Школьные годы
Стивену, моему среднему сыну, восемь лет. Этот возраст называют серединой детства или «школьными годами». Между шестью и двенадцатью годами он будет расти еще медленнее, чем в дошкольный период. Но тем не менее он вырастет примерно на 30 сантиметров (средний рост для этого возраста — около 1,5 метра) и вдвое прибавит в весе (средний вес — 18—36 килограммов). Увеличение веса в большей степени произойдет за счет роста мускулатуры, а не накопления жира. Стивен станет сильнее, и координация его движений улучшится. У него уже неплохой почерк, потому что мышцы кистей и рук достаточно развились. То же можно сказать и о нервных окончаниях тела.
Когда дети становятся сильнее, их кости все еще остаются хрупкими, из-за этого уменьшается гибкость. На эти годы приходится самая высокая степень травматизма и переломов. Подобные травмы являются наиболее вероятной причиной смерти детей в этом возрасте. Из-за чрезмерного увлечения спортом кости могут быть вывихнуты или деформированы на всю оставшуюся жизнь (особенно это касается видов спорта, связанных с бросками и метанием). Хорошая разминка перед тренировкой поможет избежать нежелательных травм. Грамотно составленные программы физической подготовки для начальной школы помогают детям укрепить физическое и психическое здоровье. Однако следует избегать переутомления детей во время занятий физкультурой и не позволять им дразнить более слабых сверстников.
Как видно уже из названия, самой большой переменой в жизни ребенка этого возраста является начало посещения школы. До первого класса лучше не нагружать ребенка занятиями. Хотя в четыре года он может пару раз в неделю ходить в подготовительную школу, а в пять лет — в дошкольное учреждение неполного дня. При наличии такой подготовки и достаточной независимости от матери посещение дневной школы будет идти на пользу ребенку, а не пугать его. В некоторых случаях дети добираются до школы на автобусе. Иногда их отвозит на машине кто-нибудь из родителей. Постарайтесь, чтобы, по крайней мере в первые годы школы, ваш ребенок не проводил лишнего часа в душном или, наоборот, промерзшем автобусе.
Родителям предстоит сделать достаточно важный выбор: какую форму обучения выбрать для ребенка. Существует по меньшей мере три альтернативных варианта: общеобразовательная школа, христианская школа или обучение дома. Каждый из них имеет свои слабые и сильные стороны, которые необходимо принять во внимание при выборе формы обучения.
Возможно, самое большое преимущество общеобразовательной школы заключается в низких затратах на обучение (хотя вам придется покупать тетради, ручки и другие школьные принадлежности, к тому же будут расходы на дорогу до школы и обратно). Если ваш ребенок будет посещать общеобразовательную школу, у него появится возможность познакомиться с самыми разными детьми. В результате он будет лучше понимать, что между людьми существуют естественные различия. У него также будет шанс обратить к Богу кого-нибудь из одноклассников или даже учителей. Возможно, вам повезет, и у вашего ребенка будет учитель-христианин. Но не забывайте и то, что у своих неверующих сверстников дети легко могут научиться обману, ругательствам и другим вредным привычкам. Дети также будут склонны проводить различие между школьным образованием и библейскими истинами. Через несколько лет обучения в общеобразовательной школе это различие будет казаться детям вполне очевидным, несмотря на то что «вся истина в руках Божиих». Некоторые учителя, даже в начальной школе, могут постараться убедить детей в том, что одни моральные истины ничуть не хуже других (что абсолютной правды не существует как таковой), и научить их другим мирским воззрениям. В результате ваш ребенок может отвернуться от христианства.
Стремление совмещать изучение христианства со школьным образованием выгодно отличает христианские школы от всех других. В такой школе у вашего ребенка наверняка будут верующие учителя и друзья. Вероятность научиться дурным привычкам в таком окружении невелика. В христианской школе ребенок, скорее всего, получит хорошее воспитание, сформирует свой характер и научится хорошо читать и писать. С другой стороны, не все христианские школы полностью оправдывают свое название. В некоторых из них преподают те же предметы, что и в общеобразовательных школах, зачастую пользуясь теми же самыми учебниками! Кроме того, из-за низких зарплат туда редко идут работать квалифицированные педагоги. Не уделяется достаточно внимания и отбору детей. Поэтому ваш ребенок может оказаться в компании «трудных» детей, от чего он не застрахован и в общеобразовательной школе. В одних христианских школах существуют слишком строгие порядки, а в других, наоборот, не хватает дисциплины. Есть и еще один недостаток — высокая плата за обучение.
Третий вариант — обучение дома. Такая форма обучения позволяет родителям оказывать больше влияния на детей, чем при обучении ребенка в общеобразовательной или христианской школе. У вас также будет уверенность, что дети получат полноценное и по-настоящему христианское образование. Существует много пособий и методических разработок для учителей, которые могут вам помочь эффективно заниматься обучением ребенка дома. Эти пособия особенно пригодятся, если у вас нет высшего или специального образования. Есть много видео- и заочных курсов по этой теме. Исследования показывают, что когда дети, обучавшиеся дома, начинают посещать школу, они часто становятся там лидерами и учатся лучше своих сверстников (Moore, 1985). Недостаток такого вида обучения заключается в том, что у ребенка остается мало времени для общения с другими детьми. В результате у них будет затруднено развитие таких социальных навыков, как взаимодействие и взаимопомощь. Обучение дома требует достаточно много времени по крайней мере от одного из родителей. Оно также сравнительно дорогостояще — на покупку принадлежностей для учебы придется тратить несколько сотен долларов в год. В некоторых штатах существуют строгие законы, запрещающие в ряде случаев обучение ребенка дома. И, наконец, есть родители, чьи эмоциональные и умственные способности не позволяют успешно справляться с обучением детей.
