Наказание
В первый год жизни ребенка наказание должно быть сведено к минимуму. В общем-то в наказании и нет большой нужды, если из помещения, где ребенок играет, вы убрали все опасные для него предметы. Когда ребенку исполнится восемь или девять месяцев, родители могут начинать говорить ему «нельзя», удаляя его от потенциально опасных для него вещей. Причем большинству детей это будет необходимо неоднократно повторять. Если после десятого или пятнадцатого «нельзя» ребенок не вразумляется, то некоторым родителям начинает казаться, что их ребенок слишком медленно обучается, но это вполне нормально для детей в этом возрасте.
Где-то в возрасте года ребенок узнает, что он тоже может говорить «нет»! Джеймс Добсон (James Dobson, 1970) называет это началом «открытого неповиновения», когда ребенок, так сказать, «испытывает на прочность» родительскую власть. Он или она говорит (если не словами, то всей своей интонацией): «Ну, и кто тут собирается мной командовать?» Ребенок хочет знать, кто здесь главный, и родители должны дать ему ответ.
Д-р Добсон различает открытое неповиновение и те ситуации, когда ребенок не несет ответственности за свои поступки. Последнее происходит временами со всеми детьми: ребенок может просто забыть сделать то, о чем его попросили, или же случайно разлить молоко во время обеда. Физическое наказание абсолютно недопустимо в таких ситуациях. Просто убрать за ребенком или же запретить ему играть на пару минут будет более подходящим в данной ситуации. Физическое наказание необходимо оставить для тех редких (надеемся) ситуаций, когда ребенок открыто ставит под вопрос авторитет родительской власти.
Первым наказанием за неповиновение мог бы стать легкий шлепок по рукам. Добсон (Dobson, 1978, 46) не советует прибегать к этому методу до достижения ребенком пятнадцатимесячного возраста. Нам кажется, что это не должно быть раз и навсегда установленным правилом: дети могут начать проявлять неповиновение в разном возрасте. Но в любом случае недопустимо такое наказание для детей до года. Наверное, есть дети, которые никогда не ведут себя вызывающе, но только не в наших семьях!
Мы считаем, что жестокое обращение с детьми недопустимо ни в каких проявлениях. Физическое наказание детей несет в себе опасность, так как некоторые родители в пылу гнева могут ударить ребенка сильнее, чем они намеревались это сделать. Правило физического наказания должно быть следующим: если наказание оставляет следы, то оно слишком тяжело для ребенка. В то же время, если ребенок не плачет, то наказание, возможно, для него недостаточно. В таком возрасте обычно бывает достаточно одного шлепка по рукам.
В Библии ясно говорится о центральном месте наказания в воспитательном процессе. Внимательно прочитайте следующие стихи из Писания:
Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его.
Пр. 13:24
Наказывай сына своего, доколе есть надежда.
Пр. 19:18
Глупость привязалась к сердцу юноши; но исправительная розга удалит ее от него.
Пр. 22:15
Не оставляй юноши без наказания; если накажешь его розгою, он не умрет: ты накажешь его розгою, и спасешь душу его от преисподней.
Пр. 23:13—14
Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери.
Пр. 29:15
Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей.
Пр. 29:17
Эти стихи наиболее применимы к вопросам воспитания двух- или трехлетних детей, то есть именно тогда, когда потребность в наказании особенно велика. Период «первых шагов» малыша — испытание для родителей, так как в это время малыш проявляет особое внимание к тем вещам, относительно которых ему говорят «нельзя». После удаления всех потенциально опасных для него предметов малышу, тем не менее, необходимо дать возможность и всячески содействовать раскрытию в нем природной склонности к познанию нового. В течение первых пятнадцати месяцев жизни ребенка родители должны предоставить ему как можно большую свободу действий. А в последующие примерно двадцать месяцев, то есть в период «первых шагов», родители должны научить своих детей уважать установленные рамки и не идти на поводу скоропалительных желаний. Разумеется, по-прежнему необходимо развивать в детях известную степень независимости.
