ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ И ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ОТ ТРЕХ ДО ПЯТИ ЛЕТ
Вашему малышу уже три года. Как протекает его развитие сейчас? Что изменилось за прошедшее время? Простейшие методы диагностики, с одной стороны, остаются теми же, изменились лишь возрастные нормативы. Но появились уже и новые задания, которые помогут вам не просто определить, что знает и умеет ребенок, но и научить его тому, что легче всего запоминается и усваивается в этом возрасте. Та система игр, с которой вы познакомитесь и которой будете пользоваться ежедневно, общаясь с ребенком, учитывает именно возрастные особенности. Эти игры одновременно и определяют степень развития психологических качеств, и помогают развить их. Здесь еще не существует жестких нормативов для каждой игры, например: выполнить это задание с первого раза или с десятого, воспользоваться помощью взрослого один раз или пять. Главное — есть ли у ребенка интерес к такой деятельности. И даже если не все задания он выполняет с первого раза, но каждый день делает пусть маленький, но шаг вперед, самостоятельно или с вашей помощью — значит, идет процесс развития.
А. ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ТРЕХ-ПЯТИ ЛЕТ
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА
Задания с кубиками
В 3 года — строит башню из девяти кубиков, копирует с модели поезд, строит по показу мост;
в 3,5 года — копирует мост с модели;
в 4 года — строит по показу ворота;
в 4,5 года — копирует ворота с модели, копирует простые постройки из кубиков с образца;
в 5 лет — не может построить лестницу по модели,
может строить дома из кубиков.
Задания с соотнесением предметов
В 3 года — легко выполняет задания на вкладывание, ориентируясь на размер. Пытается строить вертикальные модели, запоминает задание, понимает ошибки. При помощи взрослого может вложить четыре матрешки одна в другую, собирает пирамидку с учетом размера колец, но иногда игнорирует различия между верхом и низом различных колец;
в 3,5 года — строит вертикальные модели, сам себя исправляет, очень легко усваивает помощь, ориентируется на размер. Самостоятельно собирает пять матрешек в одну. Правильно собирает пирамидку.
Задания с карточками
1. Покажите ребенку набор карточек с изображением разноцветных геометрических фигур. Положите перед ним круг, треугольник и квадрат и скажите ему: «Сюда положи все круги, сюда — все треугольники, а сюда — все квадраты». Затем смешайте карточки и, положив перед ребенком красный, синий и белый круги, аналогичным образом попросите его снова разложить карточки на новые группы.
Нормативы: выполняет в три с половиной года.
2. Покажите ребенку набор карточек с изображением различных предметов: расческа, ложка, кровать, стул, дом и т. п. Попросите его показать предметы, которые вы описываете по способу их употребления (например: «Покажи мне, чем мама тебя причесывает?»).
Нормативы: выполняет в три с половиной года.
3. Покажите ребенку набор карточек, на каждой из которых изображено по одному кружку, котенку, мальчику и т. д., и карточек с изображением нескольких кружков, котят, мальчиков. Попросите показать вам карточку, где изображен только один кружок и т. д., карточку, где много кружков, квадратиков и т. д.
Нормативы: выполняет в три с половиной года.
4. Покажите ребенку набор карточек с изображением животных, людей, одежды, транспорта, еды, посуды, мебели, умывальных принадлежностей. Подобрав совместно с ребенком те картинки из набора, которые можно объединить в одну группу, например «то, что мы на себя надеваем», попросите его подобрать самостоятельно следующие условные группы: «то, что можно скушать», «то, что бывает на кухонном столе», «что стоит в комнате», «машины», «люди», «животные», «что нужно взять, чтобы пойти гулять», «что нужно взять, чтобы пойти в магазин», «что нужно для умывания» и т. д.
Нормативы:
в 3,5 года — правильно подбирает предметы, но после двух-трех совместных подборов;
в 4 года — легко понимает задачу, быстро создает группы.
5. Покажите ребенку карточки с изображением похожих по форме или цвету предметов. Предложите ему сравнить между собой нарисованные предметы и объяснить вам, чем они похожи, чем отличаются.
Нормативы:
в 4 года — сравнивая изображения предметов, часто выделяет мелкие, ничего не значащие детали и видит в них общее, например может установить сходство простых круглых предметов по форме;
в 5 лет — уверенно выделяет такие признаки, как форма и цвет.
Речевое задание
Попросите ребенка разложить перед собой предметы так же, как они лежат перед вами: кукла справа, мишка слева. Затем попросите спрятать мишку под стол и достать бумажку из-под стула. Затем спросите, где верх, где низ, что значит пойти вперед, а что значит — назад, что лежит в коробке и что под коробкой.
Нормативы:
в 3 года — выполняет задание в действенном плане, может ошибиться в одном или двух направлениях;
в 4 года — выполняет все задания, объясняет то, что от него требуется.
Оценка внимания (см. с. 25)
Нормативы:
в 3,5 года — находит 8—10 изображений из 10, при этом часто повторяет вслух слово, обозначающее изображение; ищет, опираясь на словесное изображение, поэтому может ошибаться, когда подбирает, например, к изображенному на карточке яблоку арбуз, назвав и то и другое яблоком (как правило, эти ошибки исправляются самим ребенком при сравнении карточек);
в 4 года — легко выполняет задание.