Какой из этих трех вариантов предпочтительнее? Это зависит от ребенка, родителей и профессиональной компетентности преподавателей в близлежащих школах. Иногда ребенок способен устоять против соблазнов и не поддаться влиянию неверующих учителей. В таком случае лучший выбор — общеобразовательная школа, тем более что дома вы можете дополнять образование, уча ребенка христианским истинам (следует заметить, что хорошая общеобразовательная школа принесет ребенку больше пользы, чем плохая христианская). Если недалеко от дома расположена хорошая христианская школа — отправляйте ребенка туда. Если у вас есть педагогические способности, и вы хотите проводить как можно больше времени дома с ребенком — выбирайте обучение дома. Каждый из этих видов обучения хорош в определенном возрасте. Например, вы можете первые два года обучать ребенка дома, а потом отдать в христианскую школу. Обязательно постарайтесь получше узнать первого учителя своего ребенка. Предпочтительнее, чтобы это была женщина. Она должна быть любящим и понимающим педагогом, уметь справляться с детьми и поддерживать дисциплину в классе. Именно первый учитель, христианин или нет, сформирует у вашего ребенка отношение к образованию на всю жизнь. Очень важно, чтобы родители и учителя действовали сообща. В этом случае у ребенка не будет двойных стандартов по поводу того, что хорошо, а что плохо.
Умственное развитие
При выборе формы обучения для ребенка необходимо принимать во внимание его умственное развитие. В школьные годы определенные участки головного мозга уже достаточно сформировались. Это позволяет детям справляться со школьными заданиями. Они могут читать, считать, писать и овладевать другими важными навыками. Этим навыкам, независимо от качества и уровня преподавания, практически невозможно научиться без достаточного развития мозга. У многих детей такой процесс развития требует сравнительно много времени. Эти дети ничем не отличаются по своему умственному развитию, но некоторыми навыками они овладевают позже других. Это характерно для большинства мальчиков и незначительного числа девочек. Пока нервные клетки мозга не достигнут определенной зрелости, дети, к примеру, не могут хорошо читать (или не могут читать совсем) и пишут некоторые буквы задом наперед. Таких детей называют «поздние цветочки». Их способности «расцветают» на год-два позже, чем у сверстников.
Мой сын Стивен — сообразительный ребенок, но к шести годам он еще не умел читать. Ему было трудно понять, каким образом буквы связаны со звуками. Мы с женой не требовали от Стивена научиться этому во что бы то ни стало, так как видели, что это больно бы задело его самолюбие. Он просто не мог длительное время сидеть на одном месте и концентрировать свое внимание на конкретном задании. Если бы Стивен оказался в обыкновенной школе, боюсь, что учителя несправедливо сочли бы его «непоседой» и относились бы к нему не так, как к другим детям. Одноклассники наверняка его бы за это дразнили. В результате Стивену могли дать прозвище «отсталый».
Мы решили, что будет лучше пока обучать его дома. Стивен разглядывал много книжек с картинками. Снова и снова мы учили его первичным навыкам чтения, таким как запоминание звуков. Но мы с женой нисколько не принуждали нашего ребенка. Мы говорили с ним о таких простых понятиях, как «хорошо» и «плохо», помогали развивать интересы и социальные навыки. Например, Стивен учился помогать брату и сестре, а также другим детям. Большую часть времени он бегал и играл во дворе, строя для себя шалаш. К концу первого года обучения он уже мог читать, правда, очень медленно. Произношение каждого слова доставляло ему массу трудностей и отнимало много времени и сил.
В середине второго года обучения, когда Стивену было около восьми лет, в нем как будто что-то проснулось. Казалось, что практически за сутки он научился читать быстрее и допускал меньше ошибок. На протяжении нескольких недель он читал целыми днями, поглощая книгу за книгой. Такой темп чтения соответствовал уровню четвертого класса. Сейчас наш сын посещает прекрасную христианскую школу и успешно справляется с ускоренной программой обучения, которая на два года опережает программу общеобразовательной школы. Мы счастливы, что не стали его принуждать и не отдали сразу в школу.
Д-р Реймонд Мур (Raymond Moore, 1985), профессиональный педагог и ученый, не рекомендует отдавать детей в школу до восьми лет или даже позже. Многим шести- и семилетним детям обучение в школе доставляет немало трудностей. Примерно от 10 до 40% детей, подобно Стивену, до окончания первого класса просто физически не могут овладеть чтением и другими навыками (Golden, 1981, 181). Необдуманное решение отдать ребенка в школу может на всю жизнь ранить его самолюбие. Голден считает, что проблемы, оказывающие долговременное влияние на обучение, например дислексия (расстройство речевой функции), иногда могут быть результатом принуждения детей с задержкой в развитии. Это также показывает, какой серьезной ошибкой может обернуться принуждение детей изучать школьные дисциплины в дошкольном возрасте. Неудивительно, что дети, еще не достигнув подросткового возраста, начинают чувствовать усталость и разочаровываются в учебе (Elkind, 1987). Хоть это и звучит парадоксально, но чем раньше мы будем заставлять детей садиться за парту, тем ниже будет уровень образованности населения в целом по стране.