Пол Майер и его жена были любящими и заботливыми родителями. «Тем не менее мы помним, как шлепали и наказывали нашего старшего сына за открытое неповиновение (иногда неоднократное) в тот ответственный период его жизни между пятнадцатью месяцами и тремя годами. Мы всемерно поощряли в нем стремление к независимости и познанию нового, но в то же время наказывали его за упорное непослушание. Это способствовало тому, что в данный период он вел себя очень хорошо для своего возраста. С другой стороны, он постоянно ощущал известную свободу. Некоторые дети проявляют непокорность где-то к третьему году жизни, для нашего же сына это было время установления относительного покоя, несмотря на то что время от времени его по-прежнему приходилось наказывать. Становясь старше, он прилагал все усилия для того, чтобы его поведение понравилось нам: выполнял все свои домашние обязанности, без разговоров ложился спать в положенное время. И достаточно было одного сердитого или насмешливого взгляда, чтобы исправить его поведение. Хотя при необходимости мы могли бы его и наказать. Кроме того, младшего сына нам было легче воспитывать: у него перед глазами был хороший пример». Разумеется, есть дети и упрямее, и своенравнее, по-видимому, с самого рождения. Но постоянство и продуманность воспитания обычно сводит непослушание и дерзость к минимуму.
Наказывая ребенка и устанавливая жесткие ограничения, что абсолютно необходимо, родители в то же время должны быть реалистами в понимании того, что можно ожидать от ребенка в этом возрасте. Воспитывая своего первенца, родители пока только учатся не быть идеалистами в своих ожиданиях поведения ребенка. Как уже было отмечено выше, многие из старших детей в семье становятся почти перфекционистами, потому что родители ожидали от них слишком многого, когда те росли.
Нас как родителей часто выводит из себя ситуация, когда мы, только что наказав ребенка за какую-нибудь провинность, вновь обнаруживаем его за тем же самым занятием пять минут спустя. Самым правильным в таком случае, по нашему мнению, было бы снова терпеливо наказать ее или его вместо того, чтобы вскидывать руки и кричать. У детей в этом возрасте короткая память и они могут фиксировать внимание на чем-либо лишь на непродолжительное время. К тому же на них вряд ли подействуют ваши глубокомысленные разъяснения, которые в этом возрасте — лишь пустая трата времени. Словесного выговора иногда бывает достаточно, но если ребенок демонстрирует открытое неповиновение, то лучше подействует наказание. Родители должны знать характерные особенности данного возраста и отдавать себе отчет в том, что «можно» и «нельзя» необходимо повторить бесчисленное количество раз, пока ребенок научится это понимать. Несмотря на то что поведение ребенка может совершенно вывести вас из себя, особенно если дело закончится поломкой какой-нибудь ценной вещи или неприятностью, которая потребует массу времени для уборки, все же лучшее, в чем действительно нуждается ваш ребенок в этот период своей жизни, — это спокойствие родителей.
Иногда у родителей появляется привычка кричать на своих детей. Это очень нехорошая черта, так как она подрывает чувство значимости и собственного достоинства вашего ребенка. Дж. Добсон иногда замечал, что даже хорошие родители могут привыкнуть кричать, потому что громкий голос пугает детей (по крайней мере, первые несколько раз) и на время останавливает их. С каждым разом, правда, приходится кричать все громче и громче, чтобы это подействовало на ребенка, пока, наконец, крик не становится обычным явлением. Но было бы куда лучше для родителей, а равно и для ребенка, перестать кричать и просто подкрепить угрозы делами. Тихо и спокойно объяснить ребенку, какое наказание может последовать в случае непослушания, а затем исполнить это на деле. Одного спокойного объяснения будет достаточно. Кричать совсем не обязательно.
Воспитывать ребенка, как и вообще присматривать за ним, представляется в наши дни делом гораздо более трудным, чем прежде, так как в основном семьи живут отдельно от бабушек и дедушек и других дальних родственников. В семье из четырех человек, которая каждый год переезжает на новое место, просто нет других родственников, с которыми можно было бы пообщаться и которые могли бы присмотреть за детьми. В книгах же и по телевизору даются часто не совсем понятные и порой противоречивые советы (Collins, 1971, 4).