Оценка памяти (см. с. 25)
Нормативы:
в 3,5 года — выполняет пять-шесть предложенных действий;
в 4 года — повторяет четыре-пять цифр и сложные фразы;
в 5 лет — запоминает шесть-семь простых слов из 10.
ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ
Оценка крупной моторики
Нормативы:
в 3 года — может несколько секунд простоять на одной ноге. Поднимаясь вверх по лестнице, ставит по одной ноге на каждую ступеньку, спускаясь, ставит на ступеньку обе ноги. Прыгает на двух ногах. Может ездить на трехколесном велосипеде;
в 4 года — спускается вниз по лестнице, ставит по одной ноге на каждую ступеньку;
в 5 лет — может скользить на двух ногах по гладкой поверхности.
Оценка мелкой моторики
Нормативы:
в 3 года — может срисовать окружность, две пересекающиеся линии, рисует человека («головонога») без туловища;
в 4 года — срисовывает крест, может сравнить две линии по длине. Рисует человека: туловище, голову, руки, ноги;
в 4,5 года — срисовывает квадрат;
в 5 лет — срисовывает треугольник, рисует человека.
Б. ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ ТРЕХ ДО ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ
Шарик на горке
Игра на развитие мышления. Приготовьте небольшую горку. Это может быть любая дощечка, поставленная под углом к плоскости стола. На некотором расстоянии от горки проведите черту (можно положить ниточку). Дайте ребенку небольшой шарик и попросите его спустить шарик с горки так, чтобы он остановился около черты.
Естественно, что сначала малыш будет ошибаться, но через некоторое время он научится находить соотношение расположения шарика на горке и дальности его пробега. Можно провести эту игру и как соревнование («Чей шарик точнее докатится до черты?»). Задачу можно многократно варьировать, меняя угол наклона горки и расположение черты.
Почини игрушку
Игра на развитие мышления. Подберите для этой игры простую игрушку, например машинку, и предоставьте ребенку возможность в течение нескольких дней поиграть с ней. В процессе игры ребенок ознакомится со свойствами машинки. Затем незаметно, чтобы малыш не видел, на колесо машинки наденьте резинку (при этом колесо машинки крутиться не должно). Теперь, для того чтобы машинка ехала, нужно прикладывать больше усилий. Цель игры заключается в том, чтобы ребенок сам заметил неисправность и нашел ее причину.
Количество неисправностей в одной игрушке можно увеличивать до трех, но каждая новая неисправность добавляется после того, как ребенок научится находить предыдущую. Игру можно проводить с разными игрушками.
Кукольная комната
Игра на развитие мышления. Эта игра поможет научить ребенка ориентироваться в пространстве, а также развить его образное мышление. Вам потребуется кукольная комната и кукольная мебель. Кукольная комната — это большая коробка без крышки с прорезанными или нарисованными по бокам окнами и дверями. Саму мебель можно склеить из спичечных коробков или использовать готовую игрушечную мебель: стол, диван, стулья или любые другие предметы. Важно только, чтобы их было не меньше трех и чтобы они были разной формы.
Для игры также понадобится план, который вы предварительно должны вычертить на листе бумаги. Вот примерный вид такого плана. На нем изображены: стол (1), стульчик (2), шкаф (3), кресло (4).
Подготовив план, вы рассказываете ребенку следующую историю: «Кукла Маша купила новую мебель, но она не знала, как лучше расставить ее в комнате. Медвежонок решил помочь Маше. Он взял лист бумаги и показал, как надо поставить мебель». Показывая план ребенку, следует пояснить его: «Сюда Миша поставил стол, сюда — шкаф...»
Далее ребенок расставляет мебель, «как показал Миша». Не забудьте, что количество предметов в игре не должно быть больше трех-четырех.
При повторении игры следует менять расположение мебели, добавлять новые предметы.
Мозаика
Эта игра направлена на развитие мышления и ориентировки в пространстве. У вас и у ребенка должны быть основа — доска с дырочками — для расположения мозаики (по пяти фишек любых двух цветов) и картонные карточки, на которых нарисованы длинные и короткие полоски.
Суть игры состоит в соотнесении ребенком длины и цвета. Вы договариваетесь с ним, что длинные полоски будут обозначены, например, зеленым цветом, а короткие другим, допустим, красным. Выбирайте по одной карточке — по ним ребенок будет выкладывать свою композицию. Если он ошибается в начале игры, помогите ему правильно расположить цветные фишки на основе, а затем предложите следующую карточку с иной последовательностью полосок. Попробуйте сами выложить свою композицию на своей основе и не лишайте ребенка радости поправить «случайно» допущенную вами ошибку.
Сделай, как я
Это простейшая игра, с которой можно начинать вводить ребенка в мир объема и формы. Вам потребуются основные детали из обычного детского строительного набора:
Сначала одновременно используйте две-три, а впоследствии четыре формы. Отберите себе и ребенку по две-три одинаковых детали. Затем на столе перед ребенком сложите небольшую постройку. Поставьте детали рядом или одна на другую. Вот некоторые из вариантов форм:
Когда все будет расставлено, предложите ребенку точно так же расположить его детали. Если сразу у него не получится, повторите все сначала: игра достаточно сложна для малыша. Попросите его самого построить что-нибудь и сделайте так же.
Более сложным вариантом игры будет «спрятанное построение»: ребенок не видит, как вы расставляете детали. Для этого возьмите листок белой бумаги и прикройте то, что собираетесь строить, бумажной ширмой или попросите малыша крепко зажмуриться, а когда все будет готово, открыть глаза. К усложненному варианту переходите, когда хорошо освоен предыдущий.
