­ше­нии, либо сни­же­нии актив­но­сти ребенка (Meier, Minirt and Ratcliff, 1992, 154). Депрес­сия часто воз­ни­кает из-за потери любимой вещи или утраты близ­кого чело­века (напри­мер, в резуль­тате развода или дли­тель­ной коман­ди­ровки отца). Еже­не­дель­ные визиты к пси­хи­а­тру и неболь­шие дозы анти­де­прес­сан­тов обычно помо­гают справиться с данной про­бле­мой.

Стрессы бывают в жизни каждого чело­века. Как уже гово­ри­лось ранее, неболь­шой стресс спо­соб­ствует раз­ви­тию психики. Гото­вясь пойти в школу и вместе с тем обрести больше свободы, дош­коль­ник многое узнает и испы­тает. Такие эпизоды в жизни ребенка, как посе­ще­ние церкви, визит к врачу, дан­ти­сту, переезд в новый дом, рожде­ние брата или сестры, могут вызвать у дош­коль­ника стресс. Кстати, посе­ще­ние дан­ти­ста вызы­вает стресс и у многих взро­с­лых! Для нас, роди­те­лей, лучший способ смяг­чить воз­действие стресса на ребенка — это под­го­то­вить его к пред­сто­я­щему событию. Можно заранее пого­во­рить с ребен­ком, исполь­зуя понят­ные ему слова и термины (Collins, 1971, 56). Ста­райтесь, чтобы дети вам дове­ряли. Всегда гово­рите правду. Для ребенка будет только хуже, если, про­с­нув­шись утром, он обна­ру­жит у своей кровати вместо кого-нибудь из роди­те­лей незна­ко­мую няню. Мы всегда пре­ду­пре­ждаем своих детей, когда соби­ра­емся куда-нибудь пойти. Поэтому, даже если приход няни запла­ни­ро­ван на время, когда дети еще спят, про­с­нув­шись, они не будут уди­в­лены, что роди­те­лей нет дома.

с. 114—116

Непро­из­воль­ное моче­ис­пус­ка­ние и дефе­ка­ция

Около 12% старших дош­коль­ни­ков, 10% пер­во­клас­с­ни­ков и 7% детей семи­лет­него воз­ра­ста про­дол­жают мочиться в постель (Freedman and Kaplan, 1967, 1380—84). В этом воз­ра­сте основ­ными при­чи­нами непро­из­воль­ного моче­ис­пус­ка­ния могут быть либо неболь­шой объем моче­вого пузыря, либо пси­холо­ги­че­ские кон­фликты. В пода­в­ля­ю­щем боль­шин­стве случаев (90%) про­блема носит скорее пси­холо­ги­че­ский, чем физи­оло­ги­че­ский харак­тер. Напри­мер, у ребенка может быть зата­ен­ная злоба на роди­те­лей за то, что они при­у­чили его во всем от них зави­сеть. С другой стороны, если врач обна­ру­жил, что у ребенка недо­ста­точ­ный объем моче­вого пузыря, надо посте­пенно при­у­чать его задер­жи­вать мочу на все большее время (вплоть до несколь­ких часов). Это упраж­не­ние поможет рас­тя­нуть мочевой пузырь. Если причина не в физи­оло­гии, то, воз­можно, вы делаете за ребенка то, что он или она могут делать без вашей помощи. В этом воз­ра­сте, к примеру, дети уже должны уметь само­сто­я­тельно оде­ваться и поль­зо­ваться кухон­ным ножом.

Никогда не стыдите ребенка за мокрую про­стыню. Обычно это не его вина, поэтому не надо зао­стрять на этом вни­ма­ние. Спо­койно попро­сите ребенка убрать за собой и поме­нять про­стыню. Про­с­ле­дите, чтобы он сам сделал это, даже если вы счита­ете, что причина заклю­ча­ется в неболь­шом размере моче­вого пузыря. Ребенок будет чув­ство­вать за собой меньше вины, если сам наведет порядок. К тому же, если ребенок мочится в постель, чтобы насо­лить роди­те­лям, то сам факт уборки может отбить у него желание про­дол­жать это делать и дальше. Суще­ствуют лекар­ства, помо­га­ю­щие в подоб­ных случаях, но к ним следует при­бе­гать только в крайнем случае. Сначала про­кон­суль­ти­руйтесь у дет­ского пси­хи­а­тра. Он может дать роди­те­лям массу полезных советов.

