Майер П. Д., Рэтклифф Д. Е.

Воспитание ребёнка: от рождения до двенадати лет(фрагмент)



Школь­ные годы

Стивену, моему сред­нему сыну, восемь лет. Этот возраст назы­вают сере­ди­ной детства или «школь­ными годами». Между шестью и две­на­дца­тью годами он будет расти еще мед­лен­нее, чем в дош­коль­ный период. Но тем не менее он выра­стет при­мерно на 30 сан­ти­мет­ров (средний рост для этого воз­ра­ста — около 1,5 метра) и вдвое при­бавит в весе (средний вес — 18—36 кило­грам­мов). Уве­ли­че­ние веса в большей степени про­и­зойдет за счет роста муску­ла­туры, а не накоп­ле­ния жира. Стивен станет сильнее, и коор­ди­на­ция его дви­же­ний улуч­шится. У него уже непло­хой почерк, потому что мышцы кистей и рук доста­точно раз­ви­лись. То же можно сказать и о нервных окон­ча­ниях тела.

Когда дети ста­но­вятся сильнее, их кости все еще оста­ются хруп­кими, из-за этого умень­ша­ется гиб­кость. На эти годы при­хо­дится самая высокая степень трав­ма­тизма и пере­ло­мов. Подоб­ные травмы явля­ются наи­бо­лее веро­ят­ной при­чи­ной смерти детей в этом воз­ра­сте. Из-за чрез­мер­ного увле­че­ния спортом кости могут быть вывих­нуты или дефор­ми­ро­ваны на всю остав­шу­юся жизнь (осо­бенно это каса­ется видов спорта, свя­зан­ных с брос­ками и мета­нием). Хорошая раз­минка перед тре­ни­ров­кой поможет избе­жать неже­ла­тель­ных травм. Гра­мотно соста­в­лен­ные про­граммы физи­че­ской под­го­товки для началь­ной школы помо­гают детям укре­пить физи­че­ское и пси­хи­че­ское здо­ро­вье. Однако следует избе­гать пере­у­том­ле­ния детей во время занятий физ­куль­ту­рой и не поз­во­лять им драз­нить более слабых свер­ст­ни­ков.

Как видно уже из назва­ния, самой большой пере­ме­ной в жизни ребенка этого воз­ра­ста явля­ется начало посе­ще­ния школы. До первого класса лучше не нагру­жать ребенка заняти­ями. Хотя в четыре года он может пару раз в неделю ходить в под­го­то­ви­тель­ную школу, а в пять лет — в дош­коль­ное учре­жде­ние непол­ного дня. При наличии такой под­го­товки и доста­точ­ной незави­си­мо­сти от матери посе­ще­ние дневной школы будет идти на пользу ребенку, а не пугать его. В неко­то­рых случаях дети доби­ра­ются до школы на авто­бусе. Иногда их отвозит на машине кто-нибудь из роди­те­лей. Поста­райтесь, чтобы, по крайней мере в первые годы школы, ваш ребенок не про­во­дил лишнего часа в душном или, нао­бо­рот, про­мерз­шем авто­бусе.

Роди­те­лям пред­стоит сделать доста­точно важный выбор: какую форму обу­че­ния выбрать для ребенка. Суще­ствует по меньшей мере три аль­тер­на­тив­ных вари­анта: обще­об­ра­зо­ва­тель­ная школа, хри­сти­ан­ская школа или обу­че­ние дома. Каждый из них имеет свои слабые и сильные стороны, которые необ­хо­димо принять во вни­ма­ние при выборе формы обу­че­ния.