Это приводит к тому, что родители часто делают из мухи слона, беспокоясь о вещах, которые являются абсолютно нормальными, особенно после рождения первого ребенка. К примеру, сосание пальцев, поглаживание гениталий, игра с любимыми игрушками — обычные занятия, успокаивающие ребенка.
Библия подчеркивает, что дети приобретают мудрость и понятие о нравственности через воспитание и наказание. Маленькие дети часто подражают родителям и стремятся угодить им, чтобы избежать наказания за плохие поступки и добиться одобрения за хорошие.
Наказание как форма воспитания
Ранее мы подчеркивали необходимость физического наказания. К этому следует прибегать и в дошкольный период. Однако в любом возрасте может сложиться ситуация, когда вследствие неоправданного применения наказание перестает действовать. Физическое наказание будет наиболее эффективным, если его использовать лишь изредка, только в случаях открытого неповиновения. Наказывая ребенка, нужно объяснять ему причину наказания и его вину. Предоставьте своему ребенку возможность обсудить сложившуюся ситуацию, чтобы избежать с его стороны непонимания (но ни в коем случае не поддавайтесь на его уговоры отменить заслуженное наказание!). Пусть он потом поплачет, а вы его утешьте, если ему так хочется.
Хорошие родители используют несколько методов воспитания, а не один. Помните, что воспитание в конечном счете ставит целью не просто избавиться от плохого поведения, но также научить ребенка вести себя правильно. Таким образом, похвала, внимание и поощрение за хороший, желаемый поступок не менее важны, чем наказание за провинность.
Одним из способов воспитания является игнорирование некоторых нежелательных поступков ребенка. Иногда излишнее внимание приводит к тому, что ребенок начинает совершать такие поступки чаще. Нам доводилось иметь дело с запущенными детьми, для которых непослушание было единственным способом привлечь к себе внимание. Родительское наказание было для них желательней пренебрежения. Таким образом, внимание может служить мощным стимулом. В некоторых случаях простой отказ родителей обратить внимание на шалости ребенка помогает избежать их повторения в будущем. Такой подход не всегда эффективен, но в ряде случаев бывает оправдан.
Еще один популярный способ наказания — это оставлять ребенка одного. Сидение на стуле в течение нескольких минут может показаться ему вечностью. Чтобы научить детей слушаться, в качестве наказания их можно ставить в угол или отправлять спать. Однако следите, чтобы такое наказание не воспринималось ребенком как поощрение, иначе оно не будет срабатывать. К примеру, если ребенок ведет себя дерзко и за это его отправляют в свою комнату, где он может поиграть в компьютерные игры, это не будет восприниматься им как наказание. Также не следует переусердствовать: существует хорошее правило, гласящее, что длительность наказания, в минутах, должна соответствовать возрасту ребенка. Четырехлетнего мальчика или девочку, например, нельзя ставить в угол больше чем на четыре минуты. И наконец, не следует пугать ребенка, запирая его в темном шкафу. Наказание должно быть эффективным и в то же время не травмирующим детскую психику.
Можно прибегнуть еще к одному виду наказания: лишить ребенка каких-либо привилегий или вещей. Чтобы, наказывая ребенка, достичь желаемого эффекта, у него можно отобрать любимую игрушку, оставить без сладкого, не пускать на улицу или запретить заниматься тем, что ему нравится. Хорошая идея — связать тот или иной способ наказания с конкретным проступком. К примеру, можно лишать ребенка десерта, если за обедом он нарочно что-то уронил или пролил на пол. Также можно забирать не убранную на место игрушку или не принимать ребенка в игру с мячом, если, играя, он не хочет делиться им с другими детьми.
