Матвеева Л. Г. и др.

Практическая психология для родителей(фрагмент)



ДИА­ГНО­СТИКА РАЗ­ВИ­ТИЯ И ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ В ВОЗ­РА­СТЕ ОТ ТРЕХ ДО ПЯТИ ЛЕТ

Вашему малышу уже три года. Как про­те­кает его раз­ви­тие сейчас? Что изме­ни­лось за про­шедшее время? Про­стейшие методы диа­гно­стики, с одной стороны, оста­ются теми же, изме­ни­лись лишь воз­раст­ные нор­ма­тивы. Но поя­ви­лись уже и новые задания, которые помогут вам не просто опре­де­лить, что знает и умеет ребенок, но и научить его тому, что легче всего запо­ми­на­ется и усва­и­ва­ется в этом воз­ра­сте. Та система игр, с которой вы позна­ко­ми­тесь и которой будете поль­зо­ваться еже­д­невно, общаясь с ребен­ком, учи­ты­вает именно воз­раст­ные осо­бен­но­сти. Эти игры одно­вре­менно и опре­де­ляют степень раз­ви­тия пси­холо­ги­че­ских качеств, и помо­гают развить их. Здесь еще не суще­ствует жестких нор­ма­ти­вов для каждой игры, напри­мер: выпол­нить это задание с первого раза или с деся­того, вос­поль­зо­ваться помощью взро­с­лого один раз или пять. Главное — есть ли у ребенка интерес к такой дея­тель­но­сти. И даже если не все задания он выпол­няет с первого раза, но каждый день делает пусть малень­кий, но шаг вперед, само­сто­я­тельно или с вашей помощью — значит, идет процесс раз­ви­тия.

А. ОСНОВ­НЫЕ НОР­МА­ТИВЫ РАЗ­ВИ­ТИЯ ДЕТЕЙ ТРЕХ-ПЯТИ ЛЕТ

ПОЗНА­ВА­ТЕЛЬ­НАЯ СФЕРА

Задания с куби­ками

В 3 года — строит башню из девяти кубиков, копи­рует с модели поезд, строит по показу мост;

в 3,5 года — копи­рует мост с модели;

в 4 года — строит по показу ворота;

в 4,5 года — копи­рует ворота с модели, копи­рует простые постройки из кубиков с образца;

в 5 лет — не может постро­ить лест­ницу по модели,

может строить дома из кубиков.

Задания с соот­не­се­нием пред­метов

В 3 года — легко выпол­няет задания на вкла­ды­ва­ние, ори­ен­ти­ру­ясь на размер. Пыта­ется строить вер­ти­каль­ные модели, запо­ми­нает задание, пони­мает ошибки. При помощи взро­с­лого может вложить четыре мат­решки одна в другую, соби­рает пира­мидку с учетом размера колец, но иногда игно­ри­рует раз­ли­чия между верхом и низом раз­лич­ных колец;

в 3,5 года — строит вер­ти­каль­ные модели, сам себя испра­в­ляет, очень легко усва­и­вает помощь, ори­ен­ти­ру­ется на размер. Само­сто­я­тельно соби­рает пять мат­ре­шек в одну. Правильно соби­рает пира­мидку.

Задания с кар­точ­ками

1. Пока­жите ребенку набор кар­то­чек с изо­б­ра­же­нием раз­но­цвет­ных гео­мет­ри­че­ских фигур. Поло­жите перед ним круг, тре­у­голь­ник и квадрат и скажите ему: «Сюда положи все круги, сюда — все тре­у­голь­ники, а сюда — все ква­д­раты». Затем сме­шайте кар­точки и, положив перед ребен­ком красный, синий и белый круги, ана­ло­гич­ным образом попро­сите его снова раз­ло­жить кар­точки на новые группы.

Нор­ма­тивы: выпол­няет в три с поло­ви­ной года.

2. Пока­жите ребенку набор кар­то­чек с изо­б­ра­же­нием раз­лич­ных пред­метов: рас­че­ска, ложка, кровать, стул, дом и т. п. Попро­сите его пока­зать пред­меты, которые вы опи­сы­ва­ете по способу их упо­тре­б­ле­ния (напри­мер: «Покажи мне, чем мама тебя при­че­сы­вает?»).

Нор­ма­тивы: выпол­няет в три с поло­ви­ной года.

3. Пока­жите ребенку набор кар­то­чек, на каждой из которых изо­б­ра­жено по одному кружку, котенку, маль­чику и т. д., и кар­то­чек с изо­б­ра­же­нием несколь­ких кружков, котят, маль­чи­ков. Попро­сите пока­зать вам кар­точку, где изо­б­ра­жен только один кружок и т. д., кар­точку, где много кружков, ква­д­ра­ти­ков и т. д.

Нор­ма­тивы: выпол­няет в три с поло­ви­ной года.

4. Пока­жите ребенку набор кар­то­чек с изо­б­ра­же­нием живот­ных, людей, одежды, тран­с­порта, еды, посуды, мебели, умы­валь­ных при­над­леж­но­стей. Подо­брав сов­местно с ребен­ком те кар­тинки из набора, которые можно объе­ди­нить в одну группу, напри­мер «то, что мы на себя наде­ваем», попро­сите его подо­брать само­сто­я­тельно сле­ду­ю­щие услов­ные группы: «то, что можно скушать», «то, что бывает на кухон­ном столе», «что стоит в комнате», «машины», «люди», «живот­ные», «что нужно взять, чтобы пойти гулять», «что нужно взять, чтобы пойти в магазин», «что нужно для умы­ва­ния» и т. д.

Нор­ма­тивы:

в 3,5 года — правильно под­би­рает пред­меты, но после двух-трех сов­мест­ных под­бо­ров;

в 4 года — легко пони­мает задачу, быстро создает группы.

5. Пока­жите ребенку кар­точки с изо­б­ра­же­нием похожих по форме или цвету пред­метов. Пред­ло­жите ему срав­нить между собой нари­со­ван­ные пред­меты и объ­яс­нить вам, чем они похожи, чем отли­ча­ются.

Нор­ма­тивы:

в 4 года — срав­ни­вая изо­б­ра­же­ния пред­метов, часто выде­ляет мелкие, ничего не зна­ча­щие детали и видит в них общее, напри­мер может уста­но­вить сход­ство простых круглых пред­метов по форме;

в 5 лет — уве­ренно выде­ляет такие при­знаки, как форма и цвет.

Речевое задание

Попро­сите ребенка раз­ло­жить перед собой пред­меты так же, как они лежат перед вами: кукла справа, мишка слева. Затем попро­сите спря­тать мишку под стол и достать бумажку из-под стула. Затем спро­сите, где верх, где низ, что значит пойти вперед, а что значит — назад, что лежит в коробке и что под коробкой.

Нор­ма­тивы:

в 3 года — выпол­няет задание в действен­ном плане, может оши­биться в одном или двух напра­в­ле­ниях;

в 4 года — выпол­няет все задания, объ­яс­няет то, что от него тре­бу­ется.

Оценка вни­ма­ния (см. с. 25)

Нор­ма­тивы:

в 3,5 года — находит 8—10 изо­б­ра­же­ний из 10, при этом часто пов­то­ряет вслух слово, обо­зна­ча­ю­щее изо­б­ра­же­ние; ищет, опи­ра­ясь на сло­вес­ное изо­б­ра­же­ние, поэтому может оши­баться, когда под­би­рает, напри­мер, к изо­б­ра­жен­ному на кар­точке яблоку арбуз, назвав и то и другое яблоком (как правило, эти ошибки испра­в­ля­ются самим ребен­ком при срав­не­нии кар­то­чек);

в 4 года — легко выпол­няет задание.