Воз­можно, самое большое пре­и­му­ще­ство обще­об­ра­зо­ва­тель­ной школы заклю­ча­ется в низких затра­тах на обу­че­ние (хотя вам при­дется поку­пать тетради, ручки и другие школь­ные при­над­леж­но­сти, к тому же будут расходы на дорогу до школы и обратно). Если ваш ребенок будет посе­щать обще­об­ра­зо­ва­тель­ную школу, у него поя­вится воз­мож­ность позна­ко­миться с самыми разными детьми. В резуль­тате он будет лучше пони­мать, что между людьми суще­ствуют есте­ствен­ные раз­ли­чия. У него также будет шанс обра­тить к Богу кого-нибудь из одно­клас­с­ни­ков или даже учи­те­лей. Воз­можно, вам повезет, и у вашего ребенка будет учитель-хри­сти­а­нин. Но не забы­вайте и то, что у своих неве­ру­ю­щих свер­ст­ни­ков дети легко могут нау­читься обману, руга­тель­ствам и другим вредным при­выч­кам. Дети также будут склонны про­во­дить раз­ли­чие между школь­ным обра­зо­ва­нием и биб­лейскими исти­нами. Через несколько лет обу­че­ния в обще­об­ра­зо­ва­тель­ной школе это раз­ли­чие будет казаться детям вполне оче­вид­ным, несмо­тря на то что «вся истина в руках Божиих». Неко­то­рые учителя, даже в началь­ной школе, могут поста­раться убедить детей в том, что одни мораль­ные истины ничуть не хуже других (что абсо­лют­ной правды не суще­ствует как таковой), и научить их другим мирским воз­зре­ниям. В резуль­тате ваш ребенок может отвер­нуться от хри­сти­ан­ства.

Стрем­ле­ние сов­ме­щать изу­че­ние хри­сти­ан­ства со школь­ным обра­зо­ва­нием выгодно отли­чает хри­сти­ан­ские школы от всех других. В такой школе у вашего ребенка навер­няка будут веру­ю­щие учителя и друзья. Веро­ят­ность нау­читься дурным при­выч­кам в таком окру­же­нии неве­лика. В хри­сти­ан­ской школе ребенок, скорее всего, получит хорошее вос­пита­ние, сфор­ми­рует свой харак­тер и нау­чится хорошо читать и писать. С другой стороны, не все хри­сти­ан­ские школы пол­но­стью оправ­ды­вают свое назва­ние. В неко­то­рых из них пре­по­дают те же пред­меты, что и в обще­об­ра­зо­ва­тель­ных школах, зача­стую поль­зу­ясь теми же самыми учеб­ни­ками! Кроме того, из-за низких зарплат туда редко идут рабо­тать квали­фи­ци­ро­ван­ные педа­гоги. Не уде­ля­ется доста­точно вни­ма­ния и отбору детей. Поэтому ваш ребенок может ока­заться в ком­па­нии «трудных» детей, от чего он не застра­хо­ван и в обще­об­ра­зо­ва­тель­ной школе. В одних хри­сти­ан­ских школах суще­ствуют слишком строгие порядки, а в других, нао­бо­рот, не хватает дис­ци­плины. Есть и еще один недо­ста­ток — высокая плата за обу­че­ние.

Третий вариант — обу­че­ние дома. Такая форма обу­че­ния поз­во­ляет роди­те­лям ока­зы­вать больше влияния на детей, чем при обу­че­нии ребенка в обще­об­ра­зо­ва­тель­ной или хри­сти­ан­ской школе. У вас также будет уве­рен­ность, что дети получат пол­но­цен­ное и по-насто­я­щему хри­сти­ан­ское обра­зо­ва­ние. Суще­ствует много пособий и мето­ди­че­ских раз­ра­бо­ток для учи­те­лей, которые могут вам помочь эффек­тивно зани­маться обу­че­нием ребенка дома. Эти пособия осо­бенно при­го­дятся, если у вас нет высшего или спе­ци­аль­ного обра­зо­ва­ния. Есть много видео- и заочных курсов по этой теме. Иссле­до­ва­ния пока­зы­вают, что когда дети, обу­чав­ши­еся дома, начи­нают посе­щать школу, они часто ста­но­вятся там лиде­рами и учатся лучше своих свер­ст­ни­ков (Moore, 1985). Недо­ста­ток такого вида обу­че­ния заклю­ча­ется в том, что у ребенка оста­ется мало времени для общения с другими детьми. В резуль­тате у них будет затруд­нено раз­ви­тие таких соци­аль­ных навыков, как вза­и­мо­действие и вза­и­мо­по­мощь. Обу­че­ние дома требует доста­точно много времени по крайней мере от одного из роди­те­лей. Оно также срав­ни­тельно доро­го­сто­яще — на покупку при­над­леж­но­стей для учебы при­дется тратить несколько сотен дол­ла­ров в год. В неко­то­рых штатах суще­ствуют строгие законы, запре­ща­ю­щие в ряде случаев обу­че­ние ребенка дома. И, наконец, есть роди­тели, чьи эмо­ци­о­наль­ные и умствен­ные спо­соб­но­сти не поз­во­ляют успешно спра­в­ляться с обу­че­нием детей.