Непро­из­воль­ная дефе­ка­ция явля­ется типич­ной для дош­коль­ни­ков. Но если это наблю­да­ется у детей старше пяти лет, к таким случаям следует отно­ситься уже серьез­нее. Эта про­блема чаще всего встре­ча­ется у детей, роди­тели которых раз­ве­дены или чьи отцы подолгу не бывают дома (Bemporad et al., 1971). Слишком бес­по­койные и реши­тельно настро­ен­ные роди­тели, ста­ра­ю­щи­еся во что бы то ни стало научить ребенка одного-трех лет поль­зо­ваться туа­летом, навер­няка стол­к­нутся с этой про­бле­мой. В подоб­ных случаях также можно поре­ко­мен­до­вать обра­титься к дет­скому или семей­ному пси­хи­а­тру. Иногда опытный педиатр может дать полезный совет.

В прак­тике Пола Майера был случай, когда он лечил одного десяти­лет­него маль­чика, который жил с раз­ве­ден­ной и умственно больной матерью. Она отно­си­лась к ребенку с пре­не­бре­же­нием и рав­но­ду­шием. Иногда мать соби­рала испраж­не­ния сына и отно­сила врачу. У нее была навяз­чи­вая идея, что эти испраж­не­ния слишком велики и могут засо­рить канали­за­цию. Когда маль­чика забрали от матери и поме­стили в боль­ницу, он быстро пошел на поправку. Всего один раз за время пре­бы­ва­ния в боль­нице с ним про­и­зо­шел «инци­дент» — лечащий врач не поз­во­лил ему каприз­ни­чать. Матери пред­ло­жили отдать сына в хри­сти­ан­ский приют для маль­чи­ков. Сначала она при­тво­ри­лась, что не хочет его терять, но, судя по всему, была рада такому пово­роту дела. У маль­чика поя­вился новый дом, где о нем заботи­лись и любили. Через неко­то­рое время он стал нор­маль­ным и вполне раз­ви­тым ребен­ком. Его матери назна­чили меди­ка­мен­то­з­ное лечение. Она ходила на приемы к пси­хи­а­тру и обща­лась с пас­то­ром, чтобы через пару лет вос­со­е­ди­ниться с сыном и вести более здо­ро­вую семейную жизнь.

Сосание пальцев и нервные тики

Около 20 % пер­во­клас­с­ни­ков про­дол­жают сосать пальцы (Freedman and Kaplan, 1969, 1380—84). Если подоб­ное наблю­да­ется в более старшем воз­ра­сте — это говорит о при­сут­ствии у таких детей чувства бес­по­койства. Воз­можно, роди­те­лям и ребенку следует про­кон­суль­ти­ро­ваться у спе­ци­али­ста.

Завы­шен­ные тре­бо­ва­ния роди­те­лей к ребенку могут при­ве­сти к поя­в­ле­нию у него нервных тиков, таких как частое при­щу­ри­ва­ние глаз, посто­ян­ное покаш­ли­ва­ние, подер­ги­ва­ние головы и др. Все эти сим­п­томы служат поводом, чтобы обра­титься к пси­хи­а­тру. Иногда ребенку может потре­бо­ваться меди­ка­мен­то­з­ное лечение.

Гипе­рак­тив­ность

Девять из десяти детей, счита­ю­щихся гипе­рак­тив­ными, — маль­чики. Однако боль­шин­ство из них просто немного энер­гич­нее и подвиж­нее свер­ст­ни­ков. Такое пове­де­ние в этом воз­ра­сте вполне нор­мально. Про­блема заклю­ча­ется в том, что в боль­шин­стве школ США учителя хотят, чтобы дети вели себя тихо и спо­койно. В таком воз­ра­сте это просто невоз­можно. Маль­чики обычно актив­нее девочек, потому что у них выше уровень андро­ге­нов в крови.