Оценка памяти (см. с. 25)

Нор­ма­тивы:

в 3,5 года — выпол­няет пять-шесть пред­ло­жен­ных действий;

в 4 года — пов­то­ряет четыре-пять цифр и сложные фразы;

в 5 лет — запо­ми­нает шесть-семь простых слов из 10.

ДИА­ГНО­СТИКА РАЗ­ВИ­ТИЯ ДВИ­ГА­ТЕЛЬ­НОЙ СФЕРЫ

Оценка крупной мото­рики

Нор­ма­тивы:

в 3 года — может несколько секунд про­сто­ять на одной ноге. Под­ни­ма­ясь вверх по лест­нице, ставит по одной ноге на каждую сту­пеньку, спус­ка­ясь, ставит на сту­пеньку обе ноги. Прыгает на двух ногах. Может ездить на трех­ко­лес­ном вело­сипеде;

в 4 года — спус­ка­ется вниз по лест­нице, ставит по одной ноге на каждую сту­пеньку;

в 5 лет — может сколь­зить на двух ногах по гладкой поверх­но­сти.

Оценка мелкой мото­рики

Нор­ма­тивы:

в 3 года — может сри­со­вать окруж­ность, две пере­се­ка­ю­щи­еся линии, рисует чело­века («голо­во­нога») без туло­вища;

в 4 года — сри­со­вы­вает крест, может срав­нить две линии по длине. Рисует чело­века: туло­вище, голову, руки, ноги;

в 4,5 года — сри­со­вы­вает квадрат;

в 5 лет — сри­со­вы­вает тре­у­голь­ник, рисует чело­века.

Б. ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ ТРЕХ ДО ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ

Шарик на горке

Игра на раз­ви­тие мыш­ле­ния. При­го­товьте неболь­шую горку. Это может быть любая дощечка, поста­в­лен­ная под углом к плос­ко­сти стола. На неко­то­ром рас­сто­я­нии от горки про­ве­дите черту (можно поло­жить ниточку). Дайте ребенку неболь­шой шарик и попро­сите его спу­стить шарик с горки так, чтобы он оста­но­вился около черты.

Есте­ственно, что сначала малыш будет оши­баться, но через неко­то­рое время он нау­чится нахо­дить соот­но­ше­ние рас­поло­же­ния шарика на горке и даль­но­сти его пробега. Можно про­ве­сти эту игру и как сорев­но­ва­ние («Чей шарик точнее дока­тится до черты?»). Задачу можно мно­го­кратно варьи­ро­вать, меняя угол наклона горки и рас­поло­же­ние черты.

Почини игрушку

Игра на раз­ви­тие мыш­ле­ния. Под­бе­рите для этой игры простую игрушку, напри­мер машинку, и пре­до­ставьте ребенку воз­мож­ность в течение несколь­ких дней пои­грать с ней. В про­цессе игры ребенок озна­ко­мится со свойствами машинки. Затем неза­метно, чтобы малыш не видел, на колесо машинки наденьте резинку (при этом колесо машинки кру­титься не должно). Теперь, для того чтобы машинка ехала, нужно при­кла­ды­вать больше усилий. Цель игры заклю­ча­ется в том, чтобы ребенок сам заметил неис­прав­ность и нашел ее причину.

Коли­че­ство неис­прав­но­стей в одной игрушке можно уве­ли­чи­вать до трех, но каждая новая неис­прав­ность доба­в­ля­ется после того, как ребенок нау­чится нахо­дить пре­ды­ду­щую. Игру можно про­во­дить с разными игруш­ками.

Куколь­ная комната

Игра на раз­ви­тие мыш­ле­ния. Эта игра поможет научить ребенка ори­ен­ти­ро­ваться в про­стран­стве, а также развить его образ­ное мыш­ле­ние. Вам потре­бу­ется куколь­ная комната и куколь­ная мебель. Куколь­ная комната — это большая коробка без крышки с про­ре­зан­ными или нари­со­ван­ными по бокам окнами и дверями. Саму мебель можно склеить из спи­чеч­ных коробков или исполь­зо­вать готовую игру­шеч­ную мебель: стол, диван, стулья или любые другие пред­меты. Важно только, чтобы их было не меньше трех и чтобы они были разной формы.

Для игры также пона­до­бится план, который вы пред­ва­ри­тельно должны вычер­тить на листе бумаги. Вот при­мер­ный вид такого плана. На нем изо­б­ра­жены: стол (1), стуль­чик (2), шкаф (3), кресло (4).

Под­го­то­вив план, вы рас­ска­зы­ва­ете ребенку сле­ду­ю­щую историю: «Кукла Маша купила новую мебель, но она не знала, как лучше рас­ставить ее в комнате. Мед­ве­жо­нок решил помочь Маше. Он взял лист бумаги и показал, как надо поставить мебель». Пока­зы­вая план ребенку, следует пояс­нить его: «Сюда Миша поставил стол, сюда — шкаф...»

Далее ребенок рас­ста­в­ляет мебель, «как показал Миша». Не забудьте, что коли­че­ство пред­метов в игре не должно быть больше трех-четырех.

При пов­то­ре­нии игры следует менять рас­поло­же­ние мебели, доба­в­лять новые пред­меты.

Мозаика

Эта игра напра­в­лена на раз­ви­тие мыш­ле­ния и ори­ен­ти­ровки в про­стран­стве. У вас и у ребенка должны быть основа — доска с дыроч­ками — для рас­поло­же­ния мозаики (по пяти фишек любых двух цветов) и кар­тон­ные кар­точки, на которых нари­со­ваны длинные и корот­кие полоски.

Суть игры состоит в соот­не­се­нии ребен­ком длины и цвета. Вы дого­ва­ри­ва­етесь с ним, что длинные полоски будут обо­зна­чены, напри­мер, зеленым цветом, а корот­кие другим, допу­стим, красным. Выби­райте по одной кар­точке — по ним ребенок будет выкла­ды­вать свою ком­по­зи­цию. Если он оши­ба­ется в начале игры, помо­гите ему правильно рас­поло­жить цветные фишки на основе, а затем пред­ло­жите сле­ду­ю­щую кар­точку с иной после­до­ва­тель­но­стью полосок. Попро­буйте сами выло­жить свою ком­по­зи­цию на своей основе и не лишайте ребенка радости поправить «слу­чайно» допу­щен­ную вами ошибку.

Сделай, как я

Это про­стейшая игра, с которой можно начи­нать вводить ребенка в мир объема и формы. Вам потре­бу­ются основ­ные детали из обыч­ного дет­ского стро­и­тель­ного набора:

Сначала одно­вре­менно исполь­зуйте две-три, а впо­след­ствии четыре формы. Отбе­рите себе и ребенку по две-три оди­на­ко­вых детали. Затем на столе перед ребен­ком сложите неболь­шую постройку. Поставьте детали рядом или одна на другую. Вот неко­то­рые из вари­ан­тов форм:

Когда все будет рас­ста­в­лено, пред­ло­жите ребенку точно так же рас­поло­жить его детали. Если сразу у него не полу­чится, пов­то­рите все сначала: игра доста­точно сложна для малыша. Попро­сите его самого постро­ить что-нибудь и сде­лайте так же.