Угадай, кого загадали
Эта игра поможет ребенку лучше ориентироваться в пространстве. В ней вместе с малышом могут участвовать его любимые игрушки. Например, кукла с мишкой и зайчик. Важно, чтобы они были достаточно крупные и их можно было посадить и поставить перед ребенком, за ним и сбоку от него. Ребенка поставьте или посадите в центре, а игрушки разместите вокруг. Скажите, что загадали одну из них, а ему надо угадать какую. Адрес загаданной игрушки, например, такой: она сидит СБОКУ от тебя (или ПЕРЕД тобой, ЗА тобой). Он должен назвать игрушку, находящуюся в указанном месте. Затем поменяйтесь местами, рассадите игрушки вокруг себя — теперь загадывать адрес игрушки будет ребенок. В дальнейшем, если малыш не испытывает затруднений, попробуйте ввести понятия СПРАВА и СЛЕВА. Надеемся, ребенок вполне с этим справится.
Путешествие по городу
Игра на развитие образного мышления. Для игры потребуется набор картинок-вывесок. Можете вырезать их из лото или нарисовать. На каждой картинке-вывеске должно быть изображение какого-нибудь предмета: ножниц, расчески, буханки хлеба, иголки с ниткой, автомобиля, письма в конверте, пузырька с лекарством, бутылки молока и т. п. Расскажите малышу историю про то, что вы и он как будто попали в незнакомый город, где говорят на неизвестном языке. Вы очень устали и захотели есть... А в городе много разных магазинов, мастерских, аптек, библиотек и т. д. Но как узнать, где все это находится? Покажите ребенку первую картинку, например с бутылкой молока, и спросите, что может обозначать вывеска с таким рисунком. Если он не угадает — подскажите. Поиграйте с ним так немного, а затем попробуйте по-другому: попросите его придумать, как можно указать дом, где находится аптека (мастерская, молочный магазин и т. д.). Когда все вывески в городе будут хорошо знакомы вашему партнеру по игре, переходите к рисованию новых вывесок. Рисовать такие вывески просто: они должны быть схематичными. Скажите ребенку, что не надо делать большую картинку и раскрашивать ее, важно, чтобы было понятно, что нарисовано: яблоко, грибок или таблетка. Покажите ему, как рисовать задуманные им предметы, и вы сможете продолжать ваши путешествия по городу не один год.
Покажи по-разному
Игра направлена на развитие внимания. Участвуют несколько человек. Дети знакомятся со словами-антонимами.
ВЫСОКИЙ — НИЗКИЙ. Дети идут по кругу. Ведущий говорит: «Сейчас вы будете проходить ворота. Если я скажу, что ворота высокие, вы будете продолжать идти так же, как сейчас, а если низкие, то нагнетесь. Тот, кто не нагнется вовремя, выходит из игры».
ТЯЖЕЛЫЙ — ЛЕГКИЙ. Каждому участнику игры дается пустой пакет или сумка. Взрослый говорит: «Вы несете сумки. Сумка может быть или легкой, или тяжелой. Покажите, как несут легкую сумку (дети показывают). Теперь покажите, как несут тяжелую сумку. А сейчас будьте внимательны: я буду говорить, тяжелая или легкая у вас сумка. Вы должны нести сумку либо как тяжелую, либо как легкую».
БЫСТРО — МЕДЛЕННО. Игра строится аналогично, дети должны идти или медленно, или быстро.
Игру можно продолжать, разыгрывая следующие пары слов с противоположным значением: ВЕСЕЛО — ГРУСТНО, ЖАРКО — ХОЛОДНО, ТЕМНО — СВЕТЛО и т. д.
Затем можно предложить детям найти противоположности в реальных объектах: например, сказать, каким бывает дом, когда его начинают строить (низким), и каким, когда его построили (высоким), и т. д.
Во что с этим можно играть?
Игра направлена на развитие творческих способностей. Вам потребуется заранее отобрать и приготовить несколько предметов, не имеющих четкого назначения: палочка, кубик, коробочка, камешек, картонка и т. п. Игра состоит в том, чтобы придумать, чем они могут быть, вместо какого реального предмета использоваться. В начале игры вы берете любой предмет, допустим, палочку, показываете его ребенку и предлагаете придумать, чем она может быть в игре. Будет прекрасно, если малыш сам назовет возможные варианты. Если он затрудняется, помогите ему. Должно быть, вы не забыли, что палочка может быть градусником для куклы, ложечкой, ключом, удочкой. Кубиком нельзя кормить куклу, а коробочкой измерять температуру, ибо одним из обязательных условий игры, которое неукоснительно следует соблюдать, является некоторое сходство с реальным предметом. Попробуйте предложить веселое соревнование — кто назовет больше. Пусть победителем окажется ребенок.
Полезно поиграть с ребенком и в противоположную игру: предложите ему придумать, какие предметы можно использовать вместо ложки для куклы, вместо кроватки, вместо машины и т. п. Это также поможет ему легко замещать один предмет другим, шире использовать возможности воображения.
Кто я?
Игра на развитие творческих способностей. Вам нужно приготовить несколько листочков бумаги с нарисованными на них фигурками. На каждом листе — одна фигурка, похожая сразу на несколько игрушек. Например, такие:
Вы можете сами придумывать другие фигурки, варианты ответов. В этой игре важно, чтобы ребенок фантазировал и умел находить как можно больше решений.