Какой из этих трех вари­ан­тов пред­по­чти­тель­нее? Это зависит от ребенка, роди­те­лей и про­фес­си­о­наль­ной ком­петен­т­но­сти пре­по­да­ва­те­лей в близ­ле­жа­щих школах. Иногда ребенок спо­со­бен устоять против соблаз­нов и не под­даться влиянию неве­ру­ю­щих учи­те­лей. В таком случае лучший выбор — обще­об­ра­зо­ва­тель­ная школа, тем более что дома вы можете допол­нять обра­зо­ва­ние, уча ребенка хри­сти­ан­ским истинам (следует заметить, что хорошая обще­об­ра­зо­ва­тель­ная школа при­не­сет ребенку больше пользы, чем плохая хри­сти­ан­ская). Если неда­леко от дома рас­поло­жена хорошая хри­сти­ан­ская школа — отпра­в­ляйте ребенка туда. Если у вас есть педа­го­ги­че­ские спо­соб­но­сти, и вы хотите про­во­дить как можно больше времени дома с ребен­ком — выби­райте обу­че­ние дома. Каждый из этих видов обу­че­ния хорош в опре­де­лен­ном воз­ра­сте. Напри­мер, вы можете первые два года обучать ребенка дома, а потом отдать в хри­сти­ан­скую школу. Обя­за­тельно поста­райтесь получше узнать первого учителя своего ребенка. Пред­по­чти­тель­нее, чтобы это была женщина. Она должна быть любящим и пони­ма­ю­щим педа­го­гом, уметь спра­в­ляться с детьми и под­дер­жи­вать дис­ци­плину в классе. Именно первый учитель, хри­сти­а­нин или нет, сфор­ми­рует у вашего ребенка отно­ше­ние к обра­зо­ва­нию на всю жизнь. Очень важно, чтобы роди­тели и учителя действо­вали сообща. В этом случае у ребенка не будет двойных стан­дар­тов по поводу того, что хорошо, а что плохо.

Умствен­ное раз­ви­тие

При выборе формы обу­че­ния для ребенка необ­хо­димо при­ни­мать во вни­ма­ние его умствен­ное раз­ви­тие. В школь­ные годы опре­де­лен­ные участки голов­ного мозга уже доста­точно сфор­ми­ро­вались. Это поз­во­ляет детям спра­в­ляться со школь­ными зада­ни­ями. Они могут читать, считать, писать и овла­де­вать другими важными навы­ками. Этим навыкам, незави­симо от каче­ства и уровня пре­по­да­ва­ния, прак­ти­че­ски невоз­можно нау­читься без доста­точ­ного раз­ви­тия мозга. У многих детей такой процесс раз­ви­тия требует срав­ни­тельно много времени. Эти дети ничем не отли­ча­ются по своему умствен­ному раз­ви­тию, но неко­то­рыми навы­ками они овла­де­вают позже других. Это харак­терно для боль­шин­ства маль­чи­ков и незна­чи­тель­ного числа девочек. Пока нервные клетки мозга не достиг­нут опре­де­лен­ной зре­ло­сти, дети, к примеру, не могут хорошо читать (или не могут читать совсем) и пишут неко­то­рые буквы задом наперед. Таких детей назы­вают «поздние цветочки». Их спо­соб­но­сти «рас­цветают» на год-два позже, чем у свер­ст­ни­ков.