Более сложным вари­ан­том игры будет «спря­тан­ное постро­е­ние»: ребенок не видит, как вы рас­ста­в­ля­ете детали. Для этого возь­мите листок белой бумаги и при­кройте то, что соби­ра­етесь строить, бумаж­ной ширмой или попро­сите малыша крепко зажму­риться, а когда все будет готово, открыть глаза. К услож­нен­ному вари­анту пере­хо­дите, когда хорошо освоен пре­ды­ду­щий.

Угадай, кого зага­дали

Эта игра поможет ребенку лучше ори­ен­ти­ро­ваться в про­стран­стве. В ней вместе с малышом могут участ­во­вать его любимые игрушки. Напри­мер, кукла с мишкой и зайчик. Важно, чтобы они были доста­точно крупные и их можно было поса­дить и поставить перед ребен­ком, за ним и сбоку от него. Ребенка поставьте или поса­дите в центре, а игрушки раз­ме­стите вокруг. Скажите, что зага­дали одну из них, а ему надо угадать какую. Адрес зага­дан­ной игрушки, напри­мер, такой: она сидит СБОКУ от тебя (или ПЕРЕД тобой, ЗА тобой). Он должен назвать игрушку, нахо­дя­щу­юся в ука­зан­ном месте. Затем поме­няйтесь местами, рас­са­дите игрушки вокруг себя — теперь зага­ды­вать адрес игрушки будет ребенок. В даль­нейшем, если малыш не испы­ты­вает затруд­не­ний, попро­буйте ввести понятия СПРАВА и СЛЕВА. Наде­емся, ребенок вполне с этим справится.

Путе­ше­ствие по городу

Игра на раз­ви­тие образ­ного мыш­ле­ния. Для игры потре­бу­ется набор кар­ти­нок-вывесок. Можете выре­зать их из лото или нари­со­вать. На каждой кар­тинке-вывеске должно быть изо­б­ра­же­ние какого-нибудь пред­мета: ножниц, рас­че­ски, буханки хлеба, иголки с ниткой, авто­мо­биля, письма в кон­верте, пузырька с лекар­ством, бутылки молока и т. п. Рас­ска­жите малышу историю про то, что вы и он как будто попали в незна­ко­мый город, где говорят на неиз­вест­ном языке. Вы очень устали и захо­тели есть... А в городе много разных мага­зи­нов, мастер­ских, аптек, биб­ли­о­тек и т. д. Но как узнать, где все это нахо­дится? Пока­жите ребенку первую кар­тинку, напри­мер с бутыл­кой молока, и спро­сите, что может обо­зна­чать вывеска с таким рисун­ком. Если он не угадает — под­ска­жите. Пои­грайте с ним так немного, а затем попро­буйте по-другому: попро­сите его при­ду­мать, как можно указать дом, где нахо­дится аптека (мастер­ская, молоч­ный магазин и т. д.). Когда все вывески в городе будут хорошо знакомы вашему парт­неру по игре, пере­хо­дите к рисо­ва­нию новых вывесок. Рисо­вать такие вывески просто: они должны быть схе­ма­тич­ными. Скажите ребенку, что не надо делать большую кар­тинку и рас­кра­ши­вать ее, важно, чтобы было понятно, что нари­со­вано: яблоко, грибок или таблетка. Пока­жите ему, как рисо­вать заду­ман­ные им пред­меты, и вы сможете про­дол­жать ваши путе­ше­ствия по городу не один год.

Покажи по-разному

Игра напра­в­лена на раз­ви­тие вни­ма­ния. Участ­вуют несколько человек. Дети зна­ко­мятся со словами-анто­ни­мами.

ВЫСОКИЙ — НИЗКИЙ. Дети идут по кругу. Ведущий говорит: «Сейчас вы будете про­хо­дить ворота. Если я скажу, что ворота высокие, вы будете про­дол­жать идти так же, как сейчас, а если низкие, то нагнетесь. Тот, кто не нагнется вовремя, выходит из игры».

ТЯЖЕЛЫЙ — ЛЕГКИЙ. Каждому участ­нику игры дается пустой пакет или сумка. Взро­с­лый говорит: «Вы несете сумки. Сумка может быть или легкой, или тяжелой. Пока­жите, как несут легкую сумку (дети пока­зы­вают). Теперь пока­жите, как несут тяжелую сумку. А сейчас будьте вни­ма­тельны: я буду гово­рить, тяжелая или легкая у вас сумка. Вы должны нести сумку либо как тяжелую, либо как легкую».

БЫСТРО — МЕД­ЛЕННО. Игра стро­ится ана­ло­гично, дети должны идти или мед­ленно, или быстро.

Игру можно про­дол­жать, разы­гры­вая сле­ду­ю­щие пары слов с проти­во­полож­ным зна­че­нием: ВЕСЕЛО — ГРУСТНО, ЖАРКО — ХОЛОДНО, ТЕМНО — СВЕТЛО и т. д.

Затем можно пред­ло­жить детям найти проти­во­полож­но­сти в реаль­ных объек­тах: напри­мер, сказать, каким бывает дом, когда его начи­нают строить (низким), и каким, когда его постро­или (высоким), и т. д.

Во что с этим можно играть?

Игра напра­в­лена на раз­ви­тие твор­че­ских спо­соб­но­стей. Вам потре­бу­ется заранее ото­брать и при­го­то­вить несколько пред­метов, не имеющих четкого назна­че­ния: палочка, кубик, коро­бочка, камешек, кар­тонка и т. п. Игра состоит в том, чтобы при­ду­мать, чем они могут быть, вместо какого реаль­ного пред­мета исполь­зо­ваться. В начале игры вы берете любой предмет, допу­стим, палочку, пока­зы­ва­ете его ребенку и пред­ла­га­ете при­ду­мать, чем она может быть в игре. Будет пре­красно, если малыш сам назовет воз­мож­ные вари­анты. Если он затруд­ня­ется, помо­гите ему. Должно быть, вы не забыли, что палочка может быть гра­дус­ни­ком для куклы, ложеч­кой, ключом, удочкой. Кубиком нельзя кормить куклу, а коро­боч­кой изме­рять тем­пе­ра­туру, ибо одним из обя­за­тель­ных условий игры, которое неу­кос­ни­тельно следует соблю­дать, явля­ется неко­то­рое сход­ство с реаль­ным пред­метом. Попро­буйте пред­ло­жить веселое сорев­но­ва­ние — кто назовет больше. Пусть побе­ди­те­лем ока­жется ребенок.

Полезно пои­грать с ребен­ком и в проти­во­полож­ную игру: пред­ло­жите ему при­ду­мать, какие пред­меты можно исполь­зо­вать вместо ложки для куклы, вместо кро­ватки, вместо машины и т. п. Это также поможет ему легко заме­щать один предмет другим, шире исполь­зо­вать воз­мож­но­сти вооб­ра­же­ния.

Кто я?

Игра на раз­ви­тие твор­че­ских спо­соб­но­стей. Вам нужно при­го­то­вить несколько листоч­ков бумаги с нари­со­ван­ными на них фигур­ками. На каждом листе — одна фигурка, похожая сразу на несколько игрушек. Напри­мер, такие:

Вы можете сами при­ду­мы­вать другие фигурки, вари­анты ответов. В этой игре важно, чтобы ребенок фан­та­зи­ро­вал и умел нахо­дить как можно больше решений.