Дети на прогулке
Игра на развитие творческого мышления. Для нее потребуется несколько картинок с изображением детей (картинки можно вырезать и наклеить: на каждом листе — изображение одного ребенка). К изображению руки каждой фигурки дорисуйте линию неопределенной формы. Вы говорите ребенку, что художник рисовал девочку (мальчика), но что она (он) взяла (взял) с собой на прогулку — не успел дорисовать. Надо придумать, что бы это могло быть.
После каждого ответа поинтересуйтесь, что девочка (мальчик) будет делать на прогулке с этим предметом, как ее (его) зовут, с кем она (он) будет играть, что она (он) хочет и т. п. Очень важно, чтобы ребенок придумал как можно больше ответов.
Камушки на берегу
Игра на развитие творческого мышления. Вам надо нарисовать морской берег, пять-шесть камушков разной формы, каждый из которых должен быть похож на несколько разных предметов. Может быть несколько камушков одинаковой формы. Вы говорите ребенку, что по берегу моря только что прошел волшебник и превратил все в камушки. Чтобы расколдовать, надо догадаться, чем или кем раньше были камушки.
Помогите ребенку придумать про каждый камушек несколько вариантов ответа. Потом, выбрав один из них, вместе с ребенком дорисуйте камушек так, чтобы получилось изображение придуманного предмета.
Подарки для куклы
Игра на развитие воображения. Вырежьте из разноцветной бумаги небольшие круги и положите их в мешочек или коробочку. Скажите ребенку, что у куклы (зайки) сегодня день рождения и ей принесли разные подарки. Ребенок достает один из цветных кругов и говорит, что это такое. Например, про красный круг можно сказать, что кукле принесли в подарок ленту, флажок, клубнику, мячик, цветок и т. п. Надо постараться дать как можно больше ответов. Можно придумывать с ребенком по очереди. За один раз обыгрываются два-три круга. Когда ребенок освоится с игрой, полезно ее немного усложнить. Пусть он расскажет про каждый подарок: кто его подарил, почему и т. д. Игру можно варьировать, предлагая детям вместо кругов фигуры другой формы.
Веселый гном
Игра на развитие воображения. Нарисуйте симпатичного гнома с мешочком в руках. Кроме того, надо вырезать из бумаги еще несколько мешочков разной формы, чтобы можно было их накладывать на рисунок. Тогда мешочки в руках у гнома будут меняться. Мешочки по форме могут походить на самые разные предметы: мяч, удочку, гриб, зайчика и т. п. Хорошо, если один мешочек будет такой формы, по которой трудно будет дать однозначный ответ, что в нем находится. Предложите ребенку совместно пофантазировать и придумать, что у гнома в мешке. Сначала надо постараться найти как можно больше ответов про мешочек одной формы, затем другой и т. д. Можно вместе с ребенком придумать рассказ о том, как тот или иной предмет оказался в мешке у гнома и что случится дальше.
Больница
Игра на развитие воображения. В этой игре ребенок — доктор, взрослый — родитель, а кукла — больной. Доктор выполняет по порядку все действия: моет руки мылом, вытирает их полотенцем, слушает больного стетоскопом, выписывает рецепт на бланке, ставит на нем печать. Сначала игровой материал максимально должен быть приближен к реальности: мыло — плоский кубик, полотенце — детское полотенце, стетоскоп — из детского набора для врача, авторучка — обычный карандаш, рецепт — лист бумаги, печать — брусочек из строительного набора или ластик. Ребенок должен запомнить последовательность действий, характер выполнения каждого, место, где располагаются игровые предметы, их названия. Нужно стараться, чтобы игровые действия максимально соответствовали реальным действиям доктора.
Затем игровые предметы замещаются другими: палочками, ложками, кубиками, цветной бумагой. «Доктор» должен сам выбрать любые из них в необходимом количестве.
И наконец, весь игровой материал заменяется одинаковыми предметами, например плоскими брусочками из строительного набора. Смысл замены заключается в том, что с одинаковыми предметами ребенок должен всякий раз действовать по-разному. Важно, чтобы, с одной стороны, действия ребенка с брусочком были различными в зависимости от характера игрового действия, а с другой стороны, ребенок не действовал одним и тем же брусочком, использовал разные, не путая при этом их значения.
По этому принципу можно строить игры с другими сюжетами: «Летчик», «Продавец», «Парикмахер» и т. д.
Первые шаги в математике
Эта игра поможет подготовить ребенка к школе. Поставьте перед малышом пять одинаковых чашек и посадите четыре куклы. Спросите, хватит ли всем куклам чашек для чая. Если ребенок еще не умеет считать, дайте каждой кукле чашку. Оставшаяся чашка подскажет ребенку, что чашек больше, чем кукол. Помогите малышу объяснить, почему так получилось (кукол меньше, чем чашек).
Играть можно с разными предметами (сравнивать количество кукол и стульев, ложек, вилок, тарелок). Сначала лучше предлагать ребенку группы предметов в пределах пяти, затем можно увеличить количество до 10.
Постарайтесь создать такие ситуации для сравнения, чтобы вначале ребенок, выполняя задание, мог взять предмет в руки и наложить его на другой или приложить к другому, позднее можно соотносить предметы на глаз (например, сравнивая реальные предметы мебели в комнате). Если ребенку будет трудно, советуем протянуть веревочки от одного предмета к другому или прочертить линии мелом.