Родители, достигшие успехов в воспитании, используют несколько методов воспитания и наказания, а не останавливаются на одном. Смена методов позволяет добиваться максимальной эффективности каждого из них. Все дети разные, поэтому в выборе методов воспитания требуется индивидуальный подход. И, наконец, если вы хотите быть хорошими родителями, не забывайте время от времени хвалить, подбадривать своих детей и сопереживать им. Наказание только тогда будет эффективным, когда родители проявляют по отношению к ребенку любовь и заботу (Hall, Lamb and Perlmutter, 1986, 407).
Длительные дискуссии с ребенком о плохом и хорошем поведении на самом деле — напрасная трата времени. Способность мыслить абстрактно появляется у детей только в школьные годы. Когда мы, в связи с непослушанием ребенка, пытаемся дать ему представления о морали, вероятность того, что он правильно нас поймет, практически равна нулю. Немедленное физическое наказание или любой другой его вид, способный заставить ребенка раскаиваться в содеянном, является наиболее уместным в обращении с детьми дошкольного возраста.
Воспитание и наказание
Мы уже достаточно подробно останавливались на этом вопросе. Большинство из приведенных пояснений и комментариев по данной теме можно отнести и к периоду начальной школы. Библия настоятельно рекомендует использовать «розги и обличение» (Пр. 29:15). Это важно в деле воспитания, хотя время от времени можно прибегать и к другим методам.
Физическое наказание должно длиться недолго и следовать сразу за проступком. Если ребенок злится, когда вы его наказываете, то обычно спустя несколько минут он успокаивается. Если дети стараются ударить вас в ответ или каким-либо другим образом выказывают свое неуважение, их нужно наказать еще раз. Не сумев добиться от ребенка уважения к себе в этом возрасте, вам будет еще труднее сделать это, когда он станет подростком. Когда вы наказываете ребенка физически, нужно быть уверенным, что ему действительно больно. Разумеется, не стоит лупить его до синяков, бить по лицу или кулаками — это уже избиение, а не наказание. Но нужно быть последовательным. Физическое наказание идет на пользу любому ребенку, если только у него нет сильных отклонений в умственном развитии, и само наказание не используется им как способ обратить на себя внимание. Наши наблюдения показывают, что через несколько минут после наказания ребенок обычно подходит к отцу и говорит: «Прости меня, папа. Я люблю тебя».
Наказание должно следовать сразу за проступком (Ек. 8:11). Со стороны матери было бы серьезной ошибкой говорить ребенку, что отец накажет его, когда вернется домой. Это нарушение библейских принципов и неправильно с точки зрения психологии. Дети младшего школьного возраста могут помнить о своих проступках всего несколько минут. Поэтому, когда отец вернется домой, ребенок уже все забудет, и наказание не принесет желаемого результата. Если наказывать будет только отец, у ребенка сформируется неправильное представление о Боге, потому что — пусть даже и на подсознательном уровне — отец является для ребенка прообразом Бога. Некоторые матери специально делают так, чтобы ребенка наказывал только отец. Они хотят настроить ребенка против отца, с тем чтобы самим завоевать его безграничную любовь и привязанность. С психологической точки зрения такая ситуация является крайне неблагоприятной для ребенка.
В школьные годы родители должны продолжать поощрять ребенка за хорошее поведение. Детский психолог Эрик Эриксон (Erik Erikson, 1963) отмечает, что это является одним из важнейших аспектов воспитания детей в этом возрасте. Поощрение не обязательно должно выражаться в чем-то материальном. Можно разрешить ребенку подольше погулять с друзьями, тем более что мнение и отношение сверстников для него немаловажны. Однако не надо стыдить ребенка в присутствии друзей. Вопросы воспитания и наказания — сугубо личные и касаются только ребенка и его родителей. В возрасте одиннадцати или двенадцати лет физические наказания следует прекратить. Родителям нужно стараться убеждать ребенка на словах и разговаривать с ним как со взрослым.