Дети на про­гулке

Игра на раз­ви­тие твор­че­ского мыш­ле­ния. Для нее потре­бу­ется несколько кар­ти­нок с изо­б­ра­же­нием детей (кар­тинки можно выре­зать и накле­ить: на каждом листе — изо­б­ра­же­ние одного ребенка). К изо­б­ра­же­нию руки каждой фигурки дори­суйте линию нео­пре­де­лен­ной формы. Вы гово­рите ребенку, что худож­ник рисовал девочку (маль­чика), но что она (он) взяла (взял) с собой на про­гулку — не успел дори­со­вать. Надо при­ду­мать, что бы это могло быть.

После каждого ответа поин­те­ре­суйтесь, что девочка (мальчик) будет делать на про­гулке с этим пред­метом, как ее (его) зовут, с кем она (он) будет играть, что она (он) хочет и т. п. Очень важно, чтобы ребенок при­ду­мал как можно больше ответов.

Камушки на берегу

Игра на раз­ви­тие твор­че­ского мыш­ле­ния. Вам надо нари­со­вать морской берег, пять-шесть камуш­ков разной формы, каждый из которых должен быть похож на несколько разных пред­метов. Может быть несколько камуш­ков оди­на­ко­вой формы. Вы гово­рите ребенку, что по берегу моря только что прошел вол­шеб­ник и пре­вра­тил все в камушки. Чтобы рас­кол­до­вать, надо дога­даться, чем или кем раньше были камушки.

Помо­гите ребенку при­ду­мать про каждый камушек несколько вари­ан­тов ответа. Потом, выбрав один из них, вместе с ребен­ком дори­суйте камушек так, чтобы полу­чи­лось изо­б­ра­же­ние при­ду­ман­ного пред­мета.

Подарки для куклы

Игра на раз­ви­тие вооб­ра­же­ния. Вырежьте из раз­но­цвет­ной бумаги неболь­шие круги и поло­жите их в мешочек или коро­бочку. Скажите ребенку, что у куклы (зайки) сегодня день рожде­ния и ей при­не­сли разные подарки. Ребенок достает один из цветных кругов и говорит, что это такое. Напри­мер, про красный круг можно сказать, что кукле при­не­сли в подарок ленту, флажок, клуб­нику, мячик, цветок и т. п. Надо поста­раться дать как можно больше ответов. Можно при­ду­мы­вать с ребен­ком по очереди. За один раз обы­гры­ва­ются два-три круга. Когда ребенок осво­ится с игрой, полезно ее немного услож­нить. Пусть он рас­ска­жет про каждый подарок: кто его подарил, почему и т. д. Игру можно варьи­ро­вать, пред­ла­гая детям вместо кругов фигуры другой формы.

Веселый гном

Игра на раз­ви­тие вооб­ра­же­ния. Нари­суйте сим­па­тич­ного гнома с мешоч­ком в руках. Кроме того, надо выре­зать из бумаги еще несколько мешоч­ков разной формы, чтобы можно было их накла­ды­вать на рисунок. Тогда мешочки в руках у гнома будут меняться. Мешочки по форме могут похо­дить на самые разные пред­меты: мяч, удочку, гриб, зайчика и т. п. Хорошо, если один мешочек будет такой формы, по которой трудно будет дать одно­знач­ный ответ, что в нем нахо­дится. Пред­ло­жите ребенку сов­местно пофан­та­зи­ро­вать и при­ду­мать, что у гнома в мешке. Сначала надо поста­раться найти как можно больше ответов про мешочек одной формы, затем другой и т. д. Можно вместе с ребен­ком при­ду­мать рассказ о том, как тот или иной предмет ока­зался в мешке у гнома и что слу­чится дальше.

Боль­ница

Игра на раз­ви­тие вооб­ра­же­ния. В этой игре ребенок — доктор, взро­с­лый — роди­тель, а кукла — больной. Доктор выпол­няет по порядку все действия: моет руки мылом, выти­рает их поло­тен­цем, слушает боль­ного стето­ско­пом, выпи­сы­вает рецепт на бланке, ставит на нем печать. Сначала игровой мате­риал мак­си­мально должен быть при­бли­жен к реаль­но­сти: мыло — плоский кубик, поло­тенце — детское поло­тенце, стето­скоп — из дет­ского набора для врача, авто­ручка — обычный каран­даш, рецепт — лист бумаги, печать — бру­со­чек из стро­и­тель­ного набора или ластик. Ребенок должен запо­мнить после­до­ва­тель­ность действий, харак­тер выпол­не­ния каждого, место, где рас­по­ла­га­ются игровые пред­меты, их назва­ния. Нужно ста­раться, чтобы игровые действия мак­си­мально соот­вет­ство­вали реаль­ным действиям доктора.

Затем игровые пред­меты заме­ща­ются другими: палоч­ками, ложками, куби­ками, цветной бумагой. «Доктор» должен сам выбрать любые из них в необ­хо­ди­мом коли­че­стве.

И наконец, весь игровой мате­риал заме­ня­ется оди­на­ко­выми пред­метами, напри­мер плос­кими бру­соч­ками из стро­и­тель­ного набора. Смысл замены заклю­ча­ется в том, что с оди­на­ко­выми пред­метами ребенок должен всякий раз действо­вать по-разному. Важно, чтобы, с одной стороны, действия ребенка с бру­соч­ком были раз­лич­ными в зави­си­мо­сти от харак­тера игро­вого действия, а с другой стороны, ребенок не действо­вал одним и тем же бру­соч­ком, исполь­зо­вал разные, не путая при этом их зна­че­ния.

По этому прин­ципу можно строить игры с другими сюжетами: «Летчик», «Про­давец», «Парик­ма­хер» и т. д.

Первые шаги в мате­ма­тике

Эта игра поможет под­го­то­вить ребенка к школе. Поставьте перед малышом пять оди­на­ко­вых чашек и поса­дите четыре куклы. Спро­сите, хватит ли всем куклам чашек для чая. Если ребенок еще не умеет считать, дайте каждой кукле чашку. Остав­ша­яся чашка под­ска­жет ребенку, что чашек больше, чем кукол. Помо­гите малышу объ­яс­нить, почему так полу­чи­лось (кукол меньше, чем чашек).

Играть можно с разными пред­метами (срав­ни­вать коли­че­ство кукол и стульев, ложек, вилок, тарелок). Сначала лучше пред­ла­гать ребенку группы пред­метов в пре­де­лах пяти, затем можно уве­ли­чить коли­че­ство до 10.

Поста­райтесь создать такие ситу­а­ции для срав­не­ния, чтобы вначале ребенок, выпол­няя задание, мог взять предмет в руки и нало­жить его на другой или при­ло­жить к другому, позднее можно соот­но­сить пред­меты на глаз (напри­мер, срав­ни­вая реаль­ные пред­меты мебели в комнате). Если ребенку будет трудно, советуем про­тя­нуть вере­вочки от одного пред­мета к другому или про­чер­тить линии мелом.

Купим пуго­вицы

Игра на решение ком­плекс­ных задач. Один из игра­ю­щих — поку­па­тель, другой — про­давец. Первому нужно купить в мага­зине столько пуговиц, сколько петель на новом пальто куклы.