Мой сын Стивен — сооб­ра­зи­тель­ный ребенок, но к шести годам он еще не умел читать. Ему было трудно понять, каким образом буквы связаны со звуками. Мы с женой не тре­бо­вали от Стивена нау­читься этому во что бы то ни стало, так как видели, что это больно бы задело его само­лю­бие. Он просто не мог дли­тель­ное время сидеть на одном месте и кон­цен­три­ро­вать свое вни­ма­ние на кон­крет­ном задании. Если бы Стивен ока­зался в обык­но­вен­ной школе, боюсь, что учителя нес­правед­ливо сочли бы его «непо­се­дой» и отно­си­лись бы к нему не так, как к другим детям. Одно­клас­с­ники навер­няка его бы за это драз­нили. В резуль­тате Стивену могли дать про­звище «отста­лый».

Мы решили, что будет лучше пока обучать его дома. Стивен раз­гля­ды­вал много книжек с кар­тин­ками. Снова и снова мы учили его пер­вич­ным навыкам чтения, таким как запо­ми­на­ние звуков. Но мы с женой нис­колько не при­ну­ждали нашего ребенка. Мы гово­рили с ним о таких простых понятиях, как «хорошо» и «плохо», помо­гали раз­ви­вать инте­ресы и соци­аль­ные навыки. Напри­мер, Стивен учился помо­гать брату и сестре, а также другим детям. Большую часть времени он бегал и играл во дворе, строя для себя шалаш. К концу первого года обу­че­ния он уже мог читать, правда, очень мед­ленно. Про­из­но­ше­ние каждого слова доста­в­ляло ему массу труд­но­стей и отни­мало много времени и сил.

В сере­дине второго года обу­че­ния, когда Стивену было около восьми лет, в нем как будто что-то про­с­ну­лось. Каза­лось, что прак­ти­че­ски за сутки он нау­чился читать быстрее и допус­кал меньше ошибок. На про­тя­же­нии несколь­ких недель он читал целыми днями, погло­щая книгу за книгой. Такой темп чтения соот­вет­ство­вал уровню чет­вер­того класса. Сейчас наш сын посе­щает пре­крас­ную хри­сти­ан­скую школу и успешно спра­в­ля­ется с уско­рен­ной про­грам­мой обу­че­ния, которая на два года опе­ре­жает про­грамму обще­об­ра­зо­ва­тель­ной школы. Мы счаст­ливы, что не стали его при­ну­ждать и не отдали сразу в школу.

Д-р Реймонд Мур (Raymond Moore, 1985), про­фес­си­о­наль­ный педагог и ученый, не реко­мен­дует отда­вать детей в школу до восьми лет или даже позже. Многим шести- и семи­лет­ним детям обу­че­ние в школе доста­в­ляет немало труд­но­стей. При­мерно от 10 до 40% детей, подобно Стивену, до окон­ча­ния первого класса просто физи­че­ски не могут овла­деть чтением и другими навы­ками (Golden, 1981, 181). Необ­ду­ман­ное решение отдать ребенка в школу может на всю жизнь ранить его само­лю­бие. Голден считает, что про­блемы, ока­зы­ва­ю­щие дол­го­вре­мен­ное влияние на обу­че­ние, напри­мер дислек­сия (рас­стройство речевой функции), иногда могут быть резуль­та­том при­ну­жде­ния детей с задер­ж­кой в раз­ви­тии. Это также пока­зы­вает, какой серьез­ной ошибкой может обер­нуться при­ну­жде­ние детей изучать школь­ные дис­ци­плины в дош­коль­ном воз­ра­сте. Неу­ди­ви­тельно, что дети, еще не достиг­нув под­рост­ко­вого воз­ра­ста, начи­нают чув­ство­вать уста­лость и разоча­ро­вы­ва­ются в учебе (Elkind, 1987). Хоть это и звучит пара­док­сально, но чем раньше мы будем заста­в­лять детей садиться за парту, тем ниже будет уровень обра­зо­ван­но­сти насе­ле­ния в целом по стране.

с. 123—128

Другие материалы из данного источника