Пол Майер в своей прак­тике наблю­дал и лечил много гипе­рак­тив­ных детей. Вот что он сам рас­ска­зы­вает об этом: «Во время осмотра я спра­ши­вал роди­те­лей о методах вос­пита­ния в их семье. Иногда выяс­ня­лось, что один или оба роди­теля были против при­ме­не­ния физи­че­ского нака­за­ния, когда ребенок не слу­шался. В ряде случаев мать не нака­зы­вает ребенка из эго­и­сти­че­ских сооб­ра­же­ний. Она хочет, чтобы ребенок ее любил, хотя и пони­мает, что в неко­то­рых ситу­а­циях нака­за­ние просто необ­хо­димо. В резуль­тате ребенок не знает, что ему поз­во­лено, а что нет. Но детям необ­хо­димо иметь пред­ста­в­ле­ние о прави­лах пове­де­ния и огра­ни­че­ниях. В против­ном случае они будут вести себя вызы­ва­юще, чтобы опре­де­лить “рамки” доз­во­лен­ного. Когда роди­тели уста­на­в­ли­вают для ребенка нормы пове­де­ния и при­дер­жи­ва­ются их в вос­пита­нии, боль­шин­ство детей пере­стают искать границы своей свободы. Они знают, как себя вести, и чув­ствуют, что роди­тели о них забо­тятся.

В проти­во­вес этому, при­мерно у 10—20% детей гипе­рак­тив­ность явля­ется вро­жден­ной. Обычно у таких детей наблю­да­ются незна­чи­тель­ные откло­не­ния в дея­тель­но­сти нервной системы. Уровень умствен­ного раз­ви­тия этих детей почти всегда соот­вет­ствует сред­не­ста­ти­сти­че­скому, а иногда бывает и выше. Осо­бен­ность раз­ви­тия детей с вро­жден­ной гипе­рак­тив­но­стью заклю­ча­ется в том, что дви­же­ния пальцев у них немного неу­клю­жие, неко­то­рые буквы они пишут задом наперед. Суще­ствует еще ряд про­я­в­ле­ний, по которым этих детей можно назвать “позд­ними цветоч­ками” (см. раздел, посвя­щен­ный умствен­ному раз­ви­тию). Нервная система у них менее развита, чем у других детей. Следует еще раз отметить, что все это чаще наблю­да­ется у маль­чи­ков, потому что девочки в данном аспекте раз­ви­тия обычно их опе­ре­жают. Дети с вро­жден­ной гипе­рак­тив­но­стью часто испы­ты­вают труд­но­сти в обу­че­нии. Они просто не спо­собны в доста­точ­ной степени кон­цен­три­ро­вать свое вни­ма­ние. В под­рост­ко­вом воз­ра­сте такие дети уже ничем не будут отли­чаться от свер­ст­ни­ков, но сейчас, из-за непо­ни­ма­ния осо­бен­но­стей их раз­ви­тия окру­жа­ю­щими, они могут быть названы “труд­ными” и отста­лыми, а иногда даже недо­раз­ви­тыми. У этих детей часто фор­ми­ру­ется настолько зани­жен­ная само­о­ценка, что на про­тя­же­нии всей после­ду­ю­щей жизни они не могут избавиться от свя­зан­ных с этим проблем.

К счастью, совре­мен­ная меди­цина может помочь боль­шин­ству гипе­рак­тив­ных от природы детей. После приема неболь­ших доз пре­па­рата Ritalin при­мерно у 90% детей наблю­да­ются замет­ные улуч­ше­ния. Я видел много ребят, которые через пят­на­дцать или два­дцать минут после приема этого пре­па­рата спо­койно сидели на стуле и отве­чали на вопросы, хотя до этого они чуть ли по потолку не бегали. Ritalin улуч­шает кон­цен­тра­цию вни­ма­ния, и дети начи­нают лучше учиться. Мне всегда доста­в­ляет удо­воль­ствие рабо­тать с такими детьми, потому что их роди­тели думают, что я вол­шеб­ник. На самом деле, именно лекар­ство помо­гает нала­дить нор­маль­ную дея­тель­ность нервной системы.

Детям, при­ни­ма­ю­щим этот пре­па­рат, при­мерно раз в шесть месяцев следует делать перерыв. Нервная система раз­ви­ва­ется, и они уже ведут себя так же спо­койно без лекар­ства, как и под его воз­действием. Наблю­дая детей, при­ни­ма­ю­щих Ritalin, я никогда не стал­ки­вался со слу­ча­ями зави­си­мо­сти или поя­в­ле­нием небла­го­при­ят­ных побоч­ных реакций, тре­бу­ю­щих немед­лен­ного пре­кра­ще­ния лечения. Если Ritalin не помо­гает, можно исполь­зо­вать другие лекар­ства. В своей прак­тике я был сви­дете­лем случаев, когда после приема пре­па­рата Ritalin успо­ка­и­вались даже дети, ставшие гипе­рак­тив­ными из-за плохого вос­пита­ния. Ребенку назна­чали при­ни­мать этот пре­па­рат в течение несколь­ких недель, а я тем вре­ме­нем кон­суль­ти­ро­вал его роди­те­лей по вопро­сам вос­пита­ния. Когда роди­тели начи­нали исполь­зо­вать более эффек­тив­ные методы вос­пита­ния, надоб­ность в лекар­стве исче­зала».