Купим пуговицы
Игра на решение комплексных задач. Один из играющих — покупатель, другой — продавец. Первому нужно купить в магазине столько пуговиц, сколько петель на новом пальто куклы.
Из коробки с фишками ребенок-«покупатель» берет фишки и раскладывает их на пальто (коробку с оставшимися фишками после этого лучше закрыть, чтобы они не отвлекали ребенка), затем собирает и идет с ними «в магазин». Он говорит продавцу, показывая собранные в ладони фишки: «Вот столько нужно пуговиц». Продавец выдает такое же количество пуговиц с прилавка, подкладывая их к разложенным пуговицам-фишкам.
Затем покупатель проверяет, достаточное ли количество пуговиц выдали ему, накладывая их на петли пальто.
Можно проводить подобные игры на другом материале. Полезно поиграть, например, в библиотеку, отбирая столько книг, сколько пришло детей. Советуем сначала использовать фишки, похожие чем-то на предметы (напоминающие их либо формой, либо цветом).
В. ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ ЧЕТЫРЕХ ДО ПЯТИ ЛЕТ
Игры, предложенные в этом разделе, в основном продолжают те направления занятий, которые мы предлагали для трехлетних детей. Однако они сложнее и разнообразнее, так как ориентированы на новые возможности ребенка. Вы найдете много игр, в ходе которых ребенку надо будет действовать не только с самими предметами, но и с разными простыми рисунками и схемами. Такие задания очень важны для развития мышления ребенка и вполне доступны в этом возрасте. Четырехлетним детям мы предлагаем и совсем новые задания, направленные на подготовку к овладению грамотой (выделение звуковой основы слова), а также письмом (тренировка точных движений руки). Игры-занятия в этом возрасте должны длиться не более 20 минут.
Головоломки
Составление фигур-головоломок — занятие увлекательное и полезное для развития восприятия и пространственных представлений. Сделать самим головоломку для малыша очень просто. Вырежьте из картона несколько одинаковых квадратов и покрасьте каждый из них в свой цвет. Не забудьте закрасить обе стороны. Теперь разрежьте каждый квадрат по-своему: два треугольника, два прямоугольника, четыре маленьких квадрата и т. д. Головоломка готова. Малыш составляет квадраты, накладывая детали на нарисованные вами контуры. Задание можно упростить, обозначив внутри контура линии, по которым разрезан данный квадрат. Его можно и усложнить, увеличив количество частей и сделав разрезы несимметричными. Вот пример возможных разрезов:
Если контурная схема разреза будет дана в уменьшенном виде, это также усложнит задание. И конечно, таким же образом можно учиться составлять любую фигуру — круг, треугольник и пр. Варьируйте степень сложности задания, готовьте разнообразный материал — и ребенок будет несколько лет с интересом складывать сделанные вами головоломки.
Чудесный мешочек
В этой игре ребенок учится узнавать предметы на ощупь, будет сравнивать зрительные и осязательные впечатления. Вам потребуется два комплекта одинаковых предметов — геометрических фигур, вырезанных из пластика, плотного картона, или мелких игрушек. Положите один набор в мешочек (из плотной ткани), затянутый резинкой. Задача играющего — на ощупь отыскать в мешочке фигурку, показанную ведущим. Меняйтесь с ребенком ролями — будьте по очереди то играющим, то ведущим. Другой вариант игры — второй набор предметов нарисован на бумаге. Третий вариант — ведущий просто называет предмет, который нужно найти: «Найди треугольник», «Найди Буратино» и т. д.
Спортсмены строятся
Игра на упорядочение предметов по величине. Для этой игры нужны 10 картонных полосок одинаковой ширины, различающихся по длине на два см (от 2 до 20 см). Ребенку нужно расставить спортсменов по росту — от самого маленького до самого высокого. Вот так:
Учите малыша действовать последовательно: выбирать сначала самую маленькую полоску, затем — самую маленькую из оставшихся и т. д. При затруднении предложите спортсменам помериться — кто выше. Пусть спортсмены перепутают свои места — вы увидите, что ребенку нелегко будет восстановить правильный порядок.
Обед для матрешек
По росту могут выстраиваться и матрешки. Вот одна из них, самая шаловливая, убежала и теперь не может найти свое место. Пусть малыш поможет ей, а потом покормит матрешек. Для этого понадобятся мисочки разных размеров, кубы — вкладки или колечки от пирамидок по числу матрешек, — они будут изображать тарелки. Обязательное условие игры: каждая матрешка должна получить подходящую ей по размеру тарелку. Чем больше матрешка, тем большая тарелка ей нужна. Можно включить в игру и ложки — палочки разной длины. А каким будет меню матрешек в этот день, пусть придумает сам ребенок. И что с ними случится после обеда — тоже дело его фантазии.
Построим дом
В этой игре ребенок будет составлять дома разных размеров из частей.
Вырезанные из картона стены с проемами для дверей и окон, крыши, окна, двери разных размеров (по три-четыре комплекта деталей) разложите в беспорядке. Вот как примерно это может выглядеть:
Ребенку нужно будет построить дом, а для этого подобрать подходящие детали: крышу, дверь, окна — и вставить их в соответствующие проемы стен. Получится примерно так:
Зоопарк
Игра поможет малышу разобраться в том, что величина — понятие относительное.