Из коробки с фишками ребенок-«поку­па­тель» берет фишки и рас­кла­ды­вает их на пальто (коробку с остав­шимися фишками после этого лучше закрыть, чтобы они не отвле­кали ребенка), затем соби­рает и идет с ними «в магазин». Он говорит про­давцу, пока­зы­вая собран­ные в ладони фишки: «Вот столько нужно пуговиц». Про­давец выдает такое же коли­че­ство пуговиц с при­лавка, под­кла­ды­вая их к раз­ло­жен­ным пуго­ви­цам-фишкам.

Затем поку­па­тель про­ве­ряет, доста­точ­ное ли коли­че­ство пуговиц выдали ему, накла­ды­вая их на петли пальто.

Можно про­во­дить подоб­ные игры на другом мате­ри­але. Полезно пои­грать, напри­мер, в биб­ли­о­теку, отбирая столько книг, сколько пришло детей. Советуем сначала исполь­зо­вать фишки, похожие чем-то на пред­меты (напо­ми­на­ю­щие их либо формой, либо цветом).

В. ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ ЧЕТЫРЕХ ДО ПЯТИ ЛЕТ

Игры, пред­ло­жен­ные в этом разделе, в основ­ном про­дол­жают те напра­в­ле­ния занятий, которые мы пред­ла­гали для трех­лет­них детей. Однако они сложнее и раз­но­об­раз­нее, так как ори­ен­ти­ро­ваны на новые воз­мож­но­сти ребенка. Вы найдете много игр, в ходе которых ребенку надо будет действо­вать не только с самими пред­метами, но и с разными про­стыми рисун­ками и схемами. Такие задания очень важны для раз­ви­тия мыш­ле­ния ребенка и вполне доступны в этом воз­ра­сте. Четы­рех­лет­ним детям мы пред­ла­гаем и совсем новые задания, напра­в­лен­ные на под­го­товку к овла­де­нию гра­мо­той (выде­ле­ние зву­ко­вой основы слова), а также письмом (тре­ни­ровка точных дви­же­ний руки). Игры-занятия в этом воз­ра­сте должны длиться не более 20 минут.

Голо­воломки

Соста­в­ле­ние фигур-голо­воло­мок — занятие увле­ка­тель­ное и полез­ное для раз­ви­тия вос­при­ятия и про­стран­ствен­ных пред­ста­в­ле­ний. Сделать самим голо­воломку для малыша очень просто. Вырежьте из картона несколько оди­на­ко­вых ква­д­ра­тов и покрасьте каждый из них в свой цвет. Не забудьте закра­сить обе стороны. Теперь раз­режьте каждый квадрат по-своему: два тре­у­голь­ника, два пря­мо­у­голь­ника, четыре малень­ких ква­д­рата и т. д. Голо­воломка готова. Малыш соста­в­ляет ква­д­раты, накла­ды­вая детали на нари­со­ван­ные вами контуры. Задание можно упро­стить, обо­зна­чив внутри контура линии, по которым раз­ре­зан данный квадрат. Его можно и услож­нить, уве­ли­чив коли­че­ство частей и сделав разрезы несим­мет­рич­ными. Вот пример воз­мож­ных раз­ре­зов:

Если кон­тур­ная схема разреза будет дана в умень­шен­ном виде, это также услож­нит задание. И конечно, таким же образом можно учиться соста­в­лять любую фигуру — круг, тре­у­голь­ник и пр. Варьи­руйте степень слож­но­сти задания, готовьте раз­но­об­разный мате­риал — и ребенок будет несколько лет с инте­ре­сом скла­ды­вать сде­лан­ные вами голо­воломки.

Чудес­ный мешочек

В этой игре ребенок учится узна­вать пред­меты на ощупь, будет срав­ни­вать зри­тель­ные и ося­за­тель­ные впе­ча­т­ле­ния. Вам потре­бу­ется два ком­плекта оди­на­ко­вых пред­метов — гео­мет­ри­че­ских фигур, выре­зан­ных из пла­стика, плот­ного картона, или мелких игрушек. Поло­жите один набор в мешочек (из плотной ткани), затя­ну­тый резин­кой. Задача игра­ю­щего — на ощупь отыс­кать в мешочке фигурку, пока­зан­ную ведущим. Меняйтесь с ребен­ком ролями — будьте по очереди то игра­ю­щим, то ведущим. Другой вариант игры — второй набор пред­метов нари­со­ван на бумаге. Третий вариант — ведущий просто назы­вает предмет, который нужно найти: «Найди тре­у­голь­ник», «Найди Бура­тино» и т. д.

Спорт­смены стро­ятся

Игра на упо­ря­до­че­ние пред­метов по вели­чине. Для этой игры нужны 10 кар­тон­ных полосок оди­на­ко­вой ширины, раз­ли­ча­ю­щихся по длине на два см (от 2 до 20 см). Ребенку нужно рас­ставить спорт­сме­нов по росту — от самого малень­кого до самого высо­кого. Вот так:

Учите малыша действо­вать после­до­ва­тельно: выби­рать сначала самую малень­кую полоску, затем — самую малень­кую из остав­шихся и т. д. При затруд­не­нии пред­ло­жите спорт­сме­нам поме­риться — кто выше. Пусть спорт­смены пере­пу­тают свои места — вы увидите, что ребенку нелегко будет вос­ста­но­вить правиль­ный порядок.

Обед для мат­ре­шек

По росту могут выстра­и­ваться и мат­решки. Вот одна из них, самая шало­в­ли­вая, убежала и теперь не может найти свое место. Пусть малыш поможет ей, а потом покор­мит мат­ре­шек. Для этого пона­до­бятся мисочки разных раз­ме­ров, кубы — вкладки или колечки от пира­ми­док по числу мат­ре­шек, — они будут изо­б­ра­жать тарелки. Обя­за­тель­ное условие игры: каждая мат­решка должна полу­чить под­хо­дя­щую ей по размеру тарелку. Чем больше мат­решка, тем большая тарелка ей нужна. Можно вклю­чить в игру и ложки — палочки разной длины. А каким будет меню мат­ре­шек в этот день, пусть при­ду­мает сам ребенок. И что с ними слу­чится после обеда — тоже дело его фан­та­зии.

Построим дом

В этой игре ребенок будет соста­в­лять дома разных раз­ме­ров из частей.

Выре­зан­ные из картона стены с про­е­мами для дверей и окон, крыши, окна, двери разных раз­ме­ров (по три-четыре ком­плекта деталей) раз­ло­жите в бес­по­рядке. Вот как при­мерно это может выгля­деть:

Ребенку нужно будет постро­ить дом, а для этого подо­брать под­хо­дя­щие детали: крышу, дверь, окна — и вставить их в соот­вет­ству­ю­щие проемы стен. Полу­чится при­мерно так:

Зоопарк

Игра поможет малышу разо­браться в том, что вели­чина — понятие отно­си­тель­ное.

Вначале в зоо­парке будут жить три зверя, напри­мер медведь, волк и заяц. Их силуэты соот­вет­ству­ю­щих раз­ме­ров поло­жите перед ребен­ком. Выяс­ните, кто из зверей самый большой, кто средней вели­чины и кто самый малень­кий. Затем пред­ло­жите малышу для обита­те­лей зоо­парка выре­зать из бумаги клетки — ква­д­раты под­хо­дя­щей вели­чины. Пусть ребенок посадит зверей в клетки — наклеит силуэты на выре­зан­ные ква­д­раты. Вдруг поя­в­ля­ется слон. Ребенку надо сделать клетку и для него. Новая клетка, конечно же, будет самой большой. Затем при­хо­дит самый малень­кий зверь — ежик. Для него тоже пона­до­бится клетка, которая будет самой малень­кой из тех, что имеются в зоо­парке.