Если вы заме­ча­ете у ребенка подоб­ную про­блему, следует обра­титься к дет­скому пси­хи­а­тру.

Гомо­сек­су­ализм

Мы рас­сма­т­ри­вали неко­то­рые факторы, спо­соб­ству­ю­щие фор­ми­ро­ва­нию гомо­сек­су­аль­ного пове­де­ния у детей. В наши дни идет много споров по поводу причин поя­в­ле­ния этой про­блемы. Неко­то­рые ученые пола­гают, что стро­е­ние мозга гомо­сек­су­али­ста отли­ча­ется от стро­е­ния мозга нор­маль­ного чело­века. Но боль­шин­ство иссле­до­ва­ний на эту тему имеют серьезные недо­статки и не заслу­жи­вают доверия (Knight, 1992). Даже если дело в физи­оло­ги­че­ских осо­бен­но­стях, то умест­нее гово­рить о склон­но­сти чело­века к гомо­сек­су­ализму, а не о без­у­слов­ной причине. При­мерно так же обстоит дело и с алко­го­ли­ками: суще­ствует опре­де­лен­ная биоло­ги­че­ская пред­рас­поло­жен­ность к алко­го­лизму, но человек сам решает, под­даться этому или нет. То же можно сказать и о гомо­сек­су­ализме. Наличие биоло­ги­че­ской пред­рас­поло­жен­но­сти говорит только о веро­ят­но­сти гомо­сек­су­ализма, но не ведет к нему непо­сред­ственно. Ученые пока еще не дока­зали факта суще­ство­ва­ния биоло­ги­че­ских пред­по­сы­лок гомо­сек­су­ализма и, веро­ят­нее всего, никогда не смогут этого сделать.

В детстве ребенок может ока­заться в ситу­а­циях, которые в даль­нейшем могут пов­ли­ять на фор­ми­ро­ва­ние у него гомо­сек­су­аль­ного пове­де­ния. Мы уже опи­сы­вали случай, когда в резуль­тате нездо­ро­вой при­вя­зан­но­сти матери к сыну, ребенок ока­зался в роли «муженька» для своей матери. Такая ситу­а­ция может при­ве­сти к поя­в­ле­нию у ребенка гомо­сек­су­аль­ных наклон­но­стей, осо­бенно если его отец оста­ется без­у­част­ным к судьбе ребенка или вообще отсут­ствует. Иногда матери ста­ра­ются убедить детей в том, что мужчины в совре­мен­ном обще­стве дегра­ди­ро­вали. Из-за этого у ребенка может поя­виться непри­язнь по отно­ше­нию к соб­ствен­ному полу.

Неко­то­рые гомо­сек­су­али­сты говорят, что их первый сек­су­аль­ный контакт был с муж­чи­ной или маль­чи­ком. В резуль­тате, они стали испы­ты­вать сек­су­аль­ное воз­бу­жде­ние в при­сут­ствии пред­стави­те­лей своего пола. Известно, что вуайе­рист1 испы­ты­вает сек­су­аль­ное воз­бу­жде­ние, под­сма­т­ри­вая за кем-либо. В детстве такие люди под­гля­ды­вали в чужие окна и мастур­би­ро­вали. Связь между сек­су­аль­ным воз­бу­жде­нием и под­гля­ды­ва­нием поро­ждает вуайе­ризм — чтобы воз­бу­диться, вуайе­ри­стам необ­хо­димо созер­цать эро­ти­че­скую сцену. Подобно этому, ранний гомо­сек­су­аль­ный опыт поро­ждает зави­си­мость между воз­бу­жде­нием и сек­су­аль­ным кон­так­том с лицом того же пола. В резуль­тате такой осо­бен­но­сти действия меха­низ­мов воз­бу­жде­ния гомо­сек­су­али­сты при­хо­дят к выводу, что они отли­ча­ются от других людей. Им кажется, что проти­во­полож­ный пол не может вызвать у них воз­бу­жде­ния. Таким людям нужно понять, что это не так, и поста­раться уста­но­вить нор­маль­ные гете­ро­сек­су­аль­ные отно­ше­ния.