Вначале в зоопарке будут жить три зверя, например медведь, волк и заяц. Их силуэты соответствующих размеров положите перед ребенком. Выясните, кто из зверей самый большой, кто средней величины и кто самый маленький. Затем предложите малышу для обитателей зоопарка вырезать из бумаги клетки — квадраты подходящей величины. Пусть ребенок посадит зверей в клетки — наклеит силуэты на вырезанные квадраты. Вдруг появляется слон. Ребенку надо сделать клетку и для него. Новая клетка, конечно же, будет самой большой. Затем приходит самый маленький зверь — ежик. Для него тоже понадобится клетка, которая будет самой маленькой из тех, что имеются в зоопарке.
Обязательно обсудите с ребенком, как изменилось соотношение величин: раньше больше всех зверей был медведь, а теперь — слон, меньше всех был заяц, а теперь — еж.
ИГРЫ НА ЛУЧШЕЕ ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА ПРЕДМЕТОВ
Кукольная одежда
Вам понадобится сделать картонную куклу и несколько комплектов бумажной одежды для нее: синий, красный, желтый и т. д. Ребенок с удовольствием примет участие в создании кукольного гардероба. «Сегодня кукла хочет одеться во все красное, — скажете вы ребенку. — Подбери ей красную одежду». В другой раз кукла захочет надеть синие вещи, в третий раз — фиолетовые. Ребенок может одновременно готовить кукле одежду на сегодня и на завтра, раскладывая, например, на одном краю стола красную одежду, а на другом — оранжевую. Чтобы усложнить игру (если ребенок легко справляется с ней в таком варианте), можно включать в комплекты одежды разные оттенки одного цвета. Например, в фиолетовом комплекте вещи могут быть светло-сиреневыми, темно-лиловыми, фиалковыми. Точные названия оттенков ребенку знать необязательно, достаточно пользоваться словами светлый, темный, яркий, бледный.
Разноцветная вода
Предложите ребенку покрасить воду, налитую в прозрачные стаканчики. Ему будет интересно получить разные оттенки одного и того же цвета. В одну баночку он добавит много синей краски — получится темно-синяя вода, в другую меньше — вода получится светлее. Можно сделать и три оттенка одного цвета разной светлоты, а если очень постараться, то и еще больше.
Окрашивание воды поможет ребенку понять закономерности смешения цветов. Сочетание красной и желтой красок даст оранжевую воду, желтой и синей — зеленую, синей и красной — фиолетовую. Покажите малышу изображение радуги из шести цветов (исключая голубой) и объясните «волшебные свойства» красок: из основных цветов (красный, желтый, синий) получаются промежуточные, лежащие между основными. Заморозьте покрашенную ребенком воду, а потом рассмотрите вместе с ним разноцветные льдинки и вспомните, как получились такие цвета. Если на дворе зима, можно выложить узор из цветных льдинок. Хорошо, если вы с ребенком составите узор цветов, размещая «волшебные» льдинки по порядку — как в радуге.
Цветные дома
Такие дома можно построить для любимых игрушек — например, желтый домик для зайчика и зеленый для мишки. Пусть домами будут стулья, а цветными сделаете их вы с ребенком, складывая на них вещи задуманного цвета. Затейте соревнование, кто найдет больше предметов своего цвета: ребенок будет искать желтые, а вы — зеленые. Крупные вещи, которые нельзя положить на стул, разрешается просто называть. Дайте малышу возможность вначале обыграть вас — это сделает для него игру более привлекательной, и он с удовольствием поиграет в следующий раз уже с новыми цветами.
Лото «Цвет и форма»
В эту игру можно играть с одним или с несколькими (не более шести) детьми. Потребуется 30 вырезанных геометрических фигур: круги, квадраты, треугольники, прямоугольники, овалы красного, оранжевого, зеленого, желтого, синего и фиолетового цветов. Эти фигуры для взрослого — ведущего. А у ребенка будут карты с уменьшенными изображениями тех же фигур (по пять фигур каждого цвета на каждой карте). У ребенка может быть, в зависимости от его возможностей и от числа игроков, от одной до трех таких карт.
Игру проводят в нескольких вариантах. В одном из них ведущий показывает по одной фигуре, а ребенок, найдя у себя фигуру того же цвета и формы, накрывает ею свою фигуру. В другом варианте от малыша требуется предварительно назвать фигуру, например: «Это красный квадрат, у меня такой есть». И наконец, в третьем варианте взрослый фигуры не показывает, а только называет ее цвет и форму. Если у ребенка есть такая фигура, он отзывается и, получает ее. Тот, кто закроет все фигуры на своих картах, будет победителем.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ
Что изменилось?
Поставьте на стол три-четыре игрушки и дайте ребенку рассмотреть их (одну-две минуты). Затем попросите его отвернуться и уберите одну из игрушек. Когда малыш повернется, спросите его, что изменилось. Игру можно усложнить: увеличить количество игрушек до пяти — семи, ставить похожие игрушки (например, три игрушки из пяти — немного отличающиеся друг от друга машинки), не убирать ни одной игрушки, а поменять две из них местами и т. п. Можно превратить эту игру в соревнование, задавая друг другу задачки по очереди.