Обя­за­тельно обсу­дите с ребен­ком, как изме­ни­лось соот­но­ше­ние величин: раньше больше всех зверей был медведь, а теперь — слон, меньше всех был заяц, а теперь — еж.

ИГРЫ НА ЛУЧШЕЕ ВОС­ПРИ­ЯТИЕ ЦВЕТА ПРЕД­МЕТОВ

Куколь­ная одежда

Вам пона­до­бится сделать кар­тон­ную куклу и несколько ком­плек­тов бумаж­ной одежды для нее: синий, красный, желтый и т. д. Ребенок с удо­воль­ствием примет участие в соз­да­нии куколь­ного гар­де­роба. «Сегодня кукла хочет одеться во все красное, — скажете вы ребенку. — Подбери ей красную одежду». В другой раз кукла захочет надеть синие вещи, в третий раз — фио­лето­вые. Ребенок может одно­вре­менно гото­вить кукле одежду на сегодня и на завтра, рас­кла­ды­вая, напри­мер, на одном краю стола красную одежду, а на другом — оран­же­вую. Чтобы услож­нить игру (если ребенок легко спра­в­ля­ется с ней в таком вари­анте), можно вклю­чать в ком­плекты одежды разные оттенки одного цвета. Напри­мер, в фио­лето­вом ком­плекте вещи могут быть светло-сире­не­выми, темно-лило­выми, фиал­ко­выми. Точные назва­ния оттен­ков ребенку знать нео­бя­за­тельно, доста­точно поль­зо­ваться словами светлый, темный, яркий, бледный.

Раз­но­цвет­ная вода

Пред­ло­жите ребенку покра­сить воду, налитую в про­з­рач­ные ста­кан­чики. Ему будет инте­ресно полу­чить разные оттенки одного и того же цвета. В одну баночку он добавит много синей краски — полу­чится темно-синяя вода, в другую меньше — вода полу­чится светлее. Можно сделать и три оттенка одного цвета разной свет­лоты, а если очень поста­раться, то и еще больше.

Окра­ши­ва­ние воды поможет ребенку понять зако­но­мер­но­сти сме­ше­ния цветов. Сочета­ние красной и желтой красок даст оран­же­вую воду, желтой и синей — зеленую, синей и красной — фио­лето­вую. Пока­жите малышу изо­б­ра­же­ние радуги из шести цветов (исклю­чая голубой) и объ­яс­ните «вол­шеб­ные свойства» красок: из основ­ных цветов (красный, желтый, синий) полу­ча­ются про­ме­жу­точ­ные, лежащие между основ­ными. Замо­розьте покра­шен­ную ребен­ком воду, а потом рас­смо­трите вместе с ним раз­но­цвет­ные льдинки и вспо­мните, как полу­чи­лись такие цвета. Если на дворе зима, можно выло­жить узор из цветных льдинок. Хорошо, если вы с ребен­ком составите узор цветов, раз­ме­щая «вол­шеб­ные» льдинки по порядку — как в радуге.

Цветные дома

Такие дома можно постро­ить для любимых игрушек — напри­мер, желтый домик для зайчика и зеленый для мишки. Пусть домами будут стулья, а цвет­ными сде­ла­ете их вы с ребен­ком, скла­ды­вая на них вещи заду­ман­ного цвета. Затейте сорев­но­ва­ние, кто найдет больше пред­метов своего цвета: ребенок будет искать желтые, а вы — зеленые. Крупные вещи, которые нельзя поло­жить на стул, раз­ре­ша­ется просто назы­вать. Дайте малышу воз­мож­ность вначале обы­грать вас — это сделает для него игру более при­вле­ка­тель­ной, и он с удо­воль­ствием пои­грает в сле­ду­ю­щий раз уже с новыми цветами.

Лото «Цвет и форма»

В эту игру можно играть с одним или с несколь­кими (не более шести) детьми. Потре­бу­ется 30 выре­зан­ных гео­мет­ри­че­ских фигур: круги, ква­д­раты, тре­у­голь­ники, пря­мо­у­голь­ники, овалы крас­ного, оран­же­вого, зеле­ного, желтого, синего и фио­лето­вого цветов. Эти фигуры для взро­с­лого — веду­щего. А у ребенка будут карты с умень­шен­ными изо­б­ра­же­ни­ями тех же фигур (по пять фигур каждого цвета на каждой карте). У ребенка может быть, в зави­си­мо­сти от его воз­мож­но­стей и от числа игроков, от одной до трех таких карт.

Игру про­во­дят в несколь­ких вари­ан­тах. В одном из них ведущий пока­зы­вает по одной фигуре, а ребенок, найдя у себя фигуру того же цвета и формы, накры­вает ею свою фигуру. В другом вари­анте от малыша тре­бу­ется пред­ва­ри­тельно назвать фигуру, напри­мер: «Это красный квадрат, у меня такой есть». И наконец, в третьем вари­анте взро­с­лый фигуры не пока­зы­вает, а только назы­вает ее цвет и форму. Если у ребенка есть такая фигура, он отзы­ва­ется и, полу­чает ее. Тот, кто закроет все фигуры на своих картах, будет побе­ди­те­лем.

ИГРЫ НА РАЗ­ВИ­ТИЕ ВНИ­МА­НИЯ

Что изме­ни­лось?

Поставьте на стол три-четыре игрушки и дайте ребенку рас­смо­треть их (одну-две минуты). Затем попро­сите его отвер­нуться и уберите одну из игрушек. Когда малыш повер­нется, спро­сите его, что изме­ни­лось. Игру можно услож­нить: уве­ли­чить коли­че­ство игрушек до пяти — семи, ставить похожие игрушки (напри­мер, три игрушки из пяти — немного отли­ча­ю­щи­еся друг от друга машинки), не убирать ни одной игрушки, а поме­нять две из них местами и т. п. Можно пре­вра­тить эту игру в сорев­но­ва­ние, задавая друг другу задачки по очереди.

Рыба, птица, зверь

Лучше, если в этой игре участ­вуют несколько человек. Ведущий (сначала это должен быть взро­с­лый) ука­зы­вает по очереди на каждого игрока и про­из­но­сит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица...» Тот игрок, на котором оста­но­ви­лась считалка, должен быстро (пока ведущий считает до трех) назвать в данном случае птицу. Причем назва­ния не должны пов­то­ряться. Если ответ правиль­ный, ведущий про­дол­жает игру. Если ответ невер­ный или назва­ние пов­то­ря­ется (задер­жка ответа также счита­ется нару­ше­нием), то ребенок выбы­вает из игры, оста­в­ляя свой «фант» веду­щему. Игра про­дол­жа­ется до тех пор, пока не оста­нется один игрок. Он и ведущий разы­гры­вают, что делать каждому «фанту».

Эту игру можно про­во­дить в разных вари­ан­тах, когда дети назы­вают, напри­мер, цветок, дерево, фрукт и т. п.