Часто при­чи­ной гомо­сек­су­ализма явля­ется сек­су­аль­ное насилие, пережи­тое ребен­ком в детстве. Оно может исхо­дить как от отца, так и от матери (наи­бо­лее рас­про­стра­нены случаи сек­су­аль­ного насилия со стороны отчима или зна­ко­мого семьи). Если мать совер­шает инцест, у сына поя­в­ля­ется чувство отвра­ще­ния к ее действиям, и в даль­нейшем он будет избе­гать близких отно­ше­ний с жен­щи­нами. Если мальчик под­вер­га­ется сек­су­аль­ному насилию со стороны отца или другого мужчины, он начи­нает ассо­ци­и­ро­вать сек­су­аль­ное воз­бу­жде­ние с лицами муж­ского пола и считает себя не таким, как все. Иногда болез­нен­ный или непри­ят­ный опыт общения с пред­стави­те­лем проти­во­полож­ного пола служит при­чи­ной поя­в­ле­ния гомо­сек­су­аль­ных наклон­но­стей. К этому также может при­ве­сти отсут­ствие вза­и­мо­по­ни­ма­ния между ребен­ком и роди­те­лем того же пола. Инте­ресно, что в странах, где суще­ствует четкое раз­де­ле­ние соци­аль­ных ролей между муж­чи­нами и жен­щи­нами и где у каждого маль­чика есть родной или при­емный отец, гомо­сек­су­ализм прак­ти­че­ски отсут­ствует (Blitchington, 1980; Rekers, 1982, 37—50).

Как видно, к гомо­сек­су­ализму может при­ве­сти целый ряд причин. Иногда бывает трудно опре­де­лить, что именно стало при­чи­ной гомо­сек­су­ализма в том или ином случае. Библия прямо говорит, что гомо­сек­су­ализм — это грех (Лев. 18:22; 20:13; Рим. 1:21—32; 1 Кор. 6:9—10; 1 Тим. 1:8—10; Иуд. 6—7). Важно помнить, что это — резуль­тат выбора и что гомо­сек­су­али­сты могут изме­ниться (Walen, Hauser-man, Lavin, 1977). Однако необ­хо­димо раз­ли­чать соблазн всту­пить в гомо­сек­су­аль­ные отно­ше­ния и грех: соблазн ста­но­вится грехом только тогда, когда вы ему под­да­етесь. Несмо­тря на такого рода соблазн, люди вольны выбрать нор­маль­ные гете­ро­сек­су­аль­ные отно­ше­ния. В конце концов, гомо­сек­су­али­сты могут про­я­вить волю и вос­проти­виться своим гре­хов­ным жела­ниям.

Работая в меди­цин­ском кол­ле­дже, Пол Майер лечил одного под­ростка-хри­сти­а­нина, который пытался побо­роть желание всту­пить в гомо­сек­су­аль­ные отно­ше­ния. Вот что сам Пол об этом рас­ска­зы­вает: «Я узнал, что отец маль­чика — тоже хри­сти­а­нин — все свое сво­бод­ное время про­во­дил, играя с его старшим братом. Мальчик (мой пациент) часто оста­вался дома с матерью. В началь­ной школе ему больше нрави­лось общаться с девоч­ками, чем с маль­чи­ками. Когда он достиг половой зре­ло­сти, то начал, подобно девоч­кам, драться с маль­чи­ками. В своих мечтах он пред­ста­в­лял себе сек­су­аль­ные отно­ше­ния с маль­чи­ками, которые ему нрави­лись. В то же время его старший брат рос совер­шенно нор­маль­ным ребен­ком. Зани­ма­ясь с этим под­рост­ком, я учил его вести себя по-мужски и менять образ мыслей. В резуль­тате он смог не только кон­тро­ли­ро­вать свое пове­де­ние, но и нау­чился избе­гать даже мыслей о гомо­сек­су­ализме. Маль­чику удалось обрести нор­маль­ную сек­су­аль­ную ори­ен­та­цию, но пси­холо­ги­че­ские травмы, полу­чен­ные им из-за неправиль­ного отно­ше­ния роди­те­лей, оста­нутся на всю жизнь».

с. 147—154

1 Человек, полу­ча­ю­щий сек­су­аль­ное удо­воль­ствие от тайного созер­ца­ния эро­ти­че­ских сцен. — Прим. пер.


Другие материалы из данного источника