Рыба, птица, зверь
Лучше, если в этой игре участвуют несколько человек. Ведущий (сначала это должен быть взрослый) указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица...» Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока ведущий считает до трех) назвать в данном случае птицу. Причем названия не должны повторяться. Если ответ правильный, ведущий продолжает игру. Если ответ неверный или название повторяется (задержка ответа также считается нарушением), то ребенок выбывает из игры, оставляя свой «фант» ведущему. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок. Он и ведущий разыгрывают, что делать каждому «фанту».
Эту игру можно проводить в разных вариантах, когда дети называют, например, цветок, дерево, фрукт и т. п.
Формировать способность к переключению внимания можно в процессе утренней зарядки. Выполняя упражнения, ребенок должен действовать по команде взрослого, быстро переходя от одного вида к другому: прыгать, останавливаться, шагать. Полезно провести с детьми своеобразное «троеборье», где сначала надо быстро построить несложный дом из трех-четырех зубиков, потом нарисовать человечка, затем прочитать стихотворение. Игру можно разнообразить, меняя типы заданий и виды деятельности. Во всех случаях оценивается темп выполнения заданий и их качество.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
День рождения куклы
Вы сообщаете ребенку, что у куклы Кати день рождения и скоро придут гости поздравить именинницу. А как зовут гостей, он узнает позже. Вы достаете четыре-пять игрушек (кукол, зайцев, медвежат и т. п.) и называете ребенку их имена. Затем все гости усаживаются за стол, и начинается чаепитие. Ребенок должен всех угощать чаем, обращаясь к каждому гостю по имени. Игру можно изменять, приглашая к кукле разных гостей и называя их разными именами. Количество гостей постепенно увеличивается до шести-семи.
Запомни картинки
Для этой игры надо заранее заготовить 10—12 картинок. На каждой картинке должен быть изображен один предмет. Игру можно провести как соревнование между несколькими детьми или посоревноваться с ребенком самому — кто больше запомнит картинок. Играющие рассматривают картинки две-три минуты, потом картинки убираются, и все называют те, которые они запомнили. Можно называть по очереди по одной. Выигрывает тот, кто последним вспомнит еще не названную другим.
Повторяй друг за другом
В эту игру можно играть с одним ребенком или с несколькими детьми. Первый играющий называет любое слово, второй повторяет названное слово и добавляет к нему какое-нибудь свое. Следующий называет по порядку названные до него слова и добавляет к ним свое слово и т. д. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ
Разрезные картинки
Попробуйте нарисовать крупный и яркий предмет или несложный сюжет (качество рисунка несущественно), затем разрежьте изображение на несколько частей — и пусть ребенок складывает картинку. Один и тот же рисунок можно разрезать по-разному. Например, чайник, который малыш по вашей просьбе склеит, будет еще несколько раз падать и разбиваться на разные осколки. В одном случае картинка будет разрезана по прямой или по диагонали, в другом — соответственно членению предмета (корпус, крышка, носик, ручка), в третьем осколки будут сложной неправильной формы.
Картинки-вкладки
Это другой вариант игры «Разрезные картинки». Вырежьте из несложной картинки несколько частей, наклейте ее на чистый лист бумаги и обведите вырезы черным контуром. Чтобы закрыть вырезы вкладками с подходящими частями изображения, ребенку нужно будет найти только место каждой вкладки.
Мастерская форм
Устроить эту мастерскую совсем несложно. Потребуются спички с отрезанными головками (или счетные палочки), куски гибкой медной проволоки (или толстые шерстяные нитки) и геометрические фигуры-образцы. Прямолинейные фигуры, такие, как квадрат, прямоугольник, треугольник, ребенок может выкладывать из палочек, а округлые, такие, как круг и овал, делать из проволоки. Когда малыш научится мастерить каждую из форм, начните знакомить его с их вариантами. Пусть образцами теперь будут узкий и широкий прямоугольники, треугольники с разной величиной углов и т. п. Делая образцы, заранее убедитесь в возможности изготовления таких фигур из материала, которым располагает ребенок. Вот какие простые фигуры может выложить ребенок:
А вот фигуры посложнее:
Куда залетела пчела
Для игры понадобятся кукольная комната и кукольная мебель: круглый стол, стульчик, кресло, диван, кровать, шкаф. Недостающие предметы вполне заменимы другими. Важно только, чтобы для начала их было бы не более шести. Если готовой мебели нет, сделайте ее сами из спичечных коробков. Комнатой может служить коробка без крышки с прорезанными в стенах окном и дверью.
Расставьте мебель в комнате и вместе с ребенком нарисуйте план: черточкой отметьте расположение окна, крестиком — двери, а с помощью кружков, квадратиков и прямоугольников изобразите предметы кукольной мебели.
Вот как будет выглядеть такой план:
Конечно, здесь мы приводим только примерный план расстановки мебели. У вас он может иметь и другой вид. В дальнейшем количество предметов в игре можно увеличить, ввести одинаковые предметы.
Игра состоит в следующем. На нарисованном плане красным кружком отмечается предмет, под который залетела пчела. Ребенок должен по этому указанию отыскать ее в игрушечной комнате. Игру можно повторять несколько раз: пчела будет каждый раз залетать под разные предметы. Перед началом игры не забудьте сориентировать план в соответствии с расположением мебели, двери и окна в кукольной комнате.
В дальнейшем задание можно усложнить. Положите план рядом с комнатой «вверх ногами» и введите в качестве условия игры запрет на его переворачивание.
Теперь ребенку, чтобы решить задачу, придется переворачивать план в уме, и это придаст его пространственным представлениям гибкость.