Фор­ми­ро­вать спо­соб­ность к пере­клю­че­нию вни­ма­ния можно в про­цессе утрен­ней зарядки. Выпол­няя упраж­не­ния, ребенок должен действо­вать по команде взро­с­лого, быстро пере­ходя от одного вида к другому: прыгать, оста­на­в­ли­ваться, шагать. Полезно про­ве­сти с детьми сво­е­об­раз­ное «тро­е­бо­рье», где сначала надо быстро постро­ить неслож­ный дом из трех-четырех зубиков, потом нари­со­вать чело­вечка, затем про­читать сти­хо­т­во­ре­ние. Игру можно раз­но­об­ра­зить, меняя типы заданий и виды дея­тель­но­сти. Во всех случаях оце­ни­ва­ется темп выпол­не­ния заданий и их каче­ство.

ИГРЫ НА РАЗ­ВИ­ТИЕ ПАМЯТИ

День рожде­ния куклы

Вы сооб­ща­ете ребенку, что у куклы Кати день рожде­ния и скоро придут гости поздравить име­нин­ницу. А как зовут гостей, он узнает позже. Вы доста­ете четыре-пять игрушек (кукол, зайцев, мед­ве­жат и т. п.) и назы­ва­ете ребенку их имена. Затем все гости уса­жи­ва­ются за стол, и начи­на­ется чае­пи­тие. Ребенок должен всех угощать чаем, обра­ща­ясь к каждому гостю по имени. Игру можно изме­нять, при­гла­шая к кукле разных гостей и называя их разными именами. Коли­че­ство гостей посте­пенно уве­ли­чи­ва­ется до шести-семи.

Запомни кар­тинки

Для этой игры надо заранее заго­то­вить 10—12 кар­ти­нок. На каждой кар­тинке должен быть изо­б­ра­жен один предмет. Игру можно про­ве­сти как сорев­но­ва­ние между несколь­кими детьми или посо­рев­но­ваться с ребен­ком самому — кто больше запо­мнит кар­ти­нок. Игра­ю­щие рас­сма­т­ри­вают кар­тинки две-три минуты, потом кар­тинки уби­ра­ются, и все назы­вают те, которые они запо­мнили. Можно назы­вать по очереди по одной. Выи­гры­вает тот, кто послед­ним вспо­мнит еще не назван­ную другим.

Пов­то­ряй друг за другом

В эту игру можно играть с одним ребен­ком или с несколь­кими детьми. Первый игра­ю­щий назы­вает любое слово, второй пов­то­ряет назван­ное слово и доба­в­ляет к нему какое-нибудь свое. Сле­ду­ю­щий назы­вает по порядку назван­ные до него слова и доба­в­ляет к ним свое слово и т. д. Тот, кто оши­ба­ется, выбы­вает из игры.

ИГРЫ НА РАЗ­ВИ­ТИЕ МЫШ­ЛЕ­НИЯ

Раз­резные кар­тинки

Попро­буйте нари­со­вать крупный и яркий предмет или неслож­ный сюжет (каче­ство рисунка несу­ще­ственно), затем раз­режьте изо­б­ра­же­ние на несколько частей — и пусть ребенок скла­ды­вает кар­тинку. Один и тот же рисунок можно раз­ре­зать по-разному. Напри­мер, чайник, который малыш по вашей просьбе склеит, будет еще несколько раз падать и раз­би­ваться на разные осколки. В одном случае кар­тинка будет раз­ре­зана по прямой или по диа­го­нали, в другом — соот­вет­ственно чле­не­нию пред­мета (корпус, крышка, носик, ручка), в третьем осколки будут сложной неправиль­ной формы.

Кар­тинки-вкладки

Это другой вариант игры «Раз­резные кар­тинки». Вырежьте из неслож­ной кар­тинки несколько частей, наклейте ее на чистый лист бумаги и обве­дите вырезы черным кон­ту­ром. Чтобы закрыть вырезы вклад­ками с под­хо­дя­щими частями изо­б­ра­же­ния, ребенку нужно будет найти только место каждой вкладки.

Мастер­ская форм

Устро­ить эту мастер­скую совсем несложно. Потре­бу­ются спички с отре­зан­ными голов­ками (или счетные палочки), куски гибкой медной про­волоки (или толстые шер­стя­ные нитки) и гео­мет­ри­че­ские фигуры-образцы. Пря­мо­ли­нейные фигуры, такие, как квадрат, пря­мо­у­голь­ник, тре­у­голь­ник, ребенок может выкла­ды­вать из палочек, а округ­лые, такие, как круг и овал, делать из про­волоки. Когда малыш нау­чится масте­рить каждую из форм, начните зна­ко­мить его с их вари­ан­тами. Пусть образ­цами теперь будут узкий и широкий пря­мо­у­голь­ники, тре­у­голь­ники с разной вели­чи­ной углов и т. п. Делая образцы, заранее убе­ди­тесь в воз­мож­но­сти изго­то­в­ле­ния таких фигур из мате­ри­ала, которым рас­по­ла­гает ребенок. Вот какие простые фигуры может выло­жить ребенок:

А вот фигуры послож­нее:

Куда залетела пчела

Для игры пона­до­бятся куколь­ная комната и куколь­ная мебель: круглый стол, стуль­чик, кресло, диван, кровать, шкаф. Недо­ста­ю­щие пред­меты вполне заме­нимы другими. Важно только, чтобы для начала их было бы не более шести. Если готовой мебели нет, сде­лайте ее сами из спи­чеч­ных коробков. Ком­на­той может служить коробка без крышки с про­ре­зан­ными в стенах окном и дверью.

Рас­ставьте мебель в комнате и вместе с ребен­ком нари­суйте план: чер­точ­кой отметьте рас­поло­же­ние окна, кре­сти­ком — двери, а с помощью кружков, ква­д­ра­ти­ков и пря­мо­у­голь­ни­ков изо­б­ра­зите пред­меты куколь­ной мебели.

Вот как будет выгля­деть такой план:

На плане изображены: 1 — стол; 2 — стульчик; 3 — кресло; 4 — диван; 5 — кровать; 6 — шкаф
На плане изо­б­ра­жены: 1 — стол; 2 — стуль­чик; 3 — кресло; 4 — диван; 5 — кровать; 6 — шкаф

Конечно, здесь мы при­во­дим только при­мер­ный план рас­ста­новки мебели. У вас он может иметь и другой вид. В даль­нейшем коли­че­ство пред­метов в игре можно уве­ли­чить, ввести оди­на­ко­вые пред­меты.

Игра состоит в сле­ду­ю­щем. На нари­со­ван­ном плане красным кружком отме­ча­ется предмет, под который залетела пчела. Ребенок должен по этому ука­за­нию отыс­кать ее в игру­шеч­ной комнате. Игру можно пов­то­рять несколько раз: пчела будет каждый раз залетать под разные пред­меты. Перед началом игры не забудьте сори­ен­ти­ро­вать план в соот­вет­ствии с рас­поло­же­нием мебели, двери и окна в куколь­ной комнате.

В даль­нейшем задание можно услож­нить. Поло­жите план рядом с ком­на­той «вверх ногами» и введите в каче­стве условия игры запрет на его пере­во­ра­чи­ва­ние.

Теперь ребенку, чтобы решить задачу, при­дется пере­во­ра­чи­вать план в уме, и это придаст его про­стран­ствен­ным пред­ста­в­ле­ниям гиб­кость.

Кукла Маша купила пианино

Для про­ве­де­ния этой игры пона­до­бятся та же куколь­ная комната с мебелью, что и в пре­ды­ду­щей игре, и ее план. Однако план лучше не рисо­вать, а выло­жить на листе бумаги, исполь­зуя выре­зан­ные из картона гео­мет­ри­че­ские фигурки.