Методы убеждения ребенка
Иногда детям младшего школьного возраста достаточно устного порицания от родителей. Особенно если ребенок совершил тот или иной проступок впервые. В некоторых случаях порицание будет более эффективным, если сразу после этого отправить ребенка в его комнату, чтобы он поразмыслил над своим поведением в течение пяти минут. Вследствие некоторой ограниченности мыслительных способностей, ребенку недоступны абстрактные представления о том, что хорошо и что плохо. Однако простое конкретное объяснение иногда воспринимается ребенком с полным пониманием. Лишь некоторые дети начинают мыслить абстрактно раньше десятилетнего возраста. Большинство на это не способно.
Какие методы убеждения являются наиболее эффективными? Это во многом зависит от возраста ребенка. Тэд Ворд (Ted Ward, 1979) полагает, что, убеждая ребенка, следует основываться на принципах морали. Это поможет нам в воспитании. Ворд приводит результаты исследований хорошо известного специалиста в этой области Кольберга (Kolhberg, 1985). Кольберг выяснил, что дети часто поступают так, как требуют взрослые, потому что боятся быть наказанными. В более позднем возрасте они объясняют необходимость правильно себя вести уже более разумными обстоятельствами. Но из-за своего эгоцентризма дети все же надеются на выгоды, которые им сулит хорошее поведение. Они склонны думать, что люди делают добрые дела, только чтобы получить одобрение со стороны окружающих («ты — мне, я — тебе»).
Вследствие того что у детей уже в раннем возрасте формируются подобные представления, самым подходящим методом убеждения является вышеописанный метод, основанный на моральных принципах. Например, четырех-пятилетние дети начинают понимать, что нужно слушаться, чтобы избежать наказания. В шесть-семь лет дети уже осознают, что за хорошее поведение можно получить какую-нибудь награду от родителей. К тому же они начинают замечать, что, поступив с человеком хорошо, можно ожидать от него того же и по отношению к себе. Детям кажется вполне логичным, что отец, вероятнее всего, с ними поиграет, если сначала дать ему некоторое время побыть наедине с газетой или телевизором.
Кольберг выяснил, что к окончанию начальной школы, в возрасте девяти или десяти лет, дети все более основывают свои рассуждения на принципах морали. Одобрение со стороны окружающих приобретает для ребенка все большее значение. В результате, если дети воспитывались в здоровой обстановке, простая улыбка родителей или друзей окажется для них более значимой, чем материальное или какое-либо другое поощрение. Конечно, если ребенок никогда не слышал от родителей доброго слова, он не будет рассуждать подобным образом. Возможно, он будет искать одобрения среди своих друзей. Дети хотят быть «хорошими». Кольберг также заметил, что в более позднем возрасте дети начинают уважать власть и тех, кому знакомо чувство долга. Подростки уже способны понимать значимость и необходимость законов и порядка.
В своей работе Кольберг советует убеждать детей старшего школьного возраста, делая особый акцент на общественном одобрении со стороны родителей и друзей. Поощрение стремления быть «хорошими мальчиками и девочками» наряду с порицанием за проступки положительно влияет на воспитание детей в этом возрасте. Дети хотят получать одобрение со стороны окружающих, и мы можем использовать это, чтобы заставить ребенка слушаться и уважать родителей и учителей. Методы убеждения должны основываться на потребности детей в общественном одобрении. Однако не стоит забывать и о поощрениях и наказаниях.
Естественные последствия
Еще одним видом наказания является использование естественных последствий (Dreikurs and Grey, 1968). Иногда в этом возрасте детям лучше всего просто дать прочувствовать естественные последствия их проступков. К примеру, если ребенок не выполнит домашнего задания, он получит неудовлетворительную оценку. Конечно, это не сработает, если успеваемость в школе его не волнует. Еще одним примером может служить ситуация, когда ребенок роняет или проливает что-либо на пол и ему необходимо за собой убрать. Иногда естественные последствия выражаются в физическом плане, а иногда — в логическом. Хотя это бывает и трудно, но в некоторых случаях лучше дать ребенку испытать естественные последствия своего поступка, чем вмешиваться и прибегать к другим видам наказания.