Кукла Маша купила пианино
Для проведения этой игры понадобятся та же кукольная комната с мебелью, что и в предыдущей игре, и ее план. Однако план лучше не рисовать, а выложить на листе бумаги, используя вырезанные из картона геометрические фигурки.
Задание будет состоять в перестановке мебели. Кукла Маша решила купить пианино, но не знает, куда его поставить. Для этого нужно переставить всю остальную мебель. Попросите ребенка помочь Маше. Для этого дайте ему прямоугольник, обозначающий пианино, и предложите переместить мебель на плане так, чтобы поместился этот новый предмет. Это не так просто: ведь пианино должно стоять у стены, и перед ним необходимо оставить достаточно места для стула. Затем ребенок должен реализовать свой план, переместив мебель в кукольной комнате. Такая перестановка сразу подтвердит правильность или неправильность выбранного решения. Подобная игра может проводиться с любым другим предметом обстановки.
Найди игрушку
Игра проводится в комнате. Перед началом вам понадобится вычертить план вашей комнаты. Это достаточно просто. Выбрав определенный масштаб (например, 1:10), начертите стены комнаты, обозначьте двери и окна, а затем изобразите находящиеся в ней предметы. В качестве примерного плана приводим следующий (см. рисунок на с. 60).
В этой игре, пользуясь планом, надо найти спрятанный предмет. Взрослый и ребенок по очереди прячут игрушку и делают соответствующую отметку в плане. Ребенок должен научиться пользоваться планом, находясь в любой точке комнаты. Для этого сначала ему нужно будет сориентировать план (повернуть его так, чтобы изображение двери «смотрело» в сторону двери, а изображение окна — в сторону окна), а затем определить собственное место в комнате (я сижу вот на этом стуле). После этого уже легко найти в комнате отмеченный на плане предмет.
В дальнейшем игру можно проводить в другой комнате, на кухне или пользоваться планом, перевернутым на 180 градусов.
Делаем зарядку
Эта игра научит ребенка пользоваться рисунком-схемой. Приготовьте несколько карт (20 х 30 см) со схематическим рисунком человечка на каждой из них. На каждой карте человечек делает какое-нибудь упражнение. Некоторые карты могут быть такими:
Перед началом игры покажите ребенку одну из карт и выясните, понимает ли он ее: правильно ли делает упражнение, которое изображено на карте. Так разберите с ним все карты. Затем предложите малышу делать зарядку по правилам: выполнять то упражнение, которое показано на карте. Вы показываете одну из карт, и ребенок начинает делать упражнение. Затем вы показываете другую карту, и малыш должен перейти к другому упражнению. Если играет несколько детей, можно провести соревнование: кто неправильно делает упражнение, выбывает из игры. Новые карты нарисуйте вместе с детьми.
Какая сегодня погода?
Прежде всего расскажите ребенку, что с помощью простого рисунка можно обозначить что угодно, в том числе и погоду. Объясните, что такие рисунки используются для составления специальных карт погоды, которые вывешиваются в портах — для экипажей кораблей, уходящих в плаванье, и в аэропортах — для летчиков, ведущих самолеты, и пассажиров. Затем предложите ребенку придумать, как можно обозначить ясный солнечный день, пасмурный день, когда все небо в тучах, дождливый день, сильный снегопад, ветреный день, легкое волнение на море, шторм и т. д. Предоставьте ребенку возможность сначала самому выполнить задание. Если у него не будет получаться, подберите отдельные картинки или сделайте небольшие рисунки с изображением солнца, тучи, дождя, снежинки, волны, склоненного ветром деревца. Все рисунки должны быть простыми и легко узнаваемыми.
Когда рисунки будут готовы и ваш ребенок поймет, как обозначают с их помощью погоду, поиграйте в бюро прогнозов погоды. Вы будете давать сведения о погоде, а он — сообщать их жителям города (куклам), используя рисунки с условными обозначениями. Например, вы объявляете, что пошел дождь — и ребенок подбирает карточку с дождинками. Затем наступает его очередь, и он может сказать, что дождь перестал, выглянуло солнце, и рисунок тогда подбираете вы. Постепенно дополняйте имеющиеся изображения новыми. Предложите ребенку обозначить те изменения погоды, которые еще не встречались в игре.
Игру можно усложнить: изобразить два-три значка на одной карточке (солнце и ветер, снег и тучи и т. д.). В таком варианте ее можно использовать и в более старшем возрасте.
Кто в домике живет?
Подберите 10—15 повторяющихся картинок с животными. Накройте каждую из них бумажным квадратиком — домиком. На каждом из этих квадратиков должен быть нарисован какой-либо значок. Для этого предварительно зашифруйте каждое из животных каким-либо значком. Например: волк — это прямоугольник, медведь — квадрат, птичка — треугольник, бабочка — три точки, жук — волнистая линия, белка — крестик и т. д.
Возьмите полоску бумаги и расположите на ней друг под другом дубликаты своих картинок и соответствующие им значки. Это будет шифр, который поможет ребенку угадать, кто в домиках живет. Ребенок, глядя на полоску-шифр, должен отгадать, какая картинка находится под тем или иным домиком, и сказать, кто в домике живет. После ответа предложите ему отодвинуть в сторону квадратик и проверить, не ошибся ли он. При повторной игре полезно по-другому соединять значки и картинки.