Задание будет состо­ять в пере­ста­новке мебели. Кукла Маша решила купить пианино, но не знает, куда его поставить. Для этого нужно пере­ставить всю осталь­ную мебель. Попро­сите ребенка помочь Маше. Для этого дайте ему пря­мо­у­голь­ник, обо­зна­ча­ю­щий пианино, и пред­ло­жите пере­ме­стить мебель на плане так, чтобы поме­стился этот новый предмет. Это не так просто: ведь пианино должно стоять у стены, и перед ним необ­хо­димо оставить доста­точно места для стула. Затем ребенок должен реали­зо­вать свой план, пере­ме­стив мебель в куколь­ной комнате. Такая пере­ста­новка сразу под­твер­дит правиль­ность или неправиль­ность выбран­ного решения. Подоб­ная игра может про­во­диться с любым другим пред­метом обста­новки.

Найди игрушку

Игра про­во­дится в комнате. Перед началом вам пона­до­бится вычер­тить план вашей комнаты. Это доста­точно просто. Выбрав опре­де­лен­ный масштаб (напри­мер, 1:10), начер­тите стены комнаты, обо­значьте двери и окна, а затем изо­б­ра­зите нахо­дя­щи­еся в ней пред­меты. В каче­стве при­мер­ного плана при­во­дим сле­ду­ю­щий (см. рисунок на с. 60).

В этой игре, поль­зу­ясь планом, надо найти спря­тан­ный предмет. Взро­с­лый и ребенок по очереди прячут игрушку и делают соот­вет­ству­ю­щую отметку в плане. Ребенок должен нау­читься поль­зо­ваться планом, нахо­дясь в любой точке комнаты. Для этого сначала ему нужно будет сори­ен­ти­ро­вать план (повер­нуть его так, чтобы изо­б­ра­же­ние двери «смо­трело» в сторону двери, а изо­б­ра­же­ние окна — в сторону окна), а затем опре­де­лить соб­ствен­ное место в комнате (я сижу вот на этом стуле). После этого уже легко найти в комнате отме­чен­ный на плане предмет.

На плане изображены: 1 — двухсекционная стенка; 2 — письменный стол; 3 — кресло; 4 — кушетка; 5 — стулья; 6 — телевизор
На плане изо­б­ра­жены: 1 — двух­сек­ци­он­ная стенка; 2 — пись­мен­ный стол; 3 — кресло; 4 — кушетка; 5 — стулья; 6 — теле­ви­зор

В даль­нейшем игру можно про­во­дить в другой комнате, на кухне или поль­зо­ваться планом, пере­вер­ну­тым на 180 гра­ду­сов.

Делаем зарядку

Эта игра научит ребенка поль­зо­ваться рисун­ком-схемой. При­го­товьте несколько карт (20 х 30 см) со схе­ма­ти­че­ским рисун­ком чело­вечка на каждой из них. На каждой карте чело­ве­чек делает какое-нибудь упраж­не­ние. Неко­то­рые карты могут быть такими:

Перед началом игры пока­жите ребенку одну из карт и выяс­ните, пони­мает ли он ее: правильно ли делает упраж­не­ние, которое изо­б­ра­жено на карте. Так раз­бе­рите с ним все карты. Затем пред­ло­жите малышу делать зарядку по прави­лам: выпол­нять то упраж­не­ние, которое пока­зано на карте. Вы пока­зы­ва­ете одну из карт, и ребенок начи­нает делать упраж­не­ние. Затем вы пока­зы­ва­ете другую карту, и малыш должен перейти к другому упраж­не­нию. Если играет несколько детей, можно про­ве­сти сорев­но­ва­ние: кто неправильно делает упраж­не­ние, выбы­вает из игры. Новые карты нари­суйте вместе с детьми.

Какая сегодня погода?

Прежде всего рас­ска­жите ребенку, что с помощью про­стого рисунка можно обо­зна­чить что угодно, в том числе и погоду. Объ­яс­ните, что такие рисунки исполь­зу­ются для соста­в­ле­ния спе­ци­аль­ных карт погоды, которые выве­ши­ва­ются в портах — для эки­па­жей кора­блей, ухо­дя­щих в пла­ва­нье, и в аэро­пор­тах — для лет­чи­ков, ведущих само­леты, и пас­са­жи­ров. Затем пред­ло­жите ребенку при­ду­мать, как можно обо­зна­чить ясный сол­неч­ный день, пас­мур­ный день, когда все небо в тучах, дожд­ли­вый день, сильный сне­го­пад, вет­ре­ный день, легкое вол­не­ние на море, шторм и т. д. Пре­до­ставьте ребенку воз­мож­ность сначала самому выпол­нить задание. Если у него не будет полу­чаться, под­бе­рите отдель­ные кар­тинки или сде­лайте неболь­шие рисунки с изо­б­ра­же­нием солнца, тучи, дождя, снежинки, волны, скло­нен­ного ветром деревца. Все рисунки должны быть про­стыми и легко узна­ва­е­мыми.

Когда рисунки будут готовы и ваш ребенок поймет, как обо­зна­чают с их помощью погоду, пои­грайте в бюро про­гно­зов погоды. Вы будете давать све­де­ния о погоде, а он — сооб­щать их жителям города (куклам), исполь­зуя рисунки с услов­ными обо­зна­че­ни­ями. Напри­мер, вы объ­я­в­ля­ете, что пошел дождь — и ребенок под­би­рает кар­точку с дождин­ками. Затем насту­пает его очередь, и он может сказать, что дождь пере­стал, выгля­нуло солнце, и рисунок тогда под­би­ра­ете вы. Посте­пенно допол­няйте име­ю­щи­еся изо­б­ра­же­ния новыми. Пред­ло­жите ребенку обо­зна­чить те изме­не­ния погоды, которые еще не встре­чались в игре.

Игру можно услож­нить: изо­б­ра­зить два-три значка на одной кар­точке (солнце и ветер, снег и тучи и т. д.). В таком вари­анте ее можно исполь­зо­вать и в более старшем воз­ра­сте.

Кто в домике живет?

Под­бе­рите 10—15 пов­то­ря­ю­щихся кар­ти­нок с живот­ными. Накройте каждую из них бумаж­ным ква­д­ра­ти­ком — домиком. На каждом из этих ква­д­ра­ти­ков должен быть нари­со­ван какой-либо значок. Для этого пред­ва­ри­тельно заши­ф­руйте каждое из живот­ных каким-либо значком. Напри­мер: волк — это пря­мо­у­голь­ник, медведь — квадрат, птичка — тре­у­голь­ник, бабочка — три точки, жук — вол­ни­стая линия, белка — крестик и т. д.

Возь­мите полоску бумаги и рас­поло­жите на ней друг под другом дубли­каты своих кар­ти­нок и соот­вет­ству­ю­щие им значки. Это будет шифр, который поможет ребенку угадать, кто в домиках живет. Ребенок, глядя на полоску-шифр, должен отга­дать, какая кар­тинка нахо­дится под тем или иным домиком, и сказать, кто в домике живет. После ответа пред­ло­жите ему ото­дви­нуть в сторону ква­д­ра­тик и про­ве­рить, не ошибся ли он. При пов­тор­ной игре полезно по-другому сое­ди­нять значки и кар­тинки.

с. 28—60

Другие материалы